Над чем работает логопед – . , — .

Что должен уметь логопед? | УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ЛОГОПЕД МАСТЕР

Навыки, необходимые логопеду для профессиональной деятельности

Наверняка у каждого в окружении найдутся знакомые, которые в детстве занимались с логопедом. Это специалист, задача которого — обучить ребёнка правильной речи. Нередко логопед воспринимается как врач, который учит ребёнка правильно произносить звуки. Однако это не совсем верно. Во-первых, в России логопед — это педагог, даже если специалист работает в медицинском учреждении. Во-вторых, логопед комплексно работает над всеми компонентами речи, а не только над звукопроизношением. Для проведения успешной коррекционной работы логопеду необходимо находить причину речевых нарушений и работать над её устранением, а также давать рекомендации по обращению к смежным специалистам: неврологу, ортодонту, сурдологу и др.

Чем занимается логопед?

Задача логопеда — работа над развитием всех компонентов речи:

  • использование речи как средства коммуникации;
  • звукопроизношение;
  • фонематический слух, фонематическое восприятие;
  • грамматический строй;
  • словарный запас;
  • темпо-ритмическая сторона речи, просодика;
  • понимание речи;
  • артикуляционная моторика;
  • а также овладение навыками письменной речи — письмом и чтением.

В каждом случае причины тех или иных речевых нарушений могут быть различными: травмы при родах, анатомические нарушения, неврологические заболевания, нарушения слуха и т. д. Основная задача логопеда в начале коррекционной работы — определить причину нарушений и дать необходимые рекомендации.

Для успешной работы по коррекции речевых нарушений логопеду необходимо:

  • проводить диагностику для выявления причин нарушений;
  • уметь выполнять массаж органов артикуляции;
  • владеть различными способами постановки звуков;
  • учить ребёнка дифференцировать близкие на слух и по произношению звуки в потоке речи, понимать обращённую к нему речь;
  • научить ребёнка использовать речь как средство коммуникации;
  • проводить работу с голосом и речевым дыханием;
  • расширять активный и пассивный словарь ребёнка, научить грамотно использовать грамматические формы.

Как получить необходимые навыки?

Все необходимые базовые знания логопеды получают при обучении в университете или колледже. Однако этих знаний может быть недостаточно. Например, обучение логопедическому массажу языка и других органов артикуляции обучают не во всех учебных заведениях, поэтому при приёме на работу часто требуется иметь дополнительный сертификат. К тому же, сфера деятельности логопеда настолько широка, что часто прохождение дополнительного обучения просто необходимо. Для этого существуют специальные курсы для логопедов в СПб и других городах. Такие занятия позволяют получить множество новых знаний и практических навыков, которые пригодятся в работе с детьми с различными речевыми нарушениями.

www.logopedmaster.ru

Не все логопеды одинаково полезны, с чего начать логопеду работа логопеда в детском саду

Все, кто обращался к логопеду, делятся на две категории. Первые утверждают, что все логопеды плохи. Вторые – что все логопеды – хороши. Увы, и те и другие не правы.  Просто первым попался один плохой логопед, а вторым – один хороший. На самом деле, среди логопедов, как и среди всех людей в мире, есть и те и другие.

Итак, родители решили, что их ребенок нуждается в логопедической помощи. Перед ними встает вопрос: где найти логопеда? А вопрос нужно ставить так: Где найти ХОРОШЕГО ЛОГОПЕДА? Потому что отнюдь не все логопеды одинаково полезны.

Разберемся – почему.

Выбираете ли вы частного логопеда, коммерческую организацию, детский сад или детскую поликлинику – нет никаких гарантий, что вам достанется специалист. Могу сказать по себе: я много где работала, и лишь в одном месте у меня спросили про диплом, НО – не посмотрели, поверили на слово. Было немного обидно (я 5 лет жизни потратила на диплом, а он никого не интересует) и совершенно непонятно: неужели любой человек без образования может занять должность, например, районного логопеда? Ведь во всех законах, постановлениях написано, что «логопедом может работать человек с высшим специальным образованием, при наличии диплома и\или сертификата». И только совсем недавно я нашла постановление, где сказано, что если руководство организации устраивает человек, он может занять должность логопеда даже без диплома. Только теперь мне стало понятно, как получает аттестацию детский сад, в котором на логогруппе  логопедами работают люди без спецобразования.

Поэтому, совет первый: поинтересуйтесь у логопеда, есть ли у него\нее диплом.

Теперь обсудим качество диплома. Много раз меня спрашивали родители: вы логопед или дефектолог?Мне, как выпускнице факультета дефектологии по специальности учитель-логопед, было и невдомек, что где-то могут быть логопеды-недефектологи. Ведь все логопеды являются дефектологами, т.к. образование мы получаем в педагогических университетах на факультетах дефектологии. Так откуда столь странные вопросы: «Нам нужен дефектолог!» Оказывается, выпускники педучилищи различных краткосрочных курсов получают дипломы с записью «логопед».На подобных курсах люди получают навыки звукопостановки, т.е. работать они могут лишь с одним диагнозом – дислалия, другие речевые нарушения (а их намного больше, чем один, и все они намного сложнее и опаснее – см. «Диагнозы») они не смогут даже диагностировать. Но самое потрясающее, что где-то все эти люди работают и чьих-то детей лечат. (К Вашему сведению, считается, что функциональную дислалиюсвоему ребенку может исправить любой родитель – для этого нужно понять, как Вы сами произносите тот или иной звук, либо прочитайте в книге, как он произносится, и покажите его своему ребенку, закрепите  это в словах и стихах).

У нас в организации логопедом работала одна девушка. В ее дипломе было написано что-то типа «социальный работник с правом работы в сфере логопедии». Через несколько месяцев ее вынудили уйти из организации по причине ее профнепригодности. Разумеется, никто не сделал такую неприятную запись в ее трудовой книжке. Она устроилась логопедом в детский сад. Вполне уважаемый детский сад. Через два месяца она обращается к нашему логопеду с просьбой помочь ей поставить диагноз. Она два месяца занимается с ребенком, не зная, что у него за нарушение! Еще интереснее – родители платят деньги в течение двух месяцев, не представляя, что происходит. Чуть позже звонит методист из этого садика и интересуется нашей общей знакомой. Пришлось прокомментировать. А теперь представьте себе положение методиста, администрации,  которая не может уволить такого логопеда….

В интернете встречала совет родителям интересоваться квалификацией логопеда. Увы, прошло то время, когда можно было доверять логопедам с высоким разрядом или квалификацией. Раньше для получения  разряда логопед должен был ездить на курсы повышения квалификации и сдавать по их окончании экзамен. Теперь все иначе. Логопед для повышения разряда должен сдать кучу документов, целое портфолио о своей работе в детском саду. В самом лучшем случае логопед почти честно отчитывается о работе. Т.е. если человек, имея, допустим 11 разряд, справляется с работой, ему за это дадут 12 или даже 13 разряд. Заметьте, он ничего нового не узнал, но разряд повышают. По сути, квалификацию повышают за стабильную посредственность и красиво оформленные документы. Но бывает еще хуже. Если логопеду лень хорошо работать, можно «подчистить» статистику, а конспекты позаимствовать в интернете, пособия у подружек… А потом – исправляй в документации каждый год даты и «повышайся». Так что я бы доверяла разрядам десятилетней давности, не позже.

Поэтому совет второй: посмотрите в диплом логопеда, прочитайте, какое учебное заведение выдало диплом. Доверять стоит дипломам Высших Педагогических Институтов и Университетов.

Еще одна важная вещь – моральные качества логопеда, как человека.

Многие руководители знают, что проще из порядочного человека вырастить хорошего профессионала, чем из профессионала воспитать порядочного человека.

 Какое отношение имеет это к логопедам? Самое непосредственное. Мы доверяем своего ребенка человеку, подчас даже не присутствуя при их общении (например, в детском саду).

Итак, чем грешат «нехорошие» логопеды?Самый распространенный случай – логопед тянет время и деньги

.Здесь нет большой разницы: частный ли это логопед, или он работает в муниципальном детском саду, или в коммерческой организации.  Бывают случаи, когда руководитель организации заставляет логопедов «тянуть» – для него это деньги. Ведь что выгоднее: набрать несколько клиентов и получать деньги или непрерывно тратиться на рекламу, на зарплаты менеджеров, которые будут набирать новых клиентов, взамен вылечившихся? Ответ неочевиден. Все будет зависеть от наличия у руководителя сложной субстанции, именуемой «совесть». Нормальный логопед, скорее всего, уйдет из такой организации – никому не захочется быть белой вороной. Так что в плохой организации и логопеды не очень.

С частником все то же самое – он сам себе начальник, он может растягивать удовольствие получения денег до бесконечности (и ваш ребенок будет доволен: «Такая классная тетя!»), а может честно выполнять свою работу.Поверьте, не существует точных сроков излечения. Нигде вы не найдете, сколько времени занимает исправление одного звука или «неправильных окончаний», или ОНР… Не найдете не потому, что кто-то скрывает эти сведения, просто точных цифр не существует. У какого-то ребенка переход с ОНР-1 на ОНР-2 займет 3 месяца, а у другого – год. Ведь люди – не машины, не на конвейере   выпускаются, у каждого свои особенности. Но все же есть определенные рамки. Ко мне довольно часто обращаются родители после занятий с другими логопедами. Причины «ухода» бывают разные. Но чаще всего – «мы занимаемся столько-то месяцев и все без толку». Иногда после обследования ребенка я убеждалась, что логопед все делал правильно. Но бывало, что логопед 3 месяца ставит один звук Л, точнее артикуляционные упражнения (начиная со свистящих зачем-то). А нужно было всего лишь показать, как произносится звук Л. Так что мы поставили Л, Р и Рь за пять занятий. Как без пользы потратить 30-40 минут занятия? Можно рассказывать ребенку сказки про «веселый язычок», можно загадывать загадки, можно лепить грибочки или рисовать цветочки… И родитель никогда не догадается, что логопед тратит время впустую. Но учтите, всё то же самое можно делать, развивая речь ребенка. Когда мне родители говорят: «Мы тоже можем катать паровозики», я отвечаю: «Хоть машинки, хоть паровозики, хоть куклы – главное, чтобы был результат, главное, чтобы заговорил. А логопед просто знает что, как и зачем делать». Остается добавить – в чем цель самого логопеда.

Совет третий – проконсультируйтесь с другим логопедом, если он не убедит Вас в правильности методики Вашего логопеда – пообщайтесь с еще одним. Это в Ваших интересах. Потратьте минимум времени на консультацию и сэкономьте свои деньги.

Еще один случай некачественной работы логопеда – отсутствие работы.

Такое бывает чаще всего в детских садах, т.е. там, где родитель не присутствует на занятии. На одном форуме прочитала рассказ мамы: ее ребенок на логопедическом занятии, извините за подробность, описался. Чем же так испугала ребенка тетенька-логопед? А ничем. Она просто закрыла ребенка в кабинете и ушла пить чай на полчаса. Хочется верить, что это был единичный случай. Чаще все это выглядит проще. Родители детишек, которые два года посещали логогруппу, в мае узнают, что их дети всей группой оставлены на повторное обучение, поскольку диагнозы у детей остались без изменений. Родители стали возмущаться, пошли к администрации сада и узнали, что их логопед из девяти месяцев в учебном году проработала только два, поскольку у нее двое детей, и они часто болеют. Давайте попробуем понять все стороны этого конфликта. У кого повернется язык осудить логопеда, которая любит своих детей, и когда они болеют, сидит с ними дома? К тому же она не ходит на работу и не заражает детей в детском саду. Что может сделать заведующая детским садом – ставка логопеда есть, она занята, логопеда увольнять нет причины (нет такой статьи в КЗоТе «частое отсутствие на работе по причине болезни»), на одну ставку двух логопедов не наймешь… Патовая ситуация. А что делать родителям этих детишек, которым придется еще на год задержаться в садике? Нанимать частного логопеда? Платить два раза за одно и то же? Вот такая сложная штука жизнь.

Совет четвертый – старайтесь присутствовать на логопедическихзанятиях, заглядывайте в тетрадь с домашними заданиями, дабы иметь представление о том, что происходит с вашим ребенком. Общайтесь с логопедом (даже в садике) лично. Если вы не в курсе: логопед один рабочий день в неделю должен ставить во вторую смену, т.е. до 19.00. Это сделано специально для того, чтобы работающие родители могли получать логопедическую консультацию в удобное время.И логопед обязан вас консультировать, это записано в должностной инструкции.

Еще один вариант – логопед делает не то, что нужно.Намеренно или по незнанию логопед  вполне может бестолково тратить драгоценное время, занимаясь с ребенком с моторной алалией звукопостановкой или предлагая ребенку с сенсорной алалией делать логопедический массаж Новиковой.

Когда мне рассказывают про одну молодую особу, которая, работая логопедом в детсаду, занимается с детьми из своей группы индивидуально за деньги (хотя это ее прямая обязанность, и это входит в ее зарплату, см. Приказ 383), открытым текстом заявляет родителям, что «звуки я буду ставить не раньше, чем через 2 месяца», а до этого она на занятиях делает детям массаж лица…… многоточие означает отсутствие у меня приличных слов, чтобы обозначить свое возмущение. Родителям, конечно, невдомек, что массаж лица делается тольков случае наличия у ребенка, подтвержденного невропатологом, диагноза Дизартрия (даже не стертая дизартрия, т.е. несильно выраженная, а настоящая – бульбарная, псевдобульбарная с выраженной спастикой или вялостью мышц артикуляционного аппарата). Не думаю, что вся группа ОНР в этом саду состояла из дизартриков. Дорогие родители! Вас обманули! Вместо того чтобы лечить, Вашего ребенка просто гладят по головке за Ваши (очень большие) деньги.

Предположу Вашу реакцию – «тебе хорошо рассуждать, ты логопед, ты знаешь, как проверить, обманывают или нет».  Здесь тоже нет ничего сложного – ваш ребенок занимается отнюдь не с последним логопедом на планете. Сходите в поликлинику, проконсультируйтесь там. Найдите любого другого логопеда, он обследует Вашего ребенка, назовет Вам диагноз, проконсультирует по поводу методики работы. Поищите информацию в интернете – в этом море тоже можно выловить достоверную информацию. Не стесняйтесь задавать вопросы вашему логопеду, не бойтесь сказать, что вы спрашивали у другого специалиста. Возможно, хотя бы из чувства соревновательности или профессиональной гордости логопед начнет читать свои учебники и добьется результатов.

Итак, как найти хорошего логопеда? Какой же логопед «полезен»? Тот, кого Вам хвалили знакомые. Тот, кто приятен Вам как человек – ведь общаться придется не один раз. Тот, к кому вы сможете относиться как к учителю – ведь придется выполнять его задания. Тот, кто имеет необходимые знания (учебное заведение, где он учился) и необходимый опыт работы. И ничего не пускайте на самотёк – приходите, смотрите, читайте, спрашивайте, консультируйтесь.

www.baby.ru

Особенности работы логопеда в детском саду

Особенности работы логопеда в детском саду

В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.

В ло­гопедической помощи нуждаются раз­ные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сей­час. Но позднее… Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет­ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а мож­но попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником.

Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с тру­дом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном за­канчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родно­го языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Именно поэтому в детских садах проводятся систематические коррекционные занятия, с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста.

Существует два вида логопедических занятий: фрон­тальные (с группой детей) и индивиду­альные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 5-6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопеди­ческая работа строится с учетом дефек­та и возраста ребенка.

Различают три основных вида нарушений речи у до­школьников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, — лег­кий вид, ФФН фонетико-фонематические нарушения (нарушены произноше­ние и речевой слух), ОНР общее недо­развитие речи (нарушена вся речевая си­стема: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).

Для детей с дислалией достаточно 1—2 раз в неделю индивиду­альных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут про­должаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать инди­видуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3—4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправле­нию звукопроизношения, а также отра­батываются позиции, которые в индиви­дуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными за­дачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и разви­тие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематиче­ского слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связ­ной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все пси­хические процессы. Продолжительность занятий 1—2 года.

Правильное развитие речи ребенка во многом зависит от внимания и заботы семьи. Дислалия, ФФН или ОНР — со всеми этими расстройствами можно спра­виться полностью или добиться значительного улучшения со­стояния речи, но для этого надо помогать ребенку настойчиво, с лю­бовью и верой в успех!

infourok.ru

Статья по логопедии по теме: Особенности работы логопеда в детском саду

Особенности работы логопеда в детском саду

В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.

В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сейчас. Но позднее… Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником.

Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.  Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Именно поэтому в детских садах проводятся систематические коррекционные занятия, с детьми,  начиная с 3-4-летнего возраста.

Существует два вида логопедических занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 5-6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.

Различают три основных вида нарушений речи у дошкольников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, — легкий вид, ФФН — фонетико-фонематические нарушения (нарушены произношение и речевой слух), ОНР — общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).

Для детей с дислалией достаточно 1—2 раз в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3—4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1—2 года.

Правильное развитие речи ребенка во многом зависит от внимания и заботы семьи. Дислалия, ФФН или ОНР — со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи, но для этого надо помогать ребенку настойчиво, с любовью и верой в успех!

nsportal.ru

зачем и когда они нужны, как проводятся

Содержание статьи

Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.

Буква О

Буква О

Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

  • если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
  • заменяет один звук на другой;
  • знает мало слов относительно нормы своего возраста;
  • в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
  • ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
  • если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
  • если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;
  • если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
  • в словах буквы и слоги меняются местами;
  • в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
  • к 7 годам заметны проблемы с письмом.

Проблемы с речью

Проблемы с речью

Совет
Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.

Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

  1. Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
  2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
  3. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений.

Занятия с логопедом

Занятия с логопедом

В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

  1. К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова.
  2. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
  3. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
  4. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
  5. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
  6. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании).

Девочка читает

Девочка читает

С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом.  Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.

Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.

В каких случаях нужна консультация невролога

В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.

Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
  2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
  5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
  6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Из чего состоит обычное логопедическое занятие:

  1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
  2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
  3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
  4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.

Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.

Логопед занимается с ребенком

Логопед занимается с ребенком

Примерные занятия по изучению звуков:

  1. Четко произнести тот или иной звук.
  2. Выяснить, как при этом работают язык, губы.
  3. Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
  4. Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.

Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:

  1. Растягивать губы в улыбку.
  2. Улыбнуться, показать зубы.
  3. Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо — по нижней челюсти, затем по верхней.
  4. Вытянуть губы в трубочку.
  5. Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
  6. Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
  7. Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
  8. Толкать язычком щеки изнутри.
  9. Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.

Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.

Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.

Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

Логопедические игры

Логопедические игры

Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

  • гимнастику для языка;
  • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
  • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
  • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
  • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
  • составить предложение и рассказ по серии картинок.

Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

razvivashka.online

Как стать логопедом: с чего начать и что нужно?

Логопед — это специалист, который занимается людьми с речевыми нарушениями. Он работает не только с детьми, но и со взрослыми. Детей с проблемами в речи становится больше, поэтому эти специалисты становятся все более востребованными. С чего начать и как стать хорошим логопедом?

Обязанности специалиста

Большинство считают, что его задача — это исправить неправильное звукопроизношение. Но у логопеда много обязанностей, которые заключаются не только в постановке и автоматизации звуков. Что же входит в его обязанности:

  1. Диагностика речевого развития ребенка или взрослого.
  2. Составление плана коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка или взрослого.
  3. Работа над звукопроизношением.
  4. Работа над связной речью.
  5. Работа над голосом и дикцией.
  6. Обучение навыкам письма и чтения (т. е. специалист помогает ребенку усваивать основы грамоты).
  7. Работа над развитием моторной сферы.
  8. Консультация родителей.

Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.

мальчик делает гимнастику

Особенности характера

Как стать хорошим логопедом? Прежде всего, нужно обладать определенными чертами характера. Ведь специалисту нужно общаться не только с детьми, но и со взрослыми людьми. Поэтому логопед должен быть коммуникабельным, уметь находить подход к каждому клиенту. Специалист должен суметь объяснить всю важность занятий.

И также логопед должен быть дипломатичным, обсуждая с родителями и клиентами результаты диагностики. Ему необходимо показать, что все проблемы с речью можно исправить или скорректировать, если они будут следовать его рекомендациям.

Кроме того, логопед должен ответственно подходить к своей работе. Ведь от того, насколько правильно он составит коррекционный план, зависит, получится ли исправить речевое нарушение. И, конечно, логопед должен не только любить детей, но и уметь общаться с ними и находить к ним подход.

Приветствуется творческий подход к работе: ведь нужно придумывать интересные задания, чтобы детям не было скучно. И также при работе с ними нужно использовать наглядный материал и, чтобы постоянно не тратить деньги на его покупку, вы можете делать его самостоятельно. Кроме того, логопед должен стремиться к постоянному саморазвитию — посещать различные семинары, тренинги и проходить курсы повышения квалификации. Если вы обладаете такими качествами характера, то вам подходит эта сфера деятельности.

ребенок на занятии

Образование

Для работы по этой специальности необходимо иметь определенные навыки и умения. Какое образование нужно, чтобы стать логопедом? На этого специалиста обучают в педагогических университетах и институтах. У логопеда обязательно должно быть высшее образование.

Если вы хотите работать в медицинских учреждениях, то желательно, чтобы у вас было и медицинское образование. Это нужно для того, чтобы вы могли получить повышение. Но для получения этого диплома вам не нужно учиться столько же, сколько врачам, потому что логопедам преподают некоторые медицинские дисциплины. В каждом вузе свои правила получения дополнительного образования.

Также логопеды должны посещать семинары, курсы повышения квалификации. Все это необходимо для того, чтобы использовать в работе новые и эффективные методики.

детский логопед

Работа в образовательных учреждениях

Как стать логопедом? Нужно не только получить требуемые навыки и умения, но и уметь применять их на практике. Поэтому в течение учебы студентам устраивают практики в образовательных учреждениях, чтобы они понимали, чем они будут заниматься.

После учебы большинство устраивается на работу в детские сады или школы. Как стать логопедом? Для этого вам нужно пройти собеседование и продемонстрировать работодателю, что вы имеете представление о профессии и понимаете, что вам нужно делать. Идеальный вариант — это если вам дадут наставника, который сможет поделиться с вами опытом.

Вы должны уметь заполнять документацию, составлять программы. Как стать хорошим логопедом? Нужно советоваться с более опытными специалистами, если у вас возникли затруднения в процессе работы. Ведь они смогут показать, как правильно делать? и вы так покажете, что готовы обучаться. А в профессии педагога это важное качество.

Кроме того, логопед должен уметь общаться с родителями. Поэтому вы должны уметь аргументировать свою точку зрения и уметь объяснять сложные термины просто и доступно. Вы должны показать, что разбираетесь в профессии, даже если у вас небольшой опыт работы.

Как стать логопедом? Вы должны уметь общаться с детьми, относиться к ним с уважением. Вам необходимо строить занятия так, чтобы детям было интересно и вместе с тем, чтобы они решали поставленные педагогические задачи.

логопедическое занятие

Регистрация ИП

Как стать логопедом и проводить частные занятия? Открывать небольшой кабинет лучше после того, как вы поработали в образовательном учреждении или детском центре. Потому что вы уже сможете проводить занятия с детьми с различными речевыми нарушениями, у вас появятся методики, занимаясь по которым, вы получите хороший результат. И главное — у вас появится клиентская база, потому что эффективность от занятий логопеда видна. И если вы хороший специалист, то довольные родители будут рекомендовать вас другим.

Что нужно, чтобы стать логопедом и открыть речевой центр? Необходимо его зарегистрировать как ИП и выбрать нужную систему налогообложения. И также вам нужно будет составить образовательную программу, по которой вы будете заниматься и получить лицензию в отделе образования. Кроме того, вам нужно будет получить разрешение от СЭС и пожарной инспекции, предоставить договор аренды помещения или его покупки.

У вас должен быть диплом, паспорт логопедического кабинета (в нем отмечены все учебно-методические пособия и наглядные материалы) и санитарная книжка. Зарегистрировав предприятие, вы можете работать в частном логопедическом кабинете.

групповое логопедическое занятие

Помещение

Также необходимо подобрать подходящее помещение для логопедического кабинета. Идеальное месторасположение — это неподалеку от образовательных учреждений (школ, детских садов) и на оживленных улицах. Для логопедического кабинета не нужно помещение слишком большой площади. Достаточно оформить зону ожидания и сам кабинет, в котором вы будете проводить занятия.

Помещение должно соответствовать всем требованиям СЭС и пожарной инспекции. Оформите уголок с полезной информацией для родителей о речевом развитии. Поставьте мягкий диван, вешалку, чтобы клиентам было комфортно. Кабинет не нужно оформлять слишком ярко, чтобы ребенок не отвлекался на занятиях. Как интересные оригинальные акценты вы можете добавить известных детских персонажей, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятии.

ребенок играет конструктором

Оборудование

Как стать детским логопедом? Вам нужно приобрести необходимые методические пособия по коррекции речи и наглядный материал. Это и различные картинки, игрушки, дидактические игры, разрезная азбука. Кроме этого, в кабинете должны быть:

  • большое настенное зеркало для занятий;
  • маленькое зеркало;
  • зонды для постановки звуков;
  • канцелярские принадлежности.

Также в кабинете должна быть мебель, подходящая по возрасту ребенка, поэтому лучше всего выбирать столы и стулья, высота которых регулируется. Все методические и дидактические пособия, канцелярские принадлежности должны храниться в шкафу. И обязательно должны быть антибактериальные салфетки, а лучше всего — раковина, чтобы можно было вымыть руки. И, конечно, в кабинете должно быть чисто и аккуратно.

логопедический кабинет

Реклама

Сделайте красочные буклеты, которые можно оставить в образовательных учреждениях, больницах и торговых центрах. Создайте группу в социальных сетях, где будете общаться с родителями, делиться полезной информацией по речевому развитию. И самая лучшая реклама — это отзывы благодарных клиентов, которым помогли ваши занятия.

Как стать логопедом и с чего начать? Пообщайтесь с теми, кто работает по этой специальности, поинтересуйтесь, что они считают самым важным в работе. Но главное — это стремление к саморазвитию и желание помогать людям красиво и правильно говорить, а для этого нужно совершенствовать навыки и умения.

fin-az.ru

Статья «С чего начинается работа логопеда? Построение работы логопеда.»

С чего начинается работа логопеда?

Построение работы логопеда.

Любой педагог подтвердит, что выстроить эффективное и регулярное сотрудничество с родителями воспитанников – задача непростая. 

В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями. Только когда логопеду доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка, с ним будут плодотворно сотрудничать.

На первом собрании необходимо расположить к себе родителей (тут, кстати, важен и внешний вид). Логопед должен четко обрисовать общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных, рассказать об общих правилах режима ДОУ и объяснить, почему их обязательно нужно выполнять. Родители сразу должны уяснить важность своего участия в общей работе. Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех. Как показывает практика, в дальнейшем из-за этого могут возникнуть трудности

Еще один совет опытных специалистов: никогда не давать гарантий и не делать дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно. Думаю, что он справится. Будет нелегко, но надо стараться», — вот примерный набор фраз, которые следует использовать в беседе со слишком настойчивыми родителями. Как показывает многолетняя практика, иногда возникают настолько непредвиденные ситуации, что лучше заранее никого не обнадеживать.

В первые две недели учебного года логопед проводит полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой логопед ближе знакомится с условиями проживания ребенка, его окружением, собирает анамнестические данные. Некоторые логопеды в целях более полного сбора информации на первом собрании раздают родителям большой вопросник, чтобы на индивидуальной встрече уже был предмет для обсуждения.

В середине октября проводится следующее собрание, на котором родители знакомятся с результатами завершенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую

очередь. Затем, в течение учебного года, проводятся как минимум еще два родительских собрания с различной тематикой. Кроме того, опытные логопеды 1-2 раза в месяц устраивают общие консультации по проблемам детей.

Также не менее 2 раз в месяц, а в наиболее тяжелых случаях — 1 раз в неделю необходимы индивидуальные консультации для родителей. Они должны знать, чем в данное время занимается их ребенок. По этой же причине не надо бояться устраивать для родителей открытые фронтальные занятия, приглашать их почаще на индивидуальные занятия. Видя проблемы своего ребенка воочию, родители по-иному начинают относиться и к ним, и к нелегкому труду логопеда.

Особый разговор о домашних заданиях, которые логопед будет давать детям. С самого начала необходимо очень четко обрисовать роль родителей в их выполнении. Здесь может быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным.

На первом же собрании надо объяснить родителям, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются прежде всего на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману — потом это обернется против самих родителей.

Нужно, чтобы дети в понедельник обязательно приносили тетрадь логопеду, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминать родители. Но они, зачастую, относятся к этому очень легкомысленно. Необходимо, чтобы они усвоили следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

Самое главное, что должны понять родители, — без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.

infourok.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о