Зачем нужно читать сказки – Зачем детям сказки? Надо ли читать сказки детям?

Зачем детям сказки? Надо ли читать сказки детям?

Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным.

Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам незыблемую уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Но, всё-таки, так ли необходимы детям сказки?

Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений.

Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.

Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе.

Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации.

 Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, это такой себе вид развлечения, кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво.

Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку

, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку.

Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии, кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.

         С какого возраста читать ребенку сказки?

Можно начинать читать ребенку сказки еще в утробе матери. После выписки из роддома приступать к чтению можно сразу, как только будет налажен быт с появлением нового члена семьи, примерно с двухнедельного возраста.

 Кроме сказок можно петь ребенку колыбельные. Ребенок сразу их полюбит и с взрослением родители начнут замечать по реакции малыша момент, когда ребенок начнет их узнавать по первым звукам.

         Читаем сказку в сотый раз…

Родители, практикующие чтение сказки на ночь, вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу.

 С чем это связано и нужно ли с этим бороться?

Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать.

Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым,  у ребенка возникает  чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.

       Обсуждение прочитанной сказки

Не следует забывать о необходимости обсуждать прочитанную сказку. Даже если складывается впечатление, что ребенку всё понятно, лучше обсудить сказку лишний раз, убедившись, что ребенок всё понял правильно, не исказил отношение к поступкам героев, сумел разобраться, где поступили правильно, а что – пример негативных поступков. Через обсуждение можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами из сказки или же из обыденной жизни ребенка.

Правильно выбираем ребенку сказки

Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития.

С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок», «Репка». Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных, ребенок любит повторять звуки, имитирующие персонажи сказки.

С двух до пяти лет у ребенка активно развивается способность к фантазии. В этот период благоприятно использовать игру, о которой упоминалось выше – ребенок сам придумывает концовку сказки. В этот период следует ребенку покупать сказки о волшебстве, которые обязательно придутся ему по душе.

С пяти до семи лет, как правило, ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом, приключенческая литература. В этом возрасте следует интересоваться у самого ребенка его предпочтениями в литературе, выбирать ему героев близких по душе, не нужно навязывать свои предпочтения.

Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения, не следует отказывать ребенку в чтении перед сном. Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.

Ребёнок, регулярно слушающий или

читающий сказки, вырастает более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими.

Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания. Добрых сказок вам и вашим детям!

В статье использованы рисунки В. Сутеева (как приятная ностальгия по детству)

(Посетители 8 016 за все время, 2 просмотры сегодня)

maminovse.ru

польза детских сказок для дошкольников

Даже повзрослев, многие помнят сюжеты любимых сказок, которые читали им родители. Сказки нравятся всем без исключения детям. Однако, они являются не просто увлекательными историями, позволяющими приятно провести время. По мнению психологов, сказки еще и очень полезны для детей.

Для чего нужно читать сказки

Взрослые рассказывали сказки детям еще в древние времена, рассказывают или читают их и в наши дни. С тех пор изменились места действий, герои, сюжеты, однако, суть самого процесса осталась неизменной.Зачем нужны сказкиЗачем нужны сказки

Зачем нужны сказки, какую роль они играют в жизни ребенка и почему принято их читать детям с самых малых лет? Для многих ответ очевиден – это занятие хорошее развлечение для ребенка. Но в действительности, необходимость сказок куда больше. Такие фантастические рассказы позволяют преподнести малышам представление о том, как создан мир.

Они начинают знакомство деток с человеческими отношениями, дают начальные понятия о добре и зле, подлости и благородстве, дружбе и предательстве. Учат, как вести себя в разнообразных ситуациях – когда на пути возникают препятствия, когда тебя обидели, когда кто-то просит помочь.

Серьезные нравоучения родителей малышей утомляют очень быстро и редко достигают своей цели. В то же время воспитание дошкольников сказкой позволяет преподнести нужную информацию в наиболее доступной, легкой для детского понимания форме. Именно поэтому познавательные, фантастические интересные деткам рассказы, можно считать мощнейшим инструментом их обучения.

Польза сказок для детей

Заключается польза сказок для детей не только в возможности для малыша разобраться в тонкостях взаимоотношений. Влияние сказок намного больше, они:

  1. Учат добру, позволяют понять, чем оно лучше зла.Сказка польза
    Сказка польза
  2. Дают понимание, что просто так в жизни ничего не дается, достигается все только усилием и трудолюбием.
  3. Развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление.
  4. Компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться.
  5. Развивают внимание, учат размышлять.
  6. Учат преодолевать трудности.
  7. Расширяют словарный запас.
  8. Прививают любовь к книгам и чтению.
  9. Помогают адаптироваться к реальной жизни.
  10. Учат навыкам общения.

Всем детям нравится, когда папа и мама уделяют им внимание, а не постоянно занимаются своими делами. Сказка, польза которой для развития ребенка просто огромна, помогает еще и сблизится взрослому и малышу, она является прекрасным вариантом совместного досуга.

Лучшее время для чтения сказок

Читать деткам можно в любое время, четких ограничений и рекомендаций для этого попросту не существует. Будут актуальны сказки на утро, днем и вечером, главное, чтобы ребенок был настроен слушать взрослых.Сказки для снаСказки для сна

Не стоит отвлекать кроху от других интересных занятий, прерывать его игры или общение с друзьями. В то же время старайтесь читать сказки ребенку всегда, когда он об этом попросит. Возможно, для вас это занятие и скучновато, но для вашего малыша, точно нет.

Особенно полезны сказки для сна ребенка. Слушая истории, он забывается, начинает утопать в своих фантазиях. Зная, что рядом с ним близкий человек, сознание малыша успокаивается его сон становится крепким и спокойным.

Какие сказки лучше читать

Психологи утверждают, что развитие детей сказками можно начинать еще в роддоме, ведь общение мамы с малышом лишним никогда не бывает. В этот период совершенно не имеет значения, какие именно сказки вы будете читать, главное, чтобы кроха слышал спокойную речь близкого человека.Зачем сказки детямЗачем сказки детям

Когда малыш начнет интересоваться миром вокруг себя, как правило, происходит это в месяца три, можно к кроватке прикрепить специальные книжки, и при его пробуждении показывать картинки и читать про изображенных персонажей коротенькие стишки.

Зачем сказки детям, мы уже разобрались, теперь стоит выяснить, что стоит читать детям разных возрастов:

  • Малышам до года лучше всего подойдут разнообразные потешки, пестушки, стихи, которые будут призывать к разным действиям, играм с разными предметами, осознанию им собственного тела.
  • Деткам, которым уже исполнился годик, лучше всего подойдут простые сказки о животных, например, «Курочка ряба» или «Колобок».
  • Малышам 3 лет можно начинать читать сказки, в которых взаимодействуют люди и животные. Но только их сюжет обязательно должен быть простым предсказуемым и позитивным. Например, «Маша и медведи», «Соломенный бычок», «Гуси-лебеди».
  • В 4 года дети уже начинают хорошо воспринимать сказки. Для этого возраста подойдут простые «волшебные» сказки, например, «Морозко», «Принцесса на горошине».
  • После 5 лет, деткам можно начинать читать более сложные произведения, в которых присутствуют колдуны и волшебники. Хорошим выбором станут сказки «Двенадцать месяцев», «Дюймовочка», «Русалочка», «Щелкунчик».

polzavred.ru

Для чего нужно читать сказки

Сказка — это именно такой рассказ, который лучше воспринимается детьми всех возрастов. Она воспитывает и обучает, помогает с пользой провести досуг. Яркие характерные образы из сказок воздействуют на сознание и дают четкое представление ребенку о добре и зле. Все эти фантастические рассказы содержат некие стереотипы поведения в той или иной ситуации, предлагают способы решения проблем и жизненных задач.Часто сказки повествуют о каком-либо слабом и беспомощном герое, который в результате преодоления трудностей и сложных препятствий становится сильным и мудрым. Именно это отражает суть взросления человека и делает этот процесс понятным для детей. А задачи, которые решает персонаж, учат ребенка не пасовать перед проблемами, развивают гибкость ума, бытовую смекалку и хитрость.Герой встречает на своем пути множество других действующих лиц сказки, разговаривает с ними. Дети, читая или слушая рассказ, постигают навыки общения и запоминают схемы поведения персонажей, все это развивает их и готовит к жизни в реальном мире. Взрослые, рассказывая произведение ребенку, меняют тембр голоса и интонацию, тем самым выступают в роли логопеда. Малыши буквально заглядывают в рот рассказчику, невольно запоминая его движения и мимику. Для разного возраста существуют и свои сказки. Ребенку до трех лет не стоит читать сказки Пушкина, Кэрролла или Астрид Линдгрен. Начните с Колобка, Курочки Рябы и других прекрасных русских сказок. Малыш может просить вас читать эти книги вновь и вновь, не отказывайте ему — в этом возрасте очень важна предсказуемость и позитивность сюжета, это успокаивает ребенка и дарит ему чувство безопасности.После трех и до шести лет подбирайте сказки с конкретным и понятным сюжетом, где действуют животные и люди. По-прежнему это русские сказки, сказки народов мира и прекрасные авторские произведения Андерсена, братьев Гримм, Бажова и других замечательных авторов. В этом возрасте важно слышать о победе добра над злом, об обретении героем любви, счастья и богатства после всех испытанных им трудностей.Школьники 7-11 лет начинают примерять сюжет сказки на себя, поэтому подойдут книги с действующими героями примерно этого возраста. Д. Родари, А. Линдгрен, А. Милн, А. Волков и масса других писателей часто выбирали и выбирают своими главными героями детей.Для подростков, которые уже сами будут решать, какие сказки им читать, выпущено много произведений с более фантастическими и волшебными сюжетами. Здесь уже и приключенческая литература, и фэнтези, и магия, и любовь, и киберпространство и многое другое. Но все это сказки! Не бросайте читать их и вы — идеи этих добрых рассказов полезны и взрослым, которые в душе остаются детьми навсегда.

www.kakprosto.ru

Книжка первая и главная. Почему детям важно и нужно читать сказки | Книги | Культура

Что мы читаем малышам? Сказки. Что бабушки рассказывают внукам? Сказки. Какие представления нравятся детям больше всего? Сказочные. Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок!

Эксперты книжного издательства «Клевер» рассказали АиФ.ru, почему ребенку важно читать именно сказки и почему этот формат не может заменить ни взрослая литература, ни рассказы и поучения родителей.

Почему именно сказки так важны и нужны? Рассказывают эксперты издательства «Клевер».

1. Сказка — это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».

2. Именно в сказке прописаны отношения между людьми и жизненные ситуации — любовь, дружба, обман, радость, грусть…

3. Сказочные образы очень однозначны — хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Никаких «полутонов», непонятных малышу.

4. В сказке всегда побеждает добро. А это необходимо ребенку для того, чтобы не бояться. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идешь вперед!

5. В сказке правят хорошие дела — трудолюбие, ум, щедрость. Ребенку просто понять, каким нужно быть, чтобы все получалось.

6. В сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули, постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку и т.д.), в Теремок звери одинаково стучались и заходили (кто-кто в теремочке живет?). Дети любят повторения. Во-первых, повторения помогают им запоминать сказку, а во-вторых, детям нравится узнавать что-то уже известное — это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.

7. Ребенок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру и не бояться.

8. В сказках — мудрость веков, которой так не хватает в современном «материальном» мире.

Что из сказок узнает девочка?

— Нужно быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Потому что лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.

— Нужно быть благодарной. Как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку — за пирожки. Современные дети привыкают получать все и сразу. А в сказках ничто не дается просто так, и нужно уметь говорить «спасибо».

— Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания? (Это, конечно, не для малышей, но в голове полезная мудрость все равно отложится).

Что из сказок узнает мальчик?

— Нужно быть благородным. Помогать слабым, заботиться. Тот принц, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасет кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.

— Не бояться трудностей. Во всех сказках мужчины без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Мужчина не боится, мужчина готов преодолевать трудности, рисковать, даже тот, который сначала лежал на печи. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.

— Так же, как и сказка учит девочек проверять женихов, мальчиков она учит испытывать невест. Сможет ли испечь каравай, сможет ли прибраться в доме, сможет ли сшить платье? Женщина должна быть хозяйственной и умной. Вот чему учит сказка.

Несколько советов родителям

— Читайте сказку вместе с ребенком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не обязательно перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.

— После прочтения обязательно задавайте вопросы: какие выводы сделал ребенок, какой момент ему понравился, а какой нет.

— Предложите ребенку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.

Материал подготовлен совместно с издательством «Клевер».

aif.ru

Зачем нужны сказки: пробуждение души или точные знания?



Зачем нужны сказки детям? Некоторые родители задаются таким вопросом. Не лучше ли было бы, чтобы ребенок читал что-то полезное, не о волшебном, а о настоящем мире? И всё же самые мудрые взрослые вырастают из детей, которые слушали сказки. Скажем больше: взрослые, умеющие видеть красоту мира, и сами любят сказки всю жизнь. В чем же польза волшебных сказок?

зачем нужны сказки
Польза сказок в пробуждении души!

Сказки – древняя традиция передачи знаний

Пусть нынешним людям кажется, что сказки – сплошь выдуманные истории. Северные же старики знают: быль – что смола, а небыль – что вода. Сказки, не находящие отражение в душе народа, быстро умирают, подобно тому, как капли воды скатываются со ствола дерева. Только подлинные истории с глубоким смыслом подобны смоле, которая застывает и навсегда сохраняет волшебный миг сказки.

Знаете ли вы, что в начале XX века пытались создавать истории, напоминающие русские былины, только героями их были вожди и цари? Много подобных историй вы запомнили сами? Искусственно созданные былины, даже напоминающие по форме настоящие северные сказания, не прижились в народе. Сказкой становится только та история, которая задевает что-то в душах людей. В этом настоящая польза сказок: читая их, можно уловить, что же было для наших Предков самым важным, какие ценности сохраняли славяне, какие уроки передавали от отца к сыну.

Зачем нужны сказки? Тут найдутся два ответа: о пользе волшебных историй для детей и для взрослых.

Зачем нужны сказки детям?

Сейчас многие родители стараются пробудить разум ребенка раньше, чем разбудят его душу. Малышей водят на занятия математикой и иностранными языками ещё до того, как ребенок научится ходить и говорить. Встарь забота о детях была иной. Мать, бабушки и старшие сестры пели малышу колыбельные, а отец или дед рассказывал сказки. Так постепенно начинала пробуждаться душа ребенка. Ещё не зная многого о мире, он сердцем чувствовал разницу между добром и злом, узнавал о самом важном: что на свете есть дружба, любовь, честь.

зачем нужны сказки,польза сказок, зачем нужны сказки детям, зачем нужна сказка современному человеку
Зачем нужны сказки детям?

Зачем нужны сказки? Чтобы научить ребенка мечтать, стремиться к большему, искать свой путь. Человек, почувствовавший искру своей души в детстве, вспомнит об этом в самые темные моменты жизни, и внутренний свет укажет ему верную дорогу. Именно потому встарь люди сами стремились к знаниям, а нынче дети, с ранних лет обучающиеся сложным наукам, когда подрастают, уже не хотят знать ничего. Удивительно ли это, если они не чувствуют света собственной души?

Зачем нужна сказка современному человеку?

«Детишки, смеясь, откусывая ломтики ароматного печенья, стайкой промчались к последнему дому в деревне, чтобы посыпать крошками поле. И встали как вкопанные завидев высокого длинноволосого старика, уже ступившего на деревянные мостовые.
— А я знаю, кто это, — зашептала старшая белобрысая девчонка, которую все кликали Веснянкой. — А вам не скажу, приглашу его к нам на постой, вечером и узнаете! Старик как слышал всё, подошел поближе, взял узкую девчачью ладошку в свою и сказал неожиданно густым напевным голосом;
— Ну, веди, красавица, к отцу своему, давно его не видал, есть о чем погутарить вместе!
— Боян пришёл, — радостно перекликались жонки, а мужики подкручивали усы и улыбались. Вечером, кто пришел первым к старосте в избу, тот занял лавки, а кто припозднился, остался смущённо стоять.
— Споёшь ли гость дорогой, сыграешь ли нам на своих гуслях? — это Старостина жонка, матушка Веснянки, добавила гостю ещё пирога с брусникой да подлила чаю.
— Как не спеть, коли слушать хотите!
— Весну зовём нынче, спой про любовь, Боян сладкоголосый! Или как сам выберешь.
И зазвенели гусли переливчатым звоном, и перед очарованными слушателями уже не старик в белом одеянии, расшитом красными узорами, а волшебные картины минувшего…»
Из книги «Приключения Ярого Бога»

Так встарь встречали на Севере сказителей. Умение петь былины и рассказывать волшебные истории ценилось наравне с мастерством ремесленников или охотников. На Русском Севере известны целые династии сказителей. Когда ученые открыли для себя чудо северной сказки, наши бабушки и дедушки, певцы былин, даже приезжали в столицу и собирали там целые театральные залы. Можете ли вы представить себе, чтобы полный зал людей собрался послушать волшебную сказку?

зачем нужны сказки,польза сказок, зачем нужны сказки детям, зачем нужна сказка современному человеку
Встарь понимали пользу сказок не только для детей, но и для взрослого человека

Зачем нужны были сказки взрослым, образованным людям? Северные былины, длинные и размеренные, настраивали на особый лад, успокаивали разум. Истории славянских Богов и героев взрослым часто даже ближе, чем детям. Там, где ребенок услышит только волшебную сказку, взрослый может заметить мудрый урок. Польза сказки в том, что она помогает увидеть свою жизнь иначе, взглянуть на свой путь с высоты, куда поднимается душа вслед за словами сказителя, и увидеть верную дорогу там, где раньше был тупик.

Зачем нужны сказки именно вам?

Здесь у каждого будет свой ответ. Кто-то хочет познакомиться с народными традициями, древними обычаями, описание которых сохранилось в северных сказках. Кто-то хочет научить детей мудрости и сызмальства познакомить со славянскими мифа. А кто-то и вовсе не осознает, чем ему так нравятся сказки, но каждый раз после их прочтения чувствует, что готов жить радостно и творить добро.

А также читайте:

Боги весны: кого чествуют славяне весной?

Древние легенды и мифы — Суд Макошь над Мореной

Богиня Морена у славян: важность круговорота жизни и смерти

northernfable.ru

Зачем нужны сказки? Нужно ли читать сказки детям и для чего.

зачем читать сказки

Для чего нужны сказки в жизни ребенка

Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую.

Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста, начиная с пеленок. Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, присказками. Чуть позже, после двух лет начинается настоящее воспитание сказкой. Существует несколько аспектов, раскрывающих развивающее влияние сказок.

Сказка – инструмент ненавязчивого обучения

Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Пространные, серьезные нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не достигая своей цели. В то же время с помощью сказки можно объяснить им все те же прописные истины, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.

Сказки по праву считают мощнейшим инструментов обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.

Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Сказки воспитывают положительные качества

Вовлекая детей в круг невероятных событий, захватывающих приключений сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Постепенно, без давления со стороны взрослых дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.

Между прочим, тот факт, что в конце сказочных историй добро торжествует над злом, является важнейшим фактором в воспитании детей. Понимая эту простую, известную всем с детства истину, ребенок будет чувствовать себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимать как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.

Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы

Воспитательное значение сказок проявляется также в том, что они способны оказывать влияние на формирование личностных качеств. В нежном детском возрасте психика еще нестабильна, граница между добром и злом слегка размыта. Поэтому родителям необходимо прислушиваться к своим детям и их сказочным предпочтениям. Возможно, что любимые и не любимые ребенком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша.

В этом случае с помощью той же сказки вполне можно немного скорректировать развитие детской психики, направить ее в мирное русло. Очень важно совместно обсуждать прочитанное, обращать внимание ребенка на какие-то ключевые моменты, разъяснять непонятное.

Помимо того, что сказка является эффективным средством воспитания ребенка, способным решать множество задач, она также объединяет родителей и их детей, дает возможность просто приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира.

Автор: Елена Смеян

klub-drug.ru

Детские сказки: зачем нужны и как выбрать

Как выбрать правильные сказки, может ли книга навредить, что делать, если ребенок прочитал что-то неприличное или страшное и спрашивает об этом папу и маму? И наконец, почему хорошими родителями не рождаются, а становятся, и чего боятся в сказках взрослые и дети. Обо всем этом мы беседуем с Екатериной Асоновой — кандидатом педагогических наук, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.

Что такое сказка

Екатерина Асонова

— Екатерина Андреевна, что такое сказка?

— В ХХI веке взрослые люди обычно под словом сказка подразумевают именно литературную, авторскую сказку. Человек старше двадцати лет сейчас считает классической сказкой, например, «Щелкунчик» Гофмана, где есть сказочное пространство, хэппи-энд и понятные мотивировки.

В народной же сказке главное — сюжет, где есть понятные троекратные повторения типичных ситуаций, например, три раза старик закидывает невод в море, где есть плохие герои и хорошие герои, но не понятно, почему они действуют именно так.

В ХХI веке человек уже не понимает многих сюжетных мотивировок народной сказки: «девушку выдали замуж, потому что надо выйти замуж». Для нас это совершенно немыслимо, что замуж надо выйти просто для того, чтобы выжить, потому что есть мужская и женская работа и только вместе мужчина с женщиной могут обеспечить себе пропитание. Мы не живем в такой системе координат, нам это трудно понять.

Поэтому многие современные сказки сочетают в себе архаичный сюжет, например, о принцессе и ее спасителе, и его новую трактовку, которая понятна современникам. Например, в «Шреке» Уильяма Смейга есть два внешне ужасных героя, которые становятся счастливыми, найдя друг друга, но при этом остаются такими же безобразными, как и в начале истории. Мораль у этой истории проста — если любишь, то уродливое для других кажется прекрасным для тебя.

— Сказка — это детское чтение?

— С самого начала народная сказка — это не рассказ для детей. Это был жанр, похожий на современные сериалы. Задача сказки — заполнить досуг, рассказать занятную историю, которую слушают, выполняя какую-то несложную домашнюю работу для того, чтобы отвлечься, отдохнуть. Современный человек смотрит сериал так, как человек слушал сказку тогда, когда она родилась и активно рассказывалась.

 

Зачем нужна сказка

— А сейчас, в век сериалов и компьютеров, сказка вообще нужна?

— Безусловно. В наши дни есть сказочники, продолжающие традицию Ганса Христиана Андерсена. Именно Андерсен для многих родителей — это образец сказки: истории с волшебством, с иносказаниями, с миром, где иголка может стать героем. Вот этот язык иносказания, аллегории приобретает абсолютно новое звучание, новое значение, когда он обращен к детям. Это тот образ, через который взрослый пытается что-то ребенку передать.

— То есть сказка — это способ сделать своего ребенка «хорошим»?

— Нет. Все родители помнят фразу: «Сказка — ложь, да в ней намек». Взрослые думают, что сказка дает правильные представления о добре и зле, но это очень поверхностный уровень восприятия.

На самом деле, например, сказка «О рыбаке и рыбке» совсем не рассказывает о добре и зле. Она скорее может сильно запутать читателя. Первое, что приходит в голову, — старуха наказана за жадность. Жадность — это плохо, следовательно, жестоко наказывать за жадность, отнимая у человека всё — хорошо. На самом деле такое прочтение сказки — результат простейшей манипуляции со стороны родителей.

13905292998_9eff2a50f1_o

Пиноккио. Рисунок – janwillemsen/www.flickr.com

 

Мы иногда пытаемся за счет сказки сделать ребенка удобным. Пытаемся ему объяснить, что слушаться — это хорошо, а не слушаться — это плохо. Но такой подход совсем не работает.

Гораздо интереснее читать вместе с ребенком и обсуждать поступки героев: почему старуха гоняла своего старика к рыбке, почему сказка так кончается. Но это опять же не про то, как стать «хорошим». Скорее о том, что мир довольно сложно устроен, в нем нет «добрых» и «злых» героев. Так бывает только в вымышленном мире сказки. Если вернуться к фразе про ложь и намек, то главное – научиться дмысливать то, на что указал намек.

— Тогда получается, что сказка для родителей — вещь бесполезная. Добру не учит, жить не помогает, зачем же тогда ее читать…

— Вряд ли в природе существуют такие родители — абсолютные прагматики. Чаще всего родитель подбирает сказки для того, чтобы их читать вслух и общаться с ребенком.

Одна из самых важных функций этого жанра — чтение вслух. Сказка — занимательная история, которую здорово и читать, и воспринимать вместе. И эту функцию она блестяще исполняет. Потому сказка нужна и никуда не денется из семьи.

Взрослый человек может остановиться, взять в руки книжку и читать вместе с детьми. Это те минуты или часы, которые проводят с ребенком, которые ему отдают.

Мальчик или девочка точно знают, что сказка ему гарантирует время мамы, папы или бабушки, которое будет принадлежать им.

У сказки есть важнейшая функция — это эмоциональное поле, которое она создает вокруг себя.

Читать вместе с ребенком — здорово, занятно, интересно, ярко, неожиданно. За каждой новой строчкой может быть тот поворот, которого ты не ждешь, это всегда читательский драйв. Сказка позволяет вместе переживать. Это сильные, но не зашкаливающие эмоции. Это здорово — вместе радоваться, вместе удивляться, вместе печалиться. Кроме того, ребенок, когда переходит к самостоятельному чтению, сохраняет эту ниточку удовольствия и ниточку безопасности. То есть он читает сказку — и в этот момент чувствует себя в безопасности, потому что чтение сказки было связано с присутствием рядом любимого взрослого.

 

Может ли сказка навредить

— А может ли сказка научить младшего школьника чему-то плохому, напугать его? Допустим, прочитал я про Карлсона и стал есть только варенье с печеньем…

— Вообще-то плохому скорее может научить не сказка. Может ли ребенок подражать действиям героев? И да, и нет. Надо понимать, что прочитать сказку как разрешение есть варенье банками сможет лишь тот человек, который и так уже это хотел сделать. Сказка даст ответ тому, кто этот вопрос уже задал.

Если у ребенка внутри нет потребности делать что-то, о чем рассказано в сказке, то он не станет так поступать.

Другое дело, что у литературного произведения есть возможность включить у читателя воспоминания о каком-то неприятном событии или опыте. Чисто теоретически любая книга может испугать, если активизирует память ребенка, если сказочная история совпадает с каким-то личными неприятными или страшными переживаниями.

— Правильно ли я понял, что, например, приемному ребенку не стоит читать «Мальчика-с-пальчика», где родители отводят детей в лес и там их оставляют?

— Не, неправильно. Не существует общих рекомендаций «для всех детей». И литература, и искусство прекрасны своим разнообразием и возможностью любому читателю предложить то, что ему нужно.

Один ребенок-сирота себя узнает в мальчике-с-пальчике, а другой ребенок-сирота себя не узнает. Он прочитает эту сказку иначе. Один может испугаться того, что его снова бросят, другой научится у героя этой истории преодолевать трудности, а третий вообще останется равнодушным к мальчику-с-пальчик, потому что ему этот опыт не близок.

4836032740_120b77f8e7_o

Дюймовочка. Sofi/www.flickr.com

— Тогда получается, что взрослые почему-то боятся и считают «вредными» совершенно безобидные сказки?

— У каждого папы и мамы есть свои страхи, которые они приобрели не из книг, а из личного опыта. Мы, взрослые, слишком часто пугаем друг друга, предъявляем к себе и окружающим разные требования.

Чтение — это один из ключевых маркеров. То, что ты читаешь, то, что читает твой ребенок, показывает окружающим, хороший ты родитель или плохой.

Многие родительские страхи связаны именно с этим маркером. «Я — хорошая мать, если я контролирую своего ребенка везде и абсолютно», об этом заблуждении часто говорят психологи.

Поэтому, например, «Красная шапочка» — сказка про «плохих» родителей. Если взрослая женщина сейчас читает «Красную шапочку» и обнаруживает там модель поведения, которая не укладывается в идею полного контроля, то ей кажется, что это страшная сказка. Она действительно пугает, только не детей, а взрослых.

 

Запретные темы

— Но ведь любой родитель понимает, что какие-то книги ребенку в 6-9 лет читать рановато В каждой семье есть свои табуированные темы, которые иногда затрагиваются в сказках.

— Обычно табуированы все сказки, которые содержат в себе излишние физиологические подробности. Запрещенным в детских текстах оказывается все, что касается внутренностей человека, его интимных отношений или смерти.

— Что делать, если ребенок все-таки прочитал сказку с запретными темами и приходит к родителям с вопросами?

— Все зависит от конкретной семьи. Можно сказать: «Я не знаю» или «Мне трудно об этом рассказать». Еще можно придумать свою сказку, которая бы как-то решила проблему, но универсального совета у меня нет.

 

Как лучше читать с ребенком

— Чтобы ребенок пришел к папе и маме с вопросами, родители должны читать с ним вместе сказки. А как это лучше делать?

— Примерно лет с трех сначала вслух ребенку, а потом уже и с ребенком нужно читать книжки. Если делать это каждый день по 5-10 минут, то сын или дочь привыкнут, что читать — это важно и хорошо.

Книжка должна ассоциироваться с удовольствием общения с родителями: сперва смотрим картинки, потом читаем и обсуждаем сказку. Поэтому правило здесь не столько в систематичности или времени, сколько в эмоциональном настрое – чтение в радость, для мира и покоя.

5843575258_4802440d0a_b

Белый кролик (“Алиса в стране чудес”). Фото LauraLA2008/www.flickr.com

— Читаем или пересказываем своими словами?

— Можно делать и так, и так — в зависимости от того, какая это сказка, каков возраст ребенка… В принципе, иногда стоит сказку именно пересказывать, не заглядывая при этом в книгу. Меняем иностранные имена на родные и смело придумываем свою историю. Причем так пересказывать можно не только сказки. Если родителям интересно, они могут ребенку рассказывать хоть о «Мертвых душах» Гоголя.

Нужно помнить о том, что сказка изначально существовала в устной форме, ее именно рассказывали, а не читали.

Когда вы рассказываете и смотрите в это время на ребенка, между вами нет посредника в виде книжки, и такое общение производит совершенно другой эффект – другой эмоциональный, доверительный контакт возникает. Не бойтесь, если вы что-то забудете или пропустите, вы уже вместе с детьми создали свою сказку.

 

Как стать хорошим родителем

— Иногда книга нужна взрослым для «защиты от ребенка». Прочитал определенное число страниц и свободен, а с пересказом так не получится. Ситуация непредсказуема…

— Родитель часто боится показать ребенку что-то то, чего он сам в себе пугается. Мы боимся открыться детям, ошибиться. Мы боимся показать, что сами не очень точно знаем материал. Мы боимся сказать: «Я не знаю». Мы боимся, что потеряем авторитет, признавшись в своих слабостях, но на самом деле он лишь окрепнет от этого. От честности, от способности общаться с сыном или дочерью на равных. Если вы не готовы обсуждать с ребенком какие-то вопросы в три-шесть лет, то, став подростком, он уже не придет к вам со своими проблемами. Даже лет в восемь ребенок подумает, стоит ли задавать вопрос родителям, которые боятся откровенности и общения с ним.

В этом смысле совместное чтение и обсуждение книг с детьми еще и прекрасный способ научиться быть мамой или папой. Мы не рождаемся родителями. Родителями становятся по мере роста ваших детей.

В XXI веке любые проблемы надо решать вместе с детьми, а не за детей, нужно совместно узнавать что-то новое и учиться.

 

Беседовал Андрей Зайцев

 

England’s top 25 “Simple Pleasures” inspired by classic Winnie-the-Pooh tales are revealed today in a guide featuring brand new illustrations. The guide was commissioned by Egmont and is supported by VisitEngland.

Винни Пух. Рисунок – TaylorHerring/www.flickr.com

1. Шарль Перро. «Золушка», «Кот в сапогах»

2. Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

3. Ганс Христиан Андерсен. «Огниво», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и др.

4. Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио»

5. Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»

6. Владимир Одоевский. «Городок в табакерке»

7. Алан Александр Милн. «Винни-Пух»

8. Александр Волков. «Волшебник изумрудного города»

9. Фрэнк Баум. «Удивительный волшебник из страны Оз»

10. Лазарь Лагин. «Старик Хоттабыч»

11. Евгений Клюев. «Сказки на всякий случай»

12. Сергей Седов. «Сказки “Детского мира”»

13. Джанни Родари. “Путешествие Голубой стрелы”

14. Астрид Линдгрен. «Ронья, дочь разбойника»

15. Кейт ДиКамилло. «Удивительное путешествие кролика Эдварда»

foma.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *