Кругосветная экспедиция магеллана – первое кругосветное путешествие и его значение

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана — Люди Роста

В 1522 году Корабль Фернана Магеллана «Виктория» стал первым судном, обогнувшим земной шар. Эта экспедиция стала легендой, за которой скрывается история, полная тяжелых испытаний и жертв.

Зачем Магеллан отправился в путешествие?

Многие открытия совершаются ненамеренно. Воля случая играет важнейшую роль в истории человечества. Так и здесь: изначальной целью моряка было не кругосветное путешествие. Он хотел найти путь к островам специй, которые в то время были недоступны Испании. Фернан Магеллан хотел привести в Испанию товар, который стоил намного дороже золота. Он был жестким, сильным, тщеславным моряком с большими амбициями. Эта экспедиция была реализацией пятилетней мечты Магеллана. На картах того времени было много белых пятен. Путешествие требовало большой отваги, ведь моряки отправлялись в неизвестность.

Испытания

Моряки экспедиции Магеллана пережили тяжелые, безнадежные моменты. В яростные бури, когда они ждали смерти, к ним являлся образ святого Эльма. Современные ученые определяют это явление как разряд в форме светящихся сгустков, который возникал на острых концах высоких предметов во время бури. Оно возникает при большой напряженности электрического поля в атмосфере во время грозы или метели. Огни святого Эльма предвещают конец бури, поэтому моряки XVI века думали, что их спасают высшие силы.

Когда экспедиция достигла мест, которых не было на карте, Магеллан решил отправиться в неизвестность. Это было правильное решение, которое помогло ему войти в историю.

На кораблях на протяжении всей экспедиции были нечеловеческие условия. Моряки спали прямо на мокрой палубе, которую захлестывали волны во время шторма. Через несколько месяцев провизия кончалась, экипаж мучился от голода, холода и потери духа. Моряки хотели вернуться домой. Но Магеллан не мог на это пойти, потому что поставил на карту все. Он потерял доверие экипажа, и на борту начался мятеж. Один из капитанов, Гаспар де Кесада, пообещал морякам, что они вернутся домой, как только избавятся от Фернана. Командиру корабля нужно было действовать решительно и быстро. Он отправил своего оруженосца к одному из мятежных капитанов, чтобы убить его. Без предводителя экипаж сдался, и бунт был подавлен. Чтобы восстановить свой авторитет, Магеллан казнил и зачинщика мятежа, Гаспара.

Экспедиция теряла корабли: один из них разбился о скалы, другой намеренно скрылся в тумане, а потом повернул назад, в Испанию. Это был большой удар, потому что на нем хранились большие запасы провизии, на которые Фернан рассчитывал.

Корабли блуждали в заливах, окруженных горами. В любой момент они могли оказаться в тупике. Через несколько лет они нашли отрытое море. Магеллан понимал, что в этот момент стал великим. Но исторического значения своего открытия он не осознавал.

Корабли вышли в океан, который был назван Тихим. Водная гладь в нем была спокойна, и даже небо выглядело по-другому. Участники экспедиции увидели в небе два скопления звезд, похожих на облака. Позже ученые их назвали «Магеллановыми облаками» и определили их как две близлежащие галактики.

Тихий океан – самый большой океан в мире. Конечно, Магеллан не мог этого знать и направил экспедицию в самое сердце безбрежной водной глади. Начался голод. Через пять месяцев после выхода в океан на горизонте показалась земля – Филиппинские острова. Магеллан подчинил себе местных жителей и провозгласил острова частью Испании. Это были зачатки колонизации.

Фернан Магеллан погиб, вмешавшись в междоусобную борьбу на Филиппинах. Командование экспедицией на себя взял Хуан Себастьян Элькано. Его роль в истории явно недооценивают, а ведь именно благодаря ему кругосветное путешествие все-таки состоялось. Моряки знали, что острова пряностей близко, и вскоре добрались до них. Они осуществили мечту Магеллана. Гвоздика, которую они нашли на островах, стоила дороже золота. Они наполнили корабли ценным товаром и отправились в Испанию. Один корабль пошел на восток, другой – на запад. Корабль на востоке попал в руки португальцев. Он был сожжен, пряности – конфискованы, а экипаж – брошен в тюрьму.

Возвращение

Корабль «Виктория» плыл на запад. Чтобы избежать захвата португальцами, он шел водами, которых не было на картах. Через два месяца его настигли сильнейшие шторма. Запасы провизии снова подходили к концу. Люди гибли от цинги и голода.

Корабль пришел в порт Севильи спустя три года с начала плавания. На борту «Виктории» было восемнадцать больных и изможденных человек.

Кругосветное путешествие Магеллана в цифрах

  • Начало 20 сентября 1519 г.
  • Окончание 6 сентября 1522 г.
  • Команда 265-280 человек.
  • 5 судов.
  • Вернулись 18 человек.
  • Еще 18 человек освободились из португальского плена и вернулись позднее.

ludirosta.ru

КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ МАГЕЛЛАНА. 500 знаменитых исторических событий

КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ МАГЕЛЛАНА

Достижение Фернана Магальянша (он же Фернандо Магеллан), наверное, все-таки не перевернуло представление о мире, как об этом пишут многие его биографы. То, что Земля представляет собой шар, знали большинство образованных людей его времени. Но от этого подвиг Магнллана не становится менее значительным.

Фернандо родился в семье обедневшего дворянина и рано поступил на королевскую службу. Он стал морским офицером и принял участие в ряде экспедиций в азиатские страны. В 1505 г. он вошел в состав команды Фринциско де Альмейда, предпринявшего плавание на Восток. В 1510 г. Магеллан участвовал в штурме Каликута. Достаточно продолжительное время Фернандо жил в Индии и Мозамбике, где и стал капитаном. В 1512 г. он возвратился в Лиссабон. В ходе подавления восстания в Марокко он был ранен и на всю жизнь остался хромым. По возвращении в Лиссабон капитан добивался повышения по службе, но ему было отказано, после чего обиженный Магеллан перебрался в Испанию.

Корабли Магеллана

В Испании Магеллан вместе с астрономом Рюем Фалейру составил план путешествия к Молуккским островам. В то время они принадлежали Португалии, но Магеллан полагал, что острова лежат в той части мира, которая по Тордесильясскому договору принадлежит Испании. Плыть вокруг Африки было небезопасно, поскольку на этом пути испанские корабли с большой степенью вероятности были бы арестованы португальцами. Поэтому Магеллан предлагал достичь Пряных островов, плывя на запад. Он был уверен, что к югу от Бразилии существует пролив, по которому можно проплыть из Атлантического океана в моря, окружающие Молуккские острова. Магеллан знал, что в 1513 г. Бальбоа уже пересек Панамский перешеек и видел океан. Это еще сильнее разжигало его желание достичь цели.

В 1518 г. вместе с Фалейру Магеллан обратился в Совет Индий, требуя в случае успеха тех же привилегий, что добивался в свое время Колумб. Проект был принят, Карл I согласился снарядить пять кораблей. Компаньоны становились правителями всех найденных ими земель и получали пятую часть доходов. Правда, вскоре Фалейру отказался участвовать в предприятии.

20 сентября 1519 г. корабли Магеллана «Тринидад», «Консепсьон», «Сан-Антонио», «Виктория» и «Сантьяго» отправились в путь. На борту находились 293 человека экипажа и 26 внештатных членов экспедиции. 26 сентября мореплаватели достигли Тенерифе, а 3 октября взяли курс на Бразилию. 13 декабря флотилия достигла бухты Рио-де-Жанейро, 10 января — устья Ла-Платы. Дальнейшее продвижение было крайне медленным, корабли плыли как можно ближе к суше, заходили в каждую бухту и в устье рек. Все это делалось для того, чтобы не пропустить пролива. На зимовку экспедиция встала у берегов Патагонии.

Во время празднования Пасхи разразился конфликт между испанскими и португальскими капитанами. На трех суднах вспыхнул бунт, который был подавлен благодаря решительности и беспощадности начальника экспедиции. Один из капитанов был лишен звания, другой — высажен на берег. Сорок человек команды были закованы в кандалы. Позже высланный на разведку «Сантьяго» разбился о скалы недалеко от Санта-Круз, его экипаж с огромными трудностями добирался до своих по суше. Команде «Сан-Антонио» все же удалось арестовать своего капитана и отбыть без разрешения на родину, где моряки обвинили Магеллана в предательстве. Его семью лишили пособия, и жена и дети умерли в нищете. Но этого великий мореплаватель так никогда и не узнал.

Осенью 1520 г. оставшиеся корабли двинулись через наконец-то найденный пролив, который вел на запад. Лишь установившаяся необычная для этих мест спокойная погода дала возможность Магеллану благополучно проплыть через пролив, названный впоследствии его именем. Открытый при этом остров у южной оконечности Южной Америки назвали Огненной Землей. Такое название возникло из-за огней, которые разводили на берегу туземцы. 28 ноября 1520 г. моряки увидели открытый океан. Самый большой океан на Земле в том году был спокоен, за что и был наречен Тихим.

Условия жизни на судах к этому времени были ужасные. Запасы воды были на исходе, а продукты испорчены крысами. До 18 декабря флотилия плыла вдоль чилийского побережья, а затем Магеллан взял курс на северо-восток. Только 24 января 1521 г. корабли достигли архипелага Туамоту; 6 марта команда сошла на берег — на Марианских островах, где моряки наконец почувствовали под ногами твердую почву и смогли добыть свежую птицу.

15 марта 1521 г. экспедиция достигли Филиппин. Здесь испанцы услышали малайскую речь, что означало, что Молуккские острова где-то поблизости. К несчастью, 27 апреля руководитель путешествия был убит в стычке с аборигенами, вмешавшись в их междоусобную войну на стороне тех, кого успел обратить в христианство. На пустынном берегу острова Мактан, где нашел смерть Магеллан, ему поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.

Первое кругосветное путешествие завершал капитан Себастьян Элькано. Он закупил гвоздику на Калимантане и отправился в Португалию не через Тихий океан, а более известным ему путем — вокруг Африки. У Элькано оставался лишь один корабль — «Виктория». Тщательно обходя маршруты, разведанные португальцами, он обогнул мыс Доброй Надежды и 7 сентября 1522 г. прибыл в гавань Сан-Лукар в устье Гвадалквивира. С ним на родину вернулось 18 человек. Груз пряностей, который привезла в трюме «Виктория», покрыл все расходы на экспедицию. Любопытно, что Элькано сотоварищи чуть не отдали под церковный суд за то, что они куда-то «потеряли один день» — ведь первые кругосветные путешественники еще не знали о линии перемены дат.

Итак, Земля — шар. Оспорить это было уже невозможно. Теперь были известны размеры этого шара, было доказано, что Мировой океан един, а Америка является самостоятельным континентом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Самые выдающиеся кругосветные путешествия за 500 лет после плавания Магеллана


Эта карта, созданная генуэзским картографом Баттистой Агнесе около 1544 года, показывает приблизительный маршрут, по которому флот Магеллана оплыл весь мир.

Половину тысячелетия назад португальский исследователь Фердинанд Магеллан и его команда отправились в плавание, чтобы успешно совершить первое в мире кругосветное путешествие. 20 сентября 1519 года флот из пяти кораблей Магеллана отплыл из Испании и отправился на юг, пересекая Атлантику и направляясь в сторону Южной Америки. Там моряки обнаружили канал, позже названный Магеллановым проливом, который позволил им достичь Тихого океана, после чего корабли продолжили движение на запад.

Путешествие было совсем не гладким. Магеллан имел дело с кораблекрушениями, мятежами и конфликтами с коренными народами открываемых им земель. Он был убит во время такого конфликта на Филиппинах в 1521 году. Но его команда продолжила путь и смогла пересечь Индийский океан и обогнуть южную оконечность Африки, после чего моряки устремились на север, к берегам родной Испании. В итоге одинокий корабль пришвартовался в Севилье в 1522 году.

За 500 лет, прошедших с момента путешествия Магеллана, человечество нашло новые способы обогнуть земной шар. По словам Джереми Кинни, заведующего отделом аэронавтики Смитсоновского музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, цель многих ранних кругосветных путешествий заключалась в том, чтобы показать «способность человека покорять природу и географические границы».

Вот некоторые из знаковых путешествий вокруг Земли — свидетельства новаторства и непоколебимости человеческого духа.

По морю

В конце 1774 или начале 1775 года французский ботаник и исследователь Жанна Барре стала первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие. В 1766 году она, переодевшись мужчиной и назвав себя Жаном Барре, нанялась слугой к известному французскому ботанику Филиберу Коммерсону, который вскоре после этого отправился в кругосветное путешествие с экспедицией графа Бугенвиля. В ходе экспедиции Барре проявляла необычайную храбрость и хорошие познания в ботанике, помогая Коммерсону.


Маршрут корабля Этуаль (тонкая серая линия), на котором Бугенвилль совершил кругосветное путешествие.

По одной из версий, тайна Барре оставалась нераскрытой вплоть до острова Таити, где в ней угадали женщину туземцы. По другой версии, Коммерсон знал правду о своём помощнике с самого начала и взял Барре с собой в роли любовницы, а разоблачена она была корабельным врачом.

Так или иначе, как записал Бугенвилль в корабельном журнале, после разоблачения было нелегко удерживать матросов от покушений на честь и достоинство обнаружившейся на борту женщины. Вероятно, поэтому Барре всё-таки высадили на острове Маврикий, и во Францию она вернулась уже на другом судне спустя несколько лет, все-таки завершив кругосветное путешествие.

В 2012 году ученые назвали в ее честь вид цветковых растений, относящихся к семейству пасленовых (куда входят картофель, помидоры и баклажаны) — Solanum baretiae. Внешне он выглядит как цветущая лоза, а растет в Эквадоре и Перу. Также в ее честь в 2018 году назвали гору на Плутоне — Baret Montes. 

По суше и морю

Барре была не единственной смелой женщиной: через 130 лет после ее путешествия, в 1889 году, американская журналистка Нелли Блай по поручению газеты The New York World вступила в гонку со временем вокруг земного шара, чтобы побить «рекорд» Филеаса Фогга, главного героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». К слову, Верн поддержал стремление Блай, но сомневался, что она сможет совершить такое путешествие менее чем за 79 дней.

Картинки по запросу nellie bly
Нелли Блай и настольная игра, созданная по ее путешествию. В ней каждая клеточка означает каждый из 72 дней пути.

Блай обогнула весь земной шар за невероятные 72 дня, чему способствовали достижения в области транспорта за столетие спустя путешествия Барре. За это время были построены трансконтинентальная железная дорога в США и Суэцкий канал, который открыл путь в Средиземное море через Египет, позволивший быстрее перемещаться между Атлантическим и Индийским океанами. Она описала свое путешествие, которое заворожило публику и сделало мир немного более доступным, в книге «Вокруг света за 72 дня».

Самолетами

Серия полетов 1924 года, организованная военно-воздушной службой армии США (которая впоследствии стала ВВС), с натяжкой можно считать первым кругосветным путешествием на самолетах. Команда летчиков, которая назвала себя «Магелланами воздуха», двигалась на запад над северной частью Тихого океана, пролетела над Южной Азией и Европой, пересекла Атлантику и вернулась в Соединенные Штаты спустя 175 дней, при этом ни разу не покинув Северного полушария.

Магелланы Воздушной карты
Маршрут «Магелланов воздуха», совершивших в 1924 году облет вокруг Земли.

Серия полетов, начавшихся четыре года спустя, является первым настоящим кругосветным путешествием на самолете, так как был пересечен экватор. С 1928 по 1930 год австралийский летчик Чарльз Кингсфорд Смит и его коллеги на самолете Fokker F-VII «Южный крест» впервые пересекли по воздуху Тихий океан, пролетев из Калифорнии в Австралию. В дальнейшем они полетели в Англию и, в конце концов, вернулись обратно в Калифорнию.

В 1949 году переоборудованный бомбардировщик ВВС США B-50 «Леди Удача II» (куда делась первая — история умалчивает) смог совершить первое в мире беспосадочное кругосветное путешествие. В его экипаже было 13 человек, самолету потребовалось 4 дозаправки в воздухе, а весь перелет занял 94 часа: за это время удалось преодолеть 37 700 километров со средней скоростью в 400 км/ч. К слову, облет Земли был тут вторичной целью: после Второй мировой войны США хотели показать, что они способны достичь любой точки нашей планеты в сжатые сроки.

По космосу

Магелланы Воздушной карты
Маршрут космического аппарата «Восток-1», который взлетел с Байконура и приземлился менее чем через 2 часа рядом с Саратовом, обогнув почти весь земной шар.

В рамках космической гонки именно СССР стала первой страной, отправившей человека в космос — им стал Юрий Гагарин. Его космический корабль «Восток-1» завершил один виток вокруг Земли за 108 минут в апреле 1961 года. Через четыре месяца космонавт Герман Титов в «Востоке-2» совершил 17.5 «кругосветных путешествий» всего за сутки. К слову, все астронавты, побывавшие на МКС, также неоднократно путешествовали вокруг Земли, ведь один оборот станция совершает всего за 92 минуты.

www.iguides.ru

ПЕРВОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Подготовка экспедиции

Идея кругосветного плавания во многом повторяла путь экспедиции Христофора Колумба. В это время на море царило соперничество между Испанией и Португалией. Согласно Тордесильясскому договору 1494 г. была начерчена линия разделения влияния двух морских держав, к востоку нее на новые земли претендовала Португалия, а к западу – Испания. Португальский мореплаватель Ф. Магеллана первоначально обратился к португальскому королю, но получил отказ. После этого он отправился ко двору испанского короля, который после некоторых колебаний назначил его начальником экспедиции, несмотря на недовольство среди испанцев. 22 марта 1518 г. был заключен договор, согласно которому Магеллан и астроном Фалер получали 1/20 часть всех богатств, приобретённых в плавании, право наместничества на новых землях и др. К плаванию было подготовлено 5 судов: «Сантьяго», «Тринидад», «Виктория», «Сан-Антонио» и «Консепсьон».  Экипаж состоял из 265 человек, из них около 40 португальцев.

Плавание к берегам Южной Америки

20 сентября 1519 г. корабли вышли из Санлукар-де-Баррамеда (устье р. Гвадалквивир) при этом никто, кроме Магеллана не знал точного маршрута экспедиции, что сразу вызвало недовольство испанских капитанов. Кроме того, первоначально они отправились к берегам Африки, а не сразу к Южной Америке, что было их целью. В конце ноября 1519 г. флотилия достигла берегов Бразилии, а в декабре 1520 г. достигла устья р. Ла-Плата. Первоначальные предположения о том, что это пролив, опровергло судно «Сантьяго». В его поисках экспедиция последовала вдоль побережья Южной Америки, но ее продвижение было затруднено бушевавшими штормами. На зимовку они остановились в бухте Сан-Хулиан, Ф.Магеллан распорядился уменьшить количество выдаваемого провианта, что вызвало недовольство среди моряков, которым воспользовались испанские капитаны. После бунта, переговоров, и подавления мятежа, флотилия потеряла «Сантьяго» в результате кораблекрушения. Спасшемуся экипажу лишь через несколько недель удалось вернуться к месту зимовки. После этого Магеллан с 4 кораблями 18 октября двинулся дальше, вскоре они открыли вход в пролив (позднее получивший имя мореплавателя), который состоял из множества узких проходов, затем они достигли архипелага Огненная Земля, где состоялось совещание по поводу продолжения экспедиции, один из капитанов высказался за возвращение домой, но Магеллан решил ее продолжить. При прохождении пролива флотилия разделилась, чем воспользовался недовольный Эштеван Гомеш вместе с моряками захватил командование на «Сан-Антонио», и они самовольно вернулись в Испанию, где были арестованы. В это время сократившаяся флотилия, в конце ноября достигла моря, которое переименовал за неимением штормов и бурь в Тихий океан. Но участников экспедиции ждали тяжелые испытания, поскольку без остановки они прошли более 17 тыс. км. и испытывали серьезную нехватку продовольствия, вскоре вспыхнула цинга.

Гибель Ф.Магеллана

В марте 1521 г. флотилия достигла населенного о. Гуам из группы Марианских островов, где столкнувшись с нечистоплотностью местных туземцев, напали на них и захватили свежие продукты. Отправившись дальше, они открыли Филиппинские острова, где смогли пополнить припасы. Кроме того Магеллан начал торговлю, а впечатленной мощью испанского оружия,  раджа Хумабон, правитель о. Себу, крестился и согласился стать вассалом испанского короля. Но другим туземцам это пришлось не по нраву. Магеллан решил продемонстрировать все превосходство своего оружия, но военное предприятия оказалось слабо подготовленным, и в стычке с местными жителями он был убит. Произошедшее подорвало репутацию испанцев, раджа Хумабон заманил в ловушку оставшихся капитанов и перебил их. Кораблям пришлось срочно отплыть к Молуккским островам, к которым и следовала экспедиция изначально. Там были закуплены пряности, к тому времени судно «Консепсьон» пришло в негодность и было сожжено командой. Оставшиеся два судна следовали разным маршрутом, команде «Тринидада» не повезло, они попали в шторм, вернулись к островам, где были захвачены в плен португальцами, объявившими Ф.Магеллана дезертиром.  Из всей флотилии только кораблю «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано, завершив в истории мореплавания первое кругосветное плавание, удалось вернуться в сентябре 1522 г. в Севилью с командой в 18 человек и драгоценным грузом пряностей, который с лихвой окупил все материальные потери экспедиции. Из португальского плена удалось выкупить также часть участников плавания.  

Первая кругосветная экспедиция имела громадное значение, поскольку доказала гипотезу о круглом строении земли и существование единого мирового океана.

 

w.histrf.ru

Занимательная история: 7 заслуг великого магеллана

2. Доказал, что Земля круглая.

Какие только предположения не строили люди из того, что представляет собой Земля. Одни были уверены, что она плоская, другие, что она вообще стоит на черепахе. Разумеется, теории о том, что она круглая уже высказывались передовыми мыслителями того времени – в частности, Леонардо Да Винчи, но фактических доказательств представлено не было. Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий 16 века: отправившиеся на запад экспедиции, он вернулся обратно с востока. Таким образом, доказав, что Земля имеет форму шара.

3. Впервые использовал систему сигнализации

Если раньше корабли, участвующие в экспедиции, ходили практически впритык друг к другу, чтобы не затеряться в туман и непогоду. Разумеется, маневренность у таких судов была низкая. Также корабли не имели связи между собой, поэтому главе флотилии без конца приходилось делать остановки, чтобы обсуждать планы и отдавать команды другим членам путешествия. Магеллан оказался первым, кто придумал систему сигнализации. Разумеется, она была очень простая, но именно она легла в основу современной системе морской сигнализации — с 26 буквенными флагами и 15 вымпелами.

4. Доказал, что большую часть Земли составляет океан.

Раньше никто и поверить не мог, что земля (суша), на которой мы обитаем, — не самая большая часть нашей планеты. Доказал он это так: во-первых, все путешествие происходило по воде, а во-вторых, за три месяца пути по Тихому океану эскадре встретилось всего два острова.

5. Открыл пролив прохода из Атлантики в Тихий океан – Магелланов пролив.

В день Всех Святых,1 ноября, сильный шторм м занёс корабли Магеллана в бухту, дальнейшее плавание через которую привело в пролив. Двигаясь по проливу флотилия попала в Тихий океан. Магеллан дал проливу португальское название праздника Всех Святых — Estreitodetodosos Santos, но испанскому королю португальское название показалось неуместным, поэтому он назвал его в честь открывателя Фернана Магеллана — Estrechode Magallanes( Магелланов пролив).

letidor.ru

Первое кругосветное путешествие. Кто совершил первое кругосветное путешествие :: SYL.ru

Всякий образованный человек без труда вспомнит имя того, кто совершил первое кругосветное путешествие и пересек Тихий океан. Это сделал португалец Фернан Магеллан около 500 лет тому назад.

первое кругосветное путешествие совершил магеллан

Но нельзя не отметить, что такая формулировка не полностью верна. Магеллан продумал и спланировал маршрут плавания, организовал его и руководил им, но ему суждено было погибнуть за много месяцев до того, как оно было завершено. Так что продолжил и завершил первое кругосветное путешествие Хуан Себастьян дель Кано (Элькано), испанский мореплаватель, отношения с которым у Магеллана были, мягко говоря, не дружеские. Именно дель Кано в конечном итоге стал капитаном «Виктории» (единственного корабля, вернувшегося в родную гавань) и получил славу и богатство. Однако же Магеллан совершил во время драматического плавания великие открытия, о которых речь пойдет ниже, и потому его считают первым кругосветным путешественником.

Первое кругосветное путешествие: предпосылки

В 16 веке португальские и испанские мореплаватели и купцы соперничали друг с другом за контроль над Ост-Индией, богатой пряностями. Последние делали возможным консервирование продуктов, и обойтись без них было сложно. Уже существовал проверенный путь к Молуккским островам, где находились самые большие рынки с самыми дешевыми товарами, но путь этот был неблизким и небезопасным. Из-за ограниченности знаний о мире открытая не так давно Америка представлялась мореходам препятствием на пути в богатую Азию. Никто не знал, есть ли пролив между Южной Америкой и гипотетической Неведомой Южной Землей, но европейцам хотелось, чтобы он был. Они еще не ведали, что Америку и Восточную Азию разделяет огромный океан, и думали, что открытие пролива обеспечит быстрый доступ к азиатским рынкам. Поэтому первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, наверняка был бы удостоен королевских почестей.

Карьера Фернана Магеллана

Обедневший португальский дворянин Магеллан (Магальянш) к своим 39 годам успел неоднократно побывать в Азии и Африке, был ранен в битвах с туземцами и собрал немало информации о путешествиях к берегам Америки.

первое кругосветное путешествие

Со своей идеей попасть на Молукки западным путем и вернуться обычным (то есть осуществить первое кругосветное путешествие) он обратился к португальскому королю Мануэлю. Тот совершенно не заинтересовался предложением Магеллана, которого к тому же недолюбливал за недостаточную лояльность. Зато он позволил Фернану сменить гражданство, чем тот немедленно воспользовался. Мореплаватель поселился в Испании (то есть во враждебной португальцам стране!), обзавелся семьей и соратниками. В 1518 году он добился аудиенции у молодого короля Карла I. Король и его советники заинтересовались поисками короткого пути за специями и «дали добро» на организацию экспедиции.

Вдоль побережья. Бунт

Первое кругосветное путешествие Магеллана, для большинства членов команды так и не завершившееся, началось в 1519 году. Из испанской гавани Сан-Лукар вышло пять кораблей, на которых находилось 265 человек из разных стран Европы. Несмотря на шторма, флотилия относительно благополучно добралась до берега Бразилии и стала «спускаться» вдоль него на юг. Фернан надеялся отыскать пролив в Южное море, который должен был находиться, согласно его сведениям, в районе 40 градуса южной широты. Но в указанном месте оказался не пролив, а устье реки Ла-Плата. Магеллан велел продолжать движение на юг, а когда погода совсем испортилась, корабли встали на якорь в бухте Св. Юлиана (Сан-Хулиан), чтобы перезимовать там. Капитаны трех судов (испанцы по национальности) подняли мятеж, захватили корабли и приняли решение не продолжать первое кругосветное путешествие, а взять курс на мыс Доброй Надежды и от него — на родину. Людям, верным адмиралу, удалось сделать невозможное – отвоевать корабли и отрезать мятежникам путь к бегству.

кто совершил первое кругосветное путешествие

Пролив Всех Святых

Один капитан был убит, другой – казнен, третий – высажен на берег. Рядовых бунтовщиков Магеллан помиловал, чем еще раз доказал свою дальновидность. Только на исходе лета 1520 года корабли вышли из бухты и продолжили поиски пролива. Во время шторма судно «Сантьяго» затонуло. И вот 21 октября моряки наконец-то обнаружили пролив, более напоминающий узкую расщелину между скал. По нему корабли Магеллана плыли 38 дней.

первый мореплаватель совершивший кругосветное путешествие

Берег, оставшийся по левую руку, адмирал назвал Огненной Землей, так как на нем круглые сутки горели костры индейцев. Именно благодаря открытию пролива Всех Святых Фернан Магеллан стал считаться тем, кто совершил первое кругосветное путешествие. Впоследствии пролив был переименован в Магелланов.

Тихий океан

Из пролива в так называемое «Южное море» вышли только три корабля: «Сан-Антонио» исчез (попросту дезертировал). Новые воды мореходам понравились, особенно после неспокойной Атлантики. Океан был назван Тихим.

Экспедиция направилась на северо-запад, потом на запад. Несколько месяцев мореходы плыли, не видя никаких признаков земли. Голод и цинга стали причиной смерти почти половины команды. Только в начале марта 1521 года суда подошли к двум еще не открытым обитаемым островам из группы Марианских. Отсюда уже было недалеко до Филиппин.

Филиппины. Смерть Магеллана

Обнаружение островов Самар, Сиаргао и Хомонхон очень порадовало европейцев. Здесь они восстанавливали силы и общались с местными жителями, которые охотно делились пищей и сведениями.

кто руководил первым кругосветным путешествием

Слуга Магеллана, малаец, свободно изъяснялся с аборигенами на одном языке, и адмирал понял, что Молукки совсем близко. Кстати, этот слуга, Энрике, в конечном итоге стал одним из тех, кто совершил первое кругосветное путешествие, в отличие от своего хозяина, которому не суждено было высадиться на Молукках. Магеллан и его люди вмешались в междоусобную войну двух местных князьков, и мореплаватель был убит (не то отравленной стрелой, не то абордажной саблей). Более того, через некоторое время в результате вероломного нападения дикарей погибли его ближайшие соратники – опытные испанские моряки. Команда так поредела, что один из кораблей, «Консепсьон», было решено уничтожить.

Молукки. Возвращение в Испанию

Кто руководил первым кругосветным путешествием после смерти Магеллана? Хуан Себастьян дель Кано, мореход из народа басков. Он был в числе заговорщиков, которые предъявили Магеллану ультиматум в бухте Сан-Хулиан, но адмирал простил его. Дель Кано командовал одним из двух оставшихся судов, «Викторией».

первое кругосветное путешествие русских

Он позаботился о том, чтобы корабль вернулся в Испанию, загруженный пряностями. Сделать это было нелегко: у берегов Африки испанцев поджидали португальцы, которые с самого начала экспедиции делали все, чтобы расстроить планы своих конкурентов. Второй корабль, флагман «Тринидад», был взят ими на абордаж; моряки попали в рабство. Таким образом, в 1522 году в Сан-Лукар вернулись 18 участников экспедиции. Доставленный ими груз окупил все расходы на дорогостоящую экспедицию. Дель Кано был удостоен личного герба. Если бы в те времена кто-нибудь сказал, что первое кругосветное путешествие совершил Магеллан, его осмеяли бы. На долю португальца приходились только обвинения в нарушении королевских указаний.

Итоги путешествия Магеллана

Магеллан исследовал восточный берег Южной Америки и открыл пролив из Атлантики в Тихий океан. Благодаря его экспедиции люди получили весомое доказательство того, что Земля действительно круглая, уверились в том, что Тихий океан гораздо обширнее, чем предполагалось, и что плавать по нему на Молукки невыгодно. Также европейцы поняли, что Мировой океан един и омывает все материки. Испания удовлетворила свои амбиции, объявив об открытии Марианских и Филиппинских островов, и предъявила претензии на острова Молуккские.

Все великие открытия, сделанные во время этого плавания, принадлежат Фернану Магеллану. Так что ответ на вопрос о том, кто совершил первое кругосветное путешествие, не так уж очевиден. Фактически этим человеком был дель Кано, но все-таки главным достижением испанца стало то, что мир вообще узнал об истории и итогах этого плавания.

первое кругосветное путешествие магеллана

Первое кругосветное путешествие русских мореплавателей

В 1803-1806 российскими мореходами Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским было совершено масштабное путешествие через Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Их целями были: исследование дальневосточных окраин Российской Империи, нахождение удобного торгового пути в Китай и Японию по морю, обеспечение русского населения Аляски всем необходимым. Мореплаватели (отправившиеся на двух судах) исследовали и описали остров Пасхи, Маркизские острова, побережье Японии и Кореи, Курильские острова, Сахалин и остров Иессо, посетили Ситку и Кадьяк, где жили русские поселенцы, а кроме того, доставили в Японию посла от императора. Во время этого плавания отечественные суда впервые посетили высокие широты. Первое кругосветное путешествие русских исследователей имело огромный общественный резонанс и способствовало повышению престижа страны. Его научное значение не менее велико.

www.syl.ru

Корабли Магеллана: «Виктория» — Легендарные парусники. Вымышленные и настоящие.

«Виктория» – первый корабль, обошедший вокруг света в составе экспедиции Фернана Магеллана.

20 сентября 1519 года из испанского порта Санлукар-де-Беррамеда вышло пять парусников: «Тринидад»,  «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Сантьяго» и «Виктория». В литературе их чаще всего называют каравеллами, но «Виктория» вероятнее всего была караккой — самый распространенный тип парусного судна XV-XVI века. Вероятнее всего «Виктория» имела три мачты. Фок и грот-мачты несли два яруса прямых парусов, бизань  –  один косой парус, под бушпритом (который в те времена тоже считали за мачту) поднимали блинд. Парусник был вооружен примерно сорока пушками разного калибра.

Точных данных о размерах судна нет из-за разницы мер. Одни исследователи полагают, что магеллановская тонна примерно соответствовала тонне современной, другие — что она превышала современную тонну в  2,43  раза. Поэтому тоннаж «Виктории» разных источниках колеблется от 85 до 206 тонн.

Командовал эскадрой португалец Фернан Магеллан. Целью путешествия было достичь Молуккских островов, богатых столь ценимыми в Европе пряностями, западным путем — обогнув Южную Америку. До Магеллана никому из мореплавателей еще не удавалось найти пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, но Фернан Магеллан не сомневался в его существовании.

Снаряжал экспедицию испанский король Карл V. Изначально Магеллан обращался с идеей совершить подобное путешествие к португальскому монарху Мануилу I, но тот не поддержал идею путешественника.

Плавание изначально было рассчитано на 2 года, но продлилось значительно дольше.

Парусник «Виктория» был назван Магелланом в честь церкви, где знаменитый капитан давал присягу испанскому королю. «Виктория» не была флагмансикм судном. Капитан Магеллан командовал «Тринидадом». Капитаном «Виктории» назначили Луиса де Мендоса.

Всего на пяти кораблях по разным данным находилось от 265 до 280 человек.

В ноябре 1520 года через наконец-то обнаруженный пролив экспедиция вышла в неведомый океан, названный Магелланом Тихим. За первый год плавания флотилия потеряла 2 корабля: каравелла «Сантьяго» затонула, а на «Сан-Антонио» произошел бунт, в результате чего команда парусника отказалась от дальнейшего путешествия и повернула обратно в Испанию.

 Более ста дней моряки провели в Тихом океане, попав в полосу штиля. За это время на кораблях кончилось продовольствие. Экипажам приходилось питаться древесными опилками и варить кожаные ремни и предметы одежды. От голода и цинги погибли 19 членов экспедиции. Остальные были крайне истощены.

Весной 1521 года три парусника достигли острова Гуам.  На островах морякам удалось отдохнуть и пополнить свои запасы. Но между путешественниками и местными жителями постоянно возникали конфликты и вооруженные стычки. В одном из таких столкновений  на островах, впоследствии названных Филиппинскими, 27 апреля 1522 года погиб командир экспедиции капитан Фернан Магеллан.

Руководство экспедицией принял на себя Хуан Себастьян де Элькано — капитан судна «Консепсьон». Его первым решением было возвращаться домой в Испанию. Но прежде моряки все-таки побывали на Молуккских островах — куда и держал путь Магеллан. Там путешественники закупили большое количество различных пряностей. На этих же островах остались два из трех кораблей экспедиции –  «Консептсьон» был сожжен по причине крайней ветхости, а «Тринидад» поставлен на ремонт.

И вот 7 сентября 1522 года последний из пяти парусников Магеллана «Виктория» вернулся в родную гавань Санлукар-де-Баррамед. Восемнадцать моряков из почти трех сотен отправившихся в путешествие сошли на берег. Внешне «Виктория» напоминала корабль-призрак, настолько плохо было ее состояние. А моряки были похожи на живые скелеты. Прямо от трапа корабля они отправились в церковь — ставить свечи в благодарность за свое возвращение. Среди выживших был и Антонио Пигафетта — летописец экспедиции.

Тем не менее, экспедиция считалась крайне успешной. Была не только подтверждена гипотеза о том, что Земля – шар, открыт новый путь в Индию через Тихий океан, но и введено понятие «линии перемены дат» – за время плавания путешественники обнаружили, что прибыли в Испанию на сутки позже, чем было рассчитано в календаре, который велся в путешествии. Впоследствии это открытие привело к введению часовых поясов. Кроме того, денег вырученных от продажи пряностей хватило, чтобы покрыть все расходы экспедиции.

Все почести, связанные с завершением кругосветного путешествия, достались де Элькано — король Испании утвердил личный герб де Элькано, на котором были изображены восточные пряности, Земной шар и надпись «Ты первый обогнул меня» на латыни   – Primus circumdedisti me.

 В XX веке появилось несколько реплик легендарного парусника, впервые обошедшего вокруг света. В 1992 году была построена испанская реплика «Виктории». Ее строительство было приурочено к выставке в городе Севилья. В 2004-2005 годах «Виктория» совершила кругосветное путешествие по маршруту Магеллана. Сейчас парусник служит кораблем-музеем.

В 1999  году в кругосветное путешествие отправилась чешская реплика «Виктории», построенная Рудольфом Крауснайдером. Условия на паруснике были максимально приближены к XVI веку: на судне отсутствовал не только двигатель, но и даже гальюн! Тяжелое путешествие вынесли не все, и экипаж за время плавания несколько раз менялся. Чешская «Виктория» обогнула Землю за 5 лет, что на 2 года дольше экспедиции Магеллана.

В 2011 году была построена еще одна реплика знаменитого парусника — в Чили. Строительство было приурочено к двухсотлетнему юбилею появления европейцев на континенте. Сейчас чилийская «Виктория» стоит в городе Пунта-Аренас и открыта для посещения.

otdatshvartovy.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *