Дети и учитель – занятия социального педагога, как защитить если конфликт,

12 вещей, которые вы должны знать об учителях вашего ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Учебный год — это всегда стресс. И для родителей, и для учеников. Особенно если ребенок идет в 1-й класс или меняет школу. Ваши переживания можно понять: новый учитель, новый подход к знаниям, новые требования. Для того чтобы ребенок быстро адаптировался в незнакомой ему среде, необходим чуткий педагог. Выбор такого педагога — дело непростое.

AdMe.ru собрал вопросы, ответив на которые вы сможете понять, подходит ли учитель вашему ребенку.

Есть ли у учителя свои любимчики?

Выделять одного ученика — это очень нездоровая тенденция среди учителей. Во-первых, на фоне одного такого ребенка остальные чувствуют себя обделенными и ущербными, в итоге снижается успеваемость в классе. Во-вторых, любимчик испытывает куда больше моральных страданий: не каждый ребенок любит быть в центре внимания, и ему скорее будет некомфортно в этой ситуации. Да и остальные дети будут недоброжелательно относиться к любимчику учителя.

Сравнивает ли учитель ребенка с другими учениками?

Сравнивать детей между собой — непедагогично. Но еще хуже, если учитель сравнивает ученика с его старшими братьями и сестрами. Фразы в духе «Твой брат так хорошо учился, почему ты так не можешь?» делают ребенка замкнутым и неуверенным в себе. Подобные сравнения не мотивируют на учебу. Скорее наоборот: у ребенка падает самоценка, он становится застенчивым и озлобленным на самого себя, на учителя или на одноклассников.

Как учитель предпочитает решать конфликты?

Конфликты между учениками неизбежны. Главное — вовремя их предотвратить. Каждая ситуация уникальна, поэтому к каждому ученику нужно искать индивидуальный подход. Грамотный педагог попытается предупредить конфликт и не допустить его развития. Недопустимо, чтобы учитель вставал на чью-либо сторону, разжигал конфликт или устраивал над учениками публичный суд.

Наказывает ли учитель детей публично?

Публично обзывать или бить ребенка педагог не имеет права. С легкой подачи учителя остальные дети могут начать травить своего одноклассника. Логика у ребят простая: «Если учителю можно, то почему и нам нельзя?» Разумеется, подобная травля негативно сказывается на психике ребенка. У него падает успеваемость, он замыкается в себе и становится жестоким.

Позволяет ли учитель обижать слабых?

Если один из учеников постоянно подвергается нападкам других детей или самого учителя, это повод перевести ребенка в другой класс. Самое ужасное, когда учитель находит, условно говоря, козла отпущения и начинает вымещать на нем злость. Школа — это место, где ребенок получает необходимые знания, умения, навыки и учится общаться с людьми. Атмосфера травли и постоянного нервного напряжения не способствует ни учебе, ни нормальному общению.

Какие требования у учителя к ученику?

Если ваш ребенок попал к сильному педагогу, это прекрасно. Но плохо, когда у учителя cлишком завышенные требования. В конце концов это приводит к конфликту и снижает у ребенка тягу к знаниям. Учитель с завышенными требованиями не способен адекватно оценивать знания. Нередко он критикует ребенка и провоцирует застенчивость, которая затем будет преследовать ученика на протяжении всего обучения в школе.

Какова атмосфера в классе?

В классе ребенку должно быть в первую очередь безопасно. Это касается как физического, так и эмоционального состояния. Психологический комфорт зависит не только от учителя, но и от учеников. Задача педагога — объяснить, что такое добросовестное отношение к учебе, мотивировать детей на учебу и оказать им поддержку.

Присущи ли учителю вспышки эмоциональной агрессии?

Если учитель приветлив с родителями, это не значит, что он так же ведет себя с детьми. С виду сдержанный преподаватель на поверку может оказаться настоящим тираном. Учителю нельзя применять физическую силу или оказывать моральное давление, например заставлять учеников весь урок сидеть ровно и наказывать за малейшее движение.

Способен ли учитель наладить контакт с детьми?

Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в классе, ему необходимо знать, что есть ответственный за него человек. Учитель, умеющий контролировать класс, внушает ученикам чувство безопасности. Для этого педагогу необходимо найти общий язык с классом. Так проще регулировать и предотвращать конфликты среди детей, организовывать различные мероприятия и контролировать поведение учеников на уроке.

Как отзываются об учителе другие родители?

Проведите маленькое расследование и соберите информацию об учителе: поговорите с родителями одноклассников и других учеников, узнайте о методах преподавания и о том, как учитель относится к детям, как решает проблемы. Возможно, у педагога есть специфические требования. И помните, что немало инсайдерской информации можно собрать в родительском чате.

Можно ли посетить уро

www.adme.ru

некоторые трудности и как их преодолеть

Часто бывает так, что дети или внуки учителей и директора учатся в той же школе, где работают их родители. Положение в школе учительских детей и самих учителей порой можно сравнить с состоянием балансирующего канатоходца. Педагогу в школе важно оставаться педагогом, а дома быть родителем по отношению к своему ребенку, а ребенку в школе надо быть учеником, а дома — сыном или дочерью. Но зачастую так не получается, и тогда возникают трудности.

Можно выделить несколько категорий трудностей, связанных с детьми учителей.

  • Усиленный контроль педагога-родителя за своим ребенком.
  • Отсутствие объективности при оценивании знаний и умений своего ребенка.
  • Использование своего служебного положения при наличии трудностей у ребенка.
  • Возникновение недопонимания, обид и конфликтов во взаимодействии с коллегами при наличии трудностей у ребенка.
  • Профессиональная деформация педагога-родителя.
  • Нехватка времени для своего ребенка при загруженности педагога.

Мне показалось важным раскрыть суть каждого вида трудностей и призвать всех участников образовательного процесса — педагогов, администрацию, психологов, учащихся и их родителей — решать проблемы конструктивно.

Итак, начнем с первой.

Усиленный контроль педагога-родителя за своим ребенком.

Психологической подоплекой такого поведения может стать устойчивое представление педагога о том, что его ребенок — это его «лицо», а его «потерять» нельзя. Надо держать марку. Педагога постоянно преследует мысль: «у хорошего учителя должны быть хорошие дети». Добавим к этому, что большинство педагогических коллективов женские, а значит, в них обсуждают друг друга, что сильно влияет на самооценку женщины. Таким образом, тревога педагога связана с поддержанием своего образа — как педагога, так и хорошего родителя.

Другой сложный психологический момент кроется в неосознанном желании не отпускать от себя ребенка, быть для него необходимостью, и профессия в какой-то степени способствует этому. Такое желание часто связано со страхом одиночества. Лучшим лекарством от одиночества служат конструктивные искренние связи с окружающими людьми, открытость миру и интерес к людям. И та же педагогическая профессия дает прекрасную возможность использовать такое «лекарство».

Отсутствие объективности при оценивании знаний и умений своего ребенка.

Трудность в объективном оценивании знаний и умений своего ребенка психологически также связана с представлением педагога о том, что ребенок — это его лицо. С одной стороны, учителя бывают более строги к работам своих детей, с другой — у них есть возможность «натянуть» им оценку. Это происходит только из-за того, что им стыдно перед другими за своего ребенка, а так хотя бы формально можно быть «не хуже других». Такая двойственность сильно влияет на эмоциональное состояние педагога-родителя, что приводит к нарушению детско-родительских отношений.

Выход из ситуации заключается в поиске конструктивных решений проблем вашего ребенка.

Надо разобраться, что не получается, почему не получается, когда, при каких обстоятельствах не получается. Консультация специалиста, занятия с репетитором, посещение психологического тренинга, совместное участие в каком-нибудь конструктивном сообществе (типа отрядов «Аванпост» или «Москвоходы»), волонтерском движении и др. поможет разрешить трудности.

Главное — начать действовать и перестать прятаться под маской.

Использование своего служебного положения при наличии трудностей у ребенка.

Большинство матерей сделают все что угодно для блага своего ребенка, тем более когда у него есть трудности. Иногда родители идут в педагогическую профессию в связи с проблемами своего ребенка. В моей практике встречались дети, у которых были серьезные трудности с письменной речью (а в старших классах это катастрофа), и наоборот, с письменной все в порядке, а устно ребенок два слова не может связать.

Были и ребята, блестяще решавшие сложные математические задачи, но с русским языком у них были нелады. И наоборот, подростки, пишущие стихи, грамотно выражающие свои мысли, с трудом выполняли задания, скажем, по геометрии. Таким детям в обычной школе трудно.

Низкая успеваемость по основным предметам снижает самооценку, и у ребенка совсем опускаются руки. В таких ситуациях педагог-родитель старается найти общий язык с коллегами и подыскать варианты исправления ситуации: договаривается о переписывании самостоятельных и контрольных работ, о вариантах зачетной сдачи пройденного материала. Как правило, все это в рамках закона, различных положений и правил внутреннего распорядка. Любой родитель, заинтересованный в успехе своего ребенка, также может поддерживать тесную связь с педагогами, что только приветствуется специалистами, работающими в школе.

Возникновение недопонимания, обид и конфликтов во взаимодействии с коллегами при наличии трудностей у ребенка.

Хорошо, когда тебя понимают, идут навстречу, но иногда бывает наоборот. Попадаются принципиальные люди, для которых принцип «все равны» означает, что учиться надо только так и никак иначе. Вот здесь и начинается недопонимание и даже обиды, что мешает педагогическому коллективу быть командой единомышленников и эффективно работать. Здесь школьный психолог должен обратить внимание на умение членов коллектива различать личные и профессиональные отношения, на сферу этих отношений. Когда в этом вопросе точки над i будут расставлены, обиды исчезнут.

Трудности у учительского ребенка могут носить и поведенческий характер, что частично может быть обусловлено физиологией (гиперактивность), частично нарушенными детско-родительскими отношениями, сложной семейной ситуацией. И тут для педагога важны понимание и помощь коллег. Практика показывает, что замять ситуацию удается лишь на время, вскоре она опять обостряется и становится более сложной и болезненной. Поэтому своевременная помощь прежде всего психолога, а также коллег и администрации — это лучшая профилактика таких ситуаций.

Профессиональная деформация педагога

Профессиональная деформация педагога часто возникает из-за серьезных или периодически случающихся стрессовых ситуаций. Учителю, отдающему всего себя работе, важно получить обратную связь от детей. Когда обратной связи нет или она не оправдывает ожиданий, случается профессиональный кризис. Тут важно взять тайм-аут и привести педагога в нормальное психофизическое состояние. Хороший отдых, смена обстановки, окружения, проработка с психологом или психотерапевтом своих трудностей, осознание себя и своих действий в ситуации стресса, поиск и нахождение ресурсов и вдохновения помогут педагогу вернуться в профессию и на работу.

В этот момент важно попросить помощи у близких, найти у них взаимопонимание и поддержку. Человек может решить свои проблемы, когда он здоров и имеет для этого ресурсы, — это непреложная истина.

Такая ситуация была  и  в моей практике. Знакомая учительница находилась одно время в постоянном стрессе, что, конечно же, сказалось на самочувствии и успешности ее детей. Осознав сложившуюся ситуацию и свое состояние, она приняла решение уйти из школы, чтобы сосредоточиться на обязанностях жены и матери. Нельзя сказать, что все сразу стало на свои места, ведь чем дольше стрессовое воздействие, тем больше времени надо на восстановление. Но постепенно жизнь ее и детей  наладилась.

Нехватка времени на своего ребенка при сильной загруженности педагога

И в заключение о самой распространенной категории трудностей — «нехватка времени на своего ребенка при сильной загруженности педагога». Такая трудность была, есть и, к сожалению, будет. И не только у педагогов, но и у большинства родителей. И для детей педагогов, и для самих педагогов школа становится родным домом. Здесь дети едят, гуляют, делают уроки, читают в библиотеке, ходят в кружки, разве что не спят. И как бы нам ни хотелось построить карьеру, заработать денег, быть значимым человеком для других, прежде всего надо быть счастливым вместе со своим ребенком.

И это возможно, даже работая в школе. Вы не верите? Тогда вспомните педагогические династии, наверняка вы о них слышали.

5psy.ru

Дети педагогов | Белорусский женский портал VELVET.by

Иногда это становится диагнозом.

Конечно, среди педагогов есть самые разные родители, и дети педагогов — тоже все разные, но если говорить о «большинстве», «правиле» и «средней температуре по больнице», то детство учительского ребенка счастливым не назовешь. Особенно — детство ребенка хорошего, ответственного, активного и творческого учителя.

Ведь жизнь такого учителя проходит в школе: с утра уроки, потом — факультативы, дальше — совсем уже бесплатные кружки, театры, капустники, стенгазеты, походы, экскурсии, поездки в театр и прочие нужные и полезные мероприятия, без которых хорошему учителю ни класс не сплотить, ни предмет не преподать.

Домой хороший учитель приходит поздно — и не один: с ним стопки тетрадей, планы на завтрашние уроки, книжки и журналы для самообразования, словом, еще один рабочий день, а вместе с ним и рабочая ночь, ибо хорошему учителю школа еще и снится, протягивая в сон свои ненасытные щупальца.

На родительских собраниях в садике и школе родителя-учителя не увидишь: ему и своей школы хватает под завязку.

Другие родители ведут класс в поход, везут на экскурсию, сопровождают в цирк — потому что мама в это время повела куда-то свой класс. Вечерами мама или пишет что-то за столом, или — проводит родительское собрание, на выходных — отправляется с родительско-учительским патрулем в обход, а если и дома, то лежит пластом — восстанавливается.

Мало того. В школе — этот бесконечный груз ответственности: «твоя же мама — учитель». Ты не можешь не выучить урока, не можешь прогулять, не можешь ответить плохо, и уж тем более не можешь не ответить вообще — в ту же самую секунду сороки на хвосте принесут твоему родителю пренеприятнейшее известие.

Спросите у детей педагогов, нравилось ли им, что их мама или папа — учителя.

Если ваш адресат — человек молодой, то ответ, скорее всего, будет категорическим: нет! Хуже некуда, быть ребенком учителя. Внимания тебе — никакого, дисциплина в доме — жесточайшая, слова поперек не скажи, мнения своего не имей.

Но чем старше становятся дети хороших педагогов — тем больше ценят то, что получили в наследство от своих вечно занятых родителей: самодисциплину и самоорганизацию, умение учиться до седых волос, трудоспособность и профессиональный энтузиазм, оптимизм и веру в свои силы.

Впрочем, чтобы получить такое наследство, совсем необязательно быть ребенком педагога.

www.velvet.by

Молодой учитель — это хорошо или плохо

У многих родителей сложился вполне чёткий образ идеального учителя: интеллигентная, опытная женщина с доброжелательным характером и в возрасте «в декрет поздно, на пенсию рано». 

Но реальность преподносит сюрпризы. Представьте себе чувства родителей, когда они видят не просто молодую, а бессовестно молодую учительницу. Учительницу, которую легко можно спутать с девятиклассницей. А теперь на минутку поставьте себя на место учительницы, слышащей гул в толпе родителей, из которого можно отчётливо расслышать некоторые фразы: «Это ОНА будет учить наших детей?!», «А классы уже окончательно сформировали?», «А директор сегодня вообще принимает?». Согласитесь, ситуация с обеих сторон непривлекательная.

Чего же боятся родители? Отчего такое недоверие к молодым педагогам?

Причин множество. Боле того, некоторые из них не лишены оснований.

Итак, что же делать родителю, чтобы процесс обучения у молодого педагога не был таким волнительным?

Помните ли вы свои ощущения в тот момент, когда впервые сели за руль автомобиля? Теоретически вы всё знаете. Сцепление, газ, тормоз… Передачи вот так переключаются… А всё равно страшно трогаться с места. А теперь представьте, что за эту машину вы ещё и ответственность несёте, и любое ваше неверное движение может привести к плачевным последствиям. Волнение усилилось? А теперь представьте, что в ближайшие 9 месяцев вы не сможете отказаться от управления машиной без ущерба для совести. Ещё страшнее? А ещё за вами постоянно наблюдают. Камеры смотрят во все уголки салона, а мнение 60 человек о вашей первой поездке постоянно транслируется по радио. Стало совсем жутко? Вот примерно такие чувства испытывает педагог, начиная работать в школе. Он совсем недавно сел в эту машину и очень надеется на ваше понимание.

Видела случаи, когда после первого родительского собрания часть особо инициативных родителей шла на аудиенцию к директору, прося сменить всему классу учителя, приводя единственный аргумент: «Ну она же молодая!». Поймите, ваш класс никому, кроме вас и этого учителя не нужен. 

Да и какой нормальный педагог согласится работать в классе, где на педагога пожаловались после первого же собрания и по такому смехотворному поводу? Вы можете перевести ребёнка в другой класс, если хотите. Но сделайте это под другим предлогом, чтобы и со следующим учителем не возникло проблем.

Учительский труд, становится гораздо легче, если родительский комитет помогает в устройстве образовательного процесса. Изготовление наглядных пособий, школьных плакатов и украшений в класс, сбор денег на билеты в театр — что-то из этого могли бы с лёгкостью сделать вы. 

А чем больше у учителя освобождается времени, тем лучше он готовится к вашим урокам. Мне довелось работать с заслуженным учителем России. Классы, которым она преподавала, всегда были сильнейшими в школе. В чём секрет? Она была единственным в школе учителем, занимавшимся исключительно педагогическим трудом. Любая работа, не касающаяся непосредственно обучения детей, выполнялась инициативными родителями. 

Очень часто «с лёгкой руки» одного из родителей в классе может начаться скандал. В ваших силах помочь учителю уладить конфликты. Чтобы этот заголовок стал понятнее, приведу пару примеров. 

В любой сфере, где есть взаимодействие людей, возможны конфликты. И молодой педагог действительно может ошибаться. И к таким конфликтам тоже нужно быть готовым. 

Но, если вас что-то не устраивает в работе учителя, то пойдите и поговорите об этом с учителем. В большинстве случаев любой конфликт можно решить без постороннего вмешательства. Если ситуация окажется действительно сложной, молодой педагог сам пойдёт советоваться к более опытному. Но ни в коем случае не идите к стороннему педагогу разбираться с молодой учительницей, особенно если это педагоги одной школы. 

Школа — мирок маленький и тесный. Остальные учителя непременно об этом узнают и подумают: «Если эта мама про неё такие слухи распускает, где гарантия, что про меня не говорят того же?». И строить работу с вашим ребёнком будут уже иначе.

Родители должны интересоваться успехами и слабостями своего чада. Но есть в этом простом действии и другая, не столь очевидная сторона. Не только вы узнаёте об успехах ребёнка, но и педагог лишний раз анализирует его работу. И в следующий раз, вызывая ребёнка к доске, он будет лучше помнить о лично его «пробелах» и невольно подбирать задание именно для него. 

Индивидуальный подход должен быть на каждом уроке, но очень трудно постоянно держать в памяти особенности обучения 150 учащихся. Кроме того, спрашивая совета, вы лишний раз проявляете заботу к ребёнку и уважение к педагогу.

Тоже, кажется, очевидные вещи. Но фраза посреди урока «Я забыл тетрадь» может приостановить урок на 1-3 минуты. А если через 5 минут выясняется, что он ещё и ручку забыл… 5 минут в масштабе урока — очень ценное время. И если ваш ребёнок всегда готов к уроку и никогда не отнимает на подготовку лишнего времени, то учитель вам уже крайне признателен. Это мелочи, но именно из таких мелочей и складывается учебный процесс.

Многие мамы удивляются безобразному поведению детей в школе. А между тем забывают, что авторитет учителя крайне важен для успешного развития ребёнка. 

Когда вы, болтая с подругой за чаем, говорите при ребёнке: «Ой, у Алёшеньки учительница такая молодая-зелёная… Ну, лет 15 на вид, что она может соображать вообще?» — учтите, что и ребёнок будет относиться к учительнице как к молодой и неопытной. А зачем её такую слушать? Зачем вообще выполнять то, что она говорит? 

А потом начинаются разговоры «в советское время учителя были другие». Другие. Но и родители, и дети были другие. Общество в целом было другое. Его составляли наши мамы и папы, бабушки и дедушки. А сейчас это самое общество составляем мы с вами. И не от советских учителей, а от каждого из нас зависит то, каким это общество будет.  

И, наконец, помните о преимуществах молодого педагога перед педагогом опытным. Как правило, молодой педагог очень активен. У него много жизненной энергии и задора для самых смелых начинаний. В поход с классом? Новогодняя дискотека? Видеоролик о школьной жизни? Да легко! Просто помогите учителю развиться. Если учитель и родитель работают сообща, результат не заставит себя долго ждать.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Учитель и дети: о профпригодности

Когда несколько лет назад по телевизору показали фильм Валерии Германики «Школа» полстраны, а особенно старшее поколение, было шокировано увиденным: так не бывает. Особенно поразило то, как дети ведут себя на уроках. А вели они там себя безобразно.
Школьники же, напротив, ничуть не были удивлены. Поговорив со всеми знакомыми детьми, учениками  средней и старшей школы я получила такие ответы:
Ученики обычных «дворовых» школ,  куда принимают любого: «да, в фильме всё правда, у нас так в классах на многих уроках».
Ученики «дворовых» школ с более-менее приличными результатами по ГИА и ЕГЭ: «да, правда, на некоторых уроках».
Ученики гимназий, лицеев и специализированных школ: да, правда, у нас так на одном (двух) уроках часто бывает (называют предметы). Но чтобы сразу все так себя вели, чтобы весь класс безобразничал – такого нет.
Из разговоров с детьми становится понятно, что в любой школе есть уроки, которые проходят нормально и есть уроки, где дети разговаривают вслух, ходят по классу, веселятся и занимаются чем хотят.
Обычно школа – это довольно закрытый маленький мирок, где не любят «выносить сор из избы». Учителя и дирекция всегда в курсе того, как проходят уроки у некоторых их коллег. Но вслух об этом не говорят и обычно ничего не предпринимают.
Есть определённая категория учителей, на уроках у которых всё это происходит. Это могут быть мужчины и женщины, молодые и пожилые, с опытом работы и без оного – объединяет их всех одно: они профнепригодны. 
Это могут быть и люди с дипломом педвуза и люди без педагогического образования. Создать в классе атмосферу для нормальной  работы они не могут. «Не держат дисциплину» — вот обычное определение этой проблемы. Иногда такие «профнепригодные» учителя работают по много лет.
Из рассказов детей: «Географичку жалко… вчера все наши дебилы были в полном составе. Орали так, что ничего не было слышно. Она пыталась их успокоить, а они ещё больше разошлись. Она начала нам новую тему рассказывать, а всё равно ничего не слышно, только тем, кто на первой парте. Потом они глобус со шкафа достали, начали им кидаться. Ну, мы тоже смеялись. Правда, ведь смешно было. Потом из соседнего класса учительница пришла, наорала на нас, что ей работать мешаем, послала меня за нашей классной. Я пришла, ей сказала, а она отказалась к нам идти, говорит, скажи географичке, что я не могу к ней каждый раз на пятый этаж бегать вас успокаивать. Нет, у нас так плохо не на каждом уроке, только если все дебилы приходят. А так ничего бывает, только шумно очень… а вчера, я видела, она потом до конца урока просто сидела, ничего не рассказывала,  смотрела на нас…».
Самое интересное, что человек после такого урока не уволился, а продолжал ходить на работу и администрации не пожаловался. Тянулась такая ситуация несколько лет. Попросили её уволиться только после того, как дирекция школы узнала, что кто-то из детей записывал на видео какой-то особенно «смешной» урок географии. Побоялись, что всё это будет выложено в интернет. Пришла новая учительница географии, женщина средних лет, навела в классе железную дисциплину, завалила ничего не знающих детей домашними заданиями и начала учить географии.
«Химик опять ныл весь урок, какие мы моральные уроды. А сам чего-то бубнит у доски. Накинулся на меня, что я верчусь на уроке…конечно, я оборачиваюсь, у меня там смеются за спиной, а он мне:  я же внимания на них  не обращаю, вот и ты не обращай… легко ему говорить. Потом опять орал, что никто домашку не принёс. Девочкам пять раз замечания делал, а они даже не слышали, фотки смотрели…».
«Училка по МХК сегодня из класса выбежала. Потом завуч пришла, дневники у половины класса забрала, сказала, что мы все – умственно-отсталые…».
Бывает, что такие учителя, понимая бесполезность своих усилий, не хотят зря тратить нервы. «Математику на экономике сделаю. А что? Она всегда сидит за своим ноутбуком, говорит, чтобы не орали только, ну, чтобы в коридоре не слышно было. Конспект надо за урок написать. Что такое конспект? Параграф из учебника в тетрадь переписать и ей показать. Главное, чтобы побольше было написано. Она пять поставит. Сама нет, редко когда рассказывает…всё равно никто почти не слушает…».
Некоторые люди, понимая свою неспособность преподавать в школе, увольняются сами. И это, наверно, самая правильная и честная позиция по отношению к детям, родителям и школе.
«Пришла я в середине учебного года, мне дали два шестых, два седьмых,  десятый и одиннадцатый. Что и говорить, без страха вспомнить не могу: «ужас, летящий на крыльях ночи»,  обычная областная школа. Сколько же сил надо было тратить на дисциплину! У кого-то получается, а у меня слишком мягкий характер. Кто его знает, как они этого добиваются, я помню только, как я у доски что-то рассказываю, пишу, дети тем временем в телефоны свои играют, музыку слушают, а соседний класс, который сидит без учителя (ушла по делам), каждую минуту врывается в дверь и зачем-то стучит огромной линейкой по столу. Дверь я запереть не могу, ее можно закрыть только на ключ и только с обратной стороны. Возникает желание так и сделать, а ключ выбросить. Вот был бы скандал!  Еле дотянула до конца года, потом уволилась».
Но в большинстве случаев этого не происходит: люди сами не увольняются, и их не увольняют. Что мы имеем в результате работы таких «профнепригодных» учителей?
Во-первых, нормально преподавать в такой ситуации невозможно, даже если учитель сам прекрасно знает предмет. Дети — это не взрослая, сознательная и мотивированная аудитория. Знаний по предмету у них не будет никаких. Причём, даже у тех детей, кто не прочь их получить.
Во-вторых, такая ситуацию развращает детей и, на мой взгляд, очень отрицательно влияет на их морально-нравственное развитие. Во многих классах есть «хулиганское ядро», состоящее из весёлых, не отягощённых интеллектом и духовным развитием детей. Слабину и неуверенность в учителе они, как зверёныши, чуют сразу. В школу им ходить скучно, и возможности развлечься они не упускают. Порой беспорядки на уроках носят характер настоящей травли учителя, в которой иногда принимают участие и развитые дети из хороших семей. Они не кидаются глобусом, нет, они изощрённо комментируют происходящее в классе, отпускают разного рода шутки и постоянно задают учителю неприятные, ставящие его в затруднительное положение вопросы. Большинство за всем этим с интересом наблюдает. И делает выводы о том, как весело, оказывается, издеваться над человеком и о том, что в жизни много чего можно. Даже дети, которые жалеют такого учителя, волей-неволей втягиваются в общую забаву.
В третьих, такой учитель обычно старательно скрывает все свои проблемы. Полкласса не пришло на урок? Зато он прошёл тихо и спокойно. Администрацию в известность ставить не будем.
Ситуация эта ещё осложняется тем, что сейчас в школах действует негласный запрет на выдворение детей из класса во время урока за плохое поведение. А мало ли куда он направится, когда его выгонят? Вдруг с ним что-нибудь случится, а школе отвечать.
Интересно, что когда просишь объяснить детей, почему у одного учителя на уроках тишина и порядок, а у другого шум и гам, ничего толком сказать они не могут. Отвечают, как и взрослые: он (она) не умеет держать дисциплину в классе. А как её держать? Из класса выгнать учитель не может, рукоприкладством заниматься не может, обращения к родителям хулиганов обычно бесполезны. Выгнать из школы? В настоящее время это очень трудно. Только с согласия родителей: у ребёнка есть право на получение среднего образования в ближайшей к дому школе.
Чтобы держать дисциплину в классе, остаётся только одно средство: собственный сильный характер. А также природная харизма и наличие авторитета. Вещи очевидные, но трудно определяемые.
У преподавателей, которые работают со взрослыми людьми, так остро проблема отсутствия авторитета не стоит. Их могут не любить, не уважать и т.д., но вести себя при этом нормально: нервы человеку не трепать и знания получать, хотя эффективность преподавания тоже будет ниже, чем в случае работы уважаемого и любимого преподавателя.
Но дети — особая статья, и пройденные в педвузе курсы по детской психологии никаких гарантий на способность удержать дисциплину не дают. Однако в школах, при многочисленных аттестациях, этот фактор – неспособность учителя обеспечить нормальную дисциплину на уроках – почему-то никогда не учитывается.
«У нас молодой учитель по-английскому. Все учителя говорят, что он ужасно умный, несколько языков знает. Не знаю…наши двоечники с ним вообще не считаются, Сашей называют и на «ты». Недавно так его довели, что он от нас прямо на уроке ушёл, в соседний класс, к историчке. Мы потом за ним пошли, просили вернуться на урок. Она нас отругала, что ж, мол, вы так над человеком издеваетесь…» Конечно, при проверках из РОНО, когда в классе сидят посторонние люди и другие учителя, урок идёт нормально. «Весёлые хулиганы» — тоже люди и понимают, что к чему. Но как только двери за проверяющими закрываются, всё возвращается на круги своя.
Почему такие учителя не увольняются сами? Неужели приятно так унижаться каждый день? Наверно, причины у всех разные. У кого-то нет другого выхода, кто-то, возможно, считает свою работу нормальной.
Например, на вопрос на родительском собрании, почему же вы не увольняете географичку, ведь у неё на уроках творится чёрт знает что, причём во всех классах, классный руководитель, вздохнув, отвечает: да в курсе, мы, в курсе. А что делать? Вы не знаете, какая у неё тяжёлая ситуация дома. Она к нам из области каждый день мотается. Еле на работу устроилась. Да, ситуация тяжёлая: за три года её работы, за которую государство платило ей деньги, дети не получили никаких знаний по географии. Всех жалко: и детей, и родителей, и географичку.
Учителя  не очень-то сочувствуют слабому коллеге. Но открыто об этом не говорят и никаких мер не принимают. Цеховая солидарность.
«Я думаю, не можешь держать класс – вон из школы. Нечего бесплатный цирк для детей устраивать. Ситуация, когда взрослый, как мальчик для битья у стайки подростков, и нам страшно вредит. Мне после такого урока надо минут десять их на своём уроке в чувство приводить».
Учитель ведь, по определению, должен уметь выстраивать отношения в классе, разруливать конфликты, учить детей нормальному сосуществованию в коллективе, защищать слабых и не допускать травли аутсайдеров. Но если он сам себя не может защитить, какая уж тут работа с детьми.
Такие профнепригодные учителя есть в каждой школе. Об этом знают все:  учителя, администрация, дети и родители. Знают, но деликатно молчат.
Очевидно, что эффективный образовательный процесс в школе может идти только в условиях нормальной дисциплины на уроке. Никакой хороший учебник, отличная образовательная программа, передовая методика и правильная политика государства в области образования не дадут результата в ситуации, когда дети во время занятия делают, что хотят.
Конечно, география, МХК, экономика, химия и некоторые другие предметы, на которых и встречается чаще всего такая ситуация, не являются обязательными для сдачи на ЕГЭ. Но, на мой взгляд, они необходимы для общего развития детей, для формирования нормальной личности и не менее важны, чем русский язык и математика. Ведь задача школы и состоит в формировании гармонично развитого и образованного человека. Во всяком случае, так написано в законе об образовании.
Возможно, такая ситуация неизбежна в случае, когда в школу никто работать не идёт. Но, например, в Москве, учителям довольно хорошо платят и устроиться в школу не так уж и легко, однако такие «профнепригодные» учителя работают во многих школах.

letidor.ru

5 ошибок педагогов в воспитании собственных детей

Парадокс, но профессиональные педагоги, даже большие мастера своего дела, часто испытывают трудности в воспитании собственных детей. Доктор педагогических наук и мать двоих подростков Елена Башманова (потенциальный «сапожник») размышляет, почему так происходит.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Педагогические ошибки — это нарушения профессиональных норм и правил. Они могут быть смысловыми, позиционными, технологическими, коммуникативными. Примерами педагогических ошибок могут быть: снижение оценки в ответ на нарушение дисциплины, формальное выставление тройки, перенос своих жизненных проблем на учеников, неумение выбрать и удержать правильную дистанцию в общении с учениками.

Особое место занимают ошибки педагогов в воспитании собственных детей. Одна из самых распространённых причин таких ошибок — смешение двух разных позиций: воспитателя «по рождению» и воспитателя «по профессии». Как считают специалисты, первая позиция подкреплена тесной биологической связью с ребёнком. Вторая, наоборот, подразумевает определённую дистанцию и отстранённость. У родителя-педагога эти две позиции постоянно борются между собой. Чтобы этого не происходило, рекомендуется дома «снимать» профессию, оставлять её на вешалке в прихожей, подобно плащу, и становиться просто мамой или папой.

Как заметил однажды выдающийся отечественный педагог Симон Соловейчик, педагогика — наука о воспитании «не всех детей, а только чужих». Педагог-профессионал знает педагогику управления, которая годится только для организации педагогического процесса в специально созданном учреждении и по специально разработанным стандартам, программам и планам.

Другое дело — дом и семья. Здесь невозможно воспитывать согласно стандарту, программе и плану. Из семьи, в отличие от школы, ребёнок не может никуда уйти отдохнуть

Поэтому для домашнего воспитания нужна другая педагогика — педагогика общения, предполагающая более глубокий эмоциональный контакт и заботу о психологическом комфорте детей.

Ещё одной распространённой ошибкой будет использование дома средств и методов школьной педагогики. Для их применения в стенах школы есть благоприятные условия: детский коллектив, общественное мнение, этос, дисциплина, расписание, авторитет, дистанция. А наилучшие средства семейного воспитания — любовь и доверие. Родитель любит безусловной любовью, верит в лучшее в ребёнке, ребёнок полностью доверяет родителю.

Родитель-педагог должен быть близким человеком своему ребёнку, его лучшим другом и защитником

Определённую роль в неуспешности педагога в семейном воспитании играют также эмоциональные перегрузки. Профессия педагога имеет социальную значимость, в обществе формируются большие ожидания от её представителей, государство предъявляет к ним серьёзные требования. Содержание педагогической деятельности подразумевает высокую самоотдачу, проявление заботы о других, эмпатии, альтруизма. Большое количество социальных контактов, высокая ответственность, необходимость быть всё время в «форме», следовать имиджу человека высокой нравственности и работоспособности ведут к профессиональному выгоранию. Остро нуждаясь в тишине и покое, в стенах родного дома педагог расслабляется, копит силы для профессиональных подвигов и нередко пускает воспитание собственных детей на самотек. Отдавая себя «чужим» детям, педагог упускает своих.

Однако не только попустительство, но и, наоборот, чересчур пристрастное отношение педагога к учёбе своего ребёнка может привести к проблемам. Речь идёт о свойственном многим учителям перфекционизме, стремлении всё делать идеально. Педагога-перфекциониста отличают чёрно-белое мышление, повышенная требовательность к себе и людям, постоянное сравнение своих результатов с чужими, фиксация на неудачах и ошибках. В силу профессии он знает не только как лучше, но и как достичь лучшего. Повышенная требовательность к ребёнку часто оборачивается для последнего одиночеством (не может найти друзей, отвечающих высоким требованиям родителей), невозможностью расслабиться и отдохнуть (идеальное выполнение всех без исключения дел отнимает много времени), нервными срывами (результаты надо постоянно подтверждать!).

Возможные причины неудач в воспитании педагогом своих детей:

  • Смешение педагогом позиций воспитателя «по рождению» и «по профессии», неумение отрешиться дома от профессиональных установок.
  • Формализация воспитания в семье, перенос в семейное воспитание управленческого подхода, стремление распоряжаться жизнью ребёнка.
  • Использование в домашнем воспитании средств массового воспитания, недооценка роли интимности, любви, доверия, общения.
  • Сверхнормативная самоотдача на работе и вынужденная экономия сил дома.
  • Профессионально обусловленный перфекционизм и завышенные ожидания от своих детей.

mel.fm

Правила воспитания счастливых детей от 6 великих учителей, которые открывали собственные школы

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Нелегко понять, как именно воспитывать детей, если все вокруг дают советы. Даже взгляды великих педагогов и психологов могут отличаться друг от друга. Но все-таки все альтернативные школы считают: если давать ребенку свободу и ценить его индивидуальность, он вырастет уверенным в себе и счастливым.

Вам не обязательно полностью придерживаться того или иного образовательного подхода. Мы в AdMe.ru собрали советы неравнодушных учителей и ученых. Они работали над системами воспитания, чтобы дети вырастали полноценными личностями, а семейные отношения были доверительными и крепкими.

1. Система Монтессори, создатель — Мария Монтессори

Монтессори — первая женщина в Италии, которая окончила медицинский институт. Она работала с больными детьми, которыми в то время никто не занимался. Монтессори несколько раз номинировали на Нобелевскую премию, а ее подход к воспитанию до сих пор популярен во многих странах.

Взгляды Марии Монтессори:

  • Ребенок заслуживает уважения, поэтому вежливые просьбы лучше приказного тона.
  • Не смотрите на ребенка сверху вниз — старайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
  • Сделайте малышу подходящие его росту и силам стул и стол, крючки для одежды, на которые он сам повесит свою куртку. В такой среде он будет счастлив.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Если ребенка наказывать за любой проступок, он будет чувствовать вину за все и всех.
  • Если вы поддерживаете вашего ребенка и не запрещаете ему выражать чувства, он вырастет уверенным в себе.
  • Не запрещайте ребенку помогать вам с бытовыми делами.
  • Лучше покупать игрушки не из пластика, а из натуральных материалов — кубики, модели мебели, посудку.

2. Реджио-педагогика, основоположник — Лорис Малагуцци

Итальянский психолог придумал красивую метафору: ребенок с рождения говорит «на 100 языках». То есть ребенок говорит с миром и выражает себя разными способами — через рисунки, пение, игру. Но взрослые часто пытаются заглушить 99 языков. Родителям стоит слушать ребенка и научить его использовать эти «языки» в повседневной жизни.

Основные идеи Малагуцци:

  • Не бывает неправильного ответа — бывают разные точки зрения. Не говорите ребенку, что он неправ в каком-то вопросе. Расспросите, почему он так думает, и расскажите, как можно подумать еще.
  • Перед тем как что-то объяснить, спросите у ребенка, что он уже об этом знает. Если вы будете рассказывать уже известные ему вещи, ребенок потеряет интерес и не будет слушать. Как и взрослый.
  • Задавайте больше вопросов, требующих развернутого ответа. Так ребенок будет учиться размышлять и выражать свои мысли.
  • Как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать. Например, что он хочет надеть или какого цвета рюкзак ему купить.

3. Вальдорфская педагогика, основоположник — Рудольф Штайнер

Цель вальдорфских школ — вырастить уверенного в себе человека, привить любовь к труду и открыть в ребенке творческие способности. Там не ставят оценок и не проводят контрольных, но государственные экзамены дети сдают не хуже, чем ученики обычных школ.

Идеи Рудольфа Штайнера:

  • Нет такой книги, которая научит родителей обращаться с детьми. Каждый ребенок уникален, поэтому нужно видеть и принимать особенности каждого.
  • Интересные и увлекательные истории научат ребенка гораздо лучше, чем скучные параграфы учебников.
  • Детям стоит больше времени проводить на природе: учиться наблюдать, видеть красоту и жить в гармонии с миром.
  • Простые игрушки, например деревянные кубики, лучше развивают воображение.
  • Простые ежедневные ритуалы помогают детям чувствовать себя в безопасности, а заодно учат организованности и собранности. Поэтому день можно начинать с повторения стихов и считалочек, пальчиковых игр для развития моторики.

www.adme.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о