Дети без родителеи – как правильно называть детей без родителей

как правильно называть детей без родителей

Наше представление о мире во многом зависит от тех слов, которые мы употребляем. «Как вы лодку назовете – так она и поплывет», — говорится в старом советском мультике. Используя те или иные выражения по отношению к окружающей действительности и к окружающим нас людям, мы волей неволей моделируем вокруг себя мир. И иногда этот мир становится для наших собеседников злой мачехой, а иногда – ласковой мамой, в зависимости от слов, которые мы употребляем.

-iN7S4bfN1I

Фото vk.com

В случае с детьми, которые остались без родителей, существует целая система понятий. И некоторые из них вполне приемлемы, а другие наоборот категорически противопоказаны к употреблению.

Слова под запретом

Если вы хотите говорить о теме сиротства и говорить так, чтобы никого не обидеть и никому не сделать хуже, то стоит внимательно относиться к своему лексикону. Словом можно ранить ребенка или родителя напрямую, а еще можно создать такую картину мира, которая усложняет жизнь всем детям, которых усыновили или потенциально могут усыновить.

Под запретом оказываются слова, которые не просто называют, а указывают на отношение. И даже если это отношение жалости, а не агрессии, употреблять такие слова не стоит. Сиротка, сиротинушка — тем самым ребенку в детском доме прививается комплекс жертвы, излишней жалости к себе, которая ведет к безволию и безответственности. А жалость ребенку в детском доме не нужна, ему нужны родители.

Не стоит также назвать детей, которые живут в государственных учреждениях, акцентируя внимание на их судьбе – брошенный, отказник, приемыш, беспризорник и даже сирота… И точно также не стоит определять их по тому месту, где проживают. Это не их выбор и они к этому выбору по большому счету не имеют никакого отношения. Детдомовец, детдомовка, приютский, интернатский, беспризорщина и детдомовщина… Все эти слова указывают говорящим и слушающим на то, что главное в человеке не он сам, а то окружение в котором он находится. И именно эта групповая идентичность, а не личные качества человека определяют отношение к нему. Слова эти вызывают к жизни все те ужасные стереотипы, которые окружают в нашем мире тему детей из детских учреждений. И актуализируют не только в окружающих, но и в самих детях.

Сомнительные слова

Однако отказаться от некоторых слов, которые кажется не совсем правильными, все же не получится. Вот то же слово «сирота». Это слово входит во многие официальные документы в сочетании «дети-сироты». Именно в этой форме и стоит его употреблять, но стараться избегать и единственного числа (сирота) и обозначения «сироты» без первого слова «дети». Ведь на самом деле они, прежде всего дети, а уж потом сироты. При этом абстрактные понятия, образованные от этого слова, также вполне приемлемы. Ведь они не относятся ни к кому персонально, да и вообще называют явление, а не человека: социально сиротство, профилактика сиротства. То же можно сказать и о слове беспризорность, которое уместно, когда речь идет о социальном явлении, а не конкретном человеке.

Таким же словом с ограничением в употреблении можно считать слово «отказник». Именно это слово легко в основу названия сайта Отказники.ру одной из первых благотворительных организаций в нашей стране, которая буквально выросла снизу и которая занималась именно детьми-сиротами. Однако само это слово тоже стоит употреблять с осторожностью. И уж точно не использовать в единственном числе по отношению к конкретному ребенку. Ведь это не главное его качество, что кто-то когда-то от него отказался. Это всего лишь факт биографии, не самый приятный, и не стоит ребенка привязывать к этому факту веским словом.

Как надо

А как же правильно говорить о детях-сиротах, вернее, о каждом конкретном ребенке. Конечно, есть официозное название – «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Но вряд ли стоит использовать это громоздкое выражение в каких-то еще текстах кроме бюрократических.

Лучше всего любого ребенка называть просто по имени. Не стоит ставить его статус во главу угла. Назовите ребенка ребенком, а уж потом добавьте какую-то дополнительную особенность, которая у него есть:

  • ребенок на попечении государства,
  • ребенок лишенных прав родителей,
  • приемный ребенок,
  • ребенок с ментальными особенностями или ребенок с ограниченными возможностями здоровья (слово здоровье в этой конструкции – обязательно!)

Специальные термины

Ну и, конечно, вокруг темы сиротства существует еще целый ряд специальных терминов. Которые отличаются по значению в зависимости от того, в каком контексте они употребляются. Номер один в этом ряду – термин «усыновить». Строго юридически под усыновлением понимается процедура установления родительских прав над некровными детьми, причем обоих полов.

Но в жизни этот термин зачастую используют гораздо шире – называя им и те истории, когда ребенок подпадает под другие формы семейного устройства: под опеку или в приемную семью.

В то же время все время происходят попытки сузить употребление слова «усыновить» по гендерному признаку и активнее ввести в оборот слово «удочерить». Однако пока что употребляют это слово только в неофициальном языке и только по отношению к конкретным девочкам, попавшим в семью, а не явлению в целом.

Есть и другие сиротские слова: приемные и кровные родители, спонсоры и волонтеры, приют, детский дом, интернат… Все эти слова относятся к одной теме, некоторые из них имеют юридический статус. Но очень хотелось бы, чтобы в нашей жизни все меньше оставалось места для таких слов, как детский дом и школа-интернат, а все больше для таких, как родитель, мама и папа.

changeonelife.ru

Федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей

Адыгея Республика

Алтай Республика

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан Республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия Республика

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан Республика

Еврейская автономная область

Забайкальский край

Забайкальский край (Агинский АО)

Ивановская область

Ингушетия Республика

Иркутская обл. (Усть-Ордынский АО)

Иркутская область

Кабардино-Балкарская Республика

Калининградская область

Калужская область

Камчатский край

Камчатский край (КорякскийАО)

Карачаево-Черкесская Республика

Карелия Республика

Кемеровская область

Кировская область

Коми Республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Крым Республика

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий-Эл Республика

Мордовия Республика

Москва

Московская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Приморский край

Псковская область

Республика Калмыкия

Республика Тыва

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Санкт-Петербург

Саратовская область

Саха (Якутия) Республика

Сахалинская область

Свердловская область

Севастополь

Северная Осетия-Алания Республика

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан Республика

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тюменская область

Удмуртская Республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия Республика

Ханты-Мансийский автономный округ

Челябинская область

Чеченская Республика

Чувашская Республика

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ярославская область

www.usynovite.ru

Дети без родителей

Представление о воспитательных возможностях семьи будут не­полными, если не рассмотреть все издержки развития ребенка, ли­шенного семьи. Речь идет о детях-сиротах. Сегодня понятие «сирота» стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой счита­ли ребенка умерших родителей, лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счет социальных си­рот — детей, осиротевших при живых родителях.

Для любознательных

Известно, что с незапамятных времен сложились народные культурные тра­диции милосердного отношения к детям-сиротам. Обидеть сироту всегда было большим грехом на Руси, поскольку дети, лишенные родительской любви и внимания, страдали как обделенные судьбой. В народе считали, что смерть отца или матери страшна не сама по себе, а последствиями для живых, для де­тей в первую очередь, ибо «в сиротстве жить — слезы лить». Участь «горькой сироты» отягощалась тем, что наряду с утратой полнокровной семейной атмо­сферы, несущей ребенку ощущение радости от самого себя, чувство нужности своей жизни родителям, другим близким, дети лишались возможности естест­венного формирования проверенного веками представления о счастливой жиз­ни и надежных способах ее построения. Такой пессимистичный взгляд на си­ротство отражен в народной мудрости: «Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле».

Приведем горькую статистику: по данным на начало 1998 г., в России более 600000 детей-сирот, детей, лишенных родительского Попечения, 95% из них — социальные сироты. Не менее печальны причины распространения социального сиротства:рост числа детей, рожденных вне брака; социальная дезорганизация семей; матери­альные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев и негативные явления, свя­занные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содер­жанию и воспитанию ребенка).

Среди «отказных» (брошенных матерями в родильном доме) де­тей многие имеют врожденные психические и физические анома­лии, как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Дети, помещенные в дет­ские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети-сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека). Большинство се­мей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопию­щее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ их жизни, скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.

У оторванного от родителей и помещенного в условия интер­ната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудша­ются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротском учреждении вызы­вает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстрой­ства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоци­альную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тен­денция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональ­ные привязанности.

Особая проблема — социально-психологическая неадаптированностъ выпускников сиротских учреждений.Выйдя из стен детского дома, молодежь оказывается не готовой к самостоятельной жиз­ни. При самом благоприятном раскладе, когда выпускник детско­го дома обеспечивается жильем, трудоустраивается, обыденные житейские дела (рассчитать деньги, чтобы их хватило до следую­щей зарплаты, определить первоочередность покупок, пригото­вить еду и т.д.) оказываются для него подчас чрезвычайно слож­ными. Многие выпускники детских домов становятся наркомана­ми, попадают на скамью подсудимых, кончают жизнь самоубий­ством. Таким образом, последствия отсутствия материнской за­боты человек может ощущать всю жизнь, ведь все — и хорошее, и плохое — из детства.

В последние годы контингент детских домов стал более тяже­лым, но одновременно с этим возросли возможности, благодаря успехам медицины, коррекционной педагогики, в связи с чем уда­ется преодолеть многие нервно-психические нарушения у детей. Чем труднее дети, тем квалифицированнее, терпеливее, добрее долж­ны быть воспитатели домов ребенка, детских домов, приютов.

В настоящее время Российское государство принимает неотлож­ные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Вступило в действие постановление Правительства РФ от 20 июля 1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с ним существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений. Государственные ведомства, обществен­ность, религиозные организации предлагают объединить усилия по созданию единой системы социальной защиты детей-сирот. Так, соз­дано Российское общественное правозащитное гуманистическое движение «Сироты России». Утверждена федеральная программа «Дети России» с подпрограммой «Дети-сироты», которая ставит сво­ей первоочередной целью профилактику социального сиротства, создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни, к инте­грации в общество. В последнее десятилетие создаются негосударст­венные учреждения, предназначение которых дать ребенку убежище (приютить) немедленно. Это значит, что, как только ребенок попал в беду, его подхватывают заботливые руки, чтобы отмыть, накормить, избавить от вшей и чесотки, а главное — чуточку отогреть сердце. А уж потом заниматься определением его «юридического статуса». В Москве, например, реализуется программа «Дети улицы», согласно которой частично финансируется содержание приютов. Их уже (а вернее только!) 13 , где около 300 детишек приходят в себя от ужасов прошлой жизни.

Вспомните из курса дошкольной педагогики, что вы знаете о се­мейном детском доме, о «детской деревне». Из периодической печати подберите материал об открытии приютов в нашей стране.

studfile.net

Кто такие дети, оставшиеся без попечителей родителей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый день огромное количество несовершеннолетних детей в силу различных обстоятельств остаются без родителей. Одна из ключевых задач государства не оставить таких детей один на один на произвол судьбы, и берет взять на себя обязанность по его дальнейшему развитию и обеспечению необходимым уютом и созданию условий для достойной жизни.

Содержание статьи

Кто относится к категории лиц, оставшиеся без попечения родителей

Следует отличать понятие сиротства и отсутствия родительского попечения:

  • сироты – несовершеннолетние лица, у которых в силу различных обстоятельств умерли или погибли родители;
  • дети без попечения – несовершеннолетние лица, чье биологические родители могут выполнять родительские функции по причине:
  • лишения родительских прав;
  • устойчивого, длительного расстройства здоровья;
  • признания их недееспособными;
  • отбывающих наказание в исправительных учреждениях за совершение уголовных преступлений;
  • уклонения от исполнения обязанностей по воспитанию;
  • признания безвестно отсутствующими или умершими по решению суда;

Нередко можно встретиться с понятием «социальное сиротство». Суть определения заключается в том, что несовершеннолетний ребенок хоть и имеет биологических родителей, но последние по различным причинам осознанно отказались от ребенка и сняли с себя полную ответственность.

В большинстве случаев отказ от ребенка происходит в медицинском учреждении сразу же после рождения.

Другие ситуации, связанная с отказом от ребенка происходят по причине деградации родителей из-за влияния пагубного пристрастия к алкогольным или наркотическим веществам, что приводит к асоциальному образу жизни.

В чем разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?

Ключевая разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в том, что у детей-сирот  погибли биологические родители. У детей, оставшихся без попечения в родители живы, либо признаны умершими по решению суда, однако по ряду определенных в законе причин не могут или не желают выполнять обязанностей родителей.

Органы опеки и попечительства обязаны выявлять и пресекать подобные факты, а также обеспечить охрану законных прав и интересов несовершеннолетних детей.

 

Как получить статус лица, оставшегося без попечения родителей?

Статус лица, оставшегося без попечения родителей в обязательном порядке должен быть присвоен официально. В первую очередь это необходимо для оформления социальных выплат, предусмотренных законодательством.

О лишении отца и матери родительских прав можно узнать в этой статье.

Органам опеки и попечительства предоставлен срок в 1 месяц для решения вопроса с устройством проживания и воспитания несовершеннолетнего с момента выявления основания для взятия ребенка под опеку(попечительство).

Второй немаловажный момент – оформление такого статуса необходимо для снятия обязательств с ребенка по материальному обеспечению родителей в будущем.

Процедура получения статуса «сирота» достаточно простая, ведь для его получения достаточно документального подтверждения факта смерти или гибели родителей, как правило это свидетельство о смерти.

Обратите внимание!

 Единственная инстанция, правомочная присваивать такие статусы – суд.

Инициатором судебного разбирательства могут быть:

  • органы опеки и попечительства;
  • родственники ребенка;
  • работники медицинских, образовательных, социальных учреждений;
  • ребенок, по достижении 14 лет.

Для того, чтобы судебное заседание состоялось и было вынесено необходимое решение в суд необходимо предоставить  документы, подтверждающие правовое основание для предоставления особого статуса:

  1. решение суда о заключении родителя под стражу или приговор с лишением свободы;
  2. справка с Управления исполнения наказаний;
  3. свидетельство о рождении с прочерками в графах информации о родителях;
  4. официальный отказ от ребенка;
  5. подтверждение лишения родительских прав;
  6. справки с медицинских учреждений, подтверждающих состояние здоровья родителей;
  7. иные подтверждающие документы.

Как только органу опеки и попечительства стало известно о нарушениях прав несовершеннолетнего начинается отсчет трехдневного срока, в течении которого они обязаны посетить место проживания ребенка.

Как только факт нарушения или ущемления прав и интересов ребенка найдет свое подтверждение, защитные органы обязаны предпринимать меры по их устранению.

Меры, государственной поддержки лиц, оставшихся без попечения родителей

В обязанности государства входит не только выявление несовершеннолетних, нуждающихся в опеке, но и принятие ряда мер, направленных на поддержание и защиту законных прав и интересов ребенка, способствующих его нормальному развитию, воспитанию и получению образования.

К таким мерам относится:

  • бесплатное питание и проживание;
  • устройство в специализированные школы;
  • воспитание в государственных интернатах;
  • право на бесплатное высшее образование очной формы обучения;
  • разовые и на постоянной основе выплаты;
  • получение жилья.

Усыновление и удочерение лиц, оставшихся без попечения родителей

Государство выдвигает ряд требований к потенциальным новым родителям, желающим усыновить или удочерить ребенка.

Требования:

  1. достижение новыми родителями совершеннолетия;
  2. наличие полной дееспособности;
  3. отсутствие факта лишения родительских прав в прошлом, а также отсутствие фактов нарушения опекунства и усыновления;
  4. состояние здоровья на уровне, позволяющее усыновлять или удочерять ребенка;
  5. нет судимости;
  6. наличие жилой недвижимости.

Порядок усыновления в судебном порядке регламентирован 125 СК РФ. Органы опеки и попечительства, а также прокуратура в полной мере обеспечивают защиту законных прав и интересов несовершеннолетнего при изучении материального состояния, фактических условий проживания, образа жизни новых родителей.

Необходимые документы:

  • заявление;
  • заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
  • справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
  • паспорт;
  • справка о составе семьи и выписка из домовой книги.

 

Возможно, вам будут интересны следующие статьи по этой теме

myfamilylaw.ru

Правовые нормы: как быть, если дети остались без родителей или опеки

Усыновление (удочерение) представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей, поэтому усыновление является приоритетной формой устройства ребенка — он получает те же права и обязанности, что и кровный, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Этим усыновление отличается от установления опеки над ребенком, решение о которой принимается органами опеки и попечительства.

Могут быть усыновлены дети-сироты и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав.

Опека (попечительство)

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. В случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.

По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, которое проводилось в течение ряда лет в разных регионах России, чаще всего опекунами становились бабушки — в 88% случаев. В 12% случаев ими становились дедушки, а посторонних среди опекунов было не более 2%.

Опекун назначается органами опеки и попечительства, которыми по совместительству являются органы местного самоуправления. Их полномочия определяются их уставами. Решение выносит глава городской или районной, включая районы городов, администрации по месту жительства опекуна. Относительно попечителей применяется та же процедура. Обычно опекунами и попечителями назначаются родственники будущего подопечного, а если они отсутствуют, то назначаются лица по выбору соответствующих органов.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Предварительная опека (попечительство)

Если несовершеннолетнему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, и его помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нецелесообразно, соответствующие органы вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя.

Чтобы своевременно установить предварительную опеку или попечительство, соответствующий орган обращается с предложениями об установлении их к гражданам, выразившим желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете.

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.

Международный порядок

Если желающие усыновить (взять под опеку) ребенка проживают в странах СНГ, в силу вступает международный порядок усыновления.

Процедура такого усыновления регламентируется статьями 124, 165 Семейного кодекса РФ, главой 29 ГПК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (от 16 апреля 2001 года), другими актами.

В первую очередь, прорабатывается возможность передать детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих в стране, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства

Усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

ria.ru

Права детей-сирот

Каждый ребенок нуждается не только в любви родителей, но и в материальном обеспечении своих потребностей. Сознательные и любящие родители всеми силами стараются дать детям лучшее и обеспечить соблюдение их законных прав. Но кто же позаботится о детях, которые лишены заботы отца и матери по разным причинам? Государство построило мощную социальную программу для защиты правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.

На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами: Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ), ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве», Гражданском и Жилищном кодексах. Основополагающие права закреплены в Конституции РФ.

Кого принято считать сиротами

Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.

Дети-сироты – это категория граждан, не достигших совершеннолетия, которые лишены родительской заботы по причине смерти последних. При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях. Причин для этого может быть несколько:

  • принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
  • пропажа без вести;
  • наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
  • тюремное заключение;
  • полная или частичная недееспособность;
  • нахождение под следствием;
  • осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.

Важно! Человек, лишенный судом родительских прав, не освобождается от материального обеспечения ребенка. Он обязан выплачивать алименты до достижения ребенком совершеннолетия.

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий. Государством создана обширная программа для помощи детей без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.

В сфере образования

Законом РФ №159-ФЗ предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. При этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.

Каждый человек, лишенный родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:

  • Бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. Обязательным условием для получения возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.
  • Получение второго средне-специального образования.
  • Использование академического отпуска при наличии медицинских показаний. При этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объеме.
  • Бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.
  • Компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. Воспользоваться таким правом студент может один раз в год. При этом в расчет берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения, и в обратном направлении.
  • Получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. Исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.

Кроме того, ученикам положена денежная помощь равная размеру стипендии за 3 месяца. Она предназначается для приобретения канцелярских предметов и методических материалов, необходимых в течение учебного года. За время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.

Если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение, которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. При этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.

Если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до того момента, как окончит учебное заведение, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.

В медицинской сфере

Дети, лишенные родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь, будь это плановый медосмотр или операция с хирургическим вмешательством. Подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

Кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. Причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

Защита права на трудовую деятельность

Для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. Размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. Но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.

При обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.

Если ликвидировано предприятие, в котором работал человек, лишенный родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счет бывшего работодателя.

Жилищные социальные гарантии

Право на жилье сохраняется за гражданином, относящимся к категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.

Если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.

Если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. В этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.

После прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.

Право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать. Например: если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам, или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку, или лица с тяжелыми заболеваниями.

Помощь детям, оставшимся без попечения родителей

К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, которые призваны защищать права и безопасность детей. К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних. За работой должностных лиц следят органы прокуратуры, проводя систематические проверки.
Несовершеннолетний гражданин, оставшийся без родителей, в обязательном порядке должен получить официальный статус.

Для этого есть 2 весомые причины:

  • Возможность получения социальных льгот и государственных гарантий. Если ребенок, по факту давно лишившийся родителей, не получит соответствующий статус, то он не сможет претендовать на государственное жилье при достижении 18-летнего возраста. Поэтому органы опеки обязаны позаботиться о документальном оформлении сиротства в минимальные сроки.
  • Исключение претензий со стороны нерадивых родителей в будущем. Бывает так, что родители не участвовали в воспитании, злоупотребляли алкоголем или наркотиками, а потом в старости требовали от взрослых и успешных детей плату на содержание. Официальный статус поможет избежать такой ситуации.

Помочь оформить официальный статус сироты обязаны органы опеки. Для этого нужно обратиться в суд с пакетом доказательств неблагонадежности родителей. Инициатором заявления могут выступать сами органы опеки, родственники, сотрудники социальных или медицинских учреждений. После наступления 14-летнего возраста юный гражданин сам может выступить с ходатайством о лишении родителей прав в его отношении.

Льготы и пособия

Как только органы исполнительной власти получают данные о сиротстве подопечного, они должны принять меры для дальнейшего устройства, а также обратиться в МФЦ и ПФР для получения льгот и пособий.

Дети, лишившиеся родителей, имеют право на получение социальных выплат. Если умершие родители имели трудовой стаж, то ребенку положена пенсия, состоящая из двух частей: фиксированной и расчетной (исходя из размера зарплаты и стажа умершего родственника). Если при жизни родитель не наработал необходимого стажа, то ребенок получает выплату по утере кормильца. Такая пенсия выплачивается до 18 лет или до конца обучения в образовательном учреждении независимо от типа и формы собственности. Максимальный возраст, для которого предусмотрена выплата пособий, – 23 года.

Виды социальной помощи детям-сиротам

Кроме перечисленных мер социальной поддержки детей, государством предусмотрены специальные программы помощи таким категориям граждан.

Существует 2 направления государственной помощи детям-сиротам:

  • Материальная помощь — предоставление места проживания в интернате, одежда, питание, право бесплатного проезда в городском транспорте. После выпуска из социального учреждения сиротам предоставляется жилье.
  • Нематериальная помощь – обеспечение прав, предусмотренных законодательством: право на обучение, медицинское обслуживание, право на труд.

Такая поддержка со стороны государства позволит человеку со статусом сироты получить должное образование, найти работу и прочно стать на ноги.

Устройство детей без родителей

Главное право детей, оставшихся без попечения родителей, – право на жизнь и воспитание в семье. Поэтому приоритетным действием органов опеки является устройство в новую семью.

Государством предусмотрена программа определения дальнейшей судьбы детей, лишившихся родительского попечения. Существует несколько форм устройства несовершеннолетних граждан: опека и попечительство, приемная семья, усыновление.

Опека и попечительство – обязанность уполномоченного лица заботиться о ребенке, оставшегося без родителей, а также защищать его интересы.

Опекуном может стать любой человек, достигший совершеннолетия, отвечающий таким требованиям:

  • наличие собственной жилплощади, пригодной для проживания детей;
  • адекватность, дееспособность;
  • хорошее состояние здоровье;
  • отсутствие в прошлом историй, связанных с лишением или ограничением родительских прав.

Над детьми, которые не достигли 14 лет, устанавливается опека, для детей в возрасте от 14-18 лет предусмотрено назначение попечительства.

Приемная семья – супружеская пара или отдельные граждане, которые согласны принять на воспитание ребенка, чтобы заботиться о нем, воспитывать и защищать его законные интересы. Для определения ребенка в приемную семью заключается договор между органами опеки и гражданином, изъявившим желание взять на себя ответственность за воспитание.

Формы устройства детей оставшихся без попечения

Если найти подходящую семью не удалось, то следующим шагом по улучшению жизни подопечного становится устройство в учреждение, которое придерживается семейных ценностей в своем внутреннем укладе. Дети направляются в специализированное учреждение, в котором они смогут жить, имея нормальное питание и образование. Существует несколько видов социальных учреждений для сирот:

  • интернаты;
  • приюты;
  • реабилитационные центры;
  • детские дома.

Выбор конкретного заведения зависит от состояния здоровья, физической подготовки и способностей ребенка.

Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей

Органы опеки несут ответственность за обеспечение прав детей-сирот или детей, оставшихся без попечения. Они контролируют условия жизни подопечных с момента регистрации статуса до достижения ими 23-летия.

К числу обязанностей органов опеки и попечительства относится 4 основные функции:

  • обнаружение и регистрация детей, оставшихся без попечения;
  • выбор формы устройства детей в зависимости от ситуации, вследствие которой они лишились родительской опеки;
  • поиск и адаптация лиц, согласившихся стать опекунами;
  • последующий контроль условий проживания, воспитания и образования.

Сотрудники органов опеки призваны сделать все, чтобы спасти подопечного из трудной жизненной ситуации и обеспечить ему нормальное существование в обществе.

Судебная защита прав

В жизни несовершеннолетнего гражданина, лишенного попечения, могут возникнуть разные обстоятельства, при которых защитить его права можно, только обратившись в суд. Например: взыскание алиментов, отстаивание прав на жилье или другое имущество.

Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, существует определенная процедура обращения в суд. При этом инициатором обращения может стать как сам ребенок (если он достиг 14-летия), так и его законные представители. При этом истец не обязан выплачивать судебные издержки – рассмотрение дела проводится на безвозмездной основе.

При обращении в суд, гражданину могут быть оказаны такие услуги:

  • Консультация, устные и письменные ответы на вопросы юридического характера;
  • помощь в составлении юридических документов: заявлений, жалоб, ходатайств;
  • представление законных интересов истца в судебных инстанциях.

Разлука с отцом и матерью – всегда трагедия для маленького человечка и общества в целом. И причин для этого может быть множество – смерть родителей, безответственность, халатность, жестокое обращение.

Независимо от причин произошедшего государство разработало обширную программу для обеспечения прав и интересов сирот, как незащищенной категории населения. Благодаря усилиям органам опеки каждому подопечному предоставляется право проживания в новой семье или социальном учреждении, право на полное государственное обеспечение, а также материальные и нематериальные льготы, которые позволяют получить достойное образование и работу.

pokodeksu.ru

«Друг дал свой номер телефона моему неговорящему сыну». Как дети с аутизмом поехали в лагерь без родителей

Отчаяние, огромная усталость, отсутствие сил – наиболее частые жалобы, которые можно прочитать на форумах, где общаются родители детей с аутизмом. Они не могут расслабиться ни на минуту, а уж мечтать о том, чтобы отправить своего ребенка отдыхать, например, в лагерь, им не приходится. Тюменка Елена Горохова вместе с другими родителями детей с аутизмом решили сломать этот стереотип и организовали летний лагерь «Лето со смыслом».

Андрюша появился в семье Гороховых, когда Елене было 32 года. Он был долгожданным ребенком — до этого беременность не получалась, причем причину врачи найти не могли. 

— Это сейчас я понимаю, что все не случайно, все происходит по воле Божьей, — считает Елена. — Тревога нарастала, даже на отдыхе я думала: «Вот лежим с мужем тут, как гусеницы, едим, спим, ходим на пляж, а люди с детьми время проводят». Потом получилось так, что впервые попала на исповедь. С этим событием я и связываю наступление беременности. 

Беременность была обычной, возникали какие-то проблемы, но они есть у каждой второй беременной женщины. И, конечно, когда сын появился на свет, Елена чувствовала себя самым счастливым человеком — они с мужем хоть и уставали, но испытывали огромное наслаждение от родительства. Андрей родился здоровым мальчиком, развивался как по учебнику, родители всегда следили за этим. Он был активным и приветливым, тянул ручки, улыбался. 

«Не улыбается в ответ на улыбку». Как не пропустить аутизм у ребенка: важные признаки

— Прививать Андрея я стала только с года, до этого от вакцинации отказывалась, и получалось, что с каждой прививкой у ребенка что-то уходило, — вспоминает Елена. — Он уже говорил порядка 15 слов, вроде «Пока!», «Дай!», даже спорил и вдруг резко замолчал, перестал показывать пальцем, слушать книжки, узнавать знакомые образы на фотографиях и картинках. После очередной прививки он стал закрывать книжку и убегал. (Связь возникновения аутизма с вакцинацией не доказана — прим.ред.

Гороховы себя успокаивали: Андрюша просто стал более подвижным, ему больше нравится бегать, чем сидеть на месте. И вот, после последних капель от полиомиелита Лена увидела, что у сына появился «стеклянный» взгляд:

— Он сидел на качелях, я посмотрела в его глаза и испугалась. Потом начала звать: «Андрюша, Андрюша!» С того времени я поняла, что ребенка мне как будто подменили. Я сравнивала его с другими детьми, которые развивались и усваивали что-то новое, а мой сын остановился.

Я уже и не намекала, а практически была уверена 

— Информации было очень мало, даже многие врачи не знали, что такое аутизм, — рассказывает Елена. — Сейчас совсем другая ситуация, а тогда мне даже невролог говорила, что у ребенка «просто» гиперактивность, задержка речевого старта. Я пыталась обратить ее внимание на то, что он составляет рядочки, крутит колесики, кружится, ну и так далее, на что она мне говорила: «Вы что, на аутизм намекаете?» А я уже и не намекала, а практически была уверена в этом. 

В самом начале пути родители таких детей обычно сомневаются — может, это не аутизм, может, ребенка еще можно вытащить, чтобы он стал нормальным. Так было и с Гороховыми.

Андрей

— Мы стали посещать всех возможных специалистов, — вспоминает Елена. — В одном центре психолог предупредила: «Заниматься придется долго — год!» Да я была готова хоть два, ходить чаще, лишь бы помогло. Понятно, что никаких результатов не было. Много где мы были, в нашего ребенка, думаю, с точки зрения финансов квартира точно вложена, даже двухуровневая, помогали нам все в этой ситуации. 

С Андреем ездили на дельфинотерапию, были у итальянского доктора, пробовали хелирование и многое другое. День Елены состоял из походов по врачам, занятий сына, приготовления специальной пищи, покупки нужных продуктов, изучения информации по аутизму. 

Дочь заговорила в 30 лет – когда она родилась, про аутизм никто не знал

— У каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра свои нарушения, каждому помогает свой специалист, и мамы в какой-то определенный момент должны научиться отслеживать, нужно ли именно это твоему ребенку, — делится Елена. — Как говорят специалисты: забудьте про аутизм, рассматривайте его как ряд проблем. Нет речи — работаем, поведение плохое — работаем, отстает в академических знаниях — работаем, не умеет в туалет ходить — работаем, ну и так далее. На самом деле дети с аутизмом не делают ничего такого, чего бы не делали другие, нормотипичные дети. Только у них это происходит чрезмерно, они «залипают». 

Сейчас Андрею 11 лет, Елена Горохова очень рада, что у нее есть сын, и не представляет своей жизни без него: 

— Как самый обычный ребенок, он меня в чем-то радует, в чем-то огорчает. Конечно, раньше было хуже — он многого не умел, мы приходили с занятий и у меня опускались руки — ты прилагаешь максимум усилий, а результата нет. Мне специалисты перечисляли, что он не делает, а я просила их подсказать, как его этому научить. И себя чувствовала виноватой, не знала, как сыну помочь.  

Из обычного садика Андрея Горохова вынудили уйти, причем мешал он не детям, а воспитателям. И мальчик пошел в садик для особых детей. 

— Многие родители детей с аутизмом считают, что от школы и садика нет результата, но я думаю, что любой человек — существо социальное, ему нужно общество, — говорит Елена. — В коллективе Андрей учится вести себя правильно, ловит чьи-то эмоции, общается, как может. И чем меньше он будет видеть, тем меньше опыта получит. Детям с аутизмом может нравиться находиться рядом друг с другом, смотреть, кто что делает, но совместной игры у них не будет. Но я все равно буду за социум и не понимаю тех родителей, которые сидят в четырех стенах с детьми. Ну и что, что Перельман хорошо считает, если он без мамы никуда? 

Елена и Андрей

Я хотела, чтобы у наших детей был отдых, как у обычных детей

В одном из центров, где занимался Андрюша, Елена Горохова познакомилась с мамой такого же ребенка и от нее узнала, что в городе работает Тюменская общественная благотворительная организация «Открой мне мир», работа которой направлена на улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей с аутизмом. Елена стала ходить на собрания и постепенно втянулась, стала ее активным участником. 

— Я считаю, что часто транслируемая в обществе позиция «У нас ничего не делается» изначально не верна, — говорит Елена. — А кто должен это делать?

Мировой опыт говорит о том, что во всех подобных начинаниях главный двигатель — это родители. Даже многие чиновники, вопреки распространенному мнению, охотно идут навстречу, просто они не знают, что мы есть, что для нас нужно сделать.

В 2014 году представители организации «Открой мне мир» пришли на встречу с руководителем департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области, просто хотели заявить о себе — есть дети с аутизмом, и они имеют право на отдых. Дело в том, что изначально детям с ментальной инвалидностью были запрещены санатории, путевки не давали. Но потом вышло постановление, разрешающее такой отдых и для них. Но проблема была в том, что ребятишки с ментальными нарушениями не могут ехать без родителей, без сопровождения. А санатории и лагеря такую возможность предоставить не могут. 

«У сына был аутизм, а я считала его гением»

— Мы ни на что тогда не надеялись, но нам совершенно неожиданно выделили путевки в этом же году, — рассказывает Елена. — В результате департамент оплатил пребывание детей в санатории «Ишимский», родители за себя заплатили сами, но для них это был замечательный отдых — воздух, своя компания, где на тебя косо не смотрят из-за поведения ребенка, можно спокойно пообщаться. Кто-то ходил на процедуры, на дискотеку, прыгал на батуте — то есть дети принимали хотя бы частичное участие в жизни лагеря. На самом деле инклюзивный отдых ведь тоже может быть организован в разных направлениях. 

Так Елена Горохова стала руководителем программ летнего отдыха ТРАНБО «Открой мне мир»: 

— Изначально предполагалось только семейное времяпровождение, но я хотела, чтобы у наших детей был отдых, приближенный к отдыху обычных детей. Лагерь, куда можно отправить ребенка, чтобы он там принимал участие в различных интересных мероприятиях — и это были бы не занятия с дефектологом, а обычные веселые и подвижные игры, квесты и просто радостные события. Чтобы родители могли хоть немного выдохнуть — некоторые семьи не могут оставить ребенка бабушкам и дедушкам, они всегда с ним, каждую минуту, даже к врачам приходится брать, в магазины, в ГАИ, в ТСЖ и так далее. И он проводит время в душных помещениях, вместо того, чтобы гулять на улице и с пользой проводить время. 

В соцсетях Елена встретила пост о том, что в Челябинске такой отдых есть, который устраивает для детей организация «Звездный дождь». Она списалась с ее руководителями, а потом ТРАНБО «Открой мне мир» приняла участие в конкурсе «Звездного дождя», выиграла его, и Елена Горохова поехала в Челябинск знакомиться с общепризнанной и эффективной методикой инклюзивного отдыха. Изначально этой методике обучил российских специалистов в США фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой, а затем ее освоила челябинская организация «Звездный дождь».

— Моя задача была — организовать в Тюмени что-то подобное. Первый год было очень тяжело без нужных средств, ведь необходимо было купить какие-то поощрительные призы, напечатать карточки, сделать визуальное расписание. Но в итоге смена в лагере прошла замечательно, и мы решили двигаться дальше и уже организовывать самостоятельный отдых детей, без родителей, — рассказывает Елена.

В конце смены друг написал свой телефон моему неговорящему сыну

Организаторы лагеря «Лето со смыслом» в Тюмени заранее обсудили каждого ребенка, который должен был приехать на смену, продумали, какую стратегию нужно применить в отношении каждого отдыхающего, чтобы ему было хорошо, а родители заполнили подробную анкету.

За 10 дней до начала смены всем детям разослали социальные истории, в которых были рассказы об их консультанте, о соседях по комнате, о том, с какими насекомыми им придется встретиться, что такое гроза, о том, что порой приходится принимать изменения в расписании, что делать, если нужно подождать. Также четко было структурировано пространство лагеря — в каждой комнате висела карточка с именем и фотографией проживающего. Везде развесили карточки с последовательностью действий — детям с ментальными расстройствами они необходимы.

Лагерь «Лето со смыслом»

— Такой порядок очень помогает детям с аутизмом, да и обычным людям тоже, — говорит Елена. — Когда я поехала в Челябинск на обучение, то мне тоже прислали такую социальную историю: «Привет, Лена! Ты приедешь туда-то, тебя встретит в такое-то время этот человек (фото), вы поедете туда-то», ну и так далее. Каждый человек тревожится в поездке, как он доберется, кто его встретит, сколько времени займет дорога с вокзала. А тут совершенно никакого беспокойства, продуман был каждый шаг, в том числе и регламент мероприятия.

День в лагере у ребят был расписан по минутам, поэтому скучать по родителям им было некогда. С утра зарядка, завтрак и спортивные игры. Ребята катались на самокатах, играли в городки, вышибалы, пели в караоке. Развлечения у особых детей почти ничем не отличаются от обычных забав. Но каждая игра здесь также сопровождается специальными карточками-подсказками. Благодаря визуальному восприятию дети лучше понимают происходящее и легче идут на контакт. Занимаются с ребятами педагоги и психологи.

Спортивные занятия в лагере

— Кроме приобретения физических навыков, мальчишки и девчонки учились общаться друг с другом, расширяли круг общения, помимо родителей, бабушек и дедушек в их мире появились друзья, — говорит Елена Горохова. — Ведь даже говорящим детям трудно наладить контакт, но, например, в конце смены моему неговорящему ребенку мальчик написал свой телефон — звони мне. Или еще пример — мой Андрюша боялся спать один, все норовил к соседу по комнате Глебу залезть под одеяло. Мы мальчику объяснили: «Да ты же супермен! Андрюше страшно и холодно, а ты его спасаешь». Все, Глеб был доволен собой — он крутой! Написал потом Андрею, что тот был его лучшим соседом.

В лагере «Лето со смыслом» за три месяца лета побывало около 40 детей. Это нравится и детям, и родителям, поэтому организаторы планируют проводить и зимние смены. Чтобы еще больше особых детей почувствовали себя самостоятельными.

— Я очень радуюсь результатам детей, от того, что и они отдыхают, и их родители тоже. Мы считаем победой даже самые, казалось бы, незначительные изменения в развитии детей.

У нас есть случаи, когда один ребенок впервые встал на ролики, а другой взял ножницы и сам смог расстричь бумагу. Пустяк для обычного человека, но для детей с аутизмом это большой прорыв!

Хотим, чтобы отдых «Лето со смыслом» стал брендом, чтобы после лагеря наши дети и дома поддерживали связь, как самые обычные ребята, — говорит Елена.

Фото из личного архива Елены Гороховой, а также предоставлены ТРАНБО «Открой мне мир»

www.pravmir.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Семейный блог Ирины Поляковой Semyablog.ru® 2019. При использовании материалов сайта укажите, пожалуйста, прямую ссылку на источник.Карта сайта