Филимоновская свистулька – картинки, история возникновения, традиции изготовления и символика

Филимоновская игрушка | Блогер marinadavis на сайте SPLETNIK.RU 13 июня 2014

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет. 

Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет.

Лепить  игрушки считалось делом легким, занимались им   женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет.  Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки». В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда.

Для игрушки использовали   нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице  всю скульптурку лепить из одного куска,  добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.

Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

 Сюжеты игрушек   разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке — вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи —   трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

 

Красота и сила филимоновской игрушки — в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг — солнце, треугольник — земля, елочки — символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. 

У каждой игрушки — свое значение. Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. 
Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать.

Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусем. 

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы —  петух, наседка, павлин, утка.

«Курочка с петухом»

 

 4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка,   карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями — «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие».

«Медведица с зеркалом» 

«Признание»

«Солдат с курицей» 

Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мышкой солдаты держат птиц.

Современные мастера филимоновской игрушки черпают вдохновение не только в реальном животном мире, но и в мифическом — так, например, есть игрушки-Дракончики. Изготовлены они были к Году Дракона. 

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине 19 века, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Позже  мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

На первом этапе росписи игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет — жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи.  

На втором этапе используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью, потому что линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. 

На третьем этапе накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно — называется зелёнка.  Роспись ведётся между красными линиями.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму, поэтому производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц, которые не бросали своего ремесла. Например, потомственная мастерица Марченкова Мария  Николаевна,  дочь известной филимоновской игрушечницы А.И. Карповой. Мария Николаевна с детства познала секреты лепки и росписи, помогая матери во всех процессах создания игрушки. 

Немного работ Марии Николаевны Марченковой:

«Лиса с курицей» 

«Корова» 

«Медведь с зеркалом» 

Лукьянова Евдокия Ильинична со своими работами.

Картина Журова Е.П «Филионовские мастерицы» (1996 год). На картине — Евдокимова Елена Кузьиминична и Лукьянова Евдокия Ильинична. 

Работа Лукьяновой Е.И «Наседка»

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

Николай Васьевич Денисов с  1984 более семи лет за счет своих средств занимался возрождением на Одоевской земле древней Филимоновской народной игрушки. Николай Васильевич собрал и сплотил молодых людей, так же, как и он, влюбленных в игрушку. Старейшему ремеслу Николай Васильевич Денисов даже посвящал стихи:

Филимоновская игрушка

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Автор статей по народному искусству На протяжении’ многих лет организовывал персональные художественные выставки в поселке и проводит встречи с учащимися школ поселка и района как художник – живописец, игрушечник и поэт. В 2012 году в доме художника была открыта мастерская-музей. На фото выше — кадры из музея-мастерской. 

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства. 

 На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла   Елена Ивановна,  Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди,  Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.  Многие мастера продолжают фактически семейное дело — например, Гончарова Анна Вячеславовна.

Потомственная мастерица в пятом поколении по женской линии, праправнучка известной филимоновской мастерицы Авдотьи Григорьевны Дербеневой (Горюнова) (1881-1959), правнучка мастерицы Антонины Ильиничны Карповой (Дербенева)(1910-1983), внучка Марии Николаевны Марченковой (Карпова) (1933 г.р.), дочь Аллы Ивановны Гончаровой (Марченкова) (1961 г.р.). С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

Потомственная мастерица, внучка известных филимоновских мастериц А.Ф. Масленниковой и А.И. Дербеневой, дочь мастерицы В.Н. Масленниковой, Орлова Елена Алексеевна, ради возрождения промысла переехала в 1984 году в Одоев. 

Работа Орловой Е.А «Павлин»

Мастер Кехаиди Константин Николаевич переехал в Одоев в 1987 году. С 1987 года по настоящее время преподает изобразительные дисциплины в Одоевской детской школе искусств. Обучает детей лепке и гончарному искусству.


С 1997 года – организатор ежегодного фестиваля народного творчества «Поляна». (на фото выше мастер за работой). Интересно, что и жена, и сын Кехаиди занимаются филимоновскими игрушками. Ниже — пара работ Константина Кехаиди. 

«Петух». 

«Любота» 

«Козел»

Елена Кехаиди лепит заготовку игрушки из глины. 

Современные филимоновские мастера, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.  

«Чаепитие»

В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории  промысла,  а так же изделия  других центров народного творчества.

Вообще все ремесло переехало из деревни Филимоново в Одоев. А в Филимоново дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали старейшую игрушку. 

Экспозиция в музее.

«Собака кормит петуха»

«Дерево жизни» 

«Парочка на кресле с собакой»

«Всадник на козле» 

Тарелка настенная

«Карусель большая»

«Лягушка»

«Дама с самоваром»

Надеюсь, что не утомила!) 

 

 

 

www.spletnik.ru

Всеми любимые свистульки известны как филимоновская игрушка : традиции народности, ритуальные обряды, национальная кухня, история формирования этноса


Филимоновская игрушка является одной из старейших элементов декоративного отечественного ремесла деревни Филимонова под Тульской областью. По археологическим сведениям промыслу больше 700 лет. Каково его происхождение и как создают народный шедевр? Об этом расскажем далее.

История промысла

История возникновения филимоновской игрушки очень богатая. Это древнее прикладное художественное ремесло, зародившееся в Белевском уезде деревне Филимонова. По легенде название поселения произошло от беглого каторжника, который всю жизнь занимался гончарным делом и создавал глиняные фигурки, в том числе и игрушки. Позднее они стали популярны и прославили деревню, в частности филимоновская свистулька.

Археологи же придерживаются мнения, что игрушки появились в начале верхнего палеолита и подтверждают это найденными глиняными черепками 11 века в Снердковском и Жемчужниковском кургане.

Лепили игрушки женщины, поскольку это было несложным и творческим делом. Девочек обучали создавать свистульки с самого детства. В советское время ремесло начало постепенно забываться, поскольку торговля этих изделий была запрещена и предпринимателей стали заставлять уничтожать их.

Оставалось немного мастериц, которые не бросили ремесло и сохранили его к 50-м годам, когда произошел подъем производства, и стали возрождаться культурные древнерусские традиции. Сегодня филимоновские игрушки создают и мужчины в Тульском крае, а также неравнодушные к искусству люди.

Виды филимоновских игрушек

Фигурки создавались в самых разных образах. В основном, мастера, как и в прошлом, так и сегодня создают:

  • Уточку — символ воды и жизни; оберег для самых маленьких;
  • Лошадь или коня со всадником – в честь древнерусского бога Велеса, движения вперед к новым целям и преодоления страхов;
  • Филимоновскую игрушку петушок — знак семьи, верности и единства;
  • Бычка, козу, барана — оберег от злых сил;
  • Корову — элемент процветания и удачи, благосостояние рода;
  • Курочку – в знак брака и благополучия в нем;
  • Барышню — символ семейного счастья, языческой богини Мокоши, ответственную за появление здорового потомства и здоровья детей;
  • Танцевальную пару военного с барышней, Люботу – оберег на любовь и счастье;
  • Молодого удальца Ивана по сказке о Жар-птице — символ удачи;
  • Солдата с орудием или другой вещью – в знак долголетия и счастья в деревне;
  • Девушку, пьющую чай — символ самовароварения, удачи в работе;
  • Елочку или другое дерево – в знак долголетия и плодородия;
  • Барыню — женщину, охраняющую очаг от зла, ремесла и являющуюся покровительницей рождаемости и матерей;
  • Оленя — символ продолжения рода, богатого осеннего урожая;
  • Медведя — тотемного животного народов севера, покровителя всех лесных зверей; знака доброты, оберега от зла и безопасности матерей;
  • Силуэт волка — символ крепкой любовной связи и доброты;
  • Яркого петуха — одного из сильнейших оберегов мечты, счастья;
  • Птичку с широкими размашистыми крыльями — вестника наступления весеннего времени и посредника между добром и злом, небом и землей; символа борьбы с тьмой и благих вестей с выше;
  • Собаку — преданного заступника человека и его друга; символ дружбы, бесконечной преданности и верности;
  • Индюка — женский знак, дарующий плодородие и защиту земли от зла.

Это интересно! Характерная особенность создаваемых игрушек в том, что нет четкого шаблона для создания и раскрашивания фигурки. Мастер просто разминает глину руками и формирует макет по своему вкусу.

Вернуться к оглавлению 

Технология изготовления

Каждая филимоновская игрушка создается из мягкой глины темно-зеленого цвета. Вначале мастер вырисовывает силуэт будущего изделия, затем лепит фигурку по нарисованному макету, сушит и обжигает в печи (температура 980-1100 градусов), где оно чуть-чуть усыхает и превращается в полноценную фигурку. Во время сушки глина подсыхает и обретает светло-серый цвет, а после обжига и вовсе становится белой, что позволяет рисовать на ней все что угодно.

По сравнению с другой глиной, филимоновская не жирная, а значит, можно создавать любую форму и не обращать внимание на появляющиеся трещинки. Кстати, как нарисовать поэтапно силуэт и узор на свистульке можно посмотреть на видео.

Технология заготовки синики

Синика — глина для филимоновских игрушек. Чтобы создать фигурку, ее нужно еще заготовить. Во времена Киевской Руси это делали зимой. В почве создавались круглые колодцы, и оттуда бралась глина. Почему именно в это время? В морозы земля затвердевает и не обваливается.

После изъятия глины из мест хранения, ее прятали в холод на пару дней, а потом заливали водой, периодически переворачивая и похлопывая ее лопаткой. Далее ее вынимали и клали на пол в стожок, а затем топтали. Топтание продолжалось до тех пор, пока из глины не получался блин. Потом на него посыпали золу. После убирали в стог. Затем процедура топтания с посыпкой золы продолжалась несколько раз.

Как только глина получалась пригодной для лепки, ее нарезали на пластины, и они использовались как заготовки для игрушечных изделий. Чтобы синики не пересыхали, получившиеся блины накрывались тряпкой. Но такую технологию использовали ранее. Сегодня она более автоматизированная и менее трудоемкая. Кстати, на тульском производстве поделки можно купить сразу.

Роспись филимоновской игрушки

Раньше ее расписывали природными красками, полученными из сока растений. Сегодня же их окрашивают с помощью акрила. Традиционными цветами для росписи филимоновской игрушки, как и 700 лет назад, остаются малиновые, зеленые и желтые оттенки. Несмотря на ограниченность в цвете, все изделия на фото и в жизни получаются интересными и яркими.

Зверей традиционно расписывают разноцветными полосами по туловищу и шее. Зеленой или малиновой краской покрывают голову или грудь, возводя дань языческим традициям. Кроме однотонного покрытия и полос, игрушки украшают изображениями солнышка, растительности, узорами, старыми известными сказочными мотивами.

При создании фигурок филимоновской росписью одежду создают нарядно и смело. Шляпы дополняют с помощью цветных средних полос, ворот верхней и нижней части гардероба — с содействием чудного орнамента — ярких штрихов, элементов пятен, веток и розеток.

Вернуться к оглавлению 

Символизм филимоновской игрушки

Создание картинки филимоновской игрушки и ее самой приходится на время языческой веры, тогда, когда люди боготворили природные явления, а особенно стихию огня, воды, земли и воздуха. Как правило, поэтому на фигурках животных и людей есть небольшие и длинные кольцевые линии, точечки, замкнутый круг. Все эти знаки символизируют защиту добра от зла, борьбу с нечестью.

Так, засеянное поле или множество черточек на игрушке символизирует урожайность, деньги и счастливую жизнь. Точки — зернышки. Их множество символизирует достаток. Квадрат и ромб, завитки — символ перепаханного поля. Зигзагообразные линии с дугами, если кратко, — знаки добра, плодородия земли. Кривые волны означают небесные воды, а шар – луну или солнце.

Заключение

Филимоновская игрушка — частица древнейшего исконно женского промысла, окруженная легендами. Это не только возрождающееся искусство, но и старославянская культурная традиция, известная всему миру.

7kul.ru

Презентация на тему: Филимоновская игрушка – свистулька

Слайд 2

Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушки И расписывают до сих пор. Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники и павлины И солдатики – войска цвет. Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки — свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок.

Слайд 3

Белые фигурки филимоновской игрушки играют основными цветами росписи: желтым, зеленым, красным. Старинная филимоновская игрушка расписывалась только красным и зеленым, а желтоватый цвет имела сама глина после обжига. Интересно, что традиционная пластика фигурок напрямую зависела от породы жирной чёрной глины, которая при лепке и сушке давала большую усадку, вот почему все формы традиционной филимоновской игрушки вытянутые и худоватые.

Слайд 4

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: люди животные многофигурные композиции

Слайд 5

1 группа — люди Барыни Солдаты и юноши

Слайд 8

В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг — солнце, треугольник — земля, елочки — символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Слайд 9

Символ солнца Древо жизни Конь — образ солнца

Слайд 10

Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды. Барыня –берегиня, хранительница домашнего очага. Её плодородие народ издревне олицетворял в образе матери. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца Птица – символ света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье.

Слайд 11

Этапы окраски игрушки Первый этап Игрушку «желтят».По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет — жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой (белка и собака) №3.Основные элементы — линии, кружки, полосы. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.

Слайд 12

Этапы окраски игрушки Второй этап Используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый»)Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1.Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

Слайд 13

Этапы окраски игрушки Третий этап Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно — называется зелёнка. Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

Слайд 14

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Слайд 15

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Слайд 16

Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров.

Слайд 17

Народная игрушка — явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего. Спасибо за внимание!

nsportal.ru

узоры и элементы :: SYL.ru

В сердце России, неподалёку от города под названием Одоев, находящегося в Тульской области, расположена деревня Филимоново. Согласно преданиям и легендам, ещё во времена Ивана Грозного именно здесь появилось гончарное ремесло. Во владениях князя Воротынского появился гончар – Филимон. Считается, что он смог обнаружить в этих местах залежи очень качественной глины. Населённый пункт назвали в честь этого мужчины, который, скорее всего, был беглым каторжником. Предлагаем ознакомиться с таким народным промыслом, как филимоновская роспись, узорами, орнаментами, и самим попробовать себя в качестве филимоновских мастеров.

филимоновская роспись

История промысла

Это удивительное искусство на протяжении нескольких столетий передается из поколения в поколение. Когда же появилась филимоновская роспись? История гласит: есть две даты, которые считаются началом затейливой росписи. Согласно первой версии, промысел сложился в середине XIX века. Эта версия подкрепляется сразу двумя весомыми аргументами. Во-первых, о таком времени говорит традиционный узор, применяемый для головных уборов солдат и барынь. Он был моден в 1850-1860-х годах. К тому же примерно в это время появились недорогие анилиновые краски, которые использовались для росписи.

Но эти факты не совсем доказательны. Невозможно даже представить себе, чтобы городская мода так быстро пришла в далёкую тульскую деревню. Да и вообще, картузы, цилиндры и «амазонки», употреблявшиеся при оформлении филимоновских игрушек, были интерпретированы слишком уж вольно. Да и смоляные краски тоже не могли так быстро «добраться» до деревеньки. А роспись игрушек могла выполняться натуральными красителями – минеральными или органическими.

Если верить другой версии, филимоновская роспись пришла в Филимоново ещё из палеолита! Черепки изделий гончарного промысла, обнаруженные в одоевских местах, можно отнести к IX-XI векам. А ведь на этих обломках присутствуют те рисунки и знаки, которыми и сегодня продолжают расписывать игрушки из Филимоново.

На то, что происхождение ремесла уходит корнями куда глубже, чем в XIX век, указывают сюжеты – женщины, держащие на руках детей, птицы, домашний скот. Подтверждают это и элементы росписи: звёзды, ромбы, полосы. Все эти элементы восходят ещё к дохристианским временам. Роспись филимоновской игрушки имеет множество секретов, которые мастерицы передавали своим детям и внукам.

филимоновская роспись история

Игрушки с филимоновской росписью пережили всё: и войны, и голод. Они были с людьми, как говорится, и в радости, и в горе. Лепили и расписывали эти игрушки всегда – менялось лишь их количество. Начинали лепить поздней осенью, сушили фигурки на русской печи. Февраль и март считались идеальным временем для их обжига. А в Великий пост начинался увлекательный процесс росписи. Традиционно жители Филимоново эти игрушки-свистульки продавали на пасхальных ярмарках.

В начале XX века осталось лишь три мастерицы, которые не бросили своего ремесла. Причиной тому стало небольшое количество производимых игрушек. Пик популярности росписи пришёлся на послевоенные годы. В шестидесятые правительство страны как могло поощряло развитие народных промыслов. В подчинение Министерства местной промышленности входили целые производственные артели и цеха. Несмотря на широкое распространение, игрушки стали хуже. Причина в том, что главный акцент был не на качестве фигурок и росписи, а на количестве предметов.

Старинные образы филимоновских игрушек

Уточка – главный символ воды в филимоновской росписи. Именно с этого образа начиналось обучение лепке игрушек. Использовались уточки в качестве оберега для малышей.

Конь или Всадник на коне считался символом Велеса – бога солнца. Этому божеству и поклонялись язычники.

Петух – главный хранитель семейного очага.

Бык, Баран, Коза и Олень выступали в качестве оберега от злых духов. В этом помогали длинные шеи, расписанные в трехцветные кольца.

Корова – это обозначение достатка в доме.

Наседка (курочка или уточка) приносила в дом достаток и благополучие.

Барыня-берегиня была прообразом единственного женского божества – богини Мокошь. Традиционно эта барыня изображалась с младенцем в правой руке или с утицей под левой. Такой оберег символизировал большое семейное счастье.

роспись филимоновской игрушки

Более поздние образы филимоновских фигурок

Позднее появились и другие образы: танцующая пара (солдат и барыня) под названием Любота, прообраз сказочного Ивана, который сумел поймать Жар-птицу, — Солдатик с курицей, Солдат с конём – символ обыденной жизни в деревне. А когда на Тульской земле началось изготовление самоваров, появился ещё один образ, именуемый Чаепитием.

Особенности игрушек из Филимоново

Главная отличительная черта всех филимоновских свистулек – отсутствие шаблонов. Мастер берёт цельный кусок глины, на котором нет обозначенных мелких деталей. По традиции женские персонажи держат в руках младенца или птицу. У мужчин же чаще всего присутствуют толстые сапоги – тяжёлые и неуклюжие.

Если говорить о филимоновских животных, то у всех фигурок есть схожие элементы. Туловище практически у всех животных очень вытянутое, изящное. Отличить лошадь от быка или барашка можно только по наличию или отсутствию рогов или по их форме.

Значение узоров и орнаментов

Что может рассказать о времени, когда появилась филимоновская роспись? Элементы росписи! Эти орнаменты уходят своими корнями в язычество. Доказательство тому, к примеру, заключённые в круг перекрещивающиеся линии – символ языческого бога солнца. Вообще, все узоры призваны напоминать о неразрывной связи человека и природы. Треугольники – это земля, ёлочки – любая растительность. Зигзаги символизируют воду. Роспись филимоновской игрушки всегда уникальна – каждый раз орнамент меняется, рисунки имеют разные цветовые решения и ритмы. Старинные поверья гласят: каждый узор несёт в себе необычайную духовную силу, которая могла защитить человека от несправедливости и зла.

филимоновская роспись элементы росписи

Филимоновская роспись: цветовая палитра

Особое значение в росписи фигурок имеет цвет, ведь и в древние времена, и сегодня каждый оттенок несёт свой смысл. Для филимоновского мастерства характерны всего три основных цвета – красный, жёлтый и зелёный. Почему именно они? Ответ прост:

  • красный цвет – символ земли, человеческого тела, красоты, силы духа и огня;
  • зелёный говорит о возрождении жизни;
  • жёлтый цвет является цветом солнца и огня.

Особенность филимоновской глины в том, что она при обжиге приобретает безупречный белый цвет. А потому перед окрашиванием грунтовать поверхность не нужно.

Филимоновские петушки

Рассмотрим роспись филимоновского петушка. Традиционно грудь петушков закрашивается одним цветом – обычно зелёным или красным. Для головы также выбирается один цвет, но она может оставаться и просто белой. По контуру петушка наносится нехитрый узор: полосы, зигзаги, капли, круги. Глаза у птиц могут отсутствовать, а могут быть просто схематичными.

Роспись фигурок людей

Филимоновские глиняные «люди» выглядят очень нарядно. На дамах цветные пышные юбки, у их кавалеров – пёстрые штаны. Рубахи у всех обычно однотонные, орнамент нанесён только по периметру – узорами украшены пояса, рукава и воротники. Лица оставляют практически нетронутыми – краской намечают только глаза и рот.

Технология росписи

Первое, на что важно обратить внимание, – краски никогда не смешиваются. Новый цвет можно наносить на свистульки только после полного высыхания предыдущего слоя. Чем ещё примечательна филимоновская роспись?

филимоновская роспись для детей

Элементы росписи начинают наносить жёлтой краской. За ней следуют элементы малинового оттенка, завершают узоры зелёной краской. За основу берутся полоски, после их дополняют сложными символами. Главный инструмент для росписи – перо. Оно может быть утиным или гусиным. Дело в том, что кисточка оставляет на глине ворсинки, да и краска с её помощью ложится хуже. А вот узоры, выполненные пером, радуют глаз аккуратностью и яркостью. Благодаря своей простоте филимоновская роспись для детей может стать увлекательным и полезным вариантом проведения времени.

Выбор глины для игрушек

Расписанные фигурки поражают не только уникальной росписью, яркими красками и изящностью, но и удивительной глиной! Обычная для поделок не подойдёт, нужна специальная – «синика». Добывают её в Филимоново. Она очень жирная, отличается высокой пластичностью. Однако во время просушки на изделии могут появляться трещины, поэтому необходимо приглаживать фигурки руками. Подсохшая синяя заготовка приобретает невзрачный серый оттенок, а во время обжига фигурка превращается в белую, идеально подходящую для такого промысла, как филимоновская роспись.

Мастер-класс по филимоновской росписи

Первое, что делают мастерицы, — желтят игрушку. С помощью широкой кисточки (лучше всего взять № 3) нужно нанести жёлтую краску на фигурку. Закрашивать нужно отдельные части тела – человека или животного. Кроме того, можно наносить широкие линии и круги. Та часть свистульки, к которой впоследствии человек будет прикасаться губами, должна остаться неокрашенной.

роспись филимоновского петушка

Следующий этап – нанесение малиновой краски. Её мастерицы называют «малинкой». С помощью кисточки № 1 необходимо нанести узоры – ёлочки и треугольники, круги и прямые линии.

Заключительный шаг – зеленение. Для этого также понадобится кисть № 1. Краска должна быть зелёной или бирюзовой.

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока – знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

  1. Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
  2. Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки. Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
  3. Следующий шаг – чтение стихов, загадок об этих игрушках.
  4. После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
  5. Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой – Владимир Сутеев.
филимоновская роспись в средней группе

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше. Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку.

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию. Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, – рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап – знакомство с основными элементами и узорами. Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку.

Дымковская и филимоновская роспись: отличия

Сложно перепутать филимоновскую и дымковскую роспись. Игрушки из Филимоново крайне просты и весьма условны по своей форме. Орнаменты здесь простые. К тому же все филимоновские игрушки всегда свистульки, а вот дымковские – нет.

дымковская и филимоновская роспись

Ещё одно важное отличие – дымковские фигурки изготавливают из красной глины, которая при обжиге приобретает кирпичный оттенок. А потому без побелки перед росписью не обойтись. Филимоновская глина в процессе обжига становится безупречно белой. Отличается и характер лепки. Дымковская игрушка лепится по частям, которые затем собираются в целую фигурку. А филимоновская – из одного куска глины. Кроме того, на дымковской игрушке присутствует большее количество цветов, есть и синий. Для филимоновской же характерны всего три цвета.

Филимоновский промысел в наше время

Уникальная филимоновская игрушка прошла продолжительный и сложный путь. Сначала она была оберегом, затем детской игрушкой. Сегодня это полноценное произведение искусства. Свистульки – частые гости на различных ярмарках и выставках декоративного-прикладного искусства. Уникальность этого промысла заключается в том, что он никогда не прерывался. Сегодня традиции филимоновских мастериц продолжают молодые мастера города Одоева.

Кстати, здесь же в 2009 году благодаря Администрации Тульской области, Торгово-промышленной палате Тулы и Администрации Одоевского района был открыт музей «жемчужины народного искусства», как ещё именуют филимоновскую игрушку. В этом музее можно поближе ознакомиться с историей свистулек, узнать имена мастериц, полюбоваться старинными игрушками.

www.syl.ru

Филимоновская игрушка. Изделия — Путеводитель по русским ремёслам

Филимоновская игрушка раоппа — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. 

История

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре.

Красавец-петух, филимоновский Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

Филимоновская игрушка. Ладья 2010 shakko, CC BY-SA 3.0

После Великой Отечественной Войны промысел филимоновской игрушки был на грани исчезновения. В конце 70-х годов был возрожден при содействии государства. В последнее время филимоновский промысел также получил некоторую поддержку от местных государственных органов.

На сегодня в Одоеве работают несколько семей мастеров филимоновской игрушки. Практически все они члены союза художников России.

Яркую эмоциональную искреннюю филимоновскую игрушку очень любят во Франции, не отпускают передвижные выставки, приглашают мастеров проводить мастер-классы. Игрушки заказывают музеи Японии, Германии и других странах.

Емеля на печке, филимоновская игрушка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В экспозиции Русского музея в городе Санкт-Петербурге находится несколько филимоновских игрушек датированных 60-ми годами.

Действует творческая мастерская «Любота» в Филимоново.

Особенности

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.

Кошечка с птичкой, филимоновская свистулька Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги.

Поросёночек, филимоновский Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.

У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.

Производство игрушки

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой.

Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Роспись игрушки

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.

Свистулька, филимоновская Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой.

Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент.

ru.russianarts.online

Конспект на тему «Филимоновская игрушка

Конспект на тему: «Филимоновская игрушка-свистулька».

Организованная деятельность по декоративной лепке в средней группе.

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.

Задачи:

-познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно;

-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность;

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки;

-учить лепке птички на основе овоида или цилиндра;

-развивать воображение, чувство формы;

-воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Предварительная работа:

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы. Материалы, инструменты, оборудование:

— 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, компьютерная презентация (слайды), музыкальное сопровождение (рус.народная музыка в аудиозаписи), солѐное тесто, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Содержание мероприятия:

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости! Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? Но для начала я расскажу вам сказку о чудо-птицах, чудо-животных, о филимоновских игрушках, которые начали лепить в селе Филимоново, Тульской области.

hello_html_4780705a.jpghello_html_4abe617c.jpghello_html_2042bca.jpg

Занимайте свои места, сказка начинается.(сказка)

-Понравилась сказка? Как называются эти игрушки? Что особенного в этих игрушках? У нас в группе тоже есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, весѐлые, нарядные, и все игрушки—это свистульки. Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте еѐ вместе откроем. Посмотрите здесь письмо.

«Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно еѐ лепить. Удачи вам ребята!»

hello_html_50e036b4.jpg

А вот и глина. Ну что ребята попробуем? А чтобы у нас всѐ получилось, давайте произнесѐм волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберѐмся силы. Встаньте ровно по линии.

Физкультминутка

Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

Стали дети мастера.

Сели, встали, сели, встали (выполняют движения по тексту) Мы работать не устали.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки топ, топ, топ. Раз, два, раз, два

Наши дети мастера.

-Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он.

Я—красавец петух!

Создан для парада! Перья—пух! Перья—пух!

Гребешок? Что надо! Глазки—щѐлки! Очи зорки! Голосок соловушки! Полюбуйтесь! Полюбуйтесь На цветные пѐрышки! Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок.

Начинаем. 1. Скатаем шар из комка глины величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмѐм, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял)

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки . А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали. Спасибо всем за внимание! Надеемся, что наши гости тоже смогут слепить прекрасную филимоновскую игрушку. До свидания!

Как появилась филимоновская игрушка. Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор. Да, из самой обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неѐ горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неѐ, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их ―свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – еѐ еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьѐм –самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Обжигали поделки в горнах, это ямы, которые вырывали там же где и добывали глину. А весной продавали их на ярмарках и базарах. Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку – ее смелая роспись. Используют три главных цвета: красный, жѐлтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зелѐный. Расписывают свистульки прямо по белой обожжѐнной глине. В основном это полоски, точки, круги, овалы, звѐздочки и треугольники. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц — курицы, петухи и многое другое.. В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение. Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует — значит, делали ее добрые руки.

infourok.ru

Методическая разработка (средняя группа) по теме: Филимоновская свистулька

«Чудо Филимоновских свистулек»

 (Беседа с детьми)

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревью Филимоново. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

Вы уже знаете как делают дымковскую игрушку. Посмотрите внимательно, похожи ли эти игрушки? Как вы думаете, делают филимоновские свистульки? Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался? Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть. Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот. Краски берут не все, что используют для украшения дымковской игрушки. Посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки. Верно, берут краски яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые. А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по-сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой. Забавные игрушки изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги.

Посмотрите на этого оленя, барана:

Стоят все на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.

Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные.

Всем по нраву

Глиняные забавы!

Давайте посмотрим видеофильм «Наследство деда Филимона» о филимоновской игрушке.

Вопросы к детям во время беседы:

Какое настроение вызывают филимоновские игрушки?

Из какой глины они делаются?

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?

Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы?

Почему они лепили людей, животных?

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

О филимоновской игрушке.

(Художественное слово)

                                        

Филимоновские игрушки.                                        Филимоновская деревушка!

Со старинной сказкой схожи,                                               Синий лес, холмы, косогор.

Появились предо мной:                                        Лепят там из глины игрушку

Их рога на ель похожи,                                        И расписывают до сих пор.

Цвет их – желтый, голубой,                                              Да, из красной обычной глины

Темно-красный и зеленый!..                                              Появляются вдруг на свет

Стройный козлик и олень                                        Зайцы, конники, павлины

Забавлять меня готовы,                                        И солдатики – войска цвет.

Быть со мною целый день.                                        Есть среди них фигурка такая

На столе моем охотно                                                      Непонятная для меня,

Отыскали уголок,                                                Молчаливая, не простая,

За моей следят работой,                                        И глаза ее – сноп огня.

Чтобы я устать не мог.                                                      И узор из кругов и линий

И рога у них большие!                                                      Обегает подола край:

Глаз нельзя от них отвесть.                                        Красно-черный, порою синий, —

Удивительно живые –                                                      В руки взяв, смотри и играй.

Не попросят лишь поесть.                                        Создана рукою умельца,

                        В. Василенко                                Говорит все еще она

                                                                О младенческих снах земледельца,

                                                                Где за солнцем спешит луна.

                                                                                        В. Василенко

Нас лепили мастера,                                                Свистульки – петушки,

Нас расписывать пора.                                        Глиняные зайчики,

Кони, барышни, барашки –                                        Кони вороные

Все высоки и стройны.                                                       Гривы расписные.

Сине-красные полоски                                        Всем по нраву

На боках у нас видны                                                       Глиняные забавы..

Расскажите, нам, откуда                                        Поглядите, каковы!

Появилось это чудо?                                                      И нарядны, и новы!

Кто придумал эти краски,                                        Пестрые, яркие,

Словно взятые из сказки.                                        Словно подарки!

Сундучок тот не простой:                                        Покупают люди сушку,

В нем товар расписной.                                        А на дивную игрушку

Здесь спрятались игрушки,                                        Смотрят долго, не дыша,

Веселые зверюшки.                                                До чего же хороша!

        Мои игрушки.

Со старинной сказкой схожи,

Появились предо мной:

Их рога на ель похожи,

Цвет их – желтый, голубой,

Темно-красный и зеленый!..

Стройный козлик и олень

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

На столе моем охотно

Отыскали уголок,

За моей следят работой,

Чтобы я устать не мог.

И рога у них большие!

Глаз нельзя от них отвесть.

Удивительно живые –

Не попросят лишь поесть.

                        В. Василенко

Филимоновская игрушка.

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

                        Н. В. Денисов

                Глиняная свистулька.

Птица-свиристелка,

Звонкая поделка

Ну-ка, ну-ка говори,

Что там у тебя внутри.

-Верь, не верь ли , мой хороший,

А в нутрии-то – ничего,

Кроме двух сухих горошин

И дыханья твоего.

                        М. Бородицкая

nsportal.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о