Система школа – Система безопасности PERCo-S-20 «Школа» для учебных заведений

Как работает система безопасности PERCo-S-20 «Школа»

В вестибюле учебного заведения устанавливается Электронная проходная KT02.3 — турникет со встроенной системой контроля доступа.

Ученикам, преподавателям и сотрудникам учебного заведения выдаются электронные пластиковые карточки-пропуска.


Электронные карты доступа

Информация об учениках и сотрудниках школы и выданных им карточках заносится в память системы. Первоначально список учеников и сотрудников можно загрузить из электронной таблицы Excel. После занесения в систему необходимой информации система может работать без включенного компьютера.

Чтобы пройти через турникет, необходимо поднести свою карточку-пропуск к специальному табло на турникете.

Наглядная индикация на табло турникета позволяет безошибочно определить, куда поднести карточку, разрешен ли проход или запрещен.

Информация с карточки считывается автоматически, и, если карта зарегистрирована в системе, то турникет откроется для прохода. В противном случае турникет останется заблокированным.

Дополнительные возможности системы Школа позволяют предотвратить проход через турникет по чужому пропуску. При поднесении карты к табло на турникете на компьютере охранника отображается фотография ученика или сотрудника, которому была выдана эта карта. Можно сравнить это фото из базы данных и личность того, кто реально стоит у турникета. Использовать эту возможность позволяет Расширенное программное обеспечение PERCo-SS02.

Если ученик забыл дома свою карту-пропуск, охранник может пропустить его при помощи пульта дистанционного управления турникетом.

Все события – входы и выходы по карте или по команде охранника фиксируются в энергонезависимой памяти системы, впоследствии их можно просмотреть с помощью программного обеспечения, установленного на компьютере.

SMS-уведомления о времени прихода ребенка в школу и ухода из нее автоматически отправляются на мобильные телефоны родителей (к какому сотовому оператору будет подключен телефон-получатель SMS не имеет значения). Отправка SMS-сообщений осуществляется через интернет-шлюз с использованием интернет-провайдеров.

С каждым учеником можно связать один или несколько телефонов, по которым будут отправляться SMS-уведомления.

Возможны два сценария отправки SMS-уведомлений – по факту прихода ученика в школу или по факту не прихода (спустя некоторое время после положенного времени прихода).

Электронная проходная может быть дополнена ограждениями для того, чтобы не было возможности пройти, минуя турникет. Ограждения PERCo-BH02 предназначены для формирования зон прохода, выполнены в едином дизайне с турникетами PERCo различных моделей и легко интегрируются с ними.

Конструкция прямых и поворотных патрубков позволяет создавать всевозможные конфигурации ограждения с поворотом секций на требуемый угол.

Для освобождения прохода в экстренной ситуации устанавливается поворотная секция ограждения, снабженная шарнирным поворотным устройством.

В менее критических ситуациях, например, при пропадании питания, используется ключ разблокировки турникета – планки при этом будут вращаться свободно.

Дополнительно можно установить в турникете специальные складывающиеся планки «Антипаника», что еще увеличивает зону свободного выхода.

В составе системы «Школа» может применяться любой турникет или калитка PERCo с контроллером турникета и двумя считывателями карт доступа.

Электронные проходные, турникеты и калитки

PERCo-S-20 «Школа» позволяет оборудовать не только вход в школу, но и внутренние помещения, например, блок младших классов, столовую, спортзал, кабинеты директора, врача, учительскую и т. д.

На дверях этих помещений устанавливаются электронные замки, а на стене рядом с дверью – компактные считыватели электронных карточек. Внутри помещения устанавливаются контроллеры управления.

Снаружи дверь будет открываться только при поднесении карты-пропуска, а изнутри — нажатием кнопки, которая находится рядом с дверной ручкой. В экстренных случаях все замки можно открыть по команде от компьютера.

Электромеханические замки PERCo-LB72.2 и PERCo-LB85.2 оптимально подходят для эксплуатации в учебных заведениях. При пропадании питания замки переходят в открытое состояние, что позволяет применять их при наличии повышенных требований к гарантированному открытию двери.

www.schoolsystem.ru

3. Воспитательная система школы

Современная педагогика оперирует словом «система» не менее часто, чем термином «технология». Это закономерно потому, что, пожалуй, глав­ный принцип современной науки — принцип системности. Мы рассматри­вали систему воспитательной работы классного руководителя, она является основной частью

системы воспитательной работы школы — комплекса ме­роприятий в школе с целью формирования, воспитания учащихся. В нашей стране и за рубежом имеется богатый опыт по проведению воспитательной работы педагогическими коллективами. Однако специалисты считают, что такой «мероприятийный» подход неэффективен и часто воспитание на его основе носит односторонний и формальный характер, сводится к проведе­нию «дежурных» и стандартных форм работы. Системное педагогическое мышление, новые технологии в управлении обязывают понимать и строить воспитательную работу иначе.

Одновременно в педагогической практике XX в. отмечены такие уни­кальные «авторские» образовательные учреждения, школы, которые заста­вили думать, что некоторые школы живут и развиваются как сложные, своеобразные и эффективные воспитательные системы, а не просто как официальное безликое учреждение. Такие воспитательные системы были у А. С. Макаренко, С. Френе, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского. К ним от­носят Вальдорфские школы, школы Кольберга со «справедливыми сооб­ществами», школу А. Нилла в Англии. Среди авторов оригинальных воспи­тательных систем в нашей стране во второй половине XX в. называют Ф. Ф. Брюховецкого, А. А. Захаренко, а также ныне успешно работаю­щих — В. А. Караковского, А. Н. Тубельского и др.

По определению Л. И. Новиковой, воспитательная система школыэто комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достиже­нию, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педа­гогическую работу и управленческая деятельность по обеспечению жизнедея­тельности системы.

Категория «воспитательная система» заставляет по-новому смотреть на всю работу школы, целью которой является создание условий для полно­ценного развития и социализации учащихся. Средствами достижения цели в этом случае является не только система обучения, но и система воспита­тельной работы внутри школы, подсистема воспитания, а также работа школы с ближайшим и отдаленным окружением, с семьей, с учреждениями культуры, с местными органами управления, организациями по обслужива­нию населения, с производственными предприятиями. Воспитательная ра­бота становится не набором, цепью мероприятий, а частью скоординиро­ванных структур, видов деятельности, технологий. Школа в этом случае яв­ляется не только учебно-воспитательным учреждением, но усиливается ее социально-педагогическая функция, школа направляет усилия на успеш­ную адаптацию школьников, если ее деятельность организуется в рамках воспитательной системы.

Как отмечают специалисты, отличительными чертами воспитательных систем передовых школ являются наличие комплекса идей инновационно­го характера, ясное представление педагогов о целях и функциях воспита­тельной системы, взаимодействие со средой, межвозрастное сотрудниче­ство, коллектив единомышленников, гуманистическая ориентация, нали­чие системообразующей деятельности.

Понятие «воспитательная система» стимулирует концентрацию всех ис­точников, факторов, средств внутри школы и вне ее, направленных на со­здание условий для развития и воспитания детей. Оперировать этим поня­тием — значит мыслить системно, опираясь на классические и новые тео­рии управления, на теорию и технологию педагогической работы.

Воспитательная система школы состоит из компонентов, которые выде­лены в педагогической системе, а именно: цель, содержание воспитания, методы и формы, участники процесса. В рамках системы, сис­темного подхода реализуется технологический подход. По мысли В. П. Беспалько, цель, содержание и ученик составляют задачу системы, исходное состояние, а методы, формы, средства и учитель обозначают ее техноло­гию, пути решения задач. Но это справедливо для любой педагогической системы, где действует закон: цель — средства — результат.

Воспитательная система конкретной школы отличается своеобразием реализации системно-технологического подхода, своеобразием, качеством решения задач конкретного коллектива школы в определенных, отличных от других условиях. Воспитательная система образовательного учреждения поэтому является своего рода живым организмом, она возникает и развива­ется, проходит путь развития, стадии кризисов, может перестраиваться, ме­няться, адаптироваться к новым условиям и… умирать. Живым организмом се делают люди, учителя и ученики, родители и другие участники, отноше­ния, которые складываются между ними, традиции, способность коллекти­вов реагировать на новые условия.

Вот почему специалисты говорят, что воспитательные системы есть не во всех школах. Это надо понимать так, что формально, структурно педаго­гическая система есть во всех школах, каждое образовательное учреждение является подсистемой системы образования. Но, если судить по литерату­ре, воспитательные системы — результат успешной, качественной, часто инновационной работы коллективов или отдельных выдающихся педаго­гов. Проще говоря, есть педагог — есть воспитательная система, есть ав­тор — есть авторская школа. Систему воспитания социально и педагогиче­ски запущенных подростков А. С. Макаренко знает весь мир, а работу со­тен подобных исправительных учреждений мы не называем воспитатель­ной системой.

Возникает вопрос: что делать обычной массовой школе, как создать воспитательную систему, если ее рождает, так сказать, сама жизнь, яркий педагог? Ученые спрашивают, можно ли создать базовую модель воспита­тельной системы для массовой школы? Могут ли наука, педагогика, педа­гогическая технология тиражировать системы и технологии талантов и но­ваторов? Ответ простой: воспитательная система выдающегося педагога — «товар штучный, ручной выделки», и это хорошо. Этот опыт уйикален, це­ликом не повторяется, но его идеи, принципы, отдельные части, методы и средства в новых комбинациях могут жить и служат практикам для разду­мий и вдохновенья, а исследователям, ученым — для построения теорий и для того, чтобы обучать практиков, массового учителя, созданию воспи­тательных систем, системному и технологическому подходу в воспитатель­ной работе.

Иначе говоря, свою педагогическую систему может создавать любой квалифицированный педагогический коллектив, опираясь на науку и опыт. Создание системы — это управленческая педагогическая задача, и решать ее нужно и можно, используя рекомендации науки, системное видение предмета и осуществляя сознательную инновационную деятель­ность в своей школе, любом образовательном учреждении. Для создания воспитательной системы школы нужна воля коллектива или руководителя и профессиональный подход: анализ ситуации развития школы, опреде­ление проблем и перспектив развития, разработка концепции и плана развития школы.

Конечно, в жизни все не так просто. С одной стороны, в науке, в педа­гогике сегодня имеется достаточный запас научных рекомендаций и разра­боток для создания и развития воспитательной системы. Но вместе с тем есть и сложности, нерешенные вопросы, например вопрос о том, какие воспитательные системы имеются и могут быть созданы, какова типология воспитательных систем и др.

Самое простое деление систем по типу образовательного учреждения: система’ традиционной массовой школы, сельской школы, специализиро­ванной школы (гимназии, лицея), школы для детей с аномальным развити­ем и др. Выделяют системы и по ведущей идее или по концепции, филосо­фии, например школьная система на принципах «свободного воспитания», Вальдорфские школы, школа «диалога культур» и т. д. Специалисты пред­лагают сложные классификации педагогических систем разных уровней по многим параметрам. Так, Г. К. Селевко предлагает такие классификацион­ные параметры:

  • по фактору развития;

  • по концепции усвоения;

  • по ориентации на личностные структуры;

  • по характеру содержания;

  • по организационным формам;

Для научного анализа такая классификация представляет интерес, но для практической работы это неудобно, громоздко. К тому же здесь смешивают­ся понятия «система» и «технология», и часто оба эти слова обозначают в од них случаях методическую систему работы учителя (система обучения в на­чальной школе С. Н. Лысенковой или обучение литературе Е. Н. Ильина), в других случаях — виды обучения (например, технология проблемного обучения), инновационные модели авторских школ.

Из сказанного следует, что строгих теорий воспитательных или педа­гогических систем в педагогике пока нет, что затрудняет практическую работу. Тем не менее кратко, в общих чертах охарактеризуем некоторые известные воспитательные системы недавнего прошлого и современные системы.

Система А. С. Макаренко в 20—30-е гг. прошлого века в советской Ук­раине (официальное учреждение для несовершеннолетних правонарушите­лей — трудовая колония, затем коммуна). По существу, это школа-интер­нат, школа-комплекс, где подсистемами воспитания были обучение, труд, коллективная деятельность, самоуправление, клубная работа, — все тесно взаимосвязано. Системообразующими факторами можно считать настоя­щее производство и самоуправление всего коллектива воспитанников. В колонии был завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты, на нем колонисты под руководством взрослых осуществляли весь произ­водственный процесс и получали начальное профессиональное образова­ние наряду с общим средним образованием в школе. Великим открытием А. С. Макаренко стало воспитание в коллективе, методика создания и раз­вития коллектива воспитанников. Ее главными особенностями были разновозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, от­ношения взаимной ответственности, совет командиров, общее собрание и многое другое, что стало классикой отечественной педагогики.

В те же 20—30-е гг. во Франции Селестен Френе создал педагогическую систему начальной школы в провинции, в «сельской местности». С. Френе в основном разделял принципы «свободного воспитания», школы труда, самоуправления начала XX в. Главное, вокруг чего организовывались и учеба, и воспитание, была школьная типография. В ней ученики набирали и издавали «свободные тексты», дидактические карточки и газету. Свобод­ные тексты — основной метод обучения в школе С. Френе: отчеты, сочине­ния учеников по учебным предметам, это и упражнения в языке, это и учебные тексты для младших поколений. С. Френе постоянным учебникам предпочитал особые дидактические карточки, где содержался материал, подлежащий усвоению, упражнения, задания. Каждый ученик с помощью учителя составлял свой набор карточек для занятий. Тексты, карточки, ти­пография активизировали учеников, уводили от зубрежки, будили интеллектуальную и социальную инициативу.

В школе С. Френе был школьный кооператив, своеобразный совет школы, орган самоуправления. Учащиеся занимались самообслуживанием, хозяйственной деятельностью, изготавливали предметы для школы и на продажу. Совет кооператива руководил всем порядком в школе, действовал на демократических началах. Каждую субботу проходило собрание коопе­ратива, где обсуждались вес вопросы жизни школы. В частности, это дела­лось с помощью своеобразной газеты Френе, в которой было четыре ко­лонки, где каждый мог сделать свою запись: «я критикую» — «хвалю» — «я хотел бы» — я сделал». Разбор записей, их коллективное обсуждение, поощрения и наказания, выносимые коллективом, были мощным сред­ством воспитания. В настоящее время во Франции имеется общество пос­ледователей С. Френе, работающих по его системе.

Примером того, как в обычной школе в наши дни на базе формально существующей системы можно создать и развивать своеобразную школь­ную систему, служит московская школа № 825 (директор В. А. Караковский). Особенностью воспитательной системы при се создании и системообра­зующей деятельностью был весенний коммунарский сбор — трехдневная жизнь за городом по нормам и законам коммунарского движения (см. выше). Сбор создавал особый эмоциональный настрой, там устанавлива­лось неформальное общение, отношения, атмосфера некоего идеального братства, идеальной жизни. В этом его главная цель — утверждение особых теплых отношений, установок, норм, ценностей.

Второй особенностью системы явились ключевые общешкольные дела в течение года, своего рода традиции: творческая учеба, праздник песни, праздник знаний. В дальнейшем внеурочная досуговая деятельность все теснее соединялась с учебным процессом. Взаимопроникновение учебной и внеучебной сфер школы стало еще одной характерной чертой воспитательной систе­мы школы В. А. Караковского. Формы этого объединения — познавательная игра «Робинзонада», дидактический театр, общественный экзамен, аукцион знаний, Ломоносовский месяц, включавший экспедицию в Холмогоры, науч­ную конференцию, межпредметные уроки, затем месяц Москвы и др.

Итак, коллективная творческая деятельность в разных формах внеуроч­ных и учебных занятий, вобравших в себя элементы неформальной, сво­бодной деятельности и теплого, дружеского общения педагогов и детей, со­здает основу воспитательной системы школы. Большую роль в ее жизни играет, конечно, личность генератора идей и организатора — директора, его сторонников и помощников из учителей и ученического актива, а так­же общая атмосфера, стиль общения, поведения, идеалы и ценности всего коллектива, бережно сохраняемые. Дополняют системы и органы управле­ния: Большой совет (представители всех классов), собирающийся 2—4 раза и год, постоянные и временные органы самоуправления, дежурные коман­диры. Система существует уже около 25 лет. Ее история позволяет анализи­ровать процесс развития, реформирования, преодоления кризисов школь-пой воспитательной системы.

Школа самоопределения (Москва, школа № 734, директор А. И. Тубелъский). В основе концепции данной системы лежат идеи гуманистической педагогики, личностно ориентированного образования, свободного воспитания. Коллектив понимает задачу школы как создание условий для выбора учениками содержания обучения, видов учебных и внеучебных занятий и даже учителя, для определения индивидуального пути и темпа обучения. Для этого в школе наряду с традиционной классно-урочной организацией обучения имеются «классы открытых студий»: несколько раз в неделю ученики посещают учебные занятия по выбору, можно выбрать и учителя и предмет. Это не только дает возможность варьировать содержание образования, но и меняет отношение к учебе, к себе, к окружению. Свободный выбор заставляет думать, оценивать, относиться ответственно к своему поведению.

Кроме того, старшеклассники некоторое время работают над индивидуальным проектом, посещая какое-либо предприятие, учреждение города, проходя своеобразную практику. Этот новый для нашей школы вид работы по замыслу педагогов должен обеспечивать условия для самореализации, социального развития учеников. В школе организуется также разнообразная внеурочная деятельность: трудовые объединения, пресс-группа, полит клуб, правовая группа — эти разновозрастные объединения тоже часто ра­ботают по коммунарской методике и служат сближению всего коллектива школы, расширению опыта учащихся.

Эта школа работает в режиме эксперимента, ее система развивается на основе инновационных подходов и дает пример того, как осуществлять нововведения, модернизируя образование.

В истории каждой системы важно увидеть ее своеобразие, неповторимость и еще более важно выделить принципиальные особенности, то, что можно тиражировать, следуя технологическому подходу в образовании.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое технология воспитания? В чем состоит технологический подход к воспитанию?

2. Технология и личность — в чем тут проблема и как она решается?

  1. Назовите и охарактеризуйте виды деятельности воспитателя, техно логию работы классного руководителя.

  2. Дайте характеристику технологии коллективной творческой дея тельности.

  3. Раскройте понятие «воспитательная система школы» в теоретичес­ком плане и на примерах.

Основная литература

  1. Воронов В. В. Технология воспитания. М., 2000.

  2. Поляков С. Д. Технологии воспитания. М., 2002.

3. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. М., 1989.

Дополнительная литература

1. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педаго гические технологии. М., 2000.

  1. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.,1998.

  2. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктив­ного взаимодействия с подростками. М., 1997.

  3. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Педаг. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1.

  4. Френе С. Избранные педагогические сочинения / Сост. Б. Л. Вульср-сон. М., 1990.

studfile.net

Воспитательная система школы-комплекса.

Школа-комплекс — относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и многих других — это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.

Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к содержательной, психолого-педагогической стороне, но и к организационной. В этих условиях реализуется главное преимущество школы-комплекса — ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

Школа-комплекс — одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения, получившая наибольшее развитие в Белгородской области. В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы.

Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

Школа-комплекс — образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта, образования, производства. Причем не может быть единообразия — обязательного варианта школы-комплекса. Все зависит от конкретных социально-педагогических условий, материально-технических и кадровых возможностей. Примером школы-комплекса может служить школа № 18 г. Йошкар-Олы.

В процессе перехода школы в режим работы школы-комплекса были решены сложные, многоплановые задачи:

. создана единая целевая комплексная программа воспитания и обучения, ведущей идеей которой является ориентация наличность ребенка, на ее полноценное развитие и самочувствие в школе;

. выстроены организационная структура и система управления школой-комплексом, которая сложнее, чем в обычной образовательной школе.

Структурными подразделениями экспериментальной школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы стали: школа раннего развития для детей пяти-шестилетнего возраста, начальная школа, общеобразовательная школа, школа искусств с отделениями музыки, живописи, хореографии и сценического искусства, спортивная школа, производственный комплекс и лечебно-восстановительный центр.

Особое место в школе-комплексе занимает школа раннего развития, в которой по индивидуальным программам обучаются все будущие ученики I класса. Они обязательно проходят педагогическое диагностирование особенностей, интересов и возможностей с целью последующей дифференциации и индивидуализации обучения.

В начальной школе учащиеся знакомятся с разнообразными видами творческой деятельности: музыкой, живописью, хореографией, сценическим искусством, прикладным искусством и т.д. Дети, проявившие на ранних этапах обучения особые склонности к музыке или другим видам искусства, продолжают обучение по специальным программам (с учетом пожеланий родителей).

Большинство учащихся школы первой ступени обучаются по основной (базисной) учебной программе, но с обязательной внутриклассной дифференциацией. При необходимости в каждой параллели создаются классы облегченного уровня преподавания (выравнивания, коррекции). По итогам каждого года обучения проводится диагностика. Родители имеют право обратиться к педсовету с просьбой о переводе ребенка в класс с более развернутой программой или наоборот. Педсовет принимает решение только в интересах школьника.

По завершении обучения в школе первой ступени проводится итоговая диагностика всех детей. Учащиеся, не усвоившие программу начальной школы, могут быть переведены в класс преемственности (IV класс).

В V и последующих классах неполной средней школы (вторая ступень) продолжается реализация дифференцированного подхода через программы углубленного, базисного (основного) и облегченного (коррекционного) уровней. Индивидуализация осуществляется через разнообразные спецкурсы, факультативы, дополнительные предметы по выбору (шахматы, ЭВТ и информатика, второй иностранный язык, история искусств и т.д.). Сохраняется за учащимися право перехода в классы более глубокого или облегченного уровня обучения (каждое полугодие). Основанием для перевода служат согласие ученика и письменное заявление родителей. Перевод осуществляется только по решению педагогического совета.

В школе третьей ступени решается задача предпрофессиональной подготовки. Для этого формируются профильные классы, работающие по специальным учебным планам. Возможна разработка индивидуальных учебных планов для школьников, отлично успевающих по основным предметам базисного учебного плана.

Формированию познавательных интересов, расширению кругозора, определению тем исследовательских работ помогает широкое привлечение ученых, преподавателей высшей школы к занятиям по вариативной части учебного плана. Индивидуализация обучения осуществляется посредством формирования групп учащихся, которые работают по особой программе под руководством преподавателей высшей школы. Такие группы могут состоять из 2 — 7 человек.

Новые подходы реализуются и в построении учебного процесса:

• в расписании количество общеобразовательных уроков не превышает четырех в день с I по XI классы. Все остальные занятия выносятся во вторую половину дня. Используется двухзвенная система уроков-блоков, особенно в старших классах, с целью сокращения объема домашней подготовки. Применяется «погружение» в предмет (два-три раза в год), используется методика опорных сигналов, позволяющих усвоить главное, существенное;

• введены межпредметные и разновозрастные уроки, интегрированные курсы;

• создана система уроков, проводимых преподавателями высшей школы (в академических и педагогических классах), имеются филиалы кафедр университета для работы с одаренными учащимися;

• введен институт учителей-ассистентов для работы в классах с углубленным изучением предметов и др.

Музыкальная, художественная и хореографическая школы также работают по двухуровневым программам — общей и специальной. Работа этих школ начинается с 14.00, после полуторачасового перерыва.

Общие занятия посещают все учащиеся с I по III класс. Специальные занятия посещают учащиеся, проявившие особую склонность к тому или иному виду искусства.

Спортивная школа функционирует в режиме разнообразных видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол, теннис, плавание, парусный спорт и т.д.), определяемых желанием учащихся. На основе избранных видов спорта формируются отделения спортшколы. В каждом отделении три возрастные группы: младшая, средняя и старшая. Школьники посещают избранные отделения школы по расписанию, составленному с таким расчетом, чтобы физическая нагрузка реализовывалась ежедневно для каждого ученика в объеме не менее часа. Группы-секции формируются по разновозрастному принципу. В конце каждого полугодия учащиеся сдают зачет по общей физической подготовке.

