Направление дополнительного образования в школе – программы и направления :: SYL.ru

программы и направления :: SYL.ru

Дополнительное образование в школе – это не просто внеклассная деятельность, предполагающая занятия в различных кружках или секциях. Это понятие выступает средством формирования личности ребенка и непрерывного обучения полезным навыкам. Дополнительное образование в начальной школе, средней или старшей – это мероприятия и факультативы, которые должны быть объединены в единое образовательное пространство.

дополнительное образование в школе

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.
кружки дополнительного образования в школе

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний.

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

программа дополнительного образования в школе

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Особенности ДО

Школьное дополнительное образование должно быть направлено на личностное ориентирование учащихся, также оно должно быть профильным, многоуровневым, функциональным, иметь жизненную направленность. Следует обеспечить широкий выбор форм и методов педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, реализацию учебного процесса через активизацию работы учеников, посещающих секцию, кружок или факультативные занятия.

образовательный стандарт

Направления

Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:

  1. Культурология, способствующая активному приобщению школьников к мировой художественной культуре, помогает адаптироваться к жизни в современном обществе, а также реализовать собственный потенциал сразу в нескольких сферах жизни.
  2. Конструирование и робототехника, где школьникам предлагает углубленное изучение программирования и информатики, рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на практике.
  3. Физкультурно-спортивное направление. Спортивные кружки прививают учащимся навыки физической культуры, убеждают в престижности спорта, формируют стремление к здоровому образу жизни.
  4. Экология. Занятия должны раскрывать тесную взаимосвязь человека и природы, указывать на роль природы в жизни всех людей, учить очень аккуратному и бережливому отношению ко всему живому.

Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.

Виды дополнительного образования

Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:

  1. Типовые программы дополнительного образования, утвержденные Министерством в качестве образца.
  2. Модифицированные, т.е. адаптированные под потребности конкретного учреждения, режим педагогической деятельности, характер групп, временные границы и так далее.
  3. Экспериментальные, то есть включающие экспериментальные методики, использование инновационных преподавательских техник, изменение методов, содержания, приемов обучения.
  4. Авторские, написанные педагогическим составом или отдельным педагогом. Содержание таких программ включает новаторские средства организации учебного процесса в кружках, секциях, на факультативных занятиях.
дополнительное образование в современной школе

Программы

Программа – официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.

Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.

Требования к программе

Программа дополнительного образования в школе должна быть:

  1. Актуальной. Ориентироваться нужно на удовлетворение потребностей учащихся.
  2. Рациональной. Следует определить задачи и варианты получения максимально ценного опыта практической деятельности.
  3. Реалистичной. Занятия в секциях должны быть четко обоснованы в денежном, кадровом и временном отношениях.
  4. Контролируемой. Программа должна иметь возможность контролировать достижения учеников.
  5. Чувствительной к отказам. Нужно оставить возможность контролировать отклонения от запланированных ранее итоговых или промежуточных результатов.

Организация

Качественное образование невозможно без правильной организации всей системы. Для этого необходимо наладить взаимодействие между администрацией школы, педагогами дополнительного образования в школе, учащимися и их родителями. Только плодотворное сотрудничество всех сторон сделает возможной организацию системы дополнительных кружков, секций, мероприятий.

педагог дополнительного образования в школе

Этапы организации

Дополнительное образование в школе нужно организовывать в процессе осуществления следующих этапов:

  1. Изучение потребностей и желаний учащихся. Данные можно собрать путем письменного тестирования, устных опросов учеников и родителей, анкетирования, проведения мониторинга качества образованности детей на этапах завершения младшей, средней и старшей школы.
  2. Объединение учеников в группы по интересам, создание секций, факультативов, кружков. Модель системы и программы дополнительного образования в школе можно сформировать по результатам анкетирования. На этом этапе нужно выделить основные направления внеклассного обучения. Мероприятия следует разрабатывать исходя из количества потенциальных участников и тех, кто нуждается в знаниях по определенной тематике.
  3. Помощь учителям и детям в определении области обучения. Учащимся нужно дать свободный выбор программ дополнительного образования, перед началом занятий школьникам дается вступительное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основными.
  4. Текущий контроль и регулярная коррекция работы. Нужно определить отчетный период, по окончании которого собирать данные об учениках, посещаемости кружков и секций, успеваемости школьников. Все собранные данные анализируются и систематизируются. По этой информации в случае необходимости разрабатываются корректирующие мероприятия.
  5. Анализ деятельности и определение перспектив работы. Нужно вести постоянный мониторинг. Это позволит выявить результативность введения системы дополнительного обучения учащихся по интересующим их направлениям. Также можно определить перспективы развития системы в отдельном образовательном учреждении.

Материальная база

Система дополнительного обучения, т.е. кружки, секции, факультативы и другие внеклассные мероприятия, формируется на материальной базе конкретного учебного заведения. Используются существующие кабинеты, инвентарь, литература. Но далеко не все школы или ДОУ обладают достаточными ресурсами для организации внеклассных занятий и углубленного изучения предметов.

дополнительное образование в начальной школе

Источники финансирования

Если школа не может собственным бюджетом обеспечить функционирование дополнительного обучения, вводятся платные секции и кружки. Также иногда организуется условно-бесплатное обучение, которое предполагает сбор финансовых средств, которые необходимы на приобретение дополнительного оборудования, литературы или инвентаря. При платном образовании в стоимость кружков и секций входят оплата труда преподавателей, аренда помещения, если занятия будут проходить вне стен учебного заведения, необходимого оборудования и так далее.

www.syl.ru

Дополнительное образование детей в школе

Школа имеет право на реализацию дополнительного образования, если захочет. Разбираемся с основными понятиями и требованиями.

Что такое допобразование в школе?

В законе «Об образовании» сказано, что дополнительное образование необходимо для развития творческих способностей детей и взрослых, формирования культуры ЗОЖ и организации свободного времени. По формату это привычные нам кружки, секции, студии, курсы. Их можно организовать в специальных учреждениях — школах искусств, спортивных школах, дворцах творчества и подобных, а можно в школе. И в школе допобразование выполняет важную функцию — возможность школьником понять свои интересы и как можно раньше подготовиться к выбору профессии.

Чем внеурочная деятельность отличается от допобразования?

По форме они могут быть похожи, но главное отличие — в целях и решаемых задачах.

Внеурочная деятельность — часть программы общего образования. Её главная цель — расширить или конкретизировать те знания, которые ученики получают на уроках. По новым ФГОСам образовательная программа должна включать внеурочную деятельность.  

Дополнительное образование — автономная, самостоятельная ветвь образования, не входит в госстандарт. Здесь сам ученик выбирает, хочет он в чем-то ещё развиваться или нет, если ли у него интерес к этому или нет. Ребенок может вообще никогда не получать дополнительное образование, но во внеурочной деятельности он должен участвовать.

Как организовать дополнительное образование детей в школе с точки зрения «документов»?

Для организации дополнительного образования в школе нужны нормативные акты, образовательные программы, педагоги со специальным образованием или профессиональной переподготовкой. В уставе должен быть блок о дополнительном образовании: в нем прописаны планируемые результаты деятельности, обязанности педагогов, направления, по которым ведутся занятия. Должны быть созданы должностные инструкции педагогов дополнительного образования. Также необходимы образовательные программы — отдельные по каждому предмету или комплексные.

Все направления допобразования в школе должны быть задокументированы. Каждая программа отражает концепцию, цели и задачи, методы и стадии достижения, предполагаемые результаты.

Нормативно-правовые документы по теме дополнительного образования и внеурочной деятельности

Часто в организации дополнительного образования в школе участвуют учителя-предметники. Пока это не является нарушением, но лучше если каждый педагог как минимум пройдет профессиональную переподготовку в сфере дополнительного образования. Физику может хватать знаний для проведения занятий по робототехнике, но не хватать педагогических технологий.

На дополнительные занятия приходят дети с глубоким интересом к теме — их не нужно вовлекать и устраивать им аттракционы. Но их нужно не потерять — темы и содержание должны быть достаточно сложными.

Дополнительное образование может быть как общеразвивающим, так и предпрофессиональным. Во втором случае детям нужны профессиональные результаты. Для этого педагог должен проводить эксперименты, показывать, где применяется тот или иной усваиваемый навык, показывать работу предприятий, на которых пригодятся знания с занятий.

Какие предметы можно предлагать для изучения школьникам?

В законах и подзаконных актах не сказано, по каким направлениям необходимо проводить занятия. Но в концепции развития образования «2020» были указаны информационные технологии и робототехника, естествознание, экология, культурология и краеведение, физическая культура и спорт.

На сайтах школ встречаются различные программы дополнительного образования — танцы, декоративно-прикладное искусство, шахматы. Самые популярные направления — робототехника, техническое творчество, дизайн, физическая культура.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

eduregion.ru

Дополнительное образование, ГБОУ Школа № 887, Москва



Лепим из глины

Педагог: Шубина Дарья Александровна

Адрес: ул. Молодогвардейская д.2 к.3, каб. 201

Приглашаю ребят от 8 лет в студию лепки.

Занятия керамикой воспитывают эстетический и художественный вкус детей приучают их мыслить и трудиться творчески, развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Программа рассчитана на 4 года обучения и построена по принципу преемственности, то есть каждый следующий год обучения является логическим продолжением предыдущего, что позволяет поэтапно поднимать уровень мастерства учащегося на более высокую ступень.

Темы занятий разнообразны: народная игрушка, декоративные пластины, вазы, малая пластика, сувениры, изучаем различные техники лепки и росписи. Работы обжигаются в специальной печи и расписываются темперой, ангобами, глазурями.

Работы учеников студии регулярно занимают призовые места на выставках!


Лепим из теста

Педагог: Шубина Дарья Александровна

Адрес: ул. Ельнинская, д.10 стр. 2

Приглашаю ребят от 6 до 8 лет в студию лепки на ознакомительный 1-годичный курс лепки.

Лепка из теста – один из видов декоративно-прикладного искусства. Лепные произведения формируют художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. А также лепка положительно влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делая их более чувствительными.

На занятиях дети создают посуду, декоративные пластины, различные фигурки на тему народных игрушек, животного и растительного мира, сувениры к праздникам; после просушки работы расписываются акварелью и гуашью. В начале каждого занятия проводится специальная гимнастика для развития кисти ребенка.

Продолжить знакомство с увлекательным миром лепки можно на базовом 4-х летнем курсе «Лепим из глины».


Живопись

Педагог: Афанасьева Дарья Михайловна

Адрес: ул. Ивана Франко, дом 28, корпус 3

Девиз нашего объединения «Нераздельность процесса работы над цветом и формой», так как решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии на плоских формах, затем – на простых цветовых, с учетом теплых и холодных цветов, далее – на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами, и наконец, – в условиях пространственной воздушной среды (как в закрытом помещении, так и под открытым небом).

Объем знаний, умений, навыков, полученных учащимся.

  1. Умение «лепить» форму цветом.
  2. Владение основами цветоведения, знание основных терминов (цветовой круг /спектр, цвета теплые и холодные, хроматические и ахроматические, сближенные и контрастные, локальный цвет, основные и дополнительные цвета; тон /как светлота/; три характеристики цвета).
  3. Владение техническими приемами акварельной живописи: заливка, размывка, вливание цвета в цвет, работа по-сухому и по-сырому, а-ля прима, лессировка, мазок.
  4. Знакомство с работами мастеров зарубежного, русского искусства.
  5. Осознанное и осмысленное восприятие формата, ритма, тона, декоративности, закона соподчинения и контраста, целого и детали, колористической целостности листа.
  6. Умение видеть отношение, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности.


«Камера, мотор!»

 Педагог: Новикова Светлана Васильевна

адрес: улица Молодогвардейская, дом 2, корпус 3

Дорогие ребята, мамы и папы, бабушки и дедушки! В этом учебном году возобновляет свою деятельность студия «Камера, мотор!», в которой мы будем взращивать юных артистов и режиссёров.

Мы приглашаем к нам всех, кто увлекается кино и хочет научиться делать свои маленькие фильмы. Занятия в студии будут проходить по средам по адресу: улица Молодогвардейская, дом 2, корпус 3

Возраст учащихся 9 -17 лет.

Приходите! Все дополнительные вопросы вы можете задать педагогу студии, кинорежиссёру по телефону +7 916 339 52 27


Студия Хореографии Ксении Хохловой

Педагог: Хохлова Ксения Николаевна

Выпускница МГАХ (Московская Государственная Академия Хореографии при Большом Театре)

Адрес: ул. Молодогвардейская, 2 корпус 3

Предлагаем Вашему вниманию уникальное место для индивидуального творческого развития вашего ребёнка, где есть прекрасная возможность заложить фундамент для всестороннего гармоничного развития и правильного формирования тела, разработать гибкость, пластику, координацию, правильную осанку , музыкальность и хорошие манеры, раскрепостить и творчески обогатить «маленького» человека. Научить его работать над собой и преодолевать трудности.

На сегодняшний день существует множество танцевальных стилей, собранных из разных интересных направлений. Эти микс-уроки предлагаем посещать вашим детям, где будут освоены оригинальные и необычные танцевальные комбинации ( hip-hop , джаз фанк , контемп , джаз модерн) ; танцы народов мира , элементы акробатики и , конечно же , классическая хореография.

Задача нашей студии привлечь подрастающее поколение к этому прекрасному виду искусства и дать возможность раскрыть себя независимо от степени подготовки.

В студии существует три направления работы с детьми :

1-ое направление для здоровья

  • Для устранения и предупреждения возможных проблем опрно-двигательного аппарата, укрепления иммунитета
  • Освоение элементарных навыков владения собственным телом + музыкальность
  • Ну и конечно, общение со сверстниками , удовольствие и результат в одном флаконе.

2-ое направление:

  • Для детей, которые хотят освоить полюбившийся танцевальный жанр. В данном случае мы помогаем выйти на более высокий уровень исполнения.
  • Особое внимание уделяется постановке корпуса, развитию гибкости, укреплению мышц, выносливости и координации движений.
  • Дети выбирают любимый танцевальный стиль и участвуют в постановке интересных номеров, участвуют в различных фестивалях-конкурсах, которые дают им возможность показать все, чему они научились. Посещать различные мастер-классы по выбранным направлениям.
  • Занятия проходят в творческой игровой атмосфере независимо от возраста -что очень ценно для родителей и педагога.

3-е направление

  • Для ребят, которые решили связать свою дальнейшую жизнь с этим видом искусства. Здесь уже основной упор ставится на традиционную хореографическую подготовку ребенка (по методике профессиональных хореографических училищ)
  • Это всем известный станок (экзерсис у станка) ; середина;  allegro и элементарные вращения.
  • Более серьезное внимание уделяется правильному (грамотному) исполнению танцевальных позиций и движений.
  • Ребенок осваивает более серьезные танцевальные связки- танцы и целенаправленно готовится к поступлению в профессиональные заведения.

В течение учебного года родители имеют возможность посещать открытые уроки и наблюдать за процессом обучения детей, задавать интересующие вопросы и принимать активное участие в работе студии. Два раза в год мы даем интересные концерты для всех желающих (упорно готовясь и тренируясь перед ними) и радуем вас своими успехами.


Театральная студия «Стрекоза»

Педагог: Березкин Александр Борисович

Адрес: Молодогвардейская ул., дом 2, корпус 3

Цель программы обучения в театральной студии —  гармоничное развитие личности ребенка путем погружения в различные виды театрального творчества. Игра – естественное состояние для детей, но игра на сцене для зрителя имеет ряд существенных отличий, требует владения определенными навыками. Занятия в студии представляют собой единую систему взаимосвязанных между собой разделов: актерское мастерство, сценическая речь, ритмопластика, игротехника, репетиционная и репертуарная деятельность. За год посещений дети овладевают необходимым набором умений для полноценной работы в детском репертуарном театре.

Занятия проходят в двух группах: младшая (6-9 лет) и старшая (8-17 лет).

Воспитанники студии неоднократно становились победителями и призерами городских и всероссийских фестивалей и конкурсов: «Звуки музыки», «Эстафета искусств», «О Родине большой и малой», «Театральный Олимп», «Ступени Олимпа», «Древо жизни» и др.

Страница студии в социальной сети фейсбук: https://www.facebook.com/StudiyaStrekoza/


Скетчинг. Быстрый набросок реальности.

Педагог: Афанасьева Дарья Михайловна

Адрес: ул. Молодогвардейская, дом 2, корпус 3; ул. Ельнинская, дом 24

Быстро, эффективно и эффектно перенести идею из головы на бумагу? Легко. Навык, с помощью которого Вы сможете осуществить задуманное — скетчинг. Само понятие произошло от английского слова «скетч» («sketch») или «быстрый рисунок», который помогает отразить главную идею, задумку автора.

Изначально, скетчами называли виртуозные и быстрые зарисовки города (travel sketching), архитектуры, людей и модных образов (fashion sketching), предметов (industrial sketching), автомобилей (также industrial sketching). Сейчас скетч остался таким же, но доступным простому обывателю. В нашем объединении Вы научитесь не только делать наброски, но создадите свои первые sketchbooks!


Студия художественного слова «Мастерская»

Педагог: Березкина Анна Михайловна

Адрес: Молодогвардейская ул., дом 2, корпус 3,

Ельнинская ул., дом 10, строение 2

В основе программы занятий студии лежит слияние двух важнейших составляющих искусства – сценической деятельности и литературы.

Программа занятий студии способствует постепенному формированию у детей грамотно построенной речи, четкого произношения, дикции, понимания принципов работы с литературным произведением, контроля звучности и силы голоса, умения находить подтекст произведения. Обучение ведется по трем направлениям: сценической речи, декламации и актерского мастерства. Параллельно проходят репетиции спектаклей большой драматической формы. Все дети в течении года играют в репертуарном театре нашей школы.

В ПРОГРАММЕ ЗАНЯТИЙ:

  • Работа над дикцией, техникой речи, коррекция индивидуальных недостатков дикции
  • Сценическая речь и декламация
  • Выразительное чтение и разбор литературных произведений
  • Основы актерского мастерства и сценического движения
  • Литературно-драматические постановки большой и малой формы

В конце года студийцы овладевают следующими навыками:

  • Имеют представление о средствах художественной выразительности, литературных и театральных жанрах
  • Знают основы системы Станиславского, владеют терминологией
  • Овладевают основными принципами работы над текстом литературного произведения и правилами логического разбора текста;
  • Умеют подвергать текст логическому анализу, определить основную мысль произведения, самостоятельно, последовательно и логично раскрывать эпизоды из прочитанных книг;
  • Применять в репетиционной и исполнительской практике все основные приемы и понятия системы Станиславского.
  • Донести до слушателя идейный замысел автора (владеют перспективой мысли), выразить в чтении свое отношение к событиям и героям произведения (владеют действенным словом).

В течении года студийцы принимают участие в фестивалях районного, городского, всероссийского и международного уровней, становятся   дипломантами и лауреатами  Городского фестиваля «Наши общие возможности, наши общие результаты»,  Городского фестиваля «Эстафета искусств» в номинациях художественное чтение и ансамблевое чтение, Городского конкурса чтецов «Живое литературное слово», Всероссийского конкурса чтецов «О Родине большой и малой»,  Открытого фестиваля «Созвездие талантов»,  Городского  Открытого  фестиваля «Ступени Олимпа»,  Городского конкурса чтецов «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», Всероссийского педагогического конкурса «Высокий результат», Городского фестиваля «Звуки музыки».


sch887.mskobr.ru

Основные направления работы, ГБОУ Школа № 1557, Москва

Одним из направлений воспитательного процесса является учебно-познавательная деятельность учащихся, осуществление которой происходит посредством работы клубов и индивидуальной деятельности учителей-предметников и педагогов дополнительного образования.

Значительные возможности для современного решения воспитательных задач предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ:

Цель дополнительного образования:

Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном современном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи:

1.     Увидеть, поддержать, закрепить успех ребенка.

2.     Создать условия для дальнейшего предпрофессионального или профессионального обучения.

3.     Интеграция основного и дополнительного образования.

4.     Расширение спектра направлений основного и дополнительного образования.

5.     Развитие компетентностей участников образовательного процесса.

Система дополнительного образования лицея представляет собой разнообразные кружки и секции, созданные исходя из запросов лицеистов, их родителей, а также возможностей образовательного учреждения, находящихся во взаимосвязи, как между собой, так и с учебным процессом лицея. В настоящее время в лицее активно реализуются программы следующей направленности:

·        Научно-техническая

·        Естественнонаучная

·        Культурологическая

·        Социально-педагогическая

·        Художественно-эстетическая

·        Военно-патриотическая

·        Туристско-краеведческая

Основными организационно-деятельностными принципами в системе дополнительного образования лицея являются:

·        Принцип самоопределения, предполагающий добровольный выбор лицеистом области специализации;

·        Принцип самореализации, т.е. совместность усилий образовательных групп и каждого ученика наиболее полно проявить собственные способности и возможности в реализации личностных интересов;

·        Принцип субъективности предполагает развитие групп на паритетных отношениях независимо от статуса, возраста, положения. Каждый ученик является исследователем, равноправным участником образовательного процесса.

·        Принцип реальности, что означает осуществление различных видов деятельности, имеющих реальный выход – научное исследование, опирающееся на заказ из вне, публикация материалов, творческие выступления вне лицея, участие в олимпиадах и различных конкурсах, выставках и т.п.

Занятия проходят по программам, прошедшим экспертизу администрации лицея, согласованным с методистами Управления образования Зеленоградского округа, в течение всего учебного года в среднем от 1 до 3 раз в неделю. В каникулярное время кружки и секции организуют поездки, походы, экскурсии, профильные лагеря. Разнообразие видов деятельности, использование нетрадиционных специальных форм и способов работы, мотивационные игры, ролевое моделирование, игры-исследования, мозговой штурм, диалогические занятия, групповая работа, лабораторно-практические занятия, психотренинг и многие другие формы работы, которые помогают не только в развитии индивидуальных особенностей, но и в обеспечении радостного, успешного процесса обучения детей. Создание системы дополнительного образования в единстве с учебно-воспитательным процессом соответствует логике развития образовательного процесса лицея.

Основной возраст учащихся, занимающихся по данным программам – 13-17 лет.

Ожидаемыми результатами данной системы программ дополнительного образования являются – участие в окружных, Московских и Всероссийских олимпиадах, выступления на конференциях различного уровня (окружные, городские, региональные, Всероссийские), продолжение обучения учащихся в вузах соответствующего профиля, участие в различных творческих и интеллектуальных конкурсах округа и города Москвы, а также участие в окружных, городских и региональных соревнованиях по различным видам спорта.

Основными формами подведения итогов по окончанию изучения курсов являются:

  • Итоговые занятия по окончании каждого из разделов программы;
  • Защита творческих работ;
  • Подготовка и проведение школьных учебно-исследовательских конференций;
  • Организация тематических круглых столов;
  • Проведение математических боев;
  • Подготовка отчетных концертов и спектаклей;
  • Участие в спортивных соревнованиях различного уровня.

lyc1557zg.mskobr.ru

Дополнительное образование в школе

Содержание статьи:

Скачать книгу «Оценка качества образования»
Скачать бесплатно в .pdf

Одним из главных средств обеспечения непрерывного обучения детей является дополнительное образование в школе, которое часто ошибочно отождествляется с внеурочной деятельностью. Но если последняя представляет собой совокупность кружковой и экскурсионной работы, то дополнительное образование — это целостная система, способствующая:

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
  • удовлетворению познавательных потребностей, всестороннему развитию интересов школьников;
  • последовательному развитию талантов учащихся;
  • обеспечению психологического комфорта в детском коллективе;
  • формированию навыков ведения самостоятельной работы, обучению самоорганизации и самодисциплине.

Организация дополнительного образования

Вариативная часть образовательного процесса в последние годы приобретает все большую значимость, что объясняется значительными изменениями в социально-экономической жизни нашей страны и общим техническим прогрессом. Объем учебного материала, усваиваемого школьниками в ходе урочной деятельности, является недостаточным для самостоятельного определения профессиональной ориентации, выбора жизненного пути, решения бытовых вопросов.

Организация и реализация дополнительного образования позволяет:

  1. Обеспечить поступательную подготовку детей к самостоятельной деятельности. Не все школьники способны организовать активность по различным направлениям без сторонней помощи, а система мотивированного обучения позволяет скорректировать ситуацию.
  2. Сформировать стойкую привязанность учащихся к творческой активности.
  3. Выработать ответственное отношение к знаниям, получаемым на уроках.
  4. Способствовать выработке положительных черт личности: целеустремленности, настойчивости, уверенности в собственных силах и успехе.

Одной из тенденций современной образовательной системы в РФ является стремление детей школьного возраста к знаниям, не представленным в рамках школьных дисциплин. Работа с приоритетными направлениями позволяет заинтересовать школьников разных возрастов, привести к раскрытию творческого потенциала, занятости в мероприятиях, проводимых по альтернативным программам.

Скачать таблицу приоритетных направлений дополнительного образования
Скачать в .docx

Приоритетные направления дополнительного образования Виды деятельности Планируемые результаты
Информационные технологии и робототехника Расширение знаний об информационно-коммуникативных технологиях, знакомство с основами программирования, сборка простых технических схем. Развитие пространственного мышления, освоение практических навыков применения ИКТ.
Естествознание Ведение исследовательской работы, подготовка и проведение опытов.  Воспитание здоровой любознательности, пытливости, развитие глобального мышления, умения делать выводы, основываясь на практическом опыте.
Экология Проведение экскурсий, природоохранных акций, круглых столов и семинаров, посвященных актуальным вопросам экологии. Осознание детьми взаимосвязи природы и человека, важности соблюдение норм сохранения экосистемы.
Культурология Знакомство с разными пластами мирового культурного наследия, традициями и обычаями разных национальностей. Выработка толерантного отношения к представителям разных национальностей, развитие поликультурности, приобщение к мировым культурным тенденциям.
Физическая культура и спорт Групповые занятия разными видами физической активности, подготовка к спортивным соревнованиям, проведение спортивных праздников, Малых Олимпийских игр.  Формирование навыков занятий спортом, развитие силы воли и выносливости, приобщение к здоровому образу жизни.

Требования к организации дополнительного образования

Создание системы мотивированного образования, которое проводится за рамками стандартного учебного процесса, невозможно без тесного взаимодействия школьной администрации, педагогов, учащихся и их родителей.

Действующие требования к организации школьного дополнительного образования предусматривают реализацию таких мер:

  1. Изучение интересов и пожеланий учащихся. Административный состав школы инициирует проведение анкетирования школьников, опрос членов семей детей во время родительских собраний с целью получения информации об актуальных образовательных потребностях.
  2. Организация кружков и секций, направления деятельности которых признаны наиболее востребованными по результатам проведенных тестов и опросов.

www.menobr.ru

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

В Концепции модернизации системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального образования детей и молодежи. Дополнительное образование детей-целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства.

Дополнительное образование нельзя рассматривать как придаток к основному образованию, выполняющих функцию расширения образовательных стандартов. Основное его предназначение-удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в РК».

Современная система дополнительного образования детей представляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, спортом и исследовательской работой-в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы:

  • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

  • Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

  • Единство обучения, воспитания, развития.

  • Практико-деятельная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойного уважения.

Сущность и спицифика дополнительного образования

Развитие дополнительного образования детей предполагает решение следующих задач:

  • изучение интересов и потребностей обучающихся в дополниетльном образовании детей;

  • определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста особенностей его социального окружения;

  • формирование условий для создания единого образовательного пространства;

  • расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

  • создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

  • создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитанияи уважения к истории и культуре своего и других народов;

  • обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и соцмальной активности.

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможнсть выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотноситльно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополниетльное образование детей увеличивает пространство, в котором воспитанники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров.

Задачи дополнительного образования-помочь подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаще можно встретить различные курсы практической напрпавленности (вязание, дизайн, вождение автомобиля и т.д.). Еще большой успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством и т.д.). Структурно-организационные формы дополнитнльного образования. Успешность развития дополнительного образования детей во многом зависит от уровня его организованности. Можно назвать как минимум четыре условия уровня.

Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетатеся друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.

Второй уровень— более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидарностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительногот образования в едином учебно-воспитательном процессе школы.

Третий уровень-развитие дополнительного образования детей как отдельногот подразделения, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

Четвертый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структкр школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие школы в целом.

Сегодня можно говорить, что многие школы отошли от первого и находятся на втором уровне, когда приходит понимание важности дополнитнльного образования детей, но пока еще не накоплены резервы для перехода на третий и четвертый уровень.

В Законе «Об образовании» РК от 7 июня 1999 года дополнительное образование рассматривается как процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней, куда входят: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование.

В нашей республике накоплен опыт внеклассной и внешкольной работы в системе дополнительного образования детей. Более 50 лет успешно работают старейшие организации дополнительного образования в Атырау (оьластная станция юных натуралистов), Павлодаре (станция юных техников), более тридцати лет активно работают организации дополнительного образования в городах Оскемен, Караганды, Актобе, Талдыкорган, Сатпаев, Шымкент, Кызылорда и других.

Для оказания помощи внешкольным организациям нашей республики в методологическом обеспечении постановлением Правительства Республики Казахстан за № 481 от 28 апреля 2004 года Республиканский Дворец школьников переименован в Республиканский учебно- методический центр дополнительного образования.

Система дополнительного образования состоит из кружковой работы и работы спортивных секций, проектной деятельности. Такая система дает возможность обучать учеников творческому, созидательному труду, дает детям информацию о прикладных видах деятельности, формирует умения и навыки по выбранному профилю, готовит воспитанников к будущей самостоятельной жизни и несет определенную профориентационную нагрузку. Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:

  • обучающиеся приходят на занятия во второй половине дня, в свободное от учебы время;

  • обучение организуется на добровольных нгачалах;

  • коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях, принципиально отличающихся от условий обучения в первой половине дня;

  • учебно-воспитательный процесс проходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами и добровольностью совместной деятельности.

Это способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.

Содержание дополнительного образования в школе.

В натоящее время дополнительное образование представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие: художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть дополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ. Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытатеся разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой стороны-создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличии от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органическое сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого – основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основными. Это очень трудно! Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда под силу. Но это и неудивительно. Этому надо учить! И пока в педвузах, институтах усовершенствия учителей к этому только готовятся, необходимо создать совместные метод объединения педагогов дополнительного образования и школьных учителей. Над чем в принципе и работают педагоги и тренера нашей школы. От нас самих зависит качество образовательного процесса, желание детей заниматься в кружках и секциях, заинтересованность родителей, чтобы их дети занимались творческой или спортивной деятельностью.

КГКП «Школа искусств и спорта»

Методический доклад

«Дополнительное образование в современной школе»

Зав. отделения художественного творчества : Ильтнер З.Т.

г. Приозерск

Содержание:

I. Вводная часть. Концепция модернизации дополнительного образования

II.Основная часть. Сущность и специфика дополнительного образования.

а) Задачи дополнительного образования;

б) Содержание дополнительного образования

III.Заключение.

IV.Использованная литература.

Использованная литература:

1. Научно-пратический журнал «Управление современной школой». Г. Москва НОУ Центр «Педагогический поиск»;

2. Республиканский педагогический журнал «Внеклассная работа в школе». Г. Астана;

3. «Справочник классного руководителя». ТОО РПИК «Дәуір». г. Алматы

infourok.ru

«Система работы дополнительного образования в школе»

КГУ « Костряковская средняя школа»

Система дополнительного образования в школе

Дополнительное образование — это такая сфера деятельности, которая дает возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, раскрепощенность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и многое другое. Работа в блоке дополнительного образования обеспечивает разнообразные потребности ученика и направлено на сохранение физического, психологического и нравственного здоровья ребенка, формирования сплоченного и творческого школьного коллектива, воспитание самоуважения, уважения и терпимости к другим людям, воспитание понимания ценности образования, открывающего путь к новым возможностям, к осуществлению своих мечтаний, в том числе и выборе профессии.

Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитие общества. 
Осуществляя дополнительные образования, школа реализует идею создания условий для развития творческих способностей и формирования навыков и умений, необходимых для развития гармонически развитой личности. Существенными характеристиками указанного педагогического пространства является здоровье сберегающая атмосфера, наличие психологического комфорта для каждого ребенка, постоянное наращивание творческого потенциала личности, овладение навыками самостоятельной деятельности, развития постоянных интересов учащихся с разными психофизиологическими данными.

Организация дополнительного образования в школе имеет свои особенности : с одной стороны — она реализует потребность детей, а с другой, в ней должны учитываться интересы образовательного процесса в целом. При организации системы дополнительного образования в школе педколлектив опирается на следующие принципы:

— свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

— ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

— возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

— единство обучения, воспитания, развития.

Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. На занятиях преподаватели используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выставках, фестивалях.

Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе уже сложившихся в школе традиций, с учетом возможностей школы, профессионального потенциала педагогического коллектива, пожеланий обучающихся и их родителей и согласно лицензии на право осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам следующих направленностей: танцевальная , физкультурно – спортивная, военно – патриотическая, музыкальная

1.Танцевальная

Цель: формировать у детей умения понимать произведения искусства, получать удовлетворениеhello_html_m61d8b55c.jpg

от творчества.

Задачи:

-повысить рост качества воспитанности через обмен опыта по включённости

каждого учащегося в процессе обучения;

— развивать творческие навыки, через разнообразие форм и методов работы

во внеурочной деятельности;

-расширять возможности для самореализации ученика и учителя в школе;

-создать условия для разностороннего и свободного развития личности.

Танцеальнвй- 15 детей Руководитель Донченко С.Ю.

Работа кружков художественно-эстетической направленности служит развитию

творческих способностей обучающихся. Знакомству с произведениями искусств,

духовному развитию личности, воспитанию мира чувств, его эмоциональной

чуткости.

2. Физкультурно — спортивное

Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Привлечь максимально возможное количество детей и подростков

к систематическим занятиям.

2. Воспитывать физические качества: силу, быстроту, гибкость, ловкость для

успешного овладения навыками игры.

3. Формировать организаторские навыки, воспитывать волевые качества,

уважение к партнеру.

Волейбол – 15 человек (8-11 классы)Сафонкин А.П.

Баскетбол – 12 человек (9-11 классы

Легкая атлетика – 36 человек(4-10 классы) Стукан Р.С.

Акробатика — 30 человек руководитель Агеева А.И.

Шахматы – 30 человек руководитель Мозговой С.А.

Целесообразность работы этой направленности продиктовано снижением двигательной

активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и

физической подготовленности детей. Данные кружки призваны сформировать у обучающихся

устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии

физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в

организации здорового образа жизни. Мир спорта охватывает и увлекает детей, формирует

специальные знания, совершенствует функциональные возможности организма, формирует

организаторские навыки, воспитывает волевые качества, уважение к партнеру.

3.Военно — патриотическая

Цель: развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших

духовно-нравственных и социальных ценностей, чувства верности своему Отечеству,

готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Задачи:

1.Воспитывать у детей патриотизм, любовь к родному краю, уважительное отношение

к истории Отечества, своей школе;

2.Пробуждать у ребят стремление познать историю рода, семьи, семейных традиций,

культурного наследия предков.

3. Развивать у детей чувство доброты и милосердия к старшему поколению.

4. Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами

патриотического воспитания.

кружок»Сарбас» (9-11 классы) -10 человек

Воспитание детей на героике прошлого, боевых традициях своего народа было

и есть одним из важнейших направлений. Оно помогает осмыслить глубинные

связи поколений, культурные и духовные традиции своего народа, прошлое и

настоящее Родины.

.

В школе существует и активно функционирует система дополнительного образования, целью ее является гармоничное развитие личности каждого ребенка соответственно ее интересам и наклонностям.

Дополнительное образование — условие для личностного роста, социализации личности воспитанника, которое формирует систему знаний, обеспечивает сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

В качестве руководителей кружков в этом учебном году работают 6 педагогов.

В школе действуют 8 различных объединений: 1 объединения музыкального профиля, танцевальное — 1 объединение, спортивные — 5 объединения гражданственно-патриотического профиля 1 .

Работа педагогов дополнительного образования направлена на систематическое обновление содержания дополнительного образования, его программ, методик; включение в систему одарённых и детей, требующих повышенного педагогического внимания.

Сеть кружков и секций позволяет вовлечь всех желающих в творческую и интеллектуальную деятельность, что обеспечивает всестороннее развитие детей и подростков.

Система школьного дополнительного образования складывается:

 Расписание кружков на 2016-2017 учебный год

 

infourok.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *