Игры с годовалым малышом: 19 занимательных игр для годовалого ребенка – Развивающие игры и занятия для детей 1 год — 1 год 3 мес (подробный план — конспект)

Как играть с ребенком в 1 год

Содержание статьи

Здравствуйте, читатели блога! Сегодня хочу рассказать о наиболее популярных играх с годовалым чадом. Их существует уж очень много, но выделю некоторые. Как играть с ребенком в 1 год?

Вашему малышу исполнился год… Он отлично ползает, начинает самостоятельно ходить, выговаривает некоторые слова «мама, папа, дай, нян-ням» и активно познают окружающий мир. От года до двух ребенку интересно все: он начинает самостоятельно пользоваться ложкой, размазывать кашу по столу и по себе, пробовать все на вкус, на ощупь.

Родители и взрослые, которые с ним занимаются, должны помочь малышу в игровой форме увеличить словарный запас, развить его мышление, навыки хождения, моторику и другие навыки.

Для того чтобы понять, как играть с ребенком в 1 год, надо усвоить, что занятия должны приносить вашему чаду радость и позитивные эмоции. Играть с карапузом можно везде: на улице, дома и в гостях. На прогулке рассказывайте ему: это небо, деревья, песок и т.д. Показывайте, проговаривайте какого цвета предметы. Так ребенок запомнит больше слов, познает формы, цвета.

Игры на улице

Сорвите листочек, пусть чадо его понюхает, погладит, пожмет. Взрослый в этот момент должен описать предмет. Например, листочек зеленый, маленький, гладкий. В процессе обучения дайте малышу потрогать ствол дерева и сказать «оно большое, шершавое». Старайтесь чаще напоминать «это дерево», «это листочек». Для проверки, запомнил ли ребенок названия, задайте ему вопрос «где …», если запомнил, то он укажет на нужный предмет.

Играя на природе с годовалым ребенком, казалось бы, элементарные действия, помогают развивать у ребенка пространственное мышление. Показывайте разницу далеко/близко, толстый/тонкий. Подойдите или поднесите маленького человечка к дереву. Пусть он попытается его обнять, и скажите низким голосом: «толстый ствол», затем пусть малыш обнимет ствол потоньше, а вы произносите тоненьким голосом: «тонкий».

игры с ребенком на улице

Большую заинтересованность проявляют дети к игре с камушками. Можно очертить круг и показать им, что надо попасть камнем в его пределы (можно сменить на обруч с мячиком) или прочертить линию и кидать камни за неё. В теплое время года можно разрешить чаду кидать камни в лужу, потрогать её, топнуть в неё ножкой (конечно, если есть влажные салфетки под рукой). Все это включено в познавательный процесс: как  летят брызги, как изменится лужа.

Хорошо, если ребенок в 1 год умет сосредоточиться на игре, а не тыняется по детской площадке. Заинтересованность к камням можно интересно обыграть. Разделяйте камушки на кучки: в одной большие, в другой маленькие или в одной светлые, в другой темные. Пусть годовалый ребенок сравнивает, какой камушек больше/меньше. В песочнице камень можно зарыть/откопать.

Родители должны радоваться, что малыш проявляет заинтересованность к камням, палкам и другим предметам и действиями с ними, ведь это развивает его образное и логическое мышление. Ему необходимо самостоятельно бросить, потрогать, сломать, переложить. Обычные предметы, по сравнению с готовыми игрушками, предоставляют больше возможности для развития фантазии.

Годовалые дети любят играть в песочнице. На песке можно рисовать пальцем или палочкой. Формочки и лопатки будут кстати. Если таковых нет в наличии, подойдут обычные стаканчики из-под сметаны и ложки, чтобы делать куличики из песка.

Конструктор

Проводить досуг с ребенком 1 года можно с помощью конструктора. Такая деятельность развивает сенсомоторные навыки, мелкую моторику. Детали должны быть размером примерно с ладошку крохи (слишком маленькие блоки ребенок может проглотить). Составляя фигуры, (замки, гаражи т. д.) у него развивается фантазия. Блоки у конструктора выпускаются разных цветов для того, чтобы маленькие дети изучали их. Взрослые, в процессе игры должны проговаривать название цвета, чтобы процесс изучения был органичным.

детский конструктор

С помощью разных размеров деталей конструктора (большие и маленькие), кроха научится понимать разницу какие детали больше/меньше. Совместно постройте башни разной высоты, и объясните ему: какая выше, а какая ниже. Способствуют развитию мелкой моторики у годовалого малыша элементарные для взрослых действия, например, отрывание скотча от конструктора. Научите его заворачивать в фольгу детали конструктора, а потом обратно разворачивать.

Воплощайте в жизнь интересные идеи. Например, наклейте одну картинку на несколько деталей конструктора, разъедините её и попросить малыша собрать из частей целую картинку.

Пластилин

С года можно учить ребенка работе с пластилином (тестом). Его можно отщипывать, резать, катать, создавать разные формы (колобок, колбаска и прочие). Занятия с пластилином тренируют мелкую моторику, развивают творческое мышление, воображение. Лепка дает возможность воспринимать объемные образы, позитивно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие крохи.

игры с пластилином

Музыкальные занятия

Детские песенки – неплохие развивающие игры для ребенка в 1 год. Способствуют умственному развитию, запоминанию определенных действий, частей тела: «ножками потопаем, ручками похлопаем» и т.д.

Развитие воображения

Рисование – одно из самых необходимых занятий в этом нежном возрасте. Это способ построить доверительные отношения взрослого и ребенка. Начать можно с использования пальчиковых красок. Лучше взять листы большого размера, чтобы он чувствовал простор для действий (можно взять обои). В качестве печаток могут служить губки, салфетки. Дайте возможность малышу рисовать каляки маляки столько, сколько он хочет.

Со временем он сам захочет выделять линии, формы, цвета. В качестве пишущих принадлежностей можно предложить чаду восковые мелки, а фломастеры лучше отложить на потом.

Игры с куклами

С годовалым ребенком можно играть в одно и то же много раз. Например, кормить куклу. Только тогда он осознает, что от него требуется и запомнит игру. Помогайте ему катать коляску с куклой, или кормить целую армию игрушек, или катать машинку. Некоторые дети сами включаются в игру, другие – будут со стороны долго изучать самые простые развлечения. Основная задача – научить действию с предметом (причесывать, укладывать спать и прочее), чтобы впоследствии он умел играть самостоятельно.

как играть с куклой

В игровой форме надо развивать дыхание малыша, чтобы он с легкостью произносил все звуки. Пусть сдувает снежинки с ладони, которые будут изготовлены из ваты, пенопласта, кусочков бумаги. Учите его задувать свечи.

Дети в восторге от игр на коленках, которые заканчиваются словами «в ямку бух», и ребенок как будто падает в пропасть. Полезно играть с массажным мячиком.

Перед сном ребенка в 1 год можно развлечь спокойными играми, книжками с картинками (показывайте на картинке «собачка спит», «котик умывается»), массажем со стишками.

как развивать и чему учить детей от года

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.

Карточки с яркими картинками
Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.

Детские игрушки для ванны

Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.

Безопасные краски для детей
Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.

Физические упражнения для детей
Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

Игры для детей 1 года (для годовалого ребенка)

Содержание статьи:

  1. Особенности развития детей в возрасте 1 года
  2. Значение игры для годовалого ребенка
  3. Как играть с годовалым ребенком
  4. Какие бывают игры для детей 1 года
  5. Развивающие игры для годовалого ребенка

Особенности развития детей в возрасте 1 года

  • — малыши в этом возрасте стремятся к общению, они любят быть в центре внимания, уже знают свое имя и стремятся повторять слова, обращенные к ним;
  • — годовалые дети активно познают мир с помощью всех органов чувств, но особенно важны для них тактильные ощущения. Им все нужно потрогать, попробовать на вкус. Кроме того, малыши в этом возрасте пытаются подражать окружающим, копируя их движения;
  • — у большинства детей уже сформировались основные двигательные навыки: они уверенно ходят и стоят, пытаются взбираться на диван или полки. Они очень любят бросать вещи, открывать коробки и высыпать мелкие предметы;
  • — ребенка в этом возрасте очень сложно удержать на месте дольше 5 минут. Им нужно двигаться и постоянно что-то делать, узнавать что-то новое.

Значение игры для годовалого ребенка

С ребенком в этом возрасте обязательно нужно много играть. Именно от этого зависит его правильное развитие. В игре происходит формирование мышления, речевых и двигательных навыков. Разнообразные игры с годовалым ребенком дома способствуют развитию мелкой моторики, обогащению словарного запаса, учат их правильно общаться. Малыши в этом возрасте не могут воспринимать большого количества людей, поэтому занятия в детском центре или игра на улице не окажут такого влияния. Чтобы ребенок правильно и гармонично развивался, родителям нужно проявить фантазию, не жалеть времени на игру с ним и учитывать особенности психологического развитии детей в это время.

Как играть с годовалым ребенком

Этот возраст настолько необычен и важен для дальнейшего развития ребенка, что родителям нужно знать несколько правил, придерживаясь которых, они смогут превратить игру малыша в полезный познавательный процесс:

  • — для игры нужно правильно выбрать время. Малыш должен быть сытым и выспавшимся, нельзя в подвижные игры играть перед сном. Для развивающих занятий желательно выбирать одно и то же время каждый день, чтобы ребенок привыкал к режиму;
  • — игра должна быть короткой и интересной для малыша. Не стоит насильно удерживать его и заставлять. Родители должны знать, что дольше 10 минут ребенок еще не может заниматься чем-то одним;
  • — чтобы малыш правильно развивался, с ним нужно играть. Нельзя дать ребенку пирамидку и уйти заниматься своими делами. Развитие детей в этом возрасте происходит через подражание, поэтому нужно показывать, что делать с предметами и стремиться, чтобы малыш повторил;
  • — чтобы ребенок не терял интереса к игре, нужно привлечь его яркими красками игрушек или звуком. Заинтересуйте его стишками и потешками, похвалой и лаской. Игра должна вызывать положительные эмоции, как у мамы, так и у малыша;
  • — и главное – игры должны быть безопасными. Не оставляйте детей одних с мелкими и сыпучими вещами, с игрушками, имеющими бьющиеся или острые детали или в комнате, где он может стянуть на себя тяжелый предмет.

Какие бывают игры для детей 1 года

Может показаться, что такие малыши еще не умеют играть, и нет никаких вариантов занять их полезной деятельностью. Но на самом деле игры для годовалого ребенка очень разнообразны. Многие из них можно найти у каждого человека дома или изготовить самостоятельно из подручных материалов. Какие же существуют виды игр, которыми можно занять малыша в это время?

  • — игры с песком очень полезны, так развивают мелкую моторику и желание познавать мир. В доме песок можно заменить манкой – в ней не только можно отыскивать разные предметы, но и пробовать ее на вкус;
  • — игры с водой всех детей в этом возрасте приводят в восторг. Им нравится переливать ее из одной емкости в другую, наблюдать, как она льется и разбрызгивается;
  • — очень важны для детей 1 года игры на знакомство с частями тела, основанные на подражании и потешках;
  • — подвижные игры помогают малышу развить двигательные навыки: уверенно ходить и бегать, перелазить через препятствия, повторять за взрослыми разные движения;
  • — для годовалого ребенка необходимы пальчиковые игры. Именно они помогают развить мелкую моторику, которая очень важна для формирования навыков речи и письма;
  • — игры на развитие речи и познание окружающего мира должны незаметно сопровождать малыша в течение всего дня. Постоянно разговаривайте с ребенком, называя ему вещи и предметы, объясняя их предназначения и свойства.

Развивающие игры для годовалого ребенка

Сейчас в продаже есть множество игр и игрушек для развития малышей. Это пластмассовые и деревянные кубики и пирамидки разного размера, сортеры, вкладыши, шнуровки, мягкие пазлы и многое другое. От игрушек для более старших детей они отличаются тем, что имеют яркую окраску и четкие геометрические формы, они большие по размеру и чаще всего сделаны из мягких материалов. Если это сортеры или пазлы, то они имеют минимальное количество деталей. Но кроме таких покупных игрушек, в качестве развивающих игр в этом возрасте для ребенка подойдут любые предметы домашнего обихода: кастрюльки и миски разного размера, коробочки и баночки с крышками, крупные пуговицы, нанизанные на крепкую нить, нетугие прищепки и многое другое.

Хорошо развивает мелкую моторику перекладывание мелких предметов, например, горошинок или фасолин из банки в банку, бросание макарон в бутылку или нанизывание крупных бусин на шнур. Прекрасное развивающее пособие легко сделать самостоятельно, но оно надолго будет занимать внимание ребенка. Для этого на кусок ковролина или плотное одеяло нашейте разные кармашки, пуговицы, шнурочки, кусочки меха. Сделать это нужно так, чтобы ребенок мог застегивать и расстегивать пуговицы, открывать кармашки и прятать туда мелкие предметы, вставлять шнурочки в отверстия, ощупывать разные поверхности. Тут главное проявить фантазию, и тогда игры с годовалым ребенком дома доставят удовольствие и ему, и вам.

во что поиграть с ребенком

Доказано, что именно игра оказывает большое влияние на развитие личности ребенка. Поэтому мамы спрашивают, во что играть с малышом в год, чтобы сформировать полезные знания, умения и навыки.

Для годовалого ребенка основой развития становится игровая деятельность

Для годовалого ребенка основой развития становится игровая деятельность

Польза игр для правильного развития ребенка

Детские психологи утверждают, что для полноценного развития ребенка не надо придумывать замысловатые игры. Они должны быть просты и доступны маленькому человечку, в то же время продвигать его вперед в развитии.

Важно! Игры для годовалого ребенка призваны максимально развивать мышление, речь, моторику, интеллект, расширять знания об окружающем мире.

Правила совместных игр с малышом

Детям полезно играть самостоятельно, так думает большинство молодых мам. Психологи настаивают на том, чтобы родители принимали активное участие в детских развлечениях, и рекомендуют им научиться, как играть с малышами в один год.

К сведению. Практика показывает, что даже полчаса в день, выделенные на игру, положительно влияют на взаимосвязь родителей и детей, благоприятно сказываются на поведении малыша.

Правила безопасности

Безопасность в играх с ребенком первого года больше относится к игровому материалу и пространству, так как, ползая и опираясь на предметы, которые плохо закреплены, малыш может травмироваться.

Совет. Хороший способ выяснить, какая опасность таится в окружающей обстановке для грудничка, – увидеть все собственными глазами. Взрослый сам «проползает» помещение, обращая внимание на «опасные» объекты, например, розетки, электроприборы, межкомнатные двери, которые нужно надежно спрятать или зафиксировать.

Игрушки лучше приобретать из экологически чистых материалов, без острых углов и мелких деталей.

Безопасные игрушки и пространство – важное условий для организации игр малышей

Безопасные игрушки и пространство – важное условий для организации игр малышей

Особенности игры с мальчиками и девочками

Часто родители интересуются, есть ли различия в играх мальчиков и девочек. Психологи подчеркивают, что детки разного пола отличаются друг от друга не только биологически, но и психологически. Например, мальчики подвижнее девочек, значит, им интереснее будут игры с машинками, каталками, мячами в большом пространстве.

Девочки более усидчивы, значит, им больше подойдут сюжетные игрушки. Пазлы, мозаика, разрезные картинки привлекают их больше, так как у них  лучше развита мелкая моторика рук.

Развивающие игры в домашних условиях

Родителям полезно знать, какие игры можно организовать дома, чтобы они вписались в небольшое пространство и в то же время были интересны крохе. Психологи предлагают разнообразные развивающие игры для детей для 1 года, удовлетворяющие всем требованиям.

Когнитивные игры

Когнитивные или развивающие игры для детей 1 года направлены на пошаговое развитие психических процессов. Для них не нужны сверхмодные игрушки. Умные мамы вполне могут приспособить для занятий предметы, которые находятся в детском окружении, например, для знакомства с формой или цветом использовать пластиковую посуду, коробочки, лоскутки. Любят малыши сыграть в «чудесный» мешочек, поискать «спрятавшуюся» игрушку, принести предмет по просьбе мамы.

Развивающие игры обеспечивают познание окружающего мира

Развивающие игры обеспечивают познание окружающего мира

Первые игрушки малышей (погремушки, пирамидки, вкладыши, кубики) – идеальное средство для развития когнитивных навыков.

Интерактивные игры

К интерактивным играм относятся такие, в которых идет активный диалог между взрослым и ребенком. Они являются хорошим подспорьем для развития речи и интеллектуальных навыков. В этом плане подойдут знакомые сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», в которых вместе с мамой можно «рассказывать» сказку, подражать голосам животных, выполнять движения.

Чтобы разнообразить игры для малышей 1 года, можно приобрести настольные или онлайн игры, которые обогатят знания об окружающем мире, например, пазлы, логические игрушки, разрезные картинки.

Творческие игры для самых маленьких

В виде творческих игр самым маленьким специалисты рекомендуют рисование пальчиками, ладошками, лепку из детского пластилина, соленого теста, составление мозаики из экологических материалов (яичной скорлупы, бумаги, ткани, листьев), игрушки-шнуровки.

Совет. Для развития у детей творческих способностей родители сами могут проявить фантазию: вместе с ребенком рисовать картинку, лепить «пирожки», делать красивые бусы из листьев и ягод, из тряпочек мастерить куколку.

Социальные игры малышей

Психологи отмечают, что карапузы почти до двух лет не играют совместно. Им больше нравится действовать самостоятельно со своими личными игрушками. Однако развитый ребенок, даже не присоединяясь к коллективной игре, копирует действия других ребятишек. Мама, заметив стремление малыша, может предложить ему поиграть с другими детками.

Совместные игры помогают развивать коммуникативные навыки малышей

Совместные игры помогают развивать коммуникативные навыки малышей

К социальным играм относятся подвижные, в которых детей легко объединить действиями, например, «Солнечные зайчики», «Гуси-гуси», «Солнышко и дождик». Сюжетом можно объединить малышей в играх «семья», «поезд», «гости» и подобных развлечениях с любимыми игрушками.

Другие игры

Помимо игр, требующих игрушек, пространства и подготовки, детям нравятся совсем простые развлечения. С шести-восьми месяцев полезны пальчиковые игры, которые помогают развивать и мелкую моторику, и речь. Взрослый берет ручки ребенка в свои и показывает, как можно поиграть с пальчиками, загибая и называя каждый, читает веселую потешку. Или детскими ручками изображает знакомую зверушку, побуждая кроху говорить за кошку, собачку, птичку.

Если мама занята домашними делами, легко организовать детскую игру на кухне. Можно пересыпать из контейнера в коробочку крупу, плескаться в тазике и тереть губкой пластиковые тарелочки, отыскивать в муке спрятанную игрушку.

Во что поиграть с малышом в 1 год на улице

Прогулки для малыша это – и закаливание, и возможность поиграть в подвижные игры: можно спрятаться за скамейку, перепрыгнуть через нарисованный ручеек, догнать «солнечного зайчика» или собачку на каталке.

Психологи рассказывают, во что можно поиграть с годовалым ребенком на улице и одновременно знакомить его с окружающим миром: игры с опадающими листьями, лопаточкой и ведром в песочнице, рисование мелками на асфальте.

На детской площадке малыш уже в годик может съехать с горки, с помощью взрослого повисеть на турнике, покачаться на качелях.

Игры для годовалого малыша при купании

Игры в ванной для детей – это не просто развлечение, а возможность познакомиться со свойствами воды, расслабиться и одновременно получить эмоциональный настрой.

Игры при купании – хорошая возможность для развития малышей

Игры при купании – хорошая возможность для развития малышей

Не стоит ограничиваться в воде резиновыми утятами. Есть много веселых и познавательных водных забав:

  • Переливание воды в пластиковые коробочки, баночки;
  • Ловля рыбок ситечком или сачком;
  • Мытье игрушек: пупсиков и животных;
  • Игра в наводнение – пока в ванной мало воды, можно понаблюдать, как поднимаются с прибывающей водой машинки и кораблики.

Творческие родители всегда смогут превратить обычную игру в увлекательное занятие для малыша, где он может почерпнуть новые знания и овладеть новыми умениями.

Видео

Развивающие игры с годовалым ребенком

Развивающие занятия с малышами следует проводить в виде игр. В этом случае ребенок не так быстро устанет и ему всегда будет интересно. А родители постепенно добьются новых знаний и умений своего крохи.

Играть с ребенком в любом возрасте важно. Здесь кроится и воспитательный, и познавательный процессы, а самое главное игры сближают родителя и ребенка. И играть надо не только с маленькими детками, но и с взрослеющими, естественно меняя соответственно игры и правила к ним.

Варианты игры «В прятки»

Вот, например, простая, известная и любимая всеми детьми игра «В прятки».  Мой ребенок уже с шести месяцев любил играть в «ку-ку», сидя у кого-нибудь на руках и из-за плеча прятаться от другого человека. Как легко заставить кроху улыбнуться!

Постарше, сынок любил находить спрятанную звучащую игрушку. Или, например, я накрывала котенка подушкой, оставив хвостик, а он угадывал кто-же прячется под подушкой.

Потом мы добавили игру на память. Выкладывала несколько предметов, сначала 2-3, потом больше. Давала ему время запомнить предметы. Потом сын отворачивался, а я прятала одну игрушку. Когда ребенок поворачивается, он должен угадать, какая игрушка спряталась.

Или еще мы играли в игру «Горячо-холодно». По-очереди прятали игрушку в комнате и, направляя словами «горячо», «тепло» или «холодно» (соответственно рядом или далеко), искали спрятанный предмет.


Случай из жизни: Сын спрятался под столом, дедушка его ищет и говорит: «Где же спрятался внучек? Под столом его нет…», на что внучек кричит: «Есть!».


Игры с кубиками

Скорее всего, знакомство с кубиками вашего малыша, как таковое, уже позади. Давайте будем учиться с кубиками играть. Играя с кубиками, мы  развиваем координацию движений, мелкую моторику рук, память, внимание, усидчивость. Показывая ребенку, как и что делать, не забывайте проговаривать свои действия. Также комментируйте действия ребенка. Хвалите его почаще и улыбайтесь!

Ломаем башни

Итак, на начальном этапе, до годика и в годик, детки строить еще не умеют, зато умеют отлично все ломать! Берем большие 3-6 кубика, больше не надо, и строим башни. А малыш пусть их ломает. Покажите ему один раз как можно сломать башню рукой, и он быстро усвоит урок. Каждый раз, когда кубики будут лететь на пол, ребенок будет заливисто смеяться!

Вводим разнообразие: ломаем башни рукой, ногой, мячиком.

Собираем кубики

После игры, учим малыша складывать кубики в коробку и убирать на место. Приучив ребенка убирать за собой игрушки как можно раньше, вы избавитесь от одной проблемы в будущем.

Строительство

Постепенно начинаем учить малыша не только крушить, но и строить. Все действия сначала проделываем сами, затем просим кроху повторить.

Дорожка.

Чтобы построить дорожку нужно выложить кубики в один ряд и поставить их рядышком.

Скамейка или арка

Ставим два кубика на небольшом расстоянии друг от друга. Третий прямоугольный кубик ставим сверху.

Башня

Ставим кубики одного размера друг на друга.

Игры с предметами домашнего обихода

Ребенку всегда интересно играть с «взрослыми» вещами, т.е. теми предметами, которыми активно пользуются взрослые. Так он стремиться подражать, стать самостоятельным и взрослым. А нам это помогает тем, что занимаясь повседневными делами, мы не оставляем малыша без присмотра, а еще и обучаем его. Ведь мы с успехом развиваем мелкую моторику рук, внимание, память, усидчивость.

Если вы любите шить, дайте крохе  крупные пуговицы разобрать. Однако, будьте внимательными: малыш может взять пуговицу в рот и нечаянно проглотить ее. В некоторых случаях от этих игр лучше отказаться.

В годик малыш может помочь вам вешать белье, подавая прищепки.

Дайте ему вермишель и ложку с двумя мисками, пусть он учится пользоваться ложкой и перекладывает макароны из одной чашки в другую.

«Художник»

Насыпьте на плоский поднос манную крупу. И покажите, как пальчиком можно рисовать картины. Сначала пусть это будут спиральки, потом круги, прямые линии, прямоугольники, квадраты. Усложняйте постепенно, и уже к двум годам малыш сможет рисовать простые, но осмысленные картины!

Пальчиковые краски

Рисование пальчиковыми красками — еще один вариант пальчиковых игр. Такие игры превосходно развивают мелкую моторику рук, от которой зависят речь и мышление ребенка. А также готовят ребенка к одному из самых важных и сложных навыков обучения — к письму. На первом этапе правильно держать ручку или карандаш в руке ребенку довольно сложно. Вот поэтому лучше начинать рисовать пальчиковыми красками, потому что контролировать пальчик намного проще, чем  карандаш.

Как приготовить пальчиковые краски дома

Пальчиковые краски можно приобрести в магазине, а можно приготовить в домашних условиях.

Рецепт пальчиковых красок:

  • 0,5 кг муки
  • 5 ст.л. соли
  • 2 ст.л растительного масла
  • вода
  • свекольный, морковные соки или пасхальные пищевые краски

Смешать муку, соль и растительное масло, вливать воду до получения консистенции сметаны. Перемешать с помощью миксера, разложить смесь по баночкам и добавить соки или пищевые красители. Еще раз тщательно перемешать.

Готовясь рисовать с малышом, не забудьте тщательно экипироваться. Расстелить лучше на полу большой лист ватмана, или обои. Одеть в «домашнее», а лучше всего не одевать вовсе, а после рисования продолжить развитие в ванне. Держите поблизости влажное и сухое полотенце для рук и стаканчик с водой.

«Каракули»

Первые рисунки пальчиковыми красками — это, конечно же просто точечки, линии или отпечатки ладошки ребенка. Поощряйте малыша на любые каракули, кто знает, может в будущем, ваш ребенок станет великим художником!

Аппликации

Нашу первую аппликацию мы выполнили в годик с небольшим. Это был ёжик. Иголками у него были тонкие длинные стикеры.

Об аппликациях с малышами я уже писала. Посмотрите эти статьи: аппликации из наклеек и при помощи столовых салфеток.

Вот такие развивающие игры с годовалым ребенком дома. Это небольшая толика наших собственных домашних игр. Надеюсь, и вам они будут полезны! А на сайте zavodnoi-apelsin.ru вы найдете невероятное количество необычных и памятных подарков от мала до велика:)

Смотрите и другие статьи про годовасиков:

Как отметить первый годик малыша

Какой он — годовалый малыш?

Чем занять годовалого ребенка

Пользуйтесь прекрасным временем, пока ваш кроха совсем маленький. Играйте и творите вместе с ним! А в минуты пазы почитайте ему «Сказки-крошки для крошек».

Веселых вам игр и чудесного творчества!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Загрузка…

Как развивать ребенка в 1 год


Время в первый год жизни малыша летит очень быстро. К году ребенок, как правило, уже уверенно сам ходит на ножках, может брать небольшие предметы, хорошо понимает речь мамы и папы, с удовольствием играет и, конечно, с огромным любопытством наблюдает за окружающим миром. Главная задача родителей в этот период – направить его развитие в нужное русло. Как это сделать правильно, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

Читайте также: Как развивать ребенка в 2 года

Речевое развитие

В норме активный словарь годовалого ребенка состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает полную фразу, кроме того, малыш дополняет слова жестами и мимикой. Для этого возраста характерно становление и совершенствование навыков речи, но сами по себе они не появятся. Речевое развитие требует максимального внимания родителей. Итак, что нужно делать?

  • Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
  • Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
  • Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
  • Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
  • Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
  • Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.

Обязательно выполняйте зарядку для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произнесении звуков, привыкли к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и подушечках и отвечающие за крупную и мелкую моторику, находятся рядом с центрами речи, логического мышления, памяти.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Читайте также: Как развивать ребенка в 3 года

Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:

    • Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
    • Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое,

познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.

  • Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
  • Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
  • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
  • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

 

Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.

психическое, физическое, моторика и речь, что должны уметь дети в 12 месяцев

Развитие ребенка в 1 год

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.

Мальчик в 1 год

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.
Ребенок в 1 год у зеркала

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

Ребенок в 1 годик

Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.
Купание с игрушками ребенка 1 год

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.
Ребенок строит башню

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.
Ребенок в 1 год играет в мяч

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.
Ребенок в 1 год рисует пальчиковыми красками

Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.

И еще несколько советов в отношении игрушек для годовалого ребенка:

  • Не давайте малышу сразу большое количество предметов для игры. Они быстро наскучат карапузу и вызовут усталость. Часть игрушек отложите в дальний ящик или спрячьте, а через некоторое время замените отсутствовавшими игрушками те, которые ребенку уже слегка надоели.
  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.
Ребенок смотрит тканевую книгу

Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

Уход

Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

Режим дня

К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.

Ребенок в 1 год играет

Сон

Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

Бодрствование

В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.

Ребенок с автомобилем - активные игры

Прогулки

Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

Питание

Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.

грудное вскармливание в 1 год

Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками, копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.

Лучше всего кормить карапуза домашней свежей едой, но можно предлагать малышу и готовое детское питание от проверенных производителей. Подробнее о этом читайте в статье про меню ребенка в 1 год.

Ребенок ест в 1 год на стульчике для кормления

Обычный день

Дни с годовалым карапузом полны открытий и разных интересных дел. И чтобы нервная система крохи развивалась нормально, малыш хорошо спал и ел, а мама больше успевала, важно организовать такой распорядок дня, который устроит всех членов семьи. Он будет разным в зависимости от темперамента и биоритмов малютки, но мы в качестве примера дадим вам один вариант режима дня годовалого ребенка. День с ребенком в возрасте 1 год может быть таким:

Частые проблемы

  1. Трудности в засыпании. Их причиной является высокая активность в течение дня, ведь годовалый ребенок много ходит. Облегчить засыпание крохи поможет ежедневно повторяющийся ритуал, к которому малыш привыкнет. Целью его выполнения является настраивание ребенка на ночной отдых.
  2. Падения. Их не удается избежать практически ни одному малышу, поскольку падение является важной частью обучения самостоятельной ходьбе. Когда ребенок упал, не спешите к нему подбежать, а дайте возможность крохе подняться самостоятельно. Но обязательно помогите малышу, если у него не получается подняться, а также если ребенок ударился и плачет.
  3. Кризис первого года. В возрасте 1 года у деток наступает сложный переходный момент, который называют кризисом первого года. Карапуз становится упрямым, непослушным, отказывается от помощи, ведет себя противоречиво, раздражается, очень плаксивый и обидчивый. Такое поведение свидетельствует о формировании у малыша самостоятельности, собственной воли и изменения мироощущения. Важно помнить, что это лишь временное изменение в поведении крохи.
Ребенок в 1 год обиженный

Советы родителям

  • Возраст 1 год многие мамы считают подходящим для прекращения грудного вскармливания, однако современные педиатры отмечают, что грудное молоко даже после года остается ценным питанием для подрастающего малыша, поэтому лучшим возрастом для прекращения кормления грудью является 1,5-2,5 года (еще лучше 2-2,5 года). В этом случае прощание с материнским молоком проходит легче и для карапуза, и для маминой груди. Если мама все же настроена завершить кормление, делать это рекомендуют постепенно, заменяя молоко из груди на другую пищу.
  • Если малыш в 1 год еще не произносит слова, это пока не является поводом обратиться к врачу, но должно вызвать более пристальное внимание родителей. Оцените, достаточно ли кроха общается со взрослыми (пополняется ли его пассивный словарь), ведь если с малышом мало разговаривают, развитие его речи замедляется. Также для более активного развития речи ежедневно уделяйте время занятиям, которые будут развивать моторику ручек малыша.

Как отметить День Рождения с пользой для ребенка, смотрите в видео М. Л. Лазарева – эксперта по музыкальному развитию.

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Семейный блог Ирины Поляковой Semyablog.ru® 2019. При использовании материалов сайта укажите, пожалуйста, прямую ссылку на источник.Карта сайта