С френе – Френе, Селестен — Википедия

Френе, Селестен — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Френе.

Селестен Френе (фр. Célestin Freinet; 15 октября 1896 — 7 октября 1966) — французский педагог.

Биография

Родился 15 октября 1896 года в г. Гар в крестьянской семье. 1913—1914 гг. учился в нормальной школе в Ницце. Организатор и руководитель экспериментальных начальных школ в Бар-сюр-Лу (1920—1928), Сен-Поль (1928—1934), Ванс (1934—1966). В 1927 году организовал «Кооператив сторонников светской школы», объединивший его последователей, в 1957 году — «Международную федерацию сторонников новой школы». Издатель и главный редактор журналов «Воспитатель» и «Детское искусство»[1]. Умер в г. Ванс 7 октября 1966 года.

Педагогические установки

С. Френе писал: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили, из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идеи». Выделил следующие педагогические установки

. Максимальное развитие личности ребёнка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему, и которому он сам будет служить. Школа завтрашнего будет ориентирована на ребёнка-члена общества. Ребёнок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Надо создать возможности для свободного выражения каждого в любой области. Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы. Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями. Разумная дисциплина — результат организованного труда. Народная школа не может существовать без демократического общества. Главным в воспитании считал: 1. Здоровье ребёнка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию; 2. Создание благоприятной среды; 3. Оборудование и технические средства (С. Френе предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины).

Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. Она состояла из ряда различных по функциям элементов: школьной типографии, школьного самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек для персональной работы, особой библиотеки учебных пособий и пр.

[2]

Общие задачи воспитания

С. Френе писал: «В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы». Задачи воспитания.

  1. Нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;
  2. Развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;
  3. Развитие практического мышления;
  4. Обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;
  5. Воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства;
  6. Стимулирование любознательности как первой ступени познания;
  7. Стимулирование трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;
  8. Стимулирование индивидуальной и моральной ответственности;
  9. Развитие школьного самоуправления (школьный кооператив, собрание кооператива).

Основные этапы воспитания и принципы воспитания на этих этапах

До 2 лет — воспитание в семье. От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребёнка. Условия, необходимые для воспитания в семье: 1. здоровье родителей и борьба против тяжелых условий труда; 2. особая забота о беременных женщинах; 3. создание необходимых условий для новорожденного. От 2 до 4 лет — «Детский заповедник». На любом этапе жизни ребёнка воспитание осуществляется на основе принципа познания на ощупь. Всё это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе. Воспитание осуществляется неразрывно с природой.

С 4 до 7 лет — детский сад. На этом этапе также отрицается целесообразность уроков, в какой бы форме не проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспитательной деятельности в соответствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографический набор, чтение. С 7 до 14 лет — начальная школа. С. Френе выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения. Индивидуальная работа с картотекой, исследования, наблюдение, рефераты, формы художестве
нной экспрессии — рисование, пение, музыка, театр, прикладное искусство. Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром
». В мастерских осуществляется базовый физический труд. Френе большое значение придавал чёткому планированию учебного процесса. Учитель должен составлять общий план работы на год и по месяцам для каждого класса с учётом возможностей, распорядка и правил жизни коллектива. Ученик должен составлять индивидуальный план работы на неделю: записывать работу, которой хочет заниматься, и сам контролирует её выполнение. Предлагал самоконтроль в обучении, отказ от отметок. Учёт индивидуальных достижений и их ценности[3].

Педагогические инварианты

Разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант — это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях. Ни у какого народа.

  • Природа ребёнка такая же, как и природа взрослого.
  • Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.
  • Поведение ребёнка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
  • Никто, и ребёнок, как и взрослый, — не любит, чтобы ему приказывали.
  • Никто не любит построения в команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.
  • Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  • Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  • Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  • Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
  • Необходимо покончить со схоластикой.
  • Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
  • Естественным занятием для ребёнка является не игра, а труд.
  • Наиболее эффективный путь усвоения знаний не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные принципы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания.
  • Знания добываются опытным путём, а не изучением правил и законов.
  • Интеллект представляет собой мыслительную способность, тесно взаимодействующую с другими свойствами человека.
  • Традиционная школа развивает способность только к абстрактному мышлению, далёкому от запросов реальной жизни.
  • Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
  • Никто — ни ребёнок, ни взрослый — не любит надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство, особенно когда это происходит публично.
  • Выставление оценок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.
  • Нужно как можно меньше говорить.
  • Ребёнок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.
  • В классе необходимо поддерживать порядок и дисциплину.
  • Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.
  • Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т. е. ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.
  • Переполненность класса всегда является педагогическим просчётом.
  • Современная концепция больших школьных комплексов ведёт к анонимности, как учителей, так и школьников: это концепция ошибочна и является препятствием на пути к осуществлению целей.
  • Будущая демократия общества готовится демократией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демократического общества.
  • В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
  • Педагогическая реакция, являющаяся составной частью социальной и политической реакции, оказывает противодействие прогрессивным преобразованиям.
  • Оптимистическая вера в жизнь[4].

Труды

  • «Педагогические инварианты»
  • «Новая французская школа»
  • «Нравственное и гражданское воспитание»
  • «Формирование личности ребёнка и подростка»

Примечания

  1. ↑ Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада. — М.,2003. — С. 418.
  2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. — М., 1998.
  3. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С. 148.
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы. — М., 2003.

Источники

  • Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С.148.
  • Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы. — М., 2003.
  • Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада. — М., 2003.

Ссылки

wikipedia.green

Френе, Селестен — это… Что такое Френе, Селестен?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Френе.

Селестен Френе (фр. Célestin Freinet; 15 октября 1896 — 7 октября 1966) — французский педагог.

Биография

Родился 15 октября 1896 года в г. Гар в крестьянской семье. 1913—1914 гг. учился в нормальной школе в Ницце. Организатор и руководитель экспериментальных начальных школ в Бар-сюр-Лу (1920—1928), Сен-Поль (1928—1934), Ванс (1934—1966). В 1927 году организовал “Кооператив сторонников светской школы”, объединивший его последователей, в 1957 году — “Международную федерацию сторонников новой школы”. Издатель и главный редактор журналов “Воспитатель” и “Детское искусство”[1]. Умер в г. Ванс 7 октября 1966 года.

Педагогические установки

С. Френе писал: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили, из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идеи»

. Выделил следующие педагогические установки. Максимальное развитие личности ребёнка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему, и которому он сам будет служить. Школа завтрашнего будет ориентирована на ребёнка-члена общества. Ребёнок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Надо создать возможности для свободного выражения каждого в любой области. Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы. Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями. Разумная дисциплина – результат организованного труда. Народная школа не может существовать без демократического общества. Главным в воспитании считал: 1. Здоровье ребёнка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию; 2. Создание благоприятной среды; 3. Оборудование и технические средства (С. Френе предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины).

Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. Она состояла из ряда различных по функциям элементов: школьной типографии, школьного самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек для персональной работы, особой библиотеки учебных пособий и пр.[2]

Общие задачи воспитания

С. Френе писал: «В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы». Задачи воспитания.

  1. Нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;
  2. Развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;
  3. Развитие практического мышления;
  4. Обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;
  5. Воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства;
  6. Стимулирование: любознательности как первой ступени познания;
  7. Стимулирование трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;
  8. Стимулирование индивидуальной и моральной ответственности;
  9. Развитие школьного самоуправления (школьный кооператив, собрание кооператива).

Основные этапы воспитания и принципы воспитания на этих этапах

До 2 лет – воспитание в семье. От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребёнка. Условия, необходимые для воспитания в семье: 1. здоровье родителей и борьба против тяжелых условий труда; 2. особая забота о беременных женщинах; 3. создание необходимых условий для новорожденного. От 2 до 4 лет – «Детский заповедник». На любом этапе жизни ребёнка воспитание осуществляется на основе принципа познания на ощупь. Всё это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе. Воспитание осуществляется неразрывно с природой. С 4 до 7 лет – детский сад. На этом этапе также отрицается целесообразность уроков, в какой бы форме не проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспитательной деятельности в соответствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографический набор, чтение. С 7 до 14 лет – начальная школа. С. Френе выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения. Индивидуальная работа с картотекой, исследования, наблюдение, рефераты, формы художественной экспрессии – рисование, пение, музыка, театр, прикладное искусство. Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром«. В мастерских осуществляется базовый физический труд. Френе большое значение придавал чёткому планированию учебного процесса. Учитель должен составлять общий план работы на год и по месяцам для каждого класса с учётом возможностей, распорядка и правил жизни коллектива. Ученик должен составлять индивидуальный план работы на неделю: записывать работу, которой хочет заниматься, и сам контролирует её выполнение. Предлагал самоконтроль в обучении, отказ от отметок. Учёт индивидуальных достижений и их ценности[3].

Педагогические инварианты

Разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант — это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях. Ни у какого народа.

  • Природа ребёнка такая же, как и природа взрослого.
  • Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.
  • Поведение ребёнка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
  • Никто и ребёнок, как и взрослый, — не любит, чтобы ему приказывали.
  • Никто не любит построения в команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.
  • Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  • Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  • Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  • Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
  • Необходимо покончить со схоластикой.
  • Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
  • Естественным занятием для ребёнка является не игра, а труд.
  • Наиболее эффективный путь усвоения знаний не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные принципы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания.
  • Знания добываются опытным путём, а не изучением правил и законов.
  • Интеллект представляет собой мыслительную способность, тесно взаимодействующую с другими свойствами человека.
  • Традиционная школа развивает способность только к абстрактному мышлению, далёкому от запросов реальной жизни.
  • Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
  • Никто — ни ребёнок, ни взрослый — не любит надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство, особенно когда это происходит публично.
  • Выставление оценок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.
  • Нужно как можно меньше говорить.
  • Ребёнок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.
  • В классе необходимо поддерживать порядок и дисциплину.
  • Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.
  • Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т е ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.
  • Переполненность класса всегда является педагогическим просчётом.
  • Современная концепция больших школьных комплексов ведёт к анонимности, как учителей, так и школьников: это концепция ошибочна и является препятствием на пути к осуществлению целей.
  • Будущая демократия общества готовится демократией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демократического общества.
  • В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
  • Педагогическая реакция, являющаяся составной частью социальной и политической реакции, оказывает противодействие прогрессивным преобразованиям.
  • Оптимистическая вера в жизнь[4].

Труды

  • «Педагогические инварианты»
  • «Новая французская школа»
  • «Нравственное и гражданское воспитание»
  • «Формирование личности ребёнка и подростка»

Примечания

  1. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б.М. Бим-Бада. — М.,2003. — С. 418.
  2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. — М., 1998.
  3. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С. 148.
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы. — М., 2003.

Источники

  • Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С.148.
  • Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы. — М., 2003.
  • Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б.М. Бим-Бада. — М., 2003.

Ссылки

dic.academic.ru

Френе, Селестен — Википедия. Что такое Френе, Селестен

Селестен Френе (фр. Célestin Freinet; 15 октября 1896 — 7 октября 1966) — французский педагог.

Биография

Родился 15 октября 1896 года в г. Гар в крестьянской семье. 1913—1914 гг. учился в нормальной школе в Ницце. Организатор и руководитель экспериментальных начальных школ в Бар-сюр-Лу (1920—1928), Сен-Поль (1928—1934), Ванс (1934—1966). В 1927 году организовал «Кооператив сторонников светской школы», объединивший его последователей, в 1957 году — «Международную федерацию сторонников новой школы». Издатель и главный редактор журналов «Воспитатель» и «Детское искусство»[1]. Умер в г. Ванс 7 октября 1966 года.

Педагогические установки

С. Френе писал: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили, из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идеи». Выделил следующие педагогические установки. Максимальное развитие личности ребёнка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему, и которому он сам будет служить. Школа завтрашнего будет ориентирована на ребёнка-члена общества. Ребёнок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Надо создать возможности для свободного выражения каждого в любой области. Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы. Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями. Разумная дисциплина — результат организованного труда. Народная школа не может существовать без демократического общества. Главным в воспитании считал: 1. Здоровье ребёнка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию; 2. Создание благоприятной среды; 3. Оборудование и технические средства (С. Френе предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины).

Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. Она состояла из ряда различных по функциям элементов: школьной типографии, школьного самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек для персональной работы, особой библиотеки учебных пособий и пр.[2]

Общие задачи воспитания

С. Френе писал: «В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы». Задачи воспитания.

  1. Нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;
  2. Развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;
  3. Развитие практического мышления;
  4. Обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;
  5. Воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства;
  6. Стимулирование любознательности как первой ступени познания;
  7. Стимулирование трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;
  8. Стимулирование индивидуальной и моральной ответственности;
  9. Развитие школьного самоуправления (школьный кооператив, собрание кооператива).

Основные этапы воспитания и принципы воспитания на этих этапах

До 2 лет — воспитание в семье. От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребёнка. Условия, необходимые для воспитания в семье: 1. здоровье родителей и борьба против тяжелых условий труда; 2. особая забота о беременных женщинах; 3. создание необходимых условий для новорожденного. От 2 до 4 лет — «Детский заповедник». На любом этапе жизни ребёнка воспитание осуществляется на основе принципа познания на ощупь. Всё это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе. Воспитание осуществляется неразрывно с природой. С 4 до 7 лет — детский сад. На этом этапе также отрицается целесообразность уроков, в какой бы форме не проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспитательной деятельности в соответствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографический набор, чтение. С 7 до 14 лет — начальная школа. С. Френе выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения. Индивидуальная работа с картотекой, исследования, наблюдение, рефераты, формы художественной экспрессии — рисование, пение, музыка, театр, прикладное искусство. Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром». В мастерских осуществляется базовый физический труд. Френе большое значение придавал чёткому планированию учебного процесса. Учитель должен составлять общий план работы на год и по месяцам для каждого класса с учётом возможностей, распорядка и правил жизни коллектива. Ученик должен составлять индивидуальный план работы на неделю: записывать работу, которой хочет заниматься, и сам контролирует её выполнение. Предлагал самоконтроль в обучении, отказ от отметок. Учёт индивидуальных достижений и их ценности[3].

Педагогические инварианты

Разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант — это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях. Ни у какого народа.

  • Природа ребёнка такая же, как и природа взрослого.
  • Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.
  • Поведение ребёнка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
  • Никто, и ребёнок, как и взрослый, — не любит, чтобы ему приказывали.
  • Никто не любит построения в команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.
  • Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  • Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  • Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  • Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
  • Необходимо покончить со схоластикой.
  • Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
  • Естественным занятием для ребёнка является не игра, а труд.
  • Наиболее эффективный путь усвоения знаний не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные принципы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания.
  • Знания добываются опытным путём, а не изучением правил и законов.
  • Интеллект представляет собой мыслительную способность, тесно взаимодействующую с другими свойствами человека.
  • Традиционная школа развивает способность только к абстрактному мышлению, далёкому от запросов реальной жизни.
  • Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
  • Никто — ни ребёнок, ни взрослый — не любит надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство, особенно когда это происходит публично.
  • Выставление оценок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.
  • Нужно как можно меньше говорить.
  • Ребёнок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.
  • В классе необходимо поддерживать порядок и дисциплину.
  • Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.
  • Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т. е. ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.
  • Переполненность класса всегда является педагогическим просчётом.
  • Современная концепция больших школьных комплексов ведёт к анонимности, как учителей, так и школьников: это концепция ошибочна и является препятствием на пути к осуществлению целей.
  • Будущая демократия общества готовится демократией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демократического общества.
  • В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
  • Педагогическая реакция, являющаяся составной частью социальной и политической реакции, оказывает противодействие прогрессивным преобразованиям.
  • Оптимистическая вера в жизнь[4].

Труды

  • «Педагогические инварианты»
  • «Новая французская школа»
  • «Нравственное и гражданское воспитание»
  • «Формирование личности ребёнка и подростка»

Примечания

  1. ↑ Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада. — М.,2003. — С. 418.
  2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. — М., 1998.
  3. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С. 148.
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы. — М., 2003.

Источники

  • Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С.148.
  • Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы. — М., 2003.
  • Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада. — М., 2003.

Ссылки

wiki.sc

Методика воспитания в школе С. Френе

Селестен Френе появился в 1896 в семье крестьян.  Детство у него было трудное. Не успевая окончить школу, призывают в армию. Во время войны получает тяжелое ранение, что предполагает долгое лечение. В 1920 году он начинает свою педагогическую деятельность в небольшой деревенской школе Бар-сюр-Луп.

Такие учебные заведения в те времена имели особые деления. Существование начальной и средней школы известно своей обособленностью. Полные средние школы предназначались для узкого круга учащихся богатых родителей. Начальную школу посещали дети рабочих и крестьян. Зачастую учитель мог вести занятия у всех детей от 6 до 14 лет.

Так как в то время процесс обучения и воспитания оставались оторванными от реальности, Френе занимается изучением передовых концепций воспитания и становится последователем идеи теории «нового воспитания». Согласно ней, учитель и ученик становятся в один ряд, а обучение детей разного возраста в одном классе недопустимо.

В 1924 году ему довелось принять участие в конгрессе «Международной лиги воспитания», прошедшего в Швейцарии. Педагогические взыскания Френе получают широкую популярность. Учителя, которые разделяли его идеи, объединялись в «Кооператив сторонников советской школы». Френе становится основоположником и лидером «Международной федерации сторонников новой школы».

Метод «Свободных текстов»

Френе работал с неграмотными, пассивными и не способными выражать себя детьми.

Определение 1

Главной задачей педагога считалось создание, благоприятной для обучения, атмосферы в классе для развития у детей навыков самовыражения.

Дети, обучаемые по его методике, могли свободно выражать мысли как письменно, так и устно. Такие «свободные тексты» походили на мини-сочинения, где дети могли поведать о семье, друзьях, планах на будущее, делились впечатлениями и наблюдениями.

Определение 2

По Френе «свободный текст» считался особым упражнением по родному языку и социально-психологическим тестом. С его помощью становилось понятным взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Во время написания ребенок выражается творчески, осознает причины своих успехов или неудач.

Позже такие работы стали печатать. Это выполнялось только при согласии ребенка. Обязательный предмет в каждой школе –

zaochnik.com

Френе, Селестен — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Френе.

Селестен Френе (фр. Célestin Freinet; 15 октября 1896 — 7 октября 1966) — французский педагог.

Биография

Родился 15 октября 1896 года в г. Гар в крестьянской семье. 1913—1914 гг. учился в нормальной школе в Ницце. Организатор и руководитель экспериментальных начальных школ в Бар-сюр-Лу (1920—1928), Сен-Поль (1928—1934), Ванс (1934—1966). В 1927 году организовал «Кооператив сторонников светской школы», объединивший его последователей, в 1957 году — «Международную федерацию сторонников новой школы». Издатель и главный редактор журналов «Воспитатель» и «Детское искусство»[1]. Умер в г. Ванс 7 октября 1966 года.

Педагогические установки

С. Френе писал: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили, из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идеи». Выделил следующие педагогические установки. Максимальное развитие личности ребёнка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему, и которому он сам будет служить. Школа завтрашнего будет ориентирована на ребёнка-члена общества. Ребёнок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Надо создать возможности для свободного выражения каждого в любой области. Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы. Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями. Разумная дисциплина — результат организованного труда. Народная школа не может существовать без демократического общества. Главным в воспитании считал: 1. Здоровье ребёнка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию; 2. Создание благоприятной среды; 3. Оборудование и технические средства (С. Френе предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины).

Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. Она состояла из ряда различных по функциям элементов: школьной типографии, школьного самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек для персональной работы, особой библиотеки учебных пособий и пр.[2]

Общие задачи воспитания

С. Френе писал: «В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы». Задачи воспитания.

  1. Нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;
  2. Развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;
  3. Развитие практического мышления;
  4. Обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;
  5. Воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства;
  6. Стимулирование любознательности как первой ступени познания;
  7. Стимулирование трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;
  8. Стимулирование индивидуальной и моральной ответственности;
  9. Развитие школьного самоуправления (школьный кооператив, собрание кооператива).

Основные этапы воспитания и принципы воспитания на этих этапах

До 2 лет — воспитание в семье. От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребёнка. Условия, необходимые для воспитания в семье: 1. здоровье родителей и борьба против тяжелых условий труда; 2. особая забота о беременных женщинах; 3. создание необходимых условий для новорожденного. От 2 до 4 лет — «Детский заповедник». На любом этапе жизни ребёнка воспитание осуществляется на основе принципа познания на ощупь. Всё это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе. Воспитание осуществляется неразрывно с природой. С 4 до 7 лет — детский сад. На этом этапе также отрицается целесообразность уроков, в какой бы форме не проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры. Организация всей воспитательной деятельности в соответствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографический набор, чтение. С 7 до 14 лет — начальная школа. С. Френе выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения. Индивидуальная работа с картотекой, исследования, наблюдение, рефераты, формы художественной экспрессии — рисование, пение, музыка, театр, прикладное искусство. Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром». В мастерских осуществляется базовый физический труд. Френе большое значение придавал чёткому планированию учебного процесса. Учитель должен составлять общий план работы на год и по месяцам для каждого класса с учётом возможностей, распорядка и правил жизни коллектива. Ученик должен составлять индивидуальный план работы на неделю: записывать работу, которой хочет заниматься, и сам контролирует её выполнение. Предлагал самоконтроль в обучении, отказ от отметок. Учёт индивидуальных достижений и их ценности[3].

Педагогические инварианты

Разработал педагогические инварианты, которыми нужно руководствоваться при воспитании человека. Инвариант — это то, что не изменяется и не может измениться ни при каких условиях. Ни у какого народа.

  • Природа ребёнка такая же, как и природа взрослого.
  • Высокий рост человека вовсе не свидетельствует о его превосходстве над окружающими.
  • Поведение ребёнка в школе зависит от его психического склада и состояния здоровья.
  • Никто, и ребёнок, как и взрослый, — не любит, чтобы ему приказывали.
  • Никто не любит построения в команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.
  • Человек не любит исполнять какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама по себе ему не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  • Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  • Никто не любит совершать действия и подчиняться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  • Необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным.
  • Необходимо покончить со схоластикой.
  • Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
  • Естественным занятием для ребёнка является не игра, а труд.
  • Наиболее эффективный путь усвоения знаний не наблюдение, не объяснение и не демонстрация, составляющие основные принципы традиционной школы, а экспериментальное нащупывание — естественный и универсальный метод познания.
  • Знания добываются опытным путём, а не изучением правил и законов.
  • Интеллект представляет собой мыслительную способность, тесно взаимодействующую с другими свойствами человека.
  • Традиционная школа развивает способность только к абстрактному мышлению, далёкому от запросов реальной жизни.
  • Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
  • Никто — ни ребёнок, ни взрослый — не любит надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство, особенно когда это происходит публично.
  • Выставление оценок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.
  • Нужно как можно меньше говорить.
  • Ребёнок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.
  • В классе необходимо поддерживать порядок и дисциплину.
  • Наказание — всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желаемой цели. Это самое крайнее средство.
  • Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, т е ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.
  • Переполненность класса всегда является педагогическим просчётом.
  • Современная концепция больших школьных комплексов ведёт к анонимности, как учителей, так и школьников: это концепция ошибочна и является препятствием на пути к осуществлению целей.
  • Будущая демократия общества готовится демократией школы; авторитарная школа не может сформировать будущих граждан демократического общества.
  • В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
  • Педагогическая реакция, являющаяся составной частью социальной и политической реакции, оказывает противодействие прогрессивным преобразованиям.
  • Оптимистическая вера в жизнь[4].

Труды

  • «Педагогические инварианты»
  • «Новая французская школа»
  • «Нравственное и гражданское воспитание»
  • «Формирование личности ребёнка и подростка»

Напишите отзыв о статье «Френе, Селестен»

Примечания

  1. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада. — М.,2003. — С. 418.
  2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. — М., 1998.
  3. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С. 148.
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы. — М., 2003.

Источники

  • Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С.148.
  • Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы. — М., 2003.
  • Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада. — М., 2003.

Ссылки

  • citizen.novadoba.org.ua/content.php?dep=4&id=103

Отрывок, характеризующий Френе, Селестен

И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.
– Наделали дела! – проговорил он. – Вот я вам говорил же, Михайло Митрич, что на походе, так в шинелях, – обратился он с упреком к батальонному командиру. – Ах, мой Бог! – прибавил он и решительно выступил вперед. – Господа ротные командиры! – крикнул он голосом, привычным к команде. – Фельдфебелей!… Скоро ли пожалуют? – обратился он к приехавшему адъютанту с выражением почтительной учтивости, видимо относившейся к лицу, про которое он говорил.
– Через час, я думаю.
– Успеем переодеть?
– Не знаю, генерал…
Полковой командир, сам подойдя к рядам, распорядился переодеванием опять в шинели. Ротные командиры разбежались по ротам, фельдфебели засуетились (шинели были не совсем исправны) и в то же мгновение заколыхались, растянулись и говором загудели прежде правильные, молчаливые четвероугольники. Со всех сторон отбегали и подбегали солдаты, подкидывали сзади плечом, через голову перетаскивали ранцы, снимали шинели и, высоко поднимая руки, натягивали их в рукава.
Через полчаса всё опять пришло в прежний порядок, только четвероугольники сделались серыми из черных. Полковой командир, опять подрагивающею походкой, вышел вперед полка и издалека оглядел его.
– Это что еще? Это что! – прокричал он, останавливаясь. – Командира 3 й роты!..
– Командир 3 й роты к генералу! командира к генералу, 3 й роты к командиру!… – послышались голоса по рядам, и адъютант побежал отыскивать замешкавшегося офицера.
Когда звуки усердных голосов, перевирая, крича уже «генерала в 3 ю роту», дошли по назначению, требуемый офицер показался из за роты и, хотя человек уже пожилой и не имевший привычки бегать, неловко цепляясь носками, рысью направился к генералу. Лицо капитана выражало беспокойство школьника, которому велят сказать невыученный им урок. На красном (очевидно от невоздержания) носу выступали пятна, и рот не находил положения. Полковой командир с ног до головы осматривал капитана, в то время как он запыхавшись подходил, по мере приближения сдерживая шаг.
– Вы скоро людей в сарафаны нарядите! Это что? – крикнул полковой командир, выдвигая нижнюю челюсть и указывая в рядах 3 й роты на солдата в шинели цвета фабричного сукна, отличавшегося от других шинелей. – Сами где находились? Ожидается главнокомандующий, а вы отходите от своего места? А?… Я вас научу, как на смотр людей в казакины одевать!… А?…
Ротный командир, не спуская глаз с начальника, всё больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видел теперь свое спасенье.
– Ну, что ж вы молчите? Кто у вас там в венгерца наряжен? – строго шутил полковой командир.
– Ваше превосходительство…
– Ну что «ваше превосходительство»? Ваше превосходительство! Ваше превосходительство! А что ваше превосходительство – никому неизвестно.
– Ваше превосходительство, это Долохов, разжалованный… – сказал тихо капитан.
– Что он в фельдмаршалы, что ли, разжалован или в солдаты? А солдат, так должен быть одет, как все, по форме.
– Ваше превосходительство, вы сами разрешили ему походом.
– Разрешил? Разрешил? Вот вы всегда так, молодые люди, – сказал полковой командир, остывая несколько. – Разрешил? Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Полковой командир помолчал. – Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Что? – сказал он, снова раздражаясь. – Извольте одеть людей прилично…
И полковой командир, оглядываясь на адъютанта, своею вздрагивающею походкой направился к полку. Видно было, что его раздражение ему самому понравилось, и что он, пройдясь по полку, хотел найти еще предлог своему гневу. Оборвав одного офицера за невычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3 й роте.
– Кааак стоишь? Где нога? Нога где? – закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель.

wiki-org.ru

Система воспитания в школе Селестена Френе

Педагогические взгляды С. Френе

Определение 1

Школа С. Френе – это школа «завтрашнего дня», ориентированная на ребенка, как будущего члена общества.

Замечание 1

Селестен Френе – это французский педагог, организатор и руководитель экспериментальных начальных школ в разных городах Франции, а также главный редактор и издатель ряда педагогических журналов.

В основе педагогических взглядов С. Френе заложены идеи «нового воспитания», которые он стремился применять в собственной педагогической работе, полностью отвергая «традиционные» методы и формы образования.

Большое значение в воспитательно-образовательном процессе С. Френе придавал формированию у учащихся самостоятельности. С этой целью дети ежедневно составляли так называемые свободные рассказы, в которых самостоятельно описывали свои семьи, друзей, планы на будущее и т.д. Данные тексты печатала школьная типография, так как, по мнению С. Френе, это являлось эффективным средством, позволяющим раскрыть психологические особенности ребенка, его стремления и интересы.

Еще одной из основ обучения являлось полное исключение использование учебников в образовательном процессе. Это было связано с тем, что все учебники типизированы и полностью исключают индивидуальность обучения. Вместо учебников в школе С. Френе использовались карточки, которые содержали всю необходимую учебную информацию. Карточки представляли собой систематизированный учебный материал. Изучение карточке осуществлялось в индивидуальном темпе и объеме.

Много времени С. Френе уделял экспериментированию в области программированного обучения, им была предложена оригинальная конструкция простейшей обучающей машины. Программирование обосновывалось тем, что С. Френе был противником «словесного» метода обучения и в основном старался опираться на личный опыт ребенка, который был получен им не только в повседневной, но и школьной жизни.

В настоящее время деятельность, начатая С. Френе, продолжается в трудах его приемников. Ежегодно собираются педагогические конгрессы и издается специальная педагогическая литература. В начале 80-х годов более 10 тыс. педагогов начальных школ Франции, применяли в собственной педагогической деятельности методы С. Френе. Кроме того, его методы распространены и пользуются большой популярностью и в школах некоторых других стран мира.

Замечание 2

Таким образом, система обучения и воспитания в школе С. Френе была ориентирована на преодоление книжно-вербального характера обучения и установление между учителем и детьми доброжелательных взаимоотношений, мотивирующих детей на получение новых знаний, посредством широкого использования собственных способностей.

Концепция воспитания в школе С. Френе

Концепция воспитания в школе С. Френе, определяла следующие его цели:

  1. Полный пересмотр традиционных целей воспитания детей.
  2. Определение точной картины того, какими взрослые (родители и воспитатели) видят ребенка в итоге целенаправленного воспитания.
  3. Организация разумной дисциплины воспитания, выступающей как результат организованного труда.

Именно в определении того, каким родители и воспитатели желают видеть ребенка, видится основа всего последующего воспитательного процесса. Так, некоторые родители считают, что всестороннее воспитание личности, формирование полноценного мировоззрения и собственной целостной картины миры, является важнейшими направлениями в воспитании ребенка. В то время, как другие же считают, что получить необходимый запас знаний и поступить в престижный институт важнее, чем личностное развитие и совершенствование. По мнению С. Френе, вне зависимости от стремлений родителей, в первую очередь необходимо учитывать интересы и потребности ребенка, его индивидуальные способности. Только в этом случае процесс воспитания будет полноценным и эффективным, а кроме того интересным для самого ребенка.

Разумная дисциплина в рамках воспитательного процесса достигается посредством организации глубокого функционального порядка, основанного на педагогическом и социальном обновлении, несущих в себе гуманную рационализацию. Все это будет способствовать гармоничному развитию личности в современном обществе.

Несмотря на результативность, школа С. Френе представляла собой новое направление в обучении и воспитании детей. Это не могло не вызвать критики со стороны некоторых деятелей, которые считали ее основой анархии, в которой педагог лишался необходимого авторитета. Однако С. Френе доказывал на практике, что созданная им новая школа, предполагает разумную дисциплину, которая в последующем будет естественным выражением, а формальная и показная дисциплины исчезнут.

Замечание 3

Таким образом, по мнению С. Френе, вопросы дисциплины постепенно будут отходить на второй план, а в центре внимания педагогического коллектива останется только лишь организация продуктивного воспитательно-образовательного процесса.

Школа, ориентированная на ребенка

В основе воспитательно-образовательного процесса школы завтрашнего дня заложена ориентация на формирование и развитие у ребенка тех способностей, которые от него требует современное общество. Только такое воспитание будет разумным, эффективным и гуманным, поможет ребенку реализовать себя в обществе и осуществить собственно человеческое предназначение. Школа, ориентированная на ребенка предполагает, что ребенок сам строит собственную личность, задача педагогов заключается в том, чтобы оказать ему в этом необходимую и всестороннюю помощь.

Именно поэтому в основу системы воспитания школы С. Френе заложено не заучивание учебного материала, стремление приобщить его к азам всем важных наук. Главным же в воспитании является следующее:

  1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирование мотивации на здоровый образ жизни.
  2. Удовлетворение потребностей ребенка к получению знаний, развитию собственных творческих возможностей, данных ему от природы.
  3. Формирование мотивации на постоянную самореализацию, саморазвитие и движение вперед.
  4. Создание благоприятной психологической атмосферы, в которой воспитание будет осуществляться максимально эффективно.
  5. Обогащение пространства школы необходимым оборудованием и техническими средствами, способными обеспечить естественный, живой и всесторонний воспитательный процесс.

spravochnick.ru

Педагогическая технология С. Френе в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 371. 48. 022 + 371. 018

Барышникова Ольга Михайловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков и МП Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, [email protected], Нижний Тагил

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ С. ФРЕНЕ В ШКОЛЕ

Baryshnikova Olga Michailovna

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of German and French languages and the methods of their teaching of Nizhniy Tagil State Socio-pedagogical Academy, [email protected], Nizhniy Tagil

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF CELESTIN FREINET AT SCHOOL

Педагогика С. Френе — одна из реформаторских концепций начала ХХ в. Благодаря таким качествам, как технологичность, гибкость, транслируе-мость, она получила достаточно широкое распространение в мире [4], однако, несмотря на это, в общественном сознании устоялось мнение, что педагогика С. Френе не поддаётся методической систематизации, и передаётся только дух школы С. Френе [2].

Обращаясь к анализу средств, форм и методов педагогики С. Френе, разные авторы ограничиваются перечнем педагогических средств, понимая их в широком смысле: типография, свободный текст, школьный журнал, межш-кольная переписка, планирование, стенгазета и др. В то время как любая педагогическая система предполагает наличие соответствующего механизма воспроизведения. И педагогическая система С. Френе не может быть исключением.

Следует упомянуть, что сам С. Френе в своих произведениях, осуществляя поиск прочных оснований школьной организации, подчёркивает технологичность своей системы и объясняет это ненадёжностью человеческого фактора, то есть учителя, если принять его за главный фактор в достижении образовательных целей в школе. Не умаляя значения компетентности и профессиональных качеств учителя, в качестве крепкого фундамента педагогического процесса в школе С. Френе принимает всё же определённую систему рациональных организационных форм, средств и методов, «которые дадут оптимальный воспитательный результат, даже если учителя остаются обыкновенными людьми, т. е. они не всегда спокойны, недостаточно терпеливы, не семи пядей во лбу» [5, с. 113].

Это даёт основание утверждать, что педагогическая система С. Френе поддаётся воспроизведению при соблюдении определённой технологии.

Доказать это, описав компоненты педагогической технологии С. Френе, является целью данной статьи.

Цель, которую реализует педагогическая технология С. Френе, — двунаправленная, преследует раскрытие индивидуальных способностей ребёнка и социализацию личности. В соответствии с его представлением жизненного предназначения человека, которое заключается в реализации способностей человека во взрослой жизни на благо общества, «в противовес корыстным концепциям, не берущим в расчёт интересы ребёнка» [5, с. 38] С. Френе, предполагая развитие личности человека для его службы обществу, С. Френе утверждает, тем не менее, примат индивидуальности ребёнка в этом процессе, его способностей и склонностей.

Содержание воспитательного процесса С. Френе определяет традиционно и включает в него следующие компоненты: физическое, умственное, трудовое, эстетическое, нравственное и гражданское воспитание.

Физическое воспитание в педагогике С. Френе обосновывается тем, что здоровье детей — это предпосылка эффективности воспитания других компонентов его содержания, и сводится к заботе о «пребывании детей на свежем воздухе, их питании, гигиене и физических упражнениях» [Там же, с. 227].

Умственное воспитание направлено на развитие умственных способностей, а также развитие познавательных потребностей и интересов. Очень важным условием умственного воспитания является предоставление детям возможности овладения действиями с механическими орудиями труда, «которые позволяют ему подчинять материю своей воле и своим потребностям, раздвигая, таким образом, границы своих возможностей» [Там же, с. 56], а также средствами вербального и невербального выражения: речи, художественного творчества, музыкального и театрального искусства, письма, чтения.

Трудовое воспитание — это развитие умений самостоятельно, опытным путём, добывать интеллектуальные знания, видеть их связь с жизнью, с реальностью. Перенося простую истину «Только за наковальней можно стать кузнецом! [5, с. 242]» на школу, С. Френе обращает внимание общественности на ситуацию в современной школе, которая пытается научить детей кататься на велосипеде по инструкции, но без велосипеда. Трудовое воспитание предполагает организацию мастерских в классе, которые позволяют органично связать физический труд с обучением. При этом С. Френе призывает соблюдать добровольность выбора вида физического труда, чтобы трудовое обучение не приобрело характер ремесленного.

Эстетическое воспитание базируется на организации богатой окружающей среды, стимулирующей возникновение эмоционального восприятия её ребёнком и познавательной потребности. Развитие эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, приобщение к прекрасному в жизни, в природе, в труде осуществляется непосредственно при активном участии каждого воспитанника на занятиях живописью, музыкой, другими видами творчества, во время работы в живом уголке или в саду [1].

Нравственное и гражданское воспитание основывается на понимании С. Френе высокой роли собственного опыта ребёнка в формировании поведения и предполагает организацию соответствующей школьной среды, «где ребёнок привыкнет поступать как человек и как гражданин [5, с. 147].

Содержание обучения в педагогике С. Френе отвечает требованиям государственного образовательного стандарта, в соответствии с которыми составлены общие годовые планы, тексты и задания, систематизированные в картотеках. Обучение посредством этих материалов обеспечивает освоение программы. Организация обучения построена на следующих требованиях, представляющих альтернативу традиционными: во-первых, органическое слияние в познавательном процессе эмоционально-чувственного восприятия, осознания познавательной потребности, понимания и усвоения знаний и их практической верификации; во-вторых, опора на активность и самостоятельность учащихся за счёт применения рациональных методов педагогической поддержки; в-третьих, учёт интересов и мотивов учащихся в организации обучения.

Анализ организации учебно-воспитательного процесса, позволяет выделить в педагогической технологии С. Френе четыре компонента: материально-техническое обеспечение, организационные формы, педагогические методы и приёмы, систему контроля и оценивания.

Материально-техническое обеспечение, от которого «в большей мере, чем принято думать, зависит успех новых методов» [5, а 71], включает оборудование приусадебных участков и помещения и приобретение материально-технических средств.

Следуя натуралистической философии, С. Френе подчёркивает немаловажное воспитательное значение пребывания ребёнка на природе. Помещения должны служить только в качестве укрытия от плохой погоды. Окружающая ребёнка природная среда, как в детском саду, так и в начальной школе должна быть насыщенной и предоставлять максимум возможностей для её активного познания и преобразования при помощи необходимых орудий труда. Поэтому приусадебный участок он предлагает наполнить всем, чем можно только позволить: зелёными насаждениями, цветами, лужайками, горками, гротами, водопадами, прудками, пляжами, садами с фруктовыми и ягодными посадками, огородами, живыми уголками [5].

Уютная обстановка помещения также должна содержать всё необходимое для жизни и деятельности детей, включая опять же уголок живой природы. С. Френе подчёркивает, что при оборудовании помещений детского сада-заповедника необходимо учитывать всю сложность и многообразие жизни ребёнка. Так в намеренном ограничении набора предметов и инструментов, необходимых для овладения навыками простейшей деятельности ребёнка, он видит слабую сторону системы воспитания М. Монтессори. Признавая её вклад в развитие дошкольного образования, С. Френе считает, что педагог не должен своей властью произвольно ограничивать деятельность детей, и стремится создать детский сад, гото-

вящий «детей к жизни во всём её разнообразии, к созидательному труду» [Там же, с. 50].

Структура и оборудование школьных помещений определена формами обучения. Аудиторий-скрипторий, соответствующий традиционным формам обучения, С. Френе заменяет на мастерскую, отвечающую принципам трудового воспитания и обучения в их единстве и взаимосвязи. В идеале в распоряжении каждого класса в школе должна быть комната, смежная с несколькими мастерскими, которые составляют необходимый компонент современной школы так же, как в прошлом учительская кафедра являлась средством и символом традиционного обучения» [Там же, с. 75].

Создание в школе мастерских одновременно для всех классов С. Френе крайне осуждает. Такой вариант, конечно, существенно упрощает схему и значительно уменьшает затраты, но не приводит к избавлению от пороков традиционной системы, более того усугубляет её негативное влияние тем, что «ведёт к разделению общества на тех, кто обречён на монотонный физический труд, и интеллектуалов, которые чем высокомернее, тем и бесплоднее» [5, с. 75].

Меблировка в общей классной комнате должна позволять выполнение не только индивидуального чтения и письма, но и работу в группе, а также свободное передвижение по классу. Первое, от чего необходимо избавиться — это кафедра учителя. В перечень необходимой мебели для учащихся и учителя входят легко переносные столы, стулья или табуретки, шкафчики, инструменты, несколько досок на подвижной подставке. Для мастерских нужны подвижные или расставленные вдоль стен столы, шкафчики и этажерки.

К материально-техническим средствам относится в первую очередь школьная типография, инструмент, стимулирующий вербальное самовыражение детей, позволяющий обмен информацией, облегчающий обучение правописанию, повышающий мотивацию учения и дисциплинирующий гиперактивных, эмоционально неуравновешенных, а также неконтактных учеников [7].

К материально-техническим средствам относятся также рабочая и информационная библиотека (Bibliotheque de Travail, BT), состоящая из множества брошюр, систематизированных по предметам, ступеням обучения и областям знаний; аудио-видео-тека (Bibliotheque de Travail Sonore, BT Son) ; картотека опытов (Ficher des Travail Cooperatif, FTC) содержащая доступные для детей описания и инструкции проведения опытов в области естествознания и техники; рабочая картотека, содержащая учебные темы и задания по школьной программе (на их основе были созданы перфоленты для программированного обучения) [Там же].

Подготовку и совершенствование материально-технического оборудования С. Френе относит к одной из основных задач воспитателей, потому как правильная организация окружающей образовательной среды — это способ освобождения педагога от вынужденных противоестественных педагогических манипуляций, которые сродни обману. Окружающая среда, благо-

приятная для адаптации и развития ребёнка, оказывает необходимую педагогическую поддержку, а педагогу «достаточно проникнуться духом новой педагогики и лишь помогать детям приобретать опыт, познавая мир» [5, с. 47].

Материально-техническое оснащение обеспечивает слаженную работу всего класса и каждого ученика в отдельности при условии реализации следующих организационных форм: свободной работы и проектной деятельности в мастерских, межшкольной переписки и совета класса.

Свободная работа и проектная деятельность меняет весь уклад учебной жизни, для которого чуждо авторитарное давление со стороны учителя. Упор делается на поощрение инициативы и самостоятельности в учении.

В рамках межшкольной переписки осуществляется обмен школьными журналами и печатной продукцией, поэтому она становится идеальным мотивирующим условием написания свободных текстов, сбора информации. Кроме этого её педагогическое значение заключается в установлении контактов и дружбы между детьми разных регионов.

Совет класса проходит раз в неделю, на нём обсуждаются и решаются дела общественной жизни. На повестке дня стоят вопросы, поставленные ребятами в стенгазете в течение недели, актуальные организационные вопросы каких-либо выступлений, покупок необходимых инструментов.

Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется посредством следующих педагогических методов: метода свободного творчества, метода печатания, метода ведения стенгазеты. Метод свободного творчества имеет приёмы: свободный текст, свободная работа, индивидуальное планирование и учебно-творческий проект.

Свободные тексты, небольшие сочинения, написанные учащимися на основе их личных переживаний, представляют материал для исследования детских интересов и стремлений, их внутреннего состояния и характера внешних связей. Поэтому Б. л. Вульфсон называет свободный текст не просто упражнением по родному языку, а социально-психологическим тестом, «с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребёнка и окружающей его социальной среды» [3, с. 15]. Анализ свободных текстов позволяет учителю определить характер взаимоотношений детей с социально-образовательной средой, осуществить диагностику комплекса их интересов, в соответствии с которыми должен строиться учебный процесс.

Свободная работа предполагает предоставление учащимся свободного выбора учебных заданий, содержащихся в картотеках.

Учебно-творческий проект предполагает проведение исследования интересующей учащегося темы, и поэтому исходной точкой в этой работе должна быть инициатива учащегося, порождённая незнанием, непониманием чего-либо.

Индивидуальное планирование даёт учащимся возможность участвовать в организации учебной деятельности и «право в распределении своего рабочего времени» [5, с. 99]. Планирование предусматривает составление уча-

щимися (на основе общего, месячного, годового) индивидуального учебного плана и самостоятельное определение сроков выполнения заданий.

С. Френе разработал и использовал три типа планов: генеральный, годовой/месячный (календарный), недельный. Генеральный план — это перечень вопросов, которые возникают у ребёнка в процессе обучения и воспитания. В соответствии с вопросами составляются карточки разного типа: эксплуатационные, раскрывающие познавательные и воспитательные возможности данного вопроса, свободные — перечень всей литературы, разных документов по проблеме, карточки «охоты на слова», карточки-гиды по развитию детских интересов в процессе изучения истории, географии, естествознания.

Годовой и месячный планы — это перечень учебных тем по предметам, подлежащим усвоению согласно государственным программам начальной школы. Он распределяет весь учебный материал в течение года и месяца, но не требует хронологического выполнения.

Опираясь на эти планы, каждый ученик с помощью учителя составляет индивидуальный недельный план, в котором отражены основные виды его школьной деятельности: свободные тексты (примерная норма для учащегося — 2-3 текста в неделю), номера учебных карточек, задания которых должны быть выполнены в данную неделю, виды трудовой деятельности ученика (работа в мастерских) [1]. В соответствующие рубрики вносятся номера рабочих карточек по различным предметам (математике, геометрии, языку), с которыми ученик желает работать на неделе. Записываются темы сочинений и опытов, которые он намерен провести, а также виды трудовой деятельности. План отвечает потребности ребёнка разбить необъятный фронт работ на части, он выполняет функцию опоры в нелёгкой учебной деятельности.

В конце недели каждый учащийся делает пометку о выполнении задания. Метод индивидуального учебного планирования С. Френе предлагает применять с 5-го класса. До этого учащиеся только готовятся к формам индивидуальной, парной и групповой работы и использованию рабочих и учебных средств. Этот метод, утверждает Х. Йорг, гарантирует не только эффективное усвоение основных знаний, но и воспитывает в детях готовность к осознанной работе по плану, а также ответственность и самостоятельность [7].

Метод печатания — не просто метод обучения письму, чтению и ручному труду, это метод самовыражения в слове, ведь он материализует не просто текст, а внутренний мир ребёнка.

Ведение стенгазеты как метод способствует социализации и привитию норм демократического общежития. Стенгазета представляет собой четыре колонки, в которые учащиеся заносят в течение недели свои критические замечания, пожелания, предложения, результаты работы [Там же]. Стенгазета является способом руководства коллективом, так сказать барометром социального климата в классе. Если, например, колонка критики длиннее, пожеланий мало, а выполнение ещё меньше, то коллективу нужна реанимация [6].

Этот метод С. Френе рекомендует применять с 1-го класса и с его помощью воспитывать в детях честность и открытость, а также критическое отношение по отношению к себе и другим. Анонимность высказываний в газете не принята, да и невозможна. Г азета и её содержание является предметом обсуждения на совете класса в конце недели. «Ничто не полезно с нравственной точки зрения, как этот коллективный анализ жизни класса, одновременно критический и конструктивный» [5, с. 91].

Новые организационные формы и педагогические методы образования определены отрицанием традиционной системы оценивания, порочность которой С. Френе видел в её крайней субъективности, развивающей нездоровое соперничество в коллективе и утверждающей лидерство одних за счёт развития комплекса неполноценности других [Там же]. Новая система контроля и оценивания позволяет культивировать успехи детей в разных видах учебной деятельности, интеллектуальной и физической, претендует на объективность, так как лишает учителя единоличной компетенции контролировать и оценивать результаты учения, а также учитывает не только результаты, но и усилия, затраченные детьми на ту или иную работу.

Система контроля и оценивания проводится в формах внешнего контроля, товарищеского контроля и самоконтроля. Учитель оценивает каждую работу учащегося в соответствии с планом и вносит оценку в диаграмму, начерченную под ним. Диаграммы вырезаются и наклеиваются в школьный дневник. Они очень показательны, потому что ребёнку легко сравнить с её помощью свои успехи и успехи товарищей. Анализируя её внешний вид (кривая или прямая, и на каком уровне), дети видят, в какой области нужно приложить больше усилий.

Товарищеский контроль нужен при оценке практических работ учащихся, выполненных на зачёт для получения аттестата (умений). Учитель вместе с учениками, членами школьного кооператива, следит за выполнением практической работы и оценивает результат. В школьный дневник вклеивается специальный знак, свидетельствующий о получении аттестата.

Самоконтроль применяется в работе над выполнением индивидуального учебного плана, а также с рабочей картотекой, которая содержит карточки с ответами, по которым учащиеся легко самостоятельно могут проверить правильность выполненного задания.

Средствами контроля и оценивания в педагогике С. Френе, таким образом, являются индивидуальный учебный план, карточки для самоконтроля, школьный дневник, аттестаты (умений).

Индивидуальный учебный план указывает список работ, подлежащих выполнению, и срок. Карточки для самоконтроля позволяют самостоятельно проверить уровень своих знаний, выявить пробелы.

Школьный дневник содержит не только результаты работы, но и всю личную информацию и фотографии детей и их семей. Учитель ведёт свой дневник, сведения которого дополняют содержание дневников учащихся. Показывать его разрешается только родителям.

Аттестаты (умений) отражают уровень овладения знаниями и навыками, необходимыми в жизненно важных областях человеческой деятельности. Аттестаты присуждаются за выполнение специально разработанных норм. На основании аттестатов ученик может впоследствии получить диплом, что является уже базой для профессиональной ориентации. Система аттестатов заменила систему классификации, распространённую в традиционной школе Франции. «У нас же нет ни первых, ни последних. Каждый может и должен стремиться к успехам в той области физического труда или умственной деятельности, которую сам выбрал. И каждый добивается успеха на свой лад, в соответствии со своими способностями и склонностями. Это полностью соответствует как детской психологии, так и многообразию возможностей, открывающихся перед человеком в современном обществе» [5, с. 130].

Таким образом, для реализации педагогики С. Френе в школе недостаточно предложить участникам образовательного процесса набор педагогических средств и методов. Использование педагогических средств и методов по системе С. Френе лежит в рамках ряда технологических компонентов: материально-технического обеспечения, организационных форм, педагогических методов и приёмов, системы контроля и оценивания, комплексное воспроизведение которых обеспечивает решение определённых целей и содержания учебно-воспитательного процесса.

Библиографический список

1. Браиловская, П. П. Развитие теории и практики обучения и воспитания школьников в творческом наследии французского педагога С. Френе (1896-1966): Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. [Текст] / П. П. Браиловская. — Киев, 1991. — 24с.

2. Воспитание по Френе: свободу текстам [Электронный ресурс] // Обучение за рубежом, 2000. URL: http://www. aboutstudy.ru/study/22/22_31. html

3. Вульфсон, Б. Л. Вступ. ст. [Текст] / Б. Л. Вульфсон // С. Френе Избр. пед. соч.; пер. с фр. — М.: Прогресс, 1990. — С. 5-29.

4. Редюхин, В. И. Эта «свободная-свободная» педагогика Френе / В. И. Редюхин, А. А. Шейнина // Пермский виртуальный интернет педсовет. URL: http://pedsovet. perm.ru/sections/doc_view. php?did=713

5. Романов, А. А. Опытно-экспериментальная педагогика первой трети ХХ в. [Текст] / А. А. Романов. — М.: Кн. -журн. изд-во «Школа», 1997. — 304 с.

6. Френе, С. Избр. пед. соч. [Текст] // С. Френе; пер. с фр. — М.: Прогресс, 1990. — 304 с.

7. Freinet, E. Erziehung ohne Zwang: Der Weg Celestin Freinets; hrsg. und aus dem Franz. ubers. von Hans Jorg. — 2. Aufl. [rext] / E. Freinet — Stuttgart, 1997. — 188 S.

8. Jorg, H. Das Leben und Wirken Freinets und seine Beziehungen zur deutschen Padagogik [Тєхі] / H. Jorg // Freinet E. Erziehung ohne Zwang: Der Weg Celestin Freinets. — Stuttgart, 1997. — S. 170-188.

cyberleninka.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *