Недостатки современного образования – Недостатки современного среднего образования в России

Недостатки современного среднего образования в России

Будут ли знания, полученные в школе, действительно полезны в дальнейшей жизни? Способны ли педагоги оказать помощь в развитии ребенка как личности? Может ли система образования загубить тот набор хороших качеств, которые дает человеку природа? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в рамках данной статьи.

Вы когда-нибудь думали о том, для чего нужно получать среднее образование? Наверное, если задать такой вопрос родителям, многие из них, даже не задумываясь, ответят, что школа дает детям тот необходимый базовый багаж знаний, без которого они не смогут достойно «войти» во взрослую жизнь.

Однако довольно немногие родители, отправляя своих любимых чад в современные образовательные организации, по-настоящему понимают, какие именно знания ребенок там получит. Будут ли эти знания действительно полезны в дальнейшей жизни? Способны ли педагоги оказать помощь в развитии ребенка как личности? Может ли система образования загубить тот набор хороших качеств, которые дает человеку природа? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в рамках данной статьи.

Лирическое отступление или воспоминание о былом величии

Как вы думаете, почему во времена Советского Союза образованные люди действительно ценились государством и считались образцом для подражания? Потому что качество образования в школах было абсолютно иным, чем в современных образовательных организациях.

  • Во-первых, советские школы основной упор делали на те области знаний, которые считались наиболее важными. И только вскользь затрагивали те сферы, которые способствовали еще большему развитию кругозора школьников.
  • Во-вторых, помимо основных научных дисциплин в школах практиковались занятия, направленные на воспитание в учениках сильного характера и уверенной в себе личности.
  • В-третьих, многие учителя были ориентированы на то, чтобы помочь школьнику в развитии уже имеющихся у него способностей.

Конечно же, в советской системе образования были не только преимущества, но и недостатки (например, чрезмерная идеологизация или подавление всего нестандартного и т.д.). Однако, несмотря на все недостатки советских образовательных учреждений, в них присутствовало самое главное – систематический подход к обучению и тщательный отбор педагогических работников, чего нельзя сказать о современных школах. Что же не так со школами в России сегодня? И почему некоторые специалисты считают, что формат обучения в современных российских школах нуждается в срочной «перезагрузке»?

Основные проблемы современной системы среднего образования

Баба ЕГЭ

Ох уж этот ночной кошмар каждого современного школьника. Этой бабой сейчас вполне можно пугать маленьких детей, что и делают учителя в школах, если и не с начальной школы, то со средней точно. Пожалуй, бабу ЕГЭ можно смело включить в ТОП главных бичей образования. Давайте разберемся почему.

  • После введения единого государственного экзамена школы начали усиленно готовить своих выпускников к этому виду испытания. При этом существенно сократился объем по-настоящему полезных для дальнейшей жизни знаний.
  • Большинство заданий ЕГЭ по сути бессмысленны, а на некоторые вопросы, предлагаемые школьникам, не могут ответить и кандидаты наук. Забавно, не так ли?
  • Основной упор на уроках делают именно на сдачу ЕГЭ, а не на расширение кругозора школьника.

Добавим к этому еще и саму систему проведения тестирования. Ученики сидят под прицелом видеокамер, да еще и с незнакомыми тетями/дядями-надзирателями. Даже те, кому скрывать нечего, начинают паниковать. В итоге у школьников достаточно часто случаются нервные срывы и в особо крайних случаях развивающиеся психические и психосоматические заболевания. Прекрасный букет, не так ли? А ведь всего этого еще несколько лет назад не было. Что-то улучшилось со времени введения ЕГЭ? Сомнительно. Именно поэтому сегодня многие специалисты бьют в «набат» и настаивают на отмене ЕГЭ.

Домашние задания

Теперь предлагаем поговорить о преимуществах и недостатках домашних заданий. Естественно, во все времена мало кто из школьников хотел их делать. Правда, повзрослев, очень многие заговорили об их пользе и необходимости выполнения. Так ли это?

Давайте рассмотрим среднестатистические домашние задания, которые задают в современных школах. Просто возьмите задачник своего ребенка и внимательно изучите его. Вы увидите, что многие задания однообразны и направлены на бесконечное повторение одного и того же материала, а не на продвижение вперед и познание чего-то нового. Дети, которые схватывают все на лету, вынуждены выполнять рутинные и неинтересные задания (кстати, порой задания не просто неинтересные, а откровенно глупые).

В результате, ребенок теряется всякий интерес как к выполнению домашних заданий, так и к обучению в целом. Ведь детский мозг надо заинтересовать, у школьника должно появиться любопытство к чему-то новому, доселе ему неизвестному. Другой вопрос, когда ребенок не способен понять тему, да и не хочет ее понимать, предпочитая тратить время на компьютерные игры или телевизор. Тут уже требуется серьезный разговор с ребенком о его довольно бессмысленном времяпровождении.

Отметим, что выполнение домашних заданий приучает детей к дисциплинированному подходу к рутинной и неинтересной работе. Принимая во внимание тот факт, что в основе своей вся наша жизнь состоит как раз из рутинных обязанностей, быть может, в

домашних заданиях все-таки есть смысл. Важно только, чтобы ребенок понимал, для чего ему нужно заниматься не только в школе, но и дома.

Жестокость

Да, жестокость в школах царствовала всегда. Драки, соперничество, бойкоты – это именно те проявлений жестокости, которые можно встретить практически в любой образовательной организации. Однако порой в современных школах происходит такое, отчего волосы встают дыбом, а у детей формируется целый букет комплексов и психологических травм, которые могут остаться с ним на всю оставшуюся жизнь.

В средствах массовой информации регулярно появляется информация о вопиющих проявлениях жестокости среди школьников. То группа ребят целенаправленно и изощренно издевается над своим одноклассником, из-за чего он предпринимает попытку самоубийства. То несколько школьников объединяются в настоящую бандитскую группировку и терроризируют всю школу. То один из школьных лидеров «на спор» привселюдно унижает более слабого и безответного ученика.

Мало того, учителя зачастую не только не препятствуют школьным разборкам, но и сами жестоко относятся к детям. Причем жестокость проявляется как в психологическом давлении на школьников, так и в прямом рукоприкладстве. И ситуация с каждым годом только ухудшается. Почему так происходит? Специалисты озвучивают несколько причин: это и пагубное влияние телевидения/компьютерных игр, и всеобщая вседозволенность, и непростые взаимоотношения в семьях и т.д. Однако наибольше влияние на возникновение жестокого отношения в школьном коллективе, по мнению специалистов, оказывает низкая квалификация педагогического состава в современных школах.

Заключение

В данной статье мы постарались рассмотреть лишь несколько из многих причин того, почему

среднюю школу сегодня принято считать чуть ли не вселенским злом, а современную систему образования в лучшем случае малоэффективной.

Рассмотренные нами недостатки российской системы среднего образования, безусловно, не могут стать причиной для полного отказа от обучения в школе. Но они должны заставить родителей с большей серьезностью относиться к выбору образовательной организации и программы обучения (благо, сегодня выбирать можно и есть из чего), а также не поддаваться соблазну пустить процесс обучения на самотек и принимать самое активное участие, как в жизни отдельно взятой школы, так и переформатировании всей системы образования России.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

10 недостатков системы образования в россии

Знали ли вы, что в Италии родители обязаны обеспечивать детей до тех пор, пока те не обретут полную финансовую самостоятельность? Подрастающее поколение вполне довольно таким порядком вещей, ведь учиться в Европе можно хоть до 60 лет, зависая пятилетками на одном курсе или получая третье высшее образование.

Впрочем, далеко за примером ходить не обязательно – в российской образовательной системе также немало пробелов, которые превращают детей в вечных инфантильных школьников и отбивают у них все желание учиться и работать.

Балльная система оценки

«Какую оценку ты получил сегодня?» – именно этот вопрос чаще всего задают школьникам родители. Представителей советского поколения, как правило, не интересует, что было на уроке и о чем рассказывал учитель, а вот оценки для них важны. Дети быстро привыкают к такому подходу, и вот уже сами знания теряют свою ценность, на первый план выходят лишь «тройки» и «пятерки». Правило «вызубри, сдай, забудь» работает как в школе, так и в вузе и сводит на нет весь смысл обучения.

Строгая программа

Как решать математическую задачу, сколько ног у паука и что хотел сказать автор произведения – ответы на эти и другие вопросы у учителя, безусловно, есть, и он не даст ученикам отступить от «правильной» версии ни на шаг.

Если при изучении точных наук это еще допустимо, то вот гуманитарные предметы при таком подходе изучаются гораздо хуже. Школьникам просто не дают шанса высказать свое мнение или подискутировать на различные темы.

Одинаковый набор предметов

Как часто в повседневной жизни врач вычисляет косинус угла, продавец делает синтаксический разбор предложения, а программист ищет созвездие Лебедя на ночном небе? Уж точно не каждый день, однако, по мнению составителей учебной программы, эти и другие знания должны пригодиться каждому ребенку. Вот и проклинают технари литературу, а гуманитарии – формулы. Определившись в старших классах с профессией и необходимыми для ее освоения предметами, школьники вынуждены тратить время на изучение ненужных предметов.

Отсутствие профориентационной практики

В СССР было принято водить детей на производства и знакомить с работой, в Соединенных Штатах практикуют «родительский день» для знакомства с различными профессиями, а вот современные российские школы оставляют вопрос профориентации на усмотрение самих учеников. А ведь возможность узнать о специальности из первых уст – неоценима.

Минимум творчества

Сделать упражнение, выучить параграф, решить задачу – от стандартного обучения веет тоской и обыденностью. Крайне редко преподаватели задают подготовить доклады или рефераты, да и для них темы и список литературы оговариваются заранее.

Про стенгазеты, исследования, проекты и видеопрезентации в большинстве школ забывают. А ведь интересной может быть не только подача материала, но и домашняя работа, выполненная школьником.

Каждый сам за себя

Кем бы ни решил стать школьник, ему в любом случае придется работать с людьми. Даже легендарный одиночка – путешественник и телеведущий Беар Гриллс – прибегает к услугам оператора, что уж говорить про рядовых юристов и экономистов?

Умение работать в команде, столь необходимое в зрелой жизни, увы, абсолютно не прививается в школе. Каждый самостоятельно делает свои задания, пишет контрольные и отвечает у доски. Разумеется, некоторые школы практикуют шефскую помощь, но полноценной командной работой это назвать нельзя. А ведь объединяться в группы и совместно добиваться цели можно не только на уроке физкультуры.

«Перетаскивание» из класса в класс

Наличие в классе детей, оставленных на второй год, портит отчетность не только учителю, но и всей школе. Вот и тащат из класса в класс откровенно отстающих учеников. Минусы подобного подхода очевидны – ребенок не усваивает знания и «тормозит» остальных ребят, а к переходному возрасту и вовсе начинает бравировать своим статусом второгодника, осознанно срывая уроки и подавая не самый лучший, но очень заразительный пример.

Учитель всегда прав

letidor.ru

Недостатки российского образования

Недостатки российского образования

Недостатки российского образования

Образование в России теперь не бесплатно. А если за него приходится платить, то вложения должны окупаться, не так ли? Диплом должен расширять перспективы своего обладателя, то есть давать гарантию трудоустройства с более высоким уровнем заработной платы. Не секрет, что в России уровень заработных плат ниже, чем на Западе. А ведь хороший диплом предполагает возможность трудоустройства по всему миру.

Российские вузы перешли на двухуровневую систему обучения — бакалавриат и магистратуру.  Требования Болонского клуба удовлетворены: формально российские дипломы теперь должны признаваться на Западе. Действительно, российским выпускникам уже не придется доучиваться в зарубежных вузах, чтобы подтвердить свою квалификацию. Но признается ли на Западе качество подготовки специалистов в России? Соответствуют ли программы обучения в России международным стандартам? Ведь признаются не только российские дипломы, но и дипломы стран Восточной Европы, некоторых государств юго-восточной Азии и Африки (то есть всех стран, в которых система высшего образования формально соответствует требованиям Болонского клуба).

Универсального и объективного критерия оценки качества образования не существует. Можно оценивать вуз с точки зрения его академичности (количество научных публикаций, число нобелевских лауреатов и так далее). Или  с точки зрения комфортности обучения студентов (качество инфраструктуры). Или с позиции работодателей (соответствие  учебных программ их запросам и требованиям). Все эти точки зрения учитываются при составлении международных рейтингов, которые берут во внимание многие параметры, вплоть до количества томов в библиотеке. И  если целью образования является успешное трудоустройство, то  к результатам этих рейтингов придется прислушаться, ведь именно на них опираются при отборе кандидатов кадровики всего мира. Если проанализировать данные этого рейтинга, то причины не слишком хороших позиций российских вузов сводятся к следующему: 

1. Почти полное отсутствие практической ценности проводимой российскими вузами научной работы. Исследования и внедрения – главные направления деятельности западных университетов. Например, правительство Великобритании, поставив задачу поддерживать национальную экономику за счет торговли знаниями, поставило размер бюджета того или иного университета в зависимость не от количества его студентов, а от успешности научных разработок. Так же дело обстоит и в  США, по этой причине американские и британские вузы в авангарде  лучших вузов мира. Именно в США  существует степень Мастера Профессиональных наук (Professional Science Master’s — PSM), подразумевающая 2 года последипломной подготовки по техническим специальностям и дополнительное изучение таких дисциплин, как бизнес-процессы, управление проектами, интеллектуальная собственность, экономика и финансы. Ведь мало создать инновационную разработку, ее надо еще выгодно продать. Российские же вузы по-прежнему занимаются в лучшем случае теорией. А соответственно, отсюда вытекает вторая причина низкого рейтинга российского образования в мире.

2. Весьма скромные бюджеты. Например, Гарвардский университет со своими 2 миллиардами долларов  в год может позволить любого специалиста и самую современную материально-техническую базу. Скромное финансирование российских вузов позволяет им только поддерживать свое существование.

3. Отсутствие программы подготовки на английском языке. В многоязычной Европе фактически в любом вузе есть программы на английском языке. Более того, англоязычные программы все чаще и чаще появляются в Азии, этот регион активно наращивает свои позиции в международных рейтингах. Таким образом, достигаются сразу 3 цели: пополняется бюджет учебных заведений за счет иностранных студентов, расширяются перспективы трудоустройства своих собственных  студентов, повышается престиж учебного заведения за счет возможности привлечения иностранных профессоров. Трансакадемичность — это главная цель Болонского процесса. У нас в отечестве ничего подобного и близко нет. Да и уровень преподавания иностранного языка остается неудовлетворительным, что существенно снижает студенческую мобильность и международную конкурентоспособность наших дипломов. В итоге русскоязычные программы обучения сегодня могут привлечь разве что студентов  из Средней Азии, а они вряд ли пополнят бюджет российских вузов.

4. Отсутствие гибкости, статичность программ обучения. Мы живем в быстро меняющемся мире. Технологии развиваются стремительно, и на них мгновенно реагирует рынок труда: требуются новые навыки и умения, появляются новые специальности, и профессии. Западные образовательные учреждения очень быстро подстраиваются под спрос со стороны рынка труда, открывая новые направления подготовки и дисциплины. Так, каждая четвертая из 60 000 дисциплин, предлагаемых в Англии,  появилась в последние годы: например, «новые медиа» (совмещение музыки, трехмерной графики и анимации),  «информационные технологии для здравоохранения», «джи ар» — специалист по связям с госорганами и так далее. Программы российских вузов модернизируются крайне тяжело, специалисты, освоившие новые технологии и направления, не стремятся работать в вузах. Низкий уровень зарплаты способствует тому, что основа преподавательского состава в российских вузах — профессора советской эпохи, более молодое поколение в такой низкооплачиваемой работе не заинтересовано.

5. Неподготовленность выпускников российских вузов к практической работе. В вузах России львиная доля преподавательского состава занята на полную ставку. На Западе ситуация совсем иная: там преподаватели — это практикующие специалисты, читающие лекции в вузах. А значит, курс обучения включает в себя не только теорию, но и самую современную практику.

6. Отсутствие четкого разграничения на профессиональное высшее образование и академическое. Не секрет, что в России высшее образование — скорее признак «статусности», успешности или даже способ избежания службы в армии, но только не ступень образования и квалификации. Большинство свежеиспеченных экономистов и юристов работают секретарями и продавцами-менеджерами. Порой и студентам, и их родителям абсолютно не важно, где именно проходить обучение. Фактически любой вуз называется университетом или, на худой конец, академией. На Западе — иначе: там есть четкое разделение на колледжи и университеты. Первые дают узкую профессиональную подготовку, вторые — фундаментальное академическое образование. Университетов на Западе мало, а требования к студентам очень жесткие.

7. Низкий уровень развития инфраструктуры и сервиса. Современное учебное заведение с мировым именем обязано быть удобным для студентов: располагать комфортным общежитием, спортивными комплексами, местами проведения досуга, сетью общепита и прочим.  Сегодня трудно представить себе университет без прямого он-лайн  общения яежду студентами и  преподавателями, без доступа к виртуальным библиотекам и лекциям через интернет. Разве это похоже на отечественные вузы?

Увы, но все это пока не характеризует российские вузы. Конечно, можно надеяться на прорыв в будущем, но только вот вопрос: доживут ли до этого счастливого дня наши дети?


www.education-medelle.com

Плюсы и минусы современного российского образования

Плюсы и минусы современного российского образования

Довольно часто можно встретить споры насчет системы образования в Российской Федерации. Кто-то считает, что образование в стране явно ухудшилось в сравнении с советскими временами. Другие, наоборот, утверждают, что российское образование стало точным и качественным.

Общие сведения

Согласно многим исследованиям, качество российского образования значительно отличается от образования развитых зарубежных стран. Российская система образования включается в себя определенные структуры и стандарты. Основные общеобразовательные программы в России:

  1. Дошкольная.
  2. Начальная.
  3. Основная.
  4. Средняя.

Профессиональные программы образования разделяются на следующие категории:

  1. Средние специальные.
  2. Высшие.
  3. Послевузовское обучение.

Получить образование в России можно несколькими способами:

  1. В учебном заведении (очно, заочно).
  2. Путем самообразования.
  3. Экстернатом.

Несмотря на широкую структуру, образование в России имеет и минусы, и плюсы.

Школьники в России

Плюсы

Естественно, положительные моменты присутствуют в современной системе отечественного образования.

  • Многообразие школьных знаний, широкий спектр изучения предметов. По окончанию школы многие выпускники обладают широким кругозором.
  • Активная социальная система в школах позволяет ученикам налаживать контакты со сверстниками, выстраивать с ними дружеские отношения, а также правильно держаться в коллективе и вежливо общаться со старшими. С детьми прорабатываются все коммуникативные навыки.
  • Выпускники российских школ имеют возможность поступить в престижное учебное заведение на бюджетную основу, чтобы в будущем получить высокооплачиваемую работу.
  • Иностранный язык во многих школах начинается изучаться с начальной школы, что является несомненным плюсом для ребенка. Кроме того, в некоторых образовательных учреждениях предусмотрено изучение нескольких иностранных языков для учеников. Это может стать значительным преимуществом в будущем, а также повлиять на карьеру.
  • Изучение информатики также начинается с начальных классов, что помогает школьникам ориентироваться в мире современных технологий. Компьютерные классы в школах оснащены современными компьютерами, интерактивными досками и прочей аппаратурой, через которую ученикам намного проще усваивать материал.
  • Значительный плюс — новая система ведения оценок и контроля за успеваемостью ребенка. Не так давно во многих российских школах появились электронные дневники, которые помогают следить за оценками учеников и учителям, и родителям. Кроме того, благодаря данной системе, всегда можно узнать о заданном домашнем задании. Этот принцип исключает нечестность со стороны учеников. Также в электронных дневниках имеется возможность узнавать о ближайших родительских собраниях, а сами родители могут участвовать в школьной жизни, предлагать какие-то идеи и вносить некоторые корректировки в процесс обучения.

Студенты

Минусы

Обилие положительных сторон отечественного образования не исключает и недочеты, которые все чаще обсуждаются и критикуются людьми.

  • Несмотря на большой спектр знаний по различным предметам, современная система образования основана все-таки на общих стандартах. То есть главной целью не является развитие конкретного ученика. В школах идет большая нацеленность на оценки, которые зачастую имеют необъективное значение. Не всегда учителя берут во внимание таланты и способности отдельного ученика. В большинстве случаев каждый педагог считает свой предмет приоритетным, отчего школьникам бывает сложно вникнуть в темы урока.
  • Все чаще встречаются педагоги с достаточно низкой квалификацией. Если раньше такое явление было приемлемо в основном для провинциальных школ, то сегодня некомпетентных специалистов можно встретить практически в любых учебных заведениях страны. Основная причина проблемы — коррупция в ВУЗах. Молодые специалисты не нацелены на получения полноценных знаний, а интересуются только получением самого документа, подтверждающего наличие высшего образования.
  • Единый Государственный Экзамен также является больше минусом, чем плюсом. Экзамен не помогает определить адекватный уровень знаний конкретного ученика. Проверка заданий происходит автоматизированным путем, что не устраняет выявления ошибочных результатов. Получить высокий балл по ЕГЭ могут и троечники, некоторые из них вызубривают тестовые задания и запоминают правильные ответы наизусть, а кому-то удается списать или просто угадать правильный вариант ответа. Из-за этого многие грамотные ученики, которые стараются выполнять задания честным путем, не могут поступить в желаемые учебные заведения, а их места занимают троечники.
  • В некоторых колледжах и техникумах система обучения студентов значительно устарела и стала неактуальной. В таких случаях педагоги предлагают студентам абсолютно ненужный обучающий материал. В результате чего выпускники не могут найти достойную работу из-за некачественной подготовки по той или иной специальности.
  • В высшие учебные заведения студенты приходят в основном для того, чтобы получить диплом, а не сами знания. Во многих ВУЗах активно процветает коррупция. Преподаватели знают, что студентам нужен только документ для пропуска на хорошую должность, поэтому не выдвигают высоких требований для сдачи экзаменов, достаточно только заплатить нужную сумму.
  • Недостаточное внимание педагогов к учащимся. Все чаще преподаватели озабочены больше своим материальным положением, из-за чего не желают принимать активное участие в жизни школьников. Из-за невысоких заработков учителей дети не получают должного внимания и знаний.

Студенты с дипломами

Современное образование в России стремительно развивается и с каждым днем приобретает различные нововведения. Однако это не исключает того факта, что отечественное образование отстаёт на шаг от цивилизованных стран и нуждается в новых реформах.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Недостатки системы образования в России

Современная система образования в России имеет существенные изъянынедостатки.

Самые серьезные и опасные:
1. Явная переоценка значения знаний в образовании человека. Посмотрите: торжественный день образования, праздник образования (1е сентября) именуется у нас «Днем Знаний». Разве в образовании человека получение знаний — главный элемент? А как же быть с получением умений и навыков, как же быть с формированием личности человека в целом?!

В итоге мы плодим зубрил, исполнителей и загоняем в угол настоящих творцов и лидеров. Кто лучше учится в школе и вузе? Девочкидевушки. А что ребятаюноши менее способны? Очевидная нелепость. Такой перекос в подготовке оценке девочек и мальчиков, девушек и юношей в значительной мере является результатом односторонней ориентации в школе и вузе на получение знаний.

«Со знанием должно быть обязательно связано умение… — писал А. Дистервег. — Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что хотя он коечто знает, но ничего не умеет».

А И.Г. Песталоцци, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Главная цель обучения — не столько накопление знаний, сколько развитие умственных и душевных сил ребенка.»

(Кстати, если Песталоцци прав в том, что важны не знания сами по себе, а развитие умственных и душевных сил в целом, то он абсолютно не прав в том, что развитие последних является главной целью обучения. Здесь он, к сожалению, сильно заблуждался как многие его современники, предыдущие и последующие деятели образования.)

Наконец, философ Г. Спенсер решительно заявил: «Великая цель образования — это не знания, а действия». Он попал в точку. Там, где образование завершается усвоением некоторой суммы знанийсведений и только, оно вырождается в бесплодную науку схоластики. Знания человеку нужны не сами по себе, а лишь для того, чтобы жить, успешно действовать для ради жизни, ее продолжения, повышения ее качества и количества.

В сознании многих образование давно уже превратилось в процесс получения знаний. А ведь изначальный смысл слова «образование» — это вообще образование, т. е. образование человека как такового, целого человека. Образование должно содействовать формированию, развитию, становлению человека. Вот его главная и высшая цель!

2. Значительный перекос в сторону умственных занятий, недооценка значения физической культуры. О физической культуре уничижительно говорят как о физкультуре. Это, вопервых.

Во вторых, явно недостаточное количество часов, отводимое в учебном процессе для занятий физической культурой. Если взять недельное расписание, то объем обязательных часов занятий физической культурой незначителен по сравнению с объемом умственных занятий (лекций, семинаров и т. п. занятий).

В третьих, очевидный ущерб в качественной стороне вопроса. Чаще всего физическая культура в учебном процессе фигурирует лишь в виде некоторых форм физической зарядки, гимнастики, легкой атлетики (в частности и прежде всего бега на небольшие дистанции) и в незначительном количестве игровых форм (баскетбола, волейбола). Физическая культура — это ведь не только зарядка, гимнастика, бег, некоторые спортивные игры. Физическая культура — это также и танцы. А где они в школе и в вузе? Практически их нет.

Физическая культура — это также и проблемы здорового образа жизни, гигиены, профилактики болезней, культуры тела в широком смысле.

Одним словом, физическая подготовка — это целый комплекс усилий, действий, мероприятий, который не менее многообразен и обширен, чем подготовка по широкому кругу умственных предметов (в школе: математики, истории, литературы, русского языка, географии, физики, химии, биологии, обществоведения).

Понастоящему, на всех ступенях образования (от детского сада до высшей школы) должен быть установлен баланс умственных и физических занятий и по количеству учебных часов (пополам), и по качествушироте охвата разных форм умственных и физических занятий.

В последние десятилетия ученые и врачи все чаще говорят о сердечнососудистых заболеваниях как болезнях цивилизации. Одной из основных причин роста этих заболеваний в современном обществе является гиподинамия, малоподвижный образ жизни.

Обычно указывают на непосредственную причину гиподинамии: вытеснение физической работы из жизни современного человека и его переход на малоэнергетические виды работы. Да, действительно, многие профессии в современном обществе стали носить характер умственных занятий. И от этого человек как будто бы волейневолей стал вести малоподвижный образ жизни. Можно согласиться с тем, что непосредственной (подчеркиваю: непосредственной!) причиной гиподинамии является замена физического труда на умственный. Но кто сказал, что человек, будучи разумным существом, не догадается компенсировать недостаток двигательной активности на основной работе физическими упражнениями и занятиями до и после основной работы, а также в выходные дни?! Конечно, догадается, если он с детства будет приучен регулярно нагружать себя физически, прежде всего с помощью занятий физической культурой и спортом. А кто его приучит? Понастоящему только школа и вуз, поскольку в этих учебных заведениях он проводит основное время жизни (утро и день пятьшесть дней в неделю).

Если непосредственной причиной малоподвижного образа жизни современного человека является замена физического труда на умственный, то опосредованной, глубинной причиной такого образа жизни является его физкультурное (в смысле физической культуры) невежество как образованного человека, поскольку система образования, в которой он вырос, уделяет совершенно недостаточное внимание физической подготовке учащихся.

Я обвиняю не механизацию, не автоматизацию, а нынешнюю систему образования в том, что современный человек все больше болеет так называемыми болезнями цивилизации. Эти болезни цивилизации не от развития техники, заменяющей физический труд, а от того, что современный образованный человек понастоящему не знает физической культуры и не умеет ею заниматься. А в этом виновата, как я уже говорил, нынешняя система образования. Ведь именно в детстве и юности, на стадии роста и взросления человек может получить эти знания, умения, навыки.

Насколько современный человек не понимает значения образования в формировании и развитии культуры тела, можно судить по следующему фрагменту книги профессора Г. И. Косицкого «Цивилизация и сердце»:

Говоря об обильном высококалорийном питании в санатории он писал: «Каково же было мое удивление, когда я услышал высказывания соседей о том, что питание недостаточное. Жаловались в основном люди, вес которых значительно превышал допустимый. Эти люди не ходили в горы. Они сами нагромождали горы из окурков, сидя на пляже и играя в преферанс. На мой вопрос, полезно ли такое времяпрепровождение, они с удивлением отвечали: «Но ведь мы приехали сюда отдыхать!». Многие из них были образованными и неглупыми людьми. Спорить с ними было бесполезно. В основном для таких людей я и решил написать эту книгу.

Нужно решительно ломать психологию…» (с. 128).

Да, они были образованными людьми! Но не в том смысле, в каком думал Г. И. Косицкий («образованными и неглупыми»). Они были односторонне образованными, в смысле умственно или профессионально образованными, но не физически образованными (в смысле культуры тела). И уж совершенно неприемлем совет Г. И. Косицкого, что де «нужно решительно ломать психологию». Психологию взрослого человека не сломаешь и не изменишь. И вообще ломать психологию противоестественно. Уж если мы хотим изменить отношение людей к культуре тела, то должны это делать на стадии образования: в детском саде, в школе, в вузе. После вуза «что вышло, то вышло». Если на разных стадиях образования отношение к физической культуре пренебрежительное, то после завершения образования такое отношение тем более пренебрежительное.

3. Третий серьезный недостаток в нынешней системе образования: ориентация почти исключительно на подготовку специалистовпрофессионалов. И здесь мы видим два отрицательных последствия.

Первое: очевидная недооценка подготовки подрастающего поколения как будущих жен и мужей, отцов и матерей.

Современные школа и вуз готовят людей к работе в сфере производства, управления, науки и культуры, т. е. для того, чтобы они производили материальные и духовные блага. А вот готовить людей как будущих жен и мужей, как отцов и матерей, т. е. для животворчества (воспроизводства живой жизни) — этим школа и вуз практически не занимаются. Отсюда падение рождаемости, большой процент разводов и т. п. негативные феномены современной жизни.

Я думаю, есть прямая связь между снижением рождаемости в развитых странах мира, в России и увеличением количества образованных людей. Образованная часть населения не воспроизводит себя. Особенно это касается людей с высшим образованием. Существует по этому поводу мнение, что де образованность несовместима с таким грубо материальным процессом как рождение детей и уход за ними и поэтому образованные люди рожают меньше, чем необразованные, что де необразованным людям делать нечего, как рожать детей и т. д., и т. п. Я на это скажу: данное мнение — мнение людей, образованных как раз таким односторонним образом. Круг, как говорится, замкнулся. Многие образованные люди не чувствуют и не понимают такой очевидной вещи, что они помимо всего прочего должны передать эстафету жизни другим поколениям (в виде хотя бы двухтрех детей). Когда образованных людей было немного и они были, так сказать, в подавляющем меньшинстве, это их мнение и поведение не отражалось скольконибудь значимо на демографии. Но вот во второй половине ХХ века процент образованных людей в структуре общества значительно вырос. Не только среднее, но и высшее образование становится массовым. Это значит, что образованные люди, оказывая все более существенное влияние на демографию в сторону катастрофического снижения рождаемости, могут погубить человеческий род. Вывод: нужно коренным образом менять систему образования, чтобы образованные люди перестали пренебрежительно относиться к ценностям рода.

Прочитал в Интернете (20 октября 2007 г.) следующую заметку:
«Норвегия признана раем земным по качеству жизни
Журнал The Economist опубликовал очередной ежегодник Pocket World in Figures («Мир в цифрах, карманное издание»). The Daily Telegraph приводит основной рейтинг книги: первую двадцатку стран по качеству жизни. Лидером рейтинга стала Норвегия, за ней идут Исландия и Австралия. Замыкает список Новая Зеландия. В двадцатку вошли также Швеция и Дания, традиционно славящиеся своим качеством жизни. Не остались в стороне и США — им принадлежит восьмая позиция списка. The Daily Mail уточняет, что рейтинг основан на индексе развития человеческого потенциала (Human Development Index, HDI), разработанного ООН. Он рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения и уровень реальных доходов населения».

Обратите внимание: ООН качество жизни определяет по трем основным показателям: «ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения и уровень реальных доходов населения». Ни один из этих показателей ничего не говорит о качестве родовой жизни человека. Они говорят лишь о качестве индивидуальной жизни (продолжительность жизни, образованность и уровень доходов). Вот вам и мнение нынешних «образованных» людей! Качество жизни они понимают в соответствии с полученным ими односторонним образованием как сугубо качество индивидуальной жизни. А то, что качество жизни невозможно без родовой составляющей — им невдомек. Ведь жизнь в целом — это не только жизнь индивида, но и жизнь рода! Жизни индивида не существует без (и вне) жизни рода. Мы появляемся на свет и вырастаем благодаря родителям! В свою очередь и мы должны произвести на свет и вырастить детей. Иначе прекратится жизнь человечества, жизнь вообще. А может ли быть жизнь человека качественной, если за ней следует пустота, если она обращается в ничто? Нет, конечно. Поэтому качество жизни — не только качество индивидуальной жизни, но и качество родовой жизни! Следовательно, в число основных показателей качества жизни должен входить и такой показатель, как наличие детей (не меньше двухтрех). Да, этот показатель вступает в определенное противоречие по крайней мере с двумя из трех указанных показателей качества жизни. Ну что ж, качество жизни и на самом деле противоречиво. И оно тем выше, чем больше удается минимизировать это противоречие, добиться определенного баланса разных сторон жизни. По настоящему счастлив тот, кто добивается успеха и в творчестве (в профессии), и в любви (в семье, в продолжении рода).

А пока цивилизованное человечество в лице экспертов ООН будет определять качество жизни только как индивидуальное, до тех пор это цивилизованное человечество будет сокращаться как шагреневая кожа и просто вырождаться. Если бы в число основных показателей качества жизни включали наличие не менее двухтрех детей, то картина рейтинга стран по качеству жизни была бы совсем иной.

Могут сказать: не дело школы, а тем более вуза — заниматься подготовкой к семейной (супружеской и родительской) жизни. Да, это было бы так, если бы школа и вуз не отнимали у учащегосястудента лучшую и львиную долю его времени жизни (утро и день, пятьшесть дней в неделю). Спрашивается, когда же и где человеку образовывать себя как супруга и родителя? В вечерние часы, во время отдыха, на улице, в подворотнях и подъездах?

Ясно, что в образовании мы не можем игнорировать такую существенную составляющую его жизни, как жизнь в семье, продолжение рода, животворчество.

Я считаю: в школе и вузе нужно ввести предметы, которые готовили бы подрастающее поколение к супружеской и родительской жизни. По крайней мере, два предмета нужно ввести в обязательном порядке: это «теория и практика семейной жизни» и «родительская педагогика (теоретическая и практическая)». Соответственно, нужно пересмотреть учебные программы в сторону сокращения количества часов абстрактных и профилирующих предметов.

Второе: явно недостаточное внимание к тому, чтобы формировать человека в целом, как личность, как гражданина. Конкретно это выражается в том, что предпочтение отдается профилирующим предметам, а предметы, которые формируют и развивают личность гражданина (философия, история и т. п.), находятся как бы на заднем плане и постоянно дискриминируются (меньшая зарплата преподавателям, неудобное расписание занятий, зачетов и экзаменов, сокращение учебных часов и т. д.).

Что в итоге выходит в результате такого перекоса? Профессиональный кретинизм, имморализм (моральный индифферентизм) или, еще хуже, асоциальность, аморализм, преступная деятельность. Всем известно, как опасен человек, который приобрел знания и умения, стал профессионалом, но лишен напрочь нравственных, человеческих, гражданских ориентиров. Вот пример: хакеры, взламывающие сайты банков и подобных учреждений. Это, как правило, хорошо подготовленные специалисты в своей области, но безнравственные люди. В одном документальном фильме о них так и говорится: «К сожалению, их знания и умения были направлены не в нужное русло». Вотвот: гипертрофированная ориентация в вузах на подготовку специалистовпрофессионалов ведет к тому, что плодитсярамножается новый тип негодяевпреступников: тип высококвалифицированных негодяевпреступников. Они представляют серьезную угрозу обществу.

——————
Нынешняя система образования в России как система массового образования существует несколько десятков лет (гдето с двадцатых годов ХХ века), а высшее образование вообще только недавно стало приобретать черты массового (в Японии оно уже стало обязательным для всех; недалеко время, когда и у нас оно будет обязательным). Иными словами, эта система образования еще не успела понастоящему навредить обществу, а тем более погубить его. Однако, если она будет продолжать действовать в том же виде дальше, еще сотню лет, то можно ожидать вырождения, значительной депопуляции ныне живущего коренного населения страны. А депопуляция коренного населения страны приведет к тому, что территорию страны тем или иным способом (ползучей миграцией или завоеванием) займут народы из других стран, которые плодятся и размножаются.

Нынешняя система образования в России, если мы ее не изменим коренным образом, приведет к быстрой (по историческим срокам) смерти России.

——————
На Западе система образования во многом имеет те же недостатки. И там общество ждет подобная судьба.
Правда, есть некоторые различия. Так, насколько мне известно, в системе образования США (в школах, колледжах и вузах) уделяется значительно больше внимания физической культуре и спорту, чем у нас в России. Соответственно физкультурой и спортом у нас занимаются около 8 процентов населения, а в США — 3040 процентов (информация конца января 2002 г. в связи с заседанием Госсовета РФ 1 февраля по вопросам развития физической культуры и спорта в стране).

——————
Интересно сопоставить динамику снижения рождаемости и динамику повышения процента людей со средним и высшим образованием (у нас и за рубежом). Мне думается, здесь будет определенная корреляция. Современное образование убивает человечество; это настоящая черная дыра человечества как биологического вида. Рост населения Земли в настоящее время идет исключительно за счет необразованных и малообразованных представителей рода человеческого, живущих в основном, в странах третьего мира и преимущественно в сельской местности.

psyera.ru

Современное школьное образование в России: плюсы и минусы

Библиографическое описание:

Губская М. А., Веремчук А. С. Современное школьное образование в России: плюсы и минусы // Образование и воспитание. — 2018. — №2. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/88/3226/ (дата обращения: 12.12.2019).



Право на образование является неотчуждаемым конституционным правом каждого гражданина Российской Федерации. Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами. [1] И можно с уверенностью сказать, что вопросы образования затрагивают интересы всего населения страны. Качество образования влияет на перспективы благополучного развития государства, достаток и успех в личной карьере каждого человека. Это особенно значимо для современной России.

Но чем же является образование для современного человека? Образование является той ценностью, которая оказывает наибольшее влияние на развитие человека в целом; это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности. Именно образование отражает состояние общества, его динамичность. Благодаря ему страна обеспечивает себя высококвалифицированными кадрами, создает условия для экономического роста и высокой производительности труда. Как говорил Джозеф Аддисон: »Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим». [2]

В многополярном мире основными тенденциями современного образования считаются: всё больше расширяющаяся и углубляющаяся информатизация, гуманизация и гуманитаризация, многоуровневость, диверсификация (усложнение), индивидуализация, обновление и непрерывность. Современные условия, конечно же, требуют пересмотра традиционных образовательных парадигм, чтобы идти в ногу со всем цивилизационным миром. А это говорит о том, что нашей российской системе образования придется вносить изменения в структуру образования.

Проведем сравнительную характеристику классической системы образования и новой, современной неклассической системы образования.

Традиционная модель образования строится на типе — «образование — обучение», основной миссией, которой является — подготовить учащихся к социально-общественной жизни, к труду. Человек рассматривается как простая система. Образование воспринимается как трансляция культуры, главным образом господствующей в данном обществе. Основной функцией учителя — «передать» знания и опыт предшествующих поколений, то есть простое перенесение обработанного культурного материала в сознание учащихся. Методика обучения строится на повторении и запоминании чужих мыслей. Конечно, в таком типе образования ученик не будет является субъектом образовательного процесса, здесь отсутствует личность, он всего лишь объект обучения. Стиль преподавания — монологичный, авторитарный (со стороны педагога). Безусловно, здесь обучение преобладает над развитием, нет практически никакой установки на личностное самоопределение, идет формирование социально-типичного человека.

Современная неклассическая система образования подразумевает тип «образование — становление», в центре которой стоит человек, личность, его духовность, его становление и формирование. Основная миссия образования — обеспечение условий самоопределения и самореализации личности. Главная цель обучения — развить индивидуальность ученика, содействовать проявлению и развитию в ребенке не типичного, а ярко индивидуального. Человек воспринимается в этой парадигме как сложная система. Миссия учителя — не «передать» готовые знания, а научить получать знания, развить способности самостоятельно мыслить, уметь решать нестандартные задачи, знания должны служить средством мышления. Стиль преподавания — демократический, диалогические отношения между педагогом и учеником. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, созидание образа мира в самом себе, через свою активность в общественной и духовной жизни.

Основные тенденции мирового образования, конечно же, связаны с формированием информационного общества, где знание и информация занимают ключевые позиции в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Приобретение новых знаний и умений, ориентация на постоянное обновление вызывает необходимость постоянно повышать свою квалификацию, менять в течение жизни несколько раз профессию.

Как же происходит переход нового типа образовательной системы в России? Плюсы и минусы, достоинства и недостатки российской системы образования.

Переход и адаптированность к новым параметрам реальности в России проходит очень сложно и противоречиво. Одним важных факторов сложности перехода является стереотипность нашего мышления. Принцип индивидуализма и персонализма в новой системе образования для европейских стран это даже не новшество, а норма жизни, то для русского человека это духовные терзания, боль… Почему? Русское сознание — это соборное, коллективное мышление, имеющие глубокие исторические корни, человеку сложно отделить себя от целого.

Одни говорят о том, что вследствие новых изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Другие считают, что благодаря европейской стандартизации российские учащиеся получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Рассмотрим более подробно все аспекты современного российского образования. Из положительных аспектов можно выделить:

– разнообразие вариантов школьной подготовки;

– ведение новых способов контроля за оценками;

– возможность стажировки или обмена опытом за границей;

– участие школьников в международных олимпиадах, конкурсах онлайн;

– внимание к чистописанию в школах, в отличие от Запада;

– 100 балльная система оценивания делает возможным выявить лучших из лучших учащихся.

Но проведя анализ состояния современного образования, можно понять, что минусов наблюдается больше. Если говорить о высшем образовании, то они берут своё начало с 2003 года, когда Россия присоединилась к Болонскому процессу (процесс сближения систем высшего образования стран Европы), но так как мы акцентируем свое внимание на школьном образовании, то можно сказать, что проблемы начались с введения ЕГЭ в 2001 году.

Сначала — ЕГЭ был всего лишь экспериментом, но с 2009 года Единый государственный экзамен стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы.

Зачем был введен ЕГЭ? На это было несколько причин:

– разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов;

– создать равные условия при сдаче выпускных экзаменов для учеников, независимо от места их проживания;

– избежать коррупции при поступлении в вузы;

– привести к единообразию оценку знаний выпускников и тем самым сделать её более объективной;

– сравнить качество образования в разных школах и регионах.

– приблизить формы контроля знаний выпускников к системам, принятым во многих развитых европейских странах

Но хотя эксперимент и начался еще в 2001, даже к 2013 году устранить основные нарушения при проведении ЕГЭ все еще не удалось. По данным проверки, проведенной Генеральной прокуратурой, «итоги экзамена не всегда гарантируют зачисление в высшие образовательные учреждения наиболее способных и подготовленных учащихся». Главной проблемой остается то, что Единый государственный экзамен не может в полной мере и четко показать знания выпускника, применение такой процедуры позволяет оценивать только отдельные компоненты образовательного процесса [3]. ЕГЭ сводится лишь к оценке памяти учащегося по конкретному предмету, никак не способствует развитию творческого мышления, логики.

Разногласия по поводу ЕГЭ существуют и среди педагогов, родителей и учеников. Реформы, связанные с необходимостью выполнять Болонские договоренности, превращают школу в сферу услуг. Появились трудности при подаче заявок в вузы. Так как выпускник средней школы может рассылать заявки с результатами ЕГЭ в несколько учебных заведений, то в результате абитуриенты точно не знают, куда именно они в итоге поступят. А вуз, со своей стороны, не знает, сколько студентов зачислено.

При обсуждении основных преимуществ и недостатков ЕГЭ суть сводится в основном к тому, что существует необходимость отрегулировать систему ЕГЭ, чтобы объективно оценивать знания учащихся и прервать коррупцию в школе и вузе.

Как наглядный пример того, в каком состоянии находится наша система школьного образования, хотелось бы привести опрос, который устроил информационный канал Subscribe.Ru [4]:

«Большинство российских интернет-пользователей оценивает состояние системы школьного образования в России как «посредственное» (50 %), «плохое» (22 %) или «очень плохое» (11 %). Лишь 16 % дают ему положительную оценку.

Можно сказать, что негативное отношение к ЕГЭ обусловлено тем, что большинство респондентов уверены в том, что ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы по сравнению с традиционными выпускными экзаменами. Среди тех участников опроса, кто имеет детей школьного возраста, 50 % испытывают негативное и только 42 % позитивное отношение к ЕГЭ вообще или в его нынешнем виде, а 77 % при возможности выбора предпочли бы, что бы их дети/внуки сдавали обычные экзамены по старой системе и только 16 % согласились бы на ЕГЭ. Около 44 % опрошенных российских интернет-пользователей не видят никаких позитивных изменений в российском образовании с переходом на Единый государственный экзамен и лишь 17 % верят, что ЕГЭ помогает борьбе с коррупцией, 7 % — в то, что российское ЕГЭ соответствует общепринятым международным стандартам».

По данным интернет-опроса, 68 % учителей относятся к ЕГЭ отрицательно. Из 1400 опрошенных на сайте Интернет-сообщества учителей Pedsovet.su только 17 % проголосовавших уверены, что ЕГЭ — это благо для России; 14 % затруднились с ответом и 68 % высказались против.

Социологические опросы показывают, что студенты воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», «как изощренную пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку».

Но ЕГЭ — это всего лишь способ внешней оценки качества образования. Технология, не более. Учителю необходимо просто честно и качественно научить ребят своему предмету, познакомив их с форматом экзамена, а не участвовать в бесконечной гонке за максимальными баллами и не »натаскивать» на решение всевозможных тестов.

Около 51 % опрошенных считают главной задачей школьной реформы — не зацикливаться на формах проверки знаний, а повышать качество самого обучения. Преподаванию каких школьных предметов сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание в российских школах? По мнению российских интернет-пользователей в усилении нуждаются такие основные гуманитарные дисциплины, как русский язык и литература (84 %), математика (64 %), история (63 %), иностранные языки (57 %). Не меньшее значение должно придаваться повышению компьютерной грамотности, информатике (51 %), а также блоку естественно-научных дисциплин (50 %). Кроме этого, современная российская школа должна оставаться местом приобщения молодежи к основам права, законам государства (38 %), физической культуре (33 %) и воспитания трудовых навыков (31 %).

У ЕГЭ есть много возможностей для совершенствования и развития, и это необходимо продолжать делать, стремиться к более совершенному. Конечно, ЕГЭ не идеал, но это лучший из возможных вариантов в настоящее время. Ведь ЕГЭ позволяет избежать такого явления как коррупция, значительно снижает нагрузку на выпускников, так как ребята могут, сдав один раз ряд экзаменов, пробовать поступать в несколько университетов сразу и им не надо больше участвовать в экзаменах в каждом вузе отдельно.

Сегодня основным методом образования является его постоянное обновление. Инновация становятся главным принципом развития в этой сфере. Это ведет к постоянной смене установок, различных экспериментов, новых образовательных технологий. Но, главное — происходит отказ от традиций, от проверенных методик, дающих фундаментальные знания для учащихся.

Одним из главных аспектов стратегии новых реформ является — свобода плюрализма в образовании. Это проявляется в постоянном обновлении учебников, пособий, программ. Проходя конкурсную основу, новый учебник вытесняет лучший, но старый. Игнорируется мнения специалистов. Необходимо сказать, что нынешняя ситуация в российском образовании характеризуется отсутствием стандартов в процессе обучения, в учебниках и методических пособиях и во многом другом, несогласованностью задач на различных этапах обучения.

Как уже было оговорено ранее, одной из проблем является несовершенная система оценивания, которая не дает четкую объективную основу для оценки результативности.

Другой проблемой является процветание и развитие коррупции во многих образовательных учреждениях, а также снижение социального статуса учителей и преподавателей (это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий).

На наш взгляд для решения данных проблем, необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изменить методы обучения;
  2. Устранить перегруженность учебных планов;
  3. Ввести единую систему учебников и стандартизировать процесс обучения;
  4. Усилить гуманистическую направленность учебных дисциплин;
  5. Обеспечить достойную заработную плату для учителей, воспитателей;

Истинное образование определяется главной задачей — формированием духовно-нравственной личности, воспринявшей фундаментальные знания, и возросшей в русле национальной культуры и её плодотворных традиций. В условиях глобализации важно оставаться человеком, умеющим правильно выстраивать собственное бытие, нравственно распоряжаться научными знаниями, быть гуманным, справедливым, способствовать благу и развитию людей. [5]. Гуманизация образования формирует в личности общечеловеческие ценности, нравственность, социальные ориентации, осознание личностного достоинства, ответственность за свои поступки. Особенно это важно в школьные и студенческие годы, когда личность еще активно формируется. Важность данного направления гуманизма для обучения и воспитания молодежи неоспорима.

Для выпускника современной школы требуется уже не просто сумма готовых знаний и умений, а способность к их получению, необходимо развивать свою самостоятельность, активность. Важную роль в воспитании образованной личности играет педагог, который должен в школе создать все условия для развития таких способностей, он должен быть организатором учебного процесса и социально-творческой деятельности школьников. Педагог как профессионал должен иметь дополнительно психологическое образование, так как он имеет дело с человеком развивающимся, находящимся на стадии формировании своего сознания. Педагог должен исходить из знания психологи развития личности ребенка, знать основные подходы к пониманию характера, развития личности в определенные периоды жизни. Не менее важно, педагог должен делать акцент на развитие нравственных норм отношений — развивать и укреплять такие качества как — духовность, ответственность, толерантность, честность, как служение своему народу, чувство долга перед ним, неприятие насилия, способность к критическому мышлению. [5]

Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим устойчивого развития. Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии потенциала страны. Для этого следует достичь гармонии во всех сферах человеческой деятельности. Несомненные достижения в области модернизации образования не отменяют серьезных и пока не нашедших решения проблем. Коренная перестройка системы образования отличается сложностью, болезненностью, глубокими противоречиями. Наше стремление активно использовать европейский опыт приводит к забыванию, попиранию национальных традиций. Необходимо помнить, что механическое перенесение заимствованных моделей приводит к негативным последствиям. Необходимо привлекать к разработке путей модернизации научные институты и вернуться к общественному обсуждению процессов реформирования. Также нужно признать, что постоянное выдвижение новых задач, не согласующихся между собой и с другими задачами, нарушение последовательности в государственной образовательной политике наносит большой вред стабильности в образовании, не позволяет глубоко осмыслять и анализировать достижения и недостатки реформ

Современное российское образование имеет множество недоработок. Но стоит учитывать, что современное образование находится на пути постоянного совершенствования и развития, и в скором времени многие из проблем найдут оптимальное решение.

Литература:

1. Статья 43 Конституции РФ // constrf.ru. URL: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-43-krf.

2. Джозеф Аддисон, из The Guardian (1713), No. 111.

3. Когда и зачем ввели ЕГЭ // repetitor-live.com. URL: http://repetitor-live.com/kogda-i-zachem-vveli-ege/.

4. ЕГЭ-гэ-гэ-й, славяне! // Subscribe.Ru. URL: https://subscribe.ru/digest/children/school/n923033.html.

5. Веремчук А. С. Проблема формирования интеллигентности в высшей школе // Научная мысль Кавказа № 4 2016. С. 55–60

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, ЕГЭ, образование, знание, российская система образования, школьное образование, современное образование, российское образование, Единый государственный экзамен, школа.

moluch.ru

В чем минусы современного школьного образования?

Это глава из книги «Предназначение быть мамой».

Продолжение цикла статей о школе. Первая статья – «Почему наши дети не ходят в школу»

Вторая статья – «Мифы о школе»

Исцеление женской души

Ольга Валяева - В чем минусы современного школьного образования?

  • Его насильственность

Наша система образования основана исключительно на «надо». Желания и интересы ребенка не учитываются. Даже ему химия не нужна, и он хочет работать продавцом, все равно таблицу Менделеева выучить придется. И наоборот. Если ты с детских лет хочешь стать врачом и хочешь уже в школе изучить анатомию более глубоко – не выйдет. Это не входит в план педагога.

  • Оно больше похоже на тюремное заключение

Есть такая заметка на просторах интернета, где очень убедительно школа сравнивается именно с тюрьмой. Из нее невозможно освободиться раньше срока, в ней ты абсолютно несвободен и зависим от учителя.  Ты должен делать то, что от тебя требуют, и поэтому мотивации никакой нет – ты делаешь все это лишь бы сделать. Ты не являешься личностью, ты просто один из толпы. И так далее.

  • Растянутость по времени.

Такое ощущение, что ради того, чтобы родители могли дольше работать, всю информацию растянули на года. Хотя многое можно было бы изучить в несколько раз быстрее. Так некоторые дети заканчивают школу экстерном. А те, кто учатся дома, иной раз на подготовку к экзаменам за год тратят всего один месяц в году. Тогда зачем каждый день долбить одно и то же? Я помню, как мне откровенно было скучно на уроках. Когда тему не просто прошли, а триста раз разжевали с разных сторон, как будто больше и поговорить не о чем.

  • Его негибкость – всем одно и то же.

Кому-то скучно, а кто-то ничего не понимает. Я бы с удовольствием во время урока не сидела полчаса, ожидая, когда все дорешают контрольную, а делала бы какие-то дополнительные, более сложные задания. И было бы здорово, чтобы дети сами могли решать, что они хотят изучать.

  • Его отсталость и несовременность

Помню, у нас информатика в школе проходила на таких огромных компьютерах, на которых не было никакой визуальной системы, лишь сложные наборы команд для вызова разных функций. Притом, что уже существовал «Виндоус» — несколько лет как.  А нашим школьным компьютерам было лет по пятьдесят, если не больше. Даже сложно назвать их компьютерами – огромные калькуляторы. И так не только в плане техники.

Любые новейшие открытия вы в школе не узнаете. Вам там расскажут о том, что написано в учебнике, даже если недавно кто-то это смог опровергнуть.

  • Создание унифицированных сотрудников 

Кого готовят школы? Ну давайте честно. Тех, кто может сидеть на одном месте, не высовываться, делать рутинную работу много лет. То есть удобных сотрудников, которыми в дальнейшем будет легко управлять – рублем и кнутом. Любое творчество в школе обычно не приветствуется, как и предпринимательство. Помню, как мы однажды продавали в школе мороженое – и получили за это «по шапке». Мол, нечего заниматься ерундой. Хочу ли я, чтобы мои дети такими были? Нет.

  • Нет самой важной – нравственной – базы.

Даже наоборот. За эти десять лет ребенок каждый день смотрит на то, как жить не надо, но впитывает это как норму. Чтобы выжить в коллективе ему часто приходится идти против своей совести – обманывать.

Он видит несчастных учительниц, работающих за копейки и ненавидящих свою работу. Или как минимум женщин, которые очень много трудятся, но мало что могут себе позволить. Большинство этих учительниц – по моей памяти – не замужем и самостоятельно растят детей, пребывая в сильном стрессе. При этом всячески костерят мужчин, даже на уроках. Помню, одна учительница в моей школе так ненавидела мужчин, что вызывая мальчишек к доске, очень долго их мучила и выдавала потом: «ну что с тебя взять, ты же мальчик! Садись, три». А девочкам оценки ставились просто так, из женской солидарности.

Учителей мужчин катастрофически мало, максимум – физрук и физик. Да и те обычно подавляются в коллективе директором-женщиной или женщиной-завучем. Идеальная картинка для взрослой жизни? Все ведь так живут, это норма!

Ничего не говорится о Боге. Или говорится настолько назидательно, что у ребенка в эту сторону все закрывается. Например, ввели сейчас «Основы православия» — но снова обязательно для всех, в назидательном порядке, еще попробуй откажись. И преподаются они часто так, что отбивают желание идти глубже.

 А дети ведь все впитывают, как губки. Образование же от слова «образ»! Какой образ у них перед глазами в школе?

  • Жесткие социальные условия и «травля» белых ворон

Кто определяет правила в детском коллективе? Обычно тот, кто наглее, смелее, сильнее и харизматичнее. При этом такой человек не обязательно умен, далеко не всегда обладает нравственной чистотой.  И правила создаются такие же.

В моем классе правила были заданы мальчишками, которые уже в пятом классе пили водку и курили.  Нормальными у нас считались те, кто умеют разговаривать матом, кто уже в седьмом классе с кем-то целуется и так далее. Остальные считались отбросами и ботанами. Девочек мучили меньше, но над ними постоянно и зло шутили. Мальчикам, которые выросли в интеллигентных семьях, устраивали проверки и головомойки. Постоянно. Это было в порядке вещей и никого не удивляло.

Обычную с вида девочку всем классом с упоением звали «жирной», над мальчиком, который очень медленно на все реагировал, всегда смеялись, считая и «тупым», и «тормозом», кому-то в сумку подкладывали мышь, на кого-то выливали воду на перемене, кого-то окунали головой в унитаз. И я училась в хорошей школе, в хорошем районе!

Любой, кто выделялся, всегда проходил серьезную травлю. Девочка, которая скромно одевалась и не встречалась с мальчиками, подвергалась гонениям и называлась исключительно «старая дева».  Мальчиков же просто били, отбирали у них деньги. Еще чаще так поступали с теми, кто был помладше на пару лет.

Сколько же нужно потратить душевных сил на переваривание всей этой гадости! Сколько лет потом нужно выводить все это из своей души! Казалось бы, посторонние тебе люди, но каждый день раскачивают твою лодку, не желая оставлять тебя в покое. И ты никуда не можешь деться из нее.

Есть и другой вариант – который выбрала я, отказавшись от себя и своих ценностей. Став такой же, как все. Делая совсем не то, что хочется. Подражая совсем не тем и непонятно зачем. Только разве он намного лучше первого? Возвращаться к себе ничуть не проще, чем избавляться от гадости, которую тебе набросали в душу, даже еще сложнее. Многое ведь становится привычным и кажется нормой.

  • Убивает мотивацию и любознательность

В школе единственная мотивация – это оценка – плохая или хорошая. Из страха перед двойкой стараешься сделать лучше. Мечтая о пятерке, исправляешь все ошибки. Делать что-то хорошо просто так, изучать что-то глубже просто так – никто не будет. Зачем?

Школа убивает в ребенке его природную любознательность своим насильственным вдалбливанием. Потому что лишние вопросы не задавай – а вдруг учитель сам ответа не знает? И вообще не мешай всем остальным, мало ли что тебе интересно. Дома на твои вопросы тоже отвечать никто не хочет. Читать лишние книги уже нет ни времени, ни сил – пока прочитаешь то, что «нужно». И все.  Нет любознательности, только обязательства и зубрение того, что неинтересно.

  • Школа увеличивает гордыню особенно у девочек, особенно по отношению к мальчикам

Девочкам такая система обучения дается проще. Они быстрее переключаются, им проще зубрить, ничего не понимая. Поэтому в школе они часто успешнее. Почти все отличницы – девочки. В моей школе среди золотых медалистов на десяток девочек был всего один мальчик. Только один.

И в такой обстановке у девочек сильнее растет гордыня.  Мол, смотрите, какая я молодец! Какая я умная, а вы все – тупые! И особенно тупыми, конечно, кажутся именно мальчики. Они учатся иначе, и им такая форма совсем не подходит.

Потом такая девочка подобным образом относится ко всем мужчинам – как к тупым, медлительным, глупым. Хотя они таковыми не являются, у них просто иначе работает мозг, они может быть, долго запрягают, зато потом не остановить! Мальчики способны уходить глубже, изучать со всех сторон, а не просто скакать по верхам.

Но девочка этого не понимает, у нее просто разрастается гордыня. Помогает ли это ей в семейной жизни? Точно нет.

  • Минимум двигательной активности

Что делают в школе дети в течение 5-6 часов? Сидят на одном месте. Несколько перемен, где можно побегать, но часто даже это нельзя. Пару раз в неделю у них физкультура – и все. Какой тут активный образ жизни? Мы вот так вырастаем – и продолжаем сидеть на попе ровно. А куда деть всю внутреннюю энергию и силу? И откуда черпать разрядку, вдохновение. 

  • Критика и удар по самооценке

Система, когда тебя публично спрашивают у доски, и потом ставят оценку, может нанести ребенку много ран. Потому что некоторые боятся отвечать у доски, кто-то все забывает от волнений, кому-то нужно время на то, чтобы включиться. Все дети разные. А публичный опрос подходит лишь некоторым. Остальным он может принести лишний стресс, переживания, в том числе и по поводу публичного выставления оценки учителем.

  • Нет связи с природой

Нет в школе природы. Дети весь день в каменных стенах. И городские дети изучают природу в теории, хотя можно было бы выйти на улицу и изучить ее на практике – в лесу, в парке, в огороде. Даже живые уголки в школах обычно какие-то не очень живые.

  • Школа закапывает таланты ребенка. 

Неважно, что ты любишь. В школе даже очень любимое тобой могут так старательно в тебя засовывать, что это вызовет отторжение. Я, например, любила математику в школе, пока у меня была учительница, которая сама ее очень любила. А потом – уже другая учительница – весь этот интерес успешно «похоронила». Потом попробуй откопай все это (а сейчас многие люди именно этим озадачены – поиском своих уже кем-то или чем-то убитых талантов).

  • Школа лишает родителей и детей общения.

Все сводится теперь к «уроки сделал?», «экзамен сдал?». А на большее сил и времени нет. Даже в выходные. Да и не о чем становится общаться. Родители заняты своей жизнью, дети — своей – и точек соприкосновения с каждым годом все меньше.

  • Дети становится такими, как те, с кем они общаются.

Каким бы ни был огурец – большим или маленьким, плотным или не очень, при попадании в рассол с другими огурцами он становится таким же, как и другие.

Он может быть чуть более соленым или чуть менее. Но он точно не сможет остаться таким, как был прежде. Вот так на нас влияет наше окружение. С кем мы находимся рядом, такими мы и становимся. Хотим мы этого или нет.

Поэтому окружение стоит выбирать очень внимательно, особенно для детей, которые все впитывают как губки. А какие дети ему попадаются в школе? Случайные, никак и никем не отобранные, подходящие ему только по возрасту и району проживания. Какие у них при этом ценности, какие семьи, какие планы? Что мы об этом знаем, отводя ребенка в школу?

  • Школа учит одному, а в жизни требуется другое.

Меня лично школа научила, что быть открытой и искренней это опасно. Что так я становлюсь слабой и уязвимой. И пока я так жила, моя жизнь была серой и достаточно трудной. В то же время именно с тех пор, как я начала учиться быть искренней и открытой с миром, все стало меняться. Так появился и тот сайт, и книги, и путешествия. Искренности сейчас очень мало, открытости тоже.

Мы все залезли в свои маленькие темные норки и сами с собой там варимся. Поэтому нам мало с кем интересно – и мало кому интересно с нами. Но если из норы своей все-таки вылезти и открыться миру и людям – можно столько всего узнать и понять!

И да, люди голодают по искреннему душевному общению. Каждому втайне хочется открыть двери тесной клетки вокруг своего сердца. Но это так страшно! Поэтому так восхищают люди, которые это делают. К ним тянутся, с ними хотят общаться.

Я могу долго перечислять, что еще в современном школьном образовании мне не нравится, что для меня неприемлемо и почему я не хочу помещать в такую среду детей. Но просто жаловаться смысла нет;  поэтому нужно делиться и своим позитивным опытом, как мы этот вопрос решаем.  У нас семейное обучение, домашнее.

 Конечно, мы к этому пришли не сразу. Так как у старшего сына есть особенности в плане речи, то в свое время это заставило меня пересмотреть свое отношение к школе. Был бы он изначально обычным ребенком, я бы наверняка не включила голову и отдала его в самую престижную школу. И даже не задумалась бы.

Я знаю много мам особых детей, чьи дети ходят в обычные школы. Это их суровая школа жизни, где им очень непросто. И мамы за это бьются, сражаются. И я когда-то тоже этого хотела. А сейчас я понимаю, что отдавать ребенка с особенностями в обычную школу – для самого ребенка вредно. Что ему это даст кроме стресса и травли одноклассниками? Может быть, это больше нужно маме, чтобы доказать всем, что ее ребенок такой же как и все – и в чем-то даже лучше?

В то же время я вижу, как много возможностей дает Даньке спокойная домашняя атмосфера, где ему легко быть собой. Весь день он рисует. С утра до вечера. Каждый раз – рисует все лучше и лучше,  его не нужно заставлять это делать, он сам пробует, экспериментирует. Через рисование же он научился писать. Сам. И читать. Тоже сам. И ему это интересно. Его не нужно заставлять и стимулировать.

Возможно, когда-нибудь мы куда-нибудь прикрепимся, сдадим какие-то экзамены – если он захочет. Мне это неважно. К тому же художник может зарабатывать на жизнь не меньше, чем менеджер. Если его талант никем не придушен. Может быть, когда-то он захочет пойти в школу – и я не стану препятствовать. Ни ему, ни его братьям. Но пока у нас домашнее образование.

Ольга Валяева — valyaeva.ru

Продолжение следует…

valyaeva.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *