Что такое толерантность детям – 67 ?. , — .

Что такое толерантность По простому для детей и для взрослых.

Толерантность означает уважение к взглядам, нравам, религии, особенностям внешности других людей и народов. С латинского данный термин переводится как «терпимость». Это важное свойство характера учит быть зрелой и самодостаточной личностью и помогает овладеть искусством дипломатии. Толерантность означает умение принимать образ жизни других людей, давая им право иметь собственные взгляды на жизненные ценности, даже если они отличаются от вашего мировоззрения. Синонимом толерантности является уважение. Это качество характера, которое характеризует умение относиться к другим людям, как к равноправной личности, не показывая своей неприязни по отношению к представителям другой расы, сословия и национальности. Толерантность призвана развивать в людях сострадание к инвалидам и людям с ограниченными физическими возможностями, всегда оставаясь человеком с большой буквы.

Но не все знают, что изначально это слово появилось с развитием медицинских знаний в середине двадцатого века. Толерантность означает неспособность иммунной системы вырабатывать антитела и сопротивляться инородным вмешательствам. Фактически, это ослабление собственной защиты организма от внешних инфекций и агрессивных факторов.

В фармакологии слово «толерантность» проявляется в привыкании организма к лекарствам, которые больше не способны оказывать необходимый эффект. Это может происходить при длительном приеме различных медикаментов.

Автор Юлия Булданова

Толерантность – это твое уважительное отношение к другим людям. Когда тебя учат вежливо разговаривать со старшими, даже если тебе не хочется, то это и есть толерантность. Проявлять это качество, значит играть во дворе со всеми ребятами на равных, не смеясь над одеждой, игрушками и цветом кожи других. В мире живут очень разные люди, и каждый имеет право на отличие, поэтому нужно дружить со всеми. В твоей школе могут быть одноклассники другой национальности, но это не значит, что они хуже остальных. Вот как раз понимание этого и называется

толерантностью.

Автор Юлия Булданова

otvetcenter.ru

» Воспитание толерантности у детей

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность — значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий:

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность — уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности — это тяжёлый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы

Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • изучение иностранных языков
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир — многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее внутренний мир каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается агрессия, вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки — то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике — он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся — он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются — он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают — его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть — он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают — он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители — он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности — он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём — он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра — вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен — причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность — это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности:

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

paidagogos.com

как рассказывать детям про толерантность и своим поведением формировать толерантность у ребенка

Воспитание толерантности у детей перестало быть просто веянием моды. Сегодня мы больше, чем когда-либо общаемся с представителями других культур, народностей и религий. И наша успешность зависит от уважения к особенностям других людей, и умения сотрудничать и находить объединяющие вещи.

Толерантность — это сигнал того, что человек открыт к новым возможностям в различных аспектах жизни. И умение доброжелательно взаимодействовать с абсолютно разными людьми ребенок должен получать именно от родителей.

Но не все родители считают это достаточно важным. Особенно это касается тех, кому в жизни мало приходилось общаться с людьми других стран, религий и т. д. Но дети живут совсем не в таком однородном обществе, как жили родители. Поэтому им нужны совсем новые навыки общения.

Мы разные, и это прекрасно: как воспитывать толерантность у детей - изображение №1
Толерантность — это противоположность зашоренности и предрассудкам.
Мы разные, и это прекрасно: как воспитывать толерантность у детей - изображение №2

Позиция открытости и уважения к различиям, которые существуют среди людей. Это умение отвергать несправедливые стереотипы, преодолевать культурные несовпадения, искать общее и создавать союзы.

Воспитание толерантности у детей: что не заслуживает терпимого отношения

Толерантного отношения заслуживают далеко не все модели поведения. Поступки, которые причиняют боль другим, неуважительное отношение, подлость или буллинг, ложь, воровство и прочее нарушение социальных норм не заслуживает терпимости.

Мы разные, и это прекрасно: как воспитывать толерантность у детей - изображение №1
Толерантность — это принятие людей такими, какие они есть, а не принятие их плохого поведения.
Мы разные, и это прекрасно: как воспитывать толерантность у детей - изображение №2

Относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Как развить толерантность у детей

Как и другие качества, развивать толерантность у детей нужно очень искусно. Еще до того, как ребенок научится говорить, он внимательно следит — и подражает — родителям.

Отношение к окружающим настолько неотъемлемо прижилось в психологии родителей, что они редко о нем задумываются. Родители, которые демонстрируют толерантность в своей повседневной жизни, посылают мощный сигнал. В результате, их дети учатся ценить различия.

Что могут сделать родители для формирования толерантности у детей

  • Разговаривайте о том, что особенности других людей заслуживают принятия и уважения. Это поможет детям больше узнать о ценностях, которые вы стремитесь им привить.
     
  • Дайте ребенку возможность играть и учиться с детьми, которые отличаются от него. Это позволяет детям узнать на собственном опыте, что каждый из нас имеет свои отличия, и что этими отличиями мы и интересны.

Мы разные, и это прекрасно: как воспитывать толерантность у детей - изображение №1
Помните, что дети всегда слушают. Задумайтесь, как вы говорите о тех, кто отличается от вас. Не поддерживайте юмор, который увековечивает стереотипы. Многие, на первый взгляд, безобидные шутки подрывают толерантность и уважение.
Мы разные, и это прекрасно: как воспитывать толерантность у детей - изображение №2

  • Тщательно отбирайте книги, игрушки, музыку, живопись и фильмы. Помните, что медиа и поп культура имеет огромное влияние на формирующийся характер.
     
  • Указывайте на несправедливые стереотипы и говорите о том, как они показаны в СМИ.
     
  • Честно и уважительно отвечайте на детские вопросы. Это учит тому, что различия можно и нужно обсуждать, если это делается с уважением.
     
  • Признавайте и уважайте различия в вашей собственной семье. Демонстрируйте то, что принимаете различные способности, интересы и стили ребенка. Цените уникальность каждого члена вашей семьи.
     

Мы разные, и это прекрасно: как воспитывать толерантность у детей - изображение №3
Помните, что толерантность не означает терпимость неприемлемого поведения. Это означает, что каждый заслуживает уважительного отношения — и должен также относиться к другим с уважением.
Мы разные, и это прекрасно: как воспитывать толерантность у детей - изображение №4

  • Помогите ребенку научиться хорошо относиться, прежде всего, к себе. Дети, которые плохо относятся к себе, и к другим относятся плохо. Дети с сильным чувством собственного достоинства и уважением к себе более склонны относиться и к другим с уважением. Помогите ребенку почувствовать себя признанным, уважаемым и оцененным.

Конечно же, отмечая и восхваляя отличия других, не значит, что стоит отказаться от собственного наследия и культуры. Ваша семья может иметь свои давние культурные и религиозные традиции, которые являются поводом для гордости. Уважать и ценить традиции других нужно продолжая уважать и ценить свои собственные.

Источник: kidshealth.org

Читай также: 5 вещей, которые я расскажу своим детям о расизме

Читай также: Не треба «терпіти» мою особливу дитину: історія мами

Читай также: Воспитываем толерантного ребенка: как объяснить, кто такие дети с синдромом Дауна

Загрузка…

www.uaua.info

О дне толерантности детям | Международный день терпимости

Каждый год 16 ноября люди во всём мире отмечают Международный день, посвящённый терпимости, или коротко — День толерантности. Этот день был утверждён ЮНЕСКО в 1995 году, но с каждым годом он приобретает всё большее значение, поскольку развитие толерантности всё чаще осознаётся одной из важнейших задач современности. Достаточно открыть свежие новости в газете или интернете, чтобы увидеть к каким трагедиям приводит враждебное отношение к чужой культуре, религии, языку. Не вызывает сомнений, что если бы человечество научилось быть более толерантным, мы бы жили в мире лучшем, чем сегодня. Поэтому так важно говорить об этом именно с детьми, ведь терпимость зависит в первую очередь от культуры и воспитания, она не появляется вдруг и её нельзя просто установить законодательно.

Что такое толерантность?

что такое толерантность для детей начальной школыМожно просто сказать, что толерантность — это терпимость к другим. Но на этом простота и закончится, ведь не должны же мы быть терпимыми к тому, что сильный обижает слабого или сосед мусорит в подъезде. С этим вопросом важно разобраться самому, чтобы уметь научить этому ребёнка. Итак, при кажущейся простоте темы, в ней есть два подводных камня, которые легко могут привести в заблуждение.

Первый мы обозначили: толерантность не означает терпимости к преступности, хулиганству, хамству и другим не лучшим проявлениям человека. Терпимым нужно быть к тому, что «люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям». Это слова из Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО. Как видим, они говорят о различиях в людях и именно в этом и заключается правильное понимание толерантности. Мы должны признать, что все люди разные, но при этом равные. Это означает, что если мы видим, что представитель другой национальности или религии совершает преступление, то мы должны осуждать его за плохой поступок, а не за то, что он сам другой, отличный от нас. Нужно научиться отличать одно от другого и научить этому детей.

Другой подводный камень заключается в самом слове «терпимость». Из-за него можно подумать, что нас просят научиться что-то терпеть, закрывать глаза на других людей, которые нам не нравятся. В действительности принцип терпимости учит совсем другому: в первую очередь мы должны учится не чувствовать враждебности к другим за то, что они другие, а не сдерживать проявления этой враждебности в себе. Не следует путать слова «терпимый» и «терпящий». Научиться быть терпимым означает избавиться от необходимости терпеть.

Как рассказать детям о толерантности?

как рассказать о дне толерантность детям в начальной школеМы убедились, что даже для взрослого тема толерантности может оказаться не самой простой. Тем более, не так просто объяснить её детям, и всё же это можно и нужно сделать, и для этого есть множество способов. Вот некоторые из них:

  1. Обращайте внимание ребёнка на примеры толерантности и её отсутствия. Не нужно ничего придумывать! В большинстве современных полнометражных мультфильмов или фильмов для детей тема терпимости так или иначе затрагивается. Если ваш ребёнок любит мультфильмы — замечательно. Но после того, как он посмотрел очередной (на пример, с вами в кинотеатре), обратите его внимание на примеры терпимости или нетерпимости в истории. Объясните, как это важно и что в жизни нужно не только быть терпимым, но и не боятся это показывать другим. Ребёнок стремится имитировать ролевые модели героев истории. Достаточно акцентировать ему примеры толерантности в этих моделях, и он захочет повторить их в жизни.
  2. Научите ребёнка замечать разнообразие мира и людей. В современном мире глобальной культуры дети восхищаются певцами, актёрами и спортсменами самых разных национальностей, культур, цветов кожи. Обращайте их внимание на это, рассказывайте разные интересные истории из их биографии или о стране, откуда они происходят. Ребёнок должен привыкнуть к той мысли, что он живёт в очень богатом и разнообразном мире, и если он хочет быть похожим на своих кумиров, ему нужно научиться любить мир именно таким. Полезны ситуации, где ребёнок сам может почувствовать себя другим и понять, как это важно, когда к тебе относятся как к равному. Для этого особенно полезны поездки за границу, где можно познакомится с другими культурами и понять на себе, что значит открытость и гостеприимство. Если же таких в ближайшем будущем не планируется, то стоит обратить внимание на фестивали национальных культур, которые проводятся регулярно и на большинстве предусмотрена детская программа. Важно не просто сходить туда вместе с ребёнком, но рассказать ему, как это здорово, когда рядом сосуществуют разные культуры и как интересно погрузится то в одну, то в другую из них. Наконец, для знакомства с чужой культурой подойдёт даже посещение хорошего ресторана национальной кухни. Попробовать непривычное, но вкусное блюдо – это замечательный урок жизни в толерантном мире.
  3. Помогите ребёнку научиться видеть знакомое, в том, что сначала кажется чужим. Для развития толерантности важно понимать, что хотя люди и могут чем-то отличаться от нас, но всё же в нас всех гораздо больше общего – есть мама и папа, дом, друзья и любимые игры. Для детей младшего возраста это можно объяснить на примере животных. Для них в играх или небольших сценках, которые разучивают с педагогом, привычно быть зайчиками, лисами, медведями – обычными героями волшебных сказок. Устройте так, чтобы в новой игре или сценке дети побыли змейкой, жучком, паучком, жабой, летучей мышью и так далее. При этом сюжет игры или сценки не должен как-то сильно отличаться от обычных. Это поможет детям понять, что хотя эти животные и могут вызывать неприязнь или даже страх в обычной жизни, они на самом деле ничем не хуже остальных, у них есть обычные дела и заботы, и никто не виноват, что родился змейкой, а не медведем.

Это только три примера, но их, конечно, может быть гораздо больше. Самое главное – самому понять основные принципы толерантности и не забывать о них, когда знакомишь ребёнка с миром. Стоит ли говорить, что главный пример для ребёнка – это его родители. Учить нужно на своём примере и тогда уроки усвоятся очень легко.

mamamozhetvse.ru

Толерантность на неделю. Как учить детей терпимости и принятию

«С 12 по 16 ноября пройдёт неделя толерантности». Такое объявление недавно висело на доске в школьном коридоре. Интересно, администрация школы на эту неделю станет терпимее к цветным волосам учеников? Или, может, к тому, что у всех детей разный темперамент и разные возможности? По моему опыту, школьная и детсадовская неделя толерантности — это только про принятие людей разных национальностей, больше ни про что. А зря!

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Само слово «толерантность» в последнее время уже стало ругательным, даже учителя смущаются, когда вынуждены его произносить.

Как-то неловко пропагандировать терпимость, когда кругом жёсткие рамки норм и стандартов. Но в рабочем плане, спущенном учителям из руководящих инстанций, написано: «Провести неделю толерантности». Так что готовьте, мамы, костюмы народов России и мира, учите песни и танцы.

Если говорить серьёзно, то с толерантностью у нас плохо. У нас, у взрослых, в первую очередь. Мы нетерпимы к другим взглядам, к нестандартному внешнему виду, к физическим особенностям. К сожалению, взрослые нетерпимы к инклюзии: педагоги не умеют работать с детьми с учётом их индивидуальных особенностей, родители — боятся. Вот и оправдываются: дети же «не такие», пусть отдельно от «таких» учатся. Да что там инклюзия — только в некоторых редких школах толерантны к синим волосам.

Нас очень напрягают нестандартные одежда и причёска. Даже если это подросток, которому просто положено эксперементировать с внешностью

Мы живём в эпоху трансформации понятия «норма». Старые нормы вроде бы уже выглядят архаичными, а новые, с их гуманистическими оттенком, пугают неизвестностью и противоречиями старым устоям.

В этой ситуации школы выступают зеркалом общества. Они балансируют между воспитанием критического мышления и тотальным контролем над каждым внутренним движением ученика. Балансируют между принятием нуждающегося в особых образовательных условиях ребёнка в класс и выдавливанием этих же детей из школы с помощью отсутствия специальных условий.

И хочется, и боязно. Неизвестно, что будет и куда дальше подует ветер. Время перемен, всякое может быть. Поэтому окей, толерантность, но только на неделю, пожалуйста. В остальное время — как в бумажке написано, так и надо. На всякий случай напишем побольше таких бумажек.

С другой стороны, не будь этой недели, может, школа бы совсем эту тему поднимать не стала? Наверное, так. Школе и учителям сегодня есть чем заняться. Неделя терпимости к разным нациям — это вообще очень хорошая неделя. Она хотя бы не про противоположную тему (тоже сегодня популярную) — не про войну, не про врагов.

Ладно. Если уж у нас всего одна неделя толерантности, давайте тогда остальные сделаем неделями нетерпимости к агрессии, к травле и к противозаконным действиям, а? Или хотя бы будем делать малюсенькие шаги к осознанию того, что все мы разные, но это интересно, а не страшно.

Можно поиграть с детьми в игру, предложив найти 10 отличий друг от друга, а затем 10 схожих черт

В зависимости от возраста, игру можно усложнять, сужая область сравнения. Начать можно с простых, очевидных признаков (цвет волос, рост, одежда, имена). Ребята постарше могут в обсуждении выяснять сходства и различии вкусов в еде, музыке, кино.

Ещё один абсолютно нейтральный способ воспитывать толерантность — учить детей тому, что всегда есть другая точка зрения, другое решение, другой вариант чего бы то ни было. Можно периодически спрашивать у детей, как иначе можно было бы поступить в той или иной ситуации, как можно было бы сделать по-другому? По-другому можно сделать почти всё! Можно просто изменить какую-то одну характеристику. Например, спеть можно громче или тише, быстрее или медленнее. Спеть с танцем или раскачиваясь, кружась парами или в хороводе.

У детей надо почаще спрашивать, как можно что-либо сделать иначе, и не критиковать их, а соглашаться: «Да, и так можно». В процессе такой игры и ребёнок, и (главное!) выслушивающий его ответы взрослый, учатся принимать всё разнообразие возможных вариантов, разнообразие жизни вокруг.

Так задумано, что мы разные. В этом наша сила, в этом глубокий смысл и огромное поле возможностей. Для меня принятие именно этой совсем очевидной мысли и кроется за словом «толерантность».

Иллюстрация: Shutterstock (Lorelyn Medina)

mel.fm

Урок «Что такое толерантность?»

МАОУ «Металлурговская СОШ»

hello_html_666e44a3.gif

библиотечный урок

Подготовила: библиотекарь Сунегина

Валентина Владимировна

2015 год

Что такое толерантность?

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием «толерантность»;

  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

  • способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня вы будете сидеть не так как всегда. Мы разделимся на группы. На столах лежат круги разных цветов. Возьмите по одному кругу и сядьте за тот стол, где лежит круг того же цвета, что и вас.

Вы разбились на три команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

  1. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.

Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока, нужно отгадать ребус. У вас на столах лежат конверты. Выньте из них содержимое. Это части картинки, если вы правильно её соберёте, то узнаете тему нашего урока (Толерантность).

Учитель: Что вы видите на картинке?

— Детей.

Учитель: Они похожи?

Нет.

Учитель: А почему, в чём разница?

У них разный цвет кожи.

Учитель: Сегодня мы поговорим о толерантности.

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение.

III. Игра «Комплименты».

Давайте поиграем в игру «Комплимент». Для этого встанем в круг, возьмёмся за руки. Каждый придумывает комплимент и говорит его соседу, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и так далее.

Вывод: Видите, как приятно получать комплимент в свой адрес. Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые отрицательные качества, о которых промолчали, понимая, что и у нас есть что-то, что хотели бы исправить в себе.

Человек, который может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку – толерантный человек. Сделав добро, человек сам становится, лучше, чище, светлее.

Ребята, скажите, что значит быть толерантным человеком?

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все мы – разные, все мы – равные!

IV. Основная часть.

Перед вами цветок толерантности. Давайте рассмотрим лепестки этого цветка. Ребята, скажите какими качествами должен обладать толерантный человек? (Сострадание, сотрудничество, прощение, уважение человеческого достоинства, милосердие, уважение прав других, принятие другого таким, какой он есть)

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Учитель: Мы все разные, но мы вместе. Скажите, чем мы похожи, что нас объединяет?

  • Все мы люди

  • Живём на одной планете

  • Живём в одном городе

  • Учимся в одной школе

  • Живём на одних улицах

  • Носим одежду

  • Занимаемся одним делом

  • Похожи глаза, волосы

Учитель: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, а что нас отличает друг от друга?

  • Рост

  • Цвет волос, глаз

  • Одежда

  • Знания

  • Национальность

  • Фигура

  • Возраст

  • Характер

  • Культура

  • Религия

Учитель: Ребята, представьте, что наступит время, когда на Земле все люди будут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос, одежда и так далее). Каким будет этот мир, как люди будут жить в нём?

Учитель: Хорошо или плохо, что мы все разные?

Учитель: Проявлять толерантность – значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Мир людей – это мир, где происходит общение между самыми разными людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным. А любое общение начинается с особого ритуала – приветствия.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» — солнцу и птицам.

«Доброе утро!» — улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

И доброе утро длится до вечера.

Учитель: А как вы здороваетесь с разными людьми? От чего зависит способ приветствия? А знаете ли вы, как здороваются представители других национальностей?

Обычай приветствовать друг друга при встрече, пожалуй, самый древний из сохранившихся в обществе до наших дней. Приветствие является свидетельством уважения, своеобразным «индикатором» вежливого отношения к окружающим. Способы приветствия в разных странах значительно отличаются друг от друга.

Учитель: Каждый человек хочет, чтобы окружающие относились к нему доброжелательно, ценили, уважали и поддерживали в трудную минуту.

А сейчас мы поиграем в игру «Собери пословицы и поговорки». В конвертах лежат части пословиц и поговорок, нужно правильно их сложить.

Добрые дела

делать добро

Спеши

красят человека

Без добрых дел

нет доброго имени

Жизнь дана

платят

За добро добром

на добрые дела

Добрые дела красят человека.

Спеши делать добро.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

За добро добром платят.

Учитель: Толерантность – это не простое чувство,

Его не в раз приобретёшь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам всё это поймешь.

Толерантным быть – это искусство,

Твёрдо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны

Русские и украинцы, башкиры и татары

Ответим друг другу чувством высоким –

И хрупкий мир мы сможем сохранить.

П. Александров

Наша Земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю толерантности.

Слово толерантность есть практически во всех языках мира и понимают его в разных странах одинаково. Теперь мы вместе вырастим дерево Толерантности на нашей планете. Для этого выполним небольшую творческую работу. На доске нарисован ствол дерева, крону составим из листочков с вашими высказываниями на тему «Что такое толерантность?». Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир!

V. Итог урока.

Благодарю всех за активное участие. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей и не надо корить себя за это. Однако, важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Пусть каждый из вас, наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля!

infourok.ru

Классный час «Толерантность — это….»

Классный час о толерантности (9 класс)

Цели:

-познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

-развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

-дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

-развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

-воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

-способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).

Ход классного часа

— Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Это

-Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению        

-Сострадание        

-Принятие другого таким, какой он есть

-Прощение        

-Толерантность        

-Принятие другого таким, какой он есть

-Уважение прав других        

-Сотрудничество, дух партнерства        

-Милосердие, Уважение человеческого достоинства

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Определение слова «толерантность»

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

1.Какое из определений вам импонирует более всего?

2.Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

3.А что же объединяет эти определения?

4.Какое из определений вам импонирует более всего?

5.Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

6.А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Упражнение «Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

— Подожди, я подойду к нему, — сказала девушка.

— Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, — ответил молодой человек, сжав ее руку.

— Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

— А нам-то что? Он сам виноват.

— Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

— Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

— Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

— Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, — он попытался увести ее.

— Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

— Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

— я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

— Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

— Послушай, — обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, — у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

— Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

— Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

— У вас открытый перелом, — проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, — она быстро подошла к телефонному аппарату.

— Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

— Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

1.Почему молодой человек отказался помочь?

2.Как бы вы поступили в этом случае?

3.Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

4.Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

 

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, — это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности:

-Толерантный

-Интолерантный

Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

понимание и принятие

чуткость,

любознательность

снисходительность

доверие, гуманизм        

непонимание

игнорирование

эгоизм

нетерпимость

выражение пренебрежения

раздражительность

равнодушие

цинизм

немотивированная агрессивность

        

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» —

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

— О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

— Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

— О, мой король, — вскричал солдат, —

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

— А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

— Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

— А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

— В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся:

-Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

-Как вы думаете, почему изменился король?

-Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Задание Составить с учащимися правила толерантного общения. Например:

-Уважай собеседника.

-Старайся понять то, о чем говорят другие.

-Отстаивай свое мнение тактично.

-Ищи лучшие аргументы.

-Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

-Стремись учитывать интересы других.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

-любовь;

-прощение;

-терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.

Подведение итога классного часа и рефлексия.

nsportal.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *