Альтернативная школа нарышкиной – Альтернативная школа Е.А. Нарышкиной — М.А Стрекаловой

Альтернативная школа Е.А.Нарышкиной — М.А. Стрекаловой (Ленская) 🎓 — отзывы, телефон, адрес и время работы мастер-класса в Москве

🎓  Адрес, телефон мастер-класса «Альтернативная школа Е.А.Нарышкиной — М.А. Стрекаловой».

Закажите услугу, уточните цену в Альтернативная школа Е.А.Нарышкиной — М.А. Стрекаловой и ближайших мастер-классах

Отправьте запрос — получите все предложения на почту:

Наща школа для детей, в которой создана образовательная среда, построенная на вдохновении, любознательности, творчестве и игре.

Мы стараемся поддерживать всю информацию о «Альтернативная школа Е.А.Нарышкиной — М.А. Стрекаловой» в актуальном состоянии. Если вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста, исправьте ее.

hipdir.com

достойный аналог или посягательство на устои?

МоскваСанкт-ПетербургАлтайский крайБарнаул, Алтайский крайАлейск, Алтайский крайБийск, Алтайский крайБелокуриха, Алтайский крайРубцовск, Алтайский крайНовоалтайск, Алтайский крайКамень-на-Оби, Алтайский крайСлавгород, Алтайский крайЗаринск, Алтайский крайЯровое, Алтайский крайГорняк, Алтайский крайЗмеиногорск, Алтайский крайАмурская областьБлаговещенск, Амурская областьШимановск, Амурская областьСвободный, Амурская областьРайчихинск, Амурская областьЗея, Амурская областьТында, Амурская областьСковородино, Амурская областьЗавитинск, Амурская областьАрхангельская областьНоводвинск, Архангельская областьСеверодвинск, Архангельская областьАрхангельск, Архангельская областьКоряжма, Архангельская областьШенкурск, Архангельская областьОнега, Архангельская областьНяндома, Архангельская областьМезень, Архангельская областьКотлас, Архангельская областьСольвычегодск, Архангельская областьКаргополь, Архангельская областьВельск, Архангельская областьАстраханская областьЗнаменск, Астраханская областьХарабали, Астраханская областьНариманов, Астраханская областьКамызяк, Астраханская областьАхтубинск, Астраханская областьАстрахань, Астраханская областьБелгородская областьБелгород, Белгородская областьСтарый Оскол, Белгородская областьШебекино, Белгородская областьГубкин, Белгородская областьСтроитель, Белгородская областьНовый Оскол, Белгородская областьБирюч, Белгородская областьКороча, Белгородская областьГрайворон, Белгородская областьВалуйки, Белгородская областьАлексеевка, Белгородская областьБрянская областьБрянск, Брянская областьКлинцы, Брянская областьСельцо, Брянская областьНовозыбков, Брянская областьУнеча, Брянская областьТрубчевск, Брянская областьСураж, Брянская областьСтародуб, Брянская областьСевск, Брянская областьПочеп, Брянская областьМглин, Брянская областьКарачев, Брянская областьЗлынка, Брянская областьЖуковка, Брянская областьДятьково, Брянская областьФокино, Брянская областьЧеченская РеспубликаГрозный, Чеченская РеспубликаАргун, Чеченская РеспубликаШали, Чеченская РеспубликаУрус-Мартан, Чеченская РеспубликаГудермес, Чеченская РеспубликаЧелябинская областьЧелябинск, Челябинская областьВерхний Уфалей, Челябинская областьЗлатоуст, Челябинская областьКарабаш, Челябинская областьКопейск, Челябинская областьКыштым, Челябинская областьМагнитогорск, Челябинская областьМиасс, Челябинская областьУсть-Катав, Челябинская областьТрехгорный, Челябинская областьСнежинск, Челябинская областьЮжноуральск, Челябинская областьТроицк, Челябинская областьЧебаркуль, Челябинская областьКоркино, Челябинская областьЕманжелинск, Челябинская областьПласт, Челябинская областьНязепетровск, Челябинская областьКуса, Челябинская областьВерхнеуральск, Челябинская областьБакал, Челябинская областьСатка, Челябинская областьКасли, Челябинская областьЮрюзань, Челябинская областьКатав-Ивановск, Челябинская областьКарталы, Челябинская областьМиньяр, Челябинская областьСим, Челябинская областьАша, Челябинская областьЧукотский автономный округАнадырь, Чукотский автономный округБилибино, Чукотский автономный округПевек, Чукотский автономный округЧувашская РеспубликаЧебоксары, Чувашская РеспубликаКанаш, Чувашская РеспубликаАлатырь, Чувашская РеспубликаШумерля, Чувашская РеспубликаНовочебоксарск, Чувашская РеспубликаЯдрин, Чувашская РеспубликаЦивильск, Чувашская РеспубликаМариинский Посад, Чувашская РеспубликаКозловка, Чувашская РеспубликаЕврейская автономная областьБиробиджан, Еврейская автономная областьОблучье, Еврейская автономная областьХабаровский крайХабаровск, Хабаровский крайНиколаевск-на-Амуре, Хабаровский крайКомсомольск-на-Амуре, Хабаровский крайСоветская Гавань, Хабаровский крайБикин, Хабаровский крайАмурск, Хабаровский крайВяземский, Хабаровский крайХанты-Мансийский автономный округКогалым, Ханты-Мансийский автономный округЛангепас, Ханты-Мансийский автономный округМегион, Ханты-Мансийский автономный округХанты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округПыть-Ях, Ханты-Мансийский автономный округНягань, Ханты-Мансийский автономный округУрай, Ханты-Мансийский автономный округСургут, Ханты-Мансийский автономный округПокачи, Ханты-Мансийский автономный округБелоярский, Ханты-Мансийский автономный округЮгорск, Ханты-Мансийский автономный округНефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округНижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округЛянтор, Ханты-Мансийский автономный округСоветский, Ханты-Мансийский автономный округИркутская областьСаянск, Иркутская областьАнгарск, Иркутская областьИркутск, Иркутская областьБратск, Иркутская областьБодайбо, Иркутская областьЗима, Иркутская областьУсолье-Сибирское, Иркутская областьНижнеудинск, Иркутская областьТайшет, Иркутская областьТулун, Иркутская областьУсть-Кут, Иркутская областьШелехов, Иркутская областьСвирск, Иркутская областьЧеремхово, Иркутская областьУсть-Илимск, Иркутская областьБирюсинск, Иркутская областьСлюдянка, Иркутская областьБайкальск, Иркутская областьАлзамай, Иркутская областьЖелезногорск-Илимский, Иркутская областьКиренск, Иркутская областьВихоревка, Иркутская областьИвановская областьИваново, Ивановская областьЮжа, Ивановская областьЮрьевец, Ивановская областьФурманов, Ивановская областьШуя, Ивановская областьРодники, Ивановская областьТейково, Ивановская областьПлес, Ивановская областьПриволжск, Ивановская областьПучеж, Ивановская областьКомсомольск, Ивановская областьКинешма, Ивановская областьНаволоки, Ивановская областьВичуга, Ивановская областьЗаволжск, Ивановская областьГаврилов Посад, Ивановская областьКохма, Ивановская областьКабардино-Балкарская РеспубликаНальчик, Кабардино-Балкарская РеспубликаПрохладный, Кабардино-Балкарская РеспубликаБаксан, Каб

medaboutme.ru

Школа — дело добровольное. Об альтернативном образовании в России / Newtonew: новости сетевого образования

30 и 31 января в Москве состоится конференция «Альтернативное образование в России. 2016». Состав спикеров мероприятия должен вдохновить тех, кто интересуется, как можно учить детей «по-другому». Здесь будет выступать доктор психологических наук, создатель методики вероятностного обучения Александр Лобок, педагог Дима Зицер, основатель «Эпишколы» Михаил Эпштейн, директор IT-школы Александр Ездов. Участникам расскажут о школе Монтессори, о многоклеточной математике, о смешанном обучении, о проекте InterUrok.ru, который позволяет всю школьную программу изучать через Интернет.

Один из организаторов конференции, Алексей Семёнычев — консультант по вопросам семейного образования. Вообще инициатива проведения подобной встречи возникла из желания родителей, которые решили учить детей не в школе, обмениваться опытом друг с другом и как-то структурировать для себя идеи современного альтернативного образования.

Алексей считает, что поиск альтернативных путей никогда не будет массовым, но современное образование, если оно направлено в будущее, должно быть разным: семейным, традиционным, школьным, смешанным — каким угодно.

 

Алексей Семёнычев

консультант по вопросам семейного образования

Когда мы начали заниматься альтернативным образованием, мы обнаружили, что у нас в стране существует очень много хороших педагогических систем, экспериментов, методик и так далее. Достаточно вспомнить, что педагогика сотрудничества Шалвы Амонашвили — это ещё 1960-е годы. Но проблема в том, что диалога между массовой школой и этими находками почти не происходит. Система образования — одна из самых консервативных.

В самой идее организации массового общего образования заложен драматический конфликт: с одной стороны, оно призвано стать базовым для как можно большего количества детей. С другой стороны, все дети настолько разные, что учить их одинаково просто невозможно. По крайней мере, это неэффективно. 

Когда взрослому человеку не нравится работа — он может найти другую, с учётом всех пожеланий от графика до зарплаты. Он может сменить работу просто потому, что ему не подходит коллектив. Или пропала мотивация для развития. Или потому что предложили более подходящее место.

А что, если ребёнку не подходит школа?

Естественно, что некоторые взрослые, привыкшие выбирать, рано или поздно задаются вопросом: почему мой ребёнок лишён выбора и должен ходить в школу, которая не мотивирует его учиться? Или в школу, которая плохо сказывается на его здоровье? Если взрослые осознают, что лично в хорошем обучении детей в первую очередь заинтересованы они, родители, а не министр образования, они обнаружат, что на самом деле выбор есть.

Альтернативное образование — это поиск альтернативы, прежде всего, усреднённому формату системы массового общего образования.


Пять мифов об альтернативном образовании

Если ребёнок не учится в школе, у него будут проблемы с социализацией.

Действительно, при домашнем обучении организация общения со сверстниками и другими людьми — отдельная задача. Её решают с помощью различных секций, кружков, клубов по интересам. В том числе и для этого родители могут объединяться в так называемые «семейные школы» (хотя правильнее было бы считать их клубами, т.к. они не имеют образовательной лицензии): с одной стороны, объединяясь, проще решать вопросы с репетиторами, с другой стороны, можно проводить совместные внеучебные мероприятия.

 

Алексей Семёнычев

консультант по вопросам семейного образования

Осознание себя как личности, осознание себя в социуме в условиях семейного образования происходит даже раньше, чем в школе. Если сравнивать с нашей взрослой жизнью, то это как постоянная работа и фриланс. Вот вы ходите на работу, там зарплата стабильная, а потом решаете стать фрилансером. С одной стороны, наступает свобода — занимаюсь, чем хочу, в школу не хожу. С другой стороны, понимаешь, что теперь всё зависит только от тебя. Наши дети раньше приходят к мысли, что ты сам отвечаешь за свою судьбу.

Сторонники альтернативного образования балуют своих детей, превращая учёбу в сплошное развлечение.

Согласитесь, есть тысячи способов баловать детей и в традиционной школе. Чего только стоит хорошая учёба за подарки или выполнение домашнего задание за ребёнка. Так что это проблема не системы обучения, а исключительно подхода родителей. Тем не менее, многие признают, что выдерживать баланс между «учёба должна приносить радость» и «ребёнок должен учиться преодолевать трудности» очень сложно, когда ты совмещаешь роль родителя и учителя. На самом деле такой баланс даётся нелегко и профессиональным педагогам, по какой системе они бы ни работали.

Альтернативное образование — это всегда традиционная школа «наизнанку».

Кажется, что, если мы ищем альтернативу классно-урочной системе, главное — отменить уроки по 40 минут, отказаться от предметного расписания, от оценок — и новая система готова. Это не так. Всё-таки главная цель альтернативного образования — найти индивидуальный подход к конкретному ребёнку, с учётом особенностей его развития, а не отменить из принципа привычные вещи.

 

Анна Девятка

семейный психолог, гештальт-терапевт

И занятия по 40 минут, и предметное расписание — это всего лишь способ структурировать образовательную деятельность и придерживаться графика. Даже если ребёнок получает альтернативное образование, этот способ может ему подходить. Предметное обучение позволяет сосредоточиться на главных в его возрасте дисциплинах, например, русском и математике, и оставаться в параллели по уровню знаний с одноклассниками. Это особенно важно, если по состоянию здоровья ребёнку сложно освоить все предметные области. Что касается оценок, то ребёнку важна оценка взрослого, здоровая нарциссическая подпитка его навыков и умений, важно показать свои знания перед сверстниками — всё это называется здоровой конкуренцией. Проблемы начинаются тогда, когда вместе с оценками в журнале ребёнок получает социальную оценку, которая становится клеймом и начинает определять его положение в классе.

Родители не могут знать лучше педагогов, как и чему учить детей, поэтому альтернативное образование вне школы всегда проигрывает в качестве.

Конечно, в случае выбора образования вне школы, родители должны потратить много времени и внимания, чтобы результат был качественным. Но они не должны брать на себя все функции учителей. Их задача — организовать учебный процесс и найти ресурсы, из которых ребёнок будет получать знания. Это могут быть репетиторы, учебники, сайты. Если программу начальной школы можно освоить с помощью мамы и папы, то в средней и старшей школе этого будет недостаточно. В плане выработки образовательной стратегии могут помочь профессиональные тьюторы.

Если мой ребёнок спокойно ходит в школу, мне не нужно знать об альтернативном образовании.

Знать об альтернативном образовании нужно хотя бы потому, что оно позволяет взглянуть по-новому на привычную школу — как на один из способов учить, со своими плюсами и минусами, но не единственно верный. И если у ребёнка вдруг возникают трудности в школе, возможно, даже временное обращение к альтернативному обучению исправит ситуацию.

 

Анна Девятка

семейный психолог, гештальт-терапевт

Если ребёнок оказался на низких позициях в классе и при этом плохо учится, на помощь может прийти альтернативное обучение. Смена окружения, индивидуальный подход к выстраиванию мотивации уберегают от негативных откликов в виде оценок и мнения сверстников. Благодаря альтернативному образованию появляется возможность подтянуть уровень знаний, повысить самооценку и чувство собственного достоинства.


Согласно статье 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно, и его получение детьми должны обеспечить родители или лица, их заменяющие. То есть каждый ребёнок, гражданин России, должен получить аттестат после 9 класса. Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, но при этом устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Закон определяет ответственными за образование ребёнка его родителей (законных представителей), даёт им право выбора, как это образование дать, и определяет стандарты, которым должен соответствовать результат.

Что могут сделать родители, если не хотят водить ребёнка в общеобразовательную школу?

Есть несколько вариантов: найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие), перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе или перейти на семейное образование.

Школы с альтернативной методикой преподавания

В этих школах классно-урочной системе противопоставлен свой подход: вместо деления на классы по возрастам могут быть занятия в разновозрастных группах, вместо учебных предметов — междисциплинарные проекты и индивидуальные образовательные маршруты, вместо уроков от звонка до звонка — свободное распоряжение своим временем.

Среди школ, которые работают по давно признанным во многих странах методикам (как, например, вальдорфские школы), есть государственные. Что касается авторских школ, работающих по самостоятельно разработанным методикам — практически все они частные и требуют от родителей финансовых вложений.

Авторские школы появились в России в начале 1990-х. Из самых ярких можно назвать «Эпишколу» Михаила Эпштейна в Санкт-Петербурге и авторскую школу Александра Лобка с воплощённой идеей вероятностного образования в Екатеринбурге.  

С позиции родителей, учёба в таких школах не сильно отличается от традиционной: ребёнок учится в школе под присмотром преподавателей, ответственность за качество образования по-прежнему несёт организация. Совсем другое дело, если родители выбирают для ребёнка заочное или семейное образование.

Заочное обучение по индивидуальному учебному плану

Этот вариант выбирают те, кого устраивает школьная программа, но не устраивает необходимость посещать школу. Ребёнок зачисляется в общеобразовательное заведение на заочную форму обучения. Школа сама составляет индивидуальный учебный план и предоставляет учебные материалы. Часть предметов можно осваивать в школе очно (тогда это будет очно-заочная форма).

Аттестацию ребёнок будет проходить так, как и другие ученики школы. Главная задача родителей при такой форме обучения — обеспечить освоение ребёнком школьной программы. Как это будет происходить — с помощью репетиторов, видеоуроков и онлайн-ресурсов, самостоятельных занятий по учебнику — решают родители.

Семейное образование

Вот тут родители отправляются в совершенно свободное плавание по альтернативным образовательным течениям. С одним лишь условием: ребёнок должен пройти государственную аттестацию после 9 класса для получения аттестата об основном общем образовании и сдать ЕГЭ после 11 класса для получения аттестата о среднем общем образовании. Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Но родителям, выбравшим семейное образование, рекомендуют всё-таки проходить их каждый год, чтобы быть уверенным, что разные течения не унесли корабль далеко в сторону от ФГОСа.

К такой форме образования все приходят по-разному: кто-то в силу убеждений, кто-то в силу обстоятельств. Но все родители, взявшие на себя ответственность учить детей вне школы, сталкиваются с похожими трудностями: как найти школу для прохождения аттестаций, как решить проблемы дисциплины, какую программу выбрать, какие методики использовать. Взрослые объединяются в онлайн- и офлайн-сообщества и обсуждают эффективные способы учить детей.

В России вопрос методологии семейного образования стоит остро. С одной стороны, это хороший свободный рынок для альтернативных систем обучения. Если вы придумали способ, который позволяет легко учить детей математике, родители его с радостью начнут пробовать, в то время как в общеобразовательной школе доказать необходимость нового инструмента крайне трудно. С другой стороны, разработчикам образовательных продуктов не хватает каналов, по которым они могли бы заявить о себе родителям. А родителям, в свою очередь, не хватает педагогических знаний, чтобы самостоятельно выбирать методики. Неудивительно, что именно те, кто столкнулся с вопросами семейного обучения, инициируют широкий разговор об альтернативном образовании на всероссийском уровне. 

«О, нет! Я забыла социализировать детей!» Сторонники образования вне школы с юмором относятся к реакции окружающих.

Источник: heartofwisdom.com


Получается интересная картина: если раньше тон альтернативному образованию задавали педагоги-новаторы, привлекая и восторженные, и скептические взгляды, то теперь, похоже, инициатива перешла к родителям. Из пассивных потребителей образовательных услуг они превратились в активных участников процесса, которые воздействуют на рынок.

Конференции, подобные той, что состоится в культурном центре ЗИЛ, должны стать площадкой, где встречаются родители, разработчики образовательных инструментов (от методик до конкретных продуктов — учебников, веб-сервисов и так далее) и профессиональные учителя, которые учат «не так, как в школе» и готовы делиться своим опытом и пониманием, каким может быть образование.

В оформлении материала использованы кадры из к/ф Клуб «Завтрак», 1985 г., США.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Пора взять на себя ответственность за обучение своих детейАльтернативное образование в России

Пора взять на себя ответственность за обучение своих детейАльтернативное образование в России

И немножко обо мне…

Этот сайт — для тех, кто решился взять на себя ответственность за обучение своих детей, доверив его профессионалам, а не государственным школам.

Разве есть жизнь без школы? Я знаю, это звучит как «жизнь после смерти».
Когда моя дочь училась в первом классе, я была уверена, что нет! Сейчас она в девятом (семь лет без школы), и наша семья на собственном опыте убедилась, что только заочное обучение позволяет дать (а точнее, предложить) ребенку качественное образование.
Если уж вы отыскали этот сайт на просторах интернета, скорее всего, нас с вами объединяют общие цели и интересы. Думаю, что вас, как и меня, не устраивает система образования, основанная на развитии у детей памяти, а не способностей и навыков. И вам тоже не слишком нравятся школы, где поощряется соревнование, где награждаются те, кто преуспел в зубрежке правил и исполнительности, где оценивается память и “успеваемость”, а не способность радоваться жизни, анализировать, критически мыслить и находить выход в сложных ситуациях. А значит, вы ищете альтернативу государственному образованию. Давайте делать это вместе.

Заметьте, сайт посвящен не семейному, а альтернативному образованию. Я не считаю СО наилучшим способом образования. Переход на СО для меня — просто способ минимизировать явный вред образовательных камер хранения, в которые превратились сегодня государственные школы.
Для меня жизнь без школы — совершенно не значит, что я призываю всех учить детей самим, дома. Нет, это портал для тех, кто решил взять на себя ответственность за обучение, но не обязательно само обучение.
Обучение я лично предпочитаю доверять людям, увлеченным тем, чему они учат. Так сложилось, что их мало осталось в госшколах. Но они есть. И здесь я собираю информацию о них, чтобы вы тоже могли познакомиться с ними и узнать, какой интересной и эффективной может быть учеба вне школы.

И еще. Мой сайт — это мой личный проект. Все материалы здесь авторские, я ничего не копирую и не размещаю рекламу. Иногда я пишу об образовательных проектах моих знакомых по их просьбе, но и в этом случае пишу только то, что сама считаю нужным, от себя лично.
Сейчас я много консультирую по вопросам перехода на заочную форму обучения, совмещения разных форм обучения, стратегии образования, выбора семейных школ. Людей, которые ко мне обращаются, становится все больше. Но некоторым я не могу помочь. Просто потому что у нас разные ценности и им не нужны мои советы.
Чтобы нам не тратить попусту время друг друга, друзья, давайте я сразу честно скажу вот что.
Я агностик (в том смысле, что не верю в бога, в черта, в православие, в мироздание, в астрологию, но верю в себя).
Я антипри.
Я не разделяю идей вегетарианства, особенно в отношении детей.
Я однозначно за аборты.
К чему это я? Да просто не все родители детей на СО — верующие многодетные вегетарианцы и антипрививочники, выступающие против абортов. Но очень многие, да.

Ну и немного предыстории. Когда-то, очень давно, все началось с того, что мне позвонил брат и сказал: «У тебя есть домен ddbo – запомнить очень просто: дурак-дебил-баран-осел». «И что мне делать с таким доменом?» — растерялась я. — У меня-то сайт о cемейном образовании!» Хорошо, давай по-другому: «Дорогу домашнему безупречному образованию», — тут же сориентировался брат.
Однако, первая версия зацепила… Во-первых, подобные способы оценки – норма в системе современного образования, цитирую: «Ты не достоин учиться в нашей школе». «Таких детей как ты, надо исключать из школы». «Ты позоришь своих товарищей». Общество слабо протестует лишь против самих бранных эпитетов, да и то робко и далеко не всегда. Да и стоит ли протестовать? Отличаясь по форме, по сути эти высказывания идентичны.
Во-вторых, подавляющее большинство родителей свято верят, что запрет на двигательную и речевую активность будит интерес к учебе, а двойка является стимулом к познанию. Их позиция в отношении всех инакомыслящих очень близка к «Дурак! Дебил! Баран! Осел!» и далее по списку. Очень многие люди вообще считают, что называя своих отпрысков таким образом, они их воспитывают. На самом же деле, ругательства – это лишь способ выражения эмоций.

Дорогие оппоненты! Я знаю, что вы чувствуете! Ваша искренняя позиция мне гораздо дороже, чем фальшивое одобрение чиновников от образования, которые интересовались моим проектом альтернативного образования только на словах.
В третьих же, откровенно говоря, каюсь: я не раз «награждала» именно этими звучными словами некоторых методистов, внедривших в жизнь ФГОС для начальных школ, авторов некоторых учебников, а также создателей некоторых проверочных работ. (Вот честно, мы с учителями каждый раз гадаем, чего они такого накурились или нанюхались, чтобы родить такие «шедевры»). Но об этом — отдельно.

А пока — добро пожаловать в мир БЕЗ ШКОЛЫ!

 

ddbo.ru

Альтернативное образование: учись когда хочешь

Ходить в школу только на любимые уроки — это возможно! Вы знали об этом? Можно приходить ко второму или к третьему уроку, или посещать школу только три раза в неделю вместо пяти, или не ходить в школу вовсе, и при этом отлично усваивать программу.

О том, насколько широкие возможности предоставляет родителям и детям Закон об образовании, рассказала корреспонденту «МИР 24» Светлана Марзеева — автор портала «Альтернативное образование в России», создатель общественной организации «Клуб семейных школ».

Три года назад Светлана призвала родителей и педагогов совместно обучать своих детей в небольших группах, объединяясь по территориальному признаку. С тех пор таких групп в Москве уже больше сорока, и число их постоянно растет. Для кого-то такая группа – альтернатива обычной школе, а для кого-то – настоящее спасение. Вот что рассказала Светлана:

— Сейчас закон предоставляет родителям буквально неограниченные возможности в выборе образовательной траектории для своего ребенка. Многие просто не верят, что можно не посещать уроки учителей, которые не нравятся, или просто нелюбимые предметы, можно отсыпаться утром, если ребенок — «сова», или посещать уроки по нескольким предметам в одной школе, а, скажем, по математике или химии — в другой, где учат интереснее. Надо только грамотно выстроить отношения со школой, где-то воспользоваться своим правом, а где-то – договориться.

— Что значит «договориться»? Родители привыкли, что обязаны выполнять все требования школы. В какой части мы можем с ней договариваться?

— В той части, где школа сама принимает решения в рамках закона. Дело в том, что школе тоже государством даны большие права и возможности. Любая государственная школа может выбирать не только образовательные программы, но и учебники, может сделать посещение уроков свободным, может разрешить своим ученикам учиться сразу в нескольких школах (в законе это называется «сетевое обучение»), может позволить себе маленькие классы, необычные предметы и самые современные методики. Я знаю, это звучит фантастически, но это полностью соответствует российскому законодательству. Более того, такие школы были и раньше. Например, школа № 200 (гуманной педагогики по системе академика РАН Ш.А. Амонашвили), школа № 734 (школа самоопределения Александра Тубельского).

— Давайте сначала подробнее о том, что положено по праву, о чем и договариваться не надо.

— Самое главное: родители имеют преимущественные права в области воспитания и образования перед другими лицами: смотрите Семейный кодекс и ФЗ-273. Это значит, что вам, как родителю, знающему склонности и потребности ребенка, виднее, надо ли ему делать домашние задания и ходить в школу каждый день. Вы имеете право написать заявление, что вы просите перевести вашего школьника «на обучение по индивидуальному учебному плану» (ст. 34 ч.1 Федеральный закон 273-ФЗ), а затем выбрать те предметы, которые решили посещать в школе. А остальные изучать дома и сдавать по ним аттестацию (то есть, писать одну итоговую контрольную или сдавать тест, или представить реферат). Вот и все, ничего больше для этого не надо — никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей.

Точно такие же возможности дает заявление с формулировкой «прошу перевести моего ребенка на очно-заочную форму обучения». А вот какой из этих двух вариантов выбрать – это уже предмет переговоров со школой. Раньше добиться от школы разрешения не присутствовать на отдельных уроках было очень сложно, потому что таких прецедентов не было, и они воспринимались как какая-то эксцентричная выходка.

Но после того как некоторые представители администрации учебных заведений потеряли свои должности, они поняли, что это не шутка и у родителей действительно есть веские аргументы и серьезные причины. Так что, учеников, которые посещают занятия в школе только частично, становится все больше и отнюдь не только в столице, но и в регионах.

— Какие же причины есть у родителей, чтобы добиваться таких условий, я бы сказала, особых? Ведь это пока еще не стало массовым явлением.

— За те годы, что я занимаюсь своим проектом, я хорошо изучила причины, по которым люди обращаются к альтернативному образованию. В первую очередь — это здоровье детей. Во вторую — качество их обучения.

Дело в том, что школьная программа основана на запоминании и при этом сильно перегружена ненужной и устаревшей информацией.

Многие известные педагоги говорят о том, что невозможно выполнить тот объем заданий, которые требуют с детей, начиная со средней школы. «Школьная программа неосуществима!» – Эти слова принадлежат Алексею Битнеру, в прошлом новосибирскому учителю и директору, который сегодня помогает ученикам избавиться от школы, окончив ее экстерном.

Дети, которые честно пытаются все запомнить, испытывают постоянный стресс. Поэтому организм просто вынужден включать защитные механизмы – то есть, болезни, причем, иногда они бывают очень серьезными, даже неизлечимыми.

Тем, у кого психика более устойчива, приходится включать пофигизм, врать, притворяться, прогуливать или просто игнорировать всю эту постоянную насильственную информационную интоксикацию. На этом фоне отсутствие времени на прогулки, сокращение сна, отдыха, необходимость сидеть неподвижно по 8 часов в день – это уже «мелочи».

Это про здоровье. Теперь про образование. Такая жизнь убивает интерес не только к познанию, а вообще лишает энергии и радости. То есть, даже важные навыки и сведения детьми не усваиваются. Кроме того, за бортом школы, остается много важного, чему детей не учат.

Бесконфликтному общению не учат, находить общий язык с другими людьми не учат, финансовой грамотности не учат. Профориентация, психология, основы экономики и бизнеса — все это приходится добирать вне школы. Но когда? Если посещать школу, то времени на это просто нет.

Я помню, когда училась в школе, то нам на лето задали выучить балладу «Вересковый мед». Моей дочке задали сделать то же самое, но за три дня. Вот это очень показательная разница: все то же самое, только намного быстрее. Потому что добавилась же еще современная литература за прошедшие годы, но ничего не сократили, просто уменьшили время изучения.

В системе госшкол родители не погружаются так глубоко в образовательные проблемы, но они видят верхушку айсберга — дети в средней школе теряют интерес к учебе. И чтобы сохранить мотивацию, а заодно здоровье и радость они тоже приходят к выводу о необходимости сокращения времени, которое ребенок тратит на школу. Именно поэтому мы в последние годы наблюдаем такой всплеск интереса к альтернативным формам образования.

— А как быть, если родители работают и не могут водить ребенка в школу или не готовы брать на себя ответственность за его обучение?

— Если мы говорим о средней школе, то ответственность за собственное обучение подросткам уже по силам. У них уже нет такой страсти к познанию, как у малышей, но мотивация все равно есть. Например, они сами считают сложный или скучный предмет важным. Или им хочется проверить свои силы. Или эти знания нужны им для будущей профессии.

А если мы говорим о начальной школе, то там все проще. Чтобы успешно учиться в младшей школе, кому-то будет достаточно иметь хорошего учителя. Ведь не случайно все твердят: ищи не школу, ищи учителя. А если кто-то хочет большего, то можно перевести ребенка на семейное или заочное обучение, найти несколько единомышленников по соседству и вскладчину нанять педагога для обучения своих детей.

Кстати, именно так мы с несколькими родителями и поступили. Это было в 2012 году, еще до принятия последнего закона об образовании. Эту схему не я придумала, первую такую семейную школу придумал и воплотил на базе кружка для трудных подростков психолог Борис Гречухин – яркий, неординарный и внутренне очень свободный человек.

Да и кому пришла бы в то время крамольная мысль о том, что «бесплатное массовое обучение – это конфискация детей у родителей». Но громкие слова говорить несложно. А каково было создать свою собственную школу в СССР? Да еще заявив: «Никаких профессиональных школьных педагогов. С детьми занимаются студенты и родители».

К тому моменту подобный опыт был у родителей, открывших первый класс на базе собственного частного детского садика, и у нас. Я условно назвала эти группы родителей и педагогов семейными школами, но это не очень удачное название прижилось. Буквально за четыре года таких не-школ в Москве и Московской области стало больше пятидесяти. А теперь такие объединения есть уже и в Санкт-Петербурге, и в Самаре, и в Калининграде, и во многих других городах России.

Сейчас в столице и в Питере даже появился крошечный пока опыт создания школ-парков Милослава Балабана. Это школы свободного посещения, где ученики сами выбирают, какие занятия (студии) им посещать. Такой эксперимент когда-то давно впервые поставили в школе № 734.

Буквально за последние два года появился еще один вариант альтернативного обучения в началке: это классы Жохова. Владимир Иванович Жохов — заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников, разработал методику преподавания в начальной школе. Как ни странно, многие директора государственных школ взяли на себя ответственность за открытие таких классов. То есть, у некоторых альтернативных методик есть уже и поддержка в лице госшкол.

— Какие еще возможности, не замеченные широкими массами, дал нам закон об образовании?

— В Федеральном законе об образовании есть очная, очно-заочная, семейная и дистанционная формы обучения. А еще есть сетевая форма, позволяющая обучаться в нескольких школах сразу. И если первые четыре так или иначе используются, то последняя только начинает осваиваться родителями и школами. Все школы (и частные, и государственные) могут заключать между собой соглашения о сетевом взаимодействии. Это значит, что ученик может обучаться по разным школьным предметам в разных школах, если они заключили между собой соответствующее соглашение.

Например, частная Международная Школа Завтрашнего Дня (МШЗД) формирует дистанционные классы, которые удаленно обучаются русскому языку по методике Ольги Соболевой и под ее методическим руководством. Такая возможность пока есть только в этой российской школе, но обучаться в ней могут дети из любого уголка России.

При такой форме получения образования ученики могут не посещать занятия по русскому в своей основной школе: там зачитываются оценки, которые они получают в МШЗД. Они и фигурируют в табелях успеваемости и личном деле учащегося.

Очень жаль, что такие перспективные формы обучения пока мало используются. Но так здорово, что они есть, что наше государство законодательно позаботилось об этом.

— Ну хорошо, а если ребенок по некоторым предметам учится дома, то как и кто контролирует его знания, и не приведет ли такое вольное обращение со школьной программой к снижению качества знаний? Ведь родители редко объективно могут оценить уровень знаний своих детей.

— По тем предметам, которые ребенок посещает частично, в классе проводятся контрольные, опросы и прочие многочисленные т.н. срезы знаний. А по тем предметам, которые ребенок не посещает, школы контролируют уровень знаний с помощью аттестаций. Они могут быть один, два, три раза в год, по усмотрению родителя и там, где он захочет — хоть в государственной, хоть в частной школе.

Если руководствоваться законом, то де юре вообще обязательны только ГИА и ЕГЭ. Но де факто у нас родители и их дети все же предпочитают ежегодно или раз в полгода сдавать аттестации по тем предметам, которые не посещает ребенок. Во-первых, чтобы быть уверенными, что он благополучно осваивает программу, а во-вторых, чтобы иметь на руках документы, это подтверждающие.

— Почему же все-таки многие школы с трудом соглашаются на такие эксперименты?

— Многие, наверное, и не соглашались бы, но их обязывает закон. Я думаю, что к этому не готовы прежде всего родители. Например, теоретически школа имеет право начинать обучение не в 8.30, что, на мой взгляд, вредно для здоровья, а в 9.30 или в 10.00.

Я помню, как мы рассказывали об успехах детей директору крутого лицея, откуда мы забрали детей, чтобы учить их самостоятельно. И она нам сказала: «Конечно, ведь они же у вас высыпаются!». Сама она понимает пользу от этого, но не может сделать время начала учебы позже, потому что каждое утро в 8.00 и даже раньше ей под дверь закрытой школы приводят детей, которых родителям некуда деть. То есть, учебные заведения просто отвечают родительским запросам. Если в школе, где учится моя дочь, директор разрешит свободное посещение для всех, его родители живьем съедят!

Заместитель директора одной из школ в Царицыно недавно рассказывал мне, что именно родители выступили против свободного посещения школы, когда его в этой школе хотели ввести. Тогда сам этот замечательный педагог, кандидат исторических наук, ввел свободное посещение только на своих уроках.

Первые две недели к нему вообще никто не пришел! Дети просто не могли поверить в такую «лафу». А потом стали заглядывать, чаще и чаще. А потом история стала у многих любимым предметом. Дети не бросят школу, если их перестанут заставлять туда ходить. Они просто станут делать это с пользой для себя.

Татьяна Рублева

О СИЛЕ ПРИВЫЧКИ

Участники опроса, проведенного аналитической службой Рамблер по заказу «МИР 24», рассказали, какую форму среднего образования они считают наиболее правильной для ребенка.

Большинство респондентов (70%) поддерживают существующую в России школьную систему. Они ответили, что наиболее правильной является форма среднего образования «стандартная — как у всех».

За вариант «альтернативное образование с индивидуальным подходом» проголосовали 20% опрошенных. В голосовании приняли участие 1168 респондентов.

На третьем месте по популярности (8%) оказался вариант, предполагающий, что часть уроков можно изучать в школе, а часть – дома. Меньше всего респондентов (2%) сочли правильным домашнее обучение без посещения школы.

mir24.tv

Школы и нешколы в Санкт-Петербурге, семейное образованиеАльтернативное образование в России


Школы и нешколы в Санкт-Петербурге.

Школа Димы Зицера «Апельсин»

Дима Зицер — это вызов любому учителю и любому артисту. Ему достаточно щелкнуть пальцами и внимание всех детей и взрослых в радиусе километра будет безраздельно принадлежать ему. 

Загляните! И вам станет неважно, какое там расписание, есть ли оценки и все прочее, что обычно мы первым делом выясняем о школе. И вы сразу поймете, почему именно об этой школе совершенно невозможно было написать по общему стандарту.

Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а

Эта школа не совсем похожа на привычную школу. Есть и уроки, и учителя, но все же отличий значительно больше. Например, до 9 класса ребята не получают отметок. Зато у них есть зачетные тетради, в которых учителя фиксируют их успехи. Есть индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика, планировать его ученикам помогают индивидуальные кураторы. Два раза в год изучение школьных предметов продолжается на выездах, но не в форме уроков, а в форме самостоятельных исследований, игр и так далее. Проводятся и погружения, когда, не покидая города, ребята участвуют в самой разнообразной познавательной деятельности. Школа сама имеет право аттестовать ребенка. В школе нет оценочной системы. С девятого класса зачетная система.

Культурно-образовательный центр AVE LINGVA

Экстернат (группа для детей на семейном) 2 раза в неделю.

«Учимся Вместе» Школа семейного обучения English

Петербургская школа-парк

Центр семейного обучения «Сфера»

Санкт-Петербург, ул. Софийская, 28

Объединение родителей и детей, практикующих заочное и семейное обучение;

реализация альтернативных методов в образовании, авторские программы и спецкурсы: «Живая зоология», «Юный химик», «Вне-КЛАССНОЕ чтение», «КЛАД» (Клуб Любопытных и Активных Детей), детский клуб «Сферики» и мн.др.;

работа в смешанных разновозрастных группах, система потоков, интерактивное обучение, индивидуальные образовательные траектории;

совместная культурная и творческая деятельность, мастер-классы, семейные мероприятия, праздники, поездки. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ОГЭ (ГИА).

Шуваловская школа

Санкт-Петербург, Шувалово-озерки

Шуваловская домашняя четырехдневная школа. Частная инициатива для дошкольников и учеников начальной школы, находящихся на семейном обучении или планирующих семейное обучение.

Клуб домашних школьников «Игра в классики»

Адрес: Санкт-Петербург, Манежный переулок, 13 (м. Чернышевская), коворкинг для детей и родителей «Дом Гнома»

«Игра в классики» — это клуб для школьников, находящихся на домашнем обучении.

1, 2, 3 и 5 классы, в классах до 10 человек.

Для 1 класса клуб работает 3 раза в неделю с 11 до 17.

Для 2 и 3 класса — 3 раза в неделю с 10(11) до 16(17).

Для 5 класса — 4 раза в неделю.

Что происходит в клубе?

1. Занятия для детей (словесность, математика, английский язык, окружающий мир, история, научная лаборатория, испанский язык, каллиграфия).

4. Тематические погружения.

5. Образовательные игры.

6. Выезды в музеи, лаборатории и интересные площадки города.

9. Родительские лаборатории.

Мы приглашаем родителей, решивших взять на себя ответственность и не передавать вопрос обучения ребенка в руки чиновников министерства образования, но которые понимают, что для обучения и развития нужна и компания, и среда, и педагоги, умеющие увлечь и вести за собой. И то, что каким-то вещам просто невозможно научиться в одиночестве.

Мы приглашаем детей, которые хотя дружить, учиться в игре, развиваться вместе, познавать новое, быть собой и открывать для себя других.

В нашем клубе нет оценок, журналов и обязательных учебных программ.

В нашем клубе есть общение, прогулки, игра, компания единомышленников, педагоги, знающие и любящие именно свой предмет.

Мы в первую очередь создаем среду, приглашая близких нам по духу и ценностям людей.

Монтессори-школа «Былина»

Санкт-Петербург, Лупполово, коттеджный поселок «Осиновая роща»

Группа семейного обучения «Шалтай-Болтай»

Ленинградская область, Ломоносовский р-н, Таменгонт

Школа сама договаривается о прикреплении своих учеников к общеобразовательной школе для сдачи аттестаций 1 раз в год по каждому предмету.

Санкт-Петербург, Южное шоссе, 54А (угол пр. Славы и ул. Софийской)

Телефоны: 8-812-600-17-50, 8-812-950-95-27

Общеобразовательная школа и детский сад с углубленным уважением к личности. «Эпиграф» работает в Санкт-Петербурге с 1994 года. Известен своими неординарными проектами, комфортной атмосферой и всепоглощающей тягой ко всему новому и интересному.

 

ddbo.ru

Альтернативное образование: выбор всегда есть!

01 дек 2011

Альтернативное образование сейчас далеко не только образование «вынужденное» – когда, например, ребенок не может обучаться в обычной школе из-за проблем со здоровьем и др. В наше время значение понятия «альтернативное образование» расширилось: представьте себе другую – кардинально измененную – систему образования, которая почти ничего общего с зазубриванием и «обязаловкой» не имеет. Сложно представить? Все невозможное возможно.

Альтернативная школа – это в первую очередь изменение отношения к ученику: центром такого образования становится ученик, а не безличная система образования в целом. И вот мы сталкиваемся с первым специфическим аспектом альтернативного образования: ученик должен быть настолько развит интеллектуально, духовно, социально, в нем должно быть обострено чувство взаимоуважения, ответственности, чтобы самостоятельно координировать свое обучение – словом, учиться как взрослый, а не как ребенок: с полной ответственностью и осознанием целесообразности происходящего. Иными словами, для альтернативной системы должна быть альтернативная почва.

Рассмотрим некоторые наиболее известные виды альтернативного обучения.

Экстернат – самая распространенная версия альтернативного обучения. Экстернат – это сдача экзаменов в учебном заведении (например, в школе), в которой испытуемый не обучался. Иными словами, ученик пришел в школу только с той целью, чтобы сдать экзамены и получить аттестат. Процесс подготовки к экзаменам остается на совести ученика, и никого не должно возмущать наличие такой ситуации. Каждая российская общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана предоставить «абитуриенту» возможность показать свои знания в условиях экстернатуры.

Система школ Монтессори доминирующим принципом видит отношение к ученикам как к независимым учащимся – самостоятельным личностям. Принцип, реализуемый в школах Монтессори, хорош, но в названных школах он применяется лишь в отношении детей до 6 лет. В старшей школе – при реализации данного принципа – следует помнить об особенностях взросления и переходного возраста школьников, хотя принципы Монтессори нужно взять на вооружение.

Школы «американского» типа, или Вальдорфская система образования, – это наиболее частое явление в современном образовании (более 800 школ по всему миру). В школе развита система тьюторства – классный руководитель опекает своих учеников в течение 8 лет – до окончания школы. В американских школах есть и некоторые специфические черты: например, детей читать учат только во втором классе, хотя с буквами знакомят ранее. Для российской системы начального образования, которая требует, чтобы ученик пришел в первый класс уже подготовленным, это не совсем понятно. Еще одной особенностью  Вальдорфской системы является отказ от учебников: младшие школьники пользуются только рабочей тетрадью, а старшеклассники пользуются учебниками в качестве дополнительного источника информации. Несколько Вальдорфских школ есть в Москве и Санкт-Петербурге.

Школа академика Щетинина – это община, которая располагается в лесном массиве. Школа построена по принципу маленького государства, в котором нет делений на «касты»-классы, т.е. здесь не выделяются группы учеников по возрастному принципу. В такой школе много и иных новшеств: здесь не пользуются учебниками и не задают уроков. Работа школы базируется на «5» китах: нравственно-духовном развитии, устремленности к познанию, труде, формировании чувства прекрасного, мощной физической подготовке. Все, чем пользуются ученики, построено их же руками: так проявляется их любовь к труду (учебные корпуса, бытовые помещения и др.).

Открытием и шоком для российского образования во многом стала школа-парк Милослава Балобанова (Екатеринбург). Школа практикует отказ от обязательных занятий, классов, оценок. Учитель в Школе-парке позиционируется как руководитель студии, а ученики – как его подмастерья. В качестве «портфолио» выпускника при приеме в высшее учебное заведение или на работу представители Школы рекомендуют использовать все отзывы учителя о работе его подопечного.

Еще одна разновидность альтернативного образования – наверное, наиболее нам понятная – это домашнее обучение. С одной стороны, такое образование – при желании, старании и нацеленности на результат – позволяет ученику получить блестящее образование – посредством регулярной и последовательной работы с сильнейшими педагогами. С другой стороны, при домашнем образовании ребенок «недополучает» общения, что может привести к определенным проблемам с социализацией и взаимодействием с другими – особенно незнакомыми – людьми.

Альтернативное образование – разумеется, не в крайних его проявлениях – определенно свидетельствует о развитии сферы обучения, о внедрении инноваций в образовании, о разнообразии, которое позволяет личности стать многогранной и всесторонней. С другой же стороны, альтернативные школы не выдают своим выпускникам никаких документов государственного образца. Поэтому, пока законодательный аспект вопроса еще не решен, следует подумать: а стоит ли?

 

www.tutoronline.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о