Элементы художественной гимнастики для начинающих – Основные (базовые) элементы | Первые шаги

Гимнастические упражнения — О художественной гимнастике — Статьи и книги

(Рассказывает мастер спорта по художественной гимнастике Юлия Ситникова)

Наверно вам не раз доводилось смотреть выступления гимнасток по телевизору, как они мастерски выполняют сложнейшие технические элементы. Всё это многолетний труд тренировок. А с чего же всё начиналось? Маленьких крохотных созданий мамы приводят на художественную гимнастику в 4-5 лет. Первый год — это один из решающих этапов: девочки учат азы гимнастики — основные базовые элементы, их растягивают, делают много упражнений на гибкость, подкачивают мышцы ног, пресс, спину, руки, учат тянуть носочки и коленки. И самое главное девочки начинают чувствовать (владеть) своим телом. В этой статье мы рассмотри основные (базовые) элементы, с которых и начинается художественная гимнастика.

I. Шпагат.

Существует несколько видов шпагатов: правый, левый, поперечный и вертикальный. Вертикальный — это уже более сложный элемент и здесь кроме растяжки ещё нужно уметь держать равновесие на одной ноге. Растяжка — имеет очень большое значение для будущей гимнастки. Поэтому элементу нужно уделять много внимания, особенно правильности его исполнения. Перед тем как делать элементы на растяжку или гибкость, нужно сперва «разогреть» ребёнка. Немного попрыгать, побегать с ним, поделать приседания, походить на корточках (как уточки), чтобы мышцы ребёнка были эластичные и легче поддавались растяжке. Запомните — никогда не тяните не разогретого («холодного») ребёнка, кроме боли вы ещё можете и повредить связки малышу. Ничего не делайте резко, только плавными движениями и пружиня по несколько раз.

Существует несколько способов растяжки для шпагата:

  1. Ставите ребёнка на коленки спиной к вам. Он обхватывает руками вас за ноги. Далее одну ногу малыш поднимает, вы берёте её руками (можно под колено, можно и за стопу взять) и тянете на себя. Следите обязательно за тем, чтобы «тазовые косточки» были на одной линии (не перекошенные). Делайте по 15-20 пружин каждой ноги (смотрите, конечно, по ребёнку — можно делать и по 5 пружинок и через 5 минут повторить). Не забывайте тянуть обе ножки, иначе ребёнок будет однобоко растянутым.
  2. Если у вас есть шведская стенка — то одну ногу ребёнок закидывает на шведскую стенку (чем выше, тем лучше), а вы потихоньку прижимаете опорную ногу к шведской стенке (пружиня), ни в коем случае не резко. Это упражнение делаем на правую и на левую ногу, а так же поставить ребёнка боком к шведской стенке и поднять ногу в сторону (растяжка на поперечный шпагат). Это идёт подготовка к вертикальному шпагату, ребёнок учится переносить равновесие на одну ножку.
  3. Сидя на попе ноги врозь, две руки подняты вверх, спинка ровная — делаем наклоны по — очереди к правой ножке, к левой ножке (руками тянемся к пяточкам) и ложимся в перёд на животик, руки впереди себя. Это упражнение хорошо делать вместе с мамой (папой) — садитесь друг на против друга и делайте наклоны. Затем в этом же положении делаем круговые движения от правой ноги к левой (животик как можно ближе к полу).
  4. Сидя на полу делаем лотос, руками прижимаем колени к полу (можно пружинками, а можно и медленно устремлять коленки к полу). Идеально, когда колени лежат на полу, тогда можно переходить к более сложным упражнениям.
  5. Делаем упражнение аналогичное лотосу, только ребёнок лежит на животе, а ножки сзади согнуты в коленях, положение «жабка» или «лотос на животе». Нужно стараться прижать попу ребёнка к полу.
  6. Ребёнок лежит на спине, две ноги вверху (ноги ровные, вытянутые, спинка — лежит ровно) — и начинаете потихоньку разводить ножки в стороны, делаете небольшие пружинные движения, стараясь приблизить ножки к полу. Идеально когда ножки достанут до пола.
  7. Поставьте перед ребёнком детский стульчик или табуретку (что-то невысокое — см. 50-60 в высоту, можно использовать диван) и одну ногу кладём на стульчик, а вторая ножка разъезжается в шпагат. И потихонечку пружините попу к полу. Старайтесь, чтобы у ребёнка бёдра и плечи были на одной линии. Это упражнение подходит для растяжки на правый, левый и поперечный шпагат.

Правильно выполненный шпагат:

  • правый или левый шпагат: ребёнок сидит на шпагате, плечи и бёдра на одной линии, спинка ровная, колени и носки натянуты;- поперечный шпагат: встаньте с боку и посмотрите, если ноги лежат на одной линии, коленки и носочки натянуты, то ребёнок сидит правильно. Если линии нет (т.е. уголок вместо линии) — то это не шпагат, а ноги врозь).

Если вы хотите достигнуть результата в растяжке, то упражнения желательно делать ежедневно, тогда мышцы станут более эластичными. И конечно чем раньше начнёте заниматься, тем лучше. Ещё для шпагата важное значение имеет такой элемент как складочка.

II. Складочка.

Складочка — это когда ребёнок сидит на попе, ноги вместе впереди него, а животик полностью лежит на ножках, руки обхватили пяточки, коленки натянуты как «струночки».

Упражнения, которые помогут подготовиться к складочке:

  1. Ребёнок сидит на попе — ножки вместе лежат перед ним на маленьком стульчике и делаем наклоны вперёд (кладём животик на ноги) пытаясь обхватить пяточки.
  2. Ребёнок сидит на попе, ножки впереди него — делаем упражнения стопами двумя вместе: на себя — натянуть к полу (раз 20-30), коленки натянуты. Затем зафиксировали стопы на себя и наклоняемся к ножкам, пытаемся дотянуться до стоп и обхватить их.
  3. Положение стоя: ноги вместе, коленки вытянутые, делаем наклоны вперёд — нужно полностью положить ладошки на пол, затем пробуем обнять ножки. Так же это упражнение можно выполнять в движении: делаем небольшие шаги ножками вместе с наклоном вперёд и достаем руками пол (или кладём ладошки на пол), животик должен ложиться на шагающую ногу.
  4. Стоим лицом к шведской стенке — одну ножку закидываем на шведскую стенку на уровне бёдер (бедра и плечи на одной линии) — и делаем наклоны к ноге (к правой и к левой).

У малыша лучше получится выполнять эти упражнения — если вы будете для него примером! Делайте эти упражнения друг на против друга и подсказывайте малышку на его ошибки. Будьте для него положительным примером!Что даёт упражнение складочка — это растяжка подколенных сухожилий, которые играют большую роль при растяжке на шпагат.

III. Мостик.

Наверное, не раз ваш карапуз самостоятельно пытался стать на мостик. Еще, будучи совсем маленькими, они часто выгибаются, делая первые смешные пародии на мостик. Как же правильно делать мости? Правильный мост — когда пальчики рук максимально близко находятся от пяточек ног (желательно касание), ноги на ширине плеч (можно немного шире). Мост получается красивый, высокий.

Упражнения для развития гибкости и подкачки мышц спины у ребёнка:

  1. Стоя на коленях делаем прогиб назад — руки ставим на пол. Повторяем упражнение 10 — 15 раз.
  2. Лёжа на животе берём руками стопы ног, согнутые в коленях и делаем «корзиночку» или «качельку». Тянем вверх ноги и руки и «раскачиваемся» как качелька. Если у ребёнка не получается раскачаться — помогите ему немного.
  3. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе. Вы немного придерживаете ему ноги в районе стоп. Малыш пытается приподнять спинку, руки либо за головой согнутые в локтях, либо вытянутые впереди, а при прогибе руки прижать к ушам. Это упражнение можно повторять пока малыш не устанет (10 — 20 раз), оно не только на гибкость, но и на укрепление мышц спины. Это упражнение можно делать и возле шведской стенки: лежа на животе, спиной к стенке, закрепляете стопы под самую нижнюю планочку и делаете упражнение прогиб назад, а в руки (вытянутые) можно взять мячик — это ещё больше усложнит упражнение.
  4. Ребёнок лежит на животике, ноги вместе и делает прогиб назад. Сперва за плечики вы немного пружиня, наклоняете спинку к ногам, а затем берёте его руки (при этом придерживаете ноги, чтобы они не разъезжались в стороны) и тяните их к ногам (очень аккуратно).
  5. Ребёнок лёжа на животике наклоняет назад спинку и сгибает ноги в коленях, ноги касаются головы малыша.
  6. Ребёнок в положении стоя возле шведской стенки, на расстоянии 50 — 60 см от неё. Руки кладёт на шведскую стенку и делает прогиб спины.
  7. Положения — вися на шведской стенке (лицом к стенке) отрываем от стенки ноги. Упражнение повторить 10 — 15 раз. Чем больше отрываются ноги от шведской стенки, тем больше включаются в работу мышцы спины, тем больше будет эффект.
  8. Упражнение «лодочка» — ребёнок лежит на животике и поднимает одновременно руки и ноги. Повторить это упражнение 10 — 15 раз. Это хорошее упражнение для подкачки мышц спины.
  9. Ребёнок стоит к вам лицом, ноги на ширине плеч — вы берёте его под спинку, малыш делает наклон назад — а вы делаете пружинки — опуская и немного приподнимая его спинку. Делайте 5 — 10 пружинок и поднимаете спинку полностью в вертикальное положении. Повторите это упражнение 3 — 4 раза, это своего рода разогревающее упражнение для спины.
  10. Очень полезное упражнение для гибкости в самом раннем возрасте — это кошечка. Стоя на коленах на четвереньках (руки на полу) делаете изгиб спины в низ (голова тянется к попе) — «добрая кошечка», затем делаете изгиб спины в вверх (голова тянется к животику, образуется как бы бугорок ) — «злая кошечка». В игровой форме это упражнение — зарядка проходит на ура даже с самыми маленькими детками, которые ещё только умеют ползать.

Когда спинка у ребёнка уже немного подготовлена, самое время начать учить его делать мост «сверху», т.е. мостик с высокого положения. Сперва, лучше подстелить что-то мягкое на пол (чтоб не удариться головой), так как руки у ребёнка ещё слабые и будут расползаться в стороны и конечно делать это упражнение на первых порах только с мамой (папой) рядом. Затем следует принять правильную стойку: ноги на ширине плеч, руки в верху возле ушей, глаза подняты вверх и смотрят на кончики пальчиков. Затем придерживаете ребёнка под спинку (вам лучше занять положение сбоку от ребёнка и он будет как бы ложиться вам на руку) малыш потихонечку (медленно) начинает делать наклон назад. Когда прогиб будет настолько хорош (глазки увидят пол), то можно опускать руки на пол. Ещё вы можете придерживать ребёнка за купальник (футболку, кофточку) стоя перед ним. Каждый раз уменьшайте степень вашего участия в процессе становления на мост. Когда будете уверены, что ребёнок не упадёт на голову — попробуйте, что бы ребёнок сделал мост самостоятельно. И ещё одно очень полезное упражнение, которое поможет научится вашему малышу делать «мост сверху» — ребёнок становится спиной к стеночке (желательно к шведской) на небольшом расстоянии от неё, делает прогиб и начинает постепенно передвигать ручки к самому низу стенки и затем, переставляя руки и на сам пол (если это шведская стенка — то перехватывает палочки поочерёдно правой и левой рукой).

Спинку размяли, ножки растянули, пора и пресс подкачать. Для это есть хорошее упражнение уголок.

IV. Уголок

Уголок — положение сидя на попе, ноги вместе, отрываем ноги и руки от пола и держим уголок. Руки в сторону (помогут удержать равновесие), ноги стремятся вверх к потолку. Уголок желательно удерживать для начала 5 секунд. Затем каждый раз, повторяя это упражнение, увеличивайте время его исполнения. Ребёнку будет веселее выполнять это упражнение, если вы ему составите компанию.

Несколько упражнений на укрепление пресса:

  1. Положение лёжа на спине — ноги и руки вытянутые. Одновременно поднимаем одну ногу и спинку (руки возле ушей). Ноги по очереди чередуем, т.е. поднимаем спинку сперва к правой, затем к левой ноге. Усложнить упражнение можно, если поднять одновременно две ноги и две руки.
  2. Положение — вися на шведской стенке (спиной к стенке) — отрываем ноги от стенки (т.е. делаем уголок на стенке). Упражнение повторить 10 -15 раз. Следующий этап — находясь в этом же положении, ноги поднимаем в уголок на 90 градусов и держим, сколько есть сил.
  3. Положение лёжа на спине, ноги вытянутые, руки за головой. Ноги либо мама придерживает, либо лечь можно под шведскую стенку (ноги под нижнюю палочку) и ребёнок поднимает спинку. Если вашему малышу это не под силу, протяните ему руки и помогите подниматься. Постепенно ослабляйте силу вашей помощи. Тоже самое упражнение можно делать согнув ноги в коленках и поднимать корпус до вертикального положения (руки за головой).
  4. Положение лежа на спине, ноги вытянутые, руки за головой (или можно вдоль тела), упражнение аналогичное предыдущему, только в этом случае малыш поднимает ноги (две ноги вместе) и старается положить их за голову (попа при этом упражнении отрывается от пола). Желательно это упражнение повторить не меньше 10 раз.
  5. Очень хорошее упражнение «ножницы». Положение лёжа на спине, руки вдоль тела, ноги приподняты от пола на 45 градусов и делаем движения ногами, аналогичное движению ножниц, т.е. скрещиваем ноги, поочерёдно меняя их. Затем это упражнение можно усложнить, делая ножницы в движении: снизу вверх и сверху вниз.

Ещё есть очень хорошие упражнения для укрепления боковых мышц спины:- вы лежите на боку с малышом друг на против друга, одна рука под головой, другая лежит впереди вас. Ноги вытянутые и одна из них приподнятая на 45 градусов. Делаем движения — подтягиваем одну ногу до положения другой (как бы подбиваем приподнятую ногу), в работу включаются боковые мышцы спины. — вы находитесь в том же положение, но теперь поднимаете корпус, опираясь на руку, которая находится перед вами. Вторая рука за головой.

V. Берёзка

Берёзка — положение лёжа на спине, ноги в потолок, попу придерживаем руками (руки в локтях согнуты, ноги вместе). Наверное, не раз вы сами делали это упражнение, научите теперь и своего малыша делать берёзку. Малышу сперва будет очень сложно удержать попу в руках)), но с вашей помощью (придерживайте его ножки вверху) он это сделает гораздо лучше.

VI. Ласточка

Ласточка — положение стоя на ногах, спинка ровная, руки в сторону, ноги вместе. Поднимаем одну ногу назад, желательно, чтобы при этом корпус оставался вертикальным, а ножка была поднята как можно выше (горизонтально полу и обе ноги вытянутые). Для малыша это довольно сложное упражнения, так как нужно научиться переносить цент тяжести своего тела на одну ногу и уметь держать равновесие. Для начала начните с ним тренировать упражнение «цапля»: стоя на одной ноге, вторая нога согнута в колене и носочек прижат к опорной ноге, руки в сторону (помогают удерживать равновесие). Поочерёдно меняйте опорную ногу. Как начнётся получаться «цапля» переходите к «ласточке». Кроме того, очень полезное упражнение ходить по одной линии: постелите ленточку или скакалочку и пусть малыш пройдётся по ней.

VII. Кувырок

Кувырок — это элемент, который юные гимнастки учат уже в первый год тренировок и которым потом пользуются на протяжении всей спортивной жизни. Положение стоя, одна нога выдвинута немного вперёд, руки тоже устремлены вперёд. Делаем шаг ножкой, касаемся руками пола, подгибаем голову к животику, как бы группируемся, перекатываемся на спинку, ноги скрещенные подгибаем под себя и поднимаемся на туже ногу, с которой и делали шаг. Какие могут ошибки, при исполнении этого элемента:- смотрите, чтобы ребёнок не становился на голову при кувырке (опасно, может повредить шею),- кувырок нужно делать сгруппировавшись, тогда он будет аккуратный и быстрый, а это особенно пригодиться когда кувырок будет исполняться в связке гимнастических упражнений.

После того, как позанимались, хорошо будет «разгрузить» позвоночник. Для этого, если у вас есть шведская стенка — то можно повисеть на шведской стенке, если нет — то возьмите ребёнка за ручки (или за ножки) и поднимите его от пола.

Статья добавлена с разрешения Юлии Ситниковой

rg4u.clan.su

Гимнастические трюки для начинающих

Шпагат в стойкеСамые простые гимнастические трюки — шпагат, мостик, стойка на руках на самом деле являются ключевыми для большинства сложных гимнастических элементов — сальто, рандат, фляк, переворот, колесо и множества других. Начинающим в спортивной гимнастике, художественной гимнастике, акробатике, сложных спортивных танцах, прыжках на батуте нужно уделить внимание именно этим простым, но важным упражнениям.

Шпагат

Шпагат пригодится для разных элементов, например для стойки или переворотов, колеса, рандатов.

Для начала нужно сделать разминку — разогреваем шею, спину, пахи. Потом нужно сделать подводящие упражнения — садимся на ноги так, чтобы одна была согнута, а другая прямая так, чтобы ляжка касалась икры, угол должен быть 130 — 140 градусов. Потом мы начинаем плавно переходить из стороны в сторону. Сначала будет трудно, поэтому растяните выполнение упражнения на несколько дней.

Усложняйте упражнение — делайте перекаты с поворотом корпуса. Посидите так около 15 секунд на одной ноге, потом — на другой. Потом начните делать складки в сторону. Если несколько дней делать упражнение, пахи растянутся. Не нужно боятся боли, это растягиваются мышцы, или как говорят спортсмены, крепатура. Через некоторое время начинайте делать настоящий шпагат.

Какие опасности подстерегают начинающих? Можете потянуть пах и получить тянущееся чувство боли. Боли будут даже тогда, когда вы научитесь делать шпагат — например после длительного перерыва или без должной разминки.

Также есть опасность разрыва мышцы в паховой области, симптом — невозможность ходить, трудно двигать ногой. Такая проблема может возникнуть из-за резких движений, поэтому тренируйтесь плавно.

Растяжка

Мостик

Мостик пригодится для других гимнастических упражнений, например — темповый переворот фляка. Мостик используется не только в спортивной и художественной гимнастике, но и в акробатике, сложной хореографии.

Для мостика нужна другая разминка, нежели для других элементов. Спина — важная часть человека, поэтому с ней нужно быть осторожней.

Разминка:

  • МостикСначала садимся , выпрямляем ноги и натягиваем носки, наклоняемся руками к ногам. Это нужно для того, чтобы спина была более растянутой.
  • Потом ложимся на спину и поднимаем одновременно руки и ноги, держим так 10 — 15 секунд. Это упражнение поможет накачать спину.
  • Ложимся на спину и поднимаем руки и ноги, а потом опускаем, это тоже упражнения для укрепления спинных мышц. Эти мышцы отвечают за опускание и поднимание корпуса, если делать мостик с ног.

Делаем мостик:

    1. Ложимся на спину, ступни подтягиваем к тазу, руки ставим возле головы пальцами ладоней к ногам и выпрямляемся.
    2. После этого упражнения продолжайте у стенки — станьте спиной к стене, расстояние около одного метра и плавно опускаемся так, чтобы руки шагали по стенке. Также плавно поднимаемся после того, как руки коснуться пола.
    3. После того, как спина достаточно растянута, делаем мостик без стенки.

Подложите что-нибудь мягкое под голову и спину, можно одеяло или большую подушку, можно гимнастический мат.

Возможные травмы — на мостике можно потянуть спину — если не сделать разминку или сделать упражнение слишком резко. Спинные мышцы могут болеть долго и сильно, ведь их там около пятисот.

Стойка на руках

Стойка на руках — это простое с виду упражнение, но на самом деле — сложный гимнастический элемент, который нужен в акробатике, хореографии спортивных танцев.

В стойке главное найти опору — центр, над которым нужно держать корпус. Конечно, в зависимости от подготовки, стойку можно делать у стенки и без опоры.

Сначала делаем легкую разминку, потом — подводящие упражнения:

  • складочка, чтобы растянуть спину;
  • стойка на голове, чтобы ощутить опору.

Стойка на рукахПотом подходим к стенке, делаем шаг так, чтобы передняя нога была согнута под углом 120 градусов. Наклоняемся, руки ставим на пол у стенки (пальцы касаются стены), наклоняемся, запрокидываем заднюю ногу и становимся в опору на руки. Второй вариант — становимся к стене спиной и становимся на руки, ноги упираем в стенку. Потом руками подходим ближе к опоре.

Когда вы будете уверены в своих силах, делайте без стенки, но недалеко от стенки на случай падения, тогда можно будет в нее упереться, это своеобразная страховка.

Полностью самостоятельная стойка на руках, находим точку опоры (ищем сами равновесие), спину нужно напрячь, а ноги — натянуть.

Эти трюки для начинающих вполне можно дополнить похожими — шпагат в воздухе, мостик с переворотом шпагатом и многими другими, все зависит от вашей подготовки и желания.

gimnastikasport.ru

7 упражнений художественной гимнастики для взрослых :: «ЖИВИ!»

Многие верят в то, что приобщиться к художественной гимнастике можно только в раннем детстве, и если уж до пяти лет этого не сделал — о таких занятиях можно забыть. К счастью, это не так: показываем упражнения художественной гимнастики, которые стоит выполнять и взрослым.

Упражнения художественной гимнастики: зачем выполнять их взрослым?

Во-первых, это красиво. Во-вторых, очень полезно. «Занятия художественной гимнастикой помогают  развить гибкость, пластичность, координацию, — комментирует Кристина Радикевич,  мастер спорта  по художественной гимнастике; чемпионка России, многократная чемпионка Москвы и международных турниров и эксперт компании “Грация&Спорт”. — Они также улучшают осанку и состояние стоп, что положительно отражается на общем физическом состоянии».

Поэтому, даже если вы не мните себя новой Алиной Кабаевой, попробовать все равно стоит — как минимум, чтобы улучшить самочувствие, осанку и фигуру.

Как проходят тренировки по художественной гимнастике

Уроки гимнастики для взрослых в целом похожи на то, что делают на занятиях в детских группах. «На тренировках есть элементы фитнеса, растяжки, танцев, — объясняет Кристина Радикевич. — Так, например, на каждом занятии выполняются специальные упражнения на развитие гибкости и растяжки, для постановки и коррекции осанки, стоп, для укрепления пресса, мышц ног и спины.  Входит в тренировку также освоение элементов с мячом, булавой, лентой, прыжков, поворотов, акробатических движений».

Если прежде вы художественной гимнастикой не занимались, да и в принципе не очень со спортом дружите, все эти упражнения стоит сначала освоить с тренером в зале. Но некоторые базовые элементы, например, растяжку, упражнения для стоп, можно попробовать отточить дома. Это поможет вам понять, нравятся ли вам такие тренировки. К тому же, даже этих несложных упражнений будет достаточно для того, чтобы улучшить растяжку, расслабить мышцы спины, развить пластичность.

Мы попросили Кристину Радикевич составить и показать нам комплекс упражнений художественной гимнастики для взрослых.

Как построить занятие

* Начните тренировку с разминки. 4-5 минут суставной гимнастики помогут разогреть связки. Затем выполните 100 прыжков на скакалке: 50 — вращая скакалку вперед, 50 — вращая ее назад.

* Выполняйте упражнения последовательно.      

* Не гонитесь за скоростью: в комплексе есть много упражнений на растяжку, их нельзя выполнять рывками. «Старайтесь расслабиться и делать усилие на выдохе», — напоминает Кристина.

* Ориентируйтесь на свои ощущения. Легкий дискомфорт в мышцах допустим, а вот резкая боль — нет. Первый — свидетельствует о том, что мускулатура постепенно тянется, вторая — может сигнализировать о травме.

* Занимайтесь по этой программе 5-6 раз в неделю. «В вопросах развития гибкости очень важна регулярность: чем чаще вы выполняете упражнения, тем быстрее вы придете к результату», — говорит Кристина Радикевич.

Для выполнения упражнений комплекса вам понадобится коврик и скакалка.

Готовы начать занятие? Повторяйте за Кристиной.

Прокручивание со скакалкой

Встаньте прямо, стопы поставьте вместе, поднимитесь на носки. Возьмитесь обеими руками за концы скакалки, сложив ее втрое. Опустите кисти. Затем поднимите руки вверх, плавно уведите их назад и вниз, проворачиваясь в плечевом суставе. Финальная точка движения — кисти опущены вниз, скакалка касается ягодиц.  

Растяжка стоп

Опуститесь на колени. Поставьте правую ногу перед собой, согнув ее до прямого угла. Поставьте ее на носок, прижимая согнутые пальцы к стопе. Подайтесь корпусом вперед, положите правую руку на пятку и медленно как бы выталкивайте ее вперед. Через 10-15 секунд смените положение пальцев: разогните их, упритесь подушечками в коврик и снова, толкая пятку руками вперед, растяните стопу. Через 10-15 секунд повторите все с другой ноги.

Наклон к прямым ногам

Сидя с прямыми ногами вытяните носки от себя. Не сгибая коленей и не округляя спины, наклонитесь корпусом вперед. Зафиксируйтесь в этом положении на 10-15 секунд, затем в течение минуты отдохните и повторите.

Поперечный шпагат

Встаньте прямо, поставьте стопы шире плеч. Наклонитесь корпусом вперед, коснувшись руками пола. Направьте носки стоп в стороны. Перенесите 60% веса на руки. С выдохом медленно опускайте таз вниз, все сильнее скользите стопами в стороны. Зафиксируйтесь в доступном вам положении. Начните с 15-20 секунд, постепенно доводя это время до 3-4-х минут. 

Продольный шпагат

Опуститесь на колени, правую ногу вытяните вперед. Толкая правую стопу вперед, с каждым выдохом опускайте таз все ниже. Следите за положением таза: оба его сустава бедер должны быть примерно на одном уровне. Зафиксируйтесь в доступном вам положении на 15-20 секунд. Постепенно это время нужно увеличить до 3-4-х минут. Выполните все то же самое на другую ногу.

Прогиб из положения лежа

Лягте на живот, руки согните в локтях и упритесь ладонями в пол на уровне поясницы. Отталкиваясь от пола руками, тянитесь макушкой вверх, уходите в прогиб. Не старайтесь делать это за счет усиления прогиба в пояснице — раскрывайте грудную клетку и расслабляйте мышцы бедер. Зафиксируйтесь в этом положении на 5-10 секунд.

Мост

Лягте на спину, согните колени и поставьте стопы на пол. Руки согните в локтях и поставьте ладони пальцами к себе около головы. Работая мышцами ног и рук, оторвите таз и спину от пола. Выпрямляя ноги и руки, поднимайте таз еще немного выше. Если возможно, постарайтесь шагнуть руками ближе к ногам. Зафиксируйтесь в этом положении на 5-10 секунд, постепенно увеличивайте время удержания «моста». 

Ничего страшного, если поначалу вы будете ощущать себя недостаточно гибкой, со временем и регулярной практикой это качество наработается.

Редакция выражает благодарность компании «Грация&Спорт» за помощь в подготовке статьи.

www.jv.ru

С чего начинается художественная гимнастика. Часть 1 — «Танцующие»

Многие из нас смотрят выступления гимнасток по телевизору. Костюмы для художественной гимнастики завораживают! Безусловно, поразительно с какой техничностью и грацией гимнастки выполняют сложнейшие элементы и трюки. Подобный эффект достигается с помощью многолетних и упорных тренировок с самого детства. С чего же все начинается? Мамы приводят маленьких девочек в возрасте 4-5 лет на занятия по художественной гимнастике. В первый год девочки должны освоить основные базовые элементы, научиться тянуть носочки и колени, также на уроках выполняется много упражнений на гибкость. В данном материале мы обсудим основные элементы, с которых и начинается этот прекрасный вид спорта.

ШПАГАТ

Шпагат оказывается бывает разным. Он подразделяется на правый, левый, поперечный и вертикальный. Последний – очень сложный элемент и для его исполнения нужно хорошо держать равновесие на одной ноге. Вообще растяжка – один из самых важных элементов для будущих гимнасток. Но перед занятиями нужно обязательно разогреться: побегать, поприседать, одним словом, сделать разминку. Запомните раз и навсегда, нельзя делать упражнения на растяжку без предварительной разминки. Итак, после того, как разминка закончена можно приступить к упражнениям по растяжке для шпагата. Предлагаем несколько вариантов:

Поставьте девочку на коленки спиной к вам. Ребенок должен обхватить вас за ноги руками. Дальше девочка должна поднять одну ногу, вы берете ее руками и тянете на себя. При этом «тазовые косточки» должны быть на одной линии. Для полноценной растяжки достаточно 15-20 пружин. При наличии шведской стенки ребенок может положить ногу на нее, а вы очень медленно и плавно начинайте прижимать опорную ногу к стенке. Также можно сделать упражнение на растяжку для поперечного шпагата. Для этого поставьте малыша боком к стенке и поднимите ногу в сторону.

Отличное упражнение на растяжку можно делать вместе с мамой или папой. Ребенок должен сесть на попу ноги врозь, поднять две руки вверх, спина должна быть ровной! Далее делаем наклоны сначала к правой ноге, затем к левой, после ложимся вперед на живот, руки вперед. Вы можете составить ребенку компанию, сев напротив него и делать наклоны вместе. Можно разнообразить упражнение и сделать круговые движения от правой ноги к левой.

Следующее упражнение также на растяжку. Садимся на пол в позу лотоса, руками прижимаем колени к полу и слегка пружиним. Также полезно выполнять следующее упражнение: кладем ребенка на спину, две ноги поднимаем вверх и начинаем осторожно разводить их в стороны и опять же выполняем пружинистые движения.

Можно использовать для растяжки стул. Для этого поставьте напротив девочки стул (высота – 50 сантиметров), одну ногу нужно положить на стул, а другая разъезжается в шпагат. И вновь выполняем пружинистые движения. Упражнение выполняется для растяжки на правый, левый и поперечный шпагат.

Следует отметить, что шпагат нужно выполнять правильно. Плечи и бедра должны быть на одной линии, спина ровная, коленки и носки подтянуты. В случае с поперечным шпагатом проверьте, чтобы ноги были также на одной линии.

Упражнения на растяжку нужно делать ежедневно.

Также для правильного выполнения шпагата следует уделить внимание такому элементу, как складочка.

СКЛАДОЧКА

Складочкой называют позицию, когда девочка сидит на попе, ноги вместе, живот полностью находится на ножках, руки обхватывают пятки, коленки сильно натянуты.

Упражнения, помогающие выполнить складочку:

Исходное положение: садимся на попу, ноги кладем на маленький стул и делаем наклоны вперед.

Исходное положение: стоим, ноги вместе, наклоняемся вперед, нужно попытаться положить ладони на пол или даже обхватить ноги.

Встаем лицом к шведской стенке, закидываем одну ногу на шведскую стенку и выполняем наклоны к левой и правой ноге.

Здорово, если вы будете выполнять эти упражнения вместе, весело и с задором! Это поможет ребенку настроиться на нужный лад.

Дата создания: 09.10.2013 15:40:28
Начало активности (время): 
Картинка для анонса: Array

www.danceplus.ru

Разряды в художественной гимнастике по новым правилам

Художественная гимнастика относительно молодой вид спорта. Возможно из-за этого правила по гимнастике все время видоизменяются. В связи с этими изменениями происходит изменение требований присвоения спортивного разряда спортсменам. Чаще всего требования меняются в период между Олимпиадами. Данный факт оказывает очень большое влияние на постановку упражнений. Часто те элементы, которые считаются обязательными в один период, утрачивают свою ценность. В это же время обязательными становятся другие элементы, что обязывает учитывать это при постановке выступления.

СудьиСудьи

Артистизм спортсменок оценивают на ровне с их техникой.

В гимнастике в 2017 году были ратифицированы новые правила и таблицы спортивных разрядов в художественной гимнастике. Они прописаны в положении ЕВСК на 2018-2021 гг.

Спортсменки, которые планируют добиться значительных результатов в спорте обязаны ознакомиться с правилами. Юным гимнасткам, начинающим свой путь в спорте достаточно знать, какие элементы позволят заработать 0,1 балл, даже при идеальном исполнении, а какие будут стоить целый 1 балл.

Бальная система для всех гимнасток одна, но упражнения не похожи друг на друга. Это происходит благодаря тому, что тренер знает особенности каждой своей спортсменки и подстраивает упражнение под ее индивидуальные данные. С помощью акцентов опытный тренер показывает все возможности гимнастки, при этом скрывая ее слабые стороны.

Обязательная программа

Обязательная программа – это обязанность гимнастки выполнить обязательные элементы в процессе своего выступления. Определение обязательных элементов закреплено в правилах по гимнастике. Кроме того, там прописано наибольшее и наименьшее количество обязательных элементов для каждого разряда. Количество и сложность обязательных элементов увеличивается с получением каждого нового разряда.

Судейская коллегия

Система оценивания, как и правила гимнастики, постоянно видоизменяются. Судьи воспроизводили оценку по 10 — бальной, 20 – бальной и 30 – бальной шкале, однако вот уже как три года международная федерация гимнастики остановила свой выбор на 20 – бальной шкале оценивания.

Правила FIG для индивидуальных упражнений по гимнастике установили новые требования к судейским бригадам. Данный факт также влияет на постановку программы тренером.

Оценки за технику

Оценку за технику выставляет бригада судей под названием «Трудность» или бригада D. В группу D входят четыре человека, которые подразделяются на две подгруппы:

  1. судьи D1 и D2;
  2. судьи D3 и D4.

D1 и D2 проводят оценку численности и технической ценности «Трудности тела», хореографических шагов и специфичных элементов. Оценка производится автономно друг от друга, после чего они вместе выставляют частичную оценку в базу.

Судьи D3 и D4 производят оценку элементов динамического характеры, произведенных с вращением, а также трудность предмета. Судьи оценивают выступление по отдельности, после чего вместе вносят частичную оценку в базу.

Оценка D образуется путем сложения частичных оценок двух подгрупп и не превышает 10 баллов.

Оценки за артистизм

Оценку за артистизм выставляет бригада судей под названием «Исполнение» или бригада E. В бригаду входят шесть человек, которые распределены на две подгруппы:

  1. судьи Е1 и Е2;
  2. судьи Е3, Е4, Е5, Е6.

Судьи первой подгруппы E оценивают артистизм, во время выступления оценка производится по отдельности, после выступления они производят совместную сбавку баллов за артистизм.

Судьи второй подгруппы производят оценку технических ошибок и совершают сбавку баллов за технику. Судьи второй подгруппы работают независимо друг от друга.

Эмоции в гимнастике очень важны, при подготовке к соревнованиям их тренируют не менее чем технические элементы. Таким образом, артистизм спортсменок оценивают на ровне с их техническим выступлением. Данный факт является отличительной чертой рассматриваемого вида спорта. В отличие от художественной гимнастики разряды в спортивной гимнастике зарабатываются только техническим оснащением спортсменки.

Младший возраст

Впервые приводить ребенка на занятия можно с трех лет. В возрасте четырех-пяти лет тренер может впервые выпустить девочку на соревнования., при условии, что тренер видит достаточную подготовку юной гимнастки. В этом возрасте девочки выходят на ковер большими группами и оценивают их номинально. Существуют также специальные выступления для младших возрастов (до 6 лет), в котором оценки не присуждаются. В этот момент тренер производит оценку морального состояния ребенка, смотрит как девочка реагирует на публичное выступление. Первые соревнования для ребенка – это стресс. Не стоит переживать, если в этом возрасте ребенок не готов выступать перед публикой, квалицированный тренер сможет помочь в будущем с «боязнью сцены».

Тренер с девочкойТренер с девочкой

Тренер обязан отлично разбираться в новых правилах и сможет помочь вам принять правильное решение.

Присвоение званий по художественной гимнастике начинается с 6 лет. До 6 лет не стоит спрашивать с ребенка больших достижений. Тренера предупреждают, что поистине хороших достижений можно добиться только после 7 лет. Это происходит вследствие того, что дети начинают ощущать свое тело только в этом возрасте.

Требования к юношеским разрядам

Наименьший возраст для получения самого низкого 3 юношеского 6 лет. В этом возрасте юные спортсменки обязаны отработать на выступлении всего одно упражнение и набрать восемь баллов. Упражнение следует выбрать б/п. Присвоение третьего юношеского разряда производиться на любых состязаниях и не требует доказательства в будущем.

Следующий разряд гимнастка сможет заработать уже на следующий год, однако необходимо будет набрать восемь с половиной баллов. Спустя год юная гимнастка сможет выполнить первый юношеский разряд. Для этого необходимо выполнить одно упражнение б/п и одно с предметом. При этом спортсменка должна заработать 19, 5 баллов по сумме упражнений.

Требования к взрослым разрядам

В требованиях ко взрослым спортивным разрядам по художественной гимнастике учитывается как численность упражнений, так и сумма оценок, а также категориальный характер судей, которые оценивают выступления. Возрастным цензом для получения третьего взрослого разряда является девять лет, но это удается не всем гимнасткам в таком юном возрасте. Для получения третьего взрослого разряда гимнастке необходимо набрать 33 балла в сумме трех выступлений: 1 б/п и 2 с предметами. При этом в коллегии судей должны принимать участие судьи, получившие республиканскую категорию.

В возрасте 10 лет гимнастка имеет право претендовать на второй разряд. Для выполнения данной цели ей потребуется набрать 46 баллов за 4 упражнения: одно б/п и три выступления с предметом. К судейской коллегии предъявляются такие же запросы, как и к предыдущему разряду.

С одиннадцати лет у юных гимнасток есть возможность претендовать на первый разряд. Первый разряд присуждается гимнастке, если она набирает 50 баллов за четыре упражнения: одно б/п и три с предметом. При этом норма первого разряда обязаны быть выполнены:

  1. 1 раз на Чемпионате РФ;
  2. 2 раза в последующий год на состязаниях выше муниципального уровня.

В коллегии судей обязательно должны принимать участия республиканские судьи, а в чемпионате участвовать более 5 команд.

Начиная с первого взрослого разряда гимнастки обязаны подтверждать свои звания на других международных спортивных соревнованиях с таким же статусом 2 раза в последующий год.

Старшие звания

КМС

Старшие звания начинаются с КМС. Присвоение КМС начинается с 13 лет, однако минимальному числу девочек удается достичь звания в таком юном возрасте. Чтобы получить КМС необходимо заработать 58 баллов за исполнение четырех упражнений со снарядами на чемпионате, в котором принимают участие более 20 гимнасток по разряду КМС. После чего нужно подтвердить свое звание. В год получения гимнастического звания нужно подтвердить его:

  1. На всероссийском чемпионате;
  2. На первенстве субъекта РФ.

В судействе должны присутствовать один судья всероссийской категории, а остальные должны быть выше первой категории.

МС

Звание Мастера Спорта по художественной гимнастике имеют право получать спортсменки с 16 лет. Для приобретения звания Мастера Спорта нужно набрать 66 баллов за четыре упражнения со снарядами на соревнованиях с участием более 20 гимнасток, имеющим МС. В гимнастике нормативы МС обязаны быть реализованы 1-ый раз на Чемпионате РФ и 2-ой раз на Кубке РФ. Подтверждать звание спортсмены МС обязаны дважды:

  1. Необходимо заработать место выше десятого на всероссийских соревнованиях;
  2. Нужно заработать место не ниже пятнадцатого на чемпионате ФО.

При этом для звания Мастера Спорта России в спортивной судейской коллегии должны присутствовать судьи выше Всероссийской категории.

МСМК

Спортивное звание мастер спорта России международного класса (МСМК) является одним из самым престижным в РФ. Добиться такого высокого результата сможет одна из тысячи гимнасток.

Основными требованиями для получения МСМК являются разнообразные требования. Обязательным является условие, что спортсменка должна состоять в списке кандидатов в сборную РФ, и гимнастка принимала участие в чемпионатах в составе сборной РФ. Есть возможность получить разряд и после Кубка мира, однако в этом случае считается сумма всех этапов Кубка. При этом необходимо занять призовое место в многоборье или первое-второе место в индивидуальном зачете с предметом. Участие в Олимпийских играх при условии, что спортсменка занимает с первого по шестое место в рейтинге. Также гимнастка может заполучить звание МСМК на чемпионате мира или всемирных играх, заняв в многоборье призовое место или выиграв в индивидуальном зачете с предметом с первого по третье место. Кроме того, спортсменка может стать МСМК после ЧМ благодаря призовому месту в командном зачете.

ЗМС

Наивысшим званием в художественной гимнастике является звание Заслуженного Мастера Спорта. Вопрос о присвоении и лишении звания решается высшим органом по управлению физической культурой и спортом России.

Другие нововведения

Кроме раздела о присвоение разрядов гимнасткам обязательно следует уделить внимание нововведениям в использование элементов. Следует выделить основные изменения, которые сильнее всего будут влиять на оценку выступления. Изменения сильно коснулись индивидуальной программы спортсменки. Порог гимнастических элементов снизили до наименьшего – теперь это от 3 до 9. Многих гимнасток порадовала новость о том, что с 2018 года правилами разрешено целых две музыки со словами. Сильных изменений претерпела стоимость разнообразных рисков. Например, стоимость трудности снаряда на ловле увеличили до четырех десятых.

Судейство

Судейство

Таким образом, для получения высоких результатов гимнастка с детства должна выполнять разнообразные требования для получения разрядов. С получением каждого нового разряда требования становятся все жёстче.

Последние раз правила претерпели изменения в 2017 году, когда FIG утвердила нормативы по художественной гимнастке на 2018-2021 гг. Новые правила должны знать не только тренера, но и сами воспитанницы. Гимнасткам очень важно внимательно изучить правила для того, чтобы не пропустить момент, когда есть возможность продвинуться в спорте.

Частой ошибкой родителей будущих гимнасток является «невыездной» ребенок. Родители думают, что соревнований, проходящих в родном городе, достаточно для развития спортсменки, однако это не так. С каждым годом выездных выступлений становится все больше, это связано с тем, что не всегда в родном городе проходят соревнования необходимого уровня. В младшем возрасте различия не так важны, однако с получением первого взрослого разряда выездные соревнования становятся необходимы для дальнейшего продвижения в спорте. В случае, если вы не уверены, стоит ли гимнастке выезжать на соревнования, прислушайтесь к мнению опытного тренера. Тренер обязан отлично разбираться в новых правилах и сможет помочь вам принять правильное решение.

ogimnastike.com

Какие предметы для художественной гимнастики необходимо приобрести?

Глядя на отточенные элементы в художественной гимнастике, кажется, что в них больше присутствует врожденная грация и четкая последовательность. Но каждое движение гимнастки, на самом деле, результат упорного труда и, зачастую, многих травм. И чтобы как-то обезопасить спортсменок, разработаны многочисленные вспомогательные предметы для художественной гимнастики.

Эластические бинты и бандажи

При работе с любым инвентарем для художественной гимнастики можно получить растяжение или травму. Широко распространено использование бинтов и бандажей – они могут как предотвратить растяжение, так и помочь продолжить тренировки с уже полученной травмой. Если повреждена спина, надевают наспинник, бандаж – он стягивает растянутые суставы, снижает болевые ощущения и группирует мышцы. Можно использовать и бандажи для фиксации лодыжек, плеч, локтей, коленей.

Наколенники

Еще один важнейший аксессуар для художественной гимнастики – наколенники. Любая тренировка состоит из постоянных движений, прыжков, поворотов, подскоков, и большую часть этой нагрузки испытывают именно колени. Известны случаи, когда из-за повреждения колена приходилось не только проходить курс реабилитации, но и вовсе покидать спорт.

Солдатова в наколенникахСолдатова в наколенниках

На фото Саша Солдатова в наколенниках.

Применять наколенники очень важно именно детям – не развитые суставы легко могут деформированы падением, неудачным рывком. При выборе этого защитного аксессуара надо обратить внимание на комфорте во время движений. Наколенники, как правило, делаются из эластичного материала, но если размер будет мал – это стеснит движения, и может излишне перетянуть колено. При этом наколенник должен и надежно зафиксировать коленный сустав.

При выборе наколенника нужно обратить внимание на регулировку. Коленный сустав может увеличиться из-за небольшой травмы, и желательно иметь возможность увеличить объем наколенника.

Пояс для спины

Тренировки по художественной гимнастике требуют от мышц тонуса и разогретого состояние. Достичь этого можно, безусловно, разминкой, а поддерживать помогает пояс для спины. Такой пояс разогревает мышцы поясницы, не стесняет движений при тренировке, является прочным и очень эластичным. Чаще всего такие пояса изготовлены с добавлением флиса, который не впитывает влагу, поэтому надевать пояс для спину следует на тренировочную майку или купальник.

Получешки

Интенсивно занимаясь по несколько часов в день на самых разных гимнастических настилах, немудрено стереть пальцы ног до крови. В то же время и грациозную ножку нельзя заковать в тяжелую обувь, поэтому используют чешки или получешки. В обычных чешках чаще всего занимаются совсем маленькие детки – им достаточно статических движений, они не используют много снарядов для художественной гимнастики. Однако тренеры рекомендуют сразу приучать ножки к использованию профессиональной обуви – получешек.

ПолучешкиПолучешки

Самыми прочными считаются получешки из кожи.

Такая обувь может также называться балетками, полутапками, намысниками, носиками. Изготавливаются получешки из ткани, кожи или совместно из этих двух материалов. Самыми прочными считаются чешки из кожи. Для обычных тренировок можно брать недорогие получешки, ведь занятия не всегда проходят на коврах для гимнастики, и от интенсивности трения об пол обувь сотрется.

Спортивная форма

Всем известно, что на соревнования по художественной гимнастике спортсменки готовят специальные костюмы для выступлений. А вот рядовые тренировки должны проводиться в удобной, практичной форме.

Если для выступлений купальники более привычны зрителям, то на тренировках, помимо них, чаще используются целые комплекты – лосины, гетры, болеро, кофты, пояса на спину, шорты. При выборе спортивной формы для занятий важно уделить внимание материалу – он должен отлично тянуться, быть незаметным для кожи, не образовывать складки. В первые годы тренировок гимнасткам рекомендуют надевать спортивные купальники, и дополнять их юбками или шортами.

Вспомогательные вещи

Для оттачивания навыков мастерства, а также на занятиях у детей использует множество дополнительного, вспомогательного оборудования. Детям часто предлагается балансировочная подушка. Подушечка позволит улучшить работу вестибулярного аппарата, увеличит степень равновесия.

Более взрослые гимнастки для растяжки ног используют натянутый в несколько слоев резиновый жгут. После таких упражнений особенно легким в исполнении становится гимнастический помост– ноги привыкают к сильным толчкам в попытках растянуть резину, и отталкиваться от помоста становится легче.

Еще одним дополнительным элементам являются утяжелители. Эти предметы помогают разнообразить тренировки и сделать акцент на развитие требуемых мышц. Применять утяжелители можно на руках или ногах – эти помощники улучшат кровообращение в заданной части тела. В интенсивных тренировках по художественной гимнастике важно осторожно подходить к выбору веса утяжелителей. В самом начале можно использовать манжеты весом 0,2 кг. Увеличивать вес можно только с шагом в 100 грамм. Слишком высокая масса утяжелителей может повлечь за собой травмы!

УтяжелителиУтяжелители

На тренировках важно с осторожностью подходить к выбору веса утяжелителей.

Собираем чемодан на соревнования

Планируя выезд на соревнования, важно не забыть самые полезные и необходимые вещи. Для поездки лучше выбрать рюкзак для гимнастики или чемодан на колесах – лишняя нагрузка на руки и спину совершенно не нужна. Основные предметы по художественной гимнастике будут предоставляться на соревнованиях, остается взять только личные вещи.

Для будущих выездных тренировок потребуется взять с собой:

  • 2 пары белых носков и теплые носки;
  • Полотенце
  • Форму – майку, трико, купальник;
  • Трусики и подкупальник;
  • 2 пары чешек;
  • Инвентарь для занятий – скакалки, ленту, упакованные в чехлы;
  • Предметы косметики;
  • Защитную экипировку.

Кроме того, надо позаботиться об удобной перевозке объемных предметов спортивного инвентаря – обруча детского, мячей, тренажера для стоп.

Список личных вещей для поездки может выглядеть так:

  • Документы;
  • Пижама;
  • Нижнее белье;
  • Туалетные принадлежности;
  • Полотенце;
  • Блокнот для записей, ручка;
  • Зарядные устройства для гаджетов.

Помимо этого, всегда будут присутствовать несколько костюмов – тренировочный, для выступления и командный – в нем, как правило, и едут на соревнования.

ogimnastike.com

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *