Закон о защите детей от вредной информации – » , » 29.12.2010 N 436- ( ) /

Закон о защите детей от вредной информации вступает в силу

Документ разрабатывался при участии специалистов аппарата уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова.

Роскомнадзор обязал телевизионные СМИ провести маркировку нежелательных для детей телевизионных передач в виде графического знака, близкого по размерам к логотипу телеканала, которая должна демонстрироваться не менее восьми секунд. По закону, обязательной маркировке подлежат также информационные продукты, в которых содержатся сцены, подлежащие ограничению для показа детям до 16 или до 18 лет, остальной контент может маркироваться по желанию правообладателя или распространителя, напоминает Роскомнадзор. Анонсы телепередач, имеющих ограничение по возрасту аудитории, также должны маркироваться. Музыкальным каналам, если они не помечают нужным маркером ту или иную программу, состоящую из нескольких видеоклипов, придется помечать маркером каждый ролик, в котором есть сцены не для детских глаз.

Телеканалы готовы работать с законом

Российские телеканалы к работе в рамках требований нового закона готовы. Как сообщили в ВГТРК, на Первом канале и на РЕН-ТВ, отказываться от каких-либо проектов или вносить изменения в сетку вещания пока не планируются, телекомпании будут действовать в рамках закона и отслеживать материалы на предмет содержания в них вредной для здоровья и развития детей информации.

Канал «МУЗ» пустит в эфир light-версии шоу, а при переводе адаптированных иностранных программ будут учитываться требования документа, сообщили в пресс-службе телеканала.

MTV тоже готов ужесточить контроль за соответствием контента требованиям законодательства, сообщила генеральный продюсер музыкального телеканала Лика Бланк. По ее словам, весь контент телеканала и его интернет-ресурсов будет маркирован соответствующим образом.

Каналу 2х2 придется перенести мультсериал «Южный парк» на более позднее время — теперь зрители увидят его после 23.00. Генеральный директор телеканала Лев Макаров рассказал, что программные продукты, где есть подпадающие под новый закон сцены, «будут с определенной долей иронии подретушированы».

«Например, мы закроем экран и напишем бегущей строкой подтрунивающий текст. Некоторые ругательства героев будут зашумлены», — сказал Макаров.

Как сообщает Роскомнадзор, продукция, имеющая прокатное удостоверение Министерства культуры Российской Федерации, не требует проведения экспертизы для определения уровня ограничения к показу, остальные продукты должны такую экспертизу проходить.

Экспертизой займется специальная группа из независимых экспертов, сказал РИА Новости представитель Роскомнадзора Владимир Пиков.

Результаты исследований различных продуктов будут публиковаться на специальном интернет-ресурсе Роскомнадзора для исключения проведения дублирующих друг друга экспертиз.

Сетевые СМИ ждут пояснений

Представители электронных СМИ сошлись во мнении, что в части документа, касающейся их сферы, формулировки документа недостаточно ясны.

Глава юридической службы «Коммерсанта» Георгий Иванов назвал нынешние формулировки закона «размытыми и субъективными». По его словам, это позволяет трактовать документ достаточно широко, что смущает участников рынка, потому что все опасаются применения каких-то репрессий по отношению к себе.

Он отметил, что «Коммерсант» отдельно маркировать материалы не собирается.

По его мнению, формулировка требований о возрастной маркировке продукции вызывает ряд противоречий: сообщения деловых или общественно-политических изданий предназначены для взрослых (старше 18), но при этом не навредят детям. То есть маркируя свою продукцию «18+», «Коммерсант» бы «признавался в том, что в ней есть контент, который потенциально опасен для детей», сказал он.

По мнению первого заместителя руководителя Объединенной редакции новостей РИА Новости Ирины Кедровской, «оценить, относится та или иная информация к определенной группе, могут только эксперты».

«Пока такой комиссии нет. Поэтому порог возрастного ограничения установим самостоятельно по итогам консультаций с юристами. Но спорных случаев, когда возможна разновозрастная трактовка, так сказать, гораздо больше, чем безусловных. Поэтому будем готовить запросы по конкретным случаям, чтобы получить разъяснения от экспертов Роскомнадзора», — сказала Кедровская.

Главный редактор сайта «Ведомости.ру» Павел Сухов также настаивает, что закон должен быть разъяснен.

«Мы собираемся выполнять требования закона в той части, в которой они нам сейчас понятны. Мы, конечно же, не будем делать ничего, не согласующегося с буквой закона, мы пометим наши материалы как относящиеся к определенной возрастной группе. Но поскольку сейчас очень много неясных формулировок, мы ожидаем уточнения от людей, чья это была законодательная инициатива», — отметил он.

По мнению главного редактора портала «Газета.ру» Михаила Котова, в результате вступления закона в силу печатные СМИ получают конкурентные преимущества перед электронными.

«Мы лишаемся, насколько я понимаю, части нашей аудитории. В связи с тем, что маркированные будут отсекаться программами родительского контроля. А, во-вторых, они не будут транслироваться через открытое WiFi-соединение», — сказал Котов.

Главный редактор «NewsRuCom» Елена Березницкая согласна, что «в самой плохой позиции оказываются интернет-ресурсы», в том числе, из-за того, что «не хватает понимания, как этот закон соблюдать».

Она добавила, что в законе не уточняется, «какого размера должны быть маркировки, в каком месте экрана они должны быть помещены».

«Роскомнадзор обещал в течение месяца нам подробнее все объяснить. Поэтому, я думаю, нам нужно это не комментировать, а подождать и посмотреть. Я официально отвечаю, что мы собираемся выполнять закон», — сказала Березницкая.

Роскомнадзор доработает закон

В Роскомнадзоре пообещали проанализировать практику применения закона в первый месяц после его вступления в силу и инициировать при необходимости поправки.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров пообещал к 1 октября обобщить рекомендации СМИ по данному закону и «выйти на законодателей с отраслевым заключением по поводу того, что и где нужно поправить». Жаров рассчитывает на то, что у законодателей не возникнет проблем с внесением поправок.

В свою очередь, замглавы ведомства Максим Ксензов сообщил, что в октябре Роскомнадзор совместно с депутатами ГД, Генпрокуратурой, ФАС и представителями СМИ проведет расширенное заседание экспертного совета по этой проблеме.

По его словам, Роскомнадзор организует отдельные консультации с представителями аудиовизуальных ресурсов в интернете по маркировке продукции, потенциально вредной для детей. Такое предложение Ксензов сделал после выступления представительницы портала RuTube, которая рассказала о сложностях маркировки продукции этого ресурса и не согласилась с предложением сделать общий маркер на всю продукцию RuTube.

Кроме того, отметил Ксензов, Роскомнадзор будет в режиме реального времени публиковать на своем сайте рекомендации для СМИ по применению закона.

«Поправки в 436-й закон, принятые 28 июля 2012 года, вызвали неоднозначную реакцию в российском обществе и за рубежом. Они содержат достаточно противоречивые меры, эффективность которых покажет правоприменительная практика», — заявил в свою очередь омбудсмен Астахов.

По мнению уполномоченного, закон соответствует мировым стандартам информационной безопасности, допускающим ограничение свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в интересах охраны здоровья и нравственности детей. Закон не регламентирует содержание информационной продукции для взрослых лиц, а лишь устанавливает правила ее распространения в доступное для детей время и в доступной для них форме, а также критерии ее разграничения с информационной продукцией, предназначенной для детей, отмечает пресс-служба Астахова.

ria.ru

Некоторые пробелы ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон «О защите детей») вводит понятие знака информационной продукции, — это графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции.

При этом под информационной продукцией понимаются предназначенные для оборота на территории РФ продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Указанный закон не распространяется на отношения в сфере рекламы, но ФЗ от 21.07.2011 № 252-ФЗ вносит соответствующие изменения в ФЗ «О рекламе».

 

Указанная классификация предусматривает 5 категорий информационной продукции: 6-; 6+; 12+; 16+ и информационная продукция, запрещенная для детей.

Под последней понимается продукция:

— побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью;

— способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, табачные изделия, алкогольную продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

— обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости;

— отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;

— оправдывающая противоправное поведение;

— содержащая нецензурную брань;

— содержащая информацию порнографического характера.

 

Неразрешенные вопросы и существующие коллизии:

1. Единые для всех знаки еще не разработаны.

Кроме того, в соответствии с Законом знаки разрабатываются производителями/продавцами самостоятельно. Возможные последствия: в обороте появятся разнообразные знаки, которые не обеспечат доведение информации до тех лиц, для которых они предназначены.

2. Сфера телевидения.

Ст. 12 противоречит ст. 13 Закона «О защите детей».

Статья 12. Знак информационной продукции

«…Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи…»

Статья 13. Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания

«…Распространение информационной продукции посредством телевещания сопровождается сообщением об ограничении ее распространения в начале демонстрации

(в том числе способом «бегущей строки», при условии, что объем «бегущей строки» не превышает пяти процентов площади экрана)…»

3. Многие формулировки закона расплывчатые и оценочные:

«побуждающие», «способные вызвать», «вызывающие страх и панику» и т.д.

4. Неоднозначность в распределении полномочий между госорганами.

Согласно ст. 20 ФЗ «О защите детей» государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей осуществляются федеральным органом исполнительной власти.

В то же время в соответствии с Законом «Об образовании» контроль в указанной области в части, касающейся дошкольных образовательных учреждений, возложены на субъекты РФ.

5. Не разработаны предусмотренные Законом регламенты.

В сопроводительных документах и на самой продукции должны указываться определенные сведения, размещаемые с соблюдением требований соответствующих технических регламентов, которые еще не разработаны.

6. Экспертиза должна быть засекреченной или открытой и прозрачной?

7. Кто будет экспертом?

Где взять квалифицированных экспертов, как организовать процесс их аккредитации и в какой форме должны проводиться их обучение?

8. Реализация Закона в сфере Интернета.

Как маркировать сайт знаком информационной продукции, особенно при он-лайн трансляции? Не будет ли знак о возрастном ограничении привлекать детей? Как закон регулирует вопросы ответственности в том случае, когда информация размещается не в домене РУ. Кроме того, возможен отток к зарубежным Интернет-ресурсам.

9. Западные корпорации не подпадают под действие указанного закона.

Так, Facebook, Twitter будут освобождены от обязанности исполнять закон.

10. Сфера радиовещания.

Распространение информационной продукции посредством радиовещания сопровождается сообщением об ограничении ее распространения в начале трансляции информационной продукции и после каждого прерывания трансляции (п. 4 ст. 13 Закона).

Остается непонятным, в какой форме должно быть совершено указанное сообщение.

Основная проблема – экспертиза продукции. По мнению некоторых специалистов, Минсвязи должно сделать заказ на разработку классификации продукции. Любопытно, что Нидерланды предлагали продать России систему классификации продукции, которую уже продали Турции за 2.5 млн. евро. Решение в этой системе принимают компьютерные программы. Информацию о продукции вводит эксперт, по результатам обработки данных система выдает возрастные ограничения аудитории.

 

Учитывая тот факт, что переносить вступление Закона в силу госорганы не намерены, остается надеяться, что они оперативно устранят существующие пробелы и будут лояльны к бизнесу на начальных этапах реализации Закона.

zakon.ru

Обзор изменений в Закон о защите детей от негативной информации

29.10.2019 г. вступили в силу существенные изменения в Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – «Закон о защите детей от негативной информации»). Концептуально поправки свидетельствуют о том, что данный закон утрачивает свою изначальную информирующую функцию, которая сводилась к тому, что родитель с помощью маркировки мог принять решение о допуске ребенка к инфопродукци, и теперь закон приобретает прямо ограничительную и запретительную функцию. Но делает он это с точки зрения юридической техники довольно неуклюже, однако с учетом общего правового духа данного закона, напоминающего письмо из Простоквашино, выглядят они вполне органично, ведь хаос имеет постоянную величину. Итак, разберем данные поправки более детально.

1. Уточнение перечня запрещенной информации (18+).  Так ч. 2 ст. 5 данного закона дополняется п. 3.1, который относит к категории 18+ информацию, содержащую изображение или описание сексуального насилия. То есть данный пункт фактически запрещает показ программ формата «На донышке», в которых смакуют подробности половой жизни Дианы Шурыгиной, хотя это и так было запрещено законом о СМИ (в части несовершеннолетних). Кроме того, данный пункт сразу переводит в ночной эфир любые программы формата «Следствие вели», если в них будут рассказывать о преступлениях против половой неприкосновенности даже с небольшими подробностями. Продюсерам остается только сообщать сухо о том, что «жертва была изнасилована». С другой стороны такой запрет без уточнения о том, что такое повествование допускается, если выражается сострадание к жертве, полностью нивелирует общественный дискурс по актуальным проблемам, таким как домашнее насилие или сексуальное насилие, которые итак традиционно находятся в статусе латентных, поскольку жертвы сдерживаются чувством стыда, мол, о таком неприлично говорить, а такой пункт опять же продолжает данную концепцию.

2. Вход на фильмы 18+ только совершеннолетним. Если раньше кинотеатры могли не пускать детей на такие фильмы по своим внутренним убеждениям или придумать условия допуска детей на такие фильмы, например, в присутствие родителей. То теперь кино 18+ стало идентичным табаку и алкоголю, если вам нет 18, то вам вход на сеанс закрыт, а если у билетёра есть сомнения относительно возраста, то он вправе попросить предъявить паспорт (ч. 7.1. ст. 11 Закона о защите детей).

3. Локационные ограничения для распространения инфопродукции 18+. Новые п. 4-5 ст. 16 комментируемого закона говорят о том, что не допускается распространение инфопродукции 18+ на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией организации из числа организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, если нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не установлено, что информационная продукция. При этом, местные власти должны в Интернете разместить публичную карту с границами данных зон. Говоря о тех же кинотеатрах, возникает вопрос относительно логичности таких мер, ведь если детям не попасть на такие фильмы, то в чем смысл такого локационного ограничения?

4. Ограничения оборота инфорпродукции 18+. Часть 6 ст. 11 данного закона закрепляет правило о том, что продажа, прокат, аренда, а также выдача из фондов общедоступных библиотек информационной продукции 18, лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, не допускается. Написано, конечно, это весьма, странно, поскольку кажется, что продажа, прокат относятся к все также к фондам библиотек, однако, с учетом того, что библиотеки выдают экземпляры по договору ссуды, то стало быть будет рассматривать эти сделки отдельно. И тут возникает серьезный вопрос для всех онлайн сервисов в части верификации пользователя. Сочтут ли контролирующие органы, что нажав на кнопку «Мне есть 18» достаточным условием или при не хитрой контрольной закупке придется делать дополнительную верификацию?

5. Требованя к трейлерам. Абсолютно бессмыленная норма ч. 9 ст. 16, согласно которой при размещении анонсов фильмов, содержащих информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается использование фрагментов указанных фильмов, содержащих информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании, классифицированного по категории информационной продукции, указанной в пунктах 1 — 4 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона. Если коротко, то в при посещении всех сеансов фильмом, кроме 18+, запрещено показывать трейлеры фильмов 18+, с эпизодами благодаря которым этот фильм получил такой рейтинг. Бессмысленность такой нормы в том, что трейлер это реклама, а ч. 10.2 статьи 5 Закона о рекламе и так содержал аналогичный запрет. Теперь же вопросами контроля за трейлерами фактически будут заниматься как Роспотребнадзор так и ФАС. 

zakon.ru

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — нормативный акт, предусматривающий отнесение информационной продукции к одной из пяти категорий, и запрещающий её распространение среди детей в зависимости от их возраста.

Изменения

Знак информационной продукции

Закон запрещает распространение информации категорий кроме «0+» без знака информационной продукции за некоторыми исключениями (ст. 11).

В Интернете

В версии, принятой в 2010 году, не было исключений для каких-либо веб-сайтов.[1] По сообщению от 1 июня, предполагалось, что знак будет размещаться в верхней части стартовой страницы сайта.[2]

Федеральным законом № 139-ФЗ были добавлены исключения для «информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети „Интернет“, кроме сетевых изданий», и для комментариев и сообщений, размещаемых на сайте сетевого издания его читателями.[1]

Критика

Закон критиковался за использование без определения понятия «семейные ценности» (ст. 5), а также различение без определений «половых отношений» и «сексуальных отношений» (последние в нём — подмножество первых; ст. 5, 9, 10).[3][4]

Высказывались опасения о возможном ограничении распространения среди детей таких произведений, много лет считавшихся подходящими для детей, как «Колобок» и «Ну, погоди!», а также детских страшилок.[3], хотя некоторые из них могут подпадать под исключение (в ст. 1) для «информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества»,[4][5], а в присутствии законных представителей детей старше 6 лет допускается оборот среди них информации категории «12+» (ст. 11).

Действие закона не распространяется на рекламу (ст. 1).

См. также

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *