Дети без родителеи – как правильно называть детей без родителей

как правильно называть детей без родителей

Наше представление о мире во многом зависит от тех слов, которые мы употребляем. «Как вы лодку назовете – так она и поплывет», — говорится в старом советском мультике. Используя те или иные выражения по отношению к окружающей действительности и к окружающим нас людям, мы волей неволей моделируем вокруг себя мир. И иногда этот мир становится для наших собеседников злой мачехой, а иногда – ласковой мамой, в зависимости от слов, которые мы употребляем.

Фото vk.com

В случае с детьми, которые остались без родителей, существует целая система понятий. И некоторые из них вполне приемлемы, а другие наоборот категорически противопоказаны к употреблению.

Слова под запретом

Если вы хотите говорить о теме сиротства и говорить так, чтобы никого не обидеть и никому не сделать хуже, то стоит внимательно относиться к своему лексикону. Словом можно ранить ребенка или родителя напрямую, а еще можно создать такую картину мира, которая усложняет жизнь всем детям, которых усыновили или потенциально могут усыновить.

Под запретом оказываются слова, которые не просто называют, а указывают на отношение. И даже если это отношение жалости, а не агрессии, употреблять такие слова не стоит. Сиротка, сиротинушка — тем самым ребенку в детском доме прививается комплекс жертвы, излишней жалости к себе, которая ведет к безволию и безответственности. А жалость ребенку в детском доме не нужна, ему нужны родители.

Не стоит также назвать детей, которые живут в государственных учреждениях, акцентируя внимание на их судьбе – брошенный, отказник, приемыш, беспризорник и даже сирота… И точно также не стоит определять их по тому месту, где проживают. Это не их выбор и они к этому выбору по большому счету не имеют никакого отношения. Детдомовец, детдомовка, приютский, интернатский, беспризорщина и детдомовщина… Все эти слова указывают говорящим и слушающим на то, что главное в человеке не он сам, а то окружение в котором он находится. И именно эта групповая идентичность, а не личные качества человека определяют отношение к нему. Слова эти вызывают к жизни все те ужасные стереотипы, которые окружают в нашем мире тему детей из детских учреждений. И актуализируют не только в окружающих, но и в самих детях.

Сомнительные слова

Однако отказаться от некоторых слов, которые кажется не совсем правильными, все же не получится. Вот то же слово «сирота». Это слово входит во многие официальные документы в сочетании «дети-сироты». Именно в этой форме и стоит его употреблять, но стараться избегать и единственного числа (сирота) и обозначения «сироты» без первого слова «дети». Ведь на самом деле они, прежде всего дети, а уж потом сироты. При этом абстрактные понятия, образованные от этого слова, также вполне приемлемы. Ведь они не относятся ни к кому персонально, да и вообще называют явление, а не человека: социально сиротство, профилактика сиротства. То же можно сказать и о слове беспризорность, которое уместно, когда речь идет о социальном явлении, а не конкретном человеке.

Таким же словом с ограничением в употреблении можно считать слово «отказник». Именно это слово легко в основу названия сайта Отказники.ру одной из первых благотворительных организаций в нашей стране, которая буквально выросла снизу и которая занималась именно детьми-сиротами. Однако само это слово тоже стоит употреблять с осторожностью. И уж точно не использовать в единственном числе по отношению к конкретному ребенку. Ведь это не главное его качество, что кто-то когда-то от него отказался. Это всего лишь факт биографии, не самый приятный, и не стоит ребенка привязывать к этому факту веским словом.

Как надо

А как же правильно говорить о детях-сиротах, вернее, о каждом конкретном ребенке. Конечно, есть официозное название – «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Но вряд ли стоит использовать это громоздкое выражение в каких-то еще текстах кроме бюрократических. Лучше всего любого ребенка называть просто по имени. Не стоит ставить его статус во главу угла. Назовите ребенка ребенком, а уж потом добавьте какую-то дополнительную особенность, которая у него есть:

  • ребенок на попечении государства,
  • ребенок лишенных прав родителей,
  • приемный ребенок,
  • ребенок с ментальными особенностями или ребенок с ограниченными возможностями здоровья (слово здоровье в этой конструкции – обязательно!)

Специальные термины

Ну и, конечно, вокруг темы сиротства существует еще целый ряд специальных терминов. Которые отличаются по значению в зависимости от того, в каком контексте они употребляются. Номер один в этом ряду – термин «усыновить». Строго юридически под усыновлением понимается процедура установления родительских прав над некровными детьми, причем обоих полов.

Но в жизни этот термин зачастую используют гораздо шире – называя им и те истории, когда ребенок подпадает под другие формы семейного устройства: под опеку или в приемную семью.

В то же время все время происходят попытки сузить употребление слова «усыновить» по гендерному признаку и активнее ввести в оборот слово «удочерить». Однако пока что употребляют это слово только в неофициальном языке и только по отношению к конкретным девочкам, попавшим в семью, а не явлению в целом.

Есть и другие сиротские слова: приемные и кровные родители, спонсоры и волонтеры, приют, детский дом, интернат… Все эти слова относятся к одной теме, некоторые из них имеют юридический статус. Но очень хотелось бы, чтобы в нашей жизни все меньше оставалось места для таких слов, как детский дом и школа-интернат, а все больше для таких, как родитель, мама и папа.

changeonelife.ru

Дети без родителей

Представление о
воспитательных возможностях семьи
будут не­полными, если не рассмотреть
все издержки развития ребенка, ли­шенного
семьи. Речь идет о детях-сиротах. Сегодня
понятие «сирота» стало, к сожалению,
многозначным. Ранее сиротой счита­ли
ребенка умерших родителей, лишившегося
семьи в результате трагического, но
естественного для человеческого бытия
события. В последние годы отряд сирот
пополнился за счет социальных си­рот
— детей, осиротевших при живых родителях.

Для любознательных

Известно, что с
незапамятных времен сложились народные
культурные тра­диции милосердного
отношения к детям-сиротам. Обидеть
сироту всегда было большим грехом на
Руси, поскольку дети, лишенные родительской
любви и внимания, страдали как обделенные
судьбой. В народе считали, что смерть
отца или матери страшна не сама по себе,
а последствиями для живых, для де­тей
в первую очередь, ибо «в сиротстве жить
— слезы лить». Участь «горькой сироты»
отягощалась тем, что наряду с утратой
полнокровной семейной атмо­сферы,
несущей ребенку ощущение радости от
самого себя, чувство нужности своей
жизни родителям, другим близким, дети
лишались возможности естест­венного
формирования проверенного веками
представления о счастливой жиз­ни и
надежных способах ее построения. Такой
пессимистичный взгляд на си­ротство
отражен в народной мудрости: «Кто без
призора в колыбели, тот всю жизнь не при
деле».

Приведем горькую
статистику: по данным на начало 1998 г., в
России более 600000 детей-сирот, детей,
лишенных родительского Попечения, 95%
из них — социальные сироты. Не менее
печальны причины распространения
социального сиротства:
рост числа
детей, рожденных вне брака; социальная
дезорганизация семей; матери­альные
и жилищные трудности родителей; нездоровые
отношения в семье, слабость нравственных
устоев и негативные явления, свя­занные
с деградацией личности взрослого
человека (алкоголизм, наркомания,
злостное уклонение от обязанностей по
уходу, содер­жанию и воспитанию
ребенка).

Среди «отказных»
(брошенных матерями в родильном доме)
де­тей многие имеют врожденные
психические и физические анома­лии,
как следствие зачатия партнерами в
состоянии опьянения или использования
будущей матерью различных повреждающих
средств для прерывания беременности.
Дети, помещенные в дет­ские дома,
перегружены психопатологической
наследственностью, в первую очередь
это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети-сироты
являлись объектом неправильного вредного
воспитания в семье (безнадзорность,
гипоопека). Большинство се­мей, где
дети лишены попечения родителей,
характеризует вопию­щее социальное
неблагополучие: низкий материальный
уровень, неудовлетворительное питание,
пьянство окружающих близких людей,
аморальный образ их жизни, скандалы и
драки, а также проживание с тяжело
психически больными родственниками.

У оторванного от
родителей и помещенного в условия
интер­ната ребенка снижается общий
психический тонус, нарушаются процессы
саморегуляции, доминирует пониженное
настроение. У большинства детей
развиваются чувства неуверенности в
себе, тревоги, исчезает заинтересованное
отношение к миру. Ухудша­ются
эмоциональная регуляция,
эмоционально-познавательные взаимодействия
и, как результат, тормозится интеллектуальное
развитие.

Неполнота
эмоциональной жизни в сиротском
учреждении вызы­вает у ребенка в
старшем возрасте различные психические
расстрой­ства и нарушения социальной
адаптации
: у одних это тенденция к
понижению активности, ведущая к апатии
и большему интересу к вещам, чем к людям;
у других — гиперактивность с уходом в
асоци­альную и криминальную деятельность;
у многих наблюдается тен­денция вести
себя вызывающе в обществе, пытаясь
привлечь к себе внимание взрослых, при
неумении создавать прочные эмоциональ­ные
привязанности.

Особая проблема
— социально-психологическая
неадаптированностъ выпускников сиротских
учреждений.
Выйдя из стен детского
дома, молодежь оказывается не готовой
к самостоятельной жиз­ни. При самом
благоприятном раскладе, когда выпускник
детско­го дома обеспечивается жильем,
трудоустраивается, обыденные житейские
дела (рассчитать деньги, чтобы их хватило
до следую­щей зарплаты, определить
первоочередность покупок, пригото­вить
еду и т.д.) оказываются для него подчас
чрезвычайно слож­ными. Многие выпускники
детских домов становятся наркомана­ми,
попадают на скамью подсудимых, кончают
жизнь самоубий­ством. Таким образом,
последствия отсутствия материнской
за­боты человек может ощущать всю
жизнь, ведь все — и хорошее, и плохое — из
детства.

В последние годы
контингент детских домов стал более
тяже­лым, но одновременно с этим
возросли возможности, благодаря успехам
медицины, коррекционной педагогики, в
связи с чем уда­ется преодолеть многие
нервно-психические нарушения у детей.
Чем труднее дети, тем квалифицированнее,
терпеливее, добрее долж­ны быть
воспитатели домов ребенка, детских
домов, приютов.

В настоящее время
Российское государство принимает
неотлож­ные меры по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Проводится
реформирование существующей государственной
системы воспитания и образования
детей-сирот. Вступило в действие
постановление Правительства РФ от 20
июля 1992 № 409 «О неотложных мерах по
социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с ним существенно
увеличены расходы на содержание
воспитанников всех типов сиротских
учреждений, распространены на опекаемых
детей льготы и нормы материального
обеспечения, установленные для интернатных
учреждений. Государственные ведомства,
обществен­ность, религиозные организации
предлагают объединить усилия по созданию
единой системы социальной защиты
детей-сирот. Так, соз­дано Российское
общественное правозащитное гуманистическое
движение «Сироты России». Утверждена
федеральная программа «Дети России» с
подпрограммой «Дети-сироты», которая
ставит сво­ей первоочередной целью
профилактику социального сиротства,
создание наиболее благоприятных условий
для подготовки детей, лишившихся
попечения родителей, к самостоятельной
жизни, к инте­грации в общество. В
последнее десятилетие создаются
негосударст­венные учреждения,
предназначение которых дать ребенку
убежище (приютить) немедленно. Это
значит, что, как только ребенок попал в
беду, его подхватывают заботливые руки,
чтобы отмыть, накормить, избавить от
вшей и чесотки, а главное — чуточку
отогреть сердце. А уж потом заниматься
определением его «юридического статуса».
В Москве, например, реализуется программа
«Дети улицы», согласно которой частично
финансируется содержание приютов. Их
уже (а вернее только!) 13 , где около 300
детишек приходят в себя от ужасов прошлой
жизни.

Вспомните из курса
дошкольной педагогики, что вы знаете о
се­мейном детском доме, о «детской
деревне». Из периодической печати
подберите материал об открытии приютов
в нашей стране.

studfiles.net

Федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей

Адыгея Республика

Алтай Республика

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан Республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия Республика

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан Республика

Еврейская автономная область

Забайкальский край

Забайкальский край (Агинский АО)

Ивановская область

Ингушетия Республика

Иркутская обл. (Усть-Ордынский АО)

Иркутская область

Кабардино-Балкарская Республика

Калининградская область

Калужская область

Камчатский край

Камчатский край (КорякскийАО)

Карачаево-Черкесская Республика

Карелия Республика

Кемеровская область

Кировская область

Коми Республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Крым Республика

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий-Эл Республика

Мордовия Республика

Москва

Московская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Приморский край

Псковская область

Республика Калмыкия

Республика Тыва

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Санкт-Петербург

Саратовская область

Саха (Якутия) Республика

Сахалинская область

Свердловская область

Севастополь

Северная Осетия-Алания Республика

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан Республика

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тюменская область

Удмуртская Республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия Республика

Ханты-Мансийский автономный округ

Челябинская область

Чеченская Республика

Чувашская Республика

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ярославская область

www.usynovite.ru

Кто такие дети, оставшиеся без попечителей родителей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый день огромное количество несовершеннолетних детей в силу различных обстоятельств остаются без родителей. Одна из ключевых задач государства не оставить таких детей один на один на произвол судьбы, и берет взять на себя обязанность по его дальнейшему развитию и обеспечению необходимым уютом и созданию условий для достойной жизни.

Содержание статьи

Кто относится к категории лиц, оставшиеся без попечения родителей

Следует отличать понятие сиротства и отсутствия родительского попечения:

  • сироты – несовершеннолетние лица, у которых в силу различных обстоятельств умерли или погибли родители;
  • дети без попечения – несовершеннолетние лица, чье биологические родители могут выполнять родительские функции по причине:
  • лишения родительских прав;
  • устойчивого, длительного расстройства здоровья;
  • признания их недееспособными;
  • отбывающих наказание в исправительных учреждениях за совершение уголовных преступлений;
  • уклонения от исполнения обязанностей по воспитанию;
  • признания безвестно отсутствующими или умершими по решению суда;

Нередко можно встретиться с понятием «социальное сиротство». Суть определения заключается в том, что несовершеннолетний ребенок хоть и имеет биологических родителей, но последние по различным причинам осознанно отказались от ребенка и сняли с себя полную ответственность.

В большинстве случаев отказ от ребенка происходит в медицинском учреждении сразу же после рождения.

Другие ситуации, связанная с отказом от ребенка происходят по причине деградации родителей из-за влияния пагубного пристрастия к алкогольным или наркотическим веществам, что приводит к асоциальному образу жизни.

В чем разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?

Ключевая разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в том, что у детей-сирот  погибли биологические родители. У детей, оставшихся без попечения в родители живы, либо признаны умершими по решению суда, однако по ряду определенных в законе причин не могут или не желают выполнять обязанностей родителей.

Органы опеки и попечительства обязаны выявлять и пресекать подобные факты, а также обеспечить охрану законных прав и интересов несовершеннолетних детей.

 

Как получить статус лица, оставшегося без попечения родителей?

Статус лица, оставшегося без попечения родителей в обязательном порядке должен быть присвоен официально. В первую очередь это необходимо для оформления социальных выплат, предусмотренных законодательством.

О лишении отца и матери родительских прав можно узнать в этой статье.

Органам опеки и попечительства предоставлен срок в 1 месяц для решения вопроса с устройством проживания и воспитания несовершеннолетнего с момента выявления основания для взятия ребенка под опеку(попечительство).

Второй немаловажный момент – оформление такого статуса необходимо для снятия обязательств с ребенка по материальному обеспечению родителей в будущем.

Процедура получения статуса «сирота» достаточно простая, ведь для его получения достаточно документального подтверждения факта смерти или гибели родителей, как правило это свидетельство о смерти.

Обратите внимание!

 Единственная инстанция, правомочная присваивать такие статусы – суд.

Инициатором судебного разбирательства могут быть:

  • органы опеки и попечительства;
  • родственники ребенка;
  • работники медицинских, образовательных, социальных учреждений;
  • ребенок, по достижении 14 лет.

Для того, чтобы судебное заседание состоялось и было вынесено необходимое решение в суд необходимо предоставить  документы, подтверждающие правовое основание для предоставления особого статуса:

  1. решение суда о заключении родителя под стражу или приговор с лишением свободы;
  2. справка с Управления исполнения наказаний;
  3. свидетельство о рождении с прочерками в графах информации о родителях;
  4. официальный отказ от ребенка;
  5. подтверждение лишения родительских прав;
  6. справки с медицинских учреждений, подтверждающих состояние здоровья родителей;
  7. иные подтверждающие документы.

Как только органу опеки и попечительства стало известно о нарушениях прав несовершеннолетнего начинается отсчет трехдневного срока, в течении которого они обязаны посетить место проживания ребенка.

Как только факт нарушения или ущемления прав и интересов ребенка найдет свое подтверждение, защитные органы обязаны предпринимать меры по их устранению.

Меры, государственной поддержки лиц, оставшихся без попечения родителей

В обязанности государства входит не только выявление несовершеннолетних, нуждающихся в опеке, но и принятие ряда мер, направленных на поддержание и защиту законных прав и интересов ребенка, способствующих его нормальному развитию, воспитанию и получению образования.

К таким мерам относится:

  • бесплатное питание и проживание;
  • устройство в специализированные школы;
  • воспитание в государственных интернатах;
  • право на бесплатное высшее образование очной формы обучения;
  • разовые и на постоянной основе выплаты;
  • получение жилья.

Усыновление и удочерение лиц, оставшихся без попечения родителей

Государство выдвигает ряд требований к потенциальным новым родителям, желающим усыновить или удочерить ребенка.

Требования:

  1. достижение новыми родителями совершеннолетия;
  2. наличие полной дееспособности;
  3. отсутствие факта лишения родительских прав в прошлом, а также отсутствие фактов нарушения опекунства и усыновления;
  4. состояние здоровья на уровне, позволяющее усыновлять или удочерять ребенка;
  5. нет судимости;
  6. наличие жилой недвижимости.

Порядок усыновления в судебном порядке регламентирован 125 СК РФ. Органы опеки и попечительства, а также прокуратура в полной мере обеспечивают защиту законных прав и интересов несовершеннолетнего при изучении материального состояния, фактических условий проживания, образа жизни новых родителей.

Необходимые документы:

  • заявление;
  • заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
  • справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
  • паспорт;
  • справка о составе семьи и выписка из домовой книги.

 

Возможно, вам будут интересны следующие статьи по этой теме

myfamilylaw.ru

кто это и чем отличаются от детей-сирот, как их устраивают и какие права они имеют

Когда у ребенка нет родителей, он попадает в сложные ситуации, решать которые необходимо собственными силами, помогать ему некому. Что касается поддержки и участия взрослых, то они чисто формальные либо отсутствуют вовсе.

Вопрос касается не только тех, чьи родители умерли, а также лишены родительских прав, они признаны пропавшими без вести либо недееспособными, пребывание в заключении. Учитывая актуальность проблемы, нужно разобраться в том, на что могут рассчитывать дети, каким привилегиями и правами они владеют по закону.

Содержание статьи

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 450-39-61. Это быстро и бесплатно!

Отличие сирот от детей которые не имеют опеки родителей

Нужно понять терминологию, используемую в законодательстве.

Основные отличия:

  1. Сироты – это такие дети, которые не достигли совершеннолетия, остались без одного либо обоих родителей по причине смертельного исхода.
  2. Дети, оставшиеся без попечения родителей – к ним относятся те, кому не исполнилось восемнадцати лет. Именно они лишились опекунства на фоне отсутствия родительских прав, недееспособности, гибели, пребывания в тюрьме.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, испытывает непередаваемую боль и травму нервного типа. Это плохое, а иногда ужасное обращение в собственной семье, что подкрепляется отрицательным жизненным опытом, а также факт разрыва семейных уз.

Вынужденная разлука с собственными родителями воспринимается так, будто они умерли. К таким детям нужен особый подход, поддержка, важно показать им правильную модель отношений в семье, обществе.

Желательно, чтобы дети без попечения родителей обрели хорошего, надежного наставника, настоящего друга, который поделится жизненным опытом, мудростью и знаниями.

Дети, принадлежащие к представленной категории, страдают от нарушений эмоционального фона. Они имеют множество комплексов, ряд негативных переживаний. Проявляется повышенный уровень агрессии, тревожности, нервозности, им сложно общаться с людьми.

Важно! Ребенок-сирота и ребенок без родительского попечения, который находится в интернате, зачастую не имеет никаких жизненных навыков.

Основные обязательства органов опеки

Ответственность по содержанию сирот принадлежит конкретным органам, а именно опеки и попечительства. В их задачу входить их устройство в семью или же государственную организацию характерного типа. Относительно участия властей, то они стремятся защищать их права, создать достойный уровень жизни и развития в обществе.

Согласно Семейному Кодексу, перед отмеченными органами ставится задача обеспечить достойное определение ребенка на протяжении одного месяца с даты определения факта потери попечительства родителей. Если отсутствует возможность устроить в семью, органы перенаправляют информацию о нем в отдел исполнительной власти РФ, чтобы поставить на учет в банке данных о детях, которые лишились попечения родителей.

Относительно банковского учреждения регионального типа, то это некая часть государственного банка, где содержится информация о детях без попечения родителей, которые живут на территории России, а также они не определены в семью для воспитания. Кроме этого, фиксируется и документируется вся информация, касающаяся граждан, обратившихся в банк, чтобы взять детей в собственную семью.

Специфика определения детей

Учитывая постановление СК РФ, а именно ст. 123, различается несколько вариантов устройства нуждающихся детей без родителей. Разновидности определения семейной формы: опека, попечительство, процедура удочерения или же усыновления, а также приемные семьи.

Сирот, которым еще не исполнилось восемнадцати лет пристраивают в приемные семьи либо соответствующие учреждения: детские дома, реабилитационные центры, интернаты. Их обеспечением занимается государство.

Внимание! Статья 155 СК РФ гласит, что детей можно устраивать в те, коммерческие заведения, если их функционирование не идет вразрез современному закону, а также правам подопечных.

Есть возможность устроить детей, не достигших 18 лет, в государственные организации специализированного типа для временного, постоянного проживания:

  • относительно первого метода, то он касается тех отпрысков, чьи родители не способны ухаживать и обеспечивать их по причине недееспособности, продолжительной командировки, однако права родителей обязательно сохраняются;
  • что касается второго способа, его применяют только к сиротам.

Функциональные возможности:

  • определение ребенка в профильное заведение;
  • контроль деятельности, оценивание уровня осуществляемого воспитательного процесса, лечения и содержания, воспитания.

Следует уяснить тот факт, что подопечные пребывают под тотальным надзором и защитой вплоть до восемнадцатилетнего возраста.

На что могут рассчитывать такие дети

Любой ребенок может получить полноценное образование. Эта та гарантия, которую предоставляет именно государство. Что касается среднего образования, то его поучают совершенно бесплатно, правило касается всех, несмотря на наличие привилегий и льгот. Относительно профессионального обучения, то его обеспечивают на привилегированных условиях.

Важно! Оканчивая школу, сиротам предоставляется уникальная и ценная возможность стать участником бесплатных подготовительных курсов, чтобы поступить в университет. Образование получается на бюджетной основе.

Особого внимания заслуживает право на медицинскую помощь и трудоустройство. Дети, которые лишились опеки, могут бесплатно получать медикаменты и пользоваться услугами врачей. Что касается хирургического вмешательства, подобные манипуляции оплачиваются из государственного бюджета.

При наличии определенных показаний, есть возможность посещать санатории, детские лагеря и курорты.

После получения профильного образования, желательно обратиться в центр занятости, чтобы начать получение достойного уровня заработной платы в течение шести месяцев.

Жилищные права регламентируются законодательством в строгом порядке. Обеспечивается учет и стопроцентная сохранность и помещений, где прописан ребенок на момент утраты родителей.

Если было недвижимое имущество, то право на владение им строго сберегается.

Если же нет собственного жилища, нужно воспользоваться обязательным правом на его получение за государственный счет вне очереди. Подобное помещение необходимо оформить в соответствии с договором о социальном найме на пятилетний срок.

В это время строго запрещено принимать решения на счет имущества по собственному желанию: сдавать арендодателям, продавать, отдавать в пользование посторонним личностям. Через указанный промежуток времени можно делать переоформление собственности. Имеются льготы в оплате коммунальных, предоставляются субсидии.

Заключение

Таким образом, представленная категория граждан РФ имеет ряд привилегий, льгот, которые предоставляется со стороны государства. Абсолютно все действия направлены на достойное развитие, воспитание порядочного члена общества.

За органами опеки сохраняется строгая обязанность наблюдать за судьбой, жизнью подопечного, чтобы своевременно оказать помощь.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно!

101jurist.com

Воспитание детей без родителей

23 Июль 2015      admin74      Главная страница » Воспитание детей      Просмотров:  
377

Ни у кого не вызывает сомнения, что самое лучшее воспитание могут дать ребенку любящие и понимающие его родители. Это идеальный вариант, но по разным причинам судьба некоторых ребят складывается иначе. В результате гибели родителей или лишения их родительских прав они либо отправляются на воспитание в детские дома, либо усыновляются, либо над ними устанавливают опеку родственники. Надо ли говорить, что воспитание детей без родителей имеет свои особенности?

Воспитание в детском доме

Для ребенка, пережившего личную драму потери родных, оказаться в детском доме равносильно еще одной душевной травме. Как бы нам ни хотелось верить, что ребята из неблагополучных семей, которые в родной семье были обделены любовью и заботой, должны чувствовать себя лучше на государственном обеспечении, зачастую это не так. Принадлежность даже к неблагополучной семье дает детям внутреннюю защищенность, которой они лишены в детдоме.

Главная проблема – отсутствие неформального общения со взрослыми. Если в семье оно есть, то в детском доме взаимоотношения с воспитателями могут носить дисциплинарный характер, при котором ребенок не имеет возможности поделиться своими переживаниями, страхами, надеждами.

В общении детей со сверстниками специалисты констатируют отсутствие эмоциональной близости, взаимную конкурентность, недостаток доброжелательности.

В связи с этим у детей, оставшихся без попечения родителей, часто случаются перепады настроения, они могут неадекватно реагировать на замечания и поощрения, отличаются бедностью эмоционального фона, у них есть сложности с гендерной самоидентификацией, потому что распределение мужских и женских ролей в семье, которые наблюдают обычные дети, им недоступны.

Главной задачей педагогических коллективов детских домов, которые осуществляют воспитание детей без родителей и готовят их к жизни, является социализация ребят. Для этого их приобщают к труду, формируют у них стремление реализоваться в жизни, приобрести необходимые навыки.

Сегодня становятся очень популярными семейные детские дома, в которых ребята имеют возможность быть в семье, участвовать в ее каждодневных заботах. Государство поддерживает этот проект и старается заинтересовать им всех неравнодушных людей. В некоторых городах по этой причине закрываются имеющиеся детдома – всех детей разбирают по семьям. Но у этого проекта есть как свои достоинства, так и недостатки.

Усыновление ребенка и опека

Если на ребенка оформлено опекунство одним из родственников, это означает, что его воспитанием занимается конкретное лицо, взявшее на себя такую ответственность. Часто этим лицом становится бабушка, реже – старшие братья и сестры, еще реже – другие родственники. За тем, чтобы права ребенка соблюдались, следят органы опеки.

Сегодня именно родственники в первую очередь рассматриваются в качестве потенциальных усыновителей, и это правильно, потому что близким людям проще обрести с ребенком понимание.

Воспитание детей-сирот накладывает на усыновителей большую ответственность. Нужно не только помочь им преодолеть боль от расставания с самыми близкими людьми, но и вернуть к нормальному существованию.

При выборе усыновителей учитывается не только их материальное положение, но и, в первую очередь, моральная зрелость людей. Самое страшное для ребенка – вторичное сиротство. Этим термином принято называть отказ усыновителей от взятых на себя обязательств по воспитанию детей без родителей.

Основная причина этого явления – неподготовленность приемных семей. Государство ввело программу поддержки усыновителей, и некоторые недобросовестные граждане воспользовались ей в своих интересах: получали деньги на содержание детей-сирот, а потом бессовестно отказывались от обязательств по отношению к ним.

По законодательству одна семья может принять до 8 детей. За каждого ребенка государство выплачивает приличное пособие и подъемные. Также предоставляется ряд льгот. Оказалось, что самый большой интерес к программе проявили сельчане, у которых небольшие зарплаты и всегда нужны лишние руки на приусадебном участке.

Казалось бы, воспитание трудом и нахождение в семье – важнейшие условия полноценного воспитания, но в реальности получается, что ребята оказывались в неком подобии малого детского дома, только в отличие от государственного учреждения, с ними не было профессиональных воспитателей, нянечек, медперсонала. Когда у детей наступал переходный возраст, приемные родители писали отказ от их воспитания в связи с тем, что им стало «трудно справляться с ними».

Проанализировав эти факты, специалисты разработали ряд мер по контролю за содержанием детей при опеке и усыновлении. Количество потенциальных усыновителей при этом уменьшилось, но появилась надежда на повышение качества воспитания детей без родителей.

    Метки: возможность, воспитание, воспитание детей, Воспитание детей без родителей, воспитатель, главный, государственный, государство, детский, имя, опека, причина, ребенок, ребята, родитель, родственник, семья, усыновитель     

sonyaclub.ru

Дети без родителей

В последнее время Даугавпилс в массовом порядке покидают молодые люди в поисках лучшей жизни, а вернее, в надежде заработать, они уезжают за границу. Впору распевать задорную песенку, слегка изменив слова: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес — Евросоюз!» Так-то оно так, и все бы ничего, но в родном городе остаются дети, причем остаются на долгие годы. А дети без родительского примотра могут вырасти такими, что никакие заработанные на чужбине деньги не будут в радость.

Не секрет, что среди подростков выросла наркозависимость. Нередко в квартирах, где живут оставленные на произвол судьбы подростки, создаются притоны. Мамы и папы рады бы остаться в родном городе рядом с детьми, но не всегда удается найти работу с нормальной оплатой труда. Что же делать? Какие самые необходимые меры предосторожности следует принять, покидая детей? На эти вопросы отвечает инспектор полиции порядка Светлана Федорова.

*У каждого возраста свои кошмары *

За последние 4-5 лет ужасающе возрос процент невротических расстройств у детей уехавших на заработки в Европу родителей, хотя ребята и растут в хороших условиях, любимы и избалованы.

Малыши 3-5 лет заметно реагируют на расставание с одним из родителей или с обоими; они испуганы и чувствуют себя незащищенными, страдают от ночных кошмаров. У них развивается страх расставания.

У ребят в возрасте 7-8 лет наблюдаются депрессивные реакции, ночные фобии вплоть до приступов пароксизма.

У 9-12-летних встречаются навязчивые идеи, суеверия, частые кошмары. Они представляют себе родителей мертвыми, больными, жертвами несчастных случаев, потому что боятся никогда не увидеть своих родителей снова. Из-за тревоги начинаются проблемы в поведении и учебе.

Подросткам лучше удается придать смысл случившемуся; они видят в отъезде родителей положительную сторону. Их внимание обращено скорее к самим себе как личностям и к собственным отношениям с людьми; их занимает собственная свобода и сексуальность.

Однако такие ребята входят в группу риска, не защищены перед проблемами, связанными с употреблением алкоголя и наркотиков.

Психологи обращаются к родителям, уехавшим и намеревающимся уехать: „Если копнете глубже в душах ваших детей, найдете пугающие вещи. Верните им детство!»

Учителя утверждают: дети, оставшиеся без родительского присмотра, получают очень много свободы, которой пользуются неэффективно (развлечения, дискотеки, ночные клубы, сомнительные заведения).

В случае отъезда одного родителя, ребенок оставлен на попечении другого. В таких семьях ситуация относительно стабильная, ученики имеют моральную поддержку как дома, так и в школе. Но если отсутствуют оба родителя, о детях заботятся дедушки, бабушки, родственники, соседи, опекуны – лица, менее близкие. После первых разногласий ребята предпочитают обходиться без них. В результате – опоздания на уроки, подавленность, неверие в себя, употребление алкоголя и наркотиков.

Утраченные иллюзии

Игодда отъезд родителей – такой многообещающий вначале, ведет к потере семьи. Пережитый опыт оставляет отрицательные следы на психическом здоровье оставленных детей.

Что же происходит с ребенком, для которого долгие годы родители — это лишь фотографии, голос в телефонной трубке и дорогие подарки?

Для маленького человечка мама – часть его самого. Известный всем родителям кризис трехлеток, не что иное, как первая попытка малыша осознать тот факт, что он – отдельная личность. Но это лишь крошечный шажок на пути взросления. Полностью отделиться от опеки ребенок сможет намного позже, после восемнадцати, а то и двадцати лет. До этого возраста родители для него — та самая стена, на которую он всегда может опереться в случае необходимости. Для ребенка это такой же непреложный факт, как необходимость есть, спать или дышать.

Легче всего воспринимают длительный отъезд родителей дети из больших сельских семей. В таких семействах родительские роли равномерно распределены между братьями и сестрами: старшие следят за младшими, у каждого есть своя часть работы по дому, которую просто не на кого свалить.

Намного сложней приходится ребенку-одиночке. Для него любые объяснения о том, что “у нас не хватает денег” — абстракция, которую он еще не может осознать. Пытаясь справиться с напряжением, вызванным необходимостью смириться с неотвратимыми изменениями, ребенок начинает по-своему объяснять себе факт отъезда.

Глубины души

Чаще всего отъезд родителей на заработки означает для малыша не что иное как предательство! Ребенок обижается на маму-папу, в его душе бушуют сильные чувства – обида, злость. Проблемы начинаются с того момента, как агрессия, рвущаяся наружу, сталкивается с внутренним цензором ребенка: родители – это табу, боги, которые не могут быть виноваты. Понять и объяснить себе или окружающим, что с ним происходит, ребенок еще не может и поэтому решает, что отъезд родителей — только его вина. Если бы он был лучше, умнее, послушнее, то родители, конечно же, остались бы дома. Чувство вины растет как снежный ком, ребенок становится неуверенным, замкнутым и малообщительным. Некоторые дети, отчаявшись обратить на себя внимание своими успехами, скатываются в другую крайность – мечтая добиться хоть какой-нибудь реакции родителей, они перестают слушаться, ведут себя вызывающе, эпатажно.

Родителям стоит помнить и о том, что на сильные переживания малыш может отреагировать и различными заболеваниями – проблемами желудочно-кишечного тракта, аллергией, кожными высыпаниями, частыми простудами. Это – следствие задавленного внутри стресса.

Пожалуй, единственный вариант, когда отъезд родителей на заработки — благо для ребенка, ситуация, когда в семье царит ложь. Для малыша, прекрасно читающего настоящие взаимоотношения родителей, внешняя видимость, когда взрослые стараются “держать марку”, – не более чем видимость. Малыш, чутко ощущая злость, обиду близких людей, вынужден не доверять своим собственным чувствам, слушая бодрые слова взрослых. Такая двойственность очень быстро приводит к психологическим проблемам и даже к психическим заболеваниям. Избавление от таких семейных отношений один из выходов для ребенка.

Жажда любви

В полноценной семье ребенок учится переживать эмоции, управлять ими, понимать реакции других людей. Лишенные такого багажа люди впоследствии не понимают своих эмоциональных реакций, в глазах других людей они выглядят роботами, занятыми лишь карьерой и внешними проявлениями успеха. Их называют “толстокожими”. Это – один из возможных вариантов психического развития малышей, чьи родители уехали на заработки. Однажды обманутые в своей жажде любви, они всю жизнь не могут переступить внутренний страх, предпочитая держать людей на расстоянии, лишь бы не испытывать боль, пережитую ими в детстве из-за отсутствия родителей. Частично это можно сгладить до бесконечности повторяемыми объяснениями в любви, но, к сожалению, любые слова не исправят ситуации прошлого.

…Девочку уже четыре года воспитывала бабушка, в то время как мама уехала на заработки. К девяти годам у ребенка развился тяжелый невроз, проявляющийся тиками. Да, она скучала по маме, как и любой ребенок, но одно с другим родственники не очень связывали. Проблема в том, что ребенок, в отличие от взрослого, не может прийти к психологу и сказать — у меня депрессия, мне тревожно.

У детей напряжение проявляется через поведение, эмоции — многие кусают ногти, начинается энурез. Они могут вести себя неадекватно – дергаться, убегать из дома, отказываться общаться.

Ребенок не может осознать, что значит — “мама вернется”. Если его оставляют с бабушкой, которая нянчила его с младенчества, и привязанность ребенка к ней больше, чем к маме, то ему легче перенести отъезд. Но в любом случае отъезд родителей вызывает ощущение потери. То же самое происходит с детьми, попавшими из семьи в детдом. Таким детям в дальнейшем тяжело установить отношения привязанности в своей собственной семье.

А если иначе не выжить?

Если же вы взвесили все “за” и “против” и поняли, что отъезда не избежать, необходимо подготовиться к нему заранее.

Во-первых, с тем человеком, с которым будет оставаться ребенок (бабушка или тетя), нужно обеспечить длительный контакт, чтобы ребенок успел привыкнуть. Это нужно начинать делать не менее чем за полгода до отъезда. В идеале — пожить это время вместе, одной семьей, чтобы у ребенка была возможность сменить объект привязанности.

Во-вторых, уезжая, нужно оставить дома как можно больше напоминаний о себе – фотографии, вещи родителей. Попробуйте поступать так же, как с малышом, который первый раз идет в детский сад — ему в кармашек очень полезно положить какую-то бумажку, имеющую отношение к маме-папе, например, самый обычный талончик, чтобы ребенок клал руку в карман и натыкался на памятку о родителях.

В-третьих, желательно звонить и разговаривать с ребенком каждый день или хотя бы через день. Чем чаще – тем лучше.

В-четвертых, постарайтесь найти такую работу, чтобы уезжать не сразу на пять лет, а, скажем, хотя бы на год через год.

Но даже при правильном подходе к отъезду остаются проблемы. Дело в том, что если у человека пропадает объект здоровой зависимости – родители, близкие люди, то заменой могут стать компьютеры, наркотики, алкоголь или игровые автоматы.

Нужно правильно расставлять акценты — нужен ли будет потом этот дом, купленный на заработанные деньги, если рядом окажется наркоман, в которого превратился твой собственный ребенок?

Беседовала  Наталья Астратова.

gorod.lv

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Семейный блог Ирины Поляковой Semyablog.ru® 2019. При использовании материалов сайта укажите, пожалуйста, прямую ссылку на источник.Карта сайта