Первый спектакль – Первый театр | Спектакли в жанре бэби-театра для детей от 10 месяцев до 4 лет.

Афиша | Первый театр


14.12.2019 (Суббота)
10:30
«Первый снег» — Частный садик «Солнышко» (м. ВДНХ) — БИЛЕТОВ НЕТ
10:30
«Щелкунчик» — РГДБ (м. Октябрьская) — БИЛЕТОВ НЕТ
12:00
«Первый снег» — Частный садик «Солнышко» (м. ВДНХ)
12:00
«Щелкунчик» — РГДБ (м. Октябрьская) — БИЛЕТОВ НЕТ
16:00
«Первый снег» — «ITEC» (м. Улица 1905 года)
17:00
«Первый снег» — «ITEC» (м. Улица 1905 года) — БИЛЕТОВ НЕТ
17:00
«Щелкунчик» — РГДБ (м. Октябрьская) — БИЛЕТОВ НЕТ
18:30
«Первый снег» — «ITEC» (м. Улица 1905 года) — БИЛЕТОВ НЕТ
18:30
«Щелкунчик» — РГДБ (м. Октябрьская)

15.12.2019 (Воскресенье)
10:00
«Первый снег» — Бэби-клуб Новоподрезково (Химки)
10:30
«Щелкунчик» — РГДБ (м. Октябрьская)
11:30
«Первый снег» — Бэби-клуб Новоподрезково (Химки)
12:00
«Щелкунчик» — РГДБ (м. Октябрьская) — БИЛЕТОВ НЕТ
16:30
«Щелкунчик» — РГДБ (м. Октябрьская) — БИЛЕТОВ НЕТ

20.12.2019 (Пятница)
16:30
«Первый снег» — Академия Знаний (Истринский р-н)
18:00
«Первый снег» — Академия Знаний (Истринский р-н) — БИЛЕТОВ НЕТ

21.12.2019 (Суббота)
10:30
«Первый снег» — Бэби-клуб на Пречистенке (м. Кропоткинская)
10:30
«Первый снег» — Галерея Беляево (м. Беляево) — БИЛЕТОВ НЕТ
10:30
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская) — БИЛЕТОВ НЕТ
12:00
«Первый снег» — Бэби-клуб на Пречистенке (м. Кропоткинская)
12:00
«Первый снег» — Галерея Беляево (м. Беляево) — БИЛЕТОВ НЕТ
12:00
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
17:00
«Первый снег» — Бэби-клуб Войковская — БИЛЕТОВ НЕТ
17:00
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
18:30
«Первый снег» — Бэби-клуб Войковская — БИЛЕТОВ НЕТ
19:30
«Первый снег» — Бэби-клуб Войковская

22.12.2019 (Воскресенье)
10:30
«Первый снег» — Бэби-клуб на Беломорской (м. Беломорская) — БИЛЕТОВ НЕТ
10:30
«Первый снег» — Детям нравится (Хорошево-Мневники)
10:30
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
12:00
«Первый снег» — Бэби-клуб на Беломорской (м. Беломорская) — БИЛЕТОВ НЕТ
12:00
«Первый снег» — Детям нравится (Хорошево-Мневники)
12:00
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)

23.12.2019 (Понедельник)
10:30
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
12:00
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)

24.12.2019 (Вторник)
10:30
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
12:00
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)

25.12.2019 (Среда)
10:30
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
12:00
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)

26.12.2019 (Четверг)
10:30
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
12:00
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)

27.12.2019 (Пятница)
10:30
«Первый снег» — Всё Знайки (Куркино)
10:30
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
12:00
«Первый снег» — Всё Знайки (Куркино)
12:00
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
17:00
«Первый снег» — Всё Знайки (Куркино)

28.12.2019 (Суббота)
10:30
«Первый снег» — «Вдохновение» (м. Ясенево) — БИЛЕТОВ НЕТ
10:30
«Первый снег» — «Вилла Курица» (м. Новые Черемушки)
10:30
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
12:00
«Первый снег» — «Вдохновение» (м. Ясенево) — БИЛЕТОВ НЕТ
12:00
«Первый снег» — «Вилла Курица» (м. Новые Черемушки)
12:00
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
17:00
«Первый снег» — «Вилла Курица» (м. Новые Черемушки)
18:30
«Первый снег» — «Вилла Курица» (м. Новые Черемушки)

29.12.2019 (Воскресенье)
10:30
Спектакль «Первый снег» — МосАРТ (м. Новогиреево)
10:30
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)
12:00
Спектакль «Первый снег» — МосАРТ (м. Новогиреево)
12:00
«Рождество» — РГДБ (м. Октябрьская)

30.12.2019 (Понедельник)
10:30
«Первый снег» — Бэби-клуб на Ходынке (м. Полежаевская)
12:00
«Первый снег» — Бэби-клуб на Ходынке (м. Полежаевская)

firsttheatre.ru

О театре | Первый театр

Миссия

Мы, Ольга и Юрий Устюговы, авторы проекта «Первый театр», придумываем, ставим и играем спектакли в жанре бэби-театра для детей от 10 месяцев до 4 лет. 

В больших  городах существует спрос на спектакли для совсем маленьких зрителей. Мы заметили, что родители хотят приводить детей в театр в очень раннем возрасте. А репертуар детских театров рассчитан на детей от 4 лет, да и сам зрительный зал не подходит для малышей. Кроме того, дети до 3 лет познают мир и воспринимают информацию не только визуально и на слух, а в основном на ощупь.

За годы работы мы пришли к выводу, что нужен новый, контактный, интерактивный и развивающий театр для очень маленьких детей, изучили  опыт европейских бэби-театров, детских психологов и придумали свой принцип театра.

У нас нет сцены и зала. Мы строим единое уютное и безопасное пространство, по которому можно передвигаться любым способом, например, ползать. Это пространство изолировано, но из него можно свободно выйти — некоторые наши пугливые зрители сначала смотрят спектакль снаружи, но любопытство побеждает, и они заходят внутрь.

Мы используем бытовой динамический свет, он не пожаропасен. Артистов обучаем вести себя естественно, почти не играя. Весь реквизит в спектакле игровой и безопасный, сцены короткие и ёмкие. Мы чередуем фрагменты актерской игры и интерактива. Сценарии тоже придумываем сами и стараемся делать спектакли о простых вещах и явлениях (времена года, погода, вода, снег), рассказывая в форме притчи о явлениях окружающего мира.

Мы решили использовать бесконфликтную драматургию, в нашем театре ребенок учится сопереживать происходящему эмоционально и через тактильные ощущения. Детям, живущим в большом городе, необходимо такое тесное взаимодействие с театром в самом раннем возрасте.

В наших спектаклях играют и куклы (чаще куклы-животные), которые ведут себя естественно, не разговаривают и по возможности реалистичны. Это очень важный момент, мы не используем сказочных персонажей (дед Мороз, ангелы и пр.), герои наших спектаклей взяты из жизни и естественны.

Мы любим использовать проекции, элементы теневого театра — они дают эмоциональную поддержку спектаклю. Спектакли играются почти без слов и понятны всем, даже не владеющим русским языком. На спектакле, а также в холле до и после него звучат взрослая музыка в стиле «минимализм», живая музыка и шумы.

Первый театр всегда дарит подарки детям в финале спектакля. Важно, что это не случайная игрушка, а маленький кусочек спектакля, упакованный нами вручную накануне. Предметы для этих подарков мы выбираем тщательно: будь то маленький светильничек, стеклянный камушек-льдинка, или игрушка, — это всегда качественные и красивые вещи. Горожан окружает слишком много вещей, в которых нет души. Нам кажется, что за игрушками ребенка должна быть история, тогда они обретает ценность и смысл — в ракушке мы будем слышать море, в светильничке видеть звездочку с неба, а в стекляшке ощущать льдинку. 

Приходите в ваш Первый театр!

firsttheatre.ru

Первый Театр

Молодежный драматический театр «Первый театр» 

 

«Первый театр» появился на свет в 2008 году, «Крестным отцом» нового коллектива стал Сергей Афанасьев, художественным руководителем – молодой режиссер Павел Южаков, – выпускники их курса Новосибирского театрального институт составили труппу. А уже через год «Первый театр» получил статус областного. Творческим принципом театра стала «студийность» – актеры создают свой неповторимый театральный почерк, как правило, в камерных пространствах и в общей эстетике.

 

Сегодня «Первый» – это первый театр в профессиональной творческой судьбе многих выпускников театрального института актёров и молодых режиссёров. Средний возраст актеров – 25 лет, это выпускники института 2012-18 годов. Бывает, что вчерашний студент выходит на сцену в главной роли. «Первый театр» был и остаётся настоящей стартовой площадкой для молодых талантов. Артисты, игравшие в спектаклях «Первого театра», успешно работают в новосибирских и в столичных театрах.

Репертуар театра разнообразен: спектакли ставят режиссеры разных театральных школ и направлений, в афише как постановки зарубежной классики и советской драматургии, так и  остросовременного, нового по форме и содержанию материала. Аудитория «Первого театра» так же молода, как и он сам – это студенты, городская «продвинутая молодежь», ищущая нового искусства. В репертуаре есть спектакли и для детей и подростков, пользующиеся неизменной популярностью.

 

За 10 лет «Первый театр» поставил тридцать семь спектаклей. Восемь – для маленького зрителя от шести лет, это очень востребованные постановки. Четыре спектакля рассчитаны на средний школьный возраст, 12-14 лет, – постановок для этой непростой возрастной категории в репертуарах театров совсем немного. Три спектакля в сегодняшней афише адресованы самой сложной, подростковой аудитории, 14-17 лет, в этих постановках театр задает своим зрителям острые социальные вопросы, они направлены на диалог с юной, ищущей личностью.

 

Взрослые спектакли театра очень разные: это и классические постановки, рассчитанные на широкий круг зрителей, и современные, экспериментальные постановки по современным пьесам, которые привлекают прежде всего молодых людей, молодых не только возрастом, но и душой.

Театр пока не обрел своего «дома», он показывает свои спектакли на разных площадках Новосибирска. Труппа играет как на прославленных театральных сценах «Красного факела», Новосибирской Филармонии, Областного театра кукол, Дома актера, так и в «нетеатральных пространствах» – спектакли театра регулярно проходят в лофт-парке «Подземка» и лекторий-баре «Поток».

 

Деятельность театра не ограничивается прокатом спектаклей: «Первый» неоднократный участник российских и международных театральных фестивалей – «Будущее театральной России» (Ярославль), «NewF» (Томск), «Твой шанс» (Москва), фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция» (Москва). Спектакли театра не раз становились лауреатами областных и российских премий и фестивалей.

«Первый театр» много экспериментирует с новыми формами: в классическом спектакле звучит реп, в современном – стендап, в этом сезоне в афише появился спектакль-променад, первый в Новосибирске. Театр активно участвует городской культурной жизни: вместе с городскими научными и литературными фестивалями и самостоятельно регулярно проводит читки современных пьес, режиссерские лаборатории и перформансы, взрывные акции и гомерические капустники. Театр недавно отметил свой первый, десятилетний юбилей. Сегодня он занимает свое уникальное место в культурной жизни Новосибирска, пользуется любовью зрителей и уважением коллег и соратников по театральному цеху.


Коллектив театра принял участие в следующих фестивалях: 
— «Пять вечеров» (Санкт-Петербург, 2009 г.).
— «Будущее театральной России» (Ярославль, 2009 г.).
— «Твой шанс» (Москва, 2009 г.).
— «Парадиз» (Новосибирск, 2009г.). В рамках фестиваля главный режиссер Первого театра Павел Валентинович Южаков получил специальный приз новосибирского отделения Союза театральных деятелей РФ «За активное участие в театральной жизни города».
— «Ново-Сибирский транзит» (Новосибирск, 2010 г.; вне конкурсной программы). 
— «Парадиз» (Новосибирск, 2010 г.). Спектакль Первого театра «Доходное место» дважды стал лауреатом премии (в номинациях «Лучшая сценография» и «Творчески свободный диалог с русской классикой»).
— «Монокль» (Санкт-Петербург, 2011 г.).
— «New F»(Томск, 2011 г.)
— «Парадиз» (Новосибирск, 2011 г.). Спектакль Первого театра «История одного человека» стал лауреатом премии в номинации «Приз зрительских симпатий»
— «Сибирский кот» (Северск, Томская область, 2012 г.)
— «New F» (Томск, 2012 г.)
— Парадиз (Новосибирск, 2012 г.). Артист Первого театра Егор Овечкин был награжден специальным призом Новосибирского отделения СТД РФ за роль Саныча в спектакле «Прекрасное Далеко». 

—  «New F» (Томск, 2013 г.)

— Спектакль «Фабричная девчонка» был представлен на Театральном фестивале «Пять вечеров» им. А. Володина (2014 г.)

— В 2014 году артисты театра Дарья Зырянова и Никита Бурячёк стали Лауреатами премии им. Владлена Бирюкова (молодым артистам театра и кино)  по итогам сезона 2013-2014 гг.

— В 2016 году на Межрегиональном фестивале-конкурсе «Ново-Сибирский транзит» Дарья Зырянова получила приз за лучшую женскую роль второго плана в спектакле «Песни о родине»

— В 2016 году артист Первого театра Андрей Мишустин был награждён театральной премией Парадиз в номинации  «Дебют в драматическом театре» за роль Прохорова Михаила в спектакле «Феномены» по пьесе Г.Горина

— Осенью 2018 года театр принял участие в двух фестивалях. На II международном фестивале камерных театров «Окна» в Новокузнецке артистки Дарья Тропезникова и Карина Мулева получили приз за лучшую женскую роль в драме «Наташина мечта» Ярославы Пулинович.

Спектакль Blondi был представлен в основной программе московского фестиваля молодой режиссуры «АртМиграция»

Осенью 2018 года детский спектакль «Леля и Минька» стал лауреатом профессионального театрального фестиваля-конкурса «Парадиз» в номинации «Лучший спектакль для детей».

 
Также Первый театр принял участие в следующих мероприятиях:
— Международный инновационный форум «Интерра» (Новосибирск, 2009, 2010, 2012 гг.).
— Акция «Поезд Памяти «За духовное возрождение Отечества» (Новосибирская область, 2010, 2011, 2012 гг.).
— Церемония открытия Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно» (Новосибирск, 2010, 2011 гг.)  
— Благотворительная акция в помощь детям с онкологическими заболеваниями, совместно с благотворительным фондом» Защити жизнь» (Новосибирск, 2011, 2013 гг.).
— Благотворительная акция «Неделя добрых дел», совместно с благотворительным фондом «Здравоохранение детям». (Новосибирск, 2012 г.)
— День спонтанного проявления доброты (выступление для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию) (Новосибирск, март 2012)

—  Благотворительный забег «Вдох-выдох» (2015 г.)

— Показ благотворительного спектакля «Молодильные яблоки» совместно с благотворительным фондом «Защити жизнь» (2016 г.)

—  Литературные чтения книги «Гудбай, Берлин!» в рамках подготовки 9-ого Фестиваля немецкого кино (совместно с Гёте-Институтом в Новосибирске и книжным магазином Перемен)

— Читка пьесы «Варшавская мелодия» Леонида Зорина в рамках проекта «Час чтения» в Международный день театра (2017 год)

 
В начале июля 2010-го года состоялись гастроли Первого театра в Челябинск и Екатеринбург. Театральный коллектив представил на Урале детский спектакль «Молодильные яблоки», вечерние спектакли «Ловелас» (спектакль НГДТ под
руководством С. Афанасьева, реж. П. Южаков), «Билокси-блюз» и «Доходное место». В рамках гастролей Первый театр провел два благотворительных спектакля для воспитанников детских домов.
В октябре 2011 по инициативе Первого театра стартовал проект «Кухня» — лаборатория современной драматургии под руководством петербургского режиссера Дмитрия Егорова. В проекте приняли участие студенты Новосибирского государственного театрального института, артист театра «Глобус» Лаврентий Сорокин и артист НГДТ п/р. С. Афанасьева Семен Летяев. Для работы на лаборатории были выбраны три современные пьесы: «Прекрасное Далеко» Данилы
Привалова, «Убийца» Александра Молчанова и «Июль» Ивана Вырыпаева. В рамках лаборатории прошли читки пьес и показ эскизов спектаклей. По двум из выбранных пьес («Прекрасное Далеко» и «Убийца») были поставлены спектакли.
 
В марте 2012-го года состоялись гастроли Первого театра в Томск со спектаклями «Молодильные яблоки», «Квадратура круга», «Я фильм Ирония судьбы, или с легким паром от начала до конца ни разу не видел». 
 
В декабре 2012-го на сцене Молодежного театра Алтай (г. Барнаул) Первый театр представил спектакль «Самоубийца». 

 

В феврале 2015 года «Первый театр» стал частью уникального проекта  «Песни о Родине», возникшего по инициативе театральной компании «Гамма». Проект объединил известных режиссеров: Павла Южакова, Алексея Крикливого и Дмитрия Егорова. В одном спектакле они представили три театральные вариации по мотивам современных прозаических произведений. 

 

В театральном сезоне 2015-1016 гг. обновился состав труппы театра — в Первый театр пришли молодые актёры, выпускники Театрального института курса П.В. Южакова. Кроме того, репертуар театра пополнился детским спектаклем «Как Кощей Бессмертный на Василисе женился» (реж. А. Протоковило) и комедией «Феномены» (реж. П. Южаков). 

 

Осенью 2016 года при поддержке Гёте-Института в Новосибирске в Первом театре поставили новую европейскую драму — пьесу для подростков «Хочу быть волком!» Беттины Вегенаст (реж. А. Протоковило). 

 

В начале 2017 года в Первый театр выпустил сразу три премьеры: драму «Наташина мечта» (по пьесе Я. Пулинович), фарс «Как ставится пьеса» (по произведению К. Чапека), режиссёр Павел Южаков; и спектакль по пьесе Дмитрия Богославского в постановке режиссера Сергея Чехова «Blondi».

 

XI сезон, 2018–2019 год выдался очень насыщенным для театра. Художественный руководитель Павел Южаков поставил комедию «Тартюф» Мольера. Главный режиссёр и художественный руководитель мариинского театра «Жёлтое окошко» Пётр Зубарев поставил детский спектакль по рассказам Михаила Зощенко «Лёля и Минька». А уже осенью 2018 года спектакль получил приз в номинации «Лучший спектакль для детей» в театральном конкурсе «Парадиз».

В ноябре 2018 года команда из Санкт-Петербурга (режиссёр Алексей Забегин, драматург Владимир Антипов, художник Николай Соловьев, композитор Настасья Хрущёва) создали первый в Новосибирске спектакль-променад «Время ожидания истекло».

В апреле 2019 года, режиссер Варвара Попова и куратор Никита Щетинин представили спектакль-сторителлинг «Истории великих идей», посвященный известным изобретателям и историям их изобретений.

Весной 2019 года театр-студия сменил статус на Молодежный драматический театр «Первый театр».

 

www.1-teatr.ru

Первая пьеса русского театра

Очевидно, что достойны нашего внимания должны быть лишь те явления культуры, которые не вредят нашей душе.

…Закончится спектакль, разберут декорации, люди разойдутся по домам, но свет веры и добра, заложенные автором в пьесу, останется с зрителями. К числу таких произведений по справедливости можно отнести и пьесу «Артаксерксово действо».

17 октября 1672 г. в подмосковном селе Преображенское, в только что отстроенной «Комедийной хоромине» играли пьесу по сюжету библейской «Книги Есфири», поставленную по специальному указу царя Алексея Михайловича. Рассказ о царице Есфири, ее воспитателе Мардохее, гордом военачальнике Амане и персидском царе Артаксерксе был очень популярен в Московии 70-х гг. XVII века. По данным И.М.Кудрявцева, уже с XV века эта книга стала распространяться в составе Библии, переведенной на церковно-славянский язык. Сюжет «Книги Эсфири» бытовал в Московии и в виде иллюстраций, представленных, в частности, в Библии, изданной в 1519 г. Франциском Скориной, а также в Библии Пискатора (в первых ее изданиях). Однако не факт популярности обыгрываемой библейской темы стал причиной нашего особого интереса к данной пьесе, а тот факт, что «Артаксерксово действо» стало первой пьесой русского театра.

В истории России ХVII век был богат на экономические, политические, культурные события. К числу последних смело можно отнести постановку первой театральной пьесы, идея которой возникла впервые в Посольском Приказе, который во времена царя Алексея Михайловича играл роль своеобразного культурного центра. Служащие Посольского Приказа, неоднократно выезжавшие в Европу по государственным делам, знакомились там с европейской культурой и стремились переносить лучшие ее достижения на российскую почву. Посольский Приказ сыграл значительную роль и в деле создания московского придворного театра, подобного европейским, а его глава — Артамон Матвеев — был главным организатором и вдохновителем этого театра. Замыслы Матвеева нашли полную поддержку у царя Алексея Михайловича. Падкий на всякого рода увеселительные зрелища царь тем охотнее решился на организацию театральных представлений, поскольку оно, по его задумке, могло стать удачной составной частью ожидавшихся при дворе торжеств по случаю рождения у царицы Натальи Кирилловны первенца, будущего Петра I.

Но требовались мастера нового театрального дела, требовавшего известного умения. Вначале всех специалистов для осуществления постановки было решено выписать из-за границы, но, учитывая скорое появление на свет наследника престола, решили начать работы незамедлительно и привлечь к ним добросовестных мастеров, различных по квалификации, проживавших в Немецкой слободе.

Одним из наиболее литературно образованных жителей Немецкой слободы в московском Посольском Приказе, и лично у Матвеева, считался пастор Лютеранской Церкви Иоганн Готтфрид Грегори, который принял активное участие в подготовке спектакля. Можно предположить, что он был известен и самому царю. Грегори приехал в Россию в 1658 г. В Москве он служил сначала учителем школы при одной из Лютеранских Церквей, где ему покровительствовал генерал Бауманн, а затем, после обучения в Германии, вторым пастором в Церкви, называемой «офицерской киркой», и руководителем школы при ней.

4 июля 1672 г. был объявлен царский указ: «…иноземцу Ягану Готфриду учинити комедию, а на комедии действовати из Библии «Книгу Есфирь» и для того действа устроитъ хоромину вновь…» Выбор устроителя «действа» был отнюдь не случаен. В ведении Грегори находилась школа, ученики которой могли составить основной костяк актеров. Кроме того, выбор пьесы хорошо сочетался с участием в ее постановке лица духовного.

Из государственной казны были выделены значительные средства на строительство театра. Все подготовительные работы велись под неусыпным наблюдением Матвеева. Строили плотники-стрельцы. Ответственным за здание и за весь реквизит был назначен сотник Данила Коблин. Пастор Грегори написал пьесу на немецком языке, дьяки Посольского приказа перевели ее на русский. Росписью декораций руководил художник из Немецкой слободы Петер Энглес, изготовлением и организацией «музыкального сопровождения» занимались также немцы. В постановке в числе актеров были задействованы и ученики школы, которой руководил пастор Грегори, поэтому «Артаксерксово действо» — это не только первый театральный опыт в России. Этот спектакль по праву можно назвать также одним из первых опытов немецко-русского культурного сотрудничества.

Хотя пьеса шла на немецком языке (так как все актеры были немцами) с «синхронным переводом», осуществляемым толмачем Посольского приказа, царю она до такой степени понравилась, что он смотрел спектакль в продолжение целых десяти часов (именно столько времени шла пьеса в её первоначальной постановке), не вставая с места. Понравилась пьеса и царице, и придворным. Постановщики спектакля сумели впервые в истории России на деле доказать, что задача театра — отнюдь не развлечение публики грубыми остротами, как это делали ранее скоморохи. Театр призван воспитывать людей, делать их возвышенней и благородней. Осуществить же это лучше всего, как считал пастор Грегори, с помощью примеров из Священного Писания.

По данным историков, вслед за «Артаксерксовым действом», которое затем неоднократно, по желанию царя, повторялось, актеры Иоганна Грегори осуществили еще три удачные постановки по библейским сюжетам. И хотя театр и театральная школа в селе Преображенское просуществовали всего три года, прекратив свою деятельность после смерти пастора Грегори, однако он сумел прижиться в русской земле. После восхождения Петра I на царский престол театральная жизнь в Москве возобновилась, чтобы уже никогда не прекращаться.

До 50-х годов ХХ столетия пьеса «Артаксерксово действо» считалась безвозвратно утерянной. Однако в 1954 году в печати появились сведения о двух дошедших до нас списках этого произведения. Оказалось, что они удачно дополняют друг друга: список из собрания Вологодской библиотеки и список из Лионской городской библиотеки (Франция). В издательстве академии наук СССР, в 1957 г., под редакцией И.М.Кудрявцева был издан полный текст пьесы на древнерусском языке.

Именно это издание в 1999 г. привлекло внимание Пудова Владимира Сергеевича, члена московской общины Евангелическо-Лютеранской Церкви. Заинтересовавшись идеей этой пьесы и ее автором — пастором Иоганном Грегори, он предложил Консистории Евангелическо-Лютеранской Церкви в России осуществить постановку этой пьесы. Консистория одобрила это предложение, выделила необходимые средства и поручила В.С.Пудову заняться этим вопросом. Сразу стало ясно, что пьесу нужно перевести на современный русский язык, сохранив вместе с тем старинный колорит и, кроме того, существенно сократить ее, не нарушив ее сюжетной сценической целостности, динамичности и лиричности. Новый, осовремененный вариант пьесы «Артаксерксово действо» был включен в программу празднования 2000-летия христианства, и 31 января 2000 г. она с успехом прошла в московском театре им. Моссовета в замечательной постановке Русского драматического театра им. Станиславского г.Еревана (режиссера А.Григоряна). Жизнь еще раз наглядно подтвердила правоту пастора Грегори, горячо убежденного в том, что Священное Писание можно проповедовать не только в Церкви, но и в театре.

ruskline.ru

Первый спектакль и эстетика театра. Юрий Любимов. Режиссерский метод

Первый спектакль и эстетика театра

Добрый человек из Сезуана (1964): Сцена из спектакля

Действие первого любимовского спектакля началось… с изложения «эстетической программы театра». Сейчас нас интересует не ее содержание, мало что раскрывающее в реальной эстетике Таганки, а только сам факт размышлений театра о театральном искусстве. В момент после мгновенного отключения света на краю подмостков появилась группа актеров. Один из них под аккомпанемент двух гитар и аккордеона «воинственно и задорно (…) говорит о том, что время от времени надо искать театр, корни которого уходят в жизнь улицы – повседневный, тысячеликий земной театр, – и предупреждает нас, что именно такой театр нам сейчас будет показан (…), он снимает фуражку и почтительно кланяется Брехту (портрет которого справа на авансцене – О. М.). Все теперь стоят подтянутые, резко повернув головы к портрету. Минута молчания – дань уважения автору, – и спектакль начинается» [47, 144–145]. Все верно в этом описании. Кроме одного: «и спектакль начинается». Нет, спектакль уже идет.

А начался он в самый момент появления труппы на сцене. Зритель предвкушал встречу с героями спектакля. Во время создания «Доброго человека из Сезуана» привычно было увидеть в качестве таких героев сценически воплощенных персонажей пьесы. Но вопреки нашему ожиданию появились актеры. И уже действуют, так необычно начав спектакль. Исходный импульс драматического действия и был порожден вот этим напряжением, возникшим из противоречия между зрительским ожиданием и сценической реальностью. Другими словами – между обычной несвободой зрительской инерции и свободой творческого акта. Сразу проявилась и одна из коренных черт новоявленного театра: непосредственное авторство зрителя (а не опосредованное, как обычно), его прямое участие в развитии драматического действия.

Изложение «эстетической программы» сразу ввело в ткань спектакля одну из подтем, один из мотивов, который будет развивать спектакль: мотив театра, а может быть, и более широко – искусства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Спектакль — Википедия

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.

Спектакль (фр. spectacle, из лат. spectaculum «зрелище») — театральное зрелище, представление[1][2], произведение театрального, сценического искусства[3][4]; может ставиться как на театральной сцене, так и на радио (радиоспектакль) и на телевидении (телевизионный спектакль, фильм-спектакль), в кинематографе (фильмы-спектакли, кинооперы и др.).

Театральный спектакль

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» (МХАТ, 1926)

Изначально спектаклем называлось произведение театрального искусства, в создании которого участвует театральный коллектив: актёры, художник-декоратор, композитор, гримёры, бутафоры и другие[4]. В процессе эволюции спектакля как художественной формы, с одной стороны, происходило разделение творческих функций между его создателями, с другой — по мере роста сценической культуры постепенно утверждался принцип ансамблевости, предполагавший согласованность игры всех исполнителей и обдуманное использование выразительных средств[5]. В современном драматическом театре созданием спектакля, в соответствии с собственным замыслом, руководит режиссёр-постановщик, объединяющий усилия всех участников постановки[6]; режиссёрский замысел конкретизируется в работе с художником и композитором. В музыкальном театре постановкой спектакля часто руководит дирижёр (в опере и оперетте) или балетмейстер (в балете)[7][8].

В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение — пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре — сочинение музыкально-драматическое: опера, балет, оперетта, мюзикл[5].

Работа над созданием спектакля включает в себя: выбор и адаптацию пьесы или музыкально-драматического произведения; распределение ролей в труппе с учётом возможностей актёров и их амплуа; определение мизансценического рисунка спектакля; работу режиссёров (дирижёра, балетмейстера) с актёрами в процессе репетиций; подготовку декорационного оформления спектакля, костюмов, реквизита, грима; подготовку музыкального и светового сопровождения.

Завершающим этапом работы над созданием спектакля является генеральная репетиция, которая проводится с использованием полного декорационного, музыкального (шумового) и светового оформления, заготовленного реквизита, в костюмах и гриме и, в отличие от всех предшествующих репетиций, на публике. Генеральная репетиция позволяет участникам спектакля понять, насколько достигнуты поставленные ими цели[4].

Фильм-спектакль

Существует множество видеозаписей театральных постановок и фильмов, основанных на театральных спектаклях, к которым нередко применяется понятие «фильм-спектакль»[9][10]. Согласно изданию «Кино: Энциклопедический словарь», фильм-спектакль является экранизацией своего театрального прототипа, при которой активно используются средства кино: в первую очередь монтаж, студийные и натурные съёмки. Фильм-спектакль при использовании монтажа и разбивки на планы требует иной техники актёрского исполнения, чем в театре[11]. Так же называют фильмом-спектаклем театральный спектакль, снятый на видео- или кинопленку многокамерным способом, независимо от того, присутствуют ли в нём монтаж и натурные съёмки[12]. В каталоге Гостелерадиофонда «фильмами-спектаклями» именуются любые видеозаписи театральных постановок, включая записи по трансляции со сцены театра[13].

Первые фильмы-спектакли в России создавались ещё до революции. Это «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915 год), «Ревизор» (1916 год, спектакль московского Малого театра). Особыми видами фильма-спектакля являются киноопера и кинобалет[11].

В СССР в 50-е годы фильмы-спектакли, демонстрировавшиеся в кинотеатрах, не уступали бестселлерам кинопроката по количеству зрителей. Так, безусловными рекордсменами проката тех лет, считались фильмы, собравшие более 40 миллионов зрителей[14]. Например широко известный художественный фильм «Весна» (1947 год, Л. Орлова, Ф. Раневская, Р. Плятт) собрал в прокате чуть больше 16 миллионов зрителей[15], а фильм-спектакль по Лопе де Вега «Учитель танцев» (1952 год) Татьяны Лукашевич собрал 27 миллионов 900 тысяч зрителей, фильм-спектакль по Льву Толстому «Живой труп» Владимира Венгерова (1952 год) 27 миллионов 500 тысяч[16], «Любовь Яровая» (1953 год) — 46 миллионов 400 тысяч зрителей, «Свадьба с приданым» (1953 год) — 45 миллионов 400 тысяч, «Анна Каренина» (1953 год) — 34 миллиона 700 тысяч зрителей[17].

Фильм-спектакль на телевидении

В СССР до начала 50-х годов театральные спектакли, как и отдельные сцены из них, разыгрывались непосредственно в телевизионной студии; 16 апреля 1951 года состоялась первая внестудийная трансляция — оперы А. Рубинштейна «Демон» из Большого театра[18]. Тогда же, в начале 50-х, поскольку появилась возможность записывать театральные постановки с помощью кинорегистраторов, была разработана программа создания фонда снятых на киноплёнку и предназначенных для массового зрителя — для демонстрации по телевидению, а в 50-е годы, когда телевизор был ещё редкостью, и в кинотеатрах — лучших, по мнению инициаторов, спектаклей советских театров[19]. Первыми этой чести удостоились спектакли Малого театра — «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Васса Железнова» А. М. Горького, спектакли МХАТа — «Анна Каренина» (по Л. Толстому) и «Школа злословия» Р. Шеридана и два спектакля Ленинградского Большого драматического театра — «Разлом» Б. Лавренёва и «Любовь Яровая» К. Тренёва[9].

Виды записи театральных постановок, пишет Б. С. Каплан, могли быть различными: «Это была трансляция из театрального зала со зрителями, или съёмка со сцены театра в пустом зале, или съёмка в телевизионной студии, естественно, без зрителей, но в декорациях театра. Были записи с подсъёмкой натуры или со вставками кинохроники»[20].

В конце 1970 года в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения был создан отдел фондовых театральных спектаклей, с тем чтобы сохранить лучшие театральные работы[19]. Спектакли снимали специальные телевизионные режиссёры, иногда при участии создателей театральных постановок[21]. Отдел фондовых спектаклей за 20 лет своего существования запечатлел на киноплёнке около 200 спектаклей различных театров[21]. Правда, делал это нередко для архива, по телевидению в 60—70-е годы спектакли ведущих московских и ленинградских театров демонстрировались редко: администраторы театров именно с расширением телевизионной аудитории и демонстрацией спектаклей по телевидению связывали падение кассовых сборов[21][22].

Фильмы-спектакли на телевидении ставили такие известные режиссёры, как Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Евгений Радомысленский, и многие другие[23][24][25].

В годы реформ отдел прекратил своё существование; но трансляции театральных постановок по телевидению (на телеканале «Культура») впоследствии возобновились; видеозаписи по трансляции создаются и в настоящее время[26].

Радиоспектакль

В СССР радиотрансляции театральных постановок, прежде всего оперных спектаклей Большого театра, начались ещё в 20-х годах[27], и датой рождения радиотеатра считается 25 декабря 1925 года, когда в студии Московского радио состоялась премьера первой советской радиопьесы — «Вечер у Марии Волконской»; хотя тот радиотеатр, который любили в СССР в 40—70-х годах, сформировался позже[28][29].

Один из самых известных в мире радиоспектаклей — «Война миров» Орсона Уэллса (по одноимённому роману Герберта Уэллса): поставленный в форме репортажа и вышедший в эфир 30 октября 1938 года, спектакль вызвал панику в Соединённых Штатах[30].

Спектакли на радио ставили и театральные режиссёры, в том числе Всеволод Мейерхольд, и даже кинорежиссёры, как, например, Андрей Тарковский — «Полный поворот кругом» по новелле У. Фолкнера (1965)[31], но гораздо чаще — специальные радиорежиссёры, в совершенстве владевшие спецификой радиотеатра, как легендарная Роза Иоффе или Осип Абдулов, на счету которого более 200 режиссёрских работ на радио[28]. Мейерхольд после первой попытки исполнить перед микрофоном фрагменты из спектаклей ГосТиМа признал: «Этому в день не научишься»[28]. Чтобы адаптировать к радиовещанию спектакль «Дама с камелиями», начать пришлось с переработки самой пьесы. Радиоспектакль предъявлял особые требования и актёру, в распоряжении которого оставалось только одно средство выразительности — его голос, и режиссёру; как говорила Р. Иоффе, «слушатель должен увидеть то, что мы ему играем»[28].

Радиотеатр рождал свои шедевры, по большей части забытые в постсоветскую эпоху. Большой популярностью на протяжении нескольких десятилетий пользовались, в частности, радиосериалы «Клуб знаменитых капитанов», созданный ещё в 1945 году, и «КОАПП».

Телевизионный спектакль

С развитием телевидения появился жанр телевизионного спектакля, или телеспектакля[9].

Редакция литературно-драматического вещания созданной в 1951 году Центральной студии телевидения[32] знакомила зрителей со спектаклями, идущими на сценах известных театров[33]. Некоторые из этих спектаклей шли в прямой трансляции со сцены или из телевизионной студии. Некоторые записывались и адаптировались в соответствии с телевизионной спецификой[34][⇦]. Помимо них она и сама стала готовить спектакли-телепостановки, которые позже стали называться телеспектаклями. Сначала они шли в прямом эфире (иногда одновременно с эфиром велась запись с экрана кинескопа), а позднее стали преимущественно записываться на пленку, монтироваться, озвучиваться.[33]

Примечания

  1. ↑ Е. П. Снегова, 2012, с. 155-156.
  2. Виленкин В. Спектакль // Большая советская энциклопедия, изд. 1-е, в 66 т.. — М.: Полиграфкнига, 1947. — Т. 52.
  3. Рудницкий К. Л. Спектакль // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 24, кн. 1.
  4. 1 2 3 Рудницкий К. Л. Спектакль // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4. — С. 1058.
  5. 1 2 Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
  6. ↑ Режиссёр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А.. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
  7. Рацер E. Я. Дирижирование // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 251—256.
  8. ↑ Балетмейстер // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1.
  9. 1 2 3 Кисунько В. Г. Телевизионное искусство // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 25.
  10. Лапин С. Г. Телевидение // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 25.
  11. 1 2 Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 100 000 экз.
  12. Кацев И. Г. О литературно-драматических передачах на ТВ. История. Музей телевидения и радио. Проверено 27 октября 2016.
  13. ↑ Из архива Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм. Архивы. Музей телевидения и радио. Проверено 25 октября 2016.
  14. ↑ Фёдор Раззаков, 2012, с. 83.
  15. ↑ Фёдор Раззаков, 2012, с. 93.
  16. ↑ Фёдор Раззаков, 2012, с. 86.
  17. ↑ Фёдор Раззаков, 2012, с. 98.
  18. ↑ Развитие техники ТВ-вещания. Справочник / Лейтес Л. С.. — М.: ИД Святогор», 2005. — 224 с.
  19. 1 2 Маркова М. Театральные спектакли — в фонд телевидения. История. Музей телевидения и радио. Проверено 23 октября 2016.
  20. Каплан Б.С. Литдрама. История. Музей телевидения и радио. Проверено 23 октября 2016.
  21. 1 2 3 Маркова М. А. Воспоминания о литдраме 50-80-х годов. История. Музей телевидения и радио. Проверено 23 октября 2016.
  22. Козловский В. Н. Литературно-драматическая редакция ЦТ. История. Музей телевидения и радио. Проверено 26 октября 2016.
  23. ↑ Поэтика телевизионного театра, 1979, с. 112.
  24. ↑ А. А. Новикова, 2010, с. 51-54.
  25. ↑ Улица Шолом-Алейхема, дом 40. Телевидение и радиовещание (1987). Проверено 25 февраля 2017.
  26. ↑ Театральные премьеры на телеканале «Культура». Новости. Телеканал «Культура» (официальный сайт) (30 декабря 2015). Проверено 23 октября 2016.
  27. Лапин С. Г. Радиовещание // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 21.
  28. 1 2 3 4 Шерель А. А. В студии на телеграфе // В студии радиотеатра. — М. : Знание, 1978.
  29. Микрюков М. П. Радиоискусство // Большая советская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 21.
  30. Bill Virgin. Radio Beat: Oct. 30, 1938 — The broadcast that scared a nation. Seattlepi (October 22, 2003).
  31. ↑ Фолкнер У. (А. Тарковский) — Полный поворот кругом. Старое радио. Проверено 2 сентября 2015.
  32. ↑ С 1957 г. — Главная редакция литературно-драматических программ в составе Центрального телевидения.
  33. 1 2 Каплан Б.С. Литдрама. История. Музей телевидения и радио. Проверено 23 октября 2016.
  34. ↑ А. А. Новикова, 2010, с. 36-39.

Литература

  • Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. — Л., 1988. — 201 с.
  • Горчаков Н. М. Работа режиссёра над спектаклем. — М., 1956.
  • Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. — М., 1959.
  • Юровский А. Специфика телевидения. — М., 1960.
  • Тамарин Б. Показ театральных спектаклей из телевизионной студии. — М., 1960.
  • Товстоногов Г. А. О профессии режиссёра. — М.: ВТО, 1967. — 360 с.
  • Коноплёв Б. Н. Многокамерные способы электронных съёмок // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — М.: Искусство, 1975. — С. 180. — 448 с.
  • Новикова А. А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей / предисловие А. А. Шереля. — 2-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 176 с. — ISBN 978-5-354-01257-2.
  • Фёдор Раззаков. Как обуздать еврейство. Все тайны сталинского закулисья. — 2012. — 530 с. — ISBN 978-5-4438-0146-9.
  • Е. П. Снегова. От позорища до перфоманса: Номинации со значением «представление развлекательного характера» в русском языке XVII-XXI вв. // Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова, Российская акад. наук Эволюция понятий в свете русской культуры : книга. — Москва: Языки славянских культу, 2012. — С. 151-167. — ISBN 978-5-9551-0558-1.
  • Липков А. Проблемы телефильма-спектакля // Поэтика телевизионного театра : Сборник статей / ВНИИ искусствознания; Отв. ред. Ю. Богомолов, Ан. Вартанов, А. Липков. — М.: Искусство, 1979. — С. 239.
  • З. Люстрова, Л. Скворцов, В. Дерягин. Как правильно? // Наука и жизнь. — 1981. — Сентябрь (№ 9). — С. 88.

wikipedia.green

Спектакль — это… Что такое Спектакль?

Спектакль (фр. spectacle, из лат. spectaculum «зрелище») — произведение сценического искусства; может ставиться как на театральной сцене, так и на радио (радиоспектакль) и на телевидении (телевизионный спектакль).

Театральный спектакль

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» (МХАТ, 1926)

Изначально спектаклем называлось произведение театрального искусства, в создании которого участвует театральный коллектив: актёры, художник-декоратор, композитор, гримёры, бутафоры и другие[1]. В процессе эволюции спектакля как художественной формы, с одной стороны, происходило разделение творческих функций между его создателями, с другой — по мере роста сценической культуры постепенно утверждался принцип ансамблевости, предполагавший согласованность игры всех исполнителей и обдуманное использование выразительных средств[2]. В современном драматическом театре созданием спектакля, в соответствии с собственным замыслом, руководит режиссёр-постановщик, объединяющий усилия всех участников постановки[3]; режиссёрский замысел конкретизируется в работе с художником и композитором. В музыкальном театре постановкой спектакля чаще руководит дирижёр (в опере и оперетте) или балетмейстер (в балете)[4][5].

В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение — пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре — сочинение музыкально-драматическое: опера, балет, оперетта, мюзикл[6].

Работа над созданием спектакля включает в себя: выбор и адаптацию пьесы или музыкально-драматического поизведения; распределение ролей в труппе с учётом возможностей актёров и их амплуа; определение мизансценического рисунка спектакля; работу режиссёров (дирижёра, балетмейстера) с актёрами в процессе репетиций; подготовку декорационного оформления спектакля, костюмов, реквизита, грима; подготовку музыкального и светового сопровождения.

Завершающим этапом работы над созданием спектакля является генеральная репетиция, которая проводится с использованием полного декорационного, музыкального (шумового) и светого офомления, заготовленного реквизита, в костюмах и гриме и, в отличие от всех предшествующих репетиций, на публике[1].

Телевизионный спектакль

С развитием телевидения появился жанр телевизионного спектакля, или телеспектакля[7]. В СССР первый телевизионный спектакль был показан в 1938 году, но, поскольку видеозапись ещё не практиковалась, телевизионные спектакли, как и театральные, вплоть до начала 50-х годов разыгрывались непосредственно в эфире[8]. Лишь в 50-х появилась возможность записи телеспектаклей на киноплёнку при помощи кинорегистраторов[9].

Телевизионный спектакль не является видеозаписью (телеверсией) театральной постановки, — это оригинальный спектакль, созданный в телевизионной студии, специально для телевидения[10][11]; и если театральный режиссёр в советские времена (когда актёры не могли работать в разных театрах одновременно) был ограничен труппой конкретного театра, режиссёр-постановщик телеспектакля мог приглашать актёров разных театров и даже киноактёров[12].

Телевизионные спектакли ставили, как правило, театральные режиссёры (в том числе Анатолий Эфрос и Георгий Товстоногов) или специально работавшие на телевидении режиссёры с театральным образованием и опытом, как например Александр Белинский[13], Давид Карасик и Александр Цуцульковский[14], в различной степени, иногда очень скромной, используя возможности телевидения (или кинематографа), прежде всего крупный план[15]. Как и театральные, телевизионные спектакли разыгрывались в целом в замкнутом пространстве, в близких к театральным и достаточно простых декорациях, иногда и в интерьерах; в телеспектакль могли быть вмонтированы и натурные съёмки[11].

Разновидностью телевизионного спектакля является телевизионный балет (телебалет), который точно так же представляет собой оригинальное, совершенно самостоятельное произведение, не имеющее своего сценического первоисточника, созданное специально для телевидения и по его законам[7][16].

По свидетельству Александра Белинского, на либеральном ленинградском телевидении, выпускавшем в 60—70-х годах до 20 спектаклей в год, режиссёры были свободнее и в выборе драматургического материала[10]. Театральным режиссёрам телевидение, таким образом, предоставляло возможность реализовать замыслы, которые в театре по тем или иным причинам осуществиться не могли, актёрам — сыграть роли, которые им не довелось играть на сцене, а зрителям — увидеть пьесы, которые не идут в театрах, режиссёрские и актёрские работы, которым в театрах не нашлось места[10][12]. Когда Павел Луспекаев из-за болезни ног был вынужден покинуть театральую сцену, он нашёл себе прибежище на телевидении, сыграв во многих телевизионных спектаклях, в том числе «Мёртвых душах» и «Жизни Матвея Кожемякина» А. Белинского[17].

В «золотой фонд» телевизионного театра вошли телеспектакли «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» и «Страницы журнала Печорина» А. Эфроса, «Вишневый сад» Л. Хейфеца, «Безобразная Эльза» П. Хомского, «Как важно быть серьёзным» А. Белинского[18], балетный спектакль А. Белинского и В. Васильева «Анюта»[19] и многие другие.

В годы реформ жанр телеспектакля был забыт; в 2004 году телеканал «Культура» попытался его возродить, осуществив постановки пяти небольших спектаклей. Однако эти опыты вызвали сомнения как в самой возможности возрождения жанра в его прежнем виде, так и в принадлежности новых постановок к жанру телеспектакля[11].

Радиоспектакль

В СССР радиотрансляции театральных постановок, прежде всего оперных спектаклей Большого театра, начались ещё в 20-х годах[20], и датой рождения радиотеатра считается 25 декабря 1925 года, когда в студии Московского радио состоялась премьера первой советской радиопьесы — «Вечер у Марии Волконской»; хотя тот радиотеатр, который любили в СССР в 40—70-х годах, сформировался позже[21].

Радиоспектаклем — в отличие от радиокомпозиции или записи по трансляции театральной постановки — стали называть спектакль, созданный в радиостудии специально для радиовещания. Для оригинальных радиоспектаклей создавались и специальные пьесы или инсценировки известных литературных произведений[22]. Один из самых известных в мире радиоспектаклей — «Война миров» Орсона Уэллса (по одноимённому роману Герберта Уэллса, 1938): поставленный в форме репортажа, он вызвал панику в Соединённых Штатах.

Спектакли на радио ставили и театральные режиссёры, в том числе Всеволод Мейерхольд, и даже кинорежиссёры, как например Андрей Тарковский — «Полный поворот кругом» по новелле У. Фолкнера (1965)[23], но гораздо чаще — специальные радиорежиссёры, в совершенстве владевшие спецификой радиотеатра, как легендарная Роза Иоффе. Мейерхольд после первой попытки исполнить перед микрофоном фрагменты из спектаклей ГосТиМа признал: «Этому в день не научишься»[24]. Чтобы адаптировать к радиовещанию спектакль «Дама с камелиями», начать пришлось с переработки самой пьесы. Радиспектакль предъявлял особые требования и актёру, в распоряжении которого оставалось только одно «средство выразительности» — его голос, и режиссёру; как говорила Р. Иоффе, «слушатель должен увидеть то, что мы ему играем»[25].

Радиотеатр рождал свои шедевры, по большей части забытые в постсоветскую эпоху. Большой популярностью на протяжении нескольких десятилетий пользовались, в частности, радиосериалы «Клуб знаменитых капитанов», созданный ещё в 1945 году, и «КОАПП».

Фильм-спектакль

«Фильмами-спектаклями» называют как театральные постановки, снятые на киноплёнку, так и телевизионные спектакли[7][8]; однако этот термин не является общеупотребительным: специалисты предпочитают различать театральные и телевизионные постановки, соответственно, первые чаще называют телеверсиями (видеовериями) спектаклей или просто спектаклями, последние — телеспектаклями[26][27][18].

В СССР до начала 50-х годов театральные спектакли, как и отдельные сцены из них, разыгрывались непосредственно в телевизионной студии; 16 апреля 1951 года состоялась первая внестудийная трансляция — оперы А. Рубинштейна «Демон» из Большого театра[28]. Тогда же, в самом в начале 50-х, была разработана и программа создания фонда снятых на киноплёнку и предназначенных для массового зрителя — для демонстрации по телевидению, а иногда и в кинотеатрах — лучших спектаклей советских театров. Первыми этой чести удостоились спектакли Малого театра — «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Васса Железнова» А. М. Горького, спектакли МХАТа — «Анна Каренина» (по Л. Толстому) и «Школа злословия» Р. Шеридана и два спектакля Ленинградского Большого драматического театра — «Разлом» Б. Лавренёва и «Любовь Яровая» К. Тренёва[7].

Снятые на плёнку театральные постановки могли представлять собою как простые записи по трансляции — непосредственно из театра или из телевизионного павильона, так и телевизионные версии спектаклей в полном смысле слова — с использованием возможностей кинематографа, добавлением видеоряда, отсутствующего в театральной постановке[15]. Так, например, телеверсия спектакля Большого драматического театра «Эзоп» в начале представляет зрителю панораму пустыни, по которой движутся рабы, рассказ Эзопа о корзине с хлебом иллюстрируется соответствующим видеорядом и т. д., а в киноверсии знаменитого спектакля Театра Сатиры «Свадьба с приданым» наряду с театральными декорациями, имитирующими сельские пейзажи, присутствуют и натурные съёмки.

Примечания

  1. 1 2 Рудницкий К. Л. Спектакль // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
  2. Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
  3. Режиссёр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А.. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
  4. Рацер E. Я. Дирижирование // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1973—1982.
  5. Балетмейстер // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1.
  6. Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
  7. 1 2 3 4 Кисунько В. Г. Телевизионное искусство // Большая светская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  8. 1 2 Лапин С. Г. Телевидение // Большая светская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  9. Коноплёв, 1975, с. 180
  10. 1 2 3 «Фиеста». История одного спектакля. Культурный слой. Пятый канал (официальный сайт) (3 мая 2009). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 30 июля 2012.
  11. 1 2 3 Премьеры телевизионного театра // Телеканал «Культура». — Официальный сайт, 22 марта 2004.
  12. 1 2 Белинский А. А. Старое танго. Заметки телевизионного практика. — М.: «Искусство», 1988.
  13. Белинский, Александр Аркадьевич. Телеканал «Культура» (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 26 июля 2012.
  14. Цуцульковский Лев. Телегуру.. Телеканал «Культура» (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 26 июля 2012.
  15. 1 2 Дон. А. Телевизионная постановка // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
  16. Балет на телевидении // Русский балет. Энциклопедия. — БРЭ, «Согласие», 1997.
  17. Александр Белинский отмечает 80-летие. Телеканал «Культура» (официальный сайт) (5 апреля 2008). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 26 июля 2012.
  18. 1 2 Из золотой коллекции телетеатра. Телеканал «Культура» (официальный сайт) (20.10.2011). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 18 июля 2012.
  19. «Анюта». Телеканал «Культура» (официальный сайт) (2). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 28 июля 2012.
  20. Лапин С. Г. Радиовещание // Большая светская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  21. Шерель А. А. В студии радиотеатра. — М.: «Знание», 1978. — 48 с.
  22. Микрюков М. П. Радиоискусство // Большая светская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  23. Фолкнер У. (А. Тарковский) — Полный поворот кругом // Старое радио.
  24. Шерель А. А. В студии радиотеатра. — М.: «Знание», 1978. — 48 с.
  25. Шерель А. А. В студии радиотеатра. — М.: «Знание», 1978. — 48 с.
  26. Спектакли-легенды. Телеканал «Культура» (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 18 июля 2012.
  27. Спектакль // Время // Первый канал. — Официальный сайт.
  28. Развитие техники ТВ-вещания. Справочник. — М.: ИД Святогор», 2005. — 224 с.

Литература

  • Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. — Л., 1988. — 201 с.
  • Горчаков Н. М. Работа режиссёра над спектаклем. — М., 1956.
  • Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. — М., 1959.
  • Юpовский А. Специфика телевидения. — М., 1960.
  • Тамарин Б. Показ театральных спектаклей из телевизионной студии. — М., 1960.
  • Товстоногов Г. А. О профессии режиссёра. — М.: ВТО, 1967. — 360 с.
  • Б. Н. Коноплёв Многокамерные способы электронных съёмок // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1975. — С. 180. — 448 с.

См. также

biograf.academic.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о