Производственный комплекс представляет собой объединение школьных мастерских (по дереву, металлу, швейной и кулинарии) и созданных на их базе малых предприятий по производству мягкой мебели, индивидуальному пошиву одежды, изготовлению кондитерских изделий, оранжереи, а также лечебно-восстановительного центра с кабинетами лечебного массажа, подводного массажа, душа Шарко и циркулярного душа, ингалятория. В комплекс входит и стационарный лагерь труда и отдыха на базе совхоза «Овощевод».

На первой ступени производственного комплекса в мастерских трудятся учащиеся I-III и V-IX классов в соответствии с программами, выполняя практические задания, удовлетворяющие потребности младших товарищей-дошкольников, семьи, школы, микрорайона, шефствующих предприятий. На малых предприятиях ребята трудятся исключительно по желанию и в соответствии со своими потребностями. Труд на малых предприятиях оплачиваемый.

На второй ступени учащиеся X-XI классов работают в производственном комплексе в соответствии с избранным профилем: техническим или гуманитарно-педагогическим.

Работа в летнем лагере труда и отдыха, организуемая на принципах самоуправления, хозрасчетной деятельности и расчета коэффициента трудового участия, замыкает весь производственный цикл.

Итак, опыт школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы позволяет определить условия, в которых ее воспитательная система может успешно развиваться. К ним относятся четкая формулировка целей деятельности, освоение этих целей всеми субъектами деятельности, взаимная увязка этих целей; наличие квалифицированных кадров и постоянный рост их профессионального мастерства; создание отношений сотрудничества и диалога, доброжелательности; предоставление детям свободы выбора видов деятельности и форм выбора; выбор педагогически целесообразных технологий; организация педагогически целесообразного взаимодействия между структурами воспитательной системы и между субъектами деятельности; использование воспитательных возможностей среды и др.

Особую роль в школе-комплексе призваны играть разновозрастные объединения, значимость которых для детей не менее высока, чем коллектива сверстников. Школа-комплекс — это не только интеграция усилий, но и в первую очередь важный фактор развития самой среды.

Анализ различных зарубежных и российских современных воспитательных систем показывает, что в их основе лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление развивать личность в гармонии с обществом и самой собой.

Воспитательная система может быть создана в рамках любой школы как образовательного учреждения, но она не обязательно является атрибутом последнего. Хорошая как образовательное учреждение школа может не иметь сложившейся воспитательной системы, охватывающей всех педагогов и школьников.

Воспитательные системы — системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Это обстоятельство предполагает знание среды, ее воспитательного потенциала, возможностей его повышения за счет максимального использования среды и превращения ее в воспитательное пространство.

Создание воспитательной системы — не самоцель. Она создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.


students-library.com

сущность феномена и общая характеристика

Современная педагогика оперирует словом «система» не менее часто, чем термином «технология». Это закономерно потому, что, пожалуй, главный принцип современной науки – принцип системности. Мы рассматривали систему воспитательной работы классного руководителя, она является основной частью системы воспитательной работы школы комплекса мероприятий в школе с целью формирования, воспитания учащихся. В нашей стране и за рубежом имеется богатый опыт по проведению воспитательной работы педагогическими коллективами. Однако специалисты считают, что такой «мероприятийный» подход неэффективен и часто воспитание на его основе носит односторонний и формальный характер, сводится к проведению «дежурных» и стандартных форм работы. Системное педагогическое мышление, новые технологии в управлении обязывают понимать и строить воспитательную работу иначе.

Одновременно в педагогической практике XX в. отмечены такие уникальные «авторские» образовательные учреждения, школы, которые заставили думать, что некоторые школы живут и развиваются как сложные, своеобразные и эффективные воспитательные системы, а не просто как официальное безликое учреждение. Такие воспитательные системы были у А. С. Макаренко, С. Френе, Я. Корчака, В. А Сухомлинского. К ним относят Вальдорфские школы, школы Кольберга со «справедливыми сообществами», школу А. Нилла в Англии. Среди авторов оригинальных воспитательных систем в нашей стране во второй половине XX в. называют Ф. Ф. Брюховецкого, A. А. Захаренко, а также ныне успешно работающих – В. А. Караковского, А. Н. Тубельского и др.

В науке, в педагогике сегодня имеется достаточный запас научных рекомендаций и разработок для создания и развития воспитательной системы. Но вместе с тем есть и сложности, нерешенные вопросы, например вопрос о том, какие воспитательные системы имеются и могут быть созданы, какова типология воспитательных систем и др.

Самое простое деление систем по типу образовательного учреждения: система традиционной массовой школы, сельской школы, специализированной школы (гимназии, лицея), школы для детей с аномальным развитием и др. Выделяют системы и по ведущей идее или по концепции, философии, например школьная система на принципах «свободного воспитания», Вальдорфские школы, школа «диалога культур» и т. д. Специалисты предлагают сложные классификации педагогических систем разных уровней по многим параметрам. Так, Г. К. Селевко предлагает такие классификационные параметры:

  • по фактору развития;

  • по концепции усвоения;

  • по ориентации на личностные структуры;

  • по характеру содержания;

  • по организационным формам;

  • по стилю взаимоотношений;

  • по категории обучаемых.

Для научного анализа такая классификация представляет интерес, но для практической работы это неудобно, громоздко. К тому же здесь смешиваются понятия «система» и «технология», и часто оба эти слова обозначают в одних случаях методическую систему работы учителя (система обучения в начальной школе С. Н. Лысенковой или обучение литературе Е. Н. Ильина), в других случаях – виды обучения (например, технология проблемного обучения), инновационные модели авторских школ.

Из сказанного следует, что строгих теорий воспитательных или педагогических систем в педагогике пока нет, что затрудняет практическую работу. Тем не менее кратко, в общих чертах охарактеризуем некоторые известные воспитательные системы недавнего прошлого и современные системы.

Система А. С. Макаренко в 20–30-е гг. прошлого века в советской Украине (официальное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей – трудовая колония, затем коммуна). По существу, это школа-интернат, школа-комплекс, где подсистемами воспитания были обучение, труд, коллективная деятельность, самоуправление, клубная работа, – все тесно взаимосвязано. Системообразующими факторами можно считать настоящее производство и самоуправление всего коллектива воспитанников. В колонии был завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты, на нем колонисты под руководством взрослых осуществляли весь производственный процесс и получали начальное профессиональное образование наряду с общим средним образованием в школе. Великим открытием А. С. Макаренко стало воспитание в коллективе, методика создания и развития коллектива воспитанников. Ее главными особенностями были разновозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, отношения взаимной ответственности, совет командиров, общее собрание и многое другое, что стало классикой отечественной педагогики.

В те же 20–30-е гг., во Франции Селестен Френе создал педагогическую систему начальной школы в провинции, в «сельской местности». С. Френе в основном разделял принципы «свободного воспитания», школы труда, самоуправления начала XX в. Главное, вокруг чего организовывались и учеба, и воспитание, была школьная типография. В ней ученики набирали и издавали «свободные тексты», дидактические карточки и газету. Свободные тексты – основной метод обучения в школе С. Френе: отчеты, сочинения учеников по учебным предметам, это и упражнения в языке, это учебные тексты для младших поколений. С. Френе постоянным учебникам предпочитал особые дидактические карточки, где содержался материал, подлежащий усвоению, упражнения, задания. Каждый ученик с помощью учителя составлял свой набор карточек для занятий. Тексты, карточки, типография активизировали учеников, уводили от зубрежки, будили интеллектуальную и социальную инициативу.

В школе С. Френе был школьный кооператив, своеобразный совет школы, орган самоуправления. Учащиеся занимались самообслуживанием, хозяйственной деятельностью, изготавливали предметы для школы и на продажу. Совет кооператива руководил всем порядком в школе, действовал на демократических началах. Каждую субботу проходило собрание кооператива, где обсуждались все вопросы жизни школы. В частности, это делалось с помощью своеобразной газеты Френе, в которой было четыре колонки, где каждый мог сделать свою запись: «я критикую» – «хвалю» – «я хотел бы» – «я сделал». Разбор записей, их коллективное обсуждение, поощрения и наказания, выносимые коллективом, были мощным средством воспитания. В настоящее время во Франции имеется общество последователей С. Френе, работающих по его системе.

Примером того, как в обычной школе в наши дни на базе формально существующей системы можно создать и развивать своеобразную школьную систему, служит московская школа № 825 (директор В. А. Караковский). Особенностью воспитательной системы при ее создании и системообразующей деятельностью был весенний коммунарский сбор – трехдневная жизнь за городом по нормам и законам коммунарского движения. Сбор создавал особый эмоциональный настрой, там устанавливалось неформальное общение, отношения, атмосфера некоего идеального братства, идеальной жизни. В этом его главная цель – утверждение особых теплых отношений, установок, норм, ценностей.

Второй особенностью системы явились ключевые общешкольные дела в течение года, своего рода традиции: творческая учеба, праздник песни, праздник знаний. В дальнейшем внеурочная досуговая деятельность все теснее соединялась с учебным процессом. Взаимопроникновение учебной и внеучебной сфер школы стало еще одной характерной чертой воспитательной системы школы В. А. Караковского. Формы этого объединения – дидактический театр, общественный экзамен, аукцион знаний, Ломоносовский месяц, включавший экспедицию в Холмогоры, научную конференцию, межпредметные уроки, затем месяц Москвы и др.

Итак, коллективная творческая деятельность в разных формах занятий, вобравших в себя элементы неформальной, свободной деятельности и теплого, дружеского общения педагогов и детей, создает основу воспитательной системы школы. Большую роль в ее жизни играет, конечно, личность генератора идей и организатора – директора, его сторонников и помощников из учителей и ученического актива, а также общая атмосфера, стиль общения, поведения, идеалы и ценности всего коллектива, бережно сохраняемые. Дополняют системы и органы управления: Большой совет (представители всех классов), собирающийся 2–4 раза в год, постоянные и временные органы самоуправления, дежурные командиры. Система существует уже около 25 лет. Ее история позволяет анализировать процесс развития, реформирования, преодоления кризисов школьной воспитательной системы.

Школа самоопределения (Москва, школа № 734, директор А. Н. Тубельский). В основе концепции данной системы лежат идеи гуманистической педагогики, личностно ориентированного образования, свободного воспитания. Коллектив понимает задачу школы как создание условий для выбора учениками содержания обучения, видов учебных и внеучебных занятий и даже учителя, для определения индивидуального пути и темпа обучения. Для этого в школе наряду с традиционной классно-урочной организацией обучения имеются «классы открытых студий»: несколько раз в неделю ученики посещают учебные занятия по выбору, можно выбрать и учителя и предмет. Это не только дает возможность варьировать содержание образования, но и меняет отношение к учебе, к себе, к окружению. Свободный выбор заставляет думать, оценивать, относиться ответственно к своему поведению.

Кроме того, старшеклассники некоторое время работают над индивидуальным проектом, посещая какое-либо предприятие, учреждение города, проходя своеобразную практику. Этот новый для нашей школы вид работы, по замыслу педагогов, должен обеспечивать условия для самореализации, социального развития учеников. В школе организуется также разнообразная внеурочная деятельность: трудовые объединения, пресс-группа, политклуб, правовая группа – эти разновозрастные объединения тоже часто работают по коммунарской методике и служат сближению всего коллектива школы, расширению опыта учащихся. Эта школа работает в режиме эксперимента, ее система развивается на основе инновационных подходов и дает пример того, как осуществлять нововведения, модернизируя образование.

В истории каждой системы важно увидеть ее своеобразие, неповторимость и еще более важно выделить принципиальные особенности, то, что можно тиражировать, следуя технологическому подходу в образовании2.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

МОРЕВА Н. А.

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитательная система – совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру образовательного учреждения и выступающая мощным и постоянно действующим фактором.

Воспитательная система как часть педагогической действительности рассматривается в двух аспектах. В широком значении, это идеальная теоретическая модель, носящая концептуальный характер. В узком значении, воспитательная система, существующая в конкретном учреждении с данным составом педагогов и воспитанников, – это реальная система, имеющая социальный характер.

Как система, т. е. совокупность взаимодействующих элементов, компонентов, связей между ними, качеств этого явления как целостного образования, взаимодействия его с другими явлениями, воспитательная система имеет свою структуру. В нее входят:

  • цели как совокупность идей, для реализации которых система создается. Они выражены в исходной концепции;

  • деятельность, обеспечивающая реализацию этой концепции;

  • субъекты деятельности, которые, с одной стороны, эту деятельность организуют, а с другой – в ней участвуют;

  • отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность в виде педагогического коллектива образовательного учреждения;

  • среда системы. Она осваивается субъектом;

  • управление, с помощью которого обеспечивается интеграция компонентов системы и ее развитие. Управление системой должно основываться на «резонансном» воздействии.

Такое «резонансное» воздействие имеет свои закономерности и происходит через:

– управление изнутри, т. е. через организацию совместной деятельности и общения посредством коллективных творческих дел;

  • управление извне, со стороны органов образования, т.е. через создание условий, теоретическую подготовку педагогов, ознакомление их с лучшим опытом;

  • ученическое самоуправление.

Воспитательная система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Она имеет прошлое, настоящее и будущее.

Рассмотрим характеристики воспитательной системы.

Воспитательная система – это социальная система. Специфика социальных систем в том, что их элементы – люди. Связь же между людьми в системе строится на основе норм деятельности и общения людей. Воспитательные системы относятся к виду социальных систем, которые в социологии называются организациями. Признаки социальных систем как организаций – наличие целей, исходя из которых строится деятельность системы и управленческих процессов.

Воспитательная система – искусственная система, т. е. намеренно созданная человеком. Смысл ее создания и существования – возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащихся. Самочувствие ученика и педагога, создание условий для их полного самовыражения и развития творческих индивидуальностей составляют смысл функционирования любой воспитательной системы.

Воспитательная система выполняет социальный заказ общества, представленный совокупностью ориентиров, которая включает формирование целостной и научно обоснованной картины мира; самосознание гражданина, ответственного за судьбу Родины; приобщение к общечеловеческим ценностям и адекватного этим ценностям поведения; креативности как черты личности; потребности в помощи для самореализации. Воспитательная система конкретного образовательного учреждения занимает определенное положение в иерархии государственных, религиозных, локальных воспитательных систем.

Воспитательная система – это система педагогическая. Она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования – педагогическую деятельность. Если воспитательная система создается и совершенствуется ради личностного развития воспитанников, то ее эффективность зависит от усилий и преподавателей и обучающихся, поэтому центральными проблемами в создании воспитательной системы становятся проблема изучения личностного творческого потенциала субъектов и проблема создания и функционирования педагогического коллектива образовательного учреждения и коллектива класса (группы).

Воспитательная система – результат взаимосвязей всех совокупных элементов, объединенных в единое целое, результат интеграционных процессов, где цели определяют характер деятельности, направленной на их реализацию, а организуемая деятельность порождает определенного типа гуманистические отношения. Учащийся в такой системе является целью и объектом ее влияния, реализуемого через совместную деятельность и культивируемые отношения. Он и субъект всех этих процессов, так как участвует в управлении ими. Он же и результат функционирования и развития всей системы – под ее влиянием он развивается как личность, превращается в «человека воспитанного».

Воспитательная система – это открытая система, построенная на связи с окружающей средой, которую составляют семьи воспитанников, социальная среда микрорайона, предприятия, учреждения культуры и т. д. Для всего этого воспитательная система открыта и испытывает влияние социального, этнического, культурного и природного окружения. В результате она имеет такие признаки, как адаптивность и стабильность. Но связь с окружающей средой не односторонняя. Воспитательная система сама способна влиять на окружающую среду, чем определяется такой признак, как наличие обратной связи. На основе учета воспитательного потенциала окружающей среды создается воспитательное пространство класса, учебного заведения, микрорайона, муниципального образования, региона.

Воспитательная система – это саморегулируемая система, так как она может рождаться, совершенствоваться, обновляться, стареть, умирать.

Воспитательная система – это динамическая система, поскольку имеет основные закономерности развития и основные аспекты управления этим процессом. Динамичность воспитательной системы обусловлена и ростом различных типов образовательных учреждений, развитием творчества в сфере подготовки педагогов, подключением учащихся и их родителей к организации жизнедеятельности педагогических коллективов.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы используются две группы оценок: критерии факта и критерии качества.

Критерии факта позволяют определить, есть ли в данном учебном заведении воспитательная система. Эта группа включает в себя:

  • упорядоченность жизнедеятельности образовательного учреждения, т.е. показывает соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данного учебного заведения;

  • наличие сложившегося единого коллектива;

  • интегрированность воспитательных влияний, концентрацию педагогических усилий.

Критерии качества дают представление об уровне сформированности и эффективности воспитательной системы. Эта группа включает в себя:

  • степень приближенности системы к поставленным целям, реализацию педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

  • общий психологический климат учебного заведения, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальную защищенность, внутренний комфорт;

  • уровень воспитанности учащихся.

Воспитательная система реализуется посредством организации воспитательной деятельности воспитателей и воспитанников3.

studfile.net

О нас

Мы живем в нестабильном неспокойном мире. XXI век поставил ряд сложных глобальных проблем, от решения которых зависит наше будущее и будущее наших детей. Эти проблемы часто называют вызовами XXI века. Одним из таких вызовов является отношение к знаниям. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам.

Все это радикальным образом меняет суть процесса образования: оно становится гораздо более интенсивным и динамичным. Соответственно меняются и образовательные технологии. Одной из новых образовательных технологий, доказавших свою несомненную эффективность, является электронное образование.

Комплекс основан на системе автоматического контроля доступа в здание школы, позволяющий обеспечить защиту от несанкционированного проникновения в школу посторонних лиц с помощью индивидуальных карт доступа. Оборудование, применяемое для реализации проекта, соответствует нормам Роспотребнадзора и одобрено МЧС Российской Федерации.

Главной особенностью нашей системы является возможностью мониторинга и составления аналитических отчетов, оповещение родителей о времени входа и выхода ребенка из здания школы с помощью SMS-сообщений и PUSH-уведомлений!

Все эти функции созданы для людей, а не наоборот. И они снова доказывают, что продуманные инновации необходимы для жизни в быстро меняющемся обществе. Это и есть прогресс. И он прекрасен.

Школа Будущего — это социально-ориентированный проект.

Карта Школа Будущего – это персональная пластиковая карта ученика, по которой осуществляется проход через турникеты.  Остальные родители проходят в школу по гостевой карте, которую выдает охранник. Система “Вход/Выход” (турникеты в школе) позволяет родителям осуществлять контроль посещаемости ребенком школы, видеть время входа ребенка в школу и выхода из нее, знать о пропусках им уроков. Карта Школа Будущего служит ключом доступа в школу и позволяет ограничить проход в школу посторонних лиц.


Все родители и ученики без исключения могут пользоваться основными возможностями программы Школа Будущего, а именно получить доступ в личный кабинет, где можно увидеть статистику посещений учебного заведения Вашего ребенка. Если же родитель желает контролировать своего ребенка в режиме on line, то есть владеть актуальной информацией в реальном времени, может установить мобильное приложение Школа Будущего на свой смартфон.
Приложение “Школа Будущего” — это приложение для мгновенного получения информации о входе (выходе) ребенка в школу. Точное время входа в школу и выхода из нее поступает на телефон в виде push-уведомлений.


Важные аспекты при массовом внедрении системы Школа Будущего:
• защищенность персональных данных – ни в одном из процессов работы системы Школа Будущего не происходит передачи персональных данных, что исключает возможность доступа к ним, даже в случае утери карточки, наша компания зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области и обеспечивает защиту и сохранность персональных данных в соответствии с Федеральным законом “О персональных данных” (в том числе, но, не ограничиваясь, ст.ст. 5, 6, 7, 19, 22) от 27.07.2006 № 152-ФЗ; ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации; Федеральным законом «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1; Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 № 781 «Об утверждении Положения «Об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»; Положением о защите персональных данных ООО «Легион», утвержденным приказом генерального директора №6 от «20» августа 2018; Уставом ООО «Легион».
• доступность – мы разработали удобные мобильные приложения для родителей и детей, чтобы упростить доступ к учебным данным и оперативно получать оповещения.
• социальный – сокрытие информации о балансе денежных средств на счету ребёнка от посторонних. Данный факт обеспечивает защиту ребенка от ущемления его прав, скрывая социальное неравенство.

 

school-system.ru

Информационные системы для школы | сайт учителя информатики

Якушина Екатерина Викторовна
к.п.н., c.н.с. лаборатории медиаобразования ИСМО РАО,
[email protected]

В данной статье мы бы хотели остановится на трех основных типах информационных систем, используемых образовательными учреждениями. Это

  1. ИКС — Информационно-контентные системы
  2. АСУ — Автоматизированные системы управления
  3. Системы тестирования


1. ИКС — информационно-контентные системы
Информационно-контентная система — это комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей в образовании личности, общества и государства.
Информационно-контентная система призвана решать следующие образовательные задачи:

  • наполнить качественным контентом учебный процесс ученика с первых дней его пребывания в школе до последнего выпускного экзамена
  • способствовать повышению качества обучения, развитию познавательной активности школьников
  • сократить время учителя и администрации учреждения на выполнение рутинных операций, оперативного контроля и анализа образовательной деятельности,
  • внедрить новые формы и методы работы

Одним из примеров контентной образовательной информационной системы является информационный интегрированный продукт «КМ-Школа».

«КМ-Школа»
http://www.km-school.ru/
«КМ-Школа» располагает:

  • уникальной Базой Знаний (контентом), соответствующей современным образовательным стандартам, включающей более 2 млн. информационных объектов (уроки, репетиторы, энциклопедии и др.),
  • инструментами управления контентом,
  • программным комплексом по управлению школой,
  • интернет — сервисами, включающими систему сопровождения и поддержки всех участников образовательного процесса, предоставляя им круглосуточный доступ к образовательному порталу «Школьный клуб» и КМ-wiki.

Таким образом образовательное учреждение не только получает набор цифровых ресурсов по всем предметам, но и благодаря инструментам создаёт единое Интранет/Интернет-пространство.
Учитель не только имеет возможность проводить готовые уроки по предметам школьной программы, но и получает набор инструментов для создания своих собственных авторских уроков, викторин и контрольных работ. Это в свою очередь позволяет эффективно применять интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки, мультимедийное оборудование и в случае необходимости использовать доступ к Интернету, обеспечивая сетевое взаимодействие всех участников педагогического процесса, расширяет предметные, межпредметные и интеграционные связи в процессе обучения.

При использовании «КМ-Школы» в образовательном учреждении эффективно организуется учебная деятельность и поддерживается все многообразие организационных форм обучения в классно-урочной и внеурочной деятельности, проектной деятельности, реализуется принцип личностно-ориентированного обучения, повышается уровень информационной культуры как учащихся, так и учителей, формируется коммуникативная, социально-информационная и ИКТ-компетенции, соответствующие современному уровню развития информационных технологий.

Следующий популярный продукт, о котором хотелось бы сказать — «1С:Образование.
1С: Образование
http://edu.1c.ru/

Система программ «1С:Образование 4. Школа 2.0» предназначена для организации и поддержки образовательного процесса. Система позволяет использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Единой коллекции, включающей более 90 тыс. ресурсов. Первая версия системы «1С:Образование 4. Школа» разработана в рамках федерального проекта «Информатизация системы образования» и апробируется в 6 тыс. школ России.
На платформе «1С:Образование 4. Дом» с 2008 года выходят образовательные комплексы серий «1С:Школа» и «1С:Высшая школа». «1С:Образование 4. Школа 2.0» позволяет использовать для группового обучения учебные материалы этих образовательных комплексов.
Новая серия «1С:Школа», разработанная на единой платформе «1С:Образование», является продуктом нового поколения, не имеющим аналогов на российском рынке образовательных программ: её технологические возможности позволяют решать практически любые современные задачи в области организации и проведения учебного процесса

Открытый колледж (Физикон)
http://college.ru/

Интернет-проект компании «Физикон» «Открытый колледж» для дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ. Более 10 лет учебный  портал College.ru помогает старшеклассникам успешно учиться и готовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Сегодня College.ru является отличным помощником при подготовке к ЕГЭ.
College.ru разработали лучшие методисты, опытные учителя, преподаватели ведущих вузов страны. С его помощью тысячи выпускников в этом году серьезно улучшили свои знания и перестали бояться предстоящего экзамена. Приобретя доступ к сервису (услуга платная), пользователь получает:

  • Тесты ЕГЭ: cимулятор выполнения заданий ЕГЭ («как на экзамене»), тренажер (с подсказками), тренировка заполнения бланка. Все тесты подготовлены в соответствии со спецификациями-2010 Федерального института педагогических измерений;
  • Обучение: индивидуальный учебный план по итогам решения вариантов ЕГЭ, помощь экспертов, оценка вашего уровня готовности, общение с виртуальным преподавателем и получение электронных консультаций;
  • Учебные пособия: оригинальные учебники, конспекты, плакаты — «шпаргалки».
  • Материалы для самостоятельного изучения основных предметов школьной программы, решение задач,

В рамках открытого колледжа работают сайты:
College.ru: Астрономия
http://college.ru/astronomy/

Раздел College.ru по астрономии объединяет содержание учебного курса на компакт-диске «Открытая Астрономия» и индивидуальное обучение через интернет. Можно посмотреть в открытом доступе учебник, включенный в курс «Открытая Астрономия» (УЧЕБНИК), поработать с интерактивными Java-апплетами по Астрономии (МОДЕЛИ), посетить виртуальный ПЛАНЕТАРИЙ.
College.ru: Биология
http://biology.ru/

Сайт College.ru по биологии объединяет содержание учебного курса на компакт-диске «Открытая Биология» и индивидуальное обучение через интернет. На сайте опубликована интернет-версия (без интерактивных моделей и различных видов учебной активности учащихся) иллюстрированного учебника курса «Открытая Биология» (Учебник). Ознакомиться и заказать диск «Открытая Биология 2.6» можно на сайте компании ФИЗИКОН.
College.ru: Химия
http://chemistry.ru/

Раздел College.ru по химии объединяет содержание учебного курса «Открытая Химия 2.6», выпускаемого на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет – тестирование, электронные консультации. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса «Открытая Химия 2.6» («учебник»), интерактивные Java-апплеты («модели»). В разделе «таблица Менделеева» – on-line-справочник свойств всех известных химических элементов. Раздел «химия в Интернете» содержит обзор интернет-ресурсов по химии и постоянно обновляется.


College.ru: Математика
http://mathematics.ru/

Раздел College.ru по математике интегрирует содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН «Открытая Математика. Алгебра», «Открытая Математика. Планиметрия», «Открытая Математика. Стереометрия» и «Открытая Математика. Функции и Графики», выпускаемых на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет-тестирование и электронные консультации.

College.ru: Физика
http://www.physics.ru/

Раздел College.ru по физике интегрирует содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОН, выпускаемых на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через интернет – тестирование и электронные консультации.


ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://fcior.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов представляет собой каталог, информация в котором систематизирована по основным разделам:

  • Основное общее образование;     
  • Среднее (полное) общее образование;     
  • Начальное профессиональное образование;     
  • Среднее профессиональное образование.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.

На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 5 000 – ориентированных на профессиональное образование.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://school-collection.edu.ru/

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

2. АСУ — Автоматизированные системы управления

Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин автоматизированная, в отличие от термина автоматическая подчеркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. Образование относится к социально-культурной сфере, что накладывает особую специфику на процессы автоматизации. В отличие от производственной сферы, результаты нематериальной деятельности здесь не так очевидны: производимый продукт практически с трудом поддается количественному измерению, критерии эффективности образовательной деятельности не имеют четкого и однозначно понимаемого определения.
Яркими примерами АСУ являются:

http://edu.1c.ru/
Программный комплекс «1С:Управление школой» предоставляет следующие возможности:

  • систематизация данных о сотрудниках и учащихся;
  • оперативный сбор, учет и анализ результатов учебной деятельности учащихся; 
  • автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса;
  • управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью;
  • автоматизация библиотечной деятельности;
  • организация учета питания.

Весной 2008 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» все образовательные учреждения РФ получили стандартный базовый пакет лицензионного программного обеспечения «Первая ПОмощь 1.0» .
На 56 дисках, вложенных в папку «Первая ПОмощь 1.0», размещены операционные системы, офисные приложения, антивирусное обеспечение, архиватор, средства разработки приложений, графические редакторы, решение для автоматизации управления деятельностью школы. На Интернет-портале http://www.shkola.edu.ru/ развернута информационно-справочная, методическая и техническая поддержка общеобразовательных учреждений по вопросам установки и использования СБППО.

АВЕРС
http://iicavers.ru/index.php

Компания АВЕРС, уже работающая 15 лет на рынке программного обеспечения, представляет комплекс программного обеспечения для управленческой, административной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием муниципального и регионального уровня.

Сетевые программы для учреждений образования позволяют создавать автоматизированные рабочие места практически для всех работников: директор, заместители директора, классные руководители, секретарь, библиотекарь, бухгалтер, учителя, медработник, психолог и др.

Программные продукты АРМ «Директор», «Расписание», Библиотека», «Тарификация» работают на единой базе данных. Простые настройки, интуитивно понятный интерфейс, широчайшие возможности существенно сокращают временные затраты на поиск, систематизацию информации, формирование и вывод отчетов, таблиц, графиков (как стандартизированных так и свободно создаваемых) в ряд популярных приложений.
Комплекс включает в себя базу данных сотрудников, учащихся, учебный план, ЕГЭ, расписание, тарификация, библиотечный фонд и многое другое. Представлено более 800 параметров на выбор, автозагрузка данных, интеграция с другими программными продуктами.

 

Управление школой - ООО "Хронобус"

http://www.chronobus.ru/

Компания "Хронобус"  представляет программное обеспечение 
для информатизации административной деятельности учебных заведений. 
Например - "1C:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - информационная система 
администрирования деятельности образовательного учреждения.

Автоматизация управления школой
Программный пакет «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» — это многофункциональная система, работающая как основа для формирования единого информационного пространства учреждения образования.
Программа предоставляет широкие возможности для:

  • создания базовой информации, включая информацию общего доступа и периодизированных компонент;
  • автоматизации кадровой работы;
  • систематизации данных об учащихся;
  • администрирования учебно-воспитательного процесса;
  • поддержки содержания образования;
  • автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как произвольные, так и унифицированные формы Госкомстата РФ. Также в программе предоставляются возможности для самостоятельного конструирования отчетов. Для оптимизации поиска данных по базе учреждения в программе реализован отдельный интерфейс поиска по ключевым словам с возможностью определения области поиска.

Еще один из продуктов этой компании — 3Т:ХроноГраф Журнал

На современном рынке российского образования представлено достаточное количество различных реализаций электронных журналов учителя и дневников ученика. Отличительной особенностью таких решений является то, что они выполняются на web технологиях и, как правило, требуют обязательной связи компьютера учителя со школьным сервером или сервером, расположенным в Интернет, в момент непосредственной работы: указания тем уроков, фиксации пропусков, выставления оценок и т.д. К сожалению, далеко не всякая обычная российская школа может обеспечить как создание рабочих мест каждому преподавателю, так и подключение их к компьютерной сети.
Алгоритмы процесса обмена данными (синхронизации), применяемые в комплексе «3Т:Хронограф Журнал» , выгодно отличаются тем, что позволяют осуществлять работу на компьютерах, не подключенных к локальной сети или сети Интернет в ходе непосредственной работы учителя на уроке или вне школы.
Программный комплекс интегрируется в административную систему управления образовательными учреждениями «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ», поставленную во все школы России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в составе СБППО «Первая ПОмощь 1.0».
Также «3Т:ХроноГраф Журнал» входит в состав Программно-технологического комплекса «Электронная учительская», занявшего первое место в номинации «Лучший проект для образования» на конкурсе «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора» 2009 года.
Программный комплекс «3Т:ХроноГраф Журнал» включает в себя:

  • Программа «Журнал», входящая в состав программного комплекса, представляет собой персональный инструментарий учителя-предметника, предназначенный для оперативного сбора, отображения и анализа результатов учебной деятельности учащегося, включая успеваемость и посещаемость, а также анализа выполнения учебного плана и тематического планирования. Программа «Журнал» может быть запущена практически на всех видах компьютерной техники (ПК, ноутбуках, нетбуках и КПК), также для удобства работы, может быть размещена на картах флэш-памяти.
  • Серверный компонент, производящий сбор и хранение данных.
  • Модуль школьного дневника, входящий в состав программного комплекса формирует Web страницы электронных дневников учащихся в соответствии с действующим законодательством о защите персональных данных.
  • Модуль синхронизации данных с программой «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ».

Также «Хронобус» представляет Набор для бухгалтерии УО и многие другие продукты, полезные для процесса автоматизации управления школой.

 

Автоматизированная система управления учебным заведением РГУПС
http://ui.rgups.ru/pages.php?id=39

Основной целью создания системы является автоматизация и совершенствование технологических процессов в работе учебных заведений для повышения качества подготовки специалистов отрасли, создание единой информационной среды для ВУЗов, их филиалов, техникумов, школ, управлений дорог. Система также предназначена для:

  • создания единой информационной среды для вуза, филиалов, техникумов
  • реализации миссии учебного заведения по качественной подготовке высококвалифицированных специалистов отрасли в современных условиях
  • информационного обеспечение основного и вспомогательных бизнес-процессов учебных заведений
  • повышения эффективности управления учебным заведением как руководством учебного заведения
  • интеграции управления всеми бизнес-процессами в рамках единой корпоративной системы
  • автоматизации документооборота
  • снижения совокупной стоимости владения системой

С 2001 года в РГУПС на СУБД ORACLE уже эксплуатируются подсистемы АСУ УЗ «Агрегированное хранилище ВУЗ», «Агрегированное хранилище ЦКАДР», «Приемная комиссия», «Контингент студентов», «Ведение расчетного счета», «Учет исполнения смет по субсчетам», «Учет оплаты за обучение», «Учет договоров за обучение», «Кассовый учет», «Учет использования площадей», комплекс подсистем УМУ: «Формирование учебных планов», «Формирование рабочих планов», «Расчёт учебной нагрузки на кафедру», «Распределение учебной нагрузки на преподавателя».



Net-school
http://www.net-school.ru/

NetSchool – комплексная информационная система для современной школы. Этот программный продукт позволяет и эффективно решать административные задачи, и вести мониторинг текущего учебного процесса, и наладить оперативное общение между всеми участниками этого процесса.
Сотрудникам школы NetSchool позволяет перевести в электронный вид множество бумажных отчётов, экономя время на их составление, делая их наглядными и легко доступными для анализа.

NetSchool помогает лучше информировать родителей об успеваемости их детей.
SMS Школа – это информационный сервис на базе NetSchool, который позволяет получать на мобильный телефон информацию о школьной жизни. В первую очередь, родитель может получать разнообразную информацию о своем ребёнке.
Стоимость SMS-сообщений автоматически списывается со счета мобильного телефона абонента. А значит, родителю не требуется посещать банк, заполнять квитанции, ждать перевода денег и т.п.

Для учреждений, использующих систему NetSchool, внедрение не требует дополнительных затрат на ввод данных.

Пакет прикладных программ » ШКОЛА™.»
http://school.sssu.ru/

Автоматизированная система управления учебным процессом была создан с учетом действующей законодательной базы Российской Федерации, а также при консультационной помощи Министерства образования России.
Разработкой пакета ШКОЛА™ занимается лаборатория математического моделирования и информационных систем Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ММиИС ЮРГУЭС) по заказу Министерства образования Российской Федерации.

Пакет ШКОЛА™ был выполнен на основе Книг табличного процессора Microsoft® Excel, входящего в пакет поставки Microsoft® Office и оснащен набором функций, реализованных в виде макросов на языке Visual Basic for Applications (VBA) и динамически подсоединяемой библиотеки Planydll.dll, являющейся разработкой лаборатории ММиИС ЮРГУЭС. Доступ к данным функциям осуществляется с помощью встроенных в Книги панелей инструментов.

Система электронных журналов Баллов.нет
http://www.ballov.net/, http://www.school-online.ru/

Удобный, мощный, полностью бесплатный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся (родители могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнать вовремя о родительском собрании, получать все замечания учителя). Плата берется только с тех родителей, которые подписаны на смс рассылку.    

Предусматривается публикация расписания для каждого класса, возможность задавать собственное названия класса, публикация информации о школе, ведение электронного дневника учащегося, контроль учебного процесса, смс-дневник. Ведется смс-рассылка, рассылка на почту, предусматривается создание сайтов для школ. Большое количество подключившихся школ-720 по России и СНГ. В роли операторов выступают сами учителя.Система выступает в роли спонсоров спортивных мероприятий в школах.

НП «Центр современных образовательных технологий» (НП ЦСОТ)

http://www.centersot.org/

Некоммерческое партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования «Центр современных образовательных технологий».
Миссия некоммерческого партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования «Центр современных образовательных технологий»:

  • управление инновационными проектами в сфере образования, преимущественно в сфере информатизации образования;
  • научное руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных системах разного уровня;
  • проведение аналитических и мониторинговых исследований в сфере образования;
  • консалтинг в сфере образования.



3. Системы тестирования

ECDL Россия — программа сертификации пользователей компьютера

http://www.ecdl.su/

The European Computer Driving Licence (ECDL — Европейские компьютерные права, также известен как ICDL — International Computer Driving License, международные компьютерные права) — ведущая мировая сертификация навыков владения персональным компьютером. Тот факт, что на сегодняшний день более 6,5 миллионов человек в 166 странах мира прошли тестирование, делает сертификацию ECDL де-факто глобальным стандартом компьютерной грамотности.

Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool»
http://www.net-school.ru/sintez.php

Система Интерактивного Тестирования Знаний «СИнТеЗ: для NetSchool» — это модуль для системы NetSchool, предназначенный для создания тестов, проведения тестирований и анализа полученных при тестировании результатов.

Модуль СИнТеЗ, как и NetSchool, имеет веб-интерфейс и запускается из неё одним кликом. Списки учеников, преподавателей, классов и т.д. берутся автоматически из NetSchool, поэтому нет необходимости вводить их еще раз.

После того как учащийся выполнит тест, оценка автоматически выставляется в электронный классный журнал системы NetSchool. Затем из журнала щелчком мыши учитель открывает подробный отчет о результатах тестирования ученика. Оценка будет также автоматически выставлена в электронный дневник NetSchool, где её смогут увидеть учащийся и его родитель.

eTest

http://www.etest.ru/

 

eTest — программный комплекс, предназначенный для подготовки и проведения тестов на компьютере. eTest состоит из двух частей: редактора тестов eTeditor (рабочее место преподавателя) и программы для проведения тестирования eTester (рабочее место учащегося).

В редакторе можно создавать иерархическую структуру для хранения вопросов теста, добавлять комментарии к конкретным вопросам и группам вопросов, импортировать и экспортировать данные.

В данной статье причислены далеко не все информационные системы, на самом деле их очень большое количество. Найти и познакомиться с ними пользователь персонального компьютера и сети Интернет может с помощью любой популярной поисковой системы. Как определить, что действительно оптимально подходит для вашего образовательного учреждения?

В 2010 году планируется провести очередной этап конкурса «Информационная среда современной школы» ИСШ 2010

Идея проведения конкурсов «Информационная среда современной школы» для ИКТ активных школ принадлежит Издательству БИНОМ, и направлена на создание серии публикаций для представления педагогическому сообществу опыта информатизации школ за период реформы общего образования 2001-2011 годов. Познакомиться с результатами завершенных конкурсов можно здесь: http://www.metodist.lbz.ru/konkursy/

Основная цель — выявить самые продвинутые цифровые школы России для обмена опытом и знаниями.

Школы должны будут представить свой школьный сайт, с использованием информационных систем различных типов и описанием процесса работы в них – плюсов и минусов, достижений и разочарований.


Информация о конкурсе размещена  на сайтах методической службы Издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» http://metodist.lbz.ru/konkursy/digitalschool.phpи на сайте проекта Цифровое образование http://digital-edu.ru/

 

anngeorg.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о