Система эльконина давыдова кратко – 6 главных вопросов о системе Эльконина-Давыдова

6 главных вопросов о системе Эльконина-Давыдова

В 2014 году учебные пособия для системы Занкова исключили из перечня тех, которые ФГОС рекомендует использовать в школах. Получилось, что вот уже четыре года единственной одобренной развивающей программой остается система Эльконина-Давыдова. Она существует уже более 50 лет, но всё ещё вызывает множество вопросов. Для родителей, готовых к экспериментам, мы ответили на самые распространённые.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Кто такие Эльконин и Давыдов?

Даниил Эльконин — советский учёный, автор теории изучения детства, член-корреспондент Академии психологических наук. Свою работу он начал в Ленинградском государственном педагогическом институте. Вместе с выдающимся психологом Львом Выготским он занимался проблемами детской игры. В 1978 году вышла его монография «Психология игры», которая до сих пор остаётся базовой для детской психологии и педагогики.

Но самым большим вкладом Эльконина в советскую и мировую педагогику стала разработка и внедрение новой системы так называемого развивающего обучения. Термин ввёл Василий Давыдов — ученик Эльконина, советский педагог, психолог, вице-президент АПН СССР. Программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам были разработны по его теориями.

Даниил Борисович Эльконин (1904–1984) и Василий Васильевич Давыдов (1930–1998)

Идеи образовательной системы развивающего обучения начали формироваться ещё в конце 1950-х годов. Тогда в педагогическом и психологическом сообществе активно критиковали содержание и методы традиционного обучения, а главной проблемой называли отсутствие связи между обучением и психологическим развитием детей.

В 1959 году в московской школе № 91 была образована лаборатория, где под руководством Эльконина и Давыдова занимались исследованием возможностей младших школьников. В 1963 году она получила статус экспериментального общеобразовательного учреждения Академии Педагогических наук РСФСР. Сегодня это обычная общеобразовательная школа, но она продолжает оставаться главной площадкой развивающего обучения. В отличие от других школ (а в Москве их около десятка), здесь учат по системе Эльконина-Давыдова не только с 1 по 4 класс.


2. В чём суть системы?

Главное отличие системы Эльконина-Давыдова от остальных — это содержание обучения. Оно основано на том, что у каждого изучаемого предмета есть своя история развития и ребёнок должен пройти все этапы.

Чтобы создать что-то новое, ребёнок должен сначала освоить всё то, что было разработано, узнано, придумано до него. Система развивающего обучения направлена на то, чтобы он получил этот культурный багаж.

«Школьный предмет в системе Эльконина-Давыдова — это не просто набор правил, это культурная деятельность человека, которая имеет свою историю и базовые понятия. Если ребёнок хочет прийти к культурной деятельности, то это путь. Независимо от иллюзий родителей по поводу „гуманитариев“, „технарей“, „визуалов“ и „левополушарных“ — всем, кто пройдёт этим путём, будет интересно смотреть на мир глазами химика, биолога, лингвиста», — так объясняет суть Анастасия Лобанова, методист школы № 2101, где ведётся обучение по системе Эльконина-Давыдова.


3. Чем отличается от обычной начальной школы?

Чаще всего знание в школе передаётся в готовом виде. В системе Эльконина-Давыдова учителя предлагают детям такие задания, которые позволяют самостоятельно понять основные принципы предмета, который они проходят. «Мы стремимся дать ученикам возможность почувствовать себя творцами, когда они открывают для себя, к примеру, принцип построения таблицы умножения или художественной композиции», — так объясняют суть системы родителям, которые решили отдать ребёнка в 91-ю школу.

Очень многое в развивающем обучении рассчитано на то, что задания делаются в паре, в группе. С этим связана одна из главных причин, почему детям из обычной школы бывает сложно влиться в систему Эльконина-Давыдова. Они часто оказываются не готовы к совместной работе, не умеют работать в группе без постоянного контроля учителя, воспринимают групповую работу как возможность расслабиться. Бывает, что боятся оказаться неправыми, показать, что не знают что-то.

Детям, которые начали учиться по системе Эльконина-Давыдова, тоже бывает непросто перейти в традиционную школу. Программа начальной школы серьёзно отличается от обычной. Например, в первом классе очень долгий «добуквенный» период в изучении русского языка и долгий «дочисловой» период в изучении математики. Когда «обычные» дети складывают и вычитают в пределах десяти и закончили букварь, ученики системы Эльконина-Давыдова ещё сравнивают «больше-меньше» и учат буквы.

Система Эльконина-Давыдова не воспитывает у детей безоговорочного доверия к текстам и суждениям. Она приучает каждое мнение анализировать, задавая вопросы: «Всегда ли это так? Есть ли исключения из этого правила? Может ли быть по-другому?». Тексты в учебниках бывают сложными, неадаптированными.

Среди заданий в учебниках и рабочих тетрадях встречаются «ловушки» — намеренно сделанные ошибки

Они нужны для того, чтобы тренировать бдительность ребёнка и не позволить ему решать задачи по накатанной. Система учит его видеть чужие, а потом и свои ошибки.

Перед учителями стоит задача, чтобы у выпускников начальной школы сформировалась способность к рефлексии. Именно её считают основой теоретического мышления, которое состоит в умении отличать известное от неизвестного, понимании, каких знаний не хватает для решения задачи, и способности оценить свои действия и мысли со стороны. Учителя стремятся объяснить детям, что их точка зрения не может быть единственно верной.

Если ребёнок это освоил, значит, он обладает важным навыком — умеет учиться.


4. Правда, что в системе Эльконина-Давыдова не ставят оценки?

В школе № 91 до пятого класса детям действительно не ставят оценки в привычном понимании. Они есть в другом виде — это может быть процентная, стобалльная шкала или другие системы. Сами оценки не нужны, чтобы дать обратную связь. «Система оценивания может быть разной, зависеть от школы и педагогов. Но главное, что критерии должны быть понятны ребёнку, он должен знать, за что он получил ту или иную оценку. Тут не важно количество баллов. Если дети бегут учителю с вопросом: „Правильно я сделал?“ — значит, они не могу оценить себя и это не очень по-давыдовски», — объясняет Дмитрий Чумаченко, учитель математики школы № 2101.

Система учит ребёнка самостоятельно оценивать свою работу, видеть улучшения, которые происходят изо дня в день. Он сосредоточен не на «тройке» или «пятёрке», а на том, что сегодня стал делать что-то лучше, чем позавчера. Этому учатся и родители, которым нужно приложить усилия, чтобы перестать мыслить классической пятибальной шкалой. К ней, кстати, относятся и все флажки, звёздочки или утята, которые иногда ставят в начальной школе вместе цифровых отметок. Грустное лицо вместе привычной «двойки» не делает систему безоценочной.

Хотя оценки до 5 класса ученикам не ставят, перевестись в обычную школу всё равно можно. В таком случае учитель просто проставляет в дневник отметки, руководствуясь принятыми критериями.


5. Кому она подходит?

Девиз системы Эльконина-Давыдова — «мы должны научить всех». Пётр Гальперин, у которого учился Давыдов, считал, что педагог должен создать особые условия для обучения. Такие, при которых ребёнок не может не приобрести нужные навыки и знания. Поэтому никто не отбирает детей в первый класс по умественным способностям, но учителя стараются встретиться и пообщаться с родителями. Ведь ценности, которые лежат в основе системы Эльконина-Давыдова, могут расходиться с ценностями семьи.

Система обучения ориентирована на любого ребёнка, но не на любого взрослого

«Родители иногда приходят, опираясь на распространённые иллюзии, и оказываются не готовы к тому, что у нас всё не так, как они привыкли. Мы обязательно проводим дни открытых дверей, мастер-классы, урок для родителей, — рассказывает Анастасия Лобанова. — Мы можем вообще не знакомиться с детьми, иногда я впервые вижу их 1 сентября. Но на родителей я должна посмотреть, убедиться, что они правильно понимают, как и зачем выстроено развивающее обучение. Несовпадение ценностей семьи и школы может сделать обучение невозможным».

Считается, что школьники, учившиеся по системе Эльконина-Давыдова, лучше действуют в нестандартной ситуации. Они могут найти лучший способ решения проблемы, получить нужное знание, спрогнозировать развитие ситуации чаще и быстрее, чем школьники из традиционных школ. Но в тех областях, которые связаны только с усидчивостью, памятью и длительной работой, они часто показывают средние результаты.


6. За что её критикуют?

Сложность (и одновременно сила) системы Эльконина-Давыдова заключается в том, что в её основе лежат серьёзные психологические и философские основания. Помимо работ её авторов, она опирается на труды Льва Выготского, Алексея Леонтьева, Петра Гальперина, а также диалектику Гегеля и марксизм.

Учителя, привыкшие работать по традиционной системе, должны полностью переучиваться, а главное — пересматривать устоявшихся ценности и приоритеты.

Учителям сложно быть не истиной в последней инстанции, а лишь направлять

Их задача помогать в поиске, действительно стремиться научить ребёнка понимать, а не просто соответствовать формальным требованиям.

Сложно и родителям, им приходится менять свои взгляды. Например, многие современные мамы и папы хотят, чтобы ребёнок учился не сильно напрягаясь, чтобы ему было интересно. Если этого не происходит, родители винят учителя. В системе развивающего обучения считают, что ребёнок должен понимать ценность учёбы.

«Современные порывы родителей к тому, что ребёнку надо непрерывно показывать фокусы, приводят к тому, что дети не готовы к реальному научному методу. Учёба — это не только красивые опыты, когда всё взрывается и искрится. Это вдумчивое чтение текста, активная работа мысли. Она может быть интересной с самого начала, но чаще всего она станет интересной только в тот момент, когда ребёнок увидит предмет глазами культурного взрослого», — объясняет методист Анастасия Лобанова.

Ещё одна сложность для родителей — домашние задания. Они пытаются помочь и не могут — их учили по-другому. Но в системе Эльконина-Давыдова дети должны делать домашнее задание сами, это их зона ответственности. Многих родителей этому нужно специально учить.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

mel.fm

История развития системы Эльконина Даниил Борисович-Давыдова Вас.Вас.

Система Эльконина-Давыдова известна в педагогической системе более 50 лет.

Еще в далеком 1958 году Эльконин открыл на базе учебного учреждения № 19 экспериментально-исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника».

В 1976 году данное учреждение приняло запрос от Минпросвещения РСФСР, который предполагал разработку содержания совершенно новой начальной системы образования.

В широкую педагогическую практику система Эльконина-Давыдова была введена в 1991 году. Через три года по инициативе В.В. Давыдова была организована Международная ассоциация «Развивающее обучение», объединяющая педагогов единомышленников, специалистов по развивающему обучению и руководителей школ нового типа.

В 1996 году система Эльконина-Давыдова получила статус государственной системы. Теперь данная система стала на один уровень с классической системой образования и системой Л.В. Занкова.

Следует отметить, что педагогов и психологов лаборатории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в 1998 году наградили Премией Президента РФ за весомый вклад в развитие педагогической науки. Также создателям курса для начальной школы, под названием «Литература, как предмет эстетического цикла», и педагогам школы № 91экспериментального типа вручили Государственную премию в области педагогики.

Для повышения уровня квалификации педагогов и обеспечения им поддержки в изучение и апробации новой методики был организован в 2000 году институт «Развивающее образование».

На сегодняшний день актуальность и популярность системы Эльконина-Давыдова постоянно возрастает. Ведь основным идейным направлением системы является воспитание и развитие гармоничной, самостоятельной и ответственной личности.

Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова

Младшая школа признана главным звеном в системе образования, так как направлена на развития интеллектуальных качеств ребенка, его психических процессов и способностей. Методику Эльконина-Давыдова называют прогрессивной в системе образования, так как она создает благоприятную психолого-педагогическую среду для развития и обучения ребенка. Школьники становятся основными фигурами учебной деятельности, которые постоянно стремятся к саморазвитию и самопознанию.

Для решения актуальных задач и целей педагогики система Эльконина-Давыдова видоизменяет классические формы и методы организации учебного процесса, а также его содержание. Особенно преображается тип взаимодействия между учащимся и преподавателем и особенности их сотрудничества в процессе обучения.

В связи с этим, важно сформировать правильный механизм учебного процесса, позволяющий ребенку ставить задачи и самостоятельно определять методы их решения.

Система Эльконина-Давыдова решает следующие задачи:

  1. Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности.

  2. Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности.

  3. Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса.

  4. Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач.

  5. Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.

studfile.net

33. Психологические основы системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением. Ученые в своем экспериментальном исследовании стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С. Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. Это потребовало разработки нескольких вспомогательных теорий, которые конкретизировали и углубили основные моменты гипотезы Л.С. Выготского.

Прежде всего были выявлены основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

— учебная деятельность и ее субъект;

— абстрактно-теоретическое мышление;

— произвольное управление поведением.

По мнению Эльконина и В.В. Давыдова, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии. Осуществление детьми этой деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе ее становления, когда ребенок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершенствующего самого себя . Эмпирическое и теоретическое мышление

Как считают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, ориентация содержания и методов обучения в начальной школе преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления важна, но с точки зрения развития детей не эффективна. Обучение должно формировать у школьников теоретическое мышление, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание. Именно теоретическое мышление, по мнению ученых, реализует в полной мере те познавательные возможности, которые открывает перед человеком предметно-чувственная практика, воссоздающая всеобщие связи действительности.

В связи с этим В.В. Давыдов приводит шесть основных различий эмпирического и теоретического знания. 1. Эмпирические знания вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые общие свойства. Теоретические знания возникают путем анализа роли и функции некоторого особенного отношения внутри целостной системы, которое вместе с тем служит генетически исходной основой всех ее проявлений. 2. Сравнение выделяет формально общее свойство некоторой совокупности предметов, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному их классу, независимо от того, связаны ли эти предметы между собой или нет. Анализ открывает генетически исходное отношение целостной системы как ее всеобщее основание или сущность. 3. Эмпирические знания, в основе которых лежит наблюдение, отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядные представления. Теоретические знания, возникающие на основе мысленного преобразования предметов, отражают их внутренние отношения и связи и тем самым выходят за пределы чувственных представлений. 4. Формально общее свойство выделяется как рядоположенное с особенными и единичными свойствами предметов. В теоретических знаниях фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы с ее различными проявлениями, связь всеобщего с единичным. 5. Конкретизация эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов. Конкретизация теоретических знаний состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений целостной системы из ее всеобщего основания. 6. Необходимым средством фиксации эмпирических знаний являются слова-термины. Теоретические знания, прежде всего, выражаются в способах умственной деятельности, а затем уже в различных знаково-символических системах, в частности, средствами естественного и искусственного языка. Эмпирические представления и понятия возникают у детей в раннем дошкольном возрасте, поскольку соответствуют их потребности в упорядочении жизненных впечатлений. Дошкольная игра расширяет круг этих понятий. Традиционная начальная школа культивирует у младших школьников эмпирическое мышление, обеспечивая усвоение ими большого количества эмпирических знаний (понятий). Теоретическое мышление начинает формироваться у детей лишь тогда, когда они в начальных классах усваивают в процессе учебной деятельности теоретические знания. К сожалению, эта деятельность в обычных классах представлена очень мало Особенности СРО Эльконина — Давыдова

К началу 60-х гг. ХХ в. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов закончили первый цикл самостоятельных работ, посвященных изучению возрастных возможностей усвоения знаний младшими школьниками. В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает другую, собственно психолого-педагогическую их природу. Во-первых, принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разным этапом психического развития. Во-вторых, принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием. В-третьих, принцип сознательности получает новое содержание как принцип деятельности. На основе этого принципа ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности. Третий принцип послужил основой (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов) для формирования новой модели обучения как преобразующе-воспроизводящей деятельности обучающихся(Рубцов В.В., 1996; см. аннотацию). В-четвертых, это принцип наглядности, фиксируемый В.В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели. Это существенная характеристика преобразующе-воспроизводящей деятельности обучения, когда модельное, знаково-символическое представление ее процесса и результата занимают значительное место. Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями (В.В. Давыдов). Соответственно, В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформулированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности: 1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы. 2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми. 3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний. 4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических и буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде. 5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно. 6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действия в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. 34. Психологические основы методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. Л.В. Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Ученый обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов общего развития учащихся как средства объективной оценки результативности педагогических нововведений.

 Под руководством Занкова проведены фундаментальные исследования в области общей педагогики:

— выявлены разные формы сочетания слова и наглядности, применяемые для решения одних и тех же учебных задач, их различная эффективность для развития детей;

— впервые в условиях педагогического эксперимента исследована объективная закономерная связь между обучением и общим развитием детей;

— обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные варианты развития учащихся в одних и тех же, в том числе и оптимальных, условиях обучения;

— раскрыты резервы развития учащихся, не использовавшиеся в массовом обучении;

— создана новая дидактическая система начального обучения, направленная на общее развитие детей и воплощенная в практических руководствах для школы (программы, учебники, методические пособия)

Усилия коллектива Л.В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей своей целью их общее психическое развитие. Он поставил задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной системы. Ее предлагалось создавать путем организации экспериментальных исследований, проведение которых изменило бы существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ и методов. Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы: 1. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении. 2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Согласно этому принципу, отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия.  3. Принцип осознания школьниками процесса учения. Это принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика. 4. Принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно этому принципу, должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие развития» (Л.В. Занков). Содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного принципа. 5. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом. Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное — непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями. Однако нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью в учебной работе, также не следует стремиться к большому количеству заданий, выполняемых школьниками.

studfile.net

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (из опыта работы)

СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА

Наша школа работает по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова с 1995 года.

Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 45 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание.

С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.

Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии развивающее обучение активно внедряется не только в начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.

Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность (ЦУД), признаки которой познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленные на формирование универсальных учебных действий.

Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко — основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека. Мыслить теоретически приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного.

Общая характеристика системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

В основу системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.

Главные особенности системы

Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова:

  • изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы, здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий;

  • отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления;

  • освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени;

  • переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний;

  • открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

На сегодняшний день система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

Система развивающего обучения

Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в начальной школе:

  • формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;

  • воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;

  • способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

  • развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, способствует решению задач профессионального и жизненного самоопределения.

Урок в системе развивающего обучения

Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова:

  • особенностью урока развивающего обучения является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов;

  • знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии;

  • в результате обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин;

  • дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями;

  • домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках;

  • отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта.

Система развивающего обучения

Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова дает

УЧАЩИМСЯ:

  • развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения;

  • развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения;

  • активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности;

  • уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения.

Все это позволяет детям достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

УЧИТЕЛЯМ:

  • учитель, работающий в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания.

РОДИТЕЛЯМ:

Недостаток: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова не имеет достойного продолжения в основной школе. После начальной школы ребенку придется перестраиваться на традиционное преподавание.

Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова проверена временем, завоевала всеобщее призвание. Развивающее обучение делает детей более уверенными и самостоятельными. Учащиеся, попав в новую ситуацию, не теряются, а самостоятельно анализируют сложившиеся обстоятельства и, как правило, находят пути преодоления трудностей.

Источники:

  1. http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/121.html — педагогический интернет-портал «О детстве»

  2. http://schoolguide.ru/index.php/progs/elkonindavydov.html — Школьный гид

infourok.ru

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

 ВНИМАНИЕ!
Актуальная статья Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (ФГОС НОО 2009г.)

Система  развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова).

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам:
— Обучение грамоте и чтению (2 линии).
Букварь. Авторы: Репкин В.В,Восторгова Е.В.,Левин В.А.
Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.
— Русский язык (2 линии).
Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.   
Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
— Литературное чтение (2 линии).
Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н.    
Автор Матвеева Е.И.
— Математика (2 линии).
Авторы:  Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
Автор Александрова Э.И. 
— Окружающий мир. Авторы:  Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Все учебники ( кроме окружающего мира ) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Комплект учебников по начальной школе является победителем Конкурса учебников нового поколения, проводимого Министерством образования и науки РФ и Мировым банком. В настоящее время выпущены учебно-методические комплекты для средней школы (5-6 класс) по русскому языку, литературе и математике.

Фундамент системы составляет концепция развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.

В программах для начальных классов комплекта Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представлена система лингвистических и математических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач.

Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.

Особенностью урока в этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.

Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.

Главные особенности системы:
1. Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
4. Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

В результате обучения по системе Эльконина — Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Школа развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова уже в младшем школьном возрасте:
— формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
— воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
— способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
— развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Обучение в школе по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

                     Отзывы о системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова

Система сложная (особенно математика) и интересная. Кардинально отличается от традиционной системы.Она подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке умение глубоко и основательно мыслить, а также для тех, кто ориентируется не на результат (полученные знания), а на способы его достижения. Система Эльконина — Давыдова развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения, повышает самооценку.
Основной недостаток системы: она не имеет достойного продолжения в основной школе. Переход ребенка, занимавшегося ранее по такой системе, в традиционную систему обучения может сопровождаться потерей интереса к обычным урокам и снижением мотивации к обучению.  Кроме того, система Эльконина — Давыдова направлена на развитие теоретического, понятийного мышления у младшего школьника и иногда является сложной для понимания родителями. Поэтому они не всегда смогут помочь детям. Как и любая развивающая система,  система Эльконина — Давыдова очень сильно зависит от специальной подготовки учителя.  Если учитель использует именно те подходы, которые заложены психологами — основателями данной программы, то даже слабо мотивированный к обучению ребенок будет ходить в школу с радостью, все понимать (хотя может быть и не с первого раза) и достигнет высоких результатов. Иначе все плюсы идеи развивающего обучения сведутся к нулю.

По материалам сайтов:  www.centr-ro.ru , www.vita-press.ru

Читать по теме:

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (ФГОС)

Учебно-методический комплекс (УМК) системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (ФГОС)

Программы начальной школы

Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
 

schoolguide.ru

Программа Эльконина Давыдова

В поисках школы для своего ребёнка многие родители обращают внимание на практикуемые в них программы обучения. В начальных классах закладывается фундамент будущих знаний детей. От него зависит успешность дальнейшего образования. Одной из интересных образовательных методик обучения в начальных классах является программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Цель программы Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В.

Несмотря на то, что программа Эльконина и Давыдова была разработана более 50 лет назад, она считается инновационной и относится к развивающему типу обучения. В 1996 году её был присвоен статус государственной. Целью программы является стимулирование у детей желания личностного роста и выработки способов самостоятельной оценки себя.

В процессе обучения у них, вместе с формированием познавательной самостоятельности, происходит развитие данных от природы способностей. Программа Эльконина и Давыдова позволяет сформировать у ребенка в процессе обучения устойчивые нравственные убеждения и активную жизненную позицию.

Основные принципы программы

В системе выделяют 5 основных принципов:

  • Методика направлена на объединение класса на совместное формирование целей и задач обучения.
  • Учащимся не выставляются оценки. Они самостоятельно оценивают уровень своих знаний.
  • Для каждой возрастной группы школьников подбирается своя методика обучения. Это повышает эффективность усвоения учебного материала.
  • Перечень предметных дисциплин формируется исходя из поставленных целей образовательного процесса.
  • Между педагогом и классом существует отличный от традиционного способ взаимодействия.

Обучение и воспитание в системе Эльконина-Давыдова являются взаимосвязанными процессами.

Особенности программы и УМК

Входящие в программу обучения Эльконина-Давыдова учебники включены в федеральный перечень. Согласно приказу №253 от 31.03.2014 г., они могут использоваться для ведения образовательного процесса в аккредитованных учебных заведениях, относящихся к начальной школе.

УМК системы выпускается издательством «Вита-Пресс». В него входят завершённые предметные линии учебной литературы:

  1. «Букварь» авторов: Репкина В.В, Восторговой Е.В. и Левина В.А.; «Русский язык» авторов: Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В.
  2. «Русский язык» авторов: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
  3. «Литературное чтение» автора Матвеевой Е.И.
  4. «Математика» Александровой Э.И. и учебник авторов: Давыдова В.В., Горбова С.Ф., Микулиной Г.Г. и О.В. Савельевой.
  5. «Окружающий мир» авторов: Чудиновой Е.В. и Букваревой Е.Н.
УМК Эльконина ДавыдоваУМК системы Эльконина Давыдова

Все учебники имеют электронную версию и имеют рабочие тетради, а также методические пособия.

Авторы программы

Даниил Эльконин и Василий Давыдов советские учёные. Эльконин является член-корреспондент Академии психологических наук. Он считается автором теории изучения детства. В 1978 году была издана его монография «Психология игры». До настоящего времени она является основой детской психологии и педагогики.

Эльконин Даниил БорисовичЭльконин Даниил Борисович

Василий Давыдов является учеником Эльконина. Советский педагог был Вице-президентом АПН СССР. Им был придуман термин «развивающее обучение», созданы учебные и методические пособия по различным школьным предметам.

Давыдов Василий ВасильевичДавыдов Василий Васильевич

Когда возникла программа Эльконина Давыдова

В 1958 году Эльконин создал экспериментальную исследовательскую лабораторию, получившую название «Психология младшего школьника». В 1976 она получила заказ на разработку новой системы начального школьного образования, которая была запущена в действие в 1991 года.

Через 3 года после внедрения новой системы обучения в школьную практику, Давыдов занялся её тиражированием в педагогической среде. В 1998 году разработчики программы обучения были награждены Государственной премией в области педагогики.

Плюсы и минусы программы

Система Эльконина-Давыдова широко применяется в начальных школах. К достоинствам программы относят:

  • Высокую эффективность развития и личностного роста ребёнка в процессе обучения.
  • В ходе освоения образовательной программы у детей усвоение теоретических знаний совмещается с развитием логического мышления и раскрытием творческого потенциала.
  • Навыки анализа и полученная в процессе обучения информация способствуют развитию масштабного мышления.

К недостаткам программы относят страх родителей перед адаптацией детей, обучавшихся по традиционной системе, при переходе на новую учебную программу. Пугает их и обучение без выставления ученикам оценок при глубоком изучении предметов.

Отзывы родителей и учителей

По отзывам родителей, которые можно найти в интернете, система обучения Эльконина-Давыдова сложнее общеобразовательной программы. Она позволяет эффективно раскрывать потенциал ребёнка. Неоднозначное отношение к программе можно услышать от педагогов. При множестве плюсов системы обучения, одним не нравится в ней курс математики, а других отсутствии преемственности с программой «Школа России».

Подготовка к программе Эльконина Д.Б. Давыдова В.В.

Родителям трудно разобраться в системе обучения Эльконина-Давыдова. Рекомендуется до начала школьного обучения отправить детей на специальные подготовительные курсы.

Остались вопросы или хотите поделится своим отзывом о программе? Обязательно напишите об этом в комментариях.

shkolnaiapora.ru

Родителям детей, обучающихся по системе Эльконина-Давыдова

Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова

Методические рекомендации для родителей

Оглавление

Введение        3

Родителям о системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова        5

Использование возможностей системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в семейном воспитании        9

1.        Создание благоприятных условий в семье для успешного воспитания, образования и развития младшего школьника        9

2.        Организация экологического воспитания младших школьников в семье        10

3.        Развивающая гимнастика в семье        13

   4.        Использование родителями метода моделирования для развития личностных качеств детей младшего школьного возраста        14

5.Организация развивающих семейных праздников        17

Заключение        21

Глоссарий        22

Успешность обучения ребёнка во многом зависит от того, насколько эффективным окажется взаимодействие его родителей с педагогами по вопросам воспитания, образования и развития. В связи с этим родителям необходимо иметь представления о важных  особенностях системы обучения, существующей в образовательной организации, и принимать их во внимание.

В настоящее время в нашей стране существуют два типа моделей обучения в начальной школе  — традиционный  и  развивающий. К традиционным программам относятся следующие:

«Перспектива»

«Начальная  школа ХХI века»

«Планета знаний»

«Перспективная начальная  школа»

«Школа   России»

«Школа 2100»

Гармония»

«Классическая начальная школа». 

Обучение по двум программам  — автора Л.В.Занкова и авторов Д.Б. Эльконина  — В.В. Давыдова — считается  развивающим.

Термин «развивающего   обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от  традиционного обучения объяснительно — сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения  — система психологов Даниила Борисовича  Эльконина  и Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, и  родители) называют её гениальной, поскольку она согласована (внутри системы)  и непротиворечива.  Также эту систему называют «безотметочным оцениванием».  Методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему  развитию ученика,  поскольку ученик трудится  не на результат (оценку), а на свой личный  рост и достижение  высоких результатов в образовании, и, что  очень важно, оценивает себя сам.

         Обучение детей по системе Эльконина-Давыдова предполагает активное участие родителей в воспитании и развитии детей, поскольку это непрерывный процесс, не ограниченный рамками учебного заведения. В данной работе показаны возможности эффективного взаимодействия родителей с их детьми на основе концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Материалы данных рекомендаций разработаны на основе опыта ведущих преподавателей и методистов. Вся база предлагаемых источников подбиралась с учётом ФГОС и опиралась на положительный опыт преподавательской, учебной и научной деятельности. База регулярно дополняется и пополняется новыми источниками.

Использование материалов методических рекомендаций рекомендовано  для родителей (законных представителей) детей младшего школьного возраста.

Система образования, разработанная большим коллективом авторов под руководством Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина, имеет значительные отличия от других образовательных концепций, созданных в нашей стране к настоящему времени. Основное отличие при этом заключается в прямой направленности на главные задачи интеллектуального, личностного и психического развития учащихся начальной школы.

Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова противопоставляется авторами традиционной системе образования, главным образом, по принципиальным направлениям образовательной деятельности учащихся. Традиционное обучение, как правило, имеет направление от частного, конкретного к общему, абстрактному, от единичного факта к системе. Развивающееся при этом наглядно-образное и словесно-логическое мышление Василий Васильевич Давыдов называл «эмпирическим».

Проводя анализ педагогических трудов Л. С. Выготского, Э. В. Ильенкова, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдов ставит вопрос о возможности разработки принципиально новой образовательной концепции, имеющей направление, обратное традиционному:  от системного к единичному, от абстрактного к конкретному. Мышление, которое при этом развивается у ребёнка, было названо В. В. Давыдовым «теоретическим», а сама образовательная система – «развивающей».

Работая над созданием данной концепции, Василий Васильевич Давыдов делает опору на основные положения Д. Б. Эльконина и Л. С. Выготского о том, что основное значение образовательной деятельности для развития интеллектуальных способностей выражается в содержании усваиваемых знаний, которое определяет методы, формы и приёмы обучения.

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова содержит в своей основе следующие положения:

  1. Формирование теоретического мышления должно осуществляться на основе научных понятий.
  2. Ориентация на развитие способов умственных действий (СУДов).
  3. Наличие логики научного познания в процессе обучения.
  4. Умение учащихся делать содержательные обобщения, осуществлять переходы от общего к частного и обратно.
  5. Овладение особыми средствами образовательной деятельности – знаковыми моделями.

Образовательная концепция Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова основана на гипотезе неразрывной связи образования и воспитания. Она базируется на следующих принципах:

  1. Идея о центральном значении сознательной деятельности в ходе образовательной деятельности учащихся.
  2. Учёт масштабных возможностей ребёнка к процессу обучения, не используемых в настоящее время в традиционных образовательных технологиях.
  3. Дети дошкольного и раннего школьного возраста способны освоить многочисленные теоретические понятия раньше, чем научатся действовать с конкретными понятиями.
  4. Повышение теоретического уровня содержания образования способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся.
  5. Развитие ребёнка должно осуществляться посредством внедрения его в культурную среду.
  6. Обучение является основным источником развития ребёнка (оно осуществляется в зоне ближайшего развития).
  7. Учащийся должен являться субъектом, а не объектом образовательной деятельности, т. е. необходимо учитывать его личностные характеристики, интересы и способности.
  8. Принцип опережающего обучения (обучение должно опережать развитие).
  9. Приоритетной целью образовательной деятельности должно стать формирование СУДов.
  10.  Изучение каждого предмета должно осуществляться в новой группе для новых возможностей развития логического мышления.
  11.  Использование средств, форм и методов обучения в зависимости от возрастных особенностей детей.

Результаты многочисленных психологических исследований младших школьников легли в основу разработки содержания развивающего образования. Эти исследования проводились Л. С. Выготским и его последователями. Главные особенности содержания образования по Д. Б. Эльконину и В. В. Давыдову следующие:

  • Преобразование предметного содержания образования. Познавательный процесс осуществляется посредством стандартных образовательных  программ начальной школы, но уже на ином качественном уровне. В отличие от традиционной (эмпирической) педагогической практики,  в системе Эльконина-Давыдова в основе изучаемых предметных дисциплин находится система научных понятий.
  • Уход от репродуктивного способа познавательной деятельности  и переход к деятельностной педагогике,  согласно которой основной компетентностью становятся  основы теоретического мышления
  • Важнейшая задача  образовательной деятельности заключается в использовании обобщённых способов действия. Это способствует формированию возможности учащихся  решать большое количество частных задач за более короткий промежуток времени
  • Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между педагогом и учащимися, педагогом и конкретным школьником, в коллективе учащихся. Организация коллективной творческой деятельности младших школьников по их самостоятельному усвоению знаний.
  • Формирование потенциальных интеллектуальных и личностных способностей ребёнка.

Урок в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова основан на включении в него различных коллективных дискуссионных форм работы, в процессе которых учащиеся усваивают основное содержание образования.

Информация не даётся учащимся в готовом виде: они самостоятельно находят её посредством исследовательских моментов, обобщений, рассуждений и др.

В системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова не предусмотрено оценок за результаты образовательной деятельности учащихся. Качество результатов образования анализируется и обосновывается педагогом и учащимися.

Домашняя работа минимизирована. Усвоение и закрепление новой учебной информации преимущественно осуществляется в процессе урочной деятельности.

Данные особенности системы приводят к тому, что дети не переутомляются в процессе образовательной деятельности и не перегружаются избытком информации. Также следует отметить развитие у детей способности аргументировать и отстаивать собственную точку зрения.

Значительным достижениям данной образовательной системы, весьма актуальным в современных, постоянно меняющихся условиях, является то, что она способствует формированию мобильности учащихся и способствует повышению их возможностей адаптации и новым факторам внешней среды.

  1. Создание благоприятных условий в семье для успешного воспитания, образования и развития младшего школьника

Многие психологи считают, что появление ребёнка семье даёт толчок к дальнейшему развитию родителей  как личностей. При воспитании  детей у родителей происходят процессы внутренней работы над собой. Мы не только формируем будущего человека, но и сами изменяемся и совершенствуемся, приобретая опыт.

Каждый из нас сталкивался с мыслью, что современная семья утрачивает свои ценности и традиции, которые передавались из поколения в поколение. В эпоху гаджетов члены семьи стали меньше общаться друг с другом.  Нестабильная  экономическая и политическая ситуация заставляет людей очень много работать, сосредотачивать внимание только на финансовой стороне своей жизни. А дети из-за этого остаются без  внимания родителей…

Из-за этого возникают  стрессы и барьеры в общении между членами семьи.  Всё чаще случаются разводы. Современный супруг или супруга под влиянием социально-экономических проблем утрачивают терпимость и сопереживание. В семье может возникнуть агрессия. Под влиянием выше означенных негативных факторов происходит  разрушение межличностных связей в семье. Утрачивается эмоциональная сторона жизни.

Вот почему, воспитывая будущее поколение, необходимо сохранять баланс между материальной сферой жизни и психоэмоцианальной. Важно также сохранять дружеские отношения с детьми. В таком случае социально-психологическая мотивация или материальная мотивация будет иметь больший успех. Родителям следует больше общаться с детьми для того, чтобы отслеживать и своевременно корректировать отношения ребёнка к мотивации. Как он её воспринимает? Старается ли придерживаться требований родителей? Что ожидает взамен выполнения тех или иных действий? Поощряют ли родители положительные поступки? Или наоборот, не слишком ли хвалят детей в семье?

Анкета для Родителей

Определение взаимоотношений в семье

  1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье присутствует взаимопонимание?
  2. Советуются ли с Вами дети по личным делам?
  3. Есть ли у Вас общие увлечения с детьми? Какие?
  4. Помогают ли Вам дети в домашних делах?
  5. Соблюдают ли Ваши дети режим дня?
  6. Как Вы поддерживаете в детях положительные устремления? Приведите несколько примеров.
  7. Какие семейные традиции способствуют сплочению в Вашей семье?
  8. Интересуетесь ли Вы книгами, статьями в журналах и интернет-ресурсах, посвящёнными взаимоотношениям родителей и детей?
  9. Каким Вы видите развитие Вашего ребёнка через 6 месяцев? Через год? Через 3 года?
  10. Какие проблемы Вы хотели бы обсудить в ходе наших следующих встреч?

Проанализируйте Ваши ответы и подумайте, что следует изменить, чтобы психологический климат в семье стал более благоприятным.

  1. Организация экологического воспитания младших школьников в семье

В настоящее время экологическое воспитание играет большую роль в становлении и развитии личности ребёнка. При этом экологическая культура во многом формируется под влиянием родителей. Рассмотрим, какие факторы при этом следует принимать во внимание.

  1. Поведение родителей по отношению к окружающей среде. Бережное отношение родителей к природе формирует в представлении детей важные экологические ценности.
  2. Приобщение детей к живой природе. Данный фактор предполагает объяснение родителей своим детям, насколько важно заботиться о растениях и животных, какова роль человека в сохранении природного фонда планеты. Большую роль в данном направлении играет ознакомление детей с различными природными объектами.
  3. Проведение экологической работы родителей с детьми.

Экологические игры, занимательные задания не только способствуют экологическому образованию и воспитанию детей, но и развивают конструктивное отношение родителей и детей.

Рассмотрим развивающие экологические задания, которые родители могут предложить младшим школьникам.

1 класс

  1. Вы увидели, как двое маленьких детей рвут редкие растения. Когда вы забрали у одного из них букет, дети заплакали. Постарайтесь убедить их беречь природу так, чтобы они не плакали, а наоборот радовались.
  2. Вы с друзьями прилетели в далёкую страну и увидели там незнакомое растение, которое раньше никогда не видели. Один ваш товарищ испугался, что оно ядовитое и решил убежать, а другой наоборот захотел попробовать это растение на вкус. Что вы будете  делать в этой ситуации?
  3. Вы на празднике. И вдруг замечаете, что один ваш товарищ ест очень-очень много фруктов и ему может стать плохо. Вам нужно убедить его, что нельзя есть слишком много фруктов, доказав, что переедание ими может вызвать аллергию и принести вред здоровью.
  4. У вас дома живёт собачка, которая часто ломает и ест комнатные растения. Постарайтесь отучить её от этой привычки.

2 класс

  1. Вы на речке с друзьями. Один из ваших товарищей поймал лягушек, взял их в руки и собирается убить. Убедите его, что так делать не следует.
  2. Вы отдыхаете на море в далёкой стране. Вдруг замечаете незнакомое вам животное, которое раньше никогда не встречали и не знаете, опасное оно или нет. Один ваш товарищ сильно испугался, а другой наоборот подбежал к животному и решил с ним поиграть. Что вы будете делать в этой ситуации?
  3. У вас дома живёт собачка, которая часто ломает и ест ценные комнатные растения. Постарайтесь отучить её от этой привычки.
  4. Вы увидели, как двое маленьких детей ловят и давят дождевых червей. Когда вы попытались отобрать у них червей, ребята заплакали. Постарайтесь объяснить детям, что червей нельзя уничтожать так, чтобы они не плакали, а наоборот порадовались бы.
  5. Вы с друзьями отдыхали на реке в вашем городе и вдруг увидели в воде крокодила. Вам необходимо установить, как он мог там появиться. Какими будут ваши действия в данной ситуации? Один из ваших товарищей решил поймать этого крокодила, забрать его домой и поселить в большом аквариуме. Возможно ли это? Станете ли вы помогать ему в ловле? Что вы можете посоветовать в данной ситуации?

3-4 классы

  1. Вы прилетели на Ямайку. Вдруг замечаете незнакомое вам животное, которое раньше никогда не встречали и не знаете, опасное оно или нет. Один ваш товарищ сильно испугался, а другой наоборот подбежал к животному и решил с ним поиграть. Что вы будете делать в этой ситуации?
  2. Вы на празднике на Мадагаскаре. И вдруг замечаете, что один ваш товарищ ест очень-очень много незнакомых фруктов и ему может стать плохо. Вам нужно убедить его, что нельзя есть слишком много подобных фруктов, доказав, что переедание ими может вызвать аллергию и принести вред здоровью.
  3. Вы прилетели в далёкую Австралию. Один из ваших товарищей решил поймать здесь крокодила, забрать его домой и поселить в большом аквариуме. Возможно ли это? Станете ли вы помогать ему в ловле? Что вы можете посоветовать в данной ситуации?
  4. Вы прилетели в Нидерланды (страну тюльпанов) и там увидели, как двое маленьких детей рвут редкие растения. Когда вы забрали у одного из них букет, дети заплакали. Постарайтесь убедить их беречь природу так, чтобы они не плакали, а наоборот радовались.
  1. Развивающая гимнастика в семье

                   Согласно системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, физическое развитие детей во многом формирует их интеллектуальное и эмоциональное развитие. Забота родителей о здоровье и физическом развитии детей может благоприятно отразиться и на развитии их личностных качеств.

                  Для организации развивающей гимнастики для детей младшего школьного возраста понадобится гимнастический коврик, мячи, мягкие игрушки, цветные картинки.

          Гимнастическая игра 1. Животные

         Дети уже должны иметь представление, как выполняются следующие гимнастические упражнения:

  1. «Ласточка»
  2. «Рыбка»
  3. «Лягушка»
  4. «Кошечка»
  5. «Змейка»

                  Родители задают вопросы и просят детей определить, какое это животное, показав соответствующее упражнение.

          Гимнастическая игра 2. «Крылья, лапы, плавники»

         Родители раскидывает по полу различные игрушки в виде животных: зверей, птиц, насекомых, рыб и др. Начинает играть музыка, ребёнок танцует. Затем родитель произносит одно из слов: крылья, лапы или плавники. Если он скажет «крылья», ребёнок должен быстро схватить то, животное, которое умеет летать; если  он скажет «лапы», ребёнок поднимает животное, которое умеет бегать, ну а если он произнесёт «плавники», необходимо взять в руки животное, умеющее плавать.

Гимнастическая игра 3.Гавайская игра «Лимбо»

Родители рассказывают ребёнку о природных особенностях и необычных традициях на Гавайах, а затем предлагают ребёнку игру «Лимбо», которая там популярна. Необходимо пройти под верёвкой, не задев её. По мере игры верёвка опускается всё ниже и ниже, пока не останется лишь один победитель.

Согласно концепции Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова,  моделирование является весьма благоприятным методом для развития качеств личности младшего школьника. Данный метод широко применяется в образовательной практике ведущих педагогов. Создание моделей способствует формированию и развитию творческих способностей детей, их интеллектуальные способности.

Использование данного метода родителями также является эффективным методом развития. Создание моделей в процессе взаимодействия родителей с их детьми станет интересным занятием не только для младших школьников, но и для взрослых. Также это будет способствовать укреплению семейных отношений.

Основное значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям младшего школьного возраста.

К разрабатываемым моделям существуют определённые требования:
— Чётко отображать основные свойства и отношения;
— Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
— Ярко и отчётливо передавать свойства и отношения, которые должны быть освоены;

-Облегчать познавательные процессы.

Использование моделей осуществляется поэтапно:
1.Применение готового символа или модели.
2.Составление модели взрослым совместно с ребёнком.
3.Самостоятельное составление моделей.

Закономерности формирования моделирования у младших школьников:
— Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
— Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
— Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.
— Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
— Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
— Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.
        Применение метода моделирования в семье может быть использовано в различных формах. Рассмотрим следующие примеры:

  1.  Узнай героя сказки, соотнеси модель с картинкой и назови героя.

Глупый

находчивый

хитрый  

смелый

 злой

добрый


        

       Данную модель целесообразно использовать применительно к тем героям сказок или мультфильмов, которые особенно интересны детям. Это будет развивать их познавательный интерес к интеллектуальной деятельности.

  1. Расскажи сказку, используя модель:

    женщина                цветок          девочка                   жаба                жук                

полевая мышь                крот                ласточка                эльф

Применение данной модели не только развивает познавательный интерес младших школьников, но и служит эффективным средством их коммуникативного развития.

В целом метод моделирования родителям следует использовать исходя из интересов и индивидуальных особенностей ребёнка и поставленных развивающих и образовательных задач.

5.Организация развивающих семейных праздников

Семейные праздники имеют большое значение для укрепления семейных традиций, сохранения благоприятного климата в семье. Они являются мощным средством повышения мотивации ребёнка к образовательной деятельности и развитию их личностных качеств. На семейные праздники обычно приглашают близких и друзей, что также способствует коммуникативному развитию младших школьников.

Рассмотрим примеры подобных праздников.

Праздник для юных знатоков английского языка

     Предлагаемая концепция подойдёт для проведения праздника для младших школьников, которые уже начали изучать английский язык. Она станет не только увлекательным развлечением, но и отличным средством для повышения интереса к изучению английского.

     На входе гостей встретит забавная мягкая игрушка Peppa Pig – известнейшая героиня британского мультсериала.

Мама младшего школьника начнёт праздник с весёлой разминки. Папа включит бодрую музыку, под которую дети должны будут изобразить  действия, которые им предложит ведущая:

Run

Dance

Jump

Sleep

Fly

И др.

     После этого мама скажет, что все развлечения сегодня будет предлагать наша прелестная гостья Пеппа. И поскольку она говорит по-английски, переводчиками сегодня будут сами ребята. Свинка Пеппа «скажет» Play- ведущая попросит перевести это слово, и все поймут, что пришло время играть.

           Игра «Цветные животные» 

Ребята разделятся на несколько пар по своему выбору. Для них приготовлены листы бумаги с изображением животного и цветные карандаши. Родитель называет каждому игроку одно животное (dog, cat, fox, bird, frog…). Первый участник берёт листок, на котором оно изображено. Для второго игрока родитель называет цвет (green, yellow, red, blue…) – он берёт карандаш соответствующего цвета и раскрашивает. Задача игроков – не ошибиться в выборе и раскрасить животное как можно красивее.

         Игра Ball  & doll.

Родитель приносит несколько разных предметов: зеркало, игрушечный пистолет, платье, робота и др. Родитель называет предметы по-английски. Если этот предмет нужен мальчику, тогда ребёнок должен принести его актёру-мячику. Если называемый предмет подходит девочке, тогда он должен достаться куколке.

          Игра Еdible-inedible

Это известная всем игра «Съедобное-несъедобное», но проводится она в нашем шоу на английском языке.  

Затем Пеппа «скажет» TRAVEL – значит, ей захотелось путешествовать.

     Родители  принесут в студию игрушки в виде различных видов транспорта:

Car

Train

Plane

Helicopter

Ship

(Ведущая произносит название по-английски – ассистенты вносят соответствующий предмет).

          Родитель  скажет, что в каждом из этих видов транспорта есть подарок, но получит его только тот, кто верно назовёт его по-английски.

 Ребёнок сам выбирает, откуда он возьмёт подарок. Если он называет предмет правильно – он его забирает.

В машинку можно положить мягкого медвежонка, в кораблик – слона, в поезд – яркую книжечку с наклейками, в самолёт – обезьянку и др.

         В конце развлекательной вечеринки ребята, родители и Пеппа танцуют под детские песни на английском языке.

На берегу слоновой кости

(праздник для детей младшего школьного возраста)

Кот-д-Ивуар – небольшое, но очень интересное государство в Западной Африке, которое в прошлом веке называли Берегом Слоновой кости. Большинство присутствующих на вечеринке ребят вряд ли о таком слышали или бывали там, но познакомиться с этим замечательным местом будет очень увлекательно для них.

Итак, они «прибывают» в Кот-д-Ивуар. На экране появляются изображения этой страны, и родитель (ведущий) рассказывает детям несколько интересных фактов о ней.

     Затем ведущий немного рассказывает об изделиях из слоновой кости, но сожалеет о том, что для их изготовления приходится истреблять слонов. Он предлагает детям заменить предметы из слоновой кости на аналогичные из теста для лепки и проводит конкурс «Игрушка из тропиков»  

Игрушка из тропиков.

Дети лепят из теста для лепки кого-либо из тропических обитателей: обезьяну, змею, слона и др. Выбрать лучшую поделку помогают присутствующие взрослые. Победителю достаётся приз – большой шоколадный слон.

Затем ведущий говорит, что в Кот-д-Ивуаре  танцуют очень интересно и предлагает детям принять участие в конкурсе «Танец с лианой».

Танец с лианой.

 Участники берут в руки одну огромную лиану и танцуют вместе с ней под африканскую музыку. На кого-нибудь из детей (мальчика пошустрее)  надевают костюм обезьяны. В процессе танца он должен поймать кого-то из детей. Пойманный выбывает из игры. В конце остаётся один или несколько победителей. Если участник в костюме обезьяны поймает всех танцующих, победителем конкурса становится он. Лиана должна быть сделана из прочного материала.

После этого конкурса ведущий говорит, что в Кот-д-Ивуаре растёт какао и много фруктов и предлагает ребятам приготовить для их мам, которые присутствуют на празднике, вкусное блюдо «Фрукты в шоколаде» (для его приготовления используется шоколадный крем и кусочки фруктов, помещается оно в кожуру кокосов и ананасов).

     Далее  ведущий говорит о главной достопримечательности, которая есть в Кот-д-Ивуаре – о Гвинейском заливе.

     На экране появляется изображение Гвинейского залива и ведущий рассказывает несколько интересных фактов о нём.  

Затем ведущий объявляет об окончании развлекательной программы и приглашает  всех за стол со вкусными тропическими угощениями.

 

       Предлагаемые нами методические рекомендации призваны помочь родителям в организации воспитательной, образовательной и развивающей деятельности их детей – учащихся младших классов. Они основаны на принципах развивающего обучения системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

        Согласно предоставленным материалам, знания детей об окружающем мире не должны ограничиваться содержанием школьных учебников. Они должны усваивать и другую полезную информацию, и родители являются главными помощниками в этом. В наших рекомендациях показано, как делать это в интересной и оригинальной форме.

          Успешность развивающего обучения напрямую зависит от эмоционального состояния ребёнка, и семья в этом отношении играет решающую роль. Предлагаемые вниманию родителей материалы способствуют установлению понимающих отношений в семье и созданию благоприятного семейного климата.

         Литературные источники, рекомендованные нами, содержат в себе многолетний опыт педагогов и психологов, который представляет значительную ценность для развития личности младших школьников.

Моделирование в образовательном процессе – осуществление образовательной деятельности посредством построения моделей. Модели могут создаваться педагогом, являться результатом совместной работы педагога и учащихся, а также разрабатываться учащимися самостоятельно. В условиях работы по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, как правило, используется самостоятельная разработка моделей учащимися. Данный метод активно используется на уроках русского языка, математики и окружающего мира. В современной педагогической практике значительный интерес представляют объяснительные модели, используемые на уроках окружающего мира, которые предполагают новые способы формирования картины мира учащимися, что способствует развитию их научного мировоззрения.  

Развивающее обучение – построение образовательного процесса на основе создания ситуаций самостоятельной коллективной деятельности учащихся, условий реализации потенциальных интеллектуальных, физических, творческих, коммуникативных, эмоциональных возможностей учащихся.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова – новый перспективный подход к обучению младших школьников, разработанный коллективом авторов под руководством В. В. Давыдова, В. А. Репкина, Л. С. Выготского. Данная образовательная концепция содержит в себе ряд принципов и положений, направленных на поиск возможностей реализации потенциала, заложенного в детях, в образовательной практике.

Теоретическое мышление – это мышление, развивающееся при организации образовательной деятельности «от общего к частному». Данный термин был выдвинут Василием Васильевичем Давыдовым при создании им концепции развивающего обучения.

Рекомендуемые источники

            Литература

  1. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. —   М.: Академия 2008 – 350 с.  
  2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова- М: Рассказов, 2004.- с.304.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. — М.: издательский центр «Смысл», 2013. — 486с.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 1996 –544с.
  5. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе // Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.- М.: Сентябрь, 2001. – 240с.
  6. Николаева С.Н. Место игры в  экологическом воспитании младших школьников. – М.,  Академия 2010 –215 с.  
  7. Поливанова К.Н., Бугрименко Е.А. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.- Красноярск, 1997.- 31с.
  8. Тополев И.М. Воспитание здорового дошкольника.  -М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 220с.
  9. Титова Е.Л. Книга для родителей. — М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 280 с.

Интернет – ресурсы.

1.  www.prosv.ru/Attachmtnt.aspx?Id=9835 (УМК «Школа России»)

2.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=223 (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»)

3. http:// www. Shool.edu.ru –Российский образовательный портал

4. http://www:ptdlib.ru/- педагогическая библиотека

5. http://www:inter-pedagodika/ru- сайт создан для преподавателей, родителей и студентов.

nsportal.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *