Архитектура для детей дошкольного возраста – Методическая разработка (старшая, подготовительная группа): Программа дополнительного образования «Знакомство с архитектурой»

Ознакомление с архитектурой в детском саду

Ознакомление  с  архитектурой детей 5-7 лет

Старшим дошкольникам архитектура представляется как вид искусства. Знакомя их с окружающим миром, необходимо обращать внимание на здание детского сада – дома, в котором дети занимаются, играют все вместе, учувствуют в праздниках, радуются любимым игрушкам и.т.д., подчеркивая, что для этого в здании детского сада есть все необходимые комнаты. Рассматриваются дома, окружающие детский сад, в которых живут дети с родителями, их друзья, сверстники; здания школ, магазинов. Обращается внимание на то, что сельские дома отличаются от городских: городские дома высокие, многоэтажные, по архитектуре более строгие: простые окна, двери, крыша. В сельских домах все части могут быть украшены резьбой, они по-разному окрашены.

При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться прежде всего, на окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные сооружения, которые расположены вблизи от их дома, детского сада и составляют окружающую среду.

В народных сказках представлены самые разные дома: теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках, кувшин, домики трех поросят из разных материалов, пряничный домик. Описываются дворцы Кощея Бессмертного, змея Горыныча.

Образы различных сооружений, воспринимаемые через посредство художественного слова, рождают у каждого свои образ, что способствует развитию воображения.

Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором. Дворцы – это красивые большие сооружения, они также имеют стены, крышу, окна. Но все архитектурные части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может завершаться башенками, шпилями.

Следует включать знакомство детей с художественными альбомами памятников архитектуры и с художественными открытками.

Архитектура — искусство создавать здания, сооружения по законам красоты.

В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.

В зависимости от эпохи в архитектуре применяются, различные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, бетон, стекло и пр.).

При знакомстве дошкольников с архитектурой выделяют следующие задачи:

—  Учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка.

—    Видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения.

—    Учить сравнивать старые и современные здания, видеть их различия.

—  Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.

— Выделить средства выразительности архитектуры (пластику объёмов, масштабность, пропорциональность и пр.).

—   Выделить узорность оград домов, мостов.

—   Знакомить с садово–парковой архитектурой.

—   Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы).

—  Отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Виды архитектуры

По целевому назначению:

-жилищная (жилые дома, коттеджи, гостиницы, общежития)

-промышленная (заводы, фабрики, фермы)

-декоративная (лестницы, фонтаны, беседки, арки, мосты)

-общественно-гражданская (соборы, театры, бассейны, рестораны, школы, магазины, бани, вокзалы).

По характеру:

-объемная (=замкнутая конструкция)

-ландшафтная (мосты, арки, фонтаны, беседки)

-градостроительство (комплекс архитектурных сооружений)

По духовно-эстетической ценности:

-имеющие культурно-историческую ценность во все времена

— -«-«- в определенные периоды

-не имеющие духовно-эстетической ценности (склады, тюрьмы).

Выразительные средства архитектуры

Композиция – гармоничность элементов, обеспечивающих единство и целостность формы

Форма, масштабность (=соразмерность сооружения человеку)

Тектоника – структурная основа, костяк сооружения. Бывает двух типов:

-балочная (русская изба) -арочная (храмы)

Ритм – чередование элементов в определенной последовательности

Пропорция – соразмерность частей между собой

Симметрия – расположение частей относительно друг друга

Контраст – противоположность в каком-либо отношении

Виды архитектурных форм

Крыши – завершение сооружения (функция защиты от погодных явлений, придает выразительность)

Купол – свод в виде полусферы

Ордер – колонна (=стержень, опора). Колонна состоит из стволовой части , капители (верхняя часть), базы (плита под колонной)

Портал (центральный вход), арка (криволинейная конструкция для перекрытия проемов)

Эркер (выступающая полукруглая часть здания), балкон (выступает), лоджия (ниша), окно (проем в стене для света), дверь (закрывает вход в помещение), лестница (ступенчатый марш).

Башня (высокое сооружения для наблюдения и защиты) – маяк, минареты, колокольные, вышки, водонапорные, обсерватории.

Мосты (сооружение, являющееся дорогой через препятствие) – висячие (канатные), крепостные (подъемные) и др.

Фонтаны (видоизмененный колодец, выполняет декоративную функцию) – памятник, дворцовые, для питья, каскадные.

Основные направления деятельности

1.Работа с детьми

2.Работа с родителями

3.Организация предметно-развивающей среды

1Работа с детьми осуществляется путем использования следующих форм и методов

— (конструирование, лепка, аппликация, рисование) дает возможность закрепить знания детей  о разных стилях архитектуры.

 используются с целью: рассмотреть здания разного назначения: жилой дом, детский сад, школа, магазин, кинотеатр; определить общую форму здания, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания, элементы украшения.

Проводя экскурсии, прогулки, воспитатель намечает одну из задач. После рассматривания всего здания определяется, например, количество этажей, как расположены окна (одинаковой формы и величины или разной; расположены друг под другом или по-разному и пр.) В результате дети начнут видеть средства выразительности в архитектуре.

Для определения характерных особенностей этих зданий, которые зависят от их назначения, необходимо рассмотреть здание детского сада и здание жилого дома, школы и жилого дома, школы и детского сада; рассмотреть характерные средства выразительности определенного стиля, дать названия некоторых из них (фронтон, портик, колонны).

— проводится с целью показать разнообразие архитектурных стилей в городе. Педагог подбирает изображения зданий с учетом поставленных задач, например, изображения, где представлены разные крыши, окна разной формы и т.д. Детям предлагается на изображениях показать сначала знакомые здания, которые рассматривали во время экскурсий, на прогулке, а затем сравнить их с новым зданием.

На начальных этапах знакомства с архитектурой используется рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий с целью показать необычность форм этих зданий (крыш, окон, украшений), элементов сказочности.

– через них осуществляется накопление, углубление и систематизация знаний. Они дают возможность:

— познакомить детей с различными архитектурными стилями

— познакомить с архитектурными терминами и понятиями

— создавать чертежи и моделировать различные конструкций

— помогает детям представлять тот или иной образ, создавать свой собственный образ в зависимости от впечатления ребенка от прочитанного.

Использование художественного слова (сказки, прибаутки, стихотворения и т.п.),  с описанием зданий и образными сравнениями, дает возможность детям представить облик архитектурных сооружений.

2.Работа с родителями занимает важное место в реализаций программы. Благодаря экскурсиям, прогулкам с родителями по улицам города у детей формируется умение ориентироваться в окружающей действительности.

С целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней используются следующие методы:

  • выставки пособий и дидактических игр;

  • анкетирование;

  • индивидуальные консультации;

  • домашнее задание;

  • участие в совместных проектах.

3.Организация предметно-развивающей среды.

Для организаций детской деятельности, накопления воспитанниками знаний об архитектуре, большое значение имеет предметно-развивающая среда, в которой дети могли бы получить больше новых ярких впечатлений по теме. Она содержит следующие компоненты  :

  • дидактические игры;

  • дидактические пособия;

  • литературный материал;

  • технические средства обучения.

Дидактические игры должны отражать тематику всех разделов программы.

Дидактические пособия, например, макет «Наш детский сад», макет «Улицы города» и т.д.

Наглядные пособия: например, «Православные храмы», «Сказочные домики», «Деревянное зодчество», «Храмы», «Московский Кремль», «Садово-парковая архитектура», «Мой микрорайон» и т.д.

Литературный материал: русские народные сказки, стихотворения, стихи.

Информационно коммуникационные технологии: видеоаппаратура, с подбором обучающих видеофильмов и программ; мультимедийный проектор.

Архитектурный словарь

Архитектор— это мастер, владеющий искусством возводить перекрытия, дома и храмы. Он составляет архитектурные проекты построек и наблюдает за их исполнением. Впервые на Руси этот термин ввел Петр I, прежде ему соответствовало исконное слово Зодчий.

Архитектура- искусство проектирования и строительства сооружений

Арка — криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери или ворот) между двумя опорами- колоннами, столбами.

Балкон — открытая, выступающая из плоскости фасада площадка.

Беседка — небольшое крытое сооружение с крупными незастекленными проемами в парке или на берегу водоема.

Витраж — декоративная или сюжетная композиция, выполненная из кусков стекла.

Готика — художественный стиль. Готические соборы имеют в основе каркас из столбов (пучок колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок и сводов. Эти соборы  украшались ажурной каменной резьбой и скульптурой.

Дымник — декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

Изба — крестьянский жилой дом в сельской местности. Древнейшие избы были курные: с печью без дымохода, их называли — рудная, черная, т.к. дым выходил  либо через открытую дверь или окно, либо через дымницу в крыше. Избы строились из бревен, пластин или брусьев. Под одной крышей строились изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.

Колонна — архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечений, играющая роль опорного столба.

Конек  — горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли.

Мозаика- изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам.

Наличники — обрамление дверного или оконного проема рамкой.

Особняк — комфортабельный дом городского типа с индивидуальным обликом, предназначенный для проживания в нем одной семьи.

Подзор- полоса со сквозным орнаментом, свисающая с длинного выступа (например, карниза).

Полотенце — вертикальная деревянная полоса с узорным краем, несколько выдвинутая над фоном фасадной стены.

Ставни — деталь окна.

Фасад — наружная сторона здания или сооружения

infourok.ru

Презентация: Архитектура как вид искусства, возможности ознакомления дошкольников с архитектурой

Слайд 1

Архитектура как вид искусства, возможности ознакомления дошкольников с архитектурой. Подготовила:Савкина В.Д .

Слайд 2

Архитектура – искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Слайд 3

Происходит от латинского слова «architectura», которое состоит из двух корней: «архи» — «главный» и «тектон»— «строитель».

Слайд 4

Если мы обратимся к толковому словарю Даля, то в нем значение слова «архитектура» определяется, как «искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство, зодчество…». И действительно, с незапамятных времен люди старались украсить свое жилище, сделать его не только уютным, но и более запоминающимся, в тоже время непохожим на другие дома. Именно поэтому архитектура — одна из самых древних составляющих всей культуры человеческого общества.

Слайд 5

Для кого-то архитектура — это застывшая музыка, для кого-то — отражение благополучия общества. Но как бы там ни было, архитектура — это, прежде всего, искусство, и, по словам древнегреческого зодчего крупнейший античный теоретик архитектуры Марка Поллиона Витрувия (I в. до н. э.), «зиждется она на трёх китах: прочность, польза и красота».

Слайд 6

На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусств.

Слайд 7

В искусстве архитектуры выделяют три основных вида: 1. Архитектура объемных сооружений, в состав которой входят жилые, общественные и промышленные здания.

Слайд 8

2. Ландшафтная архитектура связана с созданием садово-паркового комплекса.

Слайд 9

3. Градостроительство, занимающейся планированием новых городов, а также реставрацией и обновлением старых районов.

Слайд 10

Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров).

Слайд 11

Романский стиль

Слайд 12

Архитектура Возрождения

Слайд 13

Барокко

Слайд 14

Рококо

Слайд 15

Классицизм

Слайд 16

Ампир

Слайд 17

Архитектура модерна

Слайд 18

Романтизм

Слайд 19

Ар — деко

Слайд 20

Метаболизм

Слайд 21

Хай-тек

Слайд 22

Возможности ознакомления дошкольников с архитектурой Ознакомление с архитектурой осуществляется посредством организации различных форм работы с детьми: на занятиях по архитектуре, изобразительной деятельности и конструированию, на прогулках и экскурсиях к архитектурным объектам, во время чтения литературы и бесед с детьми о прочитанном, при рассматривании иллюстраций, фотографий, слайдов, в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр. Наиболее успешным с точки зрения методики преподавания можно назвать ознакомление детей с архитектурой на экскурсиях. Именно здесь становится возможным последовательное накопление оптических и моторных впечатлений, эмоциональных переживаний архитектурного произведения. Организация дидактических игр в форме занятий, с помощью которых дети учатся различать по внешнему виду разные по функциональному назначению архитектурные сооружения, также считается целесообразным. При чтении художественной литературы со страниц детских книг дошкольники узнают о домах людей, живущих в разных странах, о выдающихся памятниках архитектуры, о фантастических проектах, сооружений. Значительное место в работе по ознакомлению детей с архитектурой уделяется продуктивным видам деятельности. В рисовании на темы: «Сказочные дома», «Город настроений», «Улицы города» «Храмы города» дети получают возможность отражать впечатления, полученные во время экскурсий и прогулок, учатся создавать изображения сооружений с яркой образной характеристикой.

Слайд 23

Список литературы: 1. Большой энциклопедический словарь. – М.: АСТ, 2008. – 1248 с. 2. Витрувий Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003. – 320 с. 3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с. 4. Тихомиров П.А. Классификация основных видов изобразительного искусства / П.А. Тихомиров. — Л.: Искусство, 1939. — 39 с 5.http://www.kursburo.ru/component/djcatalog/item/5-kurs-work/92-kurs3 6. http://studio.lifehouse.ru/studio-articles/38-ctili-arxitektury

nsportal.ru

Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой

Консультация для воспитателей

«Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой»

 

Дозморова Юлия Михайловна,
воспитатель МАДОУ № 3,
г. Каменск-Уральский Свердловской обл.

 

К формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности мы обращаемся уже с младшего дошкольного возраста.

Позже мы представляем детям архитектуру как вид искусства. И, следовательно, решаем следующие задачи воспитания и развития:

  • формировать умение распознавать архитектурные стили, элементы декора зданий;
  • формировать умение передавать архитектурные образы посредством художественного творчества;
  • прививать любовь к родному городу, своей стране;
  • развивать способность видеть прекрасное;
  • развивать память, мышление, воображение.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой возможна при соблюдении следующих условий:

  1. Поэтапное формирование у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства.
  2. Взаимосвязь восприятия искусства и продуктивного детского творчества.
  3. Предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности.
  4. Использование разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой.

Формы и методы:

  • беседы с детьми;
  • художественное творчество;
  • экскурсии, прогулки по улице города;
  • рассматривание иллюстраций и фотографий;
  • дидактические игры;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр видеофильмов.

Чтение художественной литературы помогает детям представлять тот или иной образ, создавать свой собственный образ в зависимости от впечатления ребенка от прочитанного. Использование художественного слова (сказки, прибаутки, стихотворения и т.п.), с описанием зданий и образными сравнениями, дает возможность детям представить облик архитектурных сооружений.

Экскурсии, прогулки по улице города используются с целью: рассмотреть здания разного назначения: жилой дом, детский сад, школа, магазин, кинотеатр; определить общую форму здания, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания, элементы украшения.

Проводя экскурсии, прогулки, воспитатель намечает одну из задач. После рассматривания всего здания определяется, например, количество этажей, как расположены окна (одинаковой формы и величины или разной; расположены друг под другом или по-разному и пр.) В результате дети начнут видеть средства выразительности в архитектуре.

Для определения характерных особенностей этих зданий, которые зависят от их назначения, необходимо рассмотреть здание детского сада и здание жилого дома, школы и жилого дома, школы и детского сада; рассмотреть характерные средства выразительности определенного стиля, дать названия некоторых из них (фронтон, портик, колонны).

Рассматривание иллюстраций и фотографий, слайдов, видеофильмов проводится с целью показать разнообразие архитектурных стилей в городе. Педагог подбирает изображения зданий с учетом поставленных задач, например, изображения, где представлены разные крыши, окна разной формы и т.д. Детям предлагается на изображениях показать сначала знакомые здания, которые рассматривали во время экскурсий, на прогулке, а затем сравнить их с новым зданием.

На начальных этапах знакомства с архитектурой используется рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий с целью показать необычность форм этих зданий (крыш, окон, украшений), элементов сказочности.

Художественное творчество (конструирование, лепка, аппликация, рисование) дает возможность закрепить знания детей  о разных стилях архитектуры.

Накопление, углубление и систематизация знаний осуществляется в основном через дидактические игры. Они дают возможность:

— познакомить детей с различными архитектурными стилями

— познакомить с архитектурными терминами и понятиями

— создавать чертежи и моделировать различные конструкций

Сначала необходимо познакомить детей с понятием «архитектура». Рассказать детям о профессии «архитектор».

Далее познакомить детей со своим микрорайоном. Рассказать детям, как образовался город, почему так назван. Рассказать детям, какие здания можно встретить в нашем районе. Рассмотреть фотографии. Познакомить детей с современными зданиями нашего микрорайона. Показать, какие строят сейчас магазины, развлекательные центры и.т.д. После этого нужно сформировать умение детей передавать образ дома в рисунке, тем самым стимулировать к художественно-творческой деятельности. Нужно  рассказать детям, как строятся дома, познакомить их с историей улицы нашего города.  Показать детям, как выглядел город несколько лет назад.

Познакомить с понятиями «одноэтажный», «многоэтажный». Рассмотреть, из чего состоит дом.

Рассказать детям, как строят дома и какой материал используется. Познакомить детей с понятиями: фасад, фронтон, портик» Проявить творчество и совместно со взрослым сделать макет здания.

Познакомить с понятием «сказочная архитектура». Показать детям все многообразие сказочных домиков. Формировать умение детей выделять элементы сказочности, передавать образ избушки Бабы Яги и других персонажей

Показать необычность формы избушки, окон, украшения.

Чтение сказки «Пряничный домик». Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Цель: формировать умение рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев.  Можно придумать самостоятельного героя и его жилище, тем самым развивать творческое воображение дошкольников

Познакомить с понятием «храмовая архитектура».

Познакомить детей с данным видом архитектуры. Рассказать, зачем люди стали строить церкви. Знакомство с понятиями: купол, арки, барабан. Способствовать передаче образ ацеркви в рисунке.

Познакомить детей с Зимним дворцом — шедевром архитектуры. Рассмотреть убранство дворца внутри, тем самым обогащать опыт эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры.

Познакомить детей с готическим стилем. Рассказать историю, рассмотреть с детьми украшения зданий (арки, колонны, лепнина, витражи, мозаика, статуи, шпили и.т.д.)

Познакомить детей с семью чудесами света познакомить детей с каменной древней архитектурой. Рассказать, зачем строили замки и как они были устроены внутри. Способствовать передаче образа замка в рисунке.

Познакомить детей с садово-парковой архитектурой и рассказать,  где ее можно встретить. рассмотреть  фотографий и иллюстраций с садово-парковой архитектурой. Уточнить, что она бывает деревянная и каменная. Познакомить детей с  «малой архитектурой».

Познакомить детей с деревянным зодчеством. Рассматривание русского деревянного дома познакомить детей, что такое терем. Можно углубить знания детей о том, что означают те или иные резные элементы на ставнях. Пересказ сказки «Теремок» Сравнение сказочного теремка с русским теремом Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Сравнить избу, терем и дворец научить детей изображать терем в рисунке, передавая объем архитектурного строения.

Готическая архитектура: чтение отрывка из сказки «Снежная королева». Рассматривание иллюстраций с изображением замка Снежной королевы. Объяснить, что этот замок относится готическому стилю. Познакомить детей с архитектурными понятиями: стрельчатые окна, ажурные украшения, опорные столбы и.т.д.; украшения, характерные для этого стиля — арки, статуи, витражи. познакомить с искусством витража научить детей «собирать» витраж. познакомить со старинными зданиями.

Познакомить детей с архитектурным стилем «каменное зодчество». Формировать умение детей передавать образ старинного здания в рисунке.

В конце провести викторину: обобщить знания о пирамидах, какие бывают пирамиды, как был устроен замок, что такое семь чудес света.  Закрепить знания о том, как строили русские избы, почему сначала церкви были деревянными.

Закрепить знания детей о готике. Вспомнить, как украшен Собор Парижской Богоматери. Попросить детей назвать элементы украшения готического стиля. Закрепить знания детей о родном городе и микрорайоне, в котором они живут.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

detstvogid.ru

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Знакомство с архитектурой

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида

Кировского района Санкт –Петербурга

Конспект непосредственной образовательной  деятельности

«Знакомство с архитектурой»

Составила воспитатель первой

 квалификационной категории

Хуснутдинова Гульназ Шагитовна

Санкт — Петербург2014

Программные задачи:

Познакомить детей с понятием «архитектура»,  с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое значение, в том числе со зданиями своего города, учить различать здания разного назначения- жилые  и общественные, расширить представления о том, что различия в архитектуре зависят от их назначения,  познакомить детей с архитектурными деталями(колонны, балконы, башни, шпили, арки и др.), воспитывать чувство любви к родному городу.

Материалы:

Иллюстрации из дидактической игры «Дома разных народов», иллюстрации зданий разной архитектуры, иллюстраций , художественные фотографии с изображениями красивых зданий Санкт- Петербурга, рисунки с изображениями архитектурных деталей, раскраски с разными домами, замками башнями.

Ход НОД.

Мы с вами живем в городе. Мы городские жители, а иначе – горожане. Жителей городов называют по имени того города, в котором они живут. Например, тех, кто живет в Москве, называют москвичами, живущих в Костроме- костромчанами. А как называют нас, живущих в Санкт—Петербурге? Петербуржцами.

 

Наш город очень большой. В нем живет около 5 млн. человек. Из чего состоит такой огромный город? Прежде всего, это жители города (петербуржцы) и дома, здания,  где они живут, работают, учатся, отдыхают.

Дома, в которых мы живем, — детский сад, школа, музеи, театры и другие здания – все это архитектурные сооружения.

Дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

Дома городские

Большие и разные:

Многооконные,

Многоэтажные.

Есть в новостройках

Дома- близнецы.

В старых районах

Увидишь дворцы,

Здания музеев,

Театров, соборов,

Просто жилые,

Приятные взору.(Е. А. Никонова)

Архитектура это — дома, здания, сооружения.

А еще архитектура — это планировка дорог, садов, городов.

Еще это правила строительства и разные украшения всего вокруг из самых разных материалов.

Архитектура – это пространство, которое создается вокруг человека из самых разных мелочей – площади, улицы, интерьеры.

В разные века, в разных странах строили очень разные здания. То, каким будет здание, зависит и от климата страны, и от того какой строительный материал есть под рукой, и от верований людей, строящих это здание, и от предназначения самого здания и от уровня культуры народа. (Жилища разных народов- картинки)

По внешнему виду здания можно определить,  для чего оно построено.

Храмы имеют купола, дворцы – башни, шпили; многоквартирный жилой дом – много одинаковых окон, балконы; здания театров, музеев – колонны.  Иногда можно догадаться о функции здания по скульптурам или орнаментам на фасадах.

Иногда можно догадаться о функции здания по скульптурам или орнаментам на фасадах.

Проводится игра «Угадай, что за здание» (угадать, что находится в том или ином здании – театр, музей, санаторий, школа, кино).

А мы дошли до теремка в поле. Давайте немножко отдохнем и поиграем.

 

Физминутка «Теремок»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк -Дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед — назад, влево — вправо)

Пришел Петя-петушок И ключом открыл замок, (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)

А кто же создает всю эту красоту вокруг?

Архитектор – это тот, кто придумывает, как построить здание. И делает проект.

Проект — это много разных изображений здания с разных сторон и в разных сечениях. Чтобы сделать такой проект, нужно представлять, из чего построен дом, как он устроен внутри, где проходят лестницы и т.д.

Самые знаменитые архитекторы – те, кто придумал, что-то принципиально новое – такое, чего не было до этого. Какой-то новый прием или неожиданное, но очень удачное использование известного материала или опробовал новые материалы.

Но среди зданий есть и такие, которые называют памятниками архитектуры. Памятник архитектуры – не просто здания, они хранители памяти. Они могут «рассказать» о своем времени, о тех кто строил и украшал город. Они несут в себе живую память- каждый храм, старинный дом, улица, изба

Памятниками архитектуры могут быть и некоторые здания, построенные в наше время. Даже в маленькой деревне или селе можно увидеть памятник архитектуры. Это крестьянские избы и деревянные церкви.

Санкт-Петербург- один из красивейших городов мира, сам по себе является одним большим архитектурным памятником. В отличие от многих других европейских городов, Санкт-Петербург сложился именно как система архитектурных ансамблей.

Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры. (Показываются картинки, иллюстрации)

Где разливается Нева

на реки, речки, рукава,

где островки и острова

толпятся у залива?

 Где топь, болотная трава,

где в дымке моря синева

–там Пётр великий основал

столицу всем на диво.

Итак:

Архитектура – все пространство, созданное человеком.

Архитектор – это тот, кто придумывает здания и как их расположить относительно друг друга так, чтобы получилось пространство.

По виду здания обычно понятно,  для чего оно построено.

А вот в этой папке у меня есть много – много раскрасок с разными домами, замками, крепостями, есть изображения и реально существующих зданий, есть и изображения сказочных теремов. Выбирайте и раскрашивайте.

nsportal.ru

Детям об архитектуре

Занятие для дошкольников по ознакомлению с окружающим миром и изоискусством

Программное содержание:

— знакомить детей с архитектурой, её историей, архитектурными памятниками своей страны и современными строениями;

— уточнять представления детей о профессии архитектора;

— стимулировать мыслительные операции сравнения, классификации;

— воспитывать уважение к труду архитекторов, строителей, к национальному достоянию своей страны;

— вызывать интерес к истории архитектуры и воспитывать художественный вкус, чувство гармонии формы и цвета.

Материал: дидактический «телевизор», слайды (мультимедиа) об архитектуре, картинки разнообразных построек, фотоиллюстрации, аудиозапись старинной классической музыки. Иллюстрации дидактической игры «Домики из сказок», портреты Незнайки, Карлсона, Дюймовочки и др. Вырезанные элементы архитектуры разных построек, разные отрезки обоев, коробки разных размеров.

Ход занятия по архитектуре

Воспитатель (В.). Ребята, послушайте сказку!

«Жил-был в городе художник. Однажды он увидел цветок, который был такой красивый, что художник решил его нарисовать. К нему подошёл скульптор…

Дети, как вы думаете, кто такой скульптор? (Ответы детей.)

…Скульптору тоже понравился этот цветок, и он решил высечь его из камня.

Ребята, из чего ещё может сделать цветок скульптор? (Вылепить из гипса, глины, высечь из дерева, вылить из металла и т.д.)

…Подошёл к ним ещё один мастер. Он умел строить дома, мосты, площади, украшать здания колоннами, башнями, крышами… Ему тоже очень понравился этот цветок, и он решил построить и украсить свой город такими же цветами».

Как вы думаете, что это за мастер? (Архитектор.) Архитектор — это мастер, который занимается строительством домов, городов, сёл. А все здания и строения города (посёлка) называются архитектурой.

Каждое здание, посёлок, город имеют свою архитектуру. Как вы думаете, что это значит? (Все здания разные по величине, цвету, расположению частей, т.е. по архитектуре.)

Сегодня мы побольше узнаем об архитектуре вместе с нашим героем из сказки — художником, который приглашает нас на телепередачу «Детям об архитектуре».

Художник. С помощью моего волшебного телевизора мы сможем побывать в разных местах нашей страны, нашего города (посёлка). Итак, передача начинается!

На экране выставляют картинку — Полоцк. Здание церкви Спасо-Евфрасиньевского монастыря.

Как вы думаете, где мы оказались? (В древнем городе.) Называется он Полоцк.

Художник. Давным-давно существовало множество княжеств, среди которых было Полоцкое. Вспомните, кто из известных людей жил в этом городе? (Евфрасинья Полоцкая.) Вот это здание и есть Спасо-Евфрасиньевский монастырь. Это известный памятник архитектуры.

В. Что особенного в этой постройке? Чем она привлекает внимание? На экране выставляют картинку Софийского собора.

Художник. А вот этот памятник архитектуры построен ещё раньше в том же Полоцке. Его особенность — множество куполов в постройке. Посчитайте, ребята, сколько здесь куполов? (Семь.)

В. Чем украшено здание собора? (Башнями, колоннами.) Фасад украшен нишами, фресками (показывает).

На экране выставляют картинку — Мирский замок.

Художник. Это ещё один памятник архитектуры. Сравните, похоже ли это здание на предыдущие? Чем?

В. Как вы думаете, из какого материала построен Мирский замок? (Из красного кирпича.) Да, люди любили строить из этого материала, т.к. красный значил красивый, почётный, главный.

Художник. Какие украшения вы видите у этого здания? (Арки, крыши, башни.)

В. Особенно красиво смотрятся красные башни с белыми нишами и арками.

Художник. Чем окружён замок? (Земляным валом.) Для чего был нужен вал? (Он защищал от врагов.) Да, основная роль замка в те времена — защита его жителей.

В. Обратите внимание на отверстия в башнях. Они называются бойницы — это место, откуда стреляет, бьёт оружие. На каждой башне есть смотровая площадка. Что ещё подчёркивает мощность этого замка? Какие у него стены? (Толстые, крепкие, огромные…)

В. Ребята, как вы думаете, легко ли было в то время людям построить такой замок? Была ли у них необходимая техника, разнообразие строительных материалов? Конечно, тогда строительство велось без специальной техники, в основном люди работали только руками и простыми орудиями труда. Однако они умели так строить, что и сегодня мы восхищаемся их мастерством.

Этот замок много раз подвергался разрушениям, но люди его ценят за удивительную историю, за красоту и стараются восстановить, отреставрировать. Мирский замок живёт уже более 500 лет!

Художник. Закроем глаза и представим, что вошли в этот замок. Что мы здесь услышим? Что почувствуем?

В. Когда мы откроем глаза, увидим себя внутри этого замка! Что вы себе представите?

На экране выставляют картинку Несвижского Дворцово-паркового комплекса.

Художник. А сейчас посмотрите на экран. Изменилось ли место нашего путешествия? Конечно, это другое здание! Чем оно отличается от предыдущего? (Здесь другие цвета — жёлто-коричневые тона, крыши этого здания другой формы…)

В. Это уже не крепость, а комплекс построек, в который входит монастырь, замок, ратуша, замковая вежа, въездная брама. Он принадлежал самому богатому роду белорусов — Радзивилам.

Этот комплекс строили с участием иностранных (итальянских) архитекторов, поэтому его стиль отличается от тех, что мы смотрели раньше. Какие отличия вы находите?

Художник. Во дворце Радзивилов проходили пышные балы, на которых вся знать танцевала, общалась, слушала музыку, поэтов и т.д. Давайте представим себя на таком балу: кавалеры приглашают дам… И после небольшого перерыва мы продолжим нашу телепередачу.

Включает старинную классическую музыку. Дети танцуют в кругу, повторяя движения художника и воспитателя.

В. Посмотрите на экран: как вы думаете, где мы сейчас оказались? (В сказке.) Рассмотрите и угадайте сказочные постройки.

На экране поочерёдно выставляют картинки сказочных домиков: избушка на курьих ножках Бабы Яги, домики трёх поросят, заюшкина избушка, теремок, дворец царя Салтана, избушка старухи из сказки «О рыбаке и рыбке», дворец Снежной Королевы, Кащея Бессмертного и др.

В. Чей это дом? Как вы это узнали?

При правильном ответе педагог отдаёт ребёнку картинку сказочного дома.

Художник. Представьте, что к вам пришёл Незнайка. Какой дом вы ему предложите? Объясните свой выбор: внешний вид дома и назначение, как подходит к характеру, увлечениям данного героя. Будет ли предложенный вами дом удобен для этого героя?

В. Карлсон, медведь Михайло Потапыч, Колобок, Дюймовочка тоже просят вас о помощи в выборе сказочного дома. Какой дом вам больше всего нравится? Чем он хорош?

Художник. Продолжаем нашу телепередачу.

На экране выставляют картинку строительства современного дома. Сейчас люди то же строят дома, которые очень напоминают старинные. Правда, сделаны они уже по более современных технологиям. Они находятся за городом и называются загородными коттеджами. В них есть свой отопление, канализация, и даже бассейны. Такие проекты дома то же придумывают архитекторы.

В. Из чего строят такие дома? (Из кирпича, из блоков.).  Посмотрите внимательно на все эти фотографии нашего города и скажите, чем отличаются все эти строения от древних замков, монастырей, соборов? (Материалом, из которого строили; формами зданий — они стали необычными, привлекают внимание лёгкостью, воздушностью, простотой и строгостью или оригинальностью и т.п.)

Художник. Здание вашего детского сада — тоже работа архитектора.

В. Когда вы станете взрослыми, может и кто-то из вас станет архитектором — это очень важная, почётная профессия.

Художник. Я предлагаю вам уже сейчас попробовать себя в роли архитекторов. Вот вам разные коробки, которые станут основой ваших построек, и детали к ним различных строений, элементы украшений зданий и прилегающей территории: колонны, башни, скульптуры, ограды, лепнина, арки, мозаичные панно, витражи, барельефы, разнообразные окна, крыши, крыльцо, навесы, заготовки разных геометрических форм и т.д.

В. Сейчас мы с вами попробуем построить необычный город из всех этих заготовок и деталей. Но постараемся, чтобы все постройки были разные по назначению: и театр, и школа, и библиотека…

Художник. Мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне построить самый красивый и необычный город для жителей моей сказки.

В. Хорошо, мы назовём этот город — город Мастеров!

Дети выполняют коллективное конструирование.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и изоискусством подготовила Л. Ладутько

vscolu.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о