Шахматы в школе – Шахматы в школе

Шахматы станут обязательным предметом во всех школах

Детей попытаются отвлечь от компьютерных игр

Отметим, что министр просвещения Ольга Васильева еще в должности главы Минобрнауки России в 2017 году впервые заявила о необходимости сделать занятия по шахматам обязательными для учеников начальной школы:

— Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка.

Министр тогда добавила, что опыт преподавания шахмат в начальной школе уже есть в школах Самарской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.

Весной этого года Ольга Васильева подтвердила, что Минпросвещения заинтересовано в развитии программ шахматного образования, и чиновники прилагают усилия, чтобы «в перспективе шахматное образование было доступно во всех школах начиная со второго класса в формате внеурочной деятельности». В апреле 2019 года насчитывалось 18 000 российских школ, где были введены занятия по шахматам, что составляет 48 процентов от их общего количества. Например, в Югре шахматы — обязательный урок в каждом классе во всех начальных школах. С 1 сентября таких школ по стране станет еще больше.

— Конечная наша цель — чтобы с первого по четвертый класс в шахматы играли в обязательном порядке все школьники. Но сегодня вопрос «урочки» или «неурочки» шахмат школы регулируют сами. Тем не менее мы рассматриваем возможность появления в обновленных образовательных стандартах такой нормы, — сказала Ольга Васильева недавно в ходе выступления на заседании Совета Федерации.

Предполагается, что первоклашек будут обучать шахматам 33 часа, а со второго по четвертый классы ребята будут заниматься на час больше — 34 часа. То есть выходит одно занятие в неделю. Кирсан Илюмжинов еще в 2016 году написал письмо Ольге Васильевой, в котором предложил ввести обязательный урок шахмат во всех классах начальной школы за счет третьего урока физкультуры. Именно так и делают в московских, ханты-мансийских и других образовательных учреждениях, которые участвуют в проекте «Шахматы в школе». Илюмжинов объяснил, что цель «шахматного всеобуча» — не массовое воспитание гроссмейстеров, а простое повышение успеваемости в школах.

С подготовкой преподавателей трудностей не возникнет. В Минпросвещения считают, что школьная программа по шахматам несложная, освоить ее с помощью методического пособия сможет любой учитель начальных классов. А вот в Новосибирске подошли к вопросу по-другому: там проходят обучение шахматисты Новосибирской области, уже имеющие высшее или среднее специальное образование. Они обучаются по программе профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования (шахматы»). Диплом дает право преподавать шахматы в школах и учреждениях дополнительного образования.

Главное, на что направлено введение новой дисциплины, — выявить у ребенка интерес к игре. А станет ли он великим гроссмейстером, не так уж важно. Ведь шахматы всем на пользу, и чем раньше начать их осваивать, тем лучше: они развивают аналитические способности, логическое мышление, память и скорость реакции. А еще учат умению концентрироваться и добиваться победы. Минус один — сидячая игра…

Ольга Терешкова, мама троих детей, рассказала «МК», что ее сын Гриша с 5 лет увлекается шахматами:

— Гришу научил играть в шахматы дедушка, а потом сын стал ходить в секцию во Дворце молодежи. В 4-м классе он занял третье место в школьном турнире. Я думаю, что увлеченность шахматами сыграла свою роль в том, что у него всегда были «пятерки» по математике, и по другим предметам он тоже хорошо учился. В 2018 году у младшего сына Арсения были дополнительные занятия в школе по шахматам, но тренер ушел посередине учебного года, было очень жалко. Я считаю, что это хорошая идея — обучать учащихся младших классов шахматам в обязательном порядке, чтобы это было в шаговой доступности, ведь не у всех есть время ходить в кружки. Нам нравится эта игра тем, что она развивает тактическое мышление и способность просчитывать ходы наперед. Гриша предпочитает играть с более сильным противником, чтобы он мог научиться у него чему-то новому. И еще я уверена, что шахматы — это настоящее спасение детей от компьютерных игр! Во всяком случае, шахматы их могут увлечь не меньше.

www.mk.ru

Шах и мат: зачем нужны обязательные уроки шахмат в школе? — блог

В статье мы обсудим пять ключевых качеств, формированию которых способствует игра в шахматы. Подробнее о том, как развить у детей навыки, необходимые для достижения профессиональных и личностных успехов во взрослой жизни, вы узнаете на вебинаре «Развитие логики и критического мышления на уроках шахмат в современной школе» 15 декабря 2017 года.

Успеваемость

Ранее министр образования и науки РФ Ольга Васильева, говоря о введении в школе уроков шахмат, привела статистику роста общей успеваемости. Согласно полученным данным, у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%.

Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2017», учитель информатики Каменской средней школы Городищенского района Волгоградской области Петр Байкалов подтверждает, что прямая зависимость обучения этой игре и роста успеваемости по предметам школьной программы есть. Он сам любит играть в шахматы, поэтому, конечно, двумя руками за введение в российских школах такого урока:

– Шахматы отучают от привычного сегодня для молодежи клипового мышления – это действительно так. Они заставляют ребенка больше думать, больше концентрироваться на решении. И тем самым способствуют более вдумчивому отношению к предмету.
Дети играют в шахматы

Шахматы. Учебник тактики. Часть 2

Электронная форма учебника (ЭФУ) «Шахматы. Учебник тактики. Ступень 2» включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету «Шахматы. 7–9 классы» П. А. Чернышева, И. В. Глека, М. И. Викерчука, А. С. Виноградова. Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Купить
Интеграция детей с ОВЗ

Игра может выступать в качестве элемента адаптивного обучения для интеграции детей с ОВЗ, уверен клинический психолог, системный семейный психотерапевт, кандидат педагогических наук и директор центра «Когнитивные науки в образовании» Алексей Михальский:

– Это познание, расширение кругозора, развитие способности прогнозирования, логического мышления. Также шахматы воспитывают волевые качества и внимательность, усидчивость, а значит – самостоятельность и ответственность за результат своих поступков. Спокойствие, выдержка и укрепление здоровья для собранности и концентрации – также позитивное влияние.
Дети играют в шахматы

Читайте также:


Усидчивость

Проблемы дисциплины на уроке и ранее были, а сегодня, в век распространения гаджетов и соцсетей, они еще более актуальны. Кандидат в мастера спорта по шахматам и руководитель разработки интерактивного УМК по шахматам Петр Чернышев подчеркивает, что игра учит организованности и разумному использованию своего времени:

– Чтобы идти к цели, нужно иметь план, хотя бы в голове. Лучше плохой план, чем его отсутствие. Ребенок учится общаться с соперником, предугадывать его ходы, его настроение, его возможности практически на интуитивном уровне.
Дети играют в шахматы

Читайте также:


Стрессоустойчивость   

Гроссмейстеры, которые готовят юных шахматистов к соревнованиям, отмечают, что игра способствует повышению стрессоустойчивости. Кандидат в мастера спорта по шахматам, основатель сети шахматных школ в РФ Максим Викерчук считает:

– Если правильно готовиться к соревнованиям, они способны закалить ребенка. Главный навык, который дают шахматы – умение просчитывать ходы. В жизни это действительно нужно. Шахматисты постоянно играют, времени зачастую мало, приходится в кратчайшие сроки принимать решение, буквально за секунды, – особенно тем, кто играют в блиц-шахматы.
Дети играют в шахматы
Развитие реакции

Корпорация «Российский учебник» 15 декабря проводит вебинар «Развитие логики и критического мышления на уроках шахмат в современной школе». Как рассказала Анна Хлап, координатор проекта «Шахматы», методист по ЭФУ корпорации «Российский учебник» и ведущая вебинара, будут рассмотрены два основных вопроса:

  • методика и ведение уроков по шахматам в современной школе;
  • развитие навыков XXI века через шахматное образование.
– В век избытка информации особенно важно, что игра в шахматы способна учить быстро оценивать ситуацию и принимать наилучшее решение. Таким образом, хорошо развивается такой навык, как реакция. Дети будут учиться продумывать ситуацию на 2–3 хода вперед и, в конце концов, научатся применять этот прием не только в игре, но и в жизни.
Дети играют в шахматы


rosuchebnik.ru

Уроки шахмат для начальной школы станут обязательными

С нового учебного года уроки шахмат станут обязательными для учеников начальной школы. В чем плюсы и минусы такого решения? Как именно и за счет чего будет реализовываться проект? Рассказываем в нашей статье.

Дебют. С чего все началось

Занятия шахматами как факультатив существуют в начальной школе с 1994 года. Теперь же эти уроки планируется ввести в число обязательных предметов.

Год назад во время правительственного часа в Совете Федерации сенатор Олег Цепкин задал министру просвещения (тогда – образования и науки) Ольге Васильевой вопрос, когда же наконец во всех российских школах введут обязательные уроки шахмат. Министр ответила, что, мол, это случится в ближайшие два года, а может быть, даже и со следующего учебного года. То есть момент настал. 

Нововведение Васильева объясняет тем, что занятия шахматами положительно влияют на общую успеваемость школьников: она становится выше на 35–40 %. В пилотных регионах (а их по всей России 40 штук) это уже заметно. С 2015 года в нашей стране заработал проект «Шахматы в школе»: сначала только в Москве и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Позже сюда добавились Краснодар, Калужская, Псковская, Курганская, Липецкая, Воронежская, Томская, Ульяновская, Тюменская и Белгородская области, Якутия и Чувашия. Проект действует с подачи одноименного фонда и ФИДЕ (Международной шахматной организации) и включает в себя методическую подготовку учителей начальных классов и предоставление школам необходимого инвентаря. Идея постепенно набирает обороты: если изначально в проекте участвовало 100 московских школ, то в этом году их стало уже 401, то есть в четыре раза больше. Растет число школ-участниц и в других регионах. В Югре шахматы – обязательный урок в каждом классе во всех начальных школах. Президент региональной шахматной федерации Василий Филипенко подчеркивает, что такие занятия повышают успеваемость учащихся по всем предметам школьной программы. 

С ним полностью солидарен Кирсан Илюмжинов. Именитый шахматист рассказывает о личном опыте: в бытность его главой Республики Калмыкии в школах и детских садах с 1996 года ввели обязательные занятия шахматами. После этого успеваемость учащихся повысилась аж на 40 % – и не только по математике или другим точным наукам. Целью «шахматного всеобуча» Илюмжинов называет не массовое воспитание гроссмейстеров, а простое повышение успеваемости по всем предметам. 

Миттельшпиль. Как идею будут реализовывать

Все выше сказанное звучит, конечно, заманчиво, что и говорить. Но насколько привлекательно будет выглядеть эта идея при реализации на местах? 

Сначала разберемся, какие варианты предлагает сама министр Ольга Васильева. Общее количество уроков составит 135 занятий: 33 часа в первом классе и по 34 часа во 2–4-м классе. То есть получается одно занятие в неделю. 

Учебные пособия для детей и методические разработки для педагогов тоже есть. Причем на выбор: программы Игоря Сухина или Всеволода Кострова, по которым дети успешно изучают шахматы без малого 30 лет; новые разработки Екатерины Прудниковой, Екатерины Волковой и Эльвиры Уманской (учебно-методический комплекс).   

Кто будет вести уроки? По словам главы Министерства просвещения, школьная программа по шахматам очень несложная, освоить ее с помощью методического пособия будет легче легкого для любого учителя начальных классов. Вот эти-то учителя и будут вести шахматные занятия. Специального педагога-шахматиста никто в общеобразовательные учреждения приглашать не будет. 

Где найти время для шахмат? Все педагоги знают, что ФГОС определяет базовую часть школьной программы и ее вариативную часть. Минимальное количество часов на каждый обязательный предмет строго регламентировано. Также существуют нормы учебной нагрузки для учащихся каждой параллели. То есть взять и просто добавить в расписание урок шахмат в один из дней недели явно не получится. Как же выделить этот час?

Ольга Васильева говорит о том, что во всех общеобразовательных заведениях существует обязательная добавка к учебному расписанию. Это внеурочная деятельность. По два часа в день – итого набегает десять часов в неделю. Вот из этого объема министр и предлагает одно занятие выделить на шахматы.

Есть другой вариант. Кирсан Илюмжинов – в то время президент ФИДЕ – еще в 2016 году написал письмо министру Васильевой, в котором предложил ввести обязательный урок шахмат во всех классах начальной школы за счет третьего урока физкультуры. Именно так и происходит в большинстве школ: в московских, ханты-мансийских и прочих образовательных учреждениях, участниках проекта «Шахматы в школе».

Какие же плюсы и минусы нас ждут с введением в школах обязательных уроков шахмат?

Плюсы:

— шахматы развивают логику и стратегическое мышление;

— эта игра учит детей целеустремленности, вниманию, усидчивости и умению сконцентрироваться; 

— с помощью шахмат можно научиться управлять не только фигурами на доске, но и собственными эмоциями: сдерживать их, а не идти у сиюминутных чувств на поводу.

Минусы:

— увы, но современные дети в большинстве своем ведут малоподвижный образ жизни: уроки в школе, домашнее задание, бесконечное зависание в гаджетах. Шахматы, конечно, спорт, но только вот сидячий. В начальной школе нужнее подвижные игры;

— подавленное состояние (вплоть до депрессии) или, напротив, агрессивное поведение в случае проигрыша, особенно если неудачные для ребенка партии случаются регулярно.

Эндшпиль. Мнение родителей

Елена Разумова:

— Я категорически против! Мой ребенок учится в гимназии. Объем домашних заданий и уровень сложности программ по всем предметам просто зашкаливают! Если будут введены еще и шахматы, и всякие прочие дополнительные предметы, детям в школе станет совсем тяжко. Говорят о том, что такие предметы предлагается вести факультативно. Но есть опасность, что детей в добровольно-принудительном порядке отправят на подобные факультативы всем классом. Кроме того, в каждой школе ввести факультатив по шахматам нереально. Где взять преподавателей? Выйдет, как с основами безопасности жизнедеятельности и основами религиозных культур и светской этики: их везде ведут неспециалисты. Причем даже в городах! А уж в сельских-то школах, где учитель русского языка из-за нехватки кадров берется за преподавание физкультуры и информатики, кто будет вести факультатив по шахматам?

Анжела Румель:

— Я против всеобщего обучения шахматам. Введение урока шахмат или приведет к перегрузке, или заставит забрать час от другого предмета. Какого именно? За счет чего детям будет предложена эта игра? Опять же, если урок шахмат вводят в учебный план, то его проведение означает промежуточную и итоговую аттестацию. А за что дети будут в шахматах получать оценки? За знание фигур и того, как те ходят? Это можно выучить за пару-тройку уроков. Между прочим, успешность в шахматах – как и в любой игре – определяется выигрышем. То есть пятерки будут получать только те, кто выиграл?! Да и вообще, кто будет учить детей шахматам? Неужели просто учитель начальной школы? Я, конечно, ничего не имею против шахмат как игры и признаю их развивающую роль, но считаю, что они должны быть только как дополнительные и исключительно добровольные занятия. Хочешь – играй, не хочешь – не играй.

Константин Кириллов:

— У ребенка в начальной школе три часа физкультуры по расписанию. Из них только два настоящие, проходят в спортзале (зимой катаются на лыжах на улице, естественно). Школа старая, спортзал один, учительница физкультуры тоже одна – на всех не хватает. Поэтому третий час вместо физкультуры все занимаются у себя в классе со своими учителями: задачки там решают, по внеклассному чтению что-то разбирают. Так что если вместо этого будут играть в шахматы – я только за! Опять же, шахматы – это полезно для развития. Не все родители могут научить, если сами не умеют… Вот школа и выручит!

Светлана Щетинина:

— Я бы хотела, чтобы у моего ребенка в школе начали преподавать шахматы. Но делать их обязательным уроком, думаю, не стоит – гораздо лучше сделать факультатив. Ведь далеко не всем детям это интересно, а уж если шахматы сделать обязаловкой, то интерес может легко пропасть и у тех, кто, в общем-то, хочет научиться в них играть. Да и способности все-таки у всех различные: у кого-то все будет получаться, а кто-то с шахматами совсем-совсем не сможет поладить. И опять же вопрос насчет оценок: по какому принципу их будут выставлять? В общем, складывается впечатление, что в министерстве не до конца продумали эти вопросы… 

Мария Григорьева:

— Как-то слышала в одной передаче, что многие известные политики, музыканты, ученые и т. д. увлекались шахматами. И вообще, везде много пишут о пользе этой игры. Поэтому, если в школе будет урок шахмат, хотя бы факультативно, я только за. Шахматы учат думать и анализировать, выстраивать логическую цепочку, причинно-следственные связи находить – это и для дальнейшей жизни будет полезно.

Екатерина Полякова:

— Если в школах будут уроки шахмат, я только за. Лучше уж пускай дети будут загружены по максимуму и всегда при деле, чем бегают по заброшенным стройкам, безобразничают или шатаются себе безнадзорные по улицам в поисках приключений. Пусть хоть мозги у них будут заняты делом. Да и вообще, шахматы здорово развивают мышление: игра-то интеллектуальная!

Мнение эксперта Российской шахматной федерации

Александр Николаевич Костьев, кандидат педагогических наук, руководитель проекта «Шахматный всеобуч России», член комиссии «Шахматное образование» Европейского шахматного союза, 10 лет работал заведующим кафедрой шахмат в Российском государственном университете.

Приказом ввести урок шахмат в школы не удастся. Найти единовременно более 40 тысяч преподавателей нереально. Надо проводить обучение учителей на курсах, хотя этот процесс длительный. Введение дополнительного урока шахмат или замена третьего урока физкультуры на урок шахмат возможны только для частных случаев, когда есть соответствующие решения администрации школ, родительского актива и наличие шахматных педагогов. Вряд ли целесообразно всех детей принудительно обучать шахматам в течение четырех лет.

Что же делать, ведь польза от изучения шахмат для школьников очевидна? Во-первых, не мешать тем, кто уже что-то делает. Шахматные факультативы в школах получили повсеместное развитие после старта всесоюзного турнира школьных команд «Белая ладья» (1969 г.). Сегодня этот процесс продолжается, усиливается, но все же не может охватить все школы. Во-вторых, надо искать «ассиметричный» вариант.

Об одном из них я хочу рассказать. Речь об эксперименте, третий год идущим в гимназии № 11 города Лениногорска в Республике Татарстан. Перед началом очередного учебного года, учителя, которым предстояло взять новый первый класс, прошли обучение по теме «Использование межпредметных связей для ознакомления с шахматной игрой в первых классах общеобразовательных школ». Учителя не были знакомы с нюансами шахматной игры, но все они были опытными педагогами, сделавшими уже не один выпуск из начальной школы.

Идея заключалась в том, чтобы в каждый стандартный урок вкрапливать небольшую информацию о шахматах, а во время внеурочной деятельности закреплять тему шахмат. Был подготовлен календарно-тематический план по всем предметным областям (математика, обучение грамоте, чтение, окружающий мир, технология, музыка, физическая культура, изо) и всем направлениям внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное), изготовлены раздаточные материалы, дидактические пособия.

Вот пример цикла для изучения понятия «Шахматный конь». При изучении звука «К» на уроке чтения при показе слов, начинающихся со звука «К», демонстрировался шахматный конь. На уроке физкультуры дети прыгали ходом шахматного коня на заранее изготовленном шахматном поле (обычный баннер, раскрашенный под шахматную доску). На уроке пения разучивался стишок про шахматного коня, на уроке рисования его рисовали, а на шахматном празднике (внеурочная деятельность) кто-то из детей изображал этого коня. Можно придумать очень много связок и для шахматно-математических тем, напр. формулу 3+3=6 можно иллюстрировать на классной доске магнитными шахматными фигурами Конь + Слон = Ладья + Пешка.

Пример представления математического тождества в виде шахматных фигур

В результате такой системы обучения, все (!!) ученики первых классов гимназии № 11 города Лениногорска познакомились с правилами шахматной игры фактически на обычных уроках в школе. Затем наступил период «игровой практики» и более углубленных занятий шахматами. Здесь на помощь учителям пришли тренеры городской детской-юношеской спортивной школы по шахматам. Кстати, гимназия № 11 создала ежегодную проблему для местной шахматной ДЮСШ – теперь наполняемость групп начального обучения буквально зашкаливает, потребовались новые тренеры и помещения.

На мой взгляд, Лениногорский эксперимент показывает путь для шахматного всеобуча в российские школы. В урочное время правилам шахмат обучаются все дети без исключения, во время внеурочных мероприятий дети знакомятся с шахматной историей и культурой, а заинтересовавшиеся игрой, могут продолжить занятия в секциях, кружках, спортшколах. Учителей обучить применять методику межпредметных связей несложно. Наиболее продвинутые из них в состоянии самостоятельно изучить основы теории шахмат (благо есть интернет) с тем, чтобы самим вести школьный шахматный кружок с учениками вторых-третьих классов.  Вопрос только в стимулах для учителей, чтобы они заинтересовались шахматным всеобучем.

В дополнение, хочу сказать, что проблемам шахматного всеобуча Российская шахматная федерация уделяет огромное внимание, постоянно координирует свои действия с Министерством просвещения России, вместе с Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко с 2014 года ведет в одиннадцати регионах России проект «Шахматы в школах», снабжая регионы шахматным инвентарем, пособиями, организуя семинары для педагогов и соревнования для детей. Этот проект расширяется с каждым годом.

В прошлом учебном году Российская шахматная федерация при поддержке Фонда президентских грантов и фонда Тимченко организовала всероссийскую конференцию по шахматному всеобучу для учителей и педагогов дополнительного образования. Недавно мы начали новый проект – объявлен всероссийский конкурс «Учитель шахмат».

Современный мир вступает в эру цифровых технологий, и мы должны готовить детей к этому переходу. Сейчас надо учить не накапливать знания, а уметь ими оперировать, решать нестандартным путем проблемные ситуации. Всему этому можно научить, погружая детей в шахматную игру. В этом и есть цель шахматного всеобуча.

activityedu.ru

Шахматы стали обязательным школьным предметом

С 1 сентября занятие заменит третий урок физкультуры

Регулярные шахматные игры улучшают успеваемость почти в полтора разаРегулярные шахматные игры улучшают успеваемость почти в полтора разаФото: Алексей БУЛАТОВ

Изменить размер текста:AA

Минпросвещения решило сделать шахматы обязательным школьным предметом. Изменения федеральной образовательной программы готовились с 2017 года.

Еще будучи главой Минобрнауки Ольга Васильева заявила: «Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка».

Шахматы действительно имеют сильное влияние на когнитивные способности сообщает сайт mk.ru. Этот вопрос неоднократно исследовался в психологических и педагогических научных работах. Способности к аналитике, планированию и быстрому мышлению требуются во всех сферах знаний, но довольно неэффективно развиваются «классическими» предметами. Многие педагоги жалуются на устаревшие программы, предполагающие запоминание большого количества и без того легкодоступной информации в ущерб умению самостоятельно и эффективно с ней работать.

В апреле 2019 года насчитывалось 18 000 российских школ, где были введены занятия по шахматам, это почти половина всех общеобразовательных учреждений. Программы и учебники уже готовы, проходит массовая допподготовка преподавателей. С 1 сентября все российские первоклашки начнут заниматься шахматами по 33 часа в год, и с второго по четвертый классы на час больше. Это не создаст дополнительной нагрузки, так как предмет просто заменит третий урок физкультуры, который многие учителя и родители критиковали как «избыточный».

ИСТОЧНИК KP.RU

www.kp.ru

Статья по физкультуре: Статья «Зачем нужны шахматы в школе?»

Статья

«Зачем нужны шахматы в школе?»

Автор И.А. Крылова

В ХХI веке человечеству приходиться решать ряд сложнейших проблем, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального и культурного уровня человечества, ведь недаром ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.

В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Достоинство шахмат, как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра, в процессе которой происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий головного мозга, развитие логического и  абстрактного мышления.

        Благодаря шахматам, в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент и правое полушарие, которое отвечает за пространственное воображение, моделирование и создание возможных ситуаций. В школах уроков логики нет, а занятие шахматами учат детей логически мыслить и рассуждать, предугадывать и прогнозировать события, просчитать все возможные варианты и исходы игры, принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – навыки, которые получает шахматист.

        Во время занятий у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе и это важно для гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

        Мнемические процессы ( запоминание, сохранение, воспроизведения, забывания, припоминание, узнавание, т. д.), интенсивно задействованы в шахматах, т.к. игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

        Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

        Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируется эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

nsportal.ru

Шахматы в школе – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

На ММКВЯ-2017 был представлен новый школьный УМК корпорации «Российский учебник»* по шахматам. Среди авторов – международный гроссмейстер, заслуженный тренер ФИДЕ, победитель более 100 международных турниров Игорь Владимирович Глек. УМК включает учебники для средней и старшей школы, а также их интерактивные версии.

О том, почему так важно обучать школьников шахматам, с чего начать и как правильно использовать ресурсы этой уникальной игры, рассказал собравшимся автор и разработчик интерактивного УМК Петр Чернышев.

Чернышев

Почему именно шахматы?

Во-первых, это тот редкий случай, когда запрос на обучение игре в шахматы идет и от государства, и от родителей. В августе 2017 года министр образования Ольга Васильева отметила, что в российских школах среди бесплатных дополнительных занятий обязательно должны быть шахматные кружки. А в школах на родительских собраниях чаще всего звучат пожелания открыть именно шахматную секцию.

Во-вторых, шахматы – совершенно особая игра: и спорт, и наука, и искусство, да к тому же со всеми преимуществами увлекательного соревнования. Это игра с богатой историей: игра королей, рыцарей, ученых, игра, которой славился Советский Союз (кстати, в СССР во многих школах практиковали обучение учеников игре в шахматы).

В-третьих, для самой педагогики далеко не нова идея использовать потенциал шахмат для развития детей. Еще Сухомлинский советовал школьникам шахматы как занятие, «тонизирующее нервную систему и дисциплинирующее мысль».

В настоящий момент шахматы преподают как дополнительный или обязательный предмет в школах Китая, Арабских Эмиратов, Польши, Испании, Финляндии и многих других стран.

Полезны ли шахматы для будущей жизни школьников?

Петр Чернышев напомнил собравшимся, какие требования к человеку предъявляет современный мир и общество: критическое системное мышление, творческий подход, быстрый анализ и решение новых проблем. Вам ничего не напоминает? Именно в шахматах ты постоянно анализируешь вводные и ищешь выходы, мыслишь не одним ходом, а системно, пытаешься создать новую, «красивую» комбинацию.

К тому же шахматы – игра с высоким социализирующим потенциалом. Скромные, застенчивые, спокойные по темпераменту дети могут раскрыться в шахматах, найти в игре ресурс, который придаст им уверенности и позволит полноценно заявить о себе. Более того, введение в школе такой дисциплины, как шахматы, откроет новый канал социализации для многих детей с ограниченными возможностями здоровья. Скажем, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата шахматы оказываются чуть ли не единственным доступным спортом, к тому же таким, что и они получают возможность отличиться, обойти одноклассников. Эти успехи играют колоссальную роль в их дальнейшей судьбе.

умк
Электронная форма учебника (ЭФУ) Шахматы. Учебник тактики.
Ступень 2 включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Шахматы 8,9,7 класса Чернышев П. А. Глек И. В. Викерчук М. И. Виноградов А. С. Шахматы. Учебник тактики. Ступень 2 соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Как шахматы помогут детям достичь высоких учебных результатов?

Первая мысль, которая приходит в голову, – шахматы помогают при изучении математики. Это действительно так: гибкое мышление и привычка к постоянному поиску нестандартных решений – это большое преимущество при изучении точных наук. Именно через освоение игры в шахматы дети часто начинают увлекаться математикой.

Однако Петр Чернышев утверждает: это еще не все. Игра в шахматы способна развить у детей все четыре основных типа УУД.

Познавательные: дети учатся разыгрывать комбинации, выстраивают стратегию, мыслят системно, на много ходов вперед.

Регулятивные: неукоснительное следование правилам и самодисциплина. Шахматы не прощают тех, кто сдается и теряет контроль: нужно постоянно быть включенными в процесс, вести партию, ни на миг не расслабляться и постоянно думать, пока партия не окончена. Это серьезное испытание для новичка и, в случае успеха, большое достижение для ученика.

Коммуникативные: шахматы – это не только молчаливая, сосредоточенная игра. Это еще и разбор партий, обсуждение вариантов, озвучивание возможных ходов и сценариев.

Личностные: все аспекты сложно даже перечислить. Здесь и развитие воли, и самооценка, и возможность в некоторых ситуациях проявить рыцарское благородство. К тому же игра мотивирует, позволяет сохранить интерес к обучению.

Подойдет ли УМК для детей, которые никогда не играли в шахматы?

Учебник УМК для 5–6-х классов составлен так, чтобы азы игры в шахматы стали доступны абсолютно всем, даже новичкам. В учебниках дается много советов, задач, диаграмм, есть рубрики, где дети решают те или иные задания вместе с учителем. К тому же в учебнике встречаются занимательные задачки и интересные факты из истории, которые позволяют школьникам почувствовать себя знатоками.

Учебник содержит много упражнений, но их основная задача не заучить классические цепочки ходов, а снабдить удобным образцом по решению ситуативных задач.

Интерактивная версия учебника создана специально для того, чтобы в течение долгого времени подогревать интерес учеников, сохранять высокую мотивацию. Здесь можно смотреть видеоразборы партий с опытным гроссмейстером Игорем Глеком, прямо в учебнике разыгрывать свои решения задач, быстро получить обратную связь после удачного или неудачного хода.

Все это интересно, но для учителей достаточно ново. С чего начать, как учить?

Во-первых, не спешите получить сразу высокий результат. Задача школьного курса шахмат не воспитать гроссмейстеров, а «разогреть» мышление учеников. Обучение шахматам приносит плоды не сразу, и это нормально. Во-вторых, не забывайте применять интерактивную версию: она не даст детям заскучать. В-третьих, рекомендуется использовать игровые формы обучения и поощрять детей введением рейтинговой системы. Наконец, корпорация «Российский учебник» никогда не оставляет педагога на произвол судьбы с новым УМК на руках. Мы планируем проводить обучающие вебинары, публиковать инструкции и советы, чтобы игра королей и рыцарей как можно скорее стала вашей игрой и игрой ваших учеников.

Александра ЧКАНИКОВА


*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

rosuchebnik.ru

Обязательные шахматы в школе: за и против | Мел

Ольга Васильева долго ратовала за обязательность шахмат в школе. Шахматы во многие школы и впрямь вернулись, но пока, как правило, в качестве дополнительного занятия. Наш блогер, учитель истории и обществознания Александр Мамаев ведёт в своей школе шахматный кружок. Он задумался о том, должны ли шахматы стать обязательным предметом.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Вот уже несколько лет ведётся обсуждение на уровне министра образования о целесообразности введения в школах такого урока как шахматы. Пока дело дальше обсуждений не зашло. В каких-то школах шахматы ведутся в качестве кружка, на который дети могут приходить по желанию, в каких-то школах о шахматах нет и речи.

Как ситуация обстоит в моей школе? Когда я пришёл работать в школу (пять лет назад), такого занятия не было. По моей инициативе в школе появился сначала кружок, на который собирались ребята раз в неделю, затем всё переросло во внеурочную деятельность и стало набирать обороты. Количество отведённых часов на шахматы увеличилось. В итоге я веду шахматы раз в неделю в начальных классах — со второго по четвёртый.

Однажды я задал себе вопрос: «А нужны ли шахматы в школе вообще?». Должны ли ребята в обязательном порядке учиться играть в шахматы?

Ведь именно такая картина будет, если они станут обязательным предметом. Шахматы — это игра, которая сочетает в себе спорт, науку, искусство.

Если говорить о шахматах как об игре, в которой много красивых комбинаций, люди, которые в них разбираются, могут получать удовольствие от просмотра игры, то это искусство, совершенно точно. Если же говорить о том, что устраиваются соревнования по шахматам и присуждаются различные спортивные разряды и звания, то, конечно же, шахматы — это спорт. Причём недавнее противостояние за шахматную корону между Карлсеном и Каруана показало, что этот спорт довольно-таки популярный в мире. Научность состоит в том, что партии подвергаются анализу со стороны любителей шахмат, профессионалов, со стороны шахматных программ, производится изучение дебюта, середины игры и эндшпиля. Получается, что шахматы могут привнести в школу и искусство, и науку, и спорт одновременно, причём сочетая всё это в прекрасной форме деятельности — игре!

Более того, шахматы в школе можно использовать не только как Искусство, Науку, Спорт, но и как инструмент развития детей. Всем давно уже известно, что шахматы развивают память, логику, воображение, фантазию, заставляют работать оба полушария мозга одновременно. На мой взгляд, использовать такой инструмент можно и нужно, поскольку именно так шахматы могут усилить школу, образование.

Например, ученик может просчитать сколько ходов конём потребуется для занятия необходимого поля или придумать собственную шахматную задачу. Постигать шахматы необходимо от простого к сложному.

Казалось бы, ответ лежит на поверхности: шахматам в школе быть! Но с какими проблемами можно столкнуться при введении шахмат в школе?

Во-первых, материальная составляющая. Далеко не все школы могут найти средства на инвентарь. Да, это так.

Во-вторых, педагогическая проблема. На мой взгляд, чтобы учить детей играть в шахматы, всячески их развивать, нужно найти увлечённого человека, которому шахматы не будут безразличны.

В-третьих, обязательность. Я считаю, что нельзя ни в коем случае заставлять детей играть в шахматы. Занятия должны проходить в свободной обстановке, по желанию. Обычно, если получается заинтересовать несколько ребят, то возникает цепная реакция, а потом через какое-то время уже почти весь класс приходит на шахматы.

В-четвёртых, альтернативы. В случае альтернативы ребёнок может выбрать другое направление деятельности — например, робототехнику.

Подводя итог, хочется ответить на поставленный вопрос: шахматы в школе, безусловно, нужны, но для того, чтобы они правильно функционировали, необходимо провести немалую подготовительную работу.

Фото: Unsplash (Michał Parzuchowski)

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

mel.fm

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о