Как снимали гостья из будущего – Как снимали фильм «Гостья из будущего».

Как снимали «Гостью из будущего»: dubikvit — LiveJournal

000.jpg

В 2018 году исполнилось 33 года, как на телевизионные экраны вышла многосерийная картина «Гостья из будущего», снятая режиссером Павлом Арсеновым по мотивам произведений писателя-фантаста Кира Булычева «Сто лет тому вперед».


Премьера состоялась 25 марта 1985 года в 16.05 по московскому времени.
Режиссёр Павел Арсенов всегда снимал серьёзные, взрослые фильмы, и никто не ожидал, что он вдруг займётся фантастической «стрелялкой» для детворы. Но однажды в поезде Павел Оганезович разговорился с режиссёром Ричардом Викторовым, который снял «Москву — Кассиопею» и «Через тернии к звёздам». Викторов предложил коллеге попробовать себя в новом жанре. Арсенов был знаком с Киром Булычёвым, написавшим книгу «Сто лет тому вперёд» о приключениях Алисы, и загорелся идеей. Так началась большая история «Гостьи из будущего».

001.jpg

На роль Алисы пробовали множество красивых пионерок, а Наташу Гусеву, как водится, заметили случайно.

фотопробы на роль Алисы Селезнёвой
фотопробы на роль Алисы Селезнёвой

Она пришла в студию с подругой, чтобы посмотреть на любимого писателя-фантаста, но когда режиссёр заметил девочку, сразу решил: «Это Алиса!»

003 Наталья Гусева Пробы на роли Алисы Селезнёвой  в фильме П.Арсенова Гостья из будущего.jpg
Наталья Гусева Пробы на роли Алисы Селезнёвой в фильме П. Арсенова «Гостья из будущего»

Хотя Алиса в книгах Булычёва была бойкой и яркой, а Наташа наоборот — зажатой и стеснительной (даже во время съёмок ребята часто «затирали» её в толпе, Арсенову приходилось напоминать, кто тут главная героиня). Но неземной взгляд Наташи и её загадочная улыбка выглядели приветом из иных миров. Когда Наташу Гусеву первый раз представляли Павлу Арсенову, на вопрос «Какой твой год рождения?» девочка так переволновалась, что по ошибке сказала «1872-й». Арсенов засмеялся и сказал: «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого»

Остальных актёров выбрали среди школьников.

004.jpg

У некоторых из них уже был актёрский опыт — например, Алёша Фомкин, сыгравший путешествующего во времени Колю Герасимова, снимался в «Ералаше»

Фильм снимался трудно, в его успех почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Денег на «создание» Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И все-таки фильм удался благодаря игре актеров, доброму и остроумному сценарию Кира Булычева, обаянию исполнителей главных ролей Наташи Гусевой и Леши Фомкина, и, конечно же, благодаря энтузиазму Павла Арсенова.

005 Уйди из кадра! Не наступай на миелофон!

Книга «Сто лет тому вперед» была написана Киром Булычевым еще в 1977 году. Режиссер Павел Арсенов в 1983 году начал съемки фильма по этой книге, которые закончились в 1984 году, и действие было решено перенести в это время. Кстати, за те два года, что снималась «Гостья из будущего», дети-актеры немного подросли, и это можно увидеть в картине.

005 Уйди из кадра! Не наступай на миелофон!

Съемки фильма начались с эпизода побега Юли и Алисы из больницы. Когда будете в следующий раз пересматривать фильм, присмотритесь — и вы увидите, что пижама Алисы ей явно велика. Хотя во время сцены в палате была впору — потому что этот эпизод снимался уже через год.

005 Уйди из кадра! Не наступай на миелофон!

«Прекрасное далеко» встречало зрителей и Колю Герасимова стерильной чистотой Института времени. Внутреннюю часть здания снимали в павильоне на киностудии им. М. Горького. Комнату с машиной времени оклеили белыми обоями и освещали как можно ярче. Имитирующая бесконечные коридоры института декорация на самом деле была относительно небольшая, а эффект запутанности создавался только благодаря игре актеров и особой съемке с разных ракурсов

005 Уйди из кадра! Не наступай на миелофон!

Для освещения коридоров «будущего» обошлись стандартными в то время лампочками накаливания. Их вставляли в специальные короба из матового стекла, и вуаля — получалось весьма футуристичное по тем временам освещение.

005 Уйди из кадра! Не наступай на миелофон!

Утопающий в зелени вход в Институт времени снимали в Ботаническом саду Москвы. А вот само здание учреждения — не более чем макет высотой около 50 см. Его подвешивали на тросах и перспективно совмещали с поляной, на которой якобы стоял институт.

005 Уйди из кадра! Не наступай на миелофон!

По словам художника-постановщика фильма Ольги Кравчени, то, что сегодня с легкостью делается на компьютере, тогда приходилось долго и кропотливо создавать вручную. Взять тот же космопорт. Для общих планов кинематографисты нарисовали его верхнюю часть, которую затем на пленке необходимо было совместить с нижней частью декорации. «Кино снимали на пленке, на которой надо было работать с „масками“, то есть снимали одну часть изображения, а потом «впечатывали» другую. Нужно было также совместить свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна. Работа многих профессий, включая художника-постановщика, комбинаторов, художника по костюмам, гримера соединялась в одно единое целое под руководством главного оператора картины», —

вспоминает Ольга Кравченя

dubikvit.livejournal.com

Несостоявшийся социализм 2084 года. Как снимали «Гостью из будущего» | Кино | Культура

Москвовед Т­атьяна Воронцова провела нас по столичным местам охоты за фантастическим устройством для чтения мыслей — миелофоном. 

«Алиса, миелофон!»

— Весной 1985 года, после выхода на экраны картины «Гостья из будущего», тысячи московских подростков бросились искать сарай с машиной времени. Это здание стояло в окрестностях Самотёчной улицы во 2-м Волконском пер., 8а

(1). Дом снесли вскоре после съёмок, сегодня на его месте — административно-­деловой центр ЦАО рядом с недавно по­строенной станцией метро «­Достоевская».

В фильме ученик 6-го «В» Коля Герасимов (Алёша Фомкин) на машине времени абсолютно случайно попадает в Московский институт времени 2084 года, где знакомится с биороботом Вертером (Евгений Герасимов). Съёмки идут в окрестностях Главного ботанического сада РАН им. Цицина — крупнейшего б­отанического сада Европы (Ботаническая ул., д. 4) (2). Стеклянные киношные конструкции с огромными антеннами на крышах стоят как раз у его главного входа — что можно опознать по буйной растительности.

Коля Герасимов. Этот же сад мы видим и во второй серии в зоопарке будущего ­КосмоЗоо — здесь Алиса Селезнёва (Наталья Гусева) пробует прочесть мысли крокодила, а по дорожкам с говорящим козлом прохаживается сотрудник Электрон Иванович (Игорь Ясулович). Эти сцены, как и похищение миелофона, снимали в Ботаническом саду. В фильме есть момент: Коля, взяв в руки миелофон, убегает от космических пиратов Весельчака У (­Вячеслав Невинный) и Крыса (Михаил Кононов). В кадр несколько раз попадают информационные таблички, рассказывающие о деревьях в Главном ботаническом саду: секвойя такая-то, ель такая-то…  Алиса Селезнёва и Электрон Иванович
Алиса Селезнёва и Электрон Иванович. Кадр из фильма

Коля отправляется на космо­дром — там будет встреча Первой звёздной экспедиции. Сцены сняты у метро «ВДНХ» (3). В кадре появляются памятник покорителям космоса и Аллея Космонавтов, близ которой стоит декорация красного «мгновенного автобуса», работающего как телепорт: через его двери можно попасть в любую точку Москвы. 

Декорация красного «мгновенного автобуса», работающего как телепорт: через его двери можно попасть в любую точку Москвы. Декорация красного «мгновенного автобуса», работающего как телепорт: через его двери можно попасть в любую точку Москвы.  Кадр из фильма

В 2084 году люди перемещаются по столице на флипах — кругленьких летательных аппаратах. Кнопки — пункты назначения, куда можно добраться по воздуху, таковы: «Зарядье», «Царицыно», «Бирюлёво», «Химки», «Луна-парк» и «КосмоЗоо». 

Любопытно, что в 2084 году, по версии киношников, гостиница «Россия» оставалась на своём месте. В реальности же её снесли в 2006 году. Любопытно, что в 2084 году, по версии киношников, гостиница «Россия» оставалась на своём месте. В реальности же её снесли в 2006 году.  Кадр из фильма

Коля пролетает над Моск­вой будущего, и мы видим район Останкино — большой корпус гостиницы «Космос» из стекла и камня. Потом герой летит к Большому театру.

Алиса Селезнёва. Далее появляются прекрасные панорамы Зарядья, Кремля. Любопытно, что в 2084 году, по версии киношников, гостиница «Россия» оставалась на своём месте. В реальности же её снесли в 2006 году. Над Кремлём алеет красный флаг, исчезнувший оттуда в 1991 году. Останавливается Коля в Космопорте — в роли объекта, где приземляются космические корабли, выступал достаточно узнаваемый по своей архитектуре вестибюль метро «Ботанический сад»
(4)
. Художники-монтажёры пририсовали к нему два купола. Съёмка идёт издалека, поэтому не видны ни буква «М» (метро), ни скамеечки, стоящие вокруг.  В роли объекта, где приземляются космические корабли, выступал достаточно узнаваемый по своей архитектуре вестибюль метро «Ботанический сад». Художники-монтажёры пририсовали к нему два купола. В роли объекта, где приземляются космические корабли, выступал достаточно узнаваемый по своей архитектуре вестибюль метро «Ботанический сад». Художники-монтажёры пририсовали к нему два купола.  Кадр из фильма

Старый Арбат — проезжий 

После того как действие картины перемещается обратно в апрель 1984 года, нам достаточно подробно показывают объекты вблизи «Кропоткин­ской» (5). Видны площадь перед метро и памятник Энгельсу. Коля забегает в магазин «Молоко» на Осто­женке, сейчас там тоже продуктовый магазин. 

В роли объекта, где приземляются космические корабли, выступал достаточно узнаваемый по своей архитектуре вестибюль метро «Ботанический сад». Художники-монтажёры пририсовали к нему два купола. Коля забегает в магазин «Молоко» на Осто­женке, сейчас там тоже продуктовый магазин. Кадр из фильма

Когда девочка из будущего Алиса Селезнёва попадает в Моск­ву 1980-х, в кадре появляются Пречистенка, красивая усадьба Хрущёвых-Селезнёвых, в которой разместился Государ­ственный музей А. С. Пушкина (ул. Пречистенка, д. 12/2) (6). Неподалёку от этого особняка Алиса попадает под троллейбус и в результате ДТП оказывается в больнице.  

Пречистенка. Пречистенка. Кадр из фильма

Когда однокласс­ник Коли Фима Королёв (Илья Наумов) встретил сбежавших из больницы Алису Селезнёву и Юлю Грибкову (Марианна Ионесян), он срочно звонит другу Герасимову из таксофона на перекрёстке Старого Арбата и Серебряного переулка (7). Телефоны-автоматы, по которым звонили, бросая монеты-двушки, стояли тогда на каждом углу Москвы — это яркая примета того времени. В кадре видим магазин «Продукты» на Арбате, там сейчас кафе. В фильме Арбат — улица, по которой едут машины и есть пешеходные переходы. А сегодня уже трудно себе представить, что по Старому Арбату ходили троллейбусы. Если копнуть ещё глубже, то в 1920-1930-е годы там в обе стороны ездили трамваи. Практически сразу после съёмок «Гостьи из будущего» начнётся реконструкция, превратившая в 1987 году Старый Арбат в пешеходный. 

Телефоны-автоматы, по которым звонили, бросая монеты-двушки, стояли тогда на каждом углу Москвы — это яркая примета того времени. Телефоны-автоматы, по которым звонили, бросая монеты-двушки, стояли тогда на каждом углу Москвы — это яркая примета того времени.  Кадр из фильма

Убегая по городу от космических пиратов, девочки по воле к­иношников совершают невероятно протяжённые забеги — по 3-5 км, если судить по точкам Москвы. Нам показывают проспект Калинина (ныне Новый Арбат) (8). В кадре на этой магистрали много зелени, виднеются магазин «Моск­вичка», кафе «Валдай». 

Телефоны-автоматы, по которым звонили, бросая монеты-двушки, стояли тогда на каждом углу Москвы — это яркая примета того времени. Телефоны-автоматы, по которым звонили, бросая монеты-двушки, стояли тогда на каждом углу Москвы — это яркая примета того времени.

Когда «Гостья из будущего» Алиса Селезнёва (Наталья Гусева) убегает по Москве от космических пиратов Весельчака У (Вячеслав Невинный) и Крыса (Михаил Кононов), в кадре во всей красе предстаёт проспект Калинина (ныне Новый Арбат) с магазинами и кафе.

Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Когда пираты Весельчак У и Крыс разговаривают с однокласс­ницей Коли отличницей М­илой Руткевич (Екатерина Авербах), действие происходит на Гоголевском бульваре (10). Они находятся на пешеходной зоне бульвара.

Действие происходит на Гоголевском бульваре Действие происходит на Гоголевском бульваре.  Кадр из фильма

А на углу Сивцева Вражка мы видим интересное здание — двухэтажный кубик из стекла и металла. Таких «кубиков» в Москве было много, в них располагались предприятия службы быта. В фильме же снята одна из самых знаменитых близ Арбата парикмахерских. Сегодня там здание Сбербанка. Многие д­умают, это особнячок XIX века. На самом деле он построен в 2000-е. 

Школа, где учатся герои — дети из 6-го «В», до сих пор существует во Вспольном пер., д. 6 (11). В то время это была английская спецшкола № 20.

Школа, где учатся герои — дети из 6-го «В», до сих пор существует во Вспольном пер., д. 6. Школа, где учатся герои — дети из 6-го «В», до сих пор существует во Вспольном пер., д. 6.  Кадр из фильма

Фильм «Гостья из будущего» настолько полюбился зрителям, что на Речном вокзале несколько лет назад установили памятник героям картины, а в парке Дружбы у станции метро «Речной вокзал» даже есть аллея Алисы Селёзневой. 

Смотрите также:

aif.ru

Как снимали «Гостью из будущего»: dubikvit — LiveJournal

0000

Фильм «Гостья из будущего», снятый по книге Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд», имеет огромное количество поклонников (к котором отношусь и я). И пусть некоторые говорят, что в нём «убогие спецэффекты», что «фильм затянут». Вся прелесть этого фильма в другом. Есть в нём какая-то магия, тепло, вложенное авторами — Булычевым и Арсеновым. Есть что-то, что притягивает пересматривать его снова и снова, что находит отклик в душах и уже у современных детей. Говорю это смело, потому что мои дочки все в восторге от этого фильма. (На фото оператор Сергей Ткаченко и Наташа Гусева на съёмках «Гостьи из будущего»)


Подробный рассказ о том как снимали этот замечательный фильм для детей я делал накануне его 30-летия — Как снимали «Гостью из будущего». Правда день был очень неудачным для этого поста — в тот день (а точнее ночь) произошло покушение на известного политика и мой рассказ очень быстро затерялся среди репортажей с Большого Москворецкого моста. Ну что было — то было. Своих читателей он всё равно нашёл.

Сегодня же я предлагаю посмотреть как создавался этот фильм в рубрике «В кадре и за кадром». Точнее не весь фильм — фотографий очень много. Только та его часть, которую можно назвать как «Коля в будущем»

Приятного просмотра!

В кадре

0011

За кадром

0012

В кадре

0021

За кадром

0022

В кадре

0031

За кадром

0032

В кадре

0041

За кадром

0042

В кадре

0051

За кадром

0052

В кадре

0061

За кадром

0062

В кадре

0071

За кадром

0072

В кадре

0081

За кадром

0082

В кадре

0091

За кадром

0092

В кадре

0131

За кадром

0132

В кадре

0111

За кадром

0112

В кадре

0121

За кадром

0122

В кадре

0101

За кадром

0102

[Источники…]Источники

Использованы кадры из фильма Павла Арсенова «Гостья из будущего» и фотографии со съёмок фильма с сайтов www.mielofon.ru и www.romantiki.ru



Смотрите также:

dubikvit.livejournal.com

Как снимали фильм «Гостья из будущего»

Почти все дети страны Советов каждое лето ждали возвращения на экраны футуристического доброго волшебства под названием «Гостья из будущего».

Наверное, у каждого поколения должны быть свои кумиры и островки памяти, к которым приятно возвращаться спустя десятилетия. Для кого-то такими островками станут «Гарри Поттер» или песни группы «Руки вверх», а тогда, 20—30 лет назад, все мальчишки и девчонки переболели «алисоманией». В этом году у фильма «Гостья из будущего» — легендарный телесериал вышел на экраны ровно 30 лет тому назад. С какими трудностями пришлось столкнуться съемочной группе и к каким ухищрениям они прибегали, чтобы снять самые эффектные сцены, мы расскажем в этом репортаже.

Для многих кульминацией летних каникул были те самые пять счастливых дней, когда на одном из двух-трех доступных каналов маленькая девочка Алиса смотрела огромными глазами по ту сторону телеэкрана, обещая «прекрасное далеко». И ведь мало кто сомневался, что пусть еще не скоро, но когда-нибудь, в новом веке, мы сами увидим Институт времени, Космозоо, человекоподобных роботов, автоматы с бесплатной выдачей разных вкусностей и, конечно же, сможем полетать на флипах или махнуть отдыхать на Луну. Конечно, будущее, в котором мы живем не менее футуристично с ее гаджетами, соцсетями и многими вещами, которые не показаны в фильме, но мы отвлеклись, вернемся к рассказу о создании фильма.

Премьера состоялась 25 марта 1985 года в 16.05 по московскому времени.

Режиссёр Павел Арсенов всегда снимал серьёзные, взрослые фильмы, и никто не ожидал, что он вдруг займётся фантастической «стрелялкой» для детворы. Но однажды в поезде Павел Оганезович разговорился с режиссёром Ричардом Викторовым, который снял «Москву — Кассиопею» и «Через тернии к звёздам». Викторов предложил коллеге попробовать себя в новом жанре. Арсенов был знаком с Киром Булычёвым, написавшим книгу «Сто лет тому вперёд» о приключениях Алисы, и загорелся идеей. Так началась большая история «Гостьи из будущего».

На роль Алисы пробовали множество красивых пионерок, а Наташу Гусеву, как водится, заметили случайно. Она пришла в студию с подругой, чтобы посмотреть на любимого писателя-фантаста, но когда режиссёр заметил девочку, сразу решил: «Это Алиса!»


Хотя Алиса в книгах Булычёва была бойкой и яркой, а Наташа наоборот — зажатой и стеснительной (даже во время съёмок ребята часто «затирали» её в толпе, Арсенову приходилось напоминать, кто тут главная героиня). Но неземной взгляд Наташи и её загадочная улыбка выглядели приветом из иных миров. Когда Наташу Гусеву первый раз представляли Павлу Арсенову, на вопрос «Какой твой год рождения?» девочка так переволновалась, что по ошибке сказала «1872-й». Арсенов засмеялся и сказал: «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого»
Остальных актёров выбрали среди школьников.


У некоторых из них уже был актёрский опыт — например, Алёша Фомкин, сыгравший путешествующего во времени Колю Герасимова, снимался в «Ералаше»
Фильм снимался трудно, в его успех почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Денег на «создание» Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И все-таки фильм удался благодаря игре актеров, доброму и остроумному сценарию Кира Булычева, обаянию исполнителей главных ролей Наташи Гусевой и Леши Фомкина, и, конечно же, благодаря энтузиазму Павла Арсенова.


Книга «Сто лет тому вперед» была написана Киром Булычевым еще в 1977 году. Режиссер Павел Арсенов в 1983 году начал съемки фильма по этой книге, которые закончились в 1984 году, и действие было решено перенести в это время. Кстати, за те два года, что снималась «Гостья из будущего», дети-актеры немного подросли, и это можно увидеть в картине. Съемки фильма начались с эпизода побега Юли и Алисы из больницы. Когда будете в следующий раз пересматривать фильм, присмотритесь — и вы увидите, что пижама Алисы ей явно велика. Хотя во время сцены в палате была впору — потому что этот эпизод снимался уже через год.


«Прекрасное далеко» встречало зрителей и Колю Герасимова стерильной чистотой Института времени. Внутреннюю часть здания снимали в павильоне на киностудии им. М. Горького. Комнату с машиной времени оклеили белыми обоями и освещали как можно ярче. Имитирующая бесконечные коридоры института декорация на самом деле была относительно небольшая, а эффект запутанности создавался только благодаря игре актеров и особой съемке с разных ракурсов.


Для освещения коридоров «будущего» обошлись стандартными в то время лампочками накаливания. Их вставляли в специальные короба из матового стекла, и вуаля — получалось весьма футуристичное по тем временам освещение.


Утопающий в зелени вход в Институт времени снимали в Ботаническом саду Москвы. А вот само здание учреждения — не более чем макет высотой около 50 см. Его подвешивали на тросах и перспективно совмещали с поляной, на которой якобы стоял институт.


По словам художника-постановщика фильма Ольги Кравчени, то, что сегодня с легкостью делается на компьютере, тогда приходилось долго и кропотливо создавать вручную. Взять тот

aloban75.livejournal.com

Статья «АиФ» нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой о съемках фильма «Гостья из будущего»

1. «Аргументы и Факты»

Несостоявшийся социализм 2084 года. Как снимали «Гостью из будущего»

13 апреля 1984 года ученик московской школы № 20 на машине времени попадает в 2084 год. Так начинается любимый миллионами советских подростков сериал «Гостья из будущего» по повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед».

2. Над Кремлем алеет красный флаг, исчезнувший оттуда в 1991 году

Москвовед Татьяна Воронцова провела нас по столичным местам охоты за фантастическим устройством для чтения мыслей – миелофоном.

Весной 1985 года, после выхода на экраны картины «Гостья из будущего», тысячи московских подростков бросились искать сарай с машиной времени. Это здание стояло в окрестностях Самотечной улицы во 2-м Волконском переулке, 8а. Дом снесли вскоре после съемок. Сегодня на его месте – административно-деловой центр ЦАО рядом с недавно построенной станцией метро «Достоевская».

В фильме ученик 6 «В» Коля Герасимов (Алеша Фомкин) на машине времени абсолютно случайно попадает в Московский институт времени 2084 года, где знакомится с биороботом Вертером (Евгений Герасимов). Съемки идут в окрестностях Главного ботанического сада РАН имени Цицина – крупнейшего ботанического сада Европы (Ботаническая ул., 4). Стеклянные киношные конструкции с огромными антеннами на крышах стоят как раз у его главного входа – что можно опознать по буйной растительности.

Этот же сад мы видим и во второй серии в зоопарке будущего КосмоЗоо – здесь Алиса Селезнева (Наталья Гусева) пробует прочесть мысли крокодила, а по дорожкам с говорящим козлом прохаживается сотрудник Электрон Иванович (Игорь Ясулович). Эти сцены, как и похищение миелофона, снимали в Ботаническом саду. В фильме есть момент: Коля, взяв в руки миелофон, убегает от космических пиратов Весельчака У (Вячеслав Невинный) и Крыса (Михаил Кононов). В кадр несколько раз попадают информационные таблички, рассказывающие о деревьях в Главном ботаническом саду: секвойя такая-то, ель такая-то….

3. Алиса Селезнева и Электрон Иванович

Коля отправляется на космодром – там будет встреча Первой звездной экспедиции. Сцены сняты у метро «ВДНХ». В кадре появляются памятник покорителям космоса и Аллея Космонавтов, близ которой стоит декорация красного «мгновенного автобуса», работающего как телепорт: через его двери можно попасть в любую точку Москвы.

4. Декорация красного «мгновенного автобуса», работающего как телепорт - через его двери можно попасть в любую точку Москвы

В 2084 году люди перемещаются по столице на флипах – кругленьких летательных аппаратах. Кнопки – пункты назначения, куда можно добраться по воздуху, таковы: «Зарядье», «Царицыно», «Бирюлево», «Химки», «Луна-парк» и «КосмоЗоо».

5. Любопытно, что в 2084 году, по версии киношников, гостиница «Россия» оставалась на своем месте. В реальности же ее снесли в 2006 году

Коля пролетает над Москвой будущего, и мы видим район Останкино – большой корпус гостиницы «Космос» из стекла и камня. Потом герой летит к Большому театру.

Далее появляются прекрасные панорамы Зарядья, Кремля. Любопытно, что в 2084 году, по версии киношников, гостиница «Россия» оставалась на своем месте. В реальности же ее снесли в 2006 году. Над Кремлем алеет красный флаг, исчезнувший оттуда в 1991 году. Останавливается Коля в Космопорте – в роли объекта, где приземляются космические корабли, выступал достаточно узнаваемый по своей архитектуре вестибюль метро «Ботанический сад». Художники-монтажеры пририсовали к нему два купола. Съемка идет издалека, поэтому не видны ни буква «М» (метро), ни скамеечки, стоящие вокруг.

6. В роли объекта, где приземляются космические корабли, выступал достаточно узнаваемый по своей архитектуре вестибюль метро «Ботанический сад»

После того как действие картины перемещается обратно в апрель 1984 года, нам достаточно подробно показывают объекты вблизи «Кропоткинской». Видны площадь перед метро и памятник Энгельсу. Коля забегает в магазин «Молоко» на Остоженке, сейчас там тоже продуктовый магазин.

7. Коля забегает в магазин «Молоко» на Остоженке, сейчас там тоже продуктовый магазин

Когда девочка из будущего Алиса Селезнева попадает в Москву 1980-х годов, в кадре появляются Пречистенка, красивая усадьба Хрущевых-Селезнёвых, в которой разместился Государственный музей А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2). Неподалеку от этого особняка Алиса попадает под троллейбус и в результате ДТП оказывается в больнице.

8. Пречистенка

Когда одноклассник Коли Фима Королев (Илья Наумов) встретил сбежавших из больницы Алису Селезневу и Юлю Грибкову (Марианна Ионесян), он срочно звонит другу Герасимову из таксофона на перекрестке Арбата и Серебряного переулка. Телефоны-автоматы, по которым звонили, бросая монеты-двушки, стояли тогда на каждом углу Москвы – это яркая примета того времени. В кадре видим магазин «Продукты» на Арбате, там сейчас кафе. В фильме Арбат – улица, по которой едут машины и есть пешеходные переходы. А сегодня уже трудно себе представить, что по Старому Арбату ходили троллейбусы. Если копнуть еще глубже, то в 1920-1930-е годы там в обе стороны ездили трамваи. Практически сразу после съемок «Гостьи из будущего» начнется реконструкция, превратившая в 1987 году Арбат в пешеходный.

9. Телефоны-автоматы, по которым звонили, бросая монеты-двушки, стояли тогда на каждом углу Москвы — это яркая примета того времени

Убегая по городу от космических пиратов, девочки по воле киношников совершают невероятно протяженные забеги – по 3-5 км, если судить по точкам Москвы. Нам показывают проспект Калинина (ныне Новый Арбат). В кадре на этой магистрали много зелени, виднеются магазин «Москвичка», кафе «Валдай».

10. Когда Алиса убегает от космических пиратов, в кадре во всей красе предстает проспект Калинина с магазинами и кафе

Когда пираты Весельчак У и Крыс разговаривают с одноклассницей Коли отличницей Милой Руткевич (Екатерина Авербах), действие происходит на Гоголевском бульваре. Они находятся на пешеходной зоне бульвара.

11. Действие происходит на Гоголевском бульваре

А на углу Сивцева Вражка мы видим интересное здание – двухэтажный кубик из стекла и металла. Таких «кубиков» в Москве было много, в них располагались предприятия службы быта. В фильме же снята одна из самых знаменитых близ Арбата парикмахерских. Сегодня там здание Сбербанка. Многие думают, это особнячок XIX века. На самом деле он построен в 2000-е годы. Школа, где учатся герои – дети из 6-го «В», до сих пор существует в Вспольном переулке, 6. В то время это была английская спецшкола № 20.

12. Школа, где учатся герои до сих пор существует в Вспольном переулке

Фильм «Гостья из будущего» настолько полюбился зрителям, что на Речном вокзале несколько лет назад установили памятник героям картины, а в парке Дружбы у станции метро «Речной вокзал» даже есть аллея Алисы Селезневой.

moscowsteps.com

Ольга кравченя: как снимали гостью из будущего

Эскзиз «Гостьи», из архива Ольги Кравчени

Как правило, каждый новый фильм – это новая тема, новый материал для изучения. Художники кино всегда начинают работу с библиотек. Я пересмотрела много современных журналов по архитектуре, чтобы понять новые тенденции и направления в этой области. Декорации придумывались и создавались на основе этих материалов. Другие фантастические фильмы, если и пересматривались, то только для того, чтобы не повторяться. При необходимости, к работе в кино привлекаются более компетентные профессионалы в той или иной области.

Так, в литературном сценарии в «Институте времени» нужно было увидеть Москву будущего в открытом окне. Я привлекла к разработке общего плана Москвы, точнее, общего вида, молодого архитектора Константина Уварова, тогда еще студента архитектурного института. Хотелось увидеть будущее Москвы глазами молодого архитектора. Сохранился даже эскиз, изображающий город с птичьего полета. Там старинные московские постройки перемежались с кубистическими сооружениями из стекла и металла. Но Москва стала похожа на сухой проект, лишилась исторической романтики и живописности. Конечно же, очень сложно изменить город и не нарушить его гармонии. Это настораживало.

Мало того, мы поняли, что может существовать столько различных городов «Москва в будущем», сколько авторов проектов. Технически мы не имели времени, чтобы предложить работу разным авторам и потом выбрать лучшую. Поэтому пришлось отказаться от показа Москвы в будущем и оставить зрителям домыслить ее образ, каждому свой.

– А как возник легендарный образ робота Вертера?
– Когда мы говорим «робот», мы, прежде всего, подразумеваем образ человекоподобного механизма, сделанного из металла и состоящего из множества винтиков, болтиков, кнопок и лампочек. Именно этих ассоциаций мы хотели избежать.

Поэтому мы представили, что уже придумали и изготовили робота, очень похожего на человека. Да еще наградили его такими человеческими качествами, как совесть и чувственность. Кроме того, при наших ограниченных финансовых средствах его не надо было изготавливать, нужно было только сшить костюм и придумать для актера манеру поведения. Я задавала вопрос художнику по костюму Валентине Олоновской, какие идеи были в основе костюмов из будущего: «Очень хотелось шить костюмы из совершенно новых тканей, но ассортимент был весьма ограничен. Приходилось использовать технические ткани, которые никогда не применялись для пошива одежды. Это всевозможные сетки, рогожи, искусственная кожа. Всегда выручали крепдешин, разные тюли, шифон. Образ девушки из будущего Полины решался за счет необыкновенной фактуры актрисы, ее высокого роста, угловатой фигуры, остриженных наголо волос, странного одеяния. Платье из крепдешина на основе выкройки «солнце-клеш» создавало при движении ощущение полета. Эта девушка сразу привлекала внимание на улице своей необычностью».

– Копировалось ли что-то с Запада при создании образов, или стояла задача сделать свое аутентичное будущее?
– Мы старались не подражать западным фильмам, тем более, с нашими техническими и финансовыми возможностями это было бы невозможно. Как я уже писала, наш метод был «от противного». Думаю, что как раз этот прием и спас картину. Детская аудитория легко приняла новые условности и, по-моему, никаких вопросов по этому поводу не возникало.

– Почему в фильме почти везде фигурирует кефир, как некий дополнительный герой?
– Точно не знаю, но думаю, что набор «авоська с бутылками из-под кефира» была типичным атрибутом времени 80-х. Мужчины ходили за пивом, а дети за кефиром. Кроме того, ассортимент товаров в гастрономе был весьма ограничен. Это характеристика времени, так же как и школьная форма серого цвета.

– Что вы думаете об эстетике детского кино в исторической перспективе? Что было хорошего раньше, а что — сейчас?
– До перестройки у нас в Москве существовала Киностудия детских и юношеских фильмов им. М Горького. Само название говорит о приоритете фильмов для детей и юношества. Направленность фильмов – воспитательная и познавательная. С экрана поднимались проблемы ребенка и общества, детей и родителей, школьников и учителей. Эти проблемы всегда есть и всегда актуальны.

На студии существовал художественный совет и редактура. Сценарии к производству отбирались на конкурсной основе. И когда сценарий принимался к производству, его курировал редактор, он отвечал за смысл, текст и соответствие оригиналу. Каждое время отличается своими интересами, литературой и фильмами. В то время важное место отводилось фильмам-экранизациям и фильмам-сказкам. Эстетика фильма, прежде всего, задавалась сценарием. Работа же авторов: режиссера, оператора, художника на самой ранней стадии определяла идею того, как снимать и что для этого нужно.

Поэтому художники, делая эскизы к фильму, учитывали все пожелания по поводу стиля и манеры съемок. Обсуждая цветовое решение фильма, обязательно рассматривались костюмы в соответствии с декорацией. Эти правила остаются актуальными и сейчас. Каждый грамотный художник фильма ведет работу по этим законам. То есть, эстетика фильма определяется в совместной работе на ранней стадии режиссерского сценария. Что касается эстетики в плане драматургии, здесь можно отметить пристрастие в сценариях нынешних драматургов к жесткости повествования, жестокости, насилию и преобладанию «чернухи».

Сегодня фильмов для детей и юношества у нас почти не снимают. Здесь, скорее, нужно брать пример с Запада. В Европе и Америке создают и сказки для детей, и романтические истории — такие, будто я смотрю фильмы Киностудии имени Горького времен 80-х. Очень жаль, что у нас перестали ценить вечные ценности, такие как дружба, любовь к ближнему, доброту и человечность. Надеюсь, что мода на фильмы, которые сеют добро в душах, вернется и в Россию.

letidor.ru

Как снимали фильм «Гостья из будущего»

Пока в 1980-х в Голливуде снимали «Терминаторов» и прочих «Хищников», в приближающемся к коллапсу СССР прогремели два кинособытия, которые без тени иронии имеют право называться культовыми. Взрослые пока еще необъятной страны от всей души сопереживали бразильской «золушке» Изауре, а дети каждое лето ждали возвращения на экраны футуристического доброго волшебства под названием «Гостья из будущего».

Наверное, у каждого поколения должны быть свои кумиры и островки памяти, к которым приятно возвращаться спустя десятилетия. Для кого-то такими островками станут «Гарри Поттер» или песни группы «Руки вверх», а тогда, 20—30 лет назад, все мальчишки и девчонки переболели «алисоманией». В этом году у фильма «Гостья из будущего» — легендарный телесериал вышел на экраны ровно 30 лет тому назад. С какими трудностями пришлось столкнуться съемочной группе и к каким ухищрениям они прибегали, чтобы снять самые эффектные сцены, мы расскажем в этом репортаже.

Для многих кульминацией летних каникул были те самые пять счастливых дней, когда на одном из двух-трех доступных каналов маленькая девочка Алиса смотрела огромными глазами по ту сторону телеэкрана, обещая «прекрасное далеко».

И ведь мало кто сомневался, что пусть еще не скоро, но когда-нибудь, в новом веке, мы сами увидим Институт времени, Космозоо, человекоподобных роботов, автоматы с бесплатной выдачей разных вкусностей и, конечно же, сможем полетать на флипах или махнуть отдыхать на Луну. Конечно, будущее, в котором мы живем не менее футуристично с ее гаджетами, соцсетями и многими вещами, которые не показаны в фильме, но мы отвлеклись, вернемся к рассказу о создании фильма.

Премьера состоялась 25 марта 1985 года в 16.05 по московскому времени.
Режиссёр Павел Арсенов всегда снимал серьёзные, взрослые фильмы, и никто не ожидал, что он вдруг займётся фантастической «стрелялкой» для детворы. Но однажды в поезде Павел Оганезович разговорился с режиссёром Ричардом Викторовым, который снял «Москву — Кассиопею» и «Через тернии к звёздам». Викторов предложил коллеге попробовать себя в новом жанре. Арсенов был знаком с Киром Булычёвым, написавшим книгу «Сто лет тому вперёд» о приключениях Алисы, и загорелся идеей. Так началась большая история «Гостьи из будущего».

На роль Алисы пробовали множество красивых пионерок, а Наташу Гусеву, как водится, заметили случайно. Она пришла в студию с подругой, чтобы посмотреть на любимого писателя-фантаста, но когда режиссёр заметил девочку, сразу решил: «Это Алиса!»

Хотя Алиса в книгах Булычёва была бойкой и яркой, а Наташа наоборот — зажатой и стеснительной (даже во время съёмок ребята часто «затирали» её в толпе, Арсенову приходилось напоминать, кто тут главная героиня). Но неземной взгляд Наташи и её загадочная улыбка выглядели приветом из иных миров. Когда Наташу Гусеву первый раз представляли Павлу Арсенову, на вопрос «Какой твой год рождения?» девочка так переволновалась, что по ошибке сказала «1872-й». Арсенов засмеялся и сказал: «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого»

Остальных актёров выбрали среди школьников.

У некоторых из них уже был актёрский опыт — например, Алёша Фомкин, сыгравший путешествующего во времени Колю Герасимова, снимался в «Ералаше»

Фильм снимался трудно, в его успех почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Денег на «создание» Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И все-таки фильм удался благодаря игре актеров, доброму и остроумному сценарию Кира Булычева, обаянию исполнителей главных ролей Наташи Гусевой и Леши Фомкина, и, конечно же, благодаря энтузиазму Павла Арсенова.

Книга «Сто лет тому вперед» была написана Киром Булычевым еще в 1977 году. Режиссер Павел Арсенов в 1983 году начал съемки фильма по этой книге, которые закончились в 1984 году, и действие было решено перенести в это время. Кстати, за те два года, что снималась «Гостья из будущего», дети-актеры немного подросли, и это можно увидеть в картине.

Съемки фильма начались с эпизода побега Юли и Алисы из больницы. Когда будете в следующий раз пересматривать фильм, присмотритесь — и вы увидите, что пижама Алисы ей явно велика. Хотя во время сцены в палате была впору — потому что этот эпизод снимался уже через год.

«Прекрасное далеко» встречало зрителей и Колю Герасимова стерильной чистотой Института времени. Внутреннюю часть здания снимали в павильоне на киностудии им. М. Горького. Комнату с машиной времени оклеили белыми обоями и освещали как можно ярче. Имитирующая бесконечные коридоры института декорация на самом деле была относительно небольшая, а эффект запутанности создавался только благодаря игре актеров и особой съемке с разных ракурсов.

Для освещения коридоров «будущего» обошлись стандартными в то время лампочками накаливания. Их вставляли в специальные короба из матового стекла, и вуаля — получалось весьма футуристичное по тем временам освещение.

Утопающий в зелени вход в Институт времени снимали в Ботаническом саду Москвы. А вот само здание учреждения — не более чем макет высотой около 50 см. Его подвешивали на тросах и перспективно совмещали с поляной, на которой якобы стоял институт.

По словам художника-постановщика фильма Ольги Кравчени, то, что сегодня с легкостью делается на компьютере, тогда приходилось долго и кропотливо создавать вручную. Взять тот же космопорт. Для общих планов кинематографисты нарисовали его верхнюю часть, которую затем на пленке необходимо было совместить с нижней частью декорации.

«Кино снимали на пленке, на которой надо было работать с „масками“, то есть снимали одну часть изображения, а потом «впечатывали» другую. Нужно было также совместить свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна. Работа многих профессий, включая художника-постановщика, комбинаторов, художника по костюмам, гримера соединялась в одно единое целое под руководством главного оператора картины», — вспоминает Ольга Кравченя.

Для создания «космической» атмосферы внутри космопорта было решено использовать стеклянные трубки, применявшиеся на химических заводах. При этом съемочная группа переживала, доживет ли хрупкий материал до нужного эпизода.

Космозоо частично снимали в Ботаническом саду столицы СССР, а в качестве входа подошла местность неподалеку от метро ВДНХ. Изначально космический зоопарк хотели снимать в Гаграх — уж больно природа подходящая, экзотическая.

Однако из-за продолжительной ненастной погоды съемочной группе пришлось уехать ни с чем, переключив внимание на московские ландшафты. Из снятого в Гаграх материала пригодились только кадры волн, которые можно увидеть за дверями «автобуса» с мгновенной телепортацией.

Кстати, внешний вид необычного для фантастики плоского фанерного автобуса придумал режиссер картины. Павел Арсенов не хотел придумывать и так мозолившие глаза в каждом фильме подобной тематики пульты и нагромождение кнопок. Почему бы в будущем не сделать процесс мгновенного перемещения как можно более простым — открыл дверь, и ты уже на другом краю Земли?

В Адлере, где планировали многое снять, но в итоге сняли только эпизод на стадионе, режиссёр заставлял ребят по-настоящему тренироваться, бегать и прыгать. Он очень переживал, чтобы у его подопечных не было проблем с учёбой, ежедневно по три часа отводил на уроки. Все должны были сидеть в номерах и заниматься. Вот только Арсенов не учёл, что балкон был общий и занятия у детей проходили на свежем воздухе. Без учебников.

Читай продолжение на следующей странице

1 2 Читать дальше →

factor-e.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о