Ульмасбаева елена – Преподаватель йоги Ульмасбаева Елена — Занятия йогой — Портал YOGA.RU

Преподаватель йоги Ульмасбаева Елена — Занятия йогой — Портал YOGA.RU

Чем Вы занимались, прежде чем стали преподавать йогу? Совмещаете ли преподавание йоги с какой-либо деятельностью?

Всем понемногу и ничем. Искала свою дорогу. Было очень трудно. Преподавание совмещаю с организаторской деятельностью.

Чем привлек метод Айенгара? Вспомните Ваши первые занятия йогой, первого учителя.

В детстве попались самиздатовские книги. Первые занятия проходили в андерграунде, еще до 1989г. Это были занятия разными практиками, так или иначе связанными с йогой. И первым человеком, познакомившим меня с йогой был Евгений Борисович Голембо. Осенью 1989 года в Москву приезжал Шри БКС Айенгар. Его метод привлек дисциплиной и тем, что работа идет через тело. Еще до приезда Гуруджи, слушая рассказы о его школе, я знала и чувствовала – это то, что мне нужно. И все произошло. Первый учитель йоги Айенгара Фаек Бириа, приехавший первый раз в Москву вместе с БКС Айенгаром в 1989г.

Вспомните Ваше первое проведенное занятие

Весной 1990 года приезжала Индра Деви. И меня попросили провести занятие для людей, приехавших к ней на лекцию. У меня получилось. Помню, я скопировала занятие Фаека Бирии, который приезжал накануне. Признаюсь.

С какими трудностями приходится сталкиваться в преподавании?

Люди очень тяжело меняются, а развития без этого не происходит.

Расскажите об одной из Ваших любимых асан.

Я люблю Уттхита Триконасану. Это очень сложная поза. Если ее понять, тело действительно меняется. Мне это удалось лет через 10 практики.

Чем Вы интересуетесь кроме йоги? Как проводите свободное время?

Меня интересуют вопросы мироздания. Читаю, слушаю музыку, этно и классическую. Свободное время провожу с семьей.

Что бы Вы посоветовали новичку?

Заниматься не только в классе, но и дома. Каждый день хотя бы 15-20 минут. Это бесценный опыт. А в классы ходить для коррекции практики.

Опишите, каким, по вашему мнению, должен быть преподаватель йоги.

Нужно быть в рамках какой-либо школы, традиции. Должен уметь научить выстраивать практику для развития, разрешения конкретных проблем. И, прежде всего, оставаться хорошим учеником, по крайней мере первые 10-15 лет.

www.yoga.ru

Елена Ульмасбаева о преподавателях и йоге в Екатеринбурге — The Village

Директор Московского центра йоги Айенгара и основатель сети «Йога Практика» Елена Ульмасбаева занимается йогой с 1985 года, а преподает с 1989. Говорят, что именно она привезла в Россию йогу по методу Айенгара. The Village поговорил с Еленой о том, как правильно выбрать своего учителя, полезна ли йога в гамаках и какое место занимает Екатеринбург на карте йоги в России.

Йога Айенгара — это разновидность хатха-йоги, где основное внимание уделяется правильному положению тела. Шри Б.К.С. Айенгар изменил традиционный подход к обучению йоге и создал свой метод преподавания, основанный на максимальной концентрации и детальной проработке асан. Айенгару называют самой физиологичной йогой, а большинство асан в ней выполняются с опорами.

Текст

Лилия Низамова

Я занимаюсь йогой Айенгара больше 30 лет. Раньше йога не была так популярна, она была для людей, скорее, «странных», но последние 12-15 лет я вижу, что йога прочно входит в жизнь как совершено нормальное явление. И преподаватель йоги сегодня — профессия, а не что-то маргинальное.

Спрос рождает предложение, и предложение не всегда качественное. Понятно, что хорошие преподаватели не могут появиться откуда ни возьмись. Им на смену приходят другие, обученные быстро, не за три года, а за три месяца, а то и меньше. В нашей культуре сложилось отношение к йоге как к чему-то таинственному: общество принимает за продвинутость в йоге загадочные татуировки, бусы на руках, побритую голову и взгляд в себя. На самом деле это не так.

Клиенты, которые приходят в классы, не знают, как правильно выбрать преподавателя, но я могу дать несколько советов. Когда вы отдаете ребенка в школу танцев — наверняка будете узнавать, где учился преподаватель, какой у него опыт и личные достижения.

И когда вам говорят: «Я постигал йогу в предгорьях Гималаев в тайном обществе», или же «Мой учитель передавал мне знания от сердца к сердцу», — это должно настораживать. Я не отрицаю, что, возможно, есть люди, получавшие знания телепатическим способом, но их не может быть так много.

Надо узнать, какое образование у человека, кем он был до йоги. Мне кажется, это очень важный вопрос. Я не против, если человек работал слесарем: может быть, у него есть среднее медицинское образование, и он пять лет практиковался, а не стал учителем после трехмесячных курсов.

Сейчас много юных преподавателей. Но молодость не считается недостатком. Есть вопрос опыта. Допустим, пришла к девушке на практику женщина 30 лет, которая недавно родила, или дама за 40. Знает ли 22-летний учитель хотя бы теоретически, какое состояние организма у женщины после родов, во время беременности и в период гормональной перестройки? Йога —это телесная практика, и мы используем тело как инструмент. Здесь требуется наблюдение за своим телом. И если преподаватель молод, хочется, чтобы он набирался опыта у старших учителей — они обязательно должны быть.

Нужно спросить: кто ваш учитель, к кому вы обращаетесь, когда не знаете, как поступать с учеником?

Например, вы ходите на балет, чтобы насладиться зрелищем, и однажды решаете научиться танцевать. От того, что вы сидите и просматриваете, как танцуют солисты, вы не научитесь танцевать. Нужно, чтобы преподаватель не просто показывал, как танцевать, а сделал так, чтобы и ученик в итоге что-то станцевал.

Когда преподаватель выходит перед аудиторией и говорит: «Повторяйте за мной» — это вообще не преподаватель. Хотя многие считают, что если учитель умеет вставать на голову, закидывать ногу за голову, значит, и у них получится. Но это неправда. Может быть, преподаватель делает это в силу своей гибкости и молодости, может, он бывший гимнаст, а ученик в последний раз был на физкультуре 25 лет назад. Важен методический подход, чтобы тело постепенно раскрывалось и менялось.

Главное в йоге — выбрать правильного преподавателя. Нужно посоветоваться со знакомыми, узнать, куда они ходят. Полезно взглянуть на знакомых: вот человек занялся йогой, прошло полгода или больше, и что произошло в жизни этого человека?

Может быть, девушка стала нервной, категоричной в суждениях, или у нее начались конфликты в семье, потому что она стала вегетарианкой. Посмотрите, позитивны ли изменения. Вы готовы измениться в ту же сторону?

Когда есть понятие школы, где люди учатся не первый год, а набираются опыта, это всегда производит хорошее впечатление. Люди, которые занимаются преподаванием, владеют не только предметом, но и навыками передачи. Выбирая школу для детей, мы интересуемся: кто учителя, директор, есть ли традиции в этой школе. Красивое здание или икра на обед не имеют никакого отношения к учебному процессу. Поэтому личная преданность каких-то людей своим преподавателям не означает, что преподавание качественное. Нужно смотреть, что важно именно вам, как меняется жизнь людей, которые начали заниматься йогой, подходят ли эти изменения вам.

Последние пять-семь лет люди ставят простые цели — приходят за хорошим самочувствием и внешними признаками этого самочувствия. Большинство людей готовы тратить время и деньги именно на это. И школа Айенгара, которую я представляю, это реально дает. В нашей стране она работает более 30 лет. Это большое мировое сообщество, у нас есть система квалификации, которая позволяет поддерживать качество. Айенгара — гарантия того, что люди не придумали это сами, прочитав какие-то книги или посмотрев видеоролики, а учились у более старших и по возрасту, и по опыту людей. Они всегда могут обратиться к старшим, что очень важно. Когда я получаю какой-то вопрос от своего ученика, я всегда могу что-то посоветовать, а если не до конца понимаю — спрашиваю у людей, которые старше меня.

Я не знаю, в тренде йога Айенгара или нет, потому что я много лет в этом. Есть разные стили йоги. Название хатха предполагает занятие с телом: это может быть выполнение асан, пранаям, крий. На Западе, в том числе, и в России, хатха-йогой называют непонятно что. Люди делают какие-то асаны и называют их хатхой.

Когда речь заходит о хот-йоге, создается ощущение, что люди много работают, чтобы изощренно поесть в дорогом ресторане, а потом готовы отдать любые деньги, чтобы похудеть. И идут на то, чтобы в жарких залах, обливаясь своим и чужим потом, выполнять какие-то упражнения. Хотя всем уже давно известно — чтобы снизить вес, нужно просто изменить питание.

Йога в гамаках — вещь хорошая, но к йоге она имеет отдаленное отношение.

Наши дети сейчас растут в неестественных условиях. Ребенок в определенном возрасте может делать максимум движений: лазать по деревьям, забираться по лесенкам, качаться на веревках. Чем больше движений он совершает, тем лучше для него. В нашей стране в меньшей степени, а на Западе — в большей есть ограниченность пространства, в котором мы живем. Это приводит к тому, что многие дети мало двигаются. Постепенно эффект накапливается. И когда появляется что-то такое, где можно будто бы поиграть, сделать то, что мы не делали в детстве, это воспринимается на ура. Но, с моей точки зрения, йоге в гамаках не хватает хорошо разработанной техники безопасности, чтобы люди не повыворачивали себе запястья и лодыжки.

Кажется, что противостояния между разными стилями йоги нет. У одних агрессивная рекламная позиция, у вторых — более спокойная, а у третьих — вообще никакой, хотя она насчитывает большую историю.

В Екатеринбурге сообщество Айенгара ведет себя довольно вяло, оно могло бы больше заявлять о себе. Мне кажется, что это ошибка.

В России йогой традиционно больше занимаются в ее европейской части и крупных городах. Исторически лидируют три города — Москва, Екатеринбург и Санкт-Петербург.

Чем мне нравится Екатеринбург? — Это очень бодрый город. Еще не Сибирь, но уже и не средняя полоса России. Я много езжу по стране, и, по моим наблюдениям, сибирским городам свойственна некоторая инертность. Люди, живущие на Урале, поживее. Я бы сказала, что в Екатеринбурге присутствуют некоторые черты, которые в основном свойственны столицам, но не хочу обижать другие города.

Хочется, чтобы здесь йога Айенгара не потеряла своих позиций. Я всегда говорю, что с таким энтузиазмом, как на Урале, люди мало где занимаются йогой. Они готовы пахать и относятся к этому очень серьезно. Такая черта присуща Екатеринбургу. В Москве и Санкт-Петербурге люди в этом смысле поспокойней. Это зависит от того, кто стоял у истоков йоги в каждом отдельно взятом городе. Мне кажется, что Егор Ротов хорошо раскачал его в самом начале. От его запала, импульса, эмоционального и энергетического вложения зависело очень многое.

Я знаю многих преподавателей из Екатеринбурга. Постоянно принимаю экзамены, они приезжают Москву, с кем-то мы встречаемся в Индии. Следуя определенной иерархии, могу перечислить трех самых старших преподавателей после Егора Ротова: это Елена Зубакина, Ольга Бухнер, Юлия Бахарева. Есть и другие, очень хорошие учителя.

Благодарим кафе осознанного питания «Мы есть» за помощь в организации интервью.

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:


обложка: YOGA PRACTIKA

www.the-village.ru

Елена Ульмасбаева: «Следую советам Аюрведы и собственной интуиции»

Елена Ульмасбаева, основательница сети Yoga Practika, поделилась с нами, каких правил в питании она сейчас придерживается,  рассказала, какими видит счастливые отношения в семье, и что думает о современных направлениях йоги.

Как вы могли бы объяснить преобладание вегетарианцев среди людей, практикующих йогу?

IMG_7059-2.jpgПопулярность вегетарианства среди практикующих йогу на Западе очень понятна,  ведь древние тексты йоги говорят о вегетарианстве как о естественном типе питания для тех, кто идет этим путем. Надо сказать, что традиционно йоге обучались представители браминских каст, которые были и остаются вегетарианцами. Для кшатриев вегетарианство предписывалось в период ученичества. В наши дни обучение йоги открыто для всех, независимо от типа питания.

Каких принципов питания вы придерживаетесь, как это влияет на самочувствие?

В своем питании я следую советам Аюрведы и собственной интуиции. Я ем три раза в день – завтракаю, обедаю и ужинаю. Утром пью воду, теплую или даже горячую, в зависимости от сезона, 0,5 литра или больше (тоже в зависимости от сезона). Согласно Аюрведе, лучше пить кипяченую воду, особенно если у вас слабое пищеварение или вы хотите снизить вес. На ужин, как правило, я ем только овощной суп. Готовлю всегда сама.

Поделитесь любимым рецептом?

Конечно!

Упма.

Половина пиалы манки, одна небольшая луковица, пол чайной ложки семян горчицы, острый перец чили (небольшая часть, 2 см), соль, 2 ст.л. гхи.

Предварительно тонко нарезать лук и чили. На сковороде обжарить манку до кремового цвета (можно без масла) и отложить. Помыть сковороду, разогреть на ней гхи и кинуть семена горчицы. Через 1 мин. добавить тонко нарезанный лук и перец чили. Пассеровать минут 5 все время помешивая. Посолить. Влить горячую воду и сразу всыпать манку. Воды должно быть раз в 5 больше, чем манки. Держать на среднем огне 3-5 минут и все время мешать. Выключить и закрыть крышкой. Через 5 мин есть. Это очень питательный завтрак.

Многие замечают, что от практики йоги люди становятся менее эмоциональными. Что на самом деле происходит с эмоциональной сферой человека, практикующего йогу?

Мне кажется, что люди, практикующие йогу, становятся более спокойными. Человек может быть эмоциональным, но его эмоции гармоничны, и он выражает их ровно и адекватно. Все как будто становится на свои места. Не стоит подавлять свои эмоции. Практикующий йогу учится наблюдать за собой, за своим телом, за чувствами. Наблюдение позволяет увидеть причинно-следственные связи, понять,  почему вы чувствуете боль или гнев в той или иной ситуации. Порой этого достаточно, чтобы изменилась ваша реакция. И еще, практика йоги снимает общее напряжение и усталость нервной системы.

Существует мнение, что йога – практика для мужчин, а женщинам больше подходят танцы. Как вы считаете, что на самом деле дает практика йоги женщинам? В чем особенность женской практики йоги?

120301123438559890_f22_0-2.jpg

Словом «йога» называют самые разные вещи – например, одни люди сидят, скрестив ноги и закрыв глаза, а другие прыгают до седьмого пота, но почему-то про тех и про других говорят, что они занимаются йогой. Очень много направлений, некоторые придумали буквально вчера. Традиционно йога была занятием для мужчин. Женщины занимались йогой до замужества (но женщина могла отказаться от замужества и посвятить себя йоге). Особенности практики для женщин были всегда, так как женщины и мужчины различны по своей физической природе. Женщина должна учитывать физиологический ритм своего организма, выстраивать практику в зависимости от цикла. Есть особенности женской практики в период менструации, во время беременности, в период после родов, во время лактации, в период менопаузы. А танцы – очень хорошо, но ведь они тоже бывают разные…

Поделитесь, пожалуйста, своим взглядом на современную семью. В каком виде возможны осознанные счастливые отношения между мужчиной и женщиной?

Мне так и не удалось это понять, хотя порой я очень старалась.  У меня восточные корни и для меня семья – это не только муж, жена и дети, но и дедушки, бабушки, дяди, тети и т.д. Это большая семья, много родственников. В современной семье отношения мужчина-женщина излишне актуализированы, поэтому она так непрочна. На протяжении тысячелетий семья была необходимым условием физического выживания, семья служила интересам сообщества, а не интересам отдельной личности. Сейчас все изменилось, общество очень индивидуализировано. Уже никто не хочет быть зависимым, ущемленным, все хотят быть счастливыми и реализованными. Необходим диалог между мужчиной и женщиной, чтобы, по крайней мере, попытаться понять, кто что хочет, в чем идея того, что эти люди решают жить вместе. 

Тогда можете ли вы предположить, как выстроить гармоничный диалог между мужчиной и женщиной? Есть ли основные правила «разговора»?

Правила зависят от общей культуры мужчины и женщины, чем выше уровень культуры, тем больше шансов договориться. А гармония будет только в том случае, если люди подходят друг другу. В индийской культуре выбор жениха и невесты начинается с анализа их гороскопов. Смотрят, насколько благоприятным будет союз, будут ли дети, достаток, мир в семье и т д. Как это ни странно, но в джьотише все это видно. Есть люди с благоприятными показателями для брака, а есть с такими, что в брак лучше не вступать или крайне тщательно выбирать партнера, вступать в брак по расчету. Конечно, это очень трудно признать, но не все люди могут быть счастливы в браке, так же, как и не все могут быть успешны и богаты. У каждого свои задачи и возможности в этой жизни, главное понять, что тебе дано, а что нет. И чем раньше это произойдет, тем лучше.

Как прийти к состоянию контакта с телом, когда тело само сможет решать, что и когда съесть и какую асану выполнить? Сколько времени на это уходит?

фото-2.gifНужно развивать интуицию. Есть счастливцы, которые всегда знают, что им на самом деле нужно, но их не так много. Обычно люди хотят, чтобы им точно сказали, что есть, какой комплекс асан выполнять, чем что лечить и т.д. Сложность в том, что для каждого рекомендации должны быть индивидуальны, каждому надо что-то свое. Но начать можно с общей дороги, например, прийти заниматься в общий класс и следовать программе, которую преподаватель дал для всех. В еде придерживаться общих принципов здорового питания. Постепенно, по мере продвижения в практике, по мере того, как будет меняться ваше мировоззрение – понимание и чутье будут развиваться.

Йога – оздоровительная практика, практикуя много лет, пользуетесь ли вы услугами современной медицины, медикаментами?

Если есть необходимость, я обращаюсь к помощи Аюрведы или гомеопатии. Медикаментами не пользуюсь.

Есть ли у вас какой-то универсальный способ повысить жизненную энергию, если чувствуете упадок сил?

У меня их несколько. Можно сделать восстанавливающие позы и глубокую шавасану, желательно с бандажом на голове. Можно принять солевую ванну минут на 40. Можно сделать «масляную ванну» – Абъянгу, тоже минут на 40, только это лучше в первой половине дня. И главное – пораньше лечь спать! Чтобы проснуться рано-рано утром, и тогда все хорошо!

Какие книги вы читаете, что могли бы порекомендовать?

Иногда я с удовольствием перечитываю русскую классику – Тургенева, Достоевского, Лескова. А порекомендовать хочу книги Роберта Свободы «Пракрити» и «Жизнь, здоровье, долголетие». Очень полезные книги для тех, кто хочет улучшить качество своей жизни. 

Елена традиционно примет участие в фестивале Free Spirit 2016, который пройдет с 15 по 17 июля 2016 года, где любой участник сможет посетить ее мастер-класс.

http://free-spirit.ru/tickets

Беседовала Ольга Татаркина

vegetarian.ru

Елена Ульмасбаева: первые шаги начинающих йогов — Йога и здоровье — В мире йоги

Генеральный директор YOGA PRACTIKA Елена Ульмасбаева рассказала нашему порталу о том, какие первые шаги делают люди, начинающие заниматься йогой.

— Елена, с какой целью люди начинают заниматься йогой? Какие ожидания от занятий у новичков?

— Могут быть самые разные причины, почему люди хотят начать заниматься. Ожидания бывают оправданными и неоправданными: от похудеть и исправить осанку до стать более привлекательной и выйти замуж. Но в большинстве случаев это стремление к общему оживлению, движению, это борьба с малоподвижным образом жизни. Люди слышали, что йога – это такие экзотические позы, которые развивают тело и делают человека более спокойным, они хотят гармоничной физической активности, спортивный зал или бег трусцой могут им не подходить по каким-то причинам, может тяжело или скучно. С помощью занятий можно сделать жизнь более качественной, поменять восприятие своей жизни, сделать его более позитивным. Даже при хронических заболеваниях, которые нельзя вылечить совсем, занятия йогой помогают улучшить общее состояние, когда обострения случаются все реже и реже. Ожидания бывают самыми разными, мы всем можем что-то предложить и большинство ожиданий оправданы.

— Когда у новичка возникла идея приобщиться к йоге, с чего Вы рекомендуете начинать?

— Конечно, лучше начинать знакомство с йогой под руководством опытного преподавателя. Выбирайте его не по харизме и красоте речи, а по квалификации, педагогическим навыкам, владению методикой, умению общаться с людьми. Ищите того, кто поймёт ваше состояние, от кого вы будете получать помощь и заряд энергии. Если вы женщина за 50, то лучше пойти к преподавателю — взрослой женщине, которая поймет, что вы чувствуете на занятиях.

Прежде чем искать преподавателя, надо определиться, какое направление йоги вам подойдёт и найти рядом с домом центр, в котором ведут классы йоги для начинающих. Не все наши читатели живут в городах, где есть специализированные центры йоги или фитнес-клубы с профессиональными инструкторами. Тогда на помощь приходят DVD, онлайн-программы, книги. Такие занятия могут быть качественными, если вы занимаетесь регулярно и наблюдаете за собой. Я уверена, что хорошая книга лучше плохого инструктора.

— Как самостоятельно выбрать книгу или онлайн-программу?

— Прежде всего, узнайте информацию об авторе, его опыте, где и у кого он учился, насколько подготовлен с методической точки зрения. Главное не покупаться на красоту книг и видео. Когда все смотрится стильно и дорого, задумайтесь, выглядит ли это так, что вы сможете чему-то научиться? Вам понятны объяснения автора? Есть ли указания к выполнению поз? Если это видео, то оно похоже на урок? Недостаток этих вариантов в том, что преподаватель не видит ученика и новичок не получает индивидуальных инструкций.

— Существует более 30 направлений йоги. Как самому выбрать именно свою йогу?

— Человек должен понять себя, какая у него мотивация, что он хочет получить в итоге от этих занятий. Все направления можно условно поделить на два типа. Одни ориентированы на телесную практику, другие — на духовную.

Я 30 лет практикую йогу по методу Айенгара и рекомендую её как самую физиологичную. Это йога трансформации, которая меняет тело и подойдет всем, особенно начинающим.

— Начинающий ученик определился с направлением, центром, преподавателем. Какие шаги он делает дальше?

— Он приходит в начальный класс, в котором занятия проходят по программе, ориентированной на начинающих и, что немаловажно, ученики примерно одного уровня подготовки. Это могут быть люди разного возраста, но все они в начале своей практики. Со временем, они распределяются по классам разного уровня, что вполне естественно. Кто-то идет дальше быстрее, кто-то остается на этом этапе. В серьезном центре всегда есть градация классов на уровни.

— А классы учитывают особенности начинающих учеников?

— Да, учитывают. Есть занятия для беременных, людей старшего возраста, класс для тех, у кого проблемы со спиной, женский класс, который учитывает женскую физиологию и практику во время менструации. Если человек делает первые шаги в йоге после 60 лет, то идет в класс для людей старшего возраста.

Интересно, что женщины часто начинают практиковать йогу, будучи беременными. Если это первые шаги в йоге, то будущая мама идет сразу в класс для беременных. Только опытная йогиня еще какое-то время занимается в привычном для нее классе.

Но в любом классе любого уровня ученик должен предупредить преподавателя о своих проблемах со здоровьем до начала занятия. От менструации и насморка до давления и недавно перенесенных операций. Есть ряд заболеваний, при которых нельзя заниматься в общем классе. В таких случаях ученик занимается в терапевтическом классе или по индивидуальной программе, разработанной специально для него.

— Для практики йоги выбор одежды и обуви имеет значение?

— Йогу Айенгара практикуют босиком и в одежде, которая не стесняет движений, не скрывает очертания тела, но в то же время достаточно его прикрывает. Если непривычно быть босиком, то можно начать в носках. Довольно быстро станет неудобно, потому что носки мешают работать стопами. Важно чтобы у начинающих учеников хорошо просматривались ноги и руки, колени и локти. Преподавателю легко читать информацию о теле ученика, он видит, как оно двигается и может дать правильные рекомендации. На каждое занятие следует надевать чистую одежду.

Также не рекомендую излишне пользоваться парфюмерией.

— Обязательно приносить свой коврик?

— Не обязательно. Все наши центры ЙП оборудованы полным комплектом материалов, они проходят антисептическую обработку. Но если вы хотите заниматься на своём коврике, то конечно можно взять его с собой или купить у нас, например в интернет-магазине.

— Когда человек практикует йогу, он может заниматься другими видами спорта?

— Конечно. Для кого-то танцы, для кого-то плавание будут прекрасным сочетанием с регулярной практикой. Все зависит от возможностей и желаний каждого ученика.

— От йоги худеют – это миф или реальность?

— От йоги, как и от других видов физической активности, похудеть можно, только если вы измените режим питания. Нужен комплексный подход. Сама по себе йога повышает телесную радость, на фоне которой снижается аппетит (больше нет стресса, который надо постоянно заедать) и усиливает метаболизм.

— Почему люди прекращают практику йоги?

— По разным причинам. Меняются люди, меняются обстоятельства. Например, женщина вышла замуж, у неё стало меньше времени для себя. Согласно ведическому знанию для женщины лучшая йога – это уход за мужем и детьми. Или человек достиг тех улучшений, которых хотел и на этом остановился. Перестали болеть колени, выпрямилась спина – результат достигнут. Возможно, занятия были этапом для дальнейшего развития. И это тоже результат йоги. Бывает, что просто что-то изменилось и заниматься йогой больше не хочется.

— То есть бывают разочарования?

— Мне кажется, что разочарования бывают, если есть некорректный подход или необоснованные ожидания. Например, если выполнять прогибы назад с нагрузкой на поясницу, через какое-то время поясница болит, начинающий ученик решает что это от йоги. Он видит отрицательный результат занятий и разочаровывается. Но причина – неправильное выполнение. Иногда разочаровывает преподаватель, но с моей точки зрения это не причина бросать занятия, лучше пойти к другому преподавателю.

— В начале беседы Вы сказали, что многие люди хотят улучшить свое качество жизни. По вашему мнению, какое качество жизни у человека, регулярно практикующего йогу?

— Я думаю, что для здорового человека в норме быть счастливым, деятельным и любящим. Просыпаться с хорошим настроением, легко засыпать, чувствовать удовлетворенность и радость жизни. Это и есть хорошее качество жизни. Начинающие вправе ожидать, что практика йоги поможет им двигаться в этом направлении. Это оправданное ожидание.

www.yoga.ru

Елена ульмасбаева: йога может разделять, когда нет взаимопонимания

Йога и отношения – одна из тем, которая волнует и тех, кто практикует йогу, и тех, чьи мужья или жены вдруг поддались всеобщей моде на здоровый образ жизни и отправились на коврик. Случаи, когда йога влияет на отношения в семье самым непредсказуемым образом, то и дело мелькают в медиа. Истории, когда «муж ушел к учительнице по йоге», передаются из уст в уста, как пионерские страшилки Успенского в детском лагере, по пути обрастая интересными подробностями.

Что же все-таки происходит, когда в жизни появляется йога, и как данная практика находит отражение в семейных отношениях, «Летидор» узнал у директора Московского Центра Йоги Б.К.С. Айенгара, руководителя самой крупной в России сети Yoga Practika Елены Ульмасбаевой.

— Существует мнение, что у людей, серьезно занимающихся йогой, часто возникают трудности с выстраиванием отношений. Насколько такая точка зрения справедлива?

  • Это действительно так. Человек, живущий социальной жизнью, имеющий контакты, родственные связи, запрограммированный на обычную жизнь, скорее всего, не будет погружаться в йогу. Буквально 8-10 лет назад, вероятно, такой человек вообще не стал бы заниматься. А сейчас эти люди приходят в классы просто потому, что воспринимают йогу как упражнения, восполняющие недостаток физической активности.

Но если кто-то вдруг решает посвятить свою жизнь йоге – стать преподавателем, все бросить и заниматься только йогой – скорее всего, это попытка уйти от тех жизненных задач, которые не хочется решать. Не исключено, что у человека есть проблема контактов, неспособность встроиться в социум – за 20 лет преподавательской практики я видела множество таких людей. И сама была такой.

Нельзя сказать, что это всегда плохо. Возможно, одна из жизненных задач этого человека — как раз не встраиваться в социум, а делать что-то свое.

Лично мне занятия йогой помогли найти себя и постепенно вывели меня из состояния зацикленности на себе, помогли увидеть мир вокруг, создать какие-то контакты, связи, жить социальной жизнью в том числе.

Многим это не удается. Они словно зашли в комнату, где все оборудовано для занятий – коврик разложен, благовония зажжены, портрет учителя на стене – и там остались. Они ходят в зал, ездят куда-то, но внутренне они остаются в этой комнате, и их взгляд на мир довольно узкий.

— Получается, что не практика делает людей закрытыми, а люди такого склада приходят в йогу?

  • Да. Любые социальные отношения не позволяют человеку быть полностью сосредоточенным на себе. Редко так бывает, что мужчине все равно, чем женщина занята. Он все-таки ожидает, что она утром хотя бы сделала вид, что на стол накрыла, заинтересованно посмотрела. Если же она удаляется в комнату и занимается йогой, а он сам себе готовит завтрак, через какое-то время у него возникает вопрос: а чем моя утренняя жизнь отличается от жизни мужчины, у которого нет женщины?

Или, например, вечером мужчина приходит домой, ожидая, что жена его накормит, они посидят-поговорят. А женщины нет, потому что она где-то ведет занятия, приходит поздно, когда все уже собираются спать. И возникает вопрос: а в чем смысл совместного проживания?

— Но такая картина может сложиться, если женщина не йогой занимается, а, скажем, бизнесом, карьерой?

  • Конечно. Сейчас это и происходит. Огромное количество женщин занимаются бизнесом, строит карьеру, а потом удивляются, что у них не складывается личная жизнь. В итоге рядом с ними либо оказывается человек, который откровенно живет за их счет, либо эти женщины вообще одиноки. Если рядом появляется мужчина с нормальной мужской программой, ему неважно, чем она занимается – йогой, бизнесом, в балете танцует – ему хочется, чтобы рядом с ним она была женщиной. В принципе, это нормально.

— Практика йоги может эту ситуацию скорректировать?

  • Многие люди полагают, что практика йоги или какие-то другие практики способны что-то «развить». Это так. Но я считаю – это мое личное мнение, многие с ним не согласны – что для того, чтобы что-то развить, нужно изначально что-то иметь.

А у многих людей этого так скудно, что в какие позы не становись, развить трудно – не вложено в человеке что-то, из чего что-то может прорасти. Поскупилась природа. Может быть, дала в силе что-то, но информационно вложила мало, потенциал маленький.

В соответствии с ведическим взглядом на мир, сейчас эра Кали-юги. В Кали-югу происходит смешение всего и разрушение всего. В частности, смешение каст, варн. Когда-то, в более благословенные времена, люди с большим энергетическим потенциалом воплощались в прекрасных телах, в высших кастах. А сейчас очень часто бывает, что человек рождается с убогим телом, тяжелой судьбой, в неблагополучной семье, но с очень большим потенциалом, и это помогает ему преобразовать тело, развиться, компенсировать недостающее. Или другая ситуация: в прекрасном теле, в хорошей семье, у хороших любящих родителей воплощается неразвитая, ненаполненная, с маленьким потенциалом душа – «думалка» слабая, сердце закрыто.

— Но если у человека есть потенциал, каким образом йога может помочь?

  • Если говорить о практике йоги Айенгара, мне кажется, первое, с чем она может помочь – осознание. Это очень важно – осознание тела. Понятно, что человек – это не только физическое тело, но и более тонкие структуры. Но, скажем, когда мы берем телефон, вначале мы видим, что это металлическая коробочка, такого или сякого цвета, с кнопочками. Если мы его откроем, то увидим, что там есть аккумулятор, какие-то штучки. А кто-то из нас, возможно, знает, как это устроено и почему это работает. Но большинство людей этим не интересуется – они просто жмут на кнопки и пользуются.

Другой пример: у меня дома есть кошка. Вот она мягкая такая, прыгает, приятная, живая. И в основном всех это устраивает. Но есть люди, которые заинтересуются: а что это за животное? Кто ее сородичи, какова история, как она появилась рядом с людьми, может, какие-то культы кошек были, какие у нее повадки, на что она способна. То есть, они видят за этим пушистым значительно больше, их ассоциативный ряд значительно шире.

Так вот, почему нужно начинать с физического тела? Потому что, когда мы смотрим на человека, мы воспринимаем его визуально, оцениваем его внешность. Есть люди, которые помимо внешности в большей степени чувствуют состояние человека. Например, вроде красивый человек, хорошо одет, улыбается, но люди чувствуют в нем напряжение и не хотят оставаться рядом. А кто-то может не так привлекательно выглядит, но располагает к себе, и к нему люди тянутся. То есть мы оцениваем что-то еще. А есть люди, которые чувствуют еще больше – не только состояние человека, но и его прошлые состояния, его потенциал. Есть люди, которые видят историю этого человека, а кто-то видит его прошлые жизни. В общем, это видение может быть очень разным. Но начинается все с физического тела.

Человек про себя тоже может знать очень много, но ему нужно начать с чем-то соприкасаться. Это что-то – физическое тело. Потому что, если он не в ладу с телом, он не может осознать свои состояния, эмоции, глубинные причины своих поступков. Он как бы находится в спящем состоянии, не видит. Многие не знают, какие движения они часто повторяют, как у них лицо дергается, голова или еще что-то. Им просто в голову не приходит, что у них это есть. Начиная осознавать тело, человек учится осознавать и другое, например, причины своего гнева.

Часто люди даже не замечают, что вдруг, ни с того, ни с сего начинают орать. Человеку говоришь: «Почему ты все время кричишь?», а он отвечает: «Я кричу?! Да я в жизни голоса не повысил!». Люди не замечают своих реакций, поступков, которые всех травмируют. Чтобы научиться все это осознавать, очень хорошо начать с тела.

Знакомство с телом приводит к осознанию – и это очень важно. Ведь тело – это своего рода индикатор того, что внутри у человека. Например, внутреннее напряжение отражается на теле – его видно в походке, в осанке. Если человек негативно мыслит, у него начинают болеть определенные органы: гнев – причина болезни печени, желчевыводящих путей, страх порождает проблемы с почками. Это известная вещь. Чтобы отследить свое состояние, нужно осознание.

Мне один умный человек сказал, что в мире есть два принципа: «подобное притягивает подобное» и «все есть любовь». С житейской точки зрения очень важно, как человек пришел в мир: в каком состоянии были его родители, когда его зачали, ждала ли мама, любили ли его, пока он был в утробе, хотели ли его. Дали ли любви в детстве. У всех по-разному, всем, может быть, немножко не додали. Но многие люди просто не осознают, чего им не хватает.

Недостаток любви, как черная дыра – она все в себя засасывает. Люди алчут любви от окружающего мира, но не способны ее давать. Осознав, что источник должен быть в них самих, они могут постепенно наполнять этот бездонный колодец. Когда ты начинаешь давать любовь, тогда и к тебе она приходит, потому что подобное притягивает подобное.

Состояние алчности, ревности, нужды – порождает нужду. Чем больше ты нуждаешься, тем больше ты в этой нужде. Это очень хорошо работает в отношении денег: до тех пор, пока человек сетует, что у него мало денег, что он бедный и мало зарабатывает, зациклен на этом, он действительно в этом положении находится. Как только он говорит: «Мне хватит, сколько есть, я на эти деньги живу и мне достаточно», когда он культивирует состояние удовлетворенности, то и денег приходит больше. То же самое с любовью. Мало тебя любили? Не любит тебя никто? Хорошо, не надо – люби сам кого-то. Начинаешь любить, и к тебе это возвращается. В отношениях этот принцип тоже действует.

Как этому йога может помочь? Да не знаю. Я видела огромное количество людей, которым не помогло. Для этого нужно иметь направление ума. Просто делая Уттхита Триконасану, этого невозможно добиться. Эти вещи нужно понять, они должны быть разъяснены кем-то. Это правда работает. Человек получает то, что соответствует его внутреннему состоянию. Если он видит вокруг себя только негатив, он и живет в таком мире. А люди, в которых есть любовь, видят мир прекрасным.

Когда у меня родился ребенок, мне было настолько хорошо в этом состоянии материнства, что все вокруг было прекрасно. Жизнь была удивительна, и то, что я была полной и не влезала ни в одну шмотку, меня совершенно не волновало, потому что я была абсолютно счастлива, когда ребенок на руках у груди. Потом это состояние немного прошло, я изменилась, появился интерес к чему-то другому, когда ребенок подрос…

— Но это состояние во многом обусловлено гормонами.

  • Совершенно верно. Это инстинкт, и очень хорошо, что он есть, потому что женщина вообще ближе к природе. Она не должна эту природу забивать. Женщине это дано пережить. Вот у меня кошка недавно родила котят. Она была абсолютно счастлива, когда лежала с котятами, и напомнила мне меня, когда я только родила ребенка. Прошло какое-то время, котята подросли, и у нее начался период, когда она стала гнать их от себя. Но в то же время, в ней боролись два чувства: то она на них рычит и бьет их, то они опять ее облепят, сиську сосут. А спустя время она окончательно перестала их подпускать – все, пошли вон, уже выросли. Видно, что это одни гормоны, инстинкты.

Человек — биологическое существо, и у женщин тоже это есть. Но женщине это состояние показывает: вот она, безусловная любовь. Многим кажется – и я тоже такой была – что любовь это когда тебе что-то всё время дают. Когда мужчина тебе дает и то, и се, и пятое, и десятое. А ребенок – он тебе ничего не даёт, он просто есть, но из-за этого ты в состоянии безусловной любви и счастья.

Лично для меня это было уроком. Я задумалась о том – уже в зрелом возрасте родив ребенка – что, наверное, к мужчине тоже может быть такое чувство, просто счастье оттого, что он рядом.

Я поняла, что подобную безусловную любовь можно и нужно испытывать к мужчине. У меня этого никогда не было, и мне бы хотелось научиться этому. Мне кажется, что у меня пробуждается эта способность.

— Слышала недавно такую историю: старший товарищ настоятельно советовал более молодому бросить женщину, с которой тот встречался, и уж по крайней мере, ни в коем случае не жениться на ней, поскольку у нее имелся ребенок от первого брака. Оказывается, существует теория, что став матерью, женщина не способна по-настоящему полюбить мужчину, потому что вся ее любовь направлена на ребенка. Что можно ответить на это?

  • Сейчас есть масса людей, которые не получили нормальной материнской любви. И огромное количество людей, находясь в этом состоянии, создали какую-то теорию. Это ревность.

Когда появляется ребенок, и женщина оказывается полностью сфокусированной на нем, психологически зрелый мужчина понимает, что это нужно. То есть, была женщина, которая для него, а сейчас у этой женщины ребенок. И с точки зрения сохранения популяции, продолжения рода, нужно оставить эту женщину в покое, чтобы она максимально, пока этот ребенок маленький, была направлена на него. Потому что ребенка надо выкормить и дать ему заряд любви и тепла, который заложит основу всей будущей жизни.

А эгоистичный мужчина часто начинает ревновать: «Почему она лежит, грудью его кормит, а как же я? Почему она рядом со мной не лежит, почему она меня не хочет? Вот она уже 3 месяца как родила, пора вернуться к нормальному состоянию, а она все с ребенком сидит, а не со мной, не слушает то, что я рассказываю. Не спит со мной».

А на самом деле, если посмотреть, как жили в первобытных культурах, в цивилизациях, которые существовали в единении с природой, там действовали определенные ограничения. Скажем, пока женщина кормит до двух лет, ее вообще не трогали. Это естественно. У животных так же – когда у самки детеныши, она не подпускает к себе самцов. Во-первых, они могут детеныша сожрать, во-вторых, у нее гормональный фон такой, что ей не нужно новое спаривание. Как только она перестает их кормить, она готова к новому.

Это инстинкты, и можно конечно их свести на нет, и всем, может быть, будет хорошо: женщина сохранит мужа, муж будет доволен, но дети-то не получат необходимой любви – ребенку же не объяснишь, что папа хочет внимания. Он родился – у него биологическое ожидание, что он будет лежать на маме, у груди, чувствовать ее тепло. Он хочет быть на руках, потому что он детеныш. А его положили в отдельную кроватку, соску сунули.

Даже кошка, когда рожает котят, все время лежит с ними рядом. И только когда они засыпают, уходит поесть и потусоваться по дому. Но как только она слышит, что они пищат, сразу прибегает. Нормальная кошка. И нормальная женщина тоже, когда слышит, что ее ребенок плачет, не сидит и не ублажает мужа, а бежит к ребенку, берет его на руки, и дает ему грудь. В этот период нормальной женщине все равно, что думает муж, потому что у нее работает инстинкт. А нормальный мужчина понимает, что у него теперь не только жена – у него еще и ребенок.

— Да, но в данном случае речь, все-таки, о ребенке от первого брака, и том, что женщина, родив, не способна полюбить вновь.

  • Это фигня. Любовь это такая субстанция – чем больше, тем лучше. Если действительно есть любовь, то появляется еще один объект любви, еще один ребенок, кошка, собака – и все вместе они любят друг друга. Это эффект резонанса, любви становится больше, и всем лучше от этого. А женщина, у которой есть ребенок, понимает что такое любовь, у нее есть определенная ценность. Мало того – в мужчине она тоже видит чьего-то сына. Она смотрит на мужчину и понимает, какой он был мальчик. Мужчины, они все по большому счету немного дети. Иногда взрослый мужчина делает что-то очень серьезное, что-то очень серьезное из себя изображает, и вдруг женщина в нем видит мальчика, сына, и испытывает к нему материнскую нежность. И многое прощает и принимает.

— Йога помогает решать проблемы в сексуальной жизни?

  • Сексуальные отношения предполагают взаимодействие с телом – своим и партнера. Если человек плохо чувствует свое тело, не понимает, где у него что, не понимает своих реакций, не может расслабиться, отпустить, не может себе позволить быть таким, какой он есть, безусловно это накладывает отпечаток на его сексуальные отношения. Некоторые люди просто слабые, мало подвижные, плохо осознают какие-то части тела, и из-за этого у них не происходит того, что могло бы происходить. И в этом смысле йога помогает.

В нашей практике многие женщины отмечают, что благодаря занятиям они начинают лучше понимать, как устроен таз, внутренние органы, где у них что расположено, они делают асаны и чувствуют вытяжение в разных зонах, чувствительность становится другой – и говорят о том, что их сексуальная жизнь приобрела новые краски, улучшилась.

Многие мужчины отмечают, что практика йоги способствует увеличению времени полового акта. Раньше они не могли заниматься сексом достаточно долго, так, чтобы их партнерше было хорошо, а теперь делают это без труда.
Но это касается исключительно физической стороны сексуальных отношений, что для многих людей немаловажно, и – это не перестает меня удивлять – для многих является единственной стороной сексуальных отношений. В то же время, практика йоги может сделать человека в принципе свободнее и восприимчивее. Способность воспринимать чувства и настроения партнера становится более тонкой. Это создает возможность тонкой взаимосвязи, при которой не так важно, происходит физическое соединение тел или нет.

— Если один из партнеров сильно увлечен йогой, а второй нет, по вашему опыту, это может портить отношения?

  • Может, если придавать этому слишком большое значение. Кроме йоги существует же огромное количество всего другого. Увлечение чем угодно иногда может сказаться не очень положительно на семейной или партнерской жизни. Потому что, когда люди вместе, они ожидают, что будут интересны друг другу. Людям, когда они живут семьей или парой, должно быть интересно. Про детей понятно: если ребенок не видит в глазах родителей заинтересованности, или точнее, не чувствует, что им интересуются, он замыкается и начинает жить своей параллельной жизнью.

Если мужчина не чувствует заботы со стороны женщины, не видит интереса в глазах, он тоже теряет интерес. Поэтому, например, если женщина увлечена йогой, и вместо того, чтобы вечером сесть послушать, что ее мужчина говорит, идет заниматься, через какое-то время мужчине становится непонятно, что он вообще делает рядом с этой женщиной. И я уверена, что найдутся другие, которые ее с удовольствием заменят. Так и в жизни детей – появятся подружки-друзья, которые будут большим авторитетом, чем родители. Заинтересованность друг в друге должна быть. Вот если йога – или что угодно другое – замещает это, то всё.

— А если один начинает обращать другого?

  • Как правило, такие попытки встречают сопротивление. Нормальный человек не соглашается, когда на него давят.
    Йога может разделять, когда нет взаимопонимания. Если йога становится образом жизни, человек стал, к примеру, вегетарианцем, и это влияет на привычный ритм жизни, то это может разделять людей.

Женщина должна быть мудрее. Она должна уметь приспосабливаться. В этом ее функция. Именно поэтому я считаю, что женщина способна сделать почти все. Все, что касается бытового устройства жизни, в том числе и зарабатывания денег, и устройства быта. Ей это просто дано, потому что она ближе к земле, и она более практична.

А в мужчине должна быть духовность. Если ее нет, и женщина чувствует себя выше него – не просто больше знает или больше зарабатывает, а ощущает себя в целом более масштабной личностью, чем он – это трудно. Потому что они должны быть парой, дополнять друг друга. Женщина всегда должна чувствовать, что мужчина больше, чем она.

Читайте также: 
Семейные традиции: создаем сами
Гиперопека: вторая жизнь за ребенка
Семейное наследие: как нас программируют наши предки
Гражина Будинайте: «В российских семьях поздно взрослеют»

letidor.ru

Видеокурс Елены Ульмасбаевой «Азбука Йоги»

Тема двенадцатого урока — Саламба Сарвангасана
Заключительный урок посвящен королеве всех асан — Саламба Сарвангасана. Также в нем Елена продолжает говорить о правилах безопасности Йоги Айенгара. 
Тема одиннадцатого урока — Халасана
Йога Айенгара — самый безопасный вид йоги. Почему? Об этом рассказывает Елена в очередном видео и, конечно же, демонстрирует корректное выполнение перевернутой позы Халасана.
Тема десятого урока — Паршвоттанасана 
В десятом видеоуроке помимо традиционной демонстрации выбранной позы в различных вариантах и разбора ошибок, Елена также говорит о роли и задачах преподавателя Йоги Айенгара.
Тема девятого урока — Прасарита Падоттанасана 
У каждого человека есть свои особенности тела. Естественно, это сказывается и на выполнении асан. В очередном уроке курса Елена разбирает, как следует выполнять Прасарита Падоттанасану и как поза может выглядеть у людей, которые пока не могут ее выполнить.
Тема восьмого урока — Урдхва Прасарита Падасана 
Особенности мужского и женского организма накладывают свой отпечаток на практику йоги. Есть целый ряд поз, в которых это особенно заметно. Одна из них — Урдхва Прасарита Падасана. В очередном уроке Елена Ульмасбаева разбирает именно ее.
Тема седьмого урока — Уштрасана  
Позу верблюда, в которой прогиб осуществляется по всему позвоночнику, часто предлагают делать в разных классах. Однако некоторые ученики выполняют асану с ошибками. Какими? Об этом рассказывается Елена в очередном видео курса АВС-йога.
Тема шестого урока — Урдхва Мукха Шванасана 
Традиционно Елена продемонстрировала корректное выполнение позы собаки мордой вверх и указала на ошибки, которые часто делают ученики. Кроме того, она рассказала о том, как Б.К.С. Айенгар внедрил вспомогательные материалы в практику йоги. 
Тема пятого урока — Уттхита Триконасана 
Поза треугольника часто встречается в классах йоги. Столь же часто приходится видеть и типичные ошибки при ее выполнении. О том, как избежать их, рассказывает Елена в пятом видео. Также она дает краткий экскурс в те времена, когда в нашей стране только начинала появляться йога Айенгара, и как это происходило. 

Тема четвертого урока — Пасчимоттанасана 
Елена вкратце говорит о том, как сама начинала практиковать йогу Айенгара в далеком 1989 году, с каким типичными для новичков проблемами сталкивалась сама и что делает в своей педагогической практике, чтобы помочь ученикам выполнять асаны правильно. В этом уроке подробно разбирается Пасчимоттанасана.

Тема третьего урока — Адхо Мукха Шванасана 
В третьем уроке Елена рассказала, почему йогу Айенгара нередко называют самой физиологичной йогой, и показала, как выполнять одну из самых популярных поз йоги — позу собаки мордой вниз. Что делать, если стопы пока еще не опускаются на пол? Как можно себе помочь и корректно выстроить позу, если руки мягкие и корпус провисает между ними? Ответы на вопросы — в видео.

Тема второго урока — Сукхасана  
Во втором видео Елена акцентирует внимание на положении спины и ног и объясняет, как нужно выполнять позу так, чтобы она была действительно удобной. А в первой части видеоурока преподаватель рассказывает, почему йога Айенгара называется именно так. 

Тема первого видеоурока — Уттанасана 
Елена подробно разбирает, как нужно выполнять позу таким образом, чтобы основная работа происходила в тазобедренных суставах, а спина, живот и задняя поверхность ног оставались в безопасном положении. Для тех, кто пока не может выполнить глубокий наклон, предлагаются варианты со стулом и кирпичами. 

www.yoga.ru

На своем месте

В России Елена Ульмасбаева считается «главной по Йоге Айенгара». Став первым адептом метода в шатающемся СССР и сохранив эту позицию в закладывающей демократические виражи России, она смогла возглавить Центр Йоги Айенгара. В устойчивые двухтысячные Елена пошла дальше — основала сеть Yoga Practika, центры которой на сегодняшний день являются наиболее посещаемыми в Москве.

IMG_7059.jpg

Yoga Journal: Как вы поняли, что Айенгар — ваш учитель?
Елена Ульмасбаева: Не могу сказать, что 1989 году, когда Айенгар приехал в Россию, я сразу подпала под его очарование. Но потом в Москву стал приезжать его ученик Фаек Бирия, и вскоре мне захотелось сделать карьеру в йоге. Я не очень понимала, куда это все ведет, но чув­ствовала, что это может меня вытянуть из того состояния, в котором я находилась, — на тот момент у меня ни к чему не лежала душа. Я крепко ухватилась за метод и лет 10–15 больше ничего не видела вокруг. А когда открыла глаза — смотрю, все уже по-другому. И я уже другая.

YJ: Смелый поступок по тем временам — полностью уйти в йогу…
ЕУ: Это смелый шаг, когда есть что терять — любимую работу или семью. А мне нечего было приносить в жертву. То, что у меня было тогда, не удерживало. И главное — я всегда знала, что могу заниматься только тем, что наполняет мне сердце.

YJ: Вы помните свое первое занятие?
ЕУ: В конце 1989 года, когда я работала в Научно-практическом центре нетрадиционных методов оздоровления, наш руководитель пригласил Индру Деви. Ей тогда было уже 96 лет. Она, естественно, уже не демонстрировала никаких асан, только читала лекции. Но в программе почему-то запланировали занятие. И провести его попросили меня. Я в точности скопировал урок Фаека Бирия. Однако, должна признаться, тогда я повторяла слова и копировала позы, не видя их глубокого смысла. Опыт понимания пришел позже.

YJ: Были ли в вашей жизни события, которые сильно повлияли на практику?
ЕУ: Событие, кардинально повлиявшее на мою жизнь, — рождение сына. Мой ребенок был желанным, однако это было не то, к чему я сознательно стремилась. Это была нечаянная радость. Я увидела мир совсем по-другому. Первое время я сидела дома, немного преподавала. Если честно, я делала это не очень хорошо, потому что мне постоянно хотелось домой, к сыну. Я опаздывала на уроки, оставляла людей в Шавасане и раньше уезжала. Потом мне говорили, что эти занятия были техничны, но в них «не было жизни», так как вся моя энергия была отдана ребенку. Но когда спустя два-три года я стала активнее принимать во всем участие, я увидела, что мир вокруг изменился. Уже сущест­вовал Yoga Journal и произошел переход йоги из категории модного мракобесия в некое социальное занятие. С рождением ребенка возникает потребность правильно организовать жизнь, обустроить дом. И мне захотелось распространить это желание не только на свой быт, но и на ту организацию, которую я создала, — Центр Йоги Айенгара. Йога становилась все более популярной, и нужно было соответствовать веянию времени. В итоге родилась идея создания сети центров Yoga Practika.

YJ: Расскажите, как развивался этот проект.
ЕУ: Мне становилось немного обидно, когда я узнавала, что в Америке, где Йога Айенгара была очень популярна лет 20 назад, теперь в большем почете авторские направления (когда инструкторы-«звезды» придумывают свои методы). Мне не хотелось, чтобы пропали приложенные мной усилия, а Йогу Айенгара забыли. Основная идея была в том, чтобы сделать метод более открытым и доступным, чтобы человек, который вчера решил пойти в класс, быстро нашел именно Йогу Айенгара. Меня много ругали за то, что я девальвирую идею, что я открыла двери для всех, что йога — это когда долго стучишься, прежде чем тебе откроют. Но мне кажется, что я поступила правильно. Пусть люди сначала придут в класс, а потом сами решат, нужно им это или нет.

YJ: Изменилось ли с рождением ребенка ваше отношение к миру и йоге?
ЕУ: Я увидела связь между тем, что происходит с людьми в детстве, даже внутриутробно, и тем, какие проблемы возникают во взрослом возрасте. Неудачные роды, небольшая родовая травма — все это потом отрицательно влияет на естественный режим развития. Я разговаривала с одним перинатальным психологом, которая считает, что можно провести связь между особенностями прохождения той или иной стадии родов и тем, какими практиками человек будет заниматься, когда вырастет. Если вдруг по каким-то причинам нарушено осознание тела — например, когда ребенок родился путем кесарева сечения, — то в будущем он будет стремиться к телесным практикам, чтобы вернуть утраченное. Если человек плохо осознает себя, то у него нет ощущения мира и своей роли в нем, которое и делает его цельным существом. Йога восстанавливает телесность.

YJ: Согласны ли вы с мыслью, которую высказывают поклонники ортодоксального индуизма, что современная йога — профанация изначальной идеи?
ЕУ: Айенгар однажды сказал: «Я сделал много для маркетинга йоги». Скорее всего, он сделал это из сострадания к людям. В Индии, как и в других местах на земле, есть люди, которые находятся в постоянном духовном поиске. Они скрыты от мира, но их духовный подвиг влияет на то, что происходит вокруг. Конечно, чтобы примкнуть к этим людям, нужно не только стучаться в дверь, а быть избранным. Но есть вещи, которые должны помогать прямо сейчас. И Йога Айенгара — это скорая и своевременная помощь, ведь Гуруджи по­зволил людям разных сословий, иностранцам и женщинам прийти в зал, где занимаются мужчины-индуисты. Поэтому я не испытываю никаких сомнений относительно того, делать ли йогу открытой для людей. Я стараюсь просто следовать посылу, который идет от Айенгара. Некоторые люди говорят, что наша сеть — это не Йога Аейнгара. Поверьте, это то же самое, просто названо по-другому — Yoga Practika. Для чего мы это сделали? Чтобы смягчить первое столкновение людей с чужой культурой. И мне казалось, что это должно называться как-то очень просто и понятно, чтобы у людей не возникало сомнений. Ведь еще совсем недавно у меня спрашивали: «А йога — это не секта?» Не хочется пугать людей, расписывая все индийским орнаментом и непонятными словами на санскрите. Наша практика ориентирована на то, чтобы максимально социализировать человека. Делать его трезвым, адекватным и саттвичным.

YJ: А вам йога помогла почувствовать почву под ногами?
ЕУ: Практика дала мне характер и сделала из меня профессионала. Безусловно, это не решило всех моих задач. Однако я не в том возрасте, когда подводят итоги, еще многое впереди. Тем не менее я уже могу спокойно выдохнуть. Конечно, осталось много задач, но я чувствую, что они решаемы. И я все больше понимаю, что йога — это духовный путь. На Западе, в том числе и в нашей стране, очень технично занимаются йогой. Мы мотивированы на результат и не склонны менять образ мыслей. Выполняя асану, мы ожидаем, что она сама нас изменит. Но ведь необходимо создавать определенное направление ума в асане, и только тогда произойдут глубокие изменения. Гуруджи пишет об этом в своих книгах. Я тоже стараюсь донести до людей эту мысль, но мне кажется, что не всегда удается. Ведь и я слышала эти вещи раньше, но не могла их понять. Физическое и духовное в нас неразделимы. Поэтому, когда человек выполняет телесную практику, очень важно осознание. Можно двадцать раз покрутить быстро руками, а можно сделать это медленно, прорабатывая каждое движение. Если осознавать дыхание, то можно ощутить свое эмоциональное состояние, какие-то глубинные импульсы, идущие из подсознания.

YJ: Каков ваш прогноз развития йоги в нашей стране?
ЕУ: Развитие любого явления во многом определяется историей и ментальностью страны. На Западе очень индивидуализированное сознание. Особен­но в Америке, где много эмигрантов и где все привыкли быть каждый за себя. К тому же там нет единой традиции, и мода на разные направления вполне понятна. Наши люди уважают традиции. У нас есть понимание того, что правильное — это исконное. И это вселяет надежду, что у нас еще долго будут популярны традиционные направления. Настоящая йога родилась не в степях Украины, а в Индии. Никто не спорит, что какой-то человек может придумать много интересного и полезного. Только не надо называть это йогой. А еще в России очень любят Индию. И я тоже ее люблю. Попав туда, чувствую, что приехала домой. Думаю, это ощущают многие соотечественники. Благодаря йоге у меня есть еще одна возможность признаться в любви к этой стране и ее культуре. Моя любовь так глубока, что, когда я слышу индийский гимн, я плачу.

yogajournal.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о