Развивающие игры 1 класс – Развивающие игры и задания для детей 1 класса

Материал (1 класс) по теме: Развивающие игры

Развивающие игры на развитие мышления и внимания

«Исключение лишнего»

«В каждой строке пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить и назвать остальные понятия общим словом».

 1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф. (Мебель)

 2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. (Молочные продукты)

 3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки. (Обувь)

 4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор. (Инструменты)

 5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый. (Вкус)

 6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. (Деревья)

 7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед. (Транспорт)

 8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. (Имена)

 9. Лук, картофель, лимон, баклажан. (Овощи)

 10. Пожарный, учитель, врач, книга, космонавт. (Профессии)

 11. Яблоко, слива, банан, клубника. (Фрукты)

 12. Дом, дерево, машина, корова, забор. (Живое-неживое)

 13. Собака, корова, лиса, лошадь. (Дом. животные)

 14. Арбуз, голубика, земляника, крыжовник. (Ягоды — размер)

 15. Тарелка, вилка, кружка, мясо. (Посуда)

 16. Слон, овца, волк, собака. (Животные нашей страны)

 17. Смелый, храбрый, вкусный, злой, отважный. (Качества характера, характеристики человека)

 18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. (Спорт)

  20. Карандаш, ручка, фломастер, линейка. (Школьные принадлежности)

«Продолжи ряд»

  1. Лошадь – жеребёнок, корова — ….(телёнок)
  2. Собака – шерсть, рыба — … (чешуя)
  3. Огурец – овощ, ромашка — …
  4. Школа – учитель, больница — …
  5. Грядка – морковь, лес — …
  6. Девочка – платье, мальчик — …
  7. Зима – лыжи, лето — …
  8. Рука – перчатка, нога — …
  9. День – солнце, ночь — …
  10. Машина – ехать, самолёт — …
  11. Рыба – аквариум, попугай — …
  12. Трава – зелёный, снег — …
  13. Темно-светло, громко – …
  14. Утро – завтрак, вечер — …
  15. Собака – лаять, кошка — …
  16. Рисовать – рука, смотреть — …
  17. Стол – дерево, книга — …

Противоположности

(Варианты инструкции: подбери слово противоположное по смыслу, скажи «наоборот».)

  1. Высокий – …низкий
  2. Умный – …глупый
  3. Далеко — …близко
  4. Утро — …вечер
  5. День- …ночь
  6. Мокрый — …сухой
  7. Тяжёлый — …лёгкий
  8. Много – …мало
  9. Толстый – …тонкий (худой)
  10. Смелый – …трусливый
  11. Весёлый – …грустный
  12. Твёрдый – …мягкий
  13. Взять — …положить (отдать)
  14. Темно — …светло
  15. Прямой – …извилистый
  16. Здоровый – …больной
  17. Друг – …враг
  18. Добрый – …злой
  19. Идти – …стоять (лежать)
  20. Громко – …тихо
  21. Быстро – …медленно
  22. Холодно – …тепло (горячо)
  23. Дорогой – …дешёвый
  24. Гладкий – …шершавый
  25. Старый – …новый
  26. Рано – …поздно
  27. Старый — …молодой
  28. Белый – …чёрный
  29. Сладкий – …горький (кислый)
  30. Глубокий – …мелкий
  31. Полный – …пустой
  32. Подниматься — …спускаться
  33. Всё – …ничего
  34. Помнить – …забыть
  35. Голодный –  …сытый
  36. Рано –  …поздно
  37. Весна – …осень (зима – лето)
  38. Купить — …продать
  39. Найти – …потерять

Игры на развитие внимания

(Для детей от 7 лет) Перепиши текст, заменяя все буквы «Р» на «-».

  1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.
  2. «Б» заменяем на «+». Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.
  3. Перепиши слоги заменяя все буквы «О» на «А»

             

Проследи глазами, куда летит пчёлка.

(Родители диктуют путь пчёлки, ребёнок выписывает буквы.)

Вариант 1. Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.


Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Вариант 2.  Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка. Направо, направо, направо, вверх, остановка.
Налево, налево, налево, остановка. Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

                                   

nsportal.ru

« Развивающие игры» (1 класс)

Занятие ко Дню психологического здоровья в школе

«Давай с тобой играть»

Развивающие игры

для учащихся 1-х классов

Подготовила:

Педагог-психолог МКОУ СОШ№2

Вазиева Р.К.

Г. Алагир

2014г.

Занятие по теме: « Развивающие игры»

Цель: развитие внимания, речи, координации движения, расширение кругозора.

Место проведения: СОШ №2

Класс: 1

Преимущества занятия: развитие внимания, создание ощущения принадлежности к группе, ожидание чего-то нового.

Оборудование: доска и мел, танцевальная музыка, стулья.

Психолог: Вазиева Р.К..

Ход занятия.

Беседа о добрых словах приветствия.

Психолог. Здравствуйте мои замечательные и любознательные друзья! Я сегодня пришла к вам в гости, чтобы поиграть с вами. Зовут меня Рита Константиновна. Давайте начнем нашу встречу с того, что вспомним слово, которое я произнесла, когда вас увидела.

Ответы детей……….

Психолог. Да, это слово — здравствуйте. Вы очень внимательные дети. А кто из вас может сказать, что означает это слово?

Ответы детей…………

Психолог.

Оно означает: я приветствую вас, я желаю вам здоровья, рада видеть вас здоровыми.

Психолог. Ребята! А еще люди могут приветствовать друг друга по разному.

1. Игра «Веселое приветствие»

Включается танцевальная музыка – дети танцуют, прыгают. Каждый раз ребенок должен выбрать новую пару.

Ведущий: «Раз, два, три, друга найди» (дети встают парами).

«Поздоровайтесь ушами, пятками, коленками и т д».

2. Игра «Что нового»

Направлено на развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. По мере усложнения рисунка искать новые детали становится труднее и интереснее.

3. Игра «Расставь посты».

Цель игры: развитие способности концентрировать внимание на определённом сигнале, навыков волевой регуляции.

Под веселую музыку дети должны маршировать один за другим. Впереди идёт командир, который даёт команды. По команде (слово, хлопок в ладоши) ребёнок, который идёт последним останавливается. Остальные дети продолжают движение до тех пор, пока вся группа не будет расставлена «на постах». Посты могут располагаться как в хаотичном порядке, так и в задуманном (по углам, по кругу, в линейку). Для того, чтобы слышать команды, все дети должны двигаться тихо.

4. Игра «Запрещенное движение»

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Участники игры повторяют по очереди все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

5. Игра «Колпак мой треугольный»

Игра учит малышей концентрировать внимание, способствует осознанию своего тела, учит управлять движениями и контролировать своё поведение.

Группа по очереди произносит по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза

повторяется снова, но дети, которым выпадает слово «колпак», заменяют его жестами, символизирующими колпак. В следующий раз жестами заменяется два слова, потом три и так далее, пока вся фраза не будет заменена.

Заключение.

Ребята наше время истекло. У нас все получилось. Вы были сегодня очень внимательными, активными, веселыми. Поэтому все мы молодцы.

Скажем это громко и все вместе: «Мы мо – лод — цы!».

На этой позитивной нотке и закончим нашу сегодняшнюю встречу.

До свидания!

infourok.ru

Статья (1 класс) на тему: Развивающие игры на уроках в начальной школе

           Развивающие игры на уроках  в начальной школе.

                                   Задача, конечно, не слишком простая:
                  Играя учить и учиться играя.
                                 Но если с учебой сложить развлеченье,

                               То праздником станет любое ученье!

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Поэтому  у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение к учению.

Младший школьный возраст отличается тем, что положительное отношение к учёбе слабо дифференцировано, непрочно. Но если у ребёнка сложилось положительное отношение к учёбе, то ему легче учиться. Очень важен тот факт, что формирование положительного отношения к учению у младших школьников накладывает определённый отпечаток на весь процесс обучения. Ведь успешная учёба, осознание своих потребностей, умений качественно выполнять разные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, то у ребёнка снижается   самооценка   и    возникает  чувство   неполноценности.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами.

Как добиться, чтобы ребёнок с желанием и интересом изучал тот или иной предмет?

Тот, кто работает с учащимися начальной школы, хорошо знает, как это нелегко. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво. Возникает много трудностей с дисциплиной.

Что делать? Какой подход к ним искать? При  помощи каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Мы знаем ответ  –ИГРАТЬ!

  Постановка проблем, совместный поиск, игра — вот те средства, которые формируют положительное отношение у ребёнка к учению, помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

      В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция,  ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

        Для младшего школьного возраста  характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно   игровую. Для младшего школьника  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, труд, серьёзная форма воспитания.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

 Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.  Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать следующие цели:

-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование  определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие   универсальных учебных действий,  развитие трудовых навыков;

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать,  сопоставлять,  находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные  решения, развитие мотивации;

— СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и    ценностям общества, адаптация  к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция,  обучение  общению. 

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять различные  действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют  развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

          Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой — задачами, решаемыми нами, педагогами.

       Учителя начальных классов нашего лицея стараются активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, предметные рисунки, уроки-конкурсы, уроки-представления, уроки-путешествия).

       Уроки – путешествия:   в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом  активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

Например. 1  На уроке окружающий мир при  изучении темы «Лесные опасности» совершаем путешествие в лес на грибную поляну вместе с Мудрой Совой, отгадываем загадки про грибы, выясняем какие грибы съедобные, какие ядовитые, слушаем советы Мудрой Совы и помогаем разобрать грибы в лукошко.

На разных этапах урока учителя применяют разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.)  С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

Пример   На уроке русского языка при  изучении темы «Изменение имён существительных по числам» на этапе закрепления материала предлагается ребятам от имён существительных единственного числа образовать имена существительные множественного числа, а слова такие:

Переход, пешеход, улица, дорога, автобус, трамвай, машина, светофор.

Как вы заметили эти слова связаны с ПДД. Во время выполнения задания дети вспоминают как надо правильно переходить улицу, что обозначает каждый цвет светофора.

Для развития  интеллектуальной  мыслительной деятельности учащихся на уроках применяются следующие игры:  кроссворды,   сканворды,   ребусы, анаграммы.


     Учителя стараются  применять интерактивные  методы в виде:  ролевой игры (инсценирование:  отрывков из сказок, произведений, ситуаций, ассоциации)  

      Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.  

Игра формирует навыки самоконтроля и самооценки.

Пример:

В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые — ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.

Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», «Ромашка» заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, загадки – перевёртыши, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

    Применение игровых технологий  на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
      Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

nsportal.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о