Чему учат в первом классе – Что учат современные дети в первом классе?

Чему учат в первом классе

sergey-vladi Чему учат в первом классе Автор:
07 марта 2014 13:35

На днях был уже подобный пост, я лишь хочу дополнить его немного. Ребенок учится в первом классе обычной школы по программе «Планета знаний». Все учебники и рабочие тетради составляла (как я понимаю) писатель Кац Элла Эльхановна. Очень бы хотелось найти информацию о ней, но как не искал в Интернете, толком ничего не нашел. Просто интересно посмотреть на человека, который создаёт «шедевры» для обучения наших детей. Лично я, воспитанный и обученный обычной средней школой в 80-х годах, иногда просто отказываюсь понимать ту информацию, которую уважаемая Кац Э.Э. хочет донести до наших детей. Ниже я разместил стишок (песенка, если быть точнее) из учебника. Как бы я не был воспитан, но это песенка у меня вызывает какое-то неприятное чувство. Исключительно из-за того, что я не знаю, как ответить сыну на его вопрос: «Пап, а почему они не стали покупать продукты, а купили девочку?». Ну вот откуда Кац Э.Э. берет это?

Чему учат в первом классе Чему учат в первом классе
Чему учат в первом классе Вопросы тоже стоящие, не находите?.. Чему учат в первом классе Этого в учебнике, к счастью, нет. Но песенку по смыслу я вижу как-то так… Чему учат в первом классе
Так какое же всё-таки у автора отчество? Эльхановна или ЭльханоНОвна? Чему учат в первом классе Про Фюся и Каркузябру уже было, тут я повторяюсь. Лично для меня, человека, который умеет рифмовать, чтобы хоть как-то «ухо воспринимало», песенка Фюся является образцом того, как рифмовать не надо. Замечу, что дети сейчас как раз проходят рифму. Ну и чему их научит плод больной фантазии, которого зовут Фюся? А еще там надо было сочинить песенка Каркузябры. А еще нарисовать обоих (это в тетради-приложении к данному учебнику). Не буду писать, что мы сочинили и кого нарисовали — достаточно наших страданий, не хочу других мучить.

Авторский пост

Ссылки по теме:

Чему учат в первом классе

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

fishki.net

Чему учат в первом классе

С год назад я рассказывал о том чему учат детей в нулевом классе канадской школы (то что в Израиле называют ган хова).
Прошел год, дочь закончила первый класс, и теперь я могу поделиться тем чтему их там учили.

Как и в прошлом году, мы получили на руки альбом со всеми работами ребенка по которому можно проследить чем они занимались в течении года и ее прогресс.
Хочу напомнить что моя дочь ходит во французскую шкколу, то есть преподавание всех предметов ведется на французском языке. Английский они ничнут учить только со второго класса, а первые два класса школы (это включая нулевой) дети получают базу французского. Мы ведь живем в англоязычной провинции, и большинство детей первый раз столкнулось с французским два года назад, когда пришли в нулевой класс. То есть в первом классе, кроме обычных чтения-письма-математики, они учат язык.

В классе обычно не больше 20 детей, и 2 учителя — учитель и стажер. Каждый год у класса меняется учитель, более того сами классы перетасовывают. В конце года каждый ученик составляет список из пяти детей из своей паралели, с которыми он хотел бы быть в одном классе в следующем году. Естественно что не обязательно все дети из списка попадут в один класс, но как минимум один гарантирован.

Я покажу здесь некоторые работы которые дают представление о том что они учили. Не все, конечно, альбом толстый.

Если хотите рассмотреть ближе — кликните на картинку.

1. Детям объясняли что такое community (община), город, провинция, страна и т.д. А потом было занятие, темой которого был «Наш город». Учительница спрашивала у детей какие интересные общественные места есть в нашем городе и записывала названые учениками варианты на доске. Создался некий список мест и всем было задано задание, которое можно было делать несколько уроков, не торопясь. Нужно было нарисовать «Наш город». И вот, что получилось у Алиски. Алиса получила за рисунок 5+ и ее работа была признана одной из самых лучших в параллели (эту работу выполняли все ученики первых классов).

Расшифрую пару мест на рисунке:
* Синие здание с красными «завитушками» на крыше, в верхнем левом углу — музей.
* Красное здание, с флагом, справа от музея — Алискина школа.
* Еще одно синие здание, прямо мод музеем — Суперстор.
* В Левом нижнем углу — зоопарк.
* Через дорогу от зоопарка, находится пруд с гусями. Наш Винни, славится тем, что именно сюда, слетаются гуси весной, возвращаясь из теплых стран, выводят потомство а осенью улетают в теплые края. Этот конкретный гусь, мне лично напоминает маленького динозаврика ;-).
* Красное здание справа внизу — пожарная станция.
* А зеленое поле с желтой башней, справа от пожарной станции — знаменитый парк «Асинибоин», в здании желтой башни находится арт галерея.
* Синее здание над парком — полицейская станция.

2. Любимая страница книги. В течении года, дети прочли много книг на французском языке. Hекоторые читали в классе, а некоторые книги забирали домой на неделю, для прочтения дома. У них была тетрадь, под названием «Любимая страница книги». Нужно было переписать в тетрадь текст любимой страницы из прочитанной книги и самостоятельно нарисовать иллюстрацию к этой станице. Можно было перерисовать тот рисунок, который был в самой книге, но учеников просили придумать все таки свой рисунок.

3. Характеристики материалов. Детям объясняли про разные материалы — железо, дерево, пластик, бумагу и т.д. Затем они изучали свойства тех самых материалов. В альбоме есть несколько работ на эту тему. На фото внизу:
* Под кусочком губки — абсорбирующий.
* Под кусочком пластиковой трубочки — немагнитный.
* Под скрепкой — блестящий.
* Под кусочком черной ткани — непроницаемый или водонепроницаемый. Этим же словом, на французском называют дождевик (непромокаемый плащ).
* Под кусочком фантика- гибкий.

4. Еще материалы: жесткие-мягкие, магнитные-немагнитные, блестящие-матовые.

5. И еще: плавающие-тонущие, впитывающие воду и не впитывающие.

Числительные.
Числительные во французском это сущий кошмар. Например нет отдельного слова для числа 70, оно произносится, в букальном переводе, как «шестьдесят-десять». А 90 произносится как «четырежды двадцать-десять», соответственно 97 будет «четырежды двадцать-десять-семь».
Детям такое очень трудно воспринять, поэтому сначала они учат просто произносить их по порадку до ста, это было в нулевом классе. Потом их учат считать прыгая через 2, через 5 и через 10:
6.

7. Ну а потом они учатся произносить случайно выбраные числа. Причем есть несколько систем (или стратегий), как получить определенное число и детей им учат.
Например в первой части этого задания учитель говорил число, а ребенок должен был его показать. А во второй части ребенок сам должен произнести числа. Мадам Коул, наша учительница, написала что Алиса использовала подход прыжков через десять, но делала это медленно.

8. Задачи на сложение-вычитание

9. Двухмерные и трехмерные геометрические фигуры и их отношения. Можно ли ставить их друг на друга в таком порядке.

10. Фигуромонстры

11. Квадрат-куб

12. Треугольник-пирамида

13. Разные виды линий: горизонтальные, вертикальные, зигзаги, спираль, кривые, волнистые:

Сочинение.
Детей попросили придумать зимнюю историю и написать ее. Понятное дело что правильно писать они не еще умеют, тем более по-французски который очень сложный. Каждый ребенок написал черновик, на котором мадам Коул разобрала ошибки, а потом она переписала историю правильно.
Алиса написала про снеговика-принцессу которая построила себе сестричку чтобы с ней играть.

14.

15.

16. Детям рассказывали о том что все люди разные, и каждый человек особенный и уникальный. На одном из уроков каждый из детей должен был рассказать в чем его уникальность.

Каждый сделал работу посвященную этому:

Времена года.
На каждое время года дети сделали книжечку — что характерно для этого времени года, какие праздники есть, какую одежду носят.
Это, например, осень:

17.

18. В доме включают обогрев. Собирают листья. Наступает Хелоуин на кторый собирают конфеты.

19. Делаем тыквы на Хелоуин. Птицы улетают, а белочки запасают еду

20. Что мы носим осенью

Учим про Канаду

21. География. Канада большая

22. В канаде живут разные люди. Канадский гимн.

23. Я канадец, и я за мир!

Эта статья была опубликована в журнале Арадана и транслирована в ЖЖ. Вы можете коментировать в журнале или здесь.
Ссылка на статью: http://blog.aradan.com/?p=1496

aradanthearcher.livejournal.com

Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.

* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Младшая группа – вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»

* Средняя группа — учат различать мягкие и твёрдые согласные (бы-би, ма–мя)

* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.

В современных детских садах теперь отменили такую подготовку, хорошо, если развивающими играми занимаются. А программа первого класса рассчитана на то, что ребёнок уже прошёл эти этапы. На уроке он знакомится с новым звуком и буквой, учится отличать гласные и согласные звуки, читает слоги и слова, пишет изученную букву. На следующем уроке — новая буква. Если в классе много детей, то каждому учитель может уделить 2 минуты, чтобы почитать слоги. Как вы думаете, сможет ли ваш ребёнок научиться в школе читать, если вы не будете дома закреплять пройденную букву? Часто же, когда родителей просишь читать и дома слоги, они заявляют: «Он меня не слушается, читать не хочет» или «Я его зачем в школу отдала, вот вы и учите». Поэтому мои советы для тех родителей, кому небезразлична судьба собственного ребёнка.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Начинаем обучение:

Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.

Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.

Их 6.

А – первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.

С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.

Сначала 3–5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.

«Два столба наискосок, посредине поясок. Посмотрите, какова! Перед вами буква А.»

«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»

Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?

Учим алфавит в игровой форме — с помощью животных и веселых стихотворений про них!

Читать дальше

Дидактические игры:

«Кто больше придумает слов на А?» (можно имён), «Кузовок» (сложить в корзинку предметы на А). Напечатайте на цветном принтере гласные звуки красным цветом, крупным шрифтом и по мере изучения наклеивайте на домашние предметы (А — аквариум) и т.д.

После изучения этих букв начинаем ежедневно петь песенку гласных, именно петь, а не читать: А А А А А, У У У У У, О О О О О, И И И И И , Ы Ы Ы Ы Ы , Э Э Э Э Э.

Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).

АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

(М Ш Б В Г Д Ж К Л Н П Р С Т) и составляем с ними таблицы скорочтения (первая крупным шрифтом, следующие уменьшаем постепенно). Читаем, используя приём «Эхо», читаете сами по 5 слогов, ребёнок повторяет.

Приклеиваем такие же слоги на отдельные картонки и играем в «Прятки». Прячете карточки по комнате, так, чтобы легко было найти. Когда ребёнок нашёл карточку, он должен прочитать слог или слово, вернее, это получается повтор наизусть, слоги запоминаются зрительно. Ищете по очереди, то вы, то ребёнок. Это помогает в игре повторить слоги несколько раз и вселяет в него уверенность, что он может читать.

Таблица 1.

ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).

После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто прочитает быстрее. Если интерес к чтению не проявляется, то подключите игрушки, читайте за кукол, мишек, играйте в школу.

Таблица 2.

мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата

Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)

ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги

Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я ( произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)

Таблица 4. (У, Ю) (Э, Е) (Ё ,О) (А, Я)

му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня

Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)

за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка

Таблица 6. (Учимся читать слова с закрытым слогом)

он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил

боч-ка кош-ка мыш-ка миш-ка шиш-ка лож-ка печ-ка рыб-ка дыр-ка кор-ка лод-ка бул-ка гор-ка пуш-ка

Таблица 7. (Отрабатываем произношение твёрдых и мягких согласных)

Мал-мол-мыл-мул-мил-мел   вал-вол-вёл-вил   бак–бок–бык–бук   был–бил-бел   кот-кит  лак–лик-лом–лес–лис  нос–нёс   сук–сок-сыр–сер– сел  рыл–рёв-рот-рис–рад  ток-тик–тук

Дидактические игры со словами

Если у вас есть разрезная азбука букв или набор пластмассовых, деревянных букв без картинок, то можно закреплять изученные слоги и слова в игре «Наборщик». Называете слово, ребёнок складывает его из букв и читает, но нельзя при наборе вслух произносить побуквенно, пусть без вашей помощи соберёт слово целиком. Когда научится бегло читать, то в эту игру играют по другому: выкладывают большое слово, например, первоклассница, и из его букв придумывают новые слова (перо, класс, кол, сон, нос и т.д.)

«Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два.

А потом сложить их снова,

Станут новые слова.»

Игра «Авария» (напечатать слоги, вразброс по листу: зеб – ра, бе – ге — мот, жи — раф, кро — ко — дил, шим — пан — зе, ге — пард, пан — те — ра, дико — браз, ли — си -ца, ма — ка — ка)

«Дело было в воскресенье

У слона на день рожденья.

Гости пели, веселились

И на части развалились.

Помогите поскорей

Из слогов собрать гостей».

Игра «Слово в слове». (Отыщите другие слова в большом слове)

Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).

Игра «Перевёртыши». (анаграммы), (составьте слово наоборот).

Нос – сон, кот – ток, кит – тик, насос – сосна, мала – лама, лом – мол, налим – лиман, вол-лов, лес – сел.

Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).

Коса- коза, роза, поза, лоза, Лиза, луза, лупа, липа, лира, лиса, Лида, Люда, люди, люки, луки, луни.

Буква заблудилась. (Отыскать слово с ошибкой)

«Неизвестно что случилось.

Только буква заблудилась.

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.»

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме.

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

***

Забодал меня котёл

На него я очень зол.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

***

Бежит волна за кораблями.

Летают майки над волнами.

На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи.

А о чём они кричат?

Вы спросите у врачат.

***

Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном —

Обязательно примите

Десять цапель перед сном».

Наращивание слов. (Добавьте новый слог)

Рог – пирог, бок – грибок, бор – забор, ход- поход, сук- барсук, нос – поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ – карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса.

Собери слова в корзинку.

Скок, скок, поскок.

Мы отправились в лесок.

Соберём слова на –ОК

И положим в кузовок.

Грибок, лесок, голосок, колобок, песок, носок, чулок, колосок, волосок, замок, мысок, сучок, щенок.

Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези)
Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л В______Л
Б ___К Л_____К М____Л
бак лак мал сок вал нос
бок лук мол сук вол нёс
бук лес мул выл
бык лис мыл

Лишнее слово (Прочитать, назвать лишнее слово, объяснить, почему)

Чашка ложка кошка тарелка. Лиса рыба волк рысь. Шкаф кровать диван слон. Дождь лето осень зима весна. Лыжи санки коньки велосипед. Зебра крокодил тигр медведь.

Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.

Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.

Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.

Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.

Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.

Поймите, что если ребёнок начинает отставать в первом классе, то он становится «изгоем» на всю жизнь и до окончания школы учёба превращается в муку для него и вас. Судьба вашего ребёнка в ваших руках, помогите ему освоиться в этом сложном мире знаний.

Фото: https://www.pexels.com, http://www.globallookpress.com/

www.u-mama.ru

Почему разные школы учат по разным учебникам и как оценивают знания первоклассников

Перед Новым годом «Мел» запустил серию тематических рассылок для родителей дошкольников (подписаться можно здесь) — о том, как подготовить ребёнка и себя к первому классу. В этом выпуске мы расскажем, как формируется расписание первоклассников, по какой системе учителя оценивают их знания и кто решает, по каким учебникам дети будут заниматься. Поехали!

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Что такое стандарт образования? Значит ли это, что все учатся одинаково?

ФГОС — это федеральный государственный стандарт образования, который утверждает Министерство. Он определяет, почему программа обучения в начальной школе именно такая. В стандарте прописаны цели и задачи, которые должны быть достигнуты и решены за время обучения ребёнка, а также все сопутствующие факторы — начиная от регулирования времени урока и оценок и заканчивая рекомендациями по оснащению классов.

Каждая государственная школа выбирает себе вектор из существующих УМК (учебно-методических комплексов): они включают в себя учебники, рабочие тетради, методички для учителей и другие дидактические материалы. Некоторые школы придерживаются целиком одного УМК, другие разделяют программы по классам, третьи комбинируют и используют учебники из разных программ или даже те, которые не входят ни в один комплекс. В таких случаях главное, чтобы учебники были одобрены Министерством образования и соответствовали общему стандарту.


Почему в разных школах разные учебники?

Сегодня в России принято и одобрено семь УМК: шесть традиционных («Школ России», «РИТМ», «Перспектива», «Начальная школа ХХI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний») и один развивающий (система Эльконина-Давыдова). Они могут отличаться учебниками, способом подачи материала, подходом к ученикам, темпом обучения. Но все они обязательно должны быть «завизированы» Министерством и давать тот необходимый объём знаний, на котором будет строиться обучение в средней школе.

Таким образом, УМК, учебники, тетради — средства достижения одной цели. И каждый учитель вправе строить программу и учить детей по тем книгам, которые ему кажутся более подходящими для конкретного класса.


Школа или родители — кто выбирает, по каким учебникам будут учиться дети?

Тут ответ однозначный, это дело школы. Методический совет выбирает комплекс (или комплексы, или комбинирует учебники), ориентируясь на опыт использования программ, способности и подготовленность детей, а также на профиль обучения (у одних программ более гуманитарный подход, у других — наоборот, более логический). В школах, где классы учатся по разным программам, педагоги-психологи проводят тестирования, чтобы определить, какому ребёнку какая система подойдёт и сформировать равносильные классы.

О том, по какой программе учат детей в начальных классах, можно узнать или на официальном сайте учреждения в разделе «начальная школа» или напрямую у директора или завуча. Обычно родителям рассказывают о программах и учебниках на первом собрании перед зачислением детей в первый класс.


Должны ли родители покупать рабочие тетради?

Рабочие тетради — это дополнительные учебные материалы, которые выбирает школа, придерживаясь определённого УМК. Тетрадь представляет собой сборник заданий под каждый конкретный параграф в учебнике. В тетрадях для первоклассников задания, как правило, поданы в игровой форме (нарисуй, раскрась, вставь буквы, подставь числа), чтобы детям было интересно.

Долгое время школы не закупали тетради (потому что их нельзя использовать повторно) и предлагали родителям покупать их самостоятельно. Ситуация изменилась, когда министр образования Ольга Васильева запретила школам требовать от родителей покупать тетради и переложила эту задачу на школы. В ответ на это многие школы отказались от тетрадей, другие действительно стали закупать их самостоятельно или печатать копии на класс.

Что нужно запомнить: если в вашей школе требуют покупать рабочие тетради, то вы вправе этого не делать.


Можно ли ставить оценки в первом классе?

В первом классе детям не должны ставить оценки ни в каком виде: будь то смайлики, ёлочки, снежинки или звёздочки. Это требование к школам принято уже более 15 лет. Оно объясняется тем, что оценки неправильно влияют на мотивацию ребёнка и могут отбить у него желание учиться. Соответственно, никаких отличников или отстающих в первом классе (и до четвёртого) тоже быть не может.

Вот что говорится по поводу оценок в официальном письме Минобразования: «Нельзя при неправильном ответе ученика говорить „не думал“, „не старался“, „неверно“, лучше обходиться репликами „ты так думаешь“, „это твоё мнение“, „давай послушаем других“ и так далее. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов».

Учитель может фиксировать пропуски ребёнка и вести собственный график успеваемости учеников, чтобы подстраивать под них программу.

Обычно на первых собраниях учителя рассказывают, как они следят за тем, как дети осваивают учёбу. Часто в школах используется метод«рефлективной» оценки, когда учитель предлагает ученику самостоятельно оценить свою работу, ответив на вопросы: какое было задание, удалось ли его выполнить, сам выполнил или кто-то помог. При этом ответы не подразумевают оценок «хорошо» или «плохо», а дают и учителю, и ученику понять, что ребёнок уже научился делать, а где ему нужна помощь.

За систему оценок в школе отвечает завуч. Поэтому если в вашей школе детям рисуют «весёлые и грустные солнышки», то лучше спросить у завуча, почему школа использует такую систему.


По какому расписанию учатся первоклассники?

Во многих школах уроки первоклассников идут по общему расписанию, но в сокращённом формате: первые 3-4 недели (или до конца первой четверти— период адаптации в каждой школе разный) занятия длятся по 35 минут и в день бывает не больше трёх уроков. Во второй четверти расписание становится «нормальным»: уроки длятся по 40-45 минут, но их должно быть не больше пяти в день — это уже не внутришкольные нормы, а норма СанПин.

«Мы стараемся сделать так, чтобы начальная школа, особенно первый класс, в период адаптации была ближе к саду — чтобы дети больше играли. Чем больше игры на первых занятиях, тем больше у детей свободы, тем интереснее и проще им влиться в учёбу, — говорит директор московской школы № 1788 Александр Ездов. — Не очень хорошо, когда учитель просто рассказывает, а дети сидят и слушают. Им тяжело сразу привыкнуть к такому формату. Школа — это принципиально новое состояние для ученика».


Если вы хотите больше узнать о том, как учат в начальной школе, почитайте эти материалы:

Иллюстрации: Shutterstock

mel.fm

Первый раз в первый класс. Советы начинающему учителю начальной школы

Не так давно молодая учительница начальной школы попросила членов сообщества Педсовета помочь ей рекомендациями: как себя вести с детьми, с родителями, как завоевать авторитет. Наши бывалые педагоги не подвели и дали разумные советы.

первоклассники

Совет 1

Прежде всего знайте, что с тех пор, как в Вашей трудовой книжке появилась запись о том, что Вы приняты на работу, Вы сами приобрели новый статус, и теперь должны выстраивать собственную систему работы согласно своим предпочтениям, и с учётом ФГОС, конечно. 

Что Вы хотите от родителей? Что вы ожидаете от учеников? Какие требования предъявляете к ведению дневника, тетрадей? Что рекомендуете, а на чём настаиваете? Если вы во время педпрактики посещали уроки учителей,  примените что-то, что Вам понравилось.

С детьми не заигрывайте, любите их так, чтобы они этого не замечали. 

Совет 2

Помните, что войдя уверенно в класс, вы становитесь партнерами с учениками, с родителями. С детьми не надо сюсюкать, а надо разговаривать на равных, как со взрослыми. Всегда их нацеливать на развитие, приобретение знаний и на успех!

С родителями у вас одна цель — сделать детей успешными. Чтобы этой цели достичь, надо с родителями смотреть «в одну сторону» Но не вы с ними, а они с вами. Чтобы у вас это получилось, нужно быть уверенной в своих словах перед родителями, показать им свою компетентность учителя, познакомить их со своими требованиями: дети не должны опаздывать, должны самостоятельно готовить портфель вечером, а родители — контролировать и т.д. 

Совет 3

Вы для малышей — бог и эталон. Сложно советовать, «какие слова» произносить. Увидев своих малышей, вы их обязательно подберете сами. Чтобы Вам было легко и комфортно с детьми и родителями, советую сразу вовлекать мам и пап во внеурочную деятельность. На первом же собрании скажите, что только вместе вы сможете дать детям не только образование, но и развивать их. Родители ждут, что Вы их привлечете к деятельности, только вот сами вряд ли сделают первый шаг. 

Совет 4

Ничего не бойтесь, будьте уверены в себе, последовательны, энергичны. Не требуйте на уроке «идеальной дисциплины». Помните, урок — это частичка жизни ребёнка. Живите с детьми полной жизнью. В общении с родителями своих учеников помните, что их дети — самое дорогое в жизни. Будьте тактичны. Находите нужные слова.

Совет 5

Во время беседы с родителями обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию.
Хочу напомнить слова известного педагога А.С.Макаренко: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь».

Совет 6

Не стоит бояться обращаться за советом к своим коллегам по работе. Попробуйте, в первую очередь в той параллели, в которой Вы будете работать найти себе учителя для консультаций, помощи в организационных вопросах. Обязательно побеседуйте с заместителем директора, о так называемых «местных» устоях, традициях, привычном режиме школы. Хорошо бы выслушать мнения учителей школы разных поколений. Тех, кто работает давно, тех, кто как и Вы, только, недавно пришёл в школу со студенческой скамьи и учителей, которые имеют опыт работы в нескольких школах.. Лучше, чтобы это были беседы «по существу». Подготовьте вопросы заранее, и старайтесь не отходить от нацеленного плана. И, главное, будьте уверены в беседе с родителями. Изучите свои должностные обязанности, и придерживайтесь принципа «Не навреди». 

Совет 7

Самое главное — не суетитесь! Сдержанно, спокойно и уверенно встречайте родителей и учеников. Чтобы не забыть последовательность действий, сделайте памятку и положите под стекло на стол. Чтобы преодолеть волнение, начните принимать валериану в таблетках. Она имеет накопительное действие. Не бойтесь учеников. Они это почувствуют. Старайтесь не повышать голос, как бы Вам не хотелось. Я успокаиваю расшумевшийся класс маленьким, но очень звонким колокольчиком, который всегда у меня на столе. С его помощью завожу учеников в класс за 3-5 минут до звонка и сообщаю, что надо попить или сходить в туалет тому, кто забыл. Старайтесь увидеть любую ситуацию глазами ребенка, который так же, как и Вы пришел в первый класс. Ему страшно так же, как и Вам. У него нет опыта, он многое не умеет. Сначала выдвигайте требования к себе, а потом можете требовать с ученика и организованность, и ответственность.

pedsovet.org

Разное

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *