Хоумскулер – что это такое и с чем его едят

что это такое и с чем его едят

 

Хоумскулинг

И поэтому названия «домашнее образование», «семейное образование», хоумскулинг и прочие «скулинги» отлично уживаются. Описывая ситуацию, когда дети не ходят в школу, а все необходимые современному человеку знания приобретают в семье.

В чем суть

Учиться, не выходя из дома, – звучит как фантастика. Кто-то скажет, что это подходит только для взрослых, задумавших приобрести новую специальность дистанционно. Или, в крайнем случае, для ребят с серьезными проблемами со здоровьем – у них, мол, выхода другого нет.

Реальность же такова, что во всем мире все больше родителей разочаровываются в традиционной классно-урочной системе образования. И знаний она дает недостаточно и неудовлетворительного качества, и здоровье детей подрывает. И вообще изжила себя в нашем постиндустриальном обществе.

Справедливости ради надо отметить: явление хоумскулинг, конечно, популярное, но не массовое. По теоретическим оценкам, получать образование дома будет не более 5-10% ребят в любой развитой стране мира. В России, к примеру, сейчас это около 100000 детей в год.

В разных странах отношение государства к хоумскулингу разное. В США, например, он полноправно существует лет 20. Да и в России практикуется года с 1992. Юридическим основание для перевода детей на домашнее образование служит Закон «Об образовании в РФ». В новом документе, принятом в 2013 году, как раз затронуты темы семейного и самообразования. В частности, прописана промежуточная и итоговая аттестация экстерном.

Кому подходит

Семейное образование – отличный вариант для вечно занятых маленьких трудяг: одаренных музыкальными, спортивными и иными талантами ребят.

Еще это прекрасное решение для вундеркиндов, намного опережающих своих сверстников. Для них это возможность пройти школьную программу экстерном. Кстати, в хоумскулерских сообществах в интернете родители делятся опытом, что нередко дети значительно быстрее проходят школьную программу дома, чем в школе.

При этом обучаться дома – зачастую хороший вариант для ребят с проблемами в обучении. Когда на них не давит школьная уравниловка и гонка за усредненным результатом на фоне постоянного стресса, они способны буквально преобразиться. Или, по крайней мере, получить те же знания без лишней нервотрепки и комплексов, способных больно аукнуться во взрослой жизни. Интересно, что проблемы с вниманием и усидчивостью, сложности со счетом и письмом, свойственные многим младшим школьникам, успешно проходят сами собой по достижении лет 10-11.

Хоумскулинг

Обучение в семье может быть альтернативой привычным формам домашнего и индивидуального обучения для ребят, чье здоровье не дает им ходить в школу «как все». Так проблема может стать своего рода преимуществом.

И, конечно, хоумскулером может быть любой «среднестатистический» ребенок. И, кто знает, может быть, получая постоянную поддержку своих творческих порывов и исследовательских стремлений, он перешагнет среднестатистическую планку. Достаточно заглянуть в биографии русских классиков – в их времена все дети из состоятельных семей начинали с домашнего образования. Хоумскулерами также были такие успешные личности, как Агата Кристи, к примеру, и Шарлотта Мейсон (активная пропагандистка хоумскулинга).

Так что, домашнее образование – это для всех детей? В принципе, да. Тогда, может быть, подводный камень в том, что не всякие родители могут быть родителями хоумскулеров? Отчасти это верно.

Выбор в пользу семейного образования чаще всего делают родители с активной жизненной позицией. По статистике, чаще всего это жители Москвы и других крупных городов. Это не значит, что домашнее образование не доступно и не практикуется в сельской местности, например. Просто так случается реже.

Как это происходит

В, не побоюсь этого слова, философии хоумскулинга есть несколько течений. Разбить их можно на две группы:

  • обучение без заранее спланированной программы. Его еще называютанскулингом. Суть в том, что дети постигают мир на собственном опыте, а не только по книжкам. И вектор задают их интересы и способности. В русле этого течения есть даже совсем радикальные направления, вроденонскулинга(когда ребенок учиться «чему-нибудь и как-нибудь») идескулинга(что-то вроде периода реабилитации для «травмированного» школьным образованием детского сознания).

  • обучение по программе. Вот тут уже множество вариантов. Можно сидеть за теми же школьными учебниками, но дома. Можно получатьклассическое образованиепо античной модели (основанное на изучении грамматики, логики, риторики и проч.). Можно учитьсяпо методикам Монтессори, Шарлотты Мейсони т.д. Можно совмещать приемы из различным методик – называться это будетэклектическимметодом.

Что понадобится

Чтобы перевести ребенка на семейное образование, кроме желания и взвешенного и обдуманного решения потребуется достаточно терпения. Поскольку на местном уровне этот вопрос решается не всегда легко и быстро. В Москве – проще всего, на периферии посложнее.

График аттестаций и консультаций по ним для ребенка согласуется в школе. А дальше – свобода творчества. Информации, учебников и специальных пособий сегодня пруд пруди.

Интересно, что для ребят на домашнем образовании лучше работает модель «учитель-тренер», чем «учитель-наставник». Таким образом свою работу с учениками обычно строят репетиторы. Так что тут онлайн репетиторы TutorOnline.ru могут оказаться очень полезными детям и родителям.

В целом, домашнее образование – реальная альтернатива привычным школам. Опыт пошедших этим путем семей показывает, что ребенок-хоумскулер может вырасти более свободной и разносторонней личностью, более дисциплинированным и ответственным человеком, чем его сверстники-школьники.

Дорога же в школу никому не закрыта – вернуться к этой системе можно в любой момент. А что вы думаете о домашнем образовании? Видите ли вы такой путь для своих детей? Поделитесь мнениями в комментариях.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Как отличить хоумскулера от обычного школьника

Что такое хоумскулинг

Хоумскулинг — англоязычное слово для термина «семейное образование». Это форма получения образования, при которой общеобразовательная программа осваивается без посещения традиционной школы. 

Семейное образование полностью легально в России. Мама с папой вправе решить, посещать детям школу или учиться дома. Ответственность за качество знаний в последнем случае лежит на родителях.

Переход на семейное обучение производится в три этапа. 

  1. Уведомление органов управления образования. 
  2. Отчисление из контингента школы (если ребёнок учился ранее). 
  3. Прикрепление к образовательной организации для аттестаций в качестве экстерна. 

Пошаговая инструкция по переходу на семейное обучение →

Семейное обучение не следует путать с заочным. Заочное обучение — это форма, при которой ребёнок «числится» в школе, но не ходит туда каждый день. 

За освоение программы и качество знаний отвечает администрация образовательной организации. Школьные педагоги предоставляют заочникам учебные материалы и консультации. Ученик должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы по программе и учебному плану школы. И в этом заключается ключевая разница семейного и заочного обучения.

Не путайте семейное образование и с надомным. Надомное обучение предполагается только для детей с определёнными заболеваниями. Школьные педагоги посещают детей прямо на дому. 

А вот термин «домашнее обучение» можно назвать синонимом семейному образованию. 

Надомники и заочники учатся по предоставленному школой плану, а также под руководством школьных педагогов. Семейное образование, напротив, гибкое и вариативное. Родители вправе выбрать любую программу и по-разному организовать учебный процесс. Кто-то учит детей самостоятельно, а кто-то подключает репетиторов и онлайн-школы. Главное, чтобы хоумскулер успешно сдавал аттестации.

Поэтому семейное образование предоставляет максимум свободы в обучении. Но как эта свобода влияет на развитие ребёнка? 

Различия между хоумскулером и обычным школьником 

Попробуем представить, какие личностные качества у хоумскулеров развиты лучше. 

Любознательность

Все дети любознательны от природы. Но массовая школа нередко убивает эту любознательность. Огонёк в глазах гаснет, а проявлять инициативу больше не хочется. У хоумскулера интерес к учёбе, как правило, выше. Их поощряют за вопросы и не ругают за незнание. 

Креативность

Одна из причин ухода из массовой школы — шаблонность её подходов к обучению. Нужно решать задачи показанным на уроке способом, отсчитывать регламентированное количество клеточек в тетрадке и носить одинаковую школьную форму.

Хоумскулерам не нужно быть унифицированными. Каждый проявляет свою индивидуальность и не боится выделяться. 

Отсутствие страха ошибок

Хоумскулерам не угрожают плохие отметки.

Нынешним второклассникам в обычной школе, например, снижают оценку просто за помарку в задании. Казалось бы — всё сделано правильно. Но почему-то считается, что для семилетних и восьмилетних детей важно умение писать каллиграфическим почерком без единого зачёркивания. 

Как результат — школьники боятся отступить в сторону хотя бы на шаг. Система приучает их идти проверенным путём, чтобы не схлопотать двойку. Хоумскулер же без опаски выберет новое и неизвестное. 

Самостоятельность

Хоумскулер привык полагаться только на себя. В обычной школе то спишешь домашку у друга, то при ответе у доски подскажут одноклассники. Когда учишься самостоятельно, приходится находить все ответы самому. И тогда лучше понимаешь. 

Резюме

Хоумскулинг — это свобода. Уход от традиционной модели обучения помогает детям получать знания с интересом и без страха. 

И появляется всё больше образовательных площадок, поощряющих креативность, любознательность и инициативность. Программа домашней школы «Фоксфорда» направлена на то, чтобы подогревать самостоятельность и интерес ребёнка в учёбе. Мы прокладываем индивидуальные образовательные маршруты, чтобы каждый ребёнок мог сфокусироваться на предметах, к которым имеет склонность. Но главное — в нашей домашней онлайн-школе не ругают за ошибки или незнание. Ребята задают любые вопросы педагогам и кураторам. Это формируе

externat.foxford.ru

как устроен хоумскулинг и почему он эффективнее обычной школьной учебы — Нож

Кратко:

— Хоумскулинг — это легальная форма получения среднего образования вне школы.
— В России около 20 тысяч хоумскулеров, это 0,13% от общего числа школьников.
— Хоумскулеры не привязаны к школьной программе, но имеют право ежегодно проходить промежуточные аттестации по основным предметам.
— Хоумскулер может в любой момент вернуться в школу добровольно. И в обязательном порядке — если не сдаст «хвосты» по экзаменам в течение года с момента аттестации.
— Чаще всего родители переводят детей на семейное обучение из-за недовольства школой, «кочевого» образа жизни или желания быть ближе, разделять их интересы и ценности.
— Исследования показали, что хоумскулеры учатся лучше сверстников.
— Социализация остается предметом споров педагогов и психологов. В конечном счете правильнее опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.

— Распространение семейного образования ограничивают традиционные установки в обществе, отсутствие финансовой поддержки властей, организационные и психологические барьеры в семье.

Хоумскулинг, или семейное образование, позволяет ребенку учиться дома и не зависеть от школы ни в чем, кроме экзаменов раз в год. На юридическом языке — это форма обучения вне образовательной организации. Своей автономией хоумскулинг принципиально отличается от надомного и дистанционного обучения, на которые переходят по медицинским показаниям: в этих случаях ученик числится в конкретной школе и удаленно осваивает ее программу с ее же учителями.

На начало 2015/16 учебного года в России было 8,2 тысячи хоумскулеров, а к концу 2018/19 года — уже 20 тысяч. «Численность экстернов каждый год увеличивается в среднем на 19%, — подтверждает Юлия Шароватова, руководитель „Экстерната Фоксфорда“. — В прошедшем учебном году только в нашей домашней онлайн-школе было свыше 800 учеников».

В 1992 году внесли правки в Закон об образовании, и с тех пор семейное обучение столь же легально, как и школьное.

Каждая семья имеет право учить ребенка дома, но об этом нужно предупредить местный департамент образования. Там предложат формально прикрепиться к одной из школ города. Это нужно, чтобы ученик мог пользоваться инфраструктурой школы (спортзалом, библиотекой) и проходил там аттестации.

Еще это позволяет рассчитывать на денежную компенсацию, предусмотренную федеральным законом, но тут всё сложно: решение о выплатах принимают региональные органы власти, и пока они есть только в Пермском крае — от 20 до 40 тысяч в год, и в 

knife.media

Словарь хоумскулера: 30 главных понятий

Академическая задолженность

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам без уважительных причин. Не является препятствием для продолжения учёбы. На устранение даётся две попытки в течение года (статья 58 закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Альтернативное образование

Направление образования, противоположное традиционному. В России представлено в виде семейного образования и школ, работающих по различным авторским методикам (Монтессори, Вальдорф и другим).

Анскулинг

Обучение без программы и промежуточных аттестаций. Ребёнок ничему не учится целенаправленно, новые знания получает в игре, творчестве, путешествиях и общении. По закону «Об образовании в Российской Федерации» не является формой обучения. В нашей стране не запрещён, но и напрямую не разрешён.

Аттестат

Документ, подтверждающий получение определённого уровня образования. В России выдаётся после 9 и 11 классов при успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ соответственно. В первом случае называется «аттестат об основном общем образовании», во втором — «аттестат о среднем (полном) общем образовании».

Аттестация промежуточная

Это подтверждение знаний по школьным предметам за определённый период. Проводится один или несколько раз в год школами, имеющими государственную аккредитацию. Задача — продемонстрировать, что уровень образованности не ниже государственного стандарта.

Вебинар

Урок, который проводится в интернете. Учитель находится в классе с видеокамерой, а ученики — перед своими компьютерами. Ребята могут задавать вопросы в чате и в режиме реального времени получать ответы.

Государственная итоговая аттестация (ГИА)

Обязательная проверка знаний при любых формах получения образования. По окончании 9 класса проходит в форме ОГЭ (основного государственного экзамена), а по окончании 11 класса в форме ЕГЭ (единого государственного экзамена). Проводится учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)

Образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (статья 16   закона «Об образовании в Российской Федерации»). Дети, осваивающие программу с применением (ДОТ), обычно находятся на заочной или семейной форме обучения.  

Договор об аттестациях

Соглашение между аккредитованной образовательной организацией и родителями учащегося. Позволяет упорядочить отношения со школой, разграничивает права и обязанности сторон, устанавливает сроки и формы промежуточных аттестаций. Инструкция по составлению →

Домашнее обучение

Учёба в домашней обстановке. Не является самостоятельной формой обучения. Ребёнок в этом случае находится на заочке или семейном образовании. Организация учебного процесса лежит на родителях. В отличие от надомного обучения, доступно всем, а не только детям с инвалидностью.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Форма государственной итоговой аттестации, позволяющая получить документ о среднем (полном) общем образовании. Главный экзамен для российского школьника, проводится по единому расписанию, задания и бланки ответов стандартизированы. С высокими баллами ЕГЭ можно поступить в любой российский вуз без дополнительных испытаний.

Заочное обучение

Форма обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Выражается в том, что ребёнок не ходит в школу каждый день, а осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. При этом он находится в контингенте школы: нельзя менять программу, необходимо придерживаться графика аттестаций.

Индивидуальный учебный план

Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Инструкция по составлению →

Контингент школы

Совокупность учащихся. Все, кто зачислен в образовательную организацию и должен подчиняться её уставу, расписанию и другим правилам.

Куратор

Наставник и помощник в учёбе. В Экстернате и Домашней школе «Фоксфорда» это обычно студенты старших курсов топовых вуза. Они следят за нагрузкой ребёнка, помогают

externat.foxford.ru

Хоумскулинг — счастье или разочарование? Кому не подходит семейное обучение || Официальный сайт Ольги Юрковской

Ольга Юрковская специально для 7ya.ru

В последнее время о семейном образовании много пишут и говорят, и перспектива учить ребенка дома кажется многим вполне реальной. Родители забирают ребенка из школы — и разочаровываются в семейном обучении. Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская — психолог, многодетная мама, автор книги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия».

Почему домашнее обучение для одних родителей — счастье, а для других — разочарование?

Много лет я наблюдаю типичную ситуацию: родители, начитавшись восторженных отзывов о хоумскулинге или домашнем обучении детей, оформили ребёнка на индивидуальный учебный план, а затем выяснили, что не справляются с учебой. У ребенка нет мотивации заглядывать в учебник, у мамы нет желания «стоять над душой», а папа и вовсе самоустранился от совместного выполнения заданий по математике. Как итог, хоумскулинг признается неэффективной системой, разочарованию нет предела, мамские форумы наполняются очередными дискуссиями и язвительными комментариями. При этом никто не понимает, что изначально был применен неверный стратегический подход.

Хоумскулинг — это не проще. Это лучше

Не стоит забирать ребенка на семейное обучение, если мама наивно полагает, что ей станет проще и легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный «бонус» домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов.

Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник на работе прикажет вам каждый день совершенно бесплатно в течение года учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете. Ни одна из этих статей вам в жизни никогда не пригодится.

Ответьте себе честно, сможете ли вы это делать? Сможет ли коллега или мама замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных непонятных статей и фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет.

И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить. В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя эти ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против «двоечницы» и прочие привычные советские методы воспитания послушных марионеток.

Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать, размахивать ремнем и грозить отправкой на все лето к бабушке в деревню. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться.

Но как-то же у других родителей получается?

Да, и разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с самостоятельным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого.

Эти родители забирают ребенка учиться в семью не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение — возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.

Думающие родители понимают, что школьная программа когда-то была рассчитана на формирование фабричных рабочих из крестьянских детей. Она была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы часто говорим о бесполезности большей части знаний, которые детям вбивают в головы одиннадцать лет.

И мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. Миллионы людей во всем мире оказываются безработными и ненужными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, даже окна помыть можно с помощью автономной техники.

То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому — людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужна в мелких чиновниках и офисных клерках — рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Уже сейчас прогрессивные страны переходят на электронное правительство. И это будущее уже наступило, глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить себе фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий.

Почему вам не стоит переводить ребенка на домашнее образование

И не увеличивать количество противников хоумскулинга, не разобравшихся в том, почему у ребёнка не получилось учиться самостоятельно. Все неуспешные случаи попыток семейного образования сводятся к двум вариантам.

Первый вариант, когда ребенок педагогически запущен, потому что сидит целый день с планшетом и играми, ничего не изучает, на секции и кружки не ходит, со сверстниками не общается. А его мама занята написанием гневных отповедей в социальных сетях, пока папа зарабатывает деньги на семью. Таким родителям безразлично, как развивается отпрыск. В этом случае действительно стоит отвести ребенка в школу.

Второй вариант — когда родители считают, что школьные предметы зачем-то очень нужны, но никак не могут заставить ребёнка заниматься бесполезным трудом.

Также нет смысла переходить на индивидуальный план обучения, если родители менее образованы, чем учителя в школе, и не обладают знаниями, которые они смогли бы эффективно передать ребенку. Пройдет несколько недель, в крайнем случае месяцев, и, признав свое бессилие, мамы и папы разочаровываются в собственных педагогических талантах, а заодно в самой идее хоумскулинга, которую даже не поняли.

Как нужно правильно организовывать хоумскулинг

Поговорим о тех родителях, которые действительно успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней.

Образовательная программа — обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. А последствия такого визита могут быть самыми трагическими, вплоть до изъятия детей и отправления их в детдом.

Поэтому к школе нужно отнестись, как неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей. Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как бы нам с тобой выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам, чтобы сдать хотя бы на минимальное количество баллов, необходимых для зачета. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать в конфликт с органами опеки.

При этом родители не ограничивают обучение ребенка только школьными предметами. Более того, когда семейное образование правильно организовано, одиннадцать лет по восемь часов каждодневной «каторги» не требуются.

Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором, кому-то повезёт, что ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по Скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится.

При правильном эффективном подходе к изучению обязательной программы в день уходит всего пара часов на основную учебу. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения.

Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно, очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя.

Как сделать домашнюю учебу эффективной

Вам не надо пытаться изображать учительницу и уныло садиться с учебником. Сначала позаботьтесь, чтобы у ребенка появился важнейший навык — быстрой обработки информации. Это то, с чего начинается домашнее образование. Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах.

После того, как эти практические навыки получены и отработаны, ребенку легко даются любые гуманитарные предметы, где требуется только прочитать, запомнить и пересказать. Так прекрасно усваиваются предметы, не требующие специализированных познаний. Фактически при таком подходе к обучению ребенок, умеющий очень быстро читать, полностью запоминать прочитанное, анализировать информацию, извлекать основные мысли и видеть структуру текста, оформляя её в виде последовательных логических схем, никаких проблем с учебой иметь не будет.

Что касается репетиторов, то по всем предметам учителя при таком подходе не нужны. В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших — добавится физика и химия. При этом главное, что ребенок всегда понимает, что его оценки — не более, чем формальность. Психологически грамотные родители детей, обучающихся по системе семейного образования, объясняют, что оценки посторонних для семьи женщин не только не имеют никакого значения, но и смысла в них мало. Кроме того, родительская любовь никак не связана и не коррелирует с отметками ребёнка.

К сожалению, очень часто я вижу, что хоумскулерам намеренно и несправедливо занижают оценки. «Семейники» по статистике числятся среди худших учеников по успеваемости, при этом часто по результатам реальных проверок знаний оказываются интеллектуально намного более развитыми, чем лучшие ученики классов.

Несправедливость и глупость школьных оценок

Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся к развитию этих особенностей. Причем в многодетной семье все дети могут иметь различные дарования и разные характеры. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования.

У нее отлично получается фотографировать, и в своем подростковом возрасте она ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть.

Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику.

При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника. 

И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других?

Моя средняя дочь — очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь — личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать. 

И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие).

А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок.

Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым.

Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным. Только при таком подходе родители окажутся умнее методистов из министерства образования.

А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются, не в состоянии выполнять абсурдные школьные требования, и возвращают ребенка в школу.

Хоумскулинг — не для всех

Домашнее обучение — это для тех, кто может спокойно организовать обучение ребенка в семье. У кого есть ресурсы, материальные и временные, у кого уровень образования и интеллекта позволяет быть не хуже и не глупее школьных методистов и учителей.

Немаловажно, что социуму пока нужны и рабочие, и мелкие чиновники, и офисные сотрудники. Не всем же быть творческими людьми или предпринимателями. А то, что через десяток-другой лет в мире окажется ещё несколько миллионов безработных и неспособных перестроиться людей — разве это проблемы методистов, работающих по государственным стандартам? Они живут сегодняшним днём.

А наша задача как родителей — думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем, то есть не просто поступить в любой вуз, а о долгосрочной перспективе: кем будет работать наш ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и полностью реализованной личностью?

P.S. Приобрести мою книгу «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия» можно здесь:

http://yurkovskaya.com/homeschooling/

stressa.net

Где хоумскулеру найти друзей: советы и идеи

Детская площадка

Ребята, которые учатся дома, чаще выходят гулять и дольше находятся на свежем воздухе. Это связано с более короткими учебными часами. На семейном обучении темы, на которые тратят несколько дней в традиционной школе, можно пройти всего за пару–тройку часов. 

Хоумскулеру не нужно сидеть в четырёх стенах по семь или восемь уроков — семья устанавливает расписание самостоятельно. Ребёнок может позаниматься два–три часа и идти гулять, а потом вернуться и продолжить учёбу. 

Перерывы на разминку и прогулки способствуют усвоению информации и сохранению интереса к занятиям. 

Чаще всего на детской площадке дети находят друзей интуитивно: тут просто присоединиться к какой-либо деятельности или придумать своё. Например, можно начать игру в салки, предложить кому-то покататься на самокатах, завести разговор с кем-то, кто скучает на лавочке. 

 

Кружки по интересам

Ребята на семейном обучении часто посещают разные кружки и клубы по интересам. Это может быть спортивная секция, театральная школа, изостудия — всё, что нравится ребёнку. 

Найти друзей на кружке несложно: когда детей объединяет общее дело, контакты налаживаются сами. 

Интернет

Мы живём в эпоху технологий. Даже 15–20 лет назад сложно было представить, что можно будет найти друга с помощью компьютера. 

Но это реальность: подростки всё чаще знакомятся в социальных сетях, чем на улице. 

Объясните ребёнку, что при знакомствах в интернете важно соблюдать правила безопасности. Нельзя раскрывать личную информацию (адрес, паспортные данные, пароли). Дети должны помнить, что под безобидным ником может скрываться злоумышленник. Если почувствуете что-то неладное, поговорите с ребёнком, уточните, с кем он общается. Встретиться с новым интернет-другом лучше в присутствии взрослых или как минимум в людном безопасном месте.

Встречи единомышленников

Всегда здорово общаться с людьми, разделяющими ваши взгляды. Познакомьтесь с другими семьями, которые учат детей дома. 

Преимущество хоумскулинга в том, что он не ограничивается стенами школы. Образование можно получать всегда и везде. Можно провести встречу хоумскулеров, совместный урок биологии в Ботаническом саду или поехать в загородную старинную усадьбу. 

Новые знакомства станут отличным дополнением к получению полезной информации. 

В поездках

Неважно, куда вы едете — за границу или на дачу. Можно познакомиться с кем-то в Турции возле бассейна, а можно встретить будущего лучшего друга в подмосковном лесу. 

Путешествия дарят нам незабываемые воспоминания. Здорово иметь друзей в других странах: можно ездить в гости и знакомиться с культурой изнутри. Если ребёнок учит иностранный язык, он сможет пообщаться с иностранцами своего возраста. Это отличная разговорная практика. 

Детский лагерь

Современные оздоровительные и образовательные лагеря не похожи на советские. Но концепт остаётся прежним. Душевность, настоящая дружба и первая любовь. Воспоминания о лагерях хранятся всю жизнь. 

Помните, что не все дети чувствуют потребность уезжать из дома и жить без родителей под присмотром чужих людей. Если ребёнок не хочет в лагерь, лучше не настаивать. Опыт не должен быть травматичным. 

Экскурсии

На некоторых экскурсиях дети садятся на пол, чтобы слушать гида. Это позволяет почувствовать себя расслабленно и непринуждённо. Такие мероприятия не ассоциируются с чем-то скучным и утомительным, потому что не нужно час

externat.foxford.ru

5 великих хоумскулеров: истории достойные подражания

Фёдор Тютчев

Фёдор Тютчев в детстве

Будущий поэт и публицист, член-корреспондент Петербургской академии наук Фёдор Тютчев родился в Орловской губернии. Он рос в атмосфере обожания, был окружён заботой. В доме постоянно звучала французская речь, которая перемежалась с русскими обычаями. Фёдор Иванович часто вспоминал родную усадьбу с её садом, большими липами, рекой, старым колодцем и народными праздниками.

Когда Фёдору исполнилось 10 лет, родители занялись его образованием. Мальчик изучал арифметику, географию, историю, иностранные языки. Русскую словесность ему преподавал молодой семинарист Семён Раич, являвшийся пламенным поклонником литературы. Раич познакомил юного Тютчева с лучшими мировыми произведениями, привил будущему поэту любовь к наукам и языкам. Фёдор боготворил своего учителя, и во многом благодаря ему в 10 лет написал своё первое стихотворение.  

Родители всячески поддерживали поэтический дар сына. Приглашали домой известных литераторов. Однажды к ним заехал сам Василий Жуковский. Высокий гость отметил неоспоримый талант юного Тютчева.

В 14 лет Фёдор Иванович уже переводил оды Горация и вольным слушателем посещал лекции словесного отделения Московского университета. Через год был принят в число студентов, а через два — избран членом Общества любителей российской словесности. В 17-ть Тютчев отлично сдал экзамены и получил кандидатскую степень.

Талантливые дети и сейчас имеют возможность получить среднее образование раньше, чем «положено» по возрасту. В «Экстернате Фоксфорда» можно за один учебный год пройти программу двух классов. Это существенно экономит время и способствует ранней самостоятельности подростков.

Джейн Остин

Джейн Остин в детстве

Писательница Джейн Остин родилась в большой семье, у неё было шесть братьев и сестра. Отец был сельским пастором и весьма просвещённым человеком. В доме имелась богатая библиотека, все члены семьи много читали и открыто дискутировали о книгах.

Отец хотел дать детям традиционное образование, но опыт оказался неудачным. Сначала Джейн и её сестру отправили обучаться к родственнице, где будущая писательница вскоре заболела, мать забрала девочек домой. Потом сестёр отдали в пансионат. Там они проучились чуть больше года, пока отец не счёл это пустой тратой денег. Ведь в XVIII веке образованной считалась девушка, умеющая петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, рисовать и говорить по-французски.

Юной Джейн этого было мало. Она жадно черпала знания из книг и занималась самообразованием: анализировала, размышляла, записывала свои мысли в тетрадь.

В XXI веке недостаточно уметь читать, писать и считать. В «Домашней школе Фоксфорда» особое внимание уделяется развитию навыков будущего — тайм-менеджмент,у командной работе, эмоциональному интеллекту и другим.

Родители относились к увлечению дочери сочинительством с пониманием, предоставляли ей неограниченное количество бумаги и че

externat.foxford.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о