Вальдорфский детский сад что это – Чем отличается детский сад вальдорфский от обычного?

Чем отличается детский сад вальдорфский от обычного?

Все ответственные родители желают для своих детей только самого лучшего. Мамы и папы изучают различные методики развития и воспитания, но когда возникает необходимость выхода взрослых на работу, большинство малышей попадают в муниципальные детские сады. Кто-то государственные учреждения дошкольного образования ругает за устаревшие принципы воспитания, а кто-то радуется долгожданному месту для ребенка. Как говорится, выбирать особо не из чего, а куда-то устроить малыша на время работы родителей нужно обязательно. На самом деле выбор есть, просто не все знают про такое явление, как детский сад вальдорфский.

Новый взгляд на привычные вещи

Рудольф Штайнер считается основателем антропософии — науки и философии, предполагающей внедрение в воспитание детей и жизнь людей в целом некоторых новых принципов. В 1919 году была открыта первая школа, использовавшая для обучения и воспитания учащихся новые принципы. Это учебное заведение располагалось в городе Вальдорф (Германия). Спустя 6 лет последовательница Р. Штайнера открыла первый детский сад вальдорфский, названный, несмотря на свое расположение в Штутгарте, в честь местонахождения первой школы. Сегодня по всему миру успешно работает более 2500 образовательных и лечебных учреждений, использующих педагогические принципы данной методики. В России о вальдорфской педагогике заговорили только в 80-х годах прошлого века. Сегодня в нашей стране существует 25 школ и около 70 групп в детских садах и прочих образовательных объединений.

Основные принципы

Чем же отличается детский сад вальдорфский от любого другого? Концепция педагогики имеет ряд особых принципов. Первый и важнейший из них – каждый ребенок является личностью и имеет право на обучение и воспитание. В работе педагоги должны использовать индивидуальный подход, опираясь на особенности каждого ребенка, его возраст, интересы и потребности. Детский сад вальдорфский – это место, где обучение основывается на примере воспитателя и подражании ему. В школе также важен авторитет учителя, но уже с середины общеобразовательной программы на первый план выходят личная ответственность и самостоятельность учащегося. Во время обучения и воспитания ребенка значительный упор делается на всестороннее развитие личности, укрепление телесной оболочки и поддержание здоровья.

Необычный детский сад

В вальдорфском образовательном учреждении нет привычной для многих из нас спешки. Утром родители приводят ребенка в детский сад — и тут же навстречу малышу выходит воспитательница, готовая его обнять и проводить в группу. Основное времяпровождение детей в таком учреждении – это свободные игры. При этом запретов практически нет, каждый ребенок может проявить свою фантазию и навыки, используя все доступные игрушки и подручные предметы. Разумеется, если кто-то решит сделать нечто небезопасное и недопустимое, воспитатель тут же поможет малышу переключиться на иной вид деятельности. Но все это будет происходить без жестких запретов. Слова «нет» для детей не существует в принципе в вальдорфской педагогике. Воспитанникам разрешается вести себя «как взрослым» и участвовать в жизни группы. В таких детских садах дети сами готовят салаты (используя настоящие острые ножи), участвуют в уборке, делают сложные поделки – даже самые младшие шьют и мастерят своими руками электрогирлянды.

Вальдорфская педагогика в деталях

Чем проще игрушки, тем активней работает фантазия. С этим утверждением трудно не согласиться. Игры с куклами и конструкторами включает в себя любая детсадовская программа. Вальдорфский детский сад – это место, где детям предложат разноцветные лоскутки, тряпичных кукол с едва намеченными лицами, деревянные брусочки. Все игрушки выполняются из натуральных материалов. Проводятся в таких дошкольных учреждениях и традиционные развивающие занятия – лепка, рисование, моделирование из бумаги.

Есть ли в Москве сегодня последователи Р. Штайнера?

На сегодняшний день в столице России зарегистрировано около 15 дошкольных образовательных учреждений и отдельных групп, позиционирующихся как вальдорфские. Примечателен тот факт, что речь идет преимущественно о частных и домашних детских садах. Но при желании можно найти и муниципальное учреждение дошкольного образования, в котором используются данные принципы образования. Как же попасть в вальдорфский детский сад? Москва – это крупный город, но теоретически житель любого района может найти учреждение дошкольного образования интересующего типа в транспортной доступности от дома. Такие детские сады имеются во многих районах города. В муниципальное учреждение можно попасть в порядке общей очереди, в коммерческое – на платной основе.

Вальдорфский детский сад: отзывы родителей

Несмотря на новизну данных принципов воспитания для нашей страны, среди россиян уже немало поклонников учений Р. Штайнера. Вальдорфские сады выгодно отличаются от традиционных российских. В них, по отзывам родителей, царит неформальная, семейная обстановка. Детей принято забирать не позже 17.00, при этом воспитатели подчеркивают важность семьи в воспитании и позиционируют себя как взрослых друзей воспитанников, а не наставников. Что касается образования и развития, наибольшее внимание уделяется не зубрежке цифр и букв, а эстетическому воспитанию. Многие родители, выбравшие для своих малышей такой вариант развития, радуются тому, что в Москве сегодня работает достаточно дошкольных учреждений данного типа. И неважно, какой вы выберете вальдорфский детский сад — «Путь зерна», «Солнышко в лукошке» или ДС № 740. Уже через несколько недель посещения можно будет оценить преимущество и качество воспитания и обучения в конкретной группе и решить, подходит ли данная методика именно вашей семье.

fb.ru

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

 

Историческая справка

Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

 

Биография

Рудольф Штайнер (27.02.1861 – 30.03.1925) — немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии (науки о познании человеческой духовности). Им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.

Ближайшей соратницей Рудольфа Штейнера была его жена — Мария фон Сиверс (14.03.1867 – 27.12.1948).

О вальдорфской методике

У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей — помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.
Цель вальдорфско

shkola7gnomov.ru

Вальдорфская школа — что это такое? Вальдорфский детский сад. Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы

Ребенок – это индивидуум с определенным характером и особенностями развития. Многие родители знают, что малыша необходимо учить и направлять, однако справляется ли с этими задачами обычная массовая школа? Далеко не всегда. Альтернативным способом обучения можно смело назвать такую систему, как вальдорфская школа. Что это такое? Как она влияет на личность ребенка? Мы постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Скрытые способности

В какой-то мере каждый ребенок похож на кусочек пластилина, из него можно вылепить что угодно, прилагая к этому максимум усилий. Разве будет лепить пластилин сам из себя фигурку? Конечно нет — ответ на этот вопрос знает даже ребенок. С детьми та же ситуация. Их таланты и способности лишь в какой-то степени зависят от их генетики, большая же часть зависит именно от того, что мы вкладываем в них. Возможно, с данными словами согласятся не все, однако именно на основе этойразвиваются дети в таком учебном заведении, как вальдорфская школа. Что это такое за дивная образовательная система, где вместо того чтобы заучивать таблицу умножения, дети рисуют и смеются? Именно в теплой и дружественной атмосфере ребенок проявляет себя лучше всего.

Более того, не попробовав различные виды деятельности, крайне сложно узнать, что же ученику нравится больше всего и к чему у него действительно есть талант. Именно такие занятия проводит вальдорфская школа. Москва – это тот город, где сосредоточены одни из самых лучших школ Штайнера.

Первая вальдорфская школа

Такую замечательную систему образования создал и внедрил австрийский ученый-философ Рудольф Штайнер. Кроме того, именно он создал такое учение о духовном познании, как антропософия. Об этой науке, мы поговорим немного позже, а сейчас все-таки вернемся к созданию первой вальдорфской школы. Весной 1919 года Штайнер проводил встречу с работниками сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» на которой были освещены проблемы обучения и воспитания детей в обычных школах. Ученый озвучил учебные программы вальдорфской школы, которые он предполагает внедрить, а также рассказал о антропософийском учении и о необходимости духовного развития детей. Многих родителей заинтересовало его мировоззрение и перспективы открытия нового, альтернативного учебного заведения и, конечно же, они согласились отдать своих детей в такую школу. Незамедлительно Эмиль Мольт (руководитель сигаретной фабрики) купил помещение и начал обустройство новой школы. Так как основателем новой педагогики был Рудольф Штайнер, такое учебное заведение иногда носит название: «Вальдорфская школа Штайнера».

Наука о духе

Именно так многие научные деятели характеризуют учение об антропософии. В переводе с греческого «софия» – это мудрость, а «антропос» – человек, соответственно наука изучает особенности развития индивидуума в духовной сфере. Это учение было выделено из теософии, и также основывается на богопознании и созерцании Бога. Разница состоит лишь в том, что антропософия основывается на немецкой классической философии и учениях И. Гёте, Ф. Шиллера.

Считается, что это мистическая наука, которая может помочь развить в человеке магические способности. Штайнер называл данную область познания «гётеанством 20 века», а поскольку Гёте какое-то время был масоном, можно смело утверждать, что антропософия так или иначе, связана с магией и мистикой. Именно на основе этих представлений и была создана вальдорфская школа. Что это такое за способ саморазвития и почему у Штайнера было огромное количество последователей?

Единство трех ипостасей

В учениях антропософии человек рассматривается не только как единое целое, но и включая такие составляющие, как: душа, тело и дух. Они же, в свою очередь, имеют свои физические и психологические характеристики: дыхательная система, сердце и дух относятся к сфере эмоций, нервная система и мозг – к интеллектуальной(душа), обмен веществ и опорно-двигательная система – это тело. Наука антропософия изучает, как гармонизировать эти три сферы между собой: человек должен быть силен духом и телом, а также иметь благородную душу. Именно знания о том, как этого достичь и дает вальдорфская школа. Что это такое за мистическая наука и имеет ли она отношение к развитию детей? На этот вопрос можно найти ответ, изучив основные положения антропософии более детально.

Принципы духовной науки

В первую очередь для того чтобы любой ребенок развивался, чувствовал себя комфортно и мог раскрыть свой потенциал, ему необходимо уважение. Он не должен чувствовать себя в учебном заведении обиженным или обделенным вниманием. Антропософия изучает методы саморазвития при помощи творчества и медитаций. В различных городах и школах методы обучения могут немного отличаться, и в основном это зависит от квалификации педагогов. К примеру, одна вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может делать уклон в учебном процессе на творчество (рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах), в то время как другая – на душевно-духовное развитие. Так или иначе, в любой школе Штайнера дети в течение дня рассматривают и творческий, и трудовой, и душевно-духовный блок.

Особое внимание в педагогике вальдорфской школы уделяется изучению культуры и традиций. Для того чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, он должен понимать, что вокруг него есть целый мир очень интересный и многообразный. Различные спектакли и постановки, выполняемые самими же детьми, помогают им почувствовать себя чем-то большим, чем просто школьник. Определенная вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может стать для ребенка не просто учебным заведением, а второй семьей, где ему будет комфортно и уютно. Особенно такие школы нравятся деткам, у которых нет братьев и сестер. Дружественная атмосфера в учебном заведении им настолько нравится, что они готовы находиться в школе практически весь день. В теплой и дружеской обстановке деткам очень нравится, они находят новых друзей и единомышленников.

Природа, как часть человека

Педагогика Штайнера уделяет особое внимание окружающей среде. Если ребенок не научится чувствовать себя одним целым с природой, он некогда не сможет открыть весь свой потенциал. Как правило, учебное заведение располагают поближе к природе: к чистому лесному воздуху, возле речки, недалеко от гор. Сама же школа не сильно напоминает класс, это скорей уютный дом, где можно собраться новой семьей (классом), позаниматься творчеством и духовным развитием. Даже мебель в современных вальдорфских школах, как правило, не содержит пластика и токсических веществ – все только натуральное.

Система оценивания

Обучение в вальдорфской школе очень отличается от уроков в обычной школе. Совершенно другая программа развивает в детях интерес к учебе, неподкрепленный соперничеством. Нету худших и лучших, каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. Ему не ставят оценок и не отчитывают за незнание чего-либо. Кроме того, отличительной особенностью такого учебного заведения является отношение преподавателей к подсказкам. Если в массовой школе за подсказки и списывание ругают, то здесь же это называют помощью и очень даже приветствуют. Ни в коем случае в минуты неудач ребенок не должен чувствовать себя одиноким. Наоборот же, в такие моменты весь класс и педагоги оказывают ему поддержку, помогают, объясняют то, что ребенок не понял. В учениках формируется стойкая уверенность, что они не одни в этом огромном мире, что всегда есть люди, которые придут на помощь, и более того, этот ребенок также будет с радостью помогать кому-либо.

Учебная программа

Естественно, что программа в школе Штайнера имеет огромное количество отличий от обычной массовой школы. Все это объясняется тем, что в таких учебных заведениях абсолютно другой уклон и цели, преследуемые педагогами. Детей не заставляют заучивать что-либо наизусть – это и есть основное кредо такого метода обучения, как вальдорфская педагогика. Плюсы и минусы данной школы обсуждают многие ученые, однако к общему мнению так никто и не приходит. Это объясняется тем, что у данной педагогики есть огромные отличия, которые противоречат обычной школьной программе. К примеру, в 1-2 классах детей не учат чтению и письму. Два года в игровой форме деток учат буквам и цифрам.

На уроках, как правило, дети учатся рисованию, шитью, вязанию, садоводству, иностранным языкам. Сложные точные науки, такие как, например, математика, в начальной школе изучается только в игровой форме: дети, держась за руки, водят хороводы(круг), двигаются по вертикали, диагонали, по квадрату, по прямоугольнику. «Прочувствовав эти фигуры на себе», ученикам в дальнейшем не составляет труда их нарисовать, разделить пополам, найти периметр и площадь.

Праздники и концерты

В вальдорфских школах очень много внимание уделяют праздникам и концертам. К каждому мероприятию дети вместе с педагогами готовят выступления, шьют сами костюмы, украшают концертный зал. Это очень сближает деток, дает им возможность самовыражаться. Выступление на сцене для стеснительного ребенка – это возможность стать более раскованным и непринужденным.Чаще всего на такие праздники в качестве гостей приглашают родителей и близких родственников. Ребенок, чувствуя поддержку, выступает на сцене еще более уверенно. Именно вальдорфская школа, отзывы родителей о которой только положительные, благотворно влияет на детей, развивая в них самые неожиданные таланты.

Вальдорфский детский сад

Педагогика Штейнера стала настолько популярна в Европе и Азии, что возникла необходимость в создании и дошкольных учреждений на основе этого учения. После обычного детского сада ребенку, которого отправляют учиться вальдорфскую школу, приходится нелегко. Модель обучения, которую он видел в детском саду, полностью противоречит новой школе: в обычном дошкольном учреждении детей уже начинают учить серьёзности, усидчивости, буквам и цифрам. Вальдорфский детский сад — это учебное заведение для дошкольников на основе педагогики Штайнера. Здесь детки в процессе игры познают мир, делают поделки, играют в дочки-матери, в магазин, в больницу. Для поделок используют различные натуральные материалы: камешки, листочки, шишки, желуди. Игрушки в таких садиках тоже только деревянные или тряпочные.

Подходы и методы

Основной проблемой обычных массовых школ является вопрос грубости и жестокости школьников. Неуважение к взрослым, нежелание учиться – это трудности множества родителей, с которыми им справиться не по силам. Школьным педагогам в массовой школе также приходится нелегко.

Только дружная и теплая атмосфера, может действительно хорошо способствовать учебному процессу и развитию личности. Игровой процесс, в котором детки учатся, развиваются, познают мир способствует развитию мелкой моторики и речи. Всеми этими особенностями обладает вальдорфская школа. Москва, город в котором сосредоточено огромное количество таких школ, но что самое интересное, что они не подчиняются городскому отделу образования и науки. В отличие от обычных учебных заведений, в таких школах нет централизованного административного управления, а значит все они между собой не связаны и никому не подчиняются. В штайнеровских школах, как правило, нет директоров, ими управляет совет, состоящий из педагогов и родителей.

Любая вальдорфская школа, стоимость обучения которой в европейских странах стремится к нулю, развивает в детях духовность и таланты. Даже пенал, с котором ребенок приходит на занятия, он делает с родителями сам.

Конечно, приверженкам строгой дисциплины, такая школа точно не понравится. У детей практически нет каких-либо границ. Если по какой-то причине ребенку на занятии не нравится или он это уже умеет, он может спокойно выйти с урока. Практически весь учебный процесс родители участвуют в жизни детей: помогают организовывать праздники, делают с ними дома различные поделки и даже проводят уроки. На родительских собраниях обсуждается, кто и что умеет хорошо делать, составляется график. И так, к примеру, в понедельник одна из мам рассказывает детям технику плетения изделий из бисера, а во вторник – папа одного из учеников учит их делать лодочки из дерева. Каждый ребенок, независимо от того, мальчик это или девочка посещает все занятия и учится вместе со всеми. Кто сказал, к примеру, что мальчик не может вязать или вышивать, а девочка не должна работать с деревом? Это всего лишь предрассудки, которых нет в таком учебном заведении, как вальдорфская школа. Адреса и контакты школ с штайнеровской педагогикой можно найти на их личных сайтах. Кроме того, как правило, вальдорфские учебные заведения каждый год проводят день открытых дверей. Можно посетить данное мероприятие, познакомится с учителями и родителями, понаблюдать за учебным процессом и решить для себя, подойдет ли такая школа вашему ребенку.

fb.ru

Вальдорфский детский сад

Обучение через наблюдение

Замечание 1

Согласно вальдорфской педагогике, период жизни ребенка от ноля до семи лет сопровождается интуитивным проникновением в суть действий окружающих. Дети учатся преимущественно через подражание.

В процессе наблюдения у ребенка пробуждается интерес, который порождает эмоциональную вспышку и, как результат, включается мыслительная деятельность. У взрослых людей процесс организован иначе. С этим часто и связаны ошибки в обучении и воспитании детей, когда общение начинается с дискуссии и объяснений. Штайнер призывает своими действиями и поступками учить ребенка.

В обычном детском саду на занятии по рисованию специальный педагог рассаживает всех детей за одинаковые столы с одинаковыми наборами материалов, объявляет тему занятия и далее реализует пошаговый показ действий, в процессе работы корректируя действия детей при помощи прямых указаний или игровых приемов.

В вальдорфском детском саду дети, приходя в детский сад, вдруг обнаруживают, что педагог уже рисует. Дети заинтересовываются еще на пороге группы. Педагог обязательно здоровается с детьми, но не отвлекается от интересного занятия. Дети начинают наблюдать и узнают, как правильно держать кисточку и обращаться с красками, как получить яркие, красивые мазки.

С научной точки зрения подражательная природа действий ребенка не вызывает никаких сомнений.

Запрет на ранее интеллектуальное развитие

Замечание 2

По теории Штайнера ребенок до семилетнего возраста не расположен к рассудочной деятельности, поэтому раннее интеллектуальное развитие и обучение в вальдорфских детских садах находится под запретом.

Современные специалисты в сфере дошкольной педагогики также придерживаются мнения, что целенаправленное обучение чтению, счету, письму необходимо начинать не ранее шести-семи лет.

Педагог — помощник

Ребенок, согласно вальдорфской теории, изначально самостоятелен в своем познании, а взрослый может быть только помощником, эталоном для подражания, его основная задача состоит в окружении ребенка любовью и заботой.

С данным принципом не согласятся только приверженцы авторитарной педагогики. Педагоги, строящие свою работу на принципах гуманизма и искренней веры в ребенка, не станут оспаривать данный принцип работы в вальдорфских детских садах.

Игрушка – основа развития

В детских садах, работающих по вальдорфской методике,множество удивительных игрушек, чаще всего это игрушки-самоделки из природных материалов, деревянные игрушки. В таких детских садах нет обычных пластиковых игрушек слишком насыщенных цветов. Интересно, но лица кукол, согласно теории Штайнера, не прорисовываются, а только намечаются кружочки глаз. Рудольф Штайнер полагал, что чем больше фиксирована игрушка, тем меньше простора для творчества и фантазии она оставляет детям. В таком подходе есть рациональное зерно: невозможно играть с куклой, которая все время улыбается, переживая одну и ту же эмоцию.

Дети делают для себя куклы самостоятельно, шьют их из войлока, шерсти, воспитатели при этом наравне с воспитанниками участвуют в процессе, помогая им.

Разновозрастные группы

Группы в вольдорфских детских садах разновозрастные. Смешанные группы несут определенный педагогический смысл: старшие дети оказывают помощь младшим, а младшие тянутся во всем за ребятами более старшего возраста.

Эвритмия

Определение 1

Эвритмия – это выражение музыкальных звуков с помощью движений тела.

Эта дисциплина включена в программу вальдорфских учебных заведений с самого раннего возраста. Эвритмические упражнения дают возможность почувствовать свое тело, единство с космосом, гармонизируют личность ребенка. Эвритмический компонент присутствует в театральных представлениях, на концертах в детском саду.

Музыкальные упражнения постоянно присутствуют в вальдорфском саду. Они включают игру на флейте, арфе, пение народных песен, музыкальные композиции в жанре пентатоники. Все это способствует естественному развитию эмоциональной, телесной, духовной составляющей личности ребенка.

spravochnick.ru

Почему я для своего ребёнка выбираю Вальдорфский детский сад.

Скажу честно, не понаслышке зная систему государственных детских садиков, принципы, требования и отношение в них к воспитателям. Я для себя с самого рождения дочери решила, что в государственный детский сад её не поведу.
Потому что, к сожалению, в нашем государстве нужно быть святым, чтобы в условиях, в которые загоняет воспитателя система, сохранить равновесие, доброжелательное отношение к детям, силы, желание и любовь к своей работе.
А ведь личность воспитателя, его отношение к жизни, ценности, опыт — это ведь очень важно, не так ли? К сожалению, реальность такова, что в детский сад сейчас редко идут работать по призванию и огромной любви к детям… Чаще всего — идут, потому что на лучшее место не попали (или не взяли)… Естественно, как и везде, попадаются исключения — воспитатели, не утратившие блеск в глазах, любящие детей, занимающиеся самообразованием и успешные в личной жизни. Но таких, наверное, один на миллион. По крайней мере, я таких не встречала… А вы?
Есть ещё частные сады разноплановые, но про них я вообще ничего сказать не могу. Они очень разные — здесь уж, как говорится, «на кого нарвёшься»… Может и повезти. Один такой садик, например, мне встречался. Один… Из десятков других, правда.
Но есть ещё детские садики, для работы в которых, воспитатели проходят отдельную программу обучения, которая длится не один год и стоит денег. И это уже интереснее… Почему? Да потому, что человек, который готов потратить деньги и время, скорее всего, верит в эту философию, осознанно выбирает такую работу и за годы обучения имеет ещё возможность проверить и убедиться в своих намерениях.
Я говорю сейчас в основном про две системы, которые имеют своих сторонников и противников, — это садики, работающие по системе Монтессори и Вальдорфские детские сады.

С обоими системами, по долгу профессии, я достаточно хорошо знакома. И именно потому, что знаю их изнутри — Осознанно выбираю для своего ребёнка Вальдорский детский сад.

Потому что философия Рудольфа Штайнера — очень глубокая и затрагивает жизнь человека целостно, практически со всех сторон: от рождения (хотя, на самом деле и до рождения даже) и до самой смерти. Философия Марии Монтессори мало что говорит о совсем крошечных малышах, практически ничего не говорит о взрослых и то, что мне встречалось, должна сказать весьма однобоко.

Но, раз уж мы здесь говорим о детских садах, то опустим нюансы общей философской системы, а сконцентрируемся на бытовых вещах — на том, как дети «живут» в этих детских садах.

Детство — это такая волшебная страна, в которой все существует по-другому, не так, как у нас — взрослых. И я всеми руками ЗА то, чтобы это детство оберегать, холить и лелеять. Потому как, взращивая и оберегая детскую душу мы закладываем мощный ресурс для развития, самооценки, способности любить и доверять у взрослого человека. Ребёнок — существо интуитивное и мыслящее образами, ему не нужны сухие факты и «правильные» слова. Он к ним сам созреет и усвоит, когда прийдет пора…
Так вот, понимая это, в Вальдорфских детских садах всячески поддерживают атмосферу сказки и волшебства. В спальне у деток живёт Фея Снов, в корнях деревьев — гномики, Святой Николай приносит на праздник гостинцы в мешочке, на Праздник Фонариков — детки зажигают самодельные фонарики и вместе с родителями и воспитателями идут в гости к Гному, который живёт на Поляне… Особое внимание уделяется сказкам. Сказки — это пища для души, их рассказывают перед сном или в кругу при свече, выбирая народные сказки, в которых через образы детская душа получает уроки жизни.


В Монтессори садах дети тоже слушают сказки. Но им обязательно сообщают (дабы не питать иллюзии), что сказка — это вымысел, так в жизни не бывает, в сказках действующие лица — ГЕРОИ (здесь и дальше БОЛЬШИМИ БУКВАМИ я выделяю слова, которые используются в обиходе и в общении с детьми) . А Зубная фея, Дед Мороз и т.д. — это ПЕРСОНАЖИ. Их не существует на самом деле. Все должно быть максимально реалистично.
В Вальдорфском детском саду дети ЖИВУТ и ИГРАЮТ — это не большие, уютные, по-домашнему обставленные комнаты, в которых в качестве игрушек часто собраны природные материалы — шишечки, каштанчики, пенечки, разные ткани и т.д. Все имеет не идеальную форму, такую — какой создала её природа.
Игрушки — все из натуральных материалов, в основном самодельные, сшитые руками воспитателя, наполненные человеческим теплом…
Разнообразные животные, куклы — особенные, с минимумом деталей и мимики (для того, чтобы в процессе игры, ребёнок сам мог наделить их любым настроением, характером, качествами). И дети, свободно двигаясь, используя все пространство, выбирают и взаимодействуют с любыми предметами, перемешивая и создавая из них свои сюжеты, воплощая в игре свои фантазии. Убирать игрушки дети начинают все вместе, когда САДОВНИЦА (так называется Воспитатель в саду 🙂 начинает петь специальную песенку про уборку.В Монтессори садиках пространство поделено на ЗОНЫ, каждая предусмотрена для развития какого-то определенного навыка или способности, например, ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, ЗОНА НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ и т.д. Там у детей не игрушки, а МАТЕРИАЛЫ и они с ними не играют, а РАБОТАЮТ. Им ПРЕЗЕНТУЕТ материал изначально Воспитатель, показывает КАК НУЖНО с ним РАБОТАТЬ, а дальше ребёнок имеет «свободу» работать с ним столько, сколько ему нужно, после чего он может поставить материал на полочку и перейти к другой зоне или материалу. Животные для игры выполнены максимально реалистично, с мельчайшими подробностями и нюансами. Материал для работы — это чётко вымеренные, в соответствии с законами физики и геометрии фигуры, с основательно продуманным дидактическим смыслом и назначением.
В Вальдорфском детском садике дети учатся считать, помогая накрывать на стол и ставя тарелочки товарищам. В Монтессори саду — по специальным карточкам.
В Вальдорфском детском саду дети узнают о явлениях природы, фруктах и овощах, помогая готовить их, выращивать и ухаживать за ними на грядках. В Монтессори садике — по очень сходному с оригиналом муляжу и соответствующим карточкам.
В целом можно сказать, что в Вальдорфском саду ребёнок просто ЖИВЁТ, и в процессе жизни сталкивается с разными ситуациями, решая которые развивается. Здесь нет отдельных, не привязанных к жизни задач — все жизненное и понятное.
В Монтессори садиках создают искусственные ЗОНЫ, занятия в каждой из которых развивают отдельные навыки и умения, якобы подготавливая тем самым деток к реальной взрослой жизни. 🙂
На самом деле, различий в этих системах очень много — это два разных Мира, созданных каждый со своей целью. И должна вам сказать, что эти системы работают! Каждый добивается своей цели!
В Вальдорфских садах растут дети с открытой душой, способной любить и видеть прекрасное. В Монтессори садиках подрастают самостоятельные интеллектуально развитые личности. (Это не значит, что одно другое исключает, но я так написала, дабы выделить основные акценты в воспитании в каждой системе).
Радует одна общность — это отношение к ребёнку, как главной ценности. Вот это — самое важное!

Я никого не агитирую и не отговариваю. Выбирайте сами — чего вы хотите и желаете больше?
Только, напоследок, задумайтесь — а зачем вам — родителям — эта ранняя интеллектуализация? Практического назначения в ней нет никакого — уже исследованиями давно доказано, что успехи ребёнка, научившегося читать и писать в 3 года (и раньше) и научившегося это делать в 7, к 8-ми годам уравниваются…
Так зачем же это ВАМ нужно? Не для того ли, чтобы потешить своё ЭГО и похвалиться перед друзьями (коллегами, бабушками и т.д.) об успехах вашего ребёнка?

P.s. Перехватывая «тапки» летящие в мою сторону, замечу, что некоторые элементы системы Монтессори мне очень даже импонируют, но вся система в целом, реализованная по всем стандартам в детском саду — нет, не для меня. Я выбираю для своего ребёнка другое. А вы в праве выбирать своё…

alenaskorik.livejournal.com

Вальдорфская дошкольная система воспитания [Энциклопедия мамы]

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • создание атмосферы, благоприятной развитию;

  • воспитание через подражание и пример;

  • культивирование многообразных форм игровой деятельности;

  • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;

  • организация здорового ритма жизни группы;

  • занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия).

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения» В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: «Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка». Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен «к выражению лиц окружающих взрослых». Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, «атмосфера любви» является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека. Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами. Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям. Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3-4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику — учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. — ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: «Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример». Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: «Все, чего мы хотим достичь в воспитании -мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада» — писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие — прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей. Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки – для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д. Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти — сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение — важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики. При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом , полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты. Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, – каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, – непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья». Ритм дня составляют чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» – свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, — сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм: в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой — занимаются эвритмией, в третий — их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. — Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.

Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, – организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых. Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные «игрушки»: поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный «строительный материал» – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры. В играх «принимает участие» и «обычная» мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней. Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление — лечебная педагогика. Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку. Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны. Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.

Итак, подведём итоги. Если рассматривать вальдорфскую педагогику с сугубо положительной точки зрения, то можно сделать следующие выводы.

  • Вальдорфская группа – разновозрастная, и маленькие дети легко и естественно учатся здесь, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить. Все как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается повседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежку, шьет кукол, а время от времени присоединяется к своим питомцам, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле. Так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере обычного детского сада.

  • В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже ткацком станке.

  • Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.

  • Специальных «музыкальных занятий» в вальдорфском детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая детям сказку, воспитательница также сопровождает свой рассказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

  • Если у садика есть своя огороженная площадка, там, как правило, разводят огород, где каждый может попробовать вырастить не только картошку и свеклу или редиску, но даже пшеницу, а потом самостоятельно смолоть ее и испечь настоящий хлеб. В идеале в вальдорфском детском саду должна жить еще и козочка или овечка, чтобы дети могли на практике узнать, что молоко не растет в пакетах на деревьях.

  • Одна из особенностей вальдорфского детского сада – обилие праздников. Здесь широко празднуют не только традиционные религиозные праздники (Пасху, Масленицу. Рождество), но и особые, собственного сочинения. Например, ранней осенью это – Праздник Урожая, заботливо выращенного и собственноручно собранного, а в ноябре, когда дни так коротки и неуютны, устраивают знаменитый Праздник Фонариков, во время которого дети берут в руки самодельные фонарики с зажженными свечками и с пением отправляются искать волшебное царство гномов. С особым размахом празднуют и детские дни рождения: здесь это не формальная раздача конфет, а настоящий праздник, во время которого в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

Казалось бы, такой детский сад – идеальная среда для развития ребенка. И все же не все так просто.

  • Во-первых, к какой бы религиозной конфессии вы ни принадлежали и как бы ни относились к религии вообще, нельзя забывать, что антропософия, учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, если и не является сектой, то, во всяком случае, остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с мистикой, эзотерическими учениями, и даже если это напрямую и не отражается на жизни детского сада, исподволь все равно влияет на формирование личности ребенка.

  • Во-вторых, в вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире. То есть упускается тот уникальный возраст, когда малыш с легкостью, играючи мог бы научиться и читать, и писать, и считать. Кроме того, не имея подготовки, ребенку будет трудно поступить в обычную, не вальдорфскую школу (а такие, как уже говорилось, относятся у нас скорее к разряду диковинок). Конечно, с этим легко было бы справиться, занимаясь с малышом дома или отдав его дополнительно на курсы. Но дело в том, что подобные вещи отнюдь не приветствуются в вальдорфских детских садах, и, узнав, что ребенок где-то учится, вам, скорее всего, порекомендуют или прекратить занятия, или забрать ребенка из сада. Столь же негативно отнесутся здесь и к тому, что вы отдадите ребенка в музыкальную или спортивную школу, в изостудию. Безусловно, можно не афишировать, что вы учите малыша азбуке или игре на фортепьяно, но так вы обречете его на двойную жизнь. Представьте себе, как трудно маленькому человечку параллельно существовать в двух совершенно разных системах ценностей.

  • То же самое касается и других, казалось бы, менее существенных вещей. Взять, например, игрушки. В вальдорфских детских садах они особенные: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашенные игрушки из дерева и глины. Не только руганные-переруганные Барби и Покемоны, но даже обычные классические куклы, машинки, конструкторы здесь под запретом. Ребенок должен играть лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками. Готовая же фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества – считают педагоги-вальдорфцы. Возможно, многие родители с этим и согласятся, но вряд ли дворовые приятели вашего малыша всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные «голыши» круче радиоуправляемого автомобильчика и куклы с приданым. А значит, малыш или выпадет из детского (несадовского) социума, станет аутсайдером и будет мучительно страдать или, что наиболее вероятно, будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, вновь будет обречен вести двойную жизнь.

  • Столь же непростая ситуация складывается и с чтением. В вальдорфском детском саду воспитательница ежедневно рассказывает детям сказку, нередко сопровождая ее маленьким кукольным представлением. Дети от этого обычно в восторге. Казалось бы, чего же здесь плохого? Но дело в том, что круг чтения в вальдорфском детском саду, да и школе, очень ограничен: это или волшебные сказки (по большей части – братьев Гримм), или легенды из жизни средневековых рыцарей, или германские мифы, иногда – отрывки из Библии. К литературной сказке, рассказам о жизни детей и т.д. вальдорфские педагоги относится крайне негативно, почему-то считая, что история о Малыше и Карлсоне или Нильсе и диких гусях меньше развивают фантазию и творческие способности, чем сказка о Белоснежке и гномах или Спящей красавице. То есть, при огромном, казалось бы, внимании к чтению за бортом остается колоссальный пласт великолепной детской литературы.

Итак, прежде чем отдать малыша в вальдорфский детский сад, стоит очень хорошо взвесить все «за» и «против». Но это не значит, что стоит бездумнои навсегда отвергать уникальные возможности вальдорфской педагогики.

Совсем несложно сшить малышу изумительные вальдорфские куклы и игрушки. Потребуется лишь пара лоскутков, клочок шерсти да час свободного времени и немного терпения.

Научитесь вместе с детьми лепить из глины и воска, прясть и ткать, резать по дереву и смешивать краски.

А как рад будет ваш малыш, если вы устроите для него и его друзей вальдорфский кукольный театр на столе. Сделать это совсем не сложно.

Из картона, очень плотной ткани, кожи или фетра сверните конус: это будет тело куклы. Кусочек ваты, синтепона или непряденной шерсти оберните трикотажем и вставьте в прорезь конуса – вот и головка. Зверей можно соорудить все из той же шерсти, намотанной на проволоку, собрать из картонных конусов и цилиндров (их подробные описания можно найти в книгах типа «Волшебная бумага» и т.д.), а можно просто слепить из пластилина или нарисовать и вырезать. Теперь с помощью разноцветных ниток, кусочков ткани и меха соорудим куклам парики и наряды, стол накроем красивым платком, а декорации можно сделать совсем простые: пара небольших коряг – это лес, красиво задрапированная коробка из-под обуви – сказочный замок или вертеп, в котором родился Христос. Несмотря на кажущуюся простоту, спектакль «настольного» театра может быть удивительно красивым, особенно если вы не пожалеете для декораций фольги и блесток, а «сцену» осветите при помощи живого огонька свечи (соблюдая, конечно, правила пожарной безопасности и ни на секунду не оставляя малышей наедине с зажженным огнем и спичками). Если кто-то из детей умеет играть на флейте, скрипке, фортепьяно или гитаре, он может позаботиться о музыкальном сопровождении. Даже явное несовершенство исполнения не сможет затмить того тепла и уюта, который придаст спектаклю живая музыка, а малыш будет горд и счастлив: ведь это благодаря его игре получилось так красиво! Разыграйте в своем театре рождественскую мистерию, поставьте красивую волшебную сказку: «Спящую красавицу», «Дюймовочку», «Щелкунчика».

А может, темным и ненастным осенним вечером вам захочется смастерить из молочных пакетов разноцветные веселые фонарики и отправиться на поиски сокровищ гномов? Только заранее позаботьтесь о том, чтобы в нужном месте оказался роскошный клад: золотые шоколадные медальки, бенгальские огни, хлопушки и фейерверки!

А что если, следуя рекомендациям педагогов-вальдорфцев, развести небольшой огородик или даже попробовать посеять и вырастить пшеницу, а потом собственноручно испечь из нее хлеб?

Словом, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она может научить – это уважение к личности малыша, бережное отношение к тому прекрасному, быстротечному и невозвратному времени, которое зовется детством.

mamuli.info

Вальдорфская педагогика | MamaMoldova

На сегодняшний день вальдорфская педагогика мне ближе всех остальных. Она принципиально отличается от прочих существующих методик воспитания и обучения детей. Зародилась вальдорфская система в Германии сто лет назад, откуда распространилась по всему миру и приобрела признание и популярность. Сейчас в мире официально открыты более 1000 вальдорфских школ и более 2000 детских садов (один лицей и один детский сад из этого числа находится и у нас, в Молдове).

Я уверена, что за вальдорфской педагогикой будущее, потому что она наиболее гуманна по отношению к детям и наиболее гармонична. Эту уверенность мне даёт и тот факт, что за всё время существования блога моя статья о кишинёвском вальдорфском детском саду по-прежнему является одной из самых популярных и читаемых. Я решила ещё ближе познакомить Вас с вальдорфским подходом взаимодействия с детьми и встретилась для этого с удивительным педагогом и воспитателем, которая уже более 20 лет следует в своей работе принципам вальдорфской педагогики. Ольга Григорьева рассказала читателям MamaMoldova о себе, вальдорфских детских садах, гармоничном развитии детей и многом-многом другом!

Ольга, как Вы стали воспитателем?

По окончании школы я хотела поступить в институт на агронома, но провалила один экзамен. Чтобы не терять время, я устроилась на работу пионервожатой в родном селе, а через год решила испытать судьбу и уехала в Выборг в Россию. Там меня сразу взяли воспитателем в подготовительную группу нового детского сада. С первого дня пришлось узнать все прелести этой работы: целыми днями я была с детьми одна даже без няни. Я специально не собиралась связывать свою жизнь с профессией воспитателя, но так сложилась судьба.

Почему Вы потом сделали выбор именно в пользу вальдорфской педагогики? Чем она привлекла Вас?

В Выборге я проработала в детском саду 10 лет, вышла замуж, родились дети. Но в 90-м году мы с мужем решили вернуться с Молдову. Как раз в то время “открылась” граница, и стали возможными поездки в Румынию на семинары по различным образовательным методикам. После этих поездок в Кишинёве открылось два вальдорфских класса и несколько вальдорфских групп для детей дошкольного возраста.

Заинтересовавшись, я поехала на обучение по вальдорфской педагогике в Бухарест. И с тех пор каждый год я посещаю специализированные семинары для воспитателей, где мы обмениваемся друг с другом опытом. Эти встречи очень важны для всех нас, это как подпитка для того, чтобы иметь силы работать дальше.

Почему меня заинтересовала вальдорфская система? Мои дети тогда были маленькими, и я искала какие-то другие подходы к воспитанию, нежели те, которые практиковались в обычных школах и детских садах. Например, меня привлекло то, что дети в вальдорфской педагогике воспитываются не в жёстких рамках, как было в то время принято, а в свободе. В результате вырастают независимые личности, которые сами могут принимать решения и строить свою судьбу. Конечно, поначалу мне было сложно понять, где же всё-таки проходит грань этой свободы. Потом я почувствовала, что свободу просто нужно давать ребёнку не сразу, а показывать её постепенно. С опытом приходит осознание того, как лучше. Вообще могу сказать про вальдорфскую педагогику, что, опираясь на общие принципы, каждый отдельный педагог должен почувствовать каждого отдельного ребёнка и действовать, ориентируясь на его потребности.

И что это за общие вальдорфские принципы?

Один из базовых принципов вальдорфской педагогики – человек воспитывается человеком. Не посредством телевизора и интернета, а именно человеком. Другой важный принцип – человек воспитывается целостным: физически, интеллектуально и духовно.

И как, например, Вы воспитываете в детях духовность?

Маленькие дети духовны сами по себе, ведь они совсем недавно пришли к нам «с небес». Их духовность проявляется в том, что они постоянно хотят удивляться, и мы должны дать им эту возможность, и мы должны удивляться вместе с ними: каждой мелочи, каждой букашке, каждому маленькому открытию. Старших же детей я стараюсь научить помогать друг другу, заботиться о младших (в вальдорфских садах дети от 3 до 7 лет находятся в одной группе, нет деления детей по возрасту), относиться друг к другу как к братьям, где-то слушаться друг друга, где-то – уступать. И за столом перед каждым приёмом пищи и после него мы с детьми проговариваем слова благодарности за пищу, которая есть у нас. Это не связано ни с какой религией. Вальдорфская педагогика находится вне религиозных течений.

Почему вальдорфская педагогика не приветствует раннее развитие детей?

В вальдорфской педагогике раннее развитие неприемлемо, так как оно отрицательно сказывается на растущем детском организме. Все силы, которые должны идти на рост и развитие внутренних органов и систем, идут на преждевременное интеллектуальное развитие. У нас считается, что до семи лет ребёнок должен развиваться физически, а уже после семи лет, когда у человека происходит смена молочных зубов – организм готов к обучению. В вальдорфском саду детям даётся свобода для познания окружающего мира. Например, мы не запрещаем ребёнку играть в грязи, если ему это интересно. Но мы специально не обучаем детей счёту и письму. Детки у нас учатся считать, но в игровой форме. Так, каждое утро, когда все воспитанники приходят в группу, мы считаем, сколько нас сегодня в детском саду. Во время обеда, когда дежурный раздаёт всем тарелки, он также вспоминает счёт. Это касается в основном старших детей. Маленькие потом сами у них всему учатся.

Хорошо, а как в вальдорфских детских садах воспитатели занимаются с детьми? Как развиваются творческие способности детей, коммуникационные навыки?

В вальдорфском детском саду день очень насыщенный, свободного времени у воспитателя буквально нет! Каждый день с утра – обязательно рисование (красками или восковыми мелками). Причём мы даём детям всего три цвета, и малыши путём смешения и сочетания цветов открывают для себя сами множество новых оттенков! После завтрака всегда выделяется время для свободной игры. Игрушки, с которыми играют воспитанники вальдорфских садов, очень простые и обязательно натуральные: деревянные, вязанные, сшитые родителями и воспитателями.

Почему игрушки, с которыми играют дети, должны обязательно быть простыми и натуральными?

Во-первых, ребёнок должен видеть, откуда появляется игрушка (ткань, дерево), тогда у него не возникает желания её разобрать и посмотреть, что внутри. Во-вторых, такие игрушки сделаны добротно. Очень важно, чтобы игрушка не ломалась у ребёнка на глазах. В-третьих, натуральные и простые игрушки провоцируют ребёнка на действие, это развивает детскую фантазию. По этой же причине часть вальдорфских кукол не имеет лица (лицо белое, без нарисованных или вышитых черт) – «эмоция» и «выражение лица» такой куклы меняется постоянно в зависимости от задумки ребёнка.

Кстати, игрушками могут быть такие предметы и вещи, которые на игрушки совсем не похожи на первый взгляд. Например, ткань, шерсть. Детям нравится обмотаться в лоскут ткани и придумать себе какой-то образ, а из шерсти им очень интересно выкладывать «картины» на куске фетра (шерсть хорошо прилипает к фетру). Помимо свободной игры и игр с тканью ткачество и пальчиковые игры являются у нас обязательными элементами развития детей.

Если вернуться к теме развития ребёнка в вальдорфской педагогике, каждый день у нас проводится игра в кругу, где мы учим стихи, двигаемся, поём. После этого – опять свободная игра, на улице. Иногда дети играют сами по себе, иногда воспитатель организовывает совместную подвижную игру. Вообще свободная игра для детей очень важна. Для них это как выдох, возможность выплеснуть наружу всё то, что они узнали за время занятий, поиграть в то, что они только что усвоили. Свободная игра должна быть после каждого развивающего и познавательного занятия, причём если на само занятие отводится 20-30 минут, свободная игра должна длится целый час!

Перед обедом в вальдорфском саду – обязательно сказка. Воспитатель никогда не читает сказку по книжке, а рассказывает её детям по памяти. Это общеизвестные народные сказки или сказки популярных детских авторов. Одна и та же сказка рассказывается в саду в течение недели. Это делается для того, чтобы дети задумались над сюжетом, лучше поняли смысл сказки, развивали критическое мышление. Если первые дни ребята просто слушают сказку молча, то на третий-четвёртый день у них рождается множество вопросов: «а почему так», «а что значит это слово»…

Ольга, как Вы считаете, нужен ли вообще ребёнку детский сад? Сейчас всё больше мам решает самостоятельно воспитывать и обучать детей дома до самой школы.

Если ребёнок растёт в большой семье, где детей больше, чем взрослых, где по соседству живут другие дети, с которыми всегда можно поиграть вместе на улице, плюс к этому по вечерам мама рассказывает такому ребёнку стихи и сказки, тогда детский сад не нужен. Однако сейчас это возможно только в селе. В городе, на мой взгляд, ребёнку обязательно нужно посещать детский сад, так как общение со сверстниками для него чрезвычайно важно.

В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в сад?

Не раньше того времени, когда ребёнок может оторваться от мамы. Обычно это происходит к 3-4 годам. На мой взгляд, до трёх лет ребёнку не нужны ни детский сад, ни развивающие центры. До трёх лет ребёнку нужен только уход мамы, её забота и любовь.

Интересно, как в вальдорфских садах воспитатели добиваются послушания детей?

Добиться послушания помогает ритм. Вообще режим для ребёнка очень важен. Для детей необходимо, чтобы всё происходило в одно и то же время. Это дисциплинирует их. В детском саду некоторые дети сперва стоят в стороне и не хотят участвовать в общих действиях. Потом они осваиваются и включаются в процесс. Просто во всём должен быть режим: и в питании, и в пробуждении, и в засыпании, и в играх.

А как воспитатель разрешает конфликтные ситуации: повышает ли он голос на ребёнка, наказывает ли его…?

Я считаю, что дети должны видеть перед собой настоящего человека: с его радостями и огорчениями. Поэтому нужно не притворяться, а быть естественным, но помнить, что чувство страха негативно влияет на физическое развитие маленького ребёнка – от страха ребёнок сжимается и все его внутренние органы тоже. Это значит, что нужно оградить малышей от любых слишком громких, резких или неожиданных звуков, от запугивания («у тебя в животе заведутся червячки, если ты будешь сосать палец», «сейчас придёт доктор» и т.д.). В страхе сложно быть свободным и креативным.

Если нужно, воспитатель объясняет ребёнку и пять раз подряд, но так, чтобы не напугать его. Если воспитатель запрещает что-то детям, он должен знать, почему он это запрещает, и быть последовательным. Например: дети любят высоту и постоянно карабкаются на забор. Если это опасно для них, я запрещаю это делать, но думаю, как в будущем удовлетворить их потребность находиться между небом и землёй. Так же я поступаю в ситуациях, когда дети что-то натворили. Сперва устраняю опасность или останавливаю драку, а потом думаю, почему это произошло, беседую с каждым ребёнком в отдельности и со всеми участниками конфликта вместе. Объясняю им, почему поступать так нехорошо, что после такого инцидента неплохо было бы попросить друг у друга прощение – абсолютно невинного в конфликте не бывает.

Если в группе создана правильная атмосфера, если я хорошо знаю, чего ожидать от каждого воспитанника, и я не отвлекаюсь от детей на посторонние дела, я чувствую, кого и когда нужно остановить, отвлечь от начатой им игры, которая может привести к конфликту. При таком раскладе голос в принципе никогда не приходится повышать. Но изменением тона и суровым взглядом я пользуюсь. Ребёнок, главное, должен чувствовать, что его любят: «она меня поругала, но она меня любит». Это то, с чем каждый малыш должен оставаться после разрешения любой конфликтной ситуации.

Я восхищаюсь принципами вальдорфской педагогики! Знаю, что многие родители в Молдове тоже ищут для своих чад альтернативные пути. Почему же у нас до сих пор всего один государственный вальдорфский садик?

Государственный вальдорфский сад и лицей, которые на сегодняшний день открыты в Кишинёве, появились благодаря желанию родителей и педагогов что-то изменить. Это были люди, которые поняли важность вальдорфских принципов и которые не побоялись перемен. Это было 20 лет назад, но только сейчас, когда в лицее уже выросло одно поколение учеников, он начинает становиться популярным среди остальных родителей. Когда в стране появится больше инициативных групп мам и пап, тогда у нас и откроется больше вальдорфских детских садов!

От себя могу добавить, что инициатива родителей на самом деле первостепенна. Встреча с Ольгой Григорьевой очень вдохновила меня, и захотелось, чтобы все детки нашей страны росли вот так, в мире и гармонии. Друзья, давайте вместе творить будущее наших детей! Давайте творить его гуманным и прекрасным! Давайте узнавать друг о друге и знакомиться здесь, на страницах блога. Быть может, вместе мы сможем больше, чем нам кажется. Пишите свои мысли и пожелания. Я всегда рада Вам!

Как воспитывают и развивают детей в вальдорфских детских садах? was last modified: Февраль 22nd, 2015 by admin

www.mamamoldova.com

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о