Рушева – Новости и события школьного мемориального музея Нади Рушевой

Надя Рушева. Биография

 

«Никогда и никого уже не будем мы любить так, как любили Надю Рушеву, самую лучшую девочку нашей страны».

Дмитрий Быков, «Вместо жизни»

Надя Рушева… Это имя с середины 60-х годов 20 века стало для многих синонимом юности, таланта, несправедливости судьбы. «Девочка-планета», «Моцарт в живописи» — какими только эпитетами не награждали Надю журналисты. А она была обычной девчонкой, которая любила мороженое и не любила математику. А еще она не могла жить без рисования.

         Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Монголии, где в то время в творческой командировке были ее родители: Наталья Дойдаловна Ажикмаа, одна из первых тувинских балерин, и Николай Константинович Рушев, замечательный театральный художник. Дочь была долгожданной, поэтому имя для неё уже было выбрано – Надежда. Однако по монгольским обычаям имя ребёнку должен был дать мудрец – им оказался писатель, первый монгольский академик Бямбын Ринчен, он и предложил назвать девочку Найдан, что в переводе с монгольского означает Вечно живущая.

         Вскоре семья переехала в Москву. Поселились у дедушки Нади Константина Николаевича Рушева (1895-1963), бывшего солиста театров Оперы и балета в городах Куйбышеве, Горьком, Новосибирске, Уфе, а с 1946 года – педагога вокального факультета Московской Консерватории, и Татьяны Ивановны, второй его супруги (мама Николая Константиновича Клавдия Алексеевна умерла во время войны от туберкулёза), – в прошлом балерины, а ныне балетмейстера в кружке автозавода имени Лихачёва.

         В Москве Николай Константинович некоторое время стажировался во МХТе, затем был художником в Большом театре, а с ноября 1953 года работал художником-постановщиком на Центральном телевидении. Наталья Дойдаловна оставила балет и полностью посвятила себя семье.

         Надя росла в доброй, творческой атмосфере семьи Рушевых: «Я хорошо помню общую обстановку, родственные, теплые отношения, которые существовали в нашей большой семье. Все выходные дни, как правило, проводили вместе, и эти встречи запомнились мне как очень веселые, наполненные играми, шутками, музыкой (многие из членов семьи владели музыкальными инструментами), а также интересными разговорами взрослых. И никогда — совершенно никогда! — не было во время этих встреч ни пересудов, ни ссор, ни каких-нибудь конфликтов между взрослыми или между детьми. Очевидно, традиции русского семейного общения были еще очень велики. Совершенно обязательными были переписка и поздравления с праздниками или с семейными событиями. Особенно «аккуратным» в этом отношении был Коля, которого наша бабушка, Мария Ивановна, называла по-старинному — «почётником»», — вспоминает Зоя Анатольевна Грандберг, двоюродная сестра Николая Константиновича.

         Надя с раннего детства была подвижной и шустрой девочкой и, конечно, как все дети, любила рисовать. «Рисовала она легко, играючи, как бы обводя лишь одной ей видимые контуры. При этом улыбаясь, приговаривала: «Какая-то слива получается… Или нет? Это, пожалуй, пароход. Ах, нет, нет! Эта печка. А Емелька две подушки положил и ушёл…» Это была радостная игра в рисование, свободные шутки воображения маленькой девочки.

         Однажды мы вернулись после работы. Дедушка отдал какой-то лист и с гордостью сказал:

– Познакомьтесь, пожалуйста, дорогие мои, с первым творчеством вашей дочери.

Там были нарисованы лошадки-кентавры.

– Что это такое? Кто это? Откуда? Что она хотела выразить в своих рисунках? Не пойму, – сказал Николай.

– Я вечером и сегодня утром рассказывал ей о мифах Древней Греции. Надю особенно заинтересовали Кентавры. Я ей объяснил, кто такие Кентавры. Запомните, я не рисовал их, а только рассказал то, что гласит легенда. Целый день Надя молча рисовала. Теперь вы держите в руках то, что у нее получилось.

         Николай очень долго рассматривал дочкины рисунки, задумался и сказал:

– Обычно дети рисуют то, что видели, то есть срисовывают. А Надя здесь рисовала по памяти, по воображению. Значит, у неё есть какие-то способности», — так рассказывает о первых художественных опытах девочки Зоя Донгак, передавшая воспоминания Натальи Дойдаловны в своей книге «Мама Нади Рушевой».

         Надя ходила в детский сад при заводе «Шарикоподшипник», в группу воспитательницы Анны Михайловны Волковой. Она пела в хоре, лепила из пластилина, а однажды на концерте, посвящённом 8 марта, исполнила танец «Декей-оо», поставленный когда-то в Кызыле Анатолием Васильевичем Шатиным, замечательным балетмейстером, педагогом Натальи Дойдаловны. Отец из прутика сделал лимби – тувинский музыкальный инструмент, а мама сшила ей голубой национальный костюм с красным орнаментом. Тогда же, в 1955 году, Надя впервые попала на родину своей мамы – в Туву.

         1 сентября 1959 года Надя отправилась в 1 класс 653 школы на Шаболовке – до этого времени девочка не училась ни писать, ни читать и теперь старательно выводила палочки и кружочки ученическим пером. Надя как-то сразу «подружилась» с этим непростым инструментом – точная, лаконичная, «певучая» линия навсегда останется «визитной карточкой» художницы.

         1959 год вообще был богатым на события. Николай Константинович вспоминал, что именно тогда он понял: у его дочери есть художественный талант – Надя нарисовала 36 забавных иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, пока отец читал её вслух (сейчас эти рисунки хранятся в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве). Рисовать стало потребностью для девочки – на бумагу она выплёскивала все впечатления, накопившиеся за день.

         А впечатлений было множество! Николай Константинович с самого раннего возраста приобщал Надю к лучшим книгам, памятникам архитектуры, музеям, выставкам. Следует отметить, что у него был несомненный актерский талант, талант рассказчика. Слушать его было бесконечно интересно: «Эрудиция, глубина знаний, легкость, с которой они извлекались, совершенство формы, в которую они облекались, всегда поражала меня в этом человеке, — вспоминает одноклассница Нади Наталья Борисовна Миронова. — Любой, казалось бы, самый незначительный повод, например, мостик в Царицынском парке мог послужить исходным импульсом для увлекательной беседы по искусству, образы которой то погружались в глубокие пласты прошлого, то естественно проступали в современности, как для нас дыхание.

         Эта способность не только рассказать, но и представить собеседнику картину того, о чем идет речь, чтобы включить его в беседу не только с помощью логики и слов, но и всем его естеством, каждой клеточкой, поразила меня еще при первой встрече с этим человеком». Семья много путешествовала – сохранились альбомы, где Николай Константинович кропотливо фиксировал памятные поездки: Подмосковье, Ленинград, Тува, Крым…

         В 1962 году Надя начала заниматься в только что открывшемся Дворце Пионеров на Ленинских горах у педагога Людмилы Александровны Магницкой. Ребята там не только рисовали — часто устраивались выставки, праздники, экскурсии, встречи с мастерами советского и зарубежного искусства. Так, например, в 1963 году Надины рисунки увидел итальянский писатель Джанни Родари: «Браво, Надя! Браво!» — написал он на одном из них. Работы ученицы отправляются на выставки в Геную (Италия) и США.

В марте 1963 года Наталья Алексеевна Дёмина, искусствовед, один из создателей Музея древнерусского искусства им. прп. Андрея Рублёва в Москве, педагог Николая Константиновича, тёплые отношения с которой Рушевы поддерживали долгие годы, познакомила Надю со скульптором-анималистом академиком Василием Алексеевичем Ватагиным. Первая встреча восьмидесятилетнего мастера с Надей была трогательной и превратилась в дружбу до её последних дней. Просмотрев рисунки девочки, Василий Алексеевич подарил ей свою книгу «Записки анималиста» с надписью: «Милая Надя! Жду, желаю и верю в твои большие успехи. Твой дедушка В. Ватагин. 9 марта 1963 года», а родителям посоветовал: «Не будем мешать её саморазвитию, оно и так бурлит. Не надо её учить – надо лишь воспитывать. Пусть по-прежнему учится в обычной школе и по субботам бывает в изостудии Дворца пионеров, а в каникулы – прошу в мою мастерскую с новыми папками. Через год-два вернемся к этому вопросу».

         В четырех декабрьских номерах «Пионерской правды» за 1963 год были опубликованы иллюстрации Нади к научно-фантастической повести польского писателя Тадеуша Ункевича «Эльмис профессора Рембовского» и шесть эскизов костюмов для школьного новогоднего карнавала, созданных в изостудии у Л. А. Магницкой. Академик В. А. Ватагин тогда сразу откликнулся: «Поздравляю милую Надю с первой и удачной публикацией рисунков в печати в 11 лет! Великий рисовальщик Франции – Гюстав Доре начал печататься с 12 лет».

         А вскоре в жизни Нади произошла судьбоносная встреча.

         На работе у Николая Константиновича существовала традиция – к новогодним праздникам устраивать выставки «Рисуют наши дети». В канун 1964 года на этой выставке оказались три рисунка Нади фломастером на цветной бумаге: «Эллада», «Во дворе», «Космонавтка на далекой планете». Рисунками заинтересовался увидевший их внештатный корреспондент журнала «Юность» Лев Викторович Бобров и, взяв у Рушевых одну из папок с Надиными рисунками, отвез в редакцию к Борису Николаевичу Полевому.

         Полевой не поверил, что это композиции двенадцатилетней девочки. И попросил Надю саму приехать со своими работами. Вот как он рассказывает об этой встрече в фильме Фахри Мустафаева «Надя Рушева»: «У меня в кабинете висит кусок античного мрамора из микенских раскопок. Тут, как вы видите, изображён пожилой человек, печально смотрящий перед собой в состоянии глубокой задумчивости. Я сказал Наде: «Посмотри, как ты считаешь, насчёт чего он задумался?» Вроде ребуса ей задал. Минут за 15, пока мы листали её папку, она успела нарисовать два варианта этой скульптуры, как бы докончив то, что века не сохранили. В одном случае это были остатки разбитой 

прекрасной вазы, которую, видимо, этот человек создал, обломки которой он теперь созерцал. В другом случае это было тело ребёнка, мальчика, который тоже в античной одежде лежал перед ним, и можно было додумать, что это отец или дед смотрит на останки своего ребёнка. Поразительной была глубина раскрытия этого, ведь речь шла о двенадцатилетней девочке, которая так глубоко проникла в замысел античного скульптора, жившего 2000 лет тому назад».

         Борис Николаевич тут же позвонил Льву Абрамовичу Кассилю: «Приезжайте посмотреть очень занятные работы одной школьницы». Кассиль немедленно приехал и заинтересовался работами Нади. Сразу было решено устроить в помещении редакции «Юность», где всегда выставляют работы молодых авторов, большую персональную выставку из 165 Надиных фантазий. Свои впечатления о творчестве художницы Лев Абрамович изложил в статье «Воображение Нади Рушевой» («Юность» № 6, 1964 год): «Я не художник и, возможно, допущу какие-то неточности в оценках, но меня прежде всего поражает в работах Нади необыкновенное, почти волшебное композиционное чутьё, чудесный глазомер, позволяющий Наде с безошибочной точностью построить рисунок, расположить его на пространстве любой формы так, что, кажется, лучше уж и нельзя сконструировать изображение. Благодаря этому рисунки, хотя сделала их и двенадцатилетняя девочка, кажутся чем-то артистически законченным».

         Практически в то же время открылась и ещё одна персональная выставка Рушевой в МГУ (80 рисунков). 14 апреля там должна была состояться встреча Нади с посетителями выставки, но, как вспоминала Наталья Дойдаловна, она не получилась. Увидев переполненный зал, Надя растерялась, расплакалась и убежала… под бурные аплодисменты зрителей. Ведущий сказал: «Это – Надя Рушева, ей 12 лет, она учится в 5-ом классе 653 школы Москвы, любит играть в куклы, кататься на коньках и лыжах».

         Потом было множество публикаций – часто восторженных, но нередко и осторожных: «Не закружится ли юная головка? Не зазнается, не обленится Надя?» — телерепортажей, персональных выставок по всему Советскому союзу. Академик В.А. Ватагин писал: «Я имею счастливую и ответственную возможность наблюдать за развитием необыкновенных способностей Нади Рушевой в течение одного года. Я вижу, что как художник она растет не по дням, а по часам. Ее рисунки далеко выходят за пределы детского творчества. Но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, ее линий, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира. За сохранение, воспитание и развитие ее таланта ответственны не только родители и наставники. Таланты такого рода являются достоянием всего народа — государства. Вся художественная и педагогическая общественность ответственна за них. Необходимо создать для необычных талантов и необычные педагогические установки. Художественные институты, рассчитанные на средний уровень, бесполезны, а может, и вредны для них». В газете «Пионерская правда» напечатали первую повесть молодого писателя Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко» с иллюстрациями Рушевой (впоследствии, уже после смерти художницы, из-под его пера выйдет повесть о самой Наде «Девочка и олень»).

         В январе 1966 года Дом Дружбы с народами зарубежных стран отправил 150 новых импровизаций Рушевой в Варшаву, куда была приглашена и сама Надя. Рисунки с большим успехом экспонировались и в Кракове. Надю снимала польская кинохроника. Из этого путешествия она привезла множество впечатлений и 60 рисунков по наблюдению и по памяти («Памятник Шопену», «Концерт Шопену», сиренки и др.). Завязалась переписка с польскими друзьями.

         В июне 1966 года семья переехала в новый микрорайон Ленино-Дачное и поселилась на пятом этаже хрущёвки с балконом, выходящим на царицынский парк. А в сентябре – новая 470 школа, новый класс, новые друзья.

         Летом 1967 года в жизни Нади произошло важнейшее событие. В своих воспоминаниях Н.К. Рушев, отец Нади, писал: «В июне 1967 года, неожиданно для всех, в ЦК ВЛКСМ сочли возможным послать Надю впервые в Артек, к морю! Она поехала туда в качестве делегата от Москвы на 3-й Всесоюзный слет пионеров. А неожиданно потому, что ни 470-ая школа-новостройка, ни Дворец пионеров, изостудию которого она посещала 5 лет, не выдвигали Надю». Эта поездка стала переломным моментом для Рушевой: «Для меня жизнь делится на 2 этапа: до поездки в Артек и после», писала она потом Ольге Бариковой, своей артековской подруге.

         Надя много времени проводила в пресс-центре под руководством отрядного вожатого Марка Антоновича Кушнирова, москвича, выпускника ВГИКа. Ребята, с которыми Надя выпускала газету, Оля и Алик Сафаралиев, стали впоследствии самыми близкими её друзьями. Ольга прекрасно владела словом: «Совершенно радостно работает Оля Барикова. Слог у неё лёгкий, весёлый. Мысль развивается удивительно связно. Даже мимолётные замечания её метки, точны и остроумны. У девочки определённый дар. Мои похвалы её нисколько не портят («Все равно я хочу быть физиком!»)» (из дневника вожатого). Неудивительно, что они с Надей стали подругами: обе увлеченные, глубоко чувствующие, но одна по-восточному сдержанная, а другая порывистая, эмоциональная. Впоследствии эту дружбу описал в своей художественно-документальной повести «Месяц в Артеке» Виктор Михайлович Киселёв.

         Алик Сафаралиев писал стихи – хорошие, как считали Надя и Марк Антонович, они с Рушевой хорошо понимали друг друга, она очень ценила его дружбу: «Чудной ты мальчишка! Редкость».

         Работа в пресс-центре, общение, общие переживания, атмосфера сотворчества, взаимопонимания, радости от любимого дела, скорее всего, и стали главным впечатлением Нади в Артеке, тем, что разделило её жизнь на «до» и «после». «После Артека жутко осозналась моя прежняя и особенно сегодняшняя жизнь. Ведь до чего было противно первое время в Москве», — пишет Надя Оле. Переписка с артековскими друзьями Ольгой Бариковой и Аликом Сафаралиевым стала очень важной для Нади (сейчас она хранится в рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинском доме) Российской академии наук. Письма Нади, часто сопровождавшиеся рисунками, представляют большой интерес не только для поклонников творчества Рушевой – в них целая эпоха – эпоха всплеска культуры и искусства — время «шестидесятников». Мы можем увидеть в них, что волновало молодёжь того времени, интересы, взгляды, нравственные ориентиры, увидеть эпоху через личность, причем личность, еще не испорченную никакими догмами. К тому же очень интересно наблюдать психологию подростка, познающего мир, примеряющего его на себя.

         С Марком Антоновичем Надя продолжала общаться и в Москве – он с семьёй жил в Лаврушинском переулке. Вожатый много значил в жизни Рушевой. Кушниров стал, по-видимому, для Нади эталоном современного человека, он знакомил её с тем новым, ярким и интересным, что появилось в легендарные времена «хрущёвской оттепели». Надя встречалась с Марком Антоновичем довольно часто – в её письмах и дневнике записи об этих встречах неизменно восторженные. Он стал для Рушевой и старшим другом, и советчиком. Надя часто разговаривала с вожатым и по поводу рисунков: «Изостудию Надя перестала посещать и теперь советовалась в основном со своими новыми друзьями Кушнировыми,» — несколько ревниво пишет Николай Константинович.

         Марк Антонович знакомил Рушеву с современной им культурой – музыкой, литературой. Николай Константинович, конечно же, очень много уделял внимания воспитанию и образованию дочери – она была для него смыслом жизни, но всё же он был слишком далёк от Нади по возрасту (когда Наде исполнилось 16, ему было уже 50), по-иному воспринимал многие явления культуры того времени.

         Надя взрослела, читала все больше и все более серьезные книги. Она даже завела дневник, где записывала, что прочла, что видела, где была и свои впечатления об этом (хранится в Пушкинском доме). Этих записей так много, что поражаешься: когда она все успевала?!

А успевала она не только получить впечатления, но и выплеснуть их на бумагу. Так родился нежный, трогательный Маленький принц, князь Андрей, которого Надя изображала всегда надменным, легкий, веселый и такой близкий Пушкин, Мастер и Иешуа, похожие, как братья. Надя изображала героев произведений так, как чувствовала: то по-детски наивно, то по-юношески категорично, но всегда она проникала в самую суть личности, улавливала малейшие оттенки характера, настроения. Причем передавала это несколькими штрихами! Н.Н.Жуков, известный художник, писал: «Я убежден, что линейный рисунок имеет специфику: в нем больше лаконизма, ясности, прямоты мысли. И мне приятно отметить, что все рисунки Нади Рушевой были линейными, певучими и красивыми».

         Продолжались и выставки, публикации – пришла слава. Однако это никак не повлияло на Надю – она по-прежнему скромна, доброжелательна, отзывчива. Педагоги и ребята, учившиеся в одно время с ней, вспоминают, что ее не надо было упрашивать помочь что-то оформить, сделать газету – Надя никогда не отказывала. Она вообще старалась сделать жизнь вокруг себя интересней: приглашала подружек на выставки, устраивала в классе викторины, организовала в школе КЮДИ – Клуб юных друзей искусства. Однажды в письме к Алику Сафаралиеву Рушева, рассказывая о том, как со своей подругой Леной Григорьевой практически безуспешно пыталась расшевелить класс, написала: «Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам. Это страшно трудно, но нужно. Нельзя – только себе… Ведь правда? А?!» (14.03.1968). Одноклассница Нади Нина Коротченко написала впоследствии: «Только сейчас я поняла, как она отличалась от всех нас, насколько стояла выше нас по своему духовному развитию, как много хотела для нас сделать, чтобы расширить наш кругозор, привить любовь к искусству».

         Можно было бы подумать, что всё у Рушевой выходило просто… Да, рисунки её легки и точны, как музыка Моцарта, любимого ею, но это вовсе не значило, что ей неведомы были сомнения. Однажды она писала Оле: «С рисунками туго – кризис. Да, да. Нет той прежней уверенности, точности, всё выходит измождённым, как из концлагеря. Кошмар какой-то. И не с кем поделиться. Теперь мне 16 лет. Многое изменилось за эти месяцы. Произошёл какой-то перелом. Во многих вещах разочаровалась, а некоторые воспринимаются сейчас с новым, радостным интересом. Даже послушаешь, о чём говорят малыши на улице по дороге в школу, и улыбнёшься! Так любопытно и интересно.

         Себя виню за слабость. Ленка говорит, что я пессимистка. Слишком многие пустяки принимаю близко к душе, нервничаю, скандалю, уступаю.

Надо как-то перестроиться» (4.03.1968).

Возможно, эта неуспокоенность, это умение всё пропускать через себя, воспринимать мир открытой душой и позволили Наде создавать столь пронзительные, на грани провидения рисунки. «Она рисовала сердцем», — писал про Рушеву Л.А. Кассиль.

         В последний год Рушева создала несколько циклов, ставших её визитной карточкой.

         В 1968 году на выставке Н.Н. Жукова Рушевы познакомились с А.И. Гессеном, старейшим пушкинистом. Ученый был пленен рисунками Нади и предложил ей проиллюстрировать главы своей монографии об Александре Сергеевиче – так появилась несравненная «Пушкиниана».

         Иллюстрации к роману Л.Н.Толстого «Война и мир» тоже стали вехой в творчестве Рушевой. Она рисовала героев романа так, как чувствовала, так, как понимала это сложное произведение в свои 16 лет.

         Эти два важнейших в творчестве Рушевой цикла были выставлены в июне того же года: в Музее Л.Н. Толстого в Москве – «Война и мир», а в Ленинграде, во 

Всесоюзном музее А.С. Пушкина – «Пушкиниана».

         Вершиной творчества Нади Рушевой считают ее иллюстрации к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», который тогда только вышел в журнале «Москва». Надя на одном дыхании прочла книгу и очень много рисовала. Ее поразило вступительное слово Константина Симонова к роману: «Есть в этой книге какая-то безрасчетность, какая-то предсмертная ослепительность большого таланта, где-то в глубине души своей чувствующего краткость оставшегося ему жизненного пути. Это великолепная проза, нагая точность которой вдруг заставляет вспомнить о лермонтовской и пушкинской прозе». Эти слова можно было бы отнести и к творчеству Рушевой в последние месяцы.

         В ноябре 1968 года студент-режиссёр ВГИКа Иосиф Трахтенгерц в качестве курсовой начал снимать о Рушевой киноочерк. Надя с интересом отнеслась к этой работе, ведь следующей осенью она тоже будет во ВГИКе на мультипликационном отделении. Молодые люди рассматривали рисунки и говорили, записывая на магнитофон, обо всём: о школе, оценках, книгах, о планах на будущее… Съёмки отложили до марта…

         А 28 февраля Надя с отцом приехали в Ленинград на съемки фильма «Твоя Пушкиниана», задуманного режиссерами Ленинградской студии документальных фильмов И.П. Калининой и М.С. Литвяковым. Один из трех сюжетов был полностью посвящен творчеству Нади Рушевой. Снимали на Мойке, 12, в Летнем саду, а у Царскосельского Лицея оператору удалось подсмотреть, как Надя в ожидании нового дубля прутиком на снегу с лёгкостью набрасывает профиль поэта…

         Утром 5 марта вернулись в Москву. Вот что пишет об этом дне Николай Константинович в книге «Последний год Надежды»: «Итак, начинаем рабочие дни. Но Надя запротестовала:

—        Папа! Директор Софья Петровна отпустила меня на неделю, а мы управились за 5 дней! Я сегодня побуду дома?

         

После завтрака я собрал новую рабочую папку с черновиками и чертежами. Дочка оторвалась от писем и вышла в коридор:

А ты уже на работу? Дай я почищу сзади на тебе пальто. Мы вышли на лестницу, и пока Надя обмахивала меня щеткой, она как бы подводила итог:

— «Мастера и Маргариту» я завершила. «Войну и мир» — тоже. Биографию Пушкина, пожалуй, тоже… Буду продолжать Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Грина… и, конечно, Шекспира! И еще: принеси мне, пожалуйста, сегодня из библиотеки «Дон- Кихота»: вижу новый цикл!» На этом дневниковые записи Николая Константиновича обрываются, лишь многим позже,в 1973 году, отвечая на многочисленные вопросы поклонников Надиного творчества, читателей «Учительской газеты», родители Нади Рушевой – Наталья Дойдаловна и Николай Константинович написали следующее.

«Нас расспрашивают о подробностях жизни и творчества Надюши, об обстоятельствах ее преждевременной кончины…

На последнее нам невыразимо горестно и трудно отвечать.

         Это случилось дома, внезапно, утром 6-го марта 1969 года. Совершенно здоровая дочка спокойно позавтракала, проверила уложенный накануне портфель и надела школьную форму с фартуком. Ласково простилась с мамой, уходящей на работу пораньше. И, наклонившись к своим школьным сапожкам, вдруг лишилась сознания и упала…

         Папа был в другой комнате. Услышав тяжкие стоны, он бросился к ней на помощь. Расстегнул воротничок и призвал соседей. Одна из женщин оказалась медсестрой, но отец побежал за врачом в поликлинику, с которым быстро вернулся на неотложке. Врач сделал укол и вызвал скорую помощь, которая

 отвезла Надю в 1-ю Градскую больницу. Пять часов врачи пытались спасти Надю, но, так и не приходя в сознание, она скончалась…

         Диагноз: «Кровоизлияние в мозг. Разрыв аневризмы сосуда Велизиева круга». Врачи объяснили, что аневризма – это врожденный дефект в виде коварного, безболезненного мешочка, образующегося в результате истоньшения стенок сосуда головного мозга. Надин случай, сказали врачи, редчайший: дети, имеющие такой «дефект» в мозгу, обречены на гибель в 7-8 лет…»

         Прощание с Надей Рушевой проходило в актовом зале 470-й московской школы (ныне ГБОУ Школа № 1466 им. Н. Рушевой). В 1971 году там был создан музей Нади. Первым экскурсоводом в нем был Николай Константинович Рушев.

 

Музей и сейчас существует, в нем по-прежнему ждут гостей – тех, кто давно любит творчество Рушевой, и тех, кто только открывает его для себя.

Наталия Усенко,

руководитель Школьного мемориального музея Нади Рушевой,

Москва

 

rusheva.com

Девочка улетела и оставила нам загадку. О жизни самой юной художницы Нади Рушевой

Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она — это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг.

Москвичи постарше ещё помнят очереди в Пушкинский музей на выставку графики 17-летней московской школьницы, которую весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» — лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова.

31 января 2017 года ей могло бы исполниться 65 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего 17. В день рождения Нади Рушевой сайт «Избранное» решило восстановить хронику жизни и творчества невероятно талантливой советской девочки.

1. Мама Нади Рушевой была первой тувинской балериной

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе.
Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.

Первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева

Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу. На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.

2. Рисовать Надя начала в пять лет

Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. В последнем телевизионном интервью Надя рассказывает:

«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время — рисовала то, что в данный момент чувствую <…> Потом, когда сама научилась читать, делала уже к «Медному всаднику», «Повестям Белкина», к «Евгению Онегину»…»

Маленькая Надя Рушева с родителями

3. Надя никогда не пользовалась ластиком

Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:

«Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести». На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции — часто всего несколькими линиями.

Наталья Гончарова, жена Пушкина — пожалуй, самый известный рисунок Нади Рушевой

4. Отец решил не отдавать девочку в художественную школу

Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение — не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади — её удивительное воображение, которому научить невозможно.

Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана»

5. Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет

В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки — в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.

В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок — в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.

Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана»

6. «Браво, Надя, браво!», — написал
на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари

В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны — чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка — гений.

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», — писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана»

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же — никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», — восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.

«Аполлон и Дафна», 1969.
Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона, она попросила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево, как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё.

7. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков

Среди работ Нади Рушевой — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади — это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»)

Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков. Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.

Другие известные циклы Нади Рушевой — «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.

Отдыхающая балерина (1967)

8. Рисунки Нади высоко оценила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова

Полузапрещённый в СССР роман «Мастер и Маргарита» Надя прочла на одном дыхании. Книга полностью захватила её. Она отложила все другие проекты и какое-то время буквально жила в созданном Булгаковым мире. Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа, и результатом этих прогулок стал потрясающий цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявилась уже как практически состоявшийся художник.

Невероятно, но эти созданные полвека назад рисунки остаются и по сей день, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова — и самыми удачными, во многом пророческими. Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты, Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной — удивительная прозорливость, качество гения. А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича.

Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади:

«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает… Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет пре

lyarder.livejournal.com

Надя Рушева – биография, фото, личная жизнь, рисунки, смерть

Биография

О Наде Рушевой говорили – гениальная девочка. Ее рисунки как глоток свежего воздуха, настоящие, открытые, проникающие в самую глубь человеческой души.

Детство и юность

Найдан Николаевна Рушева родилась в 1952 году, 31 января. У девочки тувинские корни, отсюда необычное имя. Найдан с тувинского — «вечно живая».

Маленькая Надя Рушева с родителямиМаленькая Надя Рушева с родителями

Семья советского художника Николая Константиновича Рушева проживала в Улан-Баторе (Монголия) с 1950 года. После рождения ребенка перебрались в Москву, где отец устроился работать художником на Центральное телевидение, а мать Наталья Ажикмаа (некогда балерина) посвятила время воспитанию дочери. Биография Нади с самого детства связана с искусством. Первые впечатляющие рисунки появились, когда девочке исполнилось пять лет.

Творчество

В первом классе Надя уже не расставалась с карандашом. После учебы художница посвящала искусству много времени. В семь лет девочка нарисовала иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». В течение вечера появились 36 рисунков, пока отец читал сказку вслух.

Надя Рушева в школеНадя Рушева в школе

Позже, освоив чтение, художница проиллюстрировала «Медного всадника», «Повести Белкина» и «Евгения Онегина». С годами, кроме графитового карандаша, Надя научилась работать пером, фломастером, пастелью. Весной 1964 года журнал «Юность» организовал дебютную выставку для начинающей художницы, затем опубликовал некоторые из работ.

Известно, что по просьбе пушкиниста А. И. Гессена Надя трудилась над иллюстрациями к его книге «Жизнь поэта». К заданию Рушева отнеслась с интересом и ответственностью: читала работы известных литературоведов, заглянула в Мемориальную квартиру поэта. Гусиным пером Надя тщательно выводила картины, однако Гессена ни одна не впечатлила.

Рисунок Нади Рушевой «Автопортрет»Рисунок Нади Рушевой «Автопортрет»

В итоге книгу выпустили без рисунков художницы, а иллюстрации (их около 300) после кончины Рушевой хранятся в музеях.

В 12 лет за спиной у гениальной Нади уже был богатый художественный опыт. Творчество насчитывало более пяти тысяч рисунков разных стилей и отличных друг от друга тем. Выставки не ограничивались региональными масштабами: работы Рушевой побывали в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году журнал «Юность» опубликовал иллюстрации к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».

Рисунок Нади Рушевой «Аполлон и Дафна»Рисунок Нади Рушевой «Аполлон и Дафна»

Известно, что Рушева не рисовала эскизы, а в ее инструментах для творчества никогда не нашлось бы ластика. Картины рождались легко, образы всплывали в голове, и ошибки быть не могло: Надя просто творила. Девочка писала иллюстрации к мифам Древней Греции («Подвиги Геракла»), перенесла на бумагу образы героев «Одиссеи» и «Иллиады».

Одной из любимых работ Нади стал балет «Анна Каренина». Художница изобразила изящных балерин, но увидеть красоту в исполнении балерины Майи Плисецкой на сцене так и не успела.

Рисунок Нади Рушевой «Балет «Анна Каренина»Рисунок Нади Рушевой «Балет «Анна Каренина»

Талант юной художницы – природный дар. Отец принял решение не определять девочку в художественную школу, рисованию Надя нигде не училась. Рушева проиллюстрировала «Войну и мир», «Мастера и Маргариту». Современники видели в ней гениального книжного графика.

В школе Надя играла в команде «КВН», оформляла стенгазету. С родителями часто ходила в театры и музеи.

Рисунок Нади Рушевой «Адам и Ева»Рисунок Нади Рушевой «Адам и Ева»

Планировала рисовать иллюстрации к Лермонтову, Некрасову, Блоку, Есенину, Грину, Шекспиру. Родные вспоминают, что девочка мечтала стать мультипликатором.

Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» с восторгом приняла Елена Сергеевна Булгакова. Вдова писателя рассказывала, что Надя стала первым художником, которому удалось с точностью раскрыть образ Маргариты.

Личная жизнь

Отдельной строкой в жизни Нади Рушевой считаются 30 дней в лагере «Артек» в 1967 году. Пятнадцатилетняя девушка и там успела оставить рисунки, которые сейчас хранятся в музеях. Надя рисовала стенгазеты и не переставала творить для души.

Надя РушеваНадя Рушева

С согласия Натальи Ажикмаа давно обнародована переписка художницы с товарищем из «Артека» Аликом (Олегом Сафаралиевым). Это было общение двух пятнадцатилетних подростков, только вступающих во взрослую жизнь, размышления о будущем, о человечности. Надя изредка рассказывала об успехах в творчестве и школьных буднях. Сейчас у кинорежиссера Сафаралиева хранятся письма и множество иллюстраций к ним.

Смерть

Надя Рушева внезапно для всех скончалась, когда ей исполнилось 17 лет. Незадолго до того, как уйти из жизни, юная художница с отцом по приглашению «Ленфильма» посетила Ленинград. Киностудия снимала ленту «Тебя, как первую любовь» о таланте Рушевой. Съемки остались незавершенными.

Надя РушеваНадя Рушева

6 марта 1969 года Надя собиралась выходить из дома на учебу. Состояние девочки резко ухудшилось, она потеряла сознание. Рядом находился Николай Константинович, который вызвал машину скорой помощи. Рушеву срочно госпитализировали, но спасти не смогли. Причиной смерти стала врожденная аневризма сосуда головного мозга.

О болезни дочери до момента смерти родители не подозревали. Недуг в то время лечению не поддавался. По словам медицинских работников, 17 лет с такой проблемой – большой срок. Надю похоронили на Покровском кладбище. На памятнике изобразили «Кентавренка», нарисованного юной художницей.

«Кентавренок» на могиле Нади Рушевой«Кентавренок» на могиле Нади Рушевой

«Кентавренок» также стал основой для призов фестивалей «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». С 2003 года в Санкт-Петербурге установлен памятник по мотивам рисунка. Он находится перед «Домом Кино».

Школа, в которой училась Надя, стала музеем, посвященным творчеству художницы. В честь Нади Рушевой на Кавказе назвали перевал. В 1973 году драматург Анна Родионова посвятила художнице пьесу «Девочка Надя».

Несмотря на короткую жизнь, Рушева оставила около 12 000 рисунков. Многие работы хранят знакомые и друзья Найдан. Сегодня прикоснуться к творчеству девушки можно в музеях («Льва Толстого» в Москве, «Имени Нади Рушевой» в Кызыле, а также в Петербурге и городе Сарове).

Памятник Наде РушевойПамятник Наде Рушевой

Николай Константинович Рушев до конца жизни собирал память об умершей дочери, занимался организацией выставок, а также написал произведение «Последний год Нади», используя заметки художницы.

Отец Нади умер от рака в 1975 году и похоронен рядом с Надей. Материалы из «Последнего года Нади» с согласия матери впервые опубликовала газета «Центр Азии». Творчество и жизнь загадочной вечно молодой художницы изучают исследователи и почитатели творчества.

24smi.org

10 удивительных фактов о жизни Нади Рушевой: vakin — LiveJournal

Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» — лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова. 31 января 2017 года ей могло бы исполниться 65 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего 17. В день рождения Нади Рушевой было решило восстановить хронику жизни и творчества невероятно талантливой девочки.


Юная художница Надя Рушева

1. Мама Нади Рушевой была первой тувинской балериной

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе. Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью – первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.


Первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева

Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу. На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.

2. Рисовать Надя начала в пять лет

Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. В последнем телевизионном интервью Надя рассказывает:

«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время — рисовала то, что в данный момент чувствую <…> Потом, когда сама научилась читать, делала уже к „Медному всаднику“, „Повестям Белкина“, к „Евгению Онегину“…»


Надя Рушева с родителями

3. Надя никогда не пользовалась ластиком

Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:

«Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции — часто всего несколькими линиями.


Самый известный рисунок Нади Рушевой — Наталья Гончарова, жена Пушкина

4. Отец решил не отдавать девочку в художественную школу

Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение — не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади — её удивительное воображение, которому научить невозможно.


Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана»

5. Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет

В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки — в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.

В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок – в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.


Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана»

6. «Браво, Надя, браво!», — написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари

В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны — чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка — гений.

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», — писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана»

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же — никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», — восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.


«Аполлон и Дафна», 1969.
Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона, она попросила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево, как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё.

7. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков

Среди работ Нади Рушевой — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади — это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков.

Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.


Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»)

Другие известные циклы Нади Рушевой — «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.

vakin.livejournal.com

биография, творчество, причина смерти :: SYL.ru

Эта девочка прожила короткую, но яркую жизнь, и оставила после себя более 12 тысяч работ, выполненных тушью и чернилами. Гениальная юная художница, обладающая уникальным даром, всегда жила жизнью тех, кого рисовала. Никогда не делавшая набросков, она погружалась в свой мир, где чувствовала себя абсолютно свободной. Сейчас об известной в СССР девочке редко говорят, и хочется вспомнить самые любопытные моменты ее жизни и подробно остановиться на вызывающем интерес творчестве.

Биография юного гения

31 января 1952 года в Улан-Баторе на свет появилась девочка с печальными глазами. Ей дали имя Найдан (Надежда), которое переводится как «Бессмертная», и, как оказалось, родители словно предвидели судьбу своей малышки. Ее отец был известным театральным художником, а мать – талантливой балериной. Через полгода семья поменяла место жительства и переехала из столицы Монголии в Москву.

конкурс рисунков нади рушевой

Уже в возрасте четырех лет Надя Рушева проявляла свои недюжинные таланты живописца. Именно отец сыграл огромную роль в ее судьбе. Заметив уникальный дар, он старался сделать все, чтобы дочь развивала его. Профессиональный живописец читал девочке сказки, а она рисовала на бумаге любимых героев и делала это по собственной инициативе, поскольку никто не учил ее этому искусству. После того как она взяла в руки карандаш и бумагу, больше девочка с ними не расставалась. В ее работах – целый мир, созданный перьевой ручкой. «Я их вижу, они проступают на бумаге словно водяные знаки, и все, что мне остается – только их обвести», – так говорила Надя о своих рисунках.

У юной художницы было настоящее чутье: удивительным образом она передавала характер героев, точно изображала костюмы прошлых эпох и никогда не ошибалась, хотя делала это интуитивно. На бумаге сохранились впечатления девочки от услышанных волшебных историй и наблюдений за окружающими.

Более 30 прекрасных рисунков к одной из самых своих любимых сказок сделала юная Надя Рушева. «Маленький принц» Экзюпери очаровал девочку, и она была готова слушать философскую историю снова и снова.

Любимый автор

Однако самым любимым автором маленького гения являлся Пушкин, и когда отец читал ей «Сказку о царе Салтане», девочка тут же принималась рисовать. Она создала множество удивительных работ и никогда не пользовалась ластиком. Казалось, что ее рука обводит невидимые чужому взору линии, уже нанесенные на бумагу. Каждое лаконичное изображение точно раскрывало характер героев, и такие иллюстрации к сказке создавались один раз и навсегда. Юная Надя Рушева никогда ничего не меняла в своих работах. Ее шедевры – это чистая импровизация, вдохновленная реальностью.

Пушкиниана Нади Рушевой

Пушкин стал для юного гения целым миром, именно он разбудил в ней спящий инстинкт творить. Работая над образом поэта, она старалась прочувствовать атмосферу прошлой эпохи. Она ощущала ее, представляла окружающих людей, их обстановку, и все рисунки из этого цикла специально сделаны остро зачиненными гусиными перьями.

пушкиниана нади рушевой

Исследователи, сравнившие рисунки Рушевой и Пушкина, сделали вывод о том, что их манера письма очень похожа. Надя рисует так же непринужденно, изящно, но в ее работах виден индивидуальный стиль. Она остается сама собой и легко импровизирует.

Надя Рушева, биография и творчество которой не перестает волновать самых преданных ее поклонников, стремилась понять внутренний мир великого поэта и постоянно углублялась в тему. Она изображала Пушкина-лицеиста, его товарищей по учебе, поднявших бунт против доносчика Пилецкого, обращала внимание на любовные линии, создавала портреты любимых женщин, рисовала поэта с семьей.

надя рушева биография

Особый интерес представляют работы, повествующие о последних часах жизни Александра Сергеевича, и творчество маленького гения невозможно втиснуть в рамки обычной одаренности. Ее рисунки указывают на особый талант, которым обладала девочка: она явно видела то, что не дано другим, и переносилась в прошлые эпохи, становясь участницей далеких событий. И столь точное изображение XIX века не объяснялось только богатым детским воображением.

Перед тем как приступить к работе, Надя бродила по значимым местам, обращалась к творчеству гения и впитывала атмосферу XIX века. Кстати, множество ее работ находится в Государственном музее А. С. Пушкина, и живые рисунки можно увидеть в открытом доступе.

Серия, посвященная Древней Греции

Надя Рушева, биография которой указывает на то, что она с детства проявляла себя как творческая личность, посвятила целый цикл работ Древней Греции. Она рассказала о подвигах могучего Геракла, проиллюстрировала «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, а историки удивлялись: как же девочка смогла подметить дух тех времен? Она словно переносилась в эллинскую эпоху, смотрела на окружающий мир и возвращалась, чтобы поделиться своими впечатлениями. Черно-белые графические этюды написаны человеком, который являлся современником тех событий.

Даже в самых ранних рисунках видна рука настоящего художника с его безошибочным чувством отбора прекрасного и изящным языком. Надя улавливала самые драматические моменты и изображала их на бумаге.

Роман, оказавший большое влияние на девочку

Еще одна серия удивительных рисунков, сделанных гениальной девочкой, посвящена событиям, происходившим в романе Булгакова. Последовав совету своего отца, школьница прочла на одном дыхании полуопальную книгу и загорелась желанием изобразить на бумаге персонажей сложного произведения. «Подходя к чистому листу, я уже точно знаю, какими будут мои герои», – признавалась Надя Рушева.

надя рушева мастер и маргарита

«Мастер и Маргарита» – это литературный шедевр, который вдохновил ее на творчество, и перед тем как приступить к работе, она прошлась по местам, описанным в романе.

Странные совпадения

Любопытен такой факт: уже после смерти девочки Елена Сергеевна Булгакова, мечтающая о полном издании книги, озаботилась проблемой иллюстраций высокого качества. Она зашла в гости к Рушевым, и отец Нади показал безупречные рисунки дочери. Пожилая дама потеряла дар речи от того, что обнаружила невероятное сходство изображенной Маргариты с собой, хотя художница не была знакома с женой писателя.

художница надя рушева

А на руке Мастера красовался перстень – копия фамильного украшения, которое носил сам Булгаков. Неизвестно, какие силы подтолкнули юного гения нарисовать именно это. Как считают исследователи творчества Рушевой, она была настоящей провидицей, способной заглянуть в прошлое и будущее.

Известность в СССР и за рубежом

Уже в 12 лет состоялась выставка работ юного художника, тонко воспринимающего происходящее. Это был настоящий триумф! О девочке узнал весь Советский Союз.

Ее работы выставлялись за рубежом, и о юной художнице с восторгом писала иностранная пресса. Такие хвалебные отзывы многим не нравились, и некоторые открыто выражали мнение, что талант девочки не так уж и велик, как его преподносят, и нельзя обычную школьницу так сильно превозносить. Однако известность не испортила девочку, ведь она всегда была лишенным зазнайства человеком, везде искавшим скрытый смысл. Дисциплинированная Надя Рушева отличалась сильным характером, доставшимся ей по наследству от матери-балерины, и в то же время была очень мягким человеком, разбиравшимся в оттенках добра и зла.

Многообразие таланта

Исследователи восхищались ее уникальным талантом и отмечали, что подобного примера в истории искусства больше нет. Столь ранние творческие взрывы отмечались у музыкантов, поэтов, но у художников это первый случай, ведь все детство и юношество должно уходить на освоение мастерства. А гениальная девочка творила с малых лет.

Многообразие ее таланта просто поражает! Она интересовалась всем и безошибочно отбирала из безграничного культурного богатства самое важное. Все линии завершены в единственном движении пера. Она работала тушью, которая не терпит исправлений, изредка раскрашивая произведения акварелью. Художница Надя Рушева всегда верно выбирала тот единственный изгиб, плавность, толщину, которые необходимы в конкретном варианте. И такая уверенность руки непостижима. Кажется, что мало нарисовано, но так много сказано, и в каждом рисунке, который может называться картиной, царит особая атмосфера.

Ее дарование невозможно измерить обычными категориями, и столь раннее созревание ума говорит лишь о ее гениальности. Талант Нади безграничен, и автор без страха обращается к самым разным темам и жизненным явлениям. Она глотает книги, и каждая рождает жажду воплотить на бумаге образы, родившиеся в ее воображении. Рушева создала иллюстрации к произведениям Чуковского, Кассиля, Гайдара, Шекспира, Бажова, Родари, Блока, Носова, Верна, Гюго и многих других писателей и поэтов.

Лаконичность, трогающая душу

Удивляет малость средств, при помощи которых достигается прекрасный результат. Например, работа «Непокоренная» вызывает трепет и сострадание. Надя не рисует бараки и проволоку концлагеря «Освенцим», на бумаге изображено лицо – изможденное, настрадавшееся, на котором живут только угольки глаз. Здесь нет деталей, которые бы рассказывали о зверствах фашистов, но в этой работе зритель все понимает и без них. Изумляет, как девочка смогла выразить глубокие образы нашего века и прошлых эпох в столь юном возрасте.

школа имени нади рушевой

Одиночество гения

Самыми дорогими людьми для талантливой девочки были родители. В силу уникального дара она не имела близких подруг, и только с матерью и отцом делилась всем, что ее волнует. Много времени она проводила на различных выставках и в музеях, с большим интересом читала серьезные литературные шедевры. Например, «Войне и миру» Толстого Надя Рушева посвятила более 400 иллюстраций.

Мудрая не по годам школьница с врожденной культурой как-то обмолвилась: «Нельзя жить для себя. Надо гореть. Это очень трудно, но надо». Она тратила душевные богатства, отдавая себя людям без остатка. И это основной признак истинного таланта.

Документальный фильм

Юной художнице посвятили документальный фильм, который называется «Тебя, как первую любовь». В начале 1969 года девушка много времени провела на киностудии «Ленфильм», гуляла по красивейшему городу, знакомилась с его богатой историей и архитектурными памятниками. Она вспоминала, что это было самое прекрасное время в ее жизни.

Навсегда 17-летняя

Накануне трагедии Надя вернулась в Москву. Рано утром шестого марта полная новых идей художница собиралась в школу, но неожиданно потеряла сознание. В семье не было телефона, и отец помчался в больницу. Не приходя в сознание, в возрасте 17 лет девочка умерла, а ее смерть вызвала шок у всех людей, и многие отказывались верить в ее кончину. Надя Рушева, причина смерти которой указана в медицинском заключении, страдала аневризмой сосудов головного мозга, и в то время такая болезнь не поддавалась лечению. Никто не знал, что у девочки есть заболевание, с которым люди живут не более девяти лет, а ей судьба отмерила целых семнадцать.

Память

Она собиралась поступать во ВГИК, чтобы учиться на художника-мультипликатора, однако судьба распорядилась по-своему. Надя, которая обрела бессмертие после жизни, похоронена на Покровском кладбище, а на гранитном памятнике изображен ее рисунок – симпатичный кентавренок.

надя рушева

Имя поставившей в тупик маститых искусствоведов художницы не было забыто. В ее честь назвали новую планету, открытую в 1982 году, в Москве есть школа имени Нади Рушевой № 1466, в которой она училась. В ней находится замечательный музей, где можно увидеть подлинники работ девушки, ее вещи, услышать рассказы о жизни и творчестве волшебницы, создавшей более 12 тысяч произведений.

О талантливой девочке помнят в Тыве, ведь ее мама являлась одной из первых балерин республики, и в 1993 году был открыт музей Нади Рушевой в городе Кызыле. Здесь можно познакомиться с рисунками, переданными родителями девочки, и в очередной раз восхититься ее бессмертным талантом.

Московский конкурс

Сегодня творчество художника, к сожалению, почти забыто. До сих пор нет единого центра, однако московские власти попытались привлечь внимание юных талантов и организовали в 2003 году городской конкурс рисунков Нади Рушевой. За все время проведения в нем приняли участие более 30 тысяч школьников, накоплен богатейший фонд детских работ, представляющих художественную ценность. Конкурс проводится как настоящий праздник искусства, который дает уникальную возможность обмениваться опытом.

Загадка гения

Наш материал хочется закончить словами академика Лихачева, писавшего, что именно такое искусство и требуется народу. Гениальная девочка проникала в область человеческого духа и стремилась показать как можно больше. Никто не знает, откуда у Нади в столь юном возрасте было удивительное знание эпох и людей. И этот вопрос навсегда останется без ответа…

www.syl.ru

Наде́жда (На́дя) Никола́евна Ру́шева (31 января 1952, Улан-Батор, Монголия — 6 марта 1969, Москва) — художник-график.

 

Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать — первая тувинская балеринаНаталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Летом 1952 года семья переехала вМоскву.


Мать, отец и маленькая Надя

 
Надя Рушева на скамейке возле своего дома

Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать.

В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане»Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

Выставки 

В мае 1964 года состоялась первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок вМоскве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко». Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир»Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.

Смерть 

Скончалась 6 марта1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.

Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.

Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.

Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее г. Саров Нижегородской обл. и ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.

В свои ранние годы Надя Рушева больше всего любила сказку «Маленький принц» французского писателя и лётчика Антуана де Сент-Экзюпери. Она нарисовала порядка 30 рисунков к этому произведению. Одним из самых любимых писателей девочки являлся А. С. Пушкин. Однажды, слушая «Сказку о царе Салтане», Надя изобразила на бумаге сразу около сорока рисунков.

Беря в руки карандаш, девочка быстро и точно наносила на бумагу изображение. Создавалось впечатление, что на листе уже присутствуют невидимые линии. Ребёнок их только обводит. При этом юная художница никогда не пользовалась стиральной резинкой. Она создавала очередную иллюстрацию один раз и навсегда. Каждое из этих творений представляло собой уникальное изображение, удивительно точно раскрывающее образ сказочного героя.


А. С. Пушкин с женой

Очень много рисунков Надя Рушева посвятила А. С. Пушкину. Она изображала его самого, жену, детей. Есть рисунки, рассказывающие о последних часах жизни поэта. Все эти иллюстрации удивительно точно характеризуют эпоху первой половины XIX века. Создаётся впечатление, что юная художница была непосредственной участницей тех далёких событий.

Конечно, столь точное изображение давно минувших дней можно отнести на богатое воображение девочки, но только ли в нём дело. Творчество Нади невозможно втиснуть в рамки обычной одарённости. Её рисунки указывают на определённые способности ясновидения, на дар видеть то, что не дано видеть другим.

 
А. С. Пушкин прощается с семьёй перед смертью

 
Мастер знакомится с Маргаритой

Самую большую роль в развитии таланта девочки сыграл её отец. Он первым заметил необычный дар и ненавязчиво следил за тем, чтобы дочь неустанно развивала его. Его забота и внимание имели очень большое значение для Нади. Именно отец дал ей прочитать книгу «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова. Этот роман начал публиковаться в СССР только в 1966 году, хотя закончен был в 1940 году.

Надя прочитала книгу на одном дыхании. После этого отец с дочерью прошли по тем местам в Москве, которые были описаны в романе. Под впечатлением всего этого девушка создала целую серию рисунков, посвящённую «Мастеру и Маргарите».

 


Иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»

Мастер и Маргарита в подвальчике у застройщика

Маргарита утешает Мастера: «Не бойся ничего, я с тобой».

Маргарита преображенная

Над рукописью

Иешуа

Иван Бездомный входит в Массолит

Маргарита над рукописью в подвале у застройщика

Прощайте!

Маргарита и Азазело

Именно герои бессмертного романа стали последними в творческой жизни девушки. Но до фатального конца состоялось ещё 15 выставок Нади Рушевой. Её работы выставляли в Москве, Ленинграде, Чехословакии, Индии, Румынии, Польше, США. О Наде много писали в прессе. Правда, хвалебные отзывы не всем нравились. Находились серьёзные люди, считавшие, что не следует так сильно превозносить совсем молоденькую девушку. Слава портит зрелых людей, а тут почти ребёнок, у которого вся жизнь впереди.Известность Надю не испортила. По своему характеру она была далека от амбиций, самомнения, зазнайства. Её волновали совсем другие вещи, недоступные для понимания большинству людей. На мир девушка смотрела не так как окружающие. Во всём она искала внутренний, скрытый от людских глаз смысл, а затем старалась выразить его в своих рисунках.

 

Полёт в бесконечность


Ещё одна иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»

 
Балет «Анна Каренина»

Девушка также создала рисунки, посвящённые балету «Анна Каренина». Это произведение великого русского писателя произвело на Надю очень сильное впечатление. Всего же насчитывается более 10 тысяч рисунков, охватывающих не менее 50 произведений различных классиков.

В конце февраля 1969 года девушка уехала с отцом в Ленинград. В городе на Неве киностудия «Ленфильм» начала снимать фильм, посвящённый юной художнице. Назывался он «Тебя, как первую любовь…». Это были одни из самых прекрасных дней в жизни девушки. Она много гуляла по одному из красивейших городов мира, знакомилась с его историей, памятниками архитектуры, музеями.

В начале марта Надя Рушева вернулась в Москву. Ранним утром 6 марта 1969 года девушка собиралась в школу. Она надевала обувь, когда вдруг упала на пол. К дочери тут же кинулся отец, но та была без сознания. Николай Константинович обежал соседей, но ни у кого из них телефона не было. Тогда мужчина побежал в ближайшую больницу.

«Скорая помощь» приехала быстро и забрала девушку, так и не пришедшую в сознание. Уже на операционном столе выяснилось, что Надя страдала от рождения аневризмой сосуда головного мозга. В 60-е годы XX века это заболевание не поддавалось лечению. Через несколько часов талантливая художница умерла. Её смерть вызвала у людей шок. Многие отказывались в это верить: казалось просто невероятным уйти из жизни в 17 лет на пике славы и творческого подъёма.

рисунок Нади Рушевой «Кентавренок»

 
Могилы Нади Рушевой и её отца

Похоронили Надю на Покровском кладбище. На памятнике изобразили «Кентаврёнка». Именем девушки назвали школу № 470, в которой училась юная художница. В честь Нади Рушевой названа малая планета, открытая астроном Л. Г. Карачкиной в 1982 году.

В 1972 году состоялась премьера балета «Анна Каренина». Главную героиню танцевала Майя Плисецкая. Костюмы создавал Пьер Карден. Балет имел огромный успех. Поразительным же было то, что Надя нарисовала исполнителей балета в тех же самых платьях, которые через несколько лет после этого создал маститый французский модельер, испытывающий определённые чувства к Майе Плисецкой.

Сатиресса поит кентавра. 1966

Лермонтов. «Герой нашего времени» Бела

Вальс кентавриц. 1967

Бег кентавриц. 1965

Пегас

Двое

Смятение

Индийский танец

Танец Шехерезады. 1968

Офелия в беспамятстве

Смерть Офелии

Леди Гамильтон

Шекпир
«Сон в летнюю ночь»

Гамлет

Яго

Из серии рисунков к сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Античность

Женщины Эллады

Геракл и Деянира

Дочь Лаконии

Аполлон и Дафна. 1969

Цикл рисунков к роману Л. Толстого «Война и мир»

Наташа

Пьер Безухов

Наташа и Пьер

Наполеон

Князь Андрей

Рисунки из разных серий

Освенцим

Непокорённая

Мольба Фриды

Черномор уносит Людмилу

Олененок. Линогравюра

Автопортреты

Автопортрет в пятнадцатилетнем возрасте в Манеже

Автопортрет (рисующей на полу)

 

art.mirtesen.ru

Школьный мемориальный музей Нади Рушевой «Надежда есть…»

Подробности
Категория: Новости
Просмотров: 468

Дорогие друзья!

Начинается регистрация на ежегодный конкурс рисунков «Надежда есть!»

Положение о XIII открытом межшкольном конкурсе детских рисунков «Надежда есть»

(тема «Этот удивительный миф…»)

Подробнее…

Подробности
Категория: Новости
Просмотров: 104

Друзья! В среду 20 ноября в 19:00 ждём вас в Школьном мемориальном музее Нади Рушевой — в День рождения Натальи Дойдаловны Ажикмаа будем вспоминать о замечательном Человеке, заботливой матери и жене, талантливой балерине. Колорит Родины Натальи Дойдаловны можно будет почувствовать, услышав уникальное горловое пение!
Не пропустите!

Подробности
Категория: Новости
Просмотров: 245

Дорогие друзья! В субботу 19 октября в прекрасной усадьбе Ивановское в Подольске мы открываем уникальную выставку. Впервые в одном выставочном пространстве будут объединены работы отца и дочери Рушевых.
Вас ждёт встреча с легендарными рисунками Нади и удивительно светлыми, добрыми картинами Николая Константиновича. Вы сможете погрузиться в атмосферу 40- 60 годов ушедшего столетия, услышать прекрасную музыку, которую так любили в семье Рушевых, и, конечно, побродить по великолепному осеннему парку усадьбы времён Пушкина!

Ждём вас 19 октября в 15:30 по адресу: г. Подольск, ул. Парковая, д. 1!

Подробности
Категория: Новости
Просмотров: 823

Друзья! Дружественный Центр Рерихов приглашает на очень интересный конкурс рисунков! 

III Международный конкурс «Мы – Дети Космоса»!

Уважаемые друзья! Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих и Международный Центр Рерихов объявляют о приеме работ на III-й Международный конкурс детского рисунка «Мы – дети Космоса» на тему «Красота – основа Космоса».

Конкурс проводится при поддержке Российской академии художеств, Международной Ассоциации Фондов Мира и Международного Союза педагогов-художников.

Подробнее…

Подробности
Категория: Новости
Просмотров: 1380

Однажды услышав песни Павла Федосова, будешь искать встреч с его творчеством снова и снова. Мы приглашаем вас на концерт «Почти 40» 22 марта в 19:00 в Школьный мемориальный музей Нади Рушевой. В концерте примут участие Илья Медников, Анна Вознесенская, Евгений Саратов, Ксения Федосова.

Подробности
Категория: Новости
Просмотров: 999

6 марта 2019 года – печальная дата… 50 лет как нет в живых легендарной девочки-художницы Нади Рушевой. «Лучшая девочка Земли», «Моцарт рисунка», «Девочка-легенда» называли её ещё при жизни в далёкие 60-е годы 20 века, на выставки её рисунков выстраивались многочасовые очереди. А она была просто ребёнком – с горестями и радостями, мечтами и надеждами.

Подробнее…

rusheva.com

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *