Задержка речевого развития у детей 3 лет – причины, симптомы и методы лечения

причины, симптомы и методы лечения

Развитие и становление речи у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от множества факторов. Не стоит сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии. При появлении тревожных сигналов в задержке речи ребенка, возможно, потребуется помощь специалистов, если справиться своими силами с проблемой не получается.

Какие признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет? И когда стоит бить тревогу? Об этом и пойдет речь в статье.

задержка речевого развития у детей 3 лет

Нормы развития речи у ребенка

Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача. И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим. Главная задача родителей — вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности.

Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает гулить. С трех до пяти учится выговаривать отдельные слоги, вступая в период лепета. С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения. С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.

признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет

Становление речи в первый год жизни

Первый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих составляющих позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он пытается копировать вначале интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги.

Первые месяцы жизни ребенок произносит звуки неосознанно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки нараспев, переходя в стадию гуления. С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, и к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые сочетания. К 9 месяцам ребенок лепечет. В это период у него развивается артикуляция, он старается повторить за взрослым определенные слова. Совершенствуется речевой слух, восприятие предметов, понимание обращения к нему взрослого.

К концу первого года жизни малыш уже в состоянии повторять отдельные слова. Его словарный запас насчитывает примерно 10 слов, состоящих из однотипных слогов. Расширился круг узнаваемых предметов. Он узнает по именам близких людей, способен различать, кто изображен на картине.

развитие речи детей 3 4 лет норма и задержка

Развитие речи от года до трех лет

С года ребенок начинает активно передвигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не отразиться на развитии его речи. Появляются первые слова, обозначающие действия, пока в обобщающем виде. Пассивный словарный запас все шире, постепенно слова из него переходят в активный. Ребенок с помощью взрослого при взаимодействии с различными предметами учится обобщать их.

После полутора лет появляются в речи ребенка первые простые предложения, чаще состоящие из двух-трёх слов. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум годам использует формы падежа. Задержка речевого развития у детей 3 лет диагностируется в том случае, если ребенок этого не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину.

методы лечения задержки развития речи

Причины отклонения

Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины:

  • Проблемы в развитии во внутриутробном периоде.
  • Родовые травмы.
  • Травмы головы в раннем возрасте.
  • Психологические травмы, задержки нервно-психического развития.
  • Проблемы со слухом.
  • Ограниченное общение взрослого с ребенком.

Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается в период беременности женщины, когда формируются все органы, развивается головной мозг, отвечающий за становление и развитие речи в будущем. Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей матери могут пагубно отразиться не только на здоровье малыша, но на развитии его психики. Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка, возникающее при родовых травмах. Вот тогда и может наблюдаться задержка речевого развития у детей 3 лет и старше.

Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стресс, невроз – все это может повлиять как на развитие организма ребенка в целом, так и на речь в частности.

Проблемы со слухом очень пагубно влияют на развитие и становление речи. В этом случае и происходит задержка речевого развития у детей 3 лет. Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит и не понимает. Возможно, это всего лишь временное явление, связанное с заболеванием, воспалением уха или наличием серной пробки. Или же это серьезный недуг, например, как тугоухость. В зависимости от степени заболевания назначается корректное лечение врачом-отоларингологом.

Известно, что задержка речевого развития у детей 3 лет устраняется при его постоянном контакте со взрослыми. Родители разговаривают со своим чадом задолго до того как он научится отвечать им. Эти они стимулируют работу головного мозга, положительные эмоции, а значит, и речь. Замечено, что те дети, которые по каким-либо причинам лишены возможности общения, значительно позже начинают разговаривать.

задержка речевого развития как распознать отклонения

Развитие речи детей 3-4 лет: норма и задержка

До трехлетнего возраста диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) встречается очень редко, в большинстве случаев при сопутствующих различных заболеваниях. Если же возникли поводы для беспокойства, то своевременное обращение к специалисту может полностью решить проблему. Следует обратить особое внимание, если малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна для окружающих. Ребенок слишком торопится и проглатывает часть слов. Он не может ответить на простые вопросы. Не распознает и не может назвать простые предметы. При наличии этих симптомов ребенку необходима помощь. Вполне вероятно, что эти проблемы могут исчезнуть после простых упражнений с родителями. Если же результата от занятий нет после непродолжительного времени, следует обратиться к специалисту.

задержка речи и речевого развития у ребенка

Задержка развития речи у малышей до пяти лет

После 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР). Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи. Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%.

Признаки проблемы

Как узнать, что у ребенка действительно задержка речевого развития? Как распознать отклонения? Ученые и специалисты выделяют 10 основных признаков:

  1. Отсутствие «реакции оживления» на взрослого до 4 месяцев.
  2. Отсутствие лепета до 9 месяцев.
  3. Проблемы с жеванием и глотанием до полутора лет.
  4. Отсутствие простых слов и непонимание элементарных команд до полутора лет.
  5. Словарный запас не расширяется к двум годам.
  6. Неумение составить простые предложения из двух слов к 2,5 годам.
  7. Неразборчивая, торопливая или чересчур медленная речь к трем годам.
  8. Неумение составить собственных предложений в 3 года или использование зеркальных фраз взрослого.
  9. Непонимание простых объяснений взрослого после трех лет.
  10. Постоянно открытый рот и обильное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов.
задержка речевого развития у детей причины

Задержка речевого развития — когда нужно бить тревогу?

Развитие речи имеет довольно размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Процесс становления речи — сугубо индивидуальный. Учеными также зафиксировано, что мальчики немного позже начинают говорить, чем девочки. Однако и процент задержек в развитии речи у мальчиков выше.

Если ребенок в трехлетнем возрасте отлично понимает взрослого, выполняет его просьбы, и у него нет задержек в психическом развитии, то паниковать не стоит. Если у малыша страдает только речь, то причина кроется в индивидуальной готовности к становлению речи. Если же ребенок не разговаривает совсем или очень мало после трех лет, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалисту.

Методы терапии и коррекции

Методы лечения задержки развития речи:

  • Медикаментозный.
  • Занятия со специалистами.

Если во время обследования специалистами, например, детским неврологом, ребенку будет поставлен диагноз, связанный с поражением головного мозга, то, как правило, назначается медикаментозное лечение. Оно идет параллельно с занятиями у логопеда, массажиста, детского психолога, если этого требует ситуация.

Специалисты, помогающие детям с задержками речевого развития

Родителям не стоит паниковать, так как задержка речи и речевого развития у ребенка лечится. Этим занимается ряд специалистов:

  • Логопед.
  • Дефектолог.
  • Невролог.
  • Сурдолог.
  • Психолог.

Каждому родителю следует знать, когда и зачем необходимо обращаться к тому или иному врачу. Логопеды помогают поставить правильное звуковое произношение, проводят массаж речевой мускулатуры, улучшают дикцию.

Дефектологи зачастую работают в тандеме с логопедом, основная задача этих специалистов — устранение проблем в развитии у детей с психическими и (или) физическими недостатками.

Невролог проведет диагностику и поможет определить или исключить поражения головного мозга. Психологи помогают развить память, внимание, мелкую моторику рук, справиться с психологическими травмами, повлекшими за собой задержки в развитии речи.

Сурдолог — это врач, помогающий в лечении заболевания слуха.

Профилактика

Задержка речевого развития у ребенка 3-5 лет — это крайне неприятно для всей семьи. Самой эффективной работой по профилактике описанной проблемы является постоянное общение с мамой, взрослыми, создание хороших условий для развития малыша в целом, постоянное общение со своим ребенком, чтение ему книг, заучивание стихотворений. Немаловажную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук — рисование, лепка из пластилина, пальчиковые и дидактические игры. Все эти методы доступны для реализации дома. Даже если признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет полностью отсутствуют, все равно необходимо максимум общения, чтобы избежать проблем в будущем.

fb.ru

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 лет

Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.

Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • ЛОР;
  • логопед-дефектолог;
  • невролог;
  • психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

karkusha.su

Задержка речевого развития у детей 3 лет – что делать?

В современной логопедии под этим понятием имеют ввиду несвоевременное овладение ребенком речевыми средствами. Малыш начинает говорить несколько позже своих сверстников, понимание речи затруднено, а словарный запас отстает от нормы. Если у ребенка вы заметили перечисленные признаки, то стоит обратиться за консультацией к логопеду.

СодержаниеСвернуть

В некоторых случаях при задержке речевого развития (ЗРР) может потребоваться помощь других специалистов. Часто данный дефект сопровождается нарушением психического развития. Тогда нужно комплексное воздействие на это речевое нарушение.

Краткое описание

ЗРР – это отставание в речи от нормы развития

ЗРР – это отставание речевого онтогенеза от нормы. Такие дети могут говорить, но их речь значительно отличается от речи сверстников. Логопед ставит этот диагноз в том случае, если у малыша не сформирован нужный объем слов. ЗРР может повлиять на развитие высших психических функций, что приведет к отставанию в общем развитии.

Выделяют три периода, когда детская речь развивается активнее:

  • до 2-х лет – на этом этапе могут возникнуть предпосылки для появления ЗРР;
  • до 3-х лет – в этот период логопед может диагностировать отставание в овладении речевыми средствами;
  • до 7 лет – если не была начата и проведена коррекционная работа по устранению дефекта, появляются более серьезные речевые нарушения, например, дизартрия.

Согласно последним исследованиям, количество малышей, имеющих ЗРР, стало больше. Чтобы точно определить причину ЗРР необходимо провести комплексное обследование.

Причины появления ЗРР

Этиология данного нарушения различна. Поэтому проводят диагностику с участием разных специалистов, чтобы точнее определиться с причинами появления этой патологии. И уже исходя из результатов будет строиться коррекционная работа. Причины могут быть биологического характера и социально-психологические.

Биологические

Это факторы, которые оказали неблагоприятное влияние на развитие малыша во внутриутробный период, во время родов и в первые годы жизни:

  • Минимальная мозговая дисфункция.
  • Гипоксия плода.
  • Родовые травмы.
  • Асфиксия.
  • Недоношенные дети или с небольшим весом.
  • Тугоухость.
  • Слабость или недоразвитие мышц и органов артикуляционного аппарата.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Тяжелые заболевания матери во время беременности или в первые годы жизни малыша.

Во внутриутробном периоде происходит формирование всех важных для жизни человека систем, и негативные факторы могут привести к появлению патологий, в том числе и речевых. А в период с двух до трех лет речевые центры головного мозга развиваются наиболее активно, поэтому любое неблагоприятное воздействие на них может привести к отставанию в речевом развитии.

Между специалистами ведутся споры о том, влияет ли наследственность на появление речевых нарушений. Некоторые полагают, что если у одного из родителей, или у обоих, были трудности в овладении речью, то у малыша могут быть такие же сложности. Скорее всего, это связано с особенностью формирования и работы речевых центров, одной из причин которых может быть генетическая предрасположенность.

Социально-психологические

Общение со взрослыми – важное условие речевого развития ребенка

Одна из главных причин ЗРР в этой группе – это недостаток общения со взрослыми. Родители и близкие люди часто понимают малыша без слов или если он невнятно говорит. Поэтому у ребенка отсутствует мотивация к использованию речи для коммуникации.

Негативно сказаться может и недостаточная эмоциональная составляющая в отношениях родителей и малыша. Недостаток внимания или гиперопека – это также влияет не только на речевое, но и на психическое развитие.

Причиной появления дефекта может быть билингвизм – это явление, когда в семье общаются на двух языках. В этом случае малыш еще не в состоянии определить какой язык нужно осваивать в первую очередь и не может запомнить сразу несколько фонетических систем разных языков.

Симптоматика

По каким признакам можно определить, что ваш малыш отстает в речевом развитии? Первые симптомы могут появиться еще в период до года, но большинство родителей редко обращают внимание на незначительные отставания в вербальном развитии малыша. Предвестниками ЗРР в младенческом возрасте могут быть:

  • маловыразительный крик или его отсутствие;
  • поздний период гуления, недостаточная интонированность звуков;
  • позднее появление лепета или его отсутствие, малыш не может долго произносить одинаковые звуки;
  • лепет не является самостоятельным видом вербальной деятельности, то есть малыш не использует его для общения с окружающими;
  • длительный период использования «лепетных» слов;
  • отсутствие подражательных действий за взрослыми.

Главный симптом ЗРР – позднее появление первых слов и простых фраз. У таких детей первые слова могут появиться только к 2 годам, а простая фраза – к 3. Но говорят они нечетко, окружающие с трудом понимают их. В три года ребенок не может строить предложения и использовать их для общения с окружающими. Для осуществления коммуникации малыш по большей части пользуется мимикой и жестами.

Ребенок пользуется жестами

Кроме речевой симптоматики, у детей с ЗРР может быть и неврологическая:

  • гиперактивность или, наоборот, ребенок слишком медлительный;
  • малыш с трудом адаптируется к новым условиям;
  • не идет на контакт с окружающими;
  • предметная избирательность в игре и избирательность в общении;
  • отставание в моторной сфере;
  • неустойчивое внимание.

При проявлениях описанной симптоматики нужно провести комплексную диагностику, которая поможет установить точную причину появления дефекта. А потом подобрать эффективные пути коррекции.

Особенности диагностики

В случае ЗРР обследование проводит не только логопед, потому что часто данная патология сопровождается задержкой психического развития. Вначале вы идете на прием к педиатру, который посмотрит на общее состояние малыша и направит к нужным специалистам.

Затем проводят неврологическое обследование. Это поможет определить состояние речевых центров и наличие или отсутствие минимальной мозговой дисфункции. Отоларинголог проверит состояние слуха, чтобы исключить глухоту и тугоухость.

Обследованием речи занимается логопед. Он изучает анамнез, смотрит результаты проверки других специалистов. Логопед исследует состояние артикуляционного аппарата. Обращает внимание, есть ли у малыша потребность в общении, как он коммуницирует с другими людьми. Если диагностика проводится в возрасте до года, логопед смотрит на речевое поведение малыша как в естественной обстановке, так и в искусственно организованной; особое внимание обращает на состояние его вербального развития.

Проведение логопедической диагностики в игровой форме

Если обследование проводится после года, логопед фиксирует появление первых слов и фразовой речи; оценивает звукопроизносительную сторону. Проверяет словарный запас: соответствует ли он норме, понимает ли малыш обращенную к нему речь. Для оценки психологического и речевого развития логопеды используют специальные методики: Денверский тест психомоторного развития и другие методики для проверки состояния в раннем возрасте.

Коррекционная работа

Особенности коррекционной работы зависят от причины появления нарушения. Если оно было вызвано социальными факторами – создают благоприятную для ребенка среду, в которой развивают его коммуникационные умения. У малыша формируют потребность в общении, для этого нужно создавать ситуации успеха и хвалить его за любые достижения.

Для проведения логопедических занятий подбирают речевой материал в соответствии с возрастом. Логопед учит малыша взаимодействовать с окружающими при помощи речи, занимается коррекцией звукопроизношения и расширяет его словарный запас. На уроках обязательно используют наглядный материал.

Если причиной ЗРР являются патологии головного мозга, необходимо медикаментозное лечение. Его подбирает невролог, и оно обычно включает прием препаратов, повышающих активность работы речевых центров, курс массажа, магнитотерапию и электрорефлексотерапию.

Указанные виды терапии направлены на восстановление работы речевых участков головного мозга.

Но у этих процедур имеются противопоказания, поэтому назначать их может только врач. Логопедический массаж направлен на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Иногда назначают курс общего массажа.

Занятие с логопедом

На индивидуальных логопедических занятиях специалист использует артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Логопед подбирает подходящие дидактические игры, которые расширяют словарный запас малыша и формируют навыки связной речи. План коррекционной работы составляется индивидуально с учетом психофизиологических особенностей ребенка.

Профилактические меры и прогноз коррекции

ЗРР – нарушение, хорошо поддающееся коррекции. Если родители вовремя его диагностировали, было проведено комплексное обследование, подобраны нужные методики, то прогноз – благоприятный. К возрасту 5-6 лет речевое развитие ребенка уже достигает нормы. Но это при условии комплексного подхода к лечению и выполнении родителями всех рекомендаций специалистов.

Существует ряд профилактических мер, уменьшающих риск появления ЗРР:

  • соблюдение всех рекомендаций и создание благоприятных условий для внутриутробного развития ребенка;
  • создание благоприятных условий в первые годы жизни;
  • активное общение с малышом, оказание поддержки и стимулирование к коммуникации;
  • чаще играть с малышом в развивающие игры;
  • обеспечить комфортный, в соответствии с детским возрастом, информационный поток для ребенка.

Желательно периодически посещать логопеда и других специалистов для контроля за состоянием развития ребенка.

Меры профилактики ЗРР

Но если ребенок не получил своевременно помощь специалистов, то он может отставать от сверстников не только в речевом плане, но и в интеллектуальном и психическом. Также у него может развиться более сложное речевое нарушение, которое станет причиной проблем в усвоении программы детского сада и школы.

ЗРР – это речевое нарушение, которое легко поддается лечению. При вовремя начатой коррекционной работе малыш быстро догоняет своих сверстников и не испытывает затруднений в общении и обучении.

logopediacentr.ru

Задержка речевого развития у детей 📌 2-3 лет (ЗРР): почему малыш не разговаривает?

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

Ребенок не говоритРебенок не говорит По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам

Условия нормального развития речевой деятельности у ребенка

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

В каком случае можно считать, что кроха освоил речь? Об этом свидетельствуют понимание того, что было сказано и умение говорить и формировать все свои мысли в словесной форме.

Этапы развития речевых навыков

На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

Возраст ребенкаРечевые навыки
2 месяцаВремя появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют – например, улыбаться или радоваться, видя родителей.
3-6 месяцевНачало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать.
6-9 месяцевК звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии.
9-10 месяцевФормируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания.
12-14 месяцевОсмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов.
1,5-2 годаБыстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы.
3 годаУсвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи.
Ребенок 3 годаРебенок 3 года В норме трехлетний ребенок отлично умеет выражать свои мысли родителям, для окружающих же его речь может быть немного невнятной

Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

Ребенок 3 годаРебенок 3 года

Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать – вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору.

Причины и разновидности задержки речевого развития

Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.

Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.

Темповая ЗРР

В случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:

  • болезнь;
  • ослабленный организм;
  • неправильное воспитание;
  • ограниченность в общении.

Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально (подробнее в статье: занятия на развитие речи для детей 2-3 лет). Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название “языковой взрыв”. Наиболее часто такой переход случается в летнее время – именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений.

Ребенок 3 годаРебенок 3 года

Очень часто для преодоления детьми задержки речевого развития требуется определенный стимул, чтобы заговорить. Таким толчком могут стать занятия в кругу сверстников или с логопедом.

Летний отдых ребенкаЛетний отдых ребенка Обилие эмоций в летний период может стать толчком для так называемого “языкового взрыва” – резкого скачка в развитии речи ребенка (см. также: занятия для развития речи в 3 года)

Алалия

Название алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха.

В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты.

Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:

  • ограниченность набора слов;
  • экспрессивная речь и ее систематическое расстройство;
  • некорректное произношение звуков;
  • трудности в усвоении грамматических правил родного языка.

ЗРР из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Самой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка. Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом. При незначительной степени потери слуха речь появляется чуть позже, чем у сверстников, плюс это сказывается на ее качестве, а именно грамматике, голосе, просодике и произношении звуков.

К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:

  • отсутствие ответной улыбки или поворачивания головы при обращении к крохе;
  • избирательное и кратковременное внимание;
  • нежелание контактировать с близкими людьми, в том числе и с мамой;
  • моторная неловкость;
  • однообразные игры в одиночестве.

Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства.

Слабослышащий ребенокСлабослышащий ребенок Развитие речи у слабослышащих детей проходит сложнее, чем у их сверстников без нарушений работы органов восприятия

Задержка психоречевого развития

В этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

Задержка психоречевого развития имеет свои симптомы. Малышам при ней свойственно:

Иногда встречается совмещенная патология. Наличие 2 или более дефектов отрицательно влияет на приобретение разговорных навыков. Такие отклонения способствуют взаимному усилению.

Лечение ЗРР

Задержка речевого развития у детей требует комплексного подхода, при этом начинать его следует на ранних сроках. В терапии принимают участие родители и такие специалисты, как невролог, логопед, психолог и рефлексотерапевт. В ситуации, когда отставание незначительно, своевременное лечение будет эффективным и даст прекрасный результат, иначе растет вероятность того, что крохе придется посещать специализированную школу и у него будут сложности в нормальном общении с одногодками.

Основные подходы в работе над коррекцией ЗРР

Существует три главных направления в лечении задержки речевого развития:

  1. Микротоковая рефлексотерапия. Суть метода заключается в том, что сверхмалые электрические импульсы воздействуют на биологически активные и нейрорефлекторные зоны мозга. После такого воздействия восстанавливается работа ЦНС в тех районах, где наблюдались нарушения. С помощью специального аппарата импульсы оказывают свое действие на отделы мозга, ответственные за речь, ее понимание, воспроизведение и словарный запас. Есть данные, доказывающие эффективность рефлексотерапии микротоками при гидроцефалии. Ее применение разрешается уже с полугодовалого возраста.
  2. Занятия с дефектологом и логопедом. Основная цель, которую преследует дефектолог – развитие памяти, мелкой моторики и мышления у малыша. В отличие от логопедов, начинающих работу с малышами, достигшими 4-5 лет, дефектологи начинают работать уже и с 2-летками. В задачах у логопеда стоит обучение ребенка корректно артикулировать, составлять предложения и тексты. Кроме этого, эффективным средством является специальный массаж и гимнастика – они стимулируют функционирование лицевых и шейных мышц, отвечающих за мимику и способность жевать. За счет этого произношение звуков и звукосочетаний становится для ребенка менее затруднительным.
  3. Терапия с использованием лекарств. Медикаментозные препараты для лечения задержки речевого развития назначаются неврологом или невропатологом. Сначала необходимо определить, с какой именно патологией ЦНС имеет дело ребенок – для этого существуют компьютерная томография и ЭЭГ, после чего составляется схема лечения выявленных отклонений и их последствий. Ноотропные препараты, к которым чаще всего прибегают неврологи – Актовегин, Кортексин, Пирацетам, Энцефабол, Нейромультивит и другие (рекомендуем прочитать: сироп для детей «Энцефабол»: инструкция). Стоит понимать, что иногда можно справиться с проблемой задержки речи и без психотропных препаратов.

Вспомогательные методы лечения

Задержка речевого развития у детей 3 лет поддается комплексному лечению, которое включает такие дополнительные методы, как:
(рекомендуем прочитать: методики развития детей до 3-х лет)

  1. Занятия с детским психологом. Они необходимы, если задержка развития речи у ребенка спровоцирована перенесенной психологической травмой, неблагополучной обстановкой в семье, нежеланием ребенка общаться с другими детьми (рекомендуем прочитать: как лечится задержка психомоторного развития?).
  2. Альтернативные методы. Это различные виды терапии, основанные на взаимодействии с лошадьми и дельфинами, включающие музыку и рисование. Также прекрасно подходят всевозможные развивающие упражнения совместно с родителями – например, сбор пазлов или подвижные игры.
  3. Остеопатия. Остеопаты, используя мануальное воздействие на активные точки детского тела, пытаются привести в сбалансированное состояние работу нервной системы, обмена веществ и психику карапуза.

Результат достигается исключительно благодаря правильной диагностике и комплексному лечению. Из видеоуроков доктора Комаровского можно сделать вывод, что одних только занятий с логопедом и приема таблеток недостаточно, чтобы побороть задержку развития речи.

Домашняя терапия при задержке речевого развития

Неотъемлемой составляющей лечения задержки речевого развития являются логопедические и развивающие занятия в домашних условиях. Способность говорить непосредственно зависит от моторики, поэтому следует делать акцент на ее тренировках – для этого идеально подходят игры с конструкторами, пазлами, в мозаику и кубики. Также кроху в 2-3 года уже можно учить застегиваться на пуговицы и обращаться со шнурками.

У многих детей с задержкой речи возникают трудности с тем, чтобы переключиться с движения на движение, им несвойственна ловкость, плохо дается рисование и лепка. Также очень полезно заниматься подвижными играми и играми с речевым сопровождением – они учат ребенка ориентированию в пространстве, ловким и ритмичным движениям со сменой их темпа. В возрасте 3-4 лет кроху можно отвести в один из многочисленных кружков.

Слабослышащий ребенокСлабослышащий ребенокВрач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Поделитесь с друьями!

vseprorebenka.ru

Задержка речевого развития у детей 3-4 лет: как распознать и лечить

Методы лечения ЗРР

Медицинские

При отставании малыша в развитии речи часто невролог или невропатолог назначает такие медикаменты:

  1. Когитиум – стимулирует нормальное функционирование работы зон головного мозга, отвечающие за развитие речи;
  2. Лецитин, Энцефабол, Кортексин, Актовегин, Нейромультивит – ноотпропные препараты, что используются для питания головного мозга. Это ускоряет формирование нейронов.

Все таблетки выписываются исключительно врачами. Не давайте лекарство самостоятельно, ведь если кому-то препарат помог, то вашему ребенку он может быть противопоказан.

Педагогические

Лекарственная терапия – не панацея от ЗРР. С детьми должны заниматься дефектолог и логопед.
Перед дефектологом стоит задача повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Педагог использует систематические игры, которые корректируют негативные факторы развития и восстанавливают речевую функцию. Это сказкотерапия, подражание звуков, гимнастика языка и лица, развитие мелкой моторики и т.д. Занятия с врачом-дефектологом начинаются после двух лет. Медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с патологией речи.

Логопед работает с малышами 4-5 лет. Врач учит ребенка правильно выговаривать буквы, строить предложения и формировать рассказы.

Но вы и сами должны освоить навыки, как научить ребенка выговаривать буквы.

Коррекционные

Методика заключается в физиотерапии, которая восстанавливает части головного мозга, речевую функцию и умственные способности. Самыми эффективными методами считаются:

Альтернативные

Вспомогательными методами могут быть:

  • Дельфинотерапия – лечение с участием дельфинов;
  • иппотерапия – лечебная верховая езда;
  • развивающие уроки;
  • арт терапия – лечение рисованием;
  • остеопатия – ручной метод воздействия на структуру тела ребенка, который позволяет восстановить различные нарушения.

evrikak.ru

Причины задержки речевого развития у детей 3 лет

Каждый ребенок индивидуален в своем росте и становлении, это касается и процесса становления речи. Несмотря на различия одного малыша от другого, существуют определенные возрастные нормы формирования словарного запаса, четкое несоответствие которым должно насторожить родителей. Задержка речевого развития у детей 3 лет, также как и 5 лет, может появиться по многим причинам, и очень важно вовремя начать работать на этой проблемой.

Правильное устное выражение мыслей у детей раннего возраста, свидетельствует о нормальном интеллектуальном уровне, поэтому многие родители гордятся своими чадами, когда те начинают рано говорить. Важно знать, что нарушения в становлении устной речи могут быть полностью излечимы только в раннем возрасте от 2х до 7ми лет.

Задержка речевого развития у детей 3 лет

Задержка речевого развития характеризуется медлительным освоением методов построения предложений и фраз на родном языке, когда дети младше 3х лет плохо строят отдельные фразы из-а недостатка лексикона, а ребята старшего возраста не могут сформировать полные предложения. Отставание в скорости осваивания правил языка складывается из нескольких факторов: насыщенность лексикона;

  1. грамматика;
  2. состояние связанности речи;
  3. умение строить фразы.

Задержка речевого развития в 3 года в процентном соотношении встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Отставание в формировании языковых процессов ведет к психическим отклонениям, поэтому диагнозы: задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР), в большинстве случаев, следуют друг за другом.

Важнейшие этапы становления речи у ребенка с рождения:

  • 2 месяца – реакция на обращение родителей к малышу в виде улыбки или первых проявлений звуков;
  • 4-6 месяцев – младенец проявляет восторг смехом или визгом, начинает копировать движения губ взрослых;
  • 6-9 месяцев – речь еще не имеет смысловой нагрузки, но уже наблюдается проявление отдельных слогов, четкие сочетания знакомых звуков;
  • 10 месяцев – возраст появления первых слов, мелодичных интонаций в звуках;
  • 1,5 года – осмысленное понимание того, что говорят окружающие;
  • 3 года – понимание грамматики родного языка, формирование четких предложений со смыслом.

Становление речи, появление первых слов происходит в возрасте от 10 месяцев до 3х лет, чаще всего мальчики значительно позже начинают разговаривать, чем девочки.

Внимание! Трехлетний ребенок, развитие которого соответствует нормам, должен выдавать разборчивую речь. То есть смысл сказанного им должны понимать не только родители и родственники, но и совершенно чужие люди, которые слышат его в первый раз. Словарный запас детей данного возраста должен составлять около 1000 слов.

Задержка речевого развития

Признаки и проявления

Основные признаки отклонений в речевом развитии:

  1. аномальное становление доречевого этапа: младенец в возрасте до года издает мало звуков и они однотипные;
  2. малыш, возрастом старше 1го года не реагирует на обращенную к нему речь;
  3. в возрасте старше 1,5 лет малыш не повторяет фразы и звуки за взрослым или делает это неактивно;
  4. в 2 года чадо не произносит отдельных слов самостоятельно;
  5. ребенок в 3 года не воспроизводит простейшие фразы, отсутствует самостоятельная понятная речь;
  6. чрезмерная мимика и жестикуляция, как помощь в объяснении мыслей.

Родители должны быть внимательны к своему чаду, уделять ему достаточное количество внимания. Только в постоянном контакте с детьми можно увидеть ранние признаки отставания и исправить это без последствий.

Причины

Факторами появления такой патологии может быть комплекс причин, которые имеют свои симптомы и проявления у детей в раннем возрасте, которые нельзя не заметить.

Причины задержки речевого развития у детей 3 лет делятся на две группы:

 


Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

  • Социальные, обусловленные средой воспитания:
    • отсутствие внимания со стороны родителей, долгих разговоров с малышом;
    • родители, при разговоре с малышом, не контролируют темп речи, говорят неразборчиво и слишком быстро;
    • отношения взрослых выясняются на повышенных тонах, с помощью скандалов, при детях;
    • слишком навязчивая опека малыша, предугадывание его желаний, в такой обстановке малыш ленится учиться говорить, так как его и так понимают без слов;
    • в семье многоязычных родителей, где они пытаются научить малыша с пеленок разговаривать на двух или более языках. Этот момент нельзя назвать отрицательным, но иногда такой подход лишает ребенка полноценных знаний о построении речи на одном из языков;
    • отсутствие контакта с ровесниками.
  • Биологические:
    • инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания плода;
    • травмы головы при прохождении по родовым путям;
    • патологические роды;
    • недоношенность;
    • асфиксия плода при родах;
    • курение женщины во время беременности;
    • наследственность;
    • при тугоухости или нарушениях зрения малышу сложнее воспринимать чужую речь, а соответственно, учиться разговаривать самому;
    • частые простудные заболевания в младенческом возрасте;
    • синдром Дауна;
    • слабое развитие артикуляции;
    • отоларингологические заболевания.

Очень часто специалисты затрудняются назвать причину отклонения, каждый третий диагноз остается без выясненной этимологии. Задержка речевого развития у детей 3х летнего возраста, причинами которой являются проблемы с воспитанием, корректируются гораздо легче, чем патология, вызванная физиологическими сбоями.

Причины задержки

Способы устранения

В первую очередь, для правильного лечения нужно выяснить причину появления заболевания. После этого уже решается, какие специалисты будут принимать участие в коррекции.

Патология освоения речи у детей требует комплексного подхода в устранении:

  1. терапия медикаментами и массажем, назначенными врачом неврологом – такие методы часто применяются для решения проблемы, вызванной дисфункцией мозговой деятельности;
  2. для детей, развитие которых задержано по социальной причине, требуется наладить организацию благоприятной среды для усваивания речи;
  3. занятие с логопедом – специалисты рекомендуют подключать логопеда в возрасте старше 3х лет. Логопед не занимается лечением патологий речевого аппарата, он всего лишь ставит у ребенка правильное произношение звуков и берет в работу детей от 4х лет;
  4. консультации детского психолога.

Отдельное внимание рекомендуется уделить становлению мелкой моторики, родителям следует играть с чадом в пальчиковые развивающие игры, занимать его лепкой и рисованием, сбором мозаики и конструктора.

Важно! Задержка речи хорошо поддается корректировке, пока у ребенка не успел сформироваться артикуляционный аппарат, то есть в 3-4х летнем возрасте. Поэтому, чтобы без последствий помочь своему чаду справиться с данной проблемой, нужно быть внимательнее к процессу становления речи и, при малейших подозрениях появления отклонений, сразу обращаться к специалистам.

Методика корректировки всегда подбирается в соответствии с индивидуальными факторами развития детей. Невролог может назначить ноотроптые препараты для улучшения кровообращения в мозге, если это потребуется, или направить малыша на магнитотерапию. Массаж может применяться, как дополнительное средство к комплексному лечению, но ни в коем случае нельзя уповать на него, как на самостоятельную терапию патологии.

Специалист, работающий с ребенком должен предоставить родителям протокол лечения, где будет четко отслеживаться план дальнейших действий. Победить заболевание можно только при слаженном действии педагогов, врачей и родителей.

Профилактика

Нельзя упускать драгоценное время посещения специалистов при задержке речи. Дети позднее 7ми летнего возраста, страдающие от такого заболевания, могут уже никогда не вернуться к нормальной полноценной жизни и общению с ровесниками. Чем раньше начаты занятия с малышом, тем более положительные прогнозы лечения могут быть поставлены специалистами.

Меры профилактики задержки развития речи у маленьких детей:

  • предупреждение инфицирование матери и плода во время беременности;
  • создание благоприятных для обучения условий: общение и полноценное внимание родителей, контакт со сверстниками;
  • полноценное развитие малыша с помощью игр и развивающих методик.

Для профилактического осмотра детей в возрасте 2х лет необходимо показывать логопеду.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

blog.oratorskoeiskusstvo.com

задержка речевого развития у детей 3 лет

Проявление задержки развития речиРазвитие речи ребенка можно отнести к проблеме, которая больше всего волнует родителей. На практике переживания родителей выглядят по-разному. Первый тип пап и мам начинает волноваться, когда кроха в 2 года не может произнести развернутую фразу. А другой тип родителей долго не замечает патологии в развитии речи малыша. Второй тип родителей только после слов врача начинает заниматься с ребеночком.

