Вернуться в детство – Вернуться в детство. Хочу вернуться в детство. Хочу вернуться в детство стихи

Вернуться в детство. Хочу вернуться в детство. Хочу вернуться в детство стихи

Вернуться в детство. Хочу вернуться в детство.

ИДЕАЛИЗИРУЯ ДЕТСТВО 

Часто взрослые люди ностальгируют по детству, хотят в него вернуться. И это объясняется, в первую очередь тем, что детство воспринимается взрослым, как безоблачное, беззаботное. Выросшему взрослому кажется, что ребенок живет только в свое удовольствие, получая исключительно приятные моменты, из которых и состоит вся его жизнь. Что тогда деревья были больше, конфеты слаще, люди добрее, а мир лучше… Но это так только с точки зрения взрослого, уже выросшего ребенка, который помнит свое прошлое и видит настоящее своих детей. И часто он устал от текущих проблем, не зная как правильно их решать.

 

На самом деле, если каждому из нас как следует, не идеализируя, в подробностях, вспомнить свое детство, то в памяти возникнет куча проблем, забот и трудностей. Для примера, вспомните сон в детском саду. Какая это была мука!!!!! А стояние в углу!!! А запреты родителей и наставления учителей!!!! 

Конечно, эти заботы были не столь серьезны, как во взрослой жизни. Но воспринимались и относились мы к ним не менее серьезно, а подчас и трагично. У нормальных взрослых эта трагичность в отношении проблем проходит, т. к. появляется ощущение могущества, связанное с опытом и умом. 

Есть у меня подозрение, что к старости у нас вообще не будет проблем, потому что наше восприятие их настолько изменится, что мы будем радоваться всему, даже сложностям.

Надо уметь сочетать в себе детскость и взрослость. Тогда Вы будете иметь возможность менее трагично и, соответственно, более спокойно решать трудности. Но так же будете иметь в своем распоряжении массу удовольствий, намного более сильных и частых, чем у ребенка. А если к этому еще прибавить свободу и независимость взрослого человека, относительно ребенка, и искренность, умение радоваться, что должны остаться во взрослом от ребенка, то… приятное детство будет приятным исключительно из -за родительской любви и опеки, не более того. 

Ну и как, хотите возвратиться в детство? Оставьте в себе его радость, непринужденность, искренность, непосредственность, периодическую беззаботность и воодушевление. Не более того… 

Вот только деревья действительно были меньше.
Удачи!

 

Психолог высшей категории, Сорокина Марина Алексеевна

 

 

Вернуться в детство. Хочу вернуться в детство.

 

***

Хочу вернуться в детство стихи!

 

«Как я хочу вернуться в детство» — Хлебутина Анастасия.

 

Как я хочу вернуться в детство,

 Мне надоело взрослой быть.

 Хочу в большое королевство

 И про заботы все забыть.

 

 Хочу кататься на качелях

 И в прятки во дворе играть.

 И бегать с Аней по аллеям,

 Визжать, кричать и хохотать!

 

 Хочу, чтоб мама рассказала

 Мне на ночь сказку про кота.

 И чтоб к груди своей прижала

 И, обняла меня любя.

 

 Хочу подарочки под елкой,

 И торт со свечками хочу.

 Хочу прикинуться зайчонком

 И быстро прыгать по лугу.

 

 Ах, детство ты мое родное,

 Ах, детство милое мое,

 Ты пролетело, пробежало,

 Ты быстро-быстро так прошло!

 

 Цените, люди, детства миг,

 Раз оглянешься, а уже старик.

 Детство – юная пора,

 И она всегда нужна!

 

«Я так хочу вернуться в детство…» — Валиярова Наталья

Я так хочу вернуться в детство,

 Но как мне средство отыскать?

 Вы подскажите мне то место,

 Где можно в детства мир попасть…

 

 Вы подскажите мне дорожку —

 Самый короткий в детство путь…

 Туда пойду я понемножку

 Сейчас, а не когда-нибудь!

 

 Мне улыбнется друг мой ветер,

 Пожмет мне руку дуб-старик…

 Счастливей стану всех на свете:

 Мир детства, ты ведь так велик!…

 

 Опять хочу вернуться в детство,

 Сейчас, а не когда-нибудь…

 Но нет, увы, такого средства,

 Чтоб время вспять перевернуть…

 

 

«Хочу вернутся в детство» — Нинель Мачнева.

Летом бабьим светит

 Мне солнышко в окно.

 Хочу вернуться в детство

 В забытое тепло.

 

 Я встретилась с тобою,

 Как изменился ты.

 Хочу вернуться в детство,

 Вернуть свои мечты.

 

 Глаза твои искрятся

 Детскою игрой.

 Хочу вернуться в детство,

 Хочу я быть с тобой.

 

 Нас годы разлучили

 И судьбы разошлись.

 Хочу вернуться в детство,

 Начать с начало жизнь.

 

 Вот провожаю взглядом

 Любовь минувших дней.

 Хочу вернуться в детство

 И стать опять твоей.

 

 Я знаю ты семейный,

 Твои сбылись мечты.

 Хочу… вернуться… в детство-о-о!

Хочу вернуться в детство,

 Хотя бы позвони.

 

Стихи маме «Как хочется вернуться в детство».

Давай забудем, что мы взрослые, вернёмся в детство, хоть разок.

 Я, снова буду глупой девочкой, любившей мамин голосок.

 Ты нежно вслух читаешь сказки и гладишь волосы мои,

 Кладёшь в рюкзак конфеты в садик и даришь ласки мне свои.

 Я жду, когда придёшь с работы и спросишь: «Как твои дела?»

 И я отвечу: «Всё в порядке, ведь ты же дома, ты пришла!»

 Я расскажу тебе, что снилось и, что я кушала в обед,

 Ты рассмеёшься и обнимешь, как будто это детский бред.

 Ты говоришь, что я принцесса и где-то ждёт меня мой принц.

 Я крашусь яркою помадой и чёрной тушью для ресниц.

 Кричу, что я уже готова, пусть приезжает на коне.

 Всё это выглядит забавно, ты подойдёшь опять ко мне,

 Сотрёшь и тушь и всю помаду, уложишь спать меня в кровать.

 Ты знаешь, мама, так приятно, тебя с любовью обнимать.

 И пусть уже не будет детства, но ты же вечно молода!

 Я верю искренне, по-детстки, что ты со мною навсегда!

 

Стихи маме «Как хочется вернуться в детство».

Обмылками крошится моё детство,

 Безудержны цветные пузыри.

 Лишь память остаётся нам в наследство

 И звёздных глаз живые  фонари.

 

 Смешные фото, детство воскрешая,

 Нас вновь уносят в сказочную высь,

 Где солнца уст улыбка золотая,

 И дружбе, где неведома корысть.

 

 А в детстве — мама вечно молодая,

 В объятьях нежных так легко уснуть.

Как хочется вернуться в детство к маме,

К её любви и счастью этих дней!

 

Стихи маме «Как хочется вернуться в детство».

Мам, отведи меня в детство,

Там, где мы за руки вновь…

Где за стеной, по соседству,

Вера жила и любовь…

 

Где кучерявое небо

В локонах из облаков…

Мир там обманчивым не был…

Не было зла и врагов…

 

Мама, я там позабыла

Милые сердцу мечты…

Я справедливость любила,

Небо, людей, и цветы…

 

Мама, мне так не хватает

В час неизбежной тоски

Сердца, что всё понимает,

И теплоты от руки…

 

В детстве всё быстро решалось…

Мама бежала на плач…

Я через миг улыбалась…

Время промчалось, как вскачь…

 

Стало теперь по-другому…

Слёзы скрываю, молчу…

Где та тропиночка к дому?

Мама, я в детство хочу…

 

Верить в людей, улыбаться,

Страшных предательств не ждать.

С близкими не расставаться

И не бояться летать…

 

Мама, стираются грани…

Счастливы только на вид…

Мы остаёмся в капкане

Сложенных в душу обид…

 

Но от обид не согреться.

Стало ещё холодней…

Мам, отведи меня в детство,

В мир добродушных людей.

 

Стихи «Хочу вернуться в детство«

Как хочется вернуться в детство,
Все то,что было,снова пережить.
Единственный мирок,где нету места
Предательству,пороку,гнусной лжи;

Где начатая жизнь так интересна,
И дни струятся в розовых мечтах,
И кажется,что счастье бесконечно,
Задорно отражается в глазах..

Как хочется вернуться в безмятежность,
В веселую беспечность детских лет,
В мир теплых маминых объятий нежных,

Которых ближе и роднее нет..

Забыть проблемы,ссоры,разногласья,
Все то,что как-то душу бередит;
И снова стать уверенной,что счастье,
Лишь счастье и удача впереди..

И часто так случается,что дети,
С невинною и чистою душой,
Не ценят золотые годы эти,
Познать стремятся взрослый мир иной;

И повзрослеть в наивности желанья
Стараемся мы время подгонять,
И лишь потом приходит пониманье,
Что время уж не повернется вспять….

 

Вернуться в детство. Хочу вернуться в детство.

 

Форум Обсуждение! Форум обсуждения психологических проблем и прозы жизни!

 

Женский интернет портал Я самая красивая!

www.i-kiss.ru

время раскрытия души. Как вернуть детство

Наверное, каждый человек в детстве ловил себя на ощущении безграничного счастья и любви. Это те моменты, когда хочется обнять всех вокруг, когда нет страха в груди, когда в сердце помещается целый мир.

  • Но куда же эти ощущения пропадают, когда мы становимся взрослыми?
  • Как снова ощутить целый мир у себя в груди?
  • Как снова стать безгранично счастливым?

Давайте посмотрим на нашу жизнь в ее разные возрастные периоды.

КНИГА «ФОРМУЛА ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТОВ»

Нажимая на кнопку, ты подтверждаешь своё согласие на обработку персональных данных согласно Политике Конфиденциальности.

Золотая пора — детство

Мы рождаемся такими маленькими, невинными, ничего не знающими существами. Мы верим в добро, мы не знаем пока еще зла и тревоги, мы понимаем, что возле нас всегда есть заботливые взрослые, которые такие самостоятельные, такие важные, такие опытные.

Ах, как же нам хочется поскорее вырасти! Вырасти и стать таким, как папа — умным, сильным, знающим, и как мама — заботливой, нежной, любящей!

И мы — дети начинаем стремительно взрослеть, тем самым день ото дня удивляя родителей.
fil_1400_740_2_85И вот наступает момент, когда мы становимся взрослыми и, проживая взрослую жизнь, учимся самостоятельно принимать решения, начинаем сталкиваться с некоторыми трудностями, жизненными заботами. От этого наше

сердце постепенно начинает закрываться.

Ведь так не хочется испытывать боль от разочарований, обид и быть открытым с теми, кто может тебя предать в жизни. И наше когда-то огромное-огромное детское сердечко превращается в маленький комочек холодного снега.

Для тех, кто хочет проработать обиды в помощь мастер-класс «Писанка. Метод кресения».

метод достичь желаемого

Родственные души

Да, в этот период на помощь приходят наши родственные души и рождаются нашими детками. И вот наступает второй этап в нашей жизни: мы снова становимся маленькими вместе с нашими детьми, снова начинаем верить в сказки, читая их каждый день своим любимым чадам.

Мы снова берем в руки цветные карандаши, чтобы нарисовать картинку для малыша. И как приятно в эти моменты удивиться и понять: «О, я все еще помню, как рисовать лошадку, и девочку, и машинку-грузовик!»

Вот так и раскрывается снова сердечко, вот так и становимся мы опять маленькими детками с огромным открытым сердцем.

…Пока снова не начинаем взрослеть и становиться всё серьезнее и серьезнее по мере роста наших детей. Появляются хлопоты, трудности. И чем больше ребёнок, тем все серьёзнее заботы. Ведь не зря в народе ходит пословица: “Маленькие детки — маленькие бедки”.

Мы снова попадаем в рутину обстоятельств и начинаем под напором жизни оберегать себя от разочарований, боли и несбывшихся мечтаний: кто о карьере, кто о больших деньгах, кто о чём-то другом. От этого сердечко снова закрывается, мы опять становимся настоящими взрослыми, которые не верят в сказки, не понимают, что означает наволшебничать — и твоё желание сбывается.

Начинается всем нам известный “день сурка”: работа — дом — работа и изредка что-то новое в жизни. Теперь мы видим, как уже наши дети стали взрослыми, и уже их сердечко закрылось.

По теме Как жить с открытым сердцем и при этом не допускать нарушения границ своего внутреннего пространства

Но мы понимаем, что наступит следующий этап в нашей жизни, и мы снова сможем стать все теми же маленькими детками, потому что мы уже прошли этот опыт в нашей жизни. Мы уже знаем, что детки приносят в нашу жизнь перемены и раскрывают наши сердца. И мы ждём внуков.601106_600

Как вернуть детство

Ах, как порой нетерпеливы бывают взрослые в этом возрасте! “Ну, когда же ты уже женишься?”— твердят папы своим сыновьям. “Ну, когда же ты уже родишь мне маленького?” — ласково спрашивают мамы у своих дочерей.

Потому что знают, что с появлением малыша их жизнь снова обретет смысл. Поэтому и внуков больше любят, чем детей. Потому что понимают, как это бесценно – быть малышом, быть с малышом.

Взрослые снова начнут верить в волшебство и сказки, снова будут учиться рисовать…

И пусть уже не так быстро, как маленькие сообразительные внучата, но все же они, взрослые, опять будут пробуждать свое воображение, собирая пазлы и рисуя картинки в своей покрытой серебряными ниточками мудрой голове.

И снова наше сердце раскроется. Станет огромным-огромным, трепетным, благодарным, принимающим и прощающим.

Потому что в этом возрасте мы уже знаем, что ни карьеру, ни материальное богатство, ни дома, ни жемчуга забрать с собой в другую жизнь совершенно невозможно.

Только жизненный опыт и огромное открытое сердце, бережно согретое взглядами наших детей, прикосновениями их нежных маленьких рук и волшебным шёпотом их губ, сложенных бантиком, будет помнить наша душа, переходя из этапа в этап, из жизни в жизнь, из бесконечности в бесконечность. 

Берегите детей в себе! Это важно!

П.С. Расскажите, а Вы часто возвращаетесь в свое детство?

glazamidushi.ru

«Хочу вернуться в детство, где меня уважают». Жаль, что машину времени так и не изобрели

А вы хотели бы вернуться в своё детство? Удивляться простым вещам, валяться в траве, ничего не делать, играть во дворе с друзьями до ночи, верить в чудеса. Но только чтобы не доедать невкусную еду, не чувствовать бесправие и беспомощность и не заниматься тем, что скучно. Тарас Макух хотел бы именно так.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я хочу вернуться в детство. Думаю, многие хотят. Но интересно, что именно я вкладываю в это желание. Хочу ли я сохранить взрослое сознание, весь опыт, и оказаться только в теле младенца, чтобы обо мне заботились и мне не приходилось мучиться взрослыми проблемами? Или я хочу отказаться от своей взрослой личности? Забыть всё, снова оказаться беспомощным, без опыта, без воспоминаний, начать с чистого листа? Вряд ли. В обоих случаях.

Я не хочу тащить в детство всю свою угрюмость, тревожность, усталость, обыденность, неспособность удивляться. Не хочу быть так же беспомощным, пугливым, нерешительным, воспринимать своё бесправие по сравнению со взрослыми как норму и естество.

Хочу, во-первых, видеть мир сочно, ярко, свежо, видеть невероятную красоту и чудо в простых вещах: в ползущем жуке, колышащейся тени от деревьев на прохладных ступенях подъезда, играющих волнах реки, таинственном свете фонариков вдоль лестницы, хрустящих осенних листьях, сложенных кучей, куда так весело прыгать, путешествиях по гаражным крышам с дворовыми друзьями.

Я не знаю, доступно ли всё это мне сейчас, без фантастического перемещения во времени, но что-то, наверное, можно вспомнить, и я точно знаю, что яркие интересные переживания мне ещё иногда доступны. Особенно когда нет висящих над душой дел-проблем-долгов, когда я выбираюсь за город и могу побродить один.

Будучи ребёнком, я легко мог всё это испытывать, но я не хочу забывать, что моя жизнь была бы ещё во стократ ярче и насыщеннее, если бы не атмосфера несвободы, морального давления, постоянного капания на мозги и запугивания со стороны взрослых.

Если бы не «делу время, потехе час», «много будешь знать — скоро состаришься», «яйца курицу не учат», «почему? по кочану». Если бы не скучнейший распорядок, «развивающие» занятия, назидательное чтение морали, постоянные унижающие и язвительные замечания о том, что я бестолочь, шалопай, неряха, что моё время полностью принадлежит взрослым.

Я ещё не встречал взрослых, которые бы действительно договаривались о чём-то с ребёнком, а не просто диктовали условия и требовали чего-то, называя это «договором»

Я не встречал взрослых, которые спрашивали разрешения у ребёнка что-то взять, войти в комнату, что-то сделать с ребёнком банальное — причесать, поправить одежду. Я представил себя на месте ребёнка, у которого взрослый спрашивает разрешение на какое-то действие, которое будучи взрослым, я бы не позволил сделать другому бесцеремонно. И понял, что такой родитель будет выглядеть ненормально, подозрительно, настолько моё бесправие кажется естественным.

Я хочу сильное детство. Детство, в котором я могу действительно делать что хочу, где меня уважают априори, где я не просто непослушная игрушка и чемодан, который таскают с места на место. Хочу моё, личное, принадлежащее только мне моё детство и моя детская жизнь. Я не боюсь ответственности, готов отвечать за свои поступки и встречать разные последствия, выслушать от взрослых информацию о последствиях. Но я хочу принимать решения сам.

Хочу со всей моей непосредственностью и смелостью знакомиться со всеми, дружить, играть, говорить, что думаю, ночевать на крыше, взяв туда кучу одеял, валяться на тротуаре, бездельничать сколько захочу, отказываться от невкусной еды, даже не мыться до тех пор пока не увижу, что моим друзьям неприятно со мной играть.

Я хочу получать опыт, а не просто выслушивать нравоучения. Хочу ошибаться, пробовать разное

Но не как это обычно происходит у детей — просто потому что они ещё «не знают», что можно, а что нельзя, и пробуют всё подряд, а потому что хочу максимальной свободы, потому что не терплю глупых ограничений. И если ограничения имеют смысл, то я должен буду его увидеть, попробовать на зуб, убедиться, что смысл сохраняется после понятного ответа на вопрос: «Почему нет?»

mel.fm

Так хочется порой вернуться в детство…

1413255767_01 (700x466, 46Kb)

Так хочется порой вернуться в детство
Туда, где нет предательства и зла
Где не болит ещё от горя сердце
И в душу не врывается беда

Туда, где небо вечно голубое
Туда, где солнце светит каждый день
Хочу вернуться в детство золотое,
Чтоб хоть на миг отвлечься от потерь

Там нету лжи, там дружат бескорыстно
И искренни улыбки на губах
Не лицемерят, не завидуют обычно
Не засыпают ночью все в слезах

Ну, почему всё с возрастом проходит
Обидеть все друг друга норовят
Друзей не ценят и они уходят,
Слова любви всё реже говорят

Так хочется порой вернуться в детство
Я устаю от подлости людей
И не хочу я жить с разбитым сердцем
И не умею предавать друзей…

 
ByHgGWoy_aI (604x340, 42Kb)
 

Дайте мне побыть девчонкой, я устала взрослой быть… Я хочу смеяться звонко, о проблемах позабыть… Дайте мне такое средство, чтобы хоть на полчаса, я смогла вернуться в детство и поверить в чудеса!
ДЕТСТВО — это,когда ты не паришься из-за чьего-то мнения.Тебе просто плевать — обсыпал песком урода и все!

ДЕТСТВО — это когда желтый цвет — ярко-желтый , деревья-живые великаны, а до луны можно дотронуться рукой, когда среди друзей есть невидимый мальчик, а под кроватью явно кто-то живет.

ДЕТСТВО – это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе.

ГОДЫ ДЕТСТВА — это прежде всего воспитание сердца.
1323862594_01 (700x525, 69Kb)
1323862654_03 (700x525, 76Kb)
1323862628_04 (700x525, 64Kb)
1323862601_02 (700x525, 75Kb)

Сумел бы кто-нибудь изобрести такое средство, Чтоб воскресить всё поминутно в памяти моей.

 

Источник

subscribe.ru

Вернуться в детство | Мнения

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения писателя Николая Носова. А в этом мире его нет уже больше сорока лет. И то и другое осознается с трудом. Эпохи нынче меняются часто, так что и 40 лет назад — это совсем другое время. И в жизни, и в литературе.

Мне часто задают вопрос: «Кого, по вашему мнению, из нынешних писателей будут читать через сто лет?» Я ни разу даже не попытался ответить. История литературы показывает, что абсолютное большинство популярных, даже признанных великими писателей не через сто, а через каких-нибудь десять лет никому не нужны, их книги невозможно понять. Ушел контекст — и кончился «срок годности» писателя. Это жестоко, но это так.

Но я, например, до мелочей, до звуков голоса, до запаха родной квартиры помню, как мама читала нам с сестрой рассказы Николая Носова. Те рассказы, что рассчитаны на совсем маленьких, — «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса», «Фантазеры». Помню самого Носова в телевизоре (а передачи тогда показывали как правило в прямом эфире) — он был совсем не старым человеком.

Когда Николай Носов читал рассказ «Огурцы», то выражение его лица становилось таким, будто это он сам украл огурцы и попался. Перевоплощение взрослого дяденьки в пацаненка даже мной, пятилетним, было оценено, и отложилось, оказывается, на всю жизнь.

Во многих советских семьях был салатовый трехтомник его сочинений. Большие, толстые книги, но очень удобные для чтения ребенком, с картинками, не отвлекающими от содержания. Этот трехтомник я прочел лет в 7–10. Потом, уже в старших классах, познакомился с повестью «Тайна на дне колодца», которая мне тогда не очень понравилась. Скорее, вызвала недоумение — я ожидал привычного Носова (может, уже тогда началась тоска по детству?), а наткнулся на вполне «взрослый» текст.

С тех пор его книг я не брал в руки много лет. Да это и понятно: в мире столько написано, что возвращаться к тому что нравилось в 10 лет, просто глупо. Впрочем, многие рассказы, повести «Витя Малеев в школе и дома», «Дневник Коли Синицына», «Веселая Семейка» то и дело повторялись в реальности. Школа, дворовые друзья, кружки, девчонки, учителя и прочие взрослые, бабушкин огород, цыплята, котята, щенки, собственные душевные переживания и попытки записывать их в дневник, двойки, попытки исправиться… Единственное, чего не было, это чернил и перьев, а значит и клякс. Хотя я и мои ровесники застали их в первом классе. А потом всех перевели на шариковые ручки.

Меньше всего у Носова мне нравился в детстве «Незнайка на Луне». Было просто непонятно, куда это попали Незнайка и Пончик, что за мир, что за отношения в нем… Но не понимал я до поры до времени. Вернувшись в декабре 1991 года из армии, я очень быстро почувствовал себя Незнайкой, оказавшимся то ли в Давилоне, то ли в Сан-Комарике.

Не знаю, насколько хорошо Носов изучил капитализм на Западе, но развитие капитализма в ельцинской России шло словно по этой книге… Вообще «Незнайка на Луне» оказалась книгой пророческой. И пророчества продолжают сбываться. Но об этом уже много написано в последние годы. Даже экономисты вспоминают об этом произведении.

Конечно, я читал Носова своим дочкам. Когда читал старшей, а это было самое начало нулевых, сначала поразился, насколько рассказы современны, а потом тому, что написаны они в основном в 1930–1950-е годы.

Хотя поражаться-то, по сути, нечему: сюжеты многих рассказов, что называется, вечные — дети и подростки всегда и везде одинаковы, примет времени, вот таких, чтобы современный ребенок не понимал, почти нет. И главная изюминка для юного читателя в книгах Носова, это то, что взрослые далеко не всегда понимают детей, даже есть два почти отдельных мира. Детям приятно это сознавать. Возможно, поэтому Николай Николаевич, человек совсем другого времени, другой эпохи, продолжает оставаться одним из самых любимых и читаемых авторов.

Он стал голосом ребятни и подростков. В 1930–1940-е таким голосом, наверное, был Аркадий Гайдар, а с 1950-х — Носов.

Ну и, конечно же, он не только очень талантливый, но и очень артистичный. В этом я убедился, готовясь писать эту колонку. Открыл книгу Носова наугад и, 47-летний взрослый, зачитался. И почувствовал себя снова десятилетним.

Литература для детей и подростков у нас сегодня богата. Достаточно зайти в книжный магазин, и просто теряешься в обилии книг. Красивых, ярких. Новых авторов предостаточно. Многих я читал. Хорошие книги, интересные сюжеты. Но почему-то современные дети в основном перечитывают книги тех, кто писал в период с 1920-х до 1980-х годов. Чуковский, Барто, Гайдар, Алексей Толстой с «Золотым ключиком», Маршак, Михалков, Кассиль, Носов, Крапивин, книжки про Кыша Юза Алешковского.

Это загадка. Ею мучаются и литературоведы, и нынешние, в том числе и очень успешные, «детские» писатели. Их книги достаточно хорошо продаются, но настоящих, преданных читателей, немного.

Ответ, может быть банальный. Хотя банальщина тоже имеет право на истину: те писатели говорили от имени детей и подростков, а нынешние говорят о детях и подростках. Говорят как взрослые. А взрослым дети не очень-то доверяют.

Автор — писатель, литературовед

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

iz.ru

Читать книгу Ребенок в тебе должен обрести дом. Вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки Стефани Шталь : онлайн чтение

Стефани Шталь
Ребенок в тебе должен обрести дом. Вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки

Stefanie Stahl

Das Kind in dir muss Heimat finden: Der Schlüssel zur Lösung (fast) aller Probleme

© Трубченинова Е., перевод на русский язык, 2020

© Оформление. ООО «Издательство „Эксмо“», 2020

Посвящается моим друзьям и подругам

Большинство теней в нашей жизни существуют потому, что мы стоим напротив собственного солнечного света.

Ральф Уолдо Эмерсон


Из этой книги вы узнаете:

как исправить негативные установки из детства

какие потребности нельзя игнорировать

как проявляются детские травмы в отношениях

какие факторы влияют на формирование характера

как сделать своего «внутреннего ребенка» счастливым

Медитации

Для более интенсивной работы с внутренним ребенком Стефани записала два воображаемых путешествия: транс Сумрачного ребенка и транс Солнечного ребенка. Их можно бесплатно загрузить по ссылке:

www.kailash-verlag.de/daskindindir

Ребенок в тебе должен обрести дом

Каждому человеку необходимо место, где он чувствует себя защищенным и уверенным. Каждый человек ищет пространство, где он может расслабиться и быть самим собой. В идеальном случае таким местом должен быть родительский дом. Если мы чувствовали себя любимыми своими родителями, если они принимали нас такими, какие мы есть, у нас была «теплая» семья. Дом был согревающим душу очагом, к которому стремится каждый человек. И это детское чувство – быть принятым и любимым – мы трансформируем в основополагающий позитивный жизненный настрой, сопровождающий нас во взрослой жизни: мы чувствуем себя в безопасности в окружающем мире. У нас есть уверенность в себе, а значит, и доверие к другим людям. В этом случае говорят про первичное доверие. Оно и является родным домом в нас, потому что дает нам внутреннюю поддержку и защиту.

Однако многие люди связывают со своим детством неприятные воспоминания, порой даже травматические. У некоторых были несчастливые ранние годы, воспоминания о которых они постарались стереть из памяти. Другие, напротив, уверяют, что их детство было «нормальным» или даже «счастливым», но при более внимательном рассмотрении становится очевидно, что их позиция не что иное, как самообман. Как бы то ни было, если человек вытеснил из памяти детский негативный опыт или, будучи взрослым, пытается приуменьшить значение тех впечатлений, его первичное доверие выражено неярко. У таких людей есть проблемы с самооценкой, они постоянно сомневаются, нужны ли они своему партнеру, начальнику, друзьям, приятны ли они им. Это оттого, что они не любят себя на самом деле, чувствуют неуверенность и часто испытывают трудности в межличностном общении. Первичное доверие невозможно развить искусственно, и это, в свою очередь, становится причиной отсутствия внутреннего стержня. Вместо него они желают получить чувство защищенности и надежности от других. Другие люди должны стать для них родным домом: коллеги, партнеры, знакомые или даже просто кассиры в супермаркете. И они снова и снова разочаровываются, если их ожидания не оправдываются. Они не замечают, что находятся в ловушке – у кого нет дома внутри, те не могут обрести его и во внешнем мире.

Когда мы говорим о проявлениях детских переживаний, которые, наряду с генетическими характеристиками, определяют нашу сущность и самооценку, то мы говорим о части личности, определяемой в психологии как «внутренний ребенок». Внутренний ребенок – это своего рода сумма наших детских впечатлений, как хороших, так и плохих, которые мы познали через своих родителей и других близких людей. Большая часть этих воспоминаний находится в бессознательной области. Поэтому можно утверждать, что внутренний ребенок является существенной частью бессознательного. Это наши страхи, потребности и переживания, которые мы пережили, будучи детьми. Но это и все положительные впечатления из прошлого тоже.

И все-таки в первую очередь негативные проявления детских переживаний создают трудности во взрослой жизни. Потому что ребенок в нас старается сделать все возможное, чтобы обиды и травмы, нанесенные ему в детстве, не повторились в его жизни вновь. При этом он по-прежнему будет стремиться восполнить чувства признания и защищенности, которых ему недоставало. Страхи и тягостные переживания существуют на дне нашего сознания. На сознательном уровне мы мыслим себя независимыми взрослыми, которые управляют своей жизнью. Однако на бессознательном уровне наш внутренний ребенок оказывает довольно ощутимое влияние на мировосприятие, чувства, мысли и действия. Порой даже гораздо большее, чем разум. Научно доказано, что подсознание является могущественным психическим аппаратом, который на 80–90 процентов управляет нашими поступками и переживаниями.

В доказательство к вышесказанному я хочу привести пример: Михаэль снова и снова испытывает приступы гнева, когда его супруга Сабина забывает о чем-то, что для него важно. Недавно она запамятовала купить его любимую колбасу, и он по-настоящему взорвался. Сабина была ошарашена – для нее просто «не было колбасы». Для Михаэля же рухнул мир. Как все это можно объяснить?

Михаэль не отдает себе отчет в том, что его внутренний ребенок чувствует недостаток уважения и внимания со стороны Сабины, когда она забывает купить его любимую колбасу. Он не знает, что причиной его ярости являются отнюдь не Сабина или колбаса, а глубоко сидящая обида из прошлого: то обстоятельство, что его мама не принимала всерьез его желания в детстве. Сабина своим упущением лишь подсыпала соли в эту старую рану. И поскольку Михаэль не осознает взаимосвязи между реакцией на бытовую мелочь и обидой на свою маму, он не может повлиять на свои чувства и поведение. Ссора из-за колбасы не единственный камень преткновения такого рода в этих отношениях. Михаэль и Сабина часто конфликтуют из-за банальных вещей, потому что оба не понимают, о чем действительно идет речь. Сабина, так же как и Михаэль, действует под влиянием своего внутреннего ребенка, который болезненно реагирует на критику, потому что в детстве Сабине редко удавалось угодить своим родителям.

Приступы гнева Михаэля пробуждают и в Сабине старые детские ощущения. Она чувствует себя беспомощной и ненужной и соответственно реагирует обидой и оскорблениями. Иногда оба думают, что расставание для них было бы лучше, так как они слишком часто ссорятся из-за пустяков и при этом глубоко ранят друг друга.

Если бы эта пара смогла увидеть желания и обиды своих внутренних детей, то они рассказали бы друг другу об этом, вместо того чтобы спорить о забытой колбасе или предаваться излишней критике. Михаэль и Сабина, безусловно, смогли бы лучше понять друг друга. И стали бы ближе друг другу, а не жили бы на войне.

К сожалению, отсутствие знания о собственном внутреннем ребенке не единственная причина конфликтов в супружеских отношениях. Во многих конфликтах можно увидеть, что борются не взрослые самодостаточные люди, а их внутренние дети. Нужно лишь знать взаимосвязи. К примеру, когда служащий увольняется в ответ на критику начальника. Или политический деятель в ответ на нарушение границы другим политиком разворачивает военные действия. К примеру, незнание внутреннего ребенка становится причиной того, что многие люди недовольны собой и своей жизнью, что между людьми возникают конфликты, неконтролируемо усугубляющиеся и приводящие к трагедиям.

Даже те люди, которые в детстве преимущественно чувствовали себя счастливыми и сформировали первичное доверие, не лишены жизненных трудностей и проблем. И их внутренний ребенок пережил определенные травмы, потому как идеальных родителей и детства не существует в принципе. Наряду с положительными впечатлениями даже относительно счастливые дети перенимают различный отрицательный опыт своих родителей, который впоследствии может стать причиной жизненных проблем. Возможно, у таких людей не будет столь ярко выраженных приступов ярости, как у Михаэля. Зато им будет трудно доверять кому-то вне круга своей семьи или принимать самостоятельно важные решения в жизни. Они могут жить по принципу: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». В любом случае отрицательные проявления из детства накладывают ограничения на наше развитие и могут препятствовать отношениям с окружающими людьми.

В конечном итоге для каждого из нас будет верным утверждение: только когда мы познакомимся поближе и подружимся со своим внутренним ребенком, мы сможем узнать, какие травмы и переживания есть в нас самих. Тогда мы примем раненую часть нашей души и в определенном смысле даже вылечим ее. Самооценка может вырасти оттого, что внутренний ребенок наконец-то обретет дом. Это условие для построения более мирных, дружелюбных и счастливых отношений с другими. И, что еще важнее, это станет предпосылкой для прекращения отношений, которые заставляют нас страдать или даже болеть.

Эта книга призвана помочь тебе познакомиться с внутренним ребенком и подружиться с ним. Она будет поддерживать тебя и помогать избавиться от старых моделей поведения, которые снова и снова заводят в тупик. Она покажет, как перенастроить себя и найти новые формы поведения, с которыми жизнь и отношения с людьми существенно улучшатся.

Относительно обращения на «ты»: «ты» помогает ликвидировать дистанцию, которая обычно существует между автором и читателем. И именно это и было моим намерением. Потому что наш внутренний ребенок реагирует на обращение «ты», а отнюдь не на «Вы».

Модели нашей личности

В нашем поверхностном сознании личные проблемы порой кажутся неясными и трудноразрешимыми. Нам также иногда сложно понять поступки и чувства других. Мы не можем как следует разобраться ни в самих себе, ни в окружающих людях. При этом человеческая психика отнюдь не так сложно устроена. Проще говоря, структура личности делится на несколько частей. Так, в нас существуют детские и взрослые проявления личности, а также сознательный и бессознательный уровни психики. Зная структуру личности, можно работать с ней осознанно и решать многие проблемы, казавшиеся ранее неразрешимыми. Как это сделать, я хочу рассказать в этой книге.

Мною было уже отмечено, что «внутренний ребенок» является метафорой, описывающей бессознательные части нашей личности, несущие отпечаток детства. Внутреннему ребенку подчинены чувства: страх, боль, грусть, ярость, радость, счастье и любовь. Таким образом, наряду с положительной составляющей у этой части нашей психики есть отрицательные и грустные стороны. В книге мы поближе познакомимся с обеими сторонами и поработаем с ними.

Вместе с внутренним ребенком существует взрослое Я, так называемый «внутренний взрослый». Эта психическая структура включает в себя все рациональное и разумное, то есть наше мышление. В режиме взрослого Я мы можем брать на себя ответственность, планировать наши действия, поступать предусмотрительно, взвешивать риски и, конечно, регулировать проявления детского Я. Взрослое Я действует осознанно и обдуманно.

Зигмунд Фрейд, кстати говоря, был первым, кто выделил в структуре личности разные части. То, что в современной психологии обозначается как внутренний ребенок, или детское Я, он обозначил как «Оно», или «Ид». Взрослое Я Фрейд назвал просто «Я». Кроме этого, он выделил так называемое «Сверх-Я». Последнее является своего рода нравственной структурой внутри нас, которая в современной психологии называется родительским Я, или «внутренним критиком». Когда в нас говорит «внутренний критик», мы часто думаем: «Не валяй дурака! Ты ничто и ничего не можешь! Ты никогда этого не сделаешь!»

Новые терапевтические подходы, один из которых схемная (схематическая) терапия, подразделяют эти три главные структуры детского, взрослого и родительского Я на дополнительные части, такие как «травмированный внутренний ребенок», «радостный внутренний ребенок», «сердитый внутренний ребенок», «карающее» и «благосклонное» родительское Я. Известный гамбургский психолог Шульц фон Тун разработал целый ряд субличностей, живущих внутри человека, и ввел термин «внутренняя команда».

Однако в этой книге мне бы хотелось оперировать максимально простыми понятиями. Когда работа ведется сразу со многими внутренними структурами одновременно, она становится очень трудоемкой и утомительной. Поэтому я ограничусь только понятиями «радостного внутреннего ребенка», «травмированного внутреннего ребенка» и «внутреннего взрослого». Работы с этими тремя частями, по моему опыту, вполне достаточно для решения большинства личностных проблем. Понятия «радостного внутреннего ребенка» и «травмированного внутреннего ребенка» я решила заменить на понятия «Солнечный ребенок» и «Сумрачный ребенок». Они лучше звучат и передают суть. Эти обозначения придуманы не мной, а моей хорошей подругой и коллегой Юлией Томушат, издавшей в 2016 году замечательную книгу «Принцип Солнечного ребенка».

Солнечный ребенок и Сумрачный ребенок составляют вдвоем часть нашей личности, именуемой внутренним ребенком и отвечающей за наши бессознательные проявления. Солнечный ребенок и Сумрачный ребенок представляют собой разные состояния сознания. Это разделение носит скорее практический, а не научный характер. Мой многолетний опыт работы в качестве психотерапевта позволил разработать технологию, которая использует метафоры «Солнечный ребенок» и «Сумрачный ребенок» и ведет к решению почти всех проблем. Ограничение «почти» касается трудностей, которые можно отнести к объективным обстоятельствам: болезни, смерть близкого человека, война, природные катастрофы, насилие в любой форме. При этом необходимо отметить, что преодоление вышеперечисленного зависит от личности пострадавшего. Людям, которым ранее пришлось интенсивно бороться со своим Сумрачным ребенком, труднее, чем тем, кто находится под влиянием Солнечного ребенка, справиться с ударами судьбы. Ввиду этого люди, чья проблема относится скорее к ряду объективных причин, тоже могут почерпнуть что-то стоящее из этой книги. Но больше всего пользы она принесет тем, кто хочет решить бытовые проблемы, связанные со своей зоной ответственности. Это могут быть любые трудности в отношениях: депрессивные расстройства, стресс, страх будущего, нехватка оптимизма, панические атаки, навязчивые действия и т. д. Потому что такие проблемы возникают вследствие проявлений Сумрачного ребенка, или, другими словами, из-за нашей самооценки.

Сумрачный ребенок и Солнечный ребенок

Как мы чувствуем, что мы вообще способны испытывать и каких эмоций нам не хватает, зависит от нашего природного темперамента и детских впечатлений. Большое влияние оказывают на это наши подсознательные установки. Под установкой в психологии понимается глубоко укорененное убеждение, которое выражается в отношении к самому себе или в межличностных отношениях. Многие убеждения возникают в первые годы жизни, во время взаимодействия ребенка и близких людей. Это может звучать, например, так: «Я молодец!» или, наоборот, «Со мной что-то не так!». Как правило, на протяжении детских лет и последующей жизни мы усваиваем как положительные, так и отрицательные установки. Положительные вроде «Я молодец» возникали в ситуациях, когда мы чувствовали, что нас любят близкие и принимают такими, какие мы есть. Подобные установки делают нас сильнее. Отрицательные убеждения типа «Со мной что-то не так», напротив, возникали в ситуациях, когда мы чувствовали себя отвергнутыми и непризнанными. Они делают нас слабее.

Сумрачный ребенок охватывает отрицательные установки и вытекающие из них угнетающие чувства, такие, как печаль, страх, беспомощность или ярость. Отсюда же возникают так называемые стратегии самозащиты, которые мы развили, чтобы справиться с этими чувствами или даже вовсе их не испытывать. Наиболее типичные защитные стратегии: отчуждение, стремление к гармонии, перфекционизм, желание атаковать или все контролировать. Вопросы установок, защитных механизмов и чувств я подробно разберу позже. В данный момент тебе нужно понять, что Сумрачный ребенок несет ответственность за каждую область нашего самовосприятия, которая повреждена и, соответственно, лабильна.

Солнечный ребенок, напротив, олицетворяет наши положительные впечатления и добрые чувства. Он отвечает за все, что характеризует радостных детей: спонтанность, тягу к приключениям, любознательность, самоотверженность, жизненную энергию, жажду деятельности и жизнерадостность. Солнечный ребенок выражает здоровую часть нашей самооценки. Даже люди, несущие в себе тяжелый груз из детства, имеют вполне здоровые составляющие своей личности. В их жизни также случаются моменты радости и любопытства, когда Солнечный ребенок берет инициативу в свои руки. Тем не менее у людей с трудным детством Солнечный ребенок показывается слишком редко. Поэтому в данной книге мы будем особенно поощрять Солнечного ребенка и утешать Сумрачного ребенка в нас. Наша цель – успокоить Сумрачного ребенка и освободить достаточно места для Солнечного ребенка.

Надеюсь, к текущему моменту стало очевидно, что часть психики, находящаяся под влиянием Сумрачного ребенка, снова и снова создает нам проблемы. Прежде всего от того, что она действует из глубин подсознания и не подвергается рефлексии. Я бы хотела заострить внимание на этом, вернувшись к примеру Михаэля и Сабины, – когда Михаэль рассматривает свое поведение с позиции взрослого Я, он понимает, что его реакция слишком бурная. По этой причине Михаэль часто предпринимает попытки усмирить свой гнев. Иногда это ему удается, но в большинстве случаев – нет. Внутренний взрослый – иными словами, его думающий разум – не осведомлен о травмах своего Сумрачного ребенка, что и сводит на нет большинство попыток управлять гневом. Именно поэтому Внутренний взрослый не может повлиять на Сумрачного ребенка. Сумрачный ребенок определяет чувства, а внутренний взрослый отвечает за разум и не может контролировать действия своей души.

Если бы Михаэль захотел успешно регулировать свои приступы гнева, ему следовало бы признать взаимосвязь между своей детской обидой на маму и поведением Сабины. Он должен был бы принять тот факт, что его Сумрачный ребенок несет в себе многолетнюю обиду, которая каждый раз дает о себе знать, когда он считает, что его желания не берутся в расчет. В этот момент его Внутренний взрослый мог бы успокоить своего Сумрачного ребенка, сказав нечто подобное: «Слушай, то, что Сабина забыла купить твою любимую колбасу, вовсе не означает, что она тебя не любит и не уважает твои желания. Сабина не твоя мама. И Сабина, так же как и ты, не идеальна. А это значит, что и она может порой что-нибудь забыть, даже если это, как нарочно, твоя любимая колбаса!» С помощью такого принципиального разделения Сумрачного ребенка и взрослого в себе Михаэль смог бы не воспринимать забытую колбасу как отсутствие уважения и любви со стороны Сабины, а просто списать все на обычную человеческую оплошность. Такая корректировка в восприятии позволила бы вовсе избежать вспышки гнева. Таким образом, если Михаэль хочет обуздать свои приступы ярости, он должен вести свое сознание в сторону Сумрачного ребенка и его обид. И ему нужно научиться переходить в режим благосклонного и рассудительного взрослого Я, способного адекватно и при этом с любовью реагировать на импульсы Сумрачного ребенка, вместо того чтобы постоянно третировать Сабину.

Как развивается наш внутренний ребенок

Структуры Сумрачного ребенка и Солнечного ребенка закладываются преимущественно в первые шесть лет жизни. Именно поэтому первые годы жизни человека так важны: в это время формируется строение головного мозга со всей его нейронной сетью и ошибками в соединениях. Опыт, полученный в эту фазу развития в отношении близких людей, оставляет неизгладимый след в головном мозге. То, как мама и папа обращаются с нами, становится своего рода образцом для подражания при построении любых отношений в дальнейшей жизни. Отношение к родителям учит нас тому, что мы думаем о себе и о взаимоотношениях людей в целом. Наша самооценка возникает в эти первые годы жизни, и вместе с ней приходит доверие к другим людям или, напротив, недоверие к окружающему миру.

Однако стоит предупредить, что черно-белое мышление редко приводит к правильным выводам. Отношения отцов и детей не бывают исключительно плохими или хорошими. Даже в счастливом детстве есть место обидам и душевным ранам. Это проистекает из самой сущности начала жизни: мы приходим в этот мир маленькими, голыми и беззащитными. Младенцу важно для выживания найти рядом человека, который его примет и выкормит, иначе он погибнет. То есть после рождения мы еще довольно продолжительное время находимся в полностью зависимом жизненном положении. Поэтому Сумрачный ребенок, чувствующий себя слабым и зависимым, живет в каждом из нас. Кроме того, даже самые любящие родители не могут исполнять каждое желание своего ребенка. При необходимости они ставят ограничения. Прежде всего, речь идет о втором годе жизни, когда малыш уже может бегать, но встречается со стороны родителей с многочисленными запретами и ограничениями. Ему постоянно предписывают быть острожным, не ломать игрушки, не играть с едой, ходить на горшок и т. д. Ребенок часто чувствует, что делает что-то неправильно, то есть с ним «что-то не так».

Наряду с чувством неполноценности большинство людей упоминают и множество других внутренних состояний, когда они ощущали себя ценными и уверенными. В детстве мы переживали не только плохое, но и много хорошего: участие, защищенность, радость и удовлетворение. Поэтому в нас обнаруживается и такая часть личности, как Солнечный ребенок.

По-настоящему трудной для ребенка является ситуация, когда его родители в основном не справляются с воспитанием и заботой о нем и постоянно кричат на него, бьют или попросту пренебрегают его присутствием. Маленькие дети не могут оценить, насколько действия их родителей хороши или плохи. Ребенок видит маму и папу сильными и непогрешимыми. Когда отец кричит на него или даже бьет, то ребенок вряд ли подумает: «Папа не может справиться со своей агрессией и нуждается в психотерапии!» Скорее всего, он решит, что получает взбучку, потому что «сам плохой». Ребенок еще не научился говорить, он не способен даже подумать, что применение силы плохо, и только чувствует, что его наказывают и это ОН сделал что-то не так.

В целом, в первые два года нашей жизни мы на уровне чувств учимся определять, любят нас или нет. Весь уход за младенцем и маленьким ребенком связан с его телом: кормление, купание, пеленание. И особенно важно – поглаживание. Через поглаживание, любящие взгляды и тембр голоса близких людей ребенок узнает, рады ли ему на этом свете. В первые два года жизни мы полностью зависимы от заботы родителей и в это время возникает первичное доверие или же первичное недоверие, которое является следствием пережитого и жизненно важного опыта. Этот опыт крепко внедряется в телесную память. Люди с развитым первичным доверием на самом глубоком уровне своего подсознания чувствуют доверие к самим себе, что является определяющим основанием для такого же отношения к другим. А те, у кого первичное доверие не сформировалось, ощущают на этом уровне неуверенность и идут с ней к окружающим. Если человек развил в себе первичное доверие, то чаще всего он находится в режиме Солнечного ребенка. Если же ему не удалось развить это, большое влияние на его мироощущение оказывает Сумрачный ребенок.

Последние нейробиологические исследования доказали, что у детей, испытавших в первые годы жизни сильный стресс, к примеру в форме равнодушного к ним обращения, всю последующую жизнь уровень гормонов стресса повышен. А это делает взрослых уязвимыми к жизненным неурядицам разного масштаба: они реагируют сильнее и острее на факторы стресса и поэтому психически менее устойчивы, чем люди, которые в детстве чаще испытывали чувство уверенности и защищенности.

Разумеется, и последующие годы развития личности имеют большое значение и оставляют свои отпечатки. И, конечно, помимо родителей, появляются другие люди, способные повлиять на нас: бабушки и дедушки, учителя и одноклассники. Но мне бы хотелось в этой книге ограничиться только влиянием родителей или других главных близких людей на становление личности, потому как иначе книга станет очень объемной.

Наша сознательная часть разума не в состоянии сохранить в памяти взрослого Я первые два года жизни, даже притом, что они оставляют свои следы в подсознании. Большинство людей помнят себя с возраста, когда они ходили в детский сад, или позже. С этого времени мы осознанно запоминаем, как с нами обращались мама и папа и какое было у нас отношение к ним.

iknigi.net

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о