Программа давыдова – —

принципы и отзывы родителей и учителей

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Евгения Климкович! Доброго времени суток желаю вам и предлагаю поближе познакомиться с одной из самых необычных программ обучения в начальной школе. Итак, сегодня свои тайны нам откроет школьная программа Эльконина Давыдова. По крайней мере, я на это надеюсь) Долго я собирала о ней информацию и в интернете, и из «первых уст» и результатами своих изысканий готова поделиться с вами.

А автор кто?

Судя по названию, ее авторами являются некто Эльконин и некто Давыдов. А кто же они такие?

Даниил Борисович Эльконин был известным советским психологом. Именно он является автором оригинального направления в  детской психологии. Родился Даниил Борисович в 1904 году, а скончался в 1984.

портрет-эльконина

Эльконин изучал проблемы, касающиеся детской игры, какое-то время работал учителем начальных классов, преподавал в педагогическом институте и на психологическом факультете МГУ, писал учебники русского языка для детишек Крайнего Севера и защитил диссертацию по теме развития речи младших школьников. Конечно, это не все его заслуги.

Основным его вкладом в педагогику стала как раз разработка новой системы развивающего обучения.

Интересно, что за не совсем стандартные взгляды Эльконина собирались репрессировать. Заседание, на котором должны были рассмотреть его «поведение» было назначено на 5 марта 1953 года. Но в этот день умер Сталин, и заседание сначала отложили, а потом и вовсе отменили.

Василий Васильевич Давыдов – это тоже знаменитый советский психолог и педагог. Родился в 1930 году, скончался в 1998.

портрет-давыдова

Он являлся академиком и вице-президентом Российской Академии образования, доктором психологических наук, профессором и учеником Д.Б. Эльконина, с которым не только работал, но и дружил до самых последних дней. Многие работы Давыдова были также посвящены развивающему обучению, и даже одна из экспериментальных московских школ № 91 применяла на практике его теоретические разработки.

Василий Васильевич неоднократно очень резко высказывался по поводу традиционной системы обучения школьников. Это, а также издание в 1981 году книги «Философско-психологические проблемы развития образования» привело к тому, что Давыдова исключили из партии, сняли с должности директора института педагогической психологии и запретили работать в школе № 91. Однако уже 1986 году он был награжден премией Ушинского за достижения в педагогике, восстановлен в партии и должности.

Система образования Эльконина Давыдова начала формироваться в 50-х годах прошлого века, в 80-90 начала применяться массово в школах, а в 1996 году была утверждена как одна из официальных программ обучения в начальных классах.

В настоящее время данная система обучения применяется в российских школах. В чем же ее необычность?

Оценивание без оценок

дневника-нет

Детки «эльконинцы» не получают оценок. Они ходят в школу не за пятерками, а за знаниями. У них даже дневников нет. Лично у меня возникает вполне нормальный вопрос, как понять усвоил ребенок хоть что-нибудь или совсем нет? Как оценить знания? Как оценить прогресс? Оказывается, можно обойтись и без привычной нам всем пятибалльной системы.

На уроках используется оценочная шкала или оценочная линейка. Выглядит она как палочка с крестиком.

оценочная-шкала-эльконина

Такая шкала изображается около каждого задания, например, рядом с уравнением, которое нужно решить или рядом с упражнением по русскому языку. Чем выше на шкале размещается крестик, тем выше уровень знаний. А кто же ставит крестики? Думаете учитель? Не угадали. Свои знания ученики оценивают самостоятельно! Вот сделал ученик упражнение, подумал и поставил себе оценку. Для того, чтобы оценка была правильной дети опираются на определенные критерии, такие как:

  • правильность выполнения задания;
  • аккуратность выполнения;
  • красота;
  • точность и т.п.

Причем, им не говорят: «Ребята, вот вам критерии, по которым вы будете себя оценивать!» Детям эти критерии необходимо изобрести, то есть сначала подумать, потом сформулировать, затем выбрать, объяснить почему и потом уже оценить себя. Так происходит в 1 классе. А во 2 и 3 классе они уже самостоятельно подбирают себе критерии для оценки работы.

Учитель, благодаря такому подходу, может понять на каком уровне находится самооценка ученика: нормальном, завышенном или, наоборот, заниженном. Потом педагог  также ставит свою оценку, тоже крестик на шкале, и у ученика появляется возможность сравнить оценки и понять правильно он сделал или нет.

обсуждение-с-учителем

Ну хорошо, учителя в этих крестиках разбираются, ученики тоже понимают что к чему. А что делать бедным родителям, которые точно знают, что пятерка – это классно, тройка – сойдет, а двойка – повод для серьезного разговора с сыном или дочкой? Как им контролировать процесс? Для этого учитель дает рекомендации родителям и представляет им портфолио ребенка, где собраны его творческие работы. Это портфолио и заменяет дневник.

А теперь давайте представим себе такую ситуацию, учится ребенок по Эльконину Давыдову, крестики ставит. Так проходит 4 года и вдруг случается что-то, что заставляет родителей перевести его в другую школу. А в новой школе по этой развивающей системе не обучают детей. И приходится ребенку учиться по простой классической программе. Что будет? Будет трудно. Тяжело детям перестраиваться. Так как кардинально отличается не только система оценивания, но и весь процесс обучения в целом. И это один из минусов данной программы.

Ну а раз уж речь зашла про минусы, то давайте и другие сразу рассмотрим.

Минусы

знак-минус

  1. Очень высокий и сложный уровень преподаваемых предметов. Например, в первом классе дети уже изучают принципы строения языка и разбирают вопросы о происхождении чисел… Конечно, знание таких глубоких основ поможет лучше усваивать правила, но вот нужно ли это детям в таком возрасте? Вопрос спорный.
  2. Полное несоответствие программы Эльконина Давыдова классическим системам обучения. Так что если вы уж отдали ребенка в такой развивающий класс, то постарайтесь сделать так, чтобы он и учился по данной системе вплоть до окончания школы. Ну или хотя бы класса до седьмого. Иначе ребенку будет ну очень сложно перестроиться.
  3. Детишки очень много работают в группах по 5 – 7 человек. Проводят различные исследования, обсуждают с учителем к каким выводам они пришли, а потом делают общий вывод. Нет, это не плохо. Но такой подход к обучению применяется практически во всех программах на сегодняшний день.

Было бы несправедливо о минусах сказать, а о плюсах не упомянуть. Итак, поговорим о хорошем.

Плюсы

знак-плюс

Многие плюсы вытекают как раз из минусов:

  1. Школьники, обучающиеся по системе Эльконина Давыдова, имеют очень глубокие знания. Они, например, точно знают, почему получится 42, если 6 умножить на 7. В то время, как большинство детей, обучающихся по традиционным программам, считают, что будет именно 42 потому, что так написано в таблице умножения.
  2. Ребята не получают оценок, значит и не стремятся к ним. Они стремятся к получению знаний, они учатся их добывать, обрабатывать информацию, отсеивать ненужное и вычленять важное. Они стремятся подняться на уровень выше, а потом еще и еще. У них высокая мотивация к учебе. Соответственно и учиться им интересно.у-мальчика-интерес-к-учебе
  3. Огромное внимание уделяется логическому мышлению и теоретическим знаниям.
  4. Дети умеют нестандартно мыслить, докапываться до сути проблемы или задачи, анализировать. Их мышление существенно отличается от мышления детей, «идущих» по «традиционке».
  5. При оценке работы ученика оценивается не общий и целый результат, а каждое его отдельное усилие. Допустим не смог решить пример правильно, но написал чисто и аккуратно? Значит, крестик поднимется немного выше по оценочной линейке. И это подстегивает ученика обращать внимание на все аспекты выполнения задания.

Программу Эльконина Давыдова часто называют «гениальной». Те методы и приемы, которые в ней используются, приводят к мощнейшему развитию ребенка.

Правда, только при одном условии, которое актуально для любой программы школьного обучения. Учитель должен точно понимать, что и зачем он делает. В общем, опять все упирается в учителя. А так как рассмотреть всех учителей работающих по этой развивающей системе возможным не представляется, то предлагаю рассмотреть повнимательней те методы и приемы обучения, которые они применяют (ну или должны применять) в своей работе.

Методы и приемы обучения

учитель-и-дети-смотрят-на-глобус

Они довольно интересны:

  • Во время урока учитель может ошибаться, намеренно, конечно. Это называется задания-ловушки. Если в традиционных программах дети должны верить учителю беспрекословно, потому как то, что он говорит – всегда верно. То здесь – это не так. Безоговорочно ребенок верить учителю не может, любая информация будет считаться правильной, если только ты сам в этом убедился и все проверил лично. Так же такие ловушки привлекают внимание учеников.
  • Еще одна задача учителя — сделать так, чтобы ребенок на уроке чувствовал себя свободно и раскованно. Ведь только в таких «свободных» условиях может по полной проявиться полет мысли, творчества и фантазии.
  • На уроках часто применяются разного рода игры: дидактические, ролевые, сюжетные, деловые и т.п. Для детей раннего школьного возраста именно игра является самой подходящей средой для развития творческих и других способностей.дидактическая-игра-на-уроке
  • Каждый урок имеет свою сюжетную линию. Это как небольшой спектакль, очень яркий и интересный.
  • Для развития мышления применяется предметно-практическая деятельность. Это различные исследования, проведение опытов, измерений. Работа идет и в группах, и индивидуально.
  • Ну а основной задачей начального уровня образования по системе Эльконина Давыдова является пробуждение в ученике потребности учиться. Есть потребность кушать или пить? Есть! Вот также сильно ребенок должен стремиться к получению знаний и самосовершенствованию. В начальной школе такая потребность формируется, как и способность к самоизменению. А уже в более старших классах эта способность совершенствуется и реализуется.

Все это звучит очень даже неплохо, согласны? Но картина будет неполной без отзывов, как родителей, так и учителей.

Что думают учителя?

учительница-у-доски

Учителя думают по-разному. Некоторые хвалят программу, говорят, что она содержит специальный механизм развития, который очень пригодится в старших классах. Так же многие думают, что особо развитым деткам такая система необходима.

Очень хвалят русский язык, литературное чтение, окружающий мир. А вот о математике Александровой мнения не очень благоприятные, говорят, что уж слишком все сложно. В качестве еще одного минуса рассматривают отсутствие преемственности со средним звеном образовательного процесса.

Что думают родители?

родители-с-детьми-разглядывают-глобус

Мнения родителей прочувствовавших все прелести программы на собственной… на собственном опыте также разделились.

Некоторые ее хвалят, называют самой лучшей из имеющихся. Говорят, что она действительно развивает логическое мышление детей. Главное, чтобы детям хватило сил с ней справиться и чтобы учитель был грамотным специалистом.

Другие программой недовольны, особенно русским языком. Там есть проблемы с терминологией, которую родителям, учившимся по старым СССР-овским стандартам, понять практически невозможно. А это затрудняет родительское участие в процессе подготовки уроков. Также негативные отзывы имеются и про окружающий мир, который без интернета понять невозможно. Слишком уж сложно.

Также родители указывают на то, что на подготовку уроков по данной программе уходит слишком много времени.

Как видите, единого мнения нет. Сколько людей – столько и мнений, как говорится. А выбирать все равно нам. Хорошо, если такой выбор есть.

В следующем году мой младший сын отправляется в школу в 1 класс. Будет учиться по «Школе России». В нашей школе предлагают обучение по этой программе и еще по «Планете знаний». Мы идем, если честно, не столько на программу, сколько на учителя. Но если бы выбор был шире, то я наверно, выбрала бы для себя программу Занкова. О ней я писала здесь.

А сейчас предлагаю вам посмотреть видео о том, как проходит обычный урок в начальной школе по системе Эльконина Давыдова.

Также вы можете подробнее узнать о программах «Школа 2100» и «Начальная школа XXI века».

Друзья, а по какой программе учатся или только собираются учиться ваши детишки? Расскажете? Жду ваших комментариев.

Желаю вам всяческих успехов!

До новых встреч на страницах блога!

Всегда ваша Евгения Климкович

shkolala.ru

Программа Эльконина-Давыдова отзывы

Вам наверное надо не к директору школы 1133, а к заместителю(не знаю как там должность называется) конкретно отделения Эук.
Если очень вкратце)).. Школа Эук (программа Эльконина-Давыдова) это не вся школа 1133. Это школа в школе до недавнего времени была, ЭУК работала автономно, грубо говоря арендовали кабинеты в школе 1133 (сейчас у них целое крыло школы, раньше был один этаж), со своим руководством, в том числе со своим директором и т.д, какая-то оплата у них была не большая за обучение.
Около двух лет назад.. после множества разборок, скандалов, смены нескольких директоров (там целое шоу, долго рассказывать) школу ЭУК «внедрили» в состав школы 1133, теперь это подразделение школы 1133, систему обучения им обещали сохранить. Это я к чему.. Директор школы 1133 один, но если хотите лучше разузнать именно про систему обучения Эльконина-Давыдова, Вам нужно пообщаться с кем то из их ребят из ЭУКа! Действующий директор не из этой системы.
Директор 1133 кстати сидит даже в другом здании (две школы рядом из холдинга).

Отзывы наших друзей кто учится в Эук в целом положительные. Правда двое все же перешли из ЭУКа в итоге в традиционную. Один ребёнк в этом году после первого класса пришёл из ЭУКа в традицию. Со слов мамы программа интересная, очень насыщенная внеклассная жизнь, но т. к они в профессиональном спорте мама просто не успевала и не понимала как проходить темы. Работы не по учебникам, тетрадям, а на листочках в классе, домашки в классическом понимании нет, темы проходят блоками и потом большая «домашка» по пройденному материалу присылается в Эл. виде. Не консультируют, прямой связи с учителем нет с её слов. Детям интересно в этой школе, но знаний на выходе без контроля близко к нулю. А всю прелесть внеклассной жизни они пропускали, там реально много и поездок и мастерклассов и тд. любому ребёнку понравится))
Другого ребёнка перевели после второго класса. Со слов мамы ей не понравился новый состав учителей, который попался её дочери(из старой гвардии никого не осталось). При этом её старший сын закончил Эук и тогда она была в полном восторге, благополучно поступил в желаемый ВУЗ. Но эта же мама планирует (может уже и нет, давно общались) после окончания 4го класса вернуться в Эук. Как раз следующий год..
Еще двое других деток в полном восторге от ЭУК, их мамы говорят есть трудности и нюансы после так называемого объединения, но в целом довольны) Эти двое самостоятельные, мотивированные как принято говорить дети) это ещё в саду было видно. Родители постоянно в процессе.

eva.ru

Учимся читать: система эльконина-давыдова против методики зайцева

Мы сами выбираем систему, по которой ребенок научится читать. Сегодня «Летидор» рассказывает, кому довериться: проверенной методике Эльконина-Давыдова или модной Зайцева, чтобы уже через несколько месяцев увидеть положительный результат.

Система Эльконина-Давыдова

В чем суть

Методика Эльконина и Давыдова – одна из официальных систем обучения школьников с 1-го по 4-й класс. Кроме учителей начальной школы ее давно используют педагоги дошкольного образования, чтобы подготовить детей к 1-му классу. В частности, большой популярностью пользуется обучение чтению по букварю В. В. Репкина, Е. В. Восторговой и Т. В. Некрасова (официальный букварь методики).

Авторы букваря пишут, что преимущество книги – не просто сделать так, чтобы ребенок узнал буквы, звуки и различал слоги, но «создать атмосферу литературного чтения с самого первого урока обучения грамоте». В букваре есть странички совместного чтения, которые учитель или родитель читает вслух, показывая детям образец культуры чтения.

Чтение по этой методике начинается со знакомства с понятиями «предмет», «действие» и «признак». С помощью картинок и схем, дети учатся отличать эти понятия, у них формируется представление о том, что такое высказывание и предложение. И только потом проходят звуки, способы деления слова на слоги, буквы.

Отличительная особенность букваря – в нем очень много схем, которые невозможно понять без методического пособия к учебнику. Гласные звуки, например, обозначаются кружочками, согласные – квадратами. Согласные твердые глухие – квадратом с диагональю и так далее. С каждым уроком схемы усложняются, и, заболев, ребенок вряд ли сможет самостоятельно догнать группу без помощи взрослого (у которого в свою очередь будет волшебная методичка). Зато эти обозначения помогают систематизировать знания, постепенно складывать звуки в слова – и уже к концу 1-го полугодия ребенок читает несложные тексты: в 4-5 предложений.

Опытные педагоги отмечают, что дети, которые учатся по букварю Репкина, существенно быстрее осваивают фонетический разбор слов. Интерес к обучению по этой методике поддерживают игровые задания, которые учитель подает от имени героев книги: Маши, Алеши, дедушки Уса и других.

Самостоятельно справиться с обучением по Эльконину-Давыдову смогут только упорные родители, которые готовы вникать и готовиться к занятиям. На мамских форумах букварь давно получил прозвище «шифровальной машины».

Кому подходит

Методика ориентирована на обучение детей в младшей школе, но подходит для дошкольного образования с 6 лет. Важно понимать, что работа по обучению чтению идет только с букварем. Не предусмотрены подвижные игры, так что малышам неусидчивым, активным может быть трудно.

Начальная школа: 5 альтернативных методик образования

letidor.ru

Рабочая программа по математике на тему: Рабочая программа по математике 1-4 классы ФГОС Д. Б. Эльконин-В. В. Давыдов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 4 класса (система Эльконина-Давыдова), автор Э.И.Александрова

Рабочая программа соответствует новым требованиям ФГОС,…

Рабочая программа по математике для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по матема…

Рабочая программа по математике во 2 классе программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа (система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова) по математике 2 класс: пояснительная записка, УУД, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение….

Рабочая программа по математике 1-4 класс.Учебник Э.Александровой. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по математике 1-4 класс. Учебник Э.Александровой. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова….

Рабочая программа по математике для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова

Данная программа определяет  общую стратегию  обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены ФГОС….

Рабочая программа по математике для 2 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова

Данная программа определяет  общую стратегию  обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены ФГОС….

Рабочая программа по математике для 1 класса.УМК система Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлени в соответствии с требованиями ФГОС НОО….

nsportal.ru

Методическая разработка (1 класс) на тему: Образовательная программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальных классов

Образовательная   программа

Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальных классов

 

Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом  — какую модель обучения выбрать и как  правильно выбрать. Начнут ли их первоклассники  учиться  по традиционной модели     или  по  развивающей?  Конечно, особенно  важно  выбрать подходящую  школу и  программу, поскольку  учебный процесс  с  самого первого класса определит  в дальнейшем  отношение ученика    к  обучению  в школе. По мнению  многих (и педагогов, и родителей), не нужно класть всю важность      только лишь  на  программу обучения. Так же  очень важно выяснить,  насколько школа финансируется, какие учителя там работают. Обязательно  послушайте  отзывы  родителей  учеников, которые уже поучились в этой школе достаточно: нравится ли им учиться, даются  ли твердые базовые знания. И   все  равно, учитель  высокого  уровня  в хорошей, комфортной школе  обучит ученика всему, что   нужно по программе, а  у плохого учителя даже лучшая модель образования  многого детям  не   даст.

Существуют два типа моделей обучения — традиционный  и  развивающий. Традиционные  программы —

«Перспектива»,

«Начальная  школа ХХI века»,

«Планета знаний»,

«Перспективная начальная  школа»,

«Школа   России», «Школа 2100»,«Гармония»,

«Классическая начальная школа».

 

Обучение по двум программам  — автора Л.В.Занкова и авторов Д.Б. Эльконина  — В.В. Давыдова — считается  развивающим.

 

Термин «развивающего   обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от  традиционного обучения объяснительно — сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения  — система психологов Даниила Борисовича  Эльконина  и Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, и  родители) называют ее гениальной, поскольку она согласована (внутри системы)  и непротиворечива.  Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему  развитию ученика,  поскольку ученик трудится  не на результат (оценку), а на свой личный  рост и достижение     высоких результатов в образовании, и, что  очень важно, оценивает себя сам.

В особенностях этой системы можно выделить плюсы и минусы.

 

Плюсы:

 

1) В системе уходят от обычной цели ученика на хорошую оценку, на уроках создаются условия для      стремлений учащегося к обучению, к его росту, достижению больших успехов  в учебе, к развитию  умений, навыков, получению глубоких знаний. Например, ученик что-то не помнит, но  он определенно  должен знать,  где  и как  самостоятельно найти ту необходимую информацию, чтобы  вспомнить. И   еще, учащиеся по этой системе знают, почему при умножении двух определенных чисел (например,  2   умножить на 5) получаем  именно столько ( будет 10, а не 16).

2) Много внимания уделяют теории  и  логическому  построению.

3) Система  Эльконина и Давыдова  будет интересна  родителям, которые хотят развивать их  ребенка и  на способность анализировать, и, более  того, на умение глубоко  мыслить, необычно от сверстников.

4) В  учебном процессе много внимания уделяют росту нормальной самооценки у  ребенка – посредством своей самооценки  ученик  уже  в начальных классах  начинает познавать  и реагировать    на  окружающих,  внешний  мир  вокруг  него,  потом выбирает тех (например, друзей-одноклассников), которые равны ему, исходя  из его  самооценки, его умений и  

возможностей. Так же  программа  учит критически оценивать собственные действия (самокритика)  и действия своих  сверстников, одноклассников. К примеру,  в 1-м  классе дети  учатся выбирать критерии, с  помощью которых  они   сами будут оценивать свои выполненные  задания.  Некоторые  из  критериев:  насколько  аккуратно    написано задание, как  правильно  написаны буквы  в соединении  с другими буквами  в слове,  как   правильно написаны  цифры и  т.п.  Далее  уже  в 3-м  классе  ученики  более самостоятельно   определяют  критерии,  по   которым будут  оценивать  свои  работы.

5) В  этой программе  в  выполненных работах  ученика оценивается каждое его усилие.

6) Оценивают преимущественно шкалами.

Например, урок  русского языка —  ученикам задано  подчеркнуть  все гласные буквы, которые смягчают   или  придают твердость  согласным буквам,  а затем оценивают свои работы таким образом:  в   тетрадях  на полях страницы чертят линию ( наподобие  шкалы) и  ставят  на ней  галочку  или   крестик, который, по их мнению, обозначает, как  они справились  с  заданием.  На  их   шкале, чем выше поставлен крестик, тем  лучше  они оценивают свои  выполненные работы. А  потом  учитель тут же  на  их  шкале проставляет свои  оценки-галочки,  и  ученики  вместе с учителем делают анализ поставленных  знаков на шкалах.

7) Личная самооценка ученика  должна предшествовать оценке учителя. Оценка учителя прежде  всего  помогает ему создать  свою собственную нормальную  самооценку, не заниженную  и  не завышенную.    

8) Если  программа преподносится ученикам так, как это было  заложено авторами-психологами, дети,  у которых  вначале  был даже небольшой  мотив  к  учебе,  начинают ходить  в  школу  с интересом, на уроках  все понимать, хотя  возможно  и  не сразу.

 

Минусы:

 

1) Уровень преподаваемых предметов  в  программе Эльконина и Давыдова  – очень высокий и сложный.

2) Эта программа  не сочетается с другими программами обучения и существует мнение, что впоследствии  в  более старших классах переводить ребёнка в другую школу с другой программой не   рекомендуется. Если есть возможность (в старших классах этой программой обычно не обучают),   выбирайте эту систему обучения  с 1-го  по 11-ый классы.

3) Может пугать отсутствие  классической системы оценивания — пятибалльной системы. Однако     многие  специалисты  говорят, что обучение контролируется. Учитель дает нужные рекомендации    родителям и собирает своего рода портфолио, «дело»  творческих работ ученика.  Вместо     классического дневника это портфолио служит показателем уровня успехов  ребенка  в обучении.

4) По этой системе уже с 1-го класса изучают принципы строения языка, как и откуда произошли   числа и  т. п.  Понимать причины    определенно поможет  при заучивании правил, и все же,  необходимо   ли это  знать детям с такого  возраста, вопрос, пожалуй, спорный,  и каждый родитель пусть решает сам.

5) Особое внимание уделяют развитию работы  в команде, навыков  общения.    Например, ученики    сами проводят свои  исследования  чего-либо, разделившись на группы  по  5 — 7 человек,  далее      вместе  с учителем обсуждают то,  к каким  выводам  они пришли,  и затем  делают общий  вывод. Но   такие же  навыки  работы  отрабатываются  и  при обучении  по другим системам.

 

К  слову.

 

Из опыта педагогов начальных классов г. Москвы:

 

«Шкалы  при оценивании нужно постоянно менять, они должны  одновременно  определять успехи  и    «пробелы» учеников  в обучении.  И  все же шкальная система хороша при оценивании  в самом начале   обучения  в  начальной школе,  к  концу  начальной школы дети хотят уже другими способами оценивать себя, свои  работы.  Потому мы в  своей школе стали так  же  вводить  и балльную,  но  не пятибалльную  систему . Ставим разное количество баллов. К примеру, на уроке математики  в  3-м    классе  ученики  в течение 15 минут решают  уравнения, договорившись с учителем заранее, сколько баллов  будет использоваться  при оценивании этой  работы.  Решив 6 уравнений, ученик  ставит  себе   12  баллов». 

«Наш многолетний  опыт обучения  детей этим  «безотметочным обучением»  в  самом деле дает нам  причины  заявлять, что при  умелом  и  профессиональном   преподавании  этой технологией у    учеников уже к концу обучения  в начальной школе появляются твердая способность достаточно (адекватно) оценивать  свои знания  и возможности,  навыки самоконтроля, а так же  при обучении    отделять уже  известное  учеником от  еще неизвестного.  У   детей  сохраняется  интерес  к    учебе,  что  предельно важно.  Мы утверждаем, что обучение  по Эльконину  и  Давыдову  приносит хорошие    результаты  и после начальной   школы (в основной школе),  поэтому  мы  используем  эту программу   обычно до 7- го класса».

 

Отзывы родителей:

 

«Системой Эльконина – Давыдова   не  обучают в старших классах. Если вы как родитель выберете     эту  программу, знайте, что скорее всего после начальной школы вашему ребенку придется  перестраивать  себя  к  традиционной системе обучения, а это, возможно,  вначале создаст  ему  трудности».

«Родители, я вам советую выбирать не программу обучения,  не  конкретную школу, а учителя,   хорошего учителя . 

Я  считаю, что система  Д. Эльконина  и  В.Давыдова –   самая лучшая  программа  обучения в    начальной школе.  Но другой вопрос,  с  которым  может столкнуться родитель —  хватит ли  его  ребенку  знаний, навыков  и умений?  И  еще  совет  родителям —  не  мешайте ребенку  своими    знаниями, которые иногда  искажены, учить  суть  преподаваемых  ему предметов.  К  концу  уже   1- го класса  он, скорее  всего,  даже вас сможет научить образно  и  логически  мыслить, хорошо читать  и    писать бегло без  ошибок».

 

Родителям будет полезно ознакомиться с материалами следующих сайтов: adalin.mospsy.ru;http://www.shkola-dlya-vseh.ru

nsportal.ru

Учебно-методический материал на тему: Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Содержание

           Введение……………………………………………………………………3

  1. Основные характеристики системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова……4
  2. Основные положения учебно-методического комплекта (авторы В.В. Репкин и др.)  «Русский язык» в свете требований ФГОС………………6

Заключение………………………………………………………………..11

Список использованной литературы……………………………………..12

Введение.

Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующий широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

На сегодняшний день существуют два типа моделей обучения —  традиционный  и  развивающий. Традиционные   программы : «Перспектива», «Начальная школа ХХIвека», «Перспективная начальная  школа», «Школа   России», «Школа 2100», «Гармония», «Классическая начальная школа». Обучение по двум программам — автора Л.В.Занкова и авторов Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова — считается  развивающим.

Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом  — какую модель обучения выбрать и как  правильно выбрать. Начнут ли их первоклассники  учиться  по традиционной модели     или  по  развивающей? 

Термин «развивающего   обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от  традиционного обучения объяснительно — сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения  — система психологов Даниила Борисовича  Эльконина  и Василия Васильевича Давыдова. Многие называют ее гениальной, поскольку она согласована и непротиворечива.  Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему  развитию ученика,  поскольку ученик трудится  не на результат, а на свой личный  рост и достижение     высоких результатов в образовании, и, что  очень важно, оценивает себя сам.

  1. Основные характеристики системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

1. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения — формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

  1. Основные положения учебно-методического комплекта (авторы В.В. Репкин и др.)  «Русский язык» в свете требований ФГОС

Учебно-методический комплект по русскому языку для начальной школы  составлен в соответствии с разработанной авторами программой обучения русскому языку (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), реализующей как познавательную, так и социокультурную линии.

Работая с учебниками, учащиеся усваивают основные понятия науки о языке, что позволят осознать наиболее общие закономерности родного языка – как общественного явления и как особой системы – и на этой основе овладеть приемами анализа языка, т.е. научиться его изучать. Содержание учебников ориентировано на формирование  в процессе усвоения знаний учебной деятельности ребенка – системы учебных и познавательных мотивов, умений принимать и сохранять учебные цели, моделировать, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, определять границы своих собственных знаний. В процессе такого обучения у младших школьников формируются устойчивые познавательные интересы, развиваются их творческие способности, в том числе способность мыслить, воспитывается интерес к учению, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях общения, желание и умение учиться,  т. е. создаются условия для становления и развития личности ребенка.

Познавательная линия в содержании учебников органично связана с социокультурной. Овладение знаниями в области русского языка отвечает задачам речевого развития и формирования коммуникативных компетенций учащихся. На основе глубоких знаний о языке младшие школьники учатся использовать языковые средства осознанно, оценивать их соответствие языковым нормам, а также с точки зрения уместности в различных ситуациях речевого общения, что способствует развитию чувства языка как условия речевой, а значит, и общей культуры человека.

 Таким образом, обучение искусству связной речи в основных ее формах предстает в учебниках как самостоятельная, хотя и органично связанная с познавательной  задача. Предпосылкой для ее успешного решения является также то, что обучение русскому языку по системе  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова организовано как коллективно распределенная деятельность, подчиненная задачам формирования у школьников универсальных умений и навыков учебного сотрудничества (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации, доказательно отстаивать свою точку зрения, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад в совместную работу и др.). Такой подход отвечает требованиям стандарта, касающимся решения ряда практических задач, необходимого для достижения поставленных целей.

Все учебники для 1-4 классов (включая Букварь)  в анализируемом УМК имеют диалогический характер – каждая учебная задача возникает к нем как результат дискуссии между сквозными персонажами и формулируется в виде вопроса. Предполагается, что сюжеты проблемных ситуаций, предваряющих постановку учебной задачи,  могут быть использованы учителем в качестве некоего сценария на уроках соответствующего типа. Коллективно-распределенный характер учебной деятельности, использование учебного диалога как основной формы урока, задаваемой стилем изложения материала в данном УМК, ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и путей ее решения, т.е. порождает содержательные мотивы общения  на уроке. Развертывающаяся на этой основе общеклассная дискуссия ставит учащихся в ситуацию конкретной коммуникативной задачи, успешное решение которой требует учета и адекватной оценки всей совокупности условий общения, выбора соответствующих языковых средств, умения правильно использовать их. Вместе с тем, все более глубокое осознание языковых значений и средств их выражения в процессе изучения курса способствует интенсивному развитию «чувства языка», которое становится одним из существеннейших факторов развития речи.  

Задача начального обучения русскому (родному) языку — формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.

В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

Структура параграфа — основного компонента учебника в анализируемом УМК – последовательно отражает структуру учебной деятельности и воспроизводит  ее основные звенья: момент постановки задачи, этапы поиска общего способа ее решения, освоение данного способа и его конкретизацию на широком практическом материале, контроль и оценку.   Поэтому в каждом параграфе учебников для 1-4 классов четко выделены:

  1. мотивационный материал,  предваряющий основную часть параграфа, в котором представлена проблемная ситуация в виде сюжета с участием сквозных персонажей;
  2. система основных заданий, отражающих понятийную логику параграфа, выполнение которых приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи;
  3. блок упражнений и заданий, содержащих отработочный и конкретизирующий найденный способ материал;
  4. разноуровневые контрольные задания, предназначенные для самостоятельного контроля и оценки ребенком своего владения открытым в данном параграфе способом, новыми знаниями.

 Контрольные задания намеренно включены в учебник, т.е. в обязательную часть комплекта, чтобы у каждого ребенка была возможность самопроверки  в индивидуальном режиме. В методическом пособии для учителя предлагается второй вариант контрольных заданий по каждому разделу. С помощью контрольных заданий учебника можно проверить не только усвоение ребенком нового изученного материала, но и уровень сформированности у него компонентов учебной деятельности  (универсальных учебных действий).

В учебниках для 1-4 классов рассматриваемого УМК имеется специальный раздел «Для любознательных», расширяющих лингвистический кругозор ребенка. В блоке упражнений также содержатся факультативные упражнения, с помощью которых учащиеся могут получить ответы на многие вопросы, возникающие у них по ходу изучения основного материала учебника. Эти упражнения имеют специальную маркировку. Предполагается, что дети могут обращаться к этим упражнениям по собственному желанию или использовать их для подготовки общеклассных проектов.

        В учебниках также маркированы упражнения, специально предназначенные для самостоятельной работы, упражнения для организации работы в классе в групповой форме — что создает условия для формирования умения учащихся вести диалог, обосновывать свою точку зрения. Отдельной маркировкой отмечены упражнения, которые рекомендуется выполнять в классе под руководством учителя – в них, как правило, содержится какое-то  уточнение, новый ракурс изучаемого способа или понятия.    

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что характеризуемый учебно-методический комплект может быть использован для обучения младших школьников русскому языку в переходный период как отвечающий в целом новым стандартам начального образования.

Заключение.

Основой концепции Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова является теория учебной деятельности и ее субъекта, то одна из главных общих целей заключается в потребности к самоизменению. Чтобы у школьников формировалась полноценная учебная деятельность, они должны систематически решать учебные задачи, главная способность которых состоит в том, что при их решении школьник побуждается к поиску, он ищет и находит общий способ подхода ко многим частным задачам. Усвоение теоретических знаний требует анализа школьниками существенных отношений изучаемых предметов и явлений. Поиск этих отношений предполагает выполнение школьниками анализа, планирования и рефлексии содержательного характера. Поэтому при усвоении теоретических знаний возникают условия развития именно этих мыслительных действий как важных компонентов теоретического мышления. Младший школьник в роли субъекта выполняет собственную учебную деятельность первоначально с другими и с помощью учителя. При этом он должен знать о своих ограниченных возможностях, стремиться и уметь преодолевать свою ограниченность, это означает, что ребенок должен рассматривать основание собственных действий и знаний, то есть рефлексировать.

Как отмечает В.В. Давыдов, приобретение потребности в учебной деятельности соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться, овладения учебными действиями формирует умение учиться. Выполняя учебную деятельность первоначально совместно, проводя диалоги, дискуссии о выборе лучшего пути поиска, в процессе которых и возникают зоны ближнего развития, школьники поддерживают друг друга в принятии и решении задачи. Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно ее начинает выполнять каждый, становясь индивидуальным ее субъектом.

Список использованной литературы.

  1. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.
  2. Калмина Н.И. Иду на урок, Омск: изд-во ООИПКРО, 2002
  3. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М.: Народное образование, 1998

nsportal.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *