Социально психологическое тестирование на раннее выявление – Анонимное социально — психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

Анонимное социально — психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

Аналитическая справка

по результатам проведенного скрининового обследования

обучающихся 5-11 классов.

На основании письма Министерства образования Республики Башкортостан №14-18/486 от 02.09.2016г. в МОБУ СОШ № 1 им. М.Абдуллина с. Киргиз – Мияки было проведено анонимное социально — психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Участниками тестирования стали учащиеся средних классов (5в, 6б, 7а,7б,7в) и старших классов (8а, 8б, 8в, 8г, 9а, 9б, 9в, 9г, 10а, 10б, 11а, 11б, 11в). Данные категории обучающихся выделены в силу возрастных особенностей младшего, старшего подросткового и раннего юношеского возраста, которые связаны с повышенным стремлением к рискованному поведению, поиску новых впечатлений, зависимости от группы сверстников.

Всего в тестировании приняли участие 367 учащихся из 398 обучающихся. 31 ученик отсутствовали по уважительной причине. Учащиеся старших классов выполняли полную версию методики, а учащиеся средних классов выполняли адаптированную и сокращенную с учетом этических ограничений и возрастных возможностей версию методики. Кроме того, опросник был проверен на возможности случайных ответов и социальную желательность.

Данная методика представляет собой набор психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к проявлению отдельных форм отклоняющегося поведения, в том числе к употреблению психоактивных веществ.

Что конкретно измеряет данный методический комплекс?

Сам комплекс методик состоит из 2 блоков, которые выявляют:

  1. некоторые личностные характеристики, связанные с потенциальным рискованным поведением;

  2. особенности стратегий при решении жизненных проблем;

  3. особенности отношений с родителями или другими близкими людьми.

Первый блок позволяет получить ответы на следующие вопросы:

  • Насколько школьник склонен к антисоциальному поведению?

  • Насколько он сам способен управлять своим поведением?

  • Насколько он может контролировать свои эмоции?

  • Склонен ли школьник к каким- либо зависимостям?

  • Склонен ли школьник к рискованному поведению?

  • Насколько он любит новые ощущения, и готов ли он их активно искать?

  • Как школьник справляется с трудными жизненными ситуациями?

  • Насколько школьник стремится решать возникающие проблемы?

  • Пытается ли он делать это самостоятельно или ищет поддержки у окружения?

  • Решает ли он проблемы и стремится к их избеганию?

Второй блок характеризует отношения с «мамой или другим близким человеком» с точки зрения того, насколько, по мнению школьника, близкий человек способен:

  • Принимать его таким, какой он есть;

  • Сопереживать и сочувствовать ему;

  • Быть склонным к сотрудничеству или, напротив, к конфронтации.

Помимо этого, тест в целом дает понять, насколько между матерью и ребенком присутствует взаимопонимание.

Обработка и анализ методики ведется в следующих направлениях:

  1. Критерии потенциальной группы риска при склонности к защитной стратегии в ответах (по шкале контроля эмоций) – 8 критериев. Наличие 3-х = группа риска

  2. Выявление потенциальной группы риска при склонности к признанию трудностей контроля эмоций – 5 критериев. Наличие 3-х = группа риска

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Критерии исключения протоколов строились на основе содержательной интерпретации средних анализов и анализа частот ответов в каждой группе. Все протоколы при 4 и более баллов по шкале случайных ответов или 3 и более в старших классах, а в средних классах 3,30 и более по шкале социальной желательности были исключены из дальнейшей обработки ввиду склонности данных школьников к обману методики и готовности испытуемых представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. В эту группу попали 68 школьников из 367 испытуемых, что составляет 18,5%.

1) Выявление потенциальной группы риска при склонности к защитной стратегии в ответах (по шкале контроля эмоций) – 8 критериев. Наличие 3-х = группа риска.

Шкала крайних ответов

Шкала возможностей произвольной регуляции

Шкала контроля эмоций

Шкала рискованного поведения

Шкала поиска новизны

Совладание – решение проблем

Совладание – поиск социальной поддержки

Совладание — избегание

11а — 25

2

1

6

5

5

6

10

11б — 22

2

11

6

2

9

9

12

11в- 22

3

7

2

4

4

9

6

14

10а -20

3

5

1

6

2

6

4

5

10б -21

7

7

7

5

7

3

8

9а – 22

4

5

2

4

2

8

6

11

9б – 22

4

7

1

9

8

7

2

5

9в – 19

5

4

1

3

4

7

5

8

9г – 21

10

12

4

17

7

6

9

18

8а — 22

5

10

4

3

5

12

3

15

8б – 19

3

4

1

9

6

2

3

9

8в -21

6

4

3

9

4

11

9

13

8г — 19

5

4

1

9

2

9

5

6

7а – 11

Не интер-

прети-

ровались

(92 уч.)

7

Не интерпритировались. поскольку крайние ответы часто отражают возрастные особенности

4

3

4

7б -25

9

7

6

4

7в – 16

5

11

2

7

6б – 20

4

5

3

2

5в — 20

2

6

3

3

Итого:

367

59 уч.

(21,4%)

114 уч.

(31,06)

21 уч.

(7,6%)

92 уч.

(33,4%)

56 уч.

(20,3%)

131 уч.

(35,6%)

87 уч.

(23,7%)

154 уч.

(41,9%)

Балл по шкале крайних ответов 4 и выше можно предполагать принадлежность к группе риска. За пределы этой границы выходят 59 старшеклассников. Показатели по этой шкале 92 испытуемых в средних классах не интерпритировались, поскольку у этих школьников крайние ответы часто отражают возрастные особенности.

114 испытуемых (31,06%) по шкале произвольной регуляции имеют сниженные возможности долгосрочного планирования и ожидания выгоды, что может сочетаться с импульсивностью и быть признаком рискованного для здоровья поведения.

Выраженность показателей по шкале контроля эмоций отмечается у 7,6 % обучающихся. Такие показатели свидетельствуют о наличии у подростков трудностей эмоционального контроля в поведении. Данные особенности могут проявляться в совершении импульсивных действий, агрессивном поведении, употреблении психоактивных веществ как средства снижения тревоги и эмоционального напряжения, а также слабый волевой контроль эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций характерен 21 обучающихся.

Жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений свойственна 275 опрошенных (74,9%).

Балл по шкале поиска новизны 2,6 баллов и ниже также нередко сопряжен с риском вовлечения в потребление наркотических веществ. Низкий уровень поиска новизны выявлено у 56 учеников из 275 испытуемых, что составляет 20,3%. У ребят низкий уровень поиска новизны может быть как декламируемым (для создания благоприятного впечатления), так и реальным (связанным с избеганием неудач). Однако, следует учитывать, что, хотя в норме для старшеклассников характерны высокий уровень поиска новизны и готовности к рискованному поведению, низкие показатели по обеим шкалам могут быть также признаком чрезмерной тревожности, замкнутости или опыта прошлых неудач.

Балл по шкале рискованного поведения, меньшей 2,4 встречается у 92 старшеклассников из 275 опрошенных, что составляет 33,4 %.

СОВЛАДАНИЕ – решение проблем – это психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых (кризисных) ситуаций, особенно психосоциального характера.

Стратегия поиска социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой подросток для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

В социальной поддержке нуждается 87 опрошенных (23,7%), 154 опрошенных по шкале «совладание – избегания» стараются избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. Подростки могут использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид.

Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения.

По шкале разрешения проблем из 367 обучающихся 131 ученик не стараются использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

hello_html_58a20275.gif

Итак, для всех школьников с баллом по шкале контроля эмоций выше 2 считается количество признаков из восьми, по которым баллы заходят за граничные значения имеют:

3 и более перечисленных признака одновременно 113 опрошенных, которые требуют повышенного внимания, высока вероятность риска вовлечения в поведения, опасное для здоровья. Однако, следует понимать, что речь идет только о вероятном риске и он может быть связан не только с риском вовлечения в потреблении наркотических и психотропных веществ, но и с другими видами рискованного для здоровья поведения.

1 – 2 признака имеют 169 опрошенных. Вопрос о возможном риске требует дополнительного анализа. Дополнительными факторами риска выступают низкие баллы по шкалам возможностей произвольного контроля и/или рискованного поведения. 15 опрошенных имеют 0 признаков – вероятность риска крайне мала.

2) Выявление потенциальной группы риска при склонности к признанию трудностей контроля эмоций – 5 критериев. Наличие 3-х = группа риска

Шкала крайних ответов

Шкала склонности к зависимости

Шкала антисоциальных тенденций

Шкала возможностей произвольной регуляции

Шкала взаимопонимания с матерью

11а — 25

2

1

1

5

4

11б — 22

2

4

1

7

1

11в- 22

3

2

3

5

10а -20

3

2

1

5

10б -21

7

1

4

1

9а – 22

4

3

5

3

1

9б – 22

4

3

2

5

9

9в – 19

5

3

5

2

5

9г – 21

10

9

8а — 22

5

1

1

7

1

8б – 19

3

1

9

8в — 21

6

3

2

7

– 19

5

2

3

1

7а – 11

Не интер-

прети-

ровались

2

7

1

7б -25

4

9

6

7в – 16

5

3

6б – 20

1

2

4

5в — 20

1

2

2

2

Итого:

367

59 уч.

(21,4%)

26 уч.

(7,08%)

32 уч.

(8,7%)

83 уч

(22,6%)

51 уч.

(13,8%)

Балл по краткой шкале склонности к зависимости 3,5 и выше встречается у 7,08% старшеклассников (26 обучающихся). Однако, следует иметь в виду, что эти показатели и в норме бывают высоки – поскольку свидетельствуют и о чрезмерном использовании Интернета и мобильного телефона, что достаточно распространено в современном обществе.

         По шкале антисоциальных тенденций, характеризующей  предрасположенность к формам поведения, связанным с нарушением правовых норм, вовлечением в совершение правонарушений, высокие показатели выявлены у 8,7% обучающихся. Учащиеся с выраженными показателями с большей вероятностью могут относиться к социальным нормам с безразличием и непониманием и не стремится противодействовать им, и возможно могут вовлекаться в совершение правонарушений.

Признаки «антисоциального нарушения личности» могут быть: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость к животным, более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия.

Показатели 91,2% (335) респондентов свидетельствуют о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

83 испытумых (22,6%) по шкале произвольной регуляции имеют сниженные возможности долгосрочного планирования и ожидания выгоды, что может сочетаться с импульсивностью и быть признаком рискованного для здоровья поведения.

Отсутствие взаимопонимания с матерью выявлено у 51 опрошенных (13,8%). Это может быть отражение дисгармоничного воспитания. Дисгармоничное воспитание возникает, когда неверно выбраны детско-родительские отношения, при малом уровне эмоционального принятия ребенка, эмоционального отвержения, отсутствия взаимопонимания.

Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опекуна), характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной (не с того, ни с сего) враждебностью родителя.

1

4

1

1

1

Бабушка

1

1

1

1

1

1

1

Дядя

1

Тетя

1

Сестра/брат

1

1

8

3

3

2

4

2

3

2

2

4

4

3

1

Подруга/друг

1

2

3

6

6

2

5

4

3

3

1

4

3

5

1

hello_html_7a953f7d.gif

Результат анализа детско – родительских отношений показывает, что у 197 опрошенных присутствует взаимопонимание с матерью, у 41 – с отцом и 45 опрошенных с сестрой или братом. Имеет место единичных случаев с родственниками ближайшего окружения и 49 опрошенных на понимание и поддержку рассчитывают на людей не из близкого окружения (на подруг и друзей).

Итак, для всех школьников с баллом по шкале контроля эмоций выше 2 считается количество признаков из пяти, по которым баллы заходят за граничные значения имеют:

3 и более перечисленных признака одновременно 8 опрошенных, которые требуют повышенного внимания, высока вероятность риска вовлечения в поведения, опасное для здоровья.

1 – 2 признака имеют 170 опрошенных. Вопрос о возможном риске требует дополнительного анализа. Дополнительными факторами риска выступают низкие баллы по шкалам детско – родительских отношений и возможностей произвольной регуляции. Однако, следует учитывать, что низкие баллы по шкале детско – родительских отношений носят неспецифический характер и могут присутствовать в случае иных трудностей, нежели риск употребления ПАВ.

119 опрошенных имеют 0 признаков – вероятность риска крайне мала.

Вывод: из всего вышеизложенного следует, что по всем шкалам среди старшеклассников, показатели 91,2% респондентов свидетельствуют о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. 77,3% обучающихся свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения. Показатели 79,6% опрошенных свидетельствуют об отсутствии поиска новизны, как средства решения проблем.

Учащиеся, имеющие сочетание высоких показателей по данным шкалам, определяются как потенциальная группа риска предрасположенности к формированию зависимого поведения.

Слабый волевой контроль эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций характерен 2,1% обучающихся, у остальных таких проблем не выявлено. Высокий уровень социального контроля у 97,8% (359) респондентов, но 46, 3% опрошенных требуют дополнительного анализа. Полученные данные говорят о том, что большинство подростков умеют регулировать свое эмоционально — волевое состояние, не подвержены резким перепадам настроения и способны на самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций.

Развитие наркомании обусловлено многочисленными внутренними и «средовыми» факторами риска. Более того, факты свидетельствуют о том, что вероятность развития наркотической зависимости выше у тех людей, которые подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов.

Эффективность профилактики с этих позиций определяется влиянием факторов риска и защиты в четырех областях: общество, школа, семья и группа сверстников (индивид). Примерами факторов риска может служить доступность наркотических средств (общество), семейный конфликт (семья), недостаточная заинтересованность в школьной жизни (школа), раннее начало употребления наркотиков (группа сверстников). В свою очередь факторы защиты связаны с уменьшением вероятности проявления «нездорового» стиля поведения. Считается, что, влияя на факторы риска и защиты, возможно снизить злоупотребление ПАВ среди подростков.

Таким образом, вся работа по профилактике основывается на снижении активности факторов риска и повышении действенности защитных факторов.

Рекомендации:

1. Систематически проводить обследование обучающихся 8-11 классов с целью определения отношения обучающихся к ПАВ и их употреблению, сформированности принципов здорового образа жизни. (Ежегодное скрининговое обследование СПС — октябрь)

2. Выявление детей, склонных к употреблению ПАВ (анкетирование учителей и классных руководителей) – СПС.

3. Выступление на родительских собраниях и совещаниях учителей по выявленным в ходе диагностических исследований актуальным проблемам и результатам проведенной работы.

4.Проведение занятий по профилактике употребления ПАВ. (Педагог-психолог и социальный педагог — 2-3 четверть).

Педагог-психолог Волгина Г.В.

infourok.ru

Тестирование учащихся на употребление наркотических средств

5 декабря 2013 г. вступил в силу Закон Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», регламентирующий проведение профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, и введение системы раннего выявления употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Данный Закон был разработан в целях реализации дополнительного комплекса мер, направленного на исполнение Указа Президента РФ № 690 от 09.06.2010 г. «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года» и во исполнение подпункта «а» пункта 2 (абзац третий) Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации (от 28 апреля 2011 г. № Пр-1151ГС). Тогда президент Дмитрий Медведев поддержал идею обязательных проверок школьников и студентов на наркозависимость. Изначально инициатива исходила от силовиков, которые ссылались на постоянный рост наркомании среди молодежи.

Согласно данным ООН, процент российского населения, злоупотребляющего опиатами, в 5-8 раз превышает соответствующий показатель в странах Европейского сообщества. Согласно официальной статистике ФСКН, наркотические средства регулярно употребляют около 5 миллионов россиян. Среди них подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет – до 2 миллионов человек. По мнению специалистов, тестирование школьников на употребление наркотиков должно стать мощным профилактическим средством.

Законом внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по организации профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.

Изменения, внесенные в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепляют соответствующую компетенцию органов управления образованием и органов управления здравоохранением по раннему выявлению незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, законом устанавливается компетенция образовательных учреждений по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся путем проведения социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в порядке, устанавливаемом Минобрнауки РФ.

Согласно новому Закону система ранней диагностики потребления наркотических средств и психотропных веществ среди молодежи, состоит из двух этапов:
Первый этап: введение социально-психологического тестирования учащихся с целью выявления групп риска;
Второй этап: проведение лабораторного тестирования учащихся в выявленных группах риска.

На первом этапе учащимся предложат пройти анонимное анкетирование. Анкеты разработаны профессиональными психологами с учетом возрастных особенностей учащихся. Министерство образования и науки РФ опубликовало для обсуждения нормативно-правовой акт, содержащий два варианта теста на наркотики для школьников.

Подростки в возрасте 13-14 лет будут проходить тестирование с согласия родителей, 15-17 летние – по собственному желанию. Оба варианта теста содержат более 100 вопросов, адаптированных для каждой возрастной группы. Ответить на вопросы учащиеся должны будут за 45 минут. Выявлять обучающихся с признаками аддиктивного поведения (склонности к пагубным привычкам) будут по опроснику Р.Б. Кеттела – самому распространенному анкетному методу оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Согласно данной методике, для выявления обучающихся 13-14 лет с признаками аддиктивного поведения используются факторы: степень эмоциональной устойчивости, степень принятия моральных норм, степень неискренности, степень самоконтроля. При этом решающее значение принадлежит фактору «степень принятия моральных норм». Его низкие показатели в сочетании с низкими показателями любых из двух оставшихся факторов и высоким показателем «неискренности», является основанием для отнесения респондента к «группе риска» и дает возможность сделать вывод о наличии у него склонности к отклоняющемуся поведению, говорится в документе.

Согласно проекту Приказа комиссия, осуществляющая непосредственное проведение тестирования, должна состоять из числа работников образовательной организации. При проведении тестирования в каждой аудитории должен присутствовать член комиссии, проводящий необходимые организационные и технические мероприятия, обеспечивающие соблюдение порядка. При проведении тестирования допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателя представителей родительской общественности образовательной организации, проводящей тестирование. Перед началом проведения тестирования члены комиссии должны провести инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе проинформировать об условиях тестирования и его продолжительности. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории.

В свою очередь на руководителя образовательной организации возлагаются следующие обязанности:

– обеспечить в трехдневный срок с момента проведения тестирования направление акта передачи бланков тестирования и пакеты с заполненными бланками тестирования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится образовательная организация, проводящая тестирование;

– обеспечить соблюдение конфиденциальности в процессе проведения тестирования и хранения результатов тестирования;

– обеспечить хранение в течение года информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, с целью организованного проведения тестирования образовательными организациями, расположенными на их территории, обеспечивают:

– формирование календарного плана проведения тестирования в рамках ежегодной диспансеризации обучающихся;
– назначение уполномоченного лица, ответственного за взаимодействие с образовательными организациями по приему результатов тестирования;
– обработку и анализ заполненных бланков тестирования;
– определение мест хранения результатов тестирования и соблюдение конфиденциальности при хранении и использовании бланков тестирования.

Обработка и анализ информации, полученной в результате проведенного тестирования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в соответствии с Методикой тестирования в период до тридцати календарных дней с момента получения от образовательных организаций пакетов с заполненными бланками тестирования. По результатам обработки бланков тестирования уполномоченным лицом составляется акт результатов тестирования, который передается в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан. По результатам опроса психологи выявят коллективы, где учатся ученики с предрасположенностью к употреблению наркотиков. Этому классу рекомендуют пройти следующий этап – медицинский.

Тестирование на употребление наркотиков должно проводиться в соответствии с действующими приказами Минздравсоцразвития РФ (в части касающейся правил забора биологических жидкостей – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2006 г. за  N 7544) медицинской организацией, имеющей лицензию на медицинское (наркологическое) освидетельствование. Кроме того, медработники, проводящие тестирование, предупреждаются об ответственности за разглашение врачебной тайны. Информация о положительном тесте на наркотики может быть сообщена только родителям ребенка и по их же запросу. Заключение о наличии или отсутствии психоактивных веществ в биологических жидкостях должно оформляться в соответствии с приказами Минздравсоцразвития РФ и любые результаты являются врачебной тайной.

Результаты тестирования, как уверяют специалисты, будут подлежать строгой конфиденциальности. Представителей силовых структур и образовательных учреждений с конкретными итогами проверок знакомить не планируется. Лишь цифры, и никаких имен. В первую очередь результаты тестирования предназначены для родителей. Таким образом, получается, что единственными, кто будет иметь доступ к информации под грифом «секретно», станут медики. Это будут специалисты либо районных поликлиник, либо областного психоневрологического диспансера. Для школьных врачей доступ к данным будет закрыт.

Если результаты выявят тревожные симптомы, медики и наркологи начнут вести с этим классом работу. В индивидуальном порядке специалисты будут беседовать с учениками, а также их родителями.

Законом предусматривается, что в случае выявления (подозрения на выявление) незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся, он направляется в специализированную медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь по профилю «наркология», также при наличии информированного согласия в письменной форме.

Обратите внимание: в рассматриваемой норме содержится элемент принудительности, что противоречит соблюдению прав человека и ребенка. Представляется, что слова «он направляется» лучше было бы заменить словами «ему предлагается направление». Законом предусматривается добровольность проведения тестирования, то есть предполагается, что от прохождения тестирования можно и отказаться. В проекте приказа также указано, что каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив в известность члена комиссии. Однако нигде не указаны последствия такого отказа.

Стоит ли говорить, что в случае отказа каждый рискует автоматически оказаться под подозрением. В качестве информации к размышлению отметим: в некоторых регионах России учеников, которые отказались от тестирования, ставили на учет на школьных наркопостах. По официальной версии – для проведения агитационно-профилактических бесед. Педагоги, медики и сотрудники наркоконтроля в ходе профилактической беседы попытаются выяснить у него причину отказа от тестирования. Родителям подростка, в свою очередь, расскажут, что проверить свое чадо на наркотики они могут и самостоятельно – в домашних условиях или на приеме у нарколога.

И естественно у родителей возникают опасения, что добровольный отказ от тестирования может обернуться для ученика угрозой давления и отчисления со стороны администрации образовательного учреждения. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.

Следовательно, на настоящий день законодательство предусматривает только возможность отчисления за «неуспеваемость». Однако Минобрнауки РФ недавно опубликовало проект приказа «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», согласно которому меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Согласно документу, к учащимся можно применять три вида наказания: замечание, выговор и отчисление. Последние два – только к достигшим 15 лет.

Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, ни в действующем законодательстве, ни в проектах нормативно правовых актов нет прямого указания на то, что отказ от прохождения тестирования на употребление наркотиков или положительный результат такого тестирования может служить основанием для применения мер дисциплинарного взыскания, в том числе и отчисления, к учащемуся.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что на настоящий день Закон не доработан до конца, в нём больше «белых пятен», чем определённых, конкретных норм. Закон требует дальнейших усовершенствований, а именно решения вопросов о том, что делать с выявленными потребителями психоактивных веществ, с родителями, которые игнорируют результаты исследования, а также как поступать с теми, кто отказался от проведения исследования.

letidor.ru

Тесты, направленные на ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ для учащихся

Уважаемые родители! Располагаем на сайте для ознакомления тексты тестов, направленные на ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ для учащихся от 13 до 15 лет и от 15 и старше.

Ваше согласие или отказ на проведение тестирования и на медосмотр

Тест (от 13 до 15 лет)

1.      Верно ли утверждение: «Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте»?

Да                              нет

2.      Верно ли утверждение: «Я всегда говорю только правду»?

Да                                   нет

3.      Как ты думаешь, если человек иногда употребляет наркотические вещества – это вполне нормально?

Да                                   Нет                              Затрудняюсь    ответить

4.      У тебя есть друзья, которые употребляют наркотические         вещества?

Да                                    нет

5.      Ты часто испытываешь потребность в острых ощущениях?

Да                                    нет

6.      Бывало ли, что ты случайно попадал(а) в драку после употребления наркотических веществ?

Да                                   нет

7.      Бывали ли случаи, когда твои родители, воспитатели другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что ты употребил(а) наркотические вещества?

Да                                   нет

8.      Как ты думаешь, когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально?

Да                                   нет

9.      Верно ли утверждение: «Мне нравится бывать в компаниях, где пробуют наркотические вещества и веселятся»?

Да                                   нет

10.      Верно ли утверждение: «Мне нравится состояние, которое наступает, когда в хорошей компании попробуешь наркотические вещества»?

Да                                   нет

11.      Верно ли утверждение: «Мне трудно отказать друзьям, которые предлагают мне наркотические вещества»?

Да                                   нет

12.      Как ты думаешь, удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни ?

Да                                   нет

13.      Считаешь ли ты, что вредное воздействие на человека наркотических веществ сильно преувеличивают?

Да                                   нет

14.      Верно ли утверждение: «Я бы попробовал(а) какое-нибудь наркотическое вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания от взрослых»?

Да                                   нет

15.      Считаешь ли ты, что люди должны отказаться от всякого употребления наркотические вещества?

Да                                   Нет                                                          Затрудняюсь ответить

16.      Верно ли утверждение: «Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки»?

Да                                    Нет

17.      Как ты думаешь, люди, которые употребляют наркотические вещества – очень сильно вредят своему здоровью?

Да                                                                                            Нет Затрудняюсь ответить

18.      Ты согласен (согласна), что употреблять наркотические вещества не модно?

Да                                   нет

19.      Как ты думаешь, многие ли молодые люди употребляют наркотические вещества?

Да                                   Нет                                     Затрудняюсь ответить

20.      Верно ли утверждение: «Мне предлагали попробовать наркотические вещества»?

Да                                     нет

21.      Бывает, что иногда ты говоришь неправду ?

Да                                     нет

22.      Верно ли утверждение: «Мне не нравится, когда девушки курят, пьют, употребляют наркотические вещества»?

Да                              Мне все равно                              нет

23.      У тебя есть увлечения (читать книги, смотреть кино, рисовать пр.)?

Да                                   нет

24.      Верно ли утверждение: «Я часто не знаю, чем заняться»?

Да                                         нет

27. Верно ли утверждение: «Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения»?

Да                                         нет

nevelskayash.ru

Социально-психологическое тестирование

Информация для родителей

На каком основании проводится социально-психологическое тестирование (Тестирование)

 В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», приказом Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014г. № 658  в системе образования Забайкальского края введена система раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, включающая социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательных организациях и профилактические медицинские осмотры.

Цель

Тестирование осуществляется с целью раннего выявления детей, склонных к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ.

Диагностический инструментарий Тестирования

· Предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.).

· Предназначен для диагностики склонности к различным видам зависимого поведения для исследования подростков 12-18 лет.

·  Предназначен для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования.

Методики Тестирования соответствуют цели Тестирования и психологическим закономерностям формирования и развития личности в подростковом и юношеском возрасте.

Добровольность участия

Согласно утвержденному Порядку тестирование является добровольным:

·        тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя;

·        тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании.

Документы, которые подтверждают согласие на тестирование от обучающихся, их родителей (законных представителей) остаются в образовательной организации и хранятся в условиях конфиденциальности в течение года.

Процедура Тестирования

Тестирование осуществляется Комиссией в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации.

Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестов. Они могут прийти на тестирование и посмотреть, как обучающиеся выполняют методики. Обучающимся  ходить по кабинету, общаться, заглядывать друг другу в компьютер категорически запрещается. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии, и уйти из аудитории.

Почему важно Тестирование

Социально-психологическое тестирование обучающихся является важным инструментом первичной профилактики. Существование такого инструмента, уже само по себе играет значительную сдерживающую роль среди обучающихся. Важный психологический момент заключается в том, что обучающиеся, обычно поддающиеся негативному влиянию со стороны сверстников, находят повод отказаться от предлагаемых наркотиков, ссылаясь на вероятность прохождения тестирования.

Реализация Тестирования позволит выявить на ранней стадии группы несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуации и как результат – обеспечить социальной и психологической защитой детей и подростков, снизить количество дезадаптированных детей, а также детей, склонных к девиантным (отклоняющимся) формам поведения.

Почему НЕ надо бояться Тестирования

Тестирование является добровольным и анонимным. Полученные результаты будут использованы при планировании антинаркотической профилактической работы в образовательных организациях Забайкальского края.

Тестирование учащихся позволяет выделить школы, где высокий показатель обучающихся группы риска, а не отдельных учеников. Группа риска – это неперсонифицированная совокупность детей и подростков, объединённых общими признаками, способствующими развитию ненормативного поведения, в частности, ведущего к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ. В свою очередь, дальнейшая работа с детьми, попавшими в группу риска будет способствовать уменьшению количества обучающихся, имеющих зависимое поведение.

Образовательные организации, группа риска в которых выше среднего получат рекомендации по дополнительным мерам, способствующим укреплению психологического здоровья детей и подростков, а также рекомендации по формированию здоровьесберегающей среды.

Тестирование является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения наркомании. В связи с этим, мы предлагаем Вам, уважаемый родитель, включиться в работу по раннему выявлению склонности к зависимому поведению детей, и просим Вас дать согласие на участие в процедуре Тестирования.

Государственное учреждение «Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья»

Наш адрес:

г. Чита, ул.Ленина, 27-А.

Тел.:

914-438-90-50,

8(3022)41-11-91

Электронный ящик: [email protected]

Наш сайт: www.centr-semya.ru

ПОРЯДОК проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Забайкальского края, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

Презентация для родителей по СПТ

shs_chit_19.chita.zabedu.ru

Социально-психологическое тестирование обучающихся на склонность к вредным зависимостям

Целью тестирования является изучение личностных качеств, обучающихся для оценки проблематики отклоняющегося поведения в конкретной образовательной организации.

Задачи: Тестирование направлено на оценку устойчивости к зависимому поведению. Психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность, сопротивляемость. Оно позволяет противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Нормативно-правовое обеспечение профилактики:

Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3 – ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ч.1 ст.53.4).

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ч.1ст.2; п.7 ч.1ст.14).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.7ч.1ст.41; п.15.1ч.3 ст.28).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

7 июня 2013 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Закон), вступивший в силу 5 декабря 2013 года и направленный на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.

Особенности ЕМ СПТ: В настоящее время возобновился социальный заказ на воспитание, а в 90-е годы образование состояло только из обучения, и в связи с этим, социально-психологическое тестирование — это диагностический элемент воспитательной работы. Тестирование позволяет психологу грамотно построить коррекционную и профилактическую работу с обучающимися, позволяет вовремя заметить и решить проблемы в социальном окружении тестируемого.

Тестирование проходит непосредственно в той образовательной организации, в которой учится ваш ребенок, под руководством штатных квалифицированных специалистов и в соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования.

При проведении тестирования в качестве наблюдателя допускается присутствие представителя родительской общественности данной образовательной организации.

Методика не оценивает ребёнка, она оценивает рискогенность социально-психологических условий. Тестирование проводится в режиме конфиденциальности, это значит, что педагог-психолог несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за разглашение информации. Каждый ответственный за проведение тестирования в школе ознакомлен под роспись с положением о конфиденциальной информации, несоблюдение этого положения приводит к административной и дисциплинарной ответственности. Все персональные данные хранятся в сейфе. Информация не может быть использована во вред. Методика нигде не всплывает, не влияет на поступление в вуз, она не ставит диагнозов.

Форма социально-психологического тестирования представляет собой опросник, состоящий из 110-140 (в зависимости от возраста респондента) утверждений. Ориентировочная длительность процедуры тестирования составляет до 45 минут.

Результаты тестирования:

Мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотиков. Задача обследования — оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях. Тест выявит степень психологической устойчивости вашего ребенка в трудных жизненных ситуациях. После обработки теста ваш ребёнок получит общее представление о своей психологической устойчивости. Те, кого заинтересует более подробная информация, могут обратиться к психологу.

В соответствии с п. 1 ст. 53.4 Закона тестирование проводится при наличии информированного согласия в письменной форме (далее — согласие) одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет. Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах»

Зачем нужно проходить тестирование?

По данным МВД Российской Федерации – 70% всех наркоманов – это молодежь и подростки.

Как это предотвратить? Во-первых, не показывать курение и употребление алкоголя на собственном примере.

С детьми нужно проводить больше времени и обязательно разговаривать. Дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам детей помогут вам, родителям, установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения. Детям надо дать понять, что вам не безразличны их проблемы, с любым вопросом, даже самым сложным, всегда можно обратиться к папе или маме и найти у них поддержку.

Подростки, чьи родители разговаривали с ними о вреде наркотиков постоянно, на 42% реже употребляют наркотики, чем те, чьи родители не совершают таких действий.

Также одной из профилактических мер станет участие в социально-психологическом тестировании и добровольном диагностическом обследовании.

Раннее выявление детей, входящих в зону риска, а также непосредственно потребителей наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся является одной из мер профилактики наркомании.

Участие вашего ребенка в тестировании и обследовании позволит проявить ему гражданскую ответственность за свое здоровье.

Результаты социально-психологического обследования позволят педагогам-психологам скорректировать работу по оказанию психологической помощи детям, вошедшим в «группу риска».

В рамках тестирования НЕ выявляется даже «с какой вероятностью тот или иной тестируемый станет наркоманом или алкоголиком», но лишь насколько личность тестируемого подвержена тем или иным специфическим рискам вовлечения в употребление.

Тестируемый не может быть скомпрометирован результатами тестирования, ДАЖЕ в случае утечки информации. Социально-психологическое тестирование НИКОГДА не будет достаточным основанием, например, для постановки на учет.

И наконец, так для чего же проводится социально-психологическое тестирование, если «не для подсчета наркоманов».

Верный ответ: в первую очередь для того, чтобы сделать психопрофилактическую работу с обучащимися информированной и зрячей. Даже без знания конкретных имен и фамилий, тестирование позволяет подготовить эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.

И, конечно, для того, чтобы помочь самим родителям и учащимся контролировать соответствующие риски: родители учащегося могут повторить тестирование по индивидуальному запросу и обсудить со школьным психологом, с тем, чтобы разработать адресный психопрофилактический маршрут именно для их ребенка. В этом случае ознакомиться со своими результатами может и сам тестируемый (после 15 лет с письменного согласия подростка).

 

xn--80akifhe7b8a.xn--p1ai

Учащихся начнут тестировать на наркотики с нового учебного года — Российская газета

Одна из мер, которая поможет исправить ситуацию, — тестирование, направленное на раннее выявление тех, кто только попробовал наркотики или психотропные вещества. Напомним, что закон о тестировании в России вступил в силу еще в декабре прошлого года. Он гласит: тестирование состоит из двух этапов. Первый — социально-психологический, второй — медицинский, это медицинские осмотры и сдача нужных анализов.

Минобрнауки разъяснило, кто, как и где должен проводить социально-психологическое тестирование в школах, колледжах и вузах. Конечно, никто учеников на такие тесты за руку не потащит. Исследование будет исключительно добровольным. Если школьнику уже исполнилось 15 лет, от него потребуется письменное согласие. Если 15 еще нет, такое согласие дают родители. Директор школы, колледжа или ректор вуза обязаны составить списки тех, кто будет проходить тестирование, и утвердить состав особой комиссии из числа учителей. Эта комиссия и должна проводить тестирование в образовательной организации.

Могут ли родители прийти на тестирование и посмотреть, как ученики заполняют анкеты? Да. Они допускаются в аудитории во время тестов. А вот ученикам ходить по кабинету, общаться, заглядывать друг другу в опросники категорически запрещается.

Передумал проходить тестирование, не хочешь отвечать на какие-то вопросы — можно в любое время отказаться и уйти из аудитории. Все анкеты потом делятся на две группы: от тех учеников, кому уже есть 15 лет, и тех, кто не достиг этого возраста. Анкеты отправляются в местное министерство или комитет по образованию. Там специалисты за 30 дней обработают тесты. Затем результаты без фамилий учеников или студентов, но с указанием их места учебы, возраста, класса отправляются в местный минздрав или комитет по здравоохранению для планирования дополнительных мер по профилактике в конкретной школе или вузе.

Никто учеников на тесты за руку не потащит. Исследование будет исключительно добровольным

В школе или вузе останутся лишь документы, которые подтверждают согласие на тестирование от учеников, их родителей или студентов. Они будут храниться в условиях конфиденциальности в течение года. Какими будут анкеты, пока неясно. Минобрнауки предложило проекты опросников, они прошли обсуждение на сайте. Речь идет о так называемых опросниках Кеттелла, которые в том числе позволяют определить степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, неискренности и самоконтроля подростков.

Решающее значение отведено показателю «степень принятия моральных норм». Если коэффициент низкий, а степень неискренности, наоборот, высокая, есть повод думать, что подростка можно отнести к группе риска.

Анкеты, которые раньше использовались в ряде школ, иногда не выдерживали никакой критики. Например, шестиклассников спрашивали: «Когда вы в последний раз пользовались презервативами?» А если в анкете шли вопросы о курении, они были cоставлены так, словно все ученики заядлые курильщики. Бывало и такое: по решению местных властей в школу врывались бригады проверяющих с пробирками для мочи и слюны. Ученики в большинстве случаев тут же сбегали с уроков.

О чем могут спросить на тестировании

Вопросы из анкеты, предложенной минобрнауки ( с сайта проектов нормативно-правовых актов):

— Ты испытываешь неловкость, если тебе приходится просить друзей о помощи, в которой ты действительно нуждаешься?

— Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?

— Ты когда-нибудь делал так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-то причинам не смог ее сохранить?

— У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким, какой ты есть сейчас?

— Как тебе кажется, многие ли из твоих одноклассников считают тебя своим близким другом?

— Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?

Минобрнауки предложило проекты опросников, они уже прошли обсуждение на специальном сайте

— Когда другие вмешиваются в твою работу, бываешь ли ты иногда настолько рассержен, что мог бы оттолкнуть их?

— Если обстоятельства очень тревожные, а тебе обязательно необходимо сохранить спокойствие, тебе каждый раз удается это?

— Бывает, что ты часто испытываешь тревогу, оглядываясь на прошлый день?

— Тебе часто хочется делать противоположное тому, что от тебя требуют?

— Ты бываешь иногда настолько нервным и возбужденным, что тебя раздражают внезапные звуки?

— Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды?

Комментарий

Юрий Мироненко, директор технологического колледжа N 14, Москва:

— У нас тестирование уже проводится. Мы нашли понимание с родителями, педагогами и студенческим активом. Среди шести тысяч учащихся колледжа пока не выявлено ни одного случая. Но если такое вдруг произойдет, у родителей есть возможность получить консультации квалифицированных специалистов.

Николай Кучер, директор лицея, Троицк:

— Когда ситуация с употреблением наркотиков стояла еще острее, чем сейчас, в школах с ней пытались бороться оригинальными способами. Например, раздавали ученикам книгу «Дневник наркоманки». Я спросил у тех, кто предлагал такие «методы профилактики»: вы понимаете, что если эту книжку раздадим, часть детей заинтересуется наркотиками? Зачем провоцировать интерес?

rg.ru

Социально-психологическое тестирование школьников по новому порядку (Методические рекомендации и образцы документов)

Как проводить социально-психологическое тестирование школьников по новому порядку

Изменился порядок социально-психологического тестирования школьников. Теперь директор обязан проводить тестирование каждый год. О том, как это сделать в 2018/19 учебном году, узнайте из данной публикации. Можно воспользоваться памяткой для директора по организации тестирования и образцом приказа о его проведении.

По обновленному порядку учредитель формирует календарный план социально-психологического тестирования на каждый учебный год, а директор обязан ежегодно проводить тестирование (приказ Минобрнауки от 16.02.2018 № 104). В данной публикации – ответы на вопросы директоров, которые помогут организовать тестирование в новом учебном году, образец приказа о проведении и памятка для директора. Порядок действий директора смотрите в памятке.

Когда организовать социально-психологическое тестирование в школе

Уточните у учредителя сроки тестирования в вашем регионе. Если регион не утвердил календарный план тестирования, сделайте официальный запрос учредителю. Учредитель обязан ответить в течение 30 дней. Если ответа нет, издавайте приказ и проводите тестирование.

Обращайтесь с запросом не позднее февраля, чтобы оставить учредителю время для ответа, себе – время, чтобы организовать тестирование. Важно сделать это не в конце года, когда нагрузка у учащихся выпускных классов значительно возрастает.

Если вы тестирование уже провели, а календарный план вам дали позже, обратитесь к учредителю с просьбой скорректировать план с учетом проделанной работы. Обоснуйте сроки, в которые вы проводили школьное тестирование.

Какие документы оформить

Издайте приказ о тестировании в сроки по календарному плану учредителя. Регион может издать свои нормативные правовые акты и утвердить методику тестирования, образцы документов и порядок приема результатов. Уточните это у учредителя.

Форма приказасм. Приложение.

hello_html_m145e1e9d.jpg

Обратите внимание: Согласия

Чтобы ничего не потерять и быстро составить списки учеников, можно назначить ответственного за учет информированных согласий

hello_html_m3bc5e16.jpg

Обратите внимание:

Возраст

Проверьте, чтобы результаты правильно разделили на две группы: результаты учеников, за которых давали согласие родители, и результаты учеников, которые подписывали согласие сами

Хранение согласий

Чтобы подстраховаться, вы вправе увеличить срок хранения до трех лет

В приказе регламентируйте состав и порядок работы комиссии, кто в каких классах соберет добровольные информированные согласия, подготовит списки участников, составит расписание тестирования, передаст результаты в управление образования, кто отвечает за хранение согласий и конфиденциальность. Установите контрольные сроки. Также учтите в приказе региональные нормы.

Обратите внимание

Родители или ученики вправе отказаться от тестирования на любой его стадии: достаточно сказать об этом решении члену комиссии

Проконтролируйте получение информированных согласий родителей и учеников старше 15 лет. Согласия храните один год. Учтите сроки хранения в номенклатуре дел школы.

Проследите, чтобы комиссия оформила акт результатов после тестирования – с адресом школы, количеством и возрастом участников, классами. Отправьте акт в управление образования.

Других документов оформлять не надо. Школы проводят тестирование на основании статьи 53.4 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ, пункта 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ согласно Порядку, который установлен приказом Минобрнауки от 16.06.2014 № 658.

Образцы: расписания, списка, информированных согласий и акта – см. Приложение.

Кого можно тестировать

Проводите тестирование для учеников не младше 13 лет, хотя на федеральном уровне закон не ограничивает возраст участников. Но если по результатам тестирования в школе проведут профилактические медосмотры, то в них смогут принять участие дети с 13-летнего возраста. Регион вправе установить другой возраст, например, с 14 лет.

Тестировать можно только тех, кто дал информированное согласие в письменной форме. С 15 лет ученик сам дает информированное согласие. До этого возраста за него дают согласие родители или законные представители.

Какую методику использовать при проведении тестирования и обработке результатов

Используйте методику, которую рекомендует учредитель. Он укажет одну из авторских методик, и на каких сайтах или в каких специализированных психологических центрах ее взять.

Обработка и анализ результатов тестирования в обязанности школы не входят. За это отвечает учредитель. Обычно обработку результатов поручают специализированным центрам.

Что делать, если родители не дают согласие на тестирование

Если родители или ученики старше 15 лет массово отказываются от тестирования, это признак, что школа недостаточно разъяснила его необходимость. Проведите родительское собрание, разместите информацию на сайте и информационных стендах, проинформируйте об анонимности, то есть кодировании результатов, и отсутствии негативных последствий для ребенка, расскажите о профилактике на основании полученных результатов. Объясните, что школа получает лишь обобщенные результаты. Если убедить не удалось, заставить дать согласие вы не вправе.

Как объяснить родителям, зачем нужно тестирование

Тестирование помогает выявить, сколько учеников в школе могут быть склонны к наркомании, и скорректировать профилактическую работу (письмо Минобрнауки от 06.04.2017 № ВК-1116/07). По итогам тестирования регион формирует список школ, в которых нужно провести профилактические медосмотры учеников. В результате медики с согласия родителей или учеников старше 15 лет выявляют учеников, которым нужна медицинская помощь. Школа не обрабатывает результаты, не имеет информации об учениках – только обобщенные данные о количестве человек в группе риска.

Обратите внимание

Закрепите запрет на употребление наркотических и психотропных веществ в правилах внутреннего распорядка школы, можно также в уставе

Почему родители не должны бояться тестирования

Тестирование никак не повлияет на школьников, так как установить факт потребления наркотиков на его основании невозможно. Поэтому не будет негативных последствий, вроде перевода в другую школу или отчисления. Это можно сделать только по желанию родителей, при этом родители вправе скрыть причину перевода.

Факт потребления наркотиков может установить только психиатр-нарколог во время профилактического медосмотра. Он же разъясняет одному из родителей или самому ученику, если он старше 15 лет, результаты медосмотра и выдает направление в медорганизацию, которая оказывает наркологическую помощь. Только там могут поставить диагноз, рекомендовать медицинское наблюдение. Но такое направление нарколог тоже выдает, только если получит информированное добровольное согласие в письменной форме (пп. 3–4 Порядка направления обучающегося в специализированную медицинскую организацию, утв. приказом Минздрава от 14.07.2015 № 443н). Решение о лечении принимает школьник или его родители.

Какие требования предъявлять к комиссии

Требований к квалификации членов комиссии на федеральном уровне нет. Обычно в нее включают заместителя директора по ВР, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя.

Члены комиссии проводят инструктаж учеников перед началом тестирования, в том числе рассказывают об условиях его проведения и продолжительности. Во время тестирования они присутствуют в кабинетах и следят, чтобы ученики не общались между собой и не ходили по классу. После тестирования собирают результаты и группируют их по возрасту учеников: не достигших и достигших возраста пятнадцати лет. Затем упаковывают результаты в пакеты и подписывают лицевую сторону.

На заметку

Родители вправе присутствовать в аудитории в качестве наблюдателей, знать об условиях тестирования и его продолжительности

Действия комиссии зависят и от того, в бумажной или электронной форме школа проводит тестирование. Форму тестирования определяет регион. Если используется электронная база, то нужно обеспечить вход под индивидуальной учетной записью с использованием логина и пароля.

Как обеспечить конфиденциальность данных

Ограничьте доступ к результатам тестирования: откройте только для членов комиссии и ответственного, который передаст результаты на обработку. Это работники, которые подписывали соглашение о неразглашении.

Следите, чтобы члены комиссии не допускали во время тестирования общения между учениками, а результаты сразу запечатали в пакеты и в таком виде передали в управление образования. Исключение – случаи, когда тестирование проводят в электронной форме. Также проконтролируйте, чтобы члены комиссии в течение трех дней передали в управление образования акт вместе с результатами тестирования.

Памятка для директорасм. Приложение.

hello_html_59471b60.jpg

К сведению

Когда школа вправе наказать ученика-наркомана

Школа может сделать замечание или объявить выговор ученику, только если он незаконно потребляет наркотики и психотропные вещества в школе – даже если в уставе, правилах внутреннего распорядка и других локальных актах школы нет такого запрета. Отчислить ученика можно, только если ему исполнилось 15 лет – с учетом мнения его родителей и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Перевести в другую школу можно только по личному заявлению родителей. Если ученик склоняет других детей к совместному употреблению наркотиков и психотропных веществ, обратитесь в правоохранительные органы и органы опеки и попечительства.  

infourok.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Семейный блог Ирины Поляковой Semyablog.ru® 2019. При использовании материалов сайта укажите, пожалуйста, прямую ссылку на источник.Карта сайта