Реджио эмилия педагогика – 6 правил воспитания по итальянской реджио-педагогике

6 правил воспитания по итальянской реджио-педагогике

Помимо вальдорфской школы и Монтессори, существуют и другие альтернативные методики образования. Например, итальянская реджио-педагогика, которая недавно появилась и у нас. Какие у неё особенности, Елене Шмараевой рассказала глава департамента детских программ Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Реджио Эмилия — город на севере Италии, где после Второй мировой войны открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили, руководствуясь совершенно новыми принципами. Теоретиком нового подхода стал педагог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других. Малагуцци придерживался мнения, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого — помочь детям использовать свои познавательные возможности. Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.

Основатель реджио-педагогики Лорис Малагуцци (справа)

1. Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза

Самое главное в реджио-педагогике: ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как другой — неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог. Мы говорим: надо не опуститься до ребёнка, а подняться до него. И это в прямом и в переносном смысле.

Как часто мы смотрим детям в глаза, разговаривая с ними? Мы всё время смотрим на ребёнка сверху, а он на нас смотрит снизу. Что он видит? Уж точно не наши глаза. Мы должны быть с ребёнком на одном уровне. Сидеть с ним на детском стуле или на полу, разговаривать, глядя ему в глаза, есть с ним — и когда мы едим, мы должны тоже находиться на одном уровне. А когда мы смотрим какое-то произведение искусства, мы, наоборот, поднимаем ребёнка на уровень картины.

2. Объяснить правила и задать вопрос

Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.

Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты — как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.

Но прежде чем объяснять и транслировать правила, да и просто о чём-то рассказывать, мы должны задать открытый вопрос. Что дети уже знают об этом?

Реджио-педагогика взяла очень много у Льва Выготского. Он говорил: мы должны понять, где, в какой точке по тому или иному вопросу ребёнок находится сейчас — и мы узнаем зону его ближайшего развития.

Поэтому наша задача, и педагогов и родителей, как можно больше задавать открытых вопросов и почти не задавать закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет». Всё-таки мы должны побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Не быть говорящей головой, а спросить. Интерес ребёнка теряется, если мы начинаем говорить то, что он уже знает.

Ирина Дворецкая в детском центре при Еврейском музее

3. Не «неправильно», а «по-другому»

«Небо красное!» — говорит ребёнок. Не спешите поправлять, ведь это даёт мотивацию подумать: а может ли быть небо красным вообще? Это может стать толчком к какому-то исследованию, к расширению знаний. Мы не должны останавливать и говорить: «Нет, так не бывает!» Надо попытаться вместе со своим ребёнком понять, когда это может быть? Возможно ли это увидеть? На самом деле я не знаю цвета, каким не может быть небо.

Однажды в детском саду ребёнок нарисовал оранжевого ежа. И реакция педагога была: «Ёжик не может быть оранжевым. Он серый, коричневатый, ещё какой-то. Но только не оранжевый». Придя на занятие в другой группе, с детьми четырёх и пяти лет, я решила задать вопрос: «Могут ли ёжики быть оранжевыми?» Такая тишина наступила сначала… И началось! Я получила больше десяти версий. Один сказал, что ёжик вымазался в глине. Другие говорили, что ёжик может быть оранжевым осенью, потому что на него упали листья. Третьи сказали: он, может быть, в подосиновиках весь. Кто-то ещё сказал, что это сказочный ёжик, «и художник нарисовал оранжевого ёжика, потому что это сказка про оранжевого ёжика». Феноменальный ответ! И был очень интересный ответ в конце: «А может быть, у ёжика была аллергия на апельсины?»

Это такая радость для детей! Понимать, что нет одного правильного ответа. Что тебе не говорят: это правильно, а это неправильно. Поэтому вводите другие термины в общении с детьми: «Это так, а это — по-другому». Это не хорошо, не плохо — это просто по-другому. Вы думаете так — ваш ребёнок думает по-другому. Это даёт почву, чтобы разговаривать: почему он так думает? Почему вы так думаете?

4. Предлагать выбор и не торопить

Целый блок в реджио-педагогике посвящён теме выбора, это очень важная вещь. Но я опять возвращаюсь к тому, что прежде чем учить детей выбору, мы должны быть готовы к этому. Мы не должны спешить — это одно из главных правил.

Потому что утром мы спешим, мы делаем бутерброд — не спрашивая, мы наливаем чай — не спрашивая. Когда мы задаём вопрос, выбор обязательно должен быть: «Ты хочешь чай с лимоном или без? Сладкий или нет?». Вы скажете: сложно, мы опоздаем в сад, мы опоздаем ещё куда-то. Но поэтому и здесь существуют некоторые правила: чем меньше ребёнок, тем меньше опций у него для выбора. Но в любом случае даже трёхлетний ребёнок может выбрать — белый или чёрный хлеб он будет есть. И сам положить на него кусочек сыра. У него выбор сегодня только в хлебе, но он у него есть.

Или выбор одежды. Родители часто утром говорят: «Мы опоздали, потому что выбирали». Но можно ввести правило и выбирать одежду для утренней прогулки или детского сада с вечера. Ребёнок может её долго выбирать или недолго — если он её выбрал с вечера. А если утром поменялась погода, а ребёнок выбрал фланелевое платье? Значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть, но тебе будет жарко. Задайте вопрос: что нужно сделать, чтобы тебе в этом не было жарко? Может быть, сменное платье положить?

Ребёнок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса

Он решил идти в этом, но у него в рюкзаке есть другая одежда. Ваши аргументы ребёнок не принял, но он понял, что есть какой-то другой путь. Это платье или рубашка может там пролежать, он ими не воспользуется, но он знает, что есть решение. И абсолютно никаких негативных эмоций.

Если придерживаться идеи о том, что выбор есть всегда, то лучше не делать порционную еду. Ребёнок с трёх лет запросто с вашей помощью может себе налить суп из ёмкости, которую вы поставите на стол. Он решит сколько и сам выберет — бульон налить или густой суп. Это для него целое приключение: не ему налили суп, сколько мама посчитала нужным, а он сам! И сразу возникает интерес к еде. Чем ребёнок старше, тем больше ситуаций, когда он делает выбор. Постепенно мы будем требовать аргументации: «Почему ты это выбрал, расскажи?»

Родители всё время путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Это не будет легко, но ребёнку потом в жизни будет легче. Он будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.

5. Учиться в любой ситуации

В реджио-педагогике есть такой принцип: нет определённого времени для получения знаний. Вот вы сидите за обеденным столом. Можно задать вопрос: как ты думаешь, из чего этот суп? У ребёнка есть опыт, и он может предполагать. Так, это оранжевый суп. Что может быть оранжевым? «А, я знаю, тыква оранжевая!» Но нет кусочков — что же сделали с этой тыквой? «А, её смололи!» Чем смололи? Комбайном или миксером — и покажите в следующий раз, как это делается.

Это даёт нам некую мотивацию делать с ребёнком проекты: ответы на вопросы, которые мы находим с помощью исследования. Например, вы читаете книгу «Где обедал воробей?». Где ещё можно понаблюдать за воробьём, где он ест на самом деле? На детской площадке не увидели — пошли в лес, в парк. Пока воробья не видно, но прилетела ворона! И мы попутно узнали, что ворона ест. Может ли воробей есть то же, что и ворона? Появляются вопросы, на которые ребёнок отвечает с помощью наблюдения. Можно расширить знания с помощью книги, фильм показать, сходить в музей.

Я ещё люблю такой термин — свидание с творчеством. Это не обязательно свидание с каким-то высоким искусством. Можно и в булочную сходить! Посмотреть, какие там булки, и подумать: а как же их пекут? Может быть, на хлебозавод съездить на экскурсию, а может, устроить дома булочную вместе с ребёнком.

Часто ребёнок получает знания, которые разложены по полочкам. Здесь — математика, здесь — рисование, здесь — язык. На самом деле это деление должно быть условным

Например, начиная учиться играть в шахматы, мы можем начать изучать клетку, горизонталь, вертикаль, ориентирование в пространстве: вправо, влево. Если мы говорим о развитии речи, то мы можем изучать согласование текста с движением, включить сюда творческую деятельность, описательную, признаки предмета.

Когда мы обсуждаем что-то, мы не говорим, хорошо это или плохо, — мы говорим о своём личном отношении. «Мне не нравится осень». Почему? А за что можно это холодное и дождливое время любить? И кто-то из детей говорит: «На самом деле так классно, что можно бегать по лужам!». А другой спорит: «Но ведь ты будешь мокрым и заболеешь!». Тогда оппонент продолжает: «Но ведь можно правильно одеться, надеть дождевик и сапоги!»

И ещё один важный момент, на который мы обращаем внимание в реджио-педагогике: информацию о чём-то ребёнок может получить не только от взрослого. Когда взрослый задаёт вопрос: «Что вы знаете об этом предмете?» — опыт кого-то из детей уже позволяет ему ответить, а другие получают знания от него, от своего сверстника. Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.

6. Фантазировать важнее, чем читать

У многих родителей главная задача — скорее научить читать и считать. На самом деле ни я, ни вы не знаем ни одного человека в своём окружении, который не мог бы этого делать. Но мы найдём очень много людей вокруг себя, которые не обладают способностью аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты, я уж не говорю о том, чтобы планировать их, создавать новые концепции. Поэтому, мне кажется, главная задача — это развитие творческого мышления. Мы пропагандируем развитие проектного мышления, потому что в проекте, не важно, какой тематики, можно и посчитать, и рассказать о признаках предмета, и зарисовать его, и сравнить.

Фантазирование, образное мышление у нас развито тем лучше, чем мы младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, если ему такое развитие не дать, то логика задавит и вряд ли мы что-то приобретём в этом смысле дальнейшем.

Не важно, кем мы будем, — логика придавила нас и мы живём. Да, логически выстроен у нас день от и до. Но где тут вкус к жизни? Где тут идеи, которые будоражат? Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

Фото: детский центр при Еврейском музее

mel.fm

Реджио педагогика, Реджио-Эмилия детский сад

Содержание статьи:

В то время как во всем мире Реджио-подход уже стоит на одном уровне с Вальдорфской школой и школой Монтессори, в России он только сейчас набирает популярность. Педагогика Реджио-Эмилия в данный момент считается одной из самых перспективных методик развития. Она используется в муниципальных садах Италии, Германии и других странах Европы, а также в частных детских садах США и Канады.

История Реджио педагогики

Реджио педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. Данную методику разрабатывал психолог Лорис Малагуцци совместно с другими родителями. В свою методику они вобрали идеи самых знаменитых психологов и педагогов того времени: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. Таким образом они пытались сконцентрировать весь мировой и самый прогрессивный опыт того времени в своем подходе. Спойлер — у них получилось.

Реджио педагогика возникла в данном регионе Италии не случайно. Он славится своей «левой» (социальной) направленностью, высоким уровнем общественной активности и гражданственности. Такая особенность региона оставляет определенный след на реджио педагогике, и помимо воспитания в ребенке личности, ставит цель воспитать в нем: демократичность, солидарность с другими людьми и социальную справедливость.

Роль педагога

Педагог не воспитывает, а ассистирует детям. Он выступает в роли равного партнера, который помогает реализовывать желания и идеи ребенка. Поэтому он активно и внимательно слушает ребенка, относится к нему с уважением и всячески стремится помочь. Педагог не учит детей готовым ответам, он побуждает их самих задаваться вопросами и искать свои собственные решения и ответы, совершать собственные открытия. На это в том числе направлен метод проектов, о которым мы поговорим ниже.

Развивающая среда Реджио

Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая богатая среда, которая состоит из:

  • Материалов (краски, бумага, ткани, проволока, природные материалы: растения, песок, глина, цветы, семена и пр.)
  • Предметов и инструментов (различные игрушки, конструкторы, музыкальные инструменты, книги, карандаши и кисточки, пуговицы, различные костюмы, увеличительные лупы и т.д.)
  • Устройств (микроскоп, компьютер, проектор, фотоаппарат и пр.)

Все это способствуют проявлению естественной любознательности и творчеству ребенка.

Пространство поделено на разные зоны: уединённые уголки, где дети могут отдохнуть от коллектива; большие комнаты, где дети проводят масштабные мероприятия; дворики, где дети гуляют и изучают окружающую среду; мастерские и т.д. Такая среда позволяет детям полностью проявлять себя: когда хочешь побыть один — достаточно пойти в конец комнаты, если хочешь поиграть или совместно исследовать мир — приходи в ее центр.

Еще одна особенность, это «пьяцца» — место встречи всех детей, где дети и взрослые встречаются с утра и обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, какие проекты сейчас создаются и какие можно начать в ближайшем времени (подробнее про проекты мы поговорим дальше). Такой ритуал очень важен, так как приучает детей обмениваться мнениями, слушать и уважать друг друга.

Пространство Реджио

Пространство в детских садах по методике реджио отличается от обычных принятых в России. Во-первых, его площадь сильно больше. Во-вторых, есть прозрачные стекла и зеркала, чтобы дети могли видеть и изучать самих себя. В-третьих, дети могут помогать готовить на кухне и даже приносить свои рецепты блюд, чтобы сготовить вместе. В-четвертых, в предметах и отделке практически не используется пластик, предпочтение отдается природным материалам.

Свобода выбора и активность

Дети исходя из своих интересов и настроения сами выбирают чем им заниматься со всем этим богатством среды. Свободно выстраивать день по своему желанию и проводить его, как самостоятельно, так и совместно с другими детьми или педагогами.

Они могут выражать себя и изучать мир на «сотнях языках» (сотнями способов). Например, через лепку, рисование, изучение с помощью увеличительного стекла, через чтение книг, игры с детьми и т.д. Именно свобода самовыражаться многими способами, является ключевым в реджио подходе. Выше вы могли увидеть изображение с камнями, на ней детям предоставлены способы наблюдать камень не только в жизни держа его в руке, но и средства разглядывать его через увеличительное стекло, изучать его через книги, зарисовывать его, записывать свои идеи и мысли и т.д. Ребенку дается «сто способов» познания и проявления себя.

Как говорил Малагуцци — «Что бы выразить себя, у ребенка есть 100 языков, но 99 у него отбирают взрослые, оставляя только речь». Поэтому главная задача взрослого — не запрещать детям, а помогать им использовать свои познавательные и творческие способности, оставляя инициативу за самим ребенком. Ведь ребенок по природе своей любопытен и активен с самого рождения, он сам творец своей личности и своих способностей.

Проектная работа

Особое место в реджио педагогике занимает проектная работа. Тема работы определяется спонтанно, исходя из вопросов и интересов детей на данный момент, и обсуждается каждое утро во время сбора всей группы. Также темы могут рождаться в играх и разговорах детей, зачем педагоги следят. Проект может длиться разное время, от несколько часов и дней до года. Он может остановиться и снова возобновиться, его можно прекратить раньше времени. Важен не столько итоговый результат (итоговый плакат), сколько сам процесс познания и творения. В проект может включаться вся группа детей или ее часть, но также его можно делать в одиночку. Важно, что педагог не раздает указания и задания детям, он включен в проект наравне с детьми, и с этого положения может иногда ненавязчиво управлять ходом процесса.

Приведем один из примеров таких проектов, который родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети знакомились с жизнью льва через видеофильмы и рассказы, изучали каменную статую льва на площади, лепили и создавали его из разных материалов. Окончательный рисунок в виде плаката со львом поражал своей красотой. Чтобы прийти к такому результату, детям пришлось пройти длинный путь познания и проб.

Фиксация обучения

Важной частью реджио является документирование процесса. Разговоры, обсуждения, ход мышления и действия детей часто записываются на фото и видео, а стадии работы фиксируются педагогами. Результаты деятельности детей с описанием процесса и достижениями вывешиваются на стендах и в самих классах, чтобы дети и родители могли всегда вернуться к интересной теме. Также для каждого ребенка создается свой архив с фотографиями, рисунками, поделками, записями разговоров и т.д. Такая документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, и осознать результат и его ценность.

Итог

Реджио-подход — это системная методика, которая затрагивает все сферы развития ребенка. Она наделяет ребенка такой свободой и выбором, которые не может предоставить ни одна другая методика. Реджио-педагогика позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в 21 веке. Из всех современных методик, мы считаем, что Реджио-подход, является наиболее оптимальным для развития ребенка.

Этих же взглядов придерживаемся и мы, команда Progressio. Отражение Реджио подхода вы можете найти в наших принципах развития детей для родителей.

Методика Реджио полностью отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»:

 

progressio.me

Реджио Эмилия: система воспитания по-итальянски

Майя Ишметова, психолог портала «Я-родитель»

Реджио-педагогика — это воспитание детей, которое основывается на нескольких принципах:

  • ребенок заслуживает уважения;
  • он может сам контролировать свое развитие, выбирая то, что интересно;
  • детей нельзя ограничивать в движении, когда они познают мир;
  • у детей должен быть выбор способов и путей самовыражения.

Многие родители, не зная о реджио-педагогике, используют ее принципы, поэтому говорить о специальном внедрении их в семейное воспитание не приходится, при желании можно просто взять этот процесс под наблюдение, добавляя и обновляя его.  

Например, у ребенка развивается тот или иной навык, и родители создают комфортные условия для его формирования: при желании лазать — организация такого уголка в доме; при интересе к звездному небу — «астрономическая» прогулка с наблюдением за звездами и изучением созвездий, а затем зарисовка их.

Возможность вместе мастерить и творчески самовыражаться — это хорошая семейная практика, знакомая многим родителям.

Следуя принципам реджио-педагогики, можно выделить несколько правил общения с ребенком:

  • объяснять правила и задавать вопросы;
  • предлагая выбор, не торопить;
  • всегда учиться чему-либо, в любой ситуации;
  • поощрять и учить аргументировать, размышлять, придумывать, фантазировать.

Интерес детей к окружающему миру и происходящим процессам — движущая сила развития детей и лучшая мотивация — стимулируется при помощи вовремя задаваемых вопросов, ответы на которые ребенок ищет сам, формируя собственный взгляд на этот вопрос. Именно так появляются новые нестандартные идеи в пределах правил, с которыми обязательно нужно знакомить ребенка. Побуждая сына или дочь мыслить, не стоит задавать им вопросы, требующие односложного ответа.

Предлагая ребенку выбор одежды, еды, развлечений, вы учите его прислушиваться к себе, интересоваться своими желаниями и потребностями. Отмечая последствия своего выбора, ребенок учится ответственности.

В реджио-педагогике существует принцип: для получения знаний нет определенного места и времени. Где бы вы не находились — на прогулке, за столом, в пути — можно найти объект для обсуждения и исследования: дерево, хлеб, трамвай или поезд.

Придумывать и фантазировать лучше в младшем возрасте, потому что чем старше ребенок, тем чаще он мыслит логически. И если творческое начало не развивать, то в дальнейшем ребенку будет сложно креативить, ища выход из сложной ситуации.

Реджио-подход считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития — стремление ребенка познавать и исследовать, выражать себя сотнями способов закладывается в раннем возрасте. Задача родителей — создавать условия для этого. 

medaboutme.ru

Педагогика Реджио Эмилии

Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их.

Философия среды и отношений

«Reggio Emilia» – это не теория воспитания, не методика и не модель, которую можно легко перенести в любой садик. Это скорее опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран.

Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере, Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др.

Инновационный подход к образованию Reggio Emilia базируется на следующих принципах:
• Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения.
• Дети могут контролировать свое обучение и развитие.
• Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая. Во всем этом их нельзя ограничивать.
• Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.
• У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа)

Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Творчество можно стимулировать, поддерживая когнитивные, аффективные, имагинативные (связанные с воображением) процессы и интерперсональную (межличностную) коммуникацию.

Такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транспорта, типографии, супермаркета). Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее.

Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего — важнейший принцип Реджио Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.

Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это
    огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т. п.)
    предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты),
    разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно.

    Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно.

    Ребенок не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок — не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.

    В Реджио Эмилия верят в способности каждого ребенка и доверяют ему.

    Задача взрослого — помочь ребенку выразить свои, безусловно ценные, представления о мире и запомнить, что он испытал. Поэтому нужно уметь так разговаривать с детьми, чтобы заинтересовать их содержанием деятельности, вызвать вопросы. Детям дают столько времени заниматься одной и той же темой, пока не угаснет их интерес.

    Взрослый для ребенка — не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться. Он не дает прямых ответов на вопросы, но открывает путь к ответам. Он создает условия для работы, но не влияет на качество результата непосредственно. Чтобы понимать развивающегося ребенка, воспитателям и другому персоналу приходится постоянно развиваться самим.

Коллективная творческая деятельность
Ключевым компонентом нового подхода стали исследования или проекты. Но Reggio Emilia – больше чем просто проектно-ориентированный подход. Эта педагогика неотделима от места, в котором возникла (Италия, город Редджио Эмилиа), поэтому не так-то просто перенести дизайн и уникальную среду, в которой растут итальянские детишки на нашу почву. Зато можно попытаться оценить подобное отношение к детям как к творцам,

Дети в Reggio Emilia не сидят за партами, на ковре, в кругу. А если и сидят, то не для того, чтобы повторять за учительницей. Дети здесь – соавторы, и, более того, инициаторы большинства проектов. От их предложений отталкиваются при создании программы обучения. Все проекты, которые получаются в результате деятельности детей и взрослых записываются на видео, аудио, фотографируются и описываются в дневниках, чтобы посмотреть на эти работы могли родители и все заинтересованные лица. О детях здесь думают, как об  уникальных существах, способных обучаться невероятными темпами и творить. Важна и ценна, прежде всего, интеллектуальная и творческая деятельность детей. А документация и отчеты о проектах позволяют как детям, так и взрослым поразмышлять впоследствии над тем, что они сделали. Reggio Emilia  – это место для совместных опытов и открытый. Детей не пичкают готовыми знаниями и это ключевой принцип подхода.

Идеологи Реджио Эмилия считают, что наблюдение, слушание и творческий акт — существенные источники познания. Получение знания — постоянный процесс обогащения личности ощущениями и информацией. Взгляд, собственный угол зрения всегда субъективны, неполны. Накопление разных взглядов и обмен взглядами позволяет объективировать знание. Взрослый, заново глядящий на мир вместе с детьми, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием. Если то, что прожито, оставляет «следы», то к этому можно вернуться, по-новому осмыслить прошедшее, а если обсуждать это с другими, то и еще большему научиться.

Чтению, письму и счету специально не обучают, но использование букв и цифр, компьютера, иконографии, различных способов измерения всячески поощряется, и детей не поправляют.

Еще одна черта садов Reggio Emilia – «ателье». Это пространства, которые снабжены разнообразными материалами для поделок, которые находятся в свободном доступе. Это могут быть кисточки, краски, пластилин, глина, ракушки, веточки, шерсть, бумага, камни. Ателье – место, где ребенок может выразить себя.

Воспитатели тоже необычные. Их роль отличается от традиционной. Они не источник знаний, не ролевая модель, а соавторы детей. В процессе они учатся, их подход также эволюционирует. Они постоянно развиваются, и это развитие включает посещение семинаров, лекций, курсов по керамике или искусству, музыке, драме. Их главная роль  — быть терпеливыми наблюдателями и соучастниками детских проектов. Учителя задают вопросы детям, которые стимулируют малышей искать свои ответы. В подобной деятельности всегда есть элемент спонтанности.

Родители  тоже активно участвуют в развитии детей, причем, не только своих, но и других тоже. Они тоже своего рода воспитатели в этом детском саду. Учителя, которых в Reggio называют pedadogista, рассматривают родителей как первых и главных воспитателей своих детей.  Родители осведомлены о любых изменениях в программе, более того, они участники, соавторы этой программы обучения.  Те родители, которые выбрали подход Reggio Emilia, применяют его принципы и дома. Это можете сделать и вы!


www.goroddetstva.ru

что это такое и почему она столь популярна

Реджио-педагогика – своего рода философия воспитания, возникшая в послевоенной Италии и спустя несколько десятилетий получившая признание во всем мире. Мы расскажем о том, что лежало у ее истоков и чем детские сады, использующие реджио-педагогику, отличаются от обычных.

История реджио-педагогики

Создатель реджио-педагогики – итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци (1920–1994). Он вырос в небольшом городе на севере Италии, который позже стал местом его педагогических экспериментов – Реджио Эмилия. В военные годы Малагуцци работает в школе, а позже, получив ученую степень по педагогике, в муниципальной психологической медицинской консультации для детей с ограниченными возможностями. А в начале шестидесятых вместе с администрацией и активными жителями Реджио Эмилии начинает создание уникальной для своего времени сети детских дошкольных учреждений для детей от трех до шести лет. Среди тех, кто повлиял на взгляды Малагуцци, были его знаменитая соотечественница Мария Монтессори и выдающийся советский психолог Лев Выготский. 

Новые дошкольные учреждения имели подчеркнуто светский характер и статус муниципальных (большинство учебных заведений для дошкольников в Италии в то время были либо католическими, либо частными). Финансирование состояло из бюджетных средств и платы, которую вносили родители (ее размер зависел от доходов семьи). Несмотря на это, мест не хватало. Детей принимали по конкурсу, делая исключение для детей-инвалидов и детей из неполных семей: для Малагуцци и его сторонников была очень важна идея безусловного права ребенка на воспитание и образование – независимо от его происхождения, социального статуса семьи или каких-то физических ограничений. 

В 1970 году по инициативе работающих горожанок появились и учреждения для детей младшего возраста – в них принимали с трехмесячного возраста. А в 1991 году Newsweek назвала подход Малагуцци и Реджио Эмилии лучшим в мире. Эта публикации пробудила интерес к нему в США и других странах. Начинает она использоваться и в России. А на родине реджио-педагогики созданы фонд Reggio Children и Международный центр имени Лориса Малагуцци.   

У ребенка сто языков

Малагуцци не разработал конкретных методик работы с детьми, его подход – это скорее философия. Ярко и лаконично он выразил ее в своем знаменитом стихотворении – своего рода педагогической декларации. «У ребенка сто языков», – говорится в ней. Ребенок – не tabula rasa, не пустой сосуд и тем более не что-то, что надо переделать. Способы восприятия, познания, самовыражения, доступные ребенку, бесконечно разнообразны. Но обычная педагогика не стремится раскрыть этот потенциал: «У ребенка сто языков, но у него крадут девяносто девять». Это разнообразие не признается в мире взрослых, которые хотят сделать из ребенка лишь еще одно подобие самих себя, лишить его того, что в нем заложено. «Школа и культура отделяют голову от тела», то есть учат мыслить и чувствовать в узких заданных рамках. Даже «любить и удивляться» ребенка учат по расписанию – «на Рождество и на Пасху».   

Педагог – это помощник

Чтобы этого избежать, реджио-педагогика предлагает помогать ребенку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования.  

Это почти партнерство: педагог относится к маленькому человеку со вниманием и уважением, поощряет его задавать вопросы и не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать; не торопит, не смотрит на него свысока.

Учебных планов в этих детских садах нет: все дети разные, а значит, написать такой план не получится. Обучающая помощь педагога должна определяться сегодняшними интересами и потребностями каждого ребенка. Объектом совместного изучения в детских садах становятся природные и социальные явления, предметы, созданные человеком и т. д. Едва ли не любая ситуация может быть педагогической, то есть давать повод к познанию, размышлению и поиску. 

Вот как об этом рассказала Newsweek: «Лука, ему 4 года, приклеил настоящие листья к дереву на своей картине. Он выбрал один листик из корзины высушенных растений и цветов. “Ты заметил, что лист выглядит по-разному сзади и спереди?” – спросил его учитель, показывая ему разную фактуру и прожилки. Лука изучил обе стороны, прежде чем решить, какая из них лучше всего подходит для его картины». 

Такой подход требует от педагога постоянного профессионального развития, и на это сотрудникам детских садов отводят специальное время. Воспитатели вместе обсуждают происходящее, работают с педагогом-куратором, обмениваются опытом с коллегами из других городов.    

Научить может даже мусор

Из этого принципа вытекает еще одна особенность. Реджио-педагогика большое значение придает обучающим возможностям среды, которая окружает ребенка. Классы детских садов называют третьим учителем. Чтобы ребенок проявил интерес к природе, технике или искусству, у него должна быть такая возможность. Поэтому в классах можно увидеть самые разные инструменты и материалы: краски, глину, песок, разные сорта бумаги, дерево, картон, засушенные растения, семена, карандаши и ручки, нитки, проволоку, пуговицы, ленты, гипс, камни, перья, винтики, фольгу… и даже простой мусор. Сторонники реджио-педагогики считают, что обычные вещи могут научить ребенка большему, чем «специальные» игрушки. Общими усилиями детей и педагогов все это разнообразие содержится в порядке. 

Внимание уделяется и помещениям, в которых находятся дети. Классы должны создавать чувство защищенности, давать возможность для уединения и в то же время – для игр и занятий. В них есть плоскости разного уровня, уголки и домики, шкафчики и ящики, а еще много зеркал. Особая творческая зона называется ателье, а за все, связанное с творчеством, отвечает отдельный сотрудник – художник-ательерист.

Наконец, в отличие от вальдорфских детских садов, воспитанников не ограждают от современных технологий. Под присмотром взрослых они могут поработать с микроскопом, фотоаппаратом, ноутбуком, проектором и т. д. 

Общение и сотрудничество

Реджио-педагогика родилась из движения активных жителей коммуны, или, по определению Newsweek, женщин, которые построили новую школу на оставленных войной обломках. С самого начала родители участвовали в работе новых детских садов. А сами детские сады выходили на улицы города, чтобы показать детям, как он живет, и привлечь новых сторонников. 

Так происходит и сегодня. Родители не просто «сдают» ребенка педагогам, но и сами проводят время с детьми и участвуют в их занятиях. А дети не сидят в четырех стенах: они ходят в музеи, на экскурсии (в том числе на работу к родителям), приобщаются к происходящему в городе. 

В классах большое значение имеет работа в группах: детей учат прислушиваться к мнению других, аргументировать свою позицию и вместе делать общее дело. Само дело, или проект, как правило, возникает спонтанно. Один ребенок находит себе новое интересное занятие и с помощью педагога увлекает других; а иногда детям предлагают вместе решить какую-то практическую проблему, возникшую в детском саду. При этом важен не результат, а процесс, который дает новые возможности для познания и развития. 

Наблюдение и документация

В детских садах, работающих по принципам реджио-педагогики, не используются стандартизированные системы контроля. Дети не проходят тестирований, уровень их развития и знаний не оценивается по единым критериям. В то же время все, что происходит на занятиях, подробно документируется: педагоги делают записи, сохраняют детские поделки и рисунки, собирают фото и видео. Это позволяет педагогам, с одной стороны, отслеживать личные результаты каждого ребенка, с другой – постоянно учиться, анализируя собранный материал. По-новому оценить свой опыт, вернуться к нему через некоторое время могут и дети. К тому же важен сам факт записи: дети видят, что взрослые прислушиваются к ним и серьезно относятся к их словам и поступкам. 

Критика

Реджио-педагогику критиковали по большей части не за какие-то теоретические положения или практические приемы. Сомнения у критиков вызывала сама возможность повторить уникальный опыт коммуны Реджио Эмилия в иных условиях. Даже менее богатые регионы Италии не смогли бы позволить себе нечто подобное в шестидесятые годы (и даже много позже). А после того как идеи Лориса Малагуцци стали известны в мире, встал вопрос об их применимости в другой национальной культурной среде. В какой-то степени эти опасения оказались напрасными: детские учреждения подобного рода уже созданы в десятках стран в Европе, Америке, Азии и Африке. Создано международное объединение – Reggio Children’s International Network; проводятся исследования о том, как работает реджио-педагогика в мультикультурной среде.

А главное, самые общие принципы реджио-педагогики – уважение к ребенку, внимание к его интересам и потребностям – разделяют очень многие родители и педагоги по всему миру, даже те, кто никогда о ней не слышал. 

activityedu.ru

О Реджио-подходе с самого начала — Реджио-педагогика дома

В русскоязычной среде нет единого названия для подхода, известного в мире как Reggio Emilia approach. Есть несколько вариантов: Реджио-педагогика, Реджио-подход, подход Реджио Эмилия.

Этот подход возник в итальянской области Эмилия-Романья и активно используется в местных детских садах и школах. Колыбель Реджио-педагогики — областной центр Реджио Эмилия. Отсюда и название, хотя школ и детских садов, «вдохновлённых Реджио», множество во всем мире, далеко за пределами Италии

В 1991 году Реджио-подход в педагогике был признан лучшим для детских дошкольных учреждений. Он основан на особом уважительном отношении к ребёнку, развивающем диалоге с ним и вере в его возможности.

Особенности Реджио-подхода

Этот перечень позаимствован из книги «Bringing Reggio Emilia home» Луизы Бойд Кадвелл.

Ребёнок — главный герой процесса обучения (наравне с родителями и учителями).

«Дети сильны, богаты и способны, все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения», — говорил создатель подхода Лорис Малагуцци.

Взрослые в Реджио верят: ребёнок вполне способен направлять и контролировать собственное обучение и развитие (а задача взрослого — поддержать и подбодрить). На английском языке этот принцип называется «child-led education».

Обучение сотрудничеству

Дети не изолированы в процессе обучения: они обязательно взаимодействуют со своей семьёй, другими детьми, учителями и обществом. Обучение в Реджио делает акцент на взаимодействии и сотрудничестве (поэтому важная форма работы в Реджио-садах — работа в малых группах)

Сто языков ребёнка

Детей в школах и садах Реджио учат представлять свои идеи и мысли разными способами. В известном стихотворении Лориса Малагуцци говорится,что у ребёнка есть 100 языков, чтобы выразить себя, но школа часто отбирает 99 языков самовыражения, оставляя только язык слов. Вот некоторые другие способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства:

  • движение
  • рисунок
  • живопись
  • конструирование
  • лепка
  • театральные постановки
  • театр теней
  • создание коллажей
  • музыка

В распоряжении детей множество материалов. С их помощью дети передают то, что они знают, понимают, чувствуют и придумывают, что удивляет, что вызывает вопросы. В результате образ мыслей ребёнка становится «видимым» — и для него, и для окружающих!

Ребёнок состоит из сотни.
У ребёнка сто языков,
сто рук, сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто, всегда сто
способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать,
сто миров,чтобы совершать открытия,
сто миров,чтобы делать изобретения,
сто миров,чтобы мечтать.
У ребёнка сто
(и ещё сто, сто, сто) языков,
но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребёнок говорит:
сотня здесь.

Лорис Малагуцци

Развивающая среда — третий учитель

Реджио-педагогику иногда называют педагогикой пространства. Почему? Пространство ребёнка всегда хорошо продумано. Разнообразные материалы разложены красиво и со смыслом, у каждого уголка есть своё назначение. В Реджио-пространстве царит естественный порядок: его ценят и поддерживают и взрослые, и дети.

Особая роль взрослого

Ребёнок в Реджио-педагогике руководит своим обучением, но взрослый в Реджио не становится скучающим наблюдателем или «обслуживающим персоналом». Учитель — партнёр, воспитатель и проводник. Он поощряет исследование разных тем, помогает в работе над детскими проектами и поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.

Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям.

Совместное исследование

Дети становятся исследователями, изучая интересные им темы, наблюдая за явлениями окружающего мира. Взрослый подключается к детскому исследованию и активно участвует, старается оценить со стороны свой вклад и свою роль, обсудить происходящее с единомышленниками. Это тоже исследование…

«Документация»

Словом «документация» в Реджио педагогике называется любовное, внимательное фиксирование процесса обучения:

  • комментарии взрослых (цели детского исследования или проекта, ход работы)
  • записи детской речи (комментарии (дети объясняют, чем сейчас заняты), диалоги, обсуждения, интересные фразы, гипотезы)
  • фотографии
  • видео
  • готовые детские работы

Все материалы заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.

Документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее. Она показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность!

Взрослый, ведущий документацию, старается отмечать не собственные мысли и догадки, а то, что действительно говорят (или показывают невербально) дети.

Это очень важно — не объяснять и не оценивать слова и жесты, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности! В Реджио-подходе аудио- или видеозаписи часто пересматриваются, обсуждаются вместе с детьми.

История возникновения Реджио-подхода

Биография Лориса Малагуцци

Лорис Малагуцци родился 23 февраля 1920 года в итальянском городе Корреджо (север Италии). Когда ему было три года, семья переехала в город Реджио Эмилия, находившийся неподалёку (отец Лориса получил работу на местной железнодорожной станции).

Во время войны Лорис работал учителем — преподавал сначала в начальной школе в Солоньо, деревушке в Апеннинах, а позже в начальной и средней школах в родном городе Реджио. В 1944 году он женился (его единственный сын Антонио впоследствии стал архитектором).

В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики в университете Урбино и стал принимать активное участие в движении по созданию в послевоенной Италии новых школ и детских садов. Он также участвовал в открытии первой народной школы в городе Вилла Челла в окрестностях Реджио.

Это оказалось началом долгой истории, вдохновляющей учителей и родителей по всему миру. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио Эмилия, работающих по новым педагогическим принципам.

«Для строительства у нас был танк, несколько грузовиков и лошади»

В 50-е годы в Италии было очень активным движение родителей и педагогов-новаторов. Люди верили, что можно изменить мир, изменить общество и не допустить повторения ужасов войны, начав с изменения судеб детей…

Первую народную школу в городе Вилла Челла строили сами местные жители — по ночам и по воскресеньям. Как вспоминал Лорис Малагуцци, из строительной техники у них был «танк, несколько грузовиков и лошади».

Школа открылась, а вместе с ней — ещё семь в соседних городках. Именно тогда Малагуцци рискнул оставить работу в государственной средней школе, где проработал 7 лет.
Он прошёл курс по психологии и начал работать в городском муниципальном центре для детей со сложностями в обучении, а по вечерам преподавал в маленьких народных школах, созданных родителями.

Вскоре оказалось, что новые ученики с трудом понимают итальянский, говорят только на местном диалекте, а учителя полны энтузиазма, но совершенно не представляют, что именно от них требуется в новых условиях…

«Мы понимали, что нашего образования не хватает, что нам, как и нашим ученикам, нужно многому научиться… Мы были полны воодушевления и страха одновременно. И тут нам на помощь пришла простая вдохновляющая мысль: мы подумали, что узнать что-то важное о детях и для детей мы можем от самих детей!»

Учителя народных школ старались не только учить детей, но и учиться у них, поощрять любознательность и любопытство, относиться к своим ученикам тепло и с уважением, постоянно расти.

Школа «Робинзон»

В 1963 году в Реджио открылась первая официальная муниципальная школа, не зависящая от государства (60 учеников, две классных комнаты). Она носила говорящее имя «Робинзон». Такие школы были в новинку, и набрать 60 детей оказалось непросто. К тому же через 3 года деревянное здание школы сгорело, и все пришлось начинать заново.

Горожане настороженно наблюдали за новой школой, и тогда учителя решили раз в неделю «переезжать» в город. Они садились в грузовик вместе с детьми и необходимыми школьными принадлежностями и устраивали занятия на открытом воздухе: на площади, в парках, под колоннадой муниципального театра. Дети были счастливы. Люди наблюдали за происходящим, удивлялись и задавали много вопросов.

Некоторые проекты школы были очень масштабными. Один из них был посвящён Робинзону Крузо. Перед детьми и взрослыми стояла задача воссоздать характер и приключения героя. Все вместе они читали и пересказывали книгу Даниэля Дефо, рисовали, лепили и работали с деревом. Был построен корабль, изображены море, остров и пещера, сделаны инструменты Робинзона. Получилась долгая и зрелищная история. На следующий год подобный проект был посвящён Пиноккио.

Наконец, после долгой борьбы, в 1967 году народные школы перешли в ведение муниципалитета. В 1968 году таких классов было 12, а в 1980 — уже 58, в 22 школьных зданиях. Начинание получило поддержку!

Официальное признание

В 70-е годы у школ Реджио появилось множество друзей. Один из них — известный итальянский писатель и поэт Джанни Родари, посвятивший свою книгу «Грамматика фантазии» городу Реджио и живущим в нём детям. В 1971 году в Реджио прошла встреча учителей, на которую вместо 200 участников приехало 900! Именно тогда была опубликована первая книга о новом подходе — «Опыт новой школы для маленьких детей» («Experiences for a New School for Young Children», 1971).

Опыт маленького городка Реджио и его муниципальных школ и садиков привлекал все больше внимания, и сейчас по всему миру открыто множество учебных заведений, вдохновлённых Реджио-подходом. Кстати, время показало, что педагогика Реджио замечательно применяется и дома, в семье, независимо от того, ходит ли ребёнок в садик и в какой именно.

Это фрагмент интервью, взятого в муниципальной Реджио-школе «Диана».

— Интеллект, который рождается в ребёнке, — что это для вас? Чудо, радость, удивление, тайна или закономерный результат поиска, поощрения, одобрения со стороны взрослого?

— Интеллект, разумность ребёнка — это по-прежнему то, во что нам следует верить! Верить, что ребёнок действительно разумен и может сам выстраивать процесс познания. Если мы готовы это принять, наши отношения с ребёнком заметно меняются!

Наш способ выражать мысли, наша школа приспосабливаются к ребёнку, а тот непрестанно «поставляет» нам новые запросы, темы для проверки и исследования. Страсть к познанию мобилизует всю личность ребёнка! Дети рождаются исследователями.

Когда мы вместе с детьми изучаем что-то новое, ищем возможность улучшить наши взаимоотношения, рождается удивительное взаимопонимание между взрослым и ребёнком. Но это не всё! Такое сотрудничество создаёт ось познания, подпитывает ум ребёнка, расширяет его видение мира: он замечает новые взаимосвязи (между понятиями, предметами, событиями…), становится способным к взаимодействию, диалогу, исследованию, поиску. Мне кажется, в этом смысл и главная сила того, что мы называем интеллектом.

reggiofamily.com

Методическая разработка: Система Реджио Эмиля

Реджио-педагогика. Импульсы из Италии.

Термином «реджо-педагогика» принято называть концепцию и практические методы работы коммунальных детских садов в северо-итальянском городе Реджо-Эмилия. Всемирно реджо-педагогика считается самым амбициозным направлением элементарной педагогики, а в 1991 году группа экспертов определила этот педагогический подход как наилучший метод работы для детских дошкольных учреждений. В том же году, по мнению американского еженедельника «Newsweek», детские садики Реджо были признаны лучшими в мире. С целью международного обмена опытом между педагогами и исследователями, в 1994 году был создан Фонд «Дети Реджо».С тех пор реформаторские начинания Реджо получили всемирное распространение.В том числе и в Германии.

Главным идейным вдохновителем и основателем реджо-педагогики был Лорис Малагуцци, на протяжении многих лет руководивший в Реджо- Эмилия городскими детскими садами, и скончавшийся в 1994 году. «Провокатор в вопросах детства»,-таковым считал себя Лорис Малагуцци на протяжении всей своей жизни. «Провокаторы лишают граждан покоя, баламутят и указывают на недостатки. Так и дети- не дают нам покоя своми проблемами, но прежде всего своими способностями и своей поэзией». (Лорис Малагуцци,цит. Драйер 1994,стр.168)

Малагуцци стремился связать воедино: ребенка, его семью и его окружение — то, что в детских садах было обычно разобщено. Ценральное положение реджо-педагогики — право ребенка на воспитание и образование, независимо от его физических данных, социального и общественного положения. Важнейшие принципы:

воспитание демократии
воспитание социальной справедливости
воспитание солидарности

Появление такой педагогики и таких детских садов именно в городе Реджо -Эмилиа не случайно. Традиционно управляемый «левыми» регион Эмилья Романья славится в Италии не только своим высоким уровнем жизни, но и своей хорошо налаженой работой органов государственного управления, а жители региона всегда выступали за высокую степень гражданнственности и участие населения в решении общественных проблем. Детское воспитание считается там делом не частным, а общественным.

В течение последних десятилетий детские сады и ясли Реджо-Эмилиа стали для педагогов своеобразными святынями, местом чуда, восторга и вдохновения, подобно флорентийским Уффициям для любителей искусств.

Кто осмотрится хоть пару дней в одном из детсадиков Реджо, поговорит с воспитателями и детьми, тот получит совершенно новое представление о том, каким может быть детский сад, и на что способны дети, если конкретно и всеобъемлюще стимулировать их творческие силы.

В Реджо все измеряется иначе. Не в принятом и в привычном смысле действующих на сегодняшний день теорий и практик раннего воспитания. В Германии, в большинстве случаев, детей опекают в более или менее уютных «протранствах», в лучшем случае, с прилагающейся к ним песочницей. По немецким устоявшимся понятиям, воспитатель — это человек, предназначенный на пару часов освободить родителей от присмотра за ребенком, и при этом сделать это времяпрепровождение, по возможности, приятным для детей . То,что делают реджо-воспитатели, дело более интеллектуальное и претенциозное. «Мы ассистируем детям, мы не воспитываем их…»,- так описывают реджо-педагоги свою работу. Немалую часть времени воститатели уделяют тому, что бы досконально задокументировать разговоры и поступки детей, письменно, а так же при помощи фото- или видеокамеры. Затем наблюдения обсуждаются и интерпретируются в кругу коллег. Какие темы занимают детей в настоящий момент? Почему определенные идеи заинтересовали их, а другие- нет? Как помочь ребенку в реализации и развитии задуманного им пректа?

Работа над проектом играет в реджо-педагогике центральную роль. Зачастую проекты рождаются в играх и разговорах, и базируются на подлинных интересах детей. Темы проектов исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город. Один проект может длиться сколь угодно долго — от нескольких часов до целого года. Важен сам процесс, а не конечный продукт.

Важный элемент реджо-педагогики при работе над проектом — документация происходящего процесса посредством больших настенных плакатов («говорящие стены») или посредством ведения журнала. Через документирование происходящего, процесс обретает структуру, а дети — признание, отзыв и повод вспомнить самих себя.

Для развития восприятия, самовосприятия, общения и эксперементальных возможностей необходимы так же и архитектурные предпосылки. Поэтому «третьим воститателем» по реджо-педагогике считаются помещения детского сада. Они дают детям чувство защищенности ( групповые комнаты с зоной возможного уединения) и в тоже время призывают к активности (ателье, комнаты для подвижных игр, мастерские, сцены). Так же особенно характерны зеркала различных форм, костюмерные, театр теней, почтовые ящики, проекторы и лайтбоксы.Это провоцирует детей познать и признать свое телесное «Я», попробовать себя в других ролях, вступать в общение , исследовать окружающий мир вещей и явлений, их подлинную структуру. Если в большинстве детских садов игрушки «детские», но в основном бессмысленные, то в реджо-детсадиках есть просто все необходимое для полного самовыражения ребенка, прежде всего — материалы и инструменты: проволока, глина, дерево, гипс, краски и бумага различных видов, а так же винтики, шурупы, шлифовальная бумага, пилы, кисти, ножницы. Потому как у детей, по убеждению реджо-педагогов, не один, а сто языков, на которых они думают, исследуют, рассказывают собственные истории. «Что бы вырызить себя, у ребенка есть 100 языков, но 99 у него отбирают взрослые.» Кто сводит только на словесный уровень общение с детьми, тот не поймет никогда, как формируется их познание мира.

Реджо-педагогика — это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией -творец самого себя, конструктор своей личности,-так полагает реджо-педагогика. Ребенок-силен, богат, могуч и сведущ,- так говорят реджо-воспитатели. И разве может быть самовоспитание чем-то иным, как не искусством сохранения и поощрения этой силы и богатства?

Реджио педагогика

ПЕДАГОГИКА РЕДЖИО ЭМИЛИЯ

Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их. 

Такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транспорта, типографии, супермаркета). Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее.

Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего — важнейший принцип Реджио Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.

Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере, Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др.

Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Творчество можно стимулировать, поддерживая когнитивные, аффективные, имагинативные (связанные с воображением) процессы и интерперсональную (межличностную) коммуникацию.

Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это

  • огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т. п.)
  • предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.),
  • разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. 

Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. 

не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок — не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.

В Реджио Эмилия верят в способности каждого ребенка и доверяют ему.

Задача взрослого — помочь ребенку выразить свои, безусловно ценные, представления о мире и запомнить, что он испытал. Поэтому нужно уметь так разговаривать с детьми, чтобы заинтересовать их содержанием деятельности, вызвать вопросы. Детям дают столько времени заниматься одной и той же темой, пока не угаснет их интерес. 

Взрослый для ребенка — не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться. Он не дает прямых ответов на вопросы, но открывает путь к ответам. Он создает условия для работы, но не влияет на качество результата непосредственно. Чтобы понимать развивающегося ребенка, воспитателям и другому персоналу приходится постоянно развиваться самим. 

Большинство посетителей Реджио Эмилия восхищается необыкновенными художественными поделками и рисунками детей, выполненными в самых разных техниках и из разных материалов. Так, глаза могут быть слеплены из глины, дома — из проволоки и т.д. Символом педагогики стала огромная зебра, нарисованная детьми. Несмотря на внешнее изобилие, искусство, которым занимаются все и всегда, не является целью работы, и художниками становится не больше выпускников, чем в обычном детском саду. Это только один из тех самых ста языков, на которых ребенок рассказывает об окружающем мире. Кроме искусства предлагаются и разнообразные другие виды деятельности — занятия компьютером, игры, конструирование и т. п. Взрослые стараются чинить сломанное, а не выбрасывать. 

В помещениях находится много всяких предметов, поверхностей, материалов, форм, зеркал, выступов и т.п., так, что все это можно исследовать, трогать, щупать, играть, понимая, как ты сам двигаешься и как действуешь в этом пространстве. 

Рисуя, дети лучше познают то, что они изображают, потому что рисунком они могут рассказать то, что знают. Изображение — мощный интеллектуальный и эмоциональный процесс. Эта простая идея лежит в основе организации работы художника. Чтобы исследовать, нужно сравнивать, находить сходство и различие, добиваться получения как можно большего количества информации об объекте разными способами. 

Идеологи Реджио Эмилия считают, что наблюдение, слушание и творческий акт — существенные источники познания. Получение знания — постоянный процесс обогащения личности ощущениями и информацией. Взгляд, собственный угол зрения всегда субъективны, неполны. Накопление разных взглядов и обмен взглядами позволяет объективировать знание. Взрослый, заново глядящий на мир вместе с детьми, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием. Если то, что прожито, оставляет «следы», то к этому можно вернуться, по-новому осмыслить прошедшее, а если обсуждать это с другими, то и еще большему научиться. 

Чтению, письму и счету специально не обучают, но использование букв и цифр, компьютера, иконографии, различных способов измерения всячески поощряется, и детей не поправляют. 

В Реджио Эмилия говорят, что любое представление о действительности у каждого свое, непохожее на других; индивидуально возникают гипотезы о действительности, а затем они перепроверяются, отбрасываются или уточняются. Магазины детской одежды, популярные журналы, образ младенца Христа, психоаналитические представления о влиянии детских впечатлений на формирование личности, роль женщины как матери — все это влияет на общественное мнение, на ожидания взрослых в отношении своего ребенка и чужих детей. Семья делает политический, экономический и социальный выбор, а на самом деле следовало бы заниматься подлинными проблемами ребенка. Ребенок, по мнению специалистов Реджио Эмилия, с самого начала — богатый, сильный, компетентный, не обязательно вписывающийся в ту схему, которая задана общественными ожиданиями. Ребенок открыт для нового, которое он хочет познать, в отличие от взрослого. Ребенок не требует ответа на все вопросы сразу, он способен постоянно достраивать картину мира. Ребенок конструирует для себя уникальную систему своих собственных прав.

nsportal.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *