Основные принципы неформального образования – Неформальное образование — это… Что такое Неформальное образование?

6 принципов неформального еврейского образования, которых не хватает нашей школе

Равенство, возможность высказать своё мнение, разновозрастные группы, внимание к эмоциям учеников — это не описание идеальной школы, а принципы еврейского неформального образования. Руководитель образовательных проектов Леонид Розенгауз и директор по грантовой деятельности фонда «Генезис» Натали Шнайдерман рассказали, почему важнее всего развить в детях интерес к учёбе.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

В формальном образовании успех работы учителя измеряется результатами написанной контрольной. Ученик стремится получить определённый балл и поэтому боится ошибок. Неформальное обучение строится так, чтобы получение знаний стало для ребёнка приключением. Контрольных нет, а эффективность часто определяется тем, насколько ученикам хочется двигаться дальше.

При этом противопоставлять неформальное образование школьному не совсем корректно. Сегодня его элементы можно встретить в программах многих государственных учреждений. Одновременно и внешкольное образование легко может быть формализовано.

У неформального еврейского образования давняя традиция. Попробуем выделить несколько базовых опор, на которых оно строится.

1. Ребёнку должно быть интересно

«Если ребёнку не интересно, это уже не неформальное образование», — говорит Леонид Розенгауз, руководитель образовательных проектов для детей и взрослых. Задача преподавателя — добиться (формой занятий, своей харизмой), чтобы этот интерес появился. Но он стремится не развлечь детей, как это делают аниматоры, например, а показать им приятный путь к знаниям.

«И там, и там есть формула „Не нравится — не делаем“, — поясняет Леонид. — Но в каждом случае свои акценты. Для неформального образования формула звучит так: „Не нравится — давай (сделаем это) по-другому“». У неформального образования также есть педагогические цели и задачи.

«Мы приходим и хотим, чтобы ребёнок узнал больше. В частности, о еврейской традиции. Или о истории. Мы ищем тот подход, который будет для него подходящим, — говорит Леонид. — Если ему что-то не интересно, мы не то чтобы не занимаемся этим больше, а просто ищем другой способ».

Знание не должно быть «мёртвым». Всё, что предлагают изучить ребёнку или взрослому, должно быть для него актуально

Иначе непонятно, зачем ему это нужно. «Если мы говорим про еврейскую историю, я пытаюсь передать это понятными вещами: дружба, предательство, любовь, отношения в семье, — объясняет преподаватель. — Это всё актуально для подростков. И про еврейскую этику, например, я буду рассказывать не про то, как „нужно поступать честно“, а про то, как в жизни вообще бывает. Я буду давать человеку возможность поделиться своим опытом. А я, со своей стороны, могу сказать, какой на это есть взгляд в традиции».


2. Он говорит не меньше, чем слушает

Занятия строятся так, чтобы дать ребёнку высказать своё мнение. Находясь в группе других детей, он должен сперва сформулировать, что хочет сказать, а потом обязательно поделиться этим — в маленькой группе, в большой, перед несколькими группами. «Во всех лагерях, которые поддерживает фонд, всегда есть место для диалога, — рассказывает Натали Шнайдерман, директор по грантовой деятельности фонда „Генезис“. — Для многих детей (особенно для тех, кто приезжает в первый раз) удивительно, как много их спрашивают о том, что они думают, что с их мнением считаются. Это порождает, с одной стороны, доверие, а с другой — стремление к знанию, к возможности это своё мнение сформировать и поделиться им с другими».

Детские и молодёжные лагеря — одна из самых эффективных форм неформального образования, считает Натали: «Благодаря интенсивной программе за 10–14 дней одной смены результатов намного больше, чем за месяцы и годы учёбы. В лагере происходит сильное эмоциональное и культурное погружение — и в тематику смены, и в общение со сверстниками и вожатыми, которые тоже, как правило, молодые ребята и ездили в такие же лагеря ещё детьми. Такое взаимодействие часто оказывается гораздо более эффективным для ребёнка».

Фонд «Генезис», занимающийся поддержкой и развитием еврейской самоидентификации русскоязычного еврейства, начал свою программу поддержки еврейских лагерей в 2009 году. Её цель — организация образовательных лагерей для детей и подростков, как одного из наиболее эффективных способов сохранения еврейской традиции, возрождения еврейского самосознания и сохранения историко-культурного наследия.

Ежегодно в рамках программы проходит 15-17 лагерей в России и других странах бывшего постсоветского пространства. В 2018 году общее число участников общинных лагерей составило почти 2000 человек. В России программа реализуется совместно с благотворительным фондом «КАФ». Кроме того, фонд «Генезис» поддерживает еврейские детские лагеря в Израиле, Германии, Северной Америке.


3. Нет правильных и неправильных ответов

Ребёнка не подводят к какому-то заранее известному правильному ответу, занятия скорее напоминают дискуссионный клуб. Обсуждается что угодно: история народа, традиция, история семьи. Уже с маленькими детьми ведутся дискуссии на тему исхода евреев из Египта. Для тех, кто постарше, подходящий вопрос — «Чем монотеизм отличается от политеизма?». Каждый предлагает интерпретацию, но знак вопроса остаётся, так как правильного ответа нет. Открыто обсуждают вопрос «А кто такой еврей?». Гражданин Израиля? Тот, кто по правилам подходит для репатриации, но живёт в России? Тот, у кого по Галахе пять колен? (Галаха — нормативная часть иудаизма, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев. — Прим. ред.)

.

Основная идея неформального образования — заставить задуматься

В еврейском образовании ребёнку показывают, что даже у людей одной нации или религиозных убеждений могут быть разные позиции. «В еврейской традиции есть принципы, которые органично подходят неформальному образованию», — рассказывает Леонид Розенгауз.

Часто в Талмуде приводится длинное обсуждение мудрецами какого-то спорного момента, когда непонятно, как нужно поступить. Решение о том, как же правильно поступать, появляется в конце. «И вот возникает вопрос — зачем нам тогда учить всё обсуждение, когда ответ в самом конце? — говорит Леонид. — Я слышал когда-то ответ, который мне понравился. Он звучит так: чтобы показать, что процесс поиска ответа не менее важен, чем сам ответ».


4. Все открытия делают сообща

Ребёнок в еврейском образовании — часть сообщества. Это очень важно. «Для фонда лагерь — это один из способов привлечения детей и молодёжи к общинной жизни, — поясняет Натали Шнайдерман. — В этом смысле, детский лагерь — это ещё и некая модель еврейского сообщества, вовлечённость в которое является частью самоидентификации и формируется с детских лет».

Индивидуальное соперничество переводится в соревнование групп. Таким образом, результаты и достижения — общие. В некоторых лагерях в группы объединяются дети разного возраста. В ней могут быть как совсем маленькие дети (6–7 лет), так и подростки (16–17).

Разумеется, есть свои плюсы и минусы. Когда идут занятия, информация должна подаваться так, чтобы и тем и другим было интересно, а это сложно. Маленькие дети не могут долго удерживать внимание, им, в конце концов, надо раньше ложиться спать. Но зато появляется важный воспитательный момент, возникает наставничество и взаимоподдержка.

Все понимают, что маленькие дети физически не могут что-то сделать, поэтому на спортивных соревнованиях их, например, носят на руках. Главный фокус — на том, что дети учатся сообща: «Мы вместе сделали открытие. Здесь и сейчас».


5. Эмоции важнее знаний

Если нет одного верного мнения, значит, каждый имеет право на свой собственный ответ. И может задать любой вопрос, так как глупых вопросов не существует.

Уверенность в том, что ты будешь услышан, даёт ощущение безопасности. Если не надо бояться, ничего не мешает узнавать что-то новое и развиваться дальше. Тогда возможна свобода мысли и самовыражения.

«Страх, как и голод, превыше всего. Если человек не поел до занятия и он голодный, надо дать ему поесть. Если он мёрзнет, надо сделать так, чтобы ему было тепло. Это важнее всего, — говорит Леонид Розенгауз. — Если у меня в лагере приходит ребёнок на занятие, и он с кем-то поссорился или расстался с девушкой — всё что угодно, в зависимости от возраста, — его волнует не моё еврейское просвещение, а то, что с ним в действительности происходит. Сначала я должен помочь ребёнку разобраться со своими проблемами. А потом уже давать ему образование… Преподаватель должен быть не психологом даже, он должен быть человеком».


6. Равенство учителя и ученика

В неформальном подходе нет деления на «учащийся» и «обучающий». В идеале учатся все. И знания рождаются в диалоге, а не даются свыше. «Тот, кто организует процесс, должен обладать некой экспертизой (или несколькими), — объясняет Леонид Розенгауз. — Но его задача состоит в том, чтобы все участники были фрагментами трансляции знаний — с возможностью обсуждения, творческого самовыражения, свободного общения».

Главное в неформальном образовании — это человек. Если у него возникают какие-то проблемы, мешающие ему получать знания, образовательные задачи отодвигаются на второй план. «Часто это не требует никакой специальной подготовки, — говорит Леонид. — К тебе пришёл грустный человек. Спроси: „Как дела?“ Реши, что ты можешь делать с этим дальше. Главное — быть на равных с тем, кто к тебе пришёл. И не нужно никакого психологического образования, чтобы подумать: „Если бы я пришёл грустным, я бы хотел заниматься тем, что предлагают?“ Ведь по сути мы все одинаковые люди».

Иллюстрации: Shutterstock (Lorelyn Medina)

mel.fm

Неформальное обучение как ресурс для развития обучающихся

Идея создания неформального обучения

После того, как на всей территории РФ были введены новые стандарты образования, появилась вполне ожидаемая потребность в появлении более высокого уровня обучения (более качественного, более востребованного). В настоящее время в рамках нового подхода к школьным занятиям требуется воспитать таких учеников, которые смогут самостоятельного мотивировать себя. Концепция развития дополнительного образования предполагает, что таких образом есть возможность сориентировать детей на возможность успешно реализоваться в будущем.

Такая идея чётко закреплена в системе ФГОС среднего образования. Кроме того, здесь прописаны некоторые моменты, которые предусматривают образовательные потребности отдельно каждого учащегося как личности. Неформальное обучение является одним из ресурсов на которые возлагается осуществление вышеописанных требовании ФГОС. Вот почему следует провести анализ методики неформального образования и понять не только идею, но и то как лучше внедрять и распространять подобное образование.

Особенности неформального обучения

Главной особенностью метода неформального образования с педагогической точки зрения можно считать возможность самостоятельного выбора учащегося (по необходимости). Такое обучение не регламентируется какими-либо сроками, местом, отчётливой формой подачи материала, не может быть связано с итоговой школьной аттестацией и выбирается учеником исключительно для удовлетворения собственных образовательных потребностей. Кроме того, оно очень похоже на методику дополнительного образования детей в школе с единственной разницей — местом проведения.

Основная цель неформального подхода — сделать более интересной конкретную тему, помочь детям активно проводить досуг, приобрести полезные навыки, заполнить пробелы в знаниях. По сути неформальное образование представляет собой мощный ресурс для становления личности, а концепция развития дополнительного образования предполагает что: у ученика меняется эмоциональная сфера, ценности, жизненные установки, психологические черты и поведение в общем. В общем случае безупречная эффективность неформального подхода определяется конкретными факторами:

  • Мотивация — обучающийся находится в постоянной активности по отношению к новым знаниям, что связано с импульсами осмысления и восприятия методов неформального обучения на эмоциональном плане (“представляем вам..”, “наверняка вы заинтересуетесь..”), а также осознания внутреннего желания знать (“я желаю!”, “мне очень интересно узнать!”).
  • Крепко сформированная позиция к самообучению — личная активность, установка целей и достижения результатов, а также ответственность за выполняемые действия, гибкость при достижении. В конечном итоге внедрение неформального и дополнительного образования детей в школе, приводит учащегося к тому что он начинает уважать себя, осознавать свою значимость и необходимость в обществе.
  • Как преподаватель так и ученики могут выбирать средства и формы, с помощью которых будет происходить обучение (использование видео и аудио средств, интернет ресурсов, книжной продукции).

Основные принципы неформального обучения

Согласно психологической составляющей влияния неформального обучения на развитие личности школьника и исходя из итого уже существующего опыта внедрения подобного метода, профессиональными педагогами выделяются главные принципы:

  • Личностная детерминация: основным условием данного принципа является личный выбор каждого участника образовательного процесса — концепция развития дополнительного образования предполагает, что ученик должен сам выбрать себе тот предмет для изучения, который соответствует его интересам. При этом учитель должен быть настолько развитой в своём предмете личностью, чтобы суметь заинтересовать учеников, вовлечь их в процесс изучения.
  • Диверсификация: согласно данному принципу программа преподаётся на основе не одного а нескольких известных подходов. Дополнительное образование детей в школе предполагает, что на занятиях будут присутствовать как дошкольники, так и студенты, а также дети с различными наклонностями (музыкальные познания, спортивные интересы, творческие таланты, а также дети с ОВЗ).
  • Принцип отдельных направлений деятельности: ученики занимаются в художественными, спортивными, социально-педагогическими, биолого-экологическими и др. направлениями. Концепция развития дополнительного образования предполагает существование нескольких видов образовательных программ и форм учебных объединений (школа, клуб, лаборатория, мастерская и т. д.).
  • Добровольность: согласно данному принципу учащиеся не только выбирают необходимую им форму образовательного процесса, но и занимаются в нём самоопределением. Такой подход помогает воплотить право учащегося на выбор программы обучения в реальность.
  • Открытость в неформальном обучении: предполагает обеспечение организаторами доступности такого образования для тех у кого растёт потребность в развитии личности. Согласно данному принципу изначально определяются параметры связанные с временем изучения любого из предметов входящих в неформальное образование в школе.

Концепция развития дополнительного образования предполагающая соответствующую стратегию интеграции

Если исходить из европейских стандартов, то неформальное образование считается важной частью программы обучения детей. Но тот факт, что такого понятия нет в федеральном законе, фактически не даёт полноценно внедрить данный процесс во многих учебных учреждения РФ.

У руководителей при внедрении дополнительного образования для детей в школе, возникают трудности связанные с оформлением Устава ОО, программы, разработки локальных актов. Кроме того, при внедрении образования, стратегии развития программы определяется на основе существующей нормативной базы учебного учреждения. Именно поэтому, концепция развития дополнительного образования предполагает четыре возможных стратегии по которым происходит процесс ведения дополнительных уроков:

  1. Интеграция дополнительного и общего образования — когда выбранные предметы дополнительного изучения тесно перекликаются с общеобразовательными и способствуют их лучшему освоению.
  2. Развитие новаторских процессов в учебном учреждении — предполагает организацию дополнительного образования для детей в школе, с ориентацией на поиск новых форм обучения, которые основаны на индивидуальном подходе к каждому ученику.
  3. Дистанционное образование — неформальное обучение основанное на использовании электронных ресурсов и новых технологий (интернет, ПК, мобильная связь).
  4. Сетевое взаимодействие — когда администрация школы обращается к сторонним образовательным учреждениям (художественным, музыкальным, спортивным школам и т. д.) в организации дополнительного образования для учащихся.

www.menobr.ru

Неформальное образование — это… Основные принципы и примеры неформального образования

Неформальное образование — это результат системных изменений, которые происходят сегодня. Министерство просвещения РФ предполагает повысить качество подготовки учителей путем отказа от линейной системы обучения, созданием условия для свободного «ввода» в программы подготовки различных категорий обучающихся посредством модернизации содержания и технологий обучения.

школа неформального образования

Современные реалии

В настоящее время образовательный процесс реализуется в различных формах. Перед родителями встает вопрос о том, в какую школу лучше отдать своего ребенка, чтобы повысить его мотивацию к учебе, развить умственные и творческие способности, сохранить психическое здоровье. Проанализируем некоторые альтернативные методики обучения, используемые на начальной ступени обучения.

Инновации Санкт-Петербурга

Школа “Апельсин” располагается в северной столице. По адресу: ул. Савушкина, д. 14б. Это один из проектов Института Неформального образования. Дима Зицер является основателем данного образовательного учреждения. Работа здесь базируется на принципе субъективного взаимодействия, суть которого состоит в принятии факта, что к каждому человеку необходим свой индивидуальный подход.

школа "Апельсин"

Особенности

Школа неформального образования не предполагает деления учеников по различным признакам: национальности, цвету кожи, возрасту. Ученики и педагоги сами выстраивают процесс обучения, подбирают то помещение, в котором будет проводиться занятие, предметы, представляющие интерес.

Педагогика неформального образования основывается на интересе ребенка, который у него формируется в результате осознанного выбора. Наполняемость класса — 12 человек. Учителя несколько раз в год организуют встречи для родителей, направленные на обсуждение особенностей работы с детьми. Принимают в школу детей с трехлетнего возраста.

дима зицер

Специфика учебного процесса

Неформальное образование — это возможность изучать предметы, преподаваемые в общеобразовательных школах в рамках междисциплинарного взаимодействия. Это особенно актуально в рамках ФГОС нового поколения. С младших классов у ребят преподается история, физика, французский и английский языки, флейта, анатомия, география, логика, йога, рисование.

В данном случае неформальное образование – это возможность повышения интеллектуального уровня детей при создании для них комфортных условий. Есть в «Апельсине» и предмет «библиотека», в рамках которого ребята учатся правильно читать, обсуждать прочитанные произведения, вести дискуссию.

Отличительной особенностью данной школы является отсутствие отметок. Педагоги данной школы считают, что источником мотивации должен быть интерес к получению новых знаний, а не страх наказания.

Ученики и преподаватели учатся друг у друга. Здесь не навязывают социальных ролей, присущих ученикам обычных общеобразовательных школ.

В «Апельсин» каждый день приезжают молодые люди, чтобы общаться со сверстниками, помогать малышам осваиваться в новых условиях. И, конечно же, организовывать творческие игры на переменках.

примеры неформального образования

Концепция школы-парка

Неформальное образование — это концепция лесной школы российского педагога Милослава Балабанова. Тут не предполагается уроков и занятий в классическом их понимании. Ученики различных возрастов (от 6 до 9 лет) обучаются вместе в рамках открытых парк-студий. Нет ограничений и по времени уроков.

Педагог не дает воспитанникам готовой информации, а оказывает помощь в ее поиске, выборе, учитывая индивидуальные потребности и возможности учеников. Отдельное внимание уделяется созданию психологического комфорта во время открытых парк-студий.

Такие примеры неформального образования предполагают деление учебного процесса на две части. На первом этапе проводится проектная деятельность, которая требует от ребят полного погружения в процесс. Вторая часть состоит в занятиях в творческих студиях, а также в двухчасовых прогулках на свежем воздухе. Часть занятий, к примеру «Окружающий мир», также проводится на улице.

Отличительные особенности

В школе функционируют различные студии: «Учусь читать», «Придумываю, делаю, исследую», «Хочу быть здоровым», «Хочу порадовать маму», «Творческая импровизация», «Учусь писать» и многие другие. Домашнее задание предлагается только в том случае, если этого пожелает сам ребенок. Итоги учебы предоставляются родителям в виде портфолио. Ребята могут (по желанию) публично продемонстрировать свои достижения в конце полугодия. Важным отличием школы является отсутствие сравнения учителями детей. В школе практикуется только ведение индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, поощряется любое продвижение.

что такое школа апельсин

Важные моменты

Учебное заведение «Лесная школа» идеально подходит для инклюзивного образования. У каждого ребенка есть возможность развиваться в меру собственных способностей, помогать другим, принимать помощь и поддержку. Располагается она в Москве, на ул. Балтийской, д. 9. В последнее время существенно возрастает количество желающих попасть в данное учебное учреждение, что является показателем интереса со стороны родителей к неформальному образованию.

современная педагогика неформального образования

Школа «Макаун»

Здесь создана такая образовательная среда, где дети понимают, для чего они учатся, делают это с удовольствием и вполне осознанно.

Подход в себе сочетает предметные элементы обычной школьной программы и методологию педагогов-новаторов, для которых неотъемлемой частью профессии является любовь к детям. К примеру, математика изучается по учебнику Л. Г. Петерсона с дополнением его иными авторскими находками. Чтение ведется по методике О. Соболевой, дополненной наработками методиста и педагога Анатолия Сторожева.

Уникальность работы школы состоит в создании для каждого ребенка индивидуального образовательного плана. Помимо учителей на занятиях присутствует и тьютор, а также куратор индивидуального учебного плана ребенка. Наполняемость класса — 15-20 человек. Продолжительность урока 30-40 минут, но его границы могут быть изменены. Ребят учат ставить цель на день, неделю, семестр, учебный год. Стремятся тут к тому, чтобы к 3-му классу школьник мог самостоятельно справиться с поставленной перед ним задачей, тьютор же оказывает только незначительную поддержку.

Дети заняты значительным количеством проектной и прикладной работы, направленной на практическое освоение изученного материала. В качестве заданий на дом ребята получают маленькие упражнения, способствующие закреплению творческих заданий и новых тем. С ребятами работают опытные педагоги, имеющие высшее педагогическое образование.

По желанию (предварительно обговорив с учителями), с третьего месяца обучения возможно посещение уроков папами и мамами.

Подведем итоги

В настоящее время неформальное обучение становится все более популярным, так как такой вариант позволяет создавать положительный психологический климат, необходимый для саморазвития и самосовершенствования подрастающего поколения. На уроках дети двигаются, они закрепляют новые знания. Помимо обычных уроков, в школах с неформальным обучением преподается композиция, живопись, литература. Развитие познавательного интереса поддерживается квест-поездками в парки и музеи. Отход от традиционного воспитания, судя по статистическим данным, очень эффективен и дает отличные результаты.

fb.ru

Формальная, неформальная и информальная модели образования



Статья посвящена исследованию тенденции организации образовательного процесса на принципах формальной, неформальной и информальной моделей. В статье приводится сопоставительный анализ указанных моделей, предоставляется история становления и развития указанных подходов, а также анализируется опыт разных стран по организации образовательной среды в соответствии с предлагаемыми парадигмами.

Ключевые слова: обучение в течение всей жизни, формальная модель образования, неформальная модель образования и информальная модель образования.

Современная модель организации общественной жизни представляет собой развитую систему, основанную на рыночных подходах к хозяйствованию, достижениях научно-технического прогресса, информатизации и инновациях, что, в свою очередь, предопределяет смену подходов и способов восприятия и познания окружающей действительности. Указанные факторы обуславливают объективную необходимостью модернизации системы образования в целях достижения максимально возможных результатов, продиктованных требованиями внешней среды. В данных условиях традиционные подходы организации образовательного процесса, имеющие в основе установку получения «образования на всю жизнь» в рамках одного диплома оказываются мало эффективными в силу несоответствия быстро меняющимся и динамично развивающимся условиям внешнего окружения, — возрастают требования к личности в части профессиональной мобильности, освоения необходимых навыков, актуальных направлений деятельности, инновационных технологий. Сегодняшние тенденции таковы, что в качестве одного из главных элементов новой модели организации системы образования выступает модель непрерывного обучения с установкой «LonglifeLearning» («обучение в течение всей жизни»).

Основными принципами системы непрерывного образования в течение всей жизни, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию и выражающими суть данного процесса, являются: «научиться познавать»; «научиться реализовывать»; «научиться жить вместе»; «научиться жить». В этой связи очевиден вывод о необходимости изменения существовавшей до настоящего времени концепции образовательной политики, что приводит к развитию сферы образования взрослых, включающей новые образовательные программы, новые подходы к организации образовательного процесса, новые формы проведения обучающих классов и другие соответствующие изменения.

Наряду с этим, происходит признание различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО вводит специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование.

По данным ЮНЕСКО в наиболее успешных странах дополнительным (неформальным и информальным) образованием охвачено 30–40 % населения в возрасте 25–64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17 %, в России — около 8 %. По приведенным данным можно заключить, что в западных странах модели развития и официального признания результатов информального и неформального образования являются развивающейся практикой, то в российских реалиях это на сегодняшний момент остается дискуссионной площадкой.

Анализируя эффективность каждой модели, приведём ключевые характеристики, присущие каждой из них:

‒ Формальное образование — процесс получения знаний проходит в хорошо организованном и иерархически упорядоченном контексте, завершающийся выдачей бланка государственного образца — диплома о начальном/среднем профессиональном или высшем образовании или аттестата об окончании школы. Данный процесс имеет установленную по разным программам длительность, основанную на государственной учебной программе и государственных стандартах образования, который организован преимущественно формальными, зарегистрированными организациями.

‒ Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения. Может проводиться образовательными или общественными организациями, различными клубами и кружками, секциями, при обучении с преподавателем или тренером индивидуально, и представляет собой разнообразные тренинги, курсы, семинары, круглые столы, которые сопровождаются выдачей документа, подтверждающего дополнительное повышение квалификации — сертификат участника, диплом повышения квалификации, свидетельство.

‒ Информальное образование — индивидуальная деятельность человека, направленная на познавательный процесс, который сопровождает его повседневную жизнь, при котором не всегда существует конкретный результат. Оно носит спонтанный характер, реализуется путем активизации людей в культурно-образовательной среде, а именно общение между собой, чтение, посещение театров, музеев и различных культурных учреждений, путешествия, просмотр СМИ и т. д., где взрослый превращает все средства образовательных потенциалов общества в инструменты своего самосовершенствования, результат ежедневной работы, семейной и досуговой жизни, который не имеет чёткой структуры.

Обращаясь к истории развития формального и неформального образования, важно выделить следующие события:

‒ 1967 г. — Международная конференция в Уильямсберге (США). Были рассмотрены положения, ставшие базой популярного анализа увеличивающегося «мирового кризиса в сфере образования», в которых было обозначено беспокойство за существование непригодных для общества программ образования и существующие разногласия между образовательным процессом и экономическим потенциалом стран. Как результат, было заключено, что существующие официальные образовательные системы довольно медленно приспосабливаются к социально-экономическим реакциям по двум причинам: собственный консервативный образовательного развития и инерция общества. Именно после этой конференции управленцы и экономисты Всемирного Банка начали различать информальное и формальное образование.

‒ 70-е годы XX века — стремительный рост понимания того, что развитие личности первоначально зависит от индивидов и существует необходимость большего уделения внимания качеству собственной жизни. Данное понимание обосновало необходимость качественно новых подходов к организации дополнительной системы образования, профессионального и индивидуального развития и т. д.

‒ 80–90-е годы ХХ века — становление заметного контраста между формальными и неформальными образовательными системами. Формальная система в большей степени связана с системно-ориентированным процессом обучения, в котором учащиеся — это пассивные потребители знаний и умений, которые транслирует им образовательная система посредством преподавателя, которые воспроизводятся по требованию, а неформальная образовательная система характеризуется личностно-ориентированным обучением, в котором и создаётся уникальное знание, основанное на собственном опыте преподавателя.

В настоящее время видение особенностей неформального образования взрослых представлено на сайте Европейской ассоциации образования взрослых: «Специально организованная деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей; развития умений и способов их выражения».

Следует отметить, что при ограничениях, которые установил Совет Европы, неформальное обучение включает в себя различное обучение, направленное на точную, но при этом свободно выбранную цель, которая учитывает социальный контекст, и основная деятельность неформального образовательного процесса не заключена в школьном или профессиональном обучении. Отталкиваясь от его расширенного конкретного содержания, оно охватывает практически все действия, которые не направлены на получение документа государственного образца, подтверждающего соответствующее образование — диплома, свидетельства, сертификата, происходящие за рамками институционализированного, запланированного стандартным образовательным контекстом.

Политики в области образования вводят в оборот новый тезис «LonglifeLearning», который связан с непрерывностью обучения в течение всей жизни.

‒ 2003 г. — Рекомендация Совета Европы «…о содействии и признании неформального обучения молодежи».

Большое количество стран уже внедрили и активно используют практику признания существования неформального и информального образования. Для примера — одна из таких стран является Финляндия, в которой существует богатый опыт применения неформального образования, и есть мощная и разнообразная образовательная система, в которой термин «неформальное образование» включает в себя возможности предоставления образования взрослым в образовательных учреждениях.

Характерной чертой неформального образования является многообразие учебных программ, добровольное участие в них, а также использование в обучении личностно-ориентированных методов. В Финляндии государственный бюджет неформального сектора составляет 24 % от суммы средств, которые выделяются на обучение взрослых в стране. В Финляндии существует постоянно активная система признания образования, которое получено неформальным и/или информальным путями, которая поддерживается государством, и при этом существует возможность дальнейшего улучшения и унификации имеющейся практики подтверждения повышения квалификации.

В Финляндии была образована организация образования взрослых (FAEA) — организация по неформальному обучению взрослых в Финляндии, которая вносит огромный вклад в развитие неформального и информального образования взрослых, и главными обязанностями данной организации является продвижение, международное взаимодействие и дальнейшее обучение преподавателей, которые работают в сфере образования для взрослых.

Во Франции особо ценятся формальные квалификации, но также существует давняя традиция валидации (признания) результатов неформального обучения. Свыше двадцати лет в стране осуществлялось ее становление и развитие. С принятием в 2002 г. Закона «О социальной модернизации» и введением в обиход французского законодательства понятия «валидация знаний, приобретенных посредством опыта» («Validation des Aquis de l’Expérience» (VAE), был подведен итог в создании нормативно-правовой базы неформального и информального образования. В данный момент государственные органы, муниципалитеты и образовательные организации обеспечивают ее реализацию.

Перед системой образования современной Германии ставятся новые задачи: межпрофессиональная мобильность и непрерывное обучение. В этой связи особую актуальность приобретают такие формы образования, как неформальное и спонтанное (информальное). Реализация новой образовательной политики осуществляется в условиях двух исследовательских проектов: Weiterbildungspass («Паспорт непрерывного образования») и Lernkultur Kompetenzentwicklung («Развитие компетенций как культуры обучения»).

В рамках первого проекта (Weiterbildungspass) осуществлялось исследование применения паспорта непрерывного образования. Проанализирована 51 pass-инициатива в школах, профессиональном образовании, волонтерской деятельности. По итогам реализации данного исследовательского проекта была разработана модель национального паспорта. Функционал модели заключался в подтверждении и оценке компетентностей, приобретенных в условиях неформального образования, определении жизненных, профессиональных целей обладателя паспорта и побуждении его к реализации поставленных задач.

Проект Lernkultur Kompetenzentwicklung направлен на разработку и апробацию эффективных образовательных программ, повышение профессиональной компетентности обучающихся, изучению возможностей более результативного осуществления неформального обучения.

В Германии существует также Nachweismappe Ehrenamt («Портфолио волонтера»). Компетенции, содержащиеся в нем, предусматривают мотивацию, навыки работы в команде, способность действовать независимо. Подтверждение компетенций осуществляет Немецким институт молодежи с применением паспорта Kompetenzbilanz, имеющего многоуровневую систему оценивания.

Повышенное внимание неформальному образованию уделяется и в Нидерландах. Одним из направлений его внедрения является сфера образования. Одобренный в 2004 году парламентом страны Закон «О профессиях в сфере образования» обязал педагогов повышать квалификацию. Валидация квалификаций, приобретенных посредством неформального образования, осуществляется в ходе процедуры оценки EVC (Erkenning Verworven Competenties). Прохождение теста на профессиональную пригодность позволяет определить у кандидатов, имеющих минимальный уровень университетского образования, наличие необходимых компетентностей для начала осуществления педагогической деятельности. Параллельно кандидаты принимаются на курс обучения, по окончании которого предполагается приобретение квалификации преподавателя.

В Великобритании разработка нормативной базы по признанию результатов неформального образования была предпринята сравнительно давно, тем самым своевременно были предприняты меры по преодолению дезинтеграции профессионального образования. Введение национальных профессиональных квалификаций (NVQs) в 1989 году обеспечило наличие модульной системы, которая представляет альтернативу школьному образованию и основывается на практическом обучении».

Официальное признание неформального образования в Великобритании Департаментом бизнеса, инноваций и квалификаций состоялось в 2009 году. В этом же году состоялся Фестиваль революционного обучения, который поддерживался библиотеками, предлагающими много интересных форм неформального обучения.

Обобщение результатов анализа международного опыта неформальной и информальной моделей образования взрослых позволило выделить его следующие характеристики:

‒ ориентация на конкретные образовательные запросы различных социальных, профессиональных, демографических групп населения;

‒ озабоченность в отношении конкретных категорий лиц;

‒ отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации взрослых людей;

‒ высокий личностный смысл обучения;

‒ внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности;

‒ развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной личной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой жизни;

‒ обеспечение возможности лучше понимать и, если необходимо, изменять окружающую социальную структуру;

‒ развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;

‒ гибкость в организации и методах обучения;

‒ высокий уровень активности обучающихся;

‒ самооценка слушателями получаемых результатов на основе значимых для них критериев;

‒ основанность отношений между обучающими и обучаемыми на взаимном уважении, демократической культуре, культуре участия.

В Российской федерации идея «LifelongLearning» («обучение в течение всей жизни») сводится к курсам повышения квалификации, курсам и программам дополнительного к основному профессиональному образованию, тренингам, семинарам.

В последнее время в различных регионах России предпринимаются попытки преобразования системы образования взрослых, в том числе и повышения квалификации за счет различных аспектов: включения новых форм обучения взрослых, создание организационных структур, инициирующих инновационные процессы, индивидуализации содержания курсов подготовки и др.

Основными задачами практикующих институтов повышения квалификации являются:

‒ удовлетворение потребностей работников в получении знаний о новейших достижениях в областях их профессиональной реализации, передовом отечественном и зарубежном опыте;

‒ организация и проведение научных исследований, опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

‒ научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций групп документов и материалов;

‒ разработка инновационных форм проведения учебных занятий, новых подходов организации индивидуального обучения, построения личной профессиональной траектории образования.

Вместе с тем, чтобы перенять полностью опыт признания результатов неформального и информального образования в российской системе образования присутствуют ряд законодательных, системных, организационных, методологических и психологических барьеров, которые позволяют применять концепцию «LifelongLearning» («обучение в течение всей жизни») сильно ограниченно и с большой долей трансформации. Однако, радужно отметить, что указанная концепция собирает все большее и большее количество дискуссионных площадок в России, что указывает на повышенный интерес к подобному опыту зарубежных стран и дает возможность ожидать перспективные изменения в системе российского образования в их лучшей адаптации к российским реалиям.

Литература:

  1. Проект «ValidationofNon-formalandInformalLearning» («Признание неформального и формального обучения»). Официальный сайт. Режим доступа: http:// www.valeru.eu

Основные термины (генерируются автоматически): неформальное образование, Финляндия, неформальное обучение, образовательный процесс, непрерывное образование, образование, жизнь, государственный образец, непрерывное обучение, образовательная политика.

moluch.ru

Неформальное образование — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования[1]. В общественных науках и в практике современной педагогики термин используется наряду с понятиями «непрерывное образование», «дополнительное образование» «самообразование» при описании реалий современного мира, где процесс овладения новыми знаниями и навыками сопровождает индивида на протяжении всей жизни, принимая разнообразные формы. Как правило, неформальное образование рассматривается в оппозиции к формальному, происходящему в рамках официальных образовательных институтов и сопровождающемуся вручением официально признаваемых документов об образовании. Хотя отсутствие сертификации не является обязательным признаком программы неформального образования.[2]

Неформальное образование играет важную роль в обучении детей и взрослых, не имеющих возможности посещать школу. Неправительственные организации, занимающиеся образованием и развитием, в основном, проводят работу в виде неформального образования.

Развитию неформального образования содействует ЮНЕСКО.

Примеры неформального образования

К неформальному образованию относятся:

  • общинные учебные центры
  • группы грамотности для взрослых
  • обучение трудовым навыкам, профессиональная подготовка прямо на рабочем месте
  • заочное образование для жителей отдаленных районов
  • курсы обществоведения и непрерывного образования молодежи и взрослых в развитых и развивающихся странах
  • высшее неформальное образование

Основные принципы неформального образования

Отличия неформального образования от официального заключаются в следующем:

  • обучение с учетом потребностей
  • связь с практикой
  • гибкие программы, расписание и выбор места проведения

Неформальное образование в общественных университетах

В документах Болонского процесса, публикациях ООН, ЮНЕСКО, Европейского Союза, Совета Европы высшее неформальное образование определяется как опережающее.

Первым университетом, внедрившим программы высшего неформального образования на территории СНГ и стран Балтии, стал Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, созданный священнослужителями и учёными России и Украины в г. Одессе в 1997 г. Университет готовит экономистов, менеджеров, психологов, юристов, журналистов и др. на основах христианского мировоззрения по собственным, негосударственным программам. Выпускники ХГЭУ работают в государственных, частных, общественных и религиозных организациях.

Примечания

См. также

Ссылки

https://www.webcitation.org/6F38dGdrm?url=http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/ects_en.htm

wikipedia.green

Неформальное образование — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования[1]. В общественных науках и в практике современной педагогики термин используется наряду с понятиями «непрерывное образование», «дополнительное образование» «самообразование» при описании реалий современного мира, где процесс овладения новыми знаниями и навыками сопровождает индивида на протяжении всей жизни, принимая разнообразные формы. Как правило, неформальное образование рассматривается в оппозиции к формальному, происходящему в рамках официальных образовательных институтов и сопровождающемуся вручением официально признаваемых документов об образовании. Хотя отсутствие сертификации не является обязательным признаком программы неформального образования.[2]

Неформальное образование играет важную роль в обучении детей и взрослых, не имеющих возможности посещать школу. Неправительственные организации, занимающиеся образованием и развитием, в основном, проводят работу в виде неформального образования.

Развитию неформального образования содействует ЮНЕСКО.

Примеры неформального образования

К неформальному образованию относятся:

  • общинные учебные центры
  • группы грамотности для взрослых
  • обучение трудовым навыкам, профессиональная подготовка прямо на рабочем месте
  • заочное образование для жителей отдаленных районов
  • курсы обществоведения и непрерывного образования молодежи и взрослых в развитых и развивающихся странах
  • высшее неформальное образование

Видео по теме

Основные принципы неформального образования

Отличия неформального образования от официального заключаются в следующем:

  • обучение с учетом потребностей
  • связь с практикой
  • гибкие программы, расписание и выбор места проведения

Неформальное образование в общественных университетах

В документах Болонского процесса, публикациях ООН, ЮНЕСКО, Европейского Союза, Совета Европы высшее неформальное образование определяется как опережающее.

Первым университетом, внедрившим программы высшего неформального образования на территории СНГ и стран Балтии, стал Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, созданный священнослужителями и учёными России и Украины в г. Одессе в 1997 г. Университет готовит экономистов, менеджеров, психологов, юристов, журналистов и др. на основах христианского мировоззрения по собственным, негосударственным программам. Выпускники ХГЭУ работают в государственных, частных, общественных и религиозных организациях.

Примечания

См. также

Ссылки

https://www.webcitation.org/6F38dGdrm?url=http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/ects_en.htm

wiki2.red

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *