4 к креативность критическое мышление коммуникации компетентность: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации — Центр психометрики и измерений в образовании — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Мегатренды будущего: какие навыки понадобятся работодателям :: РБК Тренды

Несоответствие компетенций работников требованиям работодателей растет и остается одной из главных проблем рынка труда в мире. Разбираем доклад Global Education Future о мегатрендах и навыках будущего

Ускорение общества под влиянием новых трендов

Массовое образование индустриальной эпохи не готовит к жизни в сложном мире, не развивает мышление, снижает творческий потенциал и способность к сотрудничеству. Чтобы решать проблемы XXI века, нужно менять систему образования и развивать новую модель общества, в основе которой будет коллективная мудрость и «основополагающая прагматика жизни».

Готовность номер один: отвечает ли образование в России вызовам будущего Фото: DPA / ТАСС

По мнению авторов доклада, в ближайшие десятилетия изменения будут происходить под воздействием четырех основных мегатрендов. Почти все развитые страны, глобальные технологические корпорации, социальные движения и мировое научное сообщество поддерживает эти наблюдения.

1. Цифровизация

Цифровизация — это появление цифровых технологий в разных сферах жизни. Мы живем во времена тотальной цифровизации, когда человек окружен данными через мобильные устройства, «умные» дома и города, дроны, роботов, «интернет вещей», импланты. В обществе меняется представление о том, что значит «быть человеком». Люди больше используют искусственный интеллект, дополненную и виртуальную реальности для усиления своих возможностей.

В 2016 году пользователь «Хабра» AndrewRo вживил в свою руку четыре импланта, которые помогают открывать дверь и разблокировать телефон

В 2016 году пользователь «Хабра» AndrewRo вживил в свою руку четыре импланта, которые помогают открывать дверь и разблокировать телефон

По оценкам компаний EMC и IDC объем всех цифровых данных достигнет 44 зеттабайта или триллиона гигабайтов в 2020 году. Если перенести эти данные в iPad Air с объемом памяти 128 ГБ, получится стопка планшетов высотой в две трети расстояния от Земли до Луны.

Космический лифт: зачем ученые хотят протянуть кабель от Луны к Земле Фото: NASA

2. Автоматизация

Современную эпоху считают Четвертой промышленной революцией или Индустрией 4.0. Принцип Индустрии 4.0. основан на внедрении новых цифровых и биотехнологий, материалов, возобновляемой энергии в промышленность и бизнес. Люди массово автоматизируют процессы и производство, внедряют искусственный интеллект, 3D печать, робототехнику.

Что такое индустрия 4.0 и что нужно о ней знать Фото: NASA

Революционные технологии меняют работу и обучение. В ближайшие 15—20 лет половину «рутинных» задач физического и интеллектуального труда смогут заменить искусственным интеллектом или роботами даже при нынешнем уровне развития технологий. Технологии в некоторых областях могут заменить экономику массового конвейерного производства на производство «под запрос». Например, с помощью биотехнологий будут создавать искусственные органы.

Венчурный инвестор Натали Фратто делится способом измерить ваш «коэффициент адаптируемости» и рассказывает о важности реагировать на изменения.

Цивилизация достигнет «тотального изобилия». Люди будут уделять больше внимания творчеству, исследованию, общению с другими людьми и природой, а не удовлетворению базовых потребностей. Масштабная трансформация изменит целые профессиональные отрасли, но создаст новые рабочие места и секторы экономики. Исследователи выделяют минимум пять секторов, где появится достаточно новых занятий для человека.

1. «Новые технологические секторы. С развитием нового поколения технологий появятся новые отрасли, в которых потребуются работники. Например, разработчики и программисты «умных» энергосистем, производители городских роботов и беспилотного транспорта, разработчики возобновляемых биоинженерных материалов.

2. «Человекоориентированные услуги». Это услуги, основанные на том, чего не могут делать роботы. Искусственному интеллекту сложнее всего имитировать творческих подход и «человечность». Услуги от людей для людей останутся актуальными в сферах образования, здоровья, развлечения, дизайне. Например, в Японии популярна услуга «друг на время», когда вы можете заказать человека, чтобы близко пообщаться с ним несколько часов.

Взгляд на будущее бизнеса: пять тенденций постцифровой эпохи Фото: Anthony Kwan / Bloomberg

3. Виртуальные экономики. Люди смогут создавать экономики внутри игр, соцсетей и других виртуальных сред, чтобы жить и работать там. Виртуальная реальность помогает преодолевать практически все ограничения материальной реальности, создавать новые миры с собственными правилами. Профессиональные стримеры и майнеры — первые примеры профессий в этом секторе.

Видеострим: какие технологии развивают рынок виртуальных продуктов

4. Сектор производства знаний. Спрос на контекстные знания, создаваемые в профессиональных сообществах, растет. Это hard skills и знания, которые применяют для решения конкретных задач. Например, создание видений и стратегий, систематизация новых практик организаций. Такие знания будут вырабатывать с помощью совместного творчества и объединения коллективного опыта.

5. «Зеленая» экономика. Этот сектор направлен на восстановление баланса между человечеством и планетой. В «зеленой» экономике всё больше людей играют роль садовников, лесничих и защитников естественной экосистемы Земли.

Нам здесь жить: как меняются отношения человека и природы Фото: Anthony Kwan / Bloomberg

Авторы доклада считают, что в этих секторах появятся новые сферы занятости и самореализации, а не «работа» с позиции индустриального общества.

3. Трансформация социальных институтов

Общественные системы, созданные в эпоху относительной стабильности прошлого, могут не подойти для будущего. Под воздействием технологий общества, сообщества и организации быстро меняются, искусственные границы между человеческими занятиями исчезают. Будет появляться больше «творческих сообществ», в которых естественно переплетены творчество, работа, игра, жизнь. Люди будут вместе создавать новые прототипы образов жизни и запускать общественные изменения.

Лунотопия: британский профессор представил проект внеземного поселения Фото: Hillarys

Чтобы удовлетворять потребностям людей и подготовиться к будущему, существующим социальным институтам придется меняться. Больше всего изменятся управленческие и финансовые системы. Появляются криптовалюты, «репутационные» валюты и другие системы управления благосостоянием на основе блокчейна. У людей меняются ценности и мотивация, деньги становятся не столь важными факторами.

4. Демографические изменения

Технологии развивают науку и медицину, поэтому продолжительность жизни человека увеличивается. Согласно существующим тенденциям, к 2050 году средняя продолжительность жизни в развитых странах будет примерно 100 лет. Создание лекарства от рака и нервных расстройств помогут большинству людей вести активный образ жизни как минимум до 90 лет.

Будущее — в цифрах и фактах Фото: Hillarys

Увеличение продолжительности жизни приведет к снижению рождаемости. С развитием городов и «городской культуры» люди будут заводить меньше детей. В странах с развитой экономикой теперь считается нормой иметь одного или двух детей. Теперь это происходит в странах Азии, Латинской Америки и Африки, где развивается урбанизация.

Стратег по экологической устойчивости Лейла Акароглу рассказывает, как избавиться от экологических мифов и изменить мышление.

Наше общество еще не перешло на экологически чистые и восполняемые ресурсы. Производства, автомобили и добывающий сектор продолжают загрязнять окружающую среду, а сельскохозяйственные методы разрушать биосферу. Индустриализация приближает человечество к «точке невозврата», после которой мы не сможем восстановить планету, не справимся с экономическими и экологическими последствиями. «Зеленая» повестка потребует иначе думать и действовать миллиарды людей. Придется определить и развить новые компетенции для более здоровой, продуктивной, счастливой жизни.

Эко-специальности будущего: как стать профессиональным защитником планеты Фото: Hillarys

Какие навыки потребуются в будущем

Профессиональная и социальная жизнь меняются, больше людей вовлекаются в творчество в горизонтальных сообществах и организациях. Постоянное развитие становится требованием и частью жизни, помогает достигать личных и глобальных общественных целей. Глобальные изменения заставляют организации, сообщества и экономики сильнее конкурировать и создавать массовый спрос на «компетенции будущего». Такие компетенции помогают людям уверенно действовать, а не теряться в новом сложном мире.

Компетенции будущего включают профессиональные компетенции (hard skills, «жесткие» навыки), чтобы решать конкретные задачи и надпрофессиональные компетенции (soft skills, «гибкие» навыки), которые помогают решать задачи во всех профессиях, общественных и личных ситуациях.

В будущем человеку потребуются разные наборы «гибких» навыков:

  1. Компетенции и знания, которые помогают справляться с неопределенностью, изменениями, сложностью и неоднозначностью будущего и компетенции коммуникации, креативности и сотрудничества.
  2. Полезные для здоровья привычки, способности справляться со стрессом и навык понимать будущее: прогнозировать различные сценарии, разрабатывать подходящие стратегии действий и принимать лучшие решения.
  3. Компетенции, чтобы справляться со сложностью цивилизации: системное мышление, решение проблем и принятие решений, поиск новых возможностей.
  4. Знания и навыки для мира информационных и коммуникационных технологий: базовые навыки программирования, системное мышление и медиаграмотность. Важным навыком будет умение управлять своим вниманием в условиях информационного шума и перегрузки.
  5. «Человеческие» навыки, которыми «не смогут овладеть машины»: эмпатия, эмоциональный интеллект, телесно-кинестетический интеллект и натуралистический интеллект, сотворчество, искреннее служение другим.
  6. Навыки работы в разных дисциплинах и стремление достигать мастерства в разных сферах жизни.

Осваивая «компетенции будущего», мы можем стать более сложными людьми, которые способны жить в новом сложном мире. Общество и экономики ускоряются, становятся сложнее. Чем больше людей освоят новые компетенции, тем более устойчивым будет будущее.

Что почитать и посмотреть по теме

Книги

Статьи и исследования

Видео


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Предпринимателям расскажут о способах развития 4К-компетенций

«Цифровое деловое пространство» (ЦДП) проведет двухчасовое онлайн-мероприятие «Soft Skills: инструменты руководителя», посвященное инновационному подходу к управлению бизнесом. Оно состоится 5 мая в 18:00.

Новый подход основан на 4К-компетенциях — критическом мышлении, креативности, коммуникации и кооперации. Основатель и генеральный директор школы инноваций и креативного мышления Василий Лебедев расскажет об инструментах творческих методологий. Слушатели узнают, как добиться наибольшей эффективности от команды и чем может помочь сбалансированная обратная связь в работе.

Предпринимателям также расскажут, как развить 4К-компетенции у себя и коллег, применить их в критических ситуациях и использовать для развития компании. Участники рассмотрят конкретные ситуации и попробуют их решить. Кроме того, Василий Лебедев объяснит, как создавать нестандартные решения при помощи инструментов креативных методологий, а также каким образом можно сократить время на разбор результатов работы коллег.

«В современных условиях компетенции, необходимые для успешного менеджмента и предпринимательства, претерпевают стремительные изменения. Мероприятие “Soft Skills: инструменты руководителя” позволит участникам разобраться, какие навыки необходимо освоить, чтобы использовать их в ежедневной работе, мотивировать команду и находить новые возможности для бизнеса», — рассказал руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин. 

Занятие будет интересно руководителям крупного и среднего бизнеса, директорам по инновациям, маркетингу и развитию, главам отделов продаж, а также всем, кто хочет научиться развивать идеи членов команды и эффективно проводить совещания и встречи.

Чтобы принять участие, необходимо зарегистрироваться на сайте. Ссылку на занятие пришлют за два часа до начала мероприятия.

Льготы, отсрочки и налоговые послабления: как защитят бизнес во время коронавируса

«Цифровое деловое пространство» — это проект Агентства инноваций Москвы, подведомственного Департаменту предпринимательства и инновационного развития. С 2017 года здесь состоялось более 1300 семинаров, хакатонов, квестов, кинопоказов и концертов. Их посетили свыше 170 тысяч человек.

Все мероприятия, запланированные с апреля по май, из-за ситуации с распространением коронавирусной инфекции переведены в онлайн-режим.

4К: компетенции будущего

Этот тренд, задумка маркетологов, обозначает сочетание следующих понятий: критичность мышления, кооперация, коммуникации и креативности. В XXI веке это внезапно стало популярным.

Компетенции XXI века

По подсчётам и выводам специалистов, благодаря которым всемирный экономический рынок развивается по ускоренной траектории, в 2015 г. было выделено десять требований, которые должен был решать современный коммерсант, предприниматель, руководитель:

Именно так эти черты и способности располагались, начиная с самой верхней.

Четыре компетенции XXI века

К 2020 году появилась обоснованная предпосылка – к исключению лишних и оставлению лишь самых нужных компетенций. Они получили называние 4K. Для них был придуман термин Soft Skills (изменяемая «прокачка» сотрудников, «надмозговые» способности) — то, что сделало бы современных предпринимателей по-настоящему успешными. Антиподом данному явлению послужили оставшиеся в прошлом Hard Skills («внутримозговые» способности, заранее заданные, неизменяемые навыки) – то, чем человек когда-то овладел, и до сих пор проработал в течение ряда лет. При этом он не задумывался о том, что можно двигаться и дальше, осваивать новое — а не стоять на месте. 4К – креативность, критика, коммуникация и координация, — если быть покороче.

Коллаборация простыми словами

Коллаборация – это, дословно говоря, сотрудничество, взаимодействие, партнёрство. Путём сотрудничества удаётся тонко координировать работу друг друга. Это свойство используется при работе в одной фирме – или в составе группы компаний, концерна, корпорации, медиагруппы и т. д. Коллаборация – путь к слаженности, чёткости в достижении общих целей.

Эта характеристика жёстко связана с коммуникацией: не будь средства общения – не было бы и общих стремлений. Однако это не просто связь между действующими лицами, а проявление настоящего профессионализма. Кроме определения общей цели и способов её достижения, сразу же распределяются роли между каждым из сотрудников. Она же позволяет оценить результаты, не замедлившие сказаться вскоре после начала совместной работы.

Как развить критическое мышление?

Научиться критически мыслить, на первый взгляд, несложно. Оперируя понятиями о правде и лжи, предпосылках, последствиях и их сравнении, вы сделаете первый шаг, чтобы приподняться над безликой и серой массой. Высшая цель критического мышления – найти истину на своём опыте. Это не следование каким-либо канонам и установкам. Эти шаги следующие:

  1. Самопознание, или метапознание. Сделать выводы из того, что за сегодня произошло, и измениться ещё немного – один из первых шагов.
  2. Дедукция – переход от общего к частному. Насколько определённые установки, проверенные обществом, соответствуют вашим?
  3. Проверка достоверности получаемых сведений. Бывают авторы каких-либо трудов, неизменно портящие реальную картину в угоду своим «шкурным» интересам, извлечению прибыли. Это не значит, что, увидев табличку с надписью «Опасно для жизни», нужно прикоснуться к токоведущим контактам.
  4. Свои постулаты нужно проверить ещё раз. Неизвестно, сработает ли ваша стратегия при очередном удобном случае.
  5. Если встала проблема – нужно найти как можно больше способов её решения.
  6. Обрести склонность к критическому мышлению можно по следующей схеме: теоретическая подготовка, ознакомление с задачей, поиск и вывод решений, выбор конечного решения и оценки достигнутого результата.
  7. Творческий подход – способность находить нестандартные решения по любому вопросу, отработка всех возможных ходов. Один из них вполне может оказаться реальным.
  8. Не нужно ничего бояться – ни религиозных канонов, ни политических предубеждений, ни критики действий вышестоящих руководителей. Именно критическое мышление отделяет людей от тех же обезьян.

Соблюдение данных правил приблизит вас к тому, чтобы научиться мыслить критично.

Что означает коммуникабельность?

Дословно коммуникабельность означает отзывчивость. Это способность к установлению контактов с новыми людьми, обретение новых связей, помогающих в какой-то степени выжить. Под это определение попадает и рабочий лад (совместимость). Без коммуникабельности трудно представить согласованную работу конкретной команды, коллектива. Невозможно без коммуникабельности построить как взаимовыгодные деловые, так и личные отношения. Профессии, в которых имеет значение работа с потоком клиентов, клиентоориентированность конкретной фирмы, — туда же. Вы пришли в «Связной» или «Евросеть» за новым смартфоном или нетбуком – правильно, продавцы-консультанты предлагают вам возможные подсказки, позволяющие быстрее определиться с выбором модели устройства, которая вам нужна в данный момент.

У каждого человека, личности, свои способности к коммуникативности. Коммуникабельный человек – тот, кто работает над собой, повышает свой профессионализм за счёт обретения нужных деловых связей и контактов, да и не просто общается и что-то получает, но и отдаёт этим взамен. Простейший пример – вы обменялись номерами телефонов, чтобы продолжить контактировать друг с другом. Однако коммуникабельность закладывается не без помощи родителей. Если бы вы росли на улице, а не дома у своих родителей, у вас был бы абсолютно иной уровень образования. Нет, конечно, прохожие могут по отдельности всему со временем научить, но где гарантия, что абсолютно чужие люди вам дадут именно тот уровень, что дали бы вам ваши родители, стремясь уберечь вас от необдуманных слов и поступков.

Одно из достоинств коммуникабельности – отсутствие предвзятости к чужим взглядам на эту жизнь. Заражённые, предубеждённые каким-либо мнением люди подчас не способны мыслить критически – но не подряд осуждая всё, что им не нравится, а сознательно и творчески критикуя, разносторонне доказывая или опровергая те или иные убеждения. Именно эта способность – непредвзятость, наблюдательность, выстраивание верных решений – с сохранением связей и контактов, является половиной секрета успеха в любой сфере деятельности.

Креативность в бизнесе

В серьёзной занятости креативность не менее важна, чем три другие черты, о которых говорилось выше. Та же компания Apple не создала бы iPhone, положивший конец «клавиатурным» смартфонам. Здесь важно соблюдать 10 важнейших приёмов.

  1. Чтобы привлечь идеи, переключитесь на любимое занятие. Озарение станет вашим частым гостем. Даже если это уже воплотили, правило «Сделай лучше других» никто не отменял.
  2. Выскажите самому себе все правила, по которым должно было бы развиваться ваше детище. Затем уберите любое из правил – и понаблюдайте, как результат бы менялся. Когда вы ставите перед собой задачу – выделиться, сделать то, чего на рынке нет, — используйте любой из вариантов, который бы пришёл вам в голову, но которого, возможно, нет ещё нигде в его воплощении.
  3. Попробуйте найти причину того, что у вас не получается на данном этапе. В обнаруженной причине ищите другую, свойственную ей причину. Повторите это действие пять раз, возведите причину неудачи в пятую степень. Это поможет увидеть корень проблемы- и устранить его.
  4. Активно ищите мешающую вам проблему. Например, если не хватает времени на решение основного вопроса, спросите себя: что сделать, чтобы его выиграть? Что отложить на потом, сделать малозначимым?
  5. Формулируйте мысли просто. Вспомните правило «одного SMS-сообщения»: чтобы донести до окружающих важность своего дела, не превышайте длину в 160 знаков (включая пробелы).
  6. Прикиньте: вы не родились. Люди вашего времени живут без вас. О чём бы они подумали, чего бы пожелали, если бы вы были? Попробуйте убрать кого-либо из великих людей – не важно, чего добилась эта личность, сотрите мысленно её из истории. Вы поймёте, какова ваша цель, куда вам нужно идти, к чему стремиться.
  7. Старайтесь не использовать средства искусственного интеллекта. Вы бродите по Сети, ищете в Google то, что хотели до этого – а потом, когда снова возвращаетесь к поиску этого же, данный поисковик показывает вам, на каких сайтах вы были, и по ним формирует вам дальнейшую подборку (поисковую выдачу). Тем не менее, данный подход очень опасен – такая выдача может не только помогать вам дальше искать и находить запрашиваемое, но и мешать. Всё хорошо в меру. Попробуйте почитать журнал, который вы ранее никогда не читали – материал позволит вам понять, насколько взгляды авторов и редакторов не соответствуют вашим личным, это иногда тоже полезно.
  8. Заимствуйте суть того, над чем работаете. Хотите пример? Работа копирайтера и рерайтера это ясно показывает. Например, если вы намереваетесь обогатиться чужими текстами, не проработав их – вы крадёте контент. Но когда вы прочитываете несколько таких текстов и, получив необходимый пакет сведений, пишете свой – это глубокий рерайтинг, соседствующий с копирайтингом. Именно по этой причине труд текстовиков всегда будет цениться больше, чем работа автоматического синонимайзера.
  9. Используйте «группу поддержки». Некие замыслы, сулящие колоссальный успех и выгоду, посещают отдельные умы. Но работать в команде – значит, многократно ускорить идею. На первый взгляд кажется, что продемонстрировать некую идею незаконченной – стыд и позор для самого себя. Но не переборщите: излишние проверки ваших предположений, скорее всего, загубят ваши начинания. Хотя здесь есть и оборотная сторона: наблюдение за возникшими проблемами помогут вам улучшить то, что вы, казалось бы, безнадёжно испортили.
  10. Чтобы реализовать пересекающиеся идеи, вам, скорее всего, понадобится один или несколько помогающих. После того, как идеи будут озвучены, сотрудники обменяются своими записями, в результате чего чужие задумки будут переосмыслены. Повторив это действие не менее 4 раз, вы получите огромное количество идей. Вам будет,  с чего далее двигаться.

Данные правила являются залогом креативности. Используйте их.

формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации

Методические рекомендации созданы в рамках Программа по развитию личностного потенциала Фонда и адресованы учителям, проводящим и разрабатывающим уроки, на которых формируются компетенции критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации («4К»).

В рекомендациях подробно описаны компетенции «4К» и их интеграция в современный образовательный процесс. Также они включают материалы, необходимые для проектирования учебных заданий, развивающих компетенции «4К»; оценочные инструменты, которые позволят учителю оценить уровень сформированности этих компетенций; методики, с помощью которых учителя могут проводить совместное педагогическое исследование, осваивая новые формы работы. Все представленные в рекомендациях образцы прошли апробацию в отечественных школах.

Вы можете ознакомиться с методическими рекомендациями «Компетенциии «4К»: формирование и оценка на уроке».

Сценарии-образцы уроков для развития компетенций «4К»

В дополнение к методическим рекомендациям здесь представлены модели учебных ситуаций и учебных заданий по математике, естественно-научным и гуманитарным предметам для 2-9 классов, которые открывают для учеников возможность применять и развивать компетенции «4К». Основными характеристиками таких ситуаций являются:
  • Учебная задача предполагает больше одного или множество возможных решений;

  • В центре задачи лежит либо мини-проект, либо создание/конструирование некоторого продукта с использованием нестандартных средств;

  • Задание позволяет развивать кратко очерченный сюжет в рамках заданной предметной проблемы;

  • Задание предполагает работу в группе с возможным выделением подзадач для автономной или парной работы;

  • Задача требует самостоятельного поиска необходимой информации в открытых источниках;

  • Задача по определённому предмету может включать поиск и использование информации из других предметов.

Благодаря заданиям учащиеся получают возможность самостоятельно углубиться в предмет, что открывает обширное поле для работы, в том числе одарённым учащимся.

Учебные ситуации подобного типа могут опираться на современные технологии смешанного обучения, которые подразумевают задействование ИКТ. Различные компьютерные технологий могут быть использованы во время урока, при выполнении заданий дома, а также в коммуникациях между учениками и учителем. В них хорошо вписывается применение современных переносных цифровых устройств не только для ускоренного обмена информацией, но и для персонализации обучения, для работы в группе.

Также хорошо вписывается в «креативные» учебные ситуации стратегия «Перевёрнутое обучение», меняющая работу в классе и дома местами: учащиеся дома изучают материал и ищут нужную информацию, а в классе выполняют практическую работу в группе.

Каждый пакет материалов к уроку включает: конспект урока для педагога, инструменты оценивания для педагогов и учащихся, дополнительные раздаточные материалы для учащихся.




Открытый урок окружающего мира в 3 классе по формированию компетентностей «4К», г. Тутаев, апрель 2019


Понравился материал?

Оцените его:

Назад

Выступление «Педагог «4К»»

«Педагог «4К»

(выступление на конкурсе «Лучший мастер-класс»)

Д. М. Капов

педагог-психолог УВО

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской

Дворец творчества юных»


 

Все меняется, но ничто не изменяется!

Но все-таки перемены есть!

 

М. Крету «Король мертв! Да здравствует король!»

 

Данная цитата приведена не просто так.

В данном случае она имеет форму некой аллегории самой системы образования, которая преобразуясь и совершенствуясь, остается «ощутимо» неизменной, но «зримо» имеет изменения.

В условиях современного динамично меняющегося общества, система образования претерпевает серьезные изменения. То, что до сегодняшнего дня транслировалось со страниц учебников и воспринималось исходной истинной, в настоящий момент времени утрачивает свою значимость и актуальность.

При этом, форма подачи актуальной информации остается прежней, т.е. на уровни ниже запросов современного поколения учащихся.

Сегодняшний современный стиль педагогического взаимодействия, интегрированный с постоянно расширяющимся информационным полем, обуславливает постоянное развитие собственных компетенций, обновление формата знаний, и формирование новых навыков.

Знание приобретает форму контекста, в рамках которого компетентность, ограниченная одним видом деятельности становится недостаточной, важном становится обладание мета-компетенциями, т.к. именно этот формат становится необходимым как для получения новых знаний, так и для трансляции их, и основываются они на многообразии мыслительной деятельности, коллективном интеллекте, эмпатии.

С целью развития компетенций личности педагога, мы взяли за основу модель «4К», разработанную некоммерческой организацией Partnership for 21st Century Skills.

В системе образования России о модели 4К активно стали говорить с 2014 года, а с 2017 года данная модель продвигаются Фондом новых форм образования.

Непосредственно в своей работе, модель «4К» мы используем с 2016 года.

В качестве основного инструмента совершенствования педагогических компетенций была разработана программа «Минерва».

Название программы «Минерва» — отсылка к богине Древнеримской мифологии, покровительнице писателей, художников, актеров, поэтов, учителей, учеников и врачей.

Педагог — универсальная личность, которая одновременно является учителем и учеником. Каждое его занятие- это представление, в котором он актер, писатель, поэт, художник. Умением и мастерством своим, педагог формирует личности вверенных ему учеников.

Программа «Минерва» — полноценный образовательный модуль Комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»- «Шкатулка Пандоры»

Цель программы — повысить компетентность педагога в сфере трансляции знаний, межличностного общения и сотрудничества в команде.

Основными задачами программы являются:

Развитие умения решения комплексных задач;

Формирование и развитие навыка распознавания и контроля собственных эмоций;

Развитие навыка командной работы;

Развитие критического мышления;

Развитие навыка быстрого переключения с одной задачи на другую;

Развитие информационной грамотности.

 

Раскроем идею программы более подробно.

«4К»- это система из 4-х ключевых навыков надпрофессиональных компетенций:

Критическое мышлений;

Креативность;

Коммуникация;

Командная работа.

Рассмотрим каждое «К».

Критическое мышление – это умение быстро ориентироваться в большом потоке информации, распознавать причинно-следственные связи, выделять важное и второстепенное. Способность быстро находить новые решения и понимать причины успехов и неудач.

Креативность – способность видеть и принимать нестандартные решения, позволяющая оценивать ситуацию с различных сторон и чувствовать себя уверенно в меняющихся условиях среды. Это способность генерировать собсвееные идеи и развивать начинания других людей.

Коммуникация – умение быстро и продуктивно налаживать контакты, слушать и слышать собеседника, доносить до пониманию других людей свою точку зрения в формате «равный-равному».

Командная работа (сотрудничество) – процесс тесно связанный с коммуникацией, и относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, через распределение ролей и оценки результативности действий.

 

Принимая во внимание современные требования к образованию в РФ, мы приходим к необходимости развития 4К компетенций у педагогов.

В основе программы повышения компетенции педагогов лежат тренинговые занятия и проектное обучение, ориентированные на динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп.

Программа дает возможность:

Разработки и адаптации новых форм группового взаимодействия;

Разрабатывать оценочные инструменты личностного роста участников образовательного процесса;

Транслировать собственный опыт, через создание нового методического материала;

Профессионально-личностное развитие.


 

Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является не только создание им авторской системы работы и трансляции знаний, но и наглядная демонстрация его достижений в лице участников образовательного процесса.

«4К» – это возможность для педагога подниматься на разные ступени своего профессионально-личностного развития и совершенствования педагогического мастерства.


 


 


 


 


 

Рекомендуемая литература

Алешина А., Шабанов С. «Эмоциональный интеллект. Российская практика». – М.: МИФ, 2013;

Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений». – М.: 2018;

Кинг Л. «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». – М.: Альпина Паблишер, 2018;

Клеон О. «Кради как художник». – М.: МИФ, 2013;

Пинк Д. «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует». – М.: Альпина Паблишер, 2013;

Феррацци К. «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга». – М.: МИФ, 2010;

Элрод Х. «Магия утра». – М.: МИФ, 2018.

Электронные ресурсы:

4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации;

Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования;

Приказ Минобрнауки России от 2 июня 2017 г. № 490 «О создании федерального государственного автономного учреждения «Фонд новых форм развития образования» путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного научного учреждения «Республиканский государственный центр многокомпонентных информационных компьютерных сред».

4 качества, которые принесут ребенку успех, но не гарантируют счастья&nbsp
Специально для «Летидора» материал о модной ныне модели «4к» подготовили наши постоянные эксперты — психолог-консультант Елена Романова и ее коллеги из психологического центра «Архитектура Будущего».

Елена Романова

Немного исторической справки:

Еще в 50-х годах прошлого века специалисты в области развития персонала и корпоративного управления начали искать, описывать и пытаться измерять ключевые компетенции — набор качеств и навыков специалиста, определяющих успешность в той или иной деятельности.

Одними из последних и наиболее известных шагов в этом направлении стали так называемые Давосские компетенции, или компетенции-2020.

Давосские, потому что были провозглашены в 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе. А 2020 — потому что это десять самых востребованных качеств и навыков, которые стоит развивать, чтобы быть востребованным в 2020 году.

Сразу заметим, что речь идет не столько об успешной карьере, сколько об ожиданиях работодателей!

Люди любят «волшебные таблетки», поэтому понятные и лаконичные концепции быстро овладевают умами. Сразу появляется ощущение структурированности и понятности темы. Как будто свет в конце туннеля.

Со временем «10 навыков» трансформировались в более краткие концепты, ибо наш мозг еще и ленив. Так появилась модель «4К» — четыре характеристики человека, начинающиеся на букву «к»:

• критическое мышление;

• креативность;

• коммуникативные навыки;

• командность (умение работать в команде).

Казалось бы, какое нам, детским психологам, дело до «идеального образа сотрудника» в глазах работодателя? А вот какое:

эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране.

То есть теперь не только работники кадров озадачены, как совместить красоту модели с реальностью, но и психологи с педагогами, не говоря уже о родителях.

Справедливости ради стоит заметить, что проблемами совершенствования системы образования, модернизации ее в ответ на вызовы внешней среды озабочены не только в России, а и в большинстве развитых стран.

И каждая страна предлагает свои 6, 7 или 5 (подставьте любое число от 2 до 10) точек концентрации педагогической и родительской активности. И все они действительно полезны, важны и способствуют достижению успеха в любой деятельности. Ну разве что гороскопы не применяются.

А одним из прогнозов развития рынков образования и труда становится тезис об «отмирании» большинства известных профессий. Следовательно,

важно не то, что вы умеете делать, а как вы это делаете и насколько готовы изменяться, учиться и осваивать новые области применения своих умений и знаний.

Так называемые soft skills (гибкие непредметные навыки — умение общаться, работать с информацией, ставить цели и планировать время) становятся важнее, чем hard skills — профессиональные предметные навыки.

Модель «4к» не хуже и не лучше других. Все перечисленные качества, несомненно, будут полезны их обладателю в решении разнообразных жизненных задач, в том числе профессиональных. Обратите внимание на словосочетание «решение задач», это важно.

Подробнее о каждом «к»

Все перечисленные компетенции или качества (как их ни называй) — это ресурсы, помогающие справляться с вызовами и задачами, которые предстоит решать нашим подрастающим детям. Сложность, количество и непредсказуемость задач будут только возрастать.

• Критическое мышление. Позволим себе чуть расширить формулировку и говорить все-таки о системном мышлении (в Давосских компетенциях есть еще такая формулировка: «комплексное решение проблем и когнитивная гибкость»).

Развитое мышление обеспечивает возможность человека как минимум адаптироваться к окружающим условиям.

Как максимум — преобразовывать действительность.

Сейчас все более необходимо умение ориентироваться в потоках информации, чтобы не потонуть в них, сохранить ясность ума, способность анализировать, делать выводы и принимать рациональные решения.

• Креативность. Креативный человек способен находить нестандартные решения, видеть ситуацию с различных сторон, выходить за рамки привычного и не следовать за стереотипами.

Набор «креативных» компетенций обеспечивает способность не пасовать перед изменчивостью и динамичностью окружающей действительности.

Когда старые привычные схемы, шаблоны, правила не работают, креативный человек не впадает в панику, а уверенно создает свой мир сам.

• Коммуникативные навыки. Нынче практически исчезли временные и пространственные барьеры и ограничения для контактов и взаимодействий, что предоставляет огромное количество новых возможностей. Но требует от нас всех готовности к общению с самыми разными людьми.

Умение договориться, аргументированно отстоять свою точку зрения, установить контакт для продолжения дружбы или сотрудничества — минимальный набор коммуникативных компетенций.

А если мы говорим об управленческой или лидерской успешности, то все перечисленное выше приобретает особое значение.

• Командность. Большинство действительно интересных задач таковы, что решать их в одиночку практически невозможно, слишком много информации, слишком быстро надо находить решения.

Но умение быть командным игроком, работать на общий результат, понимать свою роль и то, каков мой вклад в общее дело, — довольно сложный навык. Не будете же вы спорить, что его надо развивать.

Когда, что и как развивать

Конечно, ребенок не рождается на свет со всеми прекрасными вышеописанными качествами и навыками.

Говорить про компетенции для дошкольника, например, как бы это ни было модно, некорректно.

Даже о задатках можно говорить, пожалуй, только относительно мышления (критического, аналитического, системного). Но мышление как процесс интеллектуальный тоже развивается (или нет).

Конечно, многие родители хотят помочь своему ребенку развиваться максимально быстро и результативно. Но, занимаясь благим делом «эффективного родительства», стоит учитывать несколько важных моментов:

Владение навыками — ответ на вопрос «Что я могу?», но не на вопрос «Что я хочу?». В основе проявления потенциала лежит созидательная мотивация, желание что-то делать (и делать это хорошо), проявлять инициативу, брать на себя ответственность. И задача родителя эту мотивацию как минимум не убить — как максимум поддерживать и развивать.

Здесь очень важно отношение к успехам и неудачам, постановка амбициозных, но посильных для ребенка задач (своих в каждом возрасте), помощь в преодолении сложных ситуаций, а по мере взросления — способность прислушиваться к мнению сына или дочери, учет его, а не собственных интересов и амбиций.

Всему свое время. Формированию ключевых навыков, столь необходимых в будущем, тоже. У каждого возраста есть свои задачи.

Дошкольнику, например, в первую очередь надо научиться управлять своим вниманием и поведением, чтобы он смог успешно осваивать школьную программу.

А подростку, когда общение становится важнейшей ценностью и активно формируются навыки целеполагания, уже можно и полезно акцентировать внимание на умении работать в команде для достижения общей цели, соотносить свои желания, потребности и амбиции с другими.

Знание и учет задач возраста — необходимое условие формирования навыков и компетенций.

Но что мы наблюдаем? Взрослые пытаются обучить дошкольника вести себя и мыслить как взрослый.

Если вы надеялись, что можно развивать «4к», не включаясь самому, то нет, нельзя! Незаменимым инструментом развития навыков и компетенций оказывается родительский пример.

Если в семье проявляют гибкость и способность договариваться, то и ребенок с легкостью освоит эти цивилизованные навыки успешной коммуникации. Вместе и с интересом решать задачи, играть в интеллектуальные игры, шахматы, дискутировать о проблемах мироздания или прочитанных книгах — основа развития системного мышления и креативности.

Ключевые компетенции будущего развивают любые дополнительные занятия ребенка — кружки, секции, студии.

Во-первых, разнообразный опыт — база креативного потенциала. Во-вторых, почти всегда это общение со сверстниками, причем объединенными общими интересами, зачастую опыт работы в команде, особенно в спорте.

Важно, чтобы занятия были интересны ребенку и он не был перегружен настолько, что пропадает всякая мотивация обучения.

Если хочется развивать навыки прицельно — можно обратиться в специализированные психологические центры, например в «Архитектуру Будущего», где в соответствии с задачами возраста можно подобрать программу развития.

Стоит поддерживать и поощрять проявления любой социальной активности подрастающего ребенка и особенно подростка.

Как бы критично мы ни относились к школьному образованию, именно в период обучения, активного взаимодействия со сверстниками ребенок получает бесценный опыт групповой работы, коммуникации с различными людьми. И, конечно, здорово, если в школе сформирована демократичная атмосфера, среда, поощряющая проявление индивидуальности и уникальности каждого. После этих слов хочется всплакнуть, но будем держаться…

Про гармонию и счастье

А теперь о самом главном. Идея ключевых навыков и компетенций пришла из бизнеса. Работодателю важно, чтобы сотрудник обладал тем набором компетенций, которые помогают ему достигать результата.

Но успех в профессии при всей его значимости не гарантирует внутренней гармонии или, говоря человеческим языком, счастья.

Навыки и компетенции не решают задач внутреннего развития — понимания и признания себя, адекватной самооценки, ощущения реализации своего предназначения.

Решение этих задач гораздо более тонкое и сложное дело, чем владение навыками. И на этом пути основная задача родителя — научиться слышать, понимать, а главное — принимать своего ребенка. Мы же не работодатели, в конце концов.

Вот мы и вернулись к дилемме, заявленной в теме статьи. В каждый момент времени желаем вам помнить, что на самом деле главное в воспитании детей. Любовь, гармонию и счастье не может отменить никакой быстроменяющийся современный мир.

Фото: Shutterstock.com Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Soft Skills: Инструменты руководителя

Мастер-класс

Описание

Онлайн мастер-класс, посвященный инновационному подходу к управлению бизнесом, который основан на критических для четвертой технологической революции компетенциях (4K) — критическом мышлении, креативности, коммуникации и кооперации. Участники узнают, как развить эти надпрофессиональные навыки у себя и своих коллег, как применять их в критических ситуациях и использовать для развития компании. Спикером выступит Василий Лебедев, основатель и генеральный директор школы инноваций и креативного мышления «ИКРА».

Программа мероприятия

В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил, что началась Четвертая технологическая революция — IT-системы проникают в повседневные физические объекты и производство, происходят кардинальные изменения социальных, экономических и политических систем. В стремительно меняющемся мире меняются компетенции, необходимые для успешного менеджмента и предпринимательства. 

Специалисты предсказали, что к 2020 году критическое мышление и креативность войдут в топ-3 самых востребованных навыков, а в 2015 году они занимали 4 и 10 места. Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам. 

На мастер-классе вы встретитесь с известным предпринимателем и экспертом по креативным навыкам и Soft Skills. Научитесь разбираться в компетенциях будущего и использовать их в ежедневной работе, лучше давать обратную связь сотрудникам и мотивировать команду, видеть новые возможность для бизнеса, оптимизировать время и другие ресурсы. 

Вы узнаете об инструментах креативных методологий, о том, что такое групповая динамика  —  какой этап сейчас проходит ваша команда и как добиться от неё наибольшей эффективности. О том, как может помочь с текучкой в компании сбалансированная обратная связь и, наконец, что же такое 4К-компетенции.

О спикере

Василий Лебедев, основатель школы инноваций и креативного мышления ИКРА, сооснователь бутика презентаций Wowmyslide, совладелец креативного агентства Red Keds и издания Cossa 

  • Консультирует крупный и средний бизнес («Яндекс», «Сбербанк», «Tele2», «Газпромнефть», «Cartier» и др.) по вопросам построения инновационной и креативной среды по всему миру.
  • За профессиональную деятельность помог построить несколько агентств, дизайн-студий, выпустил более 20 000 выпускников по всему СНГ, объединил вокруг Школы инноваций ИКРА более 200 профессиональных топ-менеджеров из области креативных индустрий и инновационного консалтинга.
  • Вместе с партнерами управляет кластерами ИКРЫ по всей России и СНГ, развивает научное знание в области креативных методологий и инноваций.
  • Разработал методологию социального моделирования — CRAFT, которую используют «Яндекс», «Сбербанк», «Tele2», «Мега» и многие другие компании.

Ключевые темы

  • Зачем руководителю 4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация и коллаборация. В каких ситуациях чаще всего приходится их применять. Рассмотрим ситуации, о которые мы давно спотыкаемся и никак не можем их решить, которые мешают нам работать эффективнее. Поймём, где именно корень проблемы.
  • Креативное мышление: методики развития «чужих» идей, латеральные методики. При помощи инструментов креативных методологий научимся придумывать нестандартные решения, которые помогут взглянуть на привычные рабочие процессы под новым углом и увидеть прорывные возможности для развития бизнеса.
  • Критическое мышление и коммуникация: как давать развивающую обратную связь на идеи сотрудников и оценивать их идеи. Научимся сокращать время на разбор с сотрудниками результатов их работы, но при этом поймём, как давать обратную связь более развернуто и глубоко, чтобы сотрудник уходил воодушевленным и понимал, что ему дальше делать, а не был в растерянности и без понятного плана.
  • Коллаборация: как управлять траекторией развития команды и понимать на какой стадии вы находитесь. Поймем, что такое групповая динамика, какие стадии существуют в развитии коллектива и как действовать на каждой из них, чтобы получать максимум от себя и команды.

Как участвовать онлайн

Встреча пройдет в онлайн-формате. Вы сможете участвовать с компьютера или смартфона, задавать вопросы спикеру, общаться с другими участниками. Зарегистрируйтесь, и перед мероприятием мы пришлем вам ссылку для подключения. 

Регистрация на мероприятие будет закрыта за час до начала мероприятия.

Кому будет полезно

  • Основателям и руководителям крупного и среднего бизнеса, директорам по инновациям, директорам по маркетингу, руководителям отделов продаж, директорам по развитию.
  • Всем, кому в своей деятельности необходимо выстраивать коммуникации с коллегами и сотрудниками, мотивировать команду, четко ставить задачи, развивать идеи сотрудников и эффективно проводить совещания и встречи.
  • HR-директорам, специалистам по подбору кадров, директорам по обучению и развитию персонала — всем, кто работает над HR-брендом компании и развитием сотрудников внутри организации.
  • Специалистам, которые хотят качественно повысить уровень коммуникации с коллегами, клиентами, улучшить навыки командной работы.

Цифровое деловое пространство поддерживает бизнес в кризис

ЦДП запускает циклы диджитал-мероприятий и активностей, направленных на поддержку бизнеса во время кризиса экономики: поиск новых клиентов сервисных компаний, цифровизацию бизнеса, менеджмент удаленных команд, новые цифровые решения для оптимизации бизнес-моделей и др.

Пожалуйста, напишите, мероприятия на какие темы были бы вам интересны, каких экспертов вы хотели бы встретить. Напишите, что вам нравится на площадке, а что вы хотели бы улучшить. Мы рассмотрим все предложения, отберем и внедрим лучшие.

Написать свои замечания и предложения

90000 What Are the 4 C’s of 21st Century Skills? 90001 90002 Toggle navigation 90003 90004 90002 Support Sign In 90003 90007 90008 Curriculum Areas 90007 90010 Health Science 90011 90010 Business Education 90011 90010 Career Readiness 90011 90010 Computer Applications 90011 90018 90011 90008 Success Stories 90007 90010 HealthCenter21 90011 90010 Business & ITCenter21 90011 90018 90011 90008 Pricing 90007 90010 HealthCenter21 90011 90010 Business & ITCenter21 90011 90018 90011 90010 Learning Center 90011 90010 Blog 90011 90008 About 90007 90010 About AES 90011 90010 Meet the Team 90011 90010 Careers at AES 90011 90018 90011 90018 90007 90010 Categories 90004 90011 90010 Follow Us 90004 90011 90010 Subscribe 90011 90018 90007 90010 Recent 90011 90010 Health Science 90011 90010 Business Education 90011 90010 Computer Applications 90011 90070 90018.90000 [C01] What is critical thinking? 90001 90002 90003 Critical thinking is the ability to think clearly and rationally about what to do or what to believe. 90004 It includes the ability to engage in reflective and independent thinking. Someone with critical thinking skills is able to do the following: 90005 90006 90007 understand the logical connections between ideas 90008 90007 identify, construct and evaluate arguments 90008 90007 detect inconsistencies and common mistakes in reasoning 90008 90007 solve problems systematically 90008 90007 identify the relevance and importance of ideas 90008 90007 reflect on the justification of one’s own beliefs and values ​​90008 90019 90002 Critical thinking is not a matter of accumulating information.A person with a good memory and who knows a lot of facts is not necessarily good at critical thinking. A critical thinker is able to deduce consequences from what he knows, and he knows how to make use of information to solve problems, and to seek relevant sources of information to inform himself. 90005 90002 Critical thinking should not be confused with being argumentative or being critical of other people. Although critical thinking skills can be used in exposing fallacies and bad reasoning, critical thinking can also play an important role in cooperative reasoning and constructive tasks.Critical thinking can help us acquire knowledge, improve our theories, and strengthen arguments. We can use critical thinking to enhance work processes and improve social institutions. 90005 90002 Some people believe that critical thinking hinders creativity because it requires following the rules of logic and rationality, but creativity might require breaking rules. This is a misconception. Critical thinking is quite compatible with thinking «out-of-the-box», challenging consensus and pursuing less popular approaches.If anything, critical thinking is an essential part of creativity because we need critical thinking to evaluate and improve our creative ideas. 90005 90026 90027 §1. The importance of critical thinking 90028 90002 90003 Critical thinking is a domain-general thinking skill 90004. The ability to think clearly and rationally is important whatever we choose to do. If you work in education, research, finance, management or the legal profession, then critical thinking is obviously important.But critical thinking skills are not restricted to a particular subject area. Being able to think well and solve problems systematically is an asset for any career. 90005 90002 90003 Critical thinking is very important in the new knowledge economy. 90004 The global knowledge economy is driven by information and technology. One has to be able to deal with changes quickly and effectively. The new economy places increasing demands on flexible intellectual skills, and the ability to analyse information and integrate diverse sources of knowledge in solving problems.Good critical thinking promotes such thinking skills, and is very important in the fast-changing workplace. 90005 90002 90003 Critical thinking enhances language and presentation skills 90004. Thinking clearly and systematically can improve the way we express our ideas. In learning how to analyse the logical structure of texts, critical thinking also improves comprehension abilities. 90005 90002 90003 Critical thinking promotes creativity 90004.To come up with a creative solution to a problem involves not just having new ideas. It must also be the case that the new ideas being generated are useful and relevant to the task at hand. Critical thinking plays a crucial role in evaluating new ideas, selecting the best ones and modifying them if necessary 90005 90002 90003 Critical thinking is crucial for self-reflection 90004. In order to live a meaningful life and to structure our lives accordingly, we need to justify and reflect on our values ​​and decisions.Critical thinking provides the tools for this process of self-evaluation. 90005 90002 90003 Good critical thinking is the foundation of science and democracy 90004. Science requires the critical use of reason in experimentation and theory confirmation. The proper functioning of a liberal democracy requires citizens who can think critically about social issues to inform their judgments about proper governance and to overcome biases and prejudice. 90005 90027 §2.The future of critical thinking 90028 90002 In January 2016, the World Economic Forum issued a report «The Future of Jobs». It says: 90005 90057 The Fourth Industrial Revolution, which includes developments in previously disjointed fields such as artificial intelligence and machine-learning, robotics, nanotechnology, 3-D printing, and genetics and biotechnology, will cause widespread disruption not only to business models but also to labour markets over the next five years, with enormous change predicted in the skill sets needed to thrive in the new landscape.90058 90002 The top three skills that supposed to be most relevant are thinking skills related to critical thinking, creativity, and their practical application. These are the cognitive skills that our website focuses on. 90005 90027 §3. For teachers 90028 90006 90007 The ideas on this page were discussed in a blog post on edutopia. The author uses the critical thinking framework here to apply to K-12 education. Very relevant to school teachers! 90008 90019 .90000 Cognitive Competence as a Positive Youth Development Construct: A Conceptual Review 90001 90002 This paper focuses on discussing critical thinking and creative thinking as the core cognitive competence. It reviews and compares several theories of thinking, highlights the features of critical thinking and creative thinking, and delineates their interrelationships. It discusses cognitive competence as a positive youth development construct by linking its relationships with adolescent development and its contributions to adolescents ‘learning and wellbeing.Critical thinking and creative thinking are translated into self-regulated cognitive skills for adolescents to master and capitalize on, so as to facilitate knowledge construction, task completion, problem solving, and decision making. Ways of fostering these thinking skills, cognitive competence, and ultimately positive youth development are discussed. 90003 90004 1. Background 90005 90002 According to Piaget [1, 2], cognitive competence constitutes the cyclical processes of assimilation and accommodation, which indicates that people can manipulate their personal experiences as well as organize and adapt their thoughts to guide their behavior.Similarly, Fry [3] pointed out that cognitive competence comprises three interwoven and interdependent components: cognitive structures, cognitive processes, and overt behaviors. Among them, «cognitive processes,» such as metacognition, cognitive styles of self-regulation, and cognitive skills of thinking, reasoning, analyzing problems, and information processing, can affect one’s «behaviors» like task performance, problem solving, and decision making , as well as «cognitive structures,» such as self-schemas and goal orientation.It further points out that people can make a difference in their cognitive development and capability by manipulating their mental processes and cognitive styles via using appropriate thinking skills. It is also argued that cognitive competence is more than an ability to manipulate and strategize information, but an ability to internalize, self-regulate, and transfer these cognitive skills to construct knowledge and make sense of the surroundings [4, 5]. 90003 90002 In the literature, there are various types of thinking, for instance, logical thinking and reasoning [1, 2], legislative, executive, and judicial thinking styles [6], synthetic, analytic and practical intellectual skills [7], divergent thinking and evaluative thinking [8-10], and lateral thinking, and vertical thinking [11].There are also important features of adolescent thinking, for instance, being able to think abstractly, test hypotheses, conduct reasoning, and make causal inferences [1, 2]. All these are used to facilitate knowledge construction, task completion, problem solving, and decision making, but their application commonly requires critical thinking and creative thinking. Indeed, numerous studies have demonstrated that adolescents who were equipped with critical thinking and creative thinking had better academic performance [12, 13], health [14, 15], cognitive development [16], psychosocial development [17], and identity development [ 18] and were less likely to engage in unhealthy or problem behavior [19, 20].Therefore, both critical thinking and creative thinking are regarded as generic transferable life skills for adolescents [11, 21-23], who have to deal with various developmental stresses and challenges, such as puberty changes, adjustments in social roles and expectations, school transition , examination, pursuit of further studies, preparing for or entering the labor market, expansion of social circles, and development of romantic relationship. Nonetheless, there are also situations that adolescents still engage in problem behaviors even though they understand the pros and cons or make numerous imaginative solutions of which none of them are realistic to solve the problems.Therefore, it is of paramount importance to guide adolescents to master the thinking skills well in order to foster learning [24, 25], leadership [26-28], and positive youth development [29, 30]. 90003 90002 In regard of this, the present paper focuses on discussing critical thinking and creative thinking as the core cognitive competence. It reviews and compares several theories of thinking, highlights the features of critical thinking and creative thinking, and delineates their interrelationships.It discusses cognitive competence as a positive youth development construct by linking its relationships with adolescent development and its contributions to adolescents ‘learning, wellbeing and positive development. It shows how critical thinking and creative thinking can be translated into self-regulated cognitive skills for adolescents to master and capitalize on to achieve better task performance, generate precise solutions to problems, and make right decisions. It is believed that these thinking skills not only facilitate life-long learning and holistic development among youngsters, but also prepare youngsters to be the future masters of the society who are able to solve social problems and contribute to global development.90003 90004 2. Definition of Cognitive Competence 90005 90002 There are broad definitions of cognitive competence [1-5], as well as narrow definitions [29]. Building on the definition given by Sun and Hui [29], the present paper refers critical thinking and creative thinking as the core cognitive competence, though it is noted that cognitive competence includes, but is not limited to these two thinking. Critical thinking refers to reasoning and making inferences, and creative thinking means stretching one’s spectacles, evaluating multiple ideas and alternatives, and generating novel and practical ideas.The definitions of critical thinking and creative thinking, and the specific cognitive skills involved are reviewed in the followings. 90003 90004 2.1. Critical Thinking 90005 90002 According to Paul [31], «critical thinking is the intellectually disciplined process of actively and skillfully conceptualizing, applying, analyzing, synthesizing, and / or evaluating information gathered from, or generated by, observation, experience, reflection, or communication, as a guide to belief and action «(page 22).Moreover, «critical thinking refers to the use of cognitive skills or strategies that increase the probability of a desirable outcome. Critical thinking is purposeful, reasoned, and goal-directed. It is the kind of thinking involved in solving problems, formulating inferences, calculating likelihoods, and making decisions «(page 70) [32]. Therefore, critical thinking is a process that activates certain cognitive skills so as to make the best judgments regarding on what to believe and what to do [33].90003 90002 «Reason» and «inference» are the two main cognitive skills in critical thinking [34], that are used when making judgments or decisions, accepting beliefs, and developing ideas and alternatives. It is important to make good and objective reasons for one’s beliefs, by recognizing one’s subjective point of view, gathering multiple and diverse points of view, coordinating various views (including those for and against the concerned issues), for generating sufficient reasons and reliable evidence before making a judgment [34, 35].Since there are no explicit guidelines for judging what sufficient and reliable reasons are, it may run the risk of developing under- or overcritical judgments. Therefore, rational thinking is needed [35]. Lipman [36] further elaborated that when engaging in critical thinking, one should make reference to reliable, strong, and relevant criteria, such as norms, shared values, laws, rules, definitions, facts, and values, and pay attention to the situational factors, such as special circumstances and limitations, and variations in culture, context, time, and people.One should also be reflective and self-correcting so as to question one’s own thoughts, identify the errors in one’s own thinking, and then make reasonable corrections. In other words, critical thinking means one needs to be critical to the concerned issues as well as one’s thinking, so that one can proceed to make inference and deduction from the information collected for doing a rational evaluation and making a reasonable decision [34]. Paul [31] added that critical thinkers like to reason about their reasoning and make inferences and conceptualization with rational justification.Their habitual inspection of the thinking is, in fact, «an action of ongoing creation» contributing to their cognitive and intellectual advancement. In sum, critical thinking includes the skills of reasoning and making inferences, and it is both evaluative and productive [37] that encompasses the ideas of rationality and creativity, respectively [38, 39]. 90003 90004 2.2. Creative Thinking 90005 90002 Creative thinking refers to thinking that is novel and that produces ideas that are of value [40].According to Sternberg [6, 7], creative thinking is autonomous and people can choose to capitalize on certain «thinking styles» and «intellectual skills» to maximize their creativity [41, 42]. Among the thirteen thinking styles, research findings showed that five of them, including legislative, judicial, hierarchical, global, and liberal (i.e., type I intellectual styles) are related to creative thinking [43, 44]. Adolescents choose to regulate their thinking processes and behaviors accordingly can thus learn to master creative thinking.Therefore, it is preferable that, adolescents, when performing a task, can evaluate the task (90025 judicial 90026 thinking style) and choose to develop their own ideas, rules, and procedures (90025 legislative 90026 thinking style), instead of simply following rules and instructions (executive thinking style). When doing multiple tasks, adolescents can rank things in priority and distribute attention to the tasks in accordance with the value of the tasks (90025 hierarchical 90026 thinking style).Besides drilling the details of a task (local thinking style), adolescents can also look at the overall picture of the task (90025 global 90026 thinking style). Moreover, adolescents can be proactive in choosing works involving novelty and ambiguity (90025 liberal 90026 thinking style). All these are in parallel with the synthetic, analytic, and practical intellectual skills for solving problems [7], in which creative people would interpret problems in a new way and avoid being bounded by conventional thinking (synthetic skills), identify the most valuable and novel idea (analytic skills), and make out ways to demonstrate the values ​​of that idea (practical skills).In short, creative thinking refers to the cognitive skills of stretching one’s spectacles, generating and evaluating multiple ideas and alternatives, and generating novel and practical ideas. Similarly, creative thinking (the components of judicial thinking style and analytic skills) entails critical thinking, because adolescents have to be skeptical enough to criticize their own ideas so as to initiate positive changes in their thinking. It is believed that after continuously practicing these thinking styles and skills, adolescents would learn to welcome changes and innovations, to think globally and progressively rather than conservatively, and become habitual in generating novel and realistic ideas that help task completion, problem solving, and decision making.90003 90004 3. Relationship between Creative Thinking and Critical Thinking 90005 90002 Conceptually, creative thinking and critical thinking are not dichotomous and conflicting [7, 31, 45]. Both of them operate together productively to leading to creative and effective problem solving, just as «divergent thinking» and «evaluative thinking» do [8-10, 44, 46]. Adolescents are activating creative thinking when they use divergent thinking to generate numerous and diverse solutions to a problem, in which they redefine problems in novel ways that other people usually do not see (originality), select relevant information to conceptualize a problem (flexibility), draw an analogy between the old problem and the new interpretation, and combine the information in a novel way (fluency) [47, 48].To find out the most sensible novel solution, adolescents also activate evaluative and critical thinking to perform valuation. Likewise, creative thinking and critical thinking are comparable to de Bono’s conceptions of «lateral thinking» and «vertical thinking» [11, 49], in which the former requires people to see things from multiple perspectives and arrive at the solutions from new angles, whereas the later requires people to see things sequentially and conventionally and generate solutions from a deeper investigation.He highlighted that both thinking are equally important in generating novel and practical ideas for problem solving, because solutions generated by lateral thinking solely are not realistic enough for tackling problems, whereas solutions generated by vertical thinking lack novelty for energizing progressive advancement though the problem is practically solved. Some empirical studies also revealed that both creative thinking and critical thinking (or divergent thinking and evaluative thinking, or lateral thinking and vertical thinking) are complementary with each other in effective problem solving and decision making [50, 51].90003 90002 Research findings also showed that both critical thinking and creative thinking are closely related to each other to facilitate learning and knowledge construction [52]. In learning, simply recalling the facts and information are usually being accused of a straight-forward surface approach. However, it is argued that recalling is a step to build up a solid foundation of knowledge, so that one can further execute the higher-order cognitive processes of critical thinking and creative thinking to understand the meanings of the information and to apply the learnt knowledge to daily life situations [53].To further constructing one’s own knowledge and meaningful learning, more sophisticated critical thinking skills are indispensable for analyzing (such as differentiating, organizing, and attributing) and evaluating (eg, checking and critiquing) multiple information, followed by using creative thinking to create (such as generating, planning, and producing) knowledge with originality and novelty. Paul [31] stressed that «the creative dimension of thinking is best fostered by joining with the critical dimension 90003.90000 At The Intersection of Creativity and Critical Thinking 90001 90002 Creativity and critical thinking sit atop most lists of skills crucial for success in the 21st century. They represent two of the «Four Cs» in P21’s learning framework (the other two being communication and collaboration), and they rank second and third on the World Economic Forum’s top ten list of skills workers will need most in the year 2020 (complex problem solving ranks first). 90003 90002 The various lists of 21st-century skills grant creativity and critical thinking such prominence in part because they are human abilities robots and AI are unlikely to usurp anytime soon.The picture of the near future that emerges from these compilations of skills is one in which people must compete against their own inventions by exploiting the most human of their human qualities: empathy, a willingness to work together, adaptability, innovation. As the 21st century unfolds, creativity and critical thinking appear as uniquely human attributes essential for staving off our own obsolescence. 90003 90002 Like many things human, however, creativity and critical thinking are not easily or consistently defined.The William and Flora Hewlett Foundation’s list of «Deeper Learning Competencies,» for example, identifies creativity not as its own competency but as a tool for thinking critically. Bloom’s Taxonomy treats the two as separate educational goals, ranking creativity above critical thinking in the progression of intellectual abilities. Efforts to pin down these skills are so quickly muddled, one is tempted to fall back on the old Justice Stewart remark regarding obscenity: «I know it when I see it.»Unfortunately, that yardstick is not much help to teachers or students. 90003 90002 Definitions of creativity tend toward the broad and vague. One of the leading researchers in the area, Robert Sternberg, characterizes creativity as «a decision to buy low and sell high in the world of ideas.» While this is itself a creative approach to the problem of defining creativity, it is not a solution easily translated into a rubric. 90003 90002 Definitions of critical thinking do not fare much better. According to one group of researchers, «Critical thinking is the intellectually disciplined process of actively and skillfully conceptualizing, applying, analyzing, synthesizing and / or evaluating information gathered from, or generated by, observation, experience, reflection, reasoning or communication, as a guide to belief and action.»Again, a curiously self-demonstrating definition, but not one ready-made for the classroom. 90003 90002 Generally speaking, creativity is associated with generating ideas, while critical thinking is associated with judging them. In practice, however, the two are not so easy to separate. As parents and teachers know well, creativity without critical judgment tends toward the fanciful, the impractical, the ridiculous. «Creative thinking» becomes a nice way of saying that someone’s ideas have run amok.90003 90002 At the same time, critical thinking gets short shrift when reduced to making a judgment, since, at its best, critical thinking is also a way of making a contribution. It is fundamentally creative in the sense that its aim is to produce something new: an insight, an argument, a new synthesis of ideas or information, a new level of understanding. 90003 90002 Our grasp of creativity and critical thinking is improved when we see them in symbiotic relationship with one another. Creativity benefits from our recognizing the role of critical thinking in ensuring the value of novel ideas.In turn, critical thinking comes into clearer focus when we recognize it as a creative act that enriches understanding by giving rise to something that was not there before. 90003 90002 What does this symbiotic relationship look like in the classroom? Here are a few educational contexts in which creativity is disciplined by critical thinking and critical thinking is ex 90003.
Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о