Что такое триз педагогика – Что такое ТРИЗ-педагогика? — Образование для новой эры

Что такое ТРИЗ-педагогика? — Образование для новой эры

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по педагогической тематике.

Рекомендуем также посмотреть материал
«Нас ждут серьезные изменения в системе обучения» (Размышления о новой функции образования и о ТРИЗ-педагогике).

Список литературы
  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: «Детская литература», 1989.
  2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 1994.
  3. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. — Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995.
  4. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.
  5. Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
  6. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999.
  7. Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
  8. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
  9. Гин С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. — М.: «Вита-Пресс», 2001.
  10. Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. — Минск: ПК ООО «ПолиБиг», 1997.
  11. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. — Кишинев: «Лумина», 1988.
  12. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. — Кишинев: «Лумина», 1989.
  13. Иванов Г. И. …И начинайте изобретать! — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд., 1987.
  14. Камин А. Л., Камин А. А. Физика собственными силами: Учебник для 7 класса по программе развивающего обучения. — Харьков-Москва: ННМЦ «Развивающее обучение», 1996.
  15. Клеймихина Т. В., Крейнина С. А. От Незнайки до…. — Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
  16. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  17. Нестеренко А. А. Страна загадок. — Ростовский университет, 1993.
  18. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем?: Книга для учителя. — М.: «Просвещение», 1990.
  19. Тимохов В. И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1996.
  20. Трифонов Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
  21. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. — Гомель: «Сож», 1995.
  22. Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка». — М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
  23. Дерзкие формулы творчества: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1987.
  24. Нить в лабиринте: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1988.
  25. Правила игры без правил: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1989.

Справку подготовил А. Гин   

trizway.com

педагогика — это… Что такое ТРИЗ-педагогика?

ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ Г.С. Альтшуллера .Третье тысячелетие, в котором он описывает принципы педагогики будущего:

1. Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые все знают и умеют делать всё.

2. Обучение начинается в раннем возрасте (5 лет) и заканчивается в 13, 15, 16 лет.

3. Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студент делает сам.

4. Обучение производится с максимальной скоростью (принцип форсажа).

5. Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться.

6. Учебные группы должны быть малыми (четверки) для учета индивидуальных особенностей ребенка.

7. ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью. ТРИЗ.

Краткая справка

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а ещё точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью[1][2] формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников[3] и школьников[4] до студентов и взрослых специалистов[5]. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач[6][7] в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника, бизнес. Изданы сборники задач для школьников. Книга А. А. Гина «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» для детей младшего школьного возраста переведена на многие языки и издана в США, Китае, Южной Корее, Чехии, готовится к изданию в Польше.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания

[8].

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Наиболее яркими представителями дошкольной ТРИЗ являются такие учёные, как В. Ф. Богат, А. М. Страунинг, М. Н. Шустерман, чьи научные статьи, методические разработки и книги легли в основу программ и технологий, применяющихся в детских дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей. Книги М. Шустермана «Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких» http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9181.php и В. Богата «В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет» http://www.ozon.ru/context/detail/id/3374940/ рекомендованы к применению, как пособия по развитию творческого мышления в ДОУ Российской Федерации.

На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по ТРИЗ-педагогике[9]. Книга мастера ТРИЗ, вице-президента Международной Ассоциации ТРИЗ по вопросам образования А. А. Гина «Приемы педагогической техники» издана в России, Белоруссии и Украине (14 изданий, общий тираж более 80 000 экз.)

Начиная с 1998 года ежегодно в Челябинске проводятся конференции по ТРИЗ-педагогике. Название их несколько раз менялось[10]. С 2003 года конференция называется «Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ»[11]. В 2009 году главной темой 12-й Челябинской научно-практической конференции была тема «ТРИЗ-педагогика — настоящее и будущее[12]. Раз в 2 года на регулярных конференциях MAТРИЗ TRIZ-Fest работает секция „ТРИЗ-педагогика“

[13]. Регулярно проводятся семинары[14] для педагогов по ТРИЗ-педагогике. В Самаре специалистом ТРИЗ 4 уровня Шариповым Р.Х. разработана система формирования творческой личности «Бакалибрики», которая разбита на 7 подпрограмм. По первым двум подпрограммам «ТРИЗунки»(для детей от полугода до 2 лет) и ТРИЗнечики (2 -4 года) организована бесплатная рассылка занятий. Начаты обучение и сертификация ТРИЗ-педагогов по самарской версии ТРИЗ-педагогики.

Список литературы

  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: „Детская литература“, 1989.
  2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: „Беларусь“, 1994.
  3. Богат В. Ф. В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет. — Ярославль: «Академия развития». 2006.
  4. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. — Санкт-Петербург: Изд. Буковского. 1995.
  5. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Принципы ТРИЗ-педагогов — Образование для новой эры

Принцип «Знания через творчество»

Репродуктивное обучение имеет два очень существенных плюса: быстро и дёшево. И ещё: результат таких знаний – сумму знаний и простых навыков – легко контролировать. А для бюрократической системы это само по себе крайне важно!

Поэтому репродуктивное обучение стало основной технологией образования в незапамятные времена. Стремление в час ученичества «вбить в голову» побольше фактов было исторически оправдано – печатные источники знаний очень дороги и мало доступны, интернета (сейчас это трудно себе представить) – нет.

Из воспоминаний молодого инженера, 30-е годы 20-го века, СССР:

Когда я молодым инженером попал в Конструкторское бюро, то стало понятно, почему нам так «вдалбливали» в голову ненавистные «допуски и посадки». Типа, на сколько сотых долей миллиметра может отличать диаметр сверла от заданного инструкцией. На всё КБ в доступности был один такой справочник 4 – пухлый, с бахромой на краях страниц и пятнами. Он уже не переиздавался много лет, и было неясно, будет ли когда-нибудь переиздан. Говорили, был и второй – в сейфе у Главного…  

В современном мире «всё не так, как было». А педагогические традиции остались. Вот по-прежнему и вдалбливают факты – бессмысленно и беспощадно.   

Смешной и печальный случай из практики 5:

Тридцать “головастиков” – победителей школьных олимпиад – приготовились “к бою”. Районная олимпиада. Задачи получены, время пошло… 

Минут через 20 подхожу к одному явно озабоченному пареньку – что случилось?
– Да вот, задача вроде решается, но никак не пойму, куда вставить эту цифру?

Читаю условие: «В 1785 году французский воздухоплаватель Шарль выбросил с поднимающегося вверх со скоростью 1 м/с воздушного шара камень. Сколько времени будет лететь камень до земли, если он выброшен с высоты 300 м? Сопротивлением воздуха пренебречь.»

Задача простая, но мальчика поставила в тупик цифра “1785”. Ему уже успели «вбить в голову», что в условии задач дано все, что нужно, и ничего лишнего…

Чуть-чуть отклонились от стандарта – и вот тупик. А ведь это совсем не самый слабый ребёнок – раз уж его послали на олимпиаду. Этот случай – торжество репродуктивной педагогики! Мальчик крепко усвоил «правила игры». А что они сильно расходятся с жизнью – этого ему не сказали. В жизни вам никто и никогда не поставит задачу вот так: чтоб все условия абсолютно корректно и ничего лишнего…

Сегодняшний мир требует не просто знаний – он требует знаний, которые вы умеете применять в жизни, а это означает, что в том числе в нестандартных ситуациях. Автоматы, умные машины всё больше вытесняют людей из простых, стандартных и алгоритмизируемых видов деятельности. Человеку же остаётся нестандартное, творческое! Так может, пора уже этому учить целенаправленно?

В ТРИЗ-педагогике мы нацеливаемся на креативное, системное мышление. А на практике оно проявляется в двух ипостасях:

  • умение понимать сложности
  • умение придумывать новое

Такое мышление можно формировать, развивать только в творческой деятельности! Решение открытых задач, анализ сложных явлений, фантазирование, сочинение, экспериментирование, конструирование, проектирование… 

Знание знанию рознь. Есть знание, которое мы считаем особенно важным. Это знание о том, как результативно думать. А если точнее, то это инструменты, методы мышления. Они-то и делают нас людьми. Существами умными, умеющими не только заучивать и повторять…

В XIV веке лучшие математики Европы приезжали в город Пизу. Зачем? Они соревновались: кто быстрее решит квадратное уравнение, например. Это было очень сложно, потому что нужно было подобрать корень, проверить его, подставить, получилось-не получилось и так далее. Дьявольски сложная задача, поверьте. А сегодня такую решает любой восьмиклассник, потому что у него есть метод. 

В ТРИЗ-педагогике мы целенаправленно даём детям разносторонний опыт творческой работы и обучаем методам мышления. Тем методам, которые прошли испытания в самых напряжённых интеллектуальных «сражениях» и зарекомендовали себя как полезные и эффективные. Для чего полезные и эффективные? А всё для того же: для понимания сложностей и придумывания нового…

Иногда нас неправильно понимают 6: мол, вы недооцениваете конкретные знания. Совсем не так.  Но мы давно и прочно убедились в том, что конкретные знания, факты гораздо лучше понимаются, когда они получены в ходе творческой деятельности.

Ученик Выготского, академик, педагог и психолог Алексей Николаевич Леонтьев сравнивал знания детей, увлекающихся авиамоделизмом. В одном случае дети были вовлечены в деятельность по точному копированию самолётов. Чем точнее копия – тем больше их хвалили. В другом случае им была поставлена цель – участие в соревнованиях: чей самолёт дальше пролетит? Как вы думаете, кто из детей больше знал об устройстве самолётов, лучше понимал функциональность деталей, динамику полёта?

Итак, принцип:

ТРИЗ-педагог стремится к тому, чтобы ученики получали знания через творческую деятельность.

trizway.com

Триз педагогика: что это такое?

Всех читателей рада видеть снова на страничках блога. Сегодня со скоростью света развивается рынок педагогических технологий. Все они направлены на обучение и развитие детей и нацелены на достижение определённого результата. В очередной раз хочу на обсуждение вынести ещё один новомодный инструмент обучения в детском саду и в начальной школе.

Слышали, что такое ТРИЗ-педагогика? Наверное, «краем уха». А на самом деле, это направление «встало на ноги» уже в конце прошлых 80-х. И основатель её – вовсе не педагог и не психолог по образованию, а изобретатель Генрих Альтшуллер, многим известный как писатель-фантаст под псевдонимом Генрих Альтов. Заинтриговала? Тогда давайте к развязке.

Как появилась ТРИЗ?

генрих-альтшуллер

Итак, начну с того, что расшифрую вам четыре заглавные буквы названия этой методики, которые по сути и объясняют её предназначение.

Теория решения изобретательских задач – вот что скрывается под этими четырьмя ТРИЗ.

Задумана она первоначально Альтшуллером для инженеров, чтобы помочь в решении технических задач. Основа этой теории – набор приёмов и алгоритмов, которые подобно мозговому штурму заставляют мыслить логически, используя исследование и анализ.

Основная идея, которой «жил» автор теории – «надо учить творчество». И в 17 лет он получил свой первый патент, а к 25-ти их количество достигло 10-ти.

Пока он занимался изобретательством, столкнулся с тем, что нужен какой-то алгоритм, выстроенный  на опыте предшественников, практическое руководство, которое помогло бы делать каждое изобретение более лёгким. Будучи технарём, а не психологом, он не изучал познавательную деятельность, а всё внимание направил на техническую сторону решения задачи.

генрих-альтов

40 тысяч «вывернутых наизнанку» чужих патентов и авторских изобретений, и в 1946 году в основе теории «поселились» законы и закономерности, применение которых в результате приводит к повышенному КПД (для тех, кто не знаком – коэффициент полезного действия). Избегать многочисленного перебора вариантов и сразу находить сильное решение, без проб и ошибок – вот какая задача у ТРИЗ.

Первоначально в советские времена ТРИЗ дала толчок к появлению некоторых инноваций в технологии, сыграв ведущую роль в области радиоэлектроники и вычислительной техники.

Благодаря этой методике появились дисплеи, индикация и разные блоки питания, первые программки для компьютеров. Ну, для технарей, всё понятно. Есть алгоритм, поставлена цель, есть результат. А как эта чисто техническая ТРИЗ применима к педагогике?

создатель-триз-педагогики

Как считает сам Альтшуллер в своём фантастическом рассказе «Третье тысячелетие», такая педагогика с решением изобретательских задач может вырастить универсального специалиста, который будет всё знать и уметь. При этом он рекомендует начинать обучение ТРИЗ-приёмам уже в детском саду, лет с пяти, заканчивая обучение в начальной школе до 13-16-ти лет.

Учиться придётся с максимальной скоростью, постоянно обновляя и дополняя программы, в малых по количеству (до 4-х человек) группах, чтобы учесть все индивидуальные особенности учеников. Но для этого всего нужно, чтобы ТРИЗ-учитель сам был универсальной личностью с творческой изюминкой.

Что может теория?

триз-методика

В результате альтшуллерская фантастика всё-таки стала реальностью. В современной школе методика нешаблонного решения задач стала применяться с каждым днём всё чаще, и рассчитана она на разные возрастные группы, вплоть до уровня послешкольного образования, для студентов и уже готовых специалистов.

Для школьников это, в первую очередь, преодоление барьера опаски решать творческие проблемы, будь то создание проекта, математическая задача и даже школьное сочинение. Ведь если искать аналоги ТРИЗ, то вы легко найдёте схожий алгоритм в таблице умножения.

Для дошкольников тоже существуют приёмы ТРИЗ-образования. Если вы мне скажете, что никогда не сталкивались с этим, то дам вам подсказку: для малышей ТРИЗ-обучение – это ни что иное, например, как изобретение игрушек, или конструирование.

девочка-и-конструктор

Да даже для нас, родителей, систему ТРИЗ можно отыскать в обыденной жизни. Чем поваренная книга – не набор алгоритмов, обучающих, как быстро с освоенной технологией сварить что-нибудь экстравагантное, никому до того не знакомое.

Конечно, в зависимости от возраста, навыки, которым обучают приёмы ТРИЗ-методики, разные, но все они, используемые в системе образования, направлены на то, чтобы в результате научить ребёнка:

  • находить и выделять закономерности в большом количестве фактов;
  • видеть скрытые пути решения простых задач, выделяя не явно заданные характеристики предметов и явлений, то есть «смотреть на мир» по-новому;
  • строить причинно-следственные цепи и уметь их разветвлять до мельчайших подробностей,
    логически мыслить даже при отсутствии нужных знаний;
  • «жонглировать» противоречиями и свободно применять аналогии;
  • выстраивать классификации;
  • выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путём;
  • из множества находить главное и искать суть через правильно заданные вопросы.

Не знаю, как вам, но мне кажется, если овладеть всеми этими умениями в той мере, насколько это возможно, будет не голова, а «дом советов».

Мало сказать: «Придумай то-то», надо объяснить, как

у-мальчика-идея

Как поговаривал сам Альтшуллер, роль у приёмов та же, что у красок в живописи, и они не мешают свободной фантазии. Вытекающая из общих законов развития любой системы, ТРИЗ в своём обучении пользуется для малышей играми и театрализацией, для детей постарше – диспутами и решением контрольных задач.

Есть у такой педагогики и свои любимые методы, которые чаще всего используются в детском саду и в начальной школе.

Маленькие человечки. Они становятся главными героями процесса обучения, раскладывая сложное на части. В таком методе маленькие человечки (а это могут быть и разные предметы, как захочется педагогу) располагаются рядышком друг с другом во всяких ситуациях.

триз-человечки

Живой пример – урок физики, когда такие человечки показывают, что в газообразном состоянии эти малыши-молекулы качаются рядышком и передвигаются, в воде они уже крепко держатся за руки, а в металле схватились друг за дружку и руками, и ногами. Вроде бы техническая теория, а на практике – реальное творчество!

Фокальные объекты. Служит такой метод для снятия комплекса шаблонного мышления, чтобы находить неожиданные пути решения задачи. В таком приёме объекту приписывают свойства других объектов, которых у него изначально нет, даже иногда фантастические. Дети часто придумывают своё мистическое существо, фантазируют, где оно живёт, что ест, дают необычное имя. Всё это развивает воображение.

Метод системного оператора. Он учит массивы делить на составляющие части, системы – на подсистемы. Ну, например, в большом многообразии системы растений подсистемой станут деревья.

Метод противоречий. Их можно найти в любой системе. Умение видеть противоречия и пользоваться ими как взаимоисключениями помогает находить верное решение. Простой пример для детей  — из серии «много-мало», «хорошо-плохо». Задача этого метода – найти решение, чтобы устранить противоречие.

много-мало

Метод аналогий. Противоположный предыдущему, по которому дети учатся искать сходство в предметах и явлениях, определяя признаки и свойства, сравнивая и классифицируя.

Бином фантазии. Вырабатывает причинно-следственное мышление, где бином – это состоящий из двух частей. В таком приёме берутся два слова, совершенно разных по смыслу и включается детское воображение: сочетаем несочетаемое и объясняем, как такое может существовать.

Вообще, пришла к выводу, что заниматься системой ТРИЗ дома в полной мере – это скорее бесперспективняк. Слишком уж это многих знаний требует, да и родителю надо быть изначально творческой личностью. Хотя в силах моих читателей я абсолютно не сомневаюсь, вы умеете удивлять!

триз-занятие

Надо отдать должное тем педагогам, которые пытаются вводить уроки овладения навыками нестандартного решения задач, только вот таких профи в России ещё на практике маловато. Есть, конечно, курсы ТРИЗ-технологий, но следует помнить, что такое обучение требует не одного дня, а эффективность зависит от постоянных тренировок.

Давайте посмотрим на ТРИЗ занятие в детском саду.

Ну как, готовы учиться находить выходы из любых, даже самых сложных ситуаций и стать генераторами новых идей? А может, вас уже этому обучили, и вы успешно применяете ТРИЗ на практике? Расскажите нам в комментариях.

Не забудьте подписаться на новости блога и вступить в нашу группу «ВКонтакте»)

Удачи вам!

«ШколаЛа»

shkolala.ru

ТРИЗ в педагогике

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»

Учитель Математики Высшей категории

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ — ТРИЗ

Историческая справка

1946. Ученый из Баку Генрих Саулович Альтшуллер (1926 — 1998) начинает работу по созданию научной технологии творчества, которая со временем получила название «теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ).

1956. В журнале «Вопросы психологии» появилась первая публикация о ТРИЗ.

1989. Образована Международная Ассоциация ТРИЗ. Впервые появляется программный продукт «Изобретающая Машина», который базируется на некоторых ТРИЗ-технологиях и помогает инженерам решать их профессиональные проблемы. За два года в СССР было продано более 1000 копий пакета компьютерных программ.

1995 — 1997. Программный продукт, переведенный на английский язык, приобретают такие известные фирмы, как «Ford», «Caterpillar», «Procter & Gamble», IВМ, а «Motorola» заключает специальный долгосрочный контракт на поставку 1000 копий системы для своих предприятий. Заключение аналогичного контракта обсуждается и в южнокорейской фирме «Samsung».

Услугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. Известная южнокорейская фирма LG приглашает специалистов из бывшего СССР для создания учебных центров. Более десяти лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития у детей творческого мышления. Во всемирной компьютерной сети стремительно растет количество рекламно-информационных материалов о ТРИЗ. Американские специалисты изучают теорию по немногочисленным пока книгам, которые переведены на английский язык. В Америке появился и первый сетевой журнал по ТРИЗ, который знакомит с содержанием этих книг. Теорию по ним изучают не только американцы, но и европейцы.

1999. В январе в Австрии проходит первый европейский ТРИЗ-конгресс. Вузы ряда европейских стран, США и Японии вводят курс теории решения изобретательских задач в свои программы обучения. Во Франции региональные правительства вслед за Эльзасом принимают региональные программы развития ТРИЗ.

2000. В начале мая проходит II Международная конференция Института Альтшуллера. В конференции принимают участие представители 11 стран. Участвуют компании: «Boeing», «Kodak», «Colgate-Palmolive», «Ford» и многие другие. Конференция выявила наличие интереса к ТРИЗ в образовательной сфере — на конференции присутствовали представители университетов и колледжей города Осаки, штатов Флориды, Северной Каролины.

В конце года создана Европейская ассоциация ТРИЗ — ETRIA (European TRIZ Association). Ассоциация быстро превратилась в глобальную, членами которой стали представители трех континентов, а не только Европы. В Европе ТРИЗ распространяется все интенсивнее: Renault, SAAB, Peugeot-Citroen, Siemens, Philips, Bourjois-Chanel… это лишь краткий перечень наиболее известных компаний.

2001-2002. Прошли две международные конференции организованные международной ассоциацией ETRIA. На второй присутствовало более 70 человек из стран Европы, Азии и Америки. Представители компаний исследовательских центров и учебных заведений.

Поскольку система образования еще не готовит специалистов по ТРИЗ, то промышленные компании и их исследовательские центры начинают переходить к организации систематического обучения специалистов по ТРИЗ у себя на предприятиях и ищут системные пути внедрения ТРИЗ-технологий.

Как реакция на такой поворот событий вузы Европы и Азии начали разработку новых специализаций на звание Бакалавр и Мастер Проектирования Инноваций. В основе этих учебных программ лежит ОТСМ-ТРИЗ подход, разработанный нашими соотечественниками. Этот подход обеспечивает эффективный анализ сложных проблемных ситуаций независимо от природы самих систем, подобно тому, как математика не зависит от того, что рассчитывают с ее помощью.

2003. Результаты, полученные участниками Проект Джонатан Ливингстон, вызывают серьезный интерес в таких странах как Япония, Корея, Канада, США, Франция. Проект посвящен гармоничной интеграции ОТСМ-ТРИЗ подходов в систему непрерывного творческого образования с постепенной реорганизацией всей системы образования — начиная с двухлетнего возраста до аспирантов и профессионалов разных возрастов и специальностей.

В настоящее время, как показывают конференции, проводимые в Америке и Европе, в мире ведутся многочисленные исследования и разработки по различным аспектам и модификациям ТРИЗ, накапливается опыт практического использования теории Г.С. Альтшуллера в различных областях человеческой деятельности, выходящих за рамки инженерных проблем. ТРИЗ-технологии превращаются в технологии анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых эти проблемы возникают, хотя и использующую специальные знания из этих областей. ОТСМ-ТРИЗ превращается постепенно в некоторую систему моделей и механизмов обработки знаний, независимо от природы этих знаний, с целью анализа и решения сложных проблем. Это и послужило отправной точкой проекта Джонатан: освоение детьми этих моделей позволяет им лучше учиться в школе, растет мотивация к чтению книг и образованию. А тесты психологов показывают, что уровень тревожности детей знающих ТРИЗ — существенно ниже того, что имеют другие дети в контрольных группах. Это был особенно интересный и неожиданный результат от освоения ТРИЗ — стабилизация психологического состояния человека. Там где обычно человек начинает волноваться и нервничать, усугубляя проблему, люди, владеющие ТРИЗ, применяют полученные ими знания и добиваются успеха.

Основные принципы ТРИЗ

Долгое время единственным инструментом решения творческих задач — задач, не имеющих эффективных механизмов решения, — был «метод проб и ошибок». В начале века резко возросла потребность в регулярном решении таких творческих задач, что привело к появлению многочисленных модификаций «метода проб и ошибок». Наиболее известные из них — различные варианты таких методов, как «мозговой штурм», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов», «метод каталога». Суть всех этих методов — повышение интенсивности генерации идей и перебора вариантов. Но существует и противоречие — можно сэкономить время на генерацию идей, но затратить его еще больше на анализ полученных вариантов и выбор наилучшего. Как показывают прошедшие годы и проведенные в разных странах исследования количество полученных этими методами идей никак не связанно с качеством решения проблемы.

Еще в сороковых годах Г.С. Альтшуллер поставил задачу иначе: «Как без многочисленного перебора вариантов решения проблемы выходить сразу на сильные решения?».

Справиться с этой задачей позволяют три принципа, лежащие в основе ТРИЗ.

1. Принцип объективности законов развития систем — строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.

Отсюда: сильные решения — это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.

2. Принцип противоречия — под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий — скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов.

Отсюда: сильные решения — это решения, преодолевающие противоречия.

3. Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеет особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними — теми, на которых строится система, и внешними — той средой и ситуацией, в которых находится система.

Отсюда: сильные решения — это решения, учитывающие особенности конкретных проблемных ситуаций.

Методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов приложения этих общих положений к решению конкретных проблем.

Современная Теория Решения Изобретательских Задач включает:

  • Механизмы планомерного преобразования размытой, проблемной ситуации в четкий образ будущего решения.
  • Механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений.
  • Обширный информационный фонд — концентрированный опыт решения проблем.

От теории — к практике

Приведем показательный пример из практики консультантов минских тризовцев:

Один из крупнейших заводов поставил перед ними задачу: «Как повысить конкурентоспособность нашей продукции?».

Поставленная проблема затрагивала две системы. Первая — техническая система: продукция предприятия. Вторая — рынок товаров.

Специалисты по ТРИЗ проанализировали как текущее состояние рынка, так и перспективы развития продукции предприятия. Затем существующее состояние было сопоставлено с объективными законами развития обоих классов систем. В результате заказчику было предложено два решения.

Первое: добавить к функциям выпускаемого заводом бытового электронного прибора дополнительную функцию, полезную для потребителей. Второе предложение касалось более серьезных изменений, но обеспечивало выход завода со своей продукцией в новую свободную нишу рынка.

Оба предложения были закономерно найдены на основе методологии ТРИЗ, но оба были отвергнуты заказчиком: уж очень они казались «дикими» — неожиданными, непонятными.

Через год после этих событий одна южнокорейская фирма построила свою рекламную кампанию на том, что, помимо основных функций, ее изделие освежает воздух в помещении, т. е. она использовала идею, аналогичную первому предложению, сделанному заводу. А еще через год известная американская фирма вышла на рынок с идеей, созвучной со вторым предложением заводу, и стала на некоторое время монополистом в открытой ею рыночной нише, выйдя на третье место в мире по компьютерному бизнесу и обойдя такого гиганта, как фирма IВМ.

Спустя два года после этой истории «черный прогноз», сделанный тризовцами, оправдался. Ситуация на рынке изменилась, и завод, не пожелавший ничего менять в своей деятельности, надолго остановился, отправив рабочих в отпуска без содержания.

Этот пример иллюстрирует одно из слабых мест теории: ее выводы кажутся слишком неправдоподобными, «дикими», неправильными. И это несмотря на то, что за пятьдесят лет развития ТРИЗ ее прогнозы, как правило, оправдывались, а непринятие предлагаемых решений приводило иногда к несчастным случаям и катастрофам.

ТРИЗ и современность

В настоящее время теория получила широкое распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Корее, Франции, Финляндии, Германии, и других странах. В Финляндии, Корее, Франции, США, Голландии, Бельгии, Англии, стремительно растет количество фирм, занимающихся ТРИЗ-консультациями и обучением.

О том, как стремительно новая технология решения творческих задач завоевывает мир, можно судить по всемирной компьютерной сети Интернет: за последние годы количество статей по ТРИЗ уже превысило несколько тысяч начавшись в общем-то с нуля…. Крупнейшие мировые корпорации ищут на территории бывшего СССР специалистов для своих изобретательских и исследовательских служб.

Как сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непрерывно развиваются. Идеи и методы переносятся на нетехнические области: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, рекламу и Public Relations, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования.

Тризовская система обучения охватывает все возрасты, начиная с детсадовского.

Ребенок, владеющий элементами ТРИЗ, может сам решать свои проблемы, причем нестандартно, неординарно. Вот, например, простой, но наглядный случай, произошедший в семье тризовцев. Мальчик восьми лет оказался перед дверью, закрытой сестрой изнутри. Как войти в комнату? Применить силу? Поднять крик? Он сформулировал более идеальное решение: сестра сама должна открыть дверь. Мальчик подошел к двери и крикнул сестре: «Я тебя запер!» Через несколько секунд она сама распахнула дверь, освобождая себя из «плена».

Инженер, владеющий ТРИЗ, имеет возможность эффективно развивать и совершенствовать технические системы.

У педагога, использующего даже элементы теории, дети занимаются с увлечением, без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление, осваивают иностранные языки без зубрежки.

Сценаристам и писателям технологии развития творческого воображения помогают придумывать сюжеты произведений, описывать фантастические объекты.

Бизнесмены, владеющие ТРИЗ, обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов.

ТРИЗ-технологии позволяют объединить усилия специалистов разного профиля при разработке и реализации крупных программ, избежать дорогостоящих ошибок.

Значительно меньше, чем методики инженерного приложения ТРИЗ, известны работы Г.С. Альтшуллера и И.М. Верткина по исследованию закономерностей жизни Творческой Личности, построенные на основе анализа биографий более чем 1000 знаменитых людей, чьи имена вошли в энциклопедии мира. На основе этого анализа авторы разработали Жизненную Стратегию Творческой Личности, представленную в виде деловой игры «Внешние Обстоятельства против Творческой Личности». Это своего рода сборник нестандартных задач, которые приходилось решать выдающимся творческим людям на протяжении тысячелетий. Умея решать задачи с использованием ТРИЗ, можно делать упреждающие ходы, снижающие негативное влияние внешних обстоятельств. Мир еще только начинает понимать значимость этого направления ТРИЗ. А в Минске книга об этом — «Как Стать Гением» — была издана еще в 1994 году издательством Беларусь, хотя и пролежав пять лет в сверстанном виде без движения… Выводы авторов уж очень не вяжутся с обывательскими представлениями о жизни творческого человека: повсеместном признании, богатстве… Успешность Творческой личности, оказывается, измеряется другими единицами…

* * *

Укротив дикую лошадь, человек стремительно начал осваивать новые пространства суши.

Укротив с помощью парусов ветер, он начал осваивать новые континенты.

ТРИЗ-технологии позволяют человеку осваивать возможности собственного мышления.

К сожалению, придется огорчить тех, кто воспримет теорию Г.С. Альтшуллера как мгновенную панацею от всех бед.

ТРИЗ — научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными творческими процессами. И как всякая наука, работающая на нечеткой, расплывчатой грани между познанным и непознанным, известным и неизвестным, она сочетает в себе как строго научные подходы, так и определенное искусство. И то, и другое требует усилий и времени на их освоение. Поэтому эффективное использование теории и ее прикладных технологий возможно только после серьезной и длительной подготовки.

Перефразируя известные слова Аристотеля, можно сказать: «Нет царского пути в ТРИЗ».

Алгоритм решения изобретательских задач.

АРИЗ — сложный инструмент, не применяйте его для решения новых производственных задач без предварительного обучения хотя бы по 80-часовой программе.

АРИЗ — инструмент для мышления, а не вместо мышления. Не спешите, тщательно обдумывайте формулировку каждого шага, обязательно записывайте на полях все соображения, возникающие по ходу решения задачи.

АРИЗ — инструмент для решения нестандартных задач. Проверьте: может быть, ваша задача решается по стандартам

Цель и задачи ТРИЗ-педагогики

Перспективная цель — подготовка личности к жизни в динамично изменяющемся мире.

Стремительные темпы изменений ставят человека в ситуацию, когда он должен оперативно решать возникающие проблемы, причём таким образом, чтобы конечное решение предупреждало возникновение новых проблем. Или могло их предсказать. Отсюда встаёт вопрос о том, какой образовательный идеал мы будем закладывать в целеполагание.

Образовательный идеал должен быть достигаем. Если в системе образования заложен идеал, достичь которого не удалось никому или единицам, то это означает, что-либо методики несовершенны, либо цель декларативна.

Попробуем выяснить, что значит, подготовить решателя, способного нормально жить в ситуации постоянных перемен. И насколько реально достижение этой цели.

Это значит, что человек должен быть:

  • исследователем (чтобы понять первопричины возникших проблем, которые предстоит решать),
  • непосредственно решателем (для чего ему необходимо владеть техникой работы с проблемами и задачами различного уровня сложности, и в первую очередь с открытыми задачами, которые не решаются на уровне формальной логики),
  • прогнозистом (чтобы уметь спрогнозировать возможные последствия своих решений, последствия невмешательства в проблему и, наконец, естественный ход событий, который мало зависит от конкретного вмешательства, но подчиняется единым законам развития),
  • личностью, которая использует свой потенциал и навыки работы с проблемами на благо в соответствии с определёнными культурными или нравственными ценностями (Здесь прежде всего имеются в виду общечеловеческие ценности, а не мораль конкретно взятой культурной группы)

Таким образом, попытаемся детализировать цель в задачи:

1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.

2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.

3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.

5. Воспитание определённых качеств личности, на основе ТРТЛ.

Содержание ТРИЗ педагогики

На сегодняшний день содержание ТРИЗ-педагогики трактуется по-разному, исходя из конкретных условий, в которых работает педагог.

На самом же деле содержание определяется как перечень формируемых качеств личности, системы знаний, умений и навыков, которые должны быть присвоены ребёнком. Поэтому условно содержание ТРИЗ-педагогики можно определить как совокупность следующих составляющих:

1. КТЛ (качества творческой личности — прим. составителей сайта).

2. Навыки сильного мышления.

3. Параметры управляемого воображения.

4. Алгоритмы мыследеятельности, необходимые для успешной работы с проблемами.

5. Разработанные тренинги и методики, направленные на формирование навыков мышления.

На практике встречаются различные модели использования ТРИЗ — инструментария, которые могут быть эпизодическими и системными.

Можно выделить следующие модели:

а) использование в личной практике отдельных инструментов или методик, применяемых в ТРИЗ-педагогике. Например, педагог для работы с картиной использует методику «Картинка без запинки», а для анализа смысла сказочных сюжетов — составление ситуативных данеток. Весь же остальной материал даётся по традиционной методике.

Результат: у детей формируются те навыки, которые заложения результатом в данных методиках. Т.е. ребёнок научится составлять рассказы по картине и данетки по литературному сюжету.

Возможный негатив: этот подход не всегда формирует навыки сильного мышления, а только в том случае, если педагог специально ставит перед собой эту задачу ТРИЗ-педагогики.

б) специальный курс ТРИЗ и РТВ, в процессе реализации которого дети изучают основы ТРИЗ как отдельную образовательную дисциплину (в школе — урок РТВ, в детском саду — занятие по РТВ).

Результат: дети усваивают терминологию и инструменты ТРИЗ и РТВ, выполняют творческие задания различного уровня сложности, решают задачи в рамках данного курса.

Возможный негатив: дети не умеют делать переноса или затрудняются перенести полученные навыки в бытовую или учебную ситуацию. То есть, умея решать задачи, они не используют этого умения в своей практике при возникновении потребности.

в) использование ТРИЗ-РТВ-инструментария в образовательном процессе по обычной программе, как набор действенных методов реализации стандартного содержания.

Результат: образовательные задачи, заложенные в базисных программах решаются с меньшими затратами, повышается мотивация детей, усваиваются принципы работы с теми или иными инструментами.

Возможный негатив: остаётся проблема с навыками личного пользования инструментарием решения задач; не происходит перенос усвоенных навыков работы с информацией на сознательный план.

г) Интеграция стандартной образовательной программы с программой формирования навыков творческой деятельности.

Результат: формирования системы ЗУН, заложенной в базисных программах органично сочетается с процессом формирования системного диалектического мышления и развитием творческого воображения. Причём ЗУН не транслируется в традиционном понимании от педагога к детям, а формируется как естественное следствие обучения работе с информацией. Результат комплексный: Инструменты ТРИЗ помогают педагогу решать дидактические задачи, а ребёнку — познавать и преобразовывать окружающий мир.

Возможный негатив: вариант не работает без коррекции содержания базисных программ, их приходится перестраивать и адаптировать под программу формирования навыков творческой деятельности и в соответствии с требованиями системного мышления.

Вероятно, что четвёртая модель — наиболее перспективна и результативна, но и наиболее сложна по внедрению.

Справка по ТРИЗ.

«ТРИЗ сегодня — это не только технологии творчества, апробированные в технике, науке, педагогике, искусстве, рекламе, бизнесе и других областях человеческой деятельности;

ТРИЗ — это не только система знаний, доступная для всех безотносительно возраста и профессии;

ТРИЗ — это не только способ решать свои личные проблемы в любых ситуациях, не только образ мысли и мировоззрение, дающие понимание и уверенность, делающие наше сознание спокойным и свободным;

Сегодня ТРИЗ — это международное общественное движение, направленное на то, чтобы сделать эффективные технологии творчества неотъемлемой частью мировой культуры.

Творчество во имя Достойной Жизни!»

Из Декларации Международной Ассоциации ТРИЗ (г. Петрозаводск, 5–10 июля 1999 г.):

Издавна считалось, что творчеству невозможно научить. Этот тезис опровергнут основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллером и его последователями. Работа по созданию ТРИЗ была начата в 1946 году в Баку.

ТРИЗ–теория.

Основной областью ТРИЗ является изучение законов и закономерностей развития техники и создание механизмов для решения изобретательских задач и развития техники. ТРИЗ принципиально отличается от метода проб и ошибок и всех его модификаций. Основная идея ТРИЗ: технические системы возникают и развиваются по определенным законам, которые можно познать и использовать для решения изобретательских задач – без множества «пустых» проб и ошибок.

Теоретической основой ТРИЗ являются диалектические законы развития систем, выявленные, в первую очередь, путем анализа большого массива патентной информации. Используются также некоторые аналоги биологических законов, общие законы развития систем.

ТРИЗ — это прикладная диалектика. Механизмы мышления отражают объективную реальность. Для решения изобретательских задач необходимо изучать не столько свойства человеческой психологии, сколько законы развития технических систем. Изобретение — это не результат гениальности изобретателя, а верный шаг в направлении объективных закономерностей развития данной технической системы (ТС).

В основе ТРИЗ лежат законы развития технических систем (ЗРТС). Это объективные законы, не зависящие от воли инженеров и изобретателей. Их грамотное применение позволяет решать изобретательские задачи и создавать новые технические системы.

Один из основных ЗРТС — закон неравномерности развития частей системы: элементы ТС развиваются неравномерно, что приводит к возникновению противоречий. Любое изобретение — это выявление и преодоление противоречий, которые имеются на данном этапе в ТС. Например, при эвакуации одного из заводов во время Отечественной войны в 1941 г. возникла необходимость опустить тяжелый пресс в яму фундамента. Противоречие: необходимо использовать кран, чтобы опустить пресс и нельзя использовать кран, так его нет.

Другой важнейший закон ТРИЗ — закон стремления к идеальности: Идеальная система — это система, которой нет (то есть, нет расходов на ее изготовление, эксплуатацию, не надо применять дорогостоящие материалы), а функции системы выполняются как бы сами собой. Все ТС в своем развитии стремятся к увеличению степени идеальности. Например, в задаче про пресс вместо крана можно использовать обыкновенный лед. Переместив пресс по льду можно дождаться, когда он растает и плавно опустит станок на место. Идеальное решение: подъемного крана нет, а его функция выполняется.

В ТРИЗ используются специальные приемы для разрешения технических противоречий. Г.С. Альтшуллер путем анализа 40 тысяч патентов и изобретений выявил 40 основных и еще 10 дополнительных приемов разрешения технических противоречий. Например, обратить вред в пользу; принцип дробления; принцип объединения; прием наоборот и т.д. В случае с задачей с опусканием пресса использовано несколько приемов: принцип посредника (лед), принцип самообслуживания, применение фазовых переходов.

Значительная часть ТРИЗ посвящена анализу и использованию ресурсов. В случае с опусканием пресса использовалось несколько ресурсов: вода — вещество, которого имеется достаточно много; перепад температур — это тоже ресурс; а также время — ресурс, который позволил дождаться, когда пресс сам опустится в яму.

В ТРИЗ широко применяется закон перехода в надсистему. Любая ТС, например, парусник, дойдя до определенного этапа своего развития, переходит в надсистему — объединяется с другими системами. Один из эффективных механизмов перехода в надсистему: переход по линии развития «моно–би–поли». К моно–системе (одна система) добавляется еще одна система, которая создает новое качество и образует би–систему. Например, вместо одного паруса, можно использовать два разных паруса. Зная, эту линию развития, следующий шаг очевиден: например, много разных парусов (поли–система) — такой парусник гораздо эффективнее использует воздушные потоки.

Умение увидеть анализируемую задачу или ТС во взаимосвязи с надсистемами и в развитии во времени — важнейшее качество творческого мышления. Для развития этого качества Г.С. Альтшуллер предложил многоэкранную схему талантливого мышления (системный оператор).

Как в химии, физике, математике и многих других науках в ТРИЗ используются различные модели, для представления исходной изобретательской задачи. Процесс решения изобретательской задачи можно представить в виде схемы: от описания реальной ситуации или задачи переходят к модели задачи, затем, используя уже известные методы, переходят к модели решения задачи, а от модели — к реальному решению.

Так, одним из механизмов перехода от реальной ситуации к модели задачи является «Таблица выбора приемов устранения технических противоречий». По строкам таблицы выбирают типовые ответы на вопрос: «Что нужно изменить по условиям задачи в ТС?», а по столбцам выбирают типовой ответ на вопрос: «Что ухудшается при изменении?». Эта пара и является моделью задачи. В выбранной таким образом ячейке находятся рекомендуемые приемы разрешения противоречий — модель решения.

Другим механизмом моделирования изобретательской задачи в ТРИЗ является вепольный анализ. Веполь — это сокращение от слов вещество и поле. Любую ТС можно представить в виде веществ, из которых она состоит и полей взаимодействия между ними. Причем веществом может быть как отдельная деталь, узел или целая ТС. Под полем могут пониматься не только физические поля, но и поля звукового взаимодействия, теплового взаимодействия, механического взаимодействия и т.д. Минимальная ТС описывается как простой веполь, состоящий из вещества 1 (В1), вещества 2 (В2) и поля взаимодействия между ними (П). Взаимодействия между элементами веполя могут быть как вредные, так и полезные. В вепольном анализе существуют правила изображения исходной конфликтной ситуации в виде веполей (модель задачи) и имеются правила, по которым эти типовые конфликты могут быть разрешены. Например, если в ТС имеется только один элемент В1 (пресс) и он не поддается управлению, то типовым решением является введение нового вещества (в нашем случае — это лед) и поля взаимодействия между ними (для данной ситуации — это тепловое поле).

Еще один механизм перевода ситуации в модель задачи, а затем в модель решения являются «Стандарты на решение изобретательских задач». В последней редакции система стандартов состоит из 76 стандартов, разделенных на 5 классов. Исходная проблемная ситуация идентифицируется с одним или несколькими стандартами, в которых дается общая формула возможного решения изобретательской задачи, например, ввести новое вещество или поле, использовать физический или иной эффект, согласовать ритмику, использовать пустоту и т.д.

Важной составляющей в ТРИЗ являются указатели физических, геометрических и химических эффектов. Если в обычной физике эффекты описываются по разделам физики и без указания, как их применять в технике, то в указателях эффектов основной упор делается на выполнение необходимой функции. Если анализ исходной задачи, вепольный анализ или стандарты рекомендуют реализацию той или иной функции, то указатели эффектов могут подсказать, с помощью какого физического или химического явления или геометрических свойств данная функция может быть реализована.

Многообразие инструментов, которые имеются в ТРИЗ, объединяются в систему в алгоритме решения изобретательских задач (АРИЗ). Его главной задачей является постепенное преобразование исходной проблемной ситуации в решение этой задачи. АРИЗ заменяет поиск решения методом проб и ошибок последовательной программой, по которой идет направленный поиск решения. Последняя общепризнанная модификация Алгоритма — АРИЗ–85–В. Он состоит из 9 частей. В АРИЗ используются все основные механизмы ТРИЗ. Показать работу АРИЗ в короткой справке невозможно. Это достаточно сложный инструмент со многими механизмами, правилами, подсказками, информационным фондом и т.д. Мы постараемся дать только общее представление о работе АРИЗ на конкретном примере.

Задача о костюме для горноспасателей.

В 1949 году был объявлен всесоюзный конкурс на холодильный костюм для горноспасателей. Условия: костюм должен защищать человека в течение двух часов при внешней температуре 1000 С и относительной влажности 100 %, причем вес костюма не должен превышать 8–10 кг. Задача считалась принципиально нерешимой. Даже при использовании самых сильных хладоагентов вес костюма получался больше 20 кг. На человека допустимо «навьючивать» груз в 28–30 кг, но горноспасатель уже несет дыхательный прибор (12 кг) и инструменты (7 кг). (Г.С. Альтшуллер, «Творчество как точная наука», Петрозаводск, «Скандинавия», 2004 г., стр. 129).

В задаче заложено, казалось бы, неразрешимое противоречие: вес холодильного костюма должен быть не больше 8–10 кг, а если использовать лед или сжиженные газы, вес костюма получается больше 20 кг. Если сделать тяжелый (20 кг) холодильный костюм, то он сможет охлаждать горноспасателя, но из–за высокого веса не позволит ему проводить необходимые работы. Если сделать легкий (меньше 10 кг) холодильный костюм, то горноспасатель сможет проводить необходимые работы, но выдерживать необходимую температуру не удастся.

Конфликт возникает между холодильным костюмом и остальным оборудованием горноспасателя (дыхательным прибором и инструментами): если бы их вес был меньше, то и холодильный костюм мог быть тяжелее.

Идеальная система: то, что уже есть в исходной ТС, должно само обеспечить и охлаждение, и дыхание спасателя, одновременно сохраняя «легкость» снаряжения.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ — Образование для новой эры

Доклад1 на 9-й научно-практической конференции «Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ», июнь 2006 г.

Здравствуйте, коллеги. Я нахожусь в своем офисе, в Москве, на Знаменке. Однако душой и мыслями я с вами. Теперь, по сути…

Что такое в моем понимании ТРИЗ-педагогика?

Можно ли назвать ТРИЗ-педагогикой преподавание ТРИЗ? Нет. В противном случае нам придется признать, что преподавание физики — это физическая педагогика, химии — химическая и т.д.

Может быть, ТРИЗ-педагогика это развитие системы образования методами ТРИЗ? Опять нет. Совершенствование любой системы — технической или социальной — методами ТРИЗ возможно, но это относится к сфере самой ТРИЗ. Система образования в данном случае играет роль объекта приложения соответствующих методов.

Может быть, это развитие мышления, воображения и пр.? И нет, и да. Нет, потому что существует и много других методов развития мышления и воображения. Да, потому что решению открытых (изобретательских, исследовательских, проектных) задач способствует особый стиль мышления, особый стиль воображения, который мы называем тризовским.

Чтобы приблизиться вплотную к пониманию, каков же именно предмет ТРИЗ-педагогики, мы, вероятно, должны найти отличия тризовского мышления и тризовского воображения от нетризовского. Не превращая поиск этого предмета в «отдельную диссертацию», скажу самое основное: это не только способность мыслить в условиях недостатка данных и по правилам, это еще и дисциплина мозга, рефлексия над любым решением с целью снять методический пласт этого решения.

Цель ТРИЗ — решение творческих задач. Тогда цель ТРИЗ-педагогики — подготовка мышления для решения творческих задач. Эта подготовка подразумевает и особую дидактику, и предметную сферу. Предмет вычислить очень просто — это сами творческие задачи и правила их решения. Дидактика же будет включать в себя и особые упражнения, подготавливающие к решению задач, и особую деятельность по решению этих задач. При этом ТРИЗ-педагогика может использовать в своих дидактических целях методы, никак не относящиеся к собственно ТРИЗ. Так, мозговой штурм или морфологический анализ имеют ряд своих дидактических преимуществ, которые целесообразно использовать — в свое время и в нужном месте.

Мы знаем, что решение хорошо настолько, насколько он вписывается в общий контекст развития соответствующей надсистемы. Насколько же ТРИЗ-педагогика, цели и предмет которой мы обозначили, вписывается в контекст новых требований быстро наступающего динамичного мира? На мой взгляд — на все 100%. Существующая система обучения ставила акцент на изучение и запоминание фактов. Однако в сегодняшнем мире факт быстро теряет свою ценность как вследствие легкодоступности, так и вследствие быстрого устаревания, что справедливо по крайней мере для большого, если не преобладающего количества фактов. Я привел сейчас только один, хотя и центральный, аргумент. Однако прогноз вероятного развития цивилизации и образования, который мы сделали совместно с Сергеем Фаером, позволил вычислить еще ряд важных аргументов, которые, к сожалению, остаются за границами этого короткого доклада. Важными качествами мышления даже просто для благополучного бытового существования в динамичном мире становятся системность и креативность. И этих качеств никакое самое совершенное техническое обеспечение процесса обучения само по себе не обеспечит — дайте хоть по 5 компьютеров каждому.

Те, кто водит автомобиль, прекрасно знает: научиться вождению по рассказам и наблюдая за другими невозможно. Это пример того, как важна личная практика. То же и в отношении решения творческих задач. Поэтому в рамках ЛОТ «Универсальный Решатель» мы сейчас много времени уделяем работе над теорией открытых задач. Но теория должна проверяться практикой, а для организации практической работы нам нужно иметь сборники творческих (открытых) задач в широком диапазоне. С этой целью мы готовим к печати рукопись — здесь 500 открытых задач по биологии. Задачи перекрывают весь учебный курс средней школы с факультативами. Каждый раздел сборника вычитан научными работниками, специалистами в соответствующих темах. Это было необходимо, так как в популярной литературе много ошибок. Подобные же сборники готовятся по физике и естествознанию. Кстати, наверняка в зале присутствуют коллеги, которые присылали задачи на сайт Лаборатории — я всем им очень благодарен.

Следует отметить еще один важный момент: ученик, нашпигованный всякими полезными знаниями, умениями, навыками, но потерявший мотивацию, похож на хорошо фаршированную щуку2 — чего только в ней нет, а только ни плавать, ни рыбку ловить не может. Этого мы должны обязательно учитывать, разрабатывая свою педагогическую систему.

Повторю: важными качествами мышления даже просто для благополучного бытового существования в динамичном мире становятся системность и креативность, а это именно те качества, развитием которых мы с вами занимаемся. Есть надежда, что у нас что-то получается. Я желаю всем присутствующим и отсутствующим на конференции педагогам красивых находок и настоящего удовольствия от своего труда. Удачи!


 

1. Доклад был предоставлен в видео-формате. Предоставляемый здесь текст прошел редактуру.
2. Когда-то подобный образ использовал, кажется, академик Моисеев.

trizway.com

ТРИЗ в педагогике: практические результаты

Есть два разных аспекта, раскрывающих применение ТРИЗ в педагогике и системе образования вообще. Аспект первый: ТРИЗ может применяться для решения педагогических задач. Учебный процесс и учебное заведение — тоже системы, и они могут быть усовершенствованы с помощью инструментов ТРИЗ.

Непростая задача

Расскажу один случай решения простой педагогической задачи. Однажды меня пригласили в один из самых известных российских лагерей отдыха для детей. Пригласили позаниматься с детьми — победителями олимпиад из нескольких регионов России. Лагерь стоит на берегу Чёрного моря. Когда я уже собирался уезжать, директор лагеря мне рассказал свою проблему. Хочется, чтобы дети не просто занимались развитием своих способностей в лагере — а ещё и делали что-то полезное. Нужно найти такое дело, чтобы оно было посильно детям и воспринималось ими как полезное. А результат был бы такой, чтобы его можно было «пощупать руками». И еще было бы хорошо, если бы это дело было связано с природой Черноморья, с его экологией. Под такое дело я бы легко нашёл финансирование — сказал директор. Но вот беда — дети приезжают всего на три недели, а в такой срок что-то существенное сделать нереально.

Противоречие понятно: для получения серьёзного результата нужно обучение детей и продолжительная творческая работа, но дети приезжают ненадолго, одни сменяют других. Как быть?

А вот и решение

Решение тоже понятно: нужно найти виды творческой работы, которым можно быстро научить. Каждый ученик может сделать что-то небольшое, что при объединении с другими даст интересный творческий результат. В ТРИЗ-педагогике есть методики сочинения маленьких творческих произведений: загадок, творческих задач, фантастических рассказов. Обучить детей этим методикам можно за несколько часов. После этого каждый из них может сочинить одно или несколько произведений. Содержанием для них может стать черноморская природа. Лучшие произведения отбираются для издания сборников загадок или рассказов… Кстати, иллюстрировать их также смогут дети.

Педагогические приемы

Таких задач, связанным с обучением или воспитанием детей, было решено множество. Но теория решения изобретательских задач дала еще одну подсказку. Первые инструменты ТРИЗ — приёмы — появились в результате анализа массива изобретений. А что если собрать массив педагогических находок и выделить из них лучшие педагогические приёмы? Через шесть лет работы я собрал картотеку педагогических приёмов. Часть из них была почерпнута из практики сильнейших учителей, часть была просто изобретена с помощью ТРИЗ. В результате появился набор приёмов по управлению учебным процессом, по дидактике, по организации труда учителя. Все они проверялись на практике. Работать в школе стало намного легче, а эффективность учительского труда резко повысилась. Через несколько лет была написана книги «Приёмы педагогической техники», которую ждал успех — на русском и украинском языках вышло 15 изданий книги, общий тираж около 80 000 экземпляров. Это абсолютный рекорд для методической литературы на постсоветском пространстве.

ТРИЗ в педагогике

Но если ТРИЗ оказалась столь эффективна, почему бы ей не обучать учеников? Разве методы мышления, методы нахождения новых идей будут лишними в образовании современного человека? Ведь современный мир полон сложных задач, противоречий, которые встречаются не только в профессиональной деятельности, но и в быту.

Обучение элементам адаптированной ТРИЗ детей — второй аспект применения ТРИЗ в педагогике. Ребёнок, с детства приученный воспринимать мир как поток задач, привыкший не бояться противоречий, будет более подготовлен к жизни и более успешен.

Конечно, речь не идёт о преподавании сложной инженерной ТРИЗ детям. Речь идёт о том, что для любого возраста можно подобрать или сочинить адекватные этому возрасту творческие задачи и решать их с детьми, постепенно вводя приёмы и алгоритмы мышления.

Экспериментировать я начал с собственными малышами, решая с ними каждый день по одной сказочной по форме, но изобретательской по сути задачке. Дети решали их с огромным удовольствием, тем более что в каждой задаче нужно было найти не одно, а несколько разных решений. Сейчас эти дети — взрослые и успешные люди. А те задачки вошли в книгу, которая издана в России, Чехии, Польше, Южной Корее, Китае и США.

Для старших детей в этом году мы начали издавать серию сборников творческих (изобретательских и исследовательских) задач. Мы убеждены, что наука становится значительно интереснее, когда знания приходят как результат решения творческих задач. Первые сборники включают в себя задачи и факты из физики, техники и биологии. В дальнейшем мы планируем выпуск сборников задач по широкой тематике: экология, история науки, искусство, бизнес…

В последние годы получил распространение термин «ТРИЗ-педагогика». Целью ТРИЗ-педагогики является развитие творческого мышления и творческого характера. В рамках ТРИЗ-педагогики мы используем не только ТРИЗ, но и другие методы мышления. Например, мозговой штурм или методы критического анализа. Они хорошо дополняют ТРИЗ.

ТРИЗ-педагогика сегодня намного шире, чем просто обучение детей решению творческих задач. Она включает в себя обучение методам проектирования и прогнозирования, сознательного управления своим временем и своей жизнью. Она формирует широкое мировоззрение, восприятие мира в разных моделях и толерантность. Многолетняя практика, моя и коллег, показала, что и мотивация большинства детей на занятиях, построенных по принципам ТРИЗ-педагогики, значительно выше, чем на традиционных уроках.

Педагогика сегодняшней школы построена на образовательных традициях, сформировавшихся на заре индустриального мира. Она безнадёжно устарела. ТРИЗ-педагогика — шаг в будущее.
 

Еще больше интересных статей на портале Образование для всех

 

Подписаться на авторский канал, посвященный ТРИЗ-педагогике.
Автор — Анатолий Гин

pedsovet.org

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *