Вальдорфские школы в россии список – Ассоциация Вальдорфских Школ

Никаких оценок, учебников и слова «нет»: как устроены вальдорфские школы

Существует множество образовательных методик, и некоторые из них признаны во всем мире, даже если отличаются от традиционных. Одну из таких методик почти 100 лет назад разработал австрийский философ Рудольф Штайнер. С тех пор вальдорфские школы посещают дети из сотен стран, в том числе из России.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Сто лет назад австрийский философ Рудольф Штайнер опубликовал работу «Образование ребенка», декларирующую новый подход к обучению детей и изменившую представления о том, какой должна быть система образования. Первая школа, преподавание в которой велось по методике Штайнера, была открыта в 1919 году в Штутгарте для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория», давшей название всему направлению образования. Сейчас в мире работают свыше 1000 вальдорфских школ, 600 из них находятся в странах Европы. Несмотря на то, что в Россию эта система воспитания пришла только в девяностых годах XX века, она достаточно быстро утвердилась и здесь.

Рудольф Штайнер (1861–1925) / Фото: ru.wikipedia.org

Ныне в России вальдорфские школы существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Самаре, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге и многих других — крупных и не очень — городах. И традиционные, и вальдорфские школы ставят одну и ту же задачу — развитие полноценной личности в социальном и индивидуальном смыслах, но добиваются этого разными средствами, методами и подходами. Вальдорфская система образования основана на «уважении к детству». Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни. Одна из главных целей таких школ — воспитание в детях любви к труду и стремления к искусству.

Короткое время детства необходимо использовать для игр, развития творческих способностей и духовного потенциала, оставляя изучение алфавита, счета и математики для более зрелого возраста.

Штайнеровцы считают, что логические предметы изменяют сознание детей, заставляя мыслить абстрактно, в то время как их естественное мышление направлено на всестороннее исследование окружающего мира. Во-вторых, в школе нет оценок. Соревновательный момент полностью отсутствует, а знания не являются целью обучения. Прежде всего школьники должны наслаждаться процессом общения со сверстниками и с воспитателем. Учебников в школе тоже нет: у всех детей в наличии рабочая тетрадь, которая со временем трансформируется в рабочую книгу. Получается, что они сами создатели своих учебников, где отражается их опыт и полученные знания.

Вальдорфский класс в начальной школе / Фото: en.wikipedia.org

Вместо оценочных понятий по системе «хорошо-плохо» воспитателями подчеркивается уникальность того или иного явления. В первую очередь дети начинают считать уникальными себя, а затем — всех окружающих их людей. Учебные группы за одним занятием объединяют детей разных возрастов, а классы свободны от компьютеров, телевизоров и прочих технических устройств. Зато важное место уделяется художественной деятельности: рисованию, лепке, умению работать руками. Одно из правил вальдорфской школы «нет слову „нет“». Детей никогда не ругают и не хвалят, никто не вправе указывать им, хорошо или плохо они делают. Останавливать ребенка можно лишь в том случае, если его действия могут принести вред окружающим, ему самому или повредить вещи. Такой принцип кажется странным, ведь просто невозможно разрешать маленькому ребенку буквально все. Но вальдорфская школа учит тому, что чем реже ребенок слышит слово «нет», тем значимее оно для него становится.

Вальдорфская школа в Исманинге, Германия / Фото: en.wikipedia.org

Каждое утро первые два часа общего учебного времени в вальдорфской школе заняты «главным» или «основным» уроком. На нем в течение первых 7-8 школьных лет преподаются все общеобразовательные предметы — так называемые «эпохи», то есть периоды, учебные циклы от двух до четырех недель. Эпохи ведет «классный учитель», который в эти первые 7-8 лет по возможности не меняется. Благодаря этому он досконально знакомится со своими учениками, растет вместе с ними и, меняясь при этом сам, может сопровождать их становление. Преподавание «эпохами» означает, что в течение длительного времени содержание главного урока составляет какой-либо из основных школьных предметов: родной язык, арифметика, история, физика, химия, биология, геология, геометрия и другие, — что дает возможность выстроить преподавание в определенной логической последовательности. Учебный план включает дополнительные уроки музыки, искусства, иностранных языков (с первого класса дети изучают как минимум два иностранных языка), различных ремесел. Предметы, которые требуют постоянных регулярных упражнений, как, например, иностранные языки, музыка, рукоделие и ремесла, гимнастика и спортивные игры, преподаются регулярно в течение года. Иностранные языки учат с первого школьного года, сначала — исключительно разговорным путем.

Занятия в вальдорфской школе, США / Фото: davinciwaldorfschool.org

Вальдорфская система нравится далеко не всем. Некоторые педагоги в штыки встречают ключевые принципы вальдорфской системы: очень позднее, по меркам классической педагогики, начало обучения чтению, письму, математике; отсутствие оценок, экзаменов, контрольных работ. Родители волнуются, сможет ли ребенок адаптироваться к учебным и дисциплинарным требованиям обычной школы и вуза.

Трудно свыкнуться с мыслью, что ребенок до третьего класса не имеет ни малейшего представления о буквах, слогах, счете и вообще еще ни разу не держал ручку в руке

Многих родителей смущает, что школа, по сути, снимает с себя ответственность за качество знаний: если ребенок что-то не выучил или не понял, то сам виноват. Штейнеровское образование подвергается критике и со стороны специалистов. Автор развивающих методик Лев Штернберг считает, что здоровому ребенку ни знаний, ни культуры вальдорфская школа не дает, но прекрасно подходит для детей с задержкой психического развития: учить им ничего не приходится, экзаменов с них не спрашивают, хвалят за то, что рисуют они на бумаге, а не на стенах. Российский ученый-математик, академик РАН Виктор Васильев, анализируя вальдорфскую школу, в одной из своих статей отмечал, что «упор в ней делается почти исключительно на личное чувственно-сверхчувственное переживание, как основной метод проникновения в предмет, в противовес негодной науке, требующей логики, техники, анализа и эксперимента».

Впрочем, как уверяют последователи Рудольфа Штайнера, если следовать принципам вальдорфской педагогики, то по окончании школы можно увидеть хороший результат. Дети владеют школьной программой не хуже остальных, при этом они очень креативно мыслят и намного лучше других умеют работать в команде. Такие люди достигают значительно больших успехов в выбранной профессии и повседневной жизни. Атмосфера доверия и сплоченности, вызванная уникальностью группы дошкольной подготовки по этой системе, с точки зрения некоторых родителей, тоже имеет свой минус.

Школа не готовит ребенка к реальной жизни, воспитывая в нем сугубо творческую личность. Столкнувшись с ней, добрый, неконфликтный ребенок сразу же оказывается в невыгодном положении: он не сможет никаким образом дать отпор возможным обидчикам. По мнению многих, приспособленность к жизни важнее развитых творческих наклонностей: лишь она поможет ребенку добиться в жизни не достигнутых родителями высот, чтобы тот в свое время позаботился и о своих родителях, с благодарностью вспомнив мудрость их выбора.

Руководитель одного из подразделений Московской вальдорфской школы им. Пинского Анна Алхазова рекомендует подходить к выбору учебного заведения максимально серьезно, исходя из личных качеств вашего ребенка. «Каждая вальдорфская школа имеет свою специфику, у каждой школы свой учебный план и превалирующие предметы, но чего у нас нет, так это религиозных уроков и атеистической пропаганды. В мире не встретишь двух одинаковых детей, и идеальных, подходящих всем школ — тоже нет. Чем больше вариативных систем образования, тем больше возможностей для родителей найти подходящую, которая позволит наиболее полно раскрыть способности ребенка. Конечно, наша вальдорфская система во многом отличается от обычных школ, но полностью интегрирована в существующую систему образования, а наши учащиеся сдают ЕГЭ и получают аттестат государственного образца», — сказала Алхазова корреспонденту «Мела».

Последний звонок в Московской вальдорфской школе им. Пинского / Фото: 1060.ru

Вальдорфская система обучения, как и любая другая педагогическая школа, имеет своих сторонников и противников, а какую форму обучения выбрать для ребенка решать, конечно, только его родителям. Больше всего учиться в такой школе наверняка понравится тем, кто не очень дружен с точными науками, но отличается креативом и увлекается творчеством. Но прежде чем принимать такое важное решение, обязательно почитайте отзывы в интернете и изучите программу выбранного вами учебного заведения.

mel.fm

5 главных вопросов о вальдорфских школах

Одни считают вальдорфские школы единственным верным выбором, который не загубит индивидуальность ребёнка. Другим кажется, что в ней воспитывают сектантов. В 2019 году системе Рудольфа Штайнера исполнится 100 лет, и списывать её со счетов пока рано.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Что такое вальдорфская система и кто её придумал?

Австрийский философ Рудольф Штайнер был основателем не только системы вальдорфских школ, но и создателем антропософского общества. Его целью было открытие методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Поэтому вся его педагогическая система ориентирована в первую очередь на духовное развитие ребёнка.

Рудольф Штайнер (1861–1925)

Первая школа, где использовалась методика Рудольфа Штайнера, была открыта в Штутгарте в 1919 году. Её финансировала табачная фабрика «Вальдорф-Астория», но учились в ней не только дети рабочих, но и все увлечённые идеями философа. Эпитет «вальдорфская» закрепился за всеми школами-последователями, где использовалась программа.

Основа вальдорфской педагогики — раскрытие потенциала ребёнка, его мышления, чувств и воли

Всё должно быть в гармонии. Задача педагогов — развить природные таланты учеников и дать веру в собственные силы. Один из главных принципов — всему своё время, поэтому приверженцы этой системы так против раннего развития. Упор делается на чувственное переживание, поэтому в фаворитах гуманитарные предметы. Науки, требующие логики и анализа, уходят на второй план. Главное — привить интерес к получению знаний, чтобы учиться было в удовольствие, сохранялась мотивация.

Первая вальдорфская школа в Штутгарте

Ребёнок проходит через три этапа взросления: от рождения до семи лет главной считается забота о физическом развитии ребёнка; с семи до 14 лет происходит формирование его чувств; с 14 лет до 21 года развивается мышление и в итоге у повзрослевшего человек появляется способность самостоятельно познавать окружающий мир.

2. Чем она отличается от других?

Учебные программы (они прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования) аккредитованных вальдорфских школ в России выстроены так, что дети проходят обязательную аттестацию в 4, 9, 11 классах. В них преподают те же предметы, что и в обычных (плюс несколько специальных дисциплин, например, эвритмию).

Отличается подход к самому преподаванию. Основные методы познания — эксперимент и наблюдение. Например, звуки и цвета — в физике, горение — в химии, наблюдение растений и животных — в биологии.

  • Школы коллегиально управляются учителями. Здесь не приветствуют компьютеры, телевизоры, планшеты — все современные технические устройства не соответствуют духу вальдорфской системы.
  • Конечно, нет и школьной формы.
  • Интерьер стараются создать из натуральных материалов (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла). Цвет стен, форма потолка, организация внутреннего пространства — всё это имеет значение. Предпочтение отдаётся краскам на водной основе, камню и керамической плитке для пола и подоконников.
  • Особая роль отводится классному руководителю, который остаётся со своими учениками на протяжении семи-восьми лет. Именно он проводит большую часть уроков и владеет знаниями по всем основным предметам. Обычно он преподаёт ещё и ремёсла.
  • В течение 3-4 недель на главном уроке, который стоит первым в расписании и длится 1,5 часа, изучают раздел одного из предметов: истории, биологии, географии, математики, русского языка и литературы. Остальные уроки, например, иностранные языки, музыка, рукоделие обычно проходят после главного и привычно длятся 45 минут. Пример расписания одной из вальдорфских школ можно посмотреть здесь.
  • Есть специальные предметы. Например, эвритмия сочетает танец и пантомиму под чтение стихов или музыкальное сопровождение. Рисование формы предшествует письму (с 1 по 3 класс). Чтение и правописание появляются позже. Начиная с 9 лет дети занимаются ботмеровской гимнастикой.
  • С 1 класса преподаются два иностранных языка. В учёбе упор делают на гуманитарные предметы (живопись, музыка, пластицирование).
  • В обучении нет оценок. Соревновательный момент полностью отсутствует. Прежде всего школьники должны наслаждаться общением со сверстниками и с воспитателем. В конце учебного года учитель пишет подробную характеристику на каждого ученика с результатами и рекомендациями. Соответственно, никого из детей не оставляют на второй год.
  • Нет учебников. Главное — личность учителя. Именно он определяет, в какой форме подавать материал, то есть он может рекомендовать какие-то пособия, сборники задач или ограничиться устным рассказом.
  • Проводят костюмированные праздники (например, Праздник Урожая, Праздник Архангела Михаила; Праздник Фонариков; Масленица/Праздник встречи весны). Перед началом каникул все классы делают отчётные концерты.
  • В школах есть социально ориентированные практики. Например, в началке это могут быть ремёсла (путь зерна от его посадки до готового хлеба) и краеведение (изучают улицы, здания, составляют карты). В старших классах практика проходит в детских садах, больницах, детских домах и домах престарелых.

3. Где учить ребёнка по вальдорфской системе?

Почти в 90 странах сейчас насчитывается более тысячи вальдорфских школ. И свыше 3 000 детских садов. Больше всего учеников вальдорфской системы на её родине, в Германии — свыше 80 тысяч человек.

Вальдорфская школа в Финляндии / Фото: Shutterstock (Migren art)

В России первая вальдорфская общеобразовательная школа была открыта в Москве в 1992 году. Сейчас их 19, в том числе в Санкт-Петербурге, Владимире, Самаре, Ярославле. Общее число учеников в России — чуть больше 2500 человек. Часть школ — государственные, другие имеют статус некоммерческих образовательных учреждений. Среди российских вальдорфских преподавателей есть даже победители конкурса «Учитель года».

Открытый урок в московской вальдорфской школе / Фото: Shutterstock (Lunna Township)

Первая детсадовская вальдорфская группа появилась ещё в СССР в 1989 году. Сегодня их около 70 и ещё 30 дошкольных студий. Большинство из них состоят в Содружестве вальдорфских детских садов России.

4. А моего ребёнка возьмут?

В общеобразовательные вальдорфские школы набирают обычных детей. Зачастую надо пройти собеседование, в котором участвует не только ребёнок, но и родители (оценивается их позиция по вопросам обучения, воспитания и совместной деятельности в школе).

Требования к ребёнку предъявляют стандартные, как и при приёме в обычную школу. Согласно закону «Об образовании» отказать в приёме в учебное заведение школа не имеет права, но легко может не хватить мест. Например, в школу № 1060 попадают только из основной очереди — детям с пропиской в другом районе Москвы уже не остаётся мест.

Радуга — один из материалов вальдорфской системы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

Единственная лазейка — начать с детского сада, который относится к школе. Выпускникам дошкольного отделения даётся приоритет при приёме, даже если они прописаны в другом районе.

Педагоги не скрывают, что при переходе из вальдорфской школы в обычную могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов.

К концу второго класса ученики в вальдорфской школе могут писать только печатными буквами

При этом в математике они даже опережают сверстников. Все различия в уровне знаний стираются к средней школе.

Есть отдельная категория лечебно-педагогических школ и классов (где используют вальдорфскую методику), куда набирают особенных детей, например, класс особых детей «Навстречу» при школе «Путь Зерна».

5. Почему её критикуют?

Один из основных из аргументов критиков — позднее, по меркам классической педагогики, начало обучения чтению, письму, математике. Также ставят под сомнение отсутствие оценок, экзаменов, контрольных работ. Родители волнуются, сможет ли ребёнок адаптироваться к учебным и дисциплинарным требованиям обычной школы и вуза.

Материалы для обучения / Фото: Shutterstock (suebsakun piromraj)

Качество образования, которое получает ребёнок, напрямую связано с личностью педагога-классного руководителя, его профессионализмом и одарённостью (ведь он преподаёт основные предметы первые 7-8 лет в школе).

В качестве недостатка системы часто называют эзотерический аспект обучения. Сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику «взойти» к его так называемым «высшим духовным телам» — так называемому «эфирному» и так называемому «астральному». Часто это приводит к тому, что вальдорфские школы воспринимаются как секта.

mel.fm

Список членов

Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа «Путь зерна»
117437 Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.20А,                                    
тел.+8(495)336-68-66, +8(495)330-63-44,                                                      
e-mail: [email protected],
web-site: www.putzerna.ru

Московская Вальдорфская школа им. А.Пинского (№ 1060)
(Структурное подразделение ГБОУ «Школа № 627»)
115093  Москва, Стремянный пер., 33/35                                                    
тел.+8(499)236-52-14  факс.+8(499)236-54-92            
e-mail: [email protected]     
web-site: www.1060.ru                              

АНО «Центр непрерывного образования св.Георгия Победоносца«
(сокр. Центр св.Георгия Победоносца)
г. Москва, Ружейный пер., д.4,                                         

тел +8-903-258-10-32 факс +8(499)258-10-32                                            

e-mail: [email protected]                                                            

web-site: www.centr-svgeorgia.ru                                    

Автономная некоммерческая организация «Культурно-образовательный центр «Росток» (АНО «Росток»)
г.Москва, ул.Новодачная, 21, стр.2                                                  
тел. +8 916 366 97 41                                                    
e-mail: [email protected]            
www.facebook.com/waldorfrostok

Негосударственное образовательное учреждение «Общеобразовательная Свободная школа«
140180 Московская обл., г.Жуковский, ул.Строительная, д.10                                              
тел./ф.: +8(498)487-50-62
e-mail: [email protected]   
web-site: www.freeschool.ru          

Автономная некоммерческая организация «Средняя общеобразовательная школа «Согласие»
(АНО «Школа»Согласие»)
141500 Московская область, Солнечногорский район, поселок Голубое, дом 14
тел.+8-903-745-54-10,                                                        
e-mail: [email protected],                                                
web-site: http://www.wsoglasie.ru/       

Вальдорфские классы МБОУ СОШ № 29 
600020 г. Владимир, ул.Луначарского, 29-а                                            
тел.+8(4922)53-41-56          
[email protected]
web-site: www.shkola-29-vladimir.narod.ru
www.вальдорф-влад.рф

Автономная некоммерческая образовательная организация школа «Радуга»
(АНОО Школа «Радуга»)
394065 г. Воронеж, Воронежская область, Новоусманский район, село Бабяково, улица Зазеркальная, 1, рядом с коттеджным поселком «Зазеркалье» 
тел.+8-908-133-58-97
e-mail: [email protected]   
web-site: www.drugayashkola.ru               

Автономная некоммерческая негосударственная образовательная организация  
«Иркутская Вальдорфская школа«
664003  Иркутск, ул.Марата 11  
тел.+8(3952)33-15-74, 203-100            
e-mail: [email protected]                             
web-site: http://www.iws.baikal.ru              

НОУ — средняя общеобразовательная школа «Школа на Воскресенской«
248600  г. Калуга, ул.Воскресенская, 15                                              
тел.+8(4842)570166
e-mail: [email protected]      
https://vk.com/voskresen.ucoz 

Инициатива «Никольск-Горка»
442680 г. Никольск, Пензенской обл., ул. Нагорная, д.1                             

тел.+8(84165)40334                                            

e-mail: [email protected]      
https://vk.com/club450215                     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Самарская Вальдорфская школа» городского округа Самара  
(МБОУ Самарская Вальдорфская школа г.о.Самара)
443041 г. Самара, ул.Буянова, 105 тел.

тел. (846) 33-33-097, факс (846) 270-45-95  
e-mail: [email protected]                                     
web-site: www.waldorf-samara.ru                                                                                                

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 658 Кировского района Санкт-Петербурга (ГБОУ СОШ № 658 Кировского района Санкт-Петербурга)
Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д.22,                                                     

тел.+8(812)377-60-03                                                        
e-mail: [email protected]                                                   
web-site: www.waldorfschule.ru  

Негосударственное образовательное учреждение
«Центр Искусства Воспитания»
(НОУ «Центр Искусства Воспитания», НОУ ЦИВ)
199155  Санкт-Петербург,  пр.КИМа, д.1,                                                    

тел.+8(812)498-80-59, тел/факс 350-90-86,                                                  

e-mail: [email protected]

web-site: www.ziwspb.ru                    

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие»
634050 г. Томск, переулок Юрточный, д.8, стр.1                    
тел./факс +8(3822)529972
e-mail: [email protected]
web-site: http://www.eurekatomsk.ru/ 

НГОУ «Педагогика сердца»
г. Уфа, пер. Пархоменко, д.7                                                  
тел.(3472) 272-04-51, 8-917-4251872                                                        
e-mail: [email protected]                             
web-site: http://ufacvet.ru/     

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-сад на улице Вольная»    
150014 г. Ярославль, ул.Вольная, д.10                                      
тел.+8(4852)94-75-72  факс +8(4852)30-57-45          
e-mail: [email protected]
web-site: http://yarwald.ru/school             

waldorf-russia.ru

Об Ассоциации

Ассоциация Вальдорфских Школ России – сообщество учителей и родителей, участвующих в вальдорфском движении России. Формально в него входят вальдорфские школы и семинары. Неформально – все желающие поддержать вальдорфскую педагогику. Ассоциация работает с 1995 года.  Два раза в год съезжаются вместе представители школ и семинаров со всей России, чтобы поделиться опытом организации школ, своими радостями и проблемами. Второй год школу представляют не только учителя, но и родители. 

Ассоциация в рамках своих собраний проводит встречи, посвящённые отдельным областям жизни школы – самоуправлению, администрированию, документообороту. 

Ассоциация организовала написание и издание Программ вальдорфских школ России, которые стали основой рабочих программ многих школ. Сейчас ведётся подобная работа в связи с выходом новых стандартов образования.

Периодически выходит электронный вестник новостей школ Ассоциации «Здравствуйте», в котором можно узнать новости школ, семинаров и инициатив.

Работают группы по организации семинара для учителей старшей школы, группы по здоровому питанию школьников. Недавно появились энтузиасты создания вальдорфского 12 класса или даже вальдорфского колледжа.

В рамках Ассоциации проходят разнообразные мероприятия.

Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция вальдорфских учителей.

Большой популярностью пользуется Летняя методическая неделя в последнюю неделю июня, где происходит обмен опытом между учителями.

На собраниях Ассоциации между разными школами зарождаются проекты, которые потом ведут свою отдельную жизнь. Так, очень популярными стали совместные олимпийские игры пятых классов, которые проводятся в разных городах. Традиционными стали Рыцарские турниры для шестых классов и Русские забавы для седьмых.  

Если говорить строгим языком документов, то Ассоциация Вальдорфских Школ  представляет собой некоммерческую организацию, образовавшуюся в результате добровольного объединения некоммерческих образовательных организаций.

Целями создания Ассоциации являются развитие и совершенствование образования, посредством содействовия развитию и распространению вальдорфской педагогики (педагогики Р. Штейнера) в России; создание реальных условий для осуществления неотъемлемого права каждого человека на свободное образование.
Ассоциация организует сотрудничество вальдорфских школ по вопросам развития вальдорфской педагогики в России; научно-педагогическую, методическую, юридическую и иную поддержку учреждений вальдорфской педагогики.
Ассоциация содействует  профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации вальдорфских педагогов; научно-методическое, правовое и иное представительство интересов Ассоциации в органах государственного управления и образования.
Организует и поддерживает научно-педагогические исследования по проблемам образования и воспитания.
Распространяет педагогические идеи Рудольфа Штейнера и опыт вальдорфских (Штейнеровских) школ.

Членами Ассоциации могут быть некоммерческие образовательные организации, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами вальдорфской педагогики не менее пяти лет, а также образовательные организации по подготовке педагогов для вальдорфских школ (далее — семинары), выразившие заинтересованность в совместном решении задач Ассоциации.
Для приема в члены Ассоциации ходатайствующие о приеме обязаны предоставить в Совет Ассоциации заявление от педагогической коллегии данной организации, а также рекомендацию от двух членов Ассоциации.
Решение о приеме в члены Ассоциации принимается на ближайшем заседании Общего собрания Ассоциации.

Высшим органом управления Ассоциации является Общее собрание Ассоциации. В Ассоциации формируется постоянно действующий коллегиальный орган управления —  Совет Ассоциации, который избирается на срок три года Общим собранием Ассоциации.

Функции исполнительного органа в Ассоциации выполнят коллегиальный орган – правление. В состав Правления входят три сопредседателя, которые избираются Общим собранием на срок три года. 

waldorf-russia.ru

Вальдорфская педагогика в России — Вальдорфская школа

Параллельно с радикальными преобразованиями, которые переживала наша страна на рубеже 80–90-х годов XX в. возникла потребность инноваций и в сфере образования. Стал возрождаться интерес к педагогическому труду, начался активный творческий поиск. Появились широкие возможности для обмена опытом с зарубежными странами в этой сфере. Знакомство с принципами вальдорфской педагогики дало импульс для организации подобных школ и в нашей стране, и это не случайно – идеи, которые развивал основатель вальдорфской педагогической системы Рудольф Штайнер, оказались созвучны педагогическим воззрениям многих русских передовых людей, живших в XIX-ХХ вв. – К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского и многих других. Например, К. Д. Ушинский, крупнейший представитель российской педагогики XIX века, которого называют «великим учителем русских народных учителей» считал, что педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук. Он ставил во главу угла необходимость всестороннего изучения человека и утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Л. Н. Толстой писал, что «только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики». Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию новых методов воспитания детей, которые должны были основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей. А выдающийся педагог-новатор уже советского времени В. А. Сухомлинский профессию учителя называет человековедением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления. Таким образом, принципы вальдорфской педагогики оказались напрямую соотносимы с основными положениями передовых российских педагогических концепций XIX–XX вв. 

В 1990 году в нескольких городах России, на базе существующих общеобразовательных школ появились классы, где отдельные учителя начали преподавать по вальдорфскому методу. Из таких классов в дальнейшем выросли школы «Семейный лад» в Москве, Ярославская вальдорфская школа. В 1991 году начали свой путь Самарская и Смоленская вальдорфские школы. В 1992 году в Москве муниципальная школа №1060, реализующая образовательные программы по вальдорфской системе, стала участником пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве. С 1992 года вальдорфские школы начали открываться по всей стране.

Сегодня в России работает 20 школ (14 негосударственных и 6 государственных), около 60 детских садов, четыре семинара по подготовке учителей, несколько социально-педагогических инициатив, несколько лечебно-педагогических учреждений.

В 2006 году утверждены Образовательные программы Российских вальдорфских школ. Вальдорфские школы России объединены в Ассоциацию. Российская Ассоциация в свою очередь входит в Международную Ассоциацию вальдорфской педагогики (IAO) и Европейский Совет Вальдорфского образования (ЕСSWE).

yarwald.ru

Обзор вальдорфских школ Москвы | Schoolioneri

В вальдорфских школах все устроено иначе. Здесь нет тех, кто не любит учиться, не ставят оценок, нет второгодников. Ребята с первого класса создают поделки и рисунки своими руками невероятной красоты. Основная цель вальдорфской педагогики – сохранить детям детство.

Вальдорфские школы — характерные черты

Каждый ученик – личность. Учителя внимательно относятся к детям, в процессе обучения учитывают индивидуальные особенности развития. Важная роль отводится классному учителю. В идеальном случае он не меняется на протяжении 8 лет, обучает и опекает детей. Классный учитель ведет главный урок, который длится 2 часа. В 1–2 классах детей знакомят с буквами, преподают в разговорно-игровой форме 2 иностранных языка, но чтению учат только со 2-го класса. Предметы внедряются постепенно из художественной среды. И мальчики, и девочки учатся вязать спицами и крючком, играть на флейте, вышивать, знакомятся с ремеслами.

Ознакомиться со всеми вальдорфскими школами Москвы можно на страницах нашего каталога:

Учебный план

В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения учится путем передачи мяча по кругу.

Изложение академических предметов происходит эпохами, это означает, что на протяжении 2–5 недель дети изучают один предмет. Такой подход помогает ученикам глубже погрузиться, лучше понять и усвоить материал. Дети получают сконцентрированные знания по одной изучаемой теме и по одному предмету, у них есть время прочувствовать и осмыслить материал, закрепить его. При этом эпохами не преподаются дисциплины, требующие постоянного упражнения: языки, рукоделие, музыка и т. п. Они изучаются 2–3 раза в неделю после главного урока.

Предметы художественно-эстетического цикла, считающиеся в обычных школах второстепенными, здесь преподаются наравне с академическими, им отводится более трети учебного времени. Помимо этого, здесь учат предметы, которых нет в учебных планах обычных школ: эвритмия и рисование формы.

Отличительные черты вальдорфских школ

  • В средней школе (с 1 по 8 класс) не ставят оценок.
  • Обучение происходит без использования учебников. Учитель вправе сам выбирать, как и на основании каких источников подавать материал.
  • Ученики сами создают учебники. В них содержатся результаты выполнения домашних заданий, конспекты, делаются картинки. При этом красота оформления учебника не менее важна, чем его содержание.
  • В школах регулярно устраивают праздники: наступление зимы, таяние снега, созревание плодов, сбор урожая, Пасха, Рождество.

Перспективы

Ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы, чаще всего с гуманитарным уклоном. При этом выбранные профессии, которые выбрали ребята, – их любимые. Выпускники таких школ – открытые, творческие и креативные люди. Они очень коммуникабельны и прекрасно работают в коллективе.

Вальдорфская школа «Путь зерна»

Адрес: ул. Миклухо-Маклая, д. 20 А

Путь Зерна – вальдорфская школа и детсад, член Ассоциации Вальдорфских школ РФ. В школе царит особая атмосфера: дети души не чают в учителях, чувствуют уважение и доброту преподавателей. Здесь проводится много необычных празднований: урожая, фонариков, Рождество, рождественская ярмарка, Масленица, театральный фестиваль. В школу принимаются ребята с особенностями развития.

Особенности обучения

В школе используется адаптированная к стандартам образования РФ вальдорфская педагогика, подразумевающая:

  • индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • принцип несменяемости классного руководителя;
  • активное участие родителей;
  • принцип главного урока, преподавание «эпохами»;
  • образно-художественный подход к преподаванию;
  • разносторонность образования;
  • развитие волевой культуры учащихся через разнообразную практическую деятельность;
  • изучение музыки, живописи, эвритмии, знакомство с музыкальными инструментами, рукоделие;
  • отсутствие балльной системы;
  • изучение английского и немецкого языков.

Программа обучения существенно отличается от обычной образовательной, однако она утверждена Департаментом образования. В старших классах ученики готовятся к ЕГЭ и благополучно сдают их.

Частная школа «Согласие»

Адрес: Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Голубое, д. 14

Согласие – одна из первых негосударственных школ Зеленограда и вальдорфских школ РФ. Она была учреждена в 1994 году группой родителей для своих детей. Сегодня Согласие состоит из школы (обучение с 1 по 11 класс) и детсада (принимаются с 2 до 6 лет). Существуя на рынке более 20 лет, организация накопила огромный педагогический опыт, сформировала отличную команду. Школа постоянно растет и развивается, принимает активное участие в жизни города и вальдорфской ассоциации (российской и международной), членом которой она является.

Воспитанники школы осваивают обязательную общеобразовательную программу, занимаются искусствами и ремеслом, совершают образовательные поездки за границу, успешно сдают государственные экзамены.

Особенности обучения

Программа образования школы отвечает ФГОС. При ее составлении учитывались многолетние традиции западноевропейских и российских вальдорфских школ, исследования и разработки Давыдова, Выготского, Эльконина, Ушинского.

В «Согласии» существует специальное понятие «тема года». Она соответствует возрастным особенностям ребят и определяет содержание основных предметов. Так, в первом классе дети изучают народные сказки и знакомятся с русским фольклором, во втором – басни и легенды о Святых, в 3-м – Ветхий Завет, в 4-м – Русь до Крещения и скандинавскую мифологию, в 5-м – древние цивилизации, в 6-м – Древний Рим, в 7-м – эпоху Возрождения и Великие географические открытия. С 8 по 11 классы темой года являются спектакли по литературным произведениям. Перед летними каникулами каждый класс показывает спектакль по теме года.

В соответствии с принципами вальдорфской педагогики, ребята получают разностороннее образование, здесь много праздников, экскурсий, практических занятий. В школе изучают кузнечное и гончарное ремесла, вязание и вышивку, ткачество, рисование, послойную живопись, моделирование и конструирование швейных изделий, резьбу по дереву, дают навыки сельского хозяйства (от посева до выпечки хлеба). Воспитанники проходят выездную биологическую практику на биостанции МГУ, с/х и животноводческую практику, участвуют в межшкольных Олимпийских играх, рыцарских турнирах.

Школа святого Георгия Победоносца

Адрес: 3-й Хорошевский проезд, д. 1, корп. 3.

Рассматриваемый Центр непрерывного образования существует с 1994 года и входит в Ассоциацию Вальдорфских школ РФ. При школе работают хоровая, театральная, танцевальная, музыкальная студия, художественная и ремесленная мастерская.

Школа имеет богатую историю и собственные традиции. Ежегодно в декабре проходит Рождественская ярмарка, на которой демонстрируются поделки, созданные учащимися. Ученики показывают представления, посвященные Рождественскому празднику. Не менее масштабно и красочно здесь празднуют Масленицу. Руководство школы регулярно организует экскурсии и поездки в города Германии, на биодинамические фермы, по культурным достопримечательностям РФ.

Особенности обучения

Преподавание в школе базируется на принципах вальдорфской педагогики и предлагает обучение «эпохами» – последовательное изложение материала по одной учебной дисциплине в течение 2–4 недель. Такой подход помогает ребятам глубоко погрузиться в тему, лучше понять и запомнить материал.

Кроме основных общеобразовательных предметов, утвержденных минобразования РФ, дети изучают английский и немецкий язык, игру на различных музыкальных инструментах, живопись, рукоделие, театральное искусство, эвритмию, танцы, лепку из глины и резьбу по дереву.

Оценки в рассматриваемой вальдорфской школе не ставят до 9-го класса. Старшеклассники сдают ГИА и ЕГЭ и получают аттестаты.

Вальдорфская школа «Искусство жизни»

Адрес: ул. Профсоюзная, д.104

«Искусство жизни» – частная школа, образовательный процесс в которой построен на принципах вальдорфской педагогической системы. Здесь школьная жизнь яркая, насыщенная и интересная, проводятся концерты, ярмарки, праздники. Помимо учебы, ребята занимаются театральными постановками, делают своими руками игрушки и картины. Руководство организует культурно-образовательные поездки на каникулах в города РФ и западноевропейские страны. Воспитанники школы уже побывали во Владимире, Суздале, Греции и Италии.

Особенности обучения

Как и во всех вальдорфских школах, преподавание ведется эпохами.

Свободная школа

Адрес: г. Жуковский, ул. Строительная, д. 10

Идея создания Центра непрерывного образования, работающего по принципу вальдорфской педагогики, зародилась еще в 1989 году. В тот год была создана группа вальдорфского детсада. Преподаватели работали не только с малышами, но и с их родителями: рассказывали о принципах штайнеровской педагогики, проводили занятия по музыке, эвритмии, занимались рукоделием и искусствами. Спустя 3 года открылся первый класс «Свободной школы», учениками которой были выходцы из этой группы. В настоящее время «Свободная школа» является активным членом Ассоциации Вальдорфских школ РФ.

Особенности обучения

К концу 10-го класса ученики заканчивают изучение основной программы и весь 11-й класс занимаются подготовкой к ЕГЭ по выбранным дисциплинам. Выпускники школы поступают в гуманитарные, технические, социальные или художественно-эстетические ВУЗы.

Московская Вальдорфская школа им. А. Пинского

Адрес: Москва, Стремянный переулок, 33/35

Вальдорфская школа им. А. Пинского расположена в исторической застройке Замоскворечья. Раньше здесь размещалась мужская школа №554, в которой учились такие известные личности, как А. Тарковский, А. Вознесенский, А. Мень. После этого здание находилось на длительной консервации, а в 1992 году в нем открылась вальдорфская школа. Ее первым директором стал советник министра образования А. А. Пинский.

Школа имеет хорошее материально-техническое оснащение и большую прилегающую территорию. Здесь находится много спортивных секций, кружков, существует несколько внеклассных коллективов.

Особенности обучения

Образовательный процесс в вальдорфской школе им. А. Пинского построен на принципах вальдорфской педагогики. Ученики изучают с первого класса 2 иностранных языка. Огромное внимание здесь уделено совместной и индивидуальной проектной деятельности, практическим занятиям, профориентации. Дети занимаются:

  • театральными постановками;
  • выращивают экологически чистые овощи и разбивают цветники на школьном участке;
  • изучают флору и фауну леса, породы минералов;
  • наблюдают за явлениями природы;
  • проводят измерения с помощью приборов и составляют геодезический план участка;
  • знакомятся с миром профессий.

Старшеклассники создают и защищают проекты в любой предметной области, проходят социальную практику в больницах, детсадах и детдомах. В 9-м классе ученики проходят языковую практику в Германии. Она предполагает участие вместе с немецкими школьниками в совместном проекте, его защиту сначала в Германии, потом в РФ. По окончании школы каждый воспитанник точно знает, кем он хочет быть во взрослой жизни.

Частная школа «Семейный лад»

Адрес: г. Москва, ул. Кулакова, д. 3 корп. 2

Учрежденная в 1990 году частная вальдорфская школа «Семейный лад» входит в Ассоциацию вальдорфских школ РФ. Здесь помогают детям раскрыть и развить способности, поверить в собственные силы.

В школе «Семейный лад» дети получают разностороннее образование. Помимо основных предметов, они занимаются музыкой, живописью и ремеслами, постановкой и демонстрацией спектаклей. В учебном плане школы предусмотрены походы, экскурсии и практика.

Особенности обучения

Руководство школы, составляя расписание, учитывает биологические ритмы. Такой подход помогает сохранить силы и здоровье, поддерживает интерес к учебе. На главном уроке дети изучают предметы из академического цикла (преподаются они эпохами: изучение одной дисциплины на протяжении 2–5 недель), после этого – искусства и иностранные языки. Практические занятия и лабораторные работы преподаются во второй половине дня.

Все частные школы в нашем каталоге удобно разделены по стоимости:

Выбирайте подходящий раздел, и вы найдёте лучшую школу под ваш бюджет.

www.schoolioneri.com

Вальдорфские школы в Москве, МО и России

Вальдорфские школы создаются родителями, для которых образование – это путешествие, а не гонка. Цель их – дать детям возможность раскрыться, обнаружить и проявить свои таланты, почувствовать вкус к обучению, интерес и радость преодоления трудностей в получении знаний.Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в классической вальдорфской системе являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (немецкий, английский с 1-ого класса) и т. д.


Центр поддержки семейного образования «Кот учёный»
Набирает детей на 2016-2017 учебный год. 
Обучение проходит по вальдорфской методике. 

Московская область, Ленинский район, ЖК «Суханово-парк
Подробности по телефону 8 495 107-9-108 или на сайте
www.waldorfschool.ru


Московская Вальдорфская школа им. А. Пинского

Метро «Серпуховская»

г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35

Секретариат: (499) 236-52-14

E-mail: [email protected]

http://www.1060.ru/


Частная средняя общеобразовательная школа «Семейный лад»

Метро: «Строгино» и «Щукинская»

Телефон: 8 (495) 750-28-98, 8 (495) 942-80-20

Директор школы: Перлич Алексей Викторович

http://sem-lad.ru/


Средняя общеобразовательная школа «Путь зерна»

Метро  «Беляево»

Телефон: (495) 336-6866

www.grainway.ru или www.putzerna.ru

[email protected]


«Живая школа»

Московская область, Одинцовский р-н, д. Ларюшино-2, д. 81.

8(495) 961-04-04, 8(495) 992-69-30, директор: Капитон Дубинин (903) 764-11-00. Email: [email protected] http://school-live.ru/


Частная школа «Согласие» в Зеленограде

Телефон: (499)703-0401

г. Зеленоград деревня Голубое https://www.facebook.com/wsoglasie

Школа началась с небольшого домашнего детского сада в 1992 году. Первыми учителями стали родителями. В 2001 году центр «Согласие» официально зарегистрировался как автономная некоммерческая организация и получил свое нынешнее название.


Школа святого Георгия Победоносца.

Общеобразовательная вальдорфская школа святого Георгия Победоносца.
м. Беговая, З-й Хорошёвский проезд, дом 1, корпус 3.
http://www.centr-svgeorgia.ru/
Работает с 1994 года. Бесстрессовое обучение, уроки искусства, дружественная домашняя атмосфера, обучение с интересом, особое внимание уделяется воспитанию, в котором большую роль играет качество человеческих взаимоотношений. В настоящее время в школе учатся около 100 учеников, в 2018-2019 году проводит набор детей в 1-11 классы. Стоимость обучения 16 000.  Контактные телефоны: 8 (903) 258-10-32, 8 (916) 355-08-90

centr-svgeorgia.ru


Частная Вальдорфская школа «Искусство жизни»

Москва, м.Беляево, Профсоюзная 104 8 (903) 615-33-04, 8(499) 793-48-25 , 8(499) 793-48-34 [email protected] https://www.facebook.com/iskusstvo.zhizni

[email protected]

http://iskusstvo-zhizni.ru


Школа «Росток»

Москва, Долгопрудный, Новодачная улица 58А +7(916)3669741 [email protected] https://www.facebook.com/waldorfrostok

Семейная вальдорфская школа «Росток» приглашает детей с 1 по 7 классы совершить совместный интересный путь взросления. 20 минут транспортом от метро «Савеловская». Располагается в частном  доме за кольцевой по Савеловской железной дороге. Работает 12-й год. Двухразовое питание — завтрак и обед. День заканчивается в15.10

[email protected]

Телефон: (916)972-94-07 Светлана


Вальдорфская частная школа в Жуковском Телефон: (498)487-50-62

http://freeschool.ru/

___________________________

Вальдорфская частная школа на Николиной горе

Телефон: (495)961-04-04

школа «Поляна» Красногорск, ул. Тихая, 4
+7 (916) 321-72-71
[email protected]

Школа-сад «Согласие» МО, Солнечногорский р-н, поселок Голубое, 14
+7 (499) 703-04-01
[email protected]

Школа, сад «Луч Солнца» Ростов-на-Дону, Перовский переулок, 3а
+7 (988) 259-54-12
[email protected]

Школа «Радуга» Воронежская область, село Бабяково, ул. Зазеркальная, 1
+7 (908) 133-58-97
[email protected]

Сад, Школа «Соцветие» Саратов, ул. Радишева, 22 +7 (906) 310-00-04

школа «Радость» Тольятти, бульвар Туполева, 19
+7 (8482) 62-63-64

школа «Семейная Вальдорфская Инициатива «Солнечная река»» Самара, Сухая Самарка, СДТ «Татьянка»
+7 (927) 687-11-52
[email protected]

Владимирская вальдорфская школа  Владимир, ул. Луначарского, 29А
+7 (4922) 53-41-56
[email protected]

Ярославская вальдорфская школа  Ярославль, ул. Вольная, 10
+7 (4852) 30-57-45

Вальдорфская средняя школа в Дачном № 658 Санкт-Петербург, Трамвайный проспект, 22
+7 (812) 377-60-03
[email protected]

Школа на Воскресенcкой Калуга, ул. Воскресенская, 15
+7 (4842) 57-01-66

Школа «Созвучие» Смоленск, ул. Неверовского, 11
+7 (4812) 31-98-97
[email protected]

ddbo.ru

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *