Миф о музыкальном инструменте – 10 мифических историй о возникновении музыки

Как появились первые духовые инструменты

Первые свистковые инструменты

Говорят, что изобретателями самых первых музыкальных инструментов были дети. Да, да. Обратили ли вы внимание на то, что исполнение музыки, музицирование называется игрой. Играют на скрипке, играют на рояле, играют на баяне и на балалайке. Даже про самый большой оркестр, в котором сидят взрослые музыканты, говорят: «оркестр играет».Кто знает может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты.

Вот древний охотник делает дырочки в высушенной звериной или птичьей косточке, чтобы нанизать их на стебель растения или жилку. Получается ожерелье. Такое ожерелье не только украшение. Ведь у хорошего охотника -большое ожерелье, а у плохого несколько косточек болтается. Сразу видно, кто более ловок и смел. Для охотника такое ожерелье-знак отличия, а для его малолетнего сына — игрушка. Сунул первобытный ребёнок косточку в рот, подул в неё — и раздался свист. Это был первый звук будущей свирели.

А кто из мальчишек не бросал камешки на дальность, соревнуясь в силе и ловкости. И уж, наверное, мальчишки заметили, что быстро летящий камень рассекает воздух со свистом. Ну а если такой камень с острыми краями привязать к верёвке или длинной палке и быстро вертеть над головой? Он будет свистеть, как чуринга в руках первобытного колдуна. А если вместо камня взять деревянную пластинку с отверстиями, то воздух будет в этих дырочках высвистывать настоящие рулады. Это и есть чуринга- древний музыкальный инструмент.

Чтобы объяснить непонятное, люди придумывали всемогущих богов, злых и добрых духов и при писывали им всё, что казалось им самым чудесным и не объяснимым.

Музыка тоже казалась им чудом. И про появление музыкальных инструментов было выдумано множество легенд и мифов. Но легенда-это вымысел, в глубине которого всегда спрятана правда.

Посмотрите на изображение странного существа — получеловека-полу зверя [репродукция с картины М. Врубеля «Пан»]. И посмотрите, что же в руках у фантастического лесного божества?

Мы видим ряд трубок различной величины, подобранных по росту и скреплённых между собой. Это музыкальный инструмент. Похожие музыкальные трубки есть почти у всех народов мира. У греков такой музыкальный инструмент называется сиринкс или сиринга, у русских — кугиклы, у литовцев — скудучяй, у грузин — соинари. Но самое главное его, название — флейта Пана.

Легенда о возникновении флейты пана

Существует легенда о возникновении флейты. Однажды лесной бог Пан, встретив нимфу по имени Сиринга, был очарован её красотой. Взглянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и длинной бородой, нимфа испугалась и обратилась в бегство. Добежав до реки, нимфа стала просить речного бога спасти её. Он внял мольбам и тотчас превратил её в тростник. Пытаясь в этот момент обнять Сирингу, Пан увидел в своих руках вместо неё тростник. Загрустил Пан, срезал несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор зовётся «сирингой» или «флейтой Пана».

Вот такая легенда. Ей четыре тысячи лет. Мы знаем, что в каждой легенде есть какая-то правда. Какая же правда в этой легенде? Люди дума ли, что правда здесь -только свирель. Бородатый Пан — это, разумеется выдумка. А вот свирель из тростника — она ведь существует на самом деле. И ещё одна правда в этой легенде. Она родилась в древней Греции, значит, и свирель эту изобрели, конечно же, древние греки.

Но вот как-то раз учёные-археологи копали в степях за Волгой курган. Курганами называются древние могилы. Раскопав один из таких курганов, они обнаружили в нём восемь костяных трубочек, словно выстроившихся по росту и с ровненькими срезами.

Это была свирель, похожая на ту, о которой идёт речь в старой легенде. Но учёные очень удивились, что курган, в котором ее нашли, находится далеко от страны греков. Может быть, эту флейту завезли в далёкие края торговые люди или путешественники?

Нет, учёные высчитали, что кургану тому пять тысяч лет. Он на тысячу лет старше легенды, сочинённой древними греками. Значит, флейта попала в курган задолго до того, как про неё узнали греки. И родилась флейта намного раньше древней легенды и далеко от древнегреческой земли [А. Клёнов «Там, где музыка живет»].

Вот и выявилась в старой легенде новая правда. Правда о том, что родина одного из самых древних музыкальных инструментов не далёкая Греция, а приволжская степь. Так из легенд, древних рисунков и рукописей, археологических раскопок мы узнаем, как начиналась музыка, для чего она была нужна людям, какой она была.

Поперечная и продольная разновидности флейты

А как сложилась судьба флейты с отверстиями? Тут придется хорошенько разобраться. Во-первых, какой флейты поперечной или продольной?

Поперечная — это та, у которой отверстие для вдувания воздуха находится в одном ряду с отверстиями для пальцев. Её держат поперёк лица, несколько набок. Современный симфонический оркестр в своём составе имеет тоже поперечную флейту, только очень совершенную.

А продольная флейта — это нечто другое. У башкир это «курай», у узбеков -«най»(не путайте о молдавским),у белорусов — «дудка», «флуэр» — у молдован, «сопилка» — у украинцев, «саламури» — у грузин, «свирель» — у русских. Можно ещё перечислять названия продольных флейт многих народов мира. Но для того, чтобы понять, чем их устройство принципиально отличается от поперечных, вспомним всем известную русскую народную песню «Во поле берёза стояла», то место, где в ней поётся:

Песне этой не одна сотня лет, но исследователи фольклора относят её к не очень древним. Однако слова ее невольно возвращают нас к временам языческой Руси, когда по весне водили хороводы, приветствуя бога солнца Ярилу. Тогда, видимо, и были срезаны эти пруточки.

Вы, конечно, знаете как устроен обыкновенный свисток. Такую же клювовидную форму принимает и отверстие свирели. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он тоже делал себе весной свирель из прутиков берёзы.

Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника или беззаботное пение лесных птиц?

Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Так поёт соловей в «Пасторальной симфонии» Бетховена и чёрный скворец в произведении французского композитора Мессиана. и весёлая птичка из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».

Но флейта умеет петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо, как в чарующей мелодии из оперы Глюка «Орфей»…

Флейта может звучать как человеческий голос, недаром её звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само название инструмента не случайно происходит от латинского слова «flatus», обозначающего дуновение.

Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, и тембр её не всегда был таким чистым и мягким. Не сразу её звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром.

Испокон веков флейта была пастушеским инструментом, её звуками пастухи созывали свои стада.

У исконных обитателей Америки мы также встретим флейту, тростниковую и даже каменную. О флейте у индейцев повествует нам

Интересно, что знакомство Васко де Гама с африканцами началось с. флейт. Когда мореходы впервые спустились на африканский берег они увидели около двухсот негров которые играли на флейтах. Одни из них производили высокие звуки, другие — более низкие, но, по словам путешественника-европейца, «вместе образовывалась гармония довольно приятная». Вот как удивила флейта первых европейцев в Африке.

С незапамятных времён бытует флейта и в Индии. Её называют здесь ванша, и уже в древних трактатах мы находим множество упоминаний о ванше, о приёмах игры на ней.

С поперечной флейтой в руках изображался бог Кришна, и когда он играл на ванше, «даже коровы, птицы, деревья и дикие животные содрогались от восторга».

В древней Элладе распространена была многоствольная флейта, флейта Пана или сиринга. Вот как описывает древнегреческий автор этот инструмент: «Си-ринга состоит из нескольких трубок, каждая трубка — это тростник. Самый высокий тростник издаёт самый высокий звук, а самый короткий звучит ниже всех. Так же, как под пальцами Афины заливается флейта, так в устах Пана поэт сиринга.

Флейтисты в Древней Греции и Риме пользовались особым почётом. Упоминания о знаменитых флейтистах встречаются у многих античных авторов. Так, рассказывают, что «жил когда-то флейтист по имени Антигенид, сладостен был каждый звук в игре этого музыканта, все лады были знакомы ему, он мог воссоздать для тебя, по твоему выбору, и простоту эолийского лада, и богатство ионийского, и грусть лидийского».

Высоко ценили флейтистов и просвещённые люди средневековья и Возрождения. И это несмотря на то, что церковь часто преследовала музыкантов, предавала их искусство анафеме.

Флейты в средневековом городе звучат повсюду — на площадях и шумных улицах, во время празднеств и торжественных шествий, с флейтой не расстаются бродячие скоморохи-жонглёры, без неё не обходится народное веселье. Не редкость флейта и в руках чинного придворного музыканта.

Играли в те времена на продольной флейте. Звук её мягче в сравнении с современной, более нежен, но зато он менее характерен и ярок, и сила его звучания, также значительно уступает поперечной флейте. Продольная флейта сохранялась ещё очень долго, лишь постепенно её начала сменять поперечная, пришедшая в Европу из Азии [Альманах для школьников. «Музыка и ты», вып.8, 1989].

В 17-18 веках флейта занимает своё место в оркестре и становится концертным инструментом. Исполнительские возможности инструмента уже так велики, что флейте подвластны самые разнообразные краски: и тихая меланхолическая грусть, и весёлое щебетанье, и передача самых глубоких, сокровенных переживаний человека. В медленной части концерта Перголези флейта звучит кристально чисто. Звук её струится, как прозрачный тихий ручеёк, перед нами словно возникает идиллически-пасторальная картина. А в концерте Вивальди «Ночь» флейта — певица ночи, фантастических сновидений, глубоких и порой мрачных переживаний.

Флейта в 18- начале 19 века заняла прочное место в камерной музыке, с участием этого инструмента пишут ансамбли Бах, Гендель, Телеман, Моцарт, Гайдн.

В 18 — начале 19 века флейта проникла и в русскую музыку. Глинка в прозрачных звуках инструмента услышал восточную негу, чарующую томность и использовал флейту в «Персидском хоре» в опере «Руслан и Людмила».

Иные возможности почувствовал в инструменте Римский-Корсаков. Он считал, что тембр у флейты холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного характера, что трудно найти инструмент для лучшего выражения сказочной завороженности, хрупкости, призрачности. И поручил флейте тему холодной снежной красавицы Снегурочки.

Часто использовали русские композиторы прошлого века флейту и в камерных произведениях. И это не случайно, потому что многие из них сами владели этим популярным инструментом, который в ту пору в быту был очень популярен и распространён. Глинка, например, играл на флейте в оркестре своего дяди, Бородин и Чайковский также владели флейтой. Один из самых любопытных примеров использования флейты как камерного инструмента — Квартет Алябьева для четырёх флейт.

Флейта становится модным инструментом и в быту. Играть на флейте считается галантностью, признаком хорошего тона. В пудреных париках собираются вечерами в салонах музыканты и в руках у них флейты, скрипки, виолы. Играют на вечерах и просто для себя — дома. Много упоминаний о любителях флейтового искусства мы встретим и в литературе. На флейте играет Молчалин в «Горе от ума», Урия Гип в «Давиде Копперфилде». В чопорных салонах аристократы и придворные услаждали свой слух нежной игрой на флейтах, а на улице звучала совсем иная музыка.

Как не похожи визгливые, пронзительные звуки этой флейты на галантную музыку салонов. Это военная, так называемая барабанная флейта. И не зря Сергей Прокофьев в музыке фильму «Иоручик Киже» избрал флейту для характеристики мертвого павловского царства, для обрисовки бездушной государственной машины царизма. Под такие вот звуки маршировали солдаты царской армии, и под эти же звуки секли провинившихся солдат.

Но оставим эту жуткую музыку… И вновь обратимся к флейте — нежной певице, флейте — инструменту блестящему и виртуозному. Усовершенствованная немецким музыкантом Теобальдом Бёмом, поперечная флейта в 19 веке окончательно вытеснила свою соперницу — продольную. Звук её обрел кристальную чистоту, а виртуозные возможности инструмента необычайно расширились. Лёгкая праздничность, мягкая меланхолия, таинственная сказочность, изображение восхитительньх картин природы — всё это стало доступно ей.

Флейте и её разновидностям — малой или пикколо, басовой и альтовой -композиторы поручают мелодии самого разнообразного характера. Флейта оказалась подходящей и для выражения пробуждающейся любви Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», и для создания образа совершенно противоположного — фашистского нашествия в Седьмой симфонии Шостаковича.

Бытование духовых инструментов у тюркских народов

Любопытные сведения можно найти о развитии духовых инструментов в Казахстане. Остановимся на этом подробнее.

Духовые инструменты у тюркских народов бытовали в глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии и Казахстана [Б. Сарыбаев «Казахские музыкальные инструменты» 1989].

Самые древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигнала. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогатились техническими возможностями. Если раньше мелодию исполняли лишь на нескольких трубках, то теперь ту же мелодию, благодаря отверстиям, можно было сыграть на одной.

Дальнейшее развитие духовых инструментов происходило в двух направлениях:

а) расширение диапазона за счёт увеличения трубок без отверстий;

б) расширение диапазона за счет увеличения числа отверстий.

К последнему типу инструментов относят камыс-сырнай и кос-сырнай.

Название «сырнай» является общераспространённым термином, применяемым к

различным видам музыкальных инструментов. У многих народов духовые инструменты носят названия: сур, сурма, зурна, сурнай, най, нэй, сарнай, сырбаснай. Слово «сырнай» состоит из двух слов — «сыр» и «най». В казахском языке «сыр» употребляется в значении -тайна, секрет. Словом «най» называли инструменты и некоторые трубчатые предметы. Видимо, ив этом случае название родилось в связи с выражением сокровенных чувств, которые исполнитель передавал посредством звуков.

Для отличия духовых инструментов к общему названию «сырнай» добавляли слово, связанное с особенностью устройства пли материала, из которого был изготовлен инструмент, а иногда и с приёмом звукоизвлечения. Например, камыс — сырнай (инструмент из камыша), муиз-сырнай (инструмент из рога, муиз — рог),кос — сырнай (инструмент, состоящий из двух тру-бок, кос — пара),саз — сырнай (инструмент, изготовленный из глины, саз-глина) [Б. Сарыбаев «Казахские музыкальные инструменты», 1989].

Развитие духовых инструментов в казахстане

Интересные сведения о казахских духовых инструментах можно найти во многих этнографических работах.

Этнограф Н. Слюз, побывавший, в начале 60-х годов 19 века среди каза-хов Западной Сибири, также встречается с древним духовым инструментом. «Музыкант, обыкновенно играющий на инструменте, имеющем некоторое сходство с деревенским пастушеским рожком,- пишет Слюз, -есть вместе с тем и импровизатор, восхваляющий под пронзительные звуки добродетели и доблести присутствующих». Судя по описанию характера звучания исполняемой на «рожке» воинственной музыки, инструмент типа муиз-сырнай применялся в походах как сигнальный инструмент.

В 1920-е годы А. Затаевич записывает несколько мелодий, в прошлом исполнявшихся на сырнае. Одну из них он услышал от певца Мухтара Жылкайдарова из Атбасарского района Акмолинской области.

Особенности мелодий, исполняемых на сырнае, состояли в том, что они много раз повторялись в свободной импровизации. Варьировали чаще всего в конце темы.

Камыс-сырнай и кос-сырнай исчезают на территории Казахстана постепенно. В южных районах страны долгое время бытовали инструменты и исполнительские традиции сырнаистов. И поныне в Южно-Казахстанской области встречаются старожилы, которые в прошлом славились игрой на этом инструменте. К некоторым из таких инструментов прикреплялся рог (Южно-Казахстанская область, Карагандинская область).

Камыс-сырнай и кос-сырнай, изготовленные из камыша(тростника) отличаются от других духовых инструментов по силе звучания и тембру. Своеобразный тембр создаётся благодаря язычку, посредством которого извлекается звук. Если же из этих трубок извлечь звук, как это делается на сыбызгы или флейте, то тембр будет иной.

Удалось встретить аксакалов, которые в молодости играли на камыс-сырнае и кос-сырнае. Один образец камыс-сырная с тремя отверстиями изготовил народный мастер Б. Анесов. Его инструмент имел три отверстия, от расположения которых зависел звукоряд, а старинные образцы имели до шести отверстий.

На камыс-сырнае и кос-сырнае исполнялись небольшие по диапазону, несложные народные мелодии. Звуки этих инструментов иногда служили сигнальным знаком, играли на этих инструментах в основном молодые леди, но встречались исполнители и более почтенного возраста. Камыс-сырнай и кос сырнай могут быть использованы и как солирующие и как ансамблевые инструменты.

Способы звукоизвлечения на разных инструментах различны. На камыс-сырнае каждое отверстие даёт лишь один определённый звук. При игре на камыс-сырнае и кос-сырнае можно изменять высоту тона, прижимая языком отверстие трубки,а также раздвигая губы. Потребность в дыхании при игре на этих инструментах значительно больше, чем на сыбызгы.

Древние духовые инструменты употреблялись в различных целях: сырнай, изготовленный из камышовых трубочек, был популярен среди молодёжи, а сырнай с сильным звуком, изготовленный из рогов или костей — в военных походах.

Найдены уникальные экземпляры духовых инструментов, изготовленных из глины. Это саз-сыркай, ускирик и тастаук. Эти инструменты относятся к типу окарины. Подобные инструменты изготовлялись из глины с последующим обжиганием её. Они имели различные размеры и форму (птиц, животных, рыб, наездников, многоголовых коней и т.д.) Их разрисовывали и иногда покрывали глазурью. Встречаются инструменты с диапазоном терции и более, иногда диапазон доходит и до октавы. На таких инструментах дети (реже- взрослые) исполняли народные песни. Все они представляли разновидность флейты со свистковым устройством. У некоторых народов подобные инструменты не имеют свисткового устройства. Сюда относятся и казахские глиняные инструменты. В настоящее время окариновые инструменты сохранились только как детские музыкальные инструменты-игрушки. Наибольшее распространение получили окарины с тремя-четырьмя, игровыми отверстиями.

В 1971 году во время археологических раскопок города Отрара был найден небольшой глиняный предмет величиной с гусиное яйцо, с двумя маленькими отверстиями по диаметру, размещенные на противоположных концах. Когда его показали местным жителям, выяснилось, что это древний музыкальный инструмент саз-сырнай (саз-глина, сырнай — общий для духовых инструментов термин).

Первое, что попытались сделать — извлечь звук из этого долго молчавшего древнего инструмента. Принцип звукоизвлечения оказался близок к флейтовому. Ве-роятно, на этом инструменте исполняли небольшие древние напевы, подражали завыванию ветра, голосам птиц и животных.

О древнем саз-сырнае ещё помнят в некоторых районах Казахстана, например, рассказывают, что в Амангельдинском районе Тургайской области жил Умир-зак Турмагамбетов(умер он в 1947 году в возрасте 60 лет),который играл на сыбызгы и саз-сырнае. Саз-сырнай, принадлежавший ему, в отличие от найденного археологами при раскопках Отрара, имел три отверстия [Б. Сарыбаев « Казахские музыкальные инструменты» 1989]. Другой глиняный музыкальный инструмент — ускирик — также бытовал с древних времён. Но найти его удалось лишь в 1974г., так как в последнее столетие он постепенно вышел из употребления. Ускирик представляет собой небольшой полый глиняный сосуд, напоминающий по форме силуэт летящей птицы (по свидетельствам очевидцев, встречались ускирики, которые своими контурами напоминали верблюда или черепаху). Название инструмента «ускирик» (трескучий мороз) связано с тем, что звуки его похожи на завывание ветра в трескучий мороз. Звукоряд инструмента небольшой -до, ми, фа, соль второй октавы. На нём исполнялись короткие несложные наигрыши, инструмент был в основном забавой детей, но и среди взрослых находились любители игры на нём. Ускирик в прошлом получил распространение даже больше, чем саз-сырнай, поэтому чаще встречаются очевидцы, дающие подробные сведения о нём.

Тастаук отличался от саз-сырная и ускирика формой (походил на курицу или цыплёнка). Сходство этих инструментов — в звуков извлечении, приёмах игры. Они не имеют свистковой системы, и извлечение звука значительно отличается от других подобных им инструментов. Звуками окариновых инструментов (саз-сырнай, ускрик и тастаук) исполнители подражали голосам птиц — кокек (кукушки),таукудрет (кулика) и других, а также крикам животных. На них исполнялись и народные песни. Играли в основном дети, пастухи.

В этнографических источниках 18-19 веков чащи всего встречаются сведения о таком инструменте, как сыбызгы, что свидетельствует о широком его распространении, в народном быту. Одно из ранних сведений о сыбызгы имеется в книге капитана И. Андреева, вышедшей в 1795 году. То, что сыбызгы до второй половины 19 века была распространена повсеместно, подтверждается также записками известного исследователя Левшина. Интересные сведения имеются и у этнографа И. Липаева. «У казахских музыкантов Семипалатинской области в большом ходу сыбызгы», -пишет он. «Делается сыбызгы из тальника или какого-нибудь иного дерева, на поверхности для изящества перевязывается тонкой бечёвкой, затянутой прозрачной кожицей. Внутренность просверлена довольно искусно и чисто отделана. Отверстий для звуков только три, и вместо клапанов они закрываются — кончиками пальцев руки».

Однако к концу 19 века в ряде областей Казахстана инструмент становится уже редкостью. Неравномерное исчезновение сыбызгы среди населения различных областей подтверждают многочисленные сведения этнографов. Например, этнограф П. Тихов, хорошо изучивший Туркестанский край, сообщает: «За двенадцать лет жизни в Туркестане мне только один раз пришлось увидеть сыбызгы и то мельком.» Исчезновение сыбызгы в этих краях он объясняет двумя факторами:

Об одном интересном экземпляре сыбызгы казахов Урала пишет известный учёный второй половины 18 века И. Лепёхин: «Калмыки пишут сию дудку цур, татары — курай, казахи называют оную дудку чибызгой… На тонком конце оного вырезаны три дырочки, которые игрок закрывает тремя пальцами одной руки попеременно, а другою рукой, когда надобно закрывает нижнюю, узкую дырку ствола. Широкой дырой приставляет дудку к верхним зубам и прижимает к верхней губе и языку. Чрезвычайное упражнение требуется к тому, чтобы заиграть в такую дудку: если же играет на ней хороший игрок, то голосом она походит на малую флейту». Ценность этого описания в том, что здесь говорится о приемах игры. И это важно, потому что описывается извлечение дополнительных звуков путём перекрытия нижнего отверстия трубки, что было характерным приёмом игры на сыбызгы.

Сыбызгы (что в переводе означает тростник) считалась любимым инструментом пастухов. На её изготовление не требовалось много времени: опытному мастеру достаточно было 10-15 минут. Срезалась трость длиной в 500-700 мм, в которой прорезалось три-четыре игровых отверстия. Перед игрой, ради лучшего звучания, сыбызгы внутри смачивали. Кроме тростника и дерева материалом для изготовления инструмента служил металл. Сыбызгы, изготовленную из металла, этнографы находили ещё в 1860-е годы.

Одним из сложных процессов в игре на сыбызгы является извлечение мягкого и чистого звука. Поэтому в использовании сыбызгы как оркестрового инструмента, исполнитель встретил много трудностей, связанных с простотой инструмента. Многие попытки усовершенствования инструмента не увенчались успехом. По этой причине, а также ввиду отсутствия исполнителя в настоящее время, партия сыбызгы в оркестре часто исполняется на флейте.

В наше время сыбызгистов можно встретить лишь в Восточно-Казахстанской области. Инструмент раньше исчезает в западных районах Казахстана, где известных исполнителей можно было встретить лишь в 30-е годы прошлого XX века. Старожилы Сары-Суйского района Жамбылской области, в возрасте 80-ти лет, по их воспоминаниям уже не встречали у себя на родине сыбызгистов. Это означает, что в начале XX века в этих краях сыбызгы уже не было. Зато много сыбызгистов среди казахов, проживающих в Монголии.

В 1934 году делались первые попытки усовершенствовать сыбызгы. Первый руководитель оркестра казахских народных инструментов, А.К. Жубанов вместе с известным музыкальным мастером И. Романенко в основном работали над тем, чтобы сделать инструмент пригодным для игры в оркестре. Для этого нужно было, чтобы строй и звукоряд сыбызгы соответствовал репертуару оркестра. Как уже говорилось выше, первоначально сыбызгы использовали лишь в народных ритмически несложных кюях. Труднее было, когда дело касалось партитур произведений композиторов Казахстана. Исхак Валиев в основном играл на сыбызгы, изготовленной из тростника. Настройка инструмента производилась им на слух. М. Романенко изготовил ему несколько сыбызгы из дерева, однако, эти образцы не сохранились. Один экземпляр сыбызгы с пятью отверстиями, изготовленный из металла в 1936 году, в настоящее время хранится в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки в столице России в Москве.

Изучив сохранившиеся экземпляры инструментов, мы приходим к выводу, что до 1939 года сыбызгы ещё не была достаточно усовершенствована для игры в оркестре.

Инструмент сыбызгы очень похож на флейту. Различие у них только в способе звукоизвлечения: если флейтист струю воздуха направляет губами, то сыбызгист -языком.

Музыка, исполняемая на сыбызгы и на флейте, приобретает прозрачность и окрылённость.

www.microarticles.ru

История музыкального инструмента

   Задумывался ли ты, почему и арфу, и скрипку, и флейту, и валторну мы называем таким прозаическим словом

ИНСТРУМЕНТ?

   Столярный инструмент, сапожный инструмент, хирургический инструмент. В этом ряду музыкальный инструмент чувствует себя, как в родной семье.
   Включить радиоприёмник, не имея ни малейшего представления о его конструкции, может и сапожник, и пирожник, и скрипач. Но дайте в руки пирожнику скрипку, а скрипачу – сапожный инструмент… Помнишь: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»?
   То-то и оно, что инструменту в отличие от прибора автомата или полуавтомата нужна

УМЕЛАЯ РУКА.

   Без умелой руки музыкальный инструмент мертв.
   Значит, получается, что скрипка и молоток – из одной семьи?
   Кажется, зреет небольшое открытие. Самое время усесться под нашим музыкальным деревом и ждать…
   Щёлк!
   Смотри-ка, орешек! Ну что ж, орешек так орешек.

ДАВНЫМ-ДАВНО

   попался он на зуб первобытному человеку, да не в добрый час. Оказался этот орешек крепче, чем зуб неандертальца. Орешек остался цел, а зуб сломался. Пострадавший взял в руки камень и решительно стукнул по орешку.
   А теперь следи внимательно!
   Для превращения камешка в молоток пришлось его немного обколоть и прикрепить к палке-рукоятке. А как только камешек стал молотком, круг его возможностей расширился. Им уже можно было не только орешки колоть…
   Но вот, скажем, дерево срубить нельзя было.
   Не прошло и каких-нибудь ста лет, как наш предок превратил тупой камень в острый, но уже с глубокой мыслью – сделать из него топор.
   Что же получается?
   Чем лучше инструмент, тем лучше его работа. Чем лучше работа инструмента, тем более умелым становится мастер и начинает предъявлять к своему инструменту все новые требования. И снова улучшает инструмент.
   Так и цепляется одно за другое, как крючочки в значке §. Иногда длинная цепь получается, если инструмент сложный, как, например, флейта или скрипка. Они тоже достигли своего совершенства таким образом. И, кстати, не так давно: скрипка – всего триста лет назад, а флейта – и вовсе полтораста. А ведь их история исчисляется тысячелетиями.
   Долог же был их путь.

ЗАГЛЯНЕМ В РЕПЕТИЦИОННУЮ

   комнату, где после репетиции или концерта музыканты укладывают свои инструменты.
   Обрати внимание на движения музыкантов. Скрипач с осторожностью укладывает скрипку в футляр. Увидал пылинку – заботливо сдул ее и принялся протирать скрипку бархатной тряпицей. Затем укутывает инструмент во фланелевую или замшевую простынку. Оно и понятно: его скрипке триста лет. Спасибо тем музыкантам, которые два и три века тому назад так же любовно берегли скрипку.
   А вот трубач вынул из своей трубы мундштук, протер его и надежно запрятал. Десятки мундштуков поменял он, пока нашел идеально «подходящий по губам». Говорят, что трубачи ценят такие мундштуки, как талисман…
   К своему инструменту музыкант привязывается, как к другу. Когда у Паганини «заболел» его любимый инструмент работы Гварнери и маэстро принес его мастеру Вильому, тот сказал, что скрипку придётся вскрыть. Паганини был так взволнован предстоящей операцией, что поначалу отказался от неё. А когда согласился, потребовал, чтобы вся процедура происходила в его присутствии. Сейчас эта скрипка хранится в Генуе, на родине великого скрипача, и называют ее «Вдова Паганини».

В МУЗЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ


   Рояль композитора А. Г. Рубинштейна. Фабрика Я. Беккера. Санкт-Петербург. 1870-е гг.


   в Петербурге особенно удивительной кажется тишина. Ведь каждый экспонат – звучащий. Здесь можно увидеть рояль Рубинштейна, скрипку работы Амати, квартет струнных знаменитого русского мастера Ивана Батова, скрипку Глинки…
   А я люблю рассматривать «безымянные» инструменты. Кто играл на них? Может, эта старинная труба звала за собой в атаку лихую конницу и трубач пал в бою, так и не выпустив из рук звучащее оружие?

               Скрипка М. И. Глинки. Работа С. Клоца. Митенвальд (Германия). 1766 г.

   Я убеждён, что с каждым музыкальным инструментом связана какая-нибудь увлекательная история, у каждого из них была своя «личная жизнь». Но музыкальные инструменты – это ещё и некое сообщество, и жизнь этого «деревянного» общества чем-то напоминает жизнь людей: инструменты рождаются, «воспитываются», развиваются, борются за существование…

КАК И КЕМ

   изобретаются музыкальные инструменты? Будь уверен, версий на этот счет больше, чем самих инструментов.

   В руках у музыканта «предок» органа. Все инструменты, на которых играют в наши дни, произошли от народных инструментов.

   Что до меня, то я с полнейшей серьезностью утверждаю, что первыми изобретателями были… дети. Да, первобытные дети! Наверное, они часто поступали так же, как и ты, превращая в игрушку все, что под рукой, – камешек, деревяшку, обломок тростника, травинку. Ты ведь тоже, сорвав травинку, натягивал ее между большими пальцами обеих рук и дул, слушая пронзительные звуки. А звучащая травинка могла быть прототипом струны и язычка-трости для деревянного духового инструмента типа гобоя и кларнета.
   Ещё не было на свете мальчишки, который, найдя нечто похожее на трубку – будь то полая кость какого-нибудь зверюги, птицы или стебель растения, – не подул бы в неё.

   Больше похоже на игру в музыканты, не правда ли? Вполне возможно, что и трещотка – инструмент довольно сложный – собственного изобретения.

И кто знает, может, благодаря твоему древнему одногодку уже пятнадцать тысяч лет назад в каменном веке человек играл на такой вот флейте. Во-он она, на самой нижней ветке нашего музыкального дерева!
   Между прочим, для нас с тобой она может сыграть роль ньютонового яблока. Давай рассмотрим ее внимательно и посоображаем. Видишь, в этой флейте дырочки – игровые отверстия. А это значит, что уже с давних пор музыканты предъявляли к музыкальному инструменту

ТРЕБОВАНИЕ МНОГОЗВУЧИЯ.


   Согласись, довольно неудобно музицировать таким образом. Звук, правда, слышен за несколько вёрст: ведь чем длинней труба – тем мощней звук.

   Чем больше разных звуков, тем интереснее мелодия. В прошлый раз мы говорили о том, как увеличивалось многозвучие арфы.
   Казалось бы, мудрить нечего: прибавляй струны в струнных инструментах да знай сверли дырочки в разного рода флейтах!

   Затейливо изогнутая труба не менее многоголоса, а держать в руках её может и один человек.

Но однажды во время праздника в столице Древнего Египта произошла удивительная история. Зарубежный гастролёр, флейтист из Греции, обещал блеснуть своим мастерством в присутствии самого владыки. Вышел он на каменную площадку, дрожащими от волнения руками поднес флейту к губам и…
   Ай-яй-яй! Флейта выпала из рук и раскололась, упав на каменную плиту. Бедный артист растерялся. Но велико было желание фараона услышать игру заезжей знаменитости. Он сделал знак одному из приближенных и что-то шепнул ему. Через несколько секунд флейтисту была передана флейта, изукрашенная дорогими камнями и прекрасной резьбой.
   Артист обрадовано схватил инструмент.
   Лучше бы эта флейта тоже выскользнула из его рук и разбилась. Пусть даже неосторожного флейтиста наказали бы самым жестоким образом. Все было бы лучше того позора, который пришлось ему испытать. Он не смог сыграть на египетской флейте ни одной из своих прекрасных мелодий. Из-под его пальцев вылетали не те звуки, которых он ожидал. Флейта звучала фальшиво, но самое странное заключалось в том, что окружающие, казалось, этого не замечали. Это еще больше смущало музыканта. Кое-как закончив выступление, он поспешно удалился…

ЕСЛИ БЫ

   ты умел играть на флейте и тебе дали в руки любой из двух инструментов, о которых шла речь, ты не смог бы сыграть даже простейшую мелодию «Во поле береза стояла», строящуюся на пяти разных звуках.
   Почему? Да потому, что многозвучие инструментов тех далеких лет было неорганизованным. У них не было единого музыкального строя. У флейты греческого флейтиста был один набор звуков, а у инструмента, который ему вручили, – другой. В те времена человеческое ухо еще только начинало улавливать закономерные связи между звуками.
   Мудрец Пифагор, живший около двух с половиной тысяч лет назад, был одним из первых учёных, которые стали искать ответы на все свои «почему?» не в мифах и легендах, а в окружающей действительности. «Можно измерить вес, можно измерить время, – думал Пифагор. – Можно измерить расстояние между двумя предметами. А значит, можно измерить и расстояние между двумя звуками разной высоты. Но как?»
   Он верил в великую силу чисел.

ЛЕГЕНДА РАССКАЗЫВАЕТ,

   что однажды, проходя мимо кузницы, он услышал, как молотки выстукивают очень ладное созвучие – словно одну и ту же ноту выпевал то высокий детский, то низкий мужской голос. Это, наверное, потому, решил Пифагор, что мастер и подмастерье с разной силой ударяют молотками. Он попросил кузнецов обменяться инструментами и с изумлением обнаружил, что сила удара тут ни при чем – маленький молот продолжал заливаться колокольчиком, а большой «басил».
   Тогда Пифагор взвесил инструменты, и цифры преподнесли ему сюрприз: один молот весил ровно в два раза меньше другого. Именно поэтому они образовывали такое чистое созвучие, о котором теперь можно сказать, что один звук в два раза выше другого.
   Вернувшись домой, Пифагор поспешно натянул на черепаховый панцирь струну и послушал её звучание. Затем перехватил её точно посередине и с замиранием сердца прислушался. Так и есть! Вдвое меньший отрезок звучал той же нотой, но как бы «тоньше». Пифагор открыл созвучие, которое называется октава.
   Пифагор стал делить струну на три, четыре части, вслушиваясь в звуки. Он снова погрузился в мир чисел…
   Но оставим его наедине с его монохордом-одноструном. Пусть он играет, а мы пока… споём. Хором.
   Не получается? Ничего. Одна-две репетиции, и мы сможем отправиться даже в концертную поездку. Куда? Да хоть

НА ГАСТРОЛИ В ДРЕВНЮЮ ГРЕЦИЮ.

   Если мы будем там петь даже несложные произведения на два голоса (а это умеет любой школьный хор), мы ошеломим древнегреческую публику. Ведь древние музыканты понятия не имеют, что возможно такое чудо – одновременное звучание двух разных голосов. И грандиозные хоры и древние оркестры дружно выводили одну и ту же мелодию, то есть играли и пели только в унисон.
   Если считать с первого дня нашей эры, более полутора тысяч лет потратили музыканты и математики, чтобы установить строй музыкального инструмента, чтобы он стал другом и мелодии и гармонии. Установился этот строй со времён и не без помощи Иоганна Себастьяна Баха.

О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ

   те, у кого вообще нет вкуса, могли бы сказать музыканты. И они спорили! Спорили, потому что нужно было решить ещё одну задачу, которую задал музыкальный инструмент, –

ЗАДАЧУ ПРЕКРАСНОЗВУЧИЯ.

   «Больше поэтов хороших и разных!» – требовал Владимир Маяковский. Это прямо-таки формула для музыкального инструмента. Смотри сам: во-первых, многозвучие, во-вторых, хорошее звучание и, в-третьих, разное звучание, то есть богатство звуковых красок. Но раз уж мы вспомнили Маяковского, «что такое хорошо и что такое плохо» в смысле звучания музыкального инструмента? Кто решает эти вопросы? Мастера? Исполнители? Публика?

ДВАДЦАТЬ ТОНН ВНУТРИ РОЯЛЯ

   и все из-за… Бетховена. Двадцать тонн – это сила натяжения струн. Натягивать с такой страшной силой их нужно для того, чтобы стальная проволока звучала ярко и звонко. А высказался за такое звучание со всей решительностью именно Бетховен. Этого требовала его страстная музыка.
   Первый рояль, родившийся за шесть десятков лет до появления на свет Бетховена, не был принят Иоганном Себастьяном Бахом. Не будем упрекать Баха. Он всю жизнь играл на клавесинах и клавикордах. У него было другое представление о прекраснозвучии. Фортепиано позволяло музыкантам извлекать звук с помощью удара «молотка» по струнам. А клавикорды и клавесины молоточкового механизма не знали. Звук их был интимным, камерным, не «ударным». К удару по струне нужно еще было привыкнуть. Но клавикорды добрую сотню лет сосуществовали с фортепиано. А между скрипками и виолами возникла

НАСТОЯЩАЯ ВОЙНА.

   Они внешне похожи. Но виолы нежно воркуют, звук у них небольшой, для узкого круга слушателей. А скрипки в ту пору только «начинались» – звучали резковато, напряженно, но зато могли «обслужить» сразу целую свадьбу или гуляние. «Простонародная» скрипка долго ходила в золушках, долго не допускали её на концертную эстраду и в оркестр, поскольку аристократы всячески поддерживали виолу. Но страстный звук скрипки все же завоевал сердца композиторов, они стали сочинять для неё интересные произведения. И скрипка победила.
   Так музыкальный инструмент проявлял себя порой в качестве гражданина, борца за свои права. А заодно и решался вопрос, «что такое хорошо».
   Но говорить о прекраснозвучии и не упомянуть

О МАГЕ И ВОЛШЕБНИКЕ

   Антонио Страдивари просто нельзя. Я не буду рассказывать тебе о его волшебном секрете. У каждого мастера должен быть свой «секрет». Почему скрипки Страдивари считаются лучшими? Дело в том, что их… много. Странный довод? И все-таки постарайся понять.
   Мастер из Кремоны сделал за свою жизнь более тысячи скрипок. И от каждой он добивался высочайшего качества. Но подумал ли ты, что, создав так много инструментов, Страдивари стал настоящим воспитателем наших ушей, нашего вкуса? «Вы слышите, как звучат мои скрипки, – кажется, говорит он. – Мои учителя, мои предшественники долгое время стремились к этому. Я слышал их скрипки, я поверил, что это прекрасно. Я завершил их труд и утверждаю, что такой звук самый человечный, самый прекрасный, самый высокохудожественный, самый… самый… самый…»
   Кто знает, может, именно в этом крылась причина его трудолюбия. Он хотел утвердить свой идеал. Это нам сейчас ясно, что скрипки «должны» звучать именно так, как инструменты Страдивари и Гварнери. А во времена Страдивари это еще нужно было доказывать.

МУЗЫКАНТ ВЫШЕЛ НА ЭСТРАДУ,

   в руках у него музыкальный инструмент.

   Ну, можно ли подумать, что великан-орган произошел от волынки?

Понимаешь ли ты, что без музыкального инструмента он не в состоянии «смастерить» музыку? Понимаешь ли ты, что без него он как певец без голоса?
   Он принял его, как эстафету, которую тысячелетия передают друг другу музыканты мира. В его руках чудо! Сплав, родившийся от сочетания великого ума и труда, борьбы и любви. Потому так трепетны руки музыкантов, прикасающихся к инструменту. Без него не было бы музыки.

journal-shkolniku.ru

Музыкальные сказки. Сказка о флейте — Остров доброй надежды

Разрешите вновь пригласить Вас и Ваших детей в удивительный мир музыки.

Ребята уже познакомились со многими струнными музыкальными инструментами (арфой, гуслями, скрипкой, виолончелью). А в последний раз мы говорили о таком необычном музыкальном инструменте, как колокол.

Сегодня у нас в гостях чудесная флейта – довольно редкий музыкальный инструмент.

 

Для начала давайте немножко окунемся в историю, поговорим о том, откуда произошла флейта. Малышей по традиции ждет волшебная сказка о флейте. Ну а напоследок вы сможете насладиться волшебными звуками флейты в исполнении юного музыканта.

 

Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.

Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий бог лесов по имени Пан.

Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.

Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.

Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

 

Флейта, которую мы слышим в оркестре, в наше время называется поперечной флейтой. Почему у нее такое удивительное название? Дело в том, что при игре на этом инструменте музыкант держит инструмент у рта поперек, так как отверстие для вдувания воздуха находится сбоку.

Несмотря на то, что флейта относится к деревянным духовым инструментам, иногда ее делают из металла.

А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.

У флейты есть маленькая сестренка – флейта–пикколо. «Пикколо» в переводе с итальянского значит «маленький». Эта флейта действительно малышка – она вдвое меньше и тоньше своей старшей сестры. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.

В оркестре еще есть альтовая флейта. Она длиннее обычной и звучит гораздо ниже. А есть еще и басовая флейта. По размеру она самая большая из флейт.

В симфоническом оркестре флейта занимает далеко не последнее место и многие композиторы посвящают ей даже отдельные произведения.

 

А теперь  наша обещанная сказка. Эта вьетнамская сказка называется «Чудесная флейта».

Жила–была старая женщина. И был у нее один сын. Жили они так бедно, что из всех богатств у них был только клочок сухой земли и собака. Чтобы вырастить сына, мать с утра до ночи работала. Сын вырос красивым, сильным, работящим. И в своей деревне слыл лучшим флейтистом.

 Выйдет он в поле с рассветом, поработает как следует, а вечером сядет на траву и начнет играть на флейте. Едва раздавались звуки его инструмента, как все вокруг замирало: ручейки переставали струиться, облака останавливались в своем беге по небу, птицы не пели. А люди  расхваливали юного музыканта.

Как–то раз девушки из богатых домов, которые целыми днями играли и развлекались, услышали чудесную игру музыканта. И каждая захотела, чтобы он непременно стал ее мужем. Но музыкант всем отказал. И обиженные дочери богачей стали думать, как бы им погубить строптивого флейтиста.

Однажды, когда он шел домой, девушки подстерегли его и столкнули в глубокую яму. Мать весь вечера ждала сына, обливаясь горькими слезами. И, не дождавшись, послала на его поиски собаку.

А юноша, упав в яму, не убился до смерти, а лишь потерял сознание. Очнувшись, он услышал лай собаки и окликнул ее. Когда собака подбежала, он велел ей принести ему из дому флейту. Собака прибежала к дому и стала со звонким лаем бросаться на крышу, где лежала флейта. Мать поняла, в чем дело, и отдала инструмент верной собаке. Та схватила флейту в зубы, побежала к яме и бросила хозяину.

Как только заиграл музыкант на своей флейте, птицы перестали петь, обезьяны – перекликаться, и все животные собрались к яме послушать чудесную музыку.

Обезьяны залезли на ветку, свисавшую над ямой, и низко пригнули ее. Юноша ухватился за ветку и выбрался наружу. Вернувшись домой, он по–прежнему счастливо зажил с матерью.

Но злые дочери богачей, увидев, что юноша вернулся невредимым, еще сильнее возненавидели его и решили во что бы то ни стало убить. Однажды они подстерегли его во время охоты и столкнули в глубокий овраг.

Очутившись внизу, юноша стал пробираться вдоль по оврагу. Целых три года был он в пути. Пищей ему служили корни растений, жажду он утолял родниковой водой. А старуха–мать за это время выплакала все глаза, горюя по любимому сыну.

Наконец юноша увидел в конце оврага свет и вышел на большую лужайку. Неподалеку было поле с почти созревшим рисом. Он направился к этому полю, но за три года, которые он провел бродя по оврагу и питаясь кореньями и водой, он так оброс и исхудал, что походил больше на обезьяну, нежели на человека.

Это поле сторожили две девушки. Увидев юношу, они решили, что это обезьяна, и хотели уже было звать людей с луками и стрелами, чтобы отогнать его. Но юноша крикнул:

– Не стреляйте! Я – человек. Дайте мне поесть, и я буду служить вам: сторожить поле, чтобы обезьяны не испортили посевы.

Стал с тех пор юноша сторожить посевы риса, а девушки каждый день приносили ему рисовую похлебку. В первый раз пришла старшая сестра и еще издали грубо крикнула:

– Вот твоя похлебка, ступай жрать, грязная обезьяна!

На второй раз пришла младшая сестра и, подойдя совсем близко, сказала:

– Братец, я принесла рис, кушай на здоровье, я сама готовила.

Однажды сестры принесли ему рис вместе. Юноша попросил у них уксус и гребень, чтобы расчесать волосы. Девушки принесли все, что он хотел. Но старшая при этом ядовито сказала: «Ишь ты, красивым стать захотел!», а младшая предложила ему зеркало.

Юноша умылся, причесался и превратился в красавца. Старшая сестра первая влюбилась в него и захотела взять себе в мужья. И рассказала о своем желании отцу. Тот же поставил условие:

– Возле нашего дома проходят две дороги: одна хорошая, а другая заросла кустарником. Обе их нужно расчистить. Завтра пусть каждая из вас выберет себе одну и принимается за работу. К кому юноша придет помогать, та и будет ему женой.

Рано утром старшая сестра отправилась туда, где работы было поменьше. Младшей же досталась дорога, густо заросшая кустарником. Юноша вышел им помогать и сразу направился к младшей сестре.

Тогда отец девушек поставил еще одно условие:

– Завтра пусть каждая приготовит юноше еду: чью еду он возьмет, та и выйдет за него замуж.

Старшая выбрала рис получше и заправила его олениной. Младшая же приготовила рис по–обычному: с соусом и мелкой рыбешкой. И на этот раз юноша помогал готовить и ел вместе с младшей сестрой, а не со старшей.

Отец сказал:

– Теперь пусть каждая из вас приготовит для него постель: чью постель он выберет, та и пойдет за него замуж.

Старшая сестра приготовила белоснежное покрывало, цветную циновку, пышное одеяло, матрац и вышитую подушку. Младшая же взяла коричневое покрывало и простое одеяло, а вместо подушки – деревянный валик. Покончив с работой, она отправилась на кухню и стала прясть. Юноша тоже пришел на кухню и долго разговаривал с девушкой, а когда настало время спать, выбрал приготовленную ею простую постель.

На следующий день отец устроил им свадьбу. Снова раздались звуки флейты, славящие чистую и бескорыстную любовь. Юноша с молодой женой вернулся к своей старой матери, и все они стали жить дружно в труде и довольстве.

Вот такая чудесная сказка о флейте.

 

Давайте теперь послушаем, как же звучит этот музыкальный инструмент. Для Вас играет юный музыкант с необычным именем Царь Алексеев.

 
До встречи в удивительном мире музыки!

myhouse777.ru

2.4 Мифы и легенды о музыкальных инструментах. Использование мифов и легенд в обучении музыке

Похожие главы из других работ:

Влияние музыкально-дидактических игр на формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников с нарушением речи

2.4 Игра на детских музыкальных инструментах

При обучении игре на детских музыкальных инструментах дошкольников знакомят с пьесами в исполнении музыкального руководителя или воспитателя. Внимание детей обращают на то…

Использование мифов и легенд в обучении музыке

1.2 Музыкальный фольклор, мифы и легенды на уроках музыки

Значение фольклора, мифов и легенд как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума…

Использование мифов и легенд в обучении музыке

2.1 Мифы и легенды о музыке

С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви…

Использование мифов и легенд в обучении музыке

2.3 Мифы и легенды о возникновении музыки

Увертюра Музыка (греч. musa — муза). Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры…

Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры

1.2 Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности дошкольников

Исполнительство на детских музыкальных инструментах — важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями…

Музыкальное восприятие детей с выраженным недоразвитием интеллекта

— обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.

В программе содержание не распределяется по годам обучения. Предполагается, что учитель музыки будет самостоятельно осуществлять отбор содержания по годам обучения с учетом психофизических особенностей и возможностей учеников…

Музыкальное восприятие детей с выраженным недоразвитием интеллекта

6. Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах

— Учить детей играть погремушкой под пение песни или мелодии, — Учить детей слушать мелодию маршевого характера. Педагог показывает детям барабан, играет на нем, предлагает тем, кто хочет, поиграть на барабане…

Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования

§ 3. Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах…

Развитие музыкальных способностей

ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Приобщение детей к игре на инструментах не является обязатель-ным видом деятельности на каждом занятии. Мы склонны рассмат-ривать включение детских музыкальных инструментов в другие виды деятельности (музыкально-ритмическая деятельность…

Развитие чувства ритма у детей 6-7 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Глава I. Теоретические основы развития чувства ритма у детей 6-7 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Развитие чувства ритма у детей 6-7 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах

1.3 Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития чувства ритма у детей 6-7 лет

В процессе музыкального воспитания детей 6-7 лет решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятии…

Формирование знаний дошкольника о музыкальных инструментах при ознакомлении с окружающим миром

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Формирование знаний дошкольника о музыкальных инструментах при ознакомлении с окружающим миром

1.3 Возможности формирования знаний о музыкальных инструментах у старших дошкольников при ознакомлении с окружающим миром

В современных условиях, когда возрастают задачи воспитания детей, музыкальным инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах…

Формирование знаний дошкольника о музыкальных инструментах при ознакомлении с окружающим миром

ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Формирование знаний дошкольника о музыкальных инструментах при ознакомлении с окружающим миром

2.1 Изучение сформированности знаний о музыкальных инструментах у дошкольников

Экспериментальная работа проводилась на базе УДО «Ясли-сад» № 122 г. Минск. Для исследования было отобрано 20 детей, посещающих старшую группу…

ped.bobrodobro.ru

Музыкальные инструменты в мифологии и живописи: barucaba — LiveJournal

Все музыканты — «дети Венеры»- учит Средневековая астрология. Во множестве любовных сцен у художников Возрождения музыкальные инструменты играют важную роль. Ярчайший пример — цикл картин Тициана (подлинников и современных художнику копий), в целом именуемый «Венера с музыкантом». Датируются эти картины 1550-1585 годами. Среди них и «Венера с лютнистом»


и «Венера с органистом».


Музыкальные инструменты непременно сопровождают богиню в сценах, изображающих ее с Марсом. Здесь они такой же ее атрибут, как оружие и доспехи для ее партнера. Любовные «обертоны» отчетливо «прослушиваются» на картине Караваджо «Амур-победитель»

где родословная Амура — сына Марса (бога войны) и Венеры (богини любви) символизируется воинскими доспехами, с одной стороны, и скрипкой, лютней и раскрытой нотной тетрадью — с другой.

  Из античности в европейскую культуру перешло четкое разделение струнных и духовых инструментов, основывавшееся на различии тех смыслов и символических значений, которыми наделялись эти инструменты. Наиболее откровенно это различие — и даже, можно сказать, антагонизм — проявилось в древнегреческих мифах о состязании Аполлона с его незадачливыми конкурентами-музыкантами. Один миф, довольно юмористический, получил распространение в живописи как «Суд Мидаса», второй — глубоко трагический, известен как «Состязание Аполлона с Марсием». Обычно эти два мифа смешивают, не обращая внимания на тонкие различия.

  Итак, в первом мифе фигурирует бог Пан с непременным своим атрибутом — флейтой (флейта Пана, или сиринкс). Комизм этой истории в том, что пострадавшим в результате состязания Аполлона-кифареда с Паном-флейтистом оказался сторонний наблюдатель — царь Мидас, не согласившийся с вердиктом Тмола, отдавшего первенство Аполлону. У царя Мидаса выросли ослиные уши.

Хендрик де Клерк. Наказание Мидаса.

Овидий в «Метаморфозах» так повествует об этом:

Тмол порешил, чтоб Пан не равнял своей дудки с кифарой.
Суд священной горы и решенье одобрены были
Всеми. И только один порицал, называя сужденье
Несправедливым, — Мидас, и Делиец терпеть не изволил,
Чтоб человеческий вид сохранили дурацкие уши:
Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью,
Твердо стоять не велел и дал им способность движенья.
Прочее — как у людей. Лишь одной опорочен он частью.
Так был украшен Мидас ушами осла-тихохода.

(Перевод С. Шервинского)

  Примечательно, что Мидас оказался наделенным ушами именно осла: это животное считалось особенно невосприимчивым к музыке. Вот почему так забавно выглядит Осел, поющий по нотам — один из символов глупости, — его изобразил на своей гравюре «Осел в школе» Питер Брейгель Старший.


  Во втором мифе события развиваются гораздо более драматично. Марсий, этот уже почти человек, признанный богами побежденным, понес тяжкое наказание — с него содрали кожу и повесили ее в гроте в Келенах, где она трепетала всякий раз при звуках авлоса, на котором некогда играл Марсий, и оставалась неподвижной, когда звучала лира или кифара Аполлона.

Карле ван Лоо. Аполлон и Марсий. 1735

Овидий излагает эту историю более кратко:

…другой о Сатире припомнил, который,
Cыном Латоны в игре побежден на Палладиной флейте,
Был им наказан. «За что с меня ты меня же сдираешь?» —
Молвит. «Эх, правда, — кричит, — не стоило с флейтою знаться!»
Так он взвывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа…

Несмотря на то, что со времен Рафаэля подлинные античные лиры и кифары были известны художникам и часто воспроизводились (Рафаэль изучал форму античных инструментов по древнеримским саркофагам), и сам Рафаэль, и многие другие художники давали в руки Аполлону современный им струнный инструмент — виолу да браччо, предшественницу скрипки. Объясняется это тем, что, во-первых, в то время виола да браччо считалась самым благородным инструментом (именно по виоле да браччо, которую держит в руках юноша в крестьянском костюме на картине Беллини «Празднество богов»,

мы узнаем, что это переодетый Аполлон), во-вторых, другое название — лира да браччо — делало ее в глазах людей того времени полноправным заменителем античной лиры.

Флейта Пана и авлос, на котором играл мифический Марсий, — это два совершенно разных инструмента. Тот же Овидий рассказывает в «Метаморфозах», как нимфа Сиринга, спасаясь от преследования влюбившегося в нее Пана, превратилась в тростник.

Николя Пуссен. Пан и Сиринга

Опечаленный Пан срезал его, сделал несколько трубок разной длины и скрепил их воском. Этот инструмент Пан назвал сирингой (или сиринксом; вспомните пьесу Дебюсси для флейты соло, которая так и называется — «Сиринкс»). Он действительно был инструментом флейтового семейства. Авлос же, инструмент Mapсия, принадлежал к семейству язычковых и являлся прототипом современного гобоя. В отличие от сиринкса он обладал резким, пронзительным звуком.

  Таким образом, можно констатировать, что для древних греков авлос был инструментом страсти, инстинктов; он символизировал дионисииское начало, в то время как лира — начало аполлоническое.

  Юпитер поручает Меркурию убить стража Аргуса, который охранял Ио, превращенную Герой в корову. Меркурий расположил к себе Аргуса, усыпив его игрой на сиринксе, а когда тот уснул, убил его. Знал ли Рубенс, автор знаменитой картины на этот сюжет, первоисточник — рассказ из первой книги «Метаморфоз» Овидия? Тут возникает сомнение, потому что именно в этот рассказ Овидий включил историю о том, как был создан сиринкс, и даже его, что называется, техническое описание. Рубенс же дает в руки Меркурию коническую флейту, не имеющую ничего общего с сиринксом. Но как бы то ни было, коническая флейта тоже была пастушеским инструментом.


  Другой пастух — гигант Полифем — тоже играл на сиринксе. Вот как описано это в «Метаморфозах» Овидия:

Взял он перстами свирель, из сотни скрепленную дудок,
И услыхали его деревенские посвисты горы,
И услыхали ручьи

(Перевод С. Шервинского)

  Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио (муза истории) — это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) — флейта, часто двойная, иногда также труба или, реже, какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) — небольшая виола; для Мельпомены (трагедия) — горн; для Терпсихоры (танец и песня) — виола, лира или другой, но непременно струнный инструмент, начиная с XVII века им часто была арфа; для Эрато (лирическая и любовная поэзия) — тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) — труба; для Полигимнии, или Подимнии (героические гимны) — орган-портатив, реже — лютня или другой инструмент.

  Итак, все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент.

В эпоху Возрождения популярным становится один из сюжетов, связанных с Геркулесом. В живописи он называется «Выбор Геркулеса», или «Геркулес на распутье». Сюжет этот, кстати, имеет своего автора (в отличие от других — мифологических — сказаний Геркулесова цикла) — это древнегреческий софист Продик, друг Сократа и Платона.

  Перед Геркулесом дилемма: пойти по пути добродетели или порока. В живописи утвердились иконографические типы Добродетели и Порока. Образы эти олицетворялись двумя женскими фигурами, каждая со своими атрибутами. Так вот, музыкальные инструменты были атрибутами Порока.


Помпео Батони. Геркулес на распутье. 1745.


Чаще вакхические — духовой из семейства язычковых и тамбурин. Это был, так сказать, классический набор, канонизированный Чезаре Рипой в его «Иконологии» (1593), быстро ставшей общепринятым справочником для художников Западной Европы.

По статье А. Майкапара

barucaba.livejournal.com

Срочно! Легенды о музыкальных инструментах

Легенда о происхождении домбры. В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет. Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. Как в русском фольклоре, так и в фольклоре других народов предметы, из которых изготавливаются музыкальные инструменты, нередко связаны с представлениями о загробном мире: кости, черепа, жилы умерших или принесенных в жертву животных и даже людей. Лира сделана Гермесом из панциря черепахи и кожи быка. Мудрый певец и заклинатель Вяйнямейнен изготовил пятиструнный кантеле из костей щуки, считавшейся финно-угорскими народами рыбой преисподни:

В домбру хан плеснул свинцом за плохие вести. Флейта Пана. Кто-то там в тростник превратился (нимфа какая-то) , из него сделали свирель, она поёт об этой истории. Фортепиано: когда Моцарт пришёл в музей пыток, его спросили о впечатлениях, он говорит: «Тут ещё одного инструмента пыток не хватает! » Какого же? — Фортепиано!

<a rel=»nofollow» href=»http://www.spektr.info/articles/narodi/76/» target=»_blank»>http://www.spektr.info/articles/narodi/76/</a> легенда о свирели По одной очень старой легенде, первую скрипку сотворил дьявол. Он сотворил ее для влюбленной девушки, отчаявшейся искать взаимности избранника. Дьявол использовал в качестве материала для создания скрипки &#151; ее родных. Из матери девушки был сделан короб скрипки, из ее отца &#151; смычок, а из четырех братьев &#151; струны. Благодаря дьявольскому инструменту, способному останавливать время, завораживать сердца слушателей, возлюбленный девушки ответил ей взаимностью… <a rel=»nofollow» href=»http://www.duet-vilona.ru/» target=»_blank»>http://www.duet-vilona.ru/</a>

touch.otvet.mail.ru

История возникновения музыкальных инструментов

21 Нояб 2015

 

История возникновения музыкальных инструментов. Видео урок.

 

     Когда возникли музыкальные инструменты? На этом вопрос можно получить  очень разные ответы.(от100 лет, до десятков тысяч). В действительности же на этот вопрос никто не может ответить, так как это неизвестно.  Но известно, что одному из самых древних инструментов, найденных при археологических раскопках, более 40тысяч лет (это была флейта, сделанная из кости животного, бедренной кости пещерного медведя). Но духовые инструменты появились не первыми, значит, музыкальные инструменты возникли еще раньше.

Какой же инструмент возник первым?

 Первым прообразом музыкального инструмента были руки человека. Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как бы его музыкальным инструментом. Затем люди стали брать в руки две палки, два камня,  две ракушки, и вместо хлопков в ладоши  ударять друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки. Инструментарий людей во многом зависел от той местности, где они проживали. Если они жили в лесной зоне, то брали 2 палки, если жили у моря – 2 ракушки и т. д.

Таким образом, появляются инструменты, звук на которых извлекается посредством  удара, поэтому такие инструменты называют ударными.

Самым распространенным ударным инструментом является, конечно, барабан. Но изобретение барабана относится к значительно более позднему времени. Каким образом это произошло, мы сейчас сказать не можем. Можем лишь что-либо предположить. Например, однажды, ударив по дупленому дереву, для того, чтобы выгнать от туда пчел и забрать у них мед, человек прислушался к необычно гулкому звуку, который получается от удара по дупленому дереву, и ему пришла в голову мысль  использовать это в своем оркестре. Потом люди поняли, что не обязательно искать дупленое дерево, а можно взять какой-нибудь пень и выдолбить в нем середину. Ну а если его обтянуть с одной стороны шкурой убитого животного, то получится инструмент очень похожий на барабан. Инструменты похожей конструкции есть у многих народов. Отличие их лишь в том, что сделаны они из различных материалов и немного отличаются по форме.

В музыке разных народов ударные инструменты играют различную роль. Особо важную роль играли они в музыке африканских народов. Существовали различные барабаны, от маленьких до барабанов огромных размеров, достигающих 3-х метров. Звук этих огромных барабанов был слышен за несколько километров.

В истории был очень печальный период, связанный с работорговлей. Европейцы или американцы  приплывали на африканский континент, чтобы захватить в плен и затем продать его жителей. Иногда приходя в селение, они никого там не заставали, жители успевали уйти от туда. Так случалось потому, что звуки барабана, которые доносились из соседнего селения, предупреждали их об этом, т.е. люди понимали «язык» барабанов.

 Таким образом, первыми возникла группа ударных инструментов.

Какая же группа инструментов появилась вслед за ударными? Это были духовые инструменты, которые называются так, потому что звук у них извлекается благодаря вдуванию воздуха. Что человека навело на изобретение этих инструментов мы  так же не знаем, а лишь можем предположить что-либо. Например, однажды, охотясь, человек вышел на берег озера. Дул сильный ветер и вдруг человек услышал какой-то звук. Вначале он насторожился, но прислушавшись понял, что звучит сломленный тростник. Тогда человек подумал: «А что если самому сломить тростник, и вдувая в него воздух, попробовать заставить его звучать?». Успешно проделав это, люди научились извлекать звуки посредством вдувания воздуха. Потом человек понял, что короткий тростник издает более высокие звуки, а длинный – более низкие. Люди стали связывать тростники разной длины и извлекать, благодаря этому, разной высоты звуки. Такой инструмент часто называют флейтой Пана.

Это связано с легендой о том, что давным-давно в Древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Однажды он шел по лесу и вдруг увидел прекрасную нимфу по имени Сиринкс.  Пан к ней… А красавица-нимфа невзлюбила Пана и стала убегать от него. Бежит-бежит, а Пан ее уже догоняет. Взмолилась Сиринкс своему отцу — речному богу, что бы он ее спас.  Отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринкс.

С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок,  называют флейтами Пана — от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее и сейчас часто  называют сиринкс. У многих народов есть такие инструменты, только называются они по-разному. У русских — кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин — ларчеми (соинари), в Литве — скудучай, в Молдавии и Румынии — най или мускал, у латино-американских индейцев — сампоньо,  Некоторые называют флейту Пана свирелью.

Еще позже люди поняли, что не обязательно брать несколько трубок, а можно в одной трубке проделать несколько отверстий, и зажимая их определенным образом, извлекать различные звуки.

    Когда наши далекие предки заставляли звучать какой-нибудь  неодушевленный предмет ,  им это казалось настоящим чудом: на их глазах мертвые предметы оживали, обретали голос. О запевшем тростнике сложено много легенд и песен. В одной из них рассказывается о том, как на могиле убитой девушки вырос тростник, когда его срезали и сделали из него свирель, она запела и рассказала человеческим голосом о смерти девушки, назвала имя убийцы. Эту сказку переложил в стихи великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.

Сидел рыбак веселый

На берегу реки,

И перед ним по ветру

Качались тростники.

Сухой тростник он срезал

И скважины проткнул,

Один конец зажал он,

В другой конец подул.

И будто оживленный, тростник заговорил-

То голос человека

И голос ветра был.

Таким образом возникла вторая группа музыкальных инструментов, которые называются духовыми

Ну а третей группой музыкальных инструментов, как вы уже,наверное, догадались, является струнная группа инструментов. И самым первым струнным инструментом был простой охотничий лук. Много раз перед охотой человек проверял хорошо ли натянута тетива лука. И вот однажды прислушавшись к этому певучему звуку тетивы, человек решил использовать его в своем оркестре. Он понял, что короткая тетива издает более высокие звуки, а более длинная тетива – более низкие. Но играть на нескольких луках неудобно и человек натянул на лук не одну тетиву, а несколько. Если представить этот инструмент, то можно найти в нем сходство с арфой.

Таким образом возникают три группы музыкальных инструментов: ударные, духовые и струнные.

 

55muzrepetitor.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *