Как научить аутиста говорить – Как научить разговаривать ребенка-аутиста — Autism — MAMA.md

Как научить разговаривать ребенка-аутиста — Autism — MAMA.md

Как научить говорить особенного ребенка: факты от опытного логопеда

 

Дети аутического спектра, как правило, плохо разговаривают для своего возраста или, что бывает чаще всего, и вовсе не говорят. Они не могут коммуницировать с помощью речи и даже воспроизводить, казалось бы, самые элементарные звуки. И только постоянные систематические занятия смогут научить ребенка произносить хотя бы простейшие слова и понимать обращенную речь.
—Первоначальная работа ведется над пониманием обращенной речи, выполнением команд и инструкций, устранением неречевых вокализаций (визгов, криков, напоминающих дельфиний крик), эхолалии, речевых штампов и так далее.
Таким образом, первое правило – научить ребенка подражать звукам человеческой речи, голосам животных, звукам окружающих его предметов и среды.
Малыши повторяют, как мычит корова, как лает собака, как кукарекает петух, как воет ветер, как едет трактор. На основе этого у ребенка формируются навыки звукоподражания и звукопроизношения – начиная с простейших звуков «а», «о», «у» к более трудным звукам нашей фонетической системы. У детей с аутизмом могут быть нарушения работы левого полушария головного мозга, которое отвечает за речь. Тогда его функции на себя берет правое полушарие, отвечающее за пение. По этой причине ребенку легче постигать речь через пение. Потом, спустя некоторое время, переходят к словам.

Ребенка, которому тяжело воспринимать человеческую речь, надо подготовить к тому, что ничего плохого и опасного в голосе человека нет, что очень хорошо уметь разговаривать. Детей с аутизмом нужно всегда обязательно поощрять за их старания. Умение разговаривать здесь – не исключение. Ребенок должен знать, что если он скажет слово или фразу – то несомненно получит за это награду. Мотиватором служит вкусняшка, сладости, которые малыши получают за успешно выполненное задание.
Многие дети понимают, чего от них ждут, но часто не знают, как это сделать.
Поэтому длительной и кропотливой является работа над отправной точкой развития речи. После ее появления процесс обучения для малыша становится проще.
Если говорить о пошаговости, то здесь принцип тот же, что и при обучении обычных детей. Работа строится от звукоподражаний к слову, фразе, и так далее. Все, как у маленьких детей – от лепета до первых слов. Сначала формируются звуки, слоги, простейшие двусложные слова. Как и у обычных детей, первым появляется слово «мама», и это большая радость для всех! Работа над фразой начинается с имен существительных, затем существительные и глаголы (например, «Мама, дай»), потом более сложные конструкции. Тут ребенку с аутизмом могут прийти на помощь наглядные материалы – альбомы по развитию речи, таблицы, сюжетные картинки и карточки PECS (представляют собой картинки с изображением существительных, глаголов, прилагательных; карточки выстраиваются в последовательности – так, как ребенок должен формировать фразу). У малыша появляется представление о последовательности, он учится выражать свои потребности, мысли и желания.
У каждого ребенка с аутизмом много особенностей, на которые необходимо обратить пристальное внимание, поэтому с логопедом им лучше заниматься индивидуально. Каждый случай, с каким приходится сталкиваться – уникальный. Одни очень быстро овладевают навыками речи, других приходится долго обучать на первом этапе. У этих детей, как правило,моторная алалия, то есть ребенок не знает, каким образом появляется данный конкретный звук. Они не могут контролировать органы артикуляции – в какое положение ставить губы, как выдувать воздушную струю. Поэтому, в отличие от детей с нормой, с особенными детьми приходится сосредотачивать внимание над каждым этапом – как дуть, как открывать рот, как выдувать воздух из диафрагмы (похлопывая его при этом по грудке и выкладывая губы в определённом положении). Также необходимо таким детям дать возможность почувствовать голосовую вибрацию и звуковую волну, прикладывая его руку, голову к груди логопеда, работать у зеркала.
То есть то, что дается естественно и непринужденно обычным детям, для малышей с аутизмом – колоссальный труд.
Речь у таких детей появляется сначала сопряжено. Затем отражённо, и только потом — самостоятельно.
Касательно групповых занятий, то они также играют немаловажную роль. Работа ребенка в группе – это творческие занятия, направленные на автоматизацию, закрепление приобретённых навыков. Это здоровое соперничество – кто первым даст ответ, у кого получится лучше, громче, правильнее. На групповых занятиях дети учатся работать в коллективе, находиться в социуме, вырабатывают способности к диалогу.
Если с ребенком действительно работать, то результат не заставит себя ждать.
В одном саду был случай, когда заговорил 7-летний мальчик. Причем он никогда не издавал никаких звуков, кроме дельфиньего крика, и надежды на то, что он когда-либо заговорит, не было. Но, логопеды-дефектологи делали свою работу, и после полугода непрерывного труда ребенок показал, что хочет говорить. Он хватал книгу, молящим взглядом смотрел на педагога, демонстрируя свою готовность, — и действительно это сделал. Хотя в семь лет для неговорящего ребенка -это достаточно тяжело. У него была тяжелая форма алалии. Нарушение восприятия человеческой речи, проблемы эмоциональной сферы, которые удалось преодолеть, завоевав его доверие и расположение. Ведь если нет эмоционального контакта с педагогом, то достичь позитивных результатов сложнее.
Когда ребенку помогают и вселяют веру, что у него все получится, то результат непременно будет!

 

п.с. в Киевском Центре Стимуляции Мозга оказывают помощь в консультировании, лечении и реабилитации детей с РАС, детей-аутистов.
Применяются новейшие не-медикаментозные методики- Томатис(Бесон), ТКМП( микрополяризация),Интайм,Тимокко,Форбрейн и другие.

 


ссылка на первоисточник :
http://www.deti-club.ru/kak-nauchit-govorit-osobennogo-rebenka-fakty-ot-opytnogo-logopeda

Editat de abe

mama.md

Как учить не говорящего ребенка с аутизмом повторять звуки и слова?

Источник: BCOTB.com
Автор: Кэтрин Ганем / Catherine Ganem

 

 

echo01

 

Один из главных симптомов аутизма — нехватка речевых и коммуникативных навыков, соответствующих возрасту. При обучении детей с аутизмом речи, один первых и важнейших навыков — вокальная имитация. Эхо или вокальная имитация — это вид речи, когда говорящий повторяет слова другого говорящего. Например, когда ребенок говорит «пока», после того, как его мама скажет «пока». Очевидно, почему вокальная имитация так важна: если ребенок может повторять чужие слова, то это облегчит дальнейшее обучение просьбам, называнию предметов и ответам на вопросы.

Первый шаг в обучении вокальной имитации — это выбор ценного для ребенка поощрения. Это может быть съедобное поощрение, любимые игрушки или какие-то действия (например, щекотка).
Далее следует оценить существующий репертуар ребенка. Насколько часто ребенок издает какие-то звуки, лепечет? Может ли он спонтанно произносить разные звуки, либо он повторяет одни и те же звуки речи снова и снова? Какие звуки ребенок произносил в прошлом? Запишите все это заранее, чтобы определить стратегию или стратегии дальнейшего обучения ребенка.

Затем можно выбрать одну или более из следующих стратегий:

 

1. Сочетание «стимул-стимул»

 

Цель: Сформировать связь или ассоциацию звуков речи с сильным поощрением для того, чтобы в будущем сами по себе звуки речи стали поощрением и чем-то приятным для ребенка.

Практика: Выберите звуки речи, которые ребенок уже произносил в прошлом, либо те звуки, которые проще всего произнести («ба», «ммм» и тому подобное). Протяните поощрение ребенку и произнесите нужный звук. Если ребенок произносит или пытается произнести звук, то немедленно отдайте ему поощрение. Если звуков нет, то отдайте ему поощрение после паузы в одну секунду. Помните, сейчас ваша цель в формировании ассоциации между звуком и поощрением, так что ребенку совсем не обязательно что-то говорить. Однако если ребенок все-таки повторит звук за вами, то поощрите его гораздо больше, чем когда звуков не было.

Поощрения: Для этой программы лучшие поощрения — те, что не нужно постоянно забирать у ребенка обратно. Например, это могут быть маленькие кусочки любимого лакомства ребенка или приятные действия взрослого, например, щекотка. Лучше избегать поощрений, которые придется забирать обратно (например, игрушек), за исключением случаев, когда у ребенка нет поощрений других видов. Некоторые дети могут расстроиться, если каждые пять секунд у них будут забирать игрушку.

Примечание: Для того, чтобы ребенок начал успешно имитировать звук речи в рамках этой программы обычно нужны сотни проб. Собирайте данные о том, какие звуки произносит ребенок, чтобы определить, какой звук должен стать следующей целью. Впоследствии от обучения по программе «стимул-стимул» можно перейти к обучению просьбам. (Также смотрите «Как обучать ребенка устным просьбам»).

 

2. Вокальная игра

 

Цель: Объединить или создать ассоциацию между звуками речи и веселыми занятиями, которые предпочитает ребенок.

Практика: Начните играть с ребенком или заниматься вместе с ним тем, что ему обычно нравится. Во время игры как можно чаще произносите простые звуки и вокализации, которые обычно связаны с такой игрой (например, «Бип-бип!», «Ба-бах!»). Если ребенок спонтанно повторил звук за вами или начал лепетать, тут же хвалите его как можно больше и поощряйте. Однако не просите и не требуйте, чтобы ребенок что-то произносил.

С течением времени ребенок начнет ассоциировать забавные звуки с игрой и с большей вероятностью будет имитировать эти звуки в будущем.

Поощрение: Любая игра или любимое занятие ребенка. Вы можете на всякий случай держать под рукой дополнительное поощрение (например, любимое лакомство ребенка), чтобы поощрить любые спонтанные звуки речи.

Примечание: В рамках этой программы полезно установить таймер на определенное время и подсчитать, сколько звуков речи произносит ребенок, чтобы можно было отследить его прогресс.

 

3. Обучение просьбам с помощью жестов одновременно со словами (метод тотальной коммуникации)

 

Цель: Создать ассоциацию между звуками речи или словами и конкретными поощрениями во время обучению просьбам с помощью жестов.

Практика: Когда вы обучаете просьбам с помощью жестов, всегда говорите название предмета во время каждого шага обучения. Если ребенок уже научился просить с помощью жеста, то называйте поощрение, когда передаете его ребенку. Если ребенок учит новый жест, то назовите поощрение, когда подсказываете ребенку нужный знак, а затем дайте ему поощрение. Со временем, ребенок научится ассоциировать слово с поощрением, и это повысит вероятность попыток произнести слово и спонтанных устных просьб. (Также смотрите «Как научить ребенка просьбам с помощью жестов»).

Поощрение: Предмет, который ребенок просит с помощью жеста.

 

4. Поощрение всех звуков

 

Цель: Поощрение всех звуков, которые произносит ваш ребенок, чтобы он с большей вероятностью повторял их в будущем.

Практика: Давайте ребенку поощрение и хвалите его (Например, «Молодец, так хорошо сказал «а»!») каждый раз, когда он или она произносит какой-либо звук речи. Это следует делать на протяжении всего дня.

Поощрение: Лучше всего выбрать сразу несколько поощрений из разных категорий (например, различные виды продуктов, различные действия, различные игрушки). В противном случае, ребенок быстро пресытится поощрением.

Когда ребенок уже может имитировать (или пытается имитировать) базовые звуки речи, то можно применять другие процедуры для формирования артикуляции и произношения слов. (Также смотрите «Метод обучения вокальной имитации» и «Как помочь ребенку с аутизмом говорить разборчивее»).

И наконец, некоторые дети усваивают различные вокализации быстрее, чем другие. Дети, которые часто лепечут, гораздо быстрее начинают произносить различные звуки, чем дети, у которых нет лепета. (Также смотрите «Что значит лепет у не говорящего человека с аутизмом»).

 

Также смотрите:

 

Как научить общению невербального ребенка?

Невербальный аутизм пора исследовать не только на словах

 

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfundbel.ru

Как разговорить аутичного ребенка

Как разговорить аутичного ребенка

Практические советы для обучения аутичных детей общению 

по материалам книги Ф. Зюсманн “ Больше, чем слова”. (F. Sussman “More than Words”).

ДАЙТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПОВОД ДЛЯ ОБЩЕНИЯ. Внимание: к этой части можно переходить только тогда, когда ребенок готов (т.е. не сердится и не плачет)! Имеется тенденция, что родители держат всё, что может потребоваться ребенку, в пределах его досягаемости: его любимые игрушки на самой нижней полке и т.д. Но если у вашего ребенка не будет никаких трудностей с получением того, что он хочет, у него так же нет нужды обращаться к вам. Вы должны создать ситуации, побуждающие его к общению.

 

Следующие советы могут помочь вам устроить ситуации, которые подтолкнут вашего ребенка к взаимодействию по разным причинам: для просьбы, отказа, приветствия, комментария, и выбора. Эти советы подходят для детей всех уровней, но они должны быть готовы.    

 

Способы помочь ребенку научиться обращаться с просьбой.

 

Положите его любимые вещи в поле его зрения, но ВНЕ предела его досягаемости. Положите любимую еду на верхнюю полку буфета, где он может её видеть, но не может достать. Положите его любимую видеокассету на полку вне предела  его достягаемости, но так, чтобы он видел. Положите любимые конфеты в прозрачную емкость, которую ему сложно открыть.

Используйте “people-toys” (народные игры) (пт).

ПТ – это игрушки, которыми сложно играть, такие как юла, мыльные пузыри, музыкальные шкатулки, и которые подталкивают вашего ребенка к взаимодействию: вашему ребенку понадобится ваша помощь, чтобы заставить игрушки “играть”. Даже если  ребенок сам научиться играть ими, вы можете показать ему, что играть вдвоем даже интереснее, чем одному.Ниже даны некоторые примеры. Дайте ребенку некоторое время, чтобы он сам подумал над тем, как использовать каждый из них и подождите, когда он растеряется или попросит вашей помощи. Затем вступите в игру и заставьте игрушку заработать. Иногда он сам выяснит, как ей пользоваться. Когда такое случается, празднуйте его успех объятием или “Ура!”, а затем найдите другую игрушку ПТ.

 

Заводные или сжимаемые игрушки.

Прыгающая лягушка или двигающийся поезд могут также понравиться вашему ребенку. Сжимаемые игрушки также забавны. Это игрушки, которые активируются, когда вы сжимаете маленькую ручную воздушную подушку. Заставьте игрушку идти. Когда она остановится, отдайте игрушку ребенку и ждите его просьбы завести её снова.

 

Пузыри. Надуйте несколько мыльных пузырей. Как только ребенок заинтересуется и начнет за ними наблюдать или лопать, прекратите. Подождите, пока он вас не попросит так или иначе повторить. Или, надуйте пузырь, чтобы привлечь его внимание. Надуйте еще один, а потом сделайте паузу, держа руку наготове у рта. Подождите его просьбы об еще пузырях.

 

Шары. Надуйте воздушный шарик, а потом выпустите из него воздух (возможно, ему понравится, если вы отпустите и шарик полетать в воздухе). Затем возьмите шарик в рот, и ждите, когда он как-нибудь попросит вас надуть по новой. Или надувайте шарик частично. Затем, с шариком во рту, ждите его просьбы.

 

Заведите следующие игрушки: музыкальная шкатулка, юла и выпрыгивающий клоун, и когда они остановятся, ждите его просьбы повторить. Создайте свои игрушки!

 

Смешная шапка. Оденьте смешную шапку на голову и подтолкните ребенка её стянуть. После проделывания это несколько раз, оденьте шапку, но усложните задачу для него – пусть ему будет сложно её достать. Ждите, чтобы он так или иначе попросил шапку. Вы можете использовать вместо шапки солнечные очки или другую выделяющуюся одежду, например мягкий шерстянной шарф.

 

Вода. Водяной фонтан может стать игрушкой. Включите воду и пусть ребенок поиграет. Затем выключите, пусть он попросит включить.

Зеркало. Многие дети, особенно те, которые привлекательны внешне, любят свое отражение в зеркале. Воспользуйтесь его интересом и поиграйте с ним в игры. Уведите ребенка прочь от зеркала, и спросите: “Где Катя? (Миша, Петя…)”, а затем выпрыгните перед зеркалом с ним “Вот Катя!” После нескольких раз, удерживайте его подальше от зеркала подольше. Пусть он даст вам знать, что хочет увидеть себя, перед тем как выпрыгнуть.  Зеркала также идеально подходят для копирующих игр. Дотроньтесь до носа мамы, потом до носа ребенка; до глаза папы, затем до глаза ребенка и т.д. Вы можете играть в любую игру перед зеркалом или петь песню перед ним.

 

Раздел 2.Предлагайте вещи по частям.

Если вы будете давать ребенку то, что он хочет, все сразу, то у него нет нужды к вам обращаться. Давая ему это маленькими порциями, вы предоставляете ему причину сообщать вам его нужды. Разломайте печенье, картофельные чипсы на части и давайте ему по одной части за раз. Таким образом, он будет обращаться к вам снова и снова. Давайте одну деталь от пазла за раз.

 

Некоторые игрушки легко выдавать по частям, потому как они состоят из нескольких частей. Выдавая ему паззлы, конструкторы, кольца и т.д. по частям, вы даете ему шанс обращаться к вам повторно, чтобы завершить свою конструкцию. Если он попытается вырвать все из вашей руки, спрячьте, а потом покажите, когда он попросит, (можно прятать в рукаве или кармане).

Все, кроме одной. Выдавайте ребенку все, кроме одной части, которая ему потребуется. Держите эту часть вне предела его досягаемости, но в поле его зрения. Например, выдайте ему бумагу, но не давайте ножниц, или дайте ему банку с мыльной водой, но не давайте рамку для надувания пузырей.

Способы помочь ребенку сказать “Нет”, “Хватит”, “Все”, “Стоп!”

Предлагайте самую нелюбимую вещь. Предложите вашему ребенку пищу, напиток или игрушку, которую он не любит, чтобы дать ему возможность выразить, сказать “НЕТ!”

Позвольте ребенку закончить деятельность. Подождите, пока ребенку не надоест, наскучит какая-нибудь деятельность, а затем позвольте ему вам сообщить или через мимику, звук или слово, что ему достаточно. Например, продолжайте качать его на качелях (хотя, аутисты “известны” своей любовью к качелям. Скорее вы устанете его качать), играйте в игру снова и снова. Или позвольте ему долго играть какой-нибудь игрушкой, а потом соблазните его прервать игру с ней, показав что-нибудь еще, что он любит. (Внимание: иногда он слишком быстро закончит свою деятельность, а иногда вы устанете и заскучаете раньше).

Способы помочь ребенку сказать “привет” и “пока”. Используйте щенков или мягкие игрушки. Спрячьте щенка или игрушку под столом, а потом позовите его по имени: “Шурик!”. Покажите игрушку, помашите ей, и скажите “привет!” Повторите это действие несколько раз и подтолкните ребенка помахать или поздороваться. В конце, покажите игрушку и подождите реакции ребенка: помахать или сказать “привет” самостоятельно.

Используйте свое окно. Встаньте рядом с окном, махая и приветствуя каждого прохожего или машину, которая проедет. Затем через некоторое время, после очередной машины или прохожего, ничего не говорите и не делайте. Пусть ребенок сделает это самостоятельно.

Способы подтолкнуть ребенка взаимодействовать или комментировать: делайте неожиданное.

 

Создайте предсказуемые процедуры, а затем сделайте сюрприз. Когда ребенок привыкнет, что что-то всегда делается одинаково, сделайте неожиданное! Смена рутины воодушевит ребенка среагировать на сюрприз и, возможно, поговорить об этом. Здесь несколько примеров возможных сюрпризов.

Прячьте вещи в необычных местах. Положите его любимую игрушку в ящик с его одеждой и подождите, когда он обнаружит сюрприз. Положите его фотографию между страниц книги, которую он просматривает.

 

Храните молчание.

•    Просматривайте книги. Указывайте и называйте картинки. Затем укажите на картинку и ничего не говорите.

•    Смотрите в окно и выказывайте восторг тому, что вы видите: “Смотри, грузовик!”, “Смотри – кошка!”. В следующий раз, когда увидите что-нибудь интересное, продолжайте выказывать восторг, но не комментируйте.

•    Позвольте ребенку распаковывать продукты. Выказывайте большой интерес каждый раз, как достаете что-нибудь из сумки, и называйте это. Когда наступит очередь любимого лакомства, подождите, когда он оживиться или назовет его. То же самое можно проделывать в продуктовом магазине: “вот молоко”, “вот сок”. Затем встать напротив его любимой еды и ждать его реакции. Если вы думаете, что он может назвать еду, можете помочь ему : “а вот и…” и дайте ему завершить предложение.

Предложите что-нибудь другое. Играйте игрушками, которые используют несколько частей, как паззлы, матрешки, блоки, конструктор и т.д. Давайте ребенку по одной части за раз. Затем дайте что-нибудь совершенно отличное, или часть, которая не подходит, и ждите его реакции.

Удивите запахом. Дайте ребенку понюхать что-нибудь, что он может учуять, но не может увидеть. Будьте воодушевлены и комментируйте. К примеру, положите в духовку пиццу, принюхайтесь явно к воздуху и скажите “мммм, ням-ням, пицца!” После нескольких раз, только принюхайтесь к воздуху и ждите какой-либо реакции ребенка.

Удивите прикосновением. Помещайте руку вашего ребенка в холодную, липкую или мокрую субстанцию несколько раз, пока не выработается шаблон. Вы можете использовать пудинг или даже воду. Каждый раз, воодушевленно описывайте ощущение (“липко!”, “мокро!”). Затем поместите руку ребенка в совершенно отличную субстанцию и наблюдайте за реакцией.

Используйте творческую “глупость”. Дети обожают, когда родители ошибаются. Сделайте что-нибудь глупое, и ваш ребенок обратит внимание. Когда одеваете ребенка, “нечаянно” забудьте что-нибудь из одежды, или сделайте что-нибудь неправильно. Например, ботинок носком назад.

Используйте ситуации, когда что-то идет не так.

Когда что-то идет не так как запланировано, используйте это время, чтобы привлечь внимание вашего ребенка. Например, когда его обед слишком горячий, не просто подуйте на него или помашите, а преувеличьте ситуацию и обыграйте, как будто это большое событие: “о!о! Слишком горячо!”. Если вы усилите ваши действия поддуванием или помахиванием, ваш ребенок может решить, что это что-то забавное, волнующее и, возможно, захочет принять участие.

Когда все идет гладко, сделайте что-нибудь не так. Например, “нечаянно” уроните вилку во время обеда.

 

Притворитесь, что вы не знаете, где вещи. Если вы притворитесь, что не знаете, где вещи, вы и ваш ребенок можете искать вместе. Он может произнести или сделать что-то новое в этой необычной ситуации. К примеру, как выходите из дома, заметьте, что не взяли его обед, перчатки или школьную сумку. Когда ребенок просит что-нибудь, например, свою игрушку, действуйте, будто они потерялась. Преувеличьте ваше расстройство и ждите его реакции.

Притворитесь, что что-то сломано, когда это не так. Ваш ребенок ожидает, что все будет работать. Как он поведет себя, если что-то не будет? Попробуйте вставить ключ в дверь неправильно. Скажитесь “о! ключ сломан!” Подождите, когда ребенок даст вам знать, что он чувствует в этой ситуации.

Притворитесь, что вы не в порядке. Соорудите ситуацию, когда вы “сломаны”. Например, не можете видеть того, что видит ребенок, или не можете слышать то, что может он. Играйте так долго, пока ребенок не слишком расстроится.

Способы помочь ребенку сделать выбор. Когда вы даете ребенку сделать выбор, он пытается посылать вам сообщения и выражать, что он чувствует. Представьте, чувство силы, радости, когда ребенок чувствует, что может сказать вам, что он хочет жестами, рисунками или словами! Подтолкните ребенка делать выбор, основываясь на его предпочтениях и “нелюбовях”.

Начните с легких выборов. Проще всего ребенку сделать выбор между двумя вещами, которые он может видеть: одно, что он действительно любит, а другое не любит. Держите выборы перед ним.

Сначала, предлагайте любимую вещь последней. Если ребенок только учится делать выбор, он часто выбирает последний объект, который ему предлагают. Он делает это, потому что это последний объект на который он смотрит. точно так же, как в эхолалии он повторяет последнее слово, которое слышит. Помня об этом, предлагайте наиболее вероятный выбор после менее вероятного варианта.

Позже, предлагайте наиболее вероятный выбор первым. Когда ваш ребенок уже опытен в выборе (повторяет несколько слов, которые слышит), предлагайте любимый вариант первым. Ведь надо убедиться в том, что он действительно делает выбор, а не просто берет последнюю вещь.

Давайте ему зрительные подсказки. В начале, вашему ребенку могут понадобиться зрительные подсказки для выбора. Вы можете держать настоящие объекты в руках, указывать на настоящие объекты или указывать на рисунки с ними. (Если вы держите их в руках, возможно, ребенку будет проще, если вы будете держать их друг над другом, нежели рядом). Поэкспериментируйте и с объектами, и с картинками, чтобы посмотреть, как ребенку понравиться больше.

Некоторые варианты:

•    “Ты хочешь шапку или мыло?” (перед выходом на улицу)

•    “Ты хочешь молоко или сок?” (когда вы точно знаете, что он захочет что-то одно)

•    “Ты хочешь поиграть с мячом или посмотреть видео?” (вы знаете, что он предпочтет что-то одно)

ДА/НЕТ выбор. Если вы хотите потренировать ребенка отвечать да/нет, вы можете предлагать ему что-то, что вы знаете что он точно захочет или наоборот, точно не захочет. Пусть он видит оба предмета, чтобы он понял, что ему надо выбрать между двумя предметами. Например, держите паззл и куклу в другой руке. Вытяните куклу: “хочешь куклу?” Подтолкните его сказать “нет”. Если ребенок не может ответить, ответьте за него и покажите ему что он может сказать. Затем вытяните паззл: “хочешь паззл?”, помогите ему сказать “да”.

 

ОБОБЩЕНИЕ.

Для ребенка требуется время, чтобы начать общаться. В этой главе было рассмотрено 4 цели, к которым может приблизиться шаг за шагом ребенок: 1) взаимодействовать с вами и другими людьми, 2) общаться новыми способами, 3) общаться для новых целей, 4) понимать связь между вашими словами и тем, что происходит в мире. Цели, которые вы перед ним поставите, зависят от того, на какой стадии взаимодействия с миром находится ребенок. Если ваш ребенок не посылает вам никаких сообщений напрямую, не ожидайте, что он сразу заговорит. Однако, ожидать, что он начнет обращать больше внимания на вас, — вполне реальная цель. Путем постепенной и последовательной переоценки целей и определения новых, вы поможете ребенку достичь полного раскрытия его потенциала. Во второй главе мы посмотрели, как вы можете дать ему толчок для общения. Когда вы делаете игрушки или еду менее доступной, или действуете творчески “глупо”, вы даете ребенку больше возможностей для общения. Вы как строитель и разработчик его среды, в которой бы он реагировал и отвечал на ваши действия.

Успехов!

krc22.ru

Как научить ребенка аутиста говорить?

Как научить ребенка аутиста говорить? Среди детей аутистов говорящий ребенок — воистину настоящее счастье. Для нас, для большинства людей, обычные слова почти ничего не значат, и, зачастую, в повседневной жизни мы не задумываемся ни о смысле, ни о значении слов. Но есть люди, которые ценят слово больше всех злат на свете. Простые слова,  которые мы часто произносим машинально, ими воспринимаются, как самое большое счастье или чудо.

Что это за слова? Для нас с вами это простые слова, такие как: мама, папа, хочу пить; но для детей аутистов, который ранее не говорили и не могли высказать свою мысль, это большой подвиг! Для мам таких детей, говорящий ребенок, самое настоящее счастье. Ну, а если ребенок аутист использует обращенную речь в семье, то действительно счастью нет предела. Говорящий ребенок — вот настоящее счастье для любой мамы!

Произойти это может не сразу, но все, же развитие речи у детей аутистов происходит обязательно.

В своих ранних статьях я, останавливался на том, как и за счет чего это происходит, рассказывал о механизме действия и влияния моего метода, при лечении ребенка аутиста .

Пример из моей практики

Хочу привести пример положительного лечения аутизма у детей.  Особенно запомнился один яркий пример.  Это замечательный 12-ти летний мальчик Даня, который еще год назад, так как сегодня не разговаривал. Он в свое время, во время болезни, не мог отличить круг от квадрата и сидел, всегда уставившись в одну точку. Не игрался, не откликался на имя.

Полный отзыв о лечении аутизма у ребенка вы можете прочитать на моем сайте, в разделе отзывы.

Как папе и как врачу Дани, мне было интересно наблюдать за изъяснениями им своих собственных мыслей. В процессе общения с мальчиком, я много раз ловил себя на том, как ребенок по-детски  грамотно рассказывал. Это было как то органично,  интересно и  осмысленно. Просто приятно было слушать ребенка! Как ответственно он подошел к нашим  занятиям, насколько ему это интересно и важно!

Как работает мой метод при развитии речи у ребенка аутиста, я так же рассказывал в своих статьях.

Мой метод дает возможность ребенку аутисту говорить, поэтому вам просто необходимо его использовать!

При выполнении всех рекомендаций, вы, наконец, то ощутите радость материнства. Обращайтесь, я обязательно помогу!

В своих следующих статьях я так же буду рассказывать о моем методе лечения аутизма у детей. Так, что не прощаемся и до скорых встреч!

С уважением, доктор Черкез С. В.

www.autism-doctor.com.ua

Как научить общению неговорящего ребенка с аутизмом?

Довольно часто дети с аутизмом не говорят совсем, либо речь развивается у них с большой задержкой. Иногда это связано с медицинскими проблемами, такими как нарушение работы языка или апраксия. Однако гораздо чаще это обусловлено нарушениями в областях мотивации и социального взаимодействия. Задержки в развитии речи также могут быть вызваны запущенными инфекциями уха, которые могут привести к снижению слуха и затруднить речевое развитие в критически важный период.

Термин «невербальный» обозначает человека, который не использует голос для общения (клиническим термином является «невокальный», потому что вербальное поведение может включать коммуникацию без звуков, например, жестовый язык). В большинстве случаев вместо языка эти дети используют неэффективные или неподходящие способы общения. Большинство ребят, с которыми я работала, были невербальными, когда мы познакомились. Обычно эти дети общались, указывая на что-либо пальцем, подводя меня к нужному месту или (что происходило чаще всего) выражая свои потребности с помощью поведения. В моей практике я наблюдала за несколькими малышами, которые, не говоря ни слова, могли получить все, что только пожелают. Родители понимали, что два крика означают «включи телевизор», плач — «возьми меня на ручки», а отталкивание брата или сестры — «я не хочу играть» и т.д.

Когда работаешь с невербальными детьми, ваша цель не сводится к тому, чтобы ребенок начал говорить. Главная задача — научить ребенка эффективной коммуникации. Даже вербальные дети не всегда способны на коммуникацию. Если я научу пятилетнего ребенка называть цвета и части тела, но при этом он не в состоянии сказать мне, что хочет есть, то это пример ребенка, который может говорить, но не использует речь для коммуникации.

Важно осознать, что «невербальный» — это не просто тот, кто не умеет говорить. Как общается ребенок? Создается ли у вас впечатление, что он понимает на слух гораздо больше, чем может сказать? Напевает ли ребенок себе под нос, называет части слов, поет песни или мелодии? Кричит ли ребенок, когда расстроен или издает немые звуки? Из своего опыта могу сказать, что если у невербального ребенка есть вокальные стереотипии или эхолалия (повторение чужих слов и фраз), то это повышает вероятность того, что он станет вербальным. Ребенок, который эхом повторяет слова, поет или лепечет, скорее всего, сможет заговорить.

Работа с поведением играет огромную роль в развитии коммуникации. Это приходится повторять снова и снова: для невербальных или не способных на коммуникацию детей характерны самые проблемные и трудно поддающиеся коррекции виды поведения. Почему это так? Попробуйте представить, что вы оказались в обществе, где никто не говорит на вашем языке. Если вы говорите по-английски, то все окружающие говорят по-французски. Если вы говорите на арабском, то все окружающие говорят на немецком. А теперь представьте, что вы хотите есть, и вам нужно как-то убедить этих людей покормить вас. И как долго вы сможете указывать на предметы и жестикулировать, прежде чем станете толкать людей и бросать вещи?

Если ребенку не хватает врожденной мотивации для социального взаимодействия, и окружающие люди не мотивируют его для этого дополнительно, то ему будет гораздо проще добиваться своего с помощью нежелательного поведения. У ребенка, которому позволяют в конце обеда бросить тарелку на пол, что значит «я поел», нет никаких причин думать о том, как это выразить словами, как произнести и сообщить окружающим.

Огромную роль играет поощрение за коммуникацию. Когда ребенок с аутизмом учится общаться с другими людьми, у вас под рукой всегда должны быть желанные для него награды. Возможно, вы подумаете: «Почему я должен(а) поощрять своего ребенка за речь? Ведь мои старшие дети просто начали говорить и не получали за это шоколадки M&M’s». Ключевая особенность аутизма — качественные нарушения в сфере коммуникации. Это может означать, что ребенок совсем не говорит, у него есть речевые задержки, либо он владеет языком, но у него нет мотивации использовать его.

Существует несколько подходов к обучению невербальных детей коммуникации (и поведенческие аналитики/консультанты зачастую советуют применять несколько методов сразу):

Методы обучения коммуникации

Вербальный поведенческий подход (ABA) В области прикладного анализа поведения (ABA) существует множество направлений, и вербальный поведенческий подход является одним из них. Данный метод сосредоточен на развитии функциональной речи. Отправной точкой в этом подходе служит внутренняя мотивация ребенка, который получает награды для подкрепления различных видов коммуникации (просьб, называния и так далее). В рамках этого подхода языку обучают точно так же, как и любому другому поведению, и каждый компонент речи делится на небольшие шаги. Например, если ребенок очень любит мороженое, то первое, чему его учат, это произносить слово «мороженое». Таким образом, желание ребенка заполучить то, чего ему хочется, используется для стимуляции у него речи. Говоришь «мороженое» — получаешь мороженое. Вербальный поведенческий подход также использует многократные повторения, подсказки и постепенное формирование желательного ответа. Если ребенка учат просить мяч, то сначала в качестве просьбы принимается «ма». Со временем, при тщательном сборе и анализе данных, критерии становятся более строгими до тех пор, пока ребенок не сможет отчетливо говорить «мяч».

Логопедия.

Из десяти клиентов, с которыми я работаю, 6-7 обычно также посещают логопеда. Многие родители считают, что логопедия — единственный способ помочь невербальному ребенку заговорить. Логопеды работают с такими проблемами как заикание, нарушения артикуляции, сложностями при приеме пищи/глотании и тому подобное. Я знаю детей, которые достигли больших успехов с помощью логопеда, и я работала с теми, на кого эти услуги не оказали никакого влияния. Они получали логопедическую помощь годами, а начинали говорить после нескольких месяцев АВА-терапии. Как клиенту, вам важно найти логопеда, у которого есть знания и опыт именно в области аутизма или поведенческой терапии. Также важно обратить внимание на интенсивность занятий. Многие из детей, с которыми я работаю, занимаются с логопедом лишь час-полтора в неделю. Для невербального низкофункционального ребенка-аутиста такой терапии недостаточно, чтобы произошли какие-то значимые изменения.

Язык жестов.

Когда вы называете окружающие предметы всегда сопровождайте их жестом, чтобы когда ребенок слышит слово, он одновременно учил соответствующий жест. Рассматривая язык жестов как вид коммуникации всегда нужно учитывать возраст ребенка и его навыки мелкой моторики. Если у ребенка есть проблемы с мелкой моторикой, и он не может выполнить последовательность из сложных жестов, то жестовый язык — не лучший вариант. Возраст важен потому, что вам нужно учитывать широту круга общения ребенка. Если ему два года, и он весь день проводит с мамой и папой, то, вероятно, язык жестов вполне подойдет. А если ребенку 11 лет, он ходит в школу, группу продленного дня, а затем на секцию карате, тогда все люди, с которыми он общается, должны понимать его жесты. Если ребенок подходит к учителю на школьной площадке и с помощью жестов просит «красную записную книжку», поймет ли это учитель? В случае, когда дети не получают быстрого ответа на свои жесты, они могут просто перестать их использовать. Другой распространенной ошибкой при обучении ребенка языку жестов становится застревание на жесте «еще». Многие специалисты и родители учат ребенка жесту «еще», и, к сожалению, он переносит этот жест на все ситуации. Ребенок начинает подходить ко всем подряд и повторять жест «еще», когда окружающие понятия не имеют, чего он хочет. «Еще» чего? А теперь представьте, как расстраивается ребенок, когда его не понимают. Если вы решили научить ребенка жесту «еще», то обязательно учите его использовать жест только в паре с названием того, что он хочет.

Коммуникационная система обмена изображениями (PECS).

С помощью системы PECS ребенок учится обменивать фотографии нужных ему предметов на сами предметы. Изображения PECS легко использовать, всегда можно взять с собой, и они могут подробно описывать все, что есть в окружении ребенка. С помощью PECS можно научить ребенка сформулировать просьбу целым предложением, попросить о нескольких вещах сразу, рассказать, как прошел день, просто поговорить и т.д. Преимущество PECS по сравнению с жестами в том, что картинки или фотографии сможет понять любой человек. Если ребенок неточно показывает жест, то никто не поймет, чего же он хочет. С системой PECS вы можете использовать картинки или реальные фотографии предметов в зависимости от того, что больше подходит вашему ребенку. Еще одним плюсом PECS по сравнению с жестами является то, что эта система подходит для общения с ровесниками. Обычный трехлетний ребенок может не понять жеста «играть», но он точно поймет, что карточка с изображением кукольного дома означает «Хочешь поиграть с кукольным домом?» Недостатки этой системы, о которых мне сообщали родители, включают трудности с постоянным добавлением различных фотографий/картинок, и если у ребенка быстро меняются интересы, то приходится также быстро менять карточки.

Вспомогательные коммуникационные устройства.

Использование вспомогательного коммуникационного устройства позволит ребенку создавать речь с помощью голосового синтезатора. Ребенок вставляет картинки, печатает или нажимает на кнопки, а устройство воспроизводит соответствующие слова с помощью искусственного голоса. Так как это технологическое устройство, необходимо, чтобы ребенок обладал достаточными интеллектуальными способностями, чтобы пользоваться им независимо от взрослых. Однако если у вас есть Ipad, то для него существуют отличные приложения для коммуникации (такие, как Proloquo 2 Go), с помощью которых невербальные дети могут общаться лишь несколькими движениями пальцев. Преимущество таких технологий в том, что они подходят людям с разными физическими возможностями, так как их можно модифицировать и адаптировать для детей, которые плохо видят, не могут печатать или плохо слышат. Такие приложения и устройства легко взять с собой, и они позволяют ребенку быстро сообщить, что он хочет, о чем он думает, как относится к чему-либо, и в чем нуждается. Некоторые устройства можно программировать по мере необходимости, наполняя специфической информацией, для которой нельзя подобрать фотографию (например, длинной шутки про «тук-тук»). Другие устройства более ограничены и их трудно запрограммировать для продолжительных разговоров или диалога.

Языковое погружение.

Этот метод обычно применяется в дошкольных учреждениях или детских садах, в которые принимают детей с особыми потребностями. На протяжении всего дня в группе ребенок погружается в среду, мотивирующую его для речи. Каждый предмет четко называется, и каждый ребенок вовлекается в разговор, даже если не может разговаривать («Дэвид, мой пиджак синего цвета? Кивни, если мой пиджак синего цвета»). Педагоги работают индивидуально с каждым ребенком, обучая его играть по очереди, поддерживать контакт глазами и обращать внимание на то же, что и другой человек. На мой взгляд, такие занятия очень напоминают метод Кегеля или обучение базовым реакциям, один из подходов АВА. Преимущество языкового погружения, как и обучения базовым навыкам для коммуникации, в том, что родители могут легко применять этот метод в общении со своим ребенком. Подобные техники сосредоточены на тех этапах развития, которые обычно ведут к появлению первых слов, таких как лепет, различение звуков, имитация, реакция на устные инструкции и общение с помощью жестикуляций. Индивидуальная работа с ребенком включает естественное общение и поощрение. Например, вы можете реагировать на лепет ребенка так, как будто это слова, и поддерживать с ним разговор. Описывайте свои действия и то, что делает ребенок, даже если он никак вам не отвечает («Мы идем вверх по лестнице. Давай считать ступеньки: 1, 2, 3, 4… »). Когда вы это говорите поддерживайте контакт глазами, опирайтесь на общие с ребенком интересы и превращайте обучение в веселую игру.

Огромное разнообразие программ, книг, ресурсов и клиник, которые обещают научить детей-аутистов говорить, может приводить родителей в замешательство. Подходите к выбору программы очень ответственно и доверяйте только тем методам, которые прошли исследования и были одобрены, а также тем, которые понятно и четко описывают, как работает данный метод, и что он включает. Если вам нужно оплатить лечение или заказать книгу, чтобы разобраться, как работает метод, то это повод для подозрений.

Какой бы вариант для обучения вашего ребенка коммуникации вы не выбрали, он будет эффективен в разных местах и с разными людьми, только если вы обеспечите поддержку нужного поведения. Ребенок должен усвоить, что отныне окружающие не будут принимать ничего, кроме его системы коммуникации. Это значит, что если вы научили ребенка просить печенье жестом, то он больше не может забираться на кухонный стол, чтобы достать банку с печеньем с холодильника. Превратите общение с вами в обязательное требование, или ребенок так и не будет общаться.

Ребенок также должен понять, что общение с людьми приводит к хорошим результатам. Если ребенок только что научился просьбе «сок», то каждый раз, когда он говорит «сок», нужно дать ему немного сока. Ребенок должен увидеть, что с помощью общения можно быстро получить то, что ему нужно или хочется.

Если вы начали использовать систему коммуникации для ребенка с аутизмом, но результаты оказались неудовлетворительными, то задайте себе вопрос: «Эта система коммуникации является единственным для ребенка способом получить то, что он хочет/в чем нуждается?» Если нет, то, возможно, это и есть причина отсутствия улучшений.

** Важный совет: Для обучения и развития речи очень важно начинать вмешательство на самых ранних стадиях. Если вы хотите добиться наилучших результатов, то нужно начать заниматься с ребенком как можно раньше. Однако исследования показывают, что надежда не потеряна и для невербальных детей с аутизмом старшего возраста. Ребенку постарше будет сложнее научиться говорить, но, тем не менее, это возможно. Наиболее эффективные методы для работы с детьми старше 5 лет включают применение устройств, генерирующих речь (которые не подавляют язык), и развивающие подходы, которые направлены на формирование разделенного внимания.

Источник: http://outfund.ru/kak-nauchit-obshheniyu-neverbalnogo-rebenka/

xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai

Как научить читать ребенка-аутиста — обучение чтению ребенка с аутизмом: советы от специалистов ABA

  1. Методы обучения чтению детей с аутизмом
  2. Советы для развития грамотности у детей-аутистов

Ошибочным является мнение, что если ребенок не умеет говорить, то его нельзя научить читать. Многочисленные исследования доказывают, что часто невербальные или минимально вербальные дети с РАС (расстройство аутистического спектра) обладают высокой способностью к обучению чтения и могут читать. Сейчас существует несколько эффективных методик, которые полезно знать родителям для помощи и развития у своего ребенка необходимых в социуме навыков.

Стоит сразу оговорить, что быстро научить читать аутиста не получится. Зато правильный педагогический подход и упорство позволят вам через какое-то время увидеть поразительные результаты.

Методы обучения чтению детей с аутизмом

Букварь является первой и основной книгой в жизни каждого малыша, которая формирует предпосылки к осмысленному чтению. Интересным читательский процесс становится не сразу — сначала его привлекают только яркие сопроводительные картинки. Классический букварь охватывает довольно большое количество тем (продукты питания, животные, кухонная утварь и др.). Но даже при умелом комбинировании речевых и визуальных средств не всегда удается затронуть интересы аутичного ребенка, поскольку данная книга обычно не связана с его выборочными увлечениями (например, приключениями мультипликационных персонажей).

Разумеется, ориентироваться в обучении только на увлечения ребенка с расстройством аутистического спектра в корень неправильно. Это означало бы поощрение его патологий, а полученные навыки вряд ли бы удалось применить на практике в полной мере.

Именно поэтому специалисты настаивают на том, что обучение чтению аутичного ребенка должно базироваться на индивидуальном подходе и установлении связи с личным опытом малыша, его семьей и близкими. Оно может быть нескольких видов:

  • глобальным;
  • послоговым;
  • аналитико-синтетическим (или побуквенным).

При чередовании всех трех методов наблюдаются наилучшие результаты, поскольку у большинства аутичных детей зрительное восприятие преобладает над слуховым.

Многочисленные примеры показывают, что обучение проходит легче и быстрее, если родители также в нем участвуют. Освоить педагогические навыки, чтобы научить читать ребенка с аутизмом, несложно. Мы предлагаем пройти курсовое обучение и научиться на практике применять методы формирования и коррекции поведения, а также лучше понимать своего малыша. Регистрация на первый курс по ABA для родителей уже открыта.

Метод глобального чтения

Такой подход позволяет развить сенсорную (импрессивную) речь и мышление у особенных детей вплоть до овладения навыком произношения прочитанного. Суть данного метода заключается в том, чтобы научить особенного ребенка узнавать и читать слова полностью, а не выделять в них отдельные ассоциативные буквы. Для этого (особенно в начале) следует ему предлагать названия хорошо знакомых предметов, процессов, действий. Такое обучение чтению детей с аутизмом лучше проводить после того, как у них устанавливается четкая взаимосвязь между предметом и его картинкой. На занятиях с малышом проводятся следующие виды работ:

  • чтение автоматизированных энграмм;
  • чтение слов;
  • понимание письма;
  • чтение предложений.

Автоматизированными в процессе жизненного опыта энграммами (фрагментами прошлого запоминания) называют те слова и словосочетания, которые не нужно специально вспоминать, чтобы назвать. Это, например, собственное имя, имя мамы и папы, адрес проживания, клички домашних животных и т.д. Чтобы закрепить ассоциативную связь между словом и картинкой, хорошо подойдут семейные альбомы, где фотографии дополнены соответствующими подписями (например, мама Лариса, папа Сергей). Когда связь установлена, проводятся упражнения на тренировку памяти.

Чтобы научить особенного ребенка читать слова, нужно подобрать картинки по разным лексическим темам и сделать для них соответствующую подпись (транспорт, цветы, животные, мебель, игрушки, посуда, одежда, еда и др.). Лучше всего начать со слова, которое больше всего нравится малышу, например, игрушка. Далее формируют две таблички с разными игрушками, например, робот и пират. Родители сами подкладывают картинку в соответствующую таблицу, называя ее, затем это повторяет ребенок.

Чтение предложений сначала сводится к выбору одного персонажа, который выполняет действия — мышка сидит, мышка бежит, мышка ест. Чтобы научить малыша быстрее понимать письменные инструкции, лучше выбрать один глагол для составления предложений и разные существительные, например, покажи нос, покажи глаза, покажи ногу и т.д. Глобальное чтение для аутистов действительно результативное, главное, учитывать тематические предпочтения ребенка и соблюдать регулярность занятий.

Метод послогового чтения

Он позволяет составлять слова и читать по слогам. Сначала изучаются открытые слоги (согласная плюс гласная буква), затем закрытые (гласная плюс согласная буква). Чтобы обучение чтению ребенку-аутисту было более понятным, лучше сначала подобрать одну согласную букву (п, например) и комбинировать ее со всеми гласными, чтобы получились карточки: па, по, пу, пе, пи, пя, пю, пэ, пы. Затем подставляем другую согласную и далее по аналогичной схеме изучаем слоги. Форматы работы, которые включает данный метод:

  • чтение таблиц с открытыми слогами;
  • чтение таблиц с закрытыми слогами;
  • чтение слогов с разделенными буквами.

Для тренировки открытых слогов идеально подходят лото с парными изображениями. Ребенок берет маленькую карточку со слогом и перекладывает в соответствующую ячейку на большой доске. В этот момент педагог четко озвучивает слог, следя, чтобы ученик наблюдал за произношением. Закрытые слоги произносятся протяжно. Оптимально использовать пластиковые карточки из гласных и согласных букв, закрывая ими при чтении те, что написаны на бумаге.

Еще один эффективный слоговый способ обучения — чтение букв, расположенных на расстоянии до 15 см друг от друга. Между ними протягивается резинка, например. На ее конце завязывается узелок. Ребенок прижимает его к согласной букве, а свободный край тянет к гласной. Пока он выполняет действие, учитель озвучивает согласный звук и как только малыш дотягивает до гласной, называет весь слог полностью, например, ллл-а, ннн-а, ссс-а. Чтобы понять, как научить аутиста читать, нужно внимательно изучить представленные методики и при необходимости проконсультироваться со специалистом, который посредством поведенческого анализа выявит сильные стороны малыша.

Метод аналитико-синтетического чтения

Чтобы научить мальчика с аутизмом читать (или девочку) по данной методике, нужно составить разнообразную учебную программу, поскольку она требует большого количества упражнений. Поскольку ребенку с РАС может стать неинтересно от монотонных занятий, лучше заранее подготовить много дидактических пособий.

Какие виды работ используются при побуквенном подходе:

  • Начальные буквы названия картинок. Чтобы малыш научился определять первую букву определенного визуализированного слова (предмета), используют игровую форму обучения. Сначала учитель оказывает посильную помощь: берет в руку карточку с буквой, называет ее и показывает на картинку (например, держит букву “к” и показывает на картину с изображением кота). Далее буква передается ребенку в руки и дается подсказка, на какую картинку нужно положить букву. Цель занятий: научить ребенка-аутиста самостоятельно определять первую букву слова правильно.
  • Рыбалка гласных и согласных. Занятия также проводятся в игровой форме. Нужно подготовить небольшие бумажные буквы и степлером зафиксировать на каждой по 2-3 скрепки. Далее ребенок магнитом ловит букву, словно рыбку, а взрослый вслух четко проговаривает ее. Цель: расширить область произвольных действий малыша и научить его дольше фиксировать взгляд на конкретной букве.

Также используются и другие подходы в виде увлекательных игр. Они позволяют не только научить девочку с аутизмом читать, но и развить в ней другие коммуникативные навыки. Подробнее узнать о том, как научить аутиста читать, вы можете на наших курсах. Они разработаны с образовательной целью специально для родителей детей с РАС и начинающих специалистов.

Советы для развития грамотности у детей-аутистов

Методики обучения чтению детей с аутизмом действительно эффективны, но есть несколько важных нюансов, которые стоит знать, если вы хотите быстрее научить ребенка самостоятельному чтению:

  • Читайте малышу как можно больше. Это не только развивает речевые навыки, но и повышает грамотность в целом. Задавайте вопросы по прочитанному, переспрашивайте названия предметов, имена героев. Ребенок будет взаимодействовать с вами на том уровне, который ему доступен.
  • Не перегружайте. Важно делать паузы, давать возможность ребенку восстановить сенсорное равновесие. Частые перерывы — это хорошо, хоть и кажется на первый взгляд нелогичным. Так аутисты быстрее запоминают новую информацию и учатся эффективнее.
  • Обучайтесь в движении. Если ваш малыш крайне неусидчив и вы не знаете как научить читать ребенка аутиста, то обучайтесь в движении — во время катания на качелях, когда гуляете или идете в магазин. У многих детей с РАС концентрация внимания повышается именно во время движения.
  • Программы генерации речи. Как помочь ребенку-аутисту читать? Для этого созданы специальные устройства и программы. Они озвучивают написанный текст. Таким способом можно в разы повысить коммуникативные способности ребенка.

Дистанционные курсы по ABA для родителей — это возможность получить бесценные знания для общения с вашим малышом и практические навыки для его обучения чтению, письму, речи. Записаться на курсы вы можете в любое время.

aba-kurs.com

Как учить ребенка с аутизмом говорить предложениями?

26.09.18

Рекомендации логопеда о том, как как помочь ребенку с аутизмом перейти к речи предложениями

 

 

Когда надо переходить от отдельных слов к фразам

Когда пора обучать ребенка говорить предложениями, а не отдельными словами? Ответ зависит от конкретного ребенка и его особенностей, но, в целом, мы начинаем учить ребенка говорить комбинациями из двух слов, если ребенок активно употребляет не менее 50 слов в качестве просьбы (манд-реакции), если он может определить их на слух и называть соответствующие предметы (такт-реакция) без подсказок.

Принятие решения о том, когда и как учить ребенка комбинировать слова в фразы и предложения должно проходить с учетом навыков ребенка в настоящий момент. Например, сколько слов ребенок может повторить за вами? Может ли ребенок спонтанно повторить за вами длинное предложение? Ребенок может полностью самостоятельно, без каких-либо подсказок просить различные предметы или действия с помощью отдельных слов? Ребенок повторяет за вами 2 или более слов без каких-либо подсказок?

Некоторые дети с аутизмом без проблем повторяют целые предложения за взрослым, по просьбе или спонтанно. Эти дети используют предложения по принципу «вырезать и вставить», однако им сложно самостоятельно объединять отдельные слова, чтобы создать уникальные фразы.

При работе с такими детьми очень важно «делить» их предложения на составные части и учить их использовать «кусочки» для разных целей, постепенно учить их комбинировать два слова, а потом три и больше. При этом не забывайте поддерживать уже сформированные навыки и время от времени задавать им вопросы, на которые можно ответить только одним словом. Например, даже если ребенок может сказать «Я вижу маленький красный носок на полу», важно убедиться, что он может ответить на вопросы «Что это?» (носок), «Какого цвета носок?» (красного), «Где носок?» (на полу), «Какого размера носок?» (маленького). Кроме того, очень важно убедиться, что ребенок может использовать это предложение, чтобы назвать другие размеры и цвета носков на полу и в других местах.

Другие дети могут использовать отдельные слова для просьб или называния предметов без подсказок, но им крайне сложно объединять слова в фразы. У некоторых детей появляются проблемы с артикуляцией, если они пытаются сказать два или три слова сразу. Для таких детей важно очень медленно увеличивать длину их предложений, поскольку ребенку будет сложно правильно выговаривать все более длинные цепочки слов.

Как и в случае обучения любым другим навыкам, если у ребенка появляется нежелательное поведение с целью избежать задания, или если он перестал спонтанно обращаться с просьбами и называть предметы, вам нужно пересмотреть сложность задания и снизить ее. Очень важно не потерять уже достигнутый прогресс только потому, что мы начали слишком рано комбинировать слова!

Аграмматичная речь

Нужно ли учить детей всем грамматическим нюансам объединения слов вместе, или нормально, если ребенок будет говорить «телеграфной речью», не изменяя слова в соответствии с падежом, родом и так далее? Это очень распространенный вопрос, на который специалисты не дают единого ответа. Автор этой статьи считает, что нужно учитывать потребности и предыдущий опыт обучения каждого ребенка, равно как и его возраст.

Дети с типичным развитием часто начинают неправильно строить предложения, но постепенно учатся правильно менять окончания слов. Проблема в том, что при аутизме, если ребенок привыкнет говорить каким-то одним образом какую-то фразу, то изменить ее в дальнейшем будет крайне сложно! Для таких детей особенно важно сразу учить правильные грамматические формы. Личное правило автора статьи – если ребенок может повторить правильную фразу, то учите его говорить правильно, но не стоит слишком подчеркивать правильные окончания слов, если это мешает перейти к фразовой речи.

С другой стороны, если у ребенка есть серьезные проблемы с объединением слов в предложения, и при увеличении длины цепочки слов у него растут проблемы с артикуляцией, то бывает полезно закрыть глаза на «телеграфную» речь. Наша цель состоит в том, чтобы ребенок общался с помощью фраз как можно больше и чаще. Если ребенку удается передать смысл фразы даже с небольшим нарушением грамматики, то важно поддержать такую речь.

Например, допустим, что речь ребенка становится невнятной при артикуляции более четырех слогов. В этом случае может быть эффективнее, если он начнет обращаться с просьбами без предлогов, например, «читай золушку», а не «читай про золушку», потому что «про» в данном случае не добавляет смысла предложению, но может сбить артикуляцию ребенка.
Ключевой момент здесь в том, что важно исходить из того, что должен донести ребенок до собеседника, и нужно учить его, как это сделать, на основе его нынешних навыков.

Если вам приходится каждый раз подсказывать ребенку предложение, и он не начинает говорить всю фразу целиком спонтанно, то, возможно, на данный момент, это слишком сложная фраза для ребенка, и маловероятно, что он будет использовать ее функционально. Помните, что наша цель в том, чтобы в течение дня ребенок постоянно обращался к нам и сообщал, чего он хочет!

Когда вы подсказываете ребенку грамматически правильные предложения, помните, что ребенок может перенести новую форму слов во все ситуации. Если вы часто подсказываете слово с определенным окончанием, то ребенок может начать употреблять это окончание постоянно. Например, ребенок может не различать, в какой ситуации нужно говорить «ботинки», а в какой «ботинок». Важно следить за тем, чтобы у ребенка была возможность попрактиковаться в разных формах слов в разных условиях.

С чего начать обучение комбинациям слов?

Это еще одна область, в которой специалисты не пришли к общему мнению. Партингтон и Сандберг рекомендуют следовать естественному континууму развития речи и предлагают следующий порядок:

Существительное + существительное (одновременное использование двух хорошо освоенных слов для называния двух предметов – мяч, машина).

Существительное + глагол (мяч прыгает).

Прилагательное + существительное (большой мяч, маленькая машина).

Глагол + прилагательное + существительное (кати красный мяч)

Однако доктор Карбон предлагает другой порядок при обучении называнию:

Существительное + существительное (мяч и ботинок)

Глаголы

Существительное + служебная часть речи (вот мяч)

Существительное + глагол (мяч катится)

Прилагательные

Называть предмет, когда тебе сообщили его качество, функцию или класс

Называть качество, функцию или класс, когда тебе сообщили предмет

Прилагательное + существительное + глагол (белый медведь бежит)

Называть качества

Называть предметы с использованием служебных частей речи, качеств и глаголов (это красный мяч катится)

Использование двух качеств одновременно (это маленький красный мяч катится)

Если речь идет о просьбах, а не назывании, то доктор Карбон предлагает следующий порядок обучения:

Отдельные слова в качестве просьб для предметов, занятий и действий

Просьбы о действиях других людей

Просьбы со стандартными дополнениями («я хочу», «дай»)

Просьбы о том, чтобы другие прервали свою деятельность и помогли

Просьбы о внимании других людей

Просьбы об информации (вопросы кто, что, где, как, который и почему)

Просьбы о будущих событиях

Просьбы с использованием прилагательных, предлогов, наречий и местоимений

Техники для обучения комбинациям слов/формированию предложений

Перенос от просьбы к называнию

Один из способов обучения комбинации слов – это перенос навыка просьбы. Сначала ребенка просят пояснить его просьбу, а потом эта просьба переносится в называние.

Инструктор: Какой ты хочешь мяч?

Ребенок: Синий мяч.

Инструктор: Расскажи мне об этом.

Ребенок: (Это) синий мяч.

Построение комбинаций такт-реакций (называния)

Во время этой процедуры используются те речевые реакции, которые ребенок хорошо усвоил, чтобы «строить» из них все более длинные фразы.

Инструктор: Что мальчик делает?

Ребенок: Пинает (хорошо усвоенная реакция).

Инструктор: Что он пинает? (показывает на мяч)

Ребенок: Мяч (хорошо усвоенная реакция).

Инструктор: Правильно! Мальчик пинает мяч. Что происходит?

Ребенок: Мальчик пинает мяч (эхо-реакция).

Инструктор: Молодчина! Расскажи, что происходит? (отдельный блок переноса)

Ребенок: Мальчик пинает мяч. (ОГРОМНОЕ поощрение!)

Как только ребенок начнет регулярно использовать целые фразы для ответа, его можно будет учить даже более длинным комбинациям.

Инструктор: Что происходит?

Ребенок: Санки летят.

Инструктор: Какие санки?

Ребенок: Маленькие санки.

Инструктор: Куда они летят?

Ребенок: В небо.

Инструктор: Расскажи мне об этом.

Ребенок: Маленькие санки летят в небо.

Расширение фразы

Эта техника часто используется с типично развивающимися детьми, чтобы поощрять правильные фразы, а также добавлять дополнительное слово/фразу для называния события, происходящего в окружающей среде. Эта техника также может использоваться с детьми с аутизмом. Она особенно успешна с детьми, у которых есть очень развитые эхо-реакции (навыки повторения речи).

Ребенок: машина (показывает на изображение машины в книге)

Инструктор: Правильно! «Красная машина».

Ребенок: красная машина.

Для этой техники также можно использовать задание по типу «заполни паузу».

Инструктор: Что происходит?

Ребенок: Мама спит.

Инструктор: Правильно! Мама спит…

Ребенок: на кровати.

Инструктор: Правильно! Что происходит?

Ребенок: Мама спит на кровати.

Обусловленные комментарии

Когда ребенок научился формулировать комментарии по образцу ваших комментариев, можно учить его, как формулировать самые разные предложения. Можно начать с обучения таким простым просьбам:

Инструктор: Я хочу кошку (берет кошку).

Ребенок: Я хочу собаку (по подсказке, когда он берет собаку).

Позднее ребенка можно учить другим формулировкам:

Инструктор: У меня красный маркер.

Ребенок: У меня синий маркер.

На что важно обратить внимание при обучении

1. Продолжайте учить/поощрять ребенка говорить только одно слово, когда это уместно. Не забывайте делать шаг назад и проверять, что ребенок все еще использует отдельные слова, и что он может правильно отвечать на вопросы, требующие ответа из одного слова.

2. Учите ребенка, в каких именно ситуациях нужны комбинации из нескольких слов. Нам важно, чтобы ребенок использовал описания и уточнения, когда они действительно необходимы. Например, в саду сотня бабочек, но ребенок хочет, чтобы его мама посмотрела на одну конкретную бабочку. В этой ситуации фраза «Мама, посмотри на бабочку!» будет недостаточной. Нужно попросить маму посмотреть на определенную бабочку в определенном месте: «Мама, смотри, синяя бабочка на крыше!» С другой стороны, если в саду летает только одна бабочка, то предложение «Мама, смотри, оранжевая и черная бабочка на фиолетовом цветке!» прозвучит «странно», так как оно будет содержать избыточную информацию.

3. Предоставляйте поощрения за любые правильные комбинации слов, даже если вы ожидали другую фразу! Иногда взрослые сосредоточены на конкретной фразе, и они игнорируют то, что говорит ребенок. Например, если ваша цель учить комбинации «цвет + существительное», и вы спрашиваете ребенка, какую наклейку он хочет, то не забывайте предоставить поощрение за «блестящую наклейку!» и «наклейку с собачкой!» (Это может показаться слишком очевидным, но однажды я видела, как в такой ситуации начали процедуру коррекции).

4. Учите разным комбинациям разных слов, иначе ребенок начнет использовать только два слова вместе. Например, учите разным предметам с одним и тем же прилагательным (большой мяч, большой дом, большая рубашка, большие штаны), а также разным прилагательным с одним и тем же предметом (большая рубашка, синяя рубашка, полосатая рубашка, теплая рубашка).

5. Будьте осторожны – не требуйте слишком многого, иначе ребенок перестанет прилагать усилия. Я видела, как дети полностью прекращали обращаться с просьбами, когда их начинали учить комбинации слов – новые требования оказывались слишком тяжелы для ребенка. Например, если ребенок без каких-либо подсказок обращается с просьбами с помощью одного слова, но перестает это делать, или просьбы стали редкими, когда его начали учить добавлять прилагательное – сделайте шаг назад или поощряйте каждую просьбу отдельным словом и просто моделируйте для ребенка комбинацию слов, не требуя, чтобы он обязательно сказал два слова.

Ребенок: печенье

Инструктор: Какое?

Ребенок: большое

Инструктор: большое печенье! (дает ребенку печенье)

(Если ребенок начнет просить печенье только словом «большое», нужно давать ему печенье, только если он скажет слово «печенье»)

6. Некоторые специалисты рекомендуют увеличивать длину фразы за счет стандартных дополнений, например, «Я хочу». Это подходит некоторым детям, но если у ребенка есть проблемы с имитацией фраз, то лучше начать расширять фразу с помощью функционально значимых слов.

Также смотрите:

Как научить ребенка с аутизмом обращаться с устными просьбами

Как учить ребенка спонтанному называнию

Как учить не говорящего ребенка с аутизмом повторять звуки и слова

Как научить ребенка с аутизмом задавать вопросы

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru

Вопросы и ответы

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о