Дети в картинах русских художников – Ой!

Дети в картинах знаменитых отечественных художников: karhu53 — LiveJournal

Дети в картинах знаменитых отечественных художников
К.Маковский «Портрет детей Стасовых»

А.Бортников «Весна пришла»

А.Комаров «Пестрый дог»

Ю.Кугач «В cемье»

К.Лемох «В лето. С поздравлением»

Н.Богданов-Бельский «Виртуоз»

В.Серов «Мика Морозов»

Н.Фешин «Портрет дочери Ии»

А.Степанов «Катание на Масленицу»

Н.Богданов-Бельский «У больного учителя»

Ю.Кугач «В субботу»

Е.Чернышева «Девочка с козочкой»

Ф.Сычков «Катание с горы»

А.Корзухин «Крестьянские дети в лесу»

К.Брюллов «Ребенок в бассейне»


А.Морозов «Сельская бесплатная школа»

И.Макаров «Портрет детей художника»

В.Маковский «Пастушки»

П.Соколов «Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах»

В.Перов «Тройка (Ученики мастеровые везут воду)»

И.Пелевин «Кормление ребенка»

А.Корзухин «Возвращение из города»

И.Прянишников «В засаде»

И.Макаров «Портрет графа Петра Сергеевича Шереметьева в детстве»

В.Перов «Спящие дети»

Н.Касаткин «Шутка»

А.Харламов «Мать и дочь»

А.Харламов «Причесывание(Две сестры)»


Н.Ярошенко «Всюду жизнь»

А.Степанов «Дети на хворосте»

С.Васильковский «Весна»

Н.Богданов-Бельский «Новая сказка»

А.Ржевская «Веселая минутка»

Б.Кустодиев «На террасе»

И.Бродский «Сказка»

И.Макаров «Портрет В.Н.Львовой ребенком»

Н.Фешин «Портрет Вари Адоратской»

Н.Богданов-Бельский «У дверей школы»

А.Венецианов «Крестьянские дети в поле»

И.Прянишников «Дети на рыбалке»

Р.Фелицин «На крыльце избы»

Ю.Кротов «Мои куклы»

В.Гау «Великие князья Александр Александрович (будущий император АлександрIII) и Алексей Александрович (в платье девочки) детьми в саду, с козой в упряжке»

полностью можно посмотреть здесь : https://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/42955.html

karhu53.livejournal.com

Женщины в картинах знаменитых отечественных художников (120 картин)

Дорогие женщины! Поздравляю вас с наступающим праздником — Международным Женским Днем! Эту свою публикацию, как и предыдущую, в которой я рассказывала о женских образах в картинах зарубежных художников: babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/39336.html, я хочу посвятить милым и очаровательным женщинам — ведь без них человечество просто не существовало бы. В этой публикации вы сможете увидеть женщин разных эпох, национальностей, возрастов, социального и семейного положения, взглядов на мир, реальных и вымышленных, таких, какими их видели запечатлевшие их художники, и какими они притягивали восхищенные взгляды зрителей в свое время и продолжают притягивать много веков спустя.

Василий Тропинин “Кружевница”

Константин Маковский “Под венец”

Дмитрий Левицкий “Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия”

Карл Брюллов “Портрет сестер Шишмаревых”


Алексей Венецианов “На жатве. Лето”

Федор Рокотов “Портрет Александры Петровны Струйской”

Карл Брюллов “Портрет графини Юлии Павловны Самойловой удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини”

Григорий Лапченко “Сусанна, застигнутая старцами”

Всеволод Иванов «Анастасия»

Н. Касаткин «Соперницы»

Ф. Сычков «Зима. У изгороди»

И. Семеновский «Зима»

К.А.Сомов “Спящая молодая женщина”

О.А.Кипренский “Портрет Авдотьи Ивановны Молчаловой с дочерью Елизаветой”

И.Я.Билибин “Василиса и белый всадник”

В.И.Гау “Портрет цесаревны великой княгини Марии Александровны”


К.П.Брюллов “”Бахчисарайский фонтан”.Жены Гирея у фонтана”

И.К.Макаров “Портрет Н.А.Пушкиной”

О.А.Кипренский “Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной”

Т.А.Нефф “Купальщица”

Ф.С.Журавлев “Девичник в бане”

Г.И.Семирадский “Сцена из римской жизни”

Ф.С.Журавлев “Нагая женщина”

Б.М.Кустодиев “Красавица”

В.Л.Боровиковский “Лизынька и Дашинька”

П.Н.Орлов “Портрет неизвестной в придворном русском платье”

С.В.Бакалович “Гречанка”

С.В.Бакалович “Октябрь”

И.К.Макаров “Портрет Н.Н.Пушкиной (Ланской)”


В.Д.Поленов “Бабушкин сад”

И.К.Макаров “Портрет М.А.Пушкиной”

И.К.Макаров “Портрет Ольги и Варвары Араповых”

И.К.Макаров “Портрет императрицы Марии Александровны (1824-1880), жены Александра II”

В.Э.Борисов-Мусатов “Гобелен”

К.А.Коровин “Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович”


А.Г.Венецианов “Крестьянка с васильками”

Б.М.Кустодиев “Купчиха за чаем”

М.И.Скотти “Итальянка”

А.Е.Архипов “Крестьянка”

Н.А.Касаткин “Шахтерка”

П.Ф.Соколов “Портрет С.А.Урусовой”

Б.М.Кустодиев “Русская Венера”

Т.А.Нефф “Купальщица”

Г.И.Семирадский “Отдых”

М.В.Нестеров “Великий постриг”

К.П.Брюллов “Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной”

В.Э.Борисов-Мусатов “Водоем”

К.А.Сомов “Конфиденции”

И.К.Макаров “Семейный портрет Ратыковских-Рожковых”

П.Ф.Соколов “Портрет И.Г.Полетики”

К.В.Лебедев “В вагоне”

С.В.Бакалович “Сцена из римской жизни”

В.М.Максимов “Сборы на гулянье”

Ф.С.Журавлев “Знахарка”

В.И.Гау “Н.Н.Пушкина”

И.С.Горюшкин-Сорокопудов “Листопад”

А.Е.Архипов “Молодая крестьянка в красной кофте”

А.Е.Архипов “Крестьянская девушка за рукоделием”

В.А.Серов “Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой”

С.К.Зарянко “Портрет княжны М.В.Воронцовой”

А.И.Корзухин “Девичник”

А.И.Корзухин “Бабушка с внучкой”

В.Е.Маковский “Портрет Марии Михайловны Волконской”

К.П.Брюллов “Всадница”

В.Э.Борисов-Мусатов “Весна”

П.Н.Орлов “Портрет Марии Аркадьевны Бек”

В.Л.Боровиковский “Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке”

С.А.Виноградов “Бабы”

Д.Г.Левицкий “Портрет Анны Давиа Бернуцци”

Д.Г.Левицкий “Портрет Екатерины Романовны Дашковой”

Д.Г.Левицкий “Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой”

И.Н.Крамской “Неизвестная”

Т.А.Нефф “Портрет Полины Виардо”

И.К.Макаров “Портрет Вишнюковой”

А.Е.Архипов “Девушка с кувшином”

А.Г.Венецианов “Кормилица с ребенком”

К.А.Сомов “Язычок коломбины”

В.Е.Маковский “Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской”

Т.А.Нефф “Портрет великой княжны Марии Николаевны”

Т.А.Нефф “Портрет великой княжны Екатерины Михайловны”

В.Л.Боровиковский “Портрет Дарьи Алексеевны Державиной”

К.П.Брюллов “Итальянский полдень”

А.Е.Архипов “В гостях”

А.Г.Венецианов “Девушка в платке”

И.Я.Билибин “Красная девица перед царством Финиста Ясна Сокола”

Г.И.Семирадский “У источника”

В.М.Васнецов “Аленушка”

Ф.А.Бруни “Пробуждение граций”

П.Н.Орлов “Портрет неизвестной с фрейлинским шифром императрицы Александры Федоровны”

В.И.Гау “Портрет великой княжны Александры Николаевны”

И.К.Макаров “Портрет АМ Челищевой”

П.Ф.Соколов “Портрет П.Н.Рюминой”

К.А.Сомов “Дама в голубом”

В.Л.Боровиковский “Портрет Марии Ивановны Лопухиной”

Т.А.Нефф “Портрет великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны”

Б.М.Кустодиев “Сенокос”

Н.А.Касаткин “Девушка у изгороди”

О.А.Кипренский “Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой”

Д.Г.Левицкий “Портрет Марии Алексеевны Дьяковой”

А.Г.Венецианов “На пашне. Весна”

Н.В.Невреев “Василиса Милентьевна и Иван Грозный”

В.М.Васнецов “Три царевны подземного царства”

А.Г.Венецианов “Купальщицы”

М.А.Врубель “Царевна-лебедь”

В.Е.Маковский “Портрет Марии Федоровны, жены Александра III”

П.Н.Орлов “Групповой портрет сестер: писательницы графини Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной и Евдокии Васильевны Петрово-Солово”

А.Г.Венецианов “Крестьянка с косой и граблями (Пелагея)”

К.П.Брюллов “Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя”

Н.А.Ярошенко ”Портрет актрисы Пелагеи Артемьевны Стрепетовой”

В.А.Тропинин “Золотошвейка”

А.А.Харламов “Мать и дочь”

К.А.Сомов “Портрет Ефимии Павловны Носовой”

В.А.Тропинин “Пряха”

В.А.Тропинин “Девушка со свечой”

Н.И.Фешин “Чувашские девушки”

А.А.Харламов “Портрет южанки с шалью и гирляндой роз”

Н.А.Ярошенко “Курсистка”

В.А.Тропинин “Девушка с горшком роз”

И.Н.Крамской “Портрет императрицы Марии Федоровны”

В.Л.Боровиковский “Портрет Елены Александровны Нарышкиной”

babiki.ru

Мужчины в картинах знаменитых художников. Часть1 (100 картин отечественных художников)

В этот праздничный День Защитника Отечества свою публикацию я хочу посвятить мужчинам.
Мужчинам разных веков, стран, национальностей, профессий и социального положения, возрастов, мировоззрения, реальных и вымышленных — таких, какими их запечатлели на своих картинах знаменитые художники. Пригашаю и вас прогуляться по этой прекрасной картинной галерее. В этой публикации вы сможете увидеть работы отечественных художников.

Ф.А.Рубо “Казаки у горной речки”

И.Н.Крамской “Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьева”

И.Н.Крамской “Пасечник”

Н.В.Неврев “Мочалов среди почитателей”

С.К.Зарянко “Портрет великого князя Николая Александровича”

П.Ф.Соколов “Портрет В.А.Жуковского”

Б.П.Виллевальде “Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году”

С.В.Иванов “Стрельцы”

Г.Г.Мясоедов “Страдная пора. Косцы”

Н.П.Богданов-Бельский “У больного учителя”

М.В.Нестеров “Философы”

Ф.С.Рокотов “Портрет графа Воронцова”

Н.К.Рерих “Гонец”

Б.П.Виллевальде “Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году”

И.Н.Крамской “Портрет Льва Николаевича Толстого”

В.Л.Боровиковский “Портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского”

В.Перов “Портрет художника А.К.Саврасова”

C.Васильковский “Уманский сотник”

В.А.Серов “Портрет художника Константина Алексеевича Коровина”

Н.А.Касаткин “Шутка”

Ф.А.Бруни “Вакхант”

И.Билибин “Иван-царевич и Жар птица”

В.Серов “Портрет И.И.Левитана”

И.Н.Крамской “Портрет Павла Михайловича Третьякова”

Ф.А.Моллер “Портрет Николая Васильевича Гоголя”

В.С.Серов “Петр I”

М.И.Скотти “Минин и Пожарский”

В.М.Максимов “После обедни”

И.Репин “Портрет А.П.Боголюбова”

Г.Сорока “Портрет художника А.Г.Венецианова”

К.П.Брюллов “Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова”

Д.Г.Левицкий “Портрет Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова”

А.Е.Архипов “Келейник”

В.Г.Перов “Портрет Владимира Ивановича Даля”

П.Ф.Соколов “Портрет Пушкина”

Б.М.Кустодиев “Портрет Федора Ивановича Шаляпина”

В.А.Тропинин “Александр Сергеевич Пушкин”

М.В.Нестеров “Под благовест”

А.А.Иванов “Аполлон, Гиацинт и Кипарис занимающиеся музыкой и пением”

В.А.Гау “Портрет митрополита Филарета”

М.В.Нестеров “Лисичка”

И.Н.Крамской “Портрет Александра III”

Н.В.Неврев “Портрет М.С.Щепкина”

В.В.Верещагин “У крепостной стены”

П.О.Ковалевский “Бой у Иваново-Чифлик 12 октября 1877 года”

А.Тыранов “Портрет И.К.Айвазовского”

И.К.Айвазовский “Автопортрет”

В.М.Васнецов “Витязь на распутье”

М.А.Врубель “Богатырь”

А.А.Иванов “Беллерофонт отправляется в поход против химеры”

К.Е.Маковский “Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьева-Амурского”

В.М.Васнецов “Богатыри”

О.А.Кипренский “Портрет Сергея Семеновича Уварова”

В.И.Суриков “Степан Разин”

И.Крамской “Портрет Ф.Васильева”

В.М.Васнецов “Преферанс”

Н.Н.Ге “Портрет писателя Льва Николаевича Толстого”

И.Н.Никитин “Портрет напольного гетмана”

Н.Д.Дмитриев-Оренбургский “Генерал Н.Д.Скобелев на коне”

В.Поленов “Мечты”

С.Ф.Колесников “Весна. Март”

О.А.Кипренский “Портрет А.А.Пушкина”

К.П.Брюллов “Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника”

В.В.Верещагин “Перед атакой под Плевной”

И.К.Айвазовский “Автопортрет”

К.П.Брюллов “Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности”

Г.Г.Мясоедов “Чтение положения 19 февраля 1861 года”

Ф.А.Моллер “Портрет художника Федора Антоновича Бруни”

К.П.Брюллов “Портрет писателя Александра Николаевича Струговщикова”

Н.Д.Дмитриев-Оренбургский “Портрет императора Александра III”

И.Крамской “Портрет М.К.Клодта”

А.Я.Головин “Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова”

О.А.Кипренский “Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова”

С.К.Зарянко “Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого”

И.Н.Крамской “Мина Моисеев”

И.Крамской “Портрет И.И.Шишкина”

А.И.Иванов “Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году”

И.К.Айвазовский “Автопортрет”

В.Г.Перов “Портрет Федора Михайловича Достоевского”

И.Е.Репин “Запорожцы”

В.Л.Боровиковский “Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена”

В.Васнецов “Портрет А.И.Куинджи”

В.Г.Перов “Птицелов”

Б.М.Кустодиев “Его императорское величество государь император Николай Александрович самодержец всероссийский”

И.Е.Репин “Портрет Афанасия Афанасьевича Фета”

И.Е.Репин “Портрет Льва Николаевича Толстого”

С.В.Иванов “На сторожевой границе Московского государства”

А.С.Степанов “Утренний привет”

С.В.Иванов “Смотр служилых людей”

Иван Билибин “Вольга и Микула”

Б.П, Виллевальде “Сражение при Грохове 13 февраля 1831 года”

Б.П.Виллевальде “Сражение при Париже 17 марта 1814 года”

В.В.Верещагин “Двери Тимура”

Б.П.Виллевальде “Лейб-гвардии конный полк в сражении при Фершампенуазее 13 марта 1814 года

Григорий Сорока “Рыбаки. Вид на Спасском”

В.Л.Боровиковский “Портрет дипломата Сергея Лазаревича Лашкарева”

С.В.Иванов “Царь. XVI век”

В.Д.Поленов “На Тивериадском озере”

В.Г.Перов “Портрет Аполлона Николаевича Майкова”

И.Н.Крамской “Портрет А.И.Куинджи”

babiki.ru

Образ матери на картинах русских художников

Молодая крестьянка и жительница солнечной Италии, работница петроградской фабрики и жена партизана. Вспоминаем, как отечественные художники изображали матерей на своих полотнах.

Алексей Венецианов. Сенокос. 1820. Государственная Третьяковская галерея

Алексей Венецианов считается основателем жанра русской бытовой живописи. Выходец из купеческой семьи, он долго служил в Санкт-Петербурге чиновником. Полотна Венецианов писал лишь изредка — чаще всего он изображал сцены из жизни дворян и горожан.

В 1819 году Алексей Венецианов оставил службу, купил имение Сафонково в Тверской губернии и переехал туда. Он целиком посвятил себя живописи. Главной темой его творчества стал житейский уклад и быт крестьян. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной», — писал художник.

В 1820 году художник написал полотно «Сенокос». На нем изображена крестьянка, которая кормит ребенка, оторвавшись от работы в разгар страды. Картина могла быть частью цикла: кисти художника также принадлежат работы «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».

«Сенокос» долгое время находился за границей — в Великобритании. Лишь в 2002 году полотно вернулось в Россию и заняло свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

брюллов

Карл Брюллов. Итальянка, ожидающая ребенка. 1830. Государственный Русский музей

брюллов

Карл Брюллов. Итальянка с ребенком у окна. 1831. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

брюллов

Карл Брюллов. Мать, просыпающаяся от плача ребенка. 1831. Государственный Русский музей

В 1822 году выпускник Академии художеств Карл Брюллов отправился в Италию — он получил от Общества поощрения художников стипендию для поездки за границу. Там живописец писал копии с картин эпохи Возрождения, этюды с натуры и сцены из жизни городских обывателей.

На многих картинах Брюллова главной героиней стала молодая мать или девушка, ожидающая ребенка. На полотнах — множество трогательных деталей: одна героиня рассматривает маленькую рубашонку, в то время как ее муж собирает колыбель, вторая — что-то показывает ребенку в окне, а молодая мать встает ночью к колыбели.

Картины полны мягкого света, который льется из открытой двери, окна или от пламени свечи на прикроватном столике. Так Карл Брюллов расставил акценты в своих работах: освещенные мать и дитя на затемненном или приглушенном фоне сразу становились центром сюжета.

петров-водкин

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Государственная Третьяковская галерея

петров-водкин

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920. Государственная Третьяковская галерея

петров-водкин

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Музей изобразительного искусства, Харьков

Тема материнства стала одной из основных для Кузьмы Петрова-Водкина в зрелый период его творчества. Как правило, художник изображал матерей-крестьянок — красивых, румяных, пышущих здоровьем. Петров-Водкин увлекался иконописью и использовал особые приемы в портретах крестьянок: они походили на Мадонн эпохи Ренессанса.

В 1920 году, в разгар Гражданской войны, художник написал одну из самых известных своих картин — «1918 год в Петрограде», — также известную как «Петроградская Мадонна». Ее фон уже совсем не идиллический. Мать и младенец окружены каменными стенами голодного города; стекла в окнах разбиты, линейный пейзаж прост и аскетичен.

Великая Октябрьская революция изменила общественное положение женщин — и не только крестьянок. Даже косынка на героине повязана новым способом: так покрывали голову работницы фабрики, чтобы подчеркнуть принадлежность к классу пролетариев.

петров-водкин

Александр Дейнека. Мать. 1932. Государственная Третьяковская галерея

Главные персонажи полотен Александра Дейнеки — граждане молодого Советского государства. Они занимаются спортом и строят дома, участвуют в мирных съездах и воюют на фронтах Великой Отечественной. Чтобы изобразить их сильными и здоровыми, художник использовал свои приемы и уделял особое внимание цвету. Он писал: «Коричневый загар крепкого молодого тела способен вызвать положительные эмоции».

Одной из известных работ Александра Дейнеки стала картина «Мать» 1932 года. Художник изобразил на ней статную женщину со строгим профилем, на плече у нее уснул маленький сын. Светлые лица, мягкие силуэты, нарочито невыразительный темный фон — все призвано сосредоточить внимание зрителя на моменте таинства из жизни матери и ребенка.

«Десятки раз я писал спящих детей, усталых и трогательных, находил я в них и «уют» пластики и трепетность цвета, но всем этим зарисовкам недоставало конкретности. Оказывается, надо было дать другое место заснувшему ребенку, и совершенно неожиданно я увидел его на плече матери, величественной и нежной в одно и то же время. Все закомпоновалось легко, пластично и убедительно».

петров-водкин

Михаил Савицкий. Партизанская мадонна. 1967. Государственная Третьяковская галерея

В 1950–60-х годах в отечественной живописи появилось новое направление — «суровый стиль». В его основу лег художественный метод, который использовали в первое десятилетие советской власти: четкие контуры, лаконичность, линейное изображение фигур. Сюжеты для таких полотен живописцы черпали из трудовых будней советских граждан и военного прошлого.

В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий. Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно. Полотно Савицкого, как и Петрова-Водкина, также напоминает об иконописных традициях: сферическая перспектива, большие цветовые плоскости и яркий, почти сияющий на темном фоне младенец в центре сюжета. Задумчивая кормящая мать с обнаженным ребенком становятся олицетворением мирного прошлого, контрастируя с другими персонажами полотна — уезжающими партизанами и печальной пожилой женщиной.

В названии картины — «Партизанская Мадонна» — Михаил Савицкий объединил религиозную традицию с идеологией атеистического государства. Это было немыслимо для сталинского периода, но стало вполне возможным в годы оттепели.

Полотно Савицкого произвело огромное впечатление на гостей Всесоюзной выставки. Сразу же после экспозиции картину выкупила Третьяковская галерея.

Автор: Людмила Котлярова

www.culture.ru

Дети в жанровых картинах советских художников

Образы детей на полотнах художников появились достаточно поздно. Конечно и ранее живописцы стремились изобразить детей, но они больше напоминали миниатюрные копии взрослых людей, а вот детскую непосредственность, особенности характера, движения, жесты передать достаточно сложно. Потребовалось несколько столетий для того, чтобы научиться писать детские портреты. Особенно преуспели в этом русские художники. Детские образы в их картинах наполнены удивительным светом, они трогательные и нежные.

Думаю, что дети — это всегда беспроигрышная тема для художника. Особенно это ощущалось в советскую пору.  Какой учебник не открой, можно было найти репродукцию какого-нибудь художника  по заданной теме… При этом сюжеты картин были понимаемы детским сознанием. Потому что там отражалась жизнь, наша жизнь, настоящая жизнь. Не какие-то там комиксы… Впрочем, смотрите сами. Не хочется комментировать. Просто смотреть.




Достали языка.1943 год.  Ф. Решетников




Не взяли на рыбалку. К. Успенская-Кологривова




«Трудный переход» Ф. Сычков




Тройка (Ребятишки у речки). 1937-1946 годы. А. Пластов




Новый год. 1967 год. А.Гуляев




Дочь Советской Киргизии. 1950 год. С. Чуйков




Прибыл на каникулы. 1948 год. Ф. Решетников




За мир! 1950 год. Ф. Решетников.




Опять двойка. 1951 год. Ф. Решетников




Вратарь. 1949 год. С. Григорьев




Первое сентября. 1951 год. А. Волков




Утро. 1954 год. Т. Яблонская




Переэкзаменовка. 1954 год. Ф. Решетников




Зима пришла. Детство. 1960 год. С. Тутунов




Дети на крыше. 1963 год. П. Радоман




Отличная учеба. Г. Гавриленко




Нерешенная задача. 1969 год. В. Цветков




Еще пятерка. 1954 год. Е. Гундобин

В СССР большое значение предавалось образованию. Поэтому неудивительно, что появлялось множество картин советских художников о школьном обучении детей.

Вот случайно наткнулся на давно забытую песню. Сегодня слушается несколько наивно и, как говорят нынешние дети, «стрёмно»… Но ведь именно так мы и воспитывались в советское время. И не самые плохие люди получались, в общем-то.


***

Источник.

ss69100.livejournal.com

Маковского, Решетникова, Волкова, Богданова-Бельского и других.

Школьные будни в ХХI веке или пару столетий назад. Меняются и форма, и содержание. От сельской избы — к просторным классам, от гусиного пера к шариковым ручкам, от устного счета — к информатике. Прежним в школе остается лишь главное — учитель и ученики. Сегодня мы вместе с Натальей Летниковой заглянем в классы разных эпох вслед за известными художниками.

«В сельской школе». Владимир Маковский

1883 год в сельской школе. Деревянные стены, большой стол вместо парт и скамейки вместо стульев. Крестьянская одежда и простые косынки у девочек. Ученики сельской школы конца ХIХ столетия постигают азы наук в перерыве между жатвой и новой посевной. Школа здесь не долгий путь к знаниям, а лишь передышка. Возможность заглянуть в совсем другой мир. Лишь на то короткое время, когда не надо в поле.


Пример на доске — работа мысли на лице. Сельский учитель — профессор МГУ Сергей Рачинский. Место действия — село Татево, куда потомок дворянского рода приехал из Москвы, чтобы открыть школу для деревенских детей. Разработал профессор свою систему обучения устному счету, по которой учился и художник Богданов-Бельский. Тот самый случай, когда учитель дает дорогу в жизнь и помогает стать художником.


«1 сентября». Анатолий Волков

Первое сентября в каждом доме, где есть обитатели от 7 до 17. В эпоху школьной формы и белоснежного фартука или сарафанов и пиджаков с шевроном. Волнительное утро. Для девочек — у зеркала, в котором отражается не только ученица, но и праздничный букет. Картина выставлялась с 1950 по 2008 год на 12 международных выставках. За это время обладательница форменного платья успела покинуть парту и наверняка отвести в школу не только детей, но и внуков.


«Первое сентября». Александр Кречетов

Словно иллюстрация к идеям Ушинского и Сухомлинского — дети и родители на общем пути к знаниям. Совместные бдения над домашним заданием, проверки дневников и выволочки за плохие оценки — впереди. Пока же на школьном дворе царит оживление и гомон. Художник уловил солнечное настроение первого школьного дня 1980 года. Заканчивать школу этим мальчикам и девочкам предстояло в «свободной форме».


Хрестоматийная картина Федора Решетникова — о многих школьных историях. Общее для всех — виноватый вид главного героя. Сегодня радостно его встречают лишь братик и собака. Семья расстроена, двоечник — в отчаянии. В руках видавший виды и многие школьные сражения портфель. Видны коньки — прекрасная альтернатива сидению за уроками, в глазах — тоска. Предстоит работа над ошибками, которых очень много.


«Экзамен». Иван Тихий

Ты и доска. Один на один. Неминуемое противостояние. Смущение, волнение, провалы в памяти. Мел, замерший в руке, вместо того, чтобы бегло строчить на доске. Экзамен. Художник вместе с застывшим классом на картину будто вписал и тишину, в которую этот класс погрузился. Хотя самые отчаянные всегда пытаются шептать. С места, чтобы, оказавшись у доски, смущаться, волноваться. Вспоминать даже то, чего не знаешь.


«Герои в школе». Олег Терентьев

Первое сентября для тех, кто закончил учебу, сдал школьные экзамены и выдержал экзамены жизненные. Герои в школе. Солнечным сентябрьским утром вошли в класс. Как многие годы назад, с букетом осенних цветов. Вызвали переполох среди ребят радушными улыбками, военной выправкой, медалями на груди. Учительница встречает гостей — возможно, тех, кто некогда сидел за этими партами, вчерашних школьников — нынешних героев. Не лучшая ли награда для учителя — гордость за своих учеников.

www.culture.ru

Шедевры мировой живописи о материнстве: 9 картин — Статьи — Семья

1. Рафаэль Санти — «Сикстинская Мадонна» (1513 г.)

Wikimedia Commons

Молодая женщина прижимает к себе ребенка. В ее глазах читаются беспокойство и страх, но вместе с ними – доверчивость, любовь к сыну и желание его защитить. Картина висела в церкви, за алтарным крестом, а значит, Мадонна и ребенок смотрят на крестные муки Спасителя и – через них – на прихожан. Мать несет сына навстречу мукам и через них – навстречу людям.

Дева одновременно взволнованна и смиренна, тверда и нежна. Ее окружают ангелы и святые, но сама она – из плоти и крови. Мастерски объединив в одной фигуре столько противоположностей и сознание грядущих страданий, Рафаэль создал один из самых ярких образов материнства в истории искусства.

Утвердившееся название связано с историей и композицией полотна. Мадонне предстоят святой Сикст и святая Варвара. Святой Сикст – покровитель рода делла Ровере, к которому принадлежали Папа Юлий II и его дядя Папа Сикст IV.

Семейство делла Ровере по традиции поддерживало бенедиктинский монастырь в Пьяченце. В том монастыре была церковь Святого Сикста, в которой почитались мощи святой Варвары, покровительницы Пьяченцы. Для этой церкви и предназначалось полотно, написанное по заказу Юлия II, который, как считают некоторые исследователи, изображен здесь в образе святого Сикста.

2. Ж.-Б.-С. Шарден — «Молитва перед обедом» (до 1740 г.)

Шарден написал ряд картин о жизни буржуа – не богачей и не бедняков. Он идеализирует не аристократическое кокетство и роскошь, а достоинство и труд. Например, женщины на его картинах будут в простом, но чистом и опрятном платье.

Полотна Шардена показывают материнство в стенах дома. Его молодые матери исполнены самоуважения, потому что заботятся о детях, кормят их и моют, следят, чтобы они были прилично одеты и, как на этой картине, учат их молиться перед едой. Шарден представляет материнство как предназначение женщины, без которого не будет исполнен ее долг, прежде всего перед самой собой.

3. Т. Гейнсборо — «Семейство Бейли» (ок. 1784 г.)

Британские аристократы XVIII в. предпочитали другой подход к изображению материнства. Главной обязанностью женщины в детской было произвести наследника, что и отражалось в живописи. Это парадные портреты, в которых редко можно увидеть признаки близости матери и ее детей.

На этой картине Гейнсборо изображает семью не высшей английской знати, но следует всем канонам парадного аристократического портрета: богатое платье, условный фон, люди смотрят прямо на художника. В центр композиции он помещает не отца, а мать с малышкой, которой старший брат протягивает цветок. При этом ни мать, ни отец не смотрят на детей.

Семья Бейли уступала родовитым англичанам в статусе, но старалась вести схожий с ними образ жизни. Отец семейства Джеймс Бейли и его жена Колин принадлежали к крупным кланам Шотландии. Джеймс в молодости уехал в Вест-Индию, купил там плантацию и участвовал в работорговле. Прожив в колониях 20 лет, пара переехала в Лондон. Бейли, сам рабовладелец, был яростным противником отмены рабства на территории Британской империи. Когда в 1833 г. рабство все же было отменено, семья получила огромную компенсацию и вложила эти деньги в развитие Шотландии.

4. Ч.В. Коуп — «Жизнь, прожитая с толком» (1862 г.)

Викторианская эпоха – это время, когда разбогатевший средний класс начинает гордиться своими достижениями. Викторианцы хотят видеть на полотнах и роскошные интерьеры, и счастливую семью. Муж обязан обеспечить жену, которая может посвятить себя хозяйству и материнству.

Чарльз Вест Коуп написал много таких картин. Он всегда подчеркивает эмоциональную связь между женщиной и детьми. Молодые матери на его полотнах не смотрят на зрителя, всё их внимание сосредоточено на ребенке. Викторианская мать учит сына играть на фортепиано, читает с ним книжку, проверяет уроки, обучает молитвам, чистит яблоко для дочки или с шутками и играми заставляет ее позавтракать. Она в первую очередь мать-наставница.

Картину «Жизнь, прожитая с толком» можно считать образом идеального викторианского материнства: молодая женщина за рукодельем в окружении трех детей, в колыбели спит четвертый. Она слушает сына, возможно, проверяет по книжке урок. Вокруг не прибрано, но это создает ощущение достоверности, как и ножницы, положенные на разворот книги, и вязание, которое девочка явно бросила, чтобы почитать, пока мама отвлеклась на брата.

5. Э. Мане — «Семья Моне в саду в Аржантее» (1874 г.)

Во второй половине XIX в. французские матери массово стали вывозить детей дышать свежим воздухом: это стало считаться полезным для здоровья. Новое веяние не обошло и семьи художников, и это отразилось в живописи импрессионистов. У О. Ренуара, Кл. Моне и других художников много изображений семейного отдыха на природе.

Мужчина за работой – это Клод Моне. Мать позволяет мальчику валяться на траве, да и сама не боится испачкать платье. Камилла не заставляет Жана «сесть прилично», дает сыну двигаться свободно – все это новые подходы к воспитанию, к укреплению здоровья ребенка.

6. Г. Климт — «Три возраста женщины» (1905 г.)

Густав Климт посвящает картину разным возрастам женщины и круговороту жизни вообще – это одна и постоянных тем в его искусстве. Маленькая девочка символизирует беззаботное детство и юность. Молодая женщина, которая держит девочку на руках, – период расцвета и зрелости. Наконец, старая женщина означает закат жизни.

Художник восхищается и любуется молодой матерью. Климт пишет картину о женской жизни, и материнское объятие оказывается самым прекрасным в жизни и девочки, которую обнимают, и женщины, которая держит на руках свою дочь.

7. М. Шагал — «Рождение» (1910 г.)

Марк Шагал прожил долгую жизнь и не раз возвращался к теме материнства и вообще семьи и в живописи, и в графике. Темой полотна «Рождение» стало чудо появления на свет новой жизни.

Художник изображает постель роженицы, окровавленные простыни, повитуху, которая помогала матери, а теперь держит ребенка на руках, и лезущих в комнату соседей, которым не терпится отпраздновать свершившееся событие – приход в мир нового человека.

Возможно, интерес Шагала к этой теме связан с историей его собственного рождения. В книге «Моя жизнь» он писал, что в городе вспыхнул пожар, когда его мать рожала. Огонь быстро охватил пол-Витебска, в том числе бедный еврейский квартал. Постель с только что родившей женщиной и лежавшим у нее в ногах младенцем вынесли из дома на руках и переместили на другой конец города.

8. М.А. Савицкий — «Партизанская Мадонна (Минская)» (1978 г.)

Во время загрузки произошла ошибка.

Михаил Андреевич Савицкий (1922-2010) – крупный белорусский художник. Участник боев за Севастополь попал в плен и прошёл Бухенвальд и Дахау. После войны он стал художником. Центральной темой его творчества была война.

Узнаваемая композиция Рафаэля наполняется новым смыслом, потому что помещена в другой контекст. На темном заднем плане еще более темные фигуры – это мужчины уходят в бой. Однако художник пишет не только мрачное полотно об ужасах войны, но и грядущее торжество жизни: хлеб поспевает, рождаются дети. Материнство здесь – знак продолжения жизни, вопреки всем происходящим вокруг ужасам.

9. Бэнкси — «Не забудь шарфик» 2009 г.

Во время загрузки произошла ошибка.

Художник-аноним Бэнкси начинал с уличных граффити, однако уже в нашем веке попробовал себя в более традиционной живописи и концептуальной скульптуре. Более того, он снял фильм «Выход через сувенирную лавку», выдвинутый на «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм 2010 года».

Известность Бэнкси принесли граффити с политическим и социальным посылом. Он редко комментирует их смысл, даже если у работы возможно несколько толкований.

Мать поправляет сыну закрывающую лицо повязку, как будто проверяет, ровно ли завязан галстук. За этой композицией стоит несколько ироничное отношение художника к панкам: где бунт, а где материнская проверка внешности.

Но в этой работе можно увидеть и безграничную любовь матери к сыну. Она принимает его и поддерживает, хотя вряд ли эта консервативного вида женщина разделяет взгляды юноши на общепринятые нормы поведения и внешнего вида.

Как все работы Бэнкси, эту потом копировали, но неясно, он сам или кто-то другой. По сообщениям британской прессы, оригинал этой работы впервые появился на выставке 2009 года под названием «Не забудь шарфик» и без сопровождающего текста. Позже появилась другая подпись к работе: «Не забудь съесть свой ланч и устроить неприятности».

Читайте также: Отцовство в 10 шедеврах мировой живописи.

deti.mail.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *