Тьюторы это в образовании – Кто такой тьютор и что такое тьюторство?

кто это, чем занимается, кто может стать тьютором, тьюторство в образовании.

В странах СНГ тьюторство – относительно новый вид педагогики. Далеко не все родители знают, кто такой тьютор, хоть и существует немало сфер, где эта профессия применима: детские садики, ВУЗы, школы и работа с детьми, имеющими особенности здоровья. Оказание услуг может быть инклюзивным и дистанционным. Необходим ли тьютор всем детям, чем конкретно он занимается, и кто может стать ним?

Кто такой тьютор

Кто такой тьютор и чем он занимается

Тьютор – это специалист, который сопровождает (фигурально или буквально) ребенка во время его процесса обучения или адаптации к новым условиям.

Пример: малыш, переходящий из детского садика и школу. Ему сложно понять, в чем заключаются изменения, но учителя практически сразу ждут от него усидчивости, полного послушания и т.д. Большинство педагогов рассчитывает на появление у ученика внутренней мотивации к обретению знаний. Такая мотивация обычно построена на личных желаниях и определенности ребенка, которому нужно четко понимать цель обучения. Это не всегда появляется «само по себе», и тут на помощь приходит тьютор.

Другой пример: ребенок вынужден перейти в другую школу. Чтобы обучение проходило эффективно, ему нужно разобраться в нюансах нового места: как здесь все устроено, какие есть новые возможности и ограничения. Важно в быстрые сроки «перестроиться», подкорректировать поведение, привычки, внести изменения в образовательную стратегию. Тьютор – это профессионал, помогающий в таком переходе.

В задачи специалиста входит и работа с детьми, имеющими особенности здоровья или особые потребности в период обучения. Нередко они работают с ребятами, больными аутизмом или ДЦП, и эффективность такой поддержки не единожды доказана практикой.

Кто может быть тьютором

Профессия тьютора набирает популярность: соответствующих курсов немало. Освоить специальность может почти кто угодно, независимо от пола и возраста.

Кто обычно посещает подобные курсы:

  • люди, заинтересованные в помощи детям с особенностями здоровья, желающие помочь им жить полноценной жизнью и получать знания наравне со сверстниками;
  • студенты, ищущие подработку на период учебы, с целью работы по этому направлению и в будущем;
  • специалисты, желающие повысить свой уровень и обрести практику в сфере тьюторства.

С некоторых пор должность закреплена российскими нормативными актами. Обязанности тьютора: сопровождение детей в реализации индивидуальных программ в образовательной сфере. Имеется множество методических подходов, помогающих тьютору в организации деятельности.

Хотите заниматься тьюторством в школе? Требуемые качества: терпеливость, коммуникабельность, умение расположить человека и необходимые для должности навыки. Сертификата тьютора для успешной работы с детьми будет недостаточно: потребуется большая затрата энергии, времени, сил. Полагаете, что справитесь? Ищите подходящие курсы.

Обучение

Функции и обязанности данной профессии

Обязанности, входящие в непосредственную деятельность тьютора:

  • Проведение совместно с тьюторантом анализа ресурсов образовательной среды для осуществления образовательных целей;
  • Оказание содействия тьюторанту в формировании и осуществление индивидуальной учебной программы.
  • Сопровождать подопечного в реализации индивидуальной образовательной программы;
  • Обеспечение развития индивидуальных образовательных потребностей с учетом его особенностей;
  • Организация анализа и оценки подопечным процесса воплощения индивидуальной программы;
  • Осуществление выбора форм тьюторского сопровождения с пониманием личностных и возрастных особенностей ученика, и профессиональных предпочтений тьютора.
  • Сотрудничество с лицами, заинтересованными в создании условий, необходимых для воплощения индивидуальной образовательной программы;
  • Разработка и адаптация методического инструментария тьюторской деятельности;
  • Организация образовательной среды для реализации индивидуальной программы ученика;
  • Обеспечение эффективного и рационального использования имеющихся ресурсов образовательной среды;
  • Ведение рабочей документации тьютора.

Тьюторы в образовании

Тьютор для ребенка

Родители детей, имеющих некие отклонения в здоровье (аутизм, ДЦП, любые другие формы инвалидности) все чаще пользуются услугами тьюторов. Несмотря на существование положительных примеров обучения «особых» детей в общеобразовательных школах, зачастую ребенок-инвалид все же сталкивается с рядом проблем, ведь система образования и общества пока не готова полностью соответствовать его потребностям. В этом случае участие тьютора становится особенно актуальным, ведь он может присутствовать с ребенком на занятиях, помогать ему в адаптации к школьным условиям. К слову, часто к помощи специалистов прибегают не только болеющие дети, но и высокоодаренные. Их схожесть в том, что они нуждаются в индивидуальном плане развития и образовательного процесса, помогающего максимально реализовать потенциал.

Многие родители детей с инвалидностью согласятся с тем, что помещение таких ребят в обычную среду порой становится опасным экспериментом. В России и прочих странах СНГ в обычных образовательных учреждениях пока не созданы все условия для инвалидов, и неудобства обеспечены не только ребенку, но и окружающим. В этом случае тьютор становится своеобразным посредником. Сопровождение такого человека обычно наилучшим образом сказывается на адаптации и уровне образования ребенка.

Тьютор в школе

Во многих школах тьюторством уже никого не удивишь. Специалист не воспринимается здесь как нянька, а является наставником и сопровождающим учеников. Он помогает детям обрести собственное место в жизни и понять, чего им хотелось в будущем, раскрыть таланты, скрытые способности. Также важно понимать, что тьютор не является учителем и никаким школьным предметам не обучает. Психологом его тоже не называть – для этих целей имеется настоящий психолог, несущий ответственность за психологическое здоровье всех учащихся. Попросту говоря, он не работает сразу со всей школой или классом. Обычно он тесно контактирует с 4-7 учениками, курируя их на протяжении нескольких лет учебы – иногда и с первого до выпускного класса.

В школе

Естественно, каждый ребенок индивидуален и требует соответствующего подхода. Каждый из них нуждается в человеке, помогающем в раскрытии скрытых талантов и направляющем его способности в нужном ключе, вырабатывая комфортную индивидуальную образовательную программу.

Особое значение это имеет для учащихся старших классов, когда немало актуальна тема о выборе дальнейшей сферы деятельности. Проявляя интерес к талантам и способностям школьника, тьютор сумеет понять, какими интересами тот живет, и что ему будет интересно в будущем. Безусловно, речь не идет о настойчивых требованиях со стороны специалиста – ученику лишь предлагается рассмотреть тот или иной вектор развития. Также школьник получает ценные советы в установлении контактов со сверстниками, учит осознанно относиться к своим действиям и безболезненно решать конфликты. Каждый родитель или опекун сам решает, насколько необходимо участие специалиста в развитии и становлении школьника.

psylogik.ru

Тьюторство в образовании — это… Что такое тьюторство в дошкольном образовании

Сейчас все стараются адаптировать условия образования и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В современном обществе люди пытаются максимально интегрировать детей с ограниченными возможностями. Для этого на всех ступенях образования вводятся инклюзивные технологии, которые позволяют ребенку социализироваться. И один из таких методов — это тьюторство в образовании.

Что это такое

Тьюторство в образовании — это сопровождение семей или детей, у которых имеются особые потребности в обучении и воспитании. Внедрение данного вида деятельности является важным шагом в их социализации. Так же тьюторство широко используется для сопровождения проблемных семей, в том числе и для детей с девиантным поведением.

Само слово «тьютор» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «домашний учитель». И это принципиальное различие: такой человек отличается от привычных педагогов дошкольных и школьных учреждений. Так как одной из первостепенных его задач является защита ребенка и помощь в его социализации.

Тьюторство в образовании — это закрепление за ребенком наставника, который сможет помочь ребенку и скорректировать его развитие.

тьюторство в образовании это

Основные аспекты

Несмотря на то что данный вид педагогической деятельности появился относительно недавно, ее стараются внедрить в образовательные институты. Но сложность этой профессии заключается в том, что на тьютора не учат в вузах, хотя специальность совсем не такая простая, как может показаться на первый взгляд:

  1. Тьютор помогает решить проблему с обучением, которая часто возникает из-за того, что учебная программа не учитывает индивидуальные особенности ребенка. Все это влияет на успеваемость, усвоение материала и поведение ребенка на занятиях.
  2. Тьютор должен помочь личностному развитию ребенка и раскрытию его потенциала. Он должен суметь заинтересовать, найти нестандартные подходы, расширить поле исследовательской деятельности своего подопечного.
  3. Тьютор сопровождает его на всем образовательном пути. Поэтому можно сказать, что этот вид деятельности нацелен на достижение конечного результата.

Как видно из всего вышеперечисленного, тьюторство в образовании — это не простая поддержка детей или семей. Это помощь ребенку в учебе, культурном и личностном развитии.

тьюторство в дошкольном образовании

Технология тьюторства

Названный вид педагогической деятельности относится к гуманитарному сопровождению ребенка. Основная технология в тьюторстве — педагогическая поддержка и учебно-воспитательное взаимодействие. Под этим подразумевается, что ребенок совершает действие, а тьютор создает необходимые для этого условия.

Используются следующие методики:

  • разбор практических ситуаций;
  • демонстрация окружающим достигнутых результатов;
  • дебаты — эта методика широко используется в занятиях с подростками, для которых важно формирование соревновательного и коммуникативного навыка.

Реализуются перечисленные методики при помощи следующих технологий:

  • составления портфолио;
  • групповой и индивидуальной консультации;
  • проведения тренингов;
  • применения информационных технологий.

Рассмотрев, что такое тьюторство, и какими методами оно осуществляется, следует более подробно проанализировать эту педагогическую деятельность в дошкольных и школьных учреждениях.

тьюторство в школе

Работа тьютора в ДОУ

Введение сопровождения еще на этапе раннего развития ребенка помогает скорректировать и предупредить дальнейшие проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе обучения. Именно в дошкольном возрасте тьютор закладывает основы для успешного освоения социальных норм и личностного развития.

Тьюторство в дошкольном образовании подразумевает активное участие и родителей, потому что для малышей главным ориентиром являются взрослые. Глядя на их модель поведения, ребенок перенимает некоторые их особенности. И задача тьютора состоит в том, чтобы увидеть возможные трудности в развитии и скорректировать их.

Тьютор разрабатывает индивидуальный маршрут с учетом всех особенностей подопечного. Он должен включать разнообразные способы исследовательской и познавательной деятельности, чтобы стимулировать у малыша интерес к самостоятельному получению знаний.

тьюторство технология педагогической поддержки

Сопровождение в школьных учреждениях

Тьюторство в школе подразумевает интеграцию в коллективе детей с особыми потребностями в обучении. Такое сопровождение помогает особым детям социализироваться в обществе. А у детей, окружающих такого ребенка, воспитывается чувство толерантности, ответственности и заботы по отношению к сверстникам и другим людям.

Закрепление за ребенком педагога-тьютора не означает, что он ежеминутно опекает ученика. Наоборот, он стремится поддерживать в нем самостоятельность. Это не школьный учитель (его задачей не является преподавание) и не психолог, задача которого состоит в том, чтобы скорректировать психическое развитие и создать нужную атмосферу для ученика.

Тьютор, скорее, — это друг, который помогает раскрыться творческому потенциалу подопечного, преодолеть неуверенность в себе, скорректировать проблемы в обучении. Для этого и разрабатывается индивидуальная программа с учетом всех особенностей ребенка. При этом не стоит забывать, что тьютор должен взаимодействовать с учителями и другими специалистами (психологом, логопедом) и родителями, чтобы добиться нужного результата.

что такое тьюторство

Проблемы тьюторского сопровождения

В современном образовании наличие во всех образовательных институтах (ДОУ, школе) педагога-тьютора позволило бы решить многие проблемы в обучении и социализации детей. Но почему-то такая практика существует не во всех учреждениях. Дело в том, что положение этого педагога достаточно шатко и неопределенно в образовательном сообществе.

Самая главная проблема — это отсутствие программ, по которым готовили бы тьюторов. Так как они работают с детьми, имеющими особые потребности в развитии, то нельзя, чтобы в этой сфере работали неквалифицированные педагоги. И них должно быть, как минимум, педагогическое образование, потому что такой специалист должен знать все закономерности физического и психического развития ребенка, а также методики взаимодействия с детьми и родителями.

К сожалению, в детских садах и школах не прописаны должностные инструкции для тьютора, и чаще всего наличие этой должности даже не предусмотрено в штате. Все это, конечно, не создает благоприятную рабочую обстановку для педагога.

технология тьюторства

Кто может работать тьютором

Несмотря на то что пока профессиональные учреждения названных специалистов не готовят, необходимость в них с развитием инклюзивного образования возрастает. Тьютором может стать любой человек, имеющий педагогическое образование. Очень важно и наличие определенных личностных качеств: желания помогать, готовности к постоянному саморазвитию, ответственности, любви к детям.

Тьютор должен уметь находить подход к каждому ребенку и способствовать раскрытию его личностного потенциала, успешному взаимодействию с окружающими людьми. Тогда ребенок вырастет гармоничной личностью.

fb.ru

В российском образовании появилась новая должность тьютора — Российская газета

В профессиональных квалификационных группах приказами минздравсоцразвития теперь значатся неведомые до сих пор диспетчер образовательного учреждения, диспетчер факультета, советник при ректорате, учебный мастер и тьютор.

Пожалуй, больше всего вопросов вызывает введение должности тьютора. Чем же будет заниматься в школе этот человек?

Tutor — в переводе с английского (именно из Англии пришел к нам этот «персонаж») значит — «домашний учитель, опекун». Это же слово, но в качестве глагола, переводится как — «обучать, давать уроки, наставлять». В туманном Альбионе такой наставник прикрепляется к ученику сразу по прибытии в среднюю школу. И «ведет» его вплоть до поступления в высшее образовательное учреждение. Да и там не оставляет: помогает работать над проектами. Например, сейчас в Оксфорде 60 процентов учебного времени отводится на работу с тьютором, а остальные 40 — на лекции и семинары.

Тьютор в понимании англичан — наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник ученика на пути выбора дальнейшего образовательного направления и в целом чуть ли не «мама родная». Для школьников и студентов Великобритании такой подход вполне уместен, ведь многие учебные заведения в этой стране работают по принципу пансиона: ребенок живет в «школьном городке», лишь на выходные выбираясь в родительский дом. Поэтому именно с тьютором в течение недели обсуждаются все проблемы: почему не дается тот или иной предмет, как подружиться с одноклассниками, что ответить обидчику, как удачнее развить тему по какому-либо предмету…

Но сегодня практически в каждой российской школе работает омбудсмен, который защищает права школьника, психолог, социальный работник, классный руководитель, наконец. Получается, что должность тьютора вбирает в себя практически все эти функции. Чем он, допустим, отличается от классного руководителя? Последний следит за успеваемостью, поддерживает связь с родителями, водит ребят в походы. А вот тьютор работает не с целыми классами, а с маленькими группами, с каждым конкретным школьником: помогает ребенку разобраться в успехах, неудачах и правильно сформулировать цели на будущее.

— В образовательных учреждениях должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля, — уверен директор департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко.

Оказывается, в некоторых российских школах уже есть специалисты, готовые помогать ученику индивидуально организовывать мини-кружки для ребят из разных классов, но со схожими интересами. За каждым наставником там «закреплено» не более двух-трех школьников. На этих должностях работают самые квалифицированные учителя и даже вузовские педагоги. Зарплату получают повышенную, так как, по словам некоторых учителей, статус тьютора значительно выше, чем рядового преподавателя.

— Действительно эта профессия очень дорогая и эксклюзивная, — говорит президент тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева, которая существует уже более 10 лет и имеет филиалы в нескольких российских регионах. — В Европе достаточно немного мест, где готовят тьюторов, например Оксфорд и Кембридж.

В России нет пока учебных заведений, где готовили бы именно тьюторов. Но зато есть уже три сертифицированных центра по подготовке тьюторов: в Томске, Ижевске, Москве. В принципе там любой учитель сможет обучиться технологии тьюторского сопровождения.

Появление официальной должности тьютора в квалификационных группах не означает, что во всех школах в обязательном порядке появятся такие специалисты. Брать на работу отдельного тьютора, отправить на повышение квалификации штатного педагога или вовсе проигнорировать такое нововведение — решает сама школа.

Кстати, у слова «тьютор» есть хорошие переводы на русский язык: репетитор, наставник. Почему бы не пользоваться ими? Однако в минобрнауки решили пользоваться общепринятой в мире терминологией.

rg.ru

Что такое тьюториал в образовании

Понятие тьюторства и его основные моменты

Определение 1

Тьюторство – это сопровождение в образовании, необходимое для учащихся с особенностями в развитии и ориентированное на упрощение их социализации.

Определение 2

Тьюториал — это методика построения индивидуальных программ обучения, направленных на коллективное обучение учащихся, нацеленное на развитие их коммуникативных навыков и рефлексии.

В качестве субъекта тьюториала выступает педагог, осуществляющий тьюторскую деятельность.

Процесс образования детей, которым требуется особый подход, чье поведение является девиантным требует применения квалифицированной профессиональной помощи педагогов. В этой связи, за такими учащимися закрепляется особый специалист – наставник, который оказывает поддержку ребенку и корректирует его развитие в нужном направлении.

Тьюторская миссия является посреднической, помогающей реализовать качественную и эффективную образовательную деятельность, найти продуктивный подход к проблемным учащимся, помочь их нормальному развитию, воспитать, необходимые для общества нравственные качества.

Тьюторская деятельность ориентируется на работу с проблемными семьями, родителями учащихся и воспитанников. Это достаточно сложная деятельность, которая реализуется в следующих основных направлениях:

  1. Разрешение затруднений учащихся с усвоением учебных программ, курсов, отдельных дисциплин. Каждый учащийся имеет специфику развития, особенности в интеллектуальных навыках, что не делает возможным одинаковое усвоение учебного материала. Это влияет и на успеваемость и, как следствие, на психическое развитие и эмоциональное состояние ребенка. Тьютор помогает устранить эти проблемы;
  2. Оказание помощи и поддержки в развитии личности учащегося, раскрытии его потенциала и творческих способностей. Работа тьютора характеризуется применением нестандартных подходов, навыков стимулирования к познанию, способности понять и принять ребенка с разнообразными проблемами;
  3. Деятельность тьютора является целенаправленной. Она ориентирована на определенный результат. Тьютор сопровождает своего подопечного на всех этапах учебно-воспитательного процесса, помогая осуществить переход между ними и достичь нужных результатов.

Среди основных моментов тьюторства в образовании можно выделить следующие:

  • Деятельность носит компенсаторный характер, помогая скорректировать успеваемость учащихся, организовать дисциплину, составить программу дополнительных занятий. Целевым назначением работы тьютора является стирание несоответствия между существующей учебной программой и реальными способностями и возможностями учащихся;
  • Тьютор применяет средства просвещения, с целью развития личностного потенциала учащихся, раскрытия их творческих способностей, формирования стремления к познанию и развитию. Тьютор стремится сделать из учащегося потенциального исследователя, способного самостоятельно проектировать свою деятельность и планировать каждый этап ее прохождения;
  • В процессе тьюторства, учащийся должен пройти этапы культурного развития, личностного формирования и постепенного профессионального самоопределения.

Методики организации тьюторской образовательной деятельности

Процесс взаимодействия специалиста с подопечными носит гуманитарную направленность. Это означает, что педагогом организуется учебно-воспитательное взаимодействие и педагогическая помощь в усвоении программ обучения, социальной адаптации, привыкании к педагогическому процессу.

Тьютор только направляет деятельность учащегося в нужное русло, обеспечивая для этого все необходимые условия. Учащийся, на базе грамотной организации, специально разработанных условий осуществляет определенные действия.

Процесс тьюторской деятельности реализуется в таких основных формах:

  1. Проведение персональных консультаций. Такая форма носит индивидуальную направленность деятельности. В расчет берется учет специфических свойств развития каждого учащегося, его личностные характеристики, чтобы помочь направить его развитие в верном, продуктивном направлении.
  2. Проведение групповых консультаций. Педагог организует проведение бесед с коллективом учащихся, с сходными проблемами и потребностями. Сопровождение тьюториала носит стимулирующий характер, имеет коммуникативную и рефлексивную направленность.
  3. Проведение образовательных семинаров. Такое обучение носит групповой и открытый характер. Оно строится на базе необходимости развития мыслительных способностей учащихся, развить их рефлексию и коммуникативные навыки. Для этого применя.ются интерактивные и интенсивные методики обучения.
  4. Разработка образовательного события. Эта форма помогает сформировать мотивацию к познанию, разработать программы индивидуального обучения, привлечь учащихся к различным видам деятельности. В качестве события могут быть применены экскурсии, экспедиции, проведение экспериментов, выполнение лабораторных работ, прогулки.

Тьюторская деятельность реализуется посредством применения следующих методик:

  1. Рассмотрение практических ситуаций и процессов. Эта методика получила название кейс-обучения. Она предполагает проведение детального анализа конкретного явления или события, являющегося значимым в учебно-воспитательном процессе или жизнедеятельности учащегося.
  2. Показ окружающим достигнутых итогов деятельности.
  3. Организация дебатов.
  4. Методы проблемного обучения.
  5. Проведение психодиагностики.

Каждая из методик, на практике реализуется с помощью использования технологии портфолио, проведении бесед и консультаций с учащимися, которые могут носить, как коллективный, так и индивидуальный характер, проведения тренингов различных тематик, а также использования современных программных систем и информационных технологий, анкетирование, самоанализ и составление проектов.

Наиболее распространено применение тренингов. Такие методики активизируют познавательную заинтересованность учащихся. Это осуществляется за счет использования средств и методов активного обучения, включающих деловые и ролевые игры, проектировку моделей, групповое обсуждение, дискуссии, имитационные игры.

spravochnick.ru

Тьюторское образование. Квалификация тьютора.