Делаем уроки вместе – Делаем уроки вместе

Вы делаете уроки вместе с ребенком? Мифы и реальность

Редактор Мамсила

Страшный сон любой матери: рабочий день окончен, вроде как даже с домашними делами удалось справиться, но еще уроки. Родительские форумы, чаты и социальные сети переполнены “криком души”: “ничего не учит сам”, “пока не заставишь, делать ничего не будет”, “вчера опять до двух часов ночи учили математику”, “когда же это закончится?”. И так с первого до выпускного класса. Добавьте сюда поделки, рефераты, домашнюю выпечку, сбор макулатуры — есть от чего впасть в отчаяние. Не хочется обесценивать весь этот титанический труд родителей, но как давно вы задавали себе вопрос — зачем вы это делаете? Давайте попробуем хотя бы временно оставить эмоции и посмотреть вглубь себя — совпадают ли истинные и скрытые мотивы этого такого мучительного для вас и для ребенка процесса?

Мы говорим: я не могу не делать уроки вместе с ребенком, потому что ему ничего не интересно, он не записывает задания, ему (ей) ведь совершенно все равно — какие завтра будут оценки, он ничего не записывает, может часами сидеть и ничего не делать. На уме одни игры и развлечения. Предыдущее поколение родителей обычно заканчивало эту мысль фразой — “будешь двоечником, всю жизнь будешь улицы мести”. 

В реальности мы имеем в виду: я хочу быть хорошей матерью. Ведь в обратном случае меня будут осуждать учителя, другие родители, мои родственники. Это осуждение будет разъедать меня изнутри, портить мне жизнь, и ради этого я готова делать уроки не просто вместе с ребенком, а даже вместо него. 

Как изменить эту модель: 

для начала напишите на самой большой поверхности в своем доме — уроки это сфера ответственности только самого ребенка. Ведь не заставляете вы его думать о том, заплачены ли коммунальные, или напоминать вам, что завтра пора сдать отчет. Будьте твердыми в своем решении — “уроки делаешь сам, я могу помочь, только если ты попросишь. Помочь, но не делать вместо тебя. Плохие оценки — только твоя ответственность. Если мы с отцом плохо делаем свою работу — нас лишают зарплаты, если ты плохо учишься — ты не едешь с нами в путешествие, не получаешь новый телефон, перестаешь получать карманные деньги”. В начале будет очень тяжело: если вы не приучали ребенка с малолетства самого нести ответственность за свои поступки, мнимая вседозволенность ударит ему в голову. Посыпятся двойки, может даже прогулы, выговоры преподавателей. Скандалами делу не поможешь, просто стойте на своем — учеба твоя главная обязанность. И если ты ее плохо выполняешь, мы как твои родители конечно обязаны дать тебе жилье, еду, лечение, безопасность, но не больше… И да, вы будете очень плохой, может быть очень долго, и для ребенка, и для родственников, и для учителей… Но разве так не более честно?

Мы говорим: если я не буду помогать детям с уроками, они никогда не сделают карьеру, не поступят в институт, не смогут заработать себе на достойную жизнь. 

В реальности мы имеем в виду: я очень хочу, чтобы дети реализовали то, что мне не удалось, закрыли мои гештальты, поэтому я делаю учебу и карьеру одним из главных фетишей в их жизни. 

Как изменить эту модель: вы не можете построить карьеру, да и в целом жизнь ребенка вместо него самого. Это главное, что вам нужно запомнить. Максимум, что вы можете — это показать ему самые разные стороны жизни: страны, увлечения, хобби, науки, иностранные языки. Чем он (или она) заинтересуется — предсказать никогда нельзя. Предлагайте искренне и помогите, если ребенок чем-то заинтересовался. И да, никаких стереотипов: девочка может всерьез заняться боксом, а мальчик — балетом. Поддержите их в этом, даже если радикально отличается от того, чего бы вам хотелось. Это не ваша жизнь, а вашего ребенка! И еще один весьма неожиданный момент — быть отличником в школе отнюдь не значит, что ваш ребенок сделает успешную карьеру. А быть карьеристом, даже успешным, не всегда значит быть счастливым. Не хотите вспомнить, с чего началось движение хиппи в Америке? Да-да, с того, что молодежь не хотела больше платить своей жизнью за стандартный комплект — дом, машина, тихая, спокойная пенсия, а захотела жить здесь и сейчас. Значит, последовательность такова: в начале показать максимальный выбор, в чем ваш ребенок мог бы себя найти, потом поддержать в его выборе, может быть даже в его исканиях и смене планов. И принять то, каким ваш ребенок станет по собственному желанию. И да, он не обязательно станет Стивом Джобсом! Или станет?

Мы говорим: ради того, чтобы заниматься с ребенком уроками, возить его на кружки, я все бросила — работу, друзей, развлечения. Ведь #яжемать. 

В реальности мы имеем в виду: я боюсь выбраться из этой стандартной модели поведения, потому что тогда придется признаться в реальных причинах — почему я бросила карьеру или никогда не пыталась ее строить, почему перестала общаться с друзьями и не строю свою собственную жизнь. И ответы на эти вопросы могут быть очень неприятными для нас самих. 

Как изменить эту модель: хорошие психологи говорят — “будем ли мы строить карьеру, или посвятим себя семье, все равно нашим детям будет, о чем говорить со своим психоаналитиком”. Задайте себе вопрос — вы погрузились в занятия с детьми, потому что вам это реально интересно? Или, потому что на вас давят родственники, или муж? Или вы боитесь выбраться в другой мир, где придется бороться за место под солнцем в профессиональном сообществе, одновременно с этим организуя работу няни и домработницы? Или сами страшно не хотите учиться и развиваться, и потому решили закрыться в домашнем мире? Звучит жестоко, но, если вы не ответите самой себе совершенно честно на эти вопросы, вы рискуете сделать своего ребенка заложником собственного желания быть кому-то нужной. 

Конечно, мы проговорили достаточно жесткие, и может быть даже жестокие вещи. Возможно, многие из вас с ними не согласятся. И, конечно, у каждой из вас есть свое видение — делать или нет уроки вместе с ребенком. Но сможете ли вы всю жизнь все жизненные уроки делать — нет, не вместЕ, а вместО — своих детей? И когда им исполнится 18, 25, 35, 40 и больше, не пожалуетесь ли вы сами, что ваши дети инфантильны и не способны сами устроить свою жизнь? А начинается все с таких обычных уроков…

Автор: руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom Максим Сундалов

Релевантные ссылки

mamsila.ru

Как делать уроки с ребенком: вместе или врозь?

Как только ребенок идет в школу, многие мамы понимают: в некоторой мере им тоже придется еще раз пройти все 10 классов обучения и много чего вспомнить. Ведь домашние задания никто не отменял и их придется делать вместе с ребенком. По крайней мере, в первые годы обучения. Однако все мы знаем, что самое лучшее – когда ученики сами делают домашнее задание. Таким образом, они лучше запоминают информацию и начинают приносить домой пятерки.

Читайте также: 7 простых действий, которые помогут ребенку прийти в школу в хорошем настроении

Как правильно учить уроки с ребенком?

Если вы тоже сомневаетесь в том, стоит ли просиживать над учебниками ребенка все вечера, спешим развеять ваши сомнения и отвечаем: НЕТ, такого делать ни в коем случае не нужно. Конечно, поначалу вам придется через это пройти, чтобы попросту научить первоклассника как выполнять домашнее задание. Но со временем (идеально с 3 класса) вы должны научить его самостоятельно справляться со всеми уроками, заданными в школе. Как это сделать, читайте ниже.

  1. Приучите ребенка к определенному графику.
    Чтобы ученик научился выполнять домашние задания вовремя, с 1 класса выработайте у него привычку садиться за уроки в одно и то же время. Пока ребенок мал, психологи советуют разрешать ему немного погулять после школы во дворе, чтобы он отдохнул и затем принялся за уроки со свежей головой. Наиболее подходящий для этого промежуток времени – с 15 до 18 часов. Однако если у вас по каким-то причинам не удается следовать подобным рекомендациям, установите свой собственный режим отдыха и выполнения домашних заданий. Главная задача здесь – научить ребенка тому, что он сначала должен сделать все важные дела, а уж затем играться и смотреть мультики или телепередачи.
  2. Делайте уроки ВМЕСТЕ с ним, но не ВМЕСТО него. Основанная ошибка многих родителей – выполнение домашнего задания вместо ребенка. Никогда не решайте задачи собственными силами. Заставьте ученика подумать и найти собственное решение. Если оно неправильно, укажите на ошибку и пусть дальше думает сам, пока не найдет правильный ответ. Таким образом, он будет знать, что мама (папа, бабушка и проч. родственники) не будет вместо него делать домашнее задание, а потому он вправе рассчитывать только на собственные силы.
  3. Хвалите и за хорошие и за плохие оценки. Все мы помним и знаем, что в школьной программе порой бывают легкие и сложные предметы. Кому-то новые знания даются просто, а кому-то – сложно. По этой причине у разных школьников наблюдается разная успеваемость и разные пристрастия в выборе любимых предметов. Если ваш ребенок старался выполнить домашнее задание и принес «5» — похвалите его за старания. Но если оказалось, что он, несмотря на все приложенные усилия, не понял предмет и выполнил задачу совершенно неверно, из-за чего заслужил «3» — все равно похвалите. Негативный опыт – это тоже опыт, который учит нас тому, как не нужно делать.
  4. Как только ребенок станет старше, уменьшите контроль над выполнением домашнего задания. Если ваш ребенок перешел учиться в средние или старшие классы, и его успеваемость вполне нормальная, незачем постоянно сидеть над ним и контролировать каждый его шаг. К такому возрасту у него уже выработались собственные привычки и методы решения разнообразных задач. Поэтому вам надо научиться верить ему на слово, когда он говорит, что все сделал.

Впрочем, если успеваемость очень низкая, последний совет использовать не стоит. Как только вы заметили, что какой-то предмет «идет очень туго», поинтересуйтесь у старшеклассника, что послужило этому причиной. И если он попросту не понимает его, либо не хочет делать домашние задания, постарайтесь его заинтересовать в их выполнении с помощью подходящей мотивации. Это может быть возможность посещать во внеурочное время любимую спортивную секцию, прогулки с друзьями либо еще что-то в этом роде.

В любом случае помните, что в школе учится именно ваш ребенок, а не вы сами. И знания нужны в первую очередь ему. Объясните ему, зачем он учит тот или иной предмет и что его ждет в жизни, если он станет двоечником без разносторонних знаний за плечами.

Читайте также

Опубликовано: 21.03.2016

1290 дети, психология, школа

dolio.ru

Делаем уроки вместе | Artpesok.ru

Пространство для школьников 1 — 5-х классов. Выполнение письменных школьных заданий под руководством педагога.

«Сделать уроки? Легко!»

Ритм жизни в современном мире можно очень ёмко охарактеризовать двумя словами — «дела» и «спешка». Очень часто родители, занятые работой, бизнесом, делами, задумываются о том, где и с кем оставить своего ребенка после школы. Помимо присмотра за ребенком каждый день встает вопрос подготовки домашних заданий. Зачастую подготовка уроков затягивается до позднего вечера и сопровождается нежеланием и негативными эмоциями.

Но школьная система живет по своим законам и правилам — только ежедневное повторение пройденного в классе в рамках выполнения домашних заданий позволяет ребенку закрепить материал и усвоить необходимые знания. Чем качественнее выполнена домашняя работа, тем выше готовность ученика к овладению новыми навыками и усвоению нового материала и тем выше эффективность всего процесса обучения в целом.

Детский клуб «Артпесок» в новом учебном году предлагает родителям учащихся 1 — 5-х классов оптимальным образом решить проблему подготовки письменных школьных заданий — отдать ребенка на курс «Делаем уроки вместе» с профессиональным педагогом.

Пространство «Делаем уроки вместе» работает с понедельника по пятницу с 14.00 час. до 17.00 час. Ребенок может приходить и уходить в любое время в рамках указанного временного диапазона.

На занятиях осуществляется подготовка только письменных домашних заданий. С детьми работает один педагог. Ребенок самостоятельно на черновике выполняет домашнее задание. Затем выполненную работу проверяет педагог и вместе с ребенком разбирают моменты, вызвавшие затруднения. После этого ребенок выполняет задание в учебной тетради «на чистовую».

В случае, если все уроки сделаны, но родители могут забрать ребенка лишь по окончанию занятий в 17.00 час., ребенок может остаться в клубе и поучаствовать в различной деятельности. Помещения клуба оборудованы игрушками и дидактическими материалами для самостоятельной игры детей разных возрастов. За детьми в таком случае присматривает администратор клуба.

Также в рамках подготовки домашних заданий по мере необходимости педагог проводит динамические паузы и перерывы, чтобы поддержать работоспособность ребят и избежать утомления.

В зависимости от предполагаемого времени нахождения в клубе дети могут брать с собой еду для легкого перекуса или полноценного полдника — в «Артпеске» оборудована кухня, где ребенок может спокойно покушать. Подогреть и налить горячий напиток, разогреть еду детям поможет администратор клуба.

Плюсы подготовки школьного домашнего задания вне дома:

  • Ребенок повторяет пройденное и выполняет домашнее задание в специально организованной обучающей среде вместе с другими детьми, что задает верный настрой на продуктивную деятельность;
  • Ребенок знает, что время, отведенное на подготовку домашнего задания, ограничено. Он учится распределять время и усилия в зависимости от количества заданных уроков;
  • Процесс подготовки заданий сопровождает профессиональный педагог, который может помочь детям по всем предметам и разделам школьной программы. Проверка правильности выполнения задания учителем до написания «на чистовую» является гарантией качественной подготовки уроков и хороших отметок;
  • Родители могут быть спокойны — ребенок в течение отведенного времени находится под присмотром, и до 17.00 час. у него уже выполнены все письменные уроки. А, следовательно, в оставшееся время нужно только сделать устные задания, если такие имеются, и можно посвятить вечер совместному досугу, отдыху и прогулкам!

Детский клуб «Артпесок» ждет ваших детей и их домашние задания! Сделать уроки? Легко!

Занятия проходят с понедельника по пятницу.

  •  Дети могут находиться в клубе с 14.00 час. до 17.00 час., по вашему желанию.
  •  Максимальное количество детей на 1 занятии – до 8 человек.
  •  Длительность курса: сентябрь-май.

Записаться

artpesok.ru

Статья на тему: Делаем уроки вместе с ребенком

Делаем уроки вместе с ребенком.

Какие правила следует знать родителям, чтобы помочь ребенку, а не навредить.

ГБОУ ЦДК учитель-дефектолог Ануфриева Л.В.

Будьте рядом, но не стойте над душой.

В первом классе ребенок привык делать уроки под присмотром взрослых. Но чем старше он становится, тем больше самостоятельности нужно ему предоставлять: усадив малыша за уроки, на полчаса оставьте его наедине с примерами и упражнениями. Пусть напишет на черновик, а вы проверите.                                                        

Важно!  Ребенок должен понимать, что вы относитесь к его учебе так же серьезно, как и раньше, просто теперь вы ему больше доверяете.

Сначала хвалите, потом делайте замечания.

Проверяя домашнее задание, помните, ваша задача – не поставить оценку, а помочь ребенку освоить учебный материал. Сначала найдите, за что его можно похвалить. А потом обратите внимание на его ошибки. Пусть сам попробует их найти и исправить. Если ребенок делает что-то не так, не спешите его ругать. То, что вам   просто и понятно, для него пока кажется трудным и непреодолимым.                                

Важно!  Ребенок не должен бояться сделать ошибку. Пусть его девизом станет фраза: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Не повышайте голос и не обзывайтесь.

Даже если домашняя работа сделана из рук вон плохо, это не повод кричать и оскорблять ребенка. В конце концов можно все переписать или исправить неточности. Но не заставляйте малыша переписывать домашнее задание многократно. Это подорвет и ваш авторитет, и его интерес к школе и учению. Проверяйте уроки спокойно, не раздражаясь. Делайте замечания в необидном тоне, лучше с юмором

Важно!  Ребенок должен чувствовать, что вы не сердитесь на него, а стараетесь помочь. Криком вы формируете в нем комплекс неполноценности.

Умейте объяснить материал.

С каждым годом для проверки уроков требуется все больше знаний. Так что, если чувствуете себя неуверенно в тех или иных науках, заранее прочитайте школьный учебник – вы должны всегда идти на шаг впереди ученика, чтобы в любой момент прийти ему на помощь.

Важно!  Ваша общая цель – не столько хорошая оценка, сколько обретение новых знаний. Ребенок должен видеть, что и вы постоянно чему-то учитесь, читаете, интересуетесь новым.

Уважаемые родители! 

Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую оценку или неаккуратно выполненное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить ваши родительские уроки.

nsportal.ru

Делаем уроки вместе

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует, когда твой ребенок только пошел в школу. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, также неправы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» — и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Итак, с чего начать? Попробуем по порядку ответить на эти вопросы.

  1. Подготовьте рабочее место.
  2. Если у ребенка есть своя комната – это здорово, если нет – это не проблема, свободный уголок можно найти всегда. На столе не должно быть ничего лишнего: карандаш, ручка, тетрадь, книга, черновик и настольная лампа. Последнее обязательно, чтобы ребенок не “клевал” носом в тетрадку, контролируйте осанку.
  3. Ваше присутствие
  4. во время выполнения д\з необходимо с первых дней, потом это будет становиться менее необходимым. В наше время загруженность родителей очень большая, свободного времени мало, поэтому своё свободное время хочется провести с пользой для себя, но, поверьте моему личному опыту, это в дальнейшем окупится втройне.
  5. Дайте возможность
  6. сыну или дочери самим решить, с какого предмета начнете выполнять д\з (будет повод побеседовать, почему именно “грамота”, а не “математика”).
  7. Звонок учителю
  8. . Знать имя, отчество классного руководителя и номер домашнего телефона желательно. Не стесняйтесь звонить, спрашивать, уточнять детали, необходимые при выполнении д\з. Например, как лучше выучить состав чисел, как правильно разбирать условие задачи и т.д. Да и просто звонить и интересоваться школьными делами своего ребенка лишним не будет.
  9. Учим наизусть.
  10. Мы столкнулись с такой проблемой: то сын легко и быстро запоминает слова на казахском языке или просто учим стихотворение, то мы можем потратить целый вечер на заучивание, а результата нет. Потом я обратила внимание, что именно после 19-30 часов все наши усилия становятся тщетными, не приносят результата. Значит нужно учить раньше, а что делать, если не успели? На помощь пришла книга С.Соловейчика “Ученье с увлечением”. Автор рекомендует, как один из вариантов, выполнять д\з утром. Подъём в 6-00 часов и вперёд! Мы занимаемся с 9-00 часов, поэтому можем позволить себе встать в 7 часов и всё выучить. Теперь эта проблема решена: если не успели вечером, то утром обязательно исправим недочеты. Но помните – вечером нужно лечь спать пораньше.
  11. Книги в помощь.
  12. В книжных магазинах продается большое количество нужной, познавательной, интересной литературы для детей и их родителей, но, к сожалению, не всегда родители интересуются этим (особенно в сельской местности). Зря! Как помогают эти книги! Есть ещё один вариант – это Интернет. Сколько книг, словарей, энциклопедий, учебных пособий, рабочих тетрадей мы скачиваем там. И всё, что нужно, — доступ к сети и принтер (для распечатки заданий). Это очень удобно и времени много не занимает.
  13. “Спокойствие, только спокойствие!
  14. ” К сожалению, без криков и слёз (как сына, так и моих) не обошлось. Поэтому терпение, уважаемые родители, еще раз терпение. Это очень важно для нашего первоклассника. Каюсь, срывалась и я. Накричу, а потом сама себя ругаю: “Так нельзя, это не правильно”. Потом с сыном решили, как только чувствуем, что нарастает чувство раздражения – объявляем перерыв 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы успокоиться и продолжить работу. Но если всё-таки вы не сдержались и накричали на ребенка, а потом понимаете, что неправы – извинитесь перед ним. Извиняться не стыдно, тем самым мы показываем ребенку, что нужно уметь признавать свои ошибки и с уважением относиться к людям.
  15. “Дайте мне инструкцию!”.
  16. Не всегда ребенок понимает, что от него требуется при выполнении д\з или как выполнить простое задание, например, начертить отрезок. Разбивайте задание на простые понятные части. Что сделаем сначала? Что будем делать потом? В данном случае с отрезком, сначала обозначим начальную точку, затем приставим линейку, держим линейку двумя пальчиками, чтобы она не сдвинулась с места. Затем отмечаем другую точку и только потом проводим линию Всё отрезок готов!
  17. Заслуженная награда
  18. . Ребенок должен получать поощрение за свой труд. Вы можете это делать в конце каждой четверти или в конце учебного года - решаете только вы сами, каким и когда будет поощрение: чаепитие, поездка в парк развлечений, поход всей семьёй и т.д.

P.S. Сейчас мой сын учится во втором классе, справляется с учебой успешно, и моё участие при подготовке д\з с каждым днём все меньше и меньше. Он справляется сам. Но, если что, мама рядом…

urok.1sept.ru

Делаем уроки вместе. Или нет?

Ваш школьник вернулся домой, получив первое в своей жизни домашнее задание. Как и положено, он пообедал, отдохнул. И вот собирается приступить к выполнению уроков. Где должны находиться вы в этот момент? Надо ли помогать ребенку, контролировать его? Будем разбираться.


Назад к статьям

Делаем уроки вместе. Или нет?

Содержание

Домашняя работа – это элемент школьной жизни, который с первого класса и на долгие годы прочно входит в ежедневный график ученика. Со временем задания становятся объемнее и требуют все больше умственных усилий и временных затрат. Поэтому важно с самого начала сформировать у ребенка правильное отношение к домашней работе, выработать грамотный подход.


Попробуем обозначить основные моменты, которые могут в этом помочь

Рабочее время

Ребенок не должен садиться за уроки сразу, как только вернулся из школы. Ему требуется время, чтобы переварить впечатления дня, поделиться ими с родителями, просто отдохнуть. Идеальным временем для домашней работы считается период с 15 до 18 часов.

Рабочее место

Желательно, чтобы в течение первых школьных лет ребенок делал домашнюю работу в одном и том же месте, за одним и тем же столом. Таким образом у него создается «момент переключения»: если я сел за стол, то я сел работать, а не развлекаться. Поначалу родители сами должны следить за тем, чтобы все «инструменты» на этом столе были в порядке: канцелярские принадлежности, тетради и черновики, необходимые книги и учебники. Но постепенно эту роль берет на себя ученик. В какой-то момент можно начать просить ребенка проверить, все ли в порядке, всего ли хватает. Такие приготовления нужны, чтобы не отвлекаться во время работы.

Рабочая атмосфера

Когда школьник (особенно младший школьник) выполняет домашнее задание, все возможные внешние отвлекающие факторы должны быть исключены. Работающий телевизор, включенное радио, разговаривающие по телефону родственники – все это будет мешать ребенку, он не сможет сосредоточиться.

Порядок работы

Оптимальным вариантом выполнения уроков дома считается путь от простого к сложному. Но лучше все же ориентироваться на возможности и пожелания самого ребенка. Если психологически ему проще сразу разобраться с самым трудным заданием, не надо его переучивать. Важным моментом в домашней работе является возможность делать перерывы. А для младших школьников это еще и необходимость, поскольку им тяжело долго концентрироваться на одном деле.

Место и роль родителей

Вот мы и подошли к центральному вопросу этой статьи. И ответом будет твердое «нет». Мамы и папы не должны делать уроки вместе с ребенком, если это означает все время сидеть рядом с ним, заглядывая ему в тетрадь, контролировать, как он выписывает каждую букву и цифру, ругать ученика за допущенные ошибки. Когда первоклассник выполняет домашнее задание, у родителей должны быть две функции: первая – контролирующая. Но контролирующая – не значит надзирающая. Нужно просто присматривать за ребенком, чтобы он не отвлекался надолго от работы, не затягивал умышленно перерывы. Вторая функция – «скорая помощь». Малыш должен знать, что если у него что-то не получается, он чего-то не понимает, то мама или папа всегда будут рядом, чтобы поддержать его. Но, помогая ребенку делать уроки, родители не должны делать их за него. Наводящие вопросы, поясняющие картинки, дополнительное проговаривание правил – вот что требуется от взрослых, а не готовое решение. Родители должны быть рядом, наблюдая, но не навязываясь. Ведь ребенку очень важно ощутить радость от самостоятельно решенной задачи.

tenoten-deti.ru

Делаем уроки вместе


Какая роль отводится маме в выполнении ребенком домашнего задания? Должна ли она присутствовать и помогать или только проверять результат? А может, стоит доверять своим детям и всю ответственность за «дэзэ» возлагать на них?

Итак, начнем с первоклашек. Присутствовать при выполнении малышом домашнего задания нужно обязательно – это будет для него хорошей мотивацией. Кроме того, у ребенка появится уверенность, что все получится. В первом классе как таковых уроков еще не задают, но часто дома приходится дописывать рядочки букв, которые дети не успевают написать во время уроков. Первые три года мамино присутствие очень важно, пусть даже при условии, что она будет заниматься своими делами, присматривая за ребенком и подбадривая его. Для первоклашки вообще очень важно показать маме свои достижения в тетради и продемонстрировать новые навыки. В средних классах можно уже ограничиться проверкой домашнего задания. При этом достаточно спросить: «Какие именно задания ты сделал?» Внятный ответ на вопрос будет говорить о том, что каким-то образом он уроки сделал, а вы покажете ребенку, что доверяете ему.

Во многих школах уроки делаются с учителем в группе продленного дня. В таком случае необязательно проверять уроки дома, если вы доверяете авторитету учителя. Но это не значит, что вы должны полностью отстраниться от школьных дел. Каждый день спрашивайте, что интересного было в школе, что нового он узнал на уроках, проверяйте дневник, иногда интересуйтесь у учителей успехами вашего ребенка. Даже в старших классах неплохо было бы периодически интересоваться школьной жизнью своего отпрыска. Если же школа полного дня, в которой уроки проходят и после обеда, не стоит перегружать ребенка дома – отложите домашнее задание на выходные.

Основные правила

1. Как бы маме ни хотелось выполнить задания за ребенка в целях экономии времени, он должен делать их сам. Даже если у малыша не выходят те же рядочки букв, самое большее, что может сделать мама – помочь, взявшись при этом за колпачок ручки, но никак не водя рукой ребенка. Можно показать, как решать задачу, но не считать за него. При этом укажите на ошибку, но не говорите правильный ответ. Лишь в исключительных случаях, когда дело касается труда или рисования (при условии, что ваше чадо до сих пор не обнаружило к этому никаких способностей), можно сделать работу за него. Но лишь в его присутствии и при его участии!

2. Делайте перерывы. Дольше 40 минут ребенку любого возраста тяжело удерживать внимание, поэтому необходимо делать перерывы по 10-15 минут на какое-нибудь физически активное занятие. Если малыш устал, начал вертеться, перестал слушать, в занятиях тоже нужно сделать небольшой перерыв, несмотря на то что время еще не пришло.

3. Во время выполнения домашнего задания не должна играть музыка, а в соседней комнате громко работать телевизор. Если ребенок часто отвлекается, необходимо его «возвращать», указывая на то, что вы делаете в данный момент: «Мы делаем математику», «Мы занимаемся чтением».

4. Выполняйте сначала письменные задания, потом устные (на выполнение устных требуется больше времени). При этом сочинением нужно заниматься в последнюю очередь.

5. С первого класса следите за тем, чтобы уроки выполнялись в одно и то же время. Так вырабатывается рефлекс, и больше вероятности, что в старших классах ребенок не будет отлынивать от учебы.

6. Критикуйте не ребенка, а действие. Фразы: «Ты бездарь», «Ты не умеешь», «Ты безнадежен», «Ты будешь работать дворником» неприемлемы. Лучше сказать: «Ты сегодня очень неаккуратно написал, стыдно читать».

7. Обязательно хвалите даже при незначительных изменениях в лучшую сторону. В любом возрасте похвала стимулирует к развитию.

А если ребенок не может выполнить задание, а родитель настолько позабыл школьную программу, что не в состоянии ему помочь? Существует несколько путей:

1. Честно признайтесь в этом – ваш авторитет не пострадает.

2. Возьмите книжку и почитайте. Если вам станет ясно, вы можете дать почитать ребенку, чтобы он понял, как сделать задание.

3. Позвоните знакомым, у которых дети учатся в школе, предложите ребенку позвонить одноклассникам и попросить помочь.

4. Посоветуйте ребенку перед уроком или за день (если уроки делаются не на завтра) попросить учителя объяснить решение.

К сожалению, современная программа обучения в большинстве школ преподносится в такой форме, что детям скучно учиться и, соответственно, делать уроки. Приобретите дополнительную литературу, с помощью которой можно показать ребенку, как может быть интересен изучаемый предмет. Для младших классов это могут быть книжки вроде «Занимательной математики» со сказками, стихами и ролевыми играми, а для старших – энциклопедии по разным предметам.

Консультировала психотерапевт, психолог общеобразовательной школы № 20 г. Киева Людмила Баталина.

izhgo.org.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о