Егэ по русскому как проходит – ЕГЭ по русскому языку / Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2017)

ЕГЭ по русскому языку / Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2017)

Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ — русский язык и математику. 

Результаты ЕГЭ по русскому языку обязательны при поступлении в вузы на каждое направление подготовки (специальность).

Минимальное количество баллов по русскому языку:

  • для получения аттестата — 24 балла;
  • для поступления в вуз — 36 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
  • задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Если участник не согласен с результатами ЕГЭ, он может подать апелляцию.

Если выпускник получает результат ниже минимального количества баллов по одному из обязательных предметов (русский язык или математика), то он может пересдать этот экзамен в этом же году в резервные дни, предусмотренные расписанием ЕГЭ.

Если другие участники ЕГЭ не являющиеся выпускниками текущего года получат результат ниже минимального количества баллов, они смогут сдать ЕГЭ по предмету только в следующем году.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания к ЕГЭ по русскому языку — контрольные измерительные материалы (КИМ) — разработаны специалистами ФИПИ на основе школьной программы. Поэтому к экзамену можно готовиться по школьным учебникам, рекомендованным и допущенным Минобрнауки России, консультируясь при необходимости со своим учителем.

Кроме того, можно самостоятельно подготовиться к ЕГЭ, используя бесплатные демонстрационные материалы разных лет, а также задания Открытого банка заданий, размещенного на сайте ФИПИ.

www.ege.edu.ru

Как готовиться к ЕГЭ по русскому и на что обратить внимание

К ЕГЭ по русскому некоторые начинают готовиться чуть ли не с пятого класса, а кто-то — за несколько месяцев до аттестации. На самом деле чтобы успешно сдать его, важно знать не только русский язык, но и правила и критерии оценивания. Учитель словесности Анастасия Серазетдинова дала несколько важных советов выпускникам 2019 года.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Почему для подготовки к ЕГЭ по русскому хватает одного года

ЕГЭ по русскому языку — это один из супертехничных и, можно сказать, один из самых лёгких итоговых экзаменов. В математике, например, всегда есть какая-то часть сложнорешаемых задач, в русском языке такого нет. В школах научились прекрасно готовить к этому ЕГЭ (и на это даже жалуются). Надо очень постараться, чтобы не сдать экзамен.

Я убеждена, что для подготовки достаточно одного года, а полугода хватит для сдачи на проходной балл. Есть даже дети, которые сдают ЕГЭ по русскому, практически не занимаясь. Конечно, если за полгода до экзамена вы понимаете, что вам нужно 100 баллов, а с правилами русского языка у вас не очень, то вы вряд ли сможете сдать на заветную сотку. Ну или вам придётся продать душу Мефистофелю.

ЕГЭ — это систематизация знаний, сдать его можно, не заучивая правила и не решая бесконечное количество вариантов

Нужно учитывать, что 80% ошибок, которые делают во время экзамена, — это ошибки из-за непонимания сути заданий, их неправильного прочтения. Поэтому главное — понять, что от вас требуется. Создатели экзамена это понимают и специально выделяют капслоком уточняющие слова в заданиях, чтобы было проще. Например, выберите предложения, когда можно поставить ОДНУ запятую, и две, и десять.

В целом есть два типа детей, которые плохо сдают ЕГЭ по русскому: те, кто в 11 классе пишет «жи-ши» через «ы», и те, кто заточен на олимпиады. Когда ребёнок постоянно участвует в олимпиадах высокого уровня, у него начинается горе от ума — он ищет подвохи в простых заданиях ЕГЭ, а их там просто нет!

В 2019 году ввели несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание
  • Структура экзамена осталась прежней, но увеличилось число заданий — появилось задание № 21. В нём нужно произвести пунктуационный анализ предложений, например, правильно поставить тире (раньше в ЕГЭ были только задания про запятые). Стоит повторить, что такое подлежащее и сказуемое и как вообще проводить пунктуационный анализ.
  • Изменился формат заданий № 2, 9-12 — здесь ввели новые формулировки. Во втором задании, например, появилось определение подчинительного союза.
  • Усложнились требования к орфографии и пунктуации.
  • В задании № 27, сочинении, немного поменялись критерии оценивания и уточнилась формулировка. Если раньше задачей было соотнестись с текстом и написать маленькое эссе, то теперь нужно сформулировать одну из проблем, поставленных автором в тексте.

Как правильно писать сочинение

Во время экзамена вам дадут 210 минут на выполнение 27 заданий. Всего можно получить 58 первичных баллов.

ЕГЭ делится на две части. Сначала идут теоретические вопросы по всему курсу русского языка. Нужно либо выбрать один вариант из предложенных, либо вписать самостоятельный ответ — ряд цифр, термин или слово.

Вторая часть — сочинение по предложенному в экзамене тексту. В нём нужно сформулировать проблему, которую поднимает автор, и подкрепить ответ примерами из текста.

Сейчас сочинение очевидно упростилось, стало меньше воды. Но для этого задания очень важна способность анализировать текст и понимать, о чём он — о войне, любви к родине или, например, о товарищах. Если вы с этим справились, то дальше надо сформулировать одну из проблем и аргументировать её примерами из текста.

Не нужно выдумывать космос, а нужно хорошо уметь читать и не очень много цитировать. Здесь работает правило «Один абзац — одна мысль». Важно не скатываться в пересказ (текст просто не будут проверять) и следить за почерком (с неразборчивым могут быть проблемы).


Как готовиться, если осталось полгода

Есть два вида подготовки к ЕГЭ — смысловая и натаскивание. В первом случае мы просто разбираем структуру задания и их смысл, а натаскивание — это когда мы говорим: «Все восьмые задания — это грамматические вопросы».

Вне зависимости от обстоятельств, первое, что нужно сделать — изучить структуру и правила, то есть зайти на сайт ФИПИ, где есть и демоверсии, и досрочно выложенные экзамены (например, по литературе).

Можно решать КИМы, но не менее важно понимать, что от тебя требуют в задании. Хорошо прочитать правила и быть внимательным при переносе ответов в бланке: чтобы первый ответ был в первой строчке, а второй — во второй. Дети часто сбиваются и путают, а экзамен выходит в ноль.

У ЕГЭ очень чёткие критерии. Например, при оценивании сочинения есть такой критерий, как формулировка проблемы исходного текста. Сформулировал — 1 балл, нет — 0 баллов. Все критерии обозначены буквой К и номером.

Они очень просты, но написаны скучным канцелярским языком, школьнику сложно в них самостоятельно разобраться. Здесь будет не лишней помощь взрослого. Ребёнок, который понимает правила экзамена и знает правила русского языка, спокойно идёт на ЕГЭ.

Внимательно изучите структуру заданий и посмотрите на систему разбалловки. Если ребёнок поймёт, как устроен экзамен, что для него требуется, как его будут проверять и выставлять баллы, он сможет справиться даже без особой подготовки.

Если остаётся три месяца, а вы рассчитываете, скажем, на 65 баллов, важно сосредоточиться на ключевых пунктах. Например, подготовиться к текстовой части вопроса № 22. В первой части экзамена вы иногда можете угадать ответ, а вот в работе с текстом это уже не получится. Таким моментам стоит уделить внимание. Или вот в задании № 26 есть список терминов, из которого нужно выписать те, которые употребляются в тексте. Если вы даже не знаете, что такое олицетворение, вам будет сложно найти его в тексте.


Что ещё можно сделать, чтобы получше подготовиться

Повторите правила. Если вы плохо запоминаете, придумывайте рифмовки. Их очень много — например, «то, либо, нибудь — чёрточку не забудь» — и все они работают.

Диктанты вас спасут и в подготовке к текстовой части, особенно к заданиям, где нужно вставить пропущенную букву, и к сочинению. Там тоже оценивается грамотность. Например, на сайте Грамота.ру есть интерактивные диктанты и учебник, по которому можно делать упражнения.

Для подготовки можно использовать и жёлтый учебник Людмилы Великовой «Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов». У него есть дополнение: удобное интерактивное пособие с весёлым персонажем Чижиковым и простой навигацией. Можно найти курс Великовой в лектории «Прямая речь».

Кроме того, можно попробовать сайт Castle Quiz. На нём вы выбираете предмет и раздел «Подготовка к ЕГЭ», а потом пробуете завоевать замок противника, выполняя экзаменационные задания. Можно играть с ботом, можно по сети.

Есть ещё несколько простых, но очень важных советов.

  • В первую очередь — не «заготавливайтесь»! У вас есть экзамены и по другим предметам, да и в жизни вообще много интересного, так что не перегорите.
  • Прочтите хотя бы несколько произведений из школьной программы, даже если вы и не человек читающий. Это будет та пара-тройка книг, на которые можно опереться.
  • Старайтесь не волноваться. Приходите на экзамен и спокойно вспоминайте — всё, что нужно, есть у вас в голове. Вы же столько лет учили язык, невозможно, чтобы ничего не отложилось. Помните, что русский — не монстр, это ваш родной язык. А ещё высыпайтесь, это очень важно.

mel.fm

Задания ЕГЭ по русскому языку, как готовиться к сочинению и тестам

Большинство из нас с замиранием сердца ждут теплых деньков, ведь весна вот-вот должна полноценно вступить в свои права. Однако для будущих выпускников уход зимы означает, что всего через каких-то пару месяцев им предстоит пройти одно из самых важных испытаний в жизни – выпускные экзамены. В России они вот уже много лет проводятся в форме единого государственного экзамена, после сдачи которого можно не только получить аттестат, но и подать документы в ВУЗ. Профильные предметы можно выбирать, но два основных придется сдать в любом случае – это ЕГЭ по русскому языку и математике.

Как проходит ЕГЭ по русскому языку

На выполнение заданий экзаменуемому отводится строго ограниченное время – 210 минут (3,5 часа).

Ещё год назад экзамен состоял из двух частей, содержащих 25 заданий, но в 2018 году было принято решение добавить ещё один вопрос. Соответственно, и набор возможных баллов вырос с 57 до 58.

В первой части, включающей 25 вопросов, от экзаменуемого требуется дать краткий ответ. Причем присутствуют задания двух типов: нужно либо самостоятельно сформулировать решение (задания открытого типа), либо выбрать подходящий вариант из предложенных.

Новое задание под номером 20 проверяет знание лексических норм. Последнее задание, выведенное в отдельную Часть 2, требует от экзаменуемого написать сочинение на заданную тему.

Все задания, включенные в экзаменационный лист, разработаны специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) с ориентиром на школьную программу. Поэтому подготовку рекомендуется проводить с использованием учебников, утвержденных Министерством образования и науки.

Как проверяются ответы

С тем, как проверяются задания первой части, всё предельно просто – этим занимается вычислительная машина. Единственной проблемой, помимо неверного ответа, здесь может быть неаккуратность заполнения бланка. Важно помнить, что при внесении ответов в бланк необходимо строго следовать инструкции, писать четко и аккуратно. В противном случае есть небольшая вероятность, что компьютер считает ответы неверно.

Написанное в 26 вопросе сочинение оценивают два эксперта, занимающиеся проверкой независимо друг от друга. Если их оценки сильно разнятся (критичным считается расхождение от 8 и более баллов), прибегают к помощи третьего лица. Впрочем, подобные случаи не столь часты, так как экспертам, равно как и экзаменуемым, известны критерии оценки. Для проверки сочинения по русскому языку они включают следующие пункты:

  • Содержание сочинения.
    1. Формулировка проблем исходного текста: экзаменуемому необходимо правильно выявить хотя бы одну проблему.
    2. Комментарий к проблеме: экзаменуемый должен подкрепить выделенную им проблематику примерами из текста.
    3. Отражение позиции автора текста.
    4. Собственное мнение экзаменуемого о проблеме, аргументы.
  • Речевое оформление сочинения.
    1. Смысловая цельность и последовательность изложения.
    2. Выразительность речи.
  • Грамотность (соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых и этических норм русского языка).

Также экспертами учитывается объем сочинения. Рекомендуемый объем сочинения от 150 до 300 слов, если же в работе меньше 70 слов, то она автоматически оценивается на ноль баллов. Также ноль баллов засчитывается тем, кто фактически слово в слово переписывает исходный текст, не разбавляя его оценочными комментариями и какой-либо аргументацией проблемы. Кроме того, работа, написанная без опоры на исходный текст, аналогично не подлежит оценке.

Проходными баллами являются:

  • Для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании – 24 балла.
  • Для возможности подать документы в ВУЗ – 34 балла.

Когда проводится ЕГЭ по русскому языку

Сроки проведения экзамена варьируются год от года, однако, всё равно проходят примерно в один календарный период. Так, в 2018 году утвержденными днями для сдачи ЕГЭ по русскому языку являются следующие:

  • Досрочный экзамен – 23 марта;
  • Основной экзамен – 6 июня;
  • Основной экзамен (резерв) – 26 июня;
  • Дополнительный экзамен (сентябрьские сроки) – 4 сентября.

Пересдача допускается лишь единожды – в сентябре, и, если экзаменуемый не набирает проходного балла, ему предстоит ждать до следующего года.

В чем сложность экзамена

Немного отойдя от сухих цифр и фактов, хотелось бы отметить, что сдача экзамена по русскому языку нередко становится камнем преткновения для значительной части учеников. Проблема в том, что подготовка к ЕГЭ по русскому подразумевает не только слепое заучивание правил. Годы проведения тестов выявили три раздела, в которых экзаменуемые допускают большее число ошибок: пунктуация, орфография и работа с исходным текстом.

Чтобы справиться с двумя первыми разделами, эксперты советуют не зазубривать наизусть правило за правилом, а нарабатывать некий алгоритм, выполняя десятки заданий. Также рекомендуется повторить программу за 8 класс – именно в этот период закладываются основы пунктуации.

Кроме того, экзаменаторы настойчиво рекомендуют внимательно вчитываться в каждый вопрос. Например, дано задание: «В каких из нижеперечисленных слов ударение стоит правильно? Укажите номера ответов». Уже сам вопрос намекает экзаменуемому, что правильных ответов будет несколько.

Самым сложным и важным заданием, безусловно, является сочинение-рассуждение. Максимально за него можно получить 24 балла, и это почти половина (41%) от общей оценки. Эксперты советуют как можно чаще практиковаться в анализе текстов, так как на экзамене с большой долей вероятности всё равно попадется незнакомый материал. Важно умение вычленять главное и логически структурировать собственную работу.

Именно поэтому практически все педагоги сходятся во мнении, что начинать писать сочинение-рассуждение стоит с составления плана. Также многие учителя советуют будущим выпускникам тренироваться писать сочинение не в тетради, а на экзаменационном бланке (его можно скачать в интернете), потому как аккуратное, чистое написание придаст работе больше веса в глазах проверяющих.

Читайте подробнее: как правильно писать сочинение.

Примеры заданий

В заключение хотелось бы привести несколько примеров заданий из ЕГЭ по русскому языку за предыдущие годы, дабы сформировать хотя бы первоначальное представление о том, что требуется на экзамене.

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
    • нажИвший
    • Отрочество
    • жилОсь
    • вернА
    • взЯлась

    Ответ: ________________________________

  2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буквы И.
    • рубаш…чный
    • мороз…ц
    • худ…нький
    • никел…вый
    • беззастенч…вый

    Ответ: ________________________________

  3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    1. Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
    2. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
    3. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
    4. Для художественной речи характера важна как образность так и эмоциональность.
    5. Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный плеск пашен то янтарный блеск свечей.

    Ответ:__________

krasna-devica.ru

как сдать ЕГЭ по русскому языку — Учёба.ру

Галина Мирошникова,

ведущий преподаватель русского языка и литературы

образовательного центра Lancman School

Задание № 7

Что требуется

Предлагается список из пяти грамматических ошибок и девять предложений. Необходимо установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Задание высокого уровня, оценивается в 5 баллов.

Особенности

За каждую правильно найденную ошибку выпускник получает 1 первичный балл, а при верном выполнения всего задания можно сразу получить целых 5 баллов из 34. Несмотря на то, что это не такое трудное задание, в первой части оно самое «весомое» и подойти к нему нужно со всей ответственностью. Прежде всего необходимо выучить возможные ошибки — всего их 10. На экзамене могут попасться любые пять из них. Нужно проработать каждую ошибку, чтобы определять ее с закрытыми глазами. Объем информации здесь очень приличный. Именно над этим заданием мы с моими учениками всегда начинаем работать в начале года, а потом постоянно ищем эти ошибки в различных предложениях. Если постоянно выполнять подобные упражнения, к концу года почти никто уже не ошибается.

Советы

Самая сложная для школьников ошибка связана с однородными членами предложения. Дело в том, что она содержит в себе очень много подпунктов, здесь нужно выучить много материала. Все эти подпункты необходимо разобрать и проработать. Один из вариантов ошибки — глаголы с разным управлением. Например: «Я люблю ухаживать и поливать цветы». Получается, что я люблю ухаживать цветы и поливать цветы. Предложение построено неверно.

Второе место занимает неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Например: «Прыгнув с обрыва, у меня слетели плавки». При выполнении этого задания необходимо прежде всего подчеркивать грамматическую основу предложения. Здесь грамматическая основа — «слетели плавки». Получается, что плавки слетели с обрыва. Имейте в виду, что главное лицо в предложении должно соотноситься и с главным действием (сказуемым), и с дополнительным действием, которое выражено деепричастным оборотом. Поэтому это предложение грамматически построено неправильно. Кстати, такую ошибку я достаточно часто слышу по телевизору в разных программах, то есть ее допускают не только школьники.

Еще одна сложная ошибка — это нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Если предложение начинается на «все, кто…», «тот, кто…», «те, кто…», на 99% там будет ошибка между подлежащим и сказуемым. Например: «Те, кто приехал поздно, опоздал». Получается, что «те — опоздал». Это неправильная грамматическая конструкция.

Чтобы хорошо подготовиться к этому заданию, сначала нужно выучить все эти ошибки, а потом начинать решать, решать и решать. Поскольку список ошибок нам известен, то есть они одни и те же, при определенном опыте выполнения этого задания решение находится автоматически, все сразу видно.

Задание № 15

Что требуется

Необходимо расставить в предложениях знаки препинания и выбрать два из них, где ставится одна запятая. Задание базового уровня, оценивается в 2 балла.

Особенности

В этом задании предлагаются только сложносочиненные предложения или предложения с однородными членами. Здесь не может быть сложноподчиненных предложений, причастных оборотов, обособленных определений: все это вы встретите в других заданиях, но не в этом. На ЕГЭ для каждой темы есть свой вопрос. Я всегда напоминаю об этом ученикам, ведь это помогает при выполнении заданий. Ты знаешь, что нужно искать ответ в рамках конкретной темы.

Сложность этого задания состоит в том, что здесь легко запутаться, оно больше рассчитано на внимательность. Очень важно сразу подчеркнуть грамматическую основу в предложении — подлежащее и сказуемое — и только после этого расставлять запятые.

Советы

На экзамене часто встречаются предложения с общим второстепенным членом. Например: «В избушке трещит печь и мурлычет кот». Здесь, как мы видим, две грамматические основы и связаны они общим второстепенным членом: и печь трещит в избушке, и кот мурлычет в избушке. Запомните! Если в предложении есть общий второстепенный член, то запятая перед союзом «и» не ставится. При этом обычно в предложении с двумя грамматическими основами она ставится (например: «Пошел дождь, и я вышел на улицу»).

Если мы говорим о предложениях с однородными членами, то там необходимо подчеркивать (если они есть) определение, обстоятельство и дополнение. Это нужно, чтобы определить пары однородных членов. В таких предложениях экзаменаторы специально нас запутывают (например, ставят много союзов «и»). Часто бывает так, что два союза соединяют разные пары однородных членов, и получается, что запятая здесь вообще не нужна (например: «Утром и вечером дети и взрослые выходят на улицу»). Своим ученикам я рекомендую выполнять это упражнение при помощи схем: брать в кружочки однородные члены предложения, выносить их и смотреть, что получается.

Также в этом задании всегда есть одно предложение с составным (двойным) союзом: «не только, но и», «как, так и», «не столько, сколько». Например: «Я умею не только петь, но и танцевать». Нужно запомнить, что перед второй частью составного союза запятая ставится всегда.

Задание № 24

Что требуется

Предлагается текст, в котором нужно найти предложение, связанное с предыдущим определенной частью речи или словами с определенной характеристикой. Задание высокого уровня, оценивается в 1 балл.

Особенности

В качестве связующего слова в вопросе может быть предложено собирательное числительное, местоимение, наречие, иногда попадается лексический повтор, однокоренные слова. Это зависит от варианта. Я бы не стала называть это задание очень сложным, обычно у выпускников с ним не возникает трудностей. Здесь важно просто повторить все части речи.

Советы

Обязательно разберите местоимения и их разряды. Например, в задании просят найти предложение, которое соединяется с другим при помощи личного местоимения. Ребята очень часто путают притяжательные местоимения со склонениями личных местоимений. Местоимения «ее» и «его» могут быть и притяжательными, и личными. Например: «Его нет дома» или «Его портфель упал». Нужно помнить, что если местоимение отвечает на вопрос «Кого/чего?» (кого нет дома?), то это склонение личного местоимения, а если на вопрос «Чей?» (чей портфель?), то это уже притяжательное. В этом «подводный камень» этого задания.

Для подготовки лучше всего использовать учебник по ЕГЭ И. Цыбулько. Это максимально приближенное к тестам ЕГЭ пособие. В нем очень часто в примерах по этому заданию повторяются одни и те же части речи, и ты уже знаешь, чего можно ожидать на экзамене.

Задание № 25

Что требуется

Предлагается текст о языковых особенностях, в котором пропущены четыре термина. Используя список из девяти терминов, необходимо заполнить пропуски в тексте. Задание высокого уровня, оценивается в 4 балла.

Особенности

Для подготовки к этому заданию нужно выучить очень много теории. На экзамене нам попадается девять терминов, но на самом деле их гораздо больше. Здесь необходимо знать, что означает каждый из них. Могу дать следующий лайфхак. Все возможные термины можно разделить на три группы: тропы, лексические средства и синтаксические средства. Тем самым мы сильно облегчаем себе задачу. Например, в группу тропов входят гипербола, метафора и эпитет. Все, что связано со словом (синонимы, омонимы, диалектизмы, фразеологизмы), — это лексические средства, а синтаксические средства обозначаются целыми предложениями (например, ряд однородных членов предложения).

Советы

Со своими учениками мы проходим теорию, а потом целый год выполняем по этой теме упражнения. При этом ребята не только проговаривают определение термина, но и называют группу, к которой он относится.

Обратите внимание, что уже в тексте задания имеется подсказка к его решению. Обычно перед перед пропуском в предложении идут фразы «найдите троп», «определите лексическое средство», «укажите синтаксический прием», что сразу указывает вам на ту группу, из которой нужно взять термин, то есть сильно сужает круг поиска. Иногда бывает и так, что в списке терминов предлагается, например, только один троп, тогда искать не надо вообще, остается только вписать соответствующий термин в ответ.

Задание № 26

Что требуется

Необходимо написать сочинение по предложенному тексту, объем не менее 150 слов. Задание высокого уровня, оценивается в 24 балла.

Особенности

В первую очередь нужно прочитать текст и выделить основную проблему. Скажем, в тексте написано, что люди приехали на природу и оставили после себя мусор. Здесь можно говорить о проблеме небрежного или потребительского отношения человека к природе. Ее нужно сформулировать определенным образом: например, не может быть проблемы природы, но может быть проблема влияния природы на человека или проблема роли природы в жизни человека. Также можно ставить проблему с помощью вопросов. Например: «Как природа влияет на человека?». Я советую в сочинении не тратить свою энергию на вступление и в первом абзаце сразу говорить о проблеме. Вступление на баллы на влияет, мои ученики получали хорошие баллы за сочинение и со вступлением, и без него.

Второй абзац — это самая сложная часть. Его называют «комментарий». Здесь надо показать, как автор раскрывает проблему в тексте, какие средства он для этого использует. Например: «Автор обращает наше внимание на проблему защиты окружающей среды, он с негодованием отмечает, что туристы не убрали за собой мусор».

В третьем абзаце мы раскрываем авторскую позицию. Например: «Автор говорит о том, что надо бережно относиться к природе». Здесь можно как написать один абзац, так и ограничиться единственным предложением. В следующем, четвертом, абзаце необходимо описать собственное отношение к проблеме. На ЕГЭ сложных проблемных текстов не дают. Поэтому ваша позиция всегда будет совпадать с позицией автора. Здесь можно либо подробнее расписать свое мнение, либо согласиться с автором с помощью нескольких фраз.

Пятый абзац — это аргументы, подтверждающие позицию ученика. Здесь вы должны привести два аргумента в поддержку своего мнения: один из литературы и второй также из литературы или из жизни. Я всегда советую своим ученикам обязательно прочитать три основные книги, в которых собраны аргументы на все случаи жизни: «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева, «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева и «Судьба человека» Михаила Шолохова. Обратите внимание: если вам попалась проблема, по которой вы не можете привести ни одного аргумента из литературы, приведите два примера из жизни. За счет этого вы получите два балла из трех возможных по этому критерию, а это лучше, чем ноль баллов. В конце сочинения нужно написать заключение.

Советы

Сейчас в Интернете можно найти целые сборники аргументов для сочинений по всем возможным проблемам. У меня были ученики, которые готовились к ЕГЭ по русскому языку именно так — заучивали готовые аргументы. Но мне кажется, что это только усложняет задачу. Способ трудозатратный, но неэффективный. Чем зубрить набор слов, лучше сесть и прочитать в удовольствие несколько интересных книг.

Конечно, получить за сочинение 24 балла — это очень сложно, тут все зависит от школьника и его стараний во время подготовки. У меня было несколько ребят, которые получили за сочинение максимум. Я всегда говорю ребятам, что надо больше читать и чаще писать сочинения, чтобы чувствовать язык. Этот навык перед ЕГЭ можно и нужно отработать.

www.ucheba.ru

методика и технологии. Как сдать ЕГЭ по русскому?

ЕГЭ по русскому языку — очень серьезное испытание. Русский — наш государственный язык, и владеть им на высоком уровне необходимо. Поэтому требования к выпускникам предъявляются весьма строгие. ЕГЭ по русскому охватывает все разделы языка, и для успешной сдачи экзамена ученик должен свободно ориентироваться в фонетике, стилистике и грамматике. Это масштабная задача, и потому подготовка к ЕГЭ должна начинаться задолго до окончания школы.

Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку

В идеале начинать подготовку следует еще в 8-9 классе, именно в то время, когда закладываются основы осознанного использования языка. Но даже если в этот период ученик не уделял должного внимания предмету, усиленные занятия могут помочь в прохождении экзамена. Начинать их нужно примерно за год до ЕГЭ. Полгода — это минимальный срок, необходимый для подготовки, при этом нужно быть готовым к весьма интенсивным ежедневным занятиям.

Готовиться к ЕГЭ по русскому языку можно самостоятельно — достаточно купить несколько сборников с заданиями за прошлые годы и разработать план ежедневной работы. Заниматься следует как минимум по часу ежедневно, отмечая, какие разделы языка вызывают самые большие затруднения, и перечитывая соответствующие параграфы учебника. Можно подключить к процессу учителя русского языка и попросить его проверить задания и эссе, однако далеко не у каждого педагога хватает времени на такую работу.

Справка
В 2017 году минимальный проходной балл ЕГЭ по русскому языку, необходимый для поступления в вуз, составил 36 пунктов по 100-балльной шкале.


Особенности подготовки к экзамену: методики и учебные материалы

ЕГЭ по русскому языку (версия 2017 года) состоит из двух частей. Первая часть содержит 24 задания на проверку основных правил языка. Ответами на вопросы являются цифра или их комбинация, слово, словосочетание либо цифро-буквенное соответствие. Ученику предлагается выполнить не только задания, оценивающие его знания грамматики, пунктуации, стилистики, но и умение внимательно читать и анализировать текст, вычленять его тему, идею, различать фигуры речи. Вторая часть (25-е задание) представляет собой сочинение по теме прочитанного текста (чаще всего это отрывок из литературного произведения). Ученик должен выявить проблему, прокомментировать ее, подкрепляя свои доводы аргументами, приведенными в предложенном отрывке. А также привести примеры литературных текстов, где затрагивается данная проблема. Высший балл получают те, кто вспомнил не менее двух подходящих произведений. Наиболее часто встречаются следующие темы: проблема взаимоотношений отцов и детей, любовь к родине, героизм, сложность выбора, становление личности, память и забвение и другие. При написании нужно учитывать все правила русского языка, не допустить фактических ошибок и соблюсти этические нормы.

При подготовке к экзамену будет совсем не лишним ознакомиться с заданиями прошлых лет — например, по книге «Русский язык: Подготовка к ЕГЭ» Меркина Б.Г. и Смирновой Л.Г., «Русский язык: Тренировочные задания» Цыбулько И.П., Львовой С.И. и Кохановой В.А. и другим.

Технологии подготовки к ЕГЭ по русскому языку

На различных курсах для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку применяются разные учебные технологии. Обычно преподаватель выбирает одну из них, исходя из личных особенностей ученика, уровня его подготовки и психологического склада.

  • Кейс-технологии обеспечивают индивидуальный подход и предусматривают составление индивидуальных планов для каждого ученика. Результат освоения учеником знаний может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки или описательной работы.
  • Информационные технологии сегодня используются очень широко, нашли они применение и в подготовке к ЕГЭ по русскому языку — речь идет о таких программах, как Нуреr Ttst, My TestX, сайте www.gramma.ru и других. Они помогают конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, применять полученные знания в новых условиях. Кроме того, использование информационных технологий предполагает максимальную самостоятельность учеников и дает им возможность работать в удобном для них ритме.
  • Технологии мультимедиа предоставляют возможность визуализировать абстрактную информацию и концентрировать внимание на поставленных задачах. Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто используются авторские презентации с анимированными и графическими элементами, видеофильмы, а также лекции, семинары и доклады.
  • Очень хороший эффект дает применение технологии проблемного обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний при помощи организованного учителем диалога. Это групповая форма работы, которая позволяет развить умение решать проблемы, извлекать информацию и делать выводы. Такое продуктивное общение в будущем поможет ученикам успешно пройти самый сложный этап экзамена — Часть 2.

Нельзя забывать и о том, что полученные знания и навыки нуждаются в проверке. Для этого применяется система мониторинга с использованием листов учета ошибок. Таким образом ученик самостоятельно сможет выявить свои слабые места и увидеть положительную динамику.

Можно ли подготовиться к единому государственному экзамену самостоятельно?

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по русскому языку — это малозатратный метод, однако он требует большой организованности и ответственности, умения планировать время. А эти качества свойственны даже не всем взрослым — что говорить о подростках! К тому же многие технологии просто недоступны для самостоятельной работы. Поэтому самым эффективным методом подготовки будут дополнительные занятия с преподавателем.

Конечно, услуги опытного педагога стоят денег, но эти затраты — инвестиции в будущее. Практика показывает, что эффект от занятий с учителем намного лучше, чем от самой упорной работы в одиночку. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на специальных курсах или индивидуальных уроках займет намного меньше времени — в среднем требуется примерно 2 занятия в неделю на протяжении академического года. Таким образом у будущего выпускника останется больше времени на учебу в школе и подготовку к другим экзаменам.

Важно и то, что на многих курсах ученика психологически готовят к прохождению ЕГЭ. И в результате в день экзамена он заходит в класс, вооруженный не только знаниями, но правильным позитивным настроем и азартом.

www.kp.ru

По всей России сегодня школьники сдавали ЕГЭ по русскому языку

Сегодня по всей стране почти 700 тысяч школьников написали первый обязательный ЕГЭ – по русскому языку. Многие готовились к испытанию долгие месяцы: без этого экзамена в России не выдают аттестаты о среднем образовании.

Вместе с выпускниками волновались и их родители. После того, как на госэкзамене по литературе, который состоялся в прошлую пятницу, некоторым ученикам попросту не хватило бланков с зданиями, нервничать пришлось не только о качестве знаний.

Если бы камера могла передать атмосферу! Последние минуты перед самым важным экзаменом в жизни этих школьников. Лихорадочно просматриваются интернет-сайты, учебники и тетради, и так – по всей стране. В городах-миллионниках и селах сегодня пишут экзамен по русскому языку.

Старшеклассники одной из московских школ ищут в списках аудиторию, где они проведут три с половиной часа, которые буквально определят их жизнь на ближайшие несколько лет.

Как звали главного героя в «Трех товарищах», какие предложения называются сложносочиненными и только ли с глаголами «не» пишется раздельно. Пока одни вспоминают и зубрят, другие полагаются на спасительные приметы: не бриться, не мыть волосы перед экзаменом.

Без русского – никуда. Обязательный экзамен. В случае провала несостоявшиеся студенты будут переписывать ЕГЭ в следующем году. Между тем сегодня выяснилось: некоторым школьникам, хоть и в июне, но тоже придется идти на пересдачу по вине организаторов ЕГЭ. Так для них закончился экзамен по литературе.

«Моя дочь сразу увидела, что ей одного бланка будет недостаточно для того, чтобы перенести пять письменных заданий. Она сразу же попросила дополнительные бланки, на что ей сказали: сначала необходимо использовать этот лист, а потом уже будут выданы дополнительные бланки», — рассказывает мама школьницы Анна Водолазкина.

В какой-то момент чистые бланки закончились, и школьники не смогли дописать сочинения, и это не только в Москве. Обидное «я не сдал» услышали родители школьников в Ростове, Новокузнецке и Красноярске.

Мама ученицы из Красноярска Мария Корчуганова возмущена: «Это разгильдяйство, почему мы должны страдать? Горько. Я не знаю, что делать. Я надеюсь, разберемся, и не придется переписывать в резервный день, потому что это правда тяжело!»

Но переписывать все-таки придется. Только в Красноярске на пересдачу вынуждены будут пойти больше 20 школьников. Как так получилось – непонятно: по версии родителей, у организаторов плохо с математикой; по версии Рособрнадзора, у старшеклассников все слишком хорошо с литературой.

«И всегда (по прошлому году) бланки оставались, дополнительные бланки оставались во всех пунктах порядка 30%, но так как школьники стали лучше учиться, более мотивированы, они использовали и три дополнительных бланка. Такое вообще впервые было. Это говорит о том, что качество повышается и ученики лучше готовятся к сдаче Единого государственного экзамена», — недоумевает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

В Рособрнадзоре уже пообещали: возьмут ситуацию под контроль, такого больше не повторится. Сегодняшний, самый массовый, ЕГЭ по русскому языку уже написан. Одиннадцатиклассники делятся впечатлениями.

«Сложно работать с текстом, где нужно находить определенные части речи, где нужно находить определенные определения. Вот это сложно. А, в принципе, все остальное довольно легко», — рассказывает Дарья Холунова из Хабаровска.

В Москве многие из аудитории выходили на час, а то и на два раньше. Признавались: гора с плеч. Ну а насколько успешным оказался еще один шаг на пути к студенчеству, сегодняшние школьники узнают уже через две недели. Результаты ЕГЭ по русскому языку объявят не позднее 15 июня.

www.1tv.ru

ЕГЭ по русскому языку / Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2017)

Официальный информационный портал

Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ — русский язык и математику. 

Результаты ЕГЭ по русскому языку обязательны при поступлении в вузы на каждое направление подготовки (специальность).

Минимальное количество баллов по русскому языку:

  • для получения аттестата — 24 балла;
  • для поступления в вуз — 36 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
  • задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Если участник не согласен с результатами ЕГЭ, он может подать апелляцию.

Если выпускник получает результат ниже минимального количества баллов по одному из обязательных предметов (русский язык или математика), то он может пересдать этот экзамен в этом же году в резервные дни, предусмотренные расписанием ЕГЭ.

Если выпускник получает неудовлетворительный результат и по русскому языку, и по математике, он сможет пересдать ЕГЭ только в следующем году.

Если другие участники ЕГЭ не являющиеся выпускниками текущего года получат результат ниже минимального количества баллов, они смогут сдать ЕГЭ по предмету только в следующем году.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задания к ЕГЭ по русскому языку — контрольные измерительные материалы (КИМ) — разработаны специалистами ФИПИ на основе школьной программы. Поэтому к экзамену можно готовиться по школьным учебникам, рекомендованным и допущенным Минобрнауки России, консультируясь при необходимости со своим учителем.

Кроме того, можно самостоятельно подготовиться к ЕГЭ, используя бесплатные демонстрационные материалы разных лет, а также задания Открытого банка заданий, размещенного на сайте ФИПИ.

www.ege.edu.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о