Расстановка парт – Три способа расстановки парт в кабинете. Плюсы и минусы разных способов расстановки парт — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

В школах будут экспериментировать с расстановкой парт в классе — Российская газета

Вице-премьер Ольга Голодец предложила отказаться от прямоугольных классов и расставлять иначе парты. Например, не рядами, строго парта за партой, а полукругом, по периметру, буквой «Г». Можно сдвигать по две парты вместе, чтобы ученики могли работать не парой, а сразу вчетвером — вариантов масса.

Прямоугольные классы и парты, расставленные строго по линейке (между рядами — ровно 60 см, расстояние от доски до первой парты — 2 м 60 см, а от последней парты до стены — от 70 до 100 см), родом из СанПиНов. А те, в свою очередь, написаны с опорой на типовые проекты зданий и немецкую модель преподавания — учитель стоит у доски и вещает истины классу. Для каждого предмета — свой кабинет. Окна — слева, двери — справа. Не поверите, есть школы, где завучи накануне 1 сентября ползают под столами с линейкой и вымеряют все до сантиметра. Иначе комиссия Роспотребнадзора может оштрафовать.

Сегодня требования к школе меняются гораздо быстрее СанПиНов. Ученики теперь делают не только домашние задания, но и проектные работы, участвуют в квестах и интеллектуальных играх, после уроков идут в кружки и секции. Примерно пять миллионов дополнительных мест в классах надо для того, чтобы перевести все российские школы в первую смену. И еще два миллиона — чтобы переселить все школы из аварийных зданий в современные.

В стране примерно 15 тысяч школ, износ которых составляет 50-70 процентов. Большая часть этих зданий была построена в 60-70-х годах по типовым массовым проектам. В этих школах нет душевых, бассейнов, кабинетов психолога, помещений для внеклассной работы. А иногда, не поверите, столовых и даже нормальных туалетов.

Современным школам нужны классы-трансформеры, где первым уроком можно проводить физику, вторым — химию, а третьим, скажем, биологию. И учесть, что в классе может быть ученик на инвалидной коляске, с нарушением зрения или слуха, для которого потребуется организовать особое рабочее место. Вместо дверей в классах могут быть раздвижные перегородки.

Школам нужны современные классы-трансформеры, где вместо дверей могут быть раздвижные перегородки

Нужно продумать, как организовать пространство для мини-групп, которые работают над проектом, где организовать место для тьютора. По мнению экспертов, новые проекты должны дать школе свободу в цветовом оформлении помещений, смягчить требования к оформлению и расстановке мебели…

В московской школе «Созвездие» много лет назад начали экспериментировать с расстановкой парт и оформлением помещений. В начале 90-х годов школа вошла в программу «Одаренный ребенок» и многие занятия там проводились в классах, где парты стояли не в ряд, а кругом. В одной из школ Нижневартовска учителя ставят под углом два крайних ряда — расстановка напоминает кусок круглого пирога. Есть школы, где педагоги в порядке эксперимента ставят парты в шахматном порядке. Ученикам, к слову, это не очень нравится — списывать трудно. Некоторые учителя рисования, если есть такая возможность, стараются посадить каждого ребенка за отдельный стол, чтобы творчество в прямом смысле было индивидуальным.

— Замечательно, если в школе есть диваны, места для отдыха и индивидуальные парты для каждого ученика, которые можно переставлять, как удобно детям. В моем классе стоит диван. На переменке выстраивается очередь, чтобы посидеть на нем. Я видела открытые уроки, когда учителя ставили парты в один рад. Детям очень нравятся такие эксперименты. Они снимают напряжение и психологически разгружают детей, — рассказала учитель русского языка и литературы школы N 71 Ижевска Татьяна Меньшикова.

Эксперты предлагают идти по пути модульных школ и разработать пакет готовых модулей для строительства. Эта работа поручена Московскому государственному строительному университету. Будет разработано около десяти разных типов модулей: учебные, спортивные, арт-модули с залами свободной планировки, которые можно легко переоборудовать в выставочные и конференц-залы.

rg.ru

«Сядьте, дети, сядьте в круг, или Ещё раз о расстановке школьных парт»

Чиновники предлагают переставить мебель в российских школах. Так, заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец считает, что необходимо уйти от существующей модели размещения учеников в классах. Такое заявление она сделала во время выступления на инвестиционном форуме в Сочи, передает агентство «Интерфакс». «У нас они (классы — прим. «СВ») все прямоугольные, потому что есть привычка, что учитель стоит впереди, и за ним — доска, и детишки сидят рядами, как мы учились в детстве», — сказала она, отметив, что в настоящее время классы «сконструированы неправильно».

По словам вице- премьера, «дети должны сидеть по-другому». Например, не рядами, строго парта за партой, а полукругом, по периметру, буквой «Г», в шахматном порядке. Можно сдвигать по две парты вместе, чтобы ученики могли работать не парой, а сразу вчетвером — вариантов масса. Голодец добавила, что это на первый взгляд может казаться «незначительным нюансом», но является важным элементом, влияющим на содержание школьного образования. «Для того чтобы формировать проектный подход, групповую работу, чтобы выстраивать команду, дети должны сидеть по-другому и работа должна строиться иначе», — считает Ольга Голодец.

По нынешним стандартам парты (если говорить о классической для российских школ расстановке) должны стоять ровно по линейке, расстояние между рядами — 60 см, расстояние от доски до первой парты — 2 м 60 см, а от последней парты до стены — от 70 до 100 см. Таковы СанПиНы. Для каждого предмета — свой кабинет. Окна — слева, двери — справа.

«Российская газета» пишет, что есть школы, где завучи накануне 1 сентября ползают под столами с линейкой и вымеряют все до сантиметра. Иначе комиссия Роспотребнадзора может оштрафовать. Но чиновники всё чаще говорят о необходимости обновления школ — нужны классы-трансформеры, где можно было бы проводить уроки по разным предметам, а вместо дверей в классах могут быть раздвижные перегородки. По мнению экспертов, новые проекты должны дать школе свободу в цветовом оформлении помещений, смягчить требования к оформлению и расстановке мебели.

С вице-премьером согласна директор института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. По ее словам, ведущие по уровню образования страны вовсе отказались от стандартной расстановки парт. «Это очень серьезное и глубокое изменение, которое затронуло страны, демонстрирующие сейчас самые высокие результаты, в первую очередь Сингапур, Финляндия. Ребята работают, как правило, в мини-группах, перед ними ставится задача, та или иная цель, у них есть возможность собирать и анализировать информацию, поскольку у каждого есть доступ в Интернет». На таком уроке слышен голос не только учителя, но и группы обмениваются информацией между собой, возникает распределение обязанностей: кто-то лидер, кто-то занят поиском информации, кто-то анализирует. Группы по четыре-шесть человек сидят вокруг стола. Это может быть совместной лабораторией, обсуждением какого-то вопроса.

Заслуженный учитель России Евгений Ямбург считает, что рассадку в классе действительно стоит менять, однако в стандартном формате тоже есть свои плюсы. «В одной ситуации необходимо, чтобы учитель работал у доски, в другой ситуации, когда организуются дискуссии, обсуждение, идет проектная работа, лучше их поставить в круг, и пусть ученики работают в группах. Этому подходу уже не один десяток лет. Другое дело, что сегодня, я знаю, в Москве для малышей разработаны уникальные парты, очень легкие, с их помощью первоклассники могут мгновенно менять конфигурацию. Это зависит от того, какие цели ставит учитель, потому что это не просто механическая вещь, иначе будет напоминать басню Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Кстати, школьным преподавателям и сейчас никто не запрещает самостоятельно выбирать рассадку и формат урока. В соответствии с Законом «Об образовании» и с федеральным государственным образовательным стандартом ограничений по изменению конфигурации учебного кабинета, установке мебели нет. Творческие учителя используют разные способы расстановки мебели на уроке, чтобы более эффективно овладеть вниманием учащихся. Например, в московской школе «Созвездие» парты стоят не в ряд, а кругом. В одной из школ Нижневартовска учителя ставят под углом два крайних ряда — расстановка напоминает кусок круглого пирога. Есть школы, где педагоги выбирают шахматный порядок. Ученикам, к слову, это не очень нравится — списывать трудно. Словом, в инициативе Голодец нет ничего революционного. Может быть, это пожелание основной массе учителей не вести уроки по старинке?

Психолог Сергей Саратовский напоминает, что российская система школьного образования в основе своей имеет германскую модель. В этом случае учитель выступает неким ментором, назидающим школьников и несущим им знания. Ученикам же остается беспрекословно внимать учителю. «Это подтверждает и типичная расстановка парт в прямоугольном классе. Школьник смотрит лишь вперед, на учителя, будучи позиционно выключен из диалога с одноклассниками. Диалог же с учителем на равных почти невозможен. Прежде чем менять расстановку парт, учителю придется менять концепцию ведения урока, методику преподавания, осваивать демократический стиль общения с детьми. Стать собеседником, который делится знаниями, ощущать себя в чем-то равным ученикам. При этом не каждый педагог готов отказаться от образа ментора, от монологов на уроке, потому что просто не умеет вести диалог. Еще одна трудность заключается в том, что прежде чем преподаватель сойдет с привычного пьедестала и переключится на неформальные отношения с учениками, ему придется столкнуться с трудностями. Это непонимание со стороны коллег, дирекции учебного заведения и даже родителей. Ведь это отступление от традиционных установок! В итоге ему придется долго доказывать в профессиональной среде, что его подходы эффективны и оправданы жизнью».

Мы спросили у наших читателей, как они относятся к перестановке парт в школьных классах.

vovanovna197: «Разве перестановка парт как-то улучшит уровень знаний, которые дают педагоги? Надо не парты передвигать, а что-то с программами школьными делать».

irisha_kosha: «Почему не попробовать расстановку парт в ином порядке? Эксперименты необходимы. Дети смотрят зарубежные фильмы про сверстников, там более демократичный подход к рассадке учеников… Процесс обучения должен строиться так: учитель и ученик — друзья, единомышленники, а не начальник и подчиненные. Дети не должны служить, они должны научиться мыслить, принимать самостоятельные решения. В жестких рамках можно воспитать только стадо, а не личность».

frau_dasha: «Я училась в начале 90-х, так многие учителя-новаторы расставляли так парты».

chibiuso4ka: «У моего братика в школе каждый месяц меняют расположение парт. То шашечками, то по кругу. Это система обучения такая, эксперимент».

lenok64saratov: «У нас стояли парты полукругом в кабинете английского языка. Во-первых, это не очень удобно. Во-вторых, если б все дети из класса ходили в одну группу, то не уместились бы. Надо либо классные комнаты увеличивать, либо в спортзалах обучаться».

eh_yozik_tanyamatanya: «Мамы из других стран (Франция, Япония) удивлялись, что у нас до сих пор стоят парты. Там дети занимаются на полу до 4-го класса, в неформальной обстановке. А если стоят парты, то в классе, кроме учителя, находятся воспитатель и дежурные родители, которые помогают детям. Отношение к детям надо менять, парты — вторично. У нас вся система направлена на подавление: сиди смирно».

Сергей Саратовский обращает внимание на то, что большинство российских школ сегодня технически не готовы к перестановкам парт. Существующие типовые проекты классов просто не позволяют расставить парты полукругом. Да и действующие гигиенические нормы будут нарушены. Чтобы иметь возможность расставить парты квадратом, полукругом, нужно закладывать эти требования в проекты новых школ. Современным школам нужны классы-трансформеры, где первым уроком можно проводить физику, вторым — химию, а третьим, скажем, биологию. И учесть, что в классе может быть ученик на инвалидной коляске, с нарушением зрения или слуха, для которого потребуется организовать особое рабочее место. Вместо дверей в классах могут быть раздвижные перегородки.

Некоторые эксперты предлагают идти по пути модульных школ и разработать пакет готовых модулей для строительства. По информации «Российской газеты», эта работа поручена Московскому государственному строительному университету. Будет разработано около десяти разных типов модулей: учебные, спортивные, арт-модули с залами свободной планировки, которые можно легко переоборудовать в выставочные и конференц-залы.

Тем временем многие школы пытаются уцелеть и организовать учебный процесс в имеющихся условиях. В стране примерно 15 тысяч школ, износ которых составляет 50-70 процентов. Большая часть этих зданий была построена в 60-70-х годах по типовым массовым проектам, где не предусмотрены душевые кабинки, бассейны и др. Примерно пять миллионов дополнительных мест в классах надо для того, чтобы перевести все российские школы в первую смену. И еще два миллиона — чтобы переселить все школы из аварийных зданий в современные. До сих пор существуют школы, где дети учатся в три смены. По словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, речь идет о Чечне, Дагестане и «одном из регионов Сибири», где в третью смену учатся 600 человек.

 

Юлия ШИШКИНА

Газета «Саратовские вести» № 26 (5525) от 16 марта 2017 года

 

Дата публикации: 23.03.2017   Рубрика: Новости, Новости сайта

svsaratov.ru

РАССТАНОВКА ПАРТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО УЧАЩЕГОСЯ В КЛАССЕ

ГЕОГРАФИЯ ШКОЛЬНОЙ ПАРТЫ

ГЕОГРАФИЯ ШКОЛЬНОЙ ПАРТЫ Александр САВЕНКОВ ГЕОГРАФИЯ ШКОЛЬНОЙ ПАРТЫ Все ли равно ученику, за какой партой сидеть? Влияет ли место ученика в классе на его активность на занятиях? на его учебную успешность? на место в социальной

Подробнее

Тема:КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ

Тема:КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ Тема:КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ Слайд 1. Слайд 2.Конфликт-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликты существуют ровно столько, сколько и человек,

Подробнее

Психологическая игра «Следопыт»

Психологическая игра Следопыт Психологическая игра «Следопыт» Цель игры: расширение жизненного пространства участников за счет в их внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. План подготовки:

Подробнее

Социометрия дж морено в excel

Социометрия дж морено в excel Социометрия дж морено в excel >>> Социометрия дж морено в excel Социометрия дж морено в excel Да, они правы, если контингент их работы ограничивается максимум несколькими десятками человек. В процессе

Подробнее

«Ваш ребенок пятиклассник»

«Ваш ребенок пятиклассник» «Ваш ребенок пятиклассник» Сегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка семья

Подробнее

Дата Вуз Факультет Курс

Дата Вуз Факультет Курс Опросник для студентов Дата Вуз Факультет Курс Уважаемый студент! Просим Вас принять участие в исследовании, направленном на выявление состояния использования и роли интерактивных методов обучения в образовательном

Подробнее

И. К. Сиротина, БГУ, г. Минск

И. К. Сиротина, БГУ, г. Минск И. К. Сиротина, БГУ, г. Минск [email protected] СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Межвузовская научно-практическая конференция

Подробнее

Тема номера: наша новая школа

Тема номера: наша новая школа Тема номера: наша новая школа Все в мире меняется но только не школа. Вряд ли возможно назвать другой столь же консервативный социальный институт. Несмотря на все революционные и эволюционные социальные

Подробнее

Готовность к обучению в школе

Готовность к обучению в школе Мониторинг оценки состояния введения ФГОС НОО и ООО ( I полугодие 2015-2016 уч. год) В сентябре в 1-х классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного

Подробнее

«ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС»

«ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 127» Программа факультативных занятий по психологии для учащихся 5-х классов «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС» Количество часов в неделю: 1 Всего

Подробнее

Взаимодействие педагога- психолога

Взаимодействие педагога- психолога Педагог-психолог ГБОУ гимназии 1577 (Подразделение 2) Сергеенко Инна Алексеевна Взаимодействие педагога- психолога с классным руководителем в организации образовательного пространства учащегося Педагог

Подробнее

СЕКЦИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

СЕКЦИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Рассказов Н.Ю. Социально-педагогические условия, способствующие успешности формирования психологического здоровья подростка в системе дополнительного образования // Материалы по итогам VI ой Всероссийской

Подробнее

Счастье как цель образования

Счастье как цель образования Есть разница между удовольствием и счастьем: удовольствие моментально, а счастье длится. Участник форсайта Счастье как цель образования ИТОГИ ДЕТСКОГО ФОРСАЙТА Возраст Детей 10-16 ЛЕТ Для работы были выбраны

Подробнее

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса Пояснительная записка. Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в РФ» Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования Авторской программой

Подробнее

docplayer.ru

Расстановка парт в классах по новой системе

  1. Форум
  2. Архив
  3. Детсады, школы, центры развития

Открыть тему в окнах

  • Директор нашего комплекса требует от всех учителей начальной и средней школы, и воспитателей ДОО переставить парты квадратиками — получается примерно по 4 квадратика на класс, а значит дети будут сидеть кто боком кто спиной к доске и учителю. О детях с ослабленным зрением она вообще не заморачивается, говорит что врачи отстали от жизни. Для нее главное что это очень современно и актуально.
    Кто с этим сталкивался? Объясните мне пожалуйста — зачем это нужно и как с этим бороться!
    Просто мне кажется что кроме вреда здоровью детям такая система ничего не дает.

  • Предполагается что ВСЕ уроки так проходят?

  • Не знаю какой у вас класс , как он велик и почему партами занимается директор, и почему обязательно квадратами

  • У нас так было в 1 четверти в 1 классе. Но в это время дети не очень много писали, а большую часть рисовали, обводили, раскрашивали… Потом парты поставили традиционным способом. Для уроков рисования и труда в принципе неплохо, для математики и русского во 2 классе уже не имеет смысла, так как дети должны не друг на друга смотреть, а на учителя.

  • Вероятно, при такой расстановке доски быть не должно, т.к. часть детей сидит к ней спиной. А учитель должна перемещаться по классу.
    Иначе, это бред какой-то

  • У старшего сына была такая расстановка парт в первом классе, в первом полугодии. Я думаю директор ваш не совсем еще из ума выжил (а). Если считает такой вариант оптимальным, значит учебный процесс адаптирован под такую рассадку. Да и чего им первые пол года на доске особо смотреть?

  • Так удобнее работать в группах,особенно если классы большие.НО Вариант урока-лекции с таким расположением несовместим, а это, увы, распространенная практика. Если учитель стоит/сидит за своим столом и общение с классом заключается в том, что в основном говорит он(а) сам(а) , и это составляет более 60% от урока, смысла в такой расстановке нет. Если доска используется большую часть урока( дети постоянно вынуждены что-то списывать с доски, к примеру), это тоже не нужно. Одной доски при этом недостаточно, должно быть как минимум две стационарных, одна передвижная. Размеры помещения должны быть соответствующие и размеры парт.
    А в принципе ничего необычного в этом нет. Дети при необходимости поворачиваются к доске. Резкого увеличения носящих очки тоже не наблюдается.

eva.ru

Рабочее место ученика в классе: требования к организации

Здоровье школьника зависит не только от правильного питания и достаточного количества сна, но и от правильной организации учебного процесса. Рабочее место ученика в классе: требования к организации.

Требования к режиму дня, учебной нагрузке

Режим дня для ребенка обязательно должен быть подобран в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, учебной нагрузкой, увлечениями.

Образовательную недельную нагрузку школьника необходимо равномерно распределять в течение учебной недели. Расписание его уроков должно быть раздельным для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Требования к освещению, помещениям

Учебный класс в обязательном порядке должен иметь естественное освещение. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. Световые проемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Помещения начальных классов, лаборантских, специализированных учебных кабинетов (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетов домоводства оборудуются умывальными раковинами.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум.  В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

Площадь на 1 обучающегося в классе должна составлять не менее 2,5 м2 при фронтальных формах занятий; не менее  3,5 м² при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Требования к учебной мебели

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и др.) в соответствии с его ростом.

Рабочее место ученика в классе: требования к организацииВ зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безвредных для здоровья детей материалов и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Кабинеты физики и химии оборудуются специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости  учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Наиболее оптимальным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования является школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся,  должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

Таблица

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста

(в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Цвет

маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
1 1000-1150 460 Оранжевый 260
2 1150-1300 520 Фиолетовый 300
3 1300-1450 580 Желтый 340
4 1450-1600 640 Красный 380
5 1600-1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460

 

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-17◦.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения   рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий. При сидении на стуле ступни должны полностью стоять на полу, а спина – иметь опору. Письменный стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть на 20-30 см выше локтя опущенной руки.

Требования к расстановке мебели в учебном классе

Расстановка мебели  в учебном классе должна выполняться с учетом следующих требований расстояний в см:

  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом — 70-90;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.

Требования к классной доске

Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими  гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Помните, соблюдение данных требований является гарантией сохранения и укрепления здоровья Вашего ребенка, профилактикой заболеваний, связанных с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата, таких как миопия, сколиоз, кифоз.

Источник: Роспотребнадзор по Красноярскому краю

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Мониторинг эффективности школы. Чем привлекательна работа в школе — взгляд учителей

Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ работникам геологических, землеустроительных работ утверждены

Правила по охране труда в организациях связи утверждены

Обучение профсоюзного актива. Фактор качества профсоюзной работы.

olgasofronova.ru

Об использовании школьной мебели. Методические указания, Методические указания Минздрава СССР от 14 марта 1985 года №3225-85,

Настоящие методические указания разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР, НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, НИИ физиологии детей и подростков и НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР, подготовлены к утверждению Управлением снабжения школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием Министерства просвещения СССР.

Методические указания разрешаются к размножению в необходимых количествах.

УТВЕРЖДЕНЫ

Зам. Главного Государственного санитарного врача СССР В.Е.Ковшило 14.03.85 N 3225-85

Заместителем Министра просвещения СССР К.Г.Ножко


Во исполнение основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» совершенствуется структура общеобразовательной школы, обеспечивается дальнейшее развитие и укрепление ее материально-технической базы, улучшение условий работы.

В деле улучшения условий работы важное место занимают вопросы оснащения школ мебелью. Для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков большое значение имеет использование школьной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям.

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.

Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти-пятнадцати сантиметров, существенно не разнятся.

С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии с этой шкалой в стандартах на школьную мебель (приложение 1) предусмотрено изготовление для учащихся парт, столов и стульев пяти групп: А, Б, В, Г и Д (табл.1).

Таблица 1

Размеры парт, столов и стульев

Группы мебели

Группы роста школьников, в см

Высота края крышки стола, обращенного к ученику, над полом, в см

Высота переднего края сиденья над полом, в см

Цвет маркировки

А

до 130

54,0

32,0

желтая

Б

130-145

60,0

36,0

красная

В

145-160

66,0

40,0

голубая

Г

160-175

72,0

44,0

зеленая

Д

свыше 175

78,0

48,0

белая

МАРКИРОВКА МЕБЕЛИ

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную и цветовую маркировки.

На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сиденья парты наносится обозначение группы мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе), например, .

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм (табл.1) и должна быть видна со стороны прохода межу рядами.

РАССТАНОВКА МЕБЕЛИ

Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, вторыми — группы Б, третьими — группы В и т.д. При необходимости поставить мебель больших размеров ближе к доске, ее следует ставить только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах.

Рабочие места в учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная — от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Не менее 2 раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо проводить с целью профилактики нарушения осанки.

Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются следующие установленные расстояния:

— в учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до ряда столов (парт) — не менее 0,5 м; от внутренней стены — не менее 0,5 м; от задней стены до столов (парт) — не менее 0,65 м; от классной доски до первых столов (парт) — не менее 1,6-2,0 м, а в кабинетах, имеющих демонстрационные столы — не менее 2,5 м; между рядами одноместных столов — не менее 0,5 м, двухместных — не менее 0,6 м;

— в учебных помещениях квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 2,5 м, что при длине доски в 3 м обеспечивает угол рассматривания для школьников, сидящих за первыми столами (партами) в первом и четвертом рядах, не менее 30°.

Для обеспечения угла рассматривания в 35° расстояние от доски до первых столов в крайних рядах должно быть увеличено до 2,4 м при трехрядной расстановке и 3,0 м — при четырехрядной.

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА ШКОЛЬНИКОВ

Рост школьников измеряют в обычном обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2 м. На одной стороне рейки наносят деление с интервалом в 15 см, начиная с 130 см. В промежутках между делениями проставляют обозначения групп мебели.

Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты или столы соответствующей группы.

Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которую наносятся, соответственно группам мебели, цветовые полосы шириной 15 см: желтая — на высоте от 115 до 130 см от пола, красная — от 130 до 145 см, голубая — от 145 до 160 см, зеленая — от 160 до 175 см, белая — от 175 до 190 см. Школьники могут самостоятельно измерить свой рост и найти маркировочный цвет необходимой мебели.

Данные о дате измерения роста, группе мебели, состоянии зрения и слуха школьников заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать цвет маркировки, соответствующий его росту.

Для облегчения рассаживания школьников I-IV классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист здоровья с указанием фамилии, роста, состояния зрения и слуха каждого школьника, а также цвета маркировки столов (парт) и стульев. Лист подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и должен являться действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.

ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР ПАРТ, СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ

Классы и учебные кабинеты должны оборудоваться мебелью двух или трех ростовых групп в соответствии с ростом школьников в разных классах (табл.2).

Таблица 2

Примерное распределение школьников I-XI классов по группам роста

в %

Группы роста школьников в (cм)

Группы мебели

Классы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

до 130

А

80

70

40

130-145

Б

20

30

60

80

70

35

146-160

В

20

30

65

80

50

30

160-175

Г

20

50

70

80

80

св. 175

Д

20

20



Распределение школьников по принятым в настоящее время группам роста из года в год меняется мало. Зная число параллелей каждого класса и пользуясь табл.2, можно определить примерную потребность школы в мебели разных ростовых групп.

Учебные помещения для школьников начальных классов рекомендуется оборудовать партами по ГОСТ 5994-79* или ученическими столами (ГОСТ 11015-77**) в комплекте со стульями (ГОСТ 11016-77***).
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 5994-93, здесь и далее по тексту;

** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 11015-93, здесь и далее по тексту;
*** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 11016-93, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты и другую мебель без спинки, а также не соответствующую стандартам на школьную мебель.

Столы ученические, предназначенные для оборудования 1-х классов, должны иметь приспособление, позволяющее устанавливать крышку под углом 7-12° и горизонтально.

Таблица 3

Ориентировочное распределение парт двухместных (комплектов ученических) в начальных классах

Группа мебели:

Классы

I

II

III

IV

А

12

10/14

7/9

Б

3

5/6

8/11

12/16

В

3/4


Примечание:

1. В числителе указано количество двухместных парт (комплектов ученических) при наполняемости 30 человек; в знаменателе — 40.

2. Комплект ученический состоит из стола 2-местного и 2 стульев соответствующих ростовых групп.

3. При оборудовании учебных помещений одноместными столами количество комплектов удваивается.


При необходимости организации занятий в две смены в учебных помещениях, занятых в I и II смене, должны размещаться учащиеся смежных по возрасту классов, например, III и IV. При этом в помещении, предназначенном для III и IV классов, расставляются 2-3 парты группы A, 11-15 — группы Б и 1-2 — группы В, что позволит рассадить большинство детей и в III и в IV классе в соответствии с их ростом.

Учебные кабинеты для школьников V-XI классов оборудуются комплектами двухместных столов ученических по ГОСТ 11015-77 со стульями по ГОСТ 11016-77.

Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов для учащихся разных возрастных групп. Поэтому во всех школах необходимо оборудовать кабинеты с учетом возрастного состава школьников, выделяя кабинеты для учащихся V-VI классов. Это необходимо в связи с особенностями роста и развития 10-11-летних детей и особенно важно для таких предметов, как родной язык, литература, математика, по которым уроки проводятся во все дни недели.

Кроме кабинетов родного языка и литературы, математики комплектами ученическими двухместными оборудуются кабинеты иностранного языка, истории, географии, начальной военной подготовки, методические кабинеты по основам производства и профориентации.

Таблица 4

Ориентировочное распределение комплектов ученических двухместных в учебных кабинетах


в %

Группы мебели

Классы

V-VI

VII-IX

VI-XI

V-XI

VII-XI

X-XI

Б

50

20

В

50

50

50

40

40

Г

50

40

30

50

80

Д

10

10

10

20



При оборудовании кабинетов физики, химии и биологии используются двухместные ученические лабораторные столы групп В, Г, Д по ГОСТ 18314-73*, кабинетов изобразительного искусства и черчения — специальные одноместные или двухместные столы групп В и Г по ГОСТ 19549-74** в комплекте со стульями по ГОСТ 11016-77 соответствующих ростовых групп.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 18314-93, здесь и далее по тексту;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 19549-93, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.


Таблица 5

Ориентировочное распределение лабораторных столов и столов для черчения и рисования в комплекте со стульями в учебных кабинетах

в %

Группы мебели

Кабинеты

физики

химии

биологии

изобразит. искусства и черчения

В

30

30

50

80

Г

60

60

40

20

Д

10

10

10



В приложении 2 приведен состав наборов мебели для общеобразовательных школ по учебным кабинетам и другим помещениям.

РАБОЧАЯ ПОЗА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу — сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников.

Для определения высоты сиденья в качестве величины принята средняя длина голени со стопой; рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины длины бедра школьников.

Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра, а профиль сиденья соответствует форме бедра и ягодиц.

У каждого стула (скамьи) обязательно должна быть профилированная спинка, которая используется школьниками как дополнительная опора.

В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.

Расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья — дифференция — равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5,0-6,0 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула (скамьи) — дистанция спинки — оказывается оптимальным, если оно не превышает передне-задний диаметр туловища школьника более, чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается «зажатым» между крышкой парты и спинкой скамьи: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.

Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья — дистанция сиденья (скамьи) — должно быть только отрицательным (не менее 4 и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, создаются условия, усугубляющие статическую нагрузку и форсирующие утомление.

Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников первых классов следует выделить специальный урок.

Учитель обращает внимание на подбор мебели, соответствующей росту ученика, по цветовой маркировке одинаковой для стола и стула, демонстрирует таблицу «Правильно сиди при письме». После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица) держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ноги; обращает внимание на то, что сиденье стула должно заходить за край стола.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь.

Далее учитель предлагает школьнику сесть за парту (стол), соответствующую его росту так, как это показано на таблице; еще раз объясняет, как надо держать голову, плечи, руки и т.д. и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола) и что расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки на столе (парте) лежат свободно: на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При письме школьник опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя — сидит более свободно, опираясь о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости их позу.

Таблицу «Правильно сиди при письме» следует поместить в классе, чтобы школьники всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, школьникам необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время занятий, особенно в течение первых трех-четырех лет обучения в школе, когда у них формируется этот навык. Об этом не следует забывать и в последующие годы обучения.

ПОЛЬЗОВАНИЕ МЕБЕЛЬЮ И РЕМОНТ ЕЕ

При транспортировке мебели должны соблюдаться меры, обеспечивающие ее сохранность. В местах соприкосновения изделий друг с другом, кузовом транспортных средств, увязочными материалами и тарой должны быть проложены мягкие прокладки.

Сборку мебели, поставляемой в разобранном виде, следует производить, придерживаясь порядка, указанного в инструкциях, избегая неосторожных ударов и излишних усилий. В процессе эксплуатации надо периодически проверять затяжку болтов и стяжек.

Изделия школьной мебели должны храниться в закрытых отапливаемых помещениях при температуре не ниже +10 °С.

При использовании мебели ее следует оберегать от ударов и не ставить на нее предметы, повреждающие покрытие.

Поверхности, отделанные нитроцеллюлозными лаками и эмалями, особенно следует оберегать от попадания растворителей (ацетона, спирта, бензина и др.), кислот и щелочей.

Мебель следует систематически протирать от пыли. Лицевую поверхность крышек столов рекомендуется слегка освежать мыльной теплой (не более +60 °С) водой с последующей протиркой сухой чистой мягкой тряпкой.

Поступающие от поставщика новые изделия, в которых будут обнаружены скрытые недостатки, изготовитель обязан бесплатно заменять или ремонтировать. Гарантийный срок на изделия школьной мебели при соблюдении надлежащих условий ее транспортирования, использования и хранения установлен ГОСТ 22046-76* для изделий 1-й категории качества — 24 месяца, для изделия со Знаком качества — 30 месяцев. В течение этого срока потребитель имеет право и обязан предъявлять к поставщикам претензии с необходимыми обоснованиями.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 22046-2002, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Мелкий ремонт мебели, не связанный с использованием стационарного оборудования и специальных приспособлений, производится в школе. К мелким ремонтным работам относятся: укрепление каркасов различных конструкций мебели, укрепление и замена фурнитуры (стяжек, болтов, винтов, шурупов, полкодержателей, замков, ручек и пр.), переклейка шиповых и шкантовых соединений, устранение незначительных механических повреждений, замена отдельных деталей, заделка мелких сколов, отщепов и трещин шпатлевкой, а глубоких — вставками из древесины на клею, приклеивание пластиков, ремонт нитроцеллюлозных эмалевых и лаковых покрытий.

При ремонте мебели должны соблюдаться требования, предъявляемые к ее размерам, устройству и покрытиям. Это особенно следует учитывать при ремонте ученических столов, стульев и парт.

В отремонтированных изделиях не должно быть острых углов и ребер, выступающих винтов и шурупов, всего, что создает опасность ушибов, ущемлений и других травм.

Наиболее частыми дефектами ученических столов являются повреждение рабочих поверхностей и кромок крышек, отрыв крышек от каркасов, деформация кронштейнов для портфелей (в металлических каркасах). При креплении оторвавшихся крышек их следует устанавливать в прежнее положение. Разрушенные места под крепежную фурнитуру (втулки, шурупы) следует заделать вставками или пробками на клею. К деревянному каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить сверху «на проход» двумя-четырьмя шурупами 5х50 (рис.1). Головки шурупов следует утопить на 1-2 мм ниже плоскости крышки и зашпатлевать.


Рис.1

К металлическому каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить двумя винтами М6 с полукруглой головкой и усом или с полупотайной или потайной головками (рис.2), установленными с двух сторон на расстоянии 350-400 мм от кромки крышки, обращенной к ученику. При исправлении погнутых металлических кронштейнов для портфелей надо обеспечить внутренний размер емкости не менее 130 мм, и расстояние по горизонтали от кромки крышки, обращенной к ученику, до кронштейнов — не менее 300 мм для столов группы А и Б и 340 мм — для столов группы Г и Д (рис.3).


Рис.2


Рис.3

При ремонте стульев следует соблюдать размеры, указанные в таблице 6 и на рис.4.

Таблица 6

Основные размеры стульев

Размеры

Нормы для стульев группы, мм

А

Б

В

Г

Д

1. Высота переднего края сиденья Н

320

360

400

440

480

2. Ширина сиденья, не менее

270

310

340

360

380

3. Глубина сиденья В

260

290

320

350

docs.cntd.ru

Традиционную расстановку парт в школах признали устаревшей

Вице-премьер РФ Ольга Голодец считает, что пришло время отказаться от прямоугольной расстановки парт в классах

На волне современности

Урок литературы по «Войне и миру» у десятиклассников одной из школ Центрального района Волгограда проходит в формате круглого стола. От привычного всем еще по советскому прошлому урока тут нет ничего.

На уроках литературы старшеклассники становятся героями произведений, разыгрывая наиболее значимые сцены, споря и высказывая свое мнение по проблемам.

– Я предлагаю им переделывать сюжеты, дописывать новые страницы. Сегодня они захотели дописать страницу про Наташу Ростову, – говорит учитель русского и литературы Наталья Ягнакова. – Дети не хотят видеть ее матерью четырех детей в домашнем халате.

На уроке ни один из десятиклассников не захотел стать Наташей Ростовой. Наш век, говорит педагог, требует делать карьеру и быть на волне современности.

– Семь лет назад я занялась исследованием технологии педагогических мастерских. Они предусматривают вовлечение в учебный процесс всех детей, – говорит Наталья Викторовна. – Сначала мне была интересна технология диалогового сотрудничества, для того чтобы узнать мнение всех детей по существующим проблемам и темам.

Педагогические мастерские всегда предусматривают параллель современности. А если проводить параллель с тем же 19 веком, возникают разные мнения. Кто-то основывается на авторитете родителей, которые жили в 80-90-е, другие — бабушек, прабабушек.

Новое поколение волгоградских школьников уже другое, и учеба по старинке с пересказом произведения им неинтересна.

Поколение next

Современные дети откровенны и свободны в выражении своих мыслей, считает педагог. Разговор с оппонентами в формате круглого стола, когда они смотрят друг другу в глаза, объединяет, позволяет проигрывать в середине класса, как на сцене, значимые сцены, при этом видя мимику, жесты, а не стоя спиной к доске.

– Когда они сидят локоть в локоть, у них возникают тактильные ощущения, которые можно сравнить с передачей по кругу постовской свечи, – говорит Ягнакова.

Традиционная форма суда над героем юным волгоградцам неинтересна, и на уроке они спорят друг с другом. Но если спонтанно посадить 10-й класс по кругу и провести урок, он не даст результата.

– Круглый формат я начинаю практиковать с 5-го класса, и к 10-му ученики свободны в выражении своих мыслей, – говорит учитель. – Форма расстановки парт предполагает и определенную форму урока. Идя на него, они знают, что им придется высказываться. Поэтому учеников без знания текстов почти не бывает.

«Круглый» формат уроков дает свои результаты. Школьники свободно пишут сочинения-эссе, успешно участвуют в конкурсах. Среди учеников Ягнаковой – победители литературных конкурсов.

– Это повышает качество образования. По русскому языку ученики не набирают ниже 78 баллов, выпускница прошлого года набрала 96, – приводит результаты Наталья Ягнакова. – На моих уроках многие просыпаются, отрываются от телефонов. Мне важно эмоциональное состояние детей. Сегодня дети уходят в себя, проводя время в соцсетех, и у них мало возможности, чтобы выговориться.

Правда, замечает Ягнакова, не каждый урок можно построить в таком формате. И от привычной расстановки парт отказываться совсем не стоит.

В новом формате

Форма современного класса должна быть такой, чтобы можно было рассаживать учеников в разных конфигурациях в зависимости от учебной задачи, заявила на российском инвестиционном форуме в Сочи Ольга Голодец. Идеальным вариантом заместитель председателя Правительства РФ считает квадрат.

– Неправильно у нас классы сконструированы, они у нас все прямоугольные, – приводят цитату Голодец СМИ. – Потому что есть привычка, что учитель стоит впереди и за ним висит доска, а все детишки сидят рядами, как мы учились в детстве. Чтобы формировать проектный подход, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому, и работа должна строиться иначе.

В будущем, считает вице-премьер, учитель не должен постоянно стоять у доски, его цель – помогать ребенку раскрывать свои способности.

– Кажется, что это формальность и нюанс, но это задает совершенно иное содержание самому образовательному процессу, – заявила зампред правительства. – Учитель становится не ментором, а он помогает ребенку развивать свою индивидуальность и талант, и это абсолютно новое направление в системе образования. Готовы ли мы к такой постановке вопроса и как перейти из одной точки в другую? Я думаю, это самый сложный сегодня вопрос. Но у нас в РФ есть огромные предпосылки к этому. У нас много педагогов, которые ищут, понимают.

С такой постановкой вопроса согласны далеко не все.

– Придерживаюсь мнения, что важна не форма, а содержание, — считает председатель комитета Волгоградской областной думы по образованию, науке, делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Николай Лукьяненко. – И школьные классы – не исключение. Важна суть образовательного процесса, заинтересованность в нем и учителей, и учеников, качество подачи материала, оснащение школ всем необходимым: учебно-методическими материалами, интерактивными средствами, инвентарем и так далее. Это первично. А какой формы будет кабинет, думаю, не первоочередная проблема.

Способствует сплоченности

Структурирование пространства действительно влияет на то, что в нем происходит, полагает клинический психолог, старший преподаватель кафедры психологии образования и развития ВГСПУ Вера Пузанкова.

– Если парты стоят по периметру класса, у ребенка появляется возможность личного обращения не только к учителю, но и к другим детям, появляется контакт глаз, позиция учителя перестает быть центральной, а становится равной по расположению, – полагает Вера Александровна.

При такой расстановке нет «галерки» и «первых парт» – позиции детей по отношению друг к другу становятся равными. Это способствует развитию коммуникативных навыков, сплоченности, возникает ощущение причастности к коллективу. Плюсы расположения очевидны.

– Однако подобное расположение требует изменения способа подачи информации, это также важный компонент изменений именно качества образовательных технологий, – полагает психолог. – В любом случае инициатива должна поддерживаться учителем – организатором процесса, в подобном пространстве и обучение проходит в другом ключе. Если учитель не готов, против, то и дети вряд ли выиграют.

Экспертное мнение:

Евгений Ковалев, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года – 2016»:

– Идея иной организации школьного учебного класса не нова. Это поиск наиболее оптимальных форм построения процесса познания. Я знаю, например, что мой коллега по конкурсу «Учитель года», учитель биологии из Санкт-Петербурга, Максим Рыжов в своем кабинете именно так и расставил парты: ученики могут сидеть во время урока на любом месте и никто не смотрит друг другу в затылок. Мне кажется, что несмотря на наше излюбленное стремление к постоянным реформам, не нужно слепо отказываться от традиций в нашем образовании.

Должна быть гармония между традицией и инновацией. На мой взгляд, в вопросе расстановки парт в классе должна быть мобильность, чтобы учитель мог парты с легкостью перемещать по аудитории в зависимости от целей урока.

В моем случае это исключено, так как в кабинетах химии обычно парты прикреплены к полу. С одной стороны, это объясняется техникой безопасности, с другой стороны – исключает ту самую мобильность

Прямая речь

Ольга Бондарева, журналист:

– Прямоугольную расстановку парт я помню с 5-го класса. Первое время мне, ребенку застенчивому, было непривычно из-за ощущения, что на тебя смотрит весь класс. В скором времени я просто перестала обращать на это внимание.

В классах с такой расстановкой парт сидеть и ничего не делать, прячась за спины одноклассников, не получалось даже у самых отъявленных хулиганов и лодырей. Моя соседка по парте, слывшая двоечницей, корпела над задачами по биологии наравне со всеми – учитель видела всех. Конечно, это не сделало ее отличницей, но выполнить самостоятельно, не списывая у соседа, простые задания ей было под силу. К доске вызывали нечасто. И ответ с места внушал мне дополнительную уверенность и давал ощущение покоя. Я не помню, чтобы испытывала страх, что отвечу что-то не то. Правда, был в таких классах и один значительный минус – смотреть на доску или учителя, стоящего у доски, приходилось боком. Зрение не пострадало, но удобным это никак не назовешь.

После окончания школы я поступила на филфак и про особенность родной школы забыла. Обучение предусматривало курс методики преподавания русского и литературы для школьников. Вопрос изучения расстановки парт для вовлечения в процесс всего класса и уж тем более ее влияние на получение знаний детьми в него не входили. И жаль. Многие занятия с детьми мы, студенты, могли провести куда интереснее, всего лишь переставив парты.

Сегодня перед образованием стоит немало более значимых вопросов. И предложение Голодец большинству кажется такой формальностью. Но если задуматься, становится понятно, что речь идет о содержании самого образовательного процесса.

Форма проведения урока «в кругу» дает ребенку больше возможностей для самовыражения, дисциплинирует, учит не перекладывать ответственность на других и рассчитывать только на себя. Учитель при таком подходе помогает развивать индивидуальность. Говорят, от перестановки слагаемых сумма не меняется. Но расстановка парт – исключение из правила. Думаю, Голодец как раз и имела в виду не простые формальные манипуляции со школьными столами. Речь шла об изменении подхода к самому процессу получения знаний. Современное информационное поле дает немало возможностей для получения любой информации. Чтобы получить ответ на вопрос, достаточно спросить у гугла. Педагог сегодня уже не транслятор знаний, его задача научить ребенка ориентироваться в море информации. И суть инициативы как раз сформировать для школьников новое пространство. Так что не в партах дело.

volg.mk.ru

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Семейный блог Ирины Поляковой Semyablog.ru® 2019. При использовании материалов сайта укажите, пожалуйста, прямую ссылку на источник.Карта сайта