Детская архитектура – Архитектура — детям: лучшее :: Статьи

Архитектура — детям: лучшее :: Статьи

Почти половина всех детей мира сегодня проживает в мегаполисах, но насколько наши города приспособлены для подрастающего поколения? Достаточно ли построить много детских садов, школ и игровых площадок для того, чтобы город приобрел статус «children friendly»? И какие именно архитектурные и конструктивные решения способны сделать эти объекты подлинными центрами притяжения социальной активности и драйверами образовательного процесса?

Два раздела экспозиции представляют российский и европейский опыт реализации объектов «детской» типологии. Причем объекты, хотя и разделены по географическому признаку, не противопоставлены друг другу — скорее, это разные грани одного «бриллианта» под названием «современный город».

Концерн КРОСТ

МОСКОВСКИЙ ОПЫТ

Российские законы и нормативы не запрещают строить школы по индивидуальным проектам. Однако случаи, когда возможность создать по-настоящему яркое и креативное пространство для детей действительно используется, можно пересчитать по пальцам. Дорого, сложно, по большому счету — никому не нужно: вот наиболее часто высказываемые мнения.

Исключение составляет Москва: одним из приоритетов новой градостроительной политики столицы является качество архитектуры объектов для детей. И если еще несколько лет назад сами понятия «школа» и «детский сад» воспринимались в российской столице как синонимы чего-то однообразно-унылого, то сегодня московские объекты, наоборот, иногда подвергаются критике за излишнюю яркость. Впрочем, активное использование цвета вряд ли может считаться преступлением против архитектуры для детей — в нашей экспозиции мы собрали шесть примеров успешно работающих московских «детских новостроек», которые и в архитектурном отношении украсили свои районы, и в социальном стали очень востребованными.

Детская игровая площадка в Саду им. Баумана. Бюро WOWHAUS, 2012

Детская игровая площадка в Саду им. Баумана. Бюро WOWHAUS, 2012

Детская площадка в Саду Баумана одновременно напоминает американские горки, пиратский корабль и тренировочный комплекс для космонавтов. Она спроектирована с учетом потребностей детей разного возраста и рассчитана, в том числе, на посетителей с ограниченными возможностями.

Детская игровая площадка в Саду им. Баумана. Бюро WOWHAUS, 2012

Ее территория разделена на участки для детей разного возраста: одна для самых маленьких, две других — для детей от 7 до 10-ти и от 10 до 14 лет. Зона для малышей закрыта и защищена, а для тех, кто постарше, наоборот, сделано более открытое пространство, стимулирующее к активным играм и тренировкам ловкости. Конструкции для лазанья позаимствованы у канатных парков, а по внешнему периметру площадка ограждена разноуровневым пандусом. На одном из участков под опорами пандуса также построена стена с тоннелями, которая стала излюбленным местом для игр в прятки.

Детская игровая площадка в Саду им. Баумана. Бюро WOWHAUS, 2012

К сожалению, не все задуманное архитекторами удалось осуществить: в частности, предполагалось, что частью пандуса станет амфитеатр, возле которого должна была появиться стена для фотографирования по мотивам картин Казимира Малевича «Атлеты» и «Женщина с граблями».

Детский сад № 2677 на 2-й Парковой улице. АМ «АТРИУМ», 2008

Детский сад № 2677 на 2-й Парковой улице. АМ «АТРИУМ», 2008

Заказ на проектирование этого детского сада архитекторы Вера Бутко и Антон Надточий получили уже практически на стадии котлована. Иными словами, садик начали строить по проекту, разработанному другим бюро и уже утвержденному, но так и не доведенному «до ума». От «Атриума» требовалось «дорисовать» фасады и интерьеры — но архитекторы не стали подходить к делу формально и проработали все разделы проекта, включая технологическую схему, и сделав комплекс для дошкольников максимально удобным и при этом ярким.

Детский сад № 2677 на 2-й Парковой улице. АМ «АТРИУМ», 2008

Здание общей площадью 2330 кв.м получило выразительную композицию, построенную на чередовании смещенных друг относительно друга блоков ярких цветов. Каждый из блоков имеет индивидуальное колористическое решение, которое напрямую зависит от функции. Бирюзовые и красные с круглыми окнами-иллюминаторами — это лестницы. Салатово-зеленые и оранжевые с прорезанными зигзагообразными вертикалями окон скрывают за собой актовый и спортивный залы, а также большой бассейн на первом этаже. За белыми стенами находятся детские спальни и игровые комнаты — впрочем, и их окна украшены яркими квадратными рамами.

Детский сад № 2677 на 2-й Парковой улице. АМ «АТРИУМ», 2008

Интересно, что изначально архитекторы собирались сделать все фасады здания не только разноцветными, но и разнофактурными. Позже от этой идеи пришлось отказаться, однако и за счет сочетания цветов, и благодаря нестандартной конфигурации окон детский сад приобрел яркий индивидуальный облик, сделавший его достопримечательностью всего района.

Школа в Загорье. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2014

Школа в Загорье. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2014

Школа, рассчитанная на 825 учеников, функционально разделена на две части: блок классов и зальный корпус. Помимо основных учебных кабинетов, в ней предусмотрены специализированные комнаты для факультативов, большая библиотека с секцией для индивидуальных занятий, два спортзала, актовый зал и даже камерный кинотеатр. Для самой младшей группы учащихся созданы классы в другой части здания с рекреационными зонами, игровыми комнатами и спальнями для дневного сна.

Школа в Загорье. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2014

Пожалуй, главной особенностью этой школы является то, что учебная часть здесь отделена от общественной — концертные, спортивные и танцевальные залы, а также бассейн и библиотека доступны для всех жителей, делая учебное заведение важным культурно-общественным центром всего района.

Детский сад в Куркино, мкр. 2В. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Детский сад в Куркино, мкр. 2В. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Трехэтажный садик в Куркино — одна из первых построек архитектора Ольги Бумагиной, чье бюро успело стать ключевым проектировщиком московских детских учреждений нового поколения. Проект этого трехэтажного детского сада разработан специально для условий плотной городской застройки — за счет предельно рациональной прямоугольной формы его площадь минимизирована до 1253 кв.м, на которой, тем не менее, нашлось место и для спортивного зала, и для бассейна, и для собственно групповых помещений.

Детский сад в Куркино, мкр. 2В. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Конструктивная схема здания (каркасно-стеновая, с поперечными и продольными несущими стенами) позволяет использовать принцип свободной планировки. Колористическое решение фасадов построено на контрасте темно-серого фона и ярких прямоугольных и квадратных вставок, окружающих оконные проемы и витражи. Кажущаяся случайность в чередовании цветов и размерах пятен придают зданию современный динамичный характер.

ДОУ на Нижегородской улице. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

ДОУ на Нижегородской улице. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Детский сад общей площадью 4000 кв. м представляет собой достаточно компактное, прямоугольное в плане здание высотой 3 этажа. Центром его внутренней планировки стала входная группа главного входа и центральная двухмаршевая лестница.

ДОУ на Нижегородской улице. ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», 2013

Три этажа здания поделены между группами таким образом, что на более верхних этажах занимаются более старшие воспитанники. Спортивно-общественные зоны также расположены на первом этаже детского сада.

В наружной отделке здания применены «вентилируемые» фасады с облицовкой фиброцементными плитами, а его сдержанное светлое колористическое решение продиктовано окружающей жилой застройкой.

Общеобразовательная школа на Нарвской улице, «ТЕРРА АУРИ», 2013

Общеобразовательная школа на Нарвской улице, «ТЕРРА АУРИ», 2013

Проект реализован в рамках Адресной инвестиционной программы г. Москвы и рассчитан на 450 учеников. Протяженный корпус школы визуально и функционально разделен на две части — учебную и общественно-спортивную, между которыми в качестве связующего звена расположена вместительная рекреация.

Общеобразовательная школа на Нарвской улице, «ТЕРРА АУРИ», 2013

Учебные помещения, в свою очередь, тоже сгруппированы в две секции — для средних (5-9) и для старших (10-11) классов, а общественно-спортивное звено сформировано спортивным и актовым залами, столовой и библиотекой-медиацентром.

Общеобразовательная школа на Нарвской улице, «ТЕРРА АУРИ», 2013

Особое внимание в проекте уделено дизайну фасадов. С учетом планировочной структуры здания разработана двухчастная вертикальная композиция фасадов, с асимметричным расположением цветовых пятен открытых, желтых, салатовых и оранжевых оттенков, а также с дополнительными акцентами на центральной входной зоне и в угловых торцах здания.

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILEAS, 2013

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

Подрастающее поколение сегодня как никогда раньше находится в центре внимания архитекторов и градостроителей, что, в общем, неудивительно для эпохи, когда инвестиции в человеческий потенциал признаны самыми перспективными. Своего максимального разнообразия сегодня достигла, прежде всего, сама типология архитектуры для детей — за развитие таких бесценных навыков, как любознательность, креативность и умение коммуницировать, теперь отвечают не только привычные детские сады и школы, но также всевозможные спортивно-досуговые центры, музеи, библиотеки, специально организованные общественные пространства и игровые зоны. В разделе «Европейский опыт» мы собрали наиболее яркие, на наш взгляд, примеры, реализованные в различных странах Европы за последние годы.

Детская библиотека Ninos Conarte в Монтеррее, Мексика. ANAGRAMA, 2013

Детская библиотека Niños Conarte в Монтеррее, Мексика. ANAGRAMA, 2013

Это один из ключевых объектов нового городского парка Монтеррея, созданного на месте бывшего металлургического завода. Вытянутый ангар разделен на несколько функциональных зон: помимо собственно библиотеки, здесь есть «Комната искусств и ремесел», театральная студия, выставочное пространство и образовательный центр для взрослых.

Детская библиотека Ninos Conarte в Монтеррее, Мексика. ANAGRAMA, 2013

Привычный читальный зал заменила ступенчатая платформа, отсылающая к горному ландшафту Монтеррея. «Возвышенности» служат дополнительными полками для книг и одновременно сиденьями для маленьких читателей. Ярко-желтые вставки — «внутренности» систем хранения и края платформы — расцвечивают серые «горы» и бурые кирпичные стены, подхватывая неоновое буйство под крышей. В этой непринужденной, интригующей цветом и динамичными формами обстановке общение с книгами — а собрание библиотеки насчитывает 5000 томов — становится частью игры, покорением новых вершин и в прямом, и в переносном смысле.

Детская библиотека Ninos Conarte в Монтеррее, Мексика. ANAGRAMA, 2013

Чтобы снизить воздействие сооружения на окружающую среду, в здании была установлена система пассивной вентиляции. Воздуховоды, а также открытые конструкции кровли раскрашены в дерзкие цвета — ультрамарин и фуксию — и выступили самыми заметными элементами декора лофтового пространства. Чувствительная, но грамотно дозированная инъекция цвета стала в этом проекте одним из главных способов трансформации сурового цехового здания в дружелюбное и привлекательное для детей.

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILEAS, 2013

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILÉAS, 2013

Образовательный комплекс включает в себя детский сад, школу и студенческое общежитие. Архитекторы стремились максимально наполнить дневным светом все пространства, а близость парка использовали для того, чтобы сделать архитектуру школы не только абсолютно экологичной, но и визуально интегрированной в новый зеленый городской ландшафт.

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILEAS, 2013

Комплекс действительно максимально раскрыт на парк: архитекторы дробят жилой массив на несколько обособленных объемов, чтобы они не перекрывали визуальные связи с парком и создавали наилучшие условия по инсоляции. Чтобы усилить миметическое перетекание школы в парк, ее стены отделаны панелями зеленого цвета и местами украшены вертикальным озеленением. Жилые же башни «оплетены» более узкими рейками «под дерево».

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILEAS, 2013

От фасада жилых помещений школу отделяет широкий козырек-навес. Его нижняя поверхность представляет собой перфорированное зеркало из нержавеющей стали, что создает на школьной площадке для игр особую атмосферу. В озеленении этой площадки растения искусно подобраны по цветам, а плавный переход от площадки к парку трактован как огород. Так возникает впечатление островка спокойствия и природы среди плотной городской застройки.

Многофункциональный школьный комплекс в Париже, Франция. ATELIER PHILEAS, 2013

Школа открылась в сентябре 2013 года и получила французские сертификаты HQE (высокое качество окружающей среды) и BBC (низкие энергозатраты). Что до энергопотребления, то оно действительно соответствует самым экономным нормативам: 36 киловатт в час на 1 кв. м для школы, 42 киловатта в час на 1 кв. м для жилья.

Игровая площадка Interlace в Сингапуре. CARVE, 2013

Игровая площадка Interlace в Сингапуре. CARVE, 2013

Архитектурное бюро Carve — один из лидеров Нидерландов в области ландшафтно-средового дизайна и, в частности, ярких нестандартных уличных игровых зон для детей самого разного возраста. В основу проекта этой игровой площадки положен принцип подражания. Архитекторы исходили из того, что если ребенок приобретает свои первые навыки, подражая взрослым, то почему бы и детской площадке не стать образом и подобием архитектуры жилого массива, для которого она предназначена?

Игровая площадка Interlace в Сингапуре. CARVE, 2013

В роли «родительской» архитектуры здесь выступает комплекс, спроектированный бюро OMA в виде множества шестиэтажных жилых блоков, которые сложены друг на друга в свободном порядке. Сама площадка также представляет собой динамичную конструкцию из нескольких параллелепипедов, выкрашенных в ярко-синий цвет. Каждый из них заключает в себе целую систему спортивных снарядов.

Игровая площадка Interlace в Сингапуре. CARVE, 2013

Многочисленные отверстия на разных уровнях превращают площадку в сложный лабиринт, а перфорация стен этих «контейнеров» позволяет создать внутри каждого из них комфортный микроклимат.

Школьный и досуговый центр в Париже, Франция. MIKOU DESIGN STUDIO, 2012

Школьный и досуговый центр в Париже, Франция. MIKOU DESIGN STUDIO, 2012

В состав центра входят детский сад, начальная школа, досуговый комплекс и библиотека. С географией, правда, ему повезло куда меньше, чем с функциональной программой: участок со всех сторон окружен автомобильными магистралями, что, собственно, и вынудило архитекторов решить здание общей площадью 5000 кв. м в виде неправильного треугольника, внутри которого «вырезан» школьный двор.

Школьный и досуговый центр в Париже, Франция. MIKOU DESIGN STUDIO, 2012

«Обнимающие» двор крылья получили разную высоту: с северной стороны у школы три этажа, с южной — два. Это сделано для того, чтобы в помещения, где учатся дети младших классов, через огромные витражные окна попадало как можно больше солнечного света.

Школьный и досуговый центр в Париже, Франция. MIKOU DESIGN STUDIO, 2012

Образованные за счет такой композиции террасы озеленены, а фасады облицованы расположенными в мозаичном порядке панелями из массива древесины различных оттенков, что сделало новый образовательный центр заметным ориентиром в панораме района. Крыша здания также превращена в газон, и школа смотрится настоящим зеленым оазисом посреди индустриального города.

Детский сад Forfatterhuset в Копенгагене, Дания. COBE, 2014

Детский сад Forfatterhuset в Копенгагене, Дания. COBE, 2014

Этот сад решен как мини-город на отдельно взятом участке. Он расположен в довольно старом районе Копенгагена, застроенном невысокими домами из кирпича. Чтобы постройка гармонировала с соседними зданиями, авторы в качестве основного материала тоже выбрали кирпич, но, стремясь подчеркнуть его современное происхождение, нарезали его на тонкие вертикальные «ламели», внешне больше напоминающие деревянные рейки.

Детский сад Forfatterhuset в Копенгагене, Дания. COBE, 2014

Детский сад Forfatterhuset в Копенгагене, Дания. COBE, 2014

Именно из них и набраны как фасады всех пяти корпусов детского «городка», так и забор, ограждающий принадлежащую садику уличную игровую зону. Причем архитекторы постоянно экспериментируют с шириной зазора между планками: где-то они образуют совершенно глухую поверхность, а где-то превращаются просто в жалюзи (например, на оконных проемах) или почти условную ширму (ограждение со стороны улицы и на эксплуатируемых кровлях). Столь изобретательная отделка помогла сгладить и все острые углы постройки, придав ей нарочито плавные очертания.

Игровое пространство для детей в отеле David Citadel в Иерусалиме, Израиль. SARIT SHANI HAY, 2010

Игровое пространство для детей в отеле David Citadel в Иерусалиме, Израиль. SARIT SHANI HAY, 2010

Пространство для маленьких постояльцев отеля David Citadel занимает площадь 100 кв. м, которые распределены между несколькими перетекающими друг в друга игровым зонами для малышей и компьютерным залом для подростков. Пространство постоянно меняет свою тематику и масштаб, предлагая детям как открытые зоны, наполненные всевозможными игрушками и аттракционами, так и более обособленные уголки, дающие чувство уюта и защищенности.

Игровое пространство для детей в отеле David Citadel в Иерусалиме, Израиль. SARIT SHANI HAY, 2010

В состав игрового центра также включены объекты, напоминающие знаковые достопримечательности Иерусалима, —знаменитые туннели у Стены плача, Ветряная мельница Монтефиоре, рынок Механе Йегуда.

Детский сад в Софии, Болгария. CONVEYER, 2013

Детский сад в Софии, Болгария. CONVEYER, 2013

Комплекс детского сада расположен на участке с сильным перепадом рельефа и состоит из трех объемов, каждый из которых получил архетипичную форму «домика». К дороге садик обращен «экранирующим» объемом, обшитым темным металлом, из которого затем по склону «прорастают» два дома побольше — красный (предназначен для младшей группы из 15 человек) и желтый (вмещает 25 детей постарше).

Детский сад в Софии, Болгария. CONVEYER, 2013

Детский сад в Софии, Болгария. CONVEYER, 2013

Спальни и игровые в обеих группах расположены не рядом, а друг над другом и связаны между собой лестницами, трактованными как пространственный аттракцион и важное с точки зрения коммуникации пространство.

Двор детского сада, за счет перепада рельефа, также разделен на несколько уровней, каждый из которых обозначен собственным цветом.

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

Учтя расположение на холме, существующие ограничения по высоте и необходимость сделать помещения максимально светлыми, а само здание — по возможности запоминающимся, архитектор предложил динамичную, горизонтально ориентированную композицию из четырех спаянных объемов, вместе образующих что-то вроде ленты Мебиуса.

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

К жилому району детский сад обращен выразительной консолью, которой на уровне земли вторят глубокие ниши, вырезанные в теле основного объема. Подобная «пещера» есть у каждой группы: они используются для хранения колясок, инвентаря и просто прогулок в ненастную погоду.

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

Детский сад Fagerborg в Осло, Норвегия. REIULF RAMSTAD ARKITEKTER, 2010

В облицовке фасадов применено дерево, медленно и благородно темнеющее под частыми дождями этого края. А вот в интерьерах оно, наоборот, совершенно не тронуто патиной времени: натуральную палитру светло-медовых поверхностей оттеняют вкрапления ярких цветов — в виде мебели, ковровых покрытий и винтовых лестниц.

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

Эта школа изначально задумывалась не только как учебное заведение, но и как общественный центр коммуны, для которой построена. Архитекторы разделили ее на собственно классы и публичные пространства, разработав сценарии, как последние можно использовать после уроков.

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

Ради более гибкой планировки авторы отказались от коридорной системы, а сама «пористая» структура здания и обилие в интерьерах стекла объясняется их желанием максимально усилить визуальные связи между разными частями и этажами комплекса. Это позволяет детям разных возрастов больше общаться друг с другом.

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

Впрочем, школа есть школа, и здесь необходимо еще и учиться. Поэтому сами классы выгорожены частично непрозрачными стенами — примерно до высоты 1,3 м они матовые. Внутренний и внешний дворы также отделены от помещений школы прозрачными раздвижными дверями, что позволяет внешнему и внутреннему пространству органично сосуществовать.

Начальная школа в Кьярано, Италия. C+S ARCHITECTS, 2013

«Работу над каждым своим проектом мы начинаем с тщательного анализа бизнес-плана, — рассказывает Мария Алессандра Сегантини, основатель и партнер бюро C+S Architects. — И если честно, всегда в первую очередь думаем о том, на чем можем сэкономить без ущерба для качества проекта. Если можно не использовать утеплитель, мы его не используем, если можно не закрывать его, мы тоже этого не делаем. Конечно, мы всегда особое внимание уделяем местам и материалам, с которым дети непосредственно контактируют, но в отделке просто „для красоты“ ни смысла, ни выгоды нет. Cекрет проектирования объектов для детей в том, чтобы находить баланс между возможным и необходимым, всегда оставляя пространства для дальнейшего развития».

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Центр рассчитан на посетителей в возрасте от 0 до 18 лет. Его необычная форма продиктована близостью к жилым домам: чтобы не затенять окна последних, архитекторы сильно занизили высоту центральной угловой части секции нового здания.

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Фасады и кровля детского дома культуры облицованы одинаковыми стальными панелями, за счет чего создается иллюзия отсутствия у здания «начала» и «конца»: кажется, что это фрагмент ленты Мебиуса, случайно попавший в традиционную застройку квартала. Единообразие поверхностей подчеркнуто и с помощью одинаково оформленных окон: квадратные проемы в широких деревянных рамах обращены как к обеим улицам, так и к небу.

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Интерьер «Амар» тоже совершенно не похож на традиционные учреждения подобного типа: здесь нет ни привычных кабинетов, ни изолированных игровых комнат. Все помещения так или иначе связаны между собой, а в роли центральной коммуникационной зоны выступают лестница и скалодром. Появление последнего, по мнению архитекторов, более чем закономерно: в соответствии со своей формой, два крыла центра трактованы как горные склоны, покорить которые под силу даже самым маленьким посетителям.

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

«В детских объектах мы постоянно ищем баланс — между инновационностью и нормами, между безопасностью и креативностью, — рассказала в интервью нашему журналу Дорте Мандруп. — Очень важной я также считаю тему оптимального соотношения мест, где дети взаимодействуют друг с другом, и мест, где они остаются наедине с собой и учатся быть в одиночестве. Знаете, учителя ведь помешаны на том, чтобы все помещения просматривались и контролировались, — но насколько это гуманно по отношению к ребенку? Насколько это способствует его гармоничному развитию? Это вопрос, который нас как архитекторов постоянно занимает. Мы уверены в том, что в каждом образовательном центре, будь то детский сад или школа, обязательно должны быть места, в которых дети бы не чувствовали себя как в учреждении».

Детский культурный центр «Амар» в Копенгагене, Дания. DORTE MANDRUP ARKITEKTER, 2013

Фото © Илья Иванов, ППФ «ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ», «Терра Аури», Anagrama, Sergio Grazia, Tucky’s Photography, Florian Kleinfenn, Adam Mørk, Amit Geron, Conveyer, Thomas Bjørnflaten, Alessandra Bello, Jens Lindhe

Авторы экспозиции: Анна Мартовицкая (куратор), Ирина Кузнецова (продюсер), Агния Стерлигова (дизайн экпозиции), Игорь Сон (верстка)

Время и место работы: 27–31 мая 2015 года, Центральный дом художника, 17 зал

Благодарим за помощь в организации партнеров мероприятия: AGC (генеральный партнер экспозиции, предоставил рисовальные доски из цветного безопасного стекла), nora systems GmbH (каучуковое напольное покрытие специально для детских учреждений), Barcelona Design (игровой домик SmartHouse и пуфы).

archspeech.com

Хорошая архитектура для детей – Варламов.ру – ЖЖ

Проектировать пространства для детей очень непросто. В этом деле дизайнеры и архитекторы часто руководствуются своими взрослыми представлениями и совсем не учитывают, что было бы интересно и удобно детям. Сегодня я хочу показать вам подборку примеров хорошей архитектуры для детей со всего мира. Эти здания и площадки не только являются хорошей средой для игры, но еще и развивают у детей хороший архитектурный вкус.

Кстати, обратите внимание, чтобы сделать круто, не обязательно использовать все цвета радуги! У нас почему-то думают, что детская площадка должна быть максимально пестрой.

ДВОР ДЕТСКОГО ЦЕНТРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Место: Иерусалим, Израиль
Архитекторы: Ифат Финкельман и Дебора Варшавски

Этот детский центр художественного образования расположен на территории Израильского музея. В его дворе собирается большое количество детей и взрослых. Поэтому тут было решено построить игровую площадку. Главным объектом площадки стала большая сосна. Вокруг нее построен аккуратный дом на металлических опорах. В ночное время дом красиво подсвечивается изнутри, и создается ощущение, как будто он парит в воздухе.

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА В КОРОЛЕВСКОМ ИНСТИТУТЕ БРИТАНСКИХ АРХИТЕКТОРОВ
Место: Мэрилебон, Великобритания
Архитекторы: бюро ASSEMBLE и художник Саймон Террилл

Эта детская площадка была сооружена в качестве архитектурной инсталляции. Архитекторы вдохновлялись абстрактными бетонными детскими площадками, которые было принято строить в середине прошлого века в британских жилых районах в стиле брутализма. Такие детские площадки в какой-то момент были признаны небезопасными, поэтому во дворах современных домов их уже не встретить.

ДЕТСКИЙ САД НА БЕРЕГУ МОРЯ
Место: Нагасаки, Япония
Архитекторы: бюро HIBINOSEKKEI и дизайнер Ёдзи но Широ

Этот детский сад расположен у подножия горы прямо на берегу моря. В нем оборудовано большое количество зон для разных занятий. Там есть небольшая импровизированная пещера, библиотека с досками для рисования, чердак, на который можно забраться с помощью веревок, и игровая площадка на крыше с видом на море. Из столовой тоже открывается панорамный вид на побережье.

ДЕТСКАЯ ЗОНА В КВАРТИРЕ
Место: Гаосюн, Тайвань
Архитектор: бюро HAO Design

Одна семья решила спроектировать свое жилье так, чтобы оно было максимально приспособлено для детей. Поэтому все комнаты в этой квартире имеют игровые зоны и рабочие места, где дети могут учиться и заниматься творчеством. В квартире есть горка, по которой из детской можно спуститься в гостиную, а рядом с ней висят качели. Вся мебель сделана из экологически чистых материалов.

ДЕТСКАЯ ЗОНА BE-MINE НА СКЛОНЕ ГОРЫ
Место: Беринген, Бельгия
Архиректоры: бюро Carve и OMGEVING

Эта площадка находится в бывшей промышленной зоне, которую переделали в культурный центр с большим парком. Проектируя детскую зону, архитекторы решили использовать индустриальную тему и сделали ее главной особенностью проекта. Чтобы забраться на вершину горы, детям нужно преодолевать разные препятствия: пробираться через веревочную паутину, карабкаться по склону с помощью канатов, пробираться по туннелям. Вниз можно спуститься тем же путем или по огромной горке.

ДЕТСКИЙ ПАРК DASPERS
Место: Лондон, Великобритания
Архитектор: Kinnear Landscape Architects

Детский парк был построен в процессе адаптации бывших олимпийских объектов к повседневной городской жизни. На этом поле раньше находился олимпийский сервисный центр. А сейчас тут игровые зоны для детей, трамплины и рампы для катания на велосипедах и два футбольных поля с разными покрытиями. Через парк пролегает ведущая к школе пешеходная и велосипедная дорога.

ДЕТСКИЙ ПАРК BICENTENARIO
Место: Сантьяго, Чили
Архитектор: бюро ELEMENTAL

Этот парк был построен в столице Чили во времена экономического роста, когда власти осознали, что в городе нет ни одного места для прогулок с детьми. Инфраструктура парка сильно связана с ландшафтными особенностями местности. Он тоже находится на склоне горы, поэтому тут решили установить множество лестниц и горок. У подножия склона есть несколько спортивных и игровых площадок.

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДЬ В ТЭБИ
Место: Тэби, Швеция
Архитектор: бюро Polyform

Эта площадь расположена в жилом районе в пригороде Стокгольма, который отстроили в рамках программы по созданию доступного жилья. Во время реализации программы власти осознали, что новые пригородные районы совсем не включаются в общегородскую жизнь, поэтому в них активно начали достраивать культурные центры и пространства. Площадь состоит из нескольких зон, в числе которых есть рыночная, концертная и детская зоны. Она хорошо освещается по вечерам и служит местом для игр детей из близлежащих домов.

ДВОР МЕЧТЫ В ПАРАГВАЕ
Место: Ремансито, Парагвай
Архитектор: Лукас Фустер

Для проектирования этой площадки был созван большой совет из взрослых, подростков и детей. Они все вместе решали, каким должно быть новое общественное пространство. Участники совета рисовали свои эскизы и делали макеты, и на их основе архитектор Лукас Фустер подготовил окончательный проект. Получилась прекрасная игровая зона с надземными мостами, зонами для пикников, гамаками, беседками и спортивными площадками. Практически все это было построено из строительного мусора и старых покрышек.

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА FIVE FIELDS
Место: Лексингтон, США
Архитекторы: бюро Matter Design + FR|SCH

Эта игровая конструкция находится на склоне горы в пространстве между жилыми домами. Архитекторы построили здесь дом сложной формы, часть которого расположена на земле,

varlamov.ru

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 2)

У детских школ искусств (сокращённо ДШИ) свой рейтинг. За многие годы в нём утвердился, например, Центр эстетического воспитания «Мусейон» при ГМИИ им. А. С. Пушкина. Выпускники — нынешний преподавательский костяк искусствоведения МГУ, например, — сами же здесь потом и преподают. Помимо занятий по истории искусства ребенка можно отправить в кружки керамики и эстампа (изучается гравюра). Перед приёмом просят пройти собеседование, записаться на которое нужно заранее. Учёба — в здании рядом с главным корпусом, с обязательными занятиями в стенах музея. https://pushkinmuseum.art/education/museyon

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 4)Работа учеников студии «Мусейон».

ДШИ «Старт»

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 6)Школа «Старт» в Никола-Ленивце.

Одна из старейших профилированных ДШИ — «Старт» при Российском союзе архитекторов ведет свою историю со времен СССР. Школу (тогда в статусе студии) открыли еще в 1982 году. Лауреат многочисленных конкурсов и лучшая школа искусств России-2016, «Старт» занимается по годами отработанной программе. Детей берут с пяти лет. Наряду с платным отделением есть бюджетные места, а выпускникам школы — прямая дорога в МАРХИ, «Строгановку», «Суриковку» и другие художественные вузы Москвы. Назвать это образование дополнительным можно с большой натяжкой: занятий не меньше, чем в обычной школе, так что детям придется попотеть. Готовят основательно: наряду с рисунком и живописью на уровне первого курса творческих ВУЗов детей учат архитектурно-художественному проектированию и компьютерному моделированию. Запись детей в школу после 25 августа по адресу ул. Зоологическая 18 (вход со стороны бульвара). http://start.arts.mos.ru

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 8)Работы учеников школы-студии «Старт».

ДТС СМА

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 10)Показ работ учеников студии ДТС СМА.

При Московском союзе архитекторов есть своя творческая студия, сокращённо ДТС СМА. Занятия проходят в «Доме архитекторов» в Гранатном переулке. Сколько будет мест в мастерских в этом году, обещают объявить 10 сентября. Всего их, мастерских, 22. Каждую ведёт свой архитектор, по принципу театральных училищ. Можно пойти учиться к Ольге Бармаш, Алисе Пастернак, Софии Ткач, Лене Отта или Евгении Бояршиновой. Практикующие архитекторы учат будущих (возрастом от 4,5 до 16 лет) творчески мыслить, нестандартно подходить к решению любой задачи, ну и конечно, рисовать, чертить, лепить и 3D-моделировать. В студии читают бесплатные лекции по истории искусства (для детей и их родителей), проводят выездные пленэры в Абрамцево или Санкт-Петербурге, а в конце года устраивают выпускной с показом работ всех маленьких художников, на который приглашают почетных гостей вроде Петра Налича или Юрия Норштейна. www.dtssma.com

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 11.1)Работы учеников студии ДТС СМА.Работы учеников студии ДТС СМА.

ДЭЗ №5

Архитектор Михаил Лабазов и его студия ДЭЗ №5 (бесплатная) практикует необычный формат занятий: дети приходят и трудятся вместе с родителями. Лепят, клеят и, что самое главное, придумывают. Своих детей, кстати, Михаил тоже привлек: они когда-то учились в ДЭЗе, а теперь помогают ему в преподавании (наряду с такими известными московским дизайнерами, как Виктор Меламед, Александра Василькова и другие). Подход ДЭЗ далек от академического. Дети не рисуют гипсовые слепки, а скручивают «Давидов»… из металлической проволоки и скотча! Среди преподаваемых дисциплин — «Занимательная футурология», «Сиденья: дизайн диванов, стульев и кресел» и так далее. Занятия проходят на Новокузнецкой возле известного культурного центра «Дом». www.mdst.moscow/children-dez

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 16)Работа учеников «ДЭЗ№5».

ЭДАС Владислава Кирпичева

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 18)Работы учеников ЭДАСДень кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 19)Владислав Кирпичев с учениками.

Школа ЭДАС Владислава Кирпичева (название расшифровывается как «Экспериментальная детская архитектурная студия») — из числа элитарных. Занятия в школе платные и дорогие. Но работы учеников (даже если им по 6 лет) не уступают выпускным дипломам «Британки». Владислав настаивает на том, что, чтобы овладеть азами профессии, дети должны не столько играть, сколько трудиться. Под его руководством, однако, они это делают с большим удовольствием. Школа существует с 1977 года, работы учеников регулярно выставляются, а занятия помимо классов в Москве включают развивающие поездки заграницу, по виллам Палладио, например. Подробнее о школе читайте в нашем материале. www.edas-kirpichev.com; www.facebook.com/EDASstudio

«ШКОЛА-А»

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 23)Работы учеников «Школы-А»

В прошлом году архитектурная мастерская «Акант» инициировала создание собственной школы. Сначала «Школа-А» существовала только для своих: у архитекторов подросли любознательные дети, и домашнюю работу они стали делать вместе в стенах студии. А с этого сентября записаться на занятия могут все желающие. Учат прежде всего объёмно-пространственному проектированию, ведь преподают практикующие (буквально в соседнем помещении) архитекторы. www.akant-yauza.ru/school-а; www.facebook.com/OZarechenskiy

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 25)Работы учеников «Школы-А»

АРХИ kids

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 27)Мастер-класс архитектора Алексея Вязьминова в студии «АРХИkids».
Фото: 
Денис Рылов

Детская студия «АРХИ kids» была основана при «Колледже Архитектуры Дизайна и Реинжиниринга 26» около двух лет назад. В группах по 12 детей от 7 до 12 лет, занятия ведет архитектор Лариса Бундова по авторской методики, которая включает практические занятия по рисунку, живописи, макетрированию, архитектуре, скульптуре. Детям преподают историю искусства, водят на экскурсии в музеи и знакомят их с профессионалами области, приглашая для проведения мастер-классов действующих российских архитекторов, художников и дизайнеров. www.26kadr.ru/programmy-dlya-shkolnikov/detskaya-shkola-studiya-arhikids; www.facebook.com/Школа-детских-искусств-375571386108644

ШУМ

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 30)Работы учеников студии «ШУМ».

Детская дизайн-школа «ШУМ» основана известным графическим дизайнером Александром Васиным, так что у ребенка есть реальная перспектива, например, однажды апгрейдить Times New Roman до формата ХХII века. Школа заточена под изучение основ и практик графического дизайна, но не только. Александр говорит, что дизайнером не стать, не развивая фантазию, и главная задача «ШУМа» состоит как раз в этом. Занятия школы проходят в «Музее Москвы» по пятницам. Записаться можно в любой момент. Просто придите в кассу музея за 15 минут до урока и попросите билет на ШУМ. http://shum.vasin.ru

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 32.1)Работы учеников студии «ШУМ».День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 32.2)Работы учеников студии «ШУМ».

«Худкружок»

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 33)Работа учеников «Худкружка».

Выпускница «Строгановки» и выпускница «Суриковки» и Мамы с большой буквы, Маша Безрукова и Ляля Ваганова придумали студию «Худкружок», чтобы развивать в детях — в том числе и своих — творческие способности. Наброски от руки и 3D-моделирование — задача «Худкружка» соединить старое и новое, ремесленные технологии с революционными и рассказать детям, что же из всего этого может получиться. http://hudkruzhok.ru

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 35)Мероприятия «Худкружка».

«АРТ Класс»

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 37)Рисунки учеников студии.

В своем «АРТ Классе» художница Юлия Ломакина учит детей истории искусства в иммерсивном режиме. Например, метод концептуалиста Джексона Поллока детям показывают более чем наглядно: в руки дают холст, краски и кисти. А процесс создания миллионных полотен Юля объясняет, водя рукой малыша. Курсы Ломакиной называются «История искусства в картинках» и проводят ребёнка от старых мастеров до поп-арта, на практике демонстрируя, о чём же, собственно, идёт речь. www.facebook.com/artclassmoscow

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 39.1)Путешествие в Японию: работы учеников «АРТ Класса» в стилистике коллажа.День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 39.2)Путешествие в Японию: работы учеников «АРТ Класса» в стилистике коллажа.

«КОНИ НА БАЛКОНЕ»

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 41)

Детский клуб «Кони на балконе» также нацелен на развитие нестандартного мышления, что поможет юному архитектору в будущем. Преподавателями выступают не только архитекторы, но и инженеры, модельеры и даже повара — основатели студии считают, что у междисциплинарности большие перспективы. Сам клуб на Бауманской, но занятия проходят в разных местах Москвы. Летом — в выездных лагерях, с осени — в Европейской гимназии на Сокольническом валу и в Москва-Сити. www.koninabalkone.com; www.facebook.com/koninabalkone

День кружка: детские архитектурно-творческие студии Москвы (фото 43)

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

www.elledecoration.ru

Как рассказать детям об архитектуре. Фильмы

Задумайтесь вот о чем – архитектура есть повсюду, она окружает нас. Мы гуляем, ходим на работу, водим детей в школу и детский сад, ходим в театры, кино и спортзалы, отдыхаем в кафе, вечером приходим в наши дома и квартиры, и всякий раз мы окружены тем, что спроектировано и создано архитекторами. При таком тесном взаимодействии рассказывать детям об архитектуре совсем не сложно, ведь предмет обсуждения всегда рядом. Дети – существа любознательные, так что стоит только дать им повод и волю задавать вопросы, как вы обнаружите себя увлеченно рассказывающим «вон о том красивом здании театра».

Прогулки по городу можно сделать еще более запоминающимися, если немного к ним подготовиться. Зная маршрут, можно заранее собрать несколько интересных фактов о зданиях, которые вы встретите по пути. По дороге можно высматривать знакомые фигурки и элементы, тренируя таким образом внимательность. С детьми постарше можно искать буквы, образованные элементами зданий, фотографировать их, а потом составлять из полученного алфавита слова.

А вот, что еще может помочь в изучении архитектуры вместе с детьми – фильмы. Мы сделали для вас небольшую подборку познавательных фильмов, объединенных темой архитектуры.

«BBC: шедевры мировой архитектуры» — историк Дэн Крикшэнк путешествует по миру и изучает объекты совершенно разной архитектуры: от пирамид майя до замка «Нойшванштайн» в Баварии. Всего в цикле 8 серий, названия которых выражают концепцию отдельного фильма: Красота, Смерть, Рай, Катастрофы, Связи, Власть, Мечты, Удовольствия. Эти фильмы подойдут скорее средним и старшим школьникам, а также взрослым.

«Каменные музыканты» — советский анимационный фильм об архитектуре 1986 года. Мультфильм раскрывает смысл известного выражения: «Архитектура – это застывшая в камне музыка».

«Человек строит дом» — еще один советский мультфильм об истории архитектуры.

«Город наизнанку» — документальный проект канала Discovery, в котором с помощью компьютерной графики зрителю открывается внутреннее устройство зданий. Каждая серия посвящена одному городу, мы рекомендуем посмотреть все. Фильмы будут интересны детям от 6-7 лет, а также всем, кто интересуется архитектурой.

«Большие надежды». Среди архитекторов есть свои фантасты и футурологи, и этот фильм рассказывает о фантастической архитектуре. Вы увидите как реальные, так и невозможные проекты от начала XX-го века до сегодняшних дней.

«Суперсооружения» — цикл фильмов National Geographic о невероятных чудесах архитектуры и инженерии.

Приятного просмотра!

*Благодарим за помощь в создании текста нашего преподавателя архитектуры Катерину Блиновскую.

blog.lil.school

Архитектура для детей дошкольного и школьного возраста: описание, виды, фото

Научитесь думать, как ребенок. Это имеет смысл. Если вам нужно создать что-то новое, например построить детскую площадку, кто, как не дети, которые будут ее использовать, могут в этом помочь? Все чаще архитекторы и ландшафтные дизайнеры привлекают молодых людей к процессу проектирования. Архитектура для детей — это очень важное направление развития, так как именно растущее поколение может привнести необходимую энергию и разрушить любые творческие барьеры.

архитектура для дошкольников

Креативный подход

Дизайн часто ассоциируется с тем, что называется «возможностью мышления», что требует открытости и способности анализировать возможные сценарии. По словам одного архитектора, который много работал с детьми, проектировавшими школы, эти навыки близки к тому, что делают дети в свои творческие «моменты». Он сказал: «Я думаю, что все творческие процессы в некотором роде являются детским процессом, который позволяет вам заниматься чем-то более непосредственным образом».

Непосредственность и любопытство

Дошкольники обладают тем раскованным любопытством к жизни, которое способно привнести свежие перспективы и привести к изучению альтернативных сценариев. Дети менее склонны к самоцензуре своих идей и решений, они честные и спонтанные. Архитектура для детей — это один из интереснейших инструментов для выражения их многогранной личности.

ознакомление детей с архитектурой

Теряя контроль

Дети могут использовать практически все в процессе проектирования многофункционального открытого пространства. Иногда последствия могут быть разрушительными и непредсказуемыми. Архитектура для детей — это междисциплинарный инструмент, который поощряет доверие детей к развитию и передаче идей, использующих науку, технологии, искусство, архитектуру и математику как способ обучения.

Развитие творческого мышления

Хотя дети могут многократно повторять процесс проектирования, чистый лист бумаги или типовые строительные материалы становятся палитрой для их самовыражения, которая со временем становится все более сложной для более высокого уровня визуальной коммуникации по мере взросления ученика. Постепенно разбираются организационные принципы дизайна, грамматика и язык дизайна, как рисовать и создавать модели, изучать инженерные разработки, ландшафтный дизайн, историю архитектуры. Для детей создаются проекты, предназначенные для того, чтобы предлагать творческие процессы решения проблем.

архитектура детям старшего дошкольного возраста

«Маленький архитектор» в Лондоне

«Маленький архитектор» — программа в Ассоциации архитектуры в Лондоне. Созданная в 2013 году, она ориентирована на преподавание архитектуры для детей младшего школьного возраста. Уже получены потрясающие результаты у более чем 2400 детей из разных стран, получающих архитектурные уроки. Они особенно ориентированы на выполнение своей программы в районах с низким доходом и в государственных школах Лондона. «Наша ответственность как архитекторов заключается не только в разработке, но и в освещении городских проблем и современной архитектуры», — говорит Долорес Виктория Руиз Гарридо, автор и директор программы.

«Маленький архитектор» — это образовательная программа, с помощью которой происходит ознакомление детей с архитектурой и городской средой. Учат школьников в возрасте от 4 до 11 лет, как наблюдать, понимать и наслаждаться архитектурой. Школьные семинары проводятся в партнерстве с классными учителями и включены в национальную учебную программу Великобритании. Команда преподавателей помогает детям достичь своих целей обучения с помощью архитектуры и искусства, в то время как программа предоставляет детям возможность думать и рассказывать о зданиях и городах посредством рисунков. Эти чертежи используются в качестве инструмента связи.

«Мы призываем детей создавать новую, футуристическую городскую среду и обращать внимание на удивительный мир вокруг них», — говорит Руиз Гарридо. «Мы хотим вызвать новые отношения с современной архитектурой и ее местным окружением, побуждая детей заботиться, а также адекватно критиковать города, в которых мы все живем. То, как мы проектируем наши города, меняется к лучшему. Широко востребована модель участия, голос сообщества и гибкий диалог между гражданами и политиками. Сегодня более необходимо, чем когда-либо, получать образование с юного возраста в архитектуре и устойчивой жизни. Если мы хотим лучшие города, нам нужны преданные, уполномоченные и информированные граждане, действующие вместе для общего будущего».

ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой

Поощрение молодого голоса

Каждому человеку приятно, когда он может спокойно говорить о своих собственных взглядах, и ему всегда приятно услышать, что его мнение имеет значение. Это относится и к детям. Как происходит ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой? В первую очередь обучение происходит через игровую деятельность. Одна из их главных целей — способствовать творчеству.

Архитектура для детей старшего школьного возраста — идеальный инструмент для интеграции в любую школьную тему и создания прочных связей с историей, наукой, географией и другими. Основная идея заключается в том, чтобы дать возможность маленьким детям почувствовать ответственность за свой будущий город. Занятия архитектурой для детей могут оказать положительное влияние на окружающую среду и на счастье людей.

занятия архитектурой для детей

Школа архитектурного мышления для детей в Беларуси

Практика преподавания архитектуры с детского возраста является достаточно распространенным явлением в европейских странах. В Финляндии, например, она внесена в школьную общеобразовательную программу. Есть даже специальные школы архитектуры для детей. И это неудивительно. Здания в городах — это те места, в которых люди проводят большую часть жизни. Важно с дошкольного возраста не только обучаться архитектуре, но и узнавать, как можно изменить мир к лучшему.

Профессия архитектора связана с множеством дисциплин: историей, философией, изобразительным искусством, математикой, эргономикой, физикой. Список можно продолжать. Среди навыков — умение исследовать, анализировать, общаться и находить общий язык с заказчиками и властями, проектировать, презентовать продукты труда и строить. Архитектурное мышление — это система комплексного понимания сложного и быстро меняющегося мира.

В белорусской Школе архитектурного мышления разработана уникальная методика, цель которой — умный ребенок, уверенный, смелый и успешный. Ведущей деятельностью в детском возрасте является игра. Для ознакомления детей старшего дошкольного с архитектурой, за счет главных игровых принципов и методов архитектурного мышления, в заведении создается определенная атмосфера, где ученик раскрепощается, предлагает свои уникальные идеи с помощью языка разных видов искусства и раскрывает свой творческий потенциал. Дети учатся работать в команде, осваивать навыки общения, учатся договариваться и отстаивать собственную точку зрения.

история архитектуры

Что входит в программу Школы архитектурного мышления?

В школе есть определенное деление, на выбор предлагается 16 основных студий:

  1. Графический дизайн.
  2. Архитектура.
  3. Журналистика.
  4. Фотография.
  5. Мода.
  6. Ремесло.
  7. Психология.
  8. Предметный дизайн.
  9. Скульптура.
  10. Книга.
  11. Звук.
  12. Стрит-арт.
  13. Менеджмент.
  14. Современное искусство.
  15. Танец.
  16. Видео.

Помимо основных, изучаются экстрадисциплины: экономика, генетика, история, театральное искусство и другие. Существуют определенные возрастные рамки: первая группа — возраст 6-7 лет, вторая — 8-10 лет.

школа архитектуры для детей

Архитектура для детей дошкольного возраста и не только

Различными архитектурными студиями предлагаются программы, которые помогают детям и подросткам от 2,5 до 17 лет развивать их творческий потенциал. Будущих архитекторов учат своими руками создавать первые макеты зданий и других городских конструкций, а также способствуют приобретению тех знаний, умений и навыков, которые могут быть необходимы для поступления в профильные вузы.

Обучение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, вплоть до 12 лет, имеет своей главной целью формирование пространственного мышления, умения рисовать и конструировать. Дети осваивают «чувство» окружающего пространства, учатся различать пропорции, цвета и объемы. Ребята знакомятся с теорией: историей архитектуры и работами известных мастеров. На практических занятиях придумываются и создаются различные объемные проекты и конструкции.

ознакомление с архитектурой

Задачи обучения и необходимые условия

Главными задачами архитектурного воспитания и развития являются следующие:

  • формирование умения распознавать стили в архитектуре;
  • формирование умения трансляции архитектурных образов посредством художественного творчества;
  • патриотизм, привитие любви к родному городу, стране;
  • развитие чувства прекрасного;
  • развитие памяти, мышления и воображения.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой происходит комплексно и поэтапно. Для начала необходимо сформировать у детей первичные знания об архитектуре как особом виде искусства. Далее стоит установить связь восприятия искусства с продуктивным детским творчеством.

школы архитектуры

Искусство архитектуры и широкие возможности в воспитании и развитии личности

Приобщение детей к архитектуре имеет множество положительных последствий:

  • формирование познавательных интересов;
  • знакомство с большим разнообразием окружающих предметов и явлений;
  • отзывчивость и любовь к красоте;
  • развитие чувства прекрасного;
  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;
  • уважение к результатам чужого труда;
  • художественное созидание;
  • выражение своих идей в различных видах художественной деятельности;
  • толчок к самостоятельной творческой деятельности.

В процессе обучения детям нужно предоставить возможность использовать полученную информацию в различных видах художественно-творческой деятельности, а также использовать разнообразные формы и методы ознакомления с архитектурой. Это могут быть беседы, рисование, экскурсии, прогулки, просмотр иллюстраций и фотографий, мультфильмов, различные дидактические игры и многое другое.

изучение истории архитектуры

Маленькие люди — великие идеи

Целостное образование использует системный подход, в котором отдельные части — научное образование, математическое образование и другие — объединяются для создания более сильной и более интегрированной учебной программы, в которой учащимся и преподавателям предлагается наладить связи и выявить корреляции между различными дисциплинами.

Научное образование включает аспекты языка, грамотности, математики и даже музыки. Языковое искусство включает в себя исследования концепций и идей из истории, науки, искусства и так далее. С определенной долей творчества художественное образование может быть легко интегрировано в любой план урока. Представление концепций через визуальные и музыкальные формы может усилить и расширить обучение по всем предметам. Главная задача взрослых — создать пространство, где дети могут расти, развиваться и процветать.

fb.ru

«ШАР» (shar), «СТАРТ», папы Карло, отзывы

Если ваш ребёнок обожает рисовать на обоях и мебели, самозабвенно лепит из пластилина замки, и строит башни из того, что полагается есть, — возможно, он просто готовится к карьере архитектора. 

ARCHiPEOPLE собрал для вас 5 лучших центров довузовского архитектурного образования и студий творческого развития для детей. 

06.12.2013, 17:05 | Автор: Дарья Вяльцева



Позволим себе начать с очень важного высказывания практикующего архитектора и молодой мамы Катерины Блиновской, которая посвящает часть своего рабочего и личного времени просветительской работе с детьми. Она уверена, что это необходимо для развития ребёнка в любом возрасте: «Мне этот вид деятельности кажется очень важным, и я думаю, что любое архитектурное бюро может найти возможность устроить детский архитектурный праздник, рассказать о своей работе, и дать возможность детям самим попробовать себя в роли архитекторов. Лично я за то, чтобы такие мероприятия были легко доступны и бесплатны. Такие занятия способствуют расширению кругозора, умению видеть и понимать архитектуру, появлению общих представлений о нашей профессии, дают радость творчества и общения уже сейчас, независимо от того, захочет ли ребёнок заниматься архитектурой в будущем».

Дом-слон, 2008, Анастасия Головина (http://www.noarov.ru/golovina/)

 

1

Школа архитектурного развития — ШАР

По рейтингу ФОРБС это учебное заведение вошло в десятку самых интересных художественных студий города Москвы. Несмотря на то, что оно подходит и для взрослых, и для детей, большинство подопечных ШАРа составляют, конечно же, школьники. Каждый из них выбирает интересный именно ему учебный курс: интеграция, арт-графика, скульптура, пространственная колористика, академический рисунок, архитектурное черчение, история архитектуры, пространственное моделирование и многие другие.

Есть в Школе и «экстерн-группы» для взрослых, которые также занимаются по тому или иному направлению: архитектурный рисунок, живопись, цифровая фотография, проектирование интерьерных пространств.

Занятия в ШАРе проводятся преподавателями МАРХИ. Главная цель – развитие творческих способностей и потенциала, знакомство учащихся с непосредственным процессом творчества, а также архитектурной и дизайнерской средой. Девиз «Шаровцев»: «Творчество – социальная сущность человека».

Как ни странно, отзывы ШАР получает как положительные, так и отрицательные. Однако вторые чаще связаны не с самим учебным процессом – им большинство как раз довольны –, а с «бытовыми» условиями; на Интернет-форумах многие жалуются, например, на то, что студенческие аудитории, в которых проходят занятия, сейчас находятся в плачевном состоянии. В остальном же творческой атмосфере, которая царит в Школе архитектурного развития, ничего не мешает.

Один из дней в ШАРе (http://www.shar-shar.ru/)

 

2

Детская Школа Искусств «СТАРТ»

Школа предназначена для детей в возрасте от 5 до 17 лет. Здесь ребята могут впервые погрузиться в тайны архитектуры и дизайна, начать изучать архитектурно-художественное проектирование, макетирование, компьютерную графику и прочее. СТАРТ  гуманизирует школьное образование, создавая интегрированный курс АХТ (архитектурно-художественного творчества), основанный на объединении школьных дисциплин посредством архитектуры.

В основном эта Школа собирает только положительные отклики самих детей СТАРТа и их родителей. Особенно заманчиво то, что компания имеет множество зарубежных коллег: работы учащихся Школы постоянно выставляются в США, Финляндии, Индии, Норвегии и других странах. Привлекательно и то, что классы у ребят ведут именитые преподаватели, семь из которых получили звание лауреатов Государственной премии РФ. Они же готовят своих старших воспитанников (ребят с девятого по одиннадцатый класс) к поступлению в вузы творческой направленности.

«Стратосфера — воздушный город будущего — Москва вчера и завтра»

Компьютерный коллаж из дипломных работ учеников школы СТАРТ — «Корабль архитектуры», преподаватель Абаева И.М.

(http://startartschool.ru)

 

3

Архитектурная школа имени папы Карло

Этот проект интересен тем, что он направлен на работу с самыми маленькими архитекторами  возрасте от 4 до 7 лет. В кружке малыши в форме игры осваивают азы моделирования, проектирования и строительства, используя для этого самый обычный детский конструктор из кубиков и пирамидок.

Школа имени папы Карло, предназначенная для юных архитекторов, была открыта кандидатом психологических наук Верой Владимировной Брофман. Её методика, как утверждают родители ребят, занимающихся в кружке, уникальна. Брофман – замечательный педагог, ей удаётся найти подход к каждому ребенку, научить его думать и выдумывать. Программа Веры Владимировны, получившая признание во всем мире, направлена на то, чтобы развить пространственное мышление, познавательные способности и воображение ребёнка.

В Мастерской, названной именем героя известной сказки, всегда царит атмосфера радости и творчества: ребята придумывают свои собственные замки, затем с помощью специальных шаблонов создают чертежи, а после – возводят его на практике.

Полный годичный курс в Архитектурной Школе состоит из 36 занятий.  Несмотря на то, что он рассчитан на детей, программа на занятиях совсем как у взрослых: сначала дети занимаются по классу плоскостного рисунка объёмных геометрических тел, затем – отдельно постройкой чертежей и архитектурой. По окончании обучения каждому ученику папы Карло необходимо сдать настоящий дипломный проект.

Для родителей, которые не уверены, стоит ли отдавать своё чадо в эту архитектурную школу, проводятся специальные мастер-классы, куда взрослые приглашаются строго вместе с детьми.

Один из важнейших аспектов обучения в этой Архитектурной Школе – это, конечно же, игра, такая, как, например, «Угадай-ка». В ней детям предлагаются чертежи деталей в трёх проекциях. Ведущий выбирает деталь, участники подбирают к ней чертёж и объясняют, почему он подходит. Кто угадал большее число раз, тот и выиграл. В другой игре – «Путанице» – перемешиваются детали и их чертежи; здесь дети должны вернуть каждую из деталей на правильное место.

Как показывает опыт, после посещения этих занятий малыши лучше оперируют разными видами графических моделей, с лёгкостью переводят одно схематическое изображение в другое, удерживают схематизированный образ предмета в представлении. 

 

Занятие в школе Папы Карло (http://polygon-pro.ru/training/papakar)

 

4

Архитектурные занятия для детей от Анастасии Головиной

Обучением детей основам мастерства архитектора и дизайнера также занимается Анастасия Головина – архитектор, реставратор, художник и по совместительству преподаватель. Процесс обучения у Анастасии немного отличается от того, который мы привыкли видеть: с тонкостями архитектуры девушка знакомит ребят играючи, а именно с помощью создания различных домиков: спроектированных, нарисованных на бумаге, вылепленных из глины, пластилина или гипса, созданных из кожи, дерева и других материалов. Почти все её курсы, такие, как «Геометрические формы в Архитектуре», «Как рисовать красивые дома», «Раскраски» и прочие, действительно сопровождаются придумыванием и исполнение самых различных, реальных и фантастических, моделей домов.

Особой популярностью и интересом у юных архитекторов пользуется курс «Геометрические формы в архитектуре», недавно разработанный Анастасией. Посещая его, можно узнать о сооружениях самых разных форм, понять, в чём плюсы и минусы той ли иной конструкции, а также разобраться в многообразии использования одной и той же формы. Уже на первом занятии ребёнок получает непростое для новичка задание – нарисовать архитектурную форму и построить её же макет из какого-либо материала. Данный курс рассчитан на тех ребят, которые перед этим успели пройти первую ступень – курс «Как нарисовать красивый дом».

Как сообщает сама Анастасия в своем блоге, для того, чтобы попасть на занятия, необходимо пройти так называемый отбор – выполнить задание, сфотографировать его и выложить в одной из социальных сетей со ссылкой на Анастасию Головину. Получив оповещение о появлении новой работы, архитектор просматривает её и сразу же дает развернутый комментарий – «анализ работы, её сильные стороны, а также то, что необходимо учесть, чтобы следующая работа была выполнена юными архитекторами на более высоком уровне. А ещё – пару восхищенных отзывов знакомых, что будет приятно любой маме».

Окраина Мировеецка, 2009, Анастасия Головина (http://www.noarov.ru/golovina/)

5

Детская школа искусств на базе ARTPLAY

Данный проект, расположенный в центре дизайна ARTPLAY имеет наименьшее отношение к архитектуре. Эта Школа специализируется на обучении детей (от 9 до 12 лет) искусству дизайна, анимации и съёмке кино, а основной упор здесь сделан на фотографию.

Интересно, что, по утверждению организаторов Школы, большинство их воспитанников не собираются в дальнейшем становится профессиональными фотографами. Каждый из них просто интересуется этим на «любительском уровне»: через творчество ребята стремятся найти способ выразить себя, понять, кем же они являются на самом деле.

Занятия в Школе бывают двух типов – семинары и мастерские. Семинары проходят по определённому сценарию. Он строится таким образом, чтобы глубоко и со всех сторон раскрыть заданную тему. Мастерские же представляют из себя творческие занятия, на которые ребёнок может ходить по выбору: каждый выбирает себе того преподавателя, подход к фотографии которого максимально совпадает с его собственным.

Важно то, что в Школе большое внимание уделяется тому, чтобы ребёнку было комфортно: можно изменить расписание, поменять формат занятий, поменять преподавателя и просто перевестись в другую группу.

Акцент в обучении организаторы делают на развитие творческих способностей детей, обучение их визуальному языку, с помощью которого юные фотографы, дизайнеры и архитекторы смогут не только понять окружающий мир, но и научиться формировать его самостоятельно.


Еще по теме:
Образование

Просмотров: 53694

Оставить комментарий

www.archipeople.ru

Детям об искусстве. Архитектура: taberko — LiveJournal

Сегодня есть огромное количество книг об искусстве для детей. А помимо книг есть музеи и картинные галереи, выставки и перфомансы, студии и кружки для занятий. Но вот с архитектурой все обстоит несколько иначе. Как говорить с детьми об искусстве архитектуры, которое окружает нас каждый день и является, пожалуй, самым прикладным из всех видов творчества? Как помочь заметить многообразие идей для постройки зданий, мировое буйство красок, форм и материалов? На этот вопрос крайне редко встречается ответ в детской познавательной литературе. При том, что у меня дома полки ломятся от «взрослых» книг для архитекторов, я знаю только два достойных издания книг по архитектуре для детей: Марко Буссальи «Понимать архитектуру» для среднего и старшего школьного возраста (но его не так-то просто найти в продаже) и две новых книги чудесной серии «Детям об искусстве» — «Архитектура»  издательства “Искусство — XXI век”. Причем уникальность первого тома в том, что он рассчитан на самых маленьких, от трех-четырех лет до средней школы, а второй — для детей постарше — младшего и среднего школьного возраста.

Первая книга абсолютно чудесная, в ней радует все — легкий слог Ольгой Синициной, простые объяснения, интересный, живой и не скучный текст, свободная игровая форма подачи материала, задания на внимательность, замечательные вопросы по ходу всего повествования, позволяющие активно включать маленького «искусствоведа» в чтение, множество ярких красочных иллюстраций и очень хорошая подборка примеров различных зданий.
Из книги можно узнать, что такое дом и какие они бывают, из чего его можно построить и как украсить, о первых жилищах древнего человека, египетских и греческих храмах, гробницах и триумфальных арках, рыцарских замках и царских дворцах, материалах для современных зданий, основных понятиях и «китах» архитектуры. Здесь на одной странице можно встретить мечеть, пагоду и церковь, попасть в лабиринт и поиграть в прятки, узнать, зачем во дворце зеркала, а в замке — подземный ход, и даже прочесть о том, как построить мечту.
Это отличный помощник на пути к пониманию искусства зодчества. Не могу сказать, что я бы хотела видеть Главного Читателя архитектором, но я бы точно хотела, чтобы он замечал и понимал красоту архитектуры. Думаю, именно с таких книг начинается любовь к архитектуре и внимательное отношение к прелести окружающего нас рукотворного мира. И именно благодаря таким книгам, становится ясно, почему “архитектура — это застывшая музыка”, и почему так здорово и полезно фантазировать.

Вторая книга рассказывает о великих архитекторах прошлого и настоящего и их творениях, о новых приемах, технологиях и материалах, которые позволяют современным зодчим осуществлять свои архитектурные фантазии. Здесь есть необычные дома — дом в клетке, дом-цилиндр, умный дом из кубиков и дом-пузырь, мосты, здания музеев и вокзалов и даже хрустальный дворец…Читать так же увлекательно , как и первую, но немного удивляет подборка объектов. С одной стороны понятно, что нельзя объять необъятное — и дом с животом, и мигающая башня одинаково достойны внимания, с другой — хотелось бы, чтобы прослеживалась структура выбора (эпохи, стили, направления, материалы и т.п.), позволяющая дать представление обо всем многообразии архитектурных решений в мире. Но за фразу «Архитектор — одна из самых интересных, важных и ответственных профессий на земле» в самом начале книги, я могу простить и это 🙂 Иллюстраций такое же несметное количество, как и в первой книге, в конце даны ответы на вопросы.

И, напоследок, хочу посоветовать всем детям и родителям, интересующимся архитектурой, сообщество arch_children






Качество издания превосходное: огромный формат (А4 по высоте, но приближен к квадратному), твердая глянцевая обложка (надо отметить, довольно стильная), очень плотная белоснежная мелованная бумага, не бликует, крупный четкий шрифт, с выделениями «жирным» и очень уместным игровым написанием отдельных фраз волной и по-косой, отличное качество печати, за исключением нескольких полностраничных разворотов, прошитый переплет. Даже не будь я архитектором, все равно бы купила.

в «Лабиринте Книга 1»
в «Лабиринте Книга 2»
Также в серии:

taberko.livejournal.com

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о