Чему учит каратэ – Каратэ-до

Каратэ-до

  Добро пожаловать в мир КАРАТЭ!

   Каратэ — японское боевое искусство, система защиты и нападения. В отличие от других единоборств Японии, (джиу-джитсу, дзюдо), которые предполагают борьбу, проведение разного рода бросков, удерживающих захватов и удушающих приёмов, в карате степень непосредственного контакта между участниками схватки минимальна, а для сокрушения противника используются точно нацеленные мощные удары руками и ногами, наносимые в жизненно важные точки его тела.

  На начальном этапе карате представляло собой систему рукопашного боя, предназначавшуюся исключительно для самообороны.

  Каратэ формирует физически здоровую, психологически устойчивую, обладающую решительным характером нравственную личность. Каратэ Киокушинкай как дисциплина, оказывает воздействие на физическую, психическую и эмоциональную сферу развития ребенка. 

 Сначала в секции каратэ детей учат правильно ходить и падать, выполнять техники самостраховки. Любой маленький ребенок падает, в буквальном смысле, как попало. Физиологически его голова тяжелее тела, поэтому очень важно  ребенка научить правильно падать и укрепить мышцы. 

 Поэтому особое внимание уделяется укреплению мышечного корсета, исправлению осанки и растяжке. Это необходимо для общего развития детей любого возраста. Занятия для маленьких детей проходят в игровой форме. 

   Программа по Каратэ подразумевает
прохождение обучения по 4 этапам:

  • общая физическая подготовка, изучение основ и истории
    (подготовительная группа, 5 — 14 лет)
  • базовые знания, умения техники каратэ, развитие
    дисциплины и самодисциплины (начальная группа, 10 — 14 лет)
  • расширение базовых знаний, подготовка к спортивной
    ориентации(базовая группа, 10 — 17 лет) 
  • подготовка спортсменов, участие в соревнованиях
    (спортивная группа, 12 — 17 лет)

Тренировки базируются на трёх основных техниках:

  • кихон (基本) — тренировка основ, базовая техника.
  • кумитэ (組み手) — тренировка в паре; делится на обусловленный поединок и свободный бой (дзию-кумитэ). По дзию-кумитэ проводятся спортивные соревнования. При этом удары не наносятся в полную силу, а лишь обозначаются. Удары могут наноситься руками или ногами по голове или по корпусу выше пояса. Судьи оценивают тяжесть последствий удара, если он будет нанесён реально. Используется система оценок от одного до трёх баллов: иппон, нихон, самбон. Соревнования проводятся в нескольких весовых категориях.
  • ката (型) — формальные упражнения, бой с невидимым одним или несколькими противниками, бой с тенью. Упражнения выполняются в единой цепочке, движения делятся на атакующие и защитные. По ката проводятся спортивные соревнования как в одиночном, так и в групповом разряде.

  В карате употребляется общепринятая международная терминология каратэ.

Система поясов и степеней

    В карате выделяют ученические степени — «КЮ» и мастерские степени — «ДАНЫ». Обычно количество кю и данов равно десяти, однако в разных стилях и школах их число может отличаться. Номер кю уменьшается с ростом мастерства, номер дана — возрастает. Внешним атрибутом той или иной степени является пояс.

  Степени в карате не зависят от результатов спортивных соревнований. Для получения более высокой степени необходимо продемонстрировать определённое мастерство выполнения ката и свободного боя.

  Пояс в карате называется ОБИ. Кроме его прямого назначения — удерживать куртку ГИ запахнутой, пояс имеет символическое значение: цвет пояса указывает на уровень мастерства. Как правило, более тёмный цвет означает более высокую степень. В большинстве школ самым младшим поясом является белый, самым старшим — чёрный. Цветные пояса соответствуют ученическим степеням, чёрные — мастерским.

 Однако, в некоторых стилях в цвет пояса заложен особый смысл и светлый пояс может быть старше более тёмного. Как правило смысловая нагрузка на цвета поясов в Кёкусинкай следующая:

  • Белый цвет — обозначает чистоту, неопытность, символизирует стремление учиться и познавать новое (Новичок)
  • Оранжевый пояс — цвет солнца при восходе(10 и 9 кю)
  • Голубой пояс цвет неба при восходе солнца (8 и 7 кю)
  • Жёлтый пояс взошедшее Солнце, уровень утверждения, (6 и 5 кю)
  • Зелёный пояс распускающийся цвет, уровень зрелости (4 и 3 кю)
  • Коричневый пояс  зрелость, практический, творческий уровень (2 и 1 кю)
  • Чёрный полнота, мудрость (Даны)

Каратэ учит ребенка быть самодостаточным, спокойным, дисциплинированным, уравновешенным и сильным!

 

 

 

 

 

iq-cr.ru

10 причин отдать своего ребенка на Каратэ Кёкусинкай » Спортивный Мурманск

10 причин отдать своего ребенка на Каратэ КёкусинкайКаратэ Кёкусинкай является очень серьезным видом спорта, который может дать человеку ценные уроки не только на татами, но и в обычной жизни. Легендарный боец Нарушима Рю как-то сказал: «Если вы бились на татами Кёкусинкай Каратэ — всё остальное в жизни будет легко». Каратэ учит человека тяжелой работе и личной ответственности, а так-же развивает физические навыки, которые будут помогать всегда. Представляем вашему вниманию 10 причин отдать своего ребенка именно на Каратэ Кёкусинкай.

1. Каратэ является таким спортом, который требует очень серьезного контроля над своим телом. Вы должны уметь не только бегать, прыгать и наносить удары. Вы должны быть в состоянии использовать свои голову, ноги, спину, руки и всё остальное, что может помочь вам выиграть поединок. Каратэ активно практикует элементы акробатики во время разминки. Люди любят отдавать своих детей в гимнастику, однако большинство из них не знает, что в каратэ используются множество элементов из гимнастики и акробатики, которые являются неотъемлемой его частью. Каратэ делает человека сильным спортсменом, перед тем, как сделать его непобедимым бойцом.

2. Каратэ развивает в человеке ответственность, как никакой другой спорт. Выиграете вы или проиграете, зависит только от вас. Вы несёте ответственность за собственную подготовку, вес, и то, насколько грамотно ведёте себя на татами. Конечно существуют различные командные соревнования, но ваши товарищи не смогут вам помочь, если дела будут складываться не лучшим образом. Вы должны быть готовы к каждой схватке.

3. Тренировки бойцов проходят в очень высоком темпе и это еще очень мягко сказано. Всего за несколько минут тренировки, вы можете почувствовать себя килограммом выжатых лимонов. В пылу боя, вы можете чувствовать как ваши лёгкие горят, ваши ноги и лёгкие отказываются вас слушать, а ваши бицепсы и плечи опухают и наливаются кровью. Нужно быть к этому готовым, и иметь достаточную психологическую прочность, чтобы справиться с соперником и самим собой один на один. Вы должны быть готовы к постоянному давлению и заставлять своё тело делать то, что оно делать не хочет. На тренировках Каратэ Кёкусинкай вы научитесь побеждать самого себя.

4. Каратэ Кёкусинкай учит правильному питанию и работе над своим весом
Одна из некоторых важных составляющих Каратэ Кёкусинкай – это работа над своим весом. Вам придётся регулярно тяжело работать на тренировках по Каратэ, и сгонять вес в свободное от тренировок время чтобы уложиться в намеченную тренером весовую категорию. Нужно быть готовым к тому, что придётся заменить вкусный тортик полезными фруктами и овощами, а Кока-колу и Чипсы – варёными на пару куриными грудками, рисом и водой. Чем правильнее вы питаетесь, тем больше у вас будет энергии

5. Чтобы добиться успехов в Каратэ — боец должен быть дисциплинированным. Боец не может выкладываться лишь тогда, когда у него есть настроение и правильно питаться время от времени. Он должен быть готов к тяжелой рутинной и монотонной работе и выкладываться всегда на полную. Если боец не дисциплинирован хотя бы в одном показателе — это может пагубно сказаться на его перспективах и результатах в целом. Боец Каратэ Кёкусинкай должен быть готов к тяжелой работе каждый день а ваш ребёнок станет дисциплинирован.

6. Несмотря на то, что бойцы вынуждены постоянно конкурировать друг с другом, для того, чтобы стать лучшими, узы товарищества между ними очень крепки. Они могут бить и ломать друг друга на тренировках и соревнованиях, а в жизни быть лучшими друзьями которые стоят друг за друга горой. Они болеют друг за друга, и вместе переживают как горечь поражений, так и радость побед. Отдав ребёнка на Каратэ Кёкусинкай, вы сформируете его круг общения теми кто вокруг него — сильными, спортивными, уверенными в себе, справедливыми бойцами Каратэ Кёкусинкай.

7. Каратэ Кёкусинкай — это боевое искусство, которое объединяет людей. Когда вы идёте по улице в любой стране мира и люди видят ваши тату или нашивки Каратэ Кёкусинкай, они сразу понимают, что вы тот самый непобедимый последователь Оямы Масутацу того самого непревзойднного Каратэ Кёкусинкай по праву считающимся сильнейшим каратэ. Очень много известным бойцов из разных стран и различных национальностей стали хорошими друзьями, благодаря Каратэ Кёкусинкай.

8. Существует великое множество боевых связок, приёмов, ударов, которые можно освоить, но самые лучшие бойцы, как-правило больше внимания уделяют одному-двум приёмам, которые будет не остановить и не просчитать в бою. Брюс Ли не был каратистом, но сказал однажды замечательную фразу: «Я не боюсь того, что изучает 10000 ударов. Я боюсь того, кто изучает 1 удар 10000 раз». Эта цитата применима к Каратэ Кёкусинкай. Бойцы, которые стараются одинаково хорошо освоить все аспекты Каратэ Кёкусинкай, как правило терпят неудачи. Самые успешные бойцы могут заставить себя работать над одной техникой и шлифовать её снова и снова, что даёт им гораздо больше шансов для победы. Таким образом у адептов Каратэ Кёкусинкай вырабатывается умение следовать поставленной цели несмотря ни на что и вопреки всему.

9. Посмотрим правде в глаза. Очень мало бойцов получают большие деньги. Тем не менее, во многих странах Каратэ может помочь получить стипендию в колледже, попасть в спортроту вместо стройбата у чёрта на куличках где для того чтобы сходить в туалет, вы будете выходить держась одной рукой за верёвку, а другой держа в руке палку отбиваться от волков. А так-же, у вас будет больше возможностей поступать в различные учебные заведения. Многие специализированные учебные заведения открывают свои двери для хороших бойцов и дают им шанс на лучшее будущее.

10. Каратэ Кёкусинкай – это весело!
Не в последнюю очередь, Каратэ – это очень весело! Не смотря на все проблемы, с которыми можно столкнуться в этом боевом искусстве – это очень весело побеждать и иметь здоровую конкуренцию. Стоять победителем на татами – это очень сильное чувство. Приятно осознавать, что вы в состоянии совершенствоваться, улучшать свои навыки и преодолевать трудности. Вы будете знать, что как бы не поступила с вами жизнь – вы всегда будете в состоянии взять себя в руки и с честью пройти через это испытания.

sport-51.ru

А мы занимаемся каратэ! – Karate.ru

Мы начинаем серию статей, адресованных новичкам в каратэ, а также родителям детей, желающих отдать своего ребенка в секцию единоборств. Наш сегодняшний автор — замечательная спортсменка из Волгограда, Мастер спорта международного класса, Александра Нечай-Кишкина.

Среди родителей бытует один довольно распространенный мотив привести ребенка в секцию каратэ: научить постоять за себя, научить драться. На первый взгляд, боевое искусство, оно на то и боевое, что должно обучать азам самообороны. Занятия каратэ дают много больше, чем владение приемами боя. Каратэ учит уверенности в себе и, как следствие, внутреннему спокойствию, способности освобождаться от негативных эмоций, воспитывает сосредоточенность и концентрацию, целеустремленность, умение «собраться» в нетривиальной ситуации, ответственность за свои поступки и умение мыслить что называется «на два шага вперед». Не те ли это замечательные черты характера, которых нам так не хватает во взрослой жизни? Ребята, полюбившие этот вид  спорта, в процессе занятий обретают такие качества как ответственность за ближнего, доброта и взаимовыручка. Они становятся мудрее и взрослее своих сверстников. И еще один парадоксальный факт: многие ребятишки, в том числе и заядлые драчуны, придя в каратэ, в своей обычной жизни вообще перестают драться! 

Внутренне гармоничному человеку, осознающему свою силу и умеющему ей управлять, совершенно не зачем доказывать свою правоту каждому встречному забияке и тем более кулаками.

Есть и еще один приятный момент: каратэ не требует никаких диет!
Конечно, некоторым спортсменам приходится время от времени ограничивать себя в еде, но обычно тому есть одна причина: не выйти из весовой категории на соревнованиях.

Если ваш сынишка или дочка проявляет неподдельный интерес к боевому искусству или просто скачет по дому, изображая из себя черепашек-ниндзя, вам остается сделать только одно: привести его в секцию каратэ.

Однако если занятие чада единоборствами является вашей инициативой, необходимо проявить деликатность и постараться зажечь в душе ребенка искорку заинтересованности.
Не торопитесь сразу покупать экипировку и вести на занятие. Выберите клуб и сходите вместе на тренировку в качестве зрителей. Ведь ни что так не впечатляет, как «живой» пример.

Что же должны знать родители начинающего каратэки?

Травматичность.
Спортивное каратэ считается бесконтактным единоборством. Формулировка, особенно ласкающая слух мам и бабушек будущих воспитанников.
В прямом смысле бесконтактного каратэ не бывает! Будем разбираться в формулировках. Дело в том, что в единоборствах существует понятие полного контакта (фулконтакт) и не полного. Первый в спортивном каратэ давно уже не применяется.  Под неполным контактом подразумевается не его отсутствие, а четкий контроль силы и направления ударов. Стоит отметить, что за последнее десятилетие правила ведения боя активно изменялись с целью снижения травматичности. Избежать синяков и ссадин, конечно же, не удастся, однако, каратэ в этом плане не является чем-то выдающимся по сравнению с той же художественной гимнастикой. Положительным моментом является и то, что многолетние занятия каратэ даже с юных лет практически не деформируют фигуру, делают ее подтянутой и спортивной. Это особенно важно для девочек.

Нагрузка.
Для 6-7 лет тренировки зачастую проходят в игровой форме, т.к. удерживать концентрацию малыша в течение 1 – 1,5  часов очень тяжело. Для более взрослых занимающихся «развлекательная» часть обычно сводится до необходимого минимума. Основной принцип проведения тренировки: лучший отдых – это смена деятельности. Отработка ударов может смениться прыжками на скакалке или просто размеренной ходьбой. У опытного тренера вы вряд ли застанете своего ребенка скучающим сидя на татами. Не бойтесь перегрузки, это очень правильный подход с точки зрения здоровья. Гораздо больший стресс организму приносит отдых без движения во время тренировки. В этом случае помимо повышения нагрузки на сердечно-сосудистую систему просто тяжело заставить «остывшие» мышцы снова начать двигаться.
Обычно текущий тренировочный процесс не предполагает никаких сверхнагрузок. Пиковые нагрузки приходятся на предсоревновательную подготовку. Пока же дело дойдет до первых крупных стартов организм ребенка уже будет к этому готов.

Гигиена.
Несмотря на то, что тема гигиены, особенно в детском возрасте, кажется  простой и понятной всем, далеко не все родители уделяют ей достаточно внимания. Часто напряженный ритм жизни маленького школьника провоцирует родителей экономить время на переодеваниях: «но мы же почти не вспотели! Нам нужно торопиться в школу» и т.д.
Уважаемые мамы, папы бабушки и дедушки! Нет, нет и еще раз нет!
Ваша задача вырастить не только сильного и уверенного в своих силах, но и воспитанного, опрятного человека. Кроме того, привитые в детстве дурные привычки с годами уже не покажутся такими безобидными. 


Правило №1: ни в коем случае не тренироваться в той одежде, в которой ходишь по улице и не ходить по улице в тренировочном костюме! Это не только порождает развитие патогенных бактерий на коже, но и является моветоном. Родителям девочек особенно важно не поощрять желание маленькой воительницы носить спортивную одежду в повседневной жизни. В девочке всегда необходимо поддерживать женское начало.
Правило №2: в не зависимости от времени года чистая футболка под кимоно. Кроме того, в каратэ существует и спортивный этикет: футболка должна быть белой, хотя бы в той части, которая видна из под кимоно.
Правило №3: кушать до тренировки не менее, чем за 40 минут, в идеале, за 1 час. Если такой возможности нет (к примеру, вы идете на тренировку сразу после школы), припасите для чада маленькую шоколадку и маленькую бутылочку негазированной воды (ее можно взять и в зал, особенно летом).
Все предельно просто!

Тренерская позиция.
Многие родители очень негативно относятся к тому, что тренеры не разрешают присутствовать в зале во время тренировки. Особенно это относится к занятиям малышей. Желание полюбоваться на успехи своей кровинки очень естественно и понятно, но для тренировочного процесса это может носить просто фатальный характер. Почти всегда малыш воспринимает  родственника как защитника и главного ценителя его действий. Далеко не редкость, когда маленькие ученики с ревом бегут через весь зал к маме от обиды за ушибленную ножку или носик. А желание покрасоваться перед папой приводит к тому, что малыш сосредоточенно старается избежать ошибок. Ну, думаю всем понятно, что неудачные попытки начинают сыпаться как из рога изобилия.
В обоих случаях тренер просто перестает существовать для маленького каратэки.
Поэтому возьмите себя в руки и пойдите навстречу тренеру. И тем интереснее будет путь домой.

Боль. Обида.
Ни один вид спорта не обходится без превозможения боли и нет спортсменов, которые не испытывали горечь обиды от поражения. А для новичка все начинается с малого: маленькому человеку, подчас, трудно понять, почему он должен терпеть физический дискомфорт и не может ответить на случайный жесткий удар партнера по тренировке.
Большой ошибкой является позиция родителей, считающих это проблемой тренера. Вот где родительская мудрость просто необходима! За самым ценным советом мы обычно идем к родителям даже в зрелом возрасте, что уж говорить о малышах?
Кому как не вам поверит маленький спортсмен, если вы расскажете о необходимости трудиться, чтобы добиться успеха, о том, что его партнер вовсе не хотел намеренно сделать ему больно, а просто случайно не рассчитал силу удара, и что если не вышло сегодня, то завтра все обязательно получится!

Редакция karate.ru благодарит Вениамина Гармаева, руководителя TATSUJIN KARATE SCHOOL  за предоставленные фотографии.

 

karate.ru

Плюсы и минусы занятия каратэ Киокушинкай


На сегодняшний день одним из самых популярных и востребованных стилей каратэ является киокусинкай, он же киокушинкай. И дело не только в быках, которых убивал с одного удара основатель стиля — Масутацу Ояма и его крепких кулаках. Ояме удалось создать организацию, в которую собрались все каратисты, которые хотели драться, но им этого не давали это реализовать в их школах в полной мере, т.к. до киокушинкай каратэ в Японии был скорее не спортом, а стилем жизни, где не придавалось особого значения спортивным результатам.

Как ни крути, а сдерживать и защищаться от условного легкого удара совсем не то, что от мощных ударов, цель которого поразить противника наповал. В каратэ киокусинкай главная цель — «иккэн хиссацу», что переводится как «наповал одним ударом». Эта идея была с самого зарождения этого стиля карате и актуальна по сей день.

Конечно же, избалованные ММА зрители не увидят в этом стиле особой свободы действий, сильных ударов руками по лицу и борьбы в партере, но тем не менее стиль киокусинкай позволяет бойцам проявить себя в полной мере в рамках установленных правил. Данный стиль допускает удары во всем трем уровням – верхнему (только ногами), среднему и нижнему, причем разрешены удары по любой части тела кроме паховой области и позвоночника.

Хотя справедливости ради следует заметить, что зачастую эти ограничения весьма условны, а в запале поединка может произойти всякое.

Несмотря на определенную долю жесткости, данный стиль каратэ обладает преимуществами, благодаря которым он сохраняет свою популярность такое продолжительное время.

Философия

Каратэ — это не только спортивная дисциплина, а ещё и философское течение, которое преследует такие благие цели как уважение к своему сопернику, к старшим, пропагандирует принцип ненападения и неприменения силы, если только вашей жизни и жизни ваших близких не угрожает опасность. В киокушинкай каратэ очень важное место отводится дисциплине, которая поможет ученику не только в спортивном зале, но и за его пределами.

Удары ногами

Каратэ даёт отличную технику ударов ногами. Причём такую, что каратисты успешно выступают в любых ударных видах спорта и зачастую превосходят своих соперников, которые имеют базу кик-боксинга, муай-тай и таэквондо. Достаточно нескольких лет интенсивных занятий киокусинкай для того, чтобы приобрети и сохранить на всю оставшуюся жизнь технику ударов ногами в движении.

Эффективные технические комбинации

Однако самое большое преимущество каратэ киокусинкай – это потрясающая комбинаторика работы рук и ног, конечно же при условии хорошего тренинга. Очень важно разбираться в нюансах, иметь тренера, который разжует все комбинации и даст подводящие упражнения для их отработки. Обладание техникой каратэ киокусинкай превращает каратиста в очень опасного соперника, особенно если каратисту «поставить» технику ударов руками в голову. Ряд известных спортсменов, таких как Словински, Пичкунов,  Фильо, Энди Хуга Греко, Фейтоса, Петтас, Шилт – их бои в К-1 всегда были яркими, зрелищными, захватывающими дух. Зачастую эти бойцы укладывали соперников именно руками, не всегда даже предварительно подготовив для этого почву при помощи ударов ног.

Физическая форма

Несмотря на всю зрелищность спаррингов, каратэ киокусинкай – это еще и безупречная физическая форма, которая получается за счёт тренировки всех групп мышц. Именно в процессе тренировок присутствует большое количество упражнений, повышающих силу, выносливость, скорость движения, реакции. Кроме того, в обучение входит еще навыки разбивания твердых предметов, чаще всего досок.

Набивка тела

Во время поединка большая часть всех ударов приходится на различные открытые участки тела. Такая регулярная набивка тела не проходит бесследно, поэтому каратисты имеют очень крепкое тело, способное принимать удары любой силы.

Минусы

Как и любая сторона медали, каратэ киокушинкай имеет не только плюсы, но и минусы по отношению к другим единоборствам.

Отсутствие опыта работы руками в голову

Бытует мнение, что бойцы киокусинкай не обладают навыком работы с ударами рук по голове. Однако это утверждение справедливо только отчасти. На тренировках каратисты отрабатывают удары руками в верхний уровень (дзёдан) как в рядах, так на лапах и других снарядах, единственное, что они не применяют их в поединках. В чём точно можно согласиться — это отсутствие реальной практики ударов в спарингах и защиты ударов руками в голову.

Редкие травмы

Как и в любом другом контактном виде спорта в каратэ киокушинкай спортсмены периодически подвержены получению небольших травм, чаще всего это ссадины и синяки на теле, но в случаях, когда спортсмены начинают уделять серьёзное внимание своей боевой подготовке и выходят на арены крупных турниров, есть риск получить травмы посерьёзнее.

Платная основа

Занятия каратэ, как и занятия большинством других видов восточных единоборств в нашей стране являются платными, т.к. не поддерживаются государством и не входят в перечень ДЮСШ. Родителям придётся потратиться на ежемесячную оплату тренировок, а также на покупку всей необходимой экипировки и спонсировать поездки спортсмена на соревнования и оплачивать сдачу на пояса. Но как отмечают многие родители, это того стоит!

Очень многие спортсмены выбрали для  себя именно киокусинкай. Он хорош  философией, с помощью которой вырастают достойные люди и системой тренировок, в результате которой появляются крепкие бойцы. Плюсы этого вида спорта явно перевешивают незначительные минусы.

 

sibkarate.ru

“Каратэ учит спортсменов преодолевать трудности, а самая главная из них — это ты сам.”

Спорт — это средство саморазвития и самовоспитания, благодаря которому человек способен бороться с самим собой и со своими недостатками. Руслан Яриванович– спортсмен: двукратный чемпион Республики Беларусь по ката (технические комплексы приемов на оценки) и призёр Республики Беларусь по кумите (бои), тренер-преподаватель по единоборствам. Занимается Руслан этим видом спорта уже 15 лет. Каратэ стало неотъемлемой частью его жизни,как говорит он сам:
   “ Карате для меня — это образ жизни. Здесь мои друзья, у нас совместный отдых, тренировки. Я не представляю себя без этого.”
Руслан обладатель чёрного пояса, а, как известно, чёрный цвет — это смешение всех цветов. Он указывает на тех, кто смог преодолеть препятствия, с которыми ученики сталкиваются в первые годы изучения каратэ. На данный момент Руслан тренирует детей разных возрастов в городе Гродно от Белорусской федерации Кёкусинкай Будо каратэ.

Почему вы решили заниматься таким видом спорта как каратэ?
— Всё началось с того, что в начальной школе меня били старшеклассники, постоянно не давали прохода. Я был справедливым, за всех заступался и в итоге получал. Но как-то раз в школу пришёл тренер по каратэ, раздавал листовки и набирал ребят для занятий. Я пришёл домой, показал флаер родителям и сказал, что хочу заниматься.На следующий день они меня записали, и я уже стал ходить на тренировки.

 Какие цели вы перед собой ставили?
— Первая моя цель была суметь постоять за себя. Уже позже, когда начал взрослеть, хотелось выступать на соревнованиях, занимать призовые места — в общем достичь чего-то большего. Уже сейчас, когда я сам тренирую, хотелось бы, чтобы дети, которые у меня занимаются, выросли настоящими людьми. Главное – это намерение ребёнка совершенствоваться с каждым днём,а не только желание стать чемпионом. Каратэ учит спортсменов преодолевать трудности, а самая главная из них — это ты сам.

Как вы пришли к тому, что начали тренировать ребят?
— Я закончил Брестский Университет, а после этого меня забрали в спецназ в Минск. Ещё вовремя учёбы в Университете мне поступило предложение от моего тренера: тренировать ребят самостоятельно. Поэтому уже в армии я знал, что, когда вернусь домой, буду работать с детьми.

   Существует ли разница между детьми в то время, когда вас тренировали, и сейчас, когда уже это делаете вы?
— Безусловно. Сейчас они усваивают всё быстрее: на то что нам требовалось несколько лет, они могут достичь за полгода или год. Я со стороны сейчас наблюдаю и вижу, что дети менее терпеливы нежели раньше, но наша задача и заключается в том, чтобы их воспитать. Главное, чтобы у них было желание заниматься, чтобы был интерес. Сейчас ведётся дополнительный набор детей в группы с 6 лет и старше.

Проводили ли вы соревнования в Гродно?
— Ещё нет, но буду. Дети ещё только начали заниматься, а для того, чтобы выступить, им надо многому научиться. Так как мы набираем ребят с 6 лет, то в этом возрасте они только борются. Соревнования буду проводить уже в 2018 году. Ещё точную дату не выбрал, но до мая хочу провести не большие соревнования для тех, кто сейчас у меня занимается.
Такие люди как Руслан всегда являются примером. Этот человек ставит себе цели и идет к ним, преодолевая все трудности. Шаг за шагом он двигается вперед и добивается того, чего хочет. Руслан является эталоном для ещё маленьких каратистов, потому что он всего добился сам.

Фото взяты из личного архива и открытых источников.

vogs.by

Детское каратэ – Karate.ru

В старые времена, когда только зарождались боевые искусства востока и, в частности, разрабатывалась техника каратэ, словосочетание «детское каратэ» не вызвало бы у тогдашнего мастера каратэ ничего, кроме недоумения или даже смеха. И в самом деле, в то время существовало исключительно боевое каратэ, от уровня владения которым зависела жизнь бойца.

 

 

Сегодня же, когда тренировка каратэ уже не ставит целью научиться убивать одним ударом или убьют тебя, когда появилось спортивное каратэ, развились многочисленные стили каратэ (годзю рю каратэ, косики каратэ, каратэ шотокан, каратэ киокушинкай и др.) стало возможным и детское каратэ. 

На сегодняшний день существует множество секций и клубов каратэ, где преподают каратэ для детей от 4 лет и старше. Проводятся спортивные турниры для них по ката и кумитэ. 

Детское каратэ – это, не только изучение техники, укрепление ребёнка физически, это ещё и система психологической подготовки (воспитания) ребёнка, призванная направить в нужную сторону энергию будущего бойца.  

Физически детское карате развивает пластичность тела с помощью гимнастики и растяжек, укрепление мышц при помощи силовых упражнений, увеличивает выносливость, способствует укреплению здоровья, что особенно важно сейчас при условиях городской жизни. 

С точки зрения психологии и воспитания детское каратэ дисциплинирует ребёнка, помогает адаптации в изначально незнакомом коллективе, отучает от безделья и праздности. Благодаря тренировкам, дети становятся сильнее и увереннее в себе, и в тоже время учатся уважению (к старшим товарищам, тренерам, друг другу, искусству каратэ), учатся быть терпимее и добрее к слабым, помогать младшим, обучать их как когда-то обучали их самих. 

Таким образом, следует признать, что детское каратэ является полезной и уже неотъемлемой частью каратэ. Частью, которая сильно отличается от привычного нам понимания этого мира. Но и она — бескомпромиссно прекрасна. Как пример — виртуозное исполнение ката шестилетней девочкой:

 

 

 

Интересные материалы:

А мы занимаемся каратэ! Советы для родителей.

Как выбрать себе зал боевых искусств.

Чистый материализм или как выбрать экипировку с нуля?

karate.ru

Обучение детей карате Советы родителям Дети Subscribe.Ru

Прежде чем говорить о возможности или невозможности обучения стилевому карате маленьких детей в возрасте до 7 лет, давайте попробуем разобраться, что представляет собой стилевое карате как объект изучения, что представляет собой ребенок как субъект обучения и чем он отличается в этом плане от взрослого человека.

Карате является одной из японских систем самообороны. Основу технического арсенала карате составляют удары руками и ногами, но наряду с этим используется техника бросков (наге-ваза), болевого воздействия на суставы (кансетсу-ваза), ударов по жизненно важным точкам человеческого тела и др.

На протяжении веков формирования и практики карате трансформировалось в боевое искусство путем синтеза техники с философскими, этическими и эстетическими принципами, на которых базировалась японская культура.

Оставив в стороне философско-этические аспекты, поговорим о технике. Занятия карате, как правило, начинаются с обучения технике. Вся техника карате основывается на резкости движения и на концентрации энергии в нужный момент, придающей удару мощь. Движения должны быть энергоэкономными и оптимальными с точки зрения биодинамики. Чтобы выработать такой тип движений, необходимо не только понимание их механизма, но и ломка сложившихся к моменту начала обучения двигательных стереотипов.

Программа обучения карате состоит из трех обязательных разделов: кихон, ката и кумите.

Кихон — это выделенные из ката базовые атакующие и защитные движения и их комбинации на основе различной техники перемещений.

Ката — формализованные комплексы, исполнение которых в карате стандартизовано.

Кумите — упражнение с партнером, бой с противником.

Все три раздела изучаются параллельно. Перешагнуть ученический уровень в стилевом карате может человек, не только физически хорошо подготовленный (тренированный), но и имеющий развитый интеллект и определенные черты характера. Эффективным и достаточно быстрым процесс обучения карате может быть в том случае, если занимающийся способен не только к запоминанию, но также к анализу и самокоррекции.

Все три раздела изучаются параллельно. Перешагнуть ученический уровень в стилевом карате может человек, не только физически хорошо подготовленный (тренированный), но и имеющий развитый интеллект и определенные черты характера. Эффективным и достаточно быстрым процесс обучения карате может быть в том случае, если занимающийся способен не только к запоминанию, но также к анализу и самокоррекции.

Теперь давайте попробуем разобраться, что из программы стилевого карате могут усвоить маленькие дети. Отметим при этом некоторые особенности детского восприятия.

Обычные дети, не вундеркинды (а таких подавляющее большинство), и именно их мы учим карате, не способны к сложным логическим построениям. Их уровень мышления так и называется — дологический. Они воспринимают только конкретику. Если вы хотите, чтобы восприятие маленького ребенка было четким, т.е. чтобы он запомнил все детали, объем предлагаемой ему информации должен быть очень небольшим. Ребенок запоминает информацию образно, поэтому она должна быть представлена ему в удобном для этого виде. В каком именно, зависит от способа восприятия конкретного ребенка. Этот способ можно установить путем наблюдения или специальным тестированием для выявления модальности (способа восприятия и запоминания).

По способу восприятия и запоминания люди — в том числе и маленькие дети, у которых это особенно сильно выражено — делятся на так называемых визуалов (воспринимающих в основном зрительно, запоминающих зрительный образ), аудиалов (воспринимающих в основном со слов, запоминающих речевой образ), и кинестетиков (воспринимающих в основном через движение, с хорошо развитой «мышечной» памятью). Есть еще четвертая группа — дискретники, которые не относятся ни к одной из этих групп, но их мало, и в своей практике мы с ними не сталкивались.

Когда занятия проводятся в группе, в этой группе всегда будут находиться обладатели разных модальностей. Поэтому на занятиях карате нужно не только показывать, но и описывать словами каждое движение. При этом нужно использовать понятный ребенку образ. Если кто-то из детей все равно ничего не понимает и делает все неправильно, значит, скорее всего, перед вами кинестетик. Нужно подойти к нему, правильно поставить ему ноги и сделать его руками или ногами требуемое движение, дать ему почувствовать, как работают мышцы. Обязательно надо показать и дать возможность ощутить, для чего это движение нужно. Если движение хорошо прочувствовано, кинестетик запомнит его очень прочно, даже лучше, чем визуал или аудиал, несмотря на то, что «доходит» до него медленнее.

Различие модальностей — одна из причин, по которой с детьми можно заниматься карате продуктивно только в маленьких группах — не более 10 человек на одного инструктора. Почти каждый ребенок требует персонального внимания и индивидуального подхода.

Намного легче обучать взрослого человека, у которого сформирован понятийный аппарат, развита логика и способность структурировать материал, который умеет управлять своим вниманием (да, кстати, маленькие дети не умеют и этого, и их вниманием приходится управлять за них), у которого есть мотивация к обучению (у детей мотивация бывает редко, в лучшем случае она есть у родителей. А ребенку просто вдруг «захотелось». И через час «расхотелось») и волевой контроль (у детей его в помине нет, есть только настроение, которое обучающему приходится создавать). К тому же взрослый сам знает, что ему надо сделать, чтобы запомнить информацию — он уже интуитивно выработал технику запоминания, соответствующую особенностям его восприятия. Поэтому взрослому можно предлагать достаточно большой по объему материал для усвоения. По этой же причине занятия со взрослыми могут продолжаться около двух часов, а с малышами — обычно не больше часа. Большая часть занятия должна проходить в виде игр, информационную нагрузку надо увеличивать постепенно.

Ребенок воспринимает информацию целостно. Например, совсем маленький ребенок может не понять адресованных ему слов, но общий смысл обращения он скорее всего поймет. Дело в том, что основная часть информации идет невербально, т.е. помимо слов. Взрослый, благодаря своему опыту словесного общения, начинает в первую очередь осмысливать сами слова. А малыш в первую очередь воспримет интонацию, мимику, телодвижения, позу (так называемый, «иероглиф тела»), тембр голоса и т.д. И сразу поймет то, что до взрослого дойдет некоторое время спустя.

Например — «этот дядя притворяется сердитым, а на самом деле — добрый», или — «тетя хочет казаться доброй, а на самом деле — плохая». Не потому, что ребенок такой умный, а взрослые — дураки, а потому, что анализировать другой слой информации он пока как следует не способен. Специально обученный взрослый тоже может анализировать невербальную часть информации, но, в отличие от ребенка, осмысленно управляя этим процессом.

Из этого можно сделать следующие выводы.

Первое: Если инструктор приходит на занятие в детскую группу в плохом настроении, или плохо себя чувствует, не может сосредоточиться, испытывает негативные эмоции, дети мгновенно это почувствуют, и управлять группой станет невозможно. Поэтому самоконтроль инструктора, который ведет занятия с маленькими детьми, должен быть идеальным.

Второе: маленьких детей, у которых еще не развит в достаточной мере речевой аппарат — т.е. до 4-летнего возраста — можно, конечно, учить несложным вещам, в том числе и готовить к занятиям карате. Но такая подготовка может проводиться только индивидуально.

Детское восприятие отличается, как известно, яркостью. Мы говорим: свежесть восприятия. Давайте попробуем проанализировать этот феномен. Что это значит — яркость и свежесть восприятия? На самом деле все довольно просто. У ребенка еще нет картины мира, которая по сути своей является шаблоном. В том числе — шаблоном восприятия.

Между воспринимаемыми образами и явлениями ребенок пока не установил связей, поэтому мир кажется странным, удивительным, захватывающе интересным, поэтому образы буквально впечатываются в память. Вспомните себя: что вам запоминается лучше всего? То, что удивляет и поражает. Что сопровождается сильной эмоцией. Так вот, ребенка удивляет все и все сопровождается эмоциями. Поэтому и впечатления у него яркие. Но то, о чем ребенок уже знает, что это такое, про что ему объяснили, что это — «то-то и то-то», перестает вызывать интерес и привлекать внимание. В детстве шаблоны складываются очень быстро, и они оказываются на редкость прочными.

Поэтому, во-первых, на занятиях с маленькими детьми ни в коем случае не должно многократно повторяться одно и то же упражнение в одной и той же форме — вы просто не заставите детей делать его как следует, они будут выполнять его чисто формально, так как уже «все знают» и им неинтересно.

Во-вторых, нужно все-таки постоянно возвращаться к пройденному, показывая детям, что они знают об этом не все — желательно в такой форме, чтобы вызвать у детей удивление или эмоциональный отклик.

В-третьих, если у ребенка уже сложился неправильный шаблон, например, выполнения какого-либо движения, надо поставить его в такие условия, в которых он не сможет использовать этот шаблон и вынужден будет сам контролировать свои действия.

Например, если ребенок, выполняя мае-гери кеаге (хлесткий удар ногой вперед), не сгибает ногу в колене, можно поставить перед ним препятствие (скамейку) или посадить партнера на определенном расстоянии, при этом так, чтобы ребенок не мог отойти назад — например, чтобы за спиной была стенка. Тогда, чтобы не зацепиться за препятствие, он вынужден будет сгибать колено при махе ногой.

Карате, как мы уже говорили, не относится к простым дисциплинам. Осмысление очень облегчает и ускоряет выполнение и запоминание движений. Чем лучше структурирован у человека процесс мышления, тем легче его учить карате. Людей с техническим образованием учить карате легче, чем гуманитариев, вероятно из-за свойственной им точности мышления. Никакая приблизительность в карате

недопустима.

Широко используется и другой способ: постепенное осмысление в процессе выполнения, как результат многократных повторений. Другими словами — «делай до тех пор, пока не поймешь». Но в любом случае, для того, чтобы учиться карате, понимание необходимо, будет ли оно отправным моментом или появится как следствие.

Чтобы у ребенка «пошел» процесс обучения более-менее сложным действиям, необходимо наличие у него:

контроля внимания (его надо воспитывать)

контроля своих действий и согласованности их с действиями инструктора

понятийного аппарата (его нужно сформировать, и для этого ребенку необходим опыт)

логического мышления (большие полушария головного мозга должны пройти процесс формирования, кроме того, ребенку нужно помочь научиться мыслить, а не использовать готовые шаблоны — что проще)

волевого контроля, или управления намерением (достигается воспитанием и самовоспитанием)

Без этого обучение сложным предметам невозможно. Целостность восприятия и яркость впечатлений — это замечательно. Но без понимания взаимосвязей, без умения дифференцировать и интегрировать — иными словами, разбивать на составляющие и составлять из частей целое, без умения сосредотачиваться ничего в голове не уложится.

Поэтому обучаемость у ребенка приходится формировать. Из-за особенностей детского восприятия и мышления обучение детей — процесс намного более трудоемкий и длительный, чем обучение взрослых.

Карате называют искусством. Можно, конечно, назвать искусством рисунки 5-летнего ребенка, но даже если он талантлив, вы не поставите их в один ряд, скажем, с «Девятым валом» Айвазовского. Скорее их можно назвать упражнениями в рисовании. Точно также и мы занимаемся с детьми не карате как таковым, а подводящими и формирующими упражнениями, в том числе базовой техникой. Потому что базовая техника в карате по сути тоже является формирующими упражнениями. Никто из высококвалифицированных специалистов карате не дерется базовой техникой — для этого нужны другие траектории, скорости и ритм.

Карате можно в некотором роде считать наукой. Наукой, которую человек приспосабливает не только к своему уму, но и к своему телу. И сам при этом приспосабливается к ней: учит свое тело работать по науке.

Любой инструктор стилевого карате знает, что техника ни в позднем, ни в раннем возрасте не достигается «естественностью движения». Естественные движения для ребенка, как и для любого человека — те, которые он привык совершать в своей повседневной жизни, предшествовавшей занятиям карате. То есть движения с привычной для него координацией. А привычная координация у многих малышей такая, что они и ложку до рта не могут донести, не расплескав.

Есть, конечно, дети, ловкие от природы — к сожалению, их меньшинство, — но координация движений карате для детей совершенно непривычна, хотя она и оптимальна с точки зрения биодинамики. Например, прямой удар рукой является продуктом тренировки, а не естественным движением. Технику такого удара приходится нарабатывать, используя специальные подводящие упражнения.

Точно так же приходится «ставить» технику стоек, перемещений, ударов ногами, блокирующих движений и т.д. Это — тяжелый труд, и для ребенка, и для инструктора. Зато когда координация карате становится привычной, движения и выглядят, и ощущаются более естественными, чем у человека нетренерованного. Это относится к любому виду специализированной деятельности. Вот и получается, что естественность — это продукт тренированности. А спонтанность — результат естественности.

Занятиям карате очень мешает шаблонность. С детьми в этом плане возникает больше проблем, чем со взрослыми. Нам могут возразить: как же так? Ведь взрослый всегда обладает большим количеством шаблонов, он за свою жизнь их накопил столько, что ребенку и не снилось. И тем не менее это так. Потому что взрослый может осознать свои шаблоны и осознанно заменить их или трансформировать, а ребенок на это не способен. За него все приходится делать инструктору, приходится использовать множество специальных упражнений для формирования новых типов движений.

При этом неправильные шаблоны «пристают» к ребенку моментально, а если есть шаблон — движение перестает быть осознанным и не поддается контролю. Отучение ребенка от уже ставшего привычным для него неправильного выполнения — занятие очень трудоемкое. Поэтому все базовые движения разучиваются с детьми по разделениям, с промежуточными фазами и контролем на каждом участке траектории. С помощью специальных упражнений синхронизируется работа всех частей тела.

Для малышей особенно сложным всегда бывает волевой контроль за движениями периферийных частей тела — кистей рук и ступней ног. У большинства детей руки от запястий до кончиков пальцев и ноги ниже голени существуют как бы сами по себе, детей нужно научить чувствовать эти мышцы и произвольно управлять ими. Если инструктор не уделяет этому внимания, большинство базовых техник будут выполняться детьми неправильно.

Инструктор должен понимать, и научить этому детей, что есть схема выполнения движений, а есть конкретные варианты, зависящие от ситуаций. Иначе в дальнейшем у ребенка возникнут проблемы с вариативным применением техники и с восприятием различных модификаций, отличающихся от базового варианта.

Такой же подход должен вырабатываться у детей и по отношению к ката (специализированным формализованным упражнениям), которые ни в коем случае нельзя считать шаблоном. Скорее их можно сравнить с иероглифами.

Иероглиф — это символ, заключающий в себе несколько смысловых слоев. Точно так же множество смысловых слоев — способов трактовки и применения — имеет каждая ката. Не прозанимавшись карате N-ное количество лет и не приспособив эту и все предыдущие ката к своему телу и разуму, невозможно научиться исполнять ее правильно — т.е. осмысленно и технически грамотно. За осмысленным и технически грамотным исполнением ката стоит понимание, что ката в карате — это не анахронизм, а метод обучения биодинамическим принципам карате, пластике и ритму.

Подведем итог.

Несмотря на то, что карате никак нельзя отнести к простым вещам, заниматься с маленькими детьми стилевым карате можно, нужно и полезно.

Во-первых, действуя аккуратно, можно значительно развить и усовершенствовать природные данные ребенка — например, гибкость, подвижность суставов.

Во-вторых, можно исправить недостатки его координации и скорректировать дефекты развития его опорно-двигательного аппарата, для этого существуют специальные упражнения.

Таким образом, можно избавить ребенка от физических недостатков, которые наложили бы ограничения на его технику. В более позднем возрасте такого рода недостатки приходится компенсировать, используя более доступную технику из арсенала карате.

Можно также освоить с ребенком базовую технику и выучить простейшие ученические ката. На это потребуется 3 -4 года (взрослому — 1 год), но это создаст предпосылки для быстрого прогресса в дальнейшем. Для ребенка, который занимается достаточно долго (несколько лет), координация карате становится привычной, т.е. естественной; кроме того, вырабатывается очень важный навык — быстрого и осмысленного усвоения новой координации

Ребенок учится правильно дышать, что тоже очень важно для карате, а так же быстро переходить от напряжения мышц к их расслаблению, и наоборот. Дети обычно более расслаблены, чем взрослые, поэтому, если техника у них хорошо поставлена, скорость движений у них выше, чем у взрослых. Для обучения Шотокан карате, где вся техника построена на скорости, координации и концентрации в нужный момент, это целесообразно использовать.

Кроме того, занятия стилевым карате под руководством квалифицированного инструктора стимулируют у детей умственное развитие — учат сосредотачивать внимание, развивают память, учат ребенка использовать особенности и компенсировать недостатки свойственной ему системы репрезентации (способа восприятия информации), уводят от стереотипного мышления, развивают как логическое, так и образное мышление, и т.д.

Занятия стилевым карате влияют на формирование характера ребенка — он становится более уверенным в себе, учится сдержанности, самоконтролю, целеустремленности. Ребенок поймет, что уважения окружающих можно добиться только трудом и адекватным поведением.

Замечено, что в детской группе наибольший авторитет имеют не те дети, которые всевозможными способами пытается привлечь к себе внимание — таких как раз не принимают всерьез, — а самые старательные и при этом спокойные, у которых самая хорошая техника.

Мы постоянно повторяем слова «стилевое карате». Все вышесказанное не относится к так называемому «просто» карате, «внестилевому» карате-до, «контактному» карате, русскому карате и т.д. Можно понимать карате по-разному и давать ему разные определения, но основные принципы карате должны соблюдаться, иначе это будет не карате.

Если ребенок занимается регулярно и достаточное время, результат всегда есть, независимо от исходных данных. Качественные изменения обычно проявляются после года занятий. Устойчивых результатов можно добиться за 2,5 — 3 года.

Под результатами мы подразумеваем в первую очередь — значительное повышение обучаемости (что обусловлено отходом от привычных стереотипов восприятия, мышления и движения, развитию контроля внимания), затем — владение базовой техникой, повышение психической устойчивости, коррекция поведения. Большинству детей, чтобы результат был выраженным, требуются дополнительные индивидуальные занятия, хорошо, если инструктор имеет возможность их проводить.

По поводу целесообразности занятий единоборствами в раннем возрасте можно добавить следующее. В первую очередь надо определиться родителям — чего они хотят для своего ребенка. Если они хотят, чтобы он вырос здоровым, сообразительным, стал пластичнее, научился саморегуляции и упражнениям, которыми он сможет заниматься для поддержания здоровья и хорошей формы всю жизнь, стал более спокойным и уверенным в себе, тогда ребенка нужно отдать в стилевое карате к хорошему инструктору (а не чемпиону). От занятий боксом у ребенка здоровья и сообразительности, сами понимаете, не прибавится (у меня есть, например, информация, что около 80 % мастеров спорта по боксу состоят на учете в психиатрических диспансерах), да и никто не возьмет ребенка в бокс с 5 лет.

Вообще в спорт детей обычно берут с 10 — 14 лет, причем не всех, а только «перспективных». Методика подготовки спортсмена построена на развитии природных качеств, а не на воспитании нужных.

Нам кажется, целесообразнее учить ребенка тому, чем он сможет заниматься всю жизнь. Стилевым карате не заканчивают заниматься по причине «возрастной непригодности». Если занимающийся перестал участвовать в соревнованиях, это

не значит, что он перестал совершенствоваться в технике. Вообще между прогрессом в карате и участием в соревнованиях нет прямой зависимости. Огромную пользу и удовольствие от занятий карате можно получать в любом возрасте, при этом занятия карате не мешают, а способствуют умственной деятельности.

Все известные мастера карате прожили долгую жизнь — по их убеждению, благодаря занятиям карате — и практиковали карате всю жизнь. Современные крупные мастера, такие как Каназава, Асаи, Эноеда, Казе, Кеннет Фунакоши и другие, в этом плане ничем от них не отличаются. А вот бывшие спортсмены (все спортсмены неизбежно в конце концов становятся бывшими) обычно не могут похвастаться хорошим самочувствием, да и кроме самочувствия у них много проблем.

Авторы: А. Плескачев, 5дан Шотокан карате, старший преподаватель кафедры физической культуры, инструктор карате. Н. Матросова, аспирант ВНИИФК, инструктор карате.

subscribe.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о