Часто бывает, что время упущено и крохе будет трудно адаптироваться к общественной жизни. Зрр у малыша может быть спровоцирована из-за биологических и социальных факторов. Если верить логопеду, неврологу, психологу и дефектологу, то проблема на самом деле серьёзная, потому что отставание приводит к плохому умственному развитию и затрудненной адаптации в обществе. По статистике врачей, патология у малышей образуется примерно в 10% случаев. Если верить статистике, то мальчики страдают этой проблемой чаще, чем девочки.

Проблема заключается в следующем:

  1. Малыш не может произнести звуки.
  2. Не проговаривает слова.
  3. В 4 года не может разговаривать полноценными предложениями.
  4. Очень часто задержка речи и отсталое психическое развитие формируется совместно.
  5. Проблема заключается в непонимании малышом слов собеседника.

Малыш не может воспринимать звуки, у него не происходит общение простыми словами, которые характерны для его возрастной группы.

Этиология и патогенез

Эта проблема на сегодняшний день до конца не изучена. Про ззр можно сказать, что проблему условно можно разделить на две категории:

  • Какие могут быть проблемы у детей с речьюПервая причина заключается в нарушенном внутриутробном развитии. На этом фоне у малыша развивается отставание речи. Но также может наблюдаться психологическое отставание. За первый год жизни малыша его нервная система очень неустойчива. Именно это считается косвенной причиной дисфункции психических и двигательных функций. На ранней стадии развития у крохи наблюдаются следующие проблемы: малыш начинает поздно садиться, поздно ползать, не может издавать звуки, не реагирует на слова мамы и не откликается на свое имя.
  • Вторая причина, которая связана с развитием речи, считается провокатором психической задержки в развитии речи малыша. К предпосылкам относятся неблагоприятные ситуации в семье, испуг и многие другие факторы. А также ко второй причине можно отнести прерывание лепета у малыша.

Чем старше кроха, тем более у него заметны психологические нарушения. Малыш боится людей, не общается со сверстниками, не может сказать о своих желаниях, не хочет отвечать на вопросы и многие другие проблемы.

Когда начинаются проблемы в задержке речевого развития

Чтобы осознать, когда начались проблемы, необходимо изучить нормы, как правильно должен разговаривать кроха. Существует специальность «неонатолог», который способен по крику новорожденного определить, есть у него задержка в развитии речи или нет. Плач у малыша может быть разный по громкости звучания и тембру.

Задержка речевого развития у ребенка до 1 года

Правильное развитие малыша охарактеризовывается следующими этапами:

  • Нарушения речи у детейГуление. Оно наблюдается у малыша с 1.5 до 2 месяцев.
  • Лепет. Наблюдается у ребенка от 4 до 5 месяцев. Слова, похожие на лепет, произносятся крохой от 7 до 8.5 месяцев.
  • Первые слова. У девочек они произносятся в 9–10 месяцев, мальчики начинают позже говорить. Их первые слова можно услышать в 11–12 месяцев.

О задержке речевого развития у детей говорят следующие признаки:

  1. У малыша замечена маленькая активность гуления.
  2. Недостаточно лепета.
  3. Кроха не может понять простые слова.
  4. Плач однотипный.
  5. К 4 месяцам малыш эмоционально не реагирует на слова взрослых.
  6. Кроха молчит.
  7. В 8 или 9 месяцев малыш не может произнести простые слова «мама», «папа».

Развитие малыша от 1 до 1.5 года

Этой возрастной группе присущи слова в количестве 10 штук, сюда включены: папа, мама, баба и так далее. В пассивном словаре насчитывается около 200 слов. Сюда включены название действий и обыкновенных предметов.

В этом возрасте о патологии сигнализируют следующие признаки:

  1. Малыш не может повторить слова.
  2. У крохи полностью отсутствует реакция на речь и звук маминого голоса.
  3. Кроха не может выполнить простые просьбы. Например, «иди сюда» или «садись».
  4. Малыш плохо пережевывает пищу.

Развитие речи у детей до 2 лет

Нарушения речи у детейВозрастные категории детей от 1.6 до 1.8 лет характеризуются лексическим взрывом. Те слова, которые находились в пассивном словаре ребенка, очень резко становятся активными. У некоторых детей этот период замечен в 2 года. Если ребенок развивается нормально, то у него замечается неожиданный переход к активной речи. К двум годам ребенок должен составлять простые предложения из двух слов.

Патология задержки речевого развития ребенка в 2 года:

  1. Малыш отказывается выполнять простейшую просьбу.
  2. Не может повторить простые слова.
  3. Ребёнком произносится только некоторое количество слов. Но их недостаточно, если идет речь о полноценном развитии малыша.

Задержка речевого развития у детей в 3 года

К 3 годам ребенок должен произносить предложения, которые состоят из 4 или 5 слов. Зрр у малышей 3 лет характеризуется:

  1. Ребёнок не может назвать части тела и окружающие его предметы.
  2. Малыш не может указать на предмет.
  3. Не может составлять элементарные фразы, которые включают в себя 2 слова.

Зрр у крохи в 4 года

В это время ребенок начинает осваивать грамматические формы. В этом возрасте малыш должен уметь сформировать предложение в зависимости от числа и падежа. Ребёнок должен уметь произносить целое предложение. В его речи используются наречия, местоимения и прилагательные. Зрр у крохи в 4 года характеризуется следующими признаками:

  1. Малыш очень много говорит.
  2. У него быстрая речь, но в то же время она непонятная и слова сильно растягиваются.
  3. Ребёнок не может построить простые предложения, состоящие из дополнения, сказуемого и подлежащего.
  4. Малыш не может сформировать свои желания. Им не воспринимается объяснение взрослого человека.
  5. Окончания слов проглатываются.
  6. У ребенка постоянно приоткрыт рот и у него повышенное слюноотделение.
  7. Он не может построить самостоятельное предложение, а повторяет слова за взрослыми.
  8. Ребёнок может произнести только фразы из мультфильма или книжки.

Зрр у малыша в 5 лет

Какие симптому у задержки речевого развитияЕсли у ребёнка замечены симптомы задержки речи в 5 лет, то тут следует говорить о патологии. До достижения 4 лет малыш осваивает мир. В коммуникативные связи он не вступает. Начиная с 5 лет, ребенком усваивается информация от общения с другими детьми и взрослыми. Если ребенок мало общается, то происходит торможение психического развития. Очень часто у крохи в 5 лет подтверждаются отклонения в психологическом развитии.

Как заверяют специалисты, симптомы речевого и психического развития находятся рядом и они взаимосвязаны. Дети, у которых обнаружена патология, начинают поздно держать голову, поздно садиться и поздно ходить. При движении такие дети проявляют неловкость, часто травмируются, падают или налетают на предметы.

Какие последствия у патологии

Ребёнок с патологией, не получающий нужного лечения, отстаёт в развитии от своих сверстников. Для таких детей существуют специальные коррекционные школы. Там дети занимаются по специальной программе. Если у ребенка с патологией произошла умственная перегрузка или ему была сделана прививка, то у него обостряется состояние. У ребенка наблюдается много симптомов:

  1. Истерика.
  2. Понижение памяти.
  3. Нарушение сна.
  4. Головная боль.
  5. Кровотечение из носа.
  6. Агрессия.
  7. Отвлекаемость.

Диагностирование патологии

Многие родители думают, что если у малыша замечено отставание в развитии речи, то им следует обратиться к логопеду. Это наиболее распространённое заблуждение. Логопед всего лишь помогает малышу правильно произносить слова. Такое лечение помогает только в сознательном возрасте начиная от 5 лет. Коррекционная работа с малышом начинается в возрасте 5 лет. Если у крохи замечена патология речи, его осматривает группа следующих специалистов:

  1. Логопед.
  2. Психиатр.
  3. Психолог.
  4. Отоларинголог.
  5. Детский невролог и педиатр.

Неврологический осмотр направлен на выяснение причины поражения головного мозга. Сюда включаются следующие обследования:

  1. Эхо-ЭГ.
  2. МРТ.
  3. ЭЭГ.

После консультирования с отоларингологом могут быть выявлены болезни аденоидов, тугоухости или хронического отита.

Как лечить ребёнка с задержкой развития речи

Что такое зррКогда следует начинать коррекционную работу? По словам специалистов, лечение должно начинаться как можно раньше. Лечение малыша невропатологом начинается от 1 года. Дефектолог начинает работу с детьми, которые старше 2 лет. Работа дефектолога направлена на развитие у малыша внимания, памяти, моторики и мышления. Специалисты по речевому развитию и корректировке начинают свою работу с крохой с 2 лет.

Работа логопеда заключается в постановке речи крохи, чтобы он правильно произносил звуки. Логопед учит малыша уметь строить предложения и пересказывать текст. Работа логопеда начинается с детьми от 4 лет.

Медикаментозная терапия

Лечение назначается детским неврологом после обследования малыша. Если обнаружена патология развития речи, то могут быть назначены следующие медикаменты:

  1. Ноотропные продукты. Эти медикаменты используются в качестве строительного материала для питания головного мозга. К этой группе можно отнести следующие медикаменты: Лецитин, Нейромультивит, Кортексин, Актовегин.
  2. Ко второй группе относятся медикаменты, которые стимулируют функционирование зон речи. К этой группе можно отнести лечение медикаментом Когитум.

Работа дефектолога с ребенком

Терапия лекарствами оказывается неэффективной, если ее не сочетать с работой дефектолога. В медицинских центрах, которые работают с детьми, отстающими в речевом развитии, имеется ряд программ, направленных на корректировку речи. Занимаясь по этой программе, малыш сможет:

  1. Преодолеть трудности в общении с другими детьми.
  2. Устранить проблемы речевого торможения.
  3. Устранить отрицательные факторы развития.

При работе с детьми применяются реабилитационные, технические и наглядные материалы. Для каждого крохи разрабатывается специальный план, который реализуется в процессе игры.

Чем могут помочь родители

Помощь ребенку при зррНе стоит надеяться только на работу специалистов. Родители со своим крохой должны проводить активные занятия. Необходимо проводить развитие ручной моторики. Центры, которые отвечают за формирование артикуляционной и ручной моторики, располагаются рядом. Когда развивается моторика рук, то происходит формирование речи.

Для игр с малышом нужно использовать конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаику и кубики. Ребенку необходимо давать играть с пирамидками, мячиками и игрушками-шнуровками. Кроху нужно обучать завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Очень полезно дать порисовать пальчиковыми красками, полезны занятия с пластилином.

Для развития речи необходимо делать малышу массаж. Если замечено психофизическое отклонение, то такая процедура для него принесет много пользы. Массаж необходимо проводить до младшего школьного возраста.

С малышом нужно почаще играть в подвижные игры. Специалисты советуют в игре применять метод логоритмики. Играя с родителями, малыш учится лучше ориентироваться в пространстве. Нужно подбирать такие игры, которые научат ребенка ритмично двигаться. Темп игры должен периодически изменяться. Особенную пользу принесут игры, которые направлены на развитие речи.

Лечение музыкой — это увлекательная игра, которая происходит по принципу:

  • Угадай, что прозвучало?
  • Узнай голос?
  • Назови инструмент?

Игры с музыкой направлены на развитие внимания, на усвоение ритма, на сосредоточивание. Как только родители у своего малыша заметили отставание в речевом развитии, необходимо обратиться к специалистам за помощью. По статистике, если с малышом начать заниматься в раннем возрасте, то только к 6 годам кроха не будет отличаться от сверстников.

mama.guru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *