Школа биттнера новосибирск – Главная — Экстерн-офис

Экстерн офис Алексея битнера — школа биттнера

Экстернат: не идем с копьем на мельницы

/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Может ли ребенок учиться вне стен обычной школы? Что такое домашнее образование, в чем его особенности, достоинства и недостатки? Об этом мы поговорили с педагогом Алексеем Битнером.

Алексей Битнер – предприниматель, 50 лет, родился в Новосибирске. Преподавать начал еще во время учебы в Томском государственном университете. В 1990 году окончил исторический факультет этого старейшего в Сибири вуза, а уже в 1991 открыл одну из первых частных школ Новосибирска — Эко-школу, которая просуществовала до 2004 года. Считает, что все формы образования равноправны и помогает родителям, обучающим ребенка на дому.

— Алексей, насколько развиты в Новосибирске традиции экстерната?

— Образование вне школы даже в таком крупном городе, как Новосибирск, по-прежнему является чем-то из ряда вон выходящим. Дети, которые не ходят в обычную школу, а занимаются где-то в другом месте, до сих пор иногда ловят на себе косые взгляды. Принято считать, что такая форма обучения подходит только тем, кто имеет серьезные заболевания или трудности в общении. Конечно, это не так. Право на домашнее обучение имеют все дети, эта норма прописана в законе об образовании.

— Традиции домашнего образования имеют глубокие корни. Все мы знаем из классической литературы, что так воспитывались, к примеру, дети дворян. Экстернат сегодня, с поправкой на другое время, – это примерно то же самое?

— Лишь отчасти, ведь тогда детей можно было учить чему угодно. А сегодня есть обязательная школьная программа, и если подойти со всей строгостью, которую предписывают закон об образовании, учебные программы и методические рекомендации, человек, который не умеет, к примеру, вычислять, насколько уменьшится сила притяжения, если расстояние до Земли увеличить в несколько раз, не достоин самостоятельно жить и трудиться с аттестатом… Это самообман. Лично я считаю, что чем меньше будет такой обязательности, тем лучше. Но мы, разумеется, не отрицаем те или иные нормы, не идем с копьем на мельницы, мы вместе с детьми и родителями просто приспосабливаемся к той системе ценностей, которая уже существует. Необходимо максимально быстро освоить обязательное и оставить максимально много времени на то, что ребенку действительно интересно. Основной принцип домашнего обучения – ставь определенную задачу, смотри на реакцию ребенка и в зависимости от этой реакции корректируй свое поведение.

От звонка до звонка, или возможны варианты?

— По каким причинам родители чаще всего принимают решение перевести ребенка на домашнее обучение?

— Часть родителей бросается в экстернат и домашнее обучение от отчаяния, для того, чтобы ребенок, по каким-то причинам не «прижившийся» в обычной школе, смог продолжить образование. Часть отваживается на это, чтобы сэкономить время, которое необходимо ребенку для чего-то еще. Известно, что среднестатистическому старшекласснику, к примеру, надо не менее пяти-шести часов в день лишь для того, чтобы поприсутствовать на всех уроках. Потом еще пара часов уходит на выполнение домашнего задания. При домашнем обучении и правильной организации учебного процесса на образование ребенка в среднем тратится три часа в день, и здесь кроется основная проблема домашнего образования — чем и как будет занято остальное время.

— В вашем блоге есть интересные выдержки и цитаты из школьных учебников. Вы знакомитесь со всей рекомендованной педагогам литературой, работаете «от и до» в рамках образовательного стандарта?

— Я стараюсь прочитать все учебники, чтобы знать, что будут требовать от ребенка на экзамене, и что можно ему дать в качестве дополнительного материала. Работаю ли я в рамках образовательного стандарта? Можно сказать и так, только эта формулировка не будет ничего означать. Большинство людей думает, что образовательный стандарт – это некий четкий ориентир, но на самом деле содержание стандарта крайне размыто. Фактически в нем перечислен лишь набор тем. Кроме того, помимо государственного стандарта есть еще программа учебных дисциплин и методические рекомендации.

— То и дело мы слышим о реформах образовательных стандартов. Что имеется ввиду?

— Ничего. Никаких особых реформ, на мой взгляд, нет, только больше поднимается шума. Остается все та же физика, все та же биология, — очень значительный набор требований, который большинство детей освоить не в состоянии.

Учителя поставлены в рамки

— Вы считаете, что современные дети стали менее сообразительными, чем те, что уже выросли?

— Ни в коей мере не придерживаюсь этого стереотипа. Раньше было все то же самое. Помню, как сам учился и, как и многие одноклассники, многого не понимал, но все равно получал неплохие отметки. Причина в том, что всем учителям тоже надо поставить оценки в точно обозначенное время, и на определенном этапе они просто перестают спрашивать ученика. Недостаток у школьного обучения один, но существенный. Порядок и скорость обучения в школе никак не связана с тем, что может и хочет ребенок в данный момент времени. Независимо от того, усвоил ребенок материал или нет, насколько он это усвоил, следующий урок начинается с новой темы. Можно по такому принципу учиться и дома тоже. Но поскольку такое обучение — это все еще экзотика, на него, как правило, решаются только очень неравнодушные родители, которые готовы тратить время на образование своих детей. Они учатся вместе с ребенком. Осмысленно читают учебники, обращаются к каким-то пособиям, ищут информацию в интернете и получают настоящее, хорошее, полноценное самообразование. Дети, глядя на таких увлеченных родителей, сами начинают учиться более усердно.

— Сколько стоит домашнее обучение?

— Есть родители, которые не пользуются услугами репетиторов, сами учат своих детей дома: подписывают в школе график экзаменов, а потом просто вовремя их сдают, — это что-то наподобие заочного обучения в вузе, и здесь речь идет лишь о затратах родителями времени и сил. Те дети, которые пользуются услугами педагогов по домашнему обучению регулярно, платят за это. Конкретную сумму назвать трудно, но это дешевле, чем учить ребенка в частной школе.

Нельзя сделать общительного замкнутым

— Вы работаете только с умными детьми?

— Понятие «умный» я считаю не совсем корректным. Все дети разные. Сказать, что я как-то отбираю детей, нельзя. Где-то нужна работа косметолога, а где-то реанимация. Даже не знаю, какая работа доставляет большее удовольствие. Редко, один-два раза в год у меня бывают «осечки», когда через какое-то время выясняется, что справиться с учеником я не могу. Как правило, это связано с большой педагогической запущенностью, когда повзрослевшего ребенка, скажем, приходится учить сложению и вычитанию. Поддержать энтузиазм таких ребят не всегда удается, но дело тут не в уме, а в том, что человеку не помогли вовремя.

— Не становятся ли дети, которые обучаются дома, более замкнутыми, ведь они меньше общаются со сверстниками?

— Это все стереотип. Нельзя сделать ребенка замкнутым, забрав его из обычной школы, если по темпераменту он общительный, и наоборот: если замкнутого ребенка принуждать к общению, он только больше уйдет в себя. Если нужны не знания, а школьная тусовка, идите в школу, или запишите ребенка на танцы, рисование или в хор. Разумеется, я не агитирую, чтобы все родители забрали детей из школ. Просто есть такое право — учиться дома.

Эта часть истории Лары Покровской — о том, что им понравилось и что не подошло в процессе обучения с Экстерн-офисом Алексея Битнера.

Выше всяких похвал отсутствие ненужных контактов со школой. Все вопросы решались через Алексея, очень быстро и продуктивно.

Не тратилось лишнее время, которое при обучении в школе обычно уходит на объяснение материала в сто пятьдесят первый раз, чтобы дошло до всех, на опрос класса. Плюс у нас не было домашних заданий, а была просто учеба. Ну и, теоретически, в наших силах было несколько разнообразить материал, сделать подачу интересной (правда, мне не очень удалось это, но возможность была).

Мой ребенок перестал терять в школе вещи. В 5 классе в школе было утеряно несколько его спортивных штанов, шапки, кроссовки, плеер, электронная книга, а на СО никуда ничего носить не нужно. И даже ручки и карандаши не теряются пачками.

Перед началом учебного года мне не нужно было носиться по Москве в поисках подходящих школьных штанов (с этим у нас вечная проблема), жилеток, рубашек, рюкзака с оптимальным сочетанием цены и качества. Хотя, естественно, затраты на тетради, канцелярку и некоторые книги/учебники никто не отменял.

Уровень знаний при таких аттестациях, как мы сдавали, получался выше, чем в школе. Однако, для конкретно моего ребенка больше подошла бы система тестов по предметам, которые его мало интересуют или же не кажутся самыми важными мне. В идеале, хотелось иметь возможность сдавать серьезные экзамены по математике и русскому, возможно еще по каким-то предметам, а историю России, историю мира, обществознание, биологию и литературу — писать тесты. Да, уровень знаний был бы ниже, но и напрягаться ребенку пришлось бы сильно меньше. Поскольку Егор быстро переутомляется и от перегрузки начинает либо болеть, либо скандалить, либо и то и другое сразу — я бы предпочла нагружать его меньше.

Модульная система обучения (выучили предмет — сдали, потом следующий) весьма удобна. Хотя для нас оказалась слишком напряженной.

Здорово, что была возможность при необходимости получить консультацию Алексея. У него большой опыт, и он реально понимает, что делает и о чем говорит. Я воспользовалась такой возможностью 1 раз, консультировалась по методике преподавания. Было очень полезно, пожалела, что не проконсультировалась в самом начале.

Я тревожная мама. Это мешает всегда, а при семейном обучении, да еще в таком режиме – мешает ужасно. Мне не удавалось сделать процесс легким и ненапряженным. Я боялась расслабиться – ведь я одна несла на себе ответственность за перевод Егора на СО. Муж не поддерживал это решение. Было страшно не успеть выучить предмет в срок. Я не могла заранее обозначить объем материала на день. Мне казалось, что тогда Егор выучит «на отвяжись» (некачественно), лишь бы побыстрее освободиться. Поэтому учеба измерялась не количеством выученных вопросов, а временем учебы. Успел быстро выучить примерно запланированное количество вопросов – ок, значит вот тебе еще, свеженькие. Быстрее выучишь предмет и сдашь – быстрее будут каникулы перед изучением следующего. Система ужасная, не дающая жить спокойно. Быстрее-а-то-опоздаешь. Тревожная мама делала своего ребенка тревожным.

Хотелось снизить нагрузку (учиться поменьше, сдать похуже), но я не понимала как. Мне не важны были «пятерки». Меня, в общем-то, и «тройки» устроили бы. Но как просчитать, что получишь эту «тройку» гарантированно? Что не завалишь аттестацию? Да, вопросы были известны заранее. Например, 200 вопросов по предмету. На аттестации компьютер рандомно выбирал 10 из них. Чтобы получить «тройку», нужно было правильно ответить на половину, то есть на 5. И это же не тест! Это вопросы, требующие развернутого письменного ответа. Как устный экзамен, только письменно. Если ребенок выучит не все 200 вопросов, а например 100, где гарантия, что именно выученные попадутся на аттестации в количестве 5 штук? А если попадется 8 невыученных? В общем, мой мозг взрывался, а тревожность гнала и гнала «пятилетку за 4 года».

Выводы после первого года СО

Переход на семейное образование сильно изменил нашу жизнь. Во-первых, улучшились отношения с сыном. Он, наконец, увидел, что я с ним, на его стороне. Что мне не все равно то, что в школе ему плохо. Увидел, что я готова что-то делать ради него. Меняться, преодолевать свои узкие, слабые места. Плюс к этому, мы стали проводить вместе кучу времени, которое раньше занимала школа. Увы, тратилось оно на учебу, но все же это был наш совместный процесс, взаимодействие. Мы стали лучше понимать друг друга. Ну и физического контакта стало больше, обнимашек, «отбей» и всякого такого.

У Егора загорелись глаза. Я и не помню, когда они у него горели до этого. Он почувствовал Жизнь. Что она есть, и она – про него. Что его «хочу» имеют значение, что не только всякие «надо» и «должен» наполняют его жизнь. Появился ресурс заниматься тем, чем хочется. Егор с удовольствием ходил на кружки, не бросая их весь год.

Фото: Надежда Грибова

Ну что знания стали лучше, чем были в школе, бесспорно. Но летом обнаружилось, что большая часть выученного благополучно забылась. Как в школе. Выучил – ответил — сдал – забыл. Ну потому что нет внутренней мотивации, нет интереса к предметам. И не было времени на понимание, все бегом-бегом, скорее, а то не успеем сдать аттестацию. Егор учил предметы исключительно на отношениях со мной, на привязанности. Ну и на контрасте: несмотря на кучу времени, затрачиваемого на учебу на СО у Битнера, это все равно меньше его напрягало, чем учеба в школе и домашка после нее.

Результат в виде неусвоенного материала, проглоченного без пережевывания, заставил меня сильно задуматься, а надо ли такое вообще. Год был для меня безумно сложным. Второй курс университета я совмещала с обучением Егора и была включена в это полностью, затрачивая кучу времени и сил, преодолевая свое нежелание этим заниматься и свое противление. Плюс к этому, я пошла учиться на Интенсив I «Понимать детей» в Институт Ньюфелда. В общем, было ощущение, что я весь год ворочала горы — и теперь сдулась. Еще один подобный год я бы не выдержала. Да и смысла уже не видела: полученные таким образом знания у Егора надолго не задерживались.

Ну и вопросы, которые приходилось учить, иногда вводили меня в замешательство. До сих пор помню свое удивление: зачем Егору знать, сколько мусора переносит за год русская река Волга? Куда ему эти знания, для чего?

Что ж, пора было искать новое место сдачи аттестаций. Соответствующее нашим с сыном скорректированным запросам.

Чего хотела я:
  • такие же минимальные контакты со школой;
  • дистанционные аттестации 1 раз в год, с возможностью пересдачи;
  • аттестации в форме тестов;
  • оперативное решение любых возникающих проблем;
  • не модульная система обучения (при модульной скорость слишком велика для Егора, и слишком велик для нас обоих стресс от «скорее, не успеем»).

Мне уже не нужен был внешний контроль, за этот год у меня отросла уверенность, что я и сама могу. И не нужна была какая-либо виртуальная школа – я знала, что бесплатные уроки на интернетурок.ру спасут меня, если что.

Чего хотел Егор:
  • по-прежнему не ходить в школу;
  • не тратить столько времени на учебу;
  • не нервничать так много из-за «скорее-быстрее».
Муки выбора. Снова

Наши цели совпадали, и я снова выбирала между питерской 277 и МШЗД. Но в МШЗД были, пусть и дистанционные, но – ежемесячные контрольные работы, на основании которых ставилась потом годовая оценка. А в 277, если прикрепиться к ней через посредника (ЦОДИВ), была прекрасная возможность сдавать аттестации в удобном для нас режиме. В любое время дня и ночи можно было открыть любой аттестационный тест, ответить на какое-то количество вопросов, а затем вернуться к нему в другое удобное время. В тесте по каждому предмету было по 30 вопросов. Вопросы порой вызывали удивление и непонимание, кто и зачем составлял их, но через год СО я уже понимала, что если хочу именно образования, то им придется заниматься параллельно с подготовкой к аттестациям. Школьная учеба (даже дома) и образование – две большие разницы.

В итоге, для аттестаций в 7 классе мы с Егором выбрали прикрепление к питерской школе 277 через ЦОДИВ.

Внимание! В данный момент аттестации в ЦОДИВ выглядят несколько иначе. Вдруг эта информация для кого-то важна, напишу. В тесте по каждому предмету 20 вопросов (прошлые пару лет было по 10, до этого – по 30). Аттестоваться можно в любое удобное время, хоть ночью, но с момента открытия теста начинается отсчет времени. Нужно закончить тест в течение 4 часов, и второй раз открыть его будет нельзя. Думаю, такое ужесточение правил связано с тем, что теперь ЦОДИВ – это полноценная частная школа, несущая ответственность за то, как организованы аттестации (раньше официально ответственность несла питерская школа 277, она и заверяла справку о пройденной аттестации).

Список вопросов, из которых рандомно будут выбираться 20 вопросов для аттестационного теста, известен заранее, выложен на сайте. Можно тренироваться в течение года. Не знаю, как обстоят дела с другими классами, но в 10 классе, к примеру, от 60 до 100 тренировочных вопросов по каждому предмету.

Продолжение следует.

Предыдущие части:
  • Знакомьтесь, это Егор
  • Дошкольная предыстория
  • Недостаточно хороший ребенок
  • Ожидания — путь к разочарованию
  • Главное — видеть цель
  • Первый год СО, учёба

izhsan.ru

Экстер-офис Битнера под угрозой! Или все семейное образование в России?

Удивляюсь, что до сих пор здесь не создан пост на эту тему. Вероятно, родители, распространающие информацию по соцсетям, пока еще просто сюда не дошли. Или учащиеся экстерн-офиса не увидели письмо от Алексея у себя в почте? Признаться, я вчера чисто случайно его заметила. Редко захожу в тот почтовый ящик. А вы? Проверьте свою электронку, если тоже давно в нее не заходили!

Для тех, кто еще не в курсе, и для тех, кто вообще не у Битнера: нам остро необходима поддержка подписями под петицией и распространением информации в соцсетях. Пока неясно до конца, откуда дует ветер, но, кажется, идет атака на семейное образование по всей стране.

Вот аккаунт мамы, которая активно публикует последние новости
https://vk.com/gerasenkosi

Вот страница на change.org с петицией о возвращении директора в школу № 83 г. Новосибирска, с которой сотрудничает Битнер. Судя по развитию ситуации, речь уже идет не только об увольнении директора, но и о полном закрытии школы. А это не только сотни очников, но и огромная, насколько я понимаю, масса заочников, которым придется искать какие-то другие пути и, возможно, возвращаться к очному обучению. О таком варианте даже думать не хочется.

https://www.change.org/p/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9-%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D1%80-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%83-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%83-%D0%B2-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%83-no83?recruiter=372479308&utm_source=share_petition&utm_medium=vk&utm_campaign=share_page.share_redirect-control&utm_term=triggered

Очень просим проявить максимум активности. Если я что-то не так сейчас написала, прошу меня поправить, но не удалять тему целиком.

Вот ссылки с более подробной и детальной информацией.
https://sib.fm/news/2017/10/24/novosibirsk-direktor-shkola-skolkovo-objasnila-prichinu-ukhoda

https://sib.fm/news/2017/10/24/ukhod-direktora-novosibirskoj-shkoly-i-polpredstvo-prezidenta-rf

http://tayga.info/137101

http://m.sibkray.ru/news/1/902610/

https://vk.com/club79496334?w=wall-79496334_189%2Fall

freeedu.livejournal.com

Наше дистанционное обучение в школе-экстарнате Алексея Битнера — запись пользователя Kati (id2418415) в сообществе Здравствуй, школа! в категории Семейное образование.

рита , решила так ответить)))) вдруг еще кому пригодится)))

Мы выбрали школу Алексея Битнера, здесь на ВВ подсказали. Пока не буду делать выводы, рано еще))) но остановилась на этом варианте, так как именно такую форму и искали. В личном кабинете на сайте у нас есть вопросы и ответы к тестам, после их прохождения можно сдавать экзамен по предмету. Часть экзаменов - презентации по предмету. Физкультура, изобразительное и т.д. С уточнением, что высший балл возможен только при материале, который доказывает, что ученик сам занимается указанной деятельностью. То есть, по труду может быть презентация о приготовление блюда и должны быть фото, где ребенок сам готовит. Такая форма нам очень понравилась)))

До 7 класса обучение самостоятельно, после Алексей помогает. Если сейчас сложности возникнут, проконсультирует, конечно. Но сомневаюсь, что такая ситуация будет. Из отзывов в интернете: Алексей всегда на связи, отвечает оперативно и его требования шире школьной программы. И то, и другое можем подтвердить. Для деток, которые учатся дома из-за того, что им сложно учиться в школе, программа не легко дается, как я поняла. В нашем же случае, шок при вступительном тесте))) раньше Тим не сталкивался с ситуацией, когда не знает, что отвечать))) но готовиться к экзаменам скорее всего не составит труда вовсе, после того, как выработаем себе систему. Пока еще в поиске)))) но для нас изначально важна была маневренность. Во-первых, мы привыкли переезжать с места на место, пока в пределах страны. Сейчас первый эксперимент жизни в другой стране и скорее всего эта точка далеко не последняя)))) Если директор вашей школы поддержит вас (бывают наоборот всячески мешают или избегают), поможет вам с экстернатом, позволит продолжать сдавать материал раньше, без ежедневного присутствия в классе, думаю, вам и не нужно искать другие варианты))))

Вашу идею о переходе в следующий класс поддерживаю. Последние два года перед школой Тим не ходил в детский сад. Так вышло, это не было моим желанием. Точнее, могла бы засунуть его хоть муниципальный, хоть платный детский сад, но не нашла подходящих (может у меня завышенные требования;))) Все меня пугали отсутствием коммуникации и социализации. Хотя было много групповых занятий, гуляли на площадках и общались с семьями с детьми. И мы много обсуждали с ним и детей, и их поведение, и его, конечно, тоже))) сейчас могу однозначно сказать: ошибка считать, что достаточно ребенка поместить в круг своих сверстников и они "сами разберутся". Очень многие дети переходя из переполненной группы в еще более многочисленный класс в лучшем случае способны общаться с небольшим процентом похожих на них. Общению нужно учить ровно так же, как и говорить, ходить, читать... По сути, этим должны заниматься педагоги, по факту, они сами не очень разбираются в этом вопросе, да и элементарно не имеют время еще и "отношения выяснять".

То, что якобы психологически не готовы к общению со старшими - это выдумки. В природе человеческое существо никогда бы не оказалось на длительный период исключительно в кругу своих сверстников. А вот то, что медицинским и образовательным системам удобнее делить по возрасту, более похоже на правду))))

Именно поэтому школы не любят экстернат, семейной. домашнее обучение. Для них это лишние неудобства и хлопоты. Так что мы сейчас постараемся играть по их правилам, но ведя свою игру)))) переходы в следующие классы, пятерки за год и т.д. Но, возможно, осмелеем до такой степени, что позволим ему иметь любые оценки. Здесь я с Битнером согласна, достаточно было бы "зачет" и "незачет" - усвоил материал или нет.

Задавайте вопросы, буду рада помочь))) хотя не обещаю отвечать оперативно))) все же последний триместр вносит коррективы в мои планы
длительные легкие отношения

www.babyblog.ru

История одного пути. Плюсы, минусы, Экстерн-офис

Эта часть истории Лары Покровской — о том, что им понравилось и что не подошло в процессе обучения с Экстерн-офисом Алексея Битнера.

Выше всяких похвал отсутствие ненужных контактов со школой. Все вопросы решались через Алексея, очень быстро и продуктивно.

Не тратилось лишнее время, которое при обучении в школе обычно уходит на объяснение материала в сто пятьдесят первый раз, чтобы дошло до всех, на опрос класса. Плюс у нас не было домашних заданий, а была просто учеба. Ну и, теоретически, в наших силах было несколько разнообразить материал, сделать подачу интересной (правда, мне не очень удалось это, но возможность была).

Мой ребенок перестал терять в школе вещи. В 5 классе в школе было утеряно несколько его спортивных штанов, шапки, кроссовки, плеер, электронная книга, а на СО никуда ничего носить не нужно. И даже ручки и карандаши не теряются пачками.

Перед началом учебного года мне не нужно было носиться по Москве в поисках подходящих школьных штанов (с этим у нас вечная проблема), жилеток, рубашек, рюкзака с оптимальным сочетанием цены и качества. Хотя, естественно, затраты на тетради, канцелярку и некоторые книги/учебники никто не отменял.

Уровень знаний при таких аттестациях, как мы сдавали, получался выше, чем в школе. Однако, для конкретно моего ребенка больше подошла бы система тестов по предметам, которые его мало интересуют или же не кажутся самыми важными мне. В идеале, хотелось иметь возможность сдавать серьезные экзамены по математике и русскому, возможно еще по каким-то предметам, а историю России, историю мира, обществознание, биологию и литературу — писать тесты. Да, уровень знаний был бы ниже, но и напрягаться ребенку пришлось бы сильно меньше. Поскольку Егор быстро переутомляется и от перегрузки начинает либо болеть, либо скандалить, либо и то и другое сразу — я бы предпочла нагружать его меньше.

Модульная система обучения (выучили предмет — сдали, потом следующий) весьма удобна. Хотя для нас оказалась слишком напряженной.

Здорово, что была возможность при необходимости получить консультацию Алексея. У него большой опыт, и он реально понимает, что делает и о чем говорит. Я воспользовалась такой возможностью 1 раз, консультировалась по методике преподавания. Было очень полезно, пожалела, что не проконсультировалась в самом начале.

Я тревожная мама. Это мешает всегда, а при семейном обучении, да еще в таком режиме – мешает ужасно. Мне не удавалось сделать процесс легким и ненапряженным. Я боялась расслабиться – ведь я одна несла на себе ответственность за перевод Егора на СО. Муж не поддерживал это решение. Было страшно не успеть выучить предмет в срок. Я не могла заранее обозначить объем материала на день. Мне казалось, что тогда Егор выучит «на отвяжись» (некачественно), лишь бы побыстрее освободиться. Поэтому учеба измерялась не количеством выученных вопросов, а временем учебы. Успел быстро выучить примерно запланированное количество вопросов – ок, значит вот тебе еще, свеженькие. Быстрее выучишь предмет и сдашь – быстрее будут каникулы перед изучением следующего. Система ужасная, не дающая жить спокойно. Быстрее-а-то-опоздаешь. Тревожная мама делала своего ребенка тревожным.
Хотелось снизить нагрузку (учиться поменьше, сдать похуже), но я не понимала как. Мне не важны были «пятерки». Меня, в общем-то, и «тройки» устроили бы. Но как просчитать, что получишь эту «тройку» гарантированно? Что не завалишь аттестацию? Да, вопросы были известны заранее. Например, 200 вопросов по предмету. На аттестации компьютер рандомно выбирал 10 из них. Чтобы получить «тройку», нужно было правильно ответить на половину, то есть на 5. И это же не тест! Это вопросы, требующие развернутого письменного ответа. Как устный экзамен, только письменно. Если ребенок выучит не все 200 вопросов, а например 100, где гарантия, что именно выученные попадутся на аттестации в количестве 5 штук? А если попадется 8 невыученных? В общем, мой мозг взрывался, а тревожность гнала и гнала «пятилетку за 4 года».

Выводы после первого года СО

Переход на семейное образование сильно изменил нашу жизнь. Во-первых, улучшились отношения с сыном. Он, наконец, увидел, что я с ним, на его стороне. Что мне не все равно то, что в школе ему плохо. Увидел, что я готова что-то делать ради него. Меняться, преодолевать свои узкие, слабые места. Плюс к этому, мы стали проводить вместе кучу времени, которое раньше занимала школа. Увы, тратилось оно на учебу, но все же это был наш совместный процесс, взаимодействие. Мы стали лучше понимать друг друга. Ну и физического контакта стало больше, обнимашек, «отбей» и всякого такого.

У Егора загорелись глаза. Я и не помню, когда они у него горели до этого. Он почувствовал Жизнь. Что она есть, и она – про него. Что его «хочу» имеют значение, что не только всякие «надо» и «должен» наполняют его жизнь. Появился ресурс заниматься тем, чем хочется. Егор с удовольствием ходил на кружки, не бросая их весь год.

Фото: Надежда Грибова

Ну что знания стали лучше, чем были в школе, бесспорно. Но летом обнаружилось, что большая часть выученного благополучно забылась. Как в школе. Выучил – ответил — сдал – забыл. Ну потому что нет внутренней мотивации, нет интереса к предметам. И не было времени на понимание, все бегом-бегом, скорее, а то не успеем сдать аттестацию. Егор учил предметы исключительно на отношениях со мной, на привязанности. Ну и на контрасте: несмотря на кучу времени, затрачиваемого на учебу на СО у Битнера, это все равно меньше его напрягало, чем учеба в школе и домашка после нее.

Результат в виде неусвоенного материала, проглоченного без пережевывания, заставил меня сильно задуматься, а надо ли такое вообще. Год был для меня безумно сложным. Второй курс университета я совмещала с обучением Егора и была включена в это полностью, затрачивая кучу времени и сил, преодолевая свое нежелание этим заниматься и свое противление. Плюс к этому, я пошла учиться на Интенсив I «Понимать детей» в Институт Ньюфелда. В общем, было ощущение, что я весь год ворочала горы — и теперь сдулась. Еще один подобный год я бы не выдержала. Да и смысла уже не видела: полученные таким образом знания у Егора надолго не задерживались.

Ну и вопросы, которые приходилось учить, иногда вводили меня в замешательство. До сих пор помню свое удивление: зачем Егору знать, сколько мусора переносит за год русская река Волга? Куда ему эти знания, для чего?

Что ж, пора было искать новое место сдачи аттестаций. Соответствующее нашим с сыном скорректированным запросам.

Чего хотела я:
  • такие же минимальные контакты со школой;
  • дистанционные аттестации 1 раз в год, с возможностью пересдачи;
  • аттестации в форме тестов;
  • оперативное решение любых возникающих проблем;
  • не модульная система обучения (при модульной скорость слишком велика для Егора, и слишком велик для нас обоих стресс от «скорее, не успеем»).

Мне уже не нужен был внешний контроль, за этот год у меня отросла уверенность, что я и сама могу. И не нужна была какая-либо виртуальная школа – я знала, что бесплатные уроки на интернетурок.ру спасут меня, если что.

Чего хотел Егор:
  • по-прежнему не ходить в школу;
  • не тратить столько времени на учебу;
  • не нервничать так много из-за «скорее-быстрее».
Муки выбора. Снова

Наши цели совпадали, и я снова выбирала между питерской 277 и МШЗД. Но в МШЗД были, пусть и дистанционные, но – ежемесячные контрольные работы, на основании которых ставилась потом годовая оценка. А в 277, если прикрепиться к ней через посредника (ЦОДИВ), была прекрасная возможность сдавать аттестации в удобном для нас режиме. В любое время дня и ночи можно было открыть любой аттестационный тест, ответить на какое-то количество вопросов, а затем вернуться к нему в другое удобное время. В тесте по каждому предмету было по 30 вопросов. Вопросы порой вызывали удивление и непонимание, кто и зачем составлял их, но через год СО я уже понимала, что если хочу именно образования, то им придется заниматься паралл

semeynoe.com

Учимся дистанционно – 2: домашнее обучение

Наверняка многие мамы и папы знают, что ребенок может получить среднее образования разными способами. Классический вариант – ходить в школу, выполнять домашние задания, писать контрольные и год за годом продвигаться вперед. Нетрадиционный вариант – учиться дома в своем ритме, с учетом своих интересов и особенностей, сдавать аттестации в выбранной школе и точно так же получить документ о среднем образовании. В этой статье мы остановимся на последнем варианте домашнего обучения и расскажем о том, какие интернет-ресурсы помогут организовать учебу и контроль знаний.

Почему дома?

Мы привыкли к тому, что с семи лет ребенок идет в школу, становится частью класса, слушает учителей, выходит отвечать к доске, носит форму, поет в хоре… Школьная жизнь – это целый мир, отдельная реальность, в которой ребенок проводит 9-11 лет своей жизни. Но в последние годы все больше детей выходят из школьной структуры, чтобы учиться дома. Конечно, их очень мало – меньше процента от общего числа детей: сегодня говорится о приблизительно 100 тыс. «домашних» школьников в России, а всего в стране порядка 13 млн. учеников.

Дети и родители выбирают домашнее обучение по самым разным причинам. Кто-то старается создать щадящие условия для некрепкого здоровья – это традиционная причина ухода из школы, до сих пор первая реакция окружающих на домашнее обучение стабильна: «Что случилось? Заболели?» Кто-то хочет заложить почву для развития одаренности ребенка, ведь хорошему спортсмену или тонкому музыканту нужно много тренироваться и репетировать, чтобы расти над собой, а со школьным графиком это не всегда хорошо сочетается. Кто-то живет вместе с ребенком за границей или дауншифтерски – в глухой деревне и предпочитает учиться в дистанционной школе. Есть люди, которые не считают школу чем-то полезным и необходимым для того, чтобы получить образование и сохранить живой интерес к жизни. В общем, у каждой семьи, выбравшей для детей домашнее обучение, свой путь и интерес.

Этот выбор никогда не делается «с бухты-барахты», ведь покидать строй всегда тревожно. Поэтому в интернете можно найти много статей-размышлений, сообществ и форумов, где родители делятся опытом и сомнениями, задают вопросы, обсуждают темы домашнего образования и активно поддерживают друг друга. Приведем здесь несколько ссылок на случай, если и вы задумаетесь о семейном обучении для своих деток:

«Семейное образование» — сайт Игоря Чапковского, первого идеолога и практика семейного образования в России, создателя Центра семейного образования в Москве.

«Свобода в образовании» — сообщество о домашнем обучении в Живом Журнале.

«Семейное образование. Экстернат» — форум на «Сибмаме».

«Семейное обучение» — цикл Елизаветы Колобовой (лучше читать с первого выпуска).

«Домашнее образование в США и Канаде: от экстрима к мейнстриму» — статья психолога Ольги Писарик в «Домашнем ребенке».

«Систему не исправить, она враждебна ребенку» – статья Игоря Чапковского в «Отечественных записках».

«Развенчание мифов о необходимости школы» — статья Ольги Юровской на «Снобе».

Мы не станем никого агитировать за или против школы или семейного обучения, подобная агитация бесполезна, потому что каждая семья выбирает свою нишу и свою образовательную траекторию. Но если вы задумались о домашней учебе, то мы расскажем о существующих возможностях.

Какие формы обучения предполагает закон?

В 19 веке домашнее образование в России казалось вполне обычным процессом, но с 1918 по 1992 годы оно было недоступно нашим гражданам. Закон от 1992 года сделал его возможным, а закон от 2012 года внес последние уточнения в этот вопрос. Учебным заведениям России дана возможность привести свои Уставы в соответствие с новым законом до конца 2015 года, так что некоторые школы могут прийти в смятение: ученики хотят сменить форму обучения, а у них еще ничего не готово. Но практика показывает, что многие школы уже внесли изменения в Уставы.

Итак, если вы решили, что вашему ребенку не обязательно каждый день ходить в школу, то прежде всего нужно разобраться с терминами, чтобы правильно понимать друг друга в разговоре с администрацией. Потому что в обиходной речи и в прессе используются не юридические понятия, а близкие по смыслу выражения: «домашнее обучение», «семейное образование», «обучение на дому». Бывает так, что родители хотят оформить ребенка на семейное обучение, а директор просит справку от медицинской комиссии для оформления ребенка на обучение на дому как больного. В таком случае к ребенку домой приходят учителя и помогают ему заниматься. Но если ребенок, в целом, здоров, то вы можете рассчитывать на две формы домашнего обучения, которые немного отличаются друг от друга.

Семейная форма обучения

  • При этой форме ребенок выводится из контингента школы – т.е, не числится в классных списках и журналах, школа не получает на него финансирование, личное дело ребенка находится у вас на руках. Таким образом, ребенок как будто находится «посередине нигде» и даже не может получить справку для покупки школьного проездного в транспорте.
  • Именно поэтому при переходе на эту форму обучения родители обязаны сообщить о своем выборе в органы местного самоуправления (обычно заявление-уведомление принимает Управление образования). Этот пункт не предполагает ни сроков, ни ответственности, и опыт показывает, что обычно это заявление не меняет ничего в жизни ученика и его семьи. Хотя существуют случаи дурных злоупотреблений на местах, когда родителей «неорганизованного» ребенка начинают беспокоить из школы, соцзащиты и полиции, без всяких законных оснований – виной тому незнание закона чиновниками.
  • «Неприкаянность» ребенка на семейном обучении компенсируется тем, что вы заключаете с произвольно выбранной школой договор об аттестациях: они проходят 1-2 раза в год или по четвертям, зависит от ваших со школой договоренностей. Договор заключается на один год или на весь период получения ребенком среднего образования. Отказать в такой услуге по закону вам не может ни одна школа. Но лучше, конечно же, аттестовываться в дружелюбно настроенной школе, с программой которой вы знакомы и согласны, чтобы избежать глухого противодействия и полюбовно договориться обо всех сложных моментах. И к слову, если вы опасаетесь активности соцзащиты, то письмо-уведомление в органы местного самоуправления можно отправить вместе с копией договора о прикреплении ребенка к школе для прохождения аттестаций.
  • План аттестаций, список тем для изучения и контрольные вопросы, а также право пользоваться учебниками из школьной библиотеки, — все это вы можете и должны оговорить в договоре. Как правило, школы предлагают свой вариант договора, вы можете ознакомиться с ним и внести изменения. Строго говоря, самые экстремальные радикалы могут сдавать аттестации дважды в школьной жизни: в конце 9 и 11 классов. Но, скорее всего, чиновники будут удивлены, и вам придется доказывать свою правоту с опорой на текст закона и, возможно, поддержку юристов.
  • По закону ученик имеет право дважды «завалить» годовую аттестацию по предмету. Если он не может сдать аттестацию в третий раз – это указывает на то, что семья не способна предоставить ребенку возможности для образования, а значит, он обязан вернуться в обычное русло и ходить в школу с другими детьми.

Очно-заочная форма обучения

  • На этой форме обучения вы остаетесь прикрепленными к школе, ребенок записан в школьный журнал, личное дело лежит в школе, а школа получает на него финансирование.
  • Вы согласуете со школой план посещений, контрольных и аттестаций, пользуетесь школьной библиотекой, получаете консультации у учителей и т.д.
  • При этой форме обучения привязка к школе в каком-то смысле крепче, и школа может потребовать у вас посещения определенных занятий, может проверять тетради, по которым ребенок занимается дома, в отличие от семейного обучения, где школа лишь осуществляет итоговую проверку знаний.

Практика показывает, что важнее найти понимание с администрацией школы, заручиться спокойным дружелюбием и получать содействие, а не противодействие школы. Тогда уже становится не так важно, на какой форме учится ребенок. Опять же, удивительно, но факт: разным школам удобно принимать учеников на разные формы обучения, это связано с какими-то внутренними процессами и обычаями школ. Поэтому лучше всего приходить к директору и разговаривать о ваших нуждах и желаниях. Если же почему-либо мирный разговор не удается – придется опираться на букву закона и отстаивать свои права через написание писем и заявлений.

Дистанционные школы и интернет в помощь

Прямо сейчас, пока я пишу эту статью, мой младший сын дистанционно сдает экзамен по математике за третий класс: сидит в паре метров от меня за столом, решает на листочках присланные через его учебный аккаунт задания, веб-камера ведет запись в онлайне. Когда он закончит, я сфотографирую листочки с решениями и отправлю файлы нашему куратору в Экстерн-офисе. Старший сын уже сдал свою математику и обширные презентации-рефераты по музыке и физкультуре, учеба движется, жизнь идет. В рунете с каждым годом появляется все больше не только образовательных ресурсов, но и учреждений, которые готовы взять на себя организацию учебного процесса и проведение аттестаций. Это удобно, хотя бы потому что вам не нужно поддерживать сложную дипломатию с администрацией и приходить в школу для сдачи каждого предмета раз в четверть или полугодие. Неудобство заключается, прежде всего, в том, что для очной сдачи ГИА и ЕГЭ необходимо приехать в тот город, где находится школа, к которой вы прикреплены. Сегодня в России работают несколько дистанционных школ, они платные (но вполне доступные), полностью легальные, заключают со своими учениками все необходимые договоры, ведут документацию и выдают аттестаты.

  • Школа №277 в Санкт-Петербурге. Принимает на заочную форму обучения, организует промежуточные и итоговые аттестации: очно в школе, по скайпу, в виде письменных тестов, которые потом отправляются по почте, в виде тестов в интернете. Аттестации сдаются дважды в год, по полугодиям. Есть заочная форма обучения с индивидуальным учебным планом: дети изучают школьные предметы по тем пособиям и с той скоростью, которая им удобна (в рамках нормативных сроков), затем сдают аттестацию экстерном, работы проверяются школой до конца учебного года, выставляются оценки.
  • «Экстерн-офис» Алексея Битнера. Штаб-квартира этого заведения находится в Новосибирске, осуществляется прикрепление к трем школам Новосибирска и одной московской школе на заочную форму обучения, география обещает шириться. После заключения договора ученик получает аккаунт в системе «Экстерн-офиса», поддержку куратора, отлично структурированные учебные материалы и рекомендации по всем предметам, возможность сдавать тесты, готовиться к экзаменам и экзаменоваться по интернету. Предметы можно сдавать досрочно, возможны консультации и репетиторские занятия по скайпу.
  • «Школа завтрашнего дня» в Москве. Работает по системе Дональда Ховарда, предлагает обязательную для граждан России образовательную программу на русском языке (необходимо очное тестирование в Москве на ГИА и ЕГЭ, выдается аттестат государственного образца) и дополнительную образовательную программу на английском языке (очное присутствие для аттестаций не нужно, выдается аттестат американского образца).
  • «Телешкола», или интернет-школа «Просвещение». Это первое аккредитованное учреждение, которое начало учить детей дистанционно и выдавать аттестаты, однако не самое популярное. Осуществляет работу по нескольким направлениям, предлагает общеобразовательные и профильные курсы, имеет государственные награды за свою деятельность.
  • «Домашняя школа» при ресурсе «Интернет-урок». Открыта для учеников 5-11 классов, в дальнейшем обещают открыть начальную школу, в настоящее время прикрепление осуществляется к школе г. Краснодара, в 2014-15 учебном году набор уже закрыт. Предлагает учебные материалы по всем предметам, индивидуальное сопровождение каждого ученика, полную отчетность перед родителями об успехах ребенка.

Домашнее образование и дистанционная учеба – это обычная реальность сегодняшнего дня, а интернет делает ее окончательно доступной. И если вы задумываетесь о том, чтобы учить своих детей в семье, надеемся, что наши ссылки помогут вам разобраться в теме и найти единомышленников!

Читайте также: Учимся дистанционно — 1: интернет-курсы, репетиторы, онлайн-уроки

www.u-mama.ru

Вопрос про экстерн-офис, МШЗД . Поделитесь, пожалуйста, опытом.

Всем добрый день!
Буквально на этой недели мы приняли окончательное решение перевести дочку на семейное обучение. НО у нас очень много вопросов. Я уже какие сутки не отхожу от компьютера… Ищу, изучаю.. Вот присоединилась к вашему сообществу.

Дочка перешла в 6-й класс. Теперь стоит вопрос к какой школе ее прикрепить. Хочется обойтись без лишней траты времени и сил. Живем в МО, Королеве. Почитав на местных форумах, поняла, что с СО здесь совсем туго. Опыта нет как такового, с МО вообще сложно по многим вопросам. Но мы прописаны в Москве. И по-идеи я могу пойти в районную московскую школу и прикрепиться к ней. Могут ли мне отказать? Или сложность только в том, что у них просто может не быть опыта СО? Какими проблемами это может для меня обернуться? (Если что- прописка СВАО, шк.241).
Теперь дальше.
Изучаю вопрос о экстерн-офисе. В общем он меня привлек. Но я не могу до конца понять, является ли он школой к которой мы можем прикрепиться? Или мне надо будет дополнительно прикрепляться к обычной школе и еще и там проходить аттестации?
Есть ли у кого-то опыт обучения именно в 6-7 классах у Битнера? Какая сумма за обучение получалась? Брали ли вы он-лайн уроки с преподавателями и сколько в месяц раз?
Нанимаете ли вы им дополнительно репетиторов? Или хватает того, что дается офисом и личным изучением?
Я понимаю, что все индивидуально. Но мне интересен именно опыт практический.

Изучала так же МШЗД. Звонила им. Про бесплатность обучения ничего не сказали (читала у кого-то в обсуждениях здесь в сообществе). Озвучили 4,5 т.р. в месяц… Вообще сказали, что вся информация на сайте. Цитирую с сайта: «Обучение в виртуальном классе с преподавателем включает в себя 1 урок в неделю по каждому предмету в соответствии с учебным планом НОУ МШЗД (кроме английского языка) по расписанию, утвержденному школой. В ходе урока, проводимого в режиме видео-конференции, ученики имеют возможность общаться с учителем и одноклассниками.» Вопрос: как часто проходят он-лайн уроки, сколько раз в неделю? И в какое время?
Работают ли они с материнским капиталом? Это при условии, что обучение все таки платное для москвичей.

Какие площадки (школы) вы бы могли мне посоветовать рассмотреть?

freeedu.livejournal.com

Занятия по сайту Алексея Битнера 🙂

Я уже ко многому привыкла, что появляется у меня идея и через небольшой промежуток времени, все меньший и меньший, создаются все условия для ее реализации. Остается только с благодарностью принять. Так получилось с Гошкиной учебой.Я еще год назад получила у Алексея Битнера вопросы за 1 класс. Пробовала заниматься, но не получалось, в частности потому, что не было четкого ответа на выходе. Ответы давал сам Алексей на своих занятиях. В чем нюансы, что хотят в школе услышать, как это преподнести ребенку. Конечно это все важно, но знание просто конечного ответа здорово бы облегчило задачу.
И вот Алексей создал экстерн-офис http://extern-office.net на сайте есть экскурсия по сайту. Гошка уже числится там учеником и теперь у нас стали получаться регулярные занятия. По 1-2 заданию из 4 предметов. Чем-то напоминает компьютерную игру, дается вопрос, мы с Гохой ищем ответ, вписываем, а потом сверяем с правильным ответом. Когда я это преподнесла как игру, где есть свои уровни, и в конце битва с Боссом (тест по теме), ему стало все понятно и дело пошло на лед. А мне доставляет огромное удовольствие искать способ объяснить ему что-то. А еще я сама начала понимать. Мы же пока обходимся без учебников.
Было задание: начертить прямую, отрезок и луч. Помню, что школьное объяснение мне казалось мудреным и я всегда неуверенно себя чувствовала с этими понятиями. Стала думать: есть прямая, значит остальное — кривые. Начертила прямую, начертила несколько кривых. Назвала их дорогами, нарисовала домики друзей, которые живут на этой прямой улице. Что если ехать криво, то дольше ехать и больше бензина потратиться, значит прямая, это самый короткий путь от дома одного друга до дома другого. И тут меня осенило: прямая в отличие от кривой, кратчайшее расстояние между двумя точками! Еще для себя открыла, что луч на бумаге, нарисованный на уроке математики и солнечный луч, который я с детства рисовала — одно и то же. Есть начальная точка, а конца нет. И у настоящего солнца так же, ведь свет движется по прямой. Т.е. я понимаю, что не Америку открыла, что вроде очевидно, но ясность и понимание этих тем пришли только сейчас, до этого я выкручивалась умением делать по аналогии и как учитель говорит. А четкой картинки в голове не было. Прибежала к мужу: представляешь!? Прямая-то оказывается… Он почему-то посмеялся. А меня это озарение до сих пор силами наполняет, как вспомню. Ну и Гоха умеет нарисовать и подписать и прямую, и отрезок и луч. Я сегодня еще раз в этом убедилась.
А сегодня мы делали задание: начертить замкнутую и незамкнутую кривые. Я вроде объяснила, вроде кивает. А рисует одни незамкнутые кривые. И я с азартом охотничьей собаки стала искать способ объяснить иначе, чтобы понял. В итоге окружали врагов, замыкали их в кольцо всячески, чтобы не сбежали, лазеек не было. Я когда тренинги провожу, тоже ищу способы объяснить понятно, и сам процесс поиска мне нравится, но я не ожидала, что занятия с Гошкой мне будут приносить такое удовольствие вот этим моментом.
Да, Алексей сказал, что у него есть опыт организации приема экзаменов онлайн только для старшеклассников, с первым классом будет пробовать в следующем году. Потому пока сайт хорошее подспорье для систематических занятий.

elena-nekrasova.livejournal.com

Разное

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о