Как сделать спектакль – Как поставить спектакль • Arzamas

Как поставить спектакль • Arzamas

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Что это такое

Спектакль с предметами — один из самых доступных вариантов домашнего спектакля. Он устроен как кукольный театр, только вместо кукол здесь — любые предметы, которые можно найти дома, — на глазах у зрителей они будут превращаться в героев спектакля. К примеру, вы рассказываете «Куроч­ку Рябу», и зарядка от телефона становится мышкой, разбивающей хвостом-проводом яичко, а чайник, на ручку которого вы надеваете очки, — грустным дедушкой. Благодаря тому, что предмет начинает выполнять не свою функ­цию, и происходит преображение, «чудо театра».

Способ рассказа в таком спектакле — сторителлинг, пересказ сюжета от первого лица. Актер не пытается играть, он выступает именно рассказчиком, и благодаря его от­странению от сюжета прием получается честнее: я Глаша, и я рассказываю вам сказку «Курочка Ряба» — а вовсе не играю Курочку Рябу.

Сколько длится спектакль

Нужно заранее ограничить себя во времени: 7 минут для домашнего дет­ского спектакля — идеально, больше 15 не должно быть точно.

Что понадобится

Помимо самих предметов — героев спектакля, нужно подготовить сцену: спектакль удобнее всего играть на хорошо освещенном столе (может помочь настольная лампа).

Что ставить

Хороший вариант — взять любимую книгу. В ней нужно найти сюжетную линию, где есть проблема и ее решение или изменение героя. Вот, к примеру, проблема в «Колобке»: не сработало. На медведе, волке, зайце песня Колобка работала-работала, а на лисе нет. Почему? Потому что невозможно одним и тем же способом решать все жизненные задачи. Да еще и хвастаться при этом. 

Как ставить

Если вы сильно адаптируете книгу, то нужно писать сценарий. Если вы остав­ляете текст без изменений — достаточно просто собрать в одном месте все нужные кусочки (или заложить закладками в книге). Также нужно выпи­сать всех героев и придумать для них подходящие образы. К примеру, мышь — ботинок с длинным шнурком-хвостом и двумя носками-ушами внутри, мышо­нок — ботинок поменьше. Большая улитка — рулетка, маленькая улитка — скрученный санти­метр. Есть специальные пособия, которые помогут потренировать фантазию, поразмышлять, как можно использовать предмет.

Во что можно превратить
обычные предметы

Если вдруг за время подготовки вы удачно придумали героя, которого нет в книге, — ничего страшного, его вполне можно добавить в сценарий или заменить им кого-то другого. Не обязательно визуализировать всех героев, но всех важных — желательно. И главных героев стоит обозначить особо: например, хорошо, если они все время присутствуют на сцене.

Что важно учитывать: все предметы должны становиться героями на глазах у зрителя, лишь тогда это будет театром. То есть заготовки, к примеру зава­рочный чайник и очки, должны лежать под рукой, но превращаться в персо­нажа — в данном случае в дедушку — они должны только во время спектакля, когда о дедушке впервые заходит речь. Если предметов очень много, то, помимо рассказчика, в спектакле можно задействовать одного-двух участников. 

Сцена из спектакля «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. Фестиваль «КРЯКК», 2013 год

В выборе предметов можно себя ограничить, договориться, к примеру, что сказка создается только из вещей, которые могут оказаться на кухне, в кладов­ке или в маминой сумке. Можно даже придумать красивый заход: например, мама пришла с работы, садится за стол с компьютером поработать, а рядом две ску­чающие дочки, которые начинают играть и ей мешать. Тогда мама решает рассказать сказку, чтобы их увлечь: из сумки достает расческу — она стано­вится ежиком, переворачивает ноутбук — он становится домом и так далее. При этом кроме сумки, конечно, может быть заранее приготовлено много предметов в коробках, на полках вокруг.

Как сделать спектакль интереснее

Развивать действие помогут театральные эффекты. Если нарезать мелко бу­магу и посыпать сцену сверху — получится снег, если направить на кусочки бумаги фен или вентилятор — метель, если мять над героями фольгу — будет молния, положить на стол синий целлофан — море, а если прозрачный целло­фан — лед. Театральные эффекты могут изображать и поворотные моменты: если какой-то герой умирает — можно эффектно вытащить из рукава и под­бросить над ним красный платок. Сюжетные повороты легко показывать также и переменой света или звуками: яичко упало и разбилось — удар ложкой по чашке или хлопок в ладоши.

Спектакль «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. «Театр Вкуса», 2016 год

Для всего спектакля можно взять саундтрек из любимого фильма (беспро­игрышный вариант, кстати, музыка из фильмов Уэса Андерсона) или просто любимую песню или классическую композицию.

Театр теней

От 3 до 5 участников

Что это такое

Теневой спектакль тоже построен на сторителлинге: спектакль ведет рассказ­чик, а остальные с помощью теней иллюстрируют его рассказ. Тени могут быть разными: есть силуэтные тени (когда тень отбрасывают специально вырезан­ные фигурки), живые (тень отбрасывает человек целиком) и ручные («играют» пальцы актера). Все теневые техники можно объединить, иногда тень может даже выходить за ширму, и это очень зре­лищно: вот лодка плывет перед ширмой, а потом заезжает за нее, и мы уже видим ее удаляющуюся тень.

Сколько длится спектакль

Оптимальное время для домашнего спектакля — 7–15 минут.

Что понадобится

Для теневого театра вам будет нужна ширма (подойдет простыня) и несколько источников света. Рассказчик находится перед ширмой, а актеры и свет — за ней. Проектор или настольную лампу удобнее всего поставить посередине на полу или на сто­ле — это общий свет. Чтобы подсвечивать конкретные тени, каждый актер должен взять в руку фонарик или телефон с фонариком. Если участников много, то можно назначить осветителей — они будут ответствен­ными и за фонари для отдельных теней, и за лампу.

Если вы работаете с силуэтными тенями, то нужно заранее их вырезать и приготовить. Удобнее всего будет управлять ими с помощью палочек (подойдут палочки для суши), а закреплять фигурки пластилином.

Что ставить

Литературная основа может быть такая же, как в предметном театре: любимая книга, адаптированная под спектакль, — нужно выделить сюжетную линию, в которой есть интересная вам проблема и ее решение.

Как ставить

Хорошо, если по книге сразу понятно решение спектакля: к примеру, если это произведение про взрослых и детей или про великанов и лилипутов, то спектакль может строиться на игре с размерами теней. Допустим, вы берете историю про Одиссея и Циклопа. Тогда один человек встает ближе к лампе, дальше от шир­мы — у него получается большая тень, это великан Циклоп. Другой ближе к ширме, дальше от лампы — у него тень меньше, это герой Одиссей. По сюжету Одиссей протыкает глаз Циклопу — актеру достаточно вытянуть вверх по диагонали руку, чтобы у зрителей создалось впечатление, что его палец попадает в Циклопа.

Сцена из спектакля «Сказка, которая не была написана». Режиссеры Вячеслав Игнатов, Мария Литвинова, художник-постановщик Максим Обрезков. Театр «Трикстер», 2015 год© Международный фестиваль театров кукол «Ковчег»

Теневое мастерство требует репетиций, поэтому для такого спектакля точно понадобится режиссер — человек, который все репетиции будет находиться перед ширмой, чтобы следить, не перекрывают ли друг друга тени и хорошо ли они видны.

Интересно, когда тени начинают взаимодействовать с рассказчиком. К при­меру, он рассказывает, как герои пошли в лес, и на плечо ему садится птичка (силуэтная тень), рассказчик на нее дует, и птичка улетает. Еще один удачный прием — использовать контраст одного и толпы, когда все актеры за ширмой одинаково откликаются на слова рассказчика. Тогда сцена с лесом будет выгля­деть так. Рассказчик говорит: «И пошли они в лес», — все остальные актеры изображают руками качающиеся веточки. Рассказчик: «И увидели кота», — все актеры начинают мяукать и поднимать руки с согнутыми пальцами, как будто царапаются.

Образ рассказчика стоит всегда связывать со спектаклем. Подумайте, кто бы мог рассказывать вашу историю? Если это сказка — бабушка или дедушка. Если древнегреческий миф — грек в тоге. От чьего лица неожиданно услышать знакомый сюжет? Рассказчиком «Волшебника страны Оз» может быть не только Элли, но и Тотошка, а сказки Пушкина может рассказывать даже дуб у лукоморья.

Как сделать спектакль интереснее

Театр можно извлекать из всего. Ширма тоже может быть игровой: например, если это спектакль по «Мэри Поппинс», то он может начинаться с того, что семья Бэнкс ищет няню, все актеры ходят по сцене с газетами, а потом меня­ется ветер, и сверху надвигается ширма, склеенная из кусков газет. Можно играть с освещением: менять свет проектора на синий (если происходит что-то волшебное), красный (если надо изобразить опасность). Блуждающим фонарем можно показывать опасные моменты, кульминацию, какую-то нестабильность. Им же — сделать акцент на герое. Очень интересно в теневом театре смотрятся постановочные танцы. Если по-разному работать с лампами, то изображение будет преломляться — это будет эффектной перебивкой в спектакле. Оживить спектакль поможет и музыка: лучше, чтобы она была живая, например барабан или колокольчик для акцен­тов или общего фона.

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

Что это такое

Эта театральная форма больше всего будет похожа на тип театра, который наиболее знаком детям: здесь все еще есть рассказчик, но спектакль разыгрывают уже не куклы или тени, а актеры. Отличие в том, что актеры тут тоже не совсем играют, как в психологическом театре, а скорее обозначают действия и реакции, дистанцируясь от своих героев  Такой театр близок «эпическому театру», который придумал немецкий драматург Бертольт Брехт. В театре Брехта актеры не отождествляли себя с персонажами и не стремились к «подлинности», а наоборот, преподносили знакомое с неожиданной стороны. Декорации были лаконичными, а пьесы — отвечающими современным проблемам..

Допустим, рассказчик говорит о соревнованиях за сердце принцессы: герой должен попасть из лука в мишень, чтобы жениться на девушке. Тогда один артист стреляет, второй берет его стрелу, медленно показывает ее ход, доносит до мишени, показывает, что стрела попадает — бам! (чтобы усилить эффект, можно добавить музыкальное сопровождение) — и уже с обычной скоростью начинается праздник свадьбы. А смерть, к при­ме­ру, изображается так: один герой стреляет во второго, тот замирает, третий подходит и рисует гримом или краской красный кружок на груди — важно, что во время рисования жертва не двигается, и только когда этот процесс завер­шен, умерший может уйти со сцены (или начать танцевать или странно дви­гаться — изобразить переход в другое состояние). Это похоже на живые картины: обычная картина фиксирует какое-то важное событие, а живая запечатлевает весь процесс, который привел к этому событию. 

Сцена из спектакля «Кавказский меловой круг». Режиссер Никита Кобелев. Московский академический театр имени Владимира Маяковского, 2016 год
Сколько длится спектакль

Так же, как и в предыдущих вариантах, хронометраж постановки — от 7 до 15 минут.

Что понадобится

Обязательного реквизита нет, но здорово будет использовать в спектакле живую музыку: например, барабаны.

Что ставить

Для такого спектакля удобнее всего будет взять волшебные сказки, где есть явные превращения, которые будет интересно показывать «крупным планом», замедлять.

Как ставить

Излюбленный прием: ребенок засыпает за книжкой. Допустим, сидит за столом, читает окончание абзаца и засыпает. Вокруг появляются герои сказки, которую он читал, может быть, оживают предметы: со стола убирают вазу с цветами, вместо нее на стол облокачивается актер в цветочном костюме. И эти герои продолжают сказку, а сам ребенок становится, например, принцем. В таком случае у спектакля будет не один рассказчик, а целая группа: один будет передавать слово другому. Завершить сказку можно звуком будильника или голосом мамы — кольцевая композиция всегда придает целостность действию.

1 / 2

Сцена из спектакля «Золушка». Режиссер Марфа Горвиц

Спектакль «Золушка» поставлен по пьесе Жоэля Помра — это социальная драма о том, как память об умершей матери не отпускает девушку Зою по кличке Зола, отчего она берется за всю черную работу и не находит себе места. В этой сцене сестры и отец обозначают углы маленькой тесной комнаты и убеждают Золу (Надежда Лумпова), что комната ей очень подходит. За кадром — Фея-крестная, рассказчик, который ведет спектакль.

© Театр «Практика»

2 / 2

Сцена из спектакля «Золушка». Режиссер Марфа Горвиц

Первая встреча мачехи (Катерина Васильева) и отца (Александр Усердин) Золы. Все герои замерли, и каждый выражает отношение к этой встрече: мачеха и отец рады новой любви, сестры недовольны, что им теперь предстоит жить вместе, и подчеркнуто высокомерно и снисходительно смотрят на Золу. Зола как оберег выставляет вперед часы с будильником, которые каждые пять минут звонят, напоминая о матери.

© Театр «Практика»

Для героев нужно придумать костюмы: в ход идут вещи из шкафа, простыни, цветная бумага и все, что найдется дома. Если это принц и принцесса, можно сделать им короны из фольги или бумаги и золотые плащи — купить термопокрывало в магазине для охотников и рыболовов.

Пригодится и упаковочная бумага (например, бесплатная из IKEA). Такая бумага может вообще стать решением всего спектакля: из нее можно вырезать весь реквизит и сделать одноцветные костюмы всем персо­нажам. Например, если речь идет о скучной жизни, которая преображается благодаря любви или творчеству, то костюмы можно во время спектакля раскрашивать красками и фломастерами.

Для того чтобы создать образ, будет достаточно и одной детали костю­ма. Задайте себе вопрос: что самое важное в вашем персонаже? Допустим, вы играете собаку из «Бременских музыкантов», которую хозяева выгнали из дома за то, что она «стара стала». Ее главной характеристикой может быть старость. Фантазируйте: почему именно ее выгнали, вероятно, она ослепла или потеряла нюх? Тогда костюмом могут быть очки, которые собака иногда теряет, долго ищет и оттого везде опаздывает. А если у вас собака из «Вол­шебного кольца», то ее главное качество — преданность. Достаточно поводка, чтобы показать, как собака следует за своим хозяином и как рада ему служить.

Как сделать спектакль интереснее

Чтобы рассказ смотрелся более театрально, помогут эффектные театральные приемы. Рассказчик говорит: «Жила-была девочка, и вдруг она…» — девочка выбрасывает из-за пазухи красную ленточку. Рассказчик (после паузы): &laquoВлюбилась».

Море, потоп или водопад можно изображать целлофаном или пледом. Простынями хорошо показывать сугробы. Погоду могут передавать и сами актеры: например, один герой берет в руки уголки плаща второго и встряхивает ткань, как будто плащ надувается от ветра. А можно и вовсе обойтись без декораций и решить все звуком: если мять крахмал в мешке, то будет похоже на скрип шагов по снегу, если подуть в гофрированную трубу или начать ей размахивать — получится ветер или вьюга; причем интересно будет извлекать звуки не за сценой, а на глазах у зрителя, открытым приемом.

Читка

От 1 до 15 участников

Что это такое

Читка — самый взрослый формат домашнего спектакля, он подойдет для детей старше 12 лет. Со стороны читка выглядит очень простым делом: актеры сидят на стульях и читают пьесу по ролям. Но чтобы это стало спектаклем, а не про­сто чтением, нужна серьезная подготовка: разбор пьесы и продумыва­ние пере­ходов между сценами, — поэтому нужно, чтобы кто-то взял на себя функцию режиссера (возможно, понадобится помощь взрослого).

Сколько длится спектакль

Здесь не может быть ограничения по времени: играть нужно столько, сколько требуется для прочтения.

Что понадобится

Стулья, на которых будут сидеть актеры, и распечатанные тексты пьесы.

Что ставить

Подходящие пьесы можно найти на сайте конкурса детской драматургии «Маленькая ремарка» и в сборниках современной драматургии взрослых авторов. Вот пьесы, на которые стоит обратить внимание:

Как ставить

После того как вы выбрали текст, нужно распределить роли и выбрать рассказ­чика, который будет читать ремарки. Всегда приветствуется разбор ролей — обычно это происходит так: режиссер с актерами разговаривают о том, что в пьесе нравится, что волнует, и обсуждают каждую роль отдельно.

Есть простой вариант разбора: надо определить главную тему пьесы и сформу­лировать вопрос, связанный с этой темой. К примеру, если тема — стремление к счастью, то вопросом может быть «Что для моего персонажа является сча­стьем?». Для ответа на этот вопрос надо проследить всю линию персонажа. Когда вы найдете ответ, это поможет правильно расставить акценты в пьесе, лучше понять, какие сцены для персонажа ключевые.

А еще разбор пьесы поможет придумать, как реагировать на ремарки, которые читает рассказчик. Авторские пояснения и указания, как играть, — самое интересное в читке. Актеры не должны откликаться на них буквально, иначе получится скучно. Если написано «говорит, улыбаясь» — это не значит, что надо непременно улыбаться, можно никак не реагировать и продолжить говорить как до этого, если «запыхавшись», — наоборот, можно прочесть предельно спокойно, если «герои ссорятся», а мы знаем, что герои — семейная пара, которая только и делает, что ссорится, — то они могут говорить нарочито лениво или нежно. Решение должно быть парадоксаль­ным — это закон театра. Но оно всегда основано на тексте: актерская игра дает ремарке дополнительное измерение и раскрывает характер героя, расширяет смысл текста, а не проти­воре­чит ему.

«Ганди молчал по субботам». Драматург Анастасия Букреева, режиссер Кирилл Вытоптов. Фестиваль «Любимовка», 2017 год

Рассказчика можно объединить с маленькой ролью или придумать ему отдель­ный образ: например, если вы ставите пьесу, где главный мотив — какое-то соревнование героев, то рассказчиком может быть футбольный комментатор. Но очень важно любую идею проверять в репетициях: иногда то, что кажется в теории очень складным, совершенно не работает на сцене. Поэтому репети­ция — это бесконечное изменение в поисках идеальной формулы. При этом нужно помнить, что актерская игра в читке должна быть минималь­ной, главный принцип — концентрация на тексте. Поэтому минимали­стичными будут и подача, и музыкальное сопровождение, и сценические решения.

Чтобы не отвлекать зрителя от текста, актеры почти не должны двигаться — удобней всего им будет сидеть на стульях. Но можно по-разному организовы­вать пространство: например, участвующие в сцене герои могут выдвигаться вперед. Если это история о ссоре — пусть актеры сидят как на ринге, друг напротив друга. Если участников не так много, то один человек может играть две роли. Тогда он пересаживается с места на место, чтобы зрителю было понятно, за кого он читает. Если герой по сюжету умер, то он уходит или закрывает глаза, садится спиной к зрителям или встает на стул (чтобы приблизиться к небе­сам) — визуально что-то должно измениться.

Чем закончить читку? Всегда выигрышный ход — хореографическое упражне­ние, когда действие на сцене подчиняется какому-то закону. Есть, например, упражнение «движение на выдох». Актеры начинают дышать в такт, и на каж­дый выдох они делают любое движение: шаг, поворот, наклон головы, взмах руки. Как только заканчивается выдох, заканчивается движение. Когда ты со­средоточен на дыхании, у тебя нет времени хлопотать лицом, и это действо выглядит непонятно и завораживающе. К примеру, в пьесе про семью таким образом все могут собираться в семейный портрет.

Если это пьеса про созидание, то параллельно с читкой актеры могут рисовать картины, складывать оригами и создавать коллаж — к концу читки их произве­дение должно быть готово. Конец может быть решен и звуком: к примеру, если актеры начнут изображать отъезд поезда — «чучух-чучух», — все будет понят­но и без декораций. Главное, чтобы все решения были орга­ничны самой пьесе — именно поэтому режиссеру (или режиссерам) нужно работать с текстом и размышлять о героях, смыслах и главной теме спектакля.

Как сделать спектакль интереснее

Для того чтобы читка была не просто чтением текста, можно придумать театральные эффекты. Например, если это пьеса о том, что прошлого не вер­нуть, то все могут синхронно брать прочитанный лист и бросать на пол. Можно добавить детали реквизита, которые помогут актерам чувствовать себя персо­нажами и будут развивать действие: взять яблоко, шапку, сумку и так далее. К примеру, если один герой весь спектакль сидит с яблоком, а потом передает его другому, становится понятно, что это сцена о доверии, о любви. А если, допустим, под свой пафосный текст Ромео достает леденец, разворачивает его и отдает Джульетте, то мы понимаем, что на самом деле они еще дети  .

arzamas.academy

Как поставить домашний спектакль | Журнал Домашний очаг

Во-первых, в спектакле заняты именно те артисты, на которых больше всего хотят посмотреть зрители. Когда вы приходите в какой-нибудь театр, может случиться, что вам не понравятся исполнители — дома такого не случается. Так что успех гарантирован в любом случае.

Во-вторых, спектакль длится не два часа, а гораздо меньше. Лучше всего, если домашний спектакль будет коротким — минимум времени, за которое вы можете передать содержание. В нашей детской театральной студии за четыре занятия по 2 часа мы делаем спектакль, который идет 10−15 минут.

В-третьих, у вас самый удобный театральный зал, в который не надо добираться, поскольку это дома. И зрителям не надо стоять в очереди в гардероб, не надо стесняться чужих людей — можно снять пиджак и даже сесть на диван с ногами.

В-четвертых, после премьеры обязательно будет шикарный банкет, причем он продлится гораздо дольше представления и бюджет его превышает бюджет спектакля. Именно об этом больше всего мечтают профессиональные артисты любого театра.

Как выбирать пьесу для спектакля?

Поскольку у нас есть столько преимуществ: спектакль играют только один раз, в нем участвуют любимые артисты и успех гарантирован заранее, то почему бы нам не взяться за то, о чем «большие театры» всегда мечтают — за великие произведения. Хотя бы даже за «Вильяма нашего Шекспира»! В домашнем театре можно относиться к великим авторам без лишнего пиетета — воспринимайте их как членов вашей семьи. Вы гениальный режиссер, у вас гениальные артисты, а при этом вы берете в соавторы Пушкина и Бетховена — разве может не получиться гениальный спектакль? Не бойтесь дописать или переписать что-то — в этом театре вам все позволено. Самый сильный эффект всегда производит то, что нарушает стереотипы. Если маленький ребенок играет колобка, это воспринимается всеми как вполне привычная история и вряд ли вызовет какое-то эстетическое потрясение, а ведь именно его мы обычно добиваемся в театре. А вот если шестилетний ребенок выходит с черепом и шпагой в руках и говорит: «Быть или не быть!» — то степень воздействия такого спектакля возрастает многократно.

Один из законов домашнего театра гласит: чем больше несоответствие между тем, кто играет, и что играют, тем больший художественный эффект вы произведете. Не бойтесь брать самые серьезные произведения, будь то балет «Лебединое озеро», трагедии «Ромео и Джульетта» или «Гамлет», известные библейские истории и т. п. Прелесть их в том, что почти каждый зритель знает сюжет почти наизусть, поэтому можно не углубляться в детали. К тому же вы имеете возможность хотя бы чуть-чуть познакомить ребенка с «правильной» литературой, музыкой. То есть заложить основу того, что затем поведет его в консерваторию, на оперу или серьезный спектакль, заставит открыть хорошую книгу или сходить в картинную галерею.

Как писать сценарий?

1. Сокращайте пьесу до самого минимума, оставьте из всего произведения только самое главное — сюжет. Это тоже дает сильный художественный эффект: представьте «Гамлета», сыгранного за пять минут. По‑настоящему великие произведения от этого не проигрывают, а еще больше поражают.

2. Разбейте пьесу на несколько самых важных, узнаваемых сцен. В каждой из них может быть буквально по несколько реплик, которые коротко передадут суть происходящего.

3. Выберите жанр. Как вы понимаете, опера и балет требуют долгих репетиций. Но есть, например, теневой театр — занавеска и плоские куклы изготавливаются очень быстро, а выглядит все эффектно. Есть бумажный театр, в котором достаточно вырезанных из бумаги кукол и декорации-задника.

4. Найдите музыку. Чем более она будет серьезной — пусть даже тема произведения не будет иметь отношения к теме спектакля, — тем лучше. Лучше, если музыка будет сопровождать все действие. И обязательно найдите торжественную мелодию для поклонов. Конечно, трехлетке совсем неинтересно играть Гамлета или что-то в этом роде. Он не понимает этого. А вот оказаться в ситуации, когда он стоит на сцене, а все зрители очень рады тому, что он делает, — это как раз для него очень важно. Потому что ребенку вообще очень важно делать так, чтобы это нравилось окружающим. Кстати, артисты тем и отличаются от остальных людей тем, что у них этот период продолжается до старости — им очень важно знать, правильно ли они делают и нравится ли это окружающим.

Не надо ребенка мучить театром: репетировать много раз, объяснять слишком подробно суть. Просто коротко расскажите ему сюжет — поверьте, это будет именно то, ради чего большинство людей приходит в театр. А затем ставьте простые задачи: «Ты бежишь сюда, кричишь и падаешь». Для изготовления декорации в бумажном театре возьмите бумажный ролик вроде бумаги для факса. Нарисуйте на нем декорации по порядку следования сцен. Затем закрепите ролик с двух сторон на двух бутылках. У вас есть декорации, которые вы меняете, просто прокручивая ролик назад или вперед. И зрители сразу понимают, в каком месте происходит сцена. Здесь можно много чего придумать, например, вырезать в декорации окошки, за которыми будут мелькать фигурки людей. ак репетировать? Сделайте программки и афиши, где укажите не только первый, но и второй состав исполнителей (например, вместе бабушки, если что, будет играть дедушка). Поставьте ребенка у дверей комнаты, чтобы он предлагал занимать места в зрительном зале.

Предложите бинокли. Очень ровно расставьте зрительные ряды и пронумеруйте их. Раздайте билеты. Подсветите рампу (направив на нее две настольные лампы), дайте три звонка ипопросите выключить мобильники, погасите свет. Эта игра может продолжаться сколько угодно, гораздо дольше самого представления, и дольше, чем это бывает в театре (особенно если кто-то из зрителей застрял в пробке).

Объявите, что начал работать буфет, и начните выдавать напитки и бутерброды. И не забывайте главное — вы, в отличие от профессиональных режиссеров и актеров, обречены на успех!

www.goodhouse.ru

как поставить спектакль в своей квартире

Сегодня семьи зачастую разобщены. Даже за общим столом мы не друг с другом разговариваем, а смотрим в гаджеты. Мы потеряли навык общения, привычку говорить — за ужином, ни о чём, просто разговаривать. Лекарством, которое объединит всю семью, может стать домашний театр. Режиссёры-кукольники и лауреаты «Золотой маски» Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов рассказали «Мелу», как поставить спектакль вместе с детьми в квартире.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

К этой идее — сделать домашний театр — можно никак не готовиться, а просто решить, что сейчас мы идём в соседнюю комнату ставить спектакль. Приготовить какие-то самые простые вещи: купить маски или сделать их самим, грим намазать, в простыни завернуться, порепетировать часок — и сыграть спектакль! А можно готовиться вдумчиво. У нас есть друзья, семья с тремя детьми, они очень любят устраивать домашние спектакли и готовятся к показу по полгода. Осенью решают, что будут ставить, зимой мастерят реквизит и декорации, потом репетируют и в конце весны устраивают показ. Так тоже можно. Главное, чтобы выбранный способ всем нравился.

Есть шесть простых шагов для того, чтобы поставить домашний спектакль:

1. Выбрать руководителя постановки

Это обязательно должен быть один человек, взрослый или ребёнок, если у него хватит энергии и желания. Но взрослые всё равно должны как-то поддерживать порядок на репетициях и в процессе подготовки к спектаклю, потому что знают, как бесконфликтно решить спорные ситуации.

2. Выбрать историю

Надо выбрать такую историю, которая бы нравилась всем детям. Совершенно необязательно, чтобы это было что-то из русской классики. Хочется детям ставить «Мадагаскар» — пусть. Задача ведь — не поставить шедевр, а объединить семью вокруг постановки. А можно взять «Пиковую даму» — только рассказать её надо совсем простым языком, чтобы детям было понятно и интересно в это поиграть. Мы однажды ставили «Дон Жуана» с детьми от шести до 10 лет, и было очень смешно, когда на сцене появлялся Кракозябра Дон Жуан. Важно, чтобы все участники получали удовольствие от процесса и чтобы было весело. История для спектакля может быть известна всем, может быть придумана кем-то одним и потом рассказана всем участникам или и написана специально.

3. Распределить роли и места действия спектакля

Может сложиться такая ситуация, что все девочки захотят играть принцесс, а все мальчики — рыцарей. Значит, нужно придумать историю, где будет пять принцесс и два рыцаря (например, принцесса Воздуха, принцесса Воды, принцесса Земли и так далее — равноценные роли). И пусть все вытаскивают жребий, кто кого будет играть.

Жребий — это честно, а дети любят, чтобы всё было по справедливости

А потом нужно обсудить, где вся история будет происходить. Совершенно необязательно — одно место действия. Их может быть несколько: лес, море, дом, космос, Земля, Марс.

4. Подготовка к спектаклю

Кто-то отвечает за подготовку мест действия. Где у нас море? Как его обозначить? «Шекспировской» табличкой на палочке или нарисованными волнами? А дом трёх поросят где? Под столом? Отлично!

Кто-то отвечает за музыку. Она может быть проиграна с мобильного телефона или сыграна вживую на фортепиано, или спета кем-то из участников. Кто-то делает афишу спектакля, билетики и, может быть, даже программку.

При этом каждый отвечает за своего собственного персонажа: готовит ему костюм (из бумаги, старого маминого платья, простыни, занавески — чего угодно), учит текст, накладывает на лицо грим. Можно использовать аквагрим, но лучше купить гримировальные карандаши. С ними у детей меньше возможностей размазать все по стенам. Можно наклеить на ванную бумажку с надписью «Гримёрная», дать детям карандаши, и пусть сами себе рисуют лица.

5. Репетиция

Репетиции должны быть для того, чтобы каждый понимал, что он делает, в какой момент выходит, что говорит и чем вообще начинается и заканчивается спектакль. У домашнего спектакля обязательно должно быть обговорённое всеми участниками начало, середина и финал, иначе может получиться так, что спектакль будет длиться бесконечно, пока кто-то из мам не скажет: «Ну всё, Васечка, нам уже пора домой». Детям ведь сложно остановиться, если им нравится. А когда есть репетиция, то все понимают: вот эта сцена, потом эта, потом та, а потом финал. Всё. Спектакль закончился.

6. Показ

В любом случае, что бы ни произошло, какой бы спектакль ни получился, его ни в коем случае нельзя рассматривать с профессиональной точки зрения и сравнивать с постановками в профессиональных театрах. Про это не нужно забывать. Бывает, взрослые так увлекаются, что начинают расстраиваться из-за несовершенных костюмов и ругаться, что ребёнок не выучил текст, не вовремя вышел, не то надел, испачкался. Ни в коем случае! Важно, что спектакль состоялся, что были овации в конце. Поэтому, кстати, премьерная публика должна отработать свою роль как надо и все необходимые признаки успеха обеспечить: цветы, овации, подарки, поздравления, чай с печеньями после премьеры! Хотя публики может и не быть — можно сыграть спектакль без зрителей, снять его на телефон и потом выложить в соцсеть — и там, в комментариях, получить и цветы, и овации, и признание.


Сколько всё это займёт времени? Можно уложиться даже в час с небольшим. За пять минут рассказываем историю. Ещё за пять минут распределяем роли. 20 минут на подготовку. 20 минут на репетицию. И десять минут — показ. Тогда никто не устанет.

Первые три пункта — история, распределение ролей и подготовка — можно растянуть на какое угодно количество времени, хоть на полгода. Зависит от того качества, которое вы хотите получить. Хотите сложные, изящно сделанные декорации, продуманный грим и специально сшитые для вашего спектакля костюмы? Отлично, но это потребует времени. Готовы завернуться в простыню и карандашами раскрасить лица? Тогда вам хватит получаса.

А вот репетиции лучше уложить в один день со спектаклем, просто чтобы дети не устали и им не надоело. Ведь это у профессионального артиста в профессии заложено повторять, а детям может надоесть по пятому разу читать монолог Буратино. Так что лучше репетиционный период не растягивать. Сократить его до двух часов и в тот же день показать. Или в крайнем случае на следующий день, чтобы дети не успели забыть то, что вчера репетировали.

Какие средства вы будете использовать в своём домашнем спектакле — кукольный театр, теневой театр, сами будете играть, перемешаете все стили и жанры, сами сделаете декорации из картона, или представите, что диван — это море, а шкаф — это гора, совершенно неважно.

Воображение — вот главный инструмент любого театрального представления

Можно вообще не иметь ничего под руками, а просто мелом обозначить места действия на полу, и всё равно всё будет хорошо. Потому что всё это затевается ради того, чтобы поднять друг другу настроение и пообщаться.


Что понадобится для теневого театра

Если с обычными спектаклями всё в целом понятно, то чтобы показать театр теней, нужна отдельная инструкция.

1. Экран

Это может быть любая белая неплотная ткань. Лучше всего подходит плащевка, но если её нет, сгодится любая простыня или бязь. Её можно натянуть на трос. А можно не заморачиваться с тросом и поставить двух взрослых, которые будут ровно держать её с двух сторон и во время спектакля. Они могут одновременно держать экран и рассказывать историю или делать звуковое сопровождение.

2. Лампочка

В «Икее» есть гениальная настольная лампа на гнущейся ножке и на прищепке. В ней один диод. Это важно, потому что один диод даёт чёткую тень, а несколько диодов будут давать размытую тень. Эти лампы абсолютно безопасны. Они не греются, они закрытые, и мы часто даже в профессиональных спектаклях используем именно такие. Ещё эту же функцию гениально выполняет фонарик от айфона. Очень хорошая вещь.

3. Малярный скотч, ножницы, картон для детского творчества, шпажки

Чтобы сделать персонажей теневого спектакля, вам понадобятся малярный, бумажный скотч, ножницы и обычный картон для детского творчества. Персонажей лучше всего вырезать в профиль — тогда сразу понятно, кто это и куда он смотрит. А потом к вырезанной фигурке бумажным скотчем приклеиваете шпажку от шашлыка — или палочку, которой кофе размешивают, из «Шоколадницы» или из «Старбакса». Получается теневая кукла.

Чем кукла ближе к фонарю, тем она на экране больше. Чем она дальше от фонаря, тем она на экране меньше. Если у вас место действие — море, то подносите вырезанные волны ближе к лампе. А кораблик подносите ближе к экрану, и тогда море будет большим, а кораблик — маленьким.

Фото: iStockphoto (WaffleBoo, Choreograph, ampak)


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почему старшие дети не должны быть няньками младшим братьям и сёстрам

5 альтернатив диснеевским мультфильмам

Как школьная постановка может изменить жизнь учеников

mel.fm

Фотоэкскурсия за кулисы Новгородского театра драмы, Простыми словами

Простыми словами

502

Автор

Анастасия Андреева, Анастасия Васюнова, Екатерина Кукшинова

Как создаётся спектакль: Фотоэкскурсия за кулисы Новгородского театра драмы

Придя в театр, мы наслаждаемся результатом кропотливой командной работы. Мало кто догадывается о том, как идёт процесс подготовки к спектаклю, но очень многое можно увидеть и узнать, заглянув за кулисы.

В 1998 году в Новгородском академическом театре драмы им. Ф.М. Достоевского была поставлена комедия положений «Моя жена — лгунья». Спектакль по пьесе американских драматургов Маргарет Мейо и Мориса Эннекена режиссировал Борис Гуревич. Недавно, спустя 20 с небольшим лет перерыва, герои комедии вернулись на сцену. Теперь за постановку взялся заслуженный деятель искусств РФ Михаил Мамедов.

По случаю премьеры нам разрешили заглянуть на «кухню» театра. Рассказываем в фотографиях о том, как создаётся спектакль.

Пресс-служба о театре

Татьяна Дамрина, пресс-секретарь НОТКА, рассказала нам о театре, аудитории, процессе подготовки спектаклей:

О модернизации театра:На лето запланирован капитальный ремонт. На 50% будет автоматизировано всё оборудование на средства гранта Всемирного банка. Это организация, которая поддерживает культурные проекты (например, ЮНЕСКО).

О работе пресс-службы: Приходится решать много задач. От простого к сложному: написать статью, договориться об информпартнёрстве, продумать рекламную кампанию с минимальными затратами, но максимальным привлечением зрителя, придумать нестандартный рекламный ход – обычно для этого нужно взаимодействовать с крупными сетевыми компаниями, а с ними не всегда просто найти общий язык. 
Нужно уметь видеть инфоповоды. К примеру: традиционно, июль – сезон отпусков, театр отдыхает. Но на месяц оставить читателей без информации никак нельзя. Включаем «соображалку»: юбилеи творческой деятельности артистов, планы на следующий сезон. А можно воспользоваться статистикой: рассказать зрителям, сколько провели благотворительных показов, сколько раз побывали в школах, сколько провели экскурсий по закулисью для гимназистов, студентов, ребят из школьных лагерей. Нужно генерировать идеи –фотоцикл с артистами, или, например, серия мини-интервью к году театра – и самое главное– уметь организовать процесс, чтобы их воплотить. 

Про аудиторию: Публика, в основном, женская от 35 лет. Они любят, чтобы все было душевно. Та же самая аннотация должна быть интересной, информативной и с приятными бонусами. Но молодёжь тоже ходит на спектакли. В театре часто проходят экскурсии для школьников, для студентов театральной специализации, детских лагерей и т.д. Для каждой категории подстраивают программу под возраст:студентам рассказывают о том, как выстраивается работа в театре, об устройстве сцены, кулис, светового оборудования. Первоклашек ведут в реквизиторскую и дают померить корону Кощея Бессмертного, подержать бутафорский пистолет, а в гримёрной рисуют им на щеках или лбу водяной краской солнышки и бабочек. Дети визжат от счастья.

Некоторые ребята узнают реквизит: «Помню этот пистолет из «Пиковой дамы», а вот этот меч был в спектакле «Колокол и держава»,–однажды на экскурсии сказал Татьяне второклассник из гимназии «Гармония».

Детские спектакли – особый пласт работы. Традиционно в репертуаре их меньше, чем «взрослых», но их играют очень часто. По воскресеньям в полдень всегда – открытые семейные показы, 1-2 раза в неделю по будням – для школ, 1-3 раза в месяц – выезд в районные ДК и детские лагеря. В декабре начинается пора «ёлок»: новогодний спектакль за две с половиной недели проходит 30-40 раз. Кроме того, артисты примерно раз в месяц выезжают в школы, проводят творческие встречи: рассказывают ребятам, как стать актёром, учат их актёрским упражнениям, ставят мини-сценки.

Этапы подготовки к премьере: Режиссер находит пьесу, начинаются читки. Дальше составляется официальный приказ, где указано, кто и на какую роль назначен. Репетиции могут начаться за два месяца. Генеральный прогон (в костюмах, с гримом и с причёсками) может быть за несколько дней. Есть спектакли, которые идут много лет. Приходят новые молодые артисты, кто-то уходит. Время от времени необходимы актёрские замены.В экстренных случаях артист должен быть готов за неделю-две «ввестись» в спектакль: выучить роль (а она может быть очень объёмной), а бывают и такие форс-мажоры (хорошо, что крайне-крайне редко), что утром актёр читает роль, а вечером идёт её играть. В такой профессии нужно быть готовым сделать максимум за минимум. Да так, чтобы кричали «Браво!»

Спектакль «Моя жена — лгунья» был сделан за два месяца. Пятого марта начали, четвёртого мая — премьера. Решить творческую задачу можно в разный срок. Иногда на это нужны годы, а иногда всё удачно складывается за два-три месяца.Интересный факт: Спектакль «Я счастлива, счастлива, счастлива!..» по мотивам «Дневника Анны Григорьевны Достоевской» поставили за две недели. Постановке уже 12 лет, но интерес зрителей всё ещё очень сильный. Многие его любят. Идёт спектакль на малой сцене. Зрители находятся прямо на ней на специальных станках, так как спектакль камерный, рассчитан всего на 80-100 человек. В данной постановке играют всего два актёра, которые преподносят одного персонажа с разных сторон (Анну Григорьевну и её альтер-эго).Это изображение счастья и несчастья, которые были в супружеской жизни с Достоевским. Показывается неимоверная борьба человека с самим собой.

Декорации, мастерские

Бутафорским цехом руководит Наталья Мельник. Её опыт работы – более 22-х лет. Именно здесь разрабатывают макеты и создают реквизит для спектаклей: троны, короны, замки, кровати и многое другое. Повсюду царит творческий хаос.

Свои профессиональные секреты мастера раскрывают с большой осторожностью. Каждый бутафор создаёт что-то своё из множества вариантов воплощений определённой вещи. Нам удалось узнать несколько хитростей: камыши для детской сказки делаются из капроновых колготок, а плюшки для скатерти-самобранки из самого обычного поролона. Несмотря на используемые материалы, сделано всё очень качественно и, главное, выглядит натурально. Ещё одна «фишка» мастеров в том, что они создают предметы, которые выглядят тяжёлыми, из лёгких материалов – например, из фанеры.

Вот макет к «Пиковой даме». С него всё и создавалось. Подобные изображения должны быть сделаны для каждого представления:

В театральной среде много разных примет. Например, бутафоры не очень любят показывать телевидению или прессе эскизы декораций для будущих спектаклей. Считается, плохая примета: или будут долго изготавливаться, или постоянно ломаться. 

В закоулках театра хранится очень много декораций, которые ждут своего часа, чтобы вновь оказаться на сцене. Среди них есть даже настоящий гроб для спектакля «Завещание Буасьера».

А это – декорации к спектаклю «Моя жена — лгунья»:

В швейной мастерской создаются костюмы к спектаклям, а также здесь проходят примерки.

Костюмеров сравнивают с волшебниками из-за их таланта создавать шедевры из самых обычных, непримечательных тканей. Руководит ими заведующая пошивочным цехом Алла Тизян. Костюмеры работают с художниками. Одним из самых сложных спектаклей в репертуаре театра драмы по выполнению костюмов является постановка «Пиковая дама». Готовясь к этому спектаклю, мастера сотрудничали с художником Светланой Чазовой. Шить наряды начали в мае, премьера спектакля состоялась в сентябре. На один костюм уходила целая неделя, а изготовить нужно было целых 20.Мастерам-портным очень важно сотрудничать с художником, ведь они создают спектакли в разном времени. Необходимо знать детали: как одевались люди в 50-е годы 20 века, какой была повседневная одежда в 19 веке, а какая была праздничная, ничего не перепутать, не наделать «ляпов». Например, сейчас художник создаёт эскизы для спектакля по роману Тургенева «Отцы и дети». Интересно: даже если роль артиста эпизодическая и он появляется один раз на 2 минуты, для него всё равно отдельно отрисовывают костюм со всеми деталями. К каждому эскизу художник и портной прикалывают небольшие отрезки ткани, из которой его будут делать – чтобы посмотреть сочетание цветов и фактур, и чтобы образец всегда был перед глазами.

Большую работу также выполняют мастерицы в пошивочном цехе. Актёры приходят и уходят, поэтому необходимо постоянно изменять информацию о фигурах и перешивать уже имеющиеся костюмы на некоторые спектакли.

Костюмы хранятся десятилетиями. Солдатские сапоги, к примеру, пригождаются очень часто:

«Один из актёров рассказывал, что в начале нулевых выбрал для спектакля в костюмерной старые сапоги. И, к удивлению своему, нашел в них бумажку, где указано, что они использовались в спектакле 1977 года. И живы до сих пор!» — рассказывает Татьяна Дамрина.

Тоже из интересных фактов: говорит заведующий костюмерным цехом Лидия Мешкова:

«За последнее время в театре произошло много изменений. Ещё недавно, когда речь шла о новом спектакле, я могла тратить недели на подбор костюма. Договариваешься с артистом, берёшь машину, полдня ездишь с ним по магазинам, чтобы выбрать, какую он хочет обувь, какого фасона юбку и т.д. А теперь девушки показывают мне свои пожелания на экране телефона. Экономия времени огромная, дело идёт быстрее. Кто бы мог подумать, что настанет такая пора, ещё 15-20 лет назад! В «запаснике» (помещения, где хранятся костюмы списанных спектаклей, которые ещё могут пригодиться для других постановок, новогодних представлений, сдачи в аренду и т.д) есть большая коллекция шляп. И только половина их них – «магазинные». Остальные сделаны руками реквизиторов театра, например, шляпы-тюрбаны в виде кота. Их использовали в спектакле «Золушка». Конечно, купить проще, но где же такие найдёшь? Вот и приходится нашим бутафорам придумывать, как создать такие необычные вещи».

Грим и создание образов персонажей

Гримёр Марина Мысливец рассказала нам об интересных нюансах процесса подготовки спектакля:

— Раньше образы персонажей рисовались только от руки, пока не появились компьютеры. Сейчас всё делается в графическом редакторе, печатается и сразу отправляется сразу в швейный цех.

— Если говорить о гриме, то для детских спектаклей в образ добавляется больше ярких деталей, чтобы маленький зритель всё видел и понимал: кто злой, а кто добрый. Кстати, даже если актер желает что-то изменить в образе, то сделать он этого не может. Если художник сказал так — значит, будет так, и спорить бесполезно. Конечно, режиссёр позволяет показать что-то новое и может пойти на уступки, если только этот образ сочетается с его видением, — говорит Марина Мысливец.

Парики создаются вручную, так как то, что предоставляют театру заводы, выглядит ненатурально.

Актёры

Репетиции проходят практически за две недели до премьеры. Но готовиться к спектаклю артисты начинают намного раньше. Первым этапом постановки актёр Матвей Швыденко называет ознакомление с текстом. Каждый читает пьесу целиком. При этом важно представить своего персонажа и запомнить первое впечатление о нём. У артиста есть определённые приёмы, как выучить огромный текст. Профессиональные секреты. Это называется «прожить» текст. Не выучить, а поставить себя в условия, которые задаются сценарием.

— Мы стараемся не зазубривать текст. Если тебе говорят: «Как дела?», то ты и говоришь, как дела, а не вспоминаешь, как ты учил, — говорит актёр.

Этап «присваивания» наступает после изучения «географии» персонажа, когда артисты следуют указаниям и рисунку режиссёра. Только после этого сценарий можно закреплять. Иными словами — работать с партнёром.

На сцене актёры разного возраста. Например, Анна Пушкина, Матвей Швыденко и Виктория Нархова только в прошлом году окончили университет (они выпускники Воронежского Государственного института искусств). А вот Вера Веркау не первый раз играет в постановке «Моя жена — лгунья». Практически 20 лет назад на этой же сцене она исполнила роль Кэтти Гариссон.

Теперь роль жены-лгуньи исполняет Виктория Нархова. Как и её коллеги, актриса на протяжении всей репетиции не выходит из образа. Даже когда режиссёр сам поднимается на сцену и отыгрывает фрагмент сценария, артисты остаются при своих ролях.

Конечно, актёры не всё время говорят фразами своих героев. Виктория Нархова отмечает, что «переключение» происходит интуитивно, «присваивается во время обучения». А вот Матвей Швыденко, напротив, говорит, что для него переход от сценической жизни к реальной — это процесс осознанный.

— Дома стараемся выходить из театра, — смеётся актёр. — Если человек, который поёт, ещё и дома продолжает петь, то, мне кажется, это уже слишком.

От работы каждый артист отвлекается по-разному. Например, Матвей читает книги, смотрит сериалы и занимается танцами — учит танго вместе со своей девушкой — Анной Пушкиной. Кстати, в этом спектакле она исполняет роль Мэджи Скотт.

Немного афоризмов во время репетиций

Немного афоризмов во время репетиций

— Сабаева, это светлый грим!
— Мы только начали. Это был самый тёмный.
— Это вот этот тёмный? Да я такой же сейчас.

                                  

— Что-то упало!
— Это твоя совесть…

 

— Хорошо в театре работать, вот бы ещё и артистов не было! (добродушный смех)

Премьера спектакля «Моя жена — лгунья»

Перед началом спектакля за кулисами ощущается движение: это артисты готовятся к выходу. Кто-то выглядывает в зал и видит тысячи сосредоточенных на сцене глаз. Тишина… и вот начинается премьера.

В конце постановки зрители аплодируют стоя. Немногие в этот момент догадываются, насколько тяжёлую работу проделала по большей части невидимая команда театра. Весь их труд был ради одной цели — заставить зрителей в этот вечер восхищаться.

Фото: Анна Владимирова, Екатерина Кукшинова, Анастасия Андреева, Анастасия Васюнова

gazon.media

Как сделать документальный спектакль

1. Разберитесь, зачем вы это делаете

В самом начале не нужно понимать конечную цель, будущих персонажей и образ высказывания. Материал подскажет и композицию, и финальный смысл, если уж кто нуждается в привычном месседже. Но важно понимать, зачем вы собрались делать спектакль таким трудоемким, затратным и неблагодарным методом, который лишь при удачной встрече таланта и открытости дает поразительный эффект.

«Одна расшифровка интервью может вогнать в тоску кого угодно (меня лично вгоняет), — говорит драматург Михаил Дурненков. — Необходимость для драматурга/актера впускать в свой маленький театрик в голове еще десятки, а то и сотни людей с их многокилометровыми монологами, подавляет, опустошает и вводит в депрессию. Необходимость следовать за материалом, необходимость многочасового общения на позитивной ноте слушателя, когда ты буквально излучаешь волны внимательности и неравнодушия к интервьюеру — все эти рамки, в которых тесно после бесконечного пространства письменного стола». 


2. Запаситесь техникой

Работа над документальным спектаклем состоит из интервью, расшифровки интервью, его последующего монтажа и публичного исполнения. Чтобы взять интервью, необходим диктофон и, возможно, камера. Правда, камеры люди боятся, а вот диктофона — нет, особенно, если вы им объясните открыто, что делаете спектакль. Театр — это какая-то ерунда, его мало кто увидит. Видео нужно, если сам актер не участвовал в интервьюировании и не видел своего героя.

Волшебная сила вербатима сохраняется в спектакле в одном случае — если в тексте сохранено не только то, что было сказано, но и как оно было сказано. Сбор и воплощение документального текста во многом аналогичны актерским упражнениям на наблюдение — только со словами, через речь: «мусор», оговорки, манеру говорить — все это нужно оставлять. Поэтому, конечно, здорово, когда актеры сами берут интервью и потом сами их воспроизводят. Тогда у человека в голове звучит чужой голос, а перед глазами стоит конкретный человек.

yandex.ru

Весь дом — театр! | Журнал Домашний очаг

Поставить самим спектакль — это не только весело, но еще и модно. По всей стране идет настоящий бум любительских театров, и это подтверждают все новые фестивали и конкурсы, проходящие во всех уголках страны. Актерские школы для взрослых переполнены. С чем это связано? Устав от страшилок по телевизору и плохих новостей, все больше умных энергичных людей обращаются к искусству, которое уже много веков помогает сохранять свежий взгляд на жизнь, — к театру.

Говорят, что театр затягивает посильнее любого наркотика. С этим наверняка согласятся многочисленные участники Второго Московского фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом», который в этом году собрал около ста талантливых семей. Все они заражены домашним театром и отдают ему все свободное время.

Впереди — длинные зимние каникулы, за время которых можно поставить и показать друзьям и родным даже не один спектакль, а несколько. А о том, как лучше это сделать, мы спросили профессионалов — основателей и руководителей Театрального дома «Домашний театр» режиссера Арсения Эпельбаума и актрису Ольгу Зейгер.

Чем домашний театр лучше профессионального?

Во-первых, в спектакле заняты именно те артисты, на которых больше всего хотят посмотреть зрители. Когда вы приходите в какой-нибудь театр, может случиться, что вам не понравятся исполнители — дома такого не случается. Так что успех гарантирован в любом случае.

Во-вторых, спектакль длится не два часа, а гораздо меньше. Лучше всего, если домашний спектакль будет коротким — минимум времени, за которое вы можете передать содержание. В нашей детской театральной студии за четыре занятия по 2 часа мы делаем спектакль, который идет 10−15 минут.

В-третьих, у вас самый удобный театральный зал, в который не надо добираться, поскольку это дома. И зрителям не надо стоять в очереди в гардероб, не надо стесняться чужих людей — можно снять пиджак и даже сесть на диван с ногами. В-четвертых, после премьеры обязательно будет шикарный банкет, причем он продлится гораздо дольше представления и бюджет его превышает бюджет спектакля. Именно об этом больше всего мечтают профессиональные артисты любого театра.

Как выбирать пьесу для спектакля?

Поскольку у нас есть столько преимуществ: спектакль играют только один раз, в нем участвуют любимые артисты и успех гарантирован заранее, то почему бы нам не взяться за то, о чем «большие театры» всегда мечтают — за великие произведения. Хотя бы даже за «Вильяма нашего Шекспира»! В домашнем театре можно относиться к великим авторам без лишнего пиетета — воспринимайте их как членов вашей семьи. Вы гениальный режиссер, у вас гениальные артисты, а при этом вы берете в соавторы Пушкина и Бетховена — разве может не получиться гениальный спектакль? Не бойтесь дописать или переписать что-то — в этом театре вам все позволено.

Самый сильный эффект всегда производит то, что нарушает стереотипы. Если маленький ребенок играет колобка, это воспринимается всеми как вполне привычная история и вряд ли вызовет какое-то эстетическое потрясение, а ведь именно его мы обычно добиваемся в театре. А вот если шестилетний ребенок выходит с черепом и шпагой в руках и говорит: «Быть или не быть!» — то степень воздействия такого спектакля возрастает многократно.

Один из законов домашнего театра гласит: чем больше несоответствие между тем, кто играет, и что играют, тем больший художественный эффект вы произведете.

Не бойтесь брать самые серьезные произведения, будь то балет «Лебединое озеро», трагедии «Ромео и Джульетта» или «Гамлет», известные библейские истории и т. п. Прелесть их в том, что почти каждый зритель знает сюжет почти наизусть, поэтому можно не углубляться в детали. К тому же вы имеете возможность хотя бы чуть-чуть познакомить ребенка с «правильной» литературой, музыкой. То есть заложить основу того, что затем поведет его в консерваторию, на оперу или серьезный спектакль, заставит открыть хорошую книгу или сходить в картинную галерею.

Как писать сценарий?

1. Сокращайте пьесу до самого минимума, оставьте из всего произведения только самое главное — сюжет. Это тоже дает сильный художественный эффект: представьте «Гамлета», сыгранного за пять минут. По‑настоящему великие произведения от этого не проигрывают, а еще больше поражают. 2. Разбейте пьесу на несколько самых важных, узнаваемых сцен. В каждой из них может быть буквально по несколько реплик, которые коротко передадут суть происходящего. 3. Выберите жанр. Как вы понимаете, опера и балет требуют долгих репетиций. Но есть, например, теневой театр — занавеска и плоские куклы изготавливаются очень быстро, а выглядит все эффектно. Есть бумажный театр, в котором достаточно вырезанных из бумаги кукол и декорации-задника. 4. Найдите музыку. Чем более она будет серьезной — пусть даже тема произведения не будет иметь отношения к теме спектакля, — тем лучше. Лучше, если музыка будет сопровождать все действие. И обязательно найдите торжественную мелодию для поклонов.

Как репетировать?

Прежде всего должен быть один человек, который все готовит. Должен быть главный режиссер, кто точно знает, когда спектакль будет готов и как он будет выглядеть.

Этот человек может без лишней суеты приготовить все заранее, например, мама подходит к ребенку и говорит: «Можешь мне нарисовать замок принца, череп, шпагу…» Ребенку интересно и не трудно минут двадцать порисовать, а у мамы уже есть декорации для бумажного театра.

Затем мама (которая чаще всего и бывает главным режиссером) идет к папе и как бы невзначай просит его найти в Интернете какую-нибудь торжественную музыку, что-нибудь патетическое. Папа через пять минут это находит, записывает — и вот готов саундтрек спектакля.

И совершенно необязательно всех накручивать. А уж после того как все подобрано, подготовлено, музыка записана и реквизит сделан, главный режиссер принимает решение всех собрать и «одним рывком» сделать спектакль.

Как сделать сцену и зрительный зал?

Мы играем в театр. И чем больше будет атрибутики академического театра, тем лучше это будет выглядеть и тем веселее будет всем. Сделайте программки и афиши, где укажите не только первый, но и второй состав исполнителей (например, вместе бабушки, если что, будет играть дедушка). Поставьте ребенка у дверей комнаты, чтобы он предлагал занимать места в зрительном зале. Предложите бинокли. Очень ровно расставьте зрительные ряды и пронумеруйте их. Раздайте билеты. Подсветите рампу (направив на нее две настольные лампы), дайте три звонка ипопросите выключить мобильники, погасите свет. Эта игра может продолжаться сколько угодно, гораздо дольше самого представления, и дольше, чем это бывает в театре (особенно если кто-то из зрителей застрял в пробке).

Объявите, что начал работать буфет, и начните выдавать напитки и бутерброды. И не забывайте главное — вы, в отличие от профессиональных режиссеров и актеров, обречены на успех!

Полезные адреса: Театральный дом «Домашний театр» занимается детским и семейным театром. В детской студии опытные режиссеры и актеры каждый месяц с детьми ставят новый спектакль. А в конце месяца этот спектакль смотрят родители, друзья и родственники. Проходят и семейные мастер-классы, на которых за 2 часа готовят декорации и реквизит к спектаклю, а потом все дружно играют его. Тел.: 8 (906) 735−7224, сайт: www. teatr-dom.ru

Конечно, трехлетке совсем неинтересно играть Гамлета или что-то в этом роде. Он не понимает этого. А вот оказаться в ситуации, когда он стоит на сцене, а все зрители очень раду тому, что он делает, — это как раз для него очень важно. Потому что ребенку вообще очень важно делать так, чтобы это нравилось окружающим. Кстати, артисты тем и отличаются от остальных людей тем, что у них этот период продолжается до старости — им очень важно знать, правильно ли они делают и нравится ли это окружающим.

Не надо ребенка мучить театром: репетировать много раз, объяснять слишком подробно суть. Просто коротко расскажите ему сюжет — поверьте, это будет именно то, ради чего большинство людей приходит в театр. А затем ставьте простые задачи: «Ты бежишь сюда, кричишь и падаешь».

Для изготовления декорации в бумажном театре возьмите бумажный ролик вроде бумаги для факса. Нарисуйте на нем декорации по порядку следования сцен. Затем закрепите ролик с двух сторон на двух бутылках. У вас есть декорации, которые вы меняете, просто прокручивая ролик назад или вперед. И зрители сразу понимают, в каком месте происходит сцена. Здесь можно много чего придумать, например, вырезать в декорации окошки, за которыми будут мелькать фигурки людей.

Семья Озолиных Маргарита, Андрей, Илья

Маргарита и Андрей давно и серьезно увлечены театром. Маргарита в детстве занималась в знаменитой театральной студии ДК «ЗИЛ» и даже пробовала поступать в театральный институт на актерское отделение. А когда не получилось стать актрисой, пришла в профессию культорганизатора. Андрей по профессии инженер. Он пришел в ту же студию, но уже позже, во время учебы в техническом институте. Со временем Андрей получил второе образование — драматурга, стал писать пьесы, некоторые из которых уже поставлены в российских театрах. Теперь они вместе работают методистами в культурном центре «Южный» (ДК «АМО ЗИЛ») и надеются воплотить в жизнь проект «Театр для всех», в котором хотят дать шанс реализовать способности непрофессиональных драматургов, актеров, режиссеров.

«Мы занялись постановкой семейного спектакля в основном из-за сына Ильи. Он мечтает стать киноартистом, вот мы и помогаем ему приближаться к своей мечте», — говорит Маргарита. В фестивале семейных театров Озолины участвуют второй год. В прошлом году они дошли до финала со спектаклем по сказке Джанни Родари, а в этом — стали победителями.

Для постановки Озолины выбрали малоизвестную сказку Острида Пройслера «Разбойник» и написали по ней пьесу «Ничего тут не поделаешь, такие уж мы есть». Главные герои этой сказки — персонажи из немецкого фольклора Каспель и Сеппель (аналоги нашего Петрушки). Их играют Маргарита и Илья. Андрей исполняет роль полицейского и вора в одном лице. Самое сложное, по их словам, было уложиться в 10 минут, а это являлось одним из обязательных условий выступления на фестивале. «У нас получилась политическая сатира на злобу дня, — говорит Андрей, — про полицейского, который одновременно был разбойником, и весь спектакль сам себя ловил. Тема эта сейчас острая, поэтому зрители принимали наш спектакль очень хорошо». Репетировали они спектакль 3 недели. Больше всего боялись, что Илья растеряется на сцене, но он показал себя как настоящий артист и не забыл ни одного слова.

Семья Дороховых Анатолий Дмитриевич, Тамара Павловна, их дети Наталья и Павел, невестка Ирина, внуки Максим и Антон

Эта большая, веселая и очень дружная семья все время живет играючи. Спектакль на фестивале семейных театров — всего лишь один из эпизодов их творческой жизни. Душа и мотор семьи — старшее поколение, Тамара Павловна и Анатолий Дмитриевич. Она — бывший преподаватель-историк, он — в прошлом электромеханик. Уехав несколько лет назад из города и став увлеченными фермерами, они все время собирают в своем доме родных, друзей, соседей. На Новый год у них — праздники с Дедом Морозом, собственный каток на пруду, на Пасху — гулянья с масками и костюмами. Да и так, без повода, собираются друзья — прочитать новые стихи, послушать, как поют Тамара Павловна и дочь Наташа, отметить дни рождения…

А на юбилей Тамары Павловны любящий муж подарил ей… театр! Он построил небольшое здание из стекла на берегу пруда, так что теперь для их спектаклей и концертов всегда есть настоящие сцена и зрительный зал.

На фестивале семья показала спектакль по трем басням Крылова — «Стрекоза и муравей», «Квартет» и «Обоз», в котором приняла участие вся семья. Анатолий Дмитриевич собственноручно сделал все декорации — целый месяц придумывал, выпиливал, красил. Тамара Павловна писала сценарий (она всю жизнь пишет и прозу, и стихи), шила костюмы и собирала всех на репетиции. «Самый талантливый артист у нас — это Максим, мой младший внук, — утверждает она. — Он просто прирожденный актер!» Семью объединяет театр

Мнение эксперта Владимир Науменко, актер, директор Второго Московского фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом» По ходу работы над спектаклем люди имеют возможность другого взгляда и на себя, на свои достоинства и недостатки, на отношения внутри семьи. Ведь театр обладает способностью увеличительного стекла — он укрупняет и плохое, и хорошее. Кроме того, с помощью театра родители воспитывают своих детей. Причем средствами весьма экономичными: ведь ребенок знакомится и с драматургией, и с литературой, и с музыкой, и со сценическим движением (а любое движение на сцене становится сценическим).

А еще театральное творчество объединяет семью, ведь у них появляются причины для того, чтобы собраться вместе — причем собраться не для того, чтобы поесть и выпить, а для выполнения общего дела. Именно поэтому девизом нашего фестиваля стали слова «Счастливы быть вместе».

В семейном театре главным становится не мастерство, а отношения артистов, их умение поддерживать друг друга. С другой стороны, тот контакт, который возникает на сцене, потом перемещается и в каждодневные отношения, меняя их и делая лучше. И в этом смысле театр дополняет жизнь, а жизнь — театр.

www.goodhouse.ru

Помощник режиссера рассказал о том, что происходит за кулисами одного из старейших театров России

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Во время спектакля в театре ощущается настоящая магия: зритель очарован происходящим на сцене, пока за кулисами идет очень сложная работа. Мы проследили путь создания спектакля от идеи до премьеры в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, одном из старейших музыкальных театров нашей страны. Сезон 2019–2020 года для театра юбилейный: ему исполняется 90 лет.

Как рождается спектакль? Кто такие артисты-каскадники? Один из помощников режиссера специально для читателей AdMe.ru ответил на эти и другие вопросы, рассказал о специфике музыкального театра и поделился эксклюзивными фактами о своей необычной работе.

Это единственный театр, который не уехал из Ленинграда в эвакуацию в годы Второй мировой войны. Во время блокады спектакли шли на сцене Александринского театра в стандартном режиме, более того, было выпущено несколько премьер.

Кто такой помощник режиссера?

Помощник режиссера рассказал о том, что происходит за кулисами одного из старейших театров России

В Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, утверждает руководитель театра Юрий Алексеевич Шварцкопф, помощник режиссера — главный на площадке.

Это человек, который связывает все цеха и службы между собой, а также с артистами и с режиссером. Например, нужно поменять бокалы на репетиции. Этим занимается реквизиторский цех, но сообщить об этом и проконтролировать выполнение задачи должен помощник режиссера.

Есть театральная байка, что когда спектакль выпущен и уже идет в репертуаре, то без режиссера (он может сидеть в зале, а может не присутствовать вообще, как это и бывает с приглашенными постановщиками) представление начнется, а без помощника — нет, потому что это человек, который дергает за все ниточки: от поднятия занавеса до выхода артиста на сцену.

К слову, никакие технические сложности не сравнятся с тем, как тяжело собрать всех артистов в одном месте в одно время. Потому что это не 10 человек, а балет, хор и солисты. Например, в оперетте «Веселая вдова», премьера которой состоялась в конце этого мая, занято более 50 артистов.

www.adme.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *