Педагогика френе – Педагогический метод селестена френе: в чем секрет?

Педагогический метод селестена френе: в чем секрет?

Школьная газета — лишь один пример. Математика: дети взвешивали различные предметы, измеряли расстояния на школьном дворе, составляли смету путешествия в соседний город. Естествознание: смотрели, как замерзает вода в зимнем пруду, готовили доклады о своих домашних животных, о динозаврах или планетах. История: расспрашивали бабушек и дедушек о жизни пятьдесят лет назад. Чтение: читали свои любимые книги, ставили спектакли, сочиняли сказки и стихи. Школа, где не было жесткой программы, но были Интересные Дела. А благодаря тому, что дети находили прикладное применение своим знаниям, много мастерили и эксперементировали, процесс обучения шел, как по маслу, и «государственная программа» все-таки выполнялась. Но без зубрежки, ведь это была совсем Другая Школа.

Следует помнить, что Френе работал с неграмотными и пассивными детьми, которые не умели и не знали, как им себя выразить. А со временем эти же дети поражали гостей школы Френе своей легкостью, с которой вели собрания, работали и принимали решения в учебном процессе. В чем же секрет метода Селестена Френе?

Во-первых, в свободе для самовыражения ребенка. Френе так же одним из первых обозначил детство не как подготовку к жизни, а как важный и самодостаточный этап.

На второе место Френе ставил задачу научить ребенка мыслить. Основной точкой обучения являлась свойственная всем детям любознательность. Так же Френе придавал большое значение познанию через выдвижение гипотез и не видел ничего негативного в ошибках своих учеников. Наоборот, считал ошибку необходимым этапом на пути к знаниям.

Принципиальная особенность авторского метода Френе заключалась и в том, что ученики самостоятельно планировали учебный процесс на день, неделю и месяц. И свобода выбора отнюдь не синоним анархии, так как именно учитель организовывал весь запланированный учеником процесс. Так же Френе принадлежит идея создания собственных средств обучения, к которым относились «карточки самоконтроля», уже упомянутые школьные газеты и сборники стихов и сказок детей и самостоятельно составленные математические задачи.

Метод Френе, постепенно формируясь, находил свое успешное применение в школе. Круг общения учеников в такой принципиально новой школе был необычайно широк, чему способствовала одна из новых форм общения — переписка. Обучение шло так называемым методом «проб и ошибок». Установилось сотрудничество не только между учеником и учителем, но и между самими учениками.

Подводя итог, можно выделить несколько основных моментов в созданной Френе школе: 

  • труд на всех этапах обучения
  • большое внимание школьному самоуправлению
  • использование школьных материалов
  • нет обучения как такового, но есть поиск решения проблемы, экспертиза и анализ
  • нет домашних заданий, но есть постоянно задаваемые вопросы, как ученику, так и учеником
  • нет оценок, но лучшие работы отмечаются, например, публикацией в школьной газете, в случае с текстами на свободную тему
  • нет ошибок, есть разный опыт познания
  • нет программ, но есть индивидуальное и групповое планирование
  • нет воспитателя, педагог решает общие проблемы
  • нет готовых правил, а есть принятые самими детьми нормы общежития
  • нет класса, но есть детско-возрастное сообщество.

Не все утверждения Селестена Френе можно и нужно безоговорочно принимать. Френе, зачастую справедливо, критиковал систему нравственного воспитания, которая сводилась к постоянному повторению учителем избитых прописных истин. Но ведь к тому, что Френе пренебрежительно называл «словесным воспитанием» относятся и рассказы учителя о героизме, великодушии и бескорыстной дружбе, и знакомство с положительными литературными персонажами. Все это хорошо укладывается на детскую восприимчивость и способствует становлению нравственности. Вряд ли можно уповать на то, что все сложится само собой, и ребенок выберет верные нравственные ориентиры только в условиях некого школьного приключения.

Зачастую Френе отказывают в тонкости, присущей, скажем, Марии Монтессори, но важно помнить, что он искал ответы на глобальные вопросы в рамках одной-единственной начальной средней школы. И все-таки все склонны считать Селестена Френе революционером. Новые идеи, гордо именуемые то либеральными, то коммунистическими витали тогда в воздухе — в живописи, в литературе, в педагогике. На какой-то миг показалось, что нет больше места понуканию, жестокости и неравенству. Описание уроков в школе Френе звучит слишком фантастично? Но именно поэтому мы и считаем сегодня Френе революционером (и великим экспериментатором) — он превратил утопию в реальность. После Второй Мировой войны Френе напишет: «После страшного опыта фашизма система подавления больше не должна иметь защитников».

Идеи французского педагога проникли в Россию, можно сказать, случайно. Хотя Френе и придерживался прокоммунистических взглядов, до конца 80-х годов прошлого столетия в бывшем Советском Союзе не было опубликовано ни одной его работы.

В результате сотрудничества посольства Франции в Москве, Минобразования и ассоциации «Современная школа» родился проект «Педагогика сотрудничества», и в рамках этого проекта с 1992 проводятся стажировки по педагогике Френе в России и во Франции. Сегодня классы Френе существуют в Москве, Таганроге, Набережных Челнах, Кемерово, Саратове, Самаре, Кисловодске и других городах страны.

letidor.ru

§ 3. Воспитательная система с. Френе

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ВУЛЬФСОН Б. Л. ФРЕНЕ //

РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ФРЕНЕ (Freinet) Селестен (15.10.1896, г. Гар, – 7.10.1966, г. Ванс), французский педагог. В 1913–1914 учился в нормальной школе в Ницце. Организатор и руководитель экспериментальных начальных школ в городах Бар-сюр-Лу (1920–1928 гг.), Сен-Поль (1928–34 гг.), Ванс (1934–1966 гг.). В 1927 организовал «Кооператив сторонников светской школы», объединившей его последователей, в 1957 г. – «Международную федерацию сторонников новой школы». Издатель и главный редактор журналов «Воспитатель», «Детское искусство».

Френе разделял основные идеи нового воспитания и стремился применить их в своей педагогической работе, отвергая «традиционные» методы обучения и воспитания. В учебном процессе большое значение Френе придавал самостоятельности учащихся. Дети систематически составляли т.н. свободные тексты, в которых рассказывали о своих семьях, друзьях, о планах на будущее и т. п., а потом сами печатали их. По мысли Френе, школьная типография – наиболее эффективное средство активизации учащихся, а «свободные тексты» помогают раскрыть психологию личности ребёнка, его интересы и стремления.

Френе выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения, навязывают школьнику непосильную для него логику взрослого, прививают слепую веру в печатное слово. Вместо учебников в школе Френе применялись карточки, содержащие основной учебный материал и располагавшиеся в систематизированной картотеке. С помощью учителя каждый учащийся составлял свой индивидуальный недельный план-график, что, по мнению Френе, позволяло ребёнку изучать программный материал в таком объёме и такими темпами, какие наиболее соответствуют его способностям и интересам.

Френе уделял много внимания экспериментам в области программированного обучения, предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины.

Френе был противником «словесного» метода нравственного воспитания, решающее значение придавал личному опыту ребёнка, приобретаемому в результате соответствующей организации школьной жизни. Этой цели в школе Френе служило самоуправление учащихся – «школьный кооператив», который контролировал хозяйственную деятельность школы, организовывал работу по самообслуживанию, выступал высшей дисциплинарной инстанцией.

Френе стремился преодолеть книжно-вербальный характер обучения, возбудить активный интерес детей к школьным занятиям, установить доброжелательный характер отношений между учащимися и учителем, широко использовать разнообразные средства обучения, прививать учащимся трудовые навыки. В то же время метод Френе нарушает принцип систематичности знаний. В 20–30-х гг. Френе выступал за светскую школу, требовал улучшить материальное положение учителей и расширить их гражданские права. После поражения Франции в 1940 г. Френе подвергался репрессиям со стороны режима Виши.

После смерти Френе основанная им федерация продолжает свою деятельность, созывает ежегодные конгрессы, издаёт педагогическую литературу. В начале 80-х гг. более 10 тыс. учителей начальных школ во Франции применяли методы Френе. Они получили известное распространение также в школах других стран24.

ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. ФРЕНЕ

О КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ВОСПИТАНИЯ

(Опубликовано в 1969 г.)

Цели воспитания

Сами цели воспитания должны быть полностью пересмотрены.

Какими мы хотим видеть наших детей?

Для большинства родителей значение имеет не всестороннее развитие личности их детей, а образование – достаточное, чтобы выдержать экзамены, занять престижное место, поступить в такой-то институт или обосноваться в таком-то учреждении. Что же касается общества, то оно слишком занято злободневными политическими заботами и не думает о том, что будет через десять или двадцать лет. Его беспокоит лишь ближайшее будущее, и оно требует от школы подготовки детей только к достижению ближайших целей.

В противовес концепциям, не берущим в расчет интересы ребенка, мы должны сформулировать истинную цель воспитания: максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить. Тогда ребенок осуществит свое предназначение, приобретет достоинство и стойкость, а став взрослым, будет эффективно трудиться без лжи и корысти над созданием гармоничного и упорядоченного общества.

Мы знаем, что это идеал. Его, однако, нелишне было сформулировать, чтобы работники просвещения ясно видели перед собой цель, к которой они должны стремиться, порой даже не имея единомышленников.

Школа, ориентированная на ребенка

Школа завтрашнего дня будет сориентирована на ребенка – члена общества. Его основные потребности, зависящие от потребностей общества, определят и физический, и умственный труд, которым он должен заниматься, учебные предметы, которые он должен изучить, а также систему приобретения знаний и навыков, формы обучения.

Это будет полное обновление педагогики, которая станет разумной, эффективной, гуманной и поможет ребенку в полной мере осуществить свое человеческое предназначение.

Ребенок сам строит свою личность, а мы ему в этом помогаем.

Можно довольно точно определить основные функциональные потребности общества, на основании которых государство устанавливает более или менее произвольно свои требования и ограничения. Гораздо труднее глубоко понять душу ребенка, его психологию, его склонности, возможности, устремления, богатство его натуры. …Исходя из этого знания, мы должны строить нашу воспитательную деятельность. Конечно, за последние полвека были достигнуты некоторые успехи в изучении детской психологии, но они еще не могут послужить нам достаточно надежной опорой.

Поскольку мы пока не можем методично, на научной основе познать детей и, исходя из этого знания, предоставить каждому ребенку соответствующее образование, удовлетворимся тем, что создадим для них среду и технические средства, способные помочь становлению их личности. Мы лишь расчищаем для них дороги, и каждый выберет свою, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам.

Поэтому во главу угла ставится не заучивание материала, не приобщение к азам тех или иных наук. Главным для нас является следующее:

а) здоровье ребенка, его стремление к знаниям, развитие его творческих возможностей, присущее его природе желание постоянно двигаться вперед, к максимально полной самореализации;

б) благоприятная среда, в которой воспитывается ребенок;

в) оборудование и технические средства, обеспечивающие естественный, живой и всесторонний воспитательный процесс.

Школа будущего – школа труда

Это не означает ни использования физического труда как иллюстративного дополнения к умственной работе в школе, ни преждевременной ориентации на производительный труд учащихся, ни вытеснения умственной работы и художественного творчества профессионально-техническим обучением. Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы, той деятельностью, которая обеспечит нашим ученикам усвоение всех необходимых знаний и навыков.

Такая обновленная и оздоровленная школа станет неотъемлемой частью окружающей жизни, от которой она в настоящее время оторвана.

Светлая голова и умелые руки – лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями.

Итак, учебный процесс должен строиться на труде. Это значит, что школа окончательно отвергнет давно уже обреченную тенденцию к пассивному и формальному обучению. Будет полностью пересмотрена теория становления личности и связанная с ней проблема усвоения знаний, и школа осуществит свое истинное предназначение – помогать ребенку строить свою личность посредством созидательной деятельности.

Теоретически необходимость такого обновления признана сегодня всеми, на практике же обладателям светлых голов и умелых рук приходится вести нелегкую борьбу, чтобы пробить себе дорогу в жизни.

Разумная дисциплина – результат организованного труда

Это педагогическое и социальное обновление несет с собой глубокий функциональный порядок в организации учебы и труда, высокую эффективность учебного процесса, проистекающую из его гуманной рационализации. Все это способствует гармоничному развитию личности в обновленном обществе.

Школа завтрашнего дня не превратится, как это пытаются представить хулители всего нового, в царство анархии, где учитель оказался бы лишенным необходимого авторитета. Напротив, будучи лучше организованной, она станет более дисциплинированной. Исчезнет лишь показная, формальная дисциплина, без которой рухнули бы устои сегодняшней школы. Дисциплина же школы завтрашней станет естественным выражением и результатом функциональной организации жизни и деятельности школьного коллектива.

Таким образом, проблема дисциплины отходит на второй план, а в центре нашего внимания оказывается материальная, техническая и педагогическая организация работы в школе, которая должна стать главным и решающим фактором совершенствования учебного процесса.

Школа ХХ века для человека ХХ века

Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, с зубрежкой и отбарабаниванием уроков. И это – в век фотографии, кино, грамзаписи, радио, пишущих машинок, железных дорог, автомобилей и самолетов!

Этот контраст, которого, как ни странно, не видят ни учителя, ни родители, ни власти, наглядно показывает назревшую необходимость перемен во имя тех гуманных целей, которые мы поставили перед собой.

Перемены должны иметь фундамент

Эти преобразования, эта модернизация не совершатся по чьей-то прихоти, под влиянием моды или даже по постановлению властей.

Речь вовсе не идет о том, чтобы уничтожить все, что было в прошлом, принеся его в жертву тревожному и беспокойному будущему. Перемены должны быть уравновешенными и гармоничными. Это значит, что воспитание будет опираться на семейные традиции, на достижения предшествующих поколений. При всем стремлении властей к переменам они не могут быть продиктованы сверху, они произрастают из самой жизни, насыщенной и разнообразной. И только такая жизнь способна воспитать будущих строителей нового мира, который придет на смену старому миру, распадающемуся на наших глазах как карточный домик.

Народная школа не может существовать без демократического общества

Да, мы настаиваем на связи наших будущих свершений с прошлым. Но это не стремление к сохранению существующего политического и экономического порядка. Заблуждаются те, кто по робости строит всякого рода иллюзии: будто бы в условиях хаоса в обществе можно построить школу, способную стать моделью будущих социальных свершений.

Опыт доказывает обратное. За редкими исключениями школа никогда не была в авангарде общественного прогресса. Правда, теоретически это возможно, но в действительности связи школы с семьей, обществом, политической системой столь тесны, что она никогда не сможет разорвать их. Школа всегда несколько отстает от общественного развития. Наша задача – сократить этот разрыв, что само по себе уже будет большой победой.

О ЖИЗНИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

(Опубликовано в 1969 г.)

Общее собрание

Итак, мы с вами находимся – так начал бы передачу диктор на радио – в однокомплектной сельской школе, где учатся около тридцати мальчиков и девочек в возрасте от шести до четырнадцати лет.

Мы начинаем наш рассказ с субботнего вечера, с последнего часа занятий, посвященного еженедельному общему собранию школьного кооператива.

Председатель садится за учительский стол (подмостки упразднены, на них установлен столик с наборным станком). Рядом с ним секретарь. Ученики рассаживаются, где им нравится: классная комната превратилась в зал собраний.

Учитель скромно усаживается в глубине класса, кто-нибудь из малышей жмется к его коленям, как бы ища дружеской поддержки и защиты.

Секретарь читает протокол предыдущего собрания, затем рассматривается финансовое положение кооператива.

Класс переходит к обсуждению вопросов, стоящих на повестке дня.

Надо ли купить крольчиху?

Закупать ли больше фильмов?

Многие ученики просят заказать такие-то пластинки, нужны ли они нам?

Казначей объявляет, сколько наличных денег в кассе – это как бы барометр всех планов. Учитель высказывает свою точку зрения на необходимость тех или иных покупок. Затем все вместе читают стенную газету, которая дает возможность глубоко проанализировать жизнь школьного коллектива за прошедшую неделю.

В течение недели ученики записывают там свои претензии, отмеченные ими ошибки и недочеты в работе школы, свои предложения и пожелания, касающиеся жизни всего класса. Каждая запись должна быть подписана. Такая газета обобщает реакцию детей на несовершенство работы школьного механизма.

Секретарь зачитывает записи, которые тут же обсуждаются. Иногда под удар попадает и сам учитель. «Я бы хотел, чтобы уделялось больше времени научным опытам», «Историю так не преподают!» Все это тоже обсуждается. Учитель охотно соглашается с критикой, признает отдельные ошибки, недостатки учебных программ, собственные слабости. Каждый может ошибаться…

Постараемся исправиться…

После того как все записи прочитаны, председатель спрашивает: кто еще хотел бы что-нибудь сказать? В такой почти семейной обстановке, располагающей к самокритике, даже самые робкие решаются высказаться. Им предлагают написать свои замечания и предложения в следующем выпуске газеты.

Ничто так не полезно с нравственной точки зрения, как этот коллективный анализ жизни класса, одновременно критический и конструктивный. Сама обстановка коллективного обсуждения исключает злословие, клевету, мелочные склоки. Всякое проявление недоброжелательности будет сразу же разоблачено и высмеяно. После нескольких выпусков газеты (нужно время, чтобы класс освободился от привычки к пассивности, к неукоснительному повиновению, от превратно понятого чувства товарищества, от всего, что прежде было законом школьной жизни) ученики проявят редкую лояльность и, главное, удивительную смелость. При этом дружба почти не страдает: можно критиковать друг друга и оставаться хорошими друзьями, если все искренни и доброжелательны.

Для особо серьезных проступков предусматриваются наказания. Бюро кооператива недавно предложило учредить строгий кодекс, определяющий соответствующее наказание за каждое нарушение.

Но это оказалось практически ненужным.

В школьной работе так же, как и в семейной жизни, не следует слишком рассчитывать на всевозможные наказания, которые будто бы помогут решению каких бы то ни было проблем. Коллективная критика, признание своих ошибок, чувство локтя и желание исправиться, как правило, достаточно эффективны. Единственный действенный метод наказания – обязать провинившегося загладить проступок или возместить нанесенный классу ущерб: пусть починит то, что сломал, вымоет то, что испачкал, или просто поможет в каком-нибудь полезном деле. За некоторые нарушения предусматривается небольшой штраф, который поступает в кассу кооператива. Вот вам и двойная выгода!

Итак, критические замечания выслушаны, постараемся, учитывая их, отладить работу школьного механизма. Вот Шарль, ответственный за чистоту в классе, хотел бы заниматься чем-нибудь другим. Ему возражают, что он был назначен на месяц и должен потерпеть еще неделю. Действительно, ребенок должен с малых лет приучаться сдерживать перепады своих настроений, подчиняться правилам и выполнять порученное ему дело.

– Кто будет рисовать стенную газету?

– Мы собираемся всей школой пойти на мельницу. Кто договорится с мельником и возьмет на себя организацию экскурсии?

– Давайте составим список докладов, намеченных на ближайшие две недели. Мы вывесим его на классном стенде. У кого уже готовы доклады?

Бывает так, что звонок, возвещающий о конце занятий, давным-давно прозвенел, а мы все еще сидим, с увлечением разрабатывая план работы класса, которая таким образом становится личным делом каждого ребенка. Школа становится его школой.

И это наша первая важная победа!

Наша педагогическая программа

Новый дух нашей школы ощущается в поведении детей еще до того, как они войдут в класс.

Мы не сторонники мертвой тишины, которая, как утверждают некоторые, должна наступать сразу после звонка. Мы хотим, чтобы наша школа стала для детей родным домом, куда они приходят с радостью, где могут без боязни выразить свои чувства и поделиться своими мыслями. Не будем же подменять эти столь благотворные положительные эмоции сухим формализмом, жалкой пародией на дисциплину.

Мы не настаиваем на соблюдении формул вежливости. Вот ребенок бежит к нам, торопясь поделиться каким-нибудь открытием, сделанным по дороге в школу, или сообщить свои новости. Он так спешил, что даже забыл поздороваться, но разве эта сердечность, это доверие – не самое лучшее из приветствий? Мы далеки от того, чтобы своими наставлениями или высокомерием подавить это доверие, это радостное стремление детей поделиться тем, что их переполняет. Наоборот: мы стараемся глубоко проникать в их интересы и потребности, постоянно учитывая их в нашей педагогической работе, чтобы школа отвечала желаниям и стремлениям детей, которые они так доверчиво открыли нам.

Если кто-то из детей молча стоит в стороне, серьезный и грустный, это встревожит нас, и мы постараемся выяснить, что же стряслось. Сколько детских драм мы узнаем, а ведь иной раз вся жизнь человека может сложиться иначе, если его вовремя выслушают.

Если мы добьемся таких товарищеских отношений, достигнем единения в высшем смысле этого слова, то ребенок не будет, как раньше, оставлять за порогом школы свои интересы, радости и печали, свою эмоциональность, свои лучшие качества, не будет в школе лишь своей жалкой и пугливой тенью. Теперь он сможет быть самим собой в своей школе. И вместе с ним войдет в школу сама жизнь, такая сложная и такая хрупкая.

Опора-барьер

Как правило, мы стремимся использовать все богатство детских эмоций для первой коллективной работы, с которой начинается день в школе. Но в понедельник мы делаем исключение из этого правила, так как у нас есть более неотложное дело: организовать работу и жизнь класса на всю предстоящую неделю.

Вопреки мнению некоторых теоретиков нового воспитания мы не считаем, что надо во всем полагаться на склонности и желания самих детей. Это означало бы ввести их в заблуждение, и первое же столкновение с реальной жизнью, с требованиями окружающей социальной среды оказалось бы для наших воспитанников весьма болезненным.

Мы не ориентируем детей на то, чтобы они впоследствии пробивались в жизни, полагаясь лишь на волю случая или на собственную силу и ловкость. Мы тщательно организуем жизнь школы, чтобы естественным следствием нашей организации стали уравновешенность и гармония, которые снимут все проблемы, связанные с дисциплиной.

Эта организация нашей работы обусловлена реальной ситуацией, которую мы обозначили понятием опора-барьер. Семья, природа, общество, отдельные личности создают определенные барьеры. Они могут тяготить человека в большей или меньшей степени, но их нельзя ни отодвинуть, ни сломать. Вместе с тем на эти же барьеры человек может в трудном случае опереться.

До настоящего времени в работе педагогов учитывалась главным образом «барьерная» функция, тем более что ею трудно пренебречь. Но компенсирующая «опорная» функция совсем не использовалась. Школа, изолированная от внешнего мира, боящаяся его динамизма, не могла получить помощи ни от семьи, ни от общества. Все замыкалось на личности учителя. Даже на природу эта школа опиралась слишком робко и слишком редко. Мы стараемся восстановить гармоничное соотношение этих двух функций.

В организации нашей работы непременно будут учитываться барьеры. Наша школа такая, какая есть, – класс тесноват, освещение недостаточно. Общество тоже ставит свои барьеры. В их числе есть общие – программы и учебные планы, которыми следует руководствоваться, и специфические – привычки, традиции, общественное мнение, требования родителей и местных властей. Мы будем также учитывать все эти факторы, стараясь по возможности использовать их и как опору.

Мы должны организовать жизнь школы в рамках этих опор-барьеров, раздвигая, насколько возможно, барьеры, укрепляя и систематизируя опоры. Первую задачу традиционная школа решила путем жесткой классно-урочной системы и неукоснительного следования учебным программам. Что же касается опор, то их использование сводили к минимуму, чтобы упростить работу, поскольку школа панически боялась всего сложного и многообразного. Нужно было найти что-то новое, чтобы восполнить этот пробел. Практическим решением проблемы стала наша система планов работы.

Планы работы

Предусматриваются следующие виды планов:

1) Общие планы на год, которые, хоть и в новой форме, в основном отвечают требованиям учебных программ для четырех классов начальной школы – подготовительного, начального, среднего и старшего.

2) Общие планы на месяц для каждого класса. Эти планы составляют учителя.

3) Индивидуальные планы на неделю, которые составляются в понедельник утром в соответствии с годовыми и месячными планами.

А вот и наши выводы:

– Ребенок – и удивительно, до чего взрослые на него в этом похожи! – видит учебу как ровное, однообразное и слишком большое поле, которое надо возделать. Он заранее робеет перед огромностью задач. Разбив поле на участки, мы упростим работу, сделаем ее более доступной. Так же должны поступать и все учителя: четко определив границы работы, они помогут ребенку обрести смелость и уверенность.

– Если ребенок сам составил свой план работы (конечно, с помощью учителя и своих товарищей) в рамках определенных задач, осознав их или приняв на веру, он будет стремиться выполнить его, не желая потерпеть досадную неудачу.

– План работы дает ребенку некоторую самостоятельность в распределении своего рабочего времени. В традиционной школе стоит ученику закончить работу, как ему тут же дают новое задание. И дети поступают, как солдаты в армии, – растягивают работу, как бы соревнуясь, кто закончит последним… Странное получается воспитание. Правда, некоторых, хотя далеко не всех, подстегивает дух соперничества, а также страх наказания. Но в этом тоже нет ничего хорошего.

Имея план работы, ученик старается выполнить ее как можно быстрее, что вовсе не обязательно идет в ущерб качеству. Ребенок хочет превзойти себя – это вообще ему свойственно. У нас дети работают быстро. Это важное достижение.

Но наша методика эффективна лишь тогда, когда условия плана выполняются не только учеником, но и учителем. Если, например, кто-то из детей закончил всю свою работу в пятницу, а в субботу хочет просто почитать или поиграть, вы не должны возражать.

В идеальном классе, использующем с максимальной выгодой комплекс опор-барьеров, весь учебный процесс должен строиться на индивидуальных планах работы, составленных в рамках общих планов.

Прекрасно сознавая несовершенство нашей школы, мы нашли компромиссное решение: каждый день несколько часов отводится для коллективной работы одной или нескольких групп. Наконец, нельзя забывать, что ребенок работает в коллективе и коллектив должен знать обо всех достижениях – как индивидуальных, так и групповых.

Текст для набора и «комплекс интересов»

Итак, работа распланирована на всю неделю. Мы вывешиваем планы на фанерном стенде, прибитом к стене под книжными полками на такой высоте, чтобы каждый ученик мог по мере выполнения работы сам заштриховать соответствующие клеточки в своем плане.

Начинается день с коллективной работы, находящейся, так сказать, в центре всей школьной жизни, – это текст для набора.

Методика этой работы: ученики читают тексты, которые они написали коллективно или каждый в отдельности, в школе или дома. Затем общим голосованием класс решает, какой из текстов достоин быть напечатанным.

Школьная типография помогает нам прочно внедрить эти формы работы в учебно-воспитательный процесс и утвердить таким образом центральное место, которое она быстро завоевала среди новейших методов и средств обучения.

Как же мы будем действовать?

Можно, конечно, предложить детям план занятий по разным мастерским, заранее составленный, рациональный и научно обоснованный. Но при этом мы не достигнем того духовного единения, которое рождает культуру труда, органически связывая учебу с творчеством и создавая тем самым гармоничную личность.

Разница может показаться совсем незначительной – всего лишь мотивация, но для нас мотив – это все, это сама жизнь. Тот, кто пришел к осознанию этой истины, владеет педагогическим методом, наиболее полно отвечающим подлинным целям воспитания.

Мы говорим о комплексе интересов. Наша школа трудового воспитания находится в самой гуще жизни, и ее работа обусловлена разнообразными движущими силами этой жизни. Благодаря школьной типографии можно постоянно держать руку на пульсе подлинных доминирующих интересов детей.

Мы определяем комплекс направлений, в которых развивается настоящая жизнь детей. А задача педагогов – максимально помочь им в реализации их физических, духовных и творческих потенций, в раскрытии доминантных способностей.

Использованы фрагменты из книги С. Френе «Новая французская школа»25.

studfile.net

Занимательная методика Френе

В России сейчас настоящий бум методик раннего развития. Раньше все знали только о Никитиных и что-то краем уха слышали о Марии Монтессори. Сейчас повсеместно можно встретить приверженцев методики Гленна Домана и Масару Ибука, и тех, кто досконально изучил методику Зайцева и Макато Шичиды. А вот о занимательной методике Френе в России знают совсем и совсем немного, и очень даже зря.

Селестен Френе родился в 1896 года в маленьком городке на юге Франции. Учился он в простой деревенской школе, однако проявил незаурядные способности и решил стать учителем, для чего отправился учиться в Ниццу, но окончить обучение ему так и не удалось. Началась первая мировая война… Свою авторскую методику обучения и воспитания детей Френе разработал в 24 года! И тогда же открыл собственную школу.

Френе создал прообраз программированного обучения – обучающую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информацией, с упражнением, вопросом или задачей и контрольным заданием. Каждый ученик составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все виды его работы.

Г.Селевко

В ней не было зубрежки и как таковой жесткой программы, зато была собственная типография, в которой дети перепечатывали лучшие сочинения на свободные темы.

Френе были близки и интересны многие идеи воспитания, такие как: идеи Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании, система реформированных школ X. Литца в Германии. Однако его педагогическая концепция в корне отличалась. Решающее значение в его методике имел опыт, который приобретает ребенок в школе, в семье, в процессе общения с окружающими.

Учебная работа в школе Френе часто выглядит как цепь творческих актов, что повышает самостоятельность и заинтересованность детей, прививает вкус к приобретению новых знаний, дает почувствовать радость открытия.

Б.Вульфсон

Френе был убежден, что педагог должен развивать ребенка, помогать ему раскрывать свои потенциальные возможности, а как личность ребенок создает себя сам.

В школе Френе нет учебников, поскольку они навязывают взрослую точку зрения, и нет оценок, поскольку они не могут служить точным критерием знаний и умений ребенка. Зато в школе Френе ребенок волен сам выбирать себе одноклассников для каждого занятия. Дети учатся планировать свой день и распоряжаться своим временем. Согласитесь, это очень важное умение для современного мира.

По методике Френе дети учатся самостоятельно, обращаясь за помощью к учителю, если это им необходимо. Каждый урок – опыт или эксперимент. Зачем читать скучный параграф учебника, когда можно самолично посмотреть, как замерзает вода в пруду, или самостоятельно проверить, сколько времени требуется ростку, чтобы пробиться сквозь землю и превратиться в то или иное растение.

Как выглядел день в школе Френе?

В первой половине дня одна группа учеников самостоятельно училась, в то время как остальные дети работали в саду или на огороде, на кухне или в мастерских. И до обеда же обсуждались «свободные тексты», то есть сочинения на свободную тему, в которых дети рассказывали о своих мечтах, друзьях, семье и проводились консультации по другим предметам.

«Задача школы — культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного — в чтении, у другого — в математике, у третьего — в рисовании, у четвертого — организаторские способности».

С. Френе

А во второй половине дня ученики играли, занимались спортом и работали в мастерских. А вечером подводились итоги дня. Примечательно, что для каждого класса и для каждого ученика была разработана специальная программа, то есть по сути, обучение было индивидуальным. На прохождение программы давалось 2-3 недели, после которых воспитанник должен был отчитаться о пройденном и узнанном. Такой подход дисциплинирует.

Френе разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант – это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях, ни у какого народа.

  1. Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.
  2. Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.
  3. Поведение ребенка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
  4. Никто, ни ребенок, ни взрослый, не любят, чтобы им приказывали.
  5. Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  6. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  7. Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  8. Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
  9. Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
  10. Естественным занятием для ребенка является не игра, а труд.
  11. Нужно как можно меньше говорить.
  12. Наказание – всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.
  13. Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т.е. ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.
  14. В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.

frutonyanya.ru

«Педагогика успеха и радости» Селестена Френе

Селестен Френе (1896-1966) – известный французский педагог, создатель авторской школы и основатель теории и практики образовательной системы, которая по праву считается сегодня культурным достоянием всего человечества.

Внимание к особенностям ребенка, оригинальное решение проблем организации школьной жизни, разнообразные эксперименты по активизации учебного процесса, интенсивные поиски новых форм и методов воспитательной деятельности школы – все это вписывается в поиски решений задач, стоящих перед образованием и воспитанием подрастающих поколений в 21 веке.

Селестен Френе родился 15 октября 1896 года в крестьянской семье. Уже в деревенской начальной школе обнаружились незаурядные способности мальчика, и родители решили отправить его в неполную среднюю школу близлежащего городка Грас. После этого Френе поступает в педагогическое училище в Ницце. Но закончить обучение ему не удалось: началась первая мировая война, и 18-летнего юношу призвали в армию. Под Верденом в 1915 году он получил тяжелое ранение в легкое, четыре года провел в госпиталях, но полностью излечиться ему так и не удалось. Всю жизнь Френе страдал одышкой и вынужден был жить только на юге Франции.

Свою педагогическую деятельность он начал в 1920 году в малокомплектной школе маленького городка в Приморских Альпах. В те времена в сельской местности Франции сохранялось множество маленьких начальных школ, где один учитель вел занятия одновременно со всеми учащимися, которым могло быть от 6 и до 14 лет. Именно такие школы имел прежде всего в виду Селестен Френе, разрабатывая свою педагогическую систему.
 Осознав, насколько оторван процесс школьного обучения и воспитания от реальной жизни, молодой педагог начал знакомиться с передовыми концепциями воспитания и вскоре увлекся идеями «Нового воспитания». Это было широкое и очень пестрое международное педагогическое течение, получившее распространение на Западе именно в 20-30-е годы. Общей идеей, сплотившей всех сторонников «Нового воспитания» было решительное неприятие традиционной педагогики. Критика существующей системы воспитания и образования сводилась к следующему:

— непонимание значения детства как самого яркого и исключительно важного для развития личности периода в жизни, оценка его лишь как подготовительного этапа к будущей «настоящей» жизни взрослого;

— игнорирование своеобразия и самобытности детской психики, подавление творческих импульсов ребенка;

— шаблонные методы обучения и воспитания, авторитарная роль учителя.

В 1924 году Френе принял участие в конгрессе «Международной лиги воспитания», состоявшемся в Швейцарии. После этого его педагогические эксперименты получили известность. Уже в 1927 году во Франции возникло объединение учителей начальных школ «Кооператив сторонников светской школы», разделявших идеи Френе. Впоследствии он стал основателем и лидером «Международной федерации сторонников новой школы» и ее французской секции. Он основал педагогические журналы “Воспитатель”, “Детское искусство” и был их бессменным главным редактором.

В начале 30-х годов во Франции был создан Фронт защиты ребенка. В него входили известные педагоги и психологи, включая П.Ланжевена и А.Валлона. Будучи одним из инициаторов созда­ния Фронта, Френе стал его секретарем, т.е. взял на себя организа­ционные функции по координации этого движения, имевшего ан­тифашистскую, демократическую направленность.

В годы второй мировой войны Френе подвергался преследо­ваниям со стороны профашистского режима Виши. В 1941 г. он был заключен в концентрационный лагерь, где содержался более полутора лет; после освобождения принимал активное участие в движении Сопротивления.

Френе был незаурядной личностью. Прекрасные организа­торские способности, спокойствие и выдержка, не изменявшие ему в самых критических ситуациях, высокая культура, любозна­тельность и, наконец, безграничная любовь к людям и сердеч­ность поражали всех, кто встречался с ним.

Френе умер в 1966 г. в Вансе. После его смерти движение продолжало свою деятельность, а его жена Элиз Френе бережно хранила традиции школы Френе.


Фрагменты из книги С.Френе “Педагогические инварианты”.

«Система Новой школы Френе подобна настоящей революции в воспитании, в связи с чем возникает вопрос о формировании воспитателей нового типа и переподготовке тех, кто многие годы придерживался традиционных методов в педагогике. В процессе поисков истины мы стремились установить новую систему школьных ценностей, руководствуясь собственным опытом и здравым смыслом. На основе принципов, признанных инвариантами, то есть истинными и не подлежащими пересмотру, был выработан определенный педагогический код.
Зеленый свет – методы и средства, которые полностью согласуются с данными инвариантами и, без всякого сомнения, могут применяться воспитателями, поскольку они успешно опробованы в прошлом.
Красный свет – методы и средства, которые противоречат данным инвариантам и от которых нужно избавляться как можно скорее.
Желтый мигающий свет – методы и средства, достаточно эффективные при некоторых обстоятельствах, но в то же время таящие в себе опасность и требующие особо осторожного обращения со стороны педагога, который должен четко сознавать их временный характер.
Прибегнув к такой системе индикации, мы сможем дать более конкретные практические советы, которые помогут вам прийти к цели с минимумом риска и блужданий.

Инвариант 1: Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.
Ребенок подобен молодому деревцу, которое еще не выросло, но развивается, набирается сил и приспосабливается к среде – точь-в-точь как взрослое дерево. Ребенок чувствует, страдает, приспосабливается так же, как и вы, но в другом ритме, потому что, с одной стороны, ему мешает его органическая слабость, незнание, неопытность, а с другой стороны, он обладает неизмеримым жизненным потенциалом, который у взрослых часто бывает ослаблен.
Ребенок действует и реагирует в соответствии с обстоятельствами и живет, следуя тем же принципам, что и вы. Между ним и вами разница не в самой природе, а только в степени развития.
Следовательно, перед тем как осуждать или наказывать ребенка, задайте себе вопрос: если бы я был на его месте, какова бы была моя реакция? И как поступали мы в его возрасте?
Ответьте честно на вопросы этого теста:

Постарались ли вы принять этот инвариант? зеленый

Согласны ли вы с ним теоретически, не решаясь пока внедрить его в свою практику?
желтый

Не исходите ли вы в своем поведении часто из того, что ребенок по своей природе отличен от вас? красный

…Инвариант 4: Никто – и ребенок, как и взрослый, – не любит, чтобы ему приказывали.
В этом проявляется рефлекс одновременно физиологический и психологический. Если человек отправляется в путь, значит, он уверен в выбранном направлении. Если же у него возникают какие-то сомнения, он колеблется, продвигается неуверенно и медленно или возвращается назад, чтобы начать путь сначала. Но когда его кто-то толкает в спину, у него срабатывает особый рефлекс. Так бывает с человеком, который сам собирается прыгнуть в воду, а его неожиданно подтолкнули сзади. Инстинктивно, механически человек делает усилие, чтобы преодолеть силовое воздействие и сохранить равновесие. Это общий закон, действующий как в физиологической сфере, так и в области морали и общественных отношений.
Мы все так устроены, и поэтому любой приказной жест, любая команда чуть ли не автоматически вызывают сопротивление: человек краснеет, его мысли и чувства в смятении, его первый порыв – не подчиниться приказу. Поэтому правомерно следующее утверждение: в принципе любое авторитарное приказание всегда ошибка.
На это может последовать возражение, что, мол, ребенок еще неопытен и его нужно направлять, а порой и подталкивать туда, куда ему не хочется идти. Здесь таится не меньшая ошибка. Необходимо найти такие педагогические приемы, при которых ребенку дается максимальная самостоятельность в выборе пути и взрослые как можно меньше прибегают к авторитарным методам. Именно на этом основывается наша педагогика: ребенку предоставляется право голоса, инициатива в индивидуальной и совместной деятельности; мы стараемся увлечь его, а не жестко управлять им.
Когда мы готовим план работы, то предлагаем классу 3–4 темы, из которых дети могли бы выбрать, что именно они хотят изучать в группе или индивидуально. При распределении тем можно действовать двумя способами. Первый способ – приказной, обычный для традиционной школы: тема 1 дается ученику X, тема 2 – ученику Y и т.д. Конечно, никого из детей это не удовлетворяет. Мы действуем по-другому. Вот три темы для работы, говорим мы детям. Выбирайте то, что вас интересует. Тот, кто успеет сделать заявку, получает тему по своему выбору. Тот, кто не успел вовремя это сделать, вынужден довольствоваться тем, что осталось. Право выбора распространяется, таким образом, не на всех, но все же детей никто не принуждает, и поэтому удовлетворенными чувствуют себя все. Если же ребенку навязывать ту или иную работу, это автоматически встречает сопротивление. Дайте ему свободу выбора – и все встанет на свое место.
Насильственные меры ошибочны, и отказ от них благотворно повлияет на вашу работу.

Тест:

В своей педагогической методике вы решили отказаться от авторитарных методов.
зеленый

Вы ищете более мягкие, либеральные методы, но при этом еще сохраняются остатки авторитарности. желтый

Вы предпочитаете действовать авторитарно при любых обстоятельствах. красный

…Инвариант 10: Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
Мы особо настаиваем на этом инварианте, вся система традиционной школы основана на неудаче.
Первые ученики хорошо учатся не только из-за своих способностей, но еще и потому, что они получают хорошие отметки и успешно выдерживают экзамены. Остальных школа подавляет, обрушивая на них лавину неудач и провалов – тут и плохие отметки, и красный карандаш, перечеркнувший сделанное задание, и записи типа “Переделать” или “Отвратительно ведешь тетрадь”… Такого рода замечания редко помогают добиться успеха. Обескураженный своими неудачами, ребенок ищет другие пути – обычно предосудительные, – чтобы хоть в чем-нибудь преуспеть.
Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит эффективность обучения.
Родители и учителя, конечно, скажут, что нельзя все же ставить хорошую отметку за неудовлетворительную работу или хвалить ученика за плохое ведение тетрадей. Но ведь мы и не призываем к этому. Наша педагогика позволяет детям добиться успеха другими способами – их работы, сделанные с любовью, получают всеобщее одобрение, они создают керамические изделия и картины, порой представляющие собой настоящие произведения искусства, готовят доклады, принимаемые аудиторией на ура.
Нужно изменить саму модель школы и роль учителя, основной заботой которого должна стать не придирчивая проверка ученических работ, а всесторонняя помощь детям.

Тест:

Вы безоговорочно за педагогику успеха. зеленый

Вы стараетесь, чтобы дети не испытывали неудач. желтый

Вы за традиционную педагогику, ведущую к массовым неудачам. Красный

…Инвариант 16: Ребенок не любит слушать объяснения ex cathedra.
Это совершенно не от рассеянности или от лени. Мы уже говорили, что и ребенок, и взрослый не любят слушать то, о чем они не просили и в чем не испытывают нужды. Поэтому так неэффективны все те приемы, которые изобретены учителями, чтобы подчинить детей режиму педантичных уроков.
Нам, однако, скажут, что ребенок все-таки должен узнать и понять то, чего он пока не знает и чему именно преподаватель должен его обучить. Но, может быть, есть другие способы обучения?
Наши методы по-разному решают эти проблемы. Мы особо рекомендуем следующее. Когда вы на уроке менторским тоном объясняете учебный материал, вас никто не слушает. Но попробуйте организовать учебную работу так, чтобы ребенку пришлось действовать самому, чтобы он экспериментировал, исследовал, выбирал и классифицировал информационные материалы. Тогда он будет задавать вам вопросы, которые его так или иначе заинтересовали, а вы будете на них отвечать. В результате получится то, что мы называем: урок a posteriori, то есть строящийся на основе опыта.

Тест:

Занятия по всем предметам вы начинаете с экспериментальной работы, предоставляя при этом ученикам необходимую информацию. зеленый

Вы пытаетесь сделать занятия интересными, но все еще в рамках традиционного урока.
желтый

Вы не сдвинулись со стадии урока ex cathedra. красный

…Инвариант 28: В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
Именно к такому конечному результату приведет вас намеченная нами дорога, которую символизирует только зеленый и желтый свет. Истинный прогресс, которого мы добиваемся, измеряется новыми, взаимоуважительными отношениями между учителями и учениками, которые устанавливаются в классе. Известное правило “не делай другим того, чего бы ты не хотел для себя, а делай то, что было бы хорошо тебе самому” особенно значимо для школы.

Тест:

Вы добились реализации этого правила. зеленый

Вы стараетесь так поступать, но вам не всегда это удается. желтый

Вы пока не гуманизировали школу. красный

…Инвариант 30: Последний инвариант, который подтверждает необходимость наших поисков и оправдывает нашу деятельность, – это оптимистическая вера в жизнь.
Чем моложе и активнее человек, тем больше он ощущает потребность отважно рваться вперед. И когда грубая власть считает, что она задушила его смелый порыв, он ищет тайные, обходные пути, чтобы преодолеть препятствия и не отклониться от избранного курса. Именно жизненный оптимизм станет для вас при опробовании этих инвариантов нитью Ариадны, которая приведет к нашей общей цели: формированию людей будущего.»


Литература:

  1. Антология гуманной педагогики. Френе.
  2. Журнал “Обучение за рубежом”, № 10, 2000, Я.Быстрицкая.
  3. Фрагменты из книги С.Френе “Педагогические инварианты”. Перевод с французского Т.Старостиной

nsportal.ru

Сущность технологии дошкольного образования С. Френе

Библиографическое описание:

Акулич-Дудко Т. Ю. Сущность технологии дошкольного образования С. Френе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/834/ (дата обращения: 11.12.2019).

В статье представлены материалы исследования педагогического наследия С. Френе, французского педагога-реформатора XXв. На основе анализа трудов ««Новая французская школа», «Формирование личности ребёнка и подростка», «Обращение к родителям», «Педагогические инварианты», «Психология эмоций и воспитание» раскрывается сущность воспитания детей дошкольного возраста по технологии С. Френе.

Ключевые слова: педагогика сотрудничества, развитие личности ребенка, «разведка на ощупь», свободный труд, «свободные тексты», индивидуальное планирование, естественный метод обучения родному языку, альтернативная модель образования.

Селестен Френе (1896-1966), один из выдающихся педагогов-реформаторов ХХ века, сторонник Свободного воспитания, создатель авторской, альтернативной технологии воспитания дошкольников. Педагогика С. Френе многогранна в своих направлениях воспитания детей и заслужила множество названий, характеризующих её с той или иной стороны педагогического потенциала: педагогика сотрудничества, педагогика свободного труда, педагогика свободного воспитания, педагогика творчества. Сегодня актуальность всех этих направлений в образовании возрастает, а вместе с ними и интерес к педагогике С. Френе. Положительный опыт ее реализации за рубежом, несомненно, следует использовать в решении проблем модернизации отечественного образования.

С.Френе воплотил самые прогрессивные педагогические идеи на практике, применив самые эффективные методы, которыми и сегодня пользуются многие педагоги. Организация рабочих уголков для свободного труда детей (мастерские), метод проектов, планирование, «свободные тексты», естественный метод обучения языку и счету – составляющие технологии дошкольного воспитания С. Френе. Однако, эти методические приемы в современной дошкольной практике используют в отрыве от целостной педагогической системы С. Френе. Главной чертой педагогических открытий педагогов-новаторов является системность, но при воспроизведении, как часто и бывает, она распадается на набор неплохих дидактических средств.

Вероятно, понимание педагогики С. Френе как набор педагогических инструментов определено недоступностью информации об их научно-теоретическом обосновании. В своих ориентированных на практику произведениях С. Френе, обращаясь к своим приверженцам, отправлял их к специальным источникам, посвящённым теоретическому обоснованию педагогической значимости его методов [4], но у нас в стране эти источники оказываются большей части общественности недоступны в силу их иностранного происхождения.

Главная цель дошкольной педагогики С. Френе является обеспечение ребенку естественной здоровой среды обитания, создание новых организационных форм занятий и нового педагогического инструментария, чтобы воспитать в ребенке носителя новых идей и культуры, способных преобразит среду.

Дошкольная педагогика С. Френе основывается на следующих позициях:

1. Гуманизация дошкольного воспитания и образования. Ребенок, с его индивидуальностью, интересами и потребностями, – главное действующее лицо воспитательного процесса.

2. Развитие и становление личности ребенка через естественную потребность к познанию окружающего мира по средствам свободной трудовой деятельности. Не игра, а труд (физический, интеллектуальный, художественный) – самый важный элемент в структуре становления детской личности.

3. Сочетание возрастного и индивидуального подходов. Видеть в каждом ребенке черты, присущие именно ему, а не те, которые характерны для данного возрастного этапа. Достижения ребенка оцениваются с позиции

4. Единство семейного и общественного воспитания. Согласно возрастной периодизации, предложенной С. Френе, период с рождения до двух лет – это период воспитания в семье. Но и на последующих этапах жизнедеятельности ребенка предусмотрено прямое участие родителей в развитии и воспитании родителей: совместная деятельность детей, педагогов и родителей на занятиях и в общественном труде на основе сотрудничества и партнерства.

5. Взаимосвязь содержания педагогического процесса с организацией развивающей среды. Даже самая лучшая программа не может быть полноценно реализована без создания для ребенка развивающей естественной среды.

С. Френе вводит в психолого-педагогический словарь совершенно новое понятие «разведка на ощупь». В работе «Обращение к родителям» он подчеркивает, что «на любом этапе жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основании принципа познания на ощупь, который важнее всех научных методов»[6]. «Разведка на ощупь» — это основной метод постижения окружающей среды, приобретения жизненного опыта и выработки модели поведения. Говоря современным научным языком, психологическая теория развития личности по С. Френе основана на положении о том, что ребенок способен воспринимать стимулы окружающей среды и реагировать на них в процессе поведения и деятельности в соответствии со своими индивидуальными потребностями, интересами и склонностями. При целенаправленной «разведке на ощупь» данные способности мобилизируются и являются основой для динамичного и гармоничного развития личности человека.

В свою педагогическую практику С. Френе вводит совершенно инновационные для того времени методические приемы, такие как “свободные тексты», общий сбор и индивидуальное планирование, творческие мастерские, проект, естественный метод обучения языку и счету.

«Свободные тексты» – это описание события, которое ребенка впечатлило. В детском саду еще не все дети умеют писать, поэтому чаще всего они были выполнены в виде рисунка или аппликации. Воспитатель или родители внизу делали надписи со слов ребенка. Свободные тексты в дальнейшем служили основой естественного метода обучения родному языку, пособием по обучению чтению и письму. По мнению С. Френе, «свободные тексты» также выполняют роль психологических тестов, с помощью которых можно глубже узнать внутренний мир ребенка.

Заслугой С. Френе заключается так же в том, что он разработал авторский метод естественному обучению чтению и счету. Чтение становится логическим продолжением устной речи и рисования. В рамках метода естественного обучения чтению учащийся начинает с интересных для него слов и предложений. С самого начала важное значение придается связи содержания и техники. При написании предложений и слов в работу вступает процесс анализа и синтеза. Начиная с целого слова (глобальный подход), ребенок разбирает букву за буквой. Наконец, он несколько раз отпечатывает (прописывает) это слово. Кроме того, им интересно познакомиться со словами и предложениями, которыми заняты другие дети в группе. Это дает возможность группе создать общий запас слов. Познание «на ощупь» порождает интенсивную работу мысли и способствует без каких-либо упражнений запоминанию большего количества слов. Он не только узнает их по написанию, но уже связывает с определенным понятием. Узнавание и понимание происходят параллельно, как две составляющие одного процесса.

В целом, педагогическая концепция С. Френе дошкольного воспитания представляет собой антропоцентристскую образовательную модель альтернативного типа и свободный, гуманистический тип воспитания. Ребенок сам определяет темп и направление развития, а взрослые предоставляют для этого ему максимальные возможности и выбирают соответствующие методы и приемы.

Изучение и анализ дошкольной педагогики С. Френе позволил сделать нам следующие классификационные параметры:

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: гуманистическая, природосообразная.

Методологический подход: гуманистический, личностно-ориентированный, деятельностный.

Ведущие факторы развития: социогенные, психогенные

Научная концепция освоения опыта:

  • Ассоциативно-рефлекторная (развитие на ощупь).

  • Развивающая (стадия обживания).

  • Деятельностная (стадия труда).

Преобладающие средства: вербальные, наглядные, действенно-практические.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: педоцентрический, личностно-ориентированный.

Направление модернизации и отношение к традиционной воспитательной системе: на основе гумманизации и демократизации отношений.

Вид социально-педагогической деятельности: технология поддержки, воспита­тельная, социализирующая.

Преобладающие методы и приемы: трудовые, творческие, развивающие, интерактивные, метод свободного выбора.

Организационные формы: альтернативная, групповая и индивидуальная.

Детские сады, работающие по технологии С. Френе, распространены во Франции, Германии, Нидерландах, Испании. Созданы и успешно работают экспериментальные детские сады в России. Но, к сожалению, технология дошкольного воспитания является С. Френе малоизученной и не нашла достойного применения в дошкольной педагогике и практике. Хотя, несомненно, технология дошкольного воспитания С. Френе, является достойной альтернативой в процессе гуманизации отечественного образования, в поиске оптимальных технологий и методик повышения учебно-воспитательного процесса и улучшения жизнедеятельности дошкольных учреждений.

Литература:

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.2/ Г.К. Селевко.- М.НИИ школьных технологий, 2006.- 815с.

2. Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с фр. – М., 1990. – с. 31-245.

3. Freinet C. Essai de psychologie sensible appliquee a l’education. Neuchatel / C.Freinet. – 1966. – 157 p.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное воспитание, дошкольная педагогика, естественный метод обучения, ребенок, свободное воспитание, родной язык, отечественное образование, индивидуальное планирование, естественное обучение, свободный труд.

Похожие статьи

Дошкольная педагогика в системе образования на современном…

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время в ней развивается дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников

Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной

в воспитании детей», «Полихудожественное воспитание», «История художественного образования в России: региональный аспект» и др.

Обращение к произведениям народного искусства в ДОО органично и объясняется особенностями дошкольного возраста.

Создание условий для развития естественно-научных…

Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольникамиформирование элементарных естественно-научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей

Практические возможности интеграционного обучения

ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания

Современный подход в системе обучения второму языку

обучение английскому языку, дошкольное образование, факторы, физиологическое развитие, развитие мышления, роль родителей.

иностранный язык, английский язык, ребенок, дошкольный возраст, язык, обучение, родная речь, родной язык, иностранный язык

Образование, воспитание и обучение как единое целое

Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика. Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического…

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей.

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и…

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

moluch.ru

Система воспитания в школе С. Френе

Френе – педагог-новатор

Френе – педагог-новатор

В крестьянской семье в 1896 году на юге Франции родился Селестен Френе. Он не успел закончить даже школу, и был призван в армию. Во время войны получил тяжелое ранение и долго лечился. Педагогическую деятельность Френе смог начать только в 1920 году, в небольшой деревенской школе Бар-сюр-Луп.

Французская школа того времени носила иерархический характер. Начальная и средняя школы существовали обособленно. Полные средние школы были рассчитаны на узкий круг учащихся богатых родителей. Начальная школа была ориентирована исключительно на детей рабочих и крестьян. Часто один учитель вел занятия у всех воспитанников от 6 до 14 лет.

Понимая оторванность процесса обучения и воспитания от реальности, Френе начал изучать передовые концепции воспитания и стал поклонником идей теории «нового воспитания». Согласно этой концепции учитель и ученик становились в один ряд, а обучение разновозрастных детей в одном классе считалось недопустимым.

В 1924 году французский педагог участвовал в конгрессе «Международной лиги воспитания», в Швейцарии. Именно после этого педагогические изыскания Френе получили широкую известность. Учителя начальных школ, разделявшие идеи Френе объединялись в «Кооператив сторонников светской школы». Так он стал основателем и лидером «Международной федерации сторонников новой школы».

Метод «Свободных текстов»

Работа Френе проходила с детьми неграмотными, пассивными, не способными выражать себя.

Педагог приоритетной задачей для себя ставил создание благоприятной атмосферы в классе и развитие у детей навыков самовыражения.

Дети в его классах могли свободно выражать свои мысли письменно или устно. Так называемые «свободные тексты» представляли собой мини-сочинения, в которых ученики писали о семье, друзьях, планах на будущее, делились впечатлениями и наблюдениями. «Свободный текст», по мнению Френе, это одновременно упражнение по родному языку и социально-психологический тест. Посредством его можно понять взаимоотношения ребенка с окружающим миром. В процессе написания текста ребенок чувствует себя творческой личностью, он начинает осознавать причины своих успехов и неудач.

Впоследствии детские тексты стали печать. Делалось это только при желании самого ребенка. Типографские машины были обязательным предметом в каждой школе, работающей по методике Селестена Френе. Он видел в этой работе учебное и воспитательное значение. Считал, что набор текста помогает приобретению навыков ручного труда, развивает внимание и зрительную память, повышается грамотность.

Перед публикацией текстов дети вместе с учителем исправляли ошибки и создавали картотеку, куда записывались часто встречаемые ошибки.

Метод учебных карточек

Результатом работы над «свободными текстами» стали специальные карточки самокоррекции. Они содержали упражнения, по которым ребенок мог заниматься в зависимости от своих грамматических пробелов.

Появилась система учебных карточек по разным дисциплинам: по родному языку, по географии, истории, арифметике. Карточка содержала теоретическую часть учебного материала или конкретное задание. Каждая карточка имела свой уникальный номер и систематизировалась в картотеке.

На уроке можно было составить определенный набор карточек для личных занятий. Так Френе отказался от одного на всех учебника и единого ритма занятий. Каждый ребенок в классах Френе мог развиваться в собственном ритме. При работе с карточками дети использовали словари и справочники, изучали материал в индивидуальном темпе и концентрировались на более интересных для них вопросах.

Освобождение классов

Учебные классы в школах того времени были переполнены. Это снижало эффективность педагогической работы. Френе начал вместе с учениками выходить за пределы школы во время урока. Они понаблюдали за работой в мастерских и изучали окружающую природу. Такие наблюдения давали пищу для бесед и провоцировали интерес детей к происходящим событиям, желание самостоятельно что-то сделать и в чем-то разобраться.

В классах, работающих по системе Френе, отсутствовали уроки ограниченные временем, не было и общих учебных программ. Огромное значение придавалось составлению индивидуальных планов обучения.

Несмотря на такой индивидуальный подход, учебный процесс четко планировался. Составлялся месячный план, который содержал перечень учебных тем, которые требовалось изучить согласно государственными программами. И уже на его основе ученики с помощью педагога составляли индивидуальный план на неделю, где прописывалось, сколько текстов надо составить, с какими карточками работать и каким трудом заниматься.

При этом граница свободы ученика заканчивалась там, где начиналась свобода других. Если такой пограничный момент наступал, требовалось обсуждение с остальными членами коллектива.

Обучение без отметок

Вся деятельность учеников Френе была основана на получении личного опыта и пропущенных через себя знаний. Основа обучения — не лекции, а сравнение, анализ, дискуссия, поиск новых путей разрешения проблем. Для детей было не ведомо слово ошибка, оно заменялось на недоразумение. Недоразумения считались ценностью, так как была возможность с ними разобраться и не допускать далее.

До сих пор в школах работающих по методике Френе дети могут задать и обсудить любой вопрос с педагогом. Приветствуется совместный поиск ответов на вопросы. Это способствует развитию уверенности у детей.

Френе считал систему оценок одной из самых отрицательных сторон школы. Оценки, по его мнению, не служат критерием интеллектуального развития ребенка и не отражают истинного качества знаний. Оценки толкают детей к обману, показным усилиям и нездоровой конкуренции.

Френетисты несут идею того, что один в поле не воин. Конкуренция, согласно теории Френе, несет негативную нагрузку в педагогике. У этой идеи есть много оппонентов.

Методика Френе в современном мире

Педагогические изыскания Селестена Френе в мировом масштабе не получили большое распространение. Школ, работающих по методикам Френе не много.

Основная причина ограниченного распространения данного подхода, заключается в невозможности превратить его в массовую педагогическую технологию. Ведь процесс организации обучения фактически строится на правилах составленных самими детьми и меняющихся в случае необходимости норм общежития. Такие нормы постоянно преобразуются.

В России этой методике прижиться сложно. Педагогика Френе не предусматривает методистов, рекомендаций и разработок по проведению образовательных мероприятий. Чтобы работать по методике Френе, педагогу надо отказаться от традиционного и стандартного подхода к образованию.

Даже во Франции, на родине Френе, только 1-2% педагогов применяет его принципы. Наиболее активные последователи принципов Френе — швейцарцы.

В Россию эта методика попала только в 90-х годах прошлого века.

Педагогика Френе уникальна с точки зрения своей духовности, социального и общечеловеческого аспекта.

spravochnick.ru

Реферат:

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» Факультет педагогики и практической психологии Отделение специального образования Кафедра коррекционной педагогики

«Педагогическая система Селестена Френе».

Выполнила: Студентка 3 курса

Бубукина Наталья Андреевна

Проверила:

Старший преподаватель

Колодяжная Татьяна Павловна.

г. Ростов-на-Дону 2013 год

Содержание

Введение

1. Педагогическая деятельность С.Френе

1.2 Френе как представитель гуманистического направления в педагогике.

1.3 Схема организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Заключение

Список литературы

Введение

Селестен Френе — один из самых видных педагогов нашего столетия, создатель

оригинальной системы обучения и воспитания, проникнутой духом гуманизма и

самоотверженной любви к детям. Он ушел из жизни 30 лет назад, но его можно

с полным правом считать современным педагогом, поскольку теоретическая

концепция и практические рекомендации Френе во многом сохраняют свое

актуальное значение. Внимание к особенностям ребенка, оригинальное решение

проблем организации школьной жизни, разнообразные эксперименты по

активизации учебного процесса и преодолению пороков книжно-вербального

обучения, интенсивные поиски новых форм и методов воспитательной

деятельности школы — все это органически вписывается в поиски решений

задач, стоящих перед образованием и воспитанием подрастающих поколений в

XXI в.

Френе родился 15 октября 1896 г. в маленьком городке Гарсе в крестьянской

семье. Уже в деревенской начальной школе обнаружились незаурядные

способности мальчика, и родители решили отправить его в неполную среднюю

школу близлежащего городка Грае. В 1913 г., завершив обязательное

обучение, Френе поступает в нормальную школу в Ницце.

Французские нормальные школы — педагогические училища, готовившие учителей

системы начального образования. Это были государственные учебные заведения

интернатного типа, где учащиеся находились на полном обеспечении. Для

детей малоимущих родителей обучение в нормальной школе было одной из очень

немногих реальных возможностей получить «интеллигентную» профессию. Этим,

прежде всего, объяснялся демократический состав учащихся нормальных школ,

а затем соответственно и учителей системы начального образования.

Закончить нормальную школу Френе не пришлось. Грянула первая мировая

война. Восемнадцатилетнего юношу призвали в армию. В 1915 г. под Верденом

он был тяжело ранен в легкое, четыре года провел в госпиталях, но

полностью излечиться так и не удалось. Всю жизнь Френе страдал одышкой и

вынужден был жить только на юге Франции.

1.1 Педагогическая деятельность с.Френе.

В 1920 г. началась педагогическая деятельность Френе в малокомплектной

школе маленького городка в Приморских Альпах.

Французская школа на протяжении многих десятков лет была пропитана духом

традиционализма и являлась одной из самых консервативных институтов

страны. В 20 — 30-е годы, когда складывалась система Френе, структура

школы сохраняла строго иерархический характер. Начальная и средняя школы

были жестко разделены. Первая представляла собой замкнутый концентр, где

обучались в основном дети рабочих и крестьян. Полные средние школы были

рассчитаны на узкий круг учащихся — детей буржуазии, высокопоставленных

чиновников, наследственной интеллигенции. Эти дети не проходили через

начальную школу, а начальное образование получали в особых

подготовительных классах и таким образом с самого начала не смешивались с

простонародьем.

Наиболее характерной чертой методики начального обучения в тот период

являлся упор на дословное запоминание. Учебный процесс строился на

принципе многократного повторения учебного материала. Это, естественно,

способствовало прочности его усвоения, но не стимулировало ни внутренней

интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся, ни живого и

непосредственного интереса к занятиям, ни развития аналитического и

критического мышления.

В сельской местности сохранялось значительное число малокомплектных

начальных школ, где один-два учителя вели занятия одновременно со всеми

учащимися от 6 до 14 лет. Именно такие школы имел прежде всего в виду

Френе, разрабатывая свою систему.

Столкнувшись с консерватизмом французской школы, ее схоластическими

методами, оторванными от реальных запросов жизни, молодой учитель увлекся

идеями популярного в то время движения Новое воспитание.

Это было широкое и очень пестрое международное педагогическое течение,

получившее распространение на Западе именно в 20— 30-е годы. Оно вобрало в

себя столь различные по идейно-теоретическим концепциям установки, что

объединение их под одним названием нередко казалось условным и

искусственным.

Однако была общая идея, сплотившая всех сторонников Нового воспитания, —

решительное неприятие традиционной педагогики. Критика существующей

системы воспитания и образования сводилась к следующему:

— непонимание значения детства как самого яркого и исключительно важного

для развития личности периода жизни, оценка его лишь как подготовительного

этапа к будущей жизни взрослого;

— игнорирование своеобразия и самобытности детской психики, подавление

органических творческих импульсов ребенка;

— стандартизированно-догматическая концепция образования и культуры,

шаблонные методы обучения и воспитания, авторитарная роль учителя.

Сторонники Нового воспитания исходили из убеждения, что их теория

произвела переворот в педагогике, определив подлинный центр, вокруг

которого должны вращаться система воспитания и обучения, этот центр —

ребенок.

В 1924 г. Френе принял участие в конгрессе Международной лиги Нового

воспитания, состоявшемся в Швейцарии, установил личный контакт с

руководителями этого объединения А.Ферьером, Э.Коапаредом, Р.Кузине.

Однако он не стал последователем ни одного из них. Молодой учитель упорно

искал свои пути обновления школы.

К середине 20-х годов эксперименты Френе получили известность. В 1927 г.

сложилось целое объединение учителей начальных школ, разделявших его

взгляды. Это был Кооператив сторонников светской школы, впоследствии

преобразованный в Институт современной школы и ставший важным центром

производства и распространения учебных материалов. Френе принадлежит идея

создания Международной федерации сторонников Новой школы, лидером которой

он был много лет. Он основал несколько педагогических журналов и был их

бессменным руководителем.

В 1934 — 1935 гг. при поддержке соратников и левой прессы Френе удалось

построить собственную школу в Вансе. Это было одноэтажное здание

павильонного типа с бассейном в центре двора; классные комнаты просторные,

светлые с преобладанием белого и зеленого цветов. Школа работала как

интернат, и учились в ней в основном дети из малообеспеченных семей.

На протяжении всей деятельности Френе неоценимую помощь оказывала жена —

Элиз Френе — сама незаурядный педагог. Ее перу принадлежит книга, подробно

рассказывающая об истории становления и развития системы Френе.

В отличие от сторонников Нового воспитания, подчеркивавших свою

политическую незавербованность, Френе активно участвовал в общественной

борьбе, был членом Коммунистической партии Франции, заявлял, что его

педагогическая деятельность исходит, прежде всего из интересов трудящихся.

В 1950 г. Френе вышел из Коммунистической партии, однако и в последующие

годы ему, его движению была присуща левая социально-политическая

ориентация. В 1925 г. в составе делегации французских народных учителей

посетил Советский Союз, где встречался с Н.К.Крупской. В брошюре «Месяц с

русскими детьми» Френе высоко оценил усилия, направленные на развитие

просвещения. В начале 30-х годов во Франции был создан Фронт защиты

ребенка. В него входили известные педагоги и психологи, включая

П.Ланжевена и А.Валлона. Будучи одним из инициаторов создания Фронта,

Френе стал его секретарем.

Консервативные чиновники школьного ведомства и реакционная французская

пресса организовали ожесточенную травлю Френе, клеветнически утверждая,

что в руководимой им школе детей воспитывают в духе безнравственности и

неуважения к национальным традициям. В защиту Френе выступили

демократические организации и виднейшие представители левой интеллигенции

А.Барбюс и Р.Роллан.

В годы второй мировой войны Френе подвергался преследованиям со стороны

профашистского режима Виши. В 1941 г. он был заключен в концентрационный

лагерь, где содержался более полутора лет; после освобождения принимал

активное участие в движении Сопротивления.

Френе умер в 1966 г. в Вансе. После его смерти движение продолжало свою

деятельность, а Элиз Френе бережно хранила традиции школы Френе.

studfile.net

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о