Что такое рпр в школе: Доклад «ВПР и РПР и их роль в повышении учебной мотивации обучающихся» – Доклад «Оценка эффективности качества образования на основе внедрения образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса (ВПР, РПР, ОГЭ, ЕГЭ)»

Доклад «ВПР и РПР и их роль в повышении учебной мотивации обучающихся»

Методическое объединение учителей русского языка и литературы Александро-Невского муниципального района Рязанской области

Всероссийские и региональные проверочные работы

и их роль в повышении учебной мотивации обучающихся

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Калининская ООШ»

Кадяева И.А.

2018

Всероссийские и региональные проверочные работы – это, прежде всего, оценочные процедуры качества образования, результатом которых является картина степени достижения планируемых результатов образовательной программы.

Назначение ВПР и РПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся, осуществить оценку достижения предметных и метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС.

Основная цель ВПР и РПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ и готовности школьников к продолжению образования на следующем уровне.

то есть, цель ВПР и РПР — диагностика качества образования

Ключевые особенности ВПР и РПР:

• соответствие ФГОС

• соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов

• учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества

• отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования

• использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО)

• использование только заданий открытого типа

Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы

• Всероссийские и региональные проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах

• В рамках ВПР и РПР наряду с предметными результатами обучения оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Итак, каковы же характеристики этой оценки?

  • Комплексность – оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в ней отражаются не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности: способы получения знаний, методы решения учебных задач;

  • Содержательность и позитивность – оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные отметки;

  • Определённость – оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и согласованы перед её выполнением;

  • Открытость – оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки;

  • Объективность – оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений субъективных мнений ученика и учителя, т.к. не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определённости;

  • Диагностичность – оценка несёт информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность;

  • Технологичность – оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий от учителя и учащегося, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов.

Кстати, я считаю, что именно совокупность этих оценочных характеристик играет определённую роль в повышении учебной мотивации обучающихся.

Результаты ВПР и РПР, в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией (результаты промежуточной аттестации обучающегося, его  текущие  и итоговые отметки  за учебный год), используются для оценки индивидуальных результатов обучения учащихся, а также для совершенствования методики преподавания, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ их развития.

Планируемые предметные результаты в ПООП ООО приводятся в двух блоках. Первый блок «Выпускник научится». В эту группу включается такая система знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.

По полученным результатам, участники ВПР и РПР показали достаточно высокий уровень освоения базовых учебно-языковых опознавательных умений. Но недостаточно успешно справились и с заданиями, относящимися к блоку «Выпускник получит возможность научиться». Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам освоения этого блока, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его характера на данном уровне обучения. Задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, чаще всего включаются в материалы итогового контроля или в олимпиады для того, чтобы выявить одаренных школьников.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем личностных достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся.

Результаты проведенного анализа заставляют еще раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР и РПР оказывают неоценимую помощь, т.к. созданная система мониторинга позволяет проследить процесс развития ученика на промежуточном этапе обучения, а значит, и организовать дальнейшую систему индивидуальной работы с ребенком.

Анализируя задания мониторингов, видно, что для успешного их выполнения необходимо воспитывать творческую личность, тогда показатели мониторинга заметно будут улучшаться. Для развития творческих способностей обучающихся учителя используют современные педагогические технологии: дифференцированное обучение, ИКТ, игровая – все это дает возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний.

В целом, результаты диагностической работы продемонстрировали достаточный уровень сформированности основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования. Но данный вид диагностики удобен еще и тем, что он несёт информацию не только об успехах, но и о проблемных моментах, позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность совместно с ребенком для повышения качества знаний.

Имея результаты мониторинга, умея их сопоставить, соотнести с конкретным обучающимся и проследив динамику показателей, выделить проблемные зоны обучающихся, каждый учитель способен спланировать деятельность на уроке так, чтобы показатели каждого учащегося имели положительную динамику.

В своей педагогической практике учитель использует технологию развития критического мышления, активные методы обучения, личностно-ориентированные методы обучения. Используя разноуровневые задания, консультирование, организацию групп взаимопомощи из числа учащихся, различные виды поощрения, добивается повышения качества обучения. Такая педагогическая деятельность способствует развитию личностных качеств у учащихся через воспитание интереса к русскому языку и литературе. Анализ полученных данных подтверждает положительные результаты школьной мотивации. Этот результат был достигнут за счет планомерной, целенаправленной работы с учащимися.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных эмоций.

Большинство учащихся понимают, что трудности в учёбе далеко не всегда связаны с внешними причинами, таким, как сложность учебного материала, внешние помехи и др. Почти половина учащихся (примерно 43% ) видят причины учебных неудач в себе – «отвлекаюсь». Лишь немногие из учащихся готовы списать наличие проблем на плохую память. Половина учащихся считает, что учится в полную силу.

Подводя итог, можно сделать вывод, что большинство учащихся имеют достаточную для полноценного обучения в школе мотивацию, познавательные мотивы развиты, а значит, им вполне под силу справится с большинством заданий ВПР и РПР.

Доклад «Оценка эффективности качества образования на основе внедрения образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса (ВПР, РПР, ОГЭ, ЕГЭ)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Ставропольский край

Нефтекумский городской округ

Тема: Оценка эффективности качества образования на основе внедрения образовательного мониторинга

учебно-воспитательного

процесса (ВПР, РПР, ОГЭ, ЕГЭ)

Подготовила: Г.В. Клименко –

учитель географии

2018 год

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений, учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.

Результаты оценочных процедур служат основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Каждая образовательная организация имеет основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.

В системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей.

В МКОУ СОШ №10 оценочные процедуры проводятся в виде ВПР, позволяющих выявить уровень сформированости универсальных учебных действий.

Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по предмету, но и основные метапредметные результаты.

По итогам работы было принято решение о продолжении обучения школьников на уровне основного общего образования, а также были сформированы педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащихся уже в 5 классе.

Результаты ВПР 2017 года по географии в 11 классе несколько отличаются от результатов ВПР 2018 года.

Учителя МО Естествознания сосредоточили свои усилия изучении методических рекомендаций по подготовке к итоговой аттестации по предметам, активно используют тренировочные материалы на уроках.

На заседании МО по результатам ВПР были разработаны следующие рекомендации:

1. Обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения.

2. Повысить персональную ответственность каждого учителя в результате работы по овладению учащимися основными знаниями, умения и навыками, определяемыми программой и образовательными стандартам.

3. Объективно оценивать работы учащихся, руководствуясь принятыми нормами оценивания.

4. Подготовить индивидуальные программы для обучающихся, которые выполнили ВПР с очень низкими результатами, и для обучающихся, которые выполнили ВПР с достаточно высокими результатами.

5. Проводить репетиционные работы по материалам открытого банка заданий НИКО, ВПР с последующим анализом результатов (выявление динамики результатов обучения).

Другой важный элемент системы оценки качества образования — государственная итоговая аттестация.

Результаты ОГЭ и ЕГЭ являются и средством подведения итогов, и основой для ежегодного анализа качества образования в разрезе общеобразовательных предметов в школе. После проведения репетиционных ОГЭ и ЕГЭ все ответы заносили в кодификатор, в результате были ярко представлены индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания, первичные и итоговые баллы. После обработки и формируем статистическую информацию по предметам, по темам.

Выбор выпускниками того или иного предмета позволяет нам определить профессиональную ориентацию выпускников.

Общие результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов включают показатели, на основе которых мы определяем уровень общеобразовательной подготовки наших выпускников.

Также мы проводим исследование по сопоставлению текущего и внешнего оценивания. Статистика данных по этому направлению позволяет увидеть систему текущего оценивания учителя в рамках единых оценочных эталонов. Выставляемые учителем четвертные, полугодовые, годовые оценки по предмету соотносятся с баллами ОГЭ и ЕГЭ. Таким образом, в школе сформирована система эффективного использования статистического анализа результатов государственной итоговой аттестации, составляющего элемента оценки качества образования.

Исследуя предпочтение выбора общеобразовательных дисциплин выпускниками МКОУ СОШ № 10, можно определить тенденции формирования социального заказа и реструктуризации рынка образовательных услуг в системе единого государственного экзамена. Статистические данные ЕГЭ показывают, что большая часть выпускников выбирает ЕГЭ по обществознанию, истории, биологии, химии, физики.

Следовательно, необходимо по этим предметам не только усилить уровень подготовленности на уроке, но и оказывать дополнительные образовательные услуги, что будет способствовать реализации принципа достижения качества – «Ориентация на потребителя». Результаты диагностики показали, что выпускники 11 классов нашей школы за последние несколько лет в основном выбирают специальности медицинских и технических вузов, выпускники 9 классов поступают в учреждения СПО в основном по специальностям «повар», «автомеханик», «машинист-тракторист», «электрик», «бурильщик».

Выявляя у выпускников уровень усвоенности тем по отдельным предметам показывает, что единый государственный экзамен позволяет получить информацию не только об уровне образовательной подготовки выпускников по отдельным предметам, но и о качестве работы учителя. В этом 2018 году, 28 учащихся нашей школы сдавали ОГЭ по географии: средний балл по школе составил 3,7, а качество 53, 5 %.

Сравнительные данные, полученные в результате мониторинговых исследований результатов ЕГЭ и ОГЭ позволяют определить рейтинг выпускников и учителей. На заседаниях ШМО выявляются причины успешной и неуспешной сдачи выпускниками экзаменов, планируются мероприятия по повышению качества образования, оказанию методической помощи учителям. К основным формам организации работы на основе диагностики профессиональных затруднений педагогов, анализа и мониторинга результатов ЕГЭ относим:

-составление программы по методическому сопровождению образовательного процесса с целью оказания методической помощи и поддержки учителям по формированию качественной системы подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ;

-формирование банка данных используемых УМК;

-использование педагогических технологий, организация элективных курсов по подготовке к ЕГЭ.

Каждый из этих вопросов рассматривается на заседаниях методических объединений в начале нового учебного года, разработан алгоритм подготовки обучающихся к ГИА – 2019. Уверена, что независимая оценка индивидуальных образовательных достижений также позволит учителю корректировать применяемую им систему текущего оценивания с учетом требований внешней оценки.

Современные подходы к оценке качества образования пугают родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию. В нашей школе с целью вовлечения родителей в образовательный процесс проводятся дни открытых дверей, родители принимают участие в ГИА, ВПР в качестве общественных наблюдателей. Вопросы мониторинговых исследований различного уровня рассматриваются на заседаниях Совета школы. Постоянно проводится информирование родителей о результатах ВПР, РПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Несомненно, в проведении оценочных процедур возможны риски и противоречия:

-неосознанная позиция определенной части родителей к образованию;

-недостаточная мотивация обучающихся к учебной деятельности;

-частота, объем оценочных процедур должны быть оптимальными, исследования не должны дублировать друг друга.

На основе результатов ЕГЭ и ОГЭ в школе применяется следующая модель оценки качества образования: организация образовательной среды – использование современных педагогических технологий – создание системы оценки качества результата и мониторинг личных достижений выпускника – оценка качества образования через характеристики процесса и соответствие результата модели выпускника.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:

-разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;

-определить узкие места деятельности педколлектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;

-выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;

-оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;

-иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.

Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, а также при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.

Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по перспективам получения дальнейшего профессионального образования.

Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса может привести к повышению качества образования в школе.

отвечаем на все вопросы про Всероссийские проверочные работы

Всероссийские проверочные работы в школах стали писать пять лет назад. Но и сейчас вокруг ВПР не стихают споры: зачем они нужны? Что они дают ученикам родителям, учителям? Во время круглого стола «Кто боится ВПР?» директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко ответил на острые вопросы, касающиеся этих работ.

Зачем это нужно?

— Сергей Владимирович, «детский» вопрос: зачем вообще нужно проводить ВПР?

— Родителям, ученикам, учителям и директорам они нужны для разных целей.

Для детей — чтобы посмотреть свой уровень знания предметов, сравнить его с тем, что знают сверстники. Потому что ВПР основаны на единых измерителях для всех.

Родителям они помогут понять, соответствует ли преподавание в школе Федеральным государственным образовательным стандартам. Учителям – проверить какую тему, раздел ученики не освоили и помочь им в нем разобраться. Управленцам системы образования – получить срез знаний, понимать, какие дефициты есть в преподавании, какие проблемы необходимо решать. Чем нужно помочь. Может быть отправить на курсы повышения квалификации, поработать с методистами.

ВПР – это ни в коем случае не экзамен. Это контрольная работа. И далеко не единственная в школьной жизни. Сколько раз в году школьник пишет контрольные по одному предмету? Несколько. ВПР – всего одна из них.

Когда начинались ВПР, в самой меньшей степени предполагалось с их помощью вести региональный и уж тем более федеральный мониторинг оценки качества образования. С теми муниципалитетами, где по результатам ВПР пытаются делать оргвыводы, наказывают учителей, мы пытаемся бороться.

Как выявляют директоров-врунов?

— Да, но шесть директоров иркутских школ, которые якобы фальсифицировали результаты ВПР, уволены!

— В любых международных исследованиях качества образования всегда стараются отслеживать объективность результатов.

Как? Способ единственный – статистика, аналитика. Массивы данных по результатам ВПР огромные. В них приняли участие 7 миллионов школьников. За пять лет в регионах сложилась картина того, какие школы какие результаты могут показывать.

На нашем сайте публикуется список школ с признаками необъективных результатов. Туда не попадают школы, про которые известно, что они сильные и дают блестящие результаты ЕГЭ много лет. И те школы, которые, по мнению региональных органов исполнительной власти, реально наращивают качество.

В списке те школы, про которые нельзя сказать, что они чем-то выдающиеся, это обычные средние школы, но показавшие аномально высокие результаты, которые даже местные власти объяснить не могут.

— То есть регионы сами отдают такие школы на заклание?

— Регионы говорят, что о том, каким образом эти школы достигли таких результатов, у них нет сведений.

Попавшие в подозрительный список школы обычно проходят дополнительные проверки. Дети еще раз пишут ВПР за предыдущий год. Там могут быть результаты ниже процентов на 10-15. И это объяснимо. Но если четвертый класс весной получил за диктант одни пятерки, а в следующем учебном году уже пятиклассники получили за тот же диктант двойки — здесь нечего обсуждать.

Хочу подчеркнуть: в этом году были приняты решения по директорам, у которых в школах ситуация повторялась три года подряд! Не нужно обманывать, не нужно учить вранью школьников.

— Как быть директору школы, который не фальсифицировал результаты, а его в этом обвиняют?

— Могут быть представлены результаты независимых диагностик. Школы ведь не только ВПР пишет. Если ВПР не с чем сравнить, единственный вариант – предложить еще раз провести работу. Если дети напишут так же или хотя бы чуть-чуть похуже, значит, из списка удаляем.

Почему разная сложность у заданий?

— Почему разная сложность заданий? Например, задания ВПР по «Окружающему миру» для 4 класса – на уровне школьной программы этого класса, а по математике большинство заданий из курса 2 класса?

— По некоторым предметам есть разные программы. Настолько разные, что сделать единую работу по ним просто невозможно.

В биологии иногда я слышу обращения, связанные с заданием, которое дается в пятом классе, про стебель и листок. Учителя пишут, что это программа шестого по учебникам биологии. А на самом деле нужно заглянуть в программу начальной школы. Неужели в пятом классе ученик не может показать, где стебель, а где листок?!

Или в каком-то из классов по географии в задании был вопрос про часовые зоны. Сколько времени в таком-то городе, если столько – в таком-то. Географы написали, что часовые зоны – это чуть ли не программа седьмого класса. Но аналогичные задания по математике в начальной школе спокойно принимаются как должное и выполняются учениками. Здесь вопрос, насколько сами учителя между основной и начальной школой друг с другом общаются и знают программы друг друга.

Зачем ВПР одиннадцатиклассникам?

— Зачем нужны ВПР в одиннадцатом классе, когда ученики нацелены на подготовку к ЕГЭ?

— Есть такая фраза Козьмы Пруткова: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння. Одиннадцатый класс – это программа изучения всех школьных предметов, а не подготовка к ЕГЭ по трем предметам.

Почему такие большие объемы ВПР?

— Почему в работах так много заданий?

— У нас радужная статистика. Мы видим высочайшие результаты работ по стране. А вы жалуйтесь, что заданий много. Знаете, когда мы смотрим прекрасные результаты ВПР, единственное желание – добавить еще заданий. Давайте показывать реальные, а не показные результаты.

ВПР — не экзамен высоких ставок. Никаких судьбоносных решений на основе ВПР не принимается. Важно, чтобы школа получала реальную картинку. И она может быть объективна; В том числе, если в вариантах несколько разные задания используются.

В будущем в разных классах они вообще могут быть разными, если школа захочет.

Вообще, а нужна ли абсолютно бесконечная выверенность вариантов для мониторинга? При том, что внутренняя конструкция заданий везде одинаковая.

Что делается, чтобы ВПР не списывали?

— Какие меры используются, чтобы задания ВПР не прорешали заранее?

— В 2019 году четвертый и пятый классы проходили русский и математику по особой схеме. Каждая школа получала свой комплект вариантов.

С 2020 года будет готов банк заданий по всем предметам и всем параллелям, кроме восьмого, который пока сдает в режиме апробации.

Начиная с весны 2020 года варианты будут генерироваться из заданий банка и каждая школа получит свой индивидуальный комплект.

Это дает школе выигрыш. Можно сделать плавающее расписание. Уже не будет единого дня и единого времени для проведения ВПР. Школа сама выберет время, когда она проводит каждый из предметов в каждой параллели. Потому что нет риска, что этот комплект где-то всплывет.

Можно ли не проводить ВПР?

— Может ли школа отказаться от проведения ВПР?

— У нас пока нет единого документа на все годы. Каждый год выходит нормативный акт. Давайте дождемся и посмотрим, как все будет устроено в этом году. Документы будут опубликованы к Новому году или сразу после. Пока идет их активное обсуждение.

Можно ли не ставить за ВПР оценки?

— Можно ли не выставлять оценки за проведенный ВПР?

— Можно. Никаких нормативных документов, которые обязывали бы школы ставить отметки или запрещали их ставить, не существует. Школа сама принимает решение, как эти результаты использовать. Когда мы проводили опрос среди школ, то мнения разделились примерно пополам. Часть школ ответили, что нужно, и они это делают. Другая половина написала: нет, не нужно, они этого не делают.

— Можно ли заменить все рубежные контрольные ВПР?

— Должен быть здравый смысл во всем.

— Хоть что-то – можно?

— Если школа готова ВПР сделать одним из этапов аттестации — ради бога, это право школы. Чтобы не проводить две разные контрольные, чтобы родители не говорили, почему так много контрольных.

Реально ли обойтись без репетиторов?

— Как отвечать родителям на требования учителя брать детям репетиторов, чтобы школа успешно сдала ВПР?

— Мне кажется, это история не про ВПР, а про нашу реальную жизнь. Раньше это начиналось ближе к ЕГЭ или ОГЭ. У меня нет рецепта, как действовать, как ограничить таких рьяных учителей.

Как правильно проверять работы?

— Как школы могут распорядиться результатами ВПР? Какие у них есть ресурсы для того, чтобы скорректировать преподавание тех предметов, по которым результаты оказались низкими?

— Сначала – получить объективные результаты. Мы предлагаем проверять работы примерно так же, как проверяют работы экспертные комиссии ЕГЭ. Собраться всем для начала проверки, разложить несколько работ и их коллективно посмотреть. В ВПР есть как сами задания, так и критерии оценки. Важно, чтобы эти критерии в пределах одной школы работали одинаково. Чтобы два учителя, проверяя одну и ту же работу, оценивая одни и те же ошибки по одним и тем же критериям, не ставили разные баллы.

Дальше мы бы предложили продолжать оценивать хотя бы какое-то время всю пачку работ коллективно. Желательно, чтобы это было анонимно, чтобы фамилии детей ни на кого не воздействовали.

Важно, чтобы в процессе оценивания проблемные зоны сразу обсуждались. Может оказаться, что у одного класса какие-то типовые ошибки есть, а у другого – нет. Это и будет главная польза. Дальше хорошо бы обсудить, как избежать этих типовых ошибок.

Сколько будет заданий в этом году?

— Сколько будет вариантов заданий для ВПР?

— Для школы дается четыре варианта на один предмет на один класс.

Что такое «режим апробации»?

— В восьмых классах ВПР пройдет в режиме апробации. Чем он отличается от режима, в котором будут ВПР сдавать другие классы?

— Режим апробации предполагает, что проводить ВПР можно по решению школы и региона. В восьмых классах задания не будут генерироваться из банка заданий. Поэтому, предполагаю, будут риски публикации вариантов до того, как они будут объявлены школьникам.

Почему задания дают по еще не пройденному материалу?

— Иногда приходят задания по темам, которые в школе еще не изучали. Как быть?

— Когда в табличку вносятся результаты ВПР, то по каждому заданию вы можете поставить либо балл, либо «тема не изучалась» или «тема не пройдена».

— Когда ребенок получает результаты по ВПР, мы сравниваем его результаты с предыдущей четвертью. Но это не всегда объективно. Может, взять среднеарифметическое результатов ребенка за нескольких четвертей?

— Ни в каких рекомендациях по ВПР не написано, что надо результаты с чем-то сравнивать. Аттестация детей и оценка качества подготовки – это дело школы. ВПР ни в коем случае не является инструментом оценки школы.

Как выставить правильную оценку?

— Шкала оценивания ВПР не совпадает с нормами оценивания в начальной школе. Получить отметку четыре или пять за ВПР достаточно легко. По математике это может быть даже при нескольких нерешенных простых задачах. Сравнение итогов учебной деятельности и итогов ВПР приводит к разрозненности результатов.

— Мы слышали эти замечания про математику. Такая была исходная задумка. В математике четвертого класса очень длинная шкала пятерки. В комментариях к оцениванию написано, что за такие-то баллы можно поставить обычную пятерку, а за более высокие баллы, максимальные можно поставить и две пятерки. Значит, ребенок справился с более сложными, почти олимпиадными задачами.

Как уложиться в отведенное время?

— На ВПР для шестого класса выделяется 60 минут? Откуда взялось такое время? Уроки длятся от 40 до 45 минут. Спаренные уроки мы можем проводить только у ребят старшей параллели.

— В школе есть практика проведения работ на два урока. В старших классах у нас некоторые работы на 90 минут рассчитаны. Но мы исходили из того, что это неполные 90. После окончания работы детям можно дать более простую деятельность. Это не перемена, но можно их занять релаксом, дать возможность передохнуть.

ВПР проверяет наиболее значимые аспекты знания школьной программы. Бывает, что материала очень много. И разработчики не готовы упустить какую-то важную тему. Отсюда и увеличения времени.

В 45 минут не уложились, но и работу на два урока предложить не рискнули.

Давайте обсуждать как сделать лучше.

Обсуждение Всероссийских проверочных работ открыто на сайте Федерального института оценки качества образования fioko.ru.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Контролировать подростка невозможно. Родители нужны детям только до 5 лет

КСТАТИ

Подросткам невыгодно по-настоящему взрослеть

Как справиться с ребенком в подростковом возрасте и почему они все поголовно не хотят учиться (подробнее)

Что такое ВПР в школе? Всероссийские проверочные работы в начальной школе

В недалеком прошлом каждый современный родитель учился в школе, писал контрольные работы и сдавал экзамены. Время идет, и в системе образования появляются новшества. ЕГЭ, ОГЭ, ВПР – звонкие аббревиатуры, которые сегодняшние школьники слышат каждый день. Если ваш ребенок учится в начальных классах, то вам обязательно предстоит узнать, что такое ВПР в школе, с этого начнутся государственные испытания уже в четвертом классе. ОГЭ сдают ученики девятых классов, а по окончании среднего образовательного учреждения всех ожидает ЕГЭ. Но обо всем по порядку, разберемся, что ожидает выпускников начальной школы.

класс на уроке

Что такое ВПР в школе

Российские школьники впервые написали ВПР по русскому языку в 2015 году, а в последующие годы добавились контрольные по математике и окружающему миру. Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы по разным предметам. ВПР ввели для систематизированной оценки уровня школьного образования по всей стране. Данные работы разработаны с учетом требований ФГОС и оценивают не только учеников, но и качество обучения разных школ.

Если сравнивать ВПР с ЕГЭ, то можно увидеть и общие черты, и разницу. Оба вида испытаний оценивают уровень знаний ученика, но ВПР не является государственной итоговой аттестацией, и все ученики переходят в следующий класс независимо от итогов.

Школьники пишут ВПР впервые в конце четвертого класса, а затем каждый учебный год до окончания школы. И это является хорошей репетицией перед сдачей единого государственного экзамена в конце обучения.

ученик за партой

Зачем нужны ВПР

Что такое ВПР в школе, мы разобрались. Второй вопрос, на который стоит ответить: «Для чего и кому это нужно?»

Конечно, результаты проверочных работ являются показательными для учеников и их родителей. Они определяют уровень подготовки ребенка и качество предоставляемых образовательных услуг конкретной школы.

Результаты важны педагогам для оценки качества своей работы и сравнения с показателями всей страны. Анализ результатов ВПР в школе дает возможность оценивать и корректировать методы обучения и преподнесения информации.

Сложно придумать более объективный метод оценки учителей со стороны администрации образовательных учреждений. ВПР дают возможность сделать это непредвзято.

Кроме того, «слабые» школы поступают на особый контроль департаментов образования муниципального, регионального и федерального уровней, для них разрабатываются меры поддержки.

Таким образом, ВПР дают возможность привести образование по всей стране к единому стандарту и максимально повысить уровень обучения в каждой школе.

ученики за партами

Как проводятся ВПР в начальных классах

Для проведения ВПР издается школьный приказ, где регламентируется порядок проведения работы. В этом документе определяются основные параметры процедуры:

  • участники организации ВПР;
  • ответственные лица и проверяющие;
  • определение сроков, сколько должны храниться ВПР в школе, и лиц, ответственных за сохранность;
  • порядок проведения и оценивания и другие важные пункты;

Главная обязанность родителей – обеспечить присутствие ребенка на контрольной работе. В рамках проведения ВПР в начальной школе родителей и учеников знакомят с общими требованиями к контрольным работам и с итоговыми результатами.

ВПР для четвертых классов проводятся в одни даты по всей стране. Задания разработаны специалистами федерального уровня и являются идентичными для всех школ.

Критерии оценки работ также являются едиными:

  • готовность продолжать обучение;
  • готовность использовать знания на практике.

Выполняются всероссийские проверочные работы на специальных бланках, где вместо фамилии и имени ученика указан четырехзначный код. Данная мера позволяет исключить предвзятое отношение к конкретному ученику со стороны педагога во время проверки. Оценка работ производится по заданным критериям, полученным вместе с заданием.

Перед началом работы проводится инструктаж, затем ученики приступают непосредственно к выполнению контрольной, на что им дается один урок — 45 минут времени. Использование дополнительных материалов (книги, атласы, словари, калькуляторы) во время работы не допускается. Можно пользоваться только черновиками, но записи на них при проверке не учитываются.

Что такое ВПР в школе и для чего их проводят, мы разобрались, теперь поговорим о ВПР по отдельным предметам.

бланк впр

По каким предметам проводят ВПР

По окончании четвертого класса каждый российский школьник должен написать ВПР по трем предметам:

  • русский язык;
  • математика;
  • окружающий мир.

В работах нет номеров ответов, как в тесте, все задания предусматривают самостоятельный ответ. В ВПР включены задания, затрагивающие самые важные темы подготовки детей начальной школы.

ВПР по русскому языку

Контрольная работа по русскому языку в четвертом классе состоит из двух частей, и на нее отводится два урока в разные дни. В первую часть входит диктант и два задания к нему, вторая часть состоит из двенадцати заданий, девять из них по предложенному тексту. Всего в контрольной получается пятнадцать заданий, два из которых повышенной сложности.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 38.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 13 баллов – 2;
  • от 14 до 23 баллов – 3;
  • от 24 до 32 баллов – 4;
  • от 33 до 38 баллов – 5.
контрольная работа

ВПР по математике

Контрольная работа по математике проводится за один урок и предлагает одиннадцать заданий. При выполнении часть заданий требует только ответ, часть подразумевает рисунок, в остальных требуются и решение, и ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 18.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 5 баллов – 2;
  • от 6 до 9 баллов – 3;
  • от 10 до 12 баллов – 4;
  • от 13 до 18 баллов – 5.

ВПР по окружающему миру

впр 4 класса

Контрольная работа по окружающему миру, так же как и работа по математике, проводится за один урок и подразумевает десять заданий, три из которых относятся к повышенному уровню. Часть заданий требует выбор правильного изображения, часть – краткий ответ, часть – развернутый ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 31.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 7 баллов – 2;
  • от 8 до 17 баллов – 3;
  • от 18 до 25 баллов – 4;
  • от 26 до 31 баллов – 5.
школьник с учебниками

Как подготовить ребенка к ВПР

Специальная подготовка к ВПР в школе не требуется. Знаний, которые ребенок получал на протяжении четырех лет обучения, вполне достаточно. Оценка за ВПР не является итоговой за все годы и не играет роли в дальнейшей учебной деятельности ребенка.

Опытные учителя относятся к таким работам оптимистично, не стремятся «натаскать» учеников за месяц до назначенной даты, а планомерно, качественно и интересно обучают предмету, что позволяет достигать хороших результатов. Непрофессионально со стороны учителя создавать ауру высокой важности и нервозности вокруг ВПР, это действует негативно на психику учеников, и результаты могут оказаться ниже реального уровня знаний.

Чтобы ваш ребенок превосходно справился с ВПР по итогам обучения в начальной школе, можно следовать следующим советам опытных преподавателей:

  • Для хороших результатов диктанта по русскому языку полезным будет развитие навыка ребенка писать под диктовку разных людей. За четыре года ребенок привыкает к голосу своего преподавателя, его интонации и тембру.
  • Для подготовки к ВПР можно использовать банк заданий, который размещен на образовательных ресурсах, и дополнительно заниматься дома.
  • Необходимо повышать уровень общей эрудиции ребенка, читать книги и энциклопедии.
  • Не создавать дополнительный стресс для ребенка вокруг ВПР, быть спокойными, не предъявлять завышенных требований.
  • Не пытаться «впихнуть» в голову ребенка все знания за последний месяц, это приведет к перенапряжению.

Всех учеников, начиная с четвертого класса, ждут ежегодные ВПР в школе. Расшифровка этой звучной аббревиатуры не так уж страшна. Как и любая другая контрольная работа, она требует усвоения пройденного материала и умения его применять на практике. Относиться к таким испытаниям нужно спокойно и родителям, и ученикам, и педагогам. Мониторинг уровня знаний учеников и последующие корректирующие мероприятия позволяют поднимать общий уровень образования в стране.

Школа №3 — РПР и ВПР

График проведения РПР 2016 -2017 учебном  году (с изменениями )

                План подготовки к  региональным проверочным работам  в 2,3,4,5,7 классах

                    План-график подготовки к проведению всероссийских проверочных работ (ВПР) в 4,5, 11 классах

 

  Во исполнение приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2015 №18381 «О проведении мониторинга качества образования» в мае 2016 года будут проводиться Всероссийские проверочные работы (далее ВПР) по русскому языку, математике и окружающему миру в 4 классах. Обращается внимание на то, что данная форма контроля знаний не является Единым государственным экзаменом в 4 классе. Контрольные работы в форме ВПР нужны, прежде всего, для объективной оценки качества знаний четвероклассников. Такие контрольные работы традиционно проходили в конце каждого учебного года и даже полугодия. Теперь это всего лишь новый уровень в организации работ, но не в требованиях для учащихся. В течение учебного года в каждом классе ведётся подготовка к написанию работ, учащиеся знакомы с ее структурой и требования к выполнению.

       В настоящий момент формируется федеральная система оценивания качества школьного образования. Вводится единый инструментарий для этих проверочных работ – единая система оценки знаний. Задания для проверочных работ разрабатываются исключительно Рособрнадзором и соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Отметка в баллах по данным работам не выставляется, ВПР проводятся с целью проверки качества образования и сравнительного анализа по регионам. Рособрнадзор не рекомендует школам использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок, а также оценивать деятельность учителя и индивидуальные достижения обучающихся по итогам ВПР.

      Всероссийские проверочные работы не отменяют традиционные годовые контрольные. Именно их результаты определяют годовые отметки.

     Как сообщает Рособрнадзор, задания по русскому языку помогут проверить навыки четвероклассников, в частности умение работать с текстом и знание системы языка. Рособрнадзор планирует проводить Всероссийские проверочные работы по итогам каждого учебного года: 

2016 год – для 4 классов; 2017 год – для 4 и 5 классов и так далее. 

     Всероссийская проверочная работа учащихся 4 класса не является государственной итоговой аттестацией. Особенность всероссийской проверочной работы учащихся 4 класса: 

— единство подходов к составлению вариантов заданий и проведению самих работ и их оцениванию; 

— использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. 

       Какие проблемы выявили мои коллеги? Ряд детей испытывают затруднения в концентрации внимания. Задания,к сожалению,читаются вскользь,ребёнок не берёт на себя труд прочитать несколько раз для понимания смысла. Иной ракурс.Четвероклассник хватает информацию поверхностно, так как предлагаемое кажется простым и знакомым, выполняет работу за половину отведённого времени и лишь потом,когда ничего нельзя сделать,понимает свои недочёты.

       «Результаты проверочных работ могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей. Они могут быть также использованы для оценки уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в школах, для развития региональных систем образования», — отметил руководитель ведомства Сергей Кравцов. 

      Рособрнадзор планирует использовать всероссийские проверочные работы в качестве мониторинга результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также для развития единого образовательного пространства в Российской Федерации.

     Потренироваться ,начиная с третьего класса, можно на разных порталах.Расписание даётся здесь.http://www.edustandart.ru/vserossijskaya-proverochnaya-rabota-4-klass-2016-god/.
     Проверочные работы по окружающему миру.

Всероссийские проверочные работы

Проведение всероссийских проверочных работ (ВПР) направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Подробно о ходе проведения ВПР можно узнать на сайте министерства образования и молодежной политики Ставропольского края по адресу: www.stavminobr.ru.

Методические материалы и образцы проверочных работ    http://www.eduniko.ru

Письмо о графиках проведения мероприятий, направленных на исследвание качества образования в 2016-2017 году


Письмо о проведении региональных исследований качества образования в 2016-2017 году


 

Приказ «О проведении мониторинга качества образования»


Приказ «О проведении Всероссийских проверочных работ»

Почему школьникам не надо бояться ВПР — Рамблер/новости

А родителям — тревожиться о том, что оценка за ВПР скажется на итоговых результатах за год.

Уже 2 апреля в школах стартуют Всероссийские проверочные работы (ВПР), и сейчас ученики вовсю готовятся к ним: пишут демоверсии, проходят оставшуюся программу.

В 2019 году ВПР пройдут со 2 по 25 апреля. Для четвероклассников, пятиклассников и шестиклассников ВПР будет обязательным, в 7 и 11 классах проводить или не проводить проверочные работы, решает администрация школы.

Что такое ВПР, зачем его ввели, как результаты по ним влияют на итоговые годовые оценки, могут ли из-за них оставить на второй год — на эти вопросы «Летидору» помогла найти ответы Елена Провозен, руководитель исследований и разработок в компании MAXIMUM Education.

Что такое ВПР и является ли он обязательным для всех

Всероссийские проверочные работы впервые прошли в 2015 году у четвероклассников в качестве эксперимента. Уже через год их начали писать в 5 и 11 классах, в прошлом году ввели для шестиклассников, и теперь уже кажется, что не за горами то время, когда писать их будут все классы.

Дети пишут ВПР в конце учебного года. По сути, это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по разным предметам.

Набор предметов в разных классах отличается. Например, в 4-м классе пишут русский язык, математику и окружающий мир, в пятом классе — историю, биологию, математику и русский язык. В 6 классе сдают уже целых 6 предметов: математика, русский язык, обществознание, история, биология, география.

Многих родителей интересует вопрос, зачем нужны ВПР, если ребята и так все время пишут контрольные и самостоятельные работы.

Ответ простой: ВПР, прежде всего, оценивает школу и учителей и влияет на конечный рейтинг школы.

Внутренние контрольные работы составляют учителя и методисты по программе школы, оценка по таким контрольным далеко не всегда отображает объективные знания детей. Министерство просвещения ввело ВПР, чтобы стандартизировать проверку знаний и понять качество подготовки самой школы.

По задумке Рособрнадзора, ВПР должна стать самой массовой оценочной процедурой в системе образования. По официальным цифрам, уже сейчас написано более 17 миллионов проверочных работ.

Важно понимать, что результаты ВПР не влияют на получение аттестата и на перевод школьника в следующий класс.

Поэтому не стоит считать ВПР чем-то вроде переходного экзамена из класса в класс.

Как проходит ВПР Дети пишут контрольные в своих школах и классах, учителя проверяют ВПР в день проведения.

Рекомендуемое время проведения — второй-третий урок. Результаты школы вносят в единую информационную систему. За ВПР выставляют баллы, а не оценки.

Если хотите перевести баллы, полученные вашим ребенком, в оценки — это можно сделать c помощью этой шкалы.

Сколько баллов за какое задание получит ребенок, можно посмотреть в демоверсиях.

Как надо готовиться к ВПР Готовится к ВПР просто — хорошо учиться по предметам в течение года. Однако здесь есть нюансы. У детей в зависимости от того, какую школу они посещают, могут отличаться программы и учебники.

В ВПР ребенку могут попасться задания, которых не было в его учебнике.

Например, в ВПР по истории для 5-го класса есть две части. В первой части — вопросы и задания по истории Древнего мира (программа учебника 5-го класса), во второй части предложены задания по истории родного края: нужно вспомнить важные события из истории своего региона или населенного пункта, написать про исторического деятеля-земляка и описать его вклад в историю (эта часть есть не во всех программах за 5-й класс).

Учителя и школа заинтересованы в том, чтобы ученики их школы написали ВПР на высокие баллы, поэтому обычно последние месяцы до ВПР как раз посвящены подготовке, написанию тестовых заданий и отработке нестандартных заданий, которые не входят в программу.

Если вы видите, что в школе не уделяют должного внимания этой теме, можно распечатать самостоятельно демоверсии с сайта и прорешать их дома. Сразу станет понятно, где есть пробелы или недопонимание формата заданий.

Главный совет для родителей — это настроить ребенка на то, что ВПР — это не страшно, просто очередная контрольная, которая покажет, как он учился весь год и какой он материал усвоил лучше, а какой хуже.

И, что важно, ВПР проверяет не столько знания ученика, сколько квалификацию учителя.

Фото: Shutterstock/VOSTOCK

Что такое ВПР, для чего они нужны и как проводятся в школе

В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая — ВПР (Всероссийские проверочные работы). Каковы принципы и процедура проведения таких работ в школе?

Зачем нужны ВПР?

Для проверки знаний учащихся, как итоговая годовая работа, для самодиагностики школы. В старших классах (10-11) для стремления учащихся к глубокому изучению всех предметов, а не только тех, которые они выбрали для сдачи ЕГЭ.

В каких классах проводятся ВПР?

В конце 4 класса написание ВПР станет обязательным. В остальных классах старшей школы (5-11) решение о проведении таких работ принимаются на школьном уровне. Возможно, в будущем проверочные работы по некоторым предметам и в других классах станут обязательными. Уже была апробация для 2 классов.

По каким предметам пишут ВПР?

В 4 классе — это русский язык, математика и окружающий мир. В других классах список может меняться каждый год и расширяться. Одна параллель классов может писать ВПР по одному или по нескольким предметам. Вот предметы, по которым в школах уже проходили ВПР:

  • русский язык
  • математика
  • история
  • биология
  • география
  • физика
  • химия

Как проводится ВПР?

Это не экзамен, это контрольная работа, поэтому на нее отведен 1 урок, то есть 45 минут. В определенных классах, работы проводятся в единое время, по единым комплектам заданий по всей стране. Выбор класса, предмета и даты проведения — это выбор министерства образования, а школа отвечает за назначение педагогов, которые будут проводить работу и проверять ее. Проверяют по заранее присланным критериям.

Влияет ли оценка за ВПР на триместровую или годовую отметку?

Это решение принимает конкретная школа, но скорее всего отметка за ВПР будет иметь значение. Но на аттестат одиннадцатиклассника она никак не повлияет. Если ученик не справился с работой, то это будет сигналом для школы, самого ученика и его родителей о том, что не усвоен базовый курс. Школа в таких случаях должна будет провести соответствующую работу.

В целом ВПР — это не так страшно и не так сложно. Уже выпускаются различные пособия для подготовки, а с примерными вариантами работ можно ознакомится на официальных сайтах (они приведены в источниках статьи).

Подробнее: https://www.kakprosto.ru/kak-940971-chto-takoe-vpr-dlya-chego-oni-nuzhny-i-kak-provodyatsya-v-shkole#ixzz5FBfeKRcC

Подробнее: https://www.kakprosto.ru/kak-940971-chto-takoe-vpr-dlya-chego-oni-nuzhny-i-kak-provodyatsya-v-shkole#ixzz5FBfCbth5

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *