Лабковский про детей – 20 советов от Михаила Лабковского, чтобы вырастить из ребенка по-настоящему счастливого человека

«УРОКИ С РЕБЕНКОМ ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!» МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙ — ЭТО ИНТЕРЕСНО!

"УРОКИ С РЕБЕНКОМ ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!" МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙ"УРОКИ С РЕБЕНКОМ ДЕЛАТЬ НЕ НАДО!" МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙУРОКИ С РЕБЕНКОМ ДЕЛАТЬ НЕ НАДО

— Повторяю: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?

— У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… И получают неврозы и все, что к ним прилагается.

— В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.

— Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки, и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно.

— Трудно сказать у кого больше психологических проблем – у отличника или у двоечника.

Отличники, которые берут усердием и «высиживают» свои пятерки – тревожные дети с пониженной самооценкой.

— Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам – у этого всегда есть причина. Лень тут не при чем. Такой категории как лень в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.

— Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и геперактивность). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками – лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.

— Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.

И бывают родители, цель которых – тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет не так и важно – главное, чтобы не срывался с поводка.

— Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.

Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.

Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?

Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях.

Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно — не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком…

Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «поступить сына в институт», но уже не восстановить отношений.

— Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.

— БУДУЧИ НЕСЧАСТНЫМИ людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

— Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой – закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

— Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен – это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно.

— КАК ВЫ ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

— Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью… Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа. Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.

— Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя – свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем… Именно эти навыки помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

— ЧРЕЗМЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ребенка из-за плохих оценок – это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят: «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

— Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (тут говорят, уже репетитора наняли в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками – проблема не в ребенке, а в школе. Гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее – не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д. В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.

— НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ МОЖНО и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что «у всех дети как дети» и про то какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.

Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: «Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь». Можно еще выдать телефон nokia типа фонарик. Безо всякого интернета.

А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать – вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.

— КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ должны быть у ребенка уже лет с 6-ти. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. И очень важно, чтобы деньги не стали инструментом для манипуляции. Не надо контролировать, на что ребенок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.

— Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

— Во всем мире учиться в университеты идут только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?

— ЕСЛИ РЕБЕНКА ПОСТОЯННО ОПЕКАЮТ – он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет.

— Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему ДОВЕРЯЮТ. Вот в этом случае он не свяжется с «плохой компанией» и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

— Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

— БАРДАК В КОМНАТЕ ПОДРОСТКА соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется… Требовать «навести порядок» можно только, если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.

— ВОСПИТЫВАТЬ — НЕ ЗНАЧИТ ОБЪЯСНЯТЬ, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает – существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

— Говорить с детьми надо о жизни вообще, а не о том, как НАДО жить. Если же родитель может говорить с ребенком только о проблемах – у него проблема.

— Если ребенок пытается манипулировать взрослыми – у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют – они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

— В разговоре с ребенком (и не только) не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты – плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится когда ты…», «Мне не нравится когда ты…», «Мне бы хотелось, чтобы…»

Поменьше критики, побольше конструктива и позитива.

— Ребенок должен ощущать, что родители – это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.

Автор Михаил Лабковский

Опубликовано ЭТО ИНТЕРЕСНО!
ПОНРАВИЛОСЬ? СОХРАНИТЕ СЕБЕ НА СТРАНИЦУ, НАЖАВ НА КНОПКУ

www.eto-interesno.com

«Если дети остаются живыми, то это работающая модель семьи!»

— Ваш метод можно кратко описать шестью правилами. Как они работают в отношениях «родитель-ребенок»?

— Они не специально сделаны для родителей и детей. Просто эти правила меняют психику родителей, делают ее более здоровой, они становятся более адекватными, стабильными, более предсказуемыми. Они менее агрессивны, более доброжелательны, у них гораздо больше энергетического ресурса, потому что дети все же требуют определенных сил. Эти правила меняют психические реакции у взрослого, и у ребенка тоже меняется отношение.

Шесть правил Михаила Лабковского:

 Делать только то, что хочется

 Не делать того, что делать не хочется

 Сразу говорить о том, что не нравится

 Не отвечать, когда не спрашивают

 Отвечать только на вопрос

 Выясняя отношения, говорить только о себе

— А родители не спрашивали вас, что делать с правилом «Делай только то, что хочешь» в отношении детей? Иногда с детьми приходится делать не только то, что хочется. Например, хочу полежать на диване, а надо вставать и вести его в школу…

— А можно не вставать и не вести его в школу. Можете водителя нанять. Можно, чтобы он сам ходил в школу. Вариантов море. И вообще, если вы вообще этого делать не хотите никогда, то и не надо. А если это разовая история, то один день прогулять школу – ничего страшного не случится. Не надо надрываться на вредном производстве.

— Вы неоднократно говорили о том, что невозможно вырастить счастливого ребенка, если родители сами несчастны, не решили свои проблемы. Но ведь работа с психологом – это долгий процесс. Одну проблему решил – вылезла другая. Или вдруг в процессе работы родители решили расстаться – и у ребенка новая травма. Получается, что это годами может длиться? Шансов на счастье у ребенка нет – раз уж он родился у родителей-невротиков?

— У ребенка шанс есть. Необязательно, чтобы это длилось годами. Но то, что вы говорите, интересно, потому что родители именно так и рассуждают. «Я с собой делать ничего не хочу – долго, нудно, неинтересно, что-то меня ломает, и вообще, можно на годы застрять, а ребенок растет. А есть ли какой-то другой способ, чтобы я был невротиком, а ребенок мой был счастливым?». Ну, если отдадите его в приемную семью, то будет счастливым. А так он будет такой же, как и вы.

А представляете, каково бедным детям? Когда родная мать, которую ломает общаться с психологом, объясняет ему, что надо учиться. А его тоже ломает! Никому ничего неохота. Откуда вообще такая информация, что работа с психологом затягивается на годы? Зачем к нему ходить годами, если результата нет? Со второго занятия уже все понятно бывает обычно. Я не могу предложить такого варианта – сделать счастливыми детей, минуя родителей. Дети, особенно в раннем возрасте, формируются исключительно по аналогии и восприятию родителей.

Михаил Лабковский

— Какие самые частые ошибки допускают родители, пытаясь сделать ребенка счастливым?

— Во-первых, они навязывают ему какие-то свои модели счастья, в которые непременно входит хорошее образование, которое мало что дает и является ценностью только для наемных работников. Раннее развитие – это вообще бред полный! Давно уже все физиологи, детские психологи, педиатры говорят, что это раннее развитие никуда вообще не выливается. То есть ребенок у вас в год роняет ноты и говорит: «Бах!», и на этом все и заканчивается. Он не становится вундеркиндом…

— …Но зато становится невротиком от перегрузки?

— Невротик, перегрузки, плюс он очень заорганизованный. Не умеет сам распоряжаться своим временем. А у детей должно быть свободное время! Иначе ребенок будет не очень приспособленный к жизни, и не очень интересный сам себе, потому что, не занимаясь самим собой и не имея такого опыта, он, когда вырастает, если ничего не происходит – чувствует себя одиноким.

Еще одна огромная проблема – так называемая «условная любовь». Родители невольно у ребенка закрепляют очень конкретные вещи: так сделаешь – мы тебя любим, а так – мы тебя не любим. Маму слушаешься – любим, а не слушаешься, не любим. Хорошо учишься – любим, а так не любим. И ребенок вырастает с очень гнилой идеей, что любовь надо заслуживать.

— А что категорически недопустимо в отношениях с детьми? Ну, кроме очевидного — рукоприкладства, например? Можете перечислить, чтобы родители знали и не делали?

— Вообще в России это называется «телесные наказания», а во всем мире – уголовное преступление. Если бы бабушка могла, то была бы дедушкой. Родители же делают плохо не потому, что еще статью не прочитали на Ежике, а потому что не могут себя вести по-другому. Это их поведение продиктовано не педагогическими идеями. Взять те же телесные наказания. Это не педагогический прием, это человека разрывает от чувства – как правило, обиды и унижения, и выражается агрессией по отношению к детям. Агрессия – это обратная сторона обиды и унижения.

Насчет табу – нельзя детей никогда сравнивать, ни с кем. Нельзя добиваться от них эмоций – орать на них, пока они не начнут рыдать. Так делают многие истеричные мамы. Орут, орут, а когда ребенок начинает рыдать, она успокаивается. Это называется «психическое насилие», обычно бывает при истерическом неврозе.

— Допустим, родитель признал, что у него есть проблемы, мешающие жить ему и негативно влияющие на ребенка. Как строить терапию? Должен ли психолог работать не только с родителем, но и с ребенком? Или проблема детей автоматически решится по мере того, как родители решают свои проблемы?

— Не думаю, что ребенку что-то нужно. Если у ребенка какие-то серьезные неврозы – да. Энурез, заикание, тики, грызет ногти и так далее – то может и стоит. А на уровне поведенческом – если родители меняются, то дети тоже меняются. Вы знаете, что миллионы людей во всем мире ходят к детским психологам. Сидят там, разыгрывают детские психодрамы, рисуют семью, а потом приходят домой – а там у него папаша пьяный в углу валяется, мать орет с утра пораньше… Ну и смысл ему ходить к психологу? Жить-то ему потом в этой семье!

— Модель семьи в последние десятилетия сильно меняется, отходя от традиционной. По крайней мере, в больших городах появилось очень много вариантов. Как бы вы описали идеальную схему? И возможна ли она?

— В России нет вообще никакой модели семьи. Вы можете жить в доме, в котором в одной квартире бьют ремнем, где-то носят на руках, где-то вообще с родителями на «вы» разговаривают. Где-то очень четкое разделение на старших и младших, на мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Где-то отдают сразу на фигурное катание и английский язык, и все это – в пределах одного подъезда.

В мире есть модели семьи, очень четкие. В Европе, если люди на улице увидят, что мать орет на ребенка, могут сразу вызвать социальную службу. Если она его отшлепает за то, что он в воду лезет, они вызовут полицию. А в России могут только добавить.

Михаил Лабковский

— Если говорить о так называемых неполных семьях, где нет отца. Может ли мать как-то компенсировать ребенку отсутствие мужчины в семье?

— Не надо ему ничего компенсировать! Мать – она что, гермафродит что ли, как она может это компенсировать? Наоборот, это большая проблема, когда мать пытается компенсировать отсутствие отца и из мальчика воспитать мужчину. Так можно и гея вырастить. На самом деле, 54 процента детей российских растут в неполных семьях. То есть больше половины, и это данность.

Самая большая ценность родителя – это психическая стабильность, предсказуемость, способность контролировать свои эмоции и не переносить их на ребенка. Это самые лучшие качества для родителя.

— Наверное, бессмысленно спрашивать, какая модель семьи все-таки работающая?

— Если дети живые остаются, то это работающая модель.

— Оптимистично звучит!

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

chips-journal.ru

Хотите для детей счастливого детства? Для начала

Экология жизни. Дети: Чтобы ребенок вырос счастливым и чтобы любовь для него была чувством светлым и радостным, родители должны…

Как вырастить счастливого ребенка

«Я для него все, а он…», «Посоветуйте, что делать с ребенком?», «И в кого ж он такой…» Знакомая картина? Хочется организовать для своего чада «идеальное детство», а он, паразит, норовит все испортить.

А дело все в том, что идеальное детство могут обеспечить только психически здоровые родители. Только так, и никак иначе. Чтобы ребенок вырос счастливым и чтобы любовь для него была чувством светлым и радостным, родители должны давать эту любовь с пеленок.

Михаил Лабковский: Хотите для детей счастливого детства? Для начала разберитесь с собой

Тут, конечно, можно сделать лирическое отступление на тему того, что все мы вообще очень по-разному понимаем любовь. Для одних это поступки и действия, для других – теплые, нежные отношения, забота и внимание. Но куда важнее то, что любовь как эмоция, которую мы к кому-то испытываем, – это абсолютно детское ощущение. Это то, что мы чувствовали, когда были детьми. Искать любовь – это искать те переживания, пытаться их повторить, воспроизвести, подсознательно снова оказаться в детстве.

Возьмем благополучную семью. Такую, где ребенка то и дело целовали в попку, носили на руках, обожали все без исключения члены семьи. Вырастая, он только этого и будет искать при выборе партнера.

Но, как все мы понимаем, так бывает далеко не у всех. Многие уже в раннем детстве чувствовали себя брошенными, никому не нужными, покинутыми, нелюбимыми. Причин тому может быть множество: одного отдали в интернат, второго в детский сад на пятидневку, третьего отправили в другой город к бабушке (мать приезжала раз в месяц, а ребенок плакал – он так любил маму, но страшно переживал, что она его бросает).

Михаил Лабковский: Хотите для детей счастливого детства? Для начала разберитесь с собой

Другой, не менее распространенный сценарий: папа после развода к ребенку не приезжает, живет своей жизнью, совсем не интересуясь жизнью дочери. Девочка скучала по отцу, но и страдала от того, что она ему не нужна. Для нее это и есть любовь – чувствуете, к чему я клоню? К тому, что она будет искать человека, который даст ей эти страдания: будет бросать ее, забывать и пренебрегать. Для нее ЭТО – любовь. И только такие отношения будут восприниматься ею как серьезные.

Так что понятие любви у всех нас существует априори, от рождения, но на его формирование напрямую влияют действия родителей. Или ребенок радуется и счастлив – или он страдает, боится, переживает. И за этим букетом привычных с детства эмоций человек охотится всю жизнь.

Именно поэтому нам так сложно договориться о том, что такое любовь, – у всех разное понимание, разные отправные точки, разный опыт.

Меня читают тысячи людей. Все они разные. Среди них есть не только невротики, но и люди не вполне психически здоровые. Не надо ждать готовых универсальных решений. Их просто нет. Если у человека серьезные проблемы, он не может измениться вот так сразу, просто дочитав статью до конца.

Допустим, вы – агрессивный родитель. Кричите на ребенка, регулярно поднимаете на него руку. И что, дочитаете колонку и подумаете: а ведь дело психолог говорит, не надо, наверное, малыша лупить? Не надо, конечно, но ведь и по-другому вы не можете. Чем больше будете себя сдерживать, тем больше будет агрессии.

Есть только один способ изменить этот сценарий – починить свою голову. Только изжив в себе свою детскую историю про несчастную любовь, можно стать благополучной жизнерадостной мамой. А не той, что не живет, а выживает, приводит разных мужчин и никак не может определиться или ищет отца-мачо, который бегает по квартире с ремнем и пытается «мужика нормального вырастить» (а на самом деле выращивает забитого невротика).

Когда вы возьмете себя в руки, пойдете к психологу (или к психиатру – зависит от тяжести вашего случая) и разберетесь со своей нездоровой психикой, можете смело бросать читать мои статьи. Вам не нужны будут ни советы, ни психологи – все у вас будет получаться.

Почему? А потому что вы наконец станете нормальным человеком: предсказуемым, со стабильной психикой, без комплексов, контролирующим свои эмоции. И ребенок тогда – о чудо! – будет расти совершенно нормальным и здоровым.

Но пока большинство родителей, к сожалению, считает, что у них-то все нормально, а вот с ребенком «надо срочно что-то делать»…опубликовано econet.ru

Автор: Михаил Лабковский

